Поддержка одаренных детей: найти и обеспечить. Программы Сбор и использование персональной информации

«… я коротко остановлюсь на том, что у нас именуют «вопросом о молодых». Начинающие писатели весьма требовательны, это вполне понятно и простительно, ибо молодёжь по природе своёй спешит насладиться успехом.

Я знаю немало двадцатилетних юнцов, они сетуют на упадок литературы и громогласно взывают о защите, если директора театров позволяют себе отклонить их вторую пьесу, а газеты не желают печатать их третью статью. Наша литературная молодёжь мечтает вот о чём: пусть найдут такого книгоиздателя, что будет издавать и распространять все книги начинающего писателя, которые тот принесёт к нему; пусть откроют особый театр, пусть установят ему государственную субсидию с тем, чтобы на его сцене шли все пьесы начинающего драматурга, которые он вручит директору. И о таких предложениях оживленно спорят, замечают, что государство расходует на музыку гораздо больше денег, чем на литературу, говорят о художниках, которых забрасывают заказами и осыпают наградами, так что они живут, точно избалованные дети, под отеческой опекой властей предержащих. Рассмотрим же внимательнее чаяния молодёжи.

Мысль о том, будто можно поддерживать всех без исключения, способна вызвать только улыбку. Без выбора всё равно не обойтись; создайте особый комитет, назначьте лицо, облечённое полномочиями, - им всё равно придётся рассматривать рукописи; а значит, опять появится возможность для произвола, молодые писатели, которых обойдут, вновь примутся обвинять государство в том, что для них ничего не делают, что их умышленно хотят подавить.

Впрочем, они во многом будут правы: субсидии, что ни говорите, идут на пользу посредственности, человеку с независимым и своеобразным талантом никогда не дают заказа. Систему правительственного поощрения никогда не применяли к книгам; в самом деле, у нас нет издателя, которому государство давало бы сто или двести тысяч франков в обмен на его обязательство публиковать ежегодно десять или пятнадцать книг начинающих авторов. Но в театре опыт такого рода - вещь не новая; например, театр Одеон широко раскрывает свои двери перед молодыми драматургами. Так вот мне хотелось бы узнать, много ли наберётся талантливых авторов, у которых первая пьеса шла на подмостках Одеона. Я уверен, что их окажется относительно мало, меж тем как список посредственных и ныне уже забытых авторов будет огромный. Пусть это послужит подтверждением аксиомы: поддержка, которую власти оказывают литературе, идёт на пользу только посредственности.

Часто молодые писатели, главным образом драматурги, спрашивают меня: «Неужели вы не верите в то, что существуют неизвестные таланты?» Разумеется, если талант ничем себя не проявил, он пребывает в безвестности; но в одно я твёрдо верю и знаю, что это так: всякий мало-мальски яркий талант в конце концов себя проявит, и его вынуждены будут признать. Всё дело в этом и ни в чем другом. Человеку даровитому нельзя помочь разрешиться его произведением, - он это делает без посторонней помощи. Позволю себе привести пример, относящийся к творчеству художников. Каждый год в Салоне живописи, на этом базаре художественных изделий, мы видим ученические полотна, работы художников, получающих субсидии от государства: эти на редкость невыразительные картины допущены сюда лишь из духа терпимости и ради поощрения; подобные опусы ничего не стоят, их не принимают во внимание сегодня, не будут принимать во внимание и завтра, они только без всякой пользы и ко всеобщей досаде занимают место на выставках. Неужели и в литературе нам надо добиваться субсидий, а потом выставлять на всеобщее обозрение пустячные книги? Государство ничем не обязано молодым писателям: никто не давал им права, написав несколько страниц, которые не желают печатать или ставить на сцене, изображать из себя мучеников. Ведь сапожник, стачавший первую пару сапог, не требует от государства, чтобы оно помогло ему их продать. Работник сам должен добиваться, чтобы его работу оценили по достоинству. А если он бессилен этого добиться, грош ему цена, он по своёй вине пребывает в безвестности, и поделом.

Надо напрямик заявить: слабые литераторы не заслуживают никакого интереса. По какому праву, будучи слабыми, они тщеславны и желают прослыть сильными? Нигде слова: «Горе побеждённым!» - не звучат более уместно. Никто не принуждает человека писать; но уж если он берётся за перо, то тем самым принимает возможные последствия битвы, и тем хуже для него, если после первого же удара он падает наземь, а его сверстники и коллеги проходят дальше, ступая по нему. Жаловаться в подобных обстоятельствах просто смешно, да к тому же это не помогает. Сколько ни поощряй слабого, он всё равно потерпит неудачу, а сильный добьётся успеха, не взирая на все препятствия, - вот непреложный вывод, и тут уж ничего не поделаешь. Я хорошо знаю, что всё относительно и что мне могут назвать весьма посредственных писателей, которые благодаря субсидиям и поддержке стали модными авторами. Но такие доводы даже слушать стыдно.

