Об утверждении порядка определения среднемесячного объема потребления населением тепловой энергии на отопление при наличии коллективного (общедомового) прибора учета

Вопрос:

Расчет среднемесячного объема потребления коммунального ресурса по п.№354

Что если в периоде, взятом в расчет среднемесячного объема потребления коммунального ресурса согласно П№354 есть периоды, в которые УЖЕ проводился расчет по среднему или по нормативу?

Согласно п.354:

59. Плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 1 года (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в следующих случаях и за указанные расчетные периоды.

Для расчета среднемесячного объема использовать: 1.объемы за последние 12 мес (не менее 3-х после установки ПУ) или 2.по РАЗНИЦЕ показаний за последние 12 месяцев(3-х)?


24 сентября 2012 г. адрес: /Россия (Свердловская область) /Екатеринбург /Репина /93

Рубрики: Тарифы ЖКХ

Ответы на вопрос "Расчет среднемесячного объема потребления коммунального ресурса по п.№354":

27.09.2012, Александр Николаевич Гаркуша
Ответ по существу вопроса если Ваш вопрос касается не расчета, а перерасчета за непотребленную комунальную услугу во время временного отсутствия Потребителя более 5 суток, в случае, если не установлены квартирные приборы учета:при каждом отсутствии Потребителя более 5 суток производится перерасчет.
Перерасчет, при оснащении помещения индивидуальными приборами учета по ГВС и ВСХ не производится. При этом начисление на общедомовые нужды производится, независимо от временного отсутствия Потребителя.

24.09.2012, Владимир У
Ответ по существу вопроса Понимаю это так.
Вы подавали данные по показаниям приборов учета. Затем был период, в котором Вы не подавали данные - по какой-либо причине: было некогда, были в отпуске, и ресурс Вам за данный период начислялся по среднему. Затем Вы вернулись и вновь стали подавать данные о расходе ресурса, но не прошло и года - как Вы вновь не подали данные.
Если счетчики не менялись, Вам можно было подать реальный расход ресурсов за тот период, когда данные не подавались и рассчитывались по среднему.
Т.е. дать показания на начало периода - и на конец, разделить на период - получите то что надо.
Однако если счетчик в какой-либо период был на поверке, в ремонте, или было проведена смена счетчика, то показания прибора будут неверными. Поэтому его надо будет учитывать как заново установленный с показаниями на начало эксплуатации, и брать данные за период не менее 3-х месяцев, как Вы указали выше.

Установленная местными органами самоуправления норма потребления воды используется в обстоятельствах, если в квартире не установлено приборов учета потребления (счетчиков). Сведения о нормативе позволяют справедливо начислить ежемесячный платеж в соответствии с существующими потребностями населения.

Норма потребления воды на человека

До того, как государством были подсчитаны нормы воды на человека без счетчика, коммунальные компании устанавливали общий счетчик в подвал. Таким образом, по истечении месяца кто-то из жильцов платил по счетчику меньше, чем должен, согласно расходу, кто-то наоборот — больше. Чтобы подсчитать действующую норму расхода воды Минстрой был вынужден высчитать, сколько по стандарту раз в месяц человек:

  • принимает душ и ванну;
  • смывает в туалете;
  • стирает;
  • готовит;
  • пользуется раковиной в ванной комнате и кухне.

Важно! Вычисленный средний показатель был установлен еще в 1988 году: он действует до сих пор. Фиксированные затраты позволяют не экономить на водоснабжении, поскольку по истечении месяца придется платить все ту же установленную сумму.

Горячая вода

Горячая вода стоит больше холодной, но она и используется в меньших количествах. Согласно подсчетам, норматив на горячую воду без счетчика — 3000 литров в месяц или 100 литров в сутки. Это составляет приблизительно 4,745 кубов ежемесячно. Для грамотной оплаты коммунальных платежей необходимо учитывать следующие особенности:

  1. В случае недостачи жилищная организация производит перерасчет. Месячный стандарт не может быть увеличен более, чем в 2 раза.
  2. Начисление происходит вне зависимости от того, проживает ли кто-либо в квартире или нет. Заплатить придется за каждого из прописанных лиц в соответствии со стандартом.
  3. Расчет горячей воды, затраченной на отопление, производится отдельно. Соответственно, осуществляется и дополнительная оплата.

Сделать подсчет более точным позволяет так называемый показатель «транжирства», который несколько увеличивает стандарт потребления без счетчика. Описанный показатель зависит в первую очередь от рекомендаций домоуправления, однако, не может превышать государственного норматива.

Холодная вода

Согласно наблюдениям, холодной воды населением расходуется до 2 раз больше, чем горячей. Соответственно в месяц эта цифра составляет 6000 литров, в день — 200 литров. Данное количество равно приблизительно 7 кубам. Рассмотрим, какой норматив воды, если нет счетчиков, предусмотрен государством:

  1. На незначительные однократные траты (которых в обычных условиях можно избежать) правила устанавливают расход до 800 литров в год без счетчика.
  2. Вода из крана, используемая для мытья рук, бритья, чистки зубов. Согласно нормам водоотведения данный показатель равен приблизительно 200 литрам в неделю.
  3. Для жителей многоквартирного дома возможен расход на избыточную работу унитаза в случае его протечки или поломки (до 260 литров в день). Такая неполадка должна быть запротоколирована мастером.

Средний расход в месяц

  1. Готовка. Для приготовления продуктов питания положено 3 литра потребления воды на человека в месяц.
  2. Расход проточной воды из-под крана. Дополнительно добавляет до 200 л. без счетчика на одного человека.
  3. Ежедневный прием душа. В зависимости от потребностей требует от 15 до 30 литров.
  4. Стирка. Требует до 100 литров ежемесячно.
  5. Прием ванны. Требует до 200 л. без счетчика в соответствии с размерами ванны и длительностью приема.
  6. Дополнительные нужды. До 500 литров на использование унитаза и непредвиденных событий.

К списку организаций, регулирующих существующие нормативы, относят органы местной власти (городские, краевые, региональные), а также организации федерального уровня.

Важно! Главным регулирующим документом, который предусматривает нормы расхода воды на человека по России, является СНиП (нормы и правила строительства). Строительные нормы и правила едины по всей стране и не меняются в регионах.

