Обитаемые башни. За и против. Вечная броня Система управления огнем и противодействия

В 80-е начале 90-х годов в ведущих танкопроизводящих странах - СССР, США, ФРГ, Франция активно велась разработка перспективного танка. При этом велся активный поиск решений по компоновке, составу экипажа и распределению его задач. Улучшение характеристик танка можно было достичь за счет сокращения экипажа за счет установки автомата заряжания, это решение было принято во всех перспективных разработках западных стран. Это позволяло уменьшить внутренний объем танка, усилить бронирование без значительного роста массы.

Развитие электроники и средств автоматизации позволило пойти в развитии компоновки еще дальше, сократить экипаж до двух человек. Сокращение экипажа до двух человек позволяет решить целый ряд проблемных вопросов: повышение защиты, дублирование работы экипажа, более полное выполнение эргономических требований, уменьшение массы и габаритов танка. Вместе с тем возникает и ряд нерешенных вопросов связанных с перегруженностью экипажа и управлению подразделением .


Выбор варианта компоновки танка и состава экипажа был очень актуальным вопросом, как в СССР, так и в западных странах и окончательной точки в этом вопросе еще не поставлено.

В материале рассмотрен ряд концепций компоновки перспективного танка в США исследовавшихся в конце 80-х, начале 90-х годов тактико-технологическим управлением агентства по разработке перспективных проектов DARPA и их сравнением с некоторыми известными разработками проводившимися в бывш. СССР.

Вариант танка с экипажем 2 человека и необитаемой башней

Танк с экипажем два человека имеет высокие показатели по подвижности, низкий силуэт. Соотношение длины и ширены корпуса по гусеницам в этом варианте близко к идеальному 1,5:1, что обеспечивает хорошую поворотливость.

Танк выполнен по шестиопорной схеме ходовой части. Высота башни соответствует высоте башни танка «Абрамс», но ее площадь уменьшена на 50% в передней проекции и на 40% в боковой. Бронирование лобовой части необитаемой башни обеспечивает высокую защиту отделения экипажа от боеприпасов атакующих сверху (в случае если башня повернута вперед), кроме того имеются дополнительные противоосколочные экраны над местами экипажа.

Центр масс танка смещен вперед (между 2 и 3 катком) так как основная масса бронирования (около 9 тонн) размещена в передней части корпуса. Общая прогнозируемая масса танка составляет 50.3 тонн, что при установке двигателя мощностью 1500 л.с. обеспечит высокую удельную мощность (27 л.с./т).

Конструкция люков реализована таким образом, чтобы экипаж мог покинуть танк даже при опущенной пушке. Люки имеют электрический и ручной приводы и оснащены стеклоблоками для вождения по походному. В днище под одним из сидений есть люк аварийного выхода, который применяется в случае повреждения люков и чрезвычайных ситуациях. Отделение экипажа довольно тесное, выделено по 70 см на каждого члена экипажа по ширине.


Вариант танка с экипажем 2 человека и необитаемой башней


Вид спереди и сбоку.

Забор воздуха фильтровентиляционной установки осуществляется за левым люком экипажа, блок ФВУ размещен в носовой части танка в нише в нижней лобовой детали корпуса. Очищенный кондиционированный воздух вдается в районе ног экипажа и далее поступает в ниши электронных блоков.

Общая емкость топливной системы танка 1250 литров, топливо частично размещено внутри корпуса перед двигателем, остальная часть в топливных баках на надгусеничных полках в кормовой части корпуса.

Сравнение бортовой проекции танка М1А1 и перспективного танка с экипажем 2 человека с необитаемой башней.

Сравнение площади лобовой проекции танка с электромагнитной пушкой, перспективного танка с экипажем 2 человека и необитаемой башней и М1А1 «Абрамс».


Впервые разработки по созданию перспективного танка с экипажем два человека были предприняты в ХКБМ им А.А. Морозова в 70-е годы, работы были перспективный танк ХКБМ Е.А. Морозовым. Прототип перспективного танка с экипажем 2 человека был изготовлен ХКБМ.

Близкий к данной идеологии проект перспективного танка с экипажем 2 человека (объект 299) разрабатывался в России ОАО «Спецмаш» в 90-е годы. При этом была реализована переднемоторная компоновка, во многом по причинам применения газотурбинного двигателя. Был изготовлен ходовой макет шасси.

Вариант танка с экипажем 3 человека и необитаемой башней

Следующим рассматриваемым вариантом компоновки танка является более радиционный вариант с экипажем из трех человек. При создании такого варианта американские специалисты предлагали два варианта решения:

Первый предполагает размещение 3 членов экипажа в линию. При таком варианте удается сохранить габариты танка с шестиопорной схемой ходовой части, экипаж размещается в достаточно комфортных условиях. Но при этом нет возможности реализовать достаточную защиту бортовой части отделения экипажа. Даже при снижении ширины выделяемого для каждого члена экипажа места с 70 до 60 см возможности обеспечить защиту при обстреле в бортовые участки минимальны. При этом железнодорожные габариты не позволяют увеличить ширину корпуса.

В СССР такой вариант был предложен в рамках разработки перспективного среднего танка А. А. Морозовым во второй половине 70-х.

Второй вариант заключается в размещении двух членов экипажа спереди и третьего за ними (размещение одного из членов экипажа спереди не рационально для обеспечения равностойкого бронирования).


Такой вариант позволяет сохранить достаточный уровень защиты бортов корпуса и удовлетворительные условия комфорта для экипажа. Хотя условия хуже, чем в первом варианте т.к. ноги третьего члена экипажа размещены меду двумя находящимися спереди. Освободившийся объем по бокам от третьего члена экипажа может быть использован для размещения запаса пищи, биотуалета и пр.

При этом длина корпуса увеличивается примерно на 80 см, масса танка возрастает на 5 тонн. Танк выполнен по семиопорной схеме ходовой части с расчетной массой 55,3 тонны.

Вариант танка с экипажем 3 человека и необитаемой башней

Вид спереди и сбоку.


Соотношение длины и ширены корпуса по гусеницам в этом варианте составляет 1,7:1. Бронирование лобовой части необитаемой башни обеспечивает меньшую защиту отделения экипажа от боеприпасов атакующих сверху из-за удлинения корпуса на 80 см.

Близкий к данной идеологии проект танка «Т-95» разрабатывался в российским ОАО УКБТМ в 2000-е годы.

Вариант танка с экипажем 3 человека с классической компоновкой и автоматом заряжания

Во всех предлагаемых вариантах с размещением экипажа в передней части корпуса есть ряд недостатков. Одним из наиболее существенных из них зарубежные специалисты называют отсутствие возможности кругового визуального наблюдения у командира. На танках с размещением экипажа в корпусе угол обзора при открытых люках составляет не более 270 град.

Компоновка с размещением командира и наводчика в башне и водителя в корпусе позволяет реализовать круговой визуальный обзор командира. Кроме того размещение наводчика в вращающейся башне устраняют проблемы с дезориентацией, также имеется возможности устранять ряд задержек при стрельбе.

Такая компоновка наиболее близка к французскому танку «Леклерк», в ходе разработки которого также рассматривался ряд вариантов с размещением экипажа в корпусе , в итоге был выбран более традиционный вариант с низкопрофильной башней.

Недостатком данной компоновки для перспективного танка является большая масса лобовой брони, ограничения по обеспечению защиты сверху, большая площадь лобовой проекции. Еще одним компоновочным недостатком является невозможность применения автомата заряжания карусельного типа из-за требования к раздельного размещения экипажа и боекомплекта.

При создании такого варианта предлагалось два варианта решения:

Первый предполагает разделенное размещение боекомплекта, готовые к применению выстрелы размещены в автомате заряжания, дополнительный боекомплект размещается в изолированном отсеке перед моторно-трансмиссионным отделением.

Второй вариант предполагает размещение всего боекомплекта в едином объеме автомата заряжания размещенного в изолированном отсеке за башней. Такой вариант потребует достаточно большой и широкой башни. Данная идеология была реализована в российском танке , разработанным ОАО ОКБТМ в 90-е годы и получившего название «Черный орел » (объект 640).


Вариант танка с экипажем 3 человека, классической компоновкой и автоматом заряжания


Вид спереди и сбоку.


В данном варианте компоновки реализован круговой обзор командира танка при сохранении подъемно-мачтовых устройств с комплексами наблюдения командира и наводчика.

