Постановление правительства 354 наниматель ответственность. Постановление Правительства о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов — Российская газета

Ирина, добрый день!

Практика весьма обширная - вот, например, одно определение.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

Апелляционная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего - Солоповой И.В.,
судей - Красиковой О.Е., Черткова С.Н.,
при секретаре - Т.К.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Щ.С. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от <дата>, которым постановлено
исковое заявление открытого акционерного общества «Алтайэнергосбыт» удовлетворить.
Взыскать в пользу открытого акционерного общества «Алтайэнергосбыт» с Щ.С. задолженность в сумме <данные изъяты>, расходы на оплату государственной пошлины <данные изъяты>.
Заслушав доклад судьи Черткова С.Н., апелляционная коллегия

установила:

ОАО «Алтайэнергосбыт» обратилось в суд с иском к Щ.С. о взыскании задолженности по акту о неучтенном потреблении электроэнергии. Требования истцом мотивированы тем, что с ответчиками сложились отношения по поставке электрической энергии и заключен публичный договор энергоснабжения. <дата> сотрудниками сетевой организации МУП «Горэлектросети» была проведена проверка прибора учета электроэнергии тип <данные изъяты>, в результате которой были выявлены нарушения, о чем был составлен акт о неучтенном потреблении электроэнергии от <дата> N. <дата> сотрудниками сетевой организации МУП «Горэлектросети» была проведена повторная проверка прибора учета электроэнергии тип <данные изъяты>, в результате которой были выявлены нарушения, о чем был составлен акт о неучтенном потреблении электроэнергии N. По актам N от <дата> и N от <дата> были произведены расчеты, общая сумма задолженности по актам о неучтенном потреблении электроэнергии составляет <данные изъяты>. На основании изложенного истец просит взыскать с ответчика задолженность по актам о неучтенном потреблении в указанном размере, а также взыскать расходы по оплате государственной пошлины.
Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого и принятии нового постановления об отказе в удовлетворении исковых требований просит в апелляционной жалобе Щ.С., указывая, что судом неправильно применены нормы материального права. Судом первой инстанции не было учтено, что ни истец, ни третье лицо не представили доказательства, подтверждающие извещение потребителя Щ.С. о дате и времени доступа в жилое помещение исполнителя для совершения проверки прибора учета. Соответственно Акты N и N о неучтенном потреблении составлены с нарушением порядка, предусмотренного законодательством, в связи с чем, не могут являться допустимыми доказательствами, свидетельствующими о безучетном потреблении электроэнергии. Тот факт, что при составлении актов присутствовал <данные изъяты> Щ.С. - Щ.Ю. не имеет значения, поскольку Щ.Ю. на момент проведения проверок прибора учета не имел надлежащим образом оформленной доверенности, позволяющей действовать от имени потребителя Щ.С. и потребитель Щ.С. не был надлежащим образом уведомлен о времени проведения проверок. В жилом доме по адресу: <адрес>, где находится прибор учета, проживает Щ.Ю. со своей семьей. Апеллянт в жилом доме по указанному адресу на момент проведения проверок не проживал. Щ.С. и Щ.Ю. не являются по отношению друг к другу членами одной семьи, не ведут общее хозяйство. Кроме того, расчеты к Акту N за период с <дата> по <дата> и к Акту N за период с <дата> по <дата>, апеллянт считает не верными. Определяя период, за который подлежит взысканию безучетно потребленная электроэнергия, суд первой инстанции не учел положения абз. 3 п. 195 Основных положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 442. Последняя проверка прибора учета перед составлением акта N от <дата> была проведена <дата>. Поскольку в установленные п. 83 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> N проверочные мероприятия в отношении прибора учета не были проведены сетевой организацией, то начальной датой, с которой по смыслу п. 195 Основных положений начисляется объем безучетного потребления электроэнергии, будет являться <дата>. Аналогичным образом подлежит исчислению расчет задолженности по Акту N от <дата>, и поскольку последняя проверка прибора учета перед составлением данного Акта была проведена <дата>, то начальной датой начисления объема безучетного потребления электроэнергии будет являться <дата>. Таким образом, по Акту N задолженность составляет за период с <дата> по <дата> и составляет <данные изъяты>, а по Акту N за период с <дата> по <дата> - <данные изъяты>. Вывод суда первой инстанции об удовлетворении иска в сумме <данные изъяты> не может быть признан соответствующим нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав Щ.С. и его представителя Т.А., поддержавших апелляционную жалобу, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного постановления по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражений относительно жалоб, представления. Иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые в силу положений статей 1, 2, 9 ГК РФ недопустимо.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (в настоящее время <адрес>) принадлежит на праве общей собственности Щ.С. Щ.С. зарегистрирован по месту жительства в указанном жилом доме.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (ч. 1).