Различия по регионам

Стандарт использования воды различается в разных частях России, соответственно, возникает необходимость регуляции существующих норм водопотребления. Это связано со следующими факторами, оказывающими непосредственное воздействие на объемы использования потребителями:

  • климат в регионе и нормы, установленные там;
  • преобладающие температуры;
  • качество работы канализаций;
  • время года;
  • исправность установленной техники;
  • оснащенность квартиры;
  • экономия со стороны жильцов.


Для подсчетов среднего количества использованного ресурса без счетчика могут использоваться и другие факторы, актуальные для конкретной местности. Эти сведения можно уточнить на официальных ресурсах муниципальных органов власти.

Расчеты на человека в месяц

Среднее количество потребленной воды устанавливается местно, однако, для этого используется одинаковая формула, в которой стоят 3 важных компонента:

  • действующая стоимость за кубический метр;
  • повышающий коэффициент;
  • средние показания потребления для среднестатистического дома.

Повышающий коэффициент при оплате имеет влияние для таких лиц, которые имеют возможность установить счетчики, но предпочитают не делать этого. При осуществлении подсчетов учитываются пособия и льготы для льготных категорий граждан.

Как сэкономить бюджет при оплате ЖКХ

Существует два пути для экономии своих затрат на ХВС и ГВС, если вы используете счетчик. Они успешно используются как на предприятиях и в жилых домах.

Счетчики

Если в помещении установлены счетчики, то это дает жильцам следующие преимущества:

  • возможность личного контроля над тем, сколько ресурса потратили;
  • отсутствие необходимости переплаты за жильцов других квартир;
  • не нужно платить за повышающий коэффициент.
  • нет необходимости оплачивать услугу, если водопровод не использовался.

В среднем в условиях общественного пользования счетчик позволяет сэкономить практически в 2 раза при сравнении с оплатой по нормативу. Именно поэтому сегодня приборы учета установлены как в большинстве жилых домов, так и в офисах и местах общественного пользования. Нередко они являются обязательными к установке.

Специальное оборудование и оснащение

Кроме счетчика, сократить расходы и затраты на эту часть ЖКХ можно, руководствуясь следующими рекомендациями:

  1. Отсутствие ванны. Использование исключительно душа позволяет сократить расход до 125 литров на человека от 300 возможных.
  2. Употребление в пищу специальной питьевой воды позволяет сэкономить до 40-50 литров в месяц.
  3. Использование посудомоечной машины. В среднем сокращает использование ВС до 20% ежемесячно.
  4. Стирка исключительно с использованием стиральной машины уменьшает потребление на 7-10%.
  5. Экономичный кран и сливной бачок экономичного типа снижают потребление на 10-13%.

Важно следить за исправностью техники в ванных комнатах, туалете и на кухне. Нередко следствием проблем с бытовой техникой становится значительная переплата за счета.

Несмотря на то, что нормативы потребления воды на человека подсчитываются максимально объективно, они не могут обеспечить комфортные условия для всех жильцов. Результатом этого становятся неизбежные переплаты за услуги. Чтобы не переплачивать и иметь возможность разумно на этом сэкономить, используются приборы учета потребления горячей или холодной воды. Благодаря им большинству людей удается сократить свои расходы на ВС более, чем в 1,5% ежемесячно.

Понятие «коммунальные услуги» подразумевает под собой такие , как:

  • горячее и холодное водоснабжение,
  • постоянная подача ,
  • тепловой энергии,
  • газ для бытовых нужд,
  • отведение сточных вод,
  • утилизация отходов и прочие.

Именно они обеспечивают человеку комфортное использование помещения по назначению.

Поставку «коммуналки» обеспечивают специальные компании, которые, соответственно, требуют за свои услуги соответствующей оплаты.

Как же определяется эта плата?

Чтобы обеспечить честную оплату в помещениях устанавливаются приборы учёта - специальное оборудование, позволяющее определить объём ресурсов на конкретную площадь. В дальнейшем размер фактического потребления умножается на установленные компанией-поставщиком и полученная сумма предъявляется к оплате.

Тарифы на коммунальные услуги зависят от множества факторов, среди которых время года, местность (регион), колебания цен на топливо, курс национальной валюты и прочее.

Установка обязательна в помещениях любого вида и назначения. Это прописано на законодательном уровне, в том числе в пункте 12 статьи 13 ФЗ от 23.11.2009 года № 261-ФЗ.

Однако нередки ситуации, когда установить прибор учёта невозможно по техническим причинам (требующие реконструкции инженерные системы, дом в аварийном состоянии и прочее) либо владельцы сознательно уклоняются от установки оборудования.

В этом случае стоимость коммунальных услуг определяется по нормативам потребления - средним показателям потребления ресурсов на 1 человека. Причём при расчёте используется специальные формулы и множество переменных - технические характеристики дома, вид и степень износа инженерных систем и прочие.

В настоящее время для расчётов нормативов потребления используются положения Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306, действующих Правил предоставления коммунальных услуг, а также принятых на региональном уровне нормативных актов.

В сентябре 2012 года вступило в силу распоряжение Правительства о введении в действие социальной нормы потребления коммунальных услуг . Однако на тот момент это коснулось только отдельных видов услуг (электроснабжения) и только отдельных областей. В 2019 году узнавать, есть ли социальная норма в том или ином регионе и когда она была введена, следует в региональных источниках. Например, в Ростовской области новая норма потребления электроэнергии действует с 1 сентября 2013 года.

Как и в предыдущие годы, норма потребления электроэнергии напрямую зависит от количества проживающих в квартире людей . Чем больше жильцов живет в конкретном помещении, тем меньше приходиться электричества на каждого из них.

Если взять в качестве примера квартиру из Саратова, где живет один человек, то норма на него будет составлять 203 кВт. В то же время, если в этой же квартире будет проживать двое, то на каждого человека размер нормы будет составлять 126 кВт. Размер нормы будет снижаться с увеличением количества жильцов в квартире.

Аналогичным образом определяется норма потребления горячей и холодной воды, а также водоотвода. В среднем на одного человека приходится 7 кубов воды в месяц .