При этом командиру для обеспечения кругового обзора необходимо подниматся над уровнем башни по пояс. Как отмечал теоретик боевого применения танков Р. Симпкин «на полпути на небеса» (т.е. очень уязвим к огню противника). Обзору мешает крыша центральной части башни с подъемом для обеспечения требуемых углов снижения орудия.

Реализована возможность взаимного доступа из отделения управления в боевое отделение (при положении пушки вперед). Оба члена экипажа в башне, командир и наводчик, могут обеспечить круговой обзор, подняв голову над уровнем крыши башни.

Из-за большего объема в корпусе есть возможность применить материалы бронирования с меньшей габаритной эффективностью, а так же более мощную ФВУ из-за возросшего внутреннего объема.

Как и в других вариантах компоновки перспективного танка, проблемным вопросом остается реализация требуемых углов снижения орудия, связанных с конструкционным ослаблением башни.

Расчетная масса варианта танка с обитаемой башней составляла 67,4 тонны.

Вариант танка с экипажем 3 человека, с размещением командира в башне

Данный вариант компоновки обеспечивает хороший обзор командиру танка, при этом реализована возможность применить автомат заряжания карусельного типа в корпусе. Как и все варианты представленных компоновок, она не лишена недостатков. Среди них неудовлетворительные условия размещения командира, воздействие на него импульса отдачи основного вооружения, необходимость дублировать системы ФВУ, ППО и пр.

Вариант танка с экипажем 3 человека, с нетрадиционной компоновкой

Вид спереди и сбоку.


В данном варианте компоновки давление на грунт увеличено на 34% по сравнению с вариантом танка с экипажем 2 человека и необитаемой башней, при этом башня шире на 74 сантиметра и выше на 20 см. Расчетная масса такого варианта составляет 67,7 тонн.

Огневая мощь

При моделировании DARPA вариантов компоновки перспективного танка с были заданы требования увеличения дульной энергии с 9МДж у М256 до 20 МДж и начальной скорости до 2 км/с.

Масса активной части БПС с ведущим устройством составляет 10 кг, масса сердечника около 5 кг. Длина БПС с баллистическим наконечником и оперением - 750 мм. Для достижения требуемых характеристик требуется пороховой заряд массой 20 кг при объеме 17 л. Выбранный калибр пушки 135 мм требовал применения выстрелов раздельного заряжания.

Калибр основного вооружения, используемого для анализа перспективных разработок, был выбран на основе имевшихся в США данных о разработке в СССР танка с вооружением такого калибра.

В СССР действительно осуществлялись разработки танка с экипажем 3 человека с вынесенной пушкой калибра 130 мм (командир и наводчик располагались слева от пушки), но впоследствии (с 1984 г) для перспективного танка был принят калибр 152 мм .


Заряжение осуществляется автоматом заряжания карусельного типа с размещением выстрела в контейнере. Габариты контейнера 850х160х340 мм. Основной заряд (БПС) размещен в одной ячейке, снаряд с дополнительным зарядом - в другой. В карусели АЗ размещено 35 кассет с выстрелами раздельного заряжания.

При моделировании различных вариантов компоновки танков был выбран автомат заряжания фирмы « Ares inc » состоящий из карусельного механизма в «корзине» башни. Механизм подъема поднимает контейнер на линию досылания, после чего досылается снаряд, контейнер опускается для досылания заряда, после чего осуществляется его досылание.

Данные решения автомата заряжания перспективного танка схожи с принятыми для автомата заряжания перспективного танка ОАО УКБТМ.


Схема автомата заряжания с механизмом подачи выстрелов. Учитывая габариты системы и особенности ее размещение возможности ручного дублирования работы АЗ не предусматривается.


Автомат заряжания пополняется выстрелами раздельного заряжания в кассетах в автоматическом режиме через люк в кормовой части башни. Это является шагом вперед по сравнению с ручной загрузкой боекомплекта, снижающим существующую трудоемкость обслуживания.

Углы снижения пушки -10, подъема +20 град. Для обеспечения требуемого угла снижения пушки предлагалось реализовать выдвижной вариант крыши башни.

Управляемая гидропневматическая подвеска за счет изменения дифферента машины позволяет увеличить углы наведения пушки в вертикальной плоскости еще на -6/+6 град.


Вспомогательное вооружение включает спаренный с пушкой 7,62 мм пулемет с боекомплектом 10 000 патронов. Предполагалась установка дополнительного 7,62 мм пулемета с независимым наведением на одном из подъемно-мачтовых устройств с боекомплектом 3400 патронов

Система управления огнем

Система управления огнем рассматривалась с учетом обеспечения высокой вероятности поражения цели (высотой 2 м) на дистанции 4000 м. Для этого ошибка стрельбы должна составлять не более 0,2 мрад. Требования по возможности поражения низколетящих вертолетов требуют приводы наведения башни обеспечивающие поворот со скорость 60 град/с. Модули с прицельно-наблюдательными комплексами разработчики предлагалось устанавливать на подъемно-мачтовых устройствах с круговым вращением. В состав каждого из модулей входит тепловизионный, телевизионный дневной, лазерный дальнометрический канал. Кроме того предусматривается установка акустических датчиков и в перспективе РЛС миллиметрового диапазона. Кроме того на башне может устанавливаться вспомогательный прицел. Передачу информации планировалось осуществлять по оптико-волоконным каналам.

Защита

Расчетные габариты бронирования составляли 1300 мм для верхней детали корпуса (700…380 для нижней). 1300 мм для лобовой части башни и защиты амбразуры, предполагался барбет перед стыком корпуса и баш-ни и пр. При этом лобовая защита башни прикрывает от атаки сверху и отделение экипажа.

Требуемые толщины брони

участок

танка с экипажем в корпусе (мм)

танка с экипажем в башне (мм)

Примечание

Отделение экипажа

Верхняя деталь корпуса

1300

1300

Броня с высокой массовой эффективностью.

(большой габарит, маленькая масса)

Нижняя деталь корпуса

700…380

700…380

Переменная толщина, см. схемы.

Верхний пояс борта

400 мм - высокая массовая эффективность (маленький габарит, большая масса), равна 630 при низкой E m

Нижний пояс борта

крыша

Защита сверху обеспечивается блоком лба башни

Днище

Башня

Лобовая деталь

1300

1300

Борт

Крыша

Башня/корпус.

(кроме отделения экипажа)

Бортовые экраны верх.

Бортовые экраны ниж.

Корма

Днище

Подвижность

В перспективных проектах танка предполагалось применение компактного МТО с газотурбинным двигателем мощностью 1500 л.с. МТО разрабатывалось фирмой по программе Advanced Integrated Propulsion System (AIPS ), вариант ГТД разрабатывался фирмой General Electric вариант с дизелем - Cummins . Главное требование к новому МТО снижение массы с 6400 (М1А1) до 5 000 кг объема с 7 до 5,9 м 3 . МТО по программе AIPS разрабатывалось для модернизация танка М1А1 Блок III и тяжелой БМП . Наименование МТО General Electric , созданного по программе AIPS -

2800

ФВУ

Гидравлическая система

Электроника

Компоненты башни

1500

1500

2000

2000

Топливо

1200

1200

1500

1200

AIPS

5000

5000

5000

5000

Масса бронирования

25 200

28 800

37 800

38 300

Места экипажа

1200

1200

1200

Подвеска

9550

10500

12800

12800

Всего:

50 340

55 330

67 460

67 700

Выводы

На основе анализа различных вариантов компоновок выяснилось, что в каждой есть как преимущества, так и недостатки. Выбор того или иного варианта идеологии танка зависит от планируемых особенностей его применения. Американские разработчики (DARPA) представили обзор возможных компоновок, показав преимущества и недостатки каждой из них.

При этом отмечается, что танк с экипажем два человека имеет лучшие показатели по подвижности, заметности, стоимости.

В тоже время исследования по разработке танка с экипажем два человека проводившиеся в 80-е годы в СССР не показали решения, обеспечивающие танковым управлением подразделения с таким экипажем. В случае выполнения наводчиком функций командира танкового подразделения от взвода до батальона его танк будет неспособен вести огонь. Анализ загруженности экипажа танка также свидетельствовал в пользу экипажа из трех человек.