В соответствии с ч. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Между истцом и ответчиком заключен публичный договор энергоснабжения бытового потребления, на имя абонента Щ.С. открыт лицевой счет N 130215186, ответчик подключен к сетям ОАО «Алтайэнергосбыт». Из карточки потребителя Щ.С. следует, что фактические отношения по поставке электрической энергии между сторонами сложились с 2008 года. Данный факт также подтверждается поставкой электроэнергии в указанное жилое помещение, и оплатой ее со стороны ответчика.
В силу ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу ч. 1 ст. 543 ГК РФ абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов, оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
Согласно ч. 3 ст. 543 ГК РФ требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
В соответствии с ч. 1 ст. 547 ГК РФ в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (ч. 2 ст. 15).
В силу п. п. 192 - 193 п. 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 442 от 04.05.2012 года по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии.
Из указанных норм следует, что факт безучетного потребления электроэнергии подлежит фиксации в порядке, установленном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года N 442.
Документом, подтверждающим факт безучетного потребления электроэнергии, согласно указанным положениям является соответствующий акт.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Пунктом 1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 года N 6, предусмотрено, что потребитель обязан обеспечить содержание электроустановок в рабочем состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями правил и других нормативно-технических документов.
Правилами учета электрической энергии, утвержденных Министерством топлива и энергетики РФ 19.09.1996 года дано определение средств учета: средства учета - совокупность устройств, обеспечивающих измерение и учет электроэнергии (измерительные трансформаторы тока и напряжения, счетчики электрической энергии, телеметрические датчики, информационно-измерительные системы и их линии связи) и соединенных между собой по установленной схеме.
В соответствии с пунктом 2.1 Правил учета электрической энергии основной целью учета электроэнергии является получение достоверной информации о производстве, передаче, распределении и потреблении электрической энергии на оптовом и розничном рынках электроэнергии.
Средства учета электрической энергии и контроля ее качества должны быть защищены от несанкционированного доступа для исключения возможности искажения результатов измерений, что указано в пп. 3.5 п. 3 Правил учета электрической энергии от 19.09.1996 года.
Из п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354, следует, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
В соответствии с п. 145 Основных положений обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета. При этом под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.
В соответствии с п. 2.11.17 Правил технической эксплуатации энергоустановок потребителей обо всех дефектах или случаях отказов в работе расчетных счетчиков электрической энергии, потребитель обязан немедленно поставить в известность энергоснабжающую организацию. Потребитель несет ответственность за сохранность расчетного счетчика, его пломб и за соответствие цепей учета электроэнергии установленным требованиям.
Следовательно, обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.
По смыслу приведенных норм разрыв соединения в виде скруток на вводе до прибора учета, изменение схемы подключения (ноль на первой клемме, фаза на третьей клемме), неисправность прибора учета, отсутствие пломбы на клеммной крышке, наличие доступа к токоведущим частям до прибора учета, является основанием для признания потребления электроэнергии безучетным, поскольку отсутствует объективная возможность определить фактический расход потребления абонентом электроэнергии.
Согласно акту к договору электроснабжения от <дата> с бытовым потребителем Щ.С., в доме ответчика был установлен и зарегистрирован расчетный электросчетчик <данные изъяты> с пломбой <данные изъяты>, электросчетчик включен по правильной схеме.
Щ.С. является абонентом энергоснабжающей организации и на нем в силу вышеуказанных требований законодательства лежит обязанность оплачивать принятую энергию, соблюдать правила техники безопасности при пользовании энергией, поддерживать в исправности внутриквартирную электропроводку, соответствующие устройства и приборы, связанные с потреблением энергии.