В зависимости от типа используемых ресурсов для отопления вычисляется норма теплоснабжения жилого помещения. Также нужно учесть, что размер нормы будет зависеть от площади квартиры, типа стен, степени износа жилого дома, а также среднегодовой температуры воздуха и других факторов.

Нормативы на потребление электроэнергии

- один из самых дорогих для владельцев (нанимателей) жилых помещений ресурсов. Однако обойтись без него в современном мире решительно невозможно.

При определении размера использования электроэнергии в многоквартирных домах учитываются следующие параметры:

  • Наличие лифтового оборудование, электрических или газовых плит, водонагревателей.
  • Площадь, число комнат в жилом помещении и число человек, в нём проживающих (зарегистрированных).

Конкретные нормативы за электроснабжение устанавливаются на региональном уровне с учётом благосостояния населения и индивидуальных особенностей местности. Установленные размеры потребления закрепляются в нормативном акте, утверждаемом исполнительным органом (Правительства) субъекта.

Нормативы на потребление электричества таковы, что чем больше людей проживает в помещении, тем меньше на каждого приходится кВт в месяц. Например, в Саратовской области в городской квартире из 2 комнат с электрической плитой и водонагревателем на 1 человека приходится 203 кВт в месяц. Однако если там проживает 2 жильца, то на каждого приходится уже 126 кВт. И далее норматив уменьшается пропорционально увеличению числа квартиросъёмщиков.

Нормативы на водоснабжение и водоотведение

В отношении этих видов коммунальных услуг нормативы рассчитывают показатели в 1 куб. м на человека . Причём он может сильно разниться даже в пределах 1 муниципального района, потому как формула расчёта учитывает много факторов:

  • Этаж дома.
  • Вид и степень износа системы водо- и теплоснабжения.
  • Уровень благоустроенности квартиры.

Нормативы потребления , отведения сточных вод также определяются с учётом этих показателей. В процессе расчёта вычисляется средний объём расхода воды для ванны, душа и посещения туалета. Например, устанавливается, что 1 человек использует в месяц 7 куб.м воды для приёма ванны .

Показатели, которые используют чиновники, часто очень приблизительны и завышены. Все затраты по водоснабжению и водоотведению, оставшиеся после вычета нормативов и учёта считаются общедомовыми . Однако существует практика «раскидывания задолженности», когда остаток воды по многоквартирному дому распределяют по всем жильцам, у которых нет счётчиков.

Нормативы на отопление

Показатели использования ресурсов теплоснабжения (тепловой энергии) распределяются на несколько групп в зависимости от вида снабжения дома - электрическое, дровяное, угольное или газовое.

Нормативы также учитывают площадь, материал стен, крыши, уровень износа здания, среднегодовую температуру и прочие факторы.

Формула, по которой рассчитывается стоимость отопления выглядит следующим образом:

Плата = А х В х Т

Причём в этом случае А - это площадь жилого помещения (без учёта лоджии, террасы или балкона), В - норматив отопления , установленный по региону, Т — тарифная цена за тепловую энергию.

Оплата услуг при отсутствии индивидуальных приборов учёта

Приборы учёта, подсчитывающие, сколько было использовано ресурсов в конкретном жилом помещении, помогают определить стоимость коммунальных услуг для конкретного помещения. В зависимости от места установки они делятся на коллективные (общедомовые) и индивидуальные (квартирные). Последние позволяют определить объём ресурсов, поданных в конкретное жилое помещение, и предъявить их стоимость к оплате.

Однако случается, что по техническим причинам или из-за желания владельцев, квартирные счётчики отсутствуют . В такой ситуации для расчёта цены коммунальных услуг используются установленные на уровне региона нормативы потребления - средние объёмы использования ресурсов. Эти показатели не всегда соответствуют фактическому потреблению, так как учитывают «предполагаемые объёмы потребления».

Региональные нормативы учитывают количество в помещении человек, а также количество комнат. При расчёте используется аналоговый метод - сходный объём потребления в домах подобных же характеристик.

В зависимости от причин отсутствия в квартире приборов учёта оплата коммунальных услуг производится следующим образом:

Если установка счётчиков невозможна по техническим причинам , то владельцы платят только по нормативам потребления ресурсов, без всяких надбавок. Подтверждением того, что в квартире нельзя установить приборы учёта служит акт обследования, копии которого обязательно должны быть направлены поставщикам коммунальных услуг.

Если приборы могут быть установлены, но владелец жилья отказывается это делать , к нормативам добавляются ещё и «повышающие коэффициенты», размеры которых указаны в Постановлении Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306 (в редакции Постановления № 344 от 16.04.2003 года): с 01.01.2017 — 1,5.

Очевидно, что с каждым годом происходит возрастание коэффициентов, которые в этом случае играют роль санкций к тем владельцам помещений, что отказываются устанавливать приборы учёта и тем самым затрудняют определение фактического потребления ресурсов.

Счетчики на воду — обязательны ли?

Оплата услуг при отсутствии общедомовых приборов учёта

- это средство измерения, с помощью которого определяют объём ресурсов, поданных в конкретный многоквартирный дом.

Стоимость «коммуналки» в домах без общедомовых счётчиков может рассчитываться по следующим вариантам:

  1. Если в квартирах установлены индивидуальные приборы , то оплата за пользование ресурсами идёт по их показателям. Оплата же за содержание общего имущества «раскидывается» по всем квартирам пропорционально их доле . Стоимость их при этом определяется с учётом п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг. А этот пункт, в свою очередь, ссылается на формулы, в которых для определения цены используются утверждённые по региону нормативы потребления.
  2. Если индивидуальные приборы учёта также отсутствуют , то стоимость коммунальных ресурсов за жилые помещения определяется нормативным методом, а за общее имущество пропорционально доле каждой квартиры.

Отсутствие общедомового счётчика - это большая опасность для владельцев многоквартирного дома. Дело в том, что коммунальные услуги не всегда распределяются только среди потребителей. В инженерных сетях нередко случаются обрывы, аварии и прочие ситуации, когда ресурс просто «распыляется». Такие потери ресурсоснабжающие компании пропорционально распределяют среди объектов, где не установлены коллективные приборы учёта.