При этом экипаж из трех человек обеспечивает возможность одновременного ведения огня, поиска целей, ведения связи и управление боем танкового подразделения. Преимуществом в этом случае является и возможность одновременной стрельбы из дополнительного вооружения - дистанционно-управляемого пулемета или малокалиберной пушки.

Источники

1. Проблема сокращения численности экипажа основного танка. Ю. М. Апухтин, А. И. Мазуренко, Е. А. Морозов, П. И. Назаренко. Вестник бронетанковой техники ". №6 за 1980 г .

2. An Exploration of Integrated Ground Weapons Concepts for Armor/Anti-Armor Missions. Randall Steeb, Keith Brendley, Dan Norton, John Bondanella, Richard Salter, Teriell G. Covington. RAND, NATIONAL DEFENSE RESEARCH INSTITUTE, 1991.

3. ПОСЛЕДНИЙ РЫВОК СОВЕТСКИХ ТАНКОСТРОИТЕЛЕЙ (дневник участника разработки танка «Боксер»). Юрий Апухтин . Харьков - 2009

4. R. E. Simpkin, Human Factors in Mechanized Warfare, Brassey"s, New York, 1984.

Танки в последние десятилетия хоронили чаще и упорнее, чем любые другие виды вооружения. В последние годы, ознаменовавшиеся резким сокращением танкового парка большинства развитых стран по сравнению со временами «холодной» войны, вопрос о будущем танка вновь стал одним из самых обсуждаемых среди специалистов и любителей. В России интерес к проблеме особенно вырос после сокращения танкового парка в первой половине 2010-х годов с 23 до примерно 6–7 тысяч единиц, и демонстрации в 2015 году первых машин нового семейства «Армата». Радикальное сокращение одновременно с попытками модернизации переживают и танковые части многих других армий.


Так, в Германии танковый парк, насчитывавший в конце 80-х годов более 2000 машин, сократился до немногим более двухсот единиц, количество танков в строю и в резерве армии и Корпусе морской пехоты США упало с более чем 10 тысяч единиц до 5 с небольшим тысяч, ряд стран отказался от танков полностью.

Вместе с тем, несмотря на радикальное сокращение количества танков в целом, отказываться от них вообще ведущие военные державы не намерены. Здесь наблюдение за сокращениями может сыграть плохую шутку - подобно тому, как кто-либо, глядя на резкое сокращение числа авианосцев в ВМС США и Великобритании после окончания Второй мировой войны, заявил бы о том, что эти корабли скоро сойдут со сцены.

В случае с танками, исходя из опыта последних конфликтов, сегодняшнего уровня оснащения вооруженных сил развитых государств, а также того, что реально может быть достигнуто в обозримом будущем, можно утверждать, что, как минимум, в течение ближайших 3–4 десятилетий основные боевые они сохранят свое значение главной ударной силы частей и соединений сухопутных войск. Танки, будучи объективно самыми защищенными, живучими и тяжеловооруженными боевыми машинами на поле боя, по-прежнему будут определять боевую устойчивость подразделений сухопутных войск в большинстве видов боевых действий.

Подвинуть танк с этого места могут только принципиальные открытия и изобретения в области физики - скажем, создание антигравитационных двигателей, что позволит создать боевые машины совершенно иного уровня - но пока ничто не предвещает столь эпохальных перемен.


Либо, что более реально - скачок в развитии ИТ и робототехники, который позволит создать роботизированные боевые машины с совершенным искусственным интеллектом. Такие машины, в отличие от имеющихся и перспективных роботов, не будут зависеть от крайне уязвимых для современной радиоэлектронной борьбы линий связи и смогут действовать полностью автономно, вытеснив традиционные танки и другую технику. Тем не менее, эта задача с учетом уровня современной техники и перспективных разработок пока также представляется неразрешимой, и, кроме того, даже в армиях роботов, наверняка, сохранятся тяжелобронированные многоцелевые боевые машины с мощным вооружением, которые станут наследниками танков.

Очевидно, что среди машин, которым предстоит действовать на поле боя 25-30 лет спустя, окажется очень много знакомых имен. Модернизированные Т-72 и Т-90, «Леопард-2», М-1 «Абрамс», «Меркавы», «Челленджеры» и прочие достижения конструкторской мысли 70-х годов, усовершенствованные в 80-х, модернизированные в 90-х и продолжающие совершенствоваться сейчас, в основном, в плане начинки и обвеса, по-прежнему будут находиться в строю армий вполне развитых стран. У менее развитых стран сыщутся и более старые машины: Т-55, ранние Т-72, многочисленные модернизированные (и не очень) изделия западного танкопрома: от М-60 до ранних версий второго «Леопарда».


Наследник Т-34

Разумеется, на поле боя выйдут и новые машины, но их будет очень немного, и похвалиться новинками смогут буквально единицы стран из числа тех, что сегодня производят основные боевые танки. При этом первой ласточкой, что уже очевидно, будет российская машина, известная как Т-14 «Армата».

«Армата», созданная в рамках разработки целого семейства машин на унифицированной платформе, построен по новой компоновке с необитаемой башней и размещением экипажа из 3 человек в бронекапсуле, отделенной от башни и автомата заряжения. Такая компоновка, во-первых, резко уменьшает лобовую проекцию танка, особенно в ее наиболее поражаемой верхней части, что делает машину трудноуязвимой, а во-вторых, значительно повышает шансы экипажа выжить в случае результативного попадания. В-третьих, необитаемая башня облегчает оснащение танка крупнокалиберным орудием. В настоящее время на «Армате» стоит 125-миллиметровая пушка, однако известно, что при необходимости она может быть оснащена и 152-миллиметровым орудием, создававшимся для перспективного танка Т-95, который не был принят на вооружение из-за излишней дороговизны. Размещение подобного орудия на танке прорабатывалось еще в советские времена (например, ленинградский «объект 292»).

Увеличение калибра основного вооружения диктуется необходимостью обеспечить надежное поражение как существующих, так и перспективных бронемашин противника, в том числе и с учетом их возможной модернизации, однако с учетом прекращения развития большей части программ новых танков в западных странах, военные сочли возможным обойтись модернизированной 125-миллиметровой пушкой.

Весь боезапас основного орудия планируется разместить под башней. Забегая вперед, отметим, что это дает принципиальное преимущество Т-14 над перспективными западными проектами, в которых планируется сохранить размещение боезапаса в кормовой части башни, что увеличивает ее размеры по сравнению с башней Т-14 и повышает вероятность мгновенного уничтожения танка при попадании в отсек боезапаса.

Защиту танка, помимо традиционной комбинированной броневой защиты и встроенной динамической защиты, обеспечивает комплекс активной защиты «Афганит», способный уничтожать или сбивать с курса приближающиеся к танку снаряды.

Принципиально возросли возможности системы управления огнем. С учетом новой компоновки, экипаж потерял возможность кругового обзора поля боя собственными глазами через перископы, и на системы обнаружения и целеуказания ложится значительно большая нагрузка. Система обнаружения и целеуказания имеет оптический, тепловизионный, инфракрасный каналы. Кроме того, в нее будет включен лазерный дальномер и радиолокационная станция, а информация об обстановке будет выводиться на экраны, которые создадут эффект «видения сквозь броню».

Т-14, несмотря на больший вес по сравнению с современными российскими машинами (более 50 тонн против 46,5 тонны у Т-90), имеет не меньшую подвижность. Танк оснащается дизельным двигателем мощностью в 1500 лошадиных сил, что обеспечивает энерговооруженность почти в 30 лошадиных сил на тонну веса и отличные характеристики подвижности. В целом, если конструкторам удастся полностью реализовать свои замыслы, то Т-95 может стать для нового, пятого поколения боевых машин тем же, чем в свое время стал Т-34, - образцом для подражания.

Что у них?

Как это ни удивительно в сегодняшней обстановке, но в настоящее время Россия оказывается очевидным лидером в разработке новейшего боевого танка. Большинство остальных развитых стран предпочитают модернизировать существующие машины. По этому пути пошли и США, после того как глобальный экономический кризис заставил богатейшую страну западного мира отказаться от амбициозной программы «Future Combat System» (FCS), в рамках которой разрабатывались различные боевые машины, включая и основной боевой танк. Сыграло роль еще и то обнаружившееся обстоятельство, что ни один из проектов танка FCS не обеспечивал радикального превосходства над возможной модернизацией танка М1, которое оправдывало бы резкий рост цены.

