Эскадренный миноносец гремящий. «Гремящий» (эсминец Северного флота) в годы войны. Как корабль назовешь, так он и поплывет


Участие в войнах: Голландская война. Война с североафриканскими пиратами. Война за Пфальцкое наследство
Участие в сражениях:

(Jean Bart) французский флотоводец, знаменитый корсар

Жан Бар не имел отношения ни к одному из знатных родов Франции. Более того, все его родственники - простые моряки или рыбаки. Но он занял достойное место в военной истории XVII века.

После того как Жан достиг совершеннолетия, он осуществил свою мечту - поступил на службу во флот. Служить ему предстояло в сложное и непростое время: продолжалась вторая англо-голландская война , которая грозила стать более кровопролитной, чем первая компания.

Жан Бар поступил на службу к адмиралу Михиелю Рейтеру , который являлся одним из командующих голландскими войсками. Однако уже в 1672 году Жан Бар переходит на службу во французский флот. Так как страна вступила в тяжелейшую войну, которая длилась с 1672 по 1678 год, то важны были все кадры.

Жан Бар оказался талантливым военным моряком, способным на героические поступки и подвиги. Он стремился доказать Франции, что она не зря доверилась ему, и по этой причине Жан Бар действовал в боях ожесточенно, сражаясь каждый раз, как в последний. Его отвага и упорство были вознаграждены славными победами - в шести морских сражениях Жан Бар сумел захватить 81 голландское судно! После столь героической деятельности Бар стал лейтенантом, с легкой руки Людовика XIV .

В 70-е годы XVII века, в течение продолжительного времени, Жан вел ожесточенную борьбу с североафриканскими пиратами, сильно досаждающими Франции.

В 1688 году началась продолжительная война с англичанами за Пфальцкое наследство . Бар в течение новой войны совершил несколько отважных нападений на торговые караваны Англии. Он был захвачен в плен, однако сбежал оттуда и в течение двух суток сумел живым и невредимым добраться до французского побережья.

В 1691 году, за доблесть, проявленную в многочисленных сражениях, Жан Бар получает звание капитана и целую эскадру судов, расположенных в Дюнкерке.

В 1694 году Жан Бар стал дворянином. Несмотря на то, что английские и голландские флотилии господствовали в море, Жан Бар неоднократно совершал дерзкие нападения на вражеские корабли. В 1696 году ему удалось захватить голландский караван численностью в 91 судно и привести его к французским берегам. Голландский караван перевозил пшеницу из России и Польши, что стало существенным морским трофеем для Франции.

Бар заслужил славу короля морского побережья. На его счету было 30 затопленных судов противника и около 200 захваченных судов, занимающихся торговлей.

Имя Жана Бара стало почти нарицательным для французского флота. Оно ассоциировалась с доблестью, преданностью и безрассудством. Бара боялись враги и уважали во всех уголках Франции.

В годы Великой Отечественной войны каждая единица техники - самолет, корабль, и даже простой солдат, вносили свою лепту в защиту Родины и вели ее к приближению Дня Победы. Казалось бы, что может зависеть от простого матроса или одного корабля? Каким образом они могут привести страну и весь мир к завершению войны? Современники и исторические хроники описывали отвагу, мужество и доблесть не только отдельных солдат и матросов, но и целых подразделений и корабельных соединений, танков и самолетов. Внутреннее качество людей как бы передавалось на технику, которой они управляли.

Так и эсминец «Гремящий» вместе с командой, ее делами и поступками заслужил свое грозное для врагов название. Что же это за такой с названием эсминец?

Эсминец - вспомогательный боевой корабль

Как корабль назовешь, так он и поплывет

Эсминец «Гремящий» в годы войны действительно заслужил свое название. Он исполнил более 90 боевых задач, поставленных ему высшим командованием, прошел около 60 тысяч морских миль. Миноносец отбил 112 атак вражеской авиации, сбил 14 и серьезно повредил более 20 самолетов, успешно сопроводил порядка 40 союзных и 24 наших конвоев, потопил одну и нанес повреждения двум немецким подлодкам, десятки раз проводил обстрелы вражеских портов и позиций. И это только по официальным, документированным данным.

Летом 1945 года командир корабля А. И. Гурин получил высокое звание Героя Советского Союза.

После победы

В 1956 году с эсминца было снято вооружение, и он стал тренировочным кораблем. А еще через пару лет был исключен из состава ВМФ. Эсминец «Гремящий» 1941-1945 годов отправился на отдых, а ему на смену пришло новое современное противолодочное судно под таким же названием, которое продолжило славную боевую традицию знаменитого эсминца советского Северного флота.

Технические параметры эсминца «Гремящий»

Эсминец «Гремящий», фото которого мы видим выше, обладал мощностью в 48 тысяч лошадиных сил и водоизмещением в 2380 тонн, длиной 113 и шириной 10 метров. судна - 32 узла, запас хода при экономичном режиме - более 1600 миль. На вооружении эсминец имел четыре 130-милиметровых орудия, две 76,2-миллиметровых и четыре 37-миллиметровых пушки, а также четыре спаренных пулемета, два бомбомета и два торпедных аппарата. Кроме этого, на борту корабля помещалось 56 мин, около 55 глубинных снарядов различных размеров. Экипаж судна насчитывал 245 человек.

Итог обзора

По записям немецких офицеров и солдат ВОВ, советский флот всегда поражал их не столько техническими характеристиками орудий, сколько мужеством матросов и капитанов, которые могли воевать в любых синоптических условиях при самых разных обстоятельствах.

Так и «Гремящий» заслужил свое грозное название многими годами боевой службы по охране и защите нашей страны от вражеского нашествия. В современном российском флоте на вооружении ВМФ, конечно же, стоят более совершенные корабли, чем судна 1941-1945 годов. Однако дух боевых традиций остается прежним.

«Гремящий»

Вскоре после вступления в строй эс­минец «Гремящий» в сентябре 1939 года ушел по Беломорско-Балтийскому кана­лу на Север и 8 ноября прибыл в Поляр­ный. Во время войны с Финляндией нес дозорную службу и сопровождал тран­спорт, непосредственно в боевых дей­ствиях участия не принимал. С ноября 1940-го по май 1941 года корабль про­шел гарантийный ремонт и к моменту нападения гитлеровской Германии нахо­дился в хорошем техническом состоянии.