Расчёт оплаты коммунальных услуг при превышении нормативов потребления

Нормативы использования коммунальных услуг также являются своего рода лимитом оплаты . Если объем ресурсов, потребленных жильцами в расчетный период, превысит установленный в регионе показатель, то компания-поставщик должна оплачивать превышающее норматив количество ресурсов за свой счет . Законодатель пока защищает владельцев помещений, в которых отсутствуют приборы учёта от лишнего экономического давления поставщиков коммунальных ресурсов.

2. Вопрос

Как производить начисление, если ИПУ отработал меньше установленного в Правилах № 000 срока (меньше 3-месяцев)?

Ответ

Порядок расчетов в случае если ИПУ отработал меньше установленного в Правилах № 000 срока (меньше 3-месяцев), Правилами № 000 не урегулирован. Считаем, что в этом случае размер платы может быть определен исходя из нормативов потребления коммунальных услуг в жилом помещении (ч.1 ст.157 ЖК РФ).

3. Вопрос

Установлены счетчики, но показания не передавались. Что будет приниматься для расчета среднемесячных показаний приборов учета?

Ответ

При невозможности определить среднемесячные показания объемов коммунального ресурса при наличии установленных приборов учета в расчетах за коммунальные услуги следует использовать нормативы потребления коммунальных услуг.

4. Вопрос

У собственника наступил срок поверки счетчиков ИПУ воды. Он не проверил счетчики воды в Центральной метрологической службе. Как начислять ему плату за воду: принимать ли у него показания счетчиков воды? И нужно ли ему впоследствии делать перерасчет ?

Ответ

Согласно п. 59 Правил № 000 в случае истечения срока эксплуатации ИПУ, определяемого периодом времени до очередной поверки, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям ИПУ за период не менее 1 года, а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, - то за фактический период работы ИПУ, но не менее 3 месяцев. Расчет в таком порядке начинается с даты, когда истек срок проведения очередной поверки ИПУ, до даты введения в эксплуатацию прошедшего поверку ИПУ, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.

Таким образом, ИПУ с истекшим сроком очередной поверки к эксплуатации не допускается, его показания в расчетах не используются.

Обязанность исполнителя произвести последующий перерасчет платы, начисленной без учета показаний неповеренного ИПУ, в Правилах № 000 прямо не предусмотрена.

На наш взгляд, такой перерасчет может быть произведен в случае если:

5. Вопрос

У абонента ИПУ установлен шесть месяцев, из которых показания переданы только один раз. Как производить начисления согласно Правил № 000?

Ответ

Согласно п.59 Правил № 000 в случае непредставления потребителем показаний ИПУ плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении, определяется исходя из среднемесячного объема потребления, определенного по показаниям ИПУ за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев, а для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода (в случае если период работы ИПУ составил меньше 1 года). Если среднемесячный объем потребления рассчитать невозможно по указанной в вопросе причине, то начисления следует производить по нормативам потребления, поскольку иных вариантов расчетов за коммунальные услуги ни Правилами № 000, ни ст.157 ЖК РФ не предусмотрено.

6. Вопрос

Постановление Правительства РФ № 000 п. 59: нужно ли пересчитывать объемы, рассчитанные по среднему (и нормативам) в период поверки ИПУ, если по результатам поверки ИПУ признан соответствующим требованиям к приборам учета и не изымался у потребителя?

Ответ

Обязанность исполнителя произвести последующий перерасчет платы, начисленной без учета показаний неповеренного ИПУ, в Правилах № 000 прямо не предусмотрена. На наш взгляд, такой перерасчет может быть произведен в случае если:

ИПУ по результатам проведенной поверки будет признан соответствующим установленным требованиям к средствам измерений;

Фактический объем потребления услуг по данным ИПУ, вышедшим из поверки, превысит объем, начисленный исходя из среднемесячных (нормативных) значений (в противном случае остальным потребителям будет необоснованно завышен размер платы за ОДН);

Соответствующие обязанность и право исполнителя будут предусмотрены условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг (на основании пп. «ф» п.31 и пп. «ж» п. 32 Правил № 000.

7. Вопрос

П. 59 Правил предоставления коммунальных услуг. У абонента установлено 2 прибора учета по одному виду услуги, например холодное водоснабжение , и абонент сообщил показания только по одному прибору учета. Каким образом произвести начисления по данному виду коммунальных услуг: по одному прибору учета по показаниям, а по второму по среднему, или по среднему по л\с в целом? А если абонент по одному прибору учета исправно передает показания прибора учета, а по второму не передает более 3 месяцев?

Ответ

Считаем, что в соответствии с п.59 Правил № 000 начисления в течение 3-х месяцев могут производиться любым из указанных Вами способом (поскольку любой из них не будет отражать фактическое потребление услуг и в последующем данному потребителю будет сделан перерасчет исходя из фактических показаний установленных в его помещении приборов учета). Однако по истечении 3-х месяцев, за которые плата за коммунальную услугу определяется по среднемесячным показаниям приборов учета, плата за коммунальную услугу рассчитывается в соответствии с пунктом 42 Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (п.60 Правил № 000). Поскольку нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются в единой величине, то в случае если абонент по одному прибору учета не передает показания более 3 месяцев, а по другому прибору исправно передает показания, то начисление платы за 4-й месяц ему следует производить исходя из норматива потребления - без учета предоставляемых потребителем показаний одного из приборов учета.

8. Вопрос

Необходимо ли произвести перерасчет платы за коммунальные услуги (горячее, холодное водоснабжение, электроснабжение) в случае не предоставления потребителем показаний индивидуальных приборов учета в срок до 26 числа текущего месяца с последующим их предоставлением в следующем месяце.

Ответ

Согласно пп. «б» п. 59 Правил № 000 в случае непредставления потребителем показаний индивидуальных приборов учета (далее – ИПУ) в установленные Правилами № 000 сроки (то есть не позднее 26-го числа текущего месяца) плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса в таком помещении.

Таким образом, если потребитель не представил вовремя показания ИПУ в текущем месяце (например, сентябре), то начисление ему размера платы за текущий месяц (сентябрь) необходимо производить исходя из среднемесячного объема потребления.