<дата> сотрудниками МУП «Горэлектросети» была проведена проверка прибора учета потребления электрической энергии в жилом помещении по адресу: <адрес> и составлен акт N о неучтенном потреблении электроэнергии. При обследовании прибора учета, установленного в жилом помещении, было зафиксировано безучетное потребление, выразившееся в том, что имеется разрыв соединения в виде скруток на вводе до прибора учета, изменена схема подключения (ноль на первой клемме, фаза на третьей клемме), прибор учета неисправен (не высвечивается цифровое табло), имеется доступ к токоведущим частям до прибора учета.
Также согласно Акту N о неучтенном потреблении электроэнергии используются комната и кухня, количество проживающих <данные изъяты>, установлены: печь СВЧ и электрочайник, имеются 3 розетки и 4 электролампочки, приведены данные электросчетчика: <данные изъяты>. Подписи лица составившего акт и представителя потребителя Щ.Ю. имеются, согласно пояснениям которого: «обращался по замене счетчика, сказали, чтоб приехал хозяин».
<дата> представителем МУП «Горэлектросети» составлен акт N о неучтенном потреблении электроэнергии для физических лиц по факту нарушения правил учета электрической энергии в доме потребителя Щ.С. по адресу: <адрес>, выразившегося в следующем: на проводе ввода до прибора учета имеется два разрыва, один из которых под щитком, где установлен учет, на каждой жиле виде скруток, другой разрыв перед проходом через стену со стороны улицы; изменение схемы подключения (ноль на первой клемме, фаза на третьей клемме), прибор учета не исправен, нет пломбы на клеммной крышке, имеется доступ к токоведущим частям до прибора учета. В акте указано, что используются комната и кухня, количество проживающих <данные изъяты>, установлены: печь СВЧ, электрочайник холодильник, имеются 3 электролампочки, приведены данные электросчетчика: <данные изъяты>. Подписи лица составившего акт и представителя потребителя Щ.Ю. имеются, согласно пояснениям которого: «собственником является отец, все проблемы относительно дома решает отец».
В соответствии с п. п. 192, 193 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее по тексту - Основные положения) по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии, в котором должны содержаться данные о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).
Как следует из Актов о неучтенном потреблении электроэнергии N от <дата> и N от <дата>, они составлены по факту обнаружения несанкционированного вмешательства в работу учета, повлекшего искажение показаний такого прибора учета. Указанные обстоятельства не отрицались стороной ответчика, в связи с чем, апелляционная коллегия приходит к выводу, что в данном случае имело место несанкционированное подключение.
Поскольку прибор учета, установленный в доме ответчика, не осуществлял надлежащий учет электроэнергии, энергоснабжающая организация была вправе не учитывать его показания при определении размера платы за потребленную электроэнергию.
При наличии акта о неучтенном потреблении электрической энергии гарантирующий поставщик вправе предъявить потребителю требование о возмещении стоимости выявленного объема безучетного потребления электрической энергии.
Нельзя согласиться с доводом жалобы о неправильности размера задолженности, рассчитанной на основании актов.
В силу пункта 172 Основных положений N 442 проверки расчетных приборов учета проводятся не реже 1 раза в год.
Положениями п. 82, 83 Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354) установлено, что проверки приборов учета должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 6 месяцев.
Согласно п. 195 Основных положений объем безучетного потребления электрической энергии определяется с применением расчетного способа, предусмотренного подпунктом «а» пункта 1 приложения N 3 к настоящему документу. Объем безучетного потребления электрической энергии (мощности) определяется с даты предыдущей контрольной проверки прибора учета (в случае если такая проверка не была проведена в запланированные сроки, то определяется с даты, не позднее которой она должна была быть проведена в соответствии с настоящим документом) до даты выявления факта безучетного потребления электрической энергии (мощности) и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.
В соответствии с п. 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354), если дату осуществления несанкционированного подключения или вмешательства в работу прибора учета установить невозможно, то доначисление должно быть произведено, начиная с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором выявлено несанкционированное подключение или вмешательство в работу прибора учета.
Согласно произведенному расчету объема неучтенной потребленной электроэнергии по Акту N от <дата> за 6 месяцев (с <дата> пол <дата>) по находящимся у потребителя электроприборам: печи СВЧ, мощностью 1,25 кВт; электрочайнику, мощностью 2,0 кВт, к оплате <данные изъяты>.
Согласно произведенному расчету объема неучтенной потребленной электроэнергии к Акту N за период с <дата> по <дата> по находящимся у потребителя электроприборам: печи СВЧ, мощностью 0,60 кВт; электрочайнику, мощностью 2,0 кВт; холодильнику, мощностью 0,12 кВт, к оплате <данные изъяты>.