В ночь на 22 июня 1941 года, в 1.30, по флоту была объявлена оперативная готовность № 1, и «Гремящий» согласно плану рассредоточения немедленно пе­решел из Полярного в губу Ваенга. Здесь на второй день войны он впервые отк­рыл огонь по атаковавшим его немецким самолетам. А 24 июня эсминец вышел в первый боевой поход - правда, непро­должительный: он эскортировал тран­спорты «Моссовет» и «Циолковский» из Мурманска в Титовку. До середины ав­густа «Гремящий» базировался в Ваенге, совершая кратковременные выходы в море. За это время он отразил более 20 воздушных атак, 14 июля его зенит­чики добились попадания 45-мм снаря­да в мотор вражеского бомбардировщи­ка, а на следующий день совместно с береговой батареей сбили фашистский самолет, записав на свой счет первую документально подтвержденную победу.

18 августа «Гремящий» прибыл в Мур­манск, где ему усилили зенитное воору­жение: в придачу к двум 45-мм полуавтоматам добавили пару 37-мм пушек 70-К: одну - на рострах позади дымовой трубы, другую - на юте. Во время этих работ 22 августа корабль подвергся ата­ке с воздуха и получил первые боевые повреждения. От сотрясений, вызванных 8 разрывами 250-кг бомб (в 10 - 15 м от борта), на эсминце были выведены из строя правое 45-мм орудие, оба дально­мера ДМ-4, визир центральной наводки, в нескольких местах лопнули трубы по­жарной и санитарной магистралей, обор­вались антенны и разбились лампы ра­диоаппаратуры. К счастью, из экипажа никто не пострадал.

Четыре дня спустя эсминец ждало еще одно испытание. Срочно отремонтиро­ванный корабль в составе конвоя нахо­дился в море, когда поступило сообще­ние о торпедировании вражеской под­лодкой плавбазы ВВС Северного Флота «Мария Ульянова». Теплоход, сопровож­даемый эсминцами «Урицкий» и «Куйбы­шев», находился восточнее о.Кильдин, когда взрывом торпеды ему оторвало корму. «Гремящий» вместе с эсминцем «Громкий» устремился к месту трагедии.

С большими трудностями «Урицкому» удалось взять плавбазу на буксир, но их движение было крайне медленным. Этим не преминули воспользоваться немцы. В течение четырех часов наши корабли подвергались почти беспрерывным воз­душным атакам. «Гремящий» уклонялся от бомб сложным маневрированием. При этом ему удалось прямым попаданием 45-мм снаряда сбить один «Юнкерс-88», хотя опыта борьбы с пикирующими бом­бардировщиками у его моряков тогда практически не было. Расход боезапаса за этот день составил 55 76-мм снарядов, 138 45-мм и 265 37-мм, а также 328 12,7-мм патронов. От близких разрывов бомб кор­пус эсминца получил множество вмятин, была сорвана одна малая глубинная бом­ба и повреждена дымоаппаратура. Если учесть, что немцы сбросили около полу­сотни бомб весом от 100 до 250 кг, то можно утверждать, что эсминец еще лег­ко отделался. Плавбазе удалось благопо­лучно дойти до Териберки.

В сентябре «Гремящий» занимался в основном постановкой оборонительных минных заграждений, а в конце месяца четыре раза выходил для обстрела вра­жеских сухопутных позиций на побе­режье. Всего эсминец поставил 194 мины КБ-3 и выпустил свыше 300 130-мм фу­гасных и осколочно-фугасных снарядов. 10 и 11 сентября, следуя к месту минной постановки, корабль потерял два пара­вана - вероятно, задев ими грунт.

До конца года «Гремящий», базиру­ясь в Ваенге, Полярном и Мурманске, многократно выходил на обстрелы вра­жеских позиций, занимался боевой под­готовкой, дважды чистил котлы. Его на­иболее примечательная боевая операция - обстрел норвежского порта Варде, осуществленный в ночь с 24 на 25 нояб­ря совместно с эсминцем «Громкий» и английским соединением (крейсер «Ке­ния» и 2 эсминца). За 6 минут «Гремя­щий», следуя 21-узловым ходом, выпус­тил 87 130-мм снарядов. После откры­тия ответного огня вражескими берего­выми батареями наши корабли легли на обратный курс, благополучно избежав попаданий.

В 1942 году первый боевой поход «Гремящий» (24 - 28 января) сопровож­дался неприятными инцидентами. Три раза лопались латунные трубки главно­го холодильника, из-за чего приходилось поочередно выводить из эксплуатации котлы. При включении котла № 2 вслед­ствие гидравлического удара скопивше­гося в трубопроводе конденсата про­изошла авария паровой турбины высо­кого давления. Поскольку требовалось сохранить 20-узловый ход, ТЗА не оста­навливали, и она с сильной вибрацией проработала еще 14 часов 10 минут - вплоть до прибытия эсминца в базу. Повреждения турбины оказались серьез­ными (отклепались от бандажей лопатки трех секций первых трех ступеней, смя­лись ножи уплотнения диафрагмы, носо­вого и кормового сальников, подплавился кормовой подшипник и т.д.), их устра­нение при помощи плавучей мастерской № 104 заняло 15 суток.

21 февраля эсминец в течение 3 ча­сов обстреливал неприятельские пози­ции из губы Ара, израсходовав 121 сна­ряд главного калибра. А с марта основ­ным занятием «Гремящего» стало сопро­вождение конвоев.

Походы, как правило, проходили в сложных погодных условиях. 14 марта «Гремящему» пришлось малым ходом форсировать несколько полей сплошно­го льда и в этот же день впервые атако­вать вражескую подводную лодку (сбро­шено 3 глубинные бомбы). 22 марта во время сопровождения конвоя QP -9 эс­минец попал в 8-балльный шторм. От ударов волн корпус получил ряд повреж­дений. В частности, треснул лист верхней палубы в районе 119-го шпангоута (зазор при качке достигал 3 мм), появилась тре­щина в котельном кожухе на 75-м шпан­гоуте, лопнула труба магистрали пить­евой воды. Из-за сплошных снежных за­рядов транспорты и эскорт потеряли друг друга. 24 марта «Гремящий» вернулся в базу, но через 4 дня вместе с «Сокруши­тельным» и английским эсминцем «Ориби» вновь вышел в море для встречи оче­редного конвоя - на сей раз идущего из Англии PQ -13.