Зачем Франции нужны посредственные писатели? Ведь если поддерживают начинающих, то делают это, разумеется, в надежде, что среди них может отыскаться гений. Книги и пьесы - не товары широкого спроса, такие, скажем, как шляпы и башмаки. Впрочем, если угодно, и в лавках книгопродавцев, и в театрах можно встретить немало поделок, находящих множество покупателей; но ведь все это произведения второсортные, недолговечные, их удел - служить злобе дня. Я даже не хочу задумываться над тем, сколько посредственных произведений можно ещё получить, если государство вмешается в это дело и объявит конкурс на лучшее произведение. Не стоит ли в таком случае просто открыть особый класс в Высшем училище искусств и ремёсел, где учили бы сочинять книги и пьесы по самым образцовым рецептам и к осени обеспечивали бы Париж комедиями и романами на всю зиму. Нет, в литературе важно только одно - талант.

Поощрения оправданы лишь тогда, когда они помогают появлению выдающегося писателя, который пока что затерян в толпе безвестных литераторов и терпит нужду. А если так, то самый вопрос о молодых упрощается. Пусть всё идёт своим порядком, ибо никого нельзя наделить талантом, а в человеке талантливом заложено достаточно сил для полного развития его дарования. Обратимся к фактам. Давайте изберём группу молодых писателей - пусть их будет двадцать, тридцать или пятьдесят - и проследим, как складывались их судьбы. Сначала все они дружно пускаются в путь, их воодушевляет одна и та же вера, их обуревает одинаковое честолюбие. Затем почти сразу же намечается разница: одни быстрым шагом идут вперёд, другие топчутся на месте. Однако, пока ещё делать выводы рано. Но вот наконец можно и подвести итог: посредственности, хотя их всячески поддерживали, подталкивали, похваливали, так и остались посредственностями, несмотря на первые успехи; слабые и вовсе исчезли с горизонта; зато сильные, которым пришлось по десять, по пятнадцать лет сражаться в обстановке злобы и зависти, теперь торжествуют, талант их расцвел пышным цветом, и они впереди! Это вечная история. И было бы очень досадно, если бы захотели избавить сильных от долгих лет ученичества, уберечь их от первых битв, в которых они получают боевое крещение. Пусть они страдают, отчаиваются, выходят из себя - это им только на пользу. Глупость толпы и ярость соперников окончательно шлифуют их дарование.

Итак, для меня вопроса о молодых не существует. По-моему, это надуманная проблема, и разглагольствования о ней лишь поддерживают неосновательные надежды слабых литераторов. Я уже говорил, что никогда ещё двери книгоиздателей и директоров театров не были так широко распахнуты, как сейчас; любую пьесу играют на сцене, любую книгу печатают; а тем, кому приходится немного обождать, это только на пользу, они становятся более зрелыми. Для новичка самое большое несчастье - слишком быстрый успех. Надо знать, что прежде, чем достичь славы, настоящий писатель лет двадцать посвящает упорному труду. Когда юнец, сочинивший полдюжины сонетов, завидует известному писателю, он забывает, что тот отдал ради славы лучшие годы своёй жизни.

С некоторых пор считается хорошим тоном проявлять интерес к молодым. Покладистые профессора не скупятся на сердечные излияния, журналисты требуют, чтобы государство думало о начинающих писателях, в конце концов, начнут мечтать об образцовых книготорговцах для них. Так вот, все это ерунда. Такие люди только льстят молодёжи, преследуя при этом корыстные цели; одни рассчитывают извлечь какую-нибудь пользу для себя, другие радеют о своёй репутации людей добрых и обязательных, третьи хотят убедить окружающих, будто молодёжь идет за ними, а потому и будущее принадлежит им. Я охотно допускаю, что есть среди них и люди наивные, в меру простодушные, которые искренне верят, что величие нашей литературы зависит от решения так называемого вопроса о молодых. Я люблю высказывать суровую истину и полагаю, что важнее всего быть откровенным; вот почему я в заключение прямо говорю начинающим писателям: «Работайте, - это самое важное. Рассчитывайте только на себя. Всегда помните, что если у вас есть талант, он откроет перед вами даже наглухо запертые двери и поднимет вас так высоко, как вы того заслуживаете.

И главное, отказывайтесь от благодеяний властей предержащих, никогда не просите помощи у государства: это лишит вас мужественности. Высший закон жизни - борьба, никто вам ничем не обязан; если вы сильны, вы непременно восторжествуете, а если потерпите неудачу, не жалуйтесь, - значит, лучшего вы не заслуживаете. И вот ещё что: относитесь к деньгам с уважением, не впадайте в ребячество, не поносите их, по примеру поэтов; деньги - залог нашей отваги и нашего достоинства, мы, писатели, должны быть независимы, чтобы иметь возможность говорить всё; деньги позволяют нам стать духовными вожаками века, единственно возможной в наше время аристократией.