Здесь следует отметить, что США в принципе повезло несколько больше, чем России. Спорить о сравнительных характеристиках советских машин позднего поколения и «Абрамса» можно до хрипоты, но одно преимущество американца остается несомненным - намного более простая модернизация, позволяющая, фактически, построить новый танк на имеющейся основе. То же самое можно сказать и об остальных современных танках Запада.

В итоге, в 2009 году было объявлено о том, что в ближайшие десятилетия вооруженные силы США будут оснащаться танком М1А3 (пока имеющим «экспериментальный» индекс Е3). Новая машина будет иметь меньший вес - в пределах 55 тонн против сегодняшних 62. Это снижение будет достигнуто за счет новой башни с автоматом заряжания, созданной по образцу французского танка «Леклерк». Танк предполагается также оснастить дизельным двигателем, новейшей системой управления огнем и, возможно, новой пушкой/пусковой установкой, разрабатывавшейся в рамках программы FCS. Эти танки, которые планируется строить на основе находящихся на базах хранения машин М1 и М1А1, будут находиться на вооружении как минимум до 40-х годов параллельно с танками М1А2.

Кризис сказался и на планах других стран, что привело к очередному витку объединения усилий.

В Германии в начале 2010-х годов была заморожена программа «Neue Gepanzerte Platforme» (NGP), где так же, как и на перспективной российской машине, предполагается размещение вооружения в необитаемой башне. Наследника «Пантер», «Тигров» и «Леопардов» предполагалось вооружить 140-мм гладкоствольной пушкой/пусковой установкой.

Франция, имеющая в настоящее время на вооружении один из самых современных основных боевых танков - «Леклерк», созданный в 80–90-х годах, также планирует в ближайшие десятилетия обойтись его модернизацией - в основном путем установки более мощного орудия и более совершенной системы управления огнем.

Тем не менее, появление «Арматы» заставило европейских танкостроителей задуматься о создании перспективной машины. Летом 2015 года стало известно о том, что два европейских производителя бронетехники - германская фирма Krauss-Maffei Wegmann (KMW) и французская Nexter Systems - договорились о создании совместного концерна на паритетной основе.

Новая фирма будет называться KANT (KMW and Nexter Together), штаб-квартиру концерна разместят в Амстердаме. Сделка будет завершена к январю 2016 года, оба участника получат в проекте долю по 50 процентов.

Слияние стало одной из крупнейших подобных сделок на оборонном рынке Евросоюза и создает на нем нового сильного игрока в секторе вооружений для сухопутных войск. Образовавшийся в результате концерн обеспечен портфелем заказов на сумму в 9 миллиардов евро при общем уровне годовых продаж более 2 миллиардов евро. На его предприятиях будут работать около 6 тысяч человек.

Одной из причин, подтолкнувших компании к объединению, как утверждают во французском военном ведомстве, стало желание укрепить экспортное направление работы обеих фирм. В структуре продаж Nexter доля поставок для инозаказчиков составляет 56 процентов, в структуре продаж KMW она доходит до 80 процентов. На целом ряде тендеров по поставке техники сухопутных войск (скажем, для стран Прибалтики или в Катар) компании до недавнего времени выступали как конкуренты.

Krauss-Maffei Wegmann - германский машиностроительный концерн, крупными акционерами которого являются семья Боде (группа Wegmann) и корпорация Siemens. Объем продаж в 2014 году составил 747 миллионов евро. К основным видам продукции относятся, в частности, танки типа Leopard 2, БМП Puma, БТР Boxer, самоходные артустановки PzH 2000.

Месяцем ранее появилась информация о желании немцев и французов совместно создать новую боевую машину, о чем сообщила газета Die Welt.

Новый танк должен быть создан к 2030 году - к этому времени истекает срок службы танков «Леопард-2», которые стоят на вооружении армий нескольких стран Европы. «Технические требования к системе уже были представлены и определены в рамках германо-французского сотрудничества», - уточнил госсекретарь Министерства обороны ФРГ Маркус Грюбель (Markus Grübel). По его словам, в течение трех лет - с 2015 по 2018 год - должны быть разработаны технологии и концепции при участии немецкой промышленности.

Издание предполагает, что решению о создании нового танка предшествовал доклад Федеральной разведывательной службы Германии (Bundesnachrichtendienst, BND) о наращивании Россией боевой мощи. Кроме того, представленные 9 мая на Параде Победы в Москве танки Т-14 на платформе «Армата», по данным немецкой разведки, были опытными образцами, серийное же производство - двух тысяч танков - начнется только через несколько лет.

Die Welt отмечает, что когда разработка новой машины будет завершена, им это будет танк очень высокого уровня.

В июне 2016 года был продемонстрирован, возможно, один из первых образцов вооружения будущего европейского танка. Образец гладкоствольного 130-миллиметрового орудия с длиной ствола 51 калибр был показан фирмой Rheinmetall Weapon and Munition на прошедшей в Париже выставке вооружений Eurosatory-2016.

Пушка этого типа создается с 2015 года на собственные средства компании. Демонстрируемый образец был закончен в мае 2016 года. По словам представителей компании, испытания начнутся после выставки.

Орудие оснащено увеличенной зарядной каморой, внутренняя поверхность ствола выполнена с хромированным покрытием, внешняя - с теплозащитным кожухом. Дульный тормоз на представленном образце не наблюдается.

Для пушки предусмотрено использование двух типов выстрелов: бронебойный подкалиберный снаряд с удлиненным вольфрамовым сердечником и осколочно-фугасный снаряд с программируемым подрывом.

По заявлению производителя, могущество боеприпасов разрабатываемой пушки должно превзойти могущество их аналогов, используемых в 120-миллиметровой танковой пушке Rheinmetall L55, на 50 процентов.

Своя разработка перспективного танка есть у Великобритании. Эта машина также создается в русле общих тенденций - уменьшение экипажа, установка более крупнокалиберной пушки, совершенствование системы управления огнем и так далее. Правда, по имеющейся информации, танк-преемник «Челленджера», разрабатываемый по программе Mobile Direct Fire Equipment Requirement (требования к системе для ведения огня прямой наводки с ходу), планируется оснастить пушкой с электромагнитным ускорением снаряда. Не исключено, что в этом вопросе англичане станут новаторами, сумев первыми поставить такое орудие на серийную машину.

Остальные страны-танкостроители пока либо не имеют своих программ разработки принципиально новых танков: основная масса перспективных машин, будь то турецкий «Алтай», индийский «Арджюн» или японский «Тип 10» представляет собой комбинацию уже известных технических решений в классической компоновке. Китай, последние десятки лет занимающийся копированием конструкций российской и западной разработки, судя по всему, продолжит это делать и впредь. У стран следующего эшелона шансов на создание своей собственной перспективной машины еще меньше.

Каковы итоги?

Говоря об основных тенденциях мирового танкостроения в целом, можно выделить следующие основные направления:

1. Рост массы боевых машин прекратился. Все перспективные проекты, кроме модернизированных «Меркав» - спецмашин для специальных театров военных действий, - имеют вес в пределах 50–55 тонн.

2. Рост огневой мощи продолжается. Перспективные танки планируется оснащать тяжелыми орудиями, а в дальнейшем - и их усовершенствованными версиями с электромагнитным ускорением и так далее.

3. Все без исключения перспективные танки планируется оснастить орудиями с автоматом заряжания, что свидетельствует в пользу этого магистрального пути развития, на который отечественное танкостроение встало уже более 40 лет назад.

4. Главную роль в повышении боевых возможностей танков станут играть системы управления огнем, комплексы активной защиты и другое дополнительное оборудование, с помощью которого боевые возможности уже находящихся в строю танков могут быть значительно увеличены.

Что подешевле?

Очевидно, что танки нового поколения, равно как и «ультимативные» варианты модернизации современных машин будут не по карману странам третьего мира, при этом многие из них располагают внушительными запасами старой техники, в первую очередь, наиболее распространенных танков холодной войны типа М60 и Т-72. Такой рынок предполагает наличие большого количества предложений по модернизации этих танков, и подобные предложения появляются все чаще.