29 марта конвой подвергся атаке гер­манских эсминцев, но очень плохая ви­димость помешала «Гремящему» принять участие в артиллерийском бою, хотя «Со­крушительному» удалось сделать не­сколько залпов. К вечеру эсминцы ока­зались в сплошном поле льда.

На следующий день ветер усилился до 7-8 баллов. В 19.16 на Кильдинском пле­се, несмотря на отвратительную погоду, сигнальщик с «Гремящего» старшина 1-й статьи Н.И.Фокеев на дальности около 10 кбт обнаружил подводную лодку, караулив­шую конвой у входа в Кольский залив. Эсминец на скорости 20 узлов устремил­ся навстречу неприятелю и сбросил в рай­оне погрузившейся субмарины 9 больших и 8 малых глубинных бомб. В момент ата­ки «Гремящий» зарылся в волну так, что ее вершина захлестнула ходовой мостик. Одного комендора, находившегося у второго 130-мм орудия, смыло за борт, а под тяжестью огромной массы воды прогну­лись пиллерсы полубака. Тем не менее бомбометание оказалось успешным: на поверхности воды всплыли пятна масла, обломки, немецкая сумка. После войны по немецким документам удалось установить, что погибшей подлодкой была U -585.

С 10 по 13 апреля «Гремящий» вмес­те с «Сокрушительным» и английскими кораблями эскортировал конвой QP -10. 11 апреля в 14.15 транспорты были ата­кованы самолетами «люфтваффе». При выходе из пике один из «юнкерсов» был сбит прямым попаданием 45-мм снаря­да с «Гремящего». А через полтора часа, во время второго воздушного налета, зенитчики эсминца записали на свой счет еще один Ю-88. Всего за день по фа­шистским бомбардировщикам ими было выпущено 49 76-мм, 66 45-мм, 73 37-мм снарядов и 178 12,7-мм пуль.

Почти весь апрель «Гремящий» нахо­дился в море. 16 и 17 апреля он дважды безуспешно атаковывал немецкие подвод­ные лодки (сброшено 7 глубинных бомб). 30 апреля эсминец вместе с «Сокруши­тельным» вступили в охранение английско­го крейсера «Эдинбург», торпедированно­го германской субмариной U -456. Однако нехватка топлива (вот где сказалась не­достаточная дальность плавания!) заста­вила советские эсминцы уже ночью 1 мая возвратиться в базу. Когда на следующий день «Гремящий» вновь вышел на помощь крейсеру, было уже поздно: «Эдинбург» добили эсминцы «кригсмарине». «Гремя­щий» вернулся в Ваенгу, но 4 мая вновь вышел в море для встречи конвоя PQ -15. В тот же день он атаковал немецкую под­лодку серией из 19 глубинных бомб (10 Б-1 и 9 М-1). С корабля наблюдали силь­ный взрыв, на поверхности воды появил­ся большой воздушный пузырь и масло, но... после войны факт гибели лодки не подтвердился.

7 мая «Гремящий» обстреливал пози­ции противника из губы Вичаны. Стрельба велась с помощью берегового коррек­тировочного поста. Всего было выпуще­но 238 снарядов главного калибра.

С 9 мая по 27 июня 1942 года «Гремя­щий» прошел текущий ремонт, выполнен­ный силами плавучей мастерской № 104. В ходе ремонта 15 июня 45-мм полуавто­матические пушки заменили 37-мм авто­матическими, а на кормовой надстройке дополнительно установили два спаренных 12,7-мм пулемета «Кольт-Браунинг» с во­дяным охлаждением стволов.

Несмотря на ремонтные работы, кораб­лю почти ежедневно приходилось отражать воздушные атаки. За это время зенитчики эсминца сбили три Ю-87 и столько же пов­редили, причем 1 июня в один из «юнкерсов» прямой наводкой угодил 76-мм сна­ряд, на бомбардировщике сдетонировал еще неиспользованный боекомплект, мгновенно уничтожив его. Кстати, тогда же наши моряки впервые попытались применить для противовоздушной обо­роны 130-мм пушки Б-13.

С конца июня «Гремящий» снова при­ступил к охране конвоев. В ночь на 10 июля он вместе с «Сокрушительным» и «Гроз­ным», осуществляя поиски одиночных транспортов разгромленного конвоя PQ -17, был атакован четырьмя бомбардиров­щиками Ю-88. Два из них выбрали своей жертвой «Гремящий» - 4 бомбы взорва­лись в воде в 4-5 м от его левого борта. От сотрясения вышли из строя гироком­пас, 2-й дальномер ДМ-4, лопнул прием­ный патрубок циркуляционного насоса. В дальнейшем управление кораблем велось по магнитному компасу. Вечером того же дня он вернулся в Ваенгу.

В течение двух недель «Гремящий», стоя на якоре на рейде Ваенги, отражал почти ежедневные налеты самолетов «люфтваффе». 23 августа один из пуле­метчиков эсминца в пылу боя зацепил очередью «кольта» кормовой дальномер ДМ-3, всадив в него десять 12,7-мм пуль и полностью выведя прибор из строя.

С 25 по 28 августа «Гремящий» конвоировал до Новой Земли транспорт «Диксон», а по возвращении до середи­ны сентября стоял в Росте, производя чистку и щелочение котлов и одновре­менно выполняя роль зенитной батареи, включенной в систему ПВО Мурманска. 5 сентября зенитчики эсминца вместе с береговыми батареями внезапно откры­ли огонь по большой группе бомбарди­ровщиков, летевших в сопровождении истребителей на Мурманск, и сбили 3 «юнкерса». Разъяренные немцы сброси­ли на эсминец 12 бомб, но все они разо­рвались не ближе чем в 50 м от корабля и никакого вреда не причинили.