Смотрите на нашу эпоху как на одну из самых великих в истории человечества, твёрдо веруйте в будущее, и пусть не смущают вас такие неизбежные последствия эволюции, как непомерное развитие журналистики и меркантилизм литературы низкого пошиба. И не оплакивайте прежний дух, царивший в литературе старого общества и умерший вместе с ним. Новое общество порождает новый дух, и дух этот с каждым днём всё сильнее проявляется в поисках и в утверждении истины. Пусть же натуралистическое направление развивается дальше, пусть всё больше появляется талантов, которым предстоит закончить начатое нами дело. Вы сегодня выходите на арену, не вздумайте же бороться против эволюции, происходящей в обществе и в литературе, ибо гении XX столетия - среди вас».

Эмиль Золя, Экспериментальный роман / Собрание сочинений в 26-ти томах, Том 24, М., «Художественная литература», 1967 г., с. 398-403.

Встреча была на редкость представительной, в подобном составе эксперты сферы образования собираются нечасто. И хотя в аудитории доминировали ректоры - Виктор Садовничий, Михаил Стриханов, Николай Кудрявцев, Виталий Рубцов, Анатолий Александров, Ярослав Кузьминов и другие, были и депутаты Госдумы (Александр Дегтярев, Олег Смолин, Ирина Роднина), и руководители общественных организаций. Минобрнауки представлял замминистра Игорь Реморенко, курирующий школьное образование и молодежную политику.

В самом начале заседания Ольга Голодец напомнила, что весной прошлого года был принят Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, однако многие поставленные задачи до сих пор не решены - например, не разработаны требования к программам предпрофессионального образования в области искусств. Впрочем, на заседании Национального координационного совета акцент был сделан на других вопросах: что нужно предпринять в масштабах страны для выявления одаренных детей, в том числе как совершенствовать систему интеллектуальных состязаний школьников и студентов.

Дети из богатых семей - самые одаренные?

На заседании были представлены результаты первого всероссийского исследования отношения граждан к талантам - по инициативе ВШЭ полевые работы провел Фонд «Общественное мнение». Результаты, по словам управляющего директора фонда Елены Петренко, оказались удивительными даже для социологов.

В числе основных выводов - конец мифа об «уравнительном сознании». На вопрос, согласны ли вы с тем, что культуру развивают лишь немногие, наиболее талантливые люди, 56% опрошенных ответили утвердительно. «Это значит, что общество вышло из советской шинели, с уравнительными ценностями мы практически расстались, - считает Елена Петренко. - Наше сознание не является уравнительным». А 36% опрошенных согласны с тем, что рост экономики (и в конечном счете благосостояние каждого из нас) определяется вкладом 3-5% талантливых и энергичных людей.

Следующий раздел опроса - кто же должен платить за развитие способностей одаренных детей, в какой мере необходимы соплатежи родителей. Менее трети опрошенных в выборке «население» и четверть в выборке «родители» уверены, что развитием талантов ребенка должна заниматься семья, а не государство. О важности роли государства в развитии талантов говорят 67% в выборке «население» и 73% в выборке «родители». Однако родители могут брать на себя максимум ответственности: 75% опрошенных готовы отказаться от важных для них жизненных благ ради развития таланта ребенка.

На вопрос, готовы ли вы платить за дополнительное образование, развивающее способности вашего ребенка, 33% наиболее обеспеченной части населения (верхний из пяти квинтилей) отвечают «да, уже платим», такой же ответ дают 37% чуть менее обеспеченной части (второй квинтиль). По мнению ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, это важный показатель: представители первого квинтиля платят меньше, чем представители второго. То есть социальные блага достаются обладателям больших доходов - в бесплатный сектор поддержки талантов попадают в большей степени дети очень обеспеченных родителей.

Еще один сюжет, который рассматривался в рамках исследования, - в какой школе нужно учиться для развития одаренности. Большая часть опрошенных говорит о необходимости расширения возможностей общеобразовательной школы, меньше трети - о развитии сети специализированных школ и обеспечения прозрачной системы отбора в них. Налицо противоречие: большинство хочет, чтобы дети учились в обычной школе, но скептически оценивает ее возможности по развитию одаренности. И, как заметила Елена Петренко, ответы респондентов отражают сложившуюся на сегодня практику. Чем выше уровень дохода респондентов, тем чаще они утверждают, что для одаренных детей необходимы специальные школы.

Впрочем, на вопрос о том, как набирают детей в такие школы, большинство опрошенных отвечает, что туда можно попасть не только благодаря способностям, но и за плату, по знакомству. В верхнем квинтиле 14% утверждают, что в спецшколы отбирают преимущественно по способностям, и это означает, что дети из таких семей реально учатся. Чем состоятельнее семья, тем чаще дети учатся в лицеях и гимназиях - и строго наоборот: чем ниже уровень семейного дохода, тем реже ребенок там оказывается.

Университеты и олимпиады

С содокладами о совершенствовании системы интеллектуальных состязаний для выявления одаренных школьников и студентов выступили Ярослав Кузьминов и ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий.