Одно из наиболее свежих предложений такого рода - вариант модернизации танков М60 Patton от компании Raytheon, более известной в качестве одного из основных разработчиков средств ПВО и ПРО. Фактически Raytheon выступает как системный интегратор программы, включающей в себя использование разработок разных компаний. Ключевой элемент модернизации, получившей название The M60A3 Service Life Extension Program (SLEP), - повышение боевой мощи танка за счет установки 120-миллиметровой гладкоствольной пушки M256, которая должна заменить прежнее 105-миллиметровое нарезное орудие M68.

«У вас есть "железо" 1960-1970-х годов изготовления. Производство многих комплектующих к нему давно утрачено, - поясняет руководитель программы модернизации Римас Гузулайтис, - но многие страны продолжают эксплуатировать это вооружение и нуждаются в его усовершенствовании, устранении недостатков, повышении точности и убойности».

«Мы берем орудие от М1А1, - продолжает он. - Оно значительно более точное, намного более мощное, при этом оно легче и позволяет использовать широкую гамму боеприпасов, производимых партнерами по НАТО».

Как отмечают в Raytheon, совершенствование машины не ограничивается новым орудием. В ходе модернизации М60 получит новый дизельный двигатель, мощность которого возрастет с 750 до 950 лошадиных сил, новую систему управления огнем с дневным лазерным прицелом и ночным тепловизионным, электрический привод вращения башни и, конечно, усиление защиты - как дополнительное бронирование, так и блоки динамической защиты.


Частично рынок уже осваивается «Уралвагонзаводом», ведущим серийную модернизацию Т-72Б российской армии в вариант Т-72Б3, однако этот бизнес интересует и других производителей. Свои варианты предлагают бывшие партнеры СССР по Варшавскому договору - от Польши до бывших югославских республик, а также республики бывшего СССР.

Совершенствование идет, главным образом, по тем же направлениям: улучшение броневой защиты - за счет дополнительных броневых листов в лобовой части танка и современных версий динамической защиты типа «Контакт-5» или «Реликт», модернизация системы управления огнем, установка современных прицелов, в ряде случаев - дистанционно управляемых модулей вооружения.

Из наиболее примечательных вариантов усовершенствования Т-72 можно назвать демонстрирующийся «Уралвагонзаводом» с 2013 года танк в обвесе для городского боя. От стандартной машины он отличается значительно усиленной броневой защитой - дополнительным бронированием бортов и кормовой части башни, наличием бульдозерного отвала для разгребания завалов, усиленной бронезащитой зенитной пулеметной установки и улучшенной системой управления огнем. Появление этой машины именно сейчас легко объяснимо боевыми действиями в Сирии, где танки активно используются в качестве средства поддержки пехоты, в том числе в городах. Т-72 демонстрируют высокую живучесть даже в исходном варианте, и модернизация позволит значительно повысить эффективность этих машин в неблагоприятных для бронетехники городских условиях.

Наиболее радикальный вариант модернизации Т-72 - его превращение в машину принципиально иного класса, боевую машину поддержки танков (БМПТ). Исследования в этом направлении ведутся с 1990-х годов. По мнению некоторых специалистов, машины такого типа резко уменьшают потребность в пехотном сопровождении танка, принимая на себя большую часть функций по уничтожению опасных для танка целей. Ключевые козыри БМПТ - развитая система управления огнем и многофункциональность боевого модуля.

Различные версии модернизации старых машин неизбежно будут предлагаться и впредь - цена и сроки разработки танков нового поколения практически не оставляют иных вариантов совершенствования танкового парка тем, кто не готов платить за новые машины от 5-6 миллионов долларов за единицу и выше. И даже страны, разрабатывающие и строящие технику нового поколения, включая и Россию с ее новинкой - Т-14 «Армата» и другими машинами на этой платформе, потратят на замену основной части парка весьма длительное время. Результат предсказать несложно: многим танкам холодной войны предстоит встретить в строю столетие со дня создания своего первого варианта - не исключено, что и со дня физической постройки.

Т-14 «Армата» Первое место занимает танк Т-14 — новейший российский основной танк с необитаемой башней на базе универсальной гусеничной платформы «Армата». Представленный на Параде Победы в 2015 году он привлек к себе внимание как российских, так и зарубежных военных экспертов.Необходимо заметить, что сравнение Т-14 с другими танками выходит за рамки просто таблиц с ТТХ.Американский журнал The National Interest попытался сравнить Т-14 и Abrams, однако отметил, что Т-14 имеет множество защитных технологий, которых нет не только в Abrams, но и ни в одном танке мира.Минобороны заказало производителю танков Т-14 «Уралвагонзаводу» первую партию из 100 боевых машин.Т-90 «Владимир» Следующим в списке топ-5 идет основной боевой танк российской армии - Т-90. Последняя модификация танка Т-90СМ оснащена системой управления огнем, которая превосходит мировые аналоги. СУО, позволяет экипажу поражать движущиеся цели, в том числе когда танк сам находится в движении, с высокой вероятностью попадания в цель с первого выстрела почти при любых погодных условиях.Помимо традиционного артиллерийского вооружения, Т-90 имеет возможность стрельбы ПТУР «Инвар-М». Пуск ракет осуществляется при помощи основного орудия танка, наведение ракет осуществляется по лазерному лучу в полуавтоматическом режиме.
В период с 2001 по 2010 годы Т-90 стал самым продаваемым на мировом рынке новым основным боевым танком.Т-72Б3 Модернизированный до версии Т-72Б3 занимает третью строчку. Он обладает 125-мм гладкоствольной пушкой 2А46М-5 с улучшенной баллистикой и ресурсом. Благодаря ее модернизации появилась возможность использовать новые «удлиненные» бронебойные подкалиберные снаряды типа «Свинец-1/2».На танк установлен белорусский прицел «Сосна-У» и современные цифровые системы связи, а также модернизированный под новые снаряды автомат заряжания.Т-80У Т-80 - уникальный танк с газотурбинным двигателем. Накануне празднования Дня танкиста в России было объявлено о подписании долгосрочного контракта на модернизацию самых быстрых и маневренных танковых болидов советской и российской армии.Танк оснащен системой управления огнем СУО 1А33, пушкой 2А46-2, системой запуска дымовых гранат 902А «Туча».Бывший министр обороны Сирии Мустафа Тлас в интервью корреспонденту Shpiegel дал высокую оценку танку Т-80.«Новый советский Т-80 не только сравним с «Леопардом-2», но и превосходит его, даже по мнению западных наблюдателей… Т-80 — ответ Москвы на «Леопард-2». Как солдат и специалист по танкам, я считаю Т-80 лучшим танком в мире», - сказал Тлас.
Сегодня на хранении находятся более 3 тысяч танков Т-80 различных модификаций.Т-55 Т-55 - один из самых массовых советских танков. Несмотря на то, что он является средним танком, он стал первой в мире боевой машиной, оборудованной автоматической системой противоатомной защиты. Т-55 стал для своего времени пионером нового поколения боевых машин, способных вести боевые действия в условиях применения ядерного оружия.На последнюю модернизированную версию танка Т-55М6 была установлена башня от Т-72Б с 125-мм пушкой, а позади башни контейнер с автоматом заряжания на 22 выстрела; встроенная динамическая защита башни и корпуса; двигатель В-46-5М мощностью 690 л.с.; новая система управления огнем. Корпус удлинён, добавлен шестой опорный каток. Возможна установка опорных катков от Т-55, Т-72 и Т-80.Всего за все время производства Т-55 было изготовлено свыше 20 тысяч танков. В России до сих пор находятся на хранении свыше 2800 танков Т-55.

В 80-е - начале 90-х годов в ведущих танкопроизводящих странах – СССР, США, ФРГ, Франции активно велась разработка перспективного танка. При этом велся активный поиск решений по компоновке, составу экипажа и распределению его задач. Улучшение характеристик танка можно было достичь за счет сокращения экипажа за счет установки автомата заряжания, это решение было принято во всех перспективных разработках западных стран. Это позволяло уменьшить внутренний объем танка, усилить бронирование без значительного роста массы.

Развитие электроники и средств автоматизации позволило пойти в развитии компоновки еще дальше, сократить экипаж до двух человек. Сокращение экипажа до двух человек позволяет решить целый ряд проблемных вопросов: повышение защиты, дублирование работы экипажа, более полное выполнение эргономических требований, уменьшение массы и габаритов танка. Вместе с тем возникает и ряд нерешенных вопросов связанных с перегруженностью экипажа и управлению подразделением .