Но, пожалуй, наиболее успешно про­явил себя экипаж эсминца две недели спустя в открытом море, во время кон­воирования каравана PQ -18. 18 сентяб­ря в 10.35 в районе мыса Канин Нос на транспорты попытались совершить ата­ку сразу 18 торпедоносцев, летевших на предельно малой высоте (6-10 м). На­блюдатели с «Гремящего» - краснофлот­цы Листенев и Лужков своевременно об­наружили противника. Вот тут-то 130-мм пушки «Гремящего» показали себя пре­красным зенитным оружием! Корабли эс­корта открыли огонь из орудий всех ка­либров. В результате примерно из 60 немецких бомбардировщиков (39 Хе-111, 19 Ю-88 и несколько четырехмоторных «Фокке-Вульф» FW -200), налетевших на конвой двумя волнами, 15 были сбиты, в том числе 3 - «Гремящим». При этом конвой потерял лишь один транспорт - сухогруз «Кентукки», в который попала торпеда с «хейнкеля». Расход боеприпа­сов на «Гремящем» составил 72 139-мм, 145 76-мм, 1494 37-мм снарядов и 1704 12,7-мм патронов.

Не пострадав во время боя, «Гремя­щий» на следующий день попал в 8-балльный шторм и получил ряд повреж­дений (лопнула верхняя палуба в районе 173-го шпангоута, сорвало вьюшку на полубаке и т.д.). 20 сентября эсминец вместе с судами конвоя прибыл в Архан­гельск, а через два дня ушел в Поляр­ный. 14 октября под флагом командую­щего флотом адмирала А.Г.Головко он выходил в море встречать прибывшие с Дальнего Востока лидер «Баку» и эсмин­цы «Разумный» и «Разъяренный».

21 октября «Гремящий» опять попал в шторм и вновь потерял обе носовые вьюшки (включая только что установлен­ную), а также кормовой кранец с боеза­пасом. В следующем походе эсминцу досталось еще больше. 30 октября ра­зыгрался 7-балльный шторм со сплош­ными снежными зарядами, к вечеру уси­лившийся еще больше. Крен «Гремяще­го» при качке достигал 52°. Затем нача­лись неприятности: в 1-м и 3-м котлах попеременно начали лопаться водогрей­ные трубки. Котлы приходилось выводить из строя и трубки заглушать, что в усло­виях жестокого шторма было очень не­просто. Корабль был вынужден прервать поход и вернуться в базу.

С ноября 1942 года «Гремящий» нахо­дился в Ваенге и Мурманске. Экипаж чис­тил котлы, занимался боевой подготовкой и нес службу ПВО. 16 января 1943 года корабль поставили на ремонт на Север­ной судостроительной верфи в Мурманс­ке. 2 марта эскадренный миноносец «Гре­мящий» был удостоен гвардейского зва­ния - как говорилось в приказе, «за про­явленную отвагу в боях за отечество с не­мецкими захватчиками, за стойкость и мужество, за высокую воинскую дисцип­лину и организованность, за беспример­ный героизм личного состава».

За время ремонта, продолжавшегося до 29 апреля, эсминец десять раз отра­жал воздушные атаки. 10 марта из пуле­мета был сбит истребитель Ме-109, а неделю спустя, 17-го, - еще один само­лет, тип и принадлежность которого ус­тановить не удалось. В документах он значится как «самолет с советскими опознавательными знаками».

В мае - июне «Гремящий» участвовал в семи боевых походах, главным обра­зом это было эскортирование конвоев. 19 июня эсминец успешно отразил атаку «волчьей стаи» немецких подлодок, сбросив 14 глубинных бомб и выпустив 6 130-мм ныряющих снарядов.

Всего за период с начала войны до 1 июня 1943 года «Гремящий» прошел 27043 мили за 1921 ходовой час. За это время он провел 9 стрельб по береговым целям (4 раза по пеленгу и дистанции и 5 раз с корректировкой с берега), выпустив 1425 130-мм снарядов. Корабль отразил 66 воздушных атак, израсходовав при этом 1115 76-мм, 3633 37-мм и несколько со­тен 45-мм снарядов. За два года войны он 6 раз использовал противолодочное оружие, сбросив в сумме 31 малую и 30 больших глубинных бомб.

В дальнейшем «Гремящий» использо­вался в основном для эскортирования со­юзных и внутренних конвоев. Исключение составляли две набеговые операции, осу­ществленные в 1944 году. Вечером 9 ок­тября эсминец вместе с «Громким» при­были в Мотовский запив, где состоялось демонстративная высадка десанта (с целью отвлечь противника от направления главного удара). Корабли выпустили по 475 снарядов главного калибра, подавив немецкую 150-мм батарею и разрушив часть переправы через реку Титовку.

В ночь на 26 октября «Гремящий» вместе с «Разумным», «Разъяренным» и лидером «Баку» (флаг контр-адмирала В.А.Фокина) участвовал в обстреле пор­та Варде. Огонь велся централизованно, по данным РЛС. Всего было выпущено 597 снарядов (со всех кораблей), но пос­ле того как начали отвечать береговые батареи врага, отряд советских кораб­лей поспешил уйти. Эффект обстрела оказался невелик: известно лишь о пов­реждениях одного находившегося в пор­ту дрифтербота и трех причалов.

Это была последняя боевая операция «Гремящего». Сильно изношенный не­прерывной боевой службой корабль 19 января 1945 года был поставлен на ка­питальный ремонт, продолжавшийся без малого пять лет.

Всего за годы войны самая знамени­тая «семерка» нашего флота выполнила 90 боевых заданий, прошла в боях и похо­дах 59 850 миль, отразила 112 воздушных атак, сбив 14 и повредив более 20 само­летов противника, потопила одну подвод­ную лодку, обеспечивала переходы 63 кон­воев. Командовали «Гремящим» капитан 3 ранга А.И.Турин (до 16.12.1942; 8 июля 1945 года ему было присвоено звание Ге­роя Советского Союза), капитан-лейте­нант, затем капитан 3 ранга Б.Д.Николаев (до 26.6.1944), капитан-лейтенант Б.В.Гаврилов (до 16.7.1944и с 14.1.1945, времен­но исполняющий должность), капитан 3 (позже 2) ранга Е.Т.Кашеваров (с 16.7.1944 по 14.1.1945).

Морская гвардия отечества Чернышев Александр Алексеевич

Гвардейский эскадренный миноносец «Гремящий» (проекта 7)

Гвардейский эскадренный миноносец «Гремящий» (проекта 7)

Заложен 23 июля 1936 г. в Ленинграде на Заводе № 190 (им А. Жданова), спущен на воду 12 августа 1937 г., вступил в строй 28 августа 1939 г. и вошел в состав КБФ.