Ярослав Кузьминов говорил о сфере ответственности университетов в вопросах поиска и выращивания талантов в научной и профессиональной сфере (за рамками обсуждения остались спорт и искусство). Здесь есть несколько проблем: школа ориентирована на освоение программы общего образования и не стимулирует к получению дополнительных знаний, олимпиады проводятся только по школьным предметам, и у детей нет возможности примерить к себе профессиональные роли. На факультеты психологии, социологии или почвоведения от трети до половины студентов, пусть даже сильных, приходят случайно - соответствующих предметов они в школе не изучали.

Вузы заинтересованы в сильных студентах, и этот интерес будет стимулировать конкуренция за госзадание по показателям качества приема, которую с этого года вводит Минобрнауки. Новый закон «Об образовании в РФ» впервые разрешил вузам заниматься общим образованием - открывать свои лицеи и лицейские классы. Однако система работы со школьниками в конкретных вузах в большей степени ориентирована на подготовку абитуриентов для себя (преимущественно на платных подготовительных курсах), нежели на поиск талантливых школьников. И для эффективной работы с одаренными детьми у вузов нет ни базы, ни умений, ни стимулов, ни ресурсов. «Такую модель поведения вузов мы должны попытаться изменить», - считает ректор ВШЭ.

Работа вузов с одаренными школьниками - это отбор «готовых» талантов и «выращивание» талантов, причем главной формой этой работы на сегодняшний день являются олимпиады. Однако в олимпиадном движении есть проблемы: общество сомневается в объективности проведения олимпиад (об этом свидетельствуют регулярные обращения в Общественную палату), но в то же время само стремится использовать олимпиады как способ внеконкурсного поступления в вуз. Этому нужно противопоставить другие действия, обеспечив заинтересованность участия в олимпиадах, начиная с младших классов.

Каковы направления развития олимпиадного движения?

Нужно совершенствовать систему олимпиад: усиливать контроль, обеспечивать прозрачность, вырабатывать единые правила, которые не стесняли бы инициативу. Необходимо расширять практику конкурсов проектов по прикладным направлениям - аналоги всероссийского конкурса «Шаг в будущее», который организует Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (МГТУ). Конкурсы проектов можно проводить и в других сферах - сельском хозяйстве, социальной работе, менеджменте. Точно так же олимпиады можно проводить по предпрофильным предметам - от философии до медицины (на сегодняшний день представлены только инженерия, экономика и право), причем «стаж» новых олимпиад и конкурсов, позволяющий победителям получать льготы при поступлении в вузы, должен быть сокращен до одного года.

Охват школьников олимпиадными состязаниями должен быть намного больше - привлекать детей младшего возраста, с ограниченными возможностями здоровья, из малодоходных семей, отдаленных местностей. Самый очевидный способ - ввести квоты для разных категорий детей, вовлекая в контроль за их использованием общественные палаты регионов. Что касается Всероссийской олимпиады школьников, то в ее проведении могли бы участвовать ведущие вузы - на сегодняшний день целый ряд направлений «всероса» организованы не очень удачно: так, на региональный этап иногда попадают дети, не участвовавшие в школьном этапе. Общественный и методический контроль со стороны университетов помог бы решить многие проблемы.

Что касается олимпиад, которые проводит Российский совет олимпиад школьников, то за последние три года в три раза увеличилась доля их участников из невыпускных классов. Нужно и дальше увеличивать эту долю, также увеличивая количество школьников из разных регионов. Одно из радикальных предложений - публиковать в интернете работы всех победителей олимпиад: несмотря на то, что эту информацию можно счесть персональной, человек на ее основе претендует на бюджетное место в вузе и поэтому вряд ли будет возражать против ее раскрытия.

В 2014 году будут отработаны практики финансирования и методического контроля лицея и лицейских классов при столичных вузах. Правительство Москвы будет перечислять вузам норматив на одного ученика, а остальные расходы вузы будут нести сами. В эксперименте будут участвовать МГУ, ВШЭ и Российский университет дружбы народов (РУДН), и это будет попытка создания альтернативы элитным школам. Важно, чтобы лицеи в составе ведущих университетов оставались бесплатными, чтобы там выделялись квоты для детей из малодоходных семей и семей с низким уровнем образования родителей. Таким образом, будет осуществляться социальное перемешивание - функция, которую образование выполняет в обществе.

«Избежать конкурентного индивидуализма»

Виктор Садовничий, в свою очередь, выступил с докладом о вузовских олимпиадах и других интеллектуальных состязаниях. Однако, по его собственной оценке, эта задача оказалось более сложной, потому что системы сопровождения талантливых людей в вузах фактически нет, и сейчас мы стоим у истоков ее формирования. Нужна траектория поддержки талантов, начиная от школы и заканчивая работой, а для ее создания - «системная интеграция школы, вуза и работодателя». Есть примеры участия в поддержке талантов общественных организаций - таких, как фонд «Русский мир» или Русское географическое общество.