Выбор варианта компоновки танка и состава экипажа был очень актуальным вопросом, как в СССР, так и в западных странах и окончательной точки в этом вопросе еще не поставлено.

В материале рассмотрен ряд концепций компоновки перспективного танка в США исследовавшихся в конце 80-х, начале 90-х годов тактико-технологическим управлением агентства по разработке перспективных проектов DARPA и их сравнением с некоторыми известными разработками проводившимися в бывш. СССР.

Вариант танка с экипажем 2 человека и необитаемой башней
Танк с экипажем два человека имеет высокие показатели по подвижности, низкий силуэт. Соотношение длины и ширины корпуса по гусеницам в этом варианте близко к идеальному 1,5:1, что обеспечивает хорошую поворотливость.

Танк выполнен по шестиопорной схеме ходовой части. Высота башни соответствует высоте башни танка «Абрамс», но ее площадь уменьшена на 50% в передней проекции и на 40% в боковой. Бронирование лобовой части необитаемой башни обеспечивает высокую защиту отделения экипажа от боеприпасов, атакующих сверху (в случае если башня повернута вперед), кроме того, имеются дополнительные противоосколочные экраны над местами экипажа.

Центр масс танка смещен вперед (между 2 и 3 катком), так как основная масса бронирования (около 9 тонн) размещена в передней части корпуса. Общая прогнозируемая масса танка составляет 50.3 тонн, что при установке двигателя мощностью 1500 л.с. обеспечит высокую удельную мощность (27 л.с./т).

Конструкция люков реализована таким образом, чтобы экипаж мог покинуть танк даже при опущенной пушке. Люки имеют электрический и ручной приводы и оснащены стеклоблоками для вождения по походному. В днище под одним из сидений есть люк аварийного выхода, который применяется в случае повреждения люков и чрезвычайных ситуациях. Отделение экипажа довольно тесное, выделено по 70 см на каждого члена экипажа по ширине.



Забор воздуха фильтровентиляционной установки осуществляется за левым люком экипажа, блок ФВУ размещен в носовой части танка в нише в нижней лобовой детали корпуса. Очищенный кондиционированный воздух вдается в районе ног экипажа и далее поступает в ниши электронных блоков.

Общая емкость топливной системы танка 1250 литров, топливо частично размещено внутри корпуса перед двигателем, остальная часть в топливных баках на надгусеничных полках в кормовой части корпуса.



Сравнение бортовой проекции танка М1А1 и перспективного танка с экипажем 2 человека с необитаемой башней.

Сравнение площади лобовой проекции танка с электромагнитной пушкой, перспективного танка с экипажем 2 человека и необитаемой башней и М1А1 «Абрамс».

Впервые разработки по созданию перспективного танка с экипажем два человека были предприняты в ХКБМ им А.А. Морозова в 70-е годы, работы были продолжены Е.А. Морозовым. Прототип перспективного танка с экипажем 2 человека был изготовлен ХКБМ.

Близкий к данной идеологии проект перспективного танка с экипажем 2 человека разрабатывался в России ОАО «Спецмаш» в 90-е годы. При этом была реализована переднемоторная компоновка, во многом по причинам применения газотурбинного двигателя. Был изготовлен ходовой макет шасси.

Вариант танка с экипажем 3 человека и необитаемой башней
Следующим рассматриваемым вариантом компоновки танка является более радиционный вариант с экипажем из трех человек. При создании такого варианта американские специалисты предлагали два варианта решения:

Первый предполагает размещение 3 членов экипажа в линию. При таком варианте удается сохранить габариты танка с шестиопорной схемой ходовой части, экипаж размещается в достаточно комфортных условиях. Но при этом нет возможности реализовать достаточную защиту бортовой части отделения экипажа. Даже при снижении ширины выделяемого для каждого члена экипажа места с 70 до 60 см возможности обеспечить защиту при обстреле в бортовые участки минимальны. При этом железнодорожные габариты не позволяют увеличить ширину корпуса.

В СССР такой вариант был предложен в рамках разработки перспективного среднего танка А. А. Морозовым во второй половине 70-х.

Второй вариант заключается в размещении двух членов экипажа спереди и третьего за ними (размещение одного из членов экипажа спереди не рационально для обеспечения равностойкого бронирования).

Такой вариант позволяет сохранить достаточный уровень защиты бортов корпуса и удовлетворительные условия комфорта для экипажа. Хотя условия хуже, чем в первом варианте т.к. ноги третьего члена экипажа размещены меду двумя находящимися спереди. Освободившийся объем по бокам от третьего члена экипажа может быть использован для размещения запаса пищи, биотуалета и пр.

При этом длина корпуса увеличивается примерно на 80 см, масса танка возрастает на 5 тонн. Танк выполнен по семиопорной схеме ходовой части с расчетной массой 55,3 тонны.




Соотношение длины и ширены корпуса по гусеницам в этом варианте составляет 1,7:1. Бронирование лобовой части необитаемой башни обеспечивает меньшую защиту отделения экипажа от боеприпасов атакующих сверху из-за удлинения корпуса на 80 см.

Близкий к данной идеологии проект танка «Т-95» разрабатывался в российским ОАО УКБТМ в 2000-е годы.

Вариант танка с экипажем 3 человека с классической компоновкой и автоматом заряжания
Во всех предлагаемых вариантах с размещением экипажа в передней части корпуса есть ряд недостатков. Одним из наиболее существенных из них зарубежные специалисты называют отсутствие возможности кругового визуального наблюдения у командира. На танках с размещением экипажа в корпусе угол обзора при открытых люках составляет не более 270 град.

Компоновка с размещением командира и наводчика в башне и водителя в корпусе позволяет реализовать круговой визуальный обзор командира. Кроме того, размещение наводчика в вращающейся башне устраняют проблемы с дезориентацией, также имеется возможности устранять ряд задержек при стрельбе.

Такая компоновка наиболее близка к французскому танку «Леклерк», в ходе разработки которого также рассматривался ряд вариантов с размещением экипажа в корпусе, в итоге был выбран более традиционный вариант с низкопрофильной башней.

Недостатком данной компоновки для перспективного танка является большая масса лобовой брони, ограничения по обеспечению защиты сверху, большая площадь лобовой проекции. Еще одним компоновочным недостатком является невозможность применения автомата заряжания карусельного типа из-за требования к раздельного размещения экипажа и боекомплекта.

При создании такого варианта предлагалось два варианта решения:

Первый предполагает разделенное размещение боекомплекта, готовые к применению выстрелы размещены в автомате заряжания, дополнительный боекомплект размещается в изолированном отсеке перед моторно-трансмиссионным отделением.

Второй вариант предполагает размещение всего боекомплекта в едином объеме автомата заряжания размещенного в изолированном отсеке за башней. Такой вариант потребует достаточно большой и широкой башни. Данная идеология была реализована в российском танке, разработанным ОАО ОКБТМ в 90-е годы и получившего название «Черный орел» (объект 640).




В данном варианте компоновки реализован круговой обзор командира танка при сохранении подъемно-мачтовых устройств с комплексами наблюдения командира и наводчика.

При этом командиру для обеспечения кругового обзора необходимо подниматся над уровнем башни по пояс. Как отмечал теоретик боевого применения танков Р. Симпкин , танк «на полпути на небеса» (т.е. очень уязвим к огню противника). Обзору мешает крыша центральной части башни с подъемом для обеспечения требуемых углов снижения орудия.

Реализована возможность взаимного доступа из отделения управления в боевое отделение (при положении пушки вперед). Оба члена экипажа в башне, командир и наводчик, могут обеспечить круговой обзор, подняв голову над уровнем крыши башни.

Из-за большего объема в корпусе есть возможность применить материалы бронирования с меньшей габаритной эффективностью, а также более мощную ФВУ из-за возросшего внутреннего объема.

Как и в других вариантах компоновки перспективного танка, проблемным вопросом остается реализация требуемых углов снижения орудия, связанных с конструкционным ослаблением башни.

Расчетная масса варианта танка с обитаемой башней составляла 67,4 тонны.

Вариант танка с экипажем 3 человека, с размещением командира в башне
Данный вариант компоновки обеспечивает хороший обзор командиру танка, при этом реализована возможность применить автомат заряжания карусельного типа в корпусе. Как и все варианты представленных компоновок, она не лишена недостатков. Среди них неудовлетворительные условия размещения командира, воздействие на него импульса отдачи основного вооружения, необходимость дублировать системы ФВУ, ППО и пр.