Водоизмещение полное 2380 т, нормальное - 2080 т, длина 112,9 м, ширина 10,2 м, осадка 4 м; общая мощность главных машин 48 000 л.с.; скорость хода максимальная 37 уз;, экономическая - 19 уз.; дальность плавания 1670 миль (экономическим ходом). Вооружение: 4 - 130–мм, 2 - 76,2–мм и 4 - 37–мм орудия, 4 - 12,7–мм пулемета, 2 трехтрубных 533–мм торпедных аппарата, 2 бомбомета, 30 больших и 24 малых глубинных бомбы, принимал на борт 56 мин; экипаж 246 человек.

17 сентября 1939 г. под командованием старшего лейтенанта А.И. Гурина «Гремящий» в паре с эсминцем «Сокрушительный» покинул Кронштадт и по Беломорско–Балтийскому каналу совершил переход в Полярный. 8 ноября 1939 г. он вошел в состав Северного флота.

Во время Советско–финской войны «Гремящий» неоднократно выполнял задания по несению дозорной и разведывательной службы, конвоированию транспортных судов.

22 июня 1941 г. встретил под командованием капитана 3–го ранга А.И. Гурина в составе отдельного дивизиона эсминцев в Полярном. На третий день после начала Великой Отечественной войны корабль вышел в первый поход - эскортировал два транспорта с войсками из Мурманска в Мотовский залив. 13 июля он, совместно с тремя эсминцами, выходил на перехват германских кораблей, разгромивших конвой, эскортируемый СКР «Пассат». 14 июля «Гремящий», совместно с эсминцами «Громкий» и «Стремительный», осуществлял прикрытие с моря высадку тактического десанта в губе Западная Лица.

26 августа в Баренцевом море, восточнее острова Кильдин, была атакована подводной лодкой врага плавбаза «Мария Ульянова», шедшая в охранении эсминцев «Урицкий» и «Куйбышев». Взрывом торпеды у судна оторвало корму. На помощь был послан «Гремящий» совместно с «Громким». Когда корабли подошли к плавбазе, которую на буксире вел «Урицкий», конвой был атакован фашистскими самолетами. Налет длился несколько часов, было сброшено свыше двухсот авиабомб, но из?за интенсивного зенитного огня эсминцев ни одна не попала в плавбазу и корабли охранения. Метким огнем «Гремящий» сбил один «Юнкерс». Плавбаза была приведена в Териберку.

10, 11, 12 и 15 сентября «Гремящий» в составе отряда кораблей участвовал в постановке минных заграждений у берегов полуостровов Средний и Рыбачий, на подходах с моря к участкам берега, удобным для высадки вражеского десанта. Эсминец выставил всего 194 мины КБ.

18, 20 и 22 сентября «Гремящий» из Мотовского залива вел огонь по противнику, осуществляя поддержку приморского фланга 14–й армии.

24–25 ноября в составе англо–советского отряда боевых кораблей (английские крейсер «Кения», эсминцы «Бедуин» и «Интрепид», советские эсминцы «Гремящий» и «Громкий») участвовал в поиске противника в районе остров Вардё - мыс Нордкап. Не встретив противника, отряд обстрелял порт Вардё. «Гремящий» выпустил 87 130–мм снарядов. После открытия ответного огня вражескими береговыми батареями корабли легли на обратный курс, благополучно избежав попаданий. Отряд благополучно вернулся в Полярный.

С 24 по 28 января 1942 г. «Гремящий» участвовал в эскортировании конвоя QP–6, направлявшегося из Мурманска в Англию. Во время похода лопались трубки главного холодильника, поэтому пришлось поочередно выводить из действия котлы. Затем произошла авария турбины высокого давления. Вернувшись в базу, корабль 5 февраля встал на ремонт на 15 суток.

21 февраля 1942 г. «Гремящий» обстрелял позиции германских войск в районе губы Западная Лица, израсходовав 120 снарядов главного калибра.

С начала 1942 г. основной задачей эсминцев СФ становится эскортирование союзных конвоев. 22–23 февраля «Гремящий» выходил для встречи и проводки в Мурманск конвоя PQ–11, шедшего из Англии. 1–4 марта эсминец участвовал в проводке конвоя QP–8, вышедшего из Мурманска в Англию. 11–14 марта выходил для встречи конвоя PQ–12 и проводки его в Кольский залив, причем 14 марта ему пришлось форсировать сплошной лед.

21 марта эсминец вышел из Кольского залива, сопровождая конвой QP–9. Однако 23 марта в 4.00 в условиях плохой видимости и 8–балльного шторма потерял его и, проискав конвой весь день, возвратился в базу, при этом от ударов волн имел трещины в корпусе.

28 марта «Гремящий» совместно с «Сокрушительным», английскими эсминцем «Ориби» и четырьмя тральщиками вышел для встречи конвоя PQ–13. На следующий день в 6.21 корабли встретили конвой и вступили в его охранение. В 11.21 конвой был обстрелян немецкими эсминцами. Очень плохая видимость не позволила «Гремящему» принять участие в бою, только «Сокрушительный» успел сделать несколько залпов. 30 марта в 19.15 на Кильдинском плесе эсминец обнаружил рубку подводной лодки противника и сбросил на нее 12 глубинных бомб. После бомбометания на поверхности наблюдали плавающую пробку, куски дерева и бумагу. Немецкая лодка «U–435» получила повреждения, но сумела оторваться от преследования. Конвой прибыл в Кольский залив.

10–12 апреля эсминец обеспечивал выход конвоя QP–10 из Мурманска до меридиана 30°. 16–18 апреля он выходил в море для встречи конвоя PQ–14. 27 апреля в 15.50 из Кольского залива в Англию направился конвой QP–11. Для его эскортирования вышли «Гремящий» и «Сообразительный». В 22.40 из Кольского залива вслед конвою вышел английский крейсер «Эдинбург». 30 апреля в 17.20 «Эдинбург» был атакован подводной лодкой «U–456», у крейсера была разрушена корма. Советские эсминцы пришли на помощь поврежденному британскому кораблю, но 1 мая в 3.50 вынуждены были уйти в базу из?за нехватки топлива. 2 мая, приняв топливо, в 8.10 они вновь вышли в море на помощь крейсеру «Эдинбург», но к этому времени тот уже погиб, и «Гремящий» вернулся в базу. 5 и 6 мая эсминец участвовал в эскортировании конвоя PQ–15.