Есть разные формы работы с одаренными студентами - фестиваль науки (в последнем участвовало 400 тысяч молодых людей), олимпиады, универсиады, научные конференции, летние и зимние школы и прочие, у вузов здесь безграничное поле для работы. Однако мотивация для участия в таких мероприятиях у студентов «затухает» к пятому курсу, потому что они думают о работе. Хотя, например, в международных студенческих олимпиадах по программированию наши команды постоянно занимают призовые места. Есть и множество других примеров, однако их нельзя считать системной работой. Даже грантовой поддержки участия молодых людей в олимпиадах нет - все ограничивается дипломами и разовыми премиями. «Мы провели исследование успешных практик внутривузовского сопровождения одаренной молодежи. Картинка меня не радует», - заявил Виктор Садовничий.

В ходе обсуждения докладов были высказаны различные точки зрения и предложения.

Так, Анатолий Александров, ректор МГТУ имени Баумана, заявил, что если олимпиады и вызывают нарекания, то лишь у людей, которые в них не участвовали и участвовать не могут в силу ограниченности интеллектуальных возможностей. Благодаря конкурсу «Шаг в будущее» удается находить ребят с особенным складом ума, и дальше их нужно сопровождать, разрабатывать для них индивидуальные карты развития, отправлять на практику в лучшие вузы России и за рубеж.

Председатель Комитета по образованию Госдумы Александр Дегтярев предложил обсудить проблему конкурсного отбора в старшие классы школ. В высшем образовании выделена группа ведущих вузов, почему же нельзя выделить элитные школы в общем образовании? Законом школе дано право создания лицейских, гимназических классов, но вопрос отбора в эти классы не оговорен, да и это прерогатива не закона, а нормативных актов органов управления образованием. И если набор в первый класс, конечно, должен проводиться на общих основаниях, то в 10-11 классы вполне можно отбирать по конкурсу, то есть «ранжировать детей по степени одаренности». И такие классы точно станут поставщиками абитуриентов в ведущие университеты страны.

Первый заместитель председателя Комитета по образованию Олег Смолин акцентировал внимание на том, что в погоне за достижениями дети зачастую становятся жертвами так называемого «конкурентного индивидуализма», когда «человек испытывает радость от собственного успеха, связанного с поражением другого». Депутат считает, что социальная солидарность для развития таланта и творчества не менее важна, чем стремление человека к достижениям: «Рискну утверждать, что опыт СССР, Японии, Южной Кореи, Финляндии показывает, что общий высокий уровень образования населения не менее, а, может быть, даже более важен для модернизации страны, чем отдельные выдающиеся достижения». Конечно, нужно отбирать талантливых людей и создавать им хорошие условия, но в рамках этой стратегии нужно добиваться равенства возможностей - в частности, путем выделения квот на участие в олимпиадах или обучения в бесплатных гимназиях при ведущих университетах. Олег Смолин предложил распространять на максимальное количество школ передовой опыт работы с одаренными детьми - например, посвятить одно из следующих заседаний Координационного совета достижениям творческой педагогики, пригласив на него таких известных педагогов-новаторов, как Ямбург или Щетинин.

Олега Смолина поддержал ректор Московского городского психолого-педагогического университета Виталий Рубцов, также предложивший распространять опыт лучших учителей и школ: «Наши педагоги не умеют работать с одаренными детьми, не знают, как создавать им условия. Технологии и методы работы с одаренностью в России поставлены слабо». А Ярослав Кузьминов согласился с тем, что необходима программа преодоления «болезни конкурентного индивидуализма и одиночества»: «Это очень важно, и мне приятно, что мы с моим традиционным оппонентом Олегом Смолиным думаем одинаково. Я бы пошел дальше и предложил конкретные инструменты и мероприятия - не только распространение опыта творческой педагогики, но и другие шаги: например, легитимизировать конкурсы команд и коллективных проектов, которые сейчас отрицаются всей нормативной системой поощрения и оценки результатов, конкурсы социальных проектов, развитие школьного самоуправления. Молодежь не имеет навыков координации, решения задач за других или в пользу других - давайте об этом тоже подумаем, это укладывается в рамки нашей деятельности по выявлению талантов. Нам нужны таланты не только инженеров, но и социальных организаторов».

«Нужно в принципе менять систему образования»

Итоги заседания подвела Ольга Голодец, заявившая, что для выявления талантов и одаренности у детей нам нужно в принципе менять систему образования. Некоторые виды одаренности «мы просто пропускаем, мы их не видим». Вице-премьер рассказала, что недавно она с большой делегацией ездила в Финляндию - «думала, что у нас большой разрыв, но не думала, что он настолько велик». Чтобы обеспечить качество жизни своей нации, люди по-другому относятся к системе образования, не стесняются в старших классах поставить трехгодичный курс домоводства или курс музыки, когда обязательной дисциплиной является игра в вокально-инструментальном ансамбле. Ведь если человек ни разу не играл на музыкальном инструменте, если мама его не привела, мы не знаем, талантлив он или нет. Поэтому ребенок, обучаясь в школе, должен на хорошем уровне попробовать себя и в музыке, и в спорте, и во многом другом, после чего сказать, что ему нравится то или это.