Доказательств, подтверждающих необходимость применения иных величин при расчете стоимости безучетного потребления электроэнергии, ответчиком суду не было представлено.
Принимая во внимание вышеназванные правовые нормы, учитывая что прибор учета электроэнергии не соответствовал установленным требованиям и в спорный период надлежащий учет потребляемой энергии не осуществлялся, представленные в материалы дела расчеты безучтенного потребления Щ.С. электрической энергии правомерны, составлены не более чем за шесть месяцев, предшествующих проверке, в связи с чем, доводы жалобы в указанной части являются несостоятельными.
Апелляционная коллегия не может согласиться с доводами автора жалобы о недопустимости в качестве доказательств актов о неучтенном потреблении.
По факту выявленного безучетного потребления электрической энергии сетевой организацией в порядке, предусмотренном п. п. 192, 193 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 442 от 04.05.2012 года, составлены акты о неучтенном потреблении электрической энергии (для физических лиц) N от <дата> и N от <дата>, явившиеся основанием для расчета стоимости в объеме выявленного бездоговорного (безучетного) потребления электрической энергии (п. 84 указанных Основных положений).
Как следует из материалов дела, Щ.Ю. является членом семьи (<данные изъяты>) Щ.С., и пользуется жилым помещением в силу семейных отношений с согласия ответчика, акты составлены в его присутствии. Доказательств существования между Щ.Ю. и ответчиком иных (не семейных) отношений, с которыми закон связывает основания потребления коммунальных услуг ни в суд первой инстанции ни суду апелляционной инстанции не представлены.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание то обстоятельство, что в силу ст. 182 ГК РФ полномочия представителя могут явствовать из обстановки, в которой действует представитель.
Таким образом, Щ.Ю. исходя из обстановки, существовавшей на момент составления актов, был надлежащим представителем ответчика Щ.С.
По смыслу пункта 177 Основных положений уведомление потребителя необходимо для обеспечения доступа представителей гарантирующего поставщика и сетевой организации к приборам учета потребителя либо схеме учета потребителя.
В данном случае при проведении проверок в жилом доме, принадлежащем ответчику, установлен факт безучетного потребления электрической энергии, следовательно, допуск к точкам поставки обеспечен.
Личное неучастие Щ.С. при проверках и составлении актов не привело к неправильному отражению фактических обстоятельств, установленных при проверках.
Оценивая акты о неучтенном потреблении электроэнергии и расчетные листы к ним, представленные истцом в качестве доказательств нарушения ответчиком правил учета электроэнергии, апелляционная коллегия приходит к выводу о соответствии данных документов требованиям п. 193, 195 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года N 442.
Несмотря на то, что Щ.С. право собственности на принадлежащее ему жилое помещение не зарегистрировал, он является законным владельцем дома, пользуется им по назначению, оснований, предусмотренных законом для освобождения его от уплаты потребляемых коммунальных услуг, не имеется.
Поскольку ответчик не представил доказательств погашения стоимости неучтенного потребления электроэнергии или прекращения указанной обязанности иным предусмотренным законом способом, а также факт отсутствия обращения в соответствующие организации с заявлениями о повреждении соединения на вводе до прибора учета, неисправности прибора учета, отсутствие пломбы на клеммной крышке и наличие доступа к токоведущим частям до прибора учета стороной ответчика не опровергнут, суд первой инстанции обоснованно взыскал указанную сумму с Щ.С. в пользу истца.
Указания апеллянта на несогласие с оценкой доказательств, не может быть приняты во внимание, поскольку всем перечисленным доказательствам судом дана надлежащая оценка в их совокупности, в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, и оснований для иной их оценки апелляционная коллегия не усматривает.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на субъективном, ошибочном толковании норм материального и процессуального права заявителем жалобы, поэтому не могут быть признаны обоснованными и служить основанием к отмене постановления суда.
Ссылок на новые обстоятельства, которые не были предметом исследования суда первой инстанции и могли бы повлиять на выводы суда, в жалобе не содержится. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у апелляционной коллегии не имеется.
При названных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что дело рассмотрено судом первой инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда не имеется.
Правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, и отмены принятого по данному делу судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, апелляционная коллегия