8 мая «Гремящий» осуществлял огневую поддержку действий 12–й бригады морской пехоты в районе мыса Пикшуев, израсходовав 240 снарядов. С 9 мая по 17 июня корабль находился в текущем ремонте. 28 мая, участвуя в отражении массированного налета на Мурманск, эсминец сбил самолет противника.

С 27 по 30 июня совместно с «Сокрушительным», «Грозным» и «Куйбышевым» «Гремящий» участвовал в эскортировании конвоя QP–13 из Кольского залива до меридиана 30° в.д.

23 августа совместно с эсминцем «Сокрушительный» он осуществлял встречу и сопровождение в Кольский залив отряда боевых кораблей союзников - крейсер «Тускалуза» и пять эсминцев. С 25 по 27 августа «Гремящий» участвовал в эскортировании транспорта «Диксон» к губе Белушья на Новой Земле После этого похода эсминец стал в Росте для чистки котлов, одновременно он был включен в систему ПВО Мурманска. 5 сентября зенитчики корабля совместно с береговыми батареями отразили налет на город и сбили три «Юнкерса».

В составе отряда эсминцев «Гремящий» 17 сентября вышел для усиления эскорта конвоя PQ–18. Утром 18 сентября на подходе к мысу Канин Нос конвой был атакован немецкими торпедоносцами и бомбардировщиками (всего в налете участвовали 24 самолета), в полдень налет повторился. Отражая атаки самолетов, «Гремящий» вел огонь всеми калибрами и сбил два самолета. На следующий день корабли и суда попали в 8–балльный шторм, от ударов волн эсминец получил ряд повреждений. 20 сентября он с конвоем прибыл в Архангельск.

14 октября эсминец под флагом командующего флотом вице–адмирала А.Г. Головко выходил из Кольского залива для встречи кораблей ЭОН–18 (лидер «Баку», эсминцы «Разумный» и «Разъяренный»), перешедших на Северный флот с Дальнего Востока 30 октября «Гремящий» попал в 7–балльный шторм со сплошными снежными зарядами. Крен корабля при качке достигал 52°. Затем начали лопаться трубки в котлах, их пришлось выводить из действия и в условиях шторма заглушать лопнувшие трубки. Эсминец вынужден был прервать поход и вернуться в базу.

16 декабря 1942 г. командиром корабля был назначен капитан– лейтенант (впоследствии капитан 3–го ранга) Б.Д. Николаев.

16 января 1943 г. «Гремящий» встал на текущий ремонт, завершившийся 29 апреля. Во время ремонта эсминец неоднократно отражал воздушные атаки на базу, сбив два самолета.

В 1943 г. «Гремящий» участвовал в эскортировании: 8–10 мая конвоя «КБ–5» из Кольского залива в Архангельск, 17 и 18 мая конвоя КБ–8; 28–31 мая двух транспортов из Кольского залива в Архангельск; 1 и 2 июня трех транспортов из Архангельска в Кольский залив; 8 и 9 июня двух транспортов в Иоканьгу; с 18 по 21 июня конвоя из Белого моря в Арктику. С 29 июня по 2 июля «Гремящий» участвовал в операции по выводу ледоколов из Белого моря в Арктику, а 5 и 6 июля - панамского танкера «Бикон Хил» из Белого моря в Кольский залив. 31 июля и 1 августа обеспечивал выход конвоя «КБ–17» из Кольского залива, 3 августа у мыса Городецкий вступил в охранение конвоя «БА–13», шедшего из Архангельска в Карское море и сопровождал его до Карских ворот, а 5 августа вернулся в Иоканьгу; 8 и 9 августа конвоя «ИБ–30»; 15–17 августа конвоя «БК–14»; 24–27 августа конвоя «КБ–21»; 1–4 сентября конвоя «БК–15»; 7 и 8 сентября конвоя «КБ–22»; 17–19 сентября конвоя «БК–17»; 29 сентября - 1 октября конвоя «КБ–24».

Совместно с эсминцем «Громкий» «Гремящий» 9–16 октября обеспечивал переход транспорта «Марина Раскова» из Молотовска к Новой Земле (конвой «БА–27»). 12 октября эскортируемый транспорт «Мария Раскова» в условиях штормовой погоды потерял руль, и далее «Гремящий» вел его на буксире.

29 октября в 15.50 транспорт «Канин», снимаясь с якоря в Соломбале (Архангельск), ударил в борт «Гремящего», стоявшего на швартовах у причала. В результате эсминец получил надводную пробоину, ряд других повреждений и был поставлен к заводу «Красная Кузница» для аварийного ремонта. С 8 по 12 ноября корабль участвовал в эскортировании конвоя БК–21, а 19 ноября встал в ремонт.

15 января 1944 г. «Гремящий» вышел из ремонта. Вечером 21 января с тремя эсминцами вышел на перехват конвоя противника, обнаруженного воздушной разведкой. Дойдя до мыса Маккаур и не обнаружив противника, отряд 22 января вернулся в Ваенгу.

В январе-июле 1944 г. «Гремящий» участвовал в эскортировании: 27 и 28 января беломорской группы конвоя «JW–56–А», 29 января танкера из Иоканьги в Кольский залив, 3 и 4 февраля сопровождал конвой «RA–56», направлявшийся из Кольского залива в Исландию, 28 февраля он вышел для встречи конвоя «JW–57» и сопровождал беломорскую группу конвоя до кромки льда и 1 марта вернулся в Полярный; 8 и 9 марта конвоя КБ–2, 27–29 марта конвоя «БК–9», 4 и 5 апреля конвоя «JW–58», 26 и 27 апреля конвоя «БК–12», 28–30 апреля конвоя «RA–59», 11–13 июня конвоя «БК–14», 23–25 июня конвоя «КБ–15», 3–5 июля конвоя «БК–19», 6–8 июля конвоя «БД–1».

24 августа эсминец участвовал во встрече конвоя «JW–59» и эскортировании беломорской группы в Архангельск, куда прибыл 26 августа; 28–30 августа конвоя «БК–30»; 23 и 24 сентября конвоя «JW–60»; 30 сентября и 1 октября конвоя «КБ–29»; 2 и 3 октября конвоя «ИК–15».