Понятно, что дети могут быть талантливы в чем-то, но таланты иногда сочетаются неожиданным образом. Стив Джобс был не только талантливым инженером, но и дизайнером. Однако если у человека обнаружился талант инженера и он учится в соответствующей школе, то он не сможет проявить свои дизайнерские способности - и наоборот. А ведь именно уникальное сочетание талантов может дать креативный всплеск. В таких случаях нужно не только не мешать в развитии разных талантов, но и уметь выделять способности, которые ребенок, может быть, сам в себе не осознает.

Ольга Голодец предложила перейти от слов к делу в решении вопроса о географической и социальной доступности - в частности, уже в этом году дать поручение федеральным министерствам, являющимся учредителями вузов, обеспечить доступность поступления для талантливых детей из глубинки. Каждое учреждение должно показать, что оно предприняло все усилия, чтобы собрать детей со всех регионов России: что представители этих учреждений поехали в регионы, посмотрели детей, увидели лучших и их пригласили. Вице-премьер считает, что ресурсы у вузов для организации такой работы есть.

Еще один вывод - о необходимости организации взаимодействия работодателей с талантливыми студентами, о чем говорил Виктор Садовничий. Есть примеры, когда работодатели пытаются вовлечь студентов в свои исследования и разработки. Нужно создать банк данных такого взаимодействия, выявить работодателей, оказывающих талантливым студентам системную поддержку, и включить мероприятия, которые они проводят, в зону внимания Национального координационного совета.

Борис Старцев, специально для новостной службы портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

РМС реализует различные программы, направленные на поддержку музыкантов и развитие отечественного музыкального искусства.

Программа помощи ветеранам музыкального искусства

Прежде всего помощь Союза необходима ветеранам музыкального искусства – композиторам, исполнителям, музыковедам, концертмейстерам и другим деятелям культуры, которые посвятили всю свою жизнь музыке, а теперь находятся на пенсии. За плечами у них богатый опыт – творческие взлеты, победы в конкурсах, концерты. Наша задача – дать им возможность по-прежнему общаться с коллегами, делиться своим опытом с молодыми музыкантами. Важно также не оставить в беде тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации.

Программа поддержки молодых талантов

Молодые люди, которые решили связать свою жизнь с музыкой, также нуждаются в поддержке. В начале карьеры они сталкиваются с целым рядом трудностей, и в наших силах помочь им их преодолеть. При содействии Союза записываются альбомы одаренных исполнителей, устраиваются концерты с участием студентов и выпускников музыкальных вузов. Одобрение старших коллег, признание таланта вдохновляют начинающих артистов на новые свершения. Поддержка молодых талантов – это вклад в будущее отечественной музыкальной культуры.

Программа поддержки музыкальных фестивалей и конкурсов

Союз проводит творческие конкурсы и встречи, участвует в организации концертов, выдает гранты на развитие проектов в области культуры и искусства.

Выявить талантливых композиторов и исполнителей помогают фестивали студенческого творчества. Союз выделяет призы победителям молодежных музыкальных фестивалей и содействует проведению мероприятий по поддержке музыкальных учебных заведений.

При поддержке Союза проходят фестивали «Петербургская музыкальная весна» и «Москва встречает друзей», фестиваль современной музыки «Московская осень», фестиваль камерного исполнительства «Серебряная лира», Международный день джаза, фестивали «Джаз в саду Эрмитаж» и «Царь-Джаз» имени Георгия Гараняна, молодежный фестиваль «Фестос», телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик», фестиваль «Композиторы России – детям Подмосковья».

Программа популяризации достижений отечественной музыкальной культуры

Имена великих русских музыкантов известны далеко за пределами нашей страны. Их творчество оказало огромное влияние на развитие не только отечественной, но и мировой музыкальной культуры. Союз уделяет большое внимание распространению и популяризации музыки российских авторов и исполнителей – как классической, так и современной.

Союз тесно сотрудничает с ФГУП «Фирма Мелодия» и другими крупными музыкальными издательствами. Опираясь на профессиональную поддержку партнеров, Союз выпускает альбомы и сборники с записями произведений выдающихся российских музыкантов. Также Союз помогает своим членам в издании альбомов и продвижении их творческих проектов.

РМС ведет активную работу по расширению международных связей. В планах Союза – участие в музыкальном фестивале в Каннах (Франция), Эдинбурге (Великобритания), Музыкальной ярмарке во Франкфурте (Германия), творческие обмены делегациями с аналогичными союзами ведущих стран мира.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О Национальном координационном совете по поддержке молодых талантов России


Утратило силу с 21 ноября 2018 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2018 года N 1341
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.07.2017, N 0001201707030011).
____________________________________________________________________

Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Образовать Национальный координационный совет по поддержке молодых талантов России.