В целях дальнейших расчетов показания ИПУ на конец текущего месяца (сентября) принимаются равными сумме:

Последних показаний, представленных потребителем в установленный срок для определения размера платы за предыдущий месяц (август);

И среднемесячного объема потребления, принятого исполнителем при начислении размера платы за текущий месяц (сентябрь).

1 вариант. Если потребитель представил показания ИПУ в следующем месяце (октябре) вовремя, то размер платы за октябрь определяется в общеустановленном порядке - исходя из показаний ИПУ, представленных потребителем до 26 октября , и расчетного значения показаний ИПУ на конец предшествующего месяца (сентября).

2 вариант. Если потребитель представил показания в следующем месяце (октябре) несвоевременно, то размер платы за октябрь определяется в указанном выше порядке – исходя из среднемесячного объема потребления. Среднемесячный объем потребления суммируется с «показаниями» ИПУ за сентябрь. И т. д. до расчетного периода, в котором потребитель своевременно представит показания ИПУ. Размер платы за месяц, в котором показания ИПУ были представлены вовремя, определяется в общеустановленном порядке - исходя из показаний ИПУ, представленных потребителем, и расчетного значения «показаний ИПУ» на конец предшествующего месяца.

9. Вопрос

Как определить, за какой период и в каком периоде сняты показания ИПУ, если они переданы несвоевременно?

Ответ

Нет необходимости устанавливать какие показания и к какому периоду относятся, поскольку в случае несвоевременного предоставления показаний ИПУ согласно п.59 Правил № 000 объем потребления коммунальной услуги в расчетном месяце принимается равным среднемесячному объему (если показания не предоставляются более 3-х месяцев – по нормативам потребления). В месяц представления показаний ИПУ объем определяется из расчета разницы между представленными показаниями и выставленным объемом за предыдущие месяцы, за которые показания не предоставлялись.

10. Вопрос

Если абонент не передал показания ИПУ, то в течение 3 месяцев можно начислять по среднемесячным объемам. Как производить начисление, если абонент передал показания в 3-м месяце? Делать ли в этом случае перерасчет (снятие) среднемесячных объемов, начисленных ранее?

По прошествии 3-х месяцев ИПУ автоматически считается вышедшим из строя? (в Правилах № 000 это не оговорено).

Ответ

Размер платы за первые 2 месяца определяется исходя из среднемесячного объема потребления. Размер платы за 3-й месяц, в котором абонент представил последние показания ИПУ, определяется исходя из объема, исчисленного как разница между показаниями ИПУ, снятых на конец этого 3-го месяца, и показаниями ИПУ на начало 3- го месяца, «рассчитанными» исполнителем указанным ниже способом.

Рекомендуем начисленный по среднемесячному значению объем потребления за 2 месяца, в течение которых абонент не представлял показания ИПУ, суммировать с показаниями, которые абонент представил до этого (в предыдущий раз). То есть показания ИПУ на конец каждого из двух расчетных периодов, за которые абонент не передавал показания ИПУ, необходимо последовательно увеличивать на среднемесячный объем потребления. При таком порядке исполнителю не придется снимать произведенные начисления по среднемесячным объемам, а затем начислять размер платы в месяце, на конец которого потребитель представил показания ИПУ за 3 месяца, исходя из показаний за эти 3 месяца.

По прошествии 3-х месяцев непредоставления потребителей показаний ИПУ такой прибор учета не считается вышедшим из строя.

11. Вопрос

Каким образом РСО может определить среднемесячный объем потребления за последний год в отношении отдельных потребителей, при непредставлении последним показаний приборов учета в течение 3 месяцев?

Ответ

Согласно п.59 Правил № 000 в случае непредставления показаний ИПУ плата за коммунальную услугу определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 1 года (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода). Указанные периоды определяются начиная с первого месяца, за который показания ИПУ не были предоставлены.

12. Вопрос

Новые нормативы потребления коммунальных услуг разработаны только для жилых помещений. Как производить начисление, если нежилое помещение не передает показания ИПУ более чем 2 месяца?

Ответ

Положение п.59 Правил № 000 об использовании в расчетах за коммунальные услуги среднемесячных показаний ИПУ содержит положение о его применении для нежилых помещений в течение 3х месяцев непредставления показаний ИПУ. По истечении 3х месяцев рекомендуем определить порядок начислений платы за коммунальные услуги в договоре с собственником нежилого помещения: разумным будет в доме с ОПУ продолжать начислять по среднемесячному потреблению прошлого года, а в доме без ОПУ – в объеме, согласованном с РСО.

13. Вопрос

Собственник имеет в доме несколько квартир, которые сдает в наем под почасовую гостиницу, приборы учета установлены, но показания не сдает, в квартиру для снятия показаний по приборам учета не допускает. Как в таких случаях производить начисления коммунальных услуг?

Ответ

Согласно Правил № 000 начисление платы за коммунальные услуги в жилом помещении, потребители в котором не сдают показания приборов учета, следует исчислять в соответствии со среднемесячными объемами, определенными по показаниям приборов учета (в течение первых трех месяцев), а затем по нормативам потребления, исходя из количества проживающих и зарегистрированных в жилом помещении граждан.

Однако по нашему мнению, использование квартиры в многоквартирном доме под гостиницу неправомерно, поскольку для такого использования собственник обязан перевести жилое помещение в нежилое. Необходимо обращаться в жилищную инспекцию с требованием о выдаче собственнику предписания о прекращении использования жилого помещения не по назначению.

14. Вопрос

Согласно п.59 Постановления № 000, в случае непредставления потребителем, показаний приборов учета, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 1 года (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода). Следует ли ограничивать период для расчета среднемесячного объема периодом нахождения помещения в собственности, в случае если переход права собственности на помещение к другому лицу произошел менее 1 года назад?

Ответ

Прямого ответа на поставленный вопрос Правила № 000 не содержат. При этом считаем, что в описанной ситуации необходимо исходить из следующего.