9 октября «Гремящий» совместно с эсминцем «Громкий» из губы Эйна осуществлял поддержку высадки десанта в губе М. Волоковая. 10 и 11 октября, совместно с эсминцем «Громкий», вел огонь по позициям германских войск и переправе противника через реку в районе Титовки. Всего с 9 по 11 октября израсходовал 715 снарядов.

16 и 17 октября эсминец участвовал в эскортировании конвоя ИК–17. 25 октября «Гремящий» совместно с лидером «Баку», эсминцами «Разумный» и «Разъяренный» вышел на поиск судов противника до мыса Берлевог; не обнаружив противника, корабли обстреляли порт Вардё. За 15 минут наши корабли выпустили около шестисот снарядов. В порту были повреждены три причала и дрифтер, разрушен ряд городских построек. Две вражеские береговые батареи вели ответный огонь.

До конца года «Гремящий» участвовал в эскортировании: 28–30 октября конвоя «JW–61», а 30 октября - 1 ноября конвоя «RA–61»; 3–5 ноября конвоя «КБ–32»; 19–21 ноября конвоя «АБ–15»; 24–26 ноября конвоя «БК–37»; 6–8 декабря конвоя «JW–62».

14 декабря 1944 г. «Гремящий» встал в Молотовске (ныне Северодвинск) в завод № 402 в капитальный ремонт и модернизацию, который завершился в декабре 1949 г. 14 января 1945 г. командиром эсминца был назначен капитан 3–го ранга Б.В. Гаврилов.

Всего за годы войны «Гремящий» выполнил 90 боевых заданий командования, пройдя 59 850 миль, отразил 112 налетов авиации, сбил 14 и повредил 23 самолета, обеспечил переходы 39 союзных и 24 отечественных конвоев, трижды действовал на морских коммуникациях противника, повредил две подводные лодки.

Первый командир корабля А.И. Гурин 8 июля 1945 г. был удостоен звания Героя Советского Союза.

В апреле 1956 г. эсминец был разоружен и переведен в класс опытовых кораблей. Он трижды участвовал в испытаниях ядерного оружия в 1955 и 1957 гг., после чего был затоплен на мелководье в губе Черная на Новой Земле. 1 марта 1958 г. «Гремящий» был исключен из состава ВМФ.

Из книги Морская гвардия отечества автора Чернышев Александр Алексеевич

ГВАРДЕЙСКИЙ ЭКИПАЖ 16 ФЕВРАЛЯ 1810 г. - ДЕНЬ СОЗДАНИЯ ЭКИПАЖА В 1810 г. было произведено коренное преобразование в составе морских команд. Личный состав флота был разделен на экипажи. Такая реорганизация личного состава была связана с климатическими особенностями России.

Из книги автора

Гвардейский крейсер «Красный Кавказ» Заложен 19 октября 1913 г. в Николаеве на заводе «Руссуд» под названием «Адмирал Лазарев». Корабль был спущен 8 июня 1916 г., но в конце 1917 г. строительство «Адмирала Лазарева» из?за охватившей страну разрухи прекратилась. 14 декабря 1926 г.

Из книги автора

Гвардейский эскадренный миноносец «Стойкий» (с 1943 г. - «Вице–адмирал Дрозд») Заложен 26 августа 1936 г. в Ленинграде на Заводе № 190 (им. Жданова) по проекту 7. Но в марте 1938 г. он был перезаложен по проекту 7–у. Спущен на воду 26 декабря 1938 г., вступил в строй 18 октября 1940 г. и

Из книги автора

Гвардейский минный заградитель «Марти» Императорская яхта «Штандарт» после Ледового похода в апреле 1918 г. долгие годы стояла на хранении в Кронштадтском порту. После подавления Кронштадтского восстания 1921 г. она была переименована в «18 марта».В 1933 г. ее перевели к

Из книги автора

Гвардейский быстроходный тральщик Т–205 «Гафель» Заложен 12 октября 1937 г. в Ленинграде на Усть–Ижорской верфи (Заводе № 363) по проекту 53–у. Спущен на воду 29 июля 1938 г., вступил в строй 23 июля 1939 г. и вошел в состав КБФ.Водоизмещение полное 490 т, длина 62,0, ширина 7,2 осадка 2,37 м;

Из книги автора

Гвардейский крейсер «Красный Крым» 28 сентября 1913 г. в списки судов Гвардейского экипажа был зачислен крейсер «Светлана», а 11 ноября его заложили на Русско–Балтийском судостроительном и механическом АО в Ревеле. 28 ноября 1915 г. крейсер был спущен на воду. В октябре 1917 г.

Из книги автора

Гвардейский эскадренный миноносец «Сообразительный» Заложен 15 октября 1936 г. в Николаеве на Заводе № 200 (им. 61–го коммунара) по проекту 7 под наименованием «Прозорливый», затем перезаложен по проекту 7–у 3 марта 1939 г. Спущен на воду 26 августа 1939 г. 25 сентября 1940 г.

Из книги автора

1–й гвардейский дивизион бронекатеров 1–й бригады речных кораблей Волжской военной флотилии (в 1945 г. - 1–й гвардейский Белградский дивизион бронекатеров Дунайской флотилии) Дивизион был сформирован в ноябре 1941 г. в составе 1–й бригады речных кораблей Волжской военной

Из книги автора

2–й гвардейский дивизион бронекатеров 2–й бригады речных кораблей Волжской военной флотилии (в 1945 г. - 2–й отдельный гвардейский Бобруйский Краснознаменный дивизион бронекатеров 1–й Бобруйско–Берлинской Краснознаменной бригады речных кораблей Днепровской

Из книги автора

Гвардейский сторожевой катер «СКА–65» Катер типа МО–4 был построен в 1938 г., вошел в состав Морпогранохраны НКВД.Водоизмещение катера полное 56,5 т; длина 26,9 м, ширина 4,2, осадка 1,48 м; мощность механизмов (три дизеля) - 2025 л.с., скорость хода максимальная 26 уз., экономическая 7

Из книги автора

Гвардейский минный заградитель «Охотск» «Охотск» был заложен 27 июня 1934 г. в Ленинграде на Заводе им. Марти (Адмиралтейские верфи) в качестве гидрографического судна. Спущен на воду 1 ноября 1935 г. и 10 апреля 1937 г. вступил в строй.В июле-октябре 1937 г. судно под

Из книги автора

Гвардейский монитор «Свердлов» Заложен 14 июля 1907 г. в С.–Петербурге на Балтийском заводе как бронированная канонерская лодка под наименованием «Вьюга». Секциями она была перевезена на Дальний Восток, собрана и 29 июля 1909 г, спущена на воду в поселке Кокуй на реке Шилка.