В данном варианте компоновки давление на грунт увеличено на 34% по сравнению с вариантом танка с экипажем 2 человека и необитаемой башней, при этом башня шире на 74 сантиметра и выше на 20 см. Расчетная масса такого варианта составляет 67,7 тонн.

Огневая мощь
При моделировании DARPA вариантов компоновки перспективного танка с были заданы требования увеличения дульной энергии с 9МДж у М256 до 20 МДж и начальной скорости до 2 км/с.

Масса активной части БПС с ведущим устройством составляет 10 кг, масса сердечника около 5 кг. Длина БПС с баллистическим наконечником и оперением – 750 мм. Для достижения требуемых характеристик требуется пороховой заряд массой 20 кг при объеме 17 л. Выбранный калибр пушки 135 мм требовал применения выстрелов раздельного заряжания.

Калибр основного вооружения, используемого для анализа перспективных разработок, был выбран на основе имевшихся в США данных о разработке в СССР танка с вооружением такого калибра.

В СССР действительно осуществлялись разработки танка с экипажем 3 человека с вынесенной пушкой калибра 130 мм (командир и наводчик располагались слева от пушки), но впоследствии (с 1984 г) для перспективного танка был принят калибр 152 мм .


Заряжение осуществляется автоматом заряжания карусельного типа с размещением выстрела в контейнере. Габариты контейнера 850х160х340 мм. Основной заряд (БПС) размещен в одной ячейке, снаряд с дополнительным зарядом – в другой. В карусели АЗ размещено 35 кассет с выстрелами раздельного заряжания.

При моделировании различных вариантов компоновки танков был выбран автомат заряжания фирмы «Ares inc» состоящий из карусельного механизма в «корзине» башни. Механизм подъема поднимает контейнер на линию досылания, после чего досылается снаряд, контейнер опускается для досылания заряда, после чего осуществляется его досылание.

Данные решения автомата заряжания перспективного танка схожи с принятыми для автомата заряжания перспективного танка ОАО УКБТМ.


Схема автомата заряжания с механизмом подачи выстрелов. Учитывая габариты системы и особенности ее размещение возможности ручного дублирования работы АЗ не предусматривается.

Автомат заряжания пополняется выстрелами раздельного заряжания в кассетах в автоматическом режиме через люк в кормовой части башни. Это является шагом вперед по сравнению с ручной загрузкой боекомплекта, снижающим существующую трудоемкость обслуживания.

Углы снижения пушки -10, подъема +20 град. Для обеспечения требуемого угла снижения пушки предлагалось реализовать выдвижной вариант крыши башни.

Управляемая гидропневматическая подвеска за счет изменения дифферента машины позволяет увеличить углы наведения пушки в вертикальной плоскости еще на -6/+6 град.

Вспомогательное вооружение включает спаренный с пушкой 7,62 мм пулемет с боекомплектом 10 000 патронов. Предполагалась установка дополнительного 7,62 мм пулемета с независимым наведением на одном из подъемно-мачтовых устройств с боекомплектом 3400 патронов

Система управления огнем
Система управления огнем рассматривалась с учетом обеспечения высокой вероятности поражения цели (высотой 2 м) на дистанции 4000 м. Для этого ошибка стрельбы должна составлять не более 0,2 мрад. Требования по возможности поражения низколетящих вертолетов требуют приводы наведения башни, обеспечивающие поворот со скорость 60 град/с. Модули с прицельно-наблюдательными комплексами разработчики предлагалось устанавливать на подъемно-мачтовых устройствах с круговым вращением. В состав каждого из модулей входит тепловизионный, телевизионный дневной, лазерный дальнометрический канал. Кроме того, предусматривается установка акустических датчиков и в перспективе РЛС миллиметрового диапазона. Кроме того, на башне может устанавливаться вспомогательный прицел. Передачу информации планировалось осуществлять по оптико-волоконным каналам.

Защита
Расчетные габариты бронирования составляли 1300 мм для верхней детали корпуса (700…380 для нижней). 1300 мм для лобовой части башни и защиты амбразуры, предполагался барбет перед стыком корпуса и баш­ни и пр. При этом лобовая защита башни прикрывает от атаки сверху и отделение экипажа.


Подвижность
В перспективных проектах танка предполагалось применение компактного МТО с газотурбинным двигателем мощностью 1500 л.с. МТО разрабатывалось фирмой по программе Advanced Integrated Propulsion System (AIPS), вариант ГТД разрабатывался фирмой General Electric вариант с дизелем - Cummins. Главное требование к новому МТО снижение массы с 6400 (М1А1) до 5 000 кг объема с 7 до 5,9 м3. МТО по программе AIPS разрабатывалось для модернизация танка М1А1 Блок III и тяжелой БМП. Наименование МТО General Electric, созданного по программе AIPS - ГТД LV-100.

Выводы
На основе анализа различных вариантов компоновок выяснилось, что в каждой есть как преимущества, так и недостатки. Выбор того или иного варианта идеологии танка зависит от планируемых особенностей его применения. Американские разработчики (DARPA) представили обзор возможных компоновок, показав преимущества и недостатки каждой из них.

При этом отмечается, что танк с экипажем два человека имеет лучшие показатели по подвижности, заметности, стоимости.
В то же время исследования по разработке танка с экипажем два человека проводившиеся в 80-е годы в СССР не показали решения, обеспечивающие танковым управлением подразделения с таким экипажем. В случае выполнения наводчиком функций командира танкового подразделения от взвода до батальона его танк будет неспособен вести огонь. Анализ загруженности экипажа танка также свидетельствовал в пользу экипажа из трех человек.

При этом экипаж из трех человек обеспечивает возможность одновременного ведения огня, поиска целей, ведения связи и управление боем танкового подразделения. Преимуществом в этом случае является и возможность одновременной стрельбы из дополнительного вооружения - дистанционно-управляемого пулемета или малокалиберной пушки.

Источники
1. Проблема сокращения численности экипажа основного танка. Ю. М. Апухтин, А. И. Мазуренко, Е. А. Морозов, П. И. Назаренко. Вестник бронетанковой техники". №6 за 1980 г.
2. An Exploration of Integrated Ground Weapons Concepts for Armor/Anti-Armor Missions. Randall Steeb, Keith Brendley, Dan Norton, John Bondanella, Richard Salter, Teriell G. Covington. RAND, NATIONAL DEFENSE RESEARCH INSTITUTE, 1991.
3. ПОСЛЕДНИЙ РЫВОК СОВЕТСКИХ ТАНКОСТРОИТЕЛЕЙ (дневник участника разработки танка «Боксер»). Юрий Апухтин. Харьков – 2009 http://btvt.narod.ru/bokser/bokser_0.htm
4. R. E. Simpkin, Human Factors in Mechanized Warfare, Brassey"s, New York, 1984.

30 05 2015
10:33


Автоматическая башня, небольшой экипаж: Русский танк „Армата» согласно мнению экспертов по вооружению – настоящая революция. Тем не менее, многое в нем совсем не является новинкой, а уже было придумано для немецкого танка.


В начале мае во время военного парада по случаю победы над гитлеровской Германией в Москве Россия впервые продемонстрировала свой новый боевой танка « Армата». После анализа фотографий западные эксперты сошлись во мнении: еще 30 лет назад основная концепция русского танка не только была разработана на западе, но и протестирована в Германии.

Русские использовали концепцию танка, которая в Германии некогда рассматривалась как замена современного танка «Леопард-2». Среди западных военных, экспертов и политиков только и речи о «сигнале к побудке». Исследования нового немецкого военного танка уже начались, но может пройти еще добрых 15 лет, прежде чем преемник «Леопарда-2» будет приведен в боевую готовность.

Недавно комиссии бундестага по вопросам обороны сообщили, что к 2018 году все основные вопросы, связанные с будущим боевым танком, будут решены с привлечением экспертов промышленности. Эксплуатация «Леопарда-2» закончится примерно к 2030 году. В целом было произведено около 3300 экспортных версий боевого танка. Новая разработка должна превратиться в мультимиллиардный проект для промышленности.