Обязательства по оплате коммунальных услуг возникают у конкретного лица - потребителя коммунальных услуг, поэтому при прочтении п. 59 Правил № 000, в котором допускается использование в расчетах показателя среднемесячного объема потребленного коммунального ресурса конкретным потребителем, по нашему мнению, следует исходить из того, что при применении п.59 Правил № 000 нельзя учитывать при определении среднемесячного объема объем коммунального ресурса, потребленный иным потребителем (прежним собственником помещения в многоквартирном доме). Следовательно, при отсутствии возможности определить для «нового» потребителя (в собственности которого помещение находится менее 3 месяцев) среднемесячный объем коммунального ресурса для целей использования п.59 Правил № 000, необходимо производить расчет платы за коммунальные услуги (за период не предоставления таким потребителем показаний ИПУ) исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, что будет соответствовать ч. 1 ст.157 Жилищного кодекса РФ. Если же помещение, оборудованное ИПУ, находится в собственности «нового потребителя» более трех месяцев, то среднемесячный объем потребления коммунального ресурса для целей применения п.59 Правил № 000, определяется с учетом фактического периода работы прибора учета (но не менее трех месяцев) и переданных потребителем показаний за соответствующие расчетные периоды.

15. Вопрос

Просим высказать мнение по поводу ситуации, при которой: срок поверки ИПУ истек и в соответствии с п.59. Постановления № 000, плата за коммунальную услугу в течении 3-х месяцев определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям индивидуального прибора учета. По истечении 3-х месяцев по нормативу (п.60), но в случае, если количество проживающих равно 0, норматив также равен 0. Не следует ли из этой ситуации вывод, что среднемесячный объем в ситуациях, описанных п.59 применяется только при условия наличия проживающих в помещении?

Ответ

Согласно ч.11 ст.155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчетов за период временного отсутствия граждан в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии с п. 86 и 88 Правил № 000 при отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, более 5 полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений. Не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.

Учитывая, что неповеренные своевременно приборы учета, не могут быть использованы в расчетах за коммунальные услуги, то в отношениях с гражданами, временно или постоянно отсутствующими в занимаемых ими жилых помещениях (оснащенных индивидуальными приборами, не прошедшими своевременно поверку), которым начисление платы за коммунальные услуги, предоставленные на индивидуально-бытовые нужды, производится исходя из среднемесячного объема потребления или нормативов потребления, необходимо руководствоваться указанными выше нормами ЖК РФ и Правил № 000, предусматривающими перерасчет размеров платы за отдельные виды коммунальных услуг в период неиспользования жилого помещения, не оборудованного индивидуальными приборами учета.

Таким образом, в описанной Вами ситуации п.59 Правил № 000 применяется при условии наличия проживающих в жилом помещении (за исключением коммунальных услуг отопления и газоснабжения на цели отопления жилых помещений).

16. Вопрос

Правила № 000 урегулировали вопрос о том, каким образом необходимо начислять плату за коммунальную услугу в случае непредставления потребителем показаний ИПУ - по среднемесячному объему, затем по нормативу.

Однако Правила прямо не урегулировали вопрос о том, должен ли исполнитель после предоставления потребителем показаний (что может произойти спустя несколько лет!) пересчитать ему размер платы за коммунальные услуги, начисленный ранее, исходя из представленных показаний? К какому периоду следует относить получившийся доп. объем потребления (причем он может быть и минусовым, если за период непредставления показаний потребление, учитывающее ИПУ отсутствует)?

Аналогичные вопросы возникают в случаях когда:

Исполнитель получил доступ и снял показания после периода, в течении которого потребитель не передавал показания ИПУ и не допускал исполнителя для проведения проверки в помещение;

Потребитель пропустил срок поверки ИПУ, но затем проведенная поверка показала, что прибор исправен. Следует ли исполнителю пересчитать прошлые периоды по показаниям в то время не поверенного ИПУ, если его показания потребителем все-таки передавались?

Ответ

В любом из указанных в вопросе случаях не предоставления показаний ИПУ у исполнителя КУ нет оснований не проводить потребителю расчет размера платы исходя из показаний ИПУ (в т. ч. путем корректировки). Величина корректировки (плюс или минус) учитывается в том периоде, в котором были предоставлены показания ИПУ.

17. Вопрос

В правилах № 000 имелась норма, что если учет ресурса в жилом помещении осуществляется несколькими приборами учета, то при неисправности или окончании поверочного периода одного из них расчет проводится по нормативам потребления. На что можно ссылаться в рамках Правил № 000?

Ответ

В Правилах № 000 норма, прямо устанавливающая порядок расчетов в случае неисправности одного из средств измерений, используемых для определения объемов потребления коммунального ресурса в одном жилом (нежилом) помещении в МКД, отсутствует. Однако в указанном случае следует руководствоваться пп. «а» п.59 Правил № 000, устанавливающим порядок расчетов при выходе из строя либо истечении срока эксплуатации индивидуального, квартирного прибора учета, под которым понимается и один из совокупности установленных приборов учета, измеряющих объем коммунального ресурса в помещении - исходя из среднемесячного объема потребления или норматива потребления . Данный вывод исходит из того, что в Правилах № 000 совокупность средств измерений, используемых для определения объемов потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме или в коммунальной квартире, приравнивается к одному средству измерения - индивидуальному или квартирному прибору учета (п.2 Правил № 000). Кроме того, норматив потребления коммунальных услуг, применяемый в расчетах в случае выхода из строя или окончания срока эксплуатации ИПУ (КПУ) в соответствии с п. 60 Правил № 000, устанавливается не на часть коммунальных услуг, потребляемых в жилом помещении, а на коммунальные услуги, потребляемые в целом в помещении.

18. Вопрос

В Правилах № 000 не предусмотрен порядок начисления платы за срыв пломбы по месту установки прибора учета. Санкции предусмотрены только за самовольное подключение, за вмешательство в работу прибора учета. Как производить начисление объемов в указанном случае?

Ответ

В п.62 Правил № 000 установлен специальный порядок расчетов при обнаружении исполнителем факта несанкционированного подключения потребителя к внутридомовым инженерным системам , а также несанкционированного вмешательства в работу индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, расположенного в жилом или нежилом помещении потребителя, повлекшего искажение показаний такого прибора учета. То есть просто срыв пломбы на месте присоединения прибора учета к сетям еще не свидетельствует о факте целенаправленного или непреднамеренного вмешательства потребителя в работу прибора учета, повлекшего искажение его показаний. Кроме того, считаем, что зафиксировать наличие искажения показаний прибора учета, вызванного вмешательством в работу прибора учета, не представляется возможным. Таким образом, в отсутствие доказательств о том, что срыв пломбы является вмешательством потребителя в работу прибора учета, повлекшего искажение его показаний, расчеты за коммунальные услуги необходимо производить исходя из показаний такого прибора учета. Тем более что наличие пломбы на месте присоединения индивидуального прибора учета к сетям требуется не во всех случаях.