Из книги автора

Гвардейский монитор «Сун–Ят–Сен» Заложен 14 июля 1907 г. в С.–Петербурге на Балтийском заводе как бронированная канонерская лодка под наименованием «Шквал». Канлодка секциями была перевезена на Дальний Восток, собрана и 29 июня 1909 г. спущена на воду в поселке Кокуй на

Из книги автора

Гвардейский ракетный крейсер «Варяг» пр. 58 В конце 1950–х гг. был разработан проект 58 - принципиально нового корабля с мощным ракетным вооружением Корабли имели стандартное водоизмещение 4300 т, поэтому первоначально отнесены к классу эскадренных миноносцев и получили

Из книги автора

Гвардейский эскадренный миноносец «Гремящий» пр. 956 Заложен 23 ноября 1984 г. на заводе им. А.А. Жданова. Корабль спущен 30 мая 1987 г. и вступил в строй 30 декабря 1988 г. С 18 августа 1988 г. он носил Гвардейский Военно–морской флаг, унаследованный от одноименного эсминца пр. 7 и ВПК

Из книги автора

Гвардейский корвет «Сообразительный» В начале 2000–х гг. после долгого перерыва началось строительство крупных надводных кораблей. Корвет «Сообразительный» пр. 20380 был заложен на «Северной верфи» С.–Петербурга 20 мая 2003 г., спущен 31 марта 2010 г. и вступил в строй 14 октября

Заложенный 23 июля 1936 года эскадренный миноносец «Гремящий» через три года вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота, а через несколько месяцев под командованием А.И. Гурина в паре с эскадренным миноносцем «Сокрушительный» по Беломорско-Балтийскому каналу совершил переход из Кронштадта в Полярное.

«В Заполярье наступала весна. Солнце, зимой даже не показывавшееся из-за горизонта, стало все дольше задерживаться на небе. Но по-прежнему часто бесновались бураны и штормы. Измученные, измотанные возвращались из походов моряки. А плавать приходилось очень много: каждый раз по нескольку суток, за которые на счетчике лага прибавлялось пять, а то и семь тысяч миль.

После одного из таких походов «Гремящий» возвратился в Ваенгу и встал у причала. Жизнь потекла по нормальному суточному распорядку. Самолеты противника теперь беспокоили нас меньше. На флоте прибавилось авиации. Появились новые типы скоростных советских самолетов.

Рабочий день заканчивался. На юте состоялась вечерняя поверка. Командиры подразделений объявили план боевой подготовки на следующий день. Команду распустили на отдых. Многие успели уже лечь в койки. Дневальные кубриков включили ночное освещение. Но никто не спал, ждали передачи последних известий. Газеты в то время на корабли поступали нерегулярно, поэтому радио для нас было основным источником информации.

Моряки с нетерпением ждали новостей с фронтов. К этому времени наша армия непрерывно наращивала силу ударов по врагу.

«За отвагу в боях с немецкими захватчиками, за стойкость и мужество, за высокую воинскую дисциплину и организованность, за беспримерный героизм личного состава удостоить гвардейского звания эскадренный миноносец «Гремящий» Северного флота».

В кубриках тишины как не бывало. Точно шквалом ветра сдуло матросов с коек.

С новым заместителем по политчасти капитан-лейтенантом П.И. Белоусовым обходим помещения, поздравляем людей с радостным событием.

Наш корабль первым из эскадренных миноносцев Северного флота удостоился высокого звания гвардейского.

Утром моряки собрались на юте. Митинг открывает П.И. Белоусов. Когда я после этого зачитываю приказ о присвоении кораблю гвардейского звания, громкое «ура» долго не смолкает над заливом. Выступавшие на митинге матросы, старшины и офицеры благодарили партию и правительство за высокую честь и доверие, говорили об ответственности, которую возлагает на экипаж почетное звание.

На состоявшемся в этот же день партийном собрании парторг корабля Лебедев предупредил коммунистов, что нужно еще больше работать с людьми. В тот день в ряды партии было принято еще несколько лучших моряков.

Наша партийная организация непрестанно пополняла свои ряды. Коммунисты были тем костяком, который цементировал, сплачивал коллектив. К чести партийной организации корабля, все ее члены были примером в бою и труде. В укреплении партийной организации большую роль сыграл Лебедев. До Отечественной войны он был парторгом одного из крупных заводов в Ленинграде. Человек с большим опытом, он быстро освоился с новой для него работой. Наш парторг хорошо знал людей, глубоко изучил он и сложную корабельную технику. Большую часть времени он находился на боевых постах. В бою всегда оказывался там, где всего труднее. Моряки уважали его, прислушивались к каждому его слову.

Вскоре настал торжественный для «Гремящего» день. Моряки построились по большому сбору. На матросских бескозырках развеваются на легком ветру новые черно-желтые гвардейские ленточки. Член Военного совета флота вице-адмирал А. А. Николаев вручает мне прикрепленное к древку гвардейское Знамя. Это родной наш советский Военно-морской флаг с алыми звездой и серпом и молотом. Только над голубой, как море, каймой внизу полотнища теперь появились черные и желтые полосы гвардейской ленты. Высоко подняв гвардейское Знамя, я медленно обхожу строй. Лица матросов сияют гордостью. А затем моряки преклоняют колена и вслед за мной громко повторяют слова гвардейской клятвы. Мы клянемся Родине еще сильнее бить врага, не жалеть жизни во имя победы.

«Жизнью своей клянемся никогда не отступать перед врагом. Мы готовы принять смерть, но не запятнать честь гвардейского Знамени... За счастье и свободу наших отцов и матерей, жен и детей мы, гвардейцы эскадренного миноносца «Гремящий», пойдем вперед и только вперед, до полного уничтожения врага!»

Под звуки гимна гвардейское Знамя взмывает на кормовом флагштоке «Гремящего».

А спустя несколько часов эскадренный миноносец был уже в море. В Архангельске мы приняли четыре транспорта, направлявшиеся в Мурманск. «Гремящий» вычерчивал зигзаг, прикрывая караван с моря».