В настоящее время один танк «Леопард 2» в зависимости от комплектации и количества машин обходится в сумму от 9 до 10 миллионов евро. Открытым остается вопрос о том, в какой мере в проекте будут задействованы два крупных немецких танкостроительных концерна - Krauss-Maffei Wegmann (KMW), в настоящее время – уполномоченный производитель «Леопарда», а также концерн Rheinmetall – поставщик пушек, систем залпового огня и боеприпасов.

Представители отрасли говорят о том, что новый немецкий боевой танк мог бы уже давно существовать. Но падение Берлинской стены в 1989 году остановило тогдашний крупный военный проект бундесвера. Кроме того, еще в 1995 году в Германии существовали разработки и даже промышленная конкуренция за так называемую «Новую танковую платформу» - программу для «Семьи танков», включающую в себя проекты нового боевого танка и бронетранспортера, а также ЗРК.

Революция в танкостроении

После распада Советского Союза, прекращения действия Варшавского договора и окончания Холодной войны угроза с Востока больше не рассматривалась. Задержка возникла разве что с моделью новой БМП «Пума», призванной заменить устаревшую модель «Мардер».


Пикантным образом в соответствии с предыдущими планами бундесвера преемник «Леопарда-2» должен был поступить на вооружение армии самое позднее в 2015 году. Вместо этого Владимир Путин представил дюжину своих новых боевых танков, сокращенно Т-14 – модель-преемницу танка «Т-72» начала 70-ых годов. Российская сторона говорит о чудо-танке, а уважаемое британское специальное издание "Jane "s " – о революции в танкостроении.

Известный во всем мире новейший боевой танк производит российский военный концерн «Уралвагонзавод» - а не Krauss -Maffei Wegmann (KMW ) или Rheinmetall из Германии.

«Армата» - это сигнал для пробуждения ото сна, в который отрасль впала в начале 90-ых годов" – говорит источник, пожелавший остаться неизвестным. «У танка «Т-14» есть очевидные преимущества, но сам он – модернизированный вариант «Леопарда-2». Эксперт отрасли замечает: «То, что в «Армате» кажется новым, новым вовсе не является, все это было придумано и сделано в Германии. Эксперты говорят, что в свое время для воплощения идеи не хватило воли и денег.


Проиграть в противоборстве? По мнению экспертов, в результате поединка боевой танк «Леопард 2» - на фото во время боевых учений в Нижней Саксонии – мог бы уступить новому русскому танку.

Фактом является то, что русские остановили спираль производства все более и более тяжелых танков. После Второй мировой войны вес стальных колоссов постоянно увеличивался, поскольку были востребованы максимальная защита от орудий противника большого калибра и высокая пробивная способность. Вес в боевом положении «Леопарда 2» возрос с 55 до свыше 63 тонн. Американский боевой танк «Абрамс M 1» и британский танк «Челленджер» с каждой новой модификацией также наращивают свой вес. Но большой вес означает меньшую подвижность, он затрудняет движение по мостам и связан с более тяжелыми условиями транспортировки, в частности на воздушном транспорте.

Первая необитаемая башня

Русские ограничили вес. В отличие от «Леопарда» с экипажем из 4-х человек экипаж танка «Т-14» состоит из трех человек, и впервые за всю историю боевых танков нового времени башня танка является необитаемой. Снаряды перезаряжаются автоматически. «Маленькая капсула для экипажа, находящаяся глубоко внутри танка, обеспечивает лучшую защиту», - считают эксперты.

Основная концепция – необитаемая башня и минимальное количество членов экипажа в компактной бронекапсуле – испытывалась еще в конце 80-ых годов в Германии в рамках военного проекта «Panzerkampfwagen 2000". Ведущую роль в то время в нем играли фирмы Krauss -Maffei , позднее преобразованная в Krauss -Maffei Wegmann , а также MaK , которая в настоящее время является частью концерна Rheinmetall . Эксперты оценивают вес нового «T -14» в 48 тонн, что значительно меньше, чем вес танков «Леопард 2», «Челленджер» или «Абрамс».


Тем не менее, эксперт по танкам и автор научных книг Рольф Хильмес, в прошлом руководитель научного отдела образовательного центра бундесвера, предостерегает от использования определения «чудо-танк» для модели «Т-14». В необитаемой башне «все функции должны быть автоматизированы». Попадание снаряда в данную область достаточно быстро ведет к "Firepower -Kill " – потере огневой мощи – и, таким образом, прекращению машиной выполнения боевого задания.

Ручное аварийное управление, которое существует в современных башенных танках, невозможно в танке «Т-14». Кроме того, находящемуся в глубине танка хорошо защищенному экипажу потребуются современные системы слежения для наблюдения за полем боя.

Эксперт по танкам также видит в новой модели «Т-14» технические параллели с ранними немецкими идеями и разработками. Если бы политики захотели и выдали финансовые средства на проект, то в Германии также была бы возможна разработка нового боевого танка, «который по своим боевым качествам абсолютно не уступал бы «Т-14», говорит он.

В поединке возможно победит

Эксперты в области танкостроения говорят о высокой степени защиты нового русского танка, при этом огневая сила 125-миллиметровой пушки еще детально неизвестна. «Определенно, имеется возможность использования снарядов, обогащенных ураном и имеющих высокую пробивную способность», - считают они. «Благодаря высокой степени защиты «Армата» может победить в поединке западный танк, потому что ее труднее подбить», говорят эксперты.

Агентство "Jane "s " ссылается на русские отчеты, согласно которым «Армата» может быть позже оборудована 152-миллиметровой пушкой, что будет означать увеличение ее огневой силы. Чтобы превзойти боеспособность «Леопарда 2», ранее уже делались попытки установки 140-миллиметровой пушки вместо 120-миллиметровой. Но позже от плана переоборудования отказались из-за «отступившей угрозы» и высокой стоимости.


Как следствие, из-за «Арматы» Германия должна изменить разработанную ранее концепцию танка с необитаемой башней и небольшим количеством членов экипажа – в промышленных кругах уже предвкушают крупный заказ. «Нам нужна новинка. От дальнейшего повышения боеспособности «Леопарда» нечего ждать многого», говорит один из экспертов. Другие говорят о том, что «Армата» не станет поводом для появления новых боевых танков на Западе, но повлияет на способы повышения боеспособности актуальных моделей танков.

Немецко-французский танк?

При этом уже давно существуют разработки преемника «Леопарда 2». Так в июне 2012 года было подписано соглашение о развитии «следующего поколения систем наземного боевого обеспечения» - немецко-французская система «Main Ground Combat System". Летом 2014 года немецкий концерн Krauss-Maffei Wegmann и французский производитель танков и государственный концерн Nexter объявили о планах совместной работы в рамках общества 50/50 с оборотом примерно 2 миллиарда евро, штатом 6000 человек, а также холдингом в Нидерландах.

После проволочек и споров в вопросах оценки в конце осени ожидается окончание слияния этих предприятий. Новинки танкостроения можно легко экспортировать из Франции, считают эксперты промышленности. Конкуренту Rheinmetall, как и прежде, остается лелеять надежду на немецко-немецкий союз с KMW. Решение зависит от политики.

Вопрос о том, действительно ли появится немецко-французский боевой танк – преемник «Леопарда», пока остается открытым. Это покажет история танкостроения. Так, первоначально предполагалось, что первый после Второй мировой войны немецкий боевой танк «Леопард 1» будет построен в результате совместных усилий Франции и Италии. Но, как говорит эксперт по танкам Хильмес, в то время не достигли единства в вопросе общей концепции.

Кроме того, тогдашний министр обороны Франц Йозеф Штраус выступил за использование британских, а не французских пушек. А начавшийся в конце 80-ых годов немецко-французский проект боевого танка 90 так и остался только на бумаге. Проект транспортного танка Boxer, также начинавшийся как двусторонний проект с Францией, закончился так и не добравшись до Парижа.

Эксперты сходятся во мнении, что новый русский боевой танк «Т-14» будет иметь долговременное влияние на отрасль. Россия планирует сама поставить 2300 экземпляров. Этому способствуют экспортные предложения. По слухам в настоящее время Россия располагает более 9000 боевых танков типа «Т-72», 3500 танков типа «Т-80 U» и приблизительно 350 танками «T-90». Кроме того, имеется несколько тысяч старых моделей, которые размещены восточнее Урала. «Армата» должна заменить старые модели «T-72» und «T-80 U». Для сравнения: недавно министр обороны фон дер Лайен увеличила количество танков «Леопольд 2» для бундесвера с 225 до 328 машин.