4.2. Случаи определения размера платы за коммунальные услуги без использования показаний ОПУ при их наличии

1. Вопрос

Как производить начисление, в том числе по отоплению в межотопительный период, если ОПУ с момента установки отработал менее 3-х месяцев (п.59, 60 Правил № 000)?

Ответ

Согласно Правилам № 000 в межотопительный период начисление по отоплению не производится.

Если ОПУ до выхода из строя отработал менее 3-х месяцев, то расчеты за коммунальные услуги и первые три месяца и по истечении 3-х месяцев могут производиться по нормативам потребления (ч.1 ст.157 ЖК РФ).

2. Вопрос

После установки ОПУ и начислений по нему собственники потребовали провести поверку, поскольку, по их мнению, прибор работал некорректно. При поверке обнаружилось, что прибор имеет завышенную погрешность. За чей счет производится поверка? Как произвести корректировку гражданам в связи с выявленной погрешностью прибора? Как произвести перерасчет между РСО и УО?

Ответ

Поверка ОПУ проводится за счет собственников помещений МКД, с возмещением расходов через плату за содержание и ремонт жилья .

Поскольку выявленная завышенная погрешность показаний ОПУ относится к неисправности прибора учета, то в соответствии с п. 60 Правил № 000 размер платы определяется исходя из «рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям общедомового (коллективного) прибора учета за период не менее 1 года (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию общедомовой (коллективный) прибор учета коммунального ресурса либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям общедомового (коллективного) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд».

Если РСО признает дату поломки ОПУ более раннюю, чем дата демонтирования ОПУ для проведения поверки, и проведет перерасчет УО, то появится основание для перерасчета платы за услуги отопления гражданам.

3. Вопрос

Порядок расчета платы за отопление, предусмотренный п.59 Правил № 000, позволяет недобросовестным потребителям умышленно выводить ОПУ на самые холодные месяцы, в результате чего предприятие будет нести убытки, как быть?

Ответ

В указанном случае рекомендуется разъяснить потребителям, что умышленный вывод из строя ОПУ приводит к обязанностям лица, ответственного за эксплуатацию общего имущества, восстановить работоспособность приборов учета в течение 2х месяцев. Следовательно, экономия в оплате за ресурс может быть меньше, чем расходы потребителя на ремонт и обязательную поверку прибора учета после его ремонта.

Пункт 27 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации в договоре теплоснабжения предусматривает ответственность за умышленный вывод из строя прибора учета или иное воздействие на прибор учета с целью искажения его показаний.

4. Вопрос

МКД имел ОПУ, который демонтирован в связи с капитальным ремонтом дома. Как производить начисление? Как производить начисления при снятии ОПУ на поверку?

Ответ

В этих случаях следует руководствоваться п. 60 Правил № 000, устанавливающим порядок расчетов при временном отсутствии ОПУ по причине утраты ранее введенного в эксплуатацию ОПУ (при его демонтаже в связи с капитальным ремонтом) или истечения срока эксплуатации ОПУ (при его снятии на поверку), т. е. определять плату в течение 3х месяцев – по среднемесячному потреблению, в последующие месяца – по нормативам потребления коммунальных услуг.

5. Вопрос

При установлении РСО факта истечения срока поверки прибора учета абонента с какого момента производить начисление платы за коммунальный ресурс с учетом нормативов: с момента обнаружения или с момента истечения срока поверки (путем сторнировки произведенных ранее начислений по показаниям прибора учета)?

Ответ

Согласно п. 60 Правил № 000: Плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям общедомового прибора учета за период не менее 1 года (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда истек срок эксплуатации общедомового прибора учета , а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события , до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям общедомового прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.

Поскольку порядок расчетов по договору ресурсоснабжения должен соответствовать Правилам № 000, то с момента истечения срока поверки общедомового прибора учета расчеты по договору ресуроснабжения необходимо производить по среднемесячному объему потребления, но не более 3 расчетных периодов подряд.

Поскольку Правилами № 000 установлен предельный срок расчетов за коммунальные услуги исходя среднемесячных объемов потребления, определенных исходя из показаний ОПУ (3 месяца), то по истечении указанного срока расчеты за ОДН с потребителями должны производиться исходя из нормативов потребления на ОДН, а расчеты между исполнителем и РСО - в порядке, установленном Правилами № 000, - исходя из суммы объемов потребления в жилых и нежилых помещениях МКД (определенных по показаниям ИПУ и (или) нормативам потребления на индивидуально-бытовые нужды) и объема потребления на ОДН (определенного по нормативам потребления на ОДН).

4.3. Несанкционированное подключение

1. Вопрос

Пропускную способность трубы определять с учетом какой скорости движения воды?

Ответ

По нашему мнению, скорость движения воды при определении пропускной способности трубы должна соответствовать фактической скорости, с которой подается вода в соответствующий период времени (года, суток). Однако если ресурсоснабжающая организация в расчетах с исполнителем коммунальных услуг (в случаях самовольного присоединения и самовольного пользования системами водоснабжения в отсутствие общедомовых приборов учета) будет исчислять количество израсходованной в доме воды в соответствии с п.57 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановления Правительства РФ от 01.01.2001 N 167, то есть по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 м/с , то и расчеты между исполнителем коммунальных услуг и потребителями, допустившими несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, должны строиться в том же порядке (основание – п.62 Правил № 000, согласно которому акт проверки состояния прибора учета, составляется исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации ).

2. Вопрос

Применяется ли порядок расчета, предусмотренный п. 62 Постановления Правительства № 000 от 01.01.2001г. к гражданам, осуществившим самовольное без заключения договора энергоснабжения) подключение частных жилых домов к электрическим сетям сетевой компании?