2. Утвердить прилагаемое Положение о Национальном координационном совете по поддержке молодых талантов России.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 10 сентября 2012 года N 897

1. Национальный координационный совет по поддержке молодых талантов России (далее - Совет) образован для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленных на реализацию общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.

2. Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации , федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Основными задачами Совета являются:

а) координация реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года N Пр-827;

б) выработка предложений по интеграции механизмов поиска и поддержки одаренных детей и молодежи в общенациональную систему выявления и развития молодых талантов;

в) выявление, поддержка и распространение лучшей практики субъектов Российской Федерации в части реализации региональных и муниципальных программ по работе с одаренными детьми и молодежью;

г) подготовка экспертных заключений, предложений и рекомендаций по созданию условий, обеспечивающих развитие и реализацию способностей детей и молодежи в целях достижения ими выдающихся результатов в избранной сфере профессиональной деятельности.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 11 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 года N 741 .

4. Совет при осуществлении своей деятельности имеет право:

а) приглашать на свои заседания представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, представителей научных, образовательных и общественных организаций, средств массовой информации;

б) создавать по вопросам, относящимся к его компетенции, рабочие и экспертные группы из числа представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представителей научных, образовательных и общественных организаций, ученых и специалистов, а также утверждать их состав;

в) запрашивать в установленном порядке от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления информационные материалы по вопросам, отнесенным к компетенции Совета;

г) рассматривать инициативы граждан Российской Федерации и общественных организаций, направленные на эффективную реализацию Концепции, указанной в подпункте "а" пункта 3 настоящего Положения.

5. В состав Совета входят представители федеральных органов государственной власти, заслуженные деятели образования, науки, искусства, культуры и спорта.

Председателем Совета является Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации. Председатель Совета имеет 2 заместителей.

Заместители председателя Совета осуществляют (по поручению председателя Совета) функции председателя Совета в его отсутствие.

6. Состав Совета утверждается Правительством Российской Федерации.

7. Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы, который принимается на заседании Совета и утверждается его председателем. Порядок работы Совета определяется его председателем или по его поручению заместителем председателя Совета.

Планы деятельности рабочих групп утверждаются их руководителями в соответствии с планами работы Совета.

8. Основной формой деятельности Совета является заседание.

Заседания Совета проводятся под руководством председателя Совета или (по его поручению) заместителя председателя Совета не реже 2 раз в год в соответствии с планом его работы, а также по решению председателя Совета.

Заседание Совета считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины его членов.

9. Члены Совета участвуют в его работе лично. Делегирование полномочий не допускается.

Члены Совета осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе.

10. Ответственный секретарь Совета информирует членов Совета о месте и времени проведения заседания Совета и его повестке дня.

Члены Совета, имеющие предложения по повестке дня заседания Совета, направляют их ответственному секретарю не позднее 5 дней до дня проведения заседания.

11. Решения Совета принимаются открытым голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов Совета, присутствующих на заседании Совета. При равенстве голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий на заседании Совета.

12. Решения, принимаемые на заседании Совета, оформляются протоколом, который подписывает председательствующий на заседании. Протокол на заседании Совета ведется ответственным секретарем.

Копия протокола заседания Совета направляется членам Совета и другим заинтересованным лицам не позднее месяца со дня проведения заседания.

13. Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Сегодня президент России целый день провел в театре. В Петербурге в здании Мариинки проходит международный культурный форум, и глава государства обсуждал с представителями этой сферы самые насущные проблемы. Проведение театральной олимпиады, финансирование культуры, помощь молодым талантам, и президент пообещал выделить на эту поддержку дополнительно один миллиард рублей ежегодно.

В балете «Фея Кукол» когда-то блистала сама Матильда Кшесинская. Сегодня игрушечную сказку, пусть и не всегда уверенно, представляют будущие примы. Ведь это их самые первые шаги на сцене.

Поддержать, помочь и научить, ведь конкурентоспособность в сфере культуры будет такой же высокой, как, например, в точных науках, подчеркнул президент, открывая совещания по вопросам выявления и подготовки талантливой молодежи.

«Сейчас мы формируем целую систему, направленную на поиски, раскрытие молодых талантов. На их поддержку на первых, порой самых сложных этапах карьеры мы должны сосредоточить свое внимание. Очевидно, что работа с одаренной творческой молодежью, тем более в такой сфере, как культура, требует особой гибкости и нестандартных решений, отказа от шаблонов механистических унификаций и так далее», - отметил Владимир Путин.

Но вот вопрос - как ребенку найти себя, если сегодня даже музыка обязательный предмет только в начальной школе?

«Я очень люблю физкультуру, я страшный спортсмен и футболист тоже. Но, на мой взгляд, ребенок наравне с буквой и цифрой должен познать ноту», - считает пианист, народный артист РФ Денис Мацуев.