Ответ

Нет, данный пункт не применяется, так как в указанном примере отсутствует внутриквартирное оборудование, несанкционированно подключенное к внутридомовым инженерным системам. Однако положения данного пункта могут применяться по аналогии к потребителям проживающих в жилых домах на основании ч.2 ст.7 ЖК РФ.

3. Вопрос

Правомерно ли производить расчеты, предусмотренные п. 62 Правил за период предшествующий дате вступления в силу Правил? (Например: с 01.06.2012 г. по 05.09.2012 г.).

Ответ

Нет оснований для производства таких расчетов. За период, предшествующий дате вступления в силу Правил, расчет производится в соответствии с законодательством, действовавшим в тот период.

4. Вопрос

Обнаружено несанкционированное вмешательство в работе индивидуального прибора учета (Например: магнит на приборе воды). Как производить начисление с момента обнаружения до восстановления прибора учета: по пропускной способности или по нормативу?

Ответ

Согласно п.62 Правил № 000 при обнаружении исполнителем факта несанкционированного вмешательства в работу ИПУ воды, исполнитель обязан прекратить использование показаний такого прибора учета при расчетах за коммунальную услугу и произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу для потребителя исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных по пропускной способности трубы и круглосуточной работы водопотребляющего оборудования после составления акта о несанкционированном потреблении коммунальных услуг, оформленного исполнителем в присутствии РСО.

5. Вопрос

Необходимо ли решение суда для отключения эл. энергии при вмешательстве должника во внутридомовые инженерные системы?

Ответ

Решение суда не требуется, так как согласно п. 62 Правил № 000 при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее - несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан незамедлительно устранить (демонтировать) такое несанкционированное подключение и произвести доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.

5. Изменение размера платы при нарушении качества коммунальных услуг

5.1. основания и общий порядок

1. Вопрос

Какой документ является основанием для перерасчета платы за коммунальную услугу при предоставлении ее ненадлежащего качества?

Ответ

Для перерасчета платы за коммунальные услуги необходимо наличие акта о нарушении качества коммунальных услуг, составленного исполнителем в соответствии с разделом Х Правил № 000, или указание исполнителя, оформленное в адрес РКЦ в письменном виде, при самостоятельном установлении исполнителем факта нарушения качества коммунальных услуг (п.104 Правил № 000).

2. Вопрос

Какие лица относятся к категории «незаинтересованных лиц», имеющих право подписания актов проверки (можно ли отнести к данной категории, например, соседей)?

Ответ

Незаинтересованным лицом, по нашему мнению, необходимо признавать лицо, на права и обязанности которого по отношению к УО, РСО, потребителю никоим образом не может повлиять установление (либо неустановление) того или иного факта. Таким образом, соседи, с учетом конкретных обстоятельств могут быть как отнесены, так и не отнесены к категории незаинтересованных лиц.

Так, например, если установление факта некачественного предоставления коммунальных услуг может повлечь за собой перерасчет платы за коммунальные услуги для всех потребителей в многоквартирном доме, то, по нашему мнению, соседи, не могут признаваться незаинтересованными.

3. Вопрос

Начисления за коммунальную услугу в МКД производятся исходя из показаний ОПУ. В доме за некачественно предоставленную услугу по нескольким квартирам произведено снижение размера платы. Нужно ли вычитать эти снятия из начислений по ОПУ, чтобы они не «ложились» на общедомовые нужды, а компенсировались виновными в недопоставке (или РСО или обслуживающей ВДИС организацией)? И как правильно это сделать? Что делать с поступающими актами, которые были сделаны гораздо позднее, чем произведены расчеты с РСО (обслуживающей ВДИС организацией)?

АДМИНИСТРАЦИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

______________________________________________________
Утратило силу на основании
Постановления Администрации Томской области от 06 апреля 2007 года N 53а
________________________________________________________

Об утверждении порядка определения среднемесячного объема потребления населением тепловой энергии на отопление при наличии коллективного (общедомового) прибора учета

В целях обеспечения соблюдения интересов населения при оплате коммунальных услуг

постановляю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок определения среднемесячного объема потребления населением тепловой энергии на отопление при наличии коллективного (общедомового) прибора учета.

2. Рекомендовать энергоснабжающим организациям при начислении населению платы за отопление руководствоваться настоящим Порядком.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления осуществлять выборочные проверки корректировки размера платы населением за коммунальные услуги, осуществляемой в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам ».

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Томской области Наговицына В.В.

Губернатор
Томской области
В.М.Кресс

Порядок определения среднемесячного объема потребления населением тепловой энергии на отопление при наличии коллективного (общедомового) прибора учета

Утвержден
постановлением Администрации Томской области
от 16.02.2007 № 28а

Порядок
определения среднемесячного объема потребления населением тепловой энергии на отопление при наличии коллективного (общедомового) прибора учета

1. Настоящий Порядок регламентирует механизм определения среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление (в расчете на 1 кв. м) для населения в текущем году.

2. Среднемесячный объем потребления населением тепловой энергии на отопление используется при определении размера платы за отопление населением в текущем году.

3 В случае наличия коллективного (общедомового) прибора учета и при условии его работы в течение отопительного периода предыдущего года, а также в случае отрицательной разницы между предъявленным к оплате и потребленным объемом тепловой энергии многоквартирным домом в предыдущем году среднемесячный объем потребления населением тепловой энергии на отопление в текущем году рассчитывается по следующей формуле:

Vкв. м = Vдом: Sдом: 12 + RVкв. м, где

среднемесячный объем потребления населением тепловой энергии на отопление в текущем году, Гкал/кв. м в месяц;

фактическое потребление тепловой энергии на отопление многоквартирным жилым домом по показаниям прибора учета в предыдущем году, Гкал в год;

общая площадь многоквартирного дома, кв. м;

количество месяцев в году;

корректировка среднемесячного объема потребления населением тепловой энергии на отопление в текущем году по итогам оплаты отопления в предыдущем году, Гкал/кв. м в месяц:

RV кв. м = (Vдом - Vопл) : 12: Sдом, где

4. При условии поломки приборов учета в отопительный период прошлого года среднемесячный объем потребления населением тепловой энергии на отопление в текущем году определяется по установленным органами местного самоуправления нормативам потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м в месяц) из расчета равномерного потребления теплоэнергии в течение календарного года.