Он вспоминает, как не без помощи благотворительного фонда когда-то сам перебрался из Иркутска в Москву. Меценаты помогают детям и сегодня. Вот только система обучения таких талантов в специализированных школах и вузах в 2012 году поменялась. Теперь они находятся в ведении Министерства образования, а не Министерства культуры, а значит, должны работать по общим образовательным стандартам. Но ведь творчество нельзя вписать в рамки.

«Когда мы проходили аккредитацию несколько лет назад, Академия русского балета, а это старейшее учебное заведение в нашей стране, мы самые старые, то я пошутил, конечно, сказав Рособрнадзору: "Вы знаете, сначала придумали нас, потом все образование в стране, а потом вас". Я хочу пройти аккредитацию честно, я хочу, чтобы все наши пункты соответствовали вашим требованиям, но это невозможно - мы должны тогда уничтожить балет», - сказал ректор Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой, народный артист РФ Николай Цискаридзе.

«Может быть, стоит рассмотреть вопрос о возвращении образования в сфере искусства в ведение Министерства культуры России? В конце концов, с Минкульта же потом спрашивают и за театр, и за балет, и за голых на сцене тоже», - предложил ректор Российского института театрального искусства - ГИТИС Григорий Заславский.

«Все предлагают вернуться к тому, что было. Я, знаете, вспомнил, фразу Александра Первого, который взошел на трон и сказал: «Все будет, как при бабушке". Что касается принадлежности системы образования в области искусства и культуры к какому-то ведомству, я считаю, что вы во многом правы, просто не хочется прямо сейчас, с листа такие вопросы решать. Но будем двигаться именно в этом направлении», - сказал Владимир Путин.

Сергей Безруков обратил внимание главы государства на поддержку детских театров. Министерство культуры выделяет 220 миллионов рублей для четырех десятков ТЮЗов и учебных сцен в стране. Но гранты нужны и молодым режиссерам на новое, российское кино. Причем получение творческой профессии должно быть максимально доступным.

«Я предлагаю дополнить систему грантов президента новым направлением - поддержкой молодых талантливых людей с тем, чтобы они могли бы сделать первые шаги, не думать о том, где им достать деньги. Это первая часть. А вторая часть этого гранта должна быть направлена на поиск молодых талантливых людей. Мы сделаем это дополнение к президентским грантам ежегодное в объеме одного миллиарда рублей», - пообещал президент.

Говорили и о нехватке финансирования в сфере культуры. В большинстве музыкальных школ инструменты до сих пор советского производства. Зарплаты педагогов, может быть, и не слишком высокие, но молодые специалисты идут в отрасль, и проблемы старения кадров уже нет.

Эту встречу президент провел в здании второй сцены Мариинского театра, который ежегодно принимает сотни тысяч зрителей, десятки премьер и всегда аншлаги. Сегодня при участии Владимира Путина здесь же заседает попечительский совет, куда входят не только чиновники и деятели культуры и искусства, но и крупные бизнесмены, меценаты и спонсоры.

Обсуждали развитие театра как одного из основных столпов русской культуры. Театр уже имеет филиалы во Владивостоке и Владикавказе. Но и этого зрителю мало. Президент рассказал: в Приморье обязательно появится еще одна сцена прославленной Мариинки и образовательный центр.

«Я еще не знаю об источниках финансирования и не знаю еще окончательной суммы, но хочу вас заверить: мы это точно сделаем. Единственная просьба к вам, к представителям вашего цеха, по поводу преподавательских кадров, по поводу уровня подготовки. Этот уровень должен быть высоким, он не должен уступать столичным городам России», - подчеркнул Владимир Путин.

«Я надеюсь, что только что услышанное поможет нам превратить Владивосток в один из опорных центров где-то за Новосибирском, может быть, это будет, скорее всего, лидирующий культурный комплекс, который может быть очень сильным опорным центром как для российских молодых ресурсов, так и для наших коллег и в Японии, и в Китае, и в Южной Корее», - отметил художественный руководитель, директор Мариинского театра, народный артист России Валерий Гергиев.

Сразу после рабочих встреч - гала-концерт культурного форума. Шедевры мировой классики – признанные в мире. Сам съезд в этом году побил все рекорды - семь десятков делегаций со всего мира. Выставки, спектакли, перфомансы и обсуждения – культура не знает границ.

«Культура, искусство, просвещение - это ответ на вызовы варварства, нетерпимости, агрессивного радикализма, которые угрожают нашей цивилизации. Это путь к преодолению разделительных линий и барьеров, разного рода предубеждений, которые мешают нам двигаться вперед», - отметил Владимир Путин, выступая на гала-открытии VI Санкт-Петербургского международного культурного форума.

Бокал шампанского и благодарность иностранным гостям из США, Великобритании, Франции, Японии и других стран. За острые дискуссии, практичные решения и новые проекты.

"Особенно радует, что вы не замыкаетесь в своих национальных квартирах, а работаете как люди мира в самом широком смысле этого слова", - сказал Владимир Путин.

В 2019 году Петербург ждет еще одно масштабное культурное событие - Театральная олимпиада. Идею президент поддержал.