определила:

Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу Щ.С. - без удовлетворения.

Председательствующий
И.В.СОЛОПОВА

Судьи
О.Е.КРАСИКОВА
С.Н.ЧЕРТКОВ

Просим Вас пересмотреть пункт 42.1 Правил 354 так как в данной редакции он противоречит Законодательству Российской Федерации.

Государство вменило в обязанность собственникам оборудовать свои помещения счетчиками для учета потребления коммунальных ресурсов. (ст.13 261 ФЗ, ст. 157 ЖК, пункт 80 Правил 354). Согласно ст.13 261 ФЗ, пункта 81, 31ж, 31а, 33а Правил 354, Правил 1034, договору управления домом по принятым в работу счетчикам должны проводить начисления потребленных коммунальных ресурсов с 1 числа следующего отчетного периода. А также собственники имеют право получать, а управляющая компания предоставлять коммунальные ресурсы надлежащего качества в необходимых объемах. Учет объемов потребления коммунальных ресурсов определяется приборами учета. Права граждан РФ защищает государство ст.2 и 15 Конституции РФ и Закон по защите прав потребителей.

Пункт 42.1 Правил 354 определяет порядок начисления тепла от фактического наличия индивидуальных теплосчетчиков в многоквартирном жилом доме, чего практически достичь невозможно по многим причинам. Законопослушные граждане РФ не должны страдать от нарушителей порядка и законов. Порядок начисления тепла должен определять конструктив здания: «если хоть одно помещение в многоквартирном доме не может быть оборудовано теплосчетчиком, то и во всех помещениях нельзя устанавливать ИПУ тепла».

Для того чтобы собственники устанавливали счетчики введено в действие Постановление Правительства РФ N1380 и принята формула 3.3 начисления отопления Правил 354.

В пункте 81 Правил 354 конкретно указать документ, определяющий наличие/отсутствие возможности установки приборов учета тепла.

Стоимость установки теплосчетчика обходится в среднем в 20-25 тысяч рублей.

Вопрос кто будет тратить деньги и время на установку теплосчетчика, если по нему не считают? И причина отказа смешная, потому что сосед пьяница его не установил, вовремя не поверил или сосед в длительной командировке и не может своевременно заменить счетчик, квартира находится под арестом.

Старкова Надежда Васильевна

член Совета дома 8 Орденоносцев, г.Екатеринбург,620010

[email protected]

КОММЕНТАРИИ


 |

Тося
21.02.2019, 11:28

очень долго еще не придут к единому консенсусу,т.к. платить жильцам по ИПУ не выгодно для УК,а действующие формулы мягко говоря......

Екатерина
15.08.2018, 17:21

Конституционный суд РФ 10 июля 2018 года признал неконституционными положения ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, а также абзацев 3 и 4 п. 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Как указал КС, федеральному законодателю надлежит внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, предусмотрев более эффективный и справедливый порядок определения платы за тепловую энергию.

И сколько же потребуется времени на устранение неконституционности и нарушения принципов правовой определенности, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод, а также баланса конституционно значимых ценностей, публичных и частных интересов. Месяцы или Годы?

Все сознательные граждане интересуются действующими правилами определения размера выплат за коммунальные услуги, установленными на данный момент.

Поэтому в соответствии с положениями Постановления 354 могут быть определены немаловажные значимые нюансы и даны определенные ответы относительно законности тех или иных действий.

Каждый гражданин РФ считается потребителем реальных государственных ресурсов. Основанием для предоставления таких ресурсов считается соглашение, заключенное с коммунальщиками.

В соответствии с рассматриваемым Законом все граждане РФ имеют возможность осуществлять перерасчет по платежам за предоставление коммунальных услуг. В обновленной редакции и в разработанных к ней дополнениях предоставляется исчерпывающая информация для владельцев и обыкновенных пользователей жилых помещений относительно возможных возникающих ситуаций. В правовых взаимоотношениях гарантом выступает само государство.

Что рассматривается в данном законе

Подписание Постановления было осуществлено в июне 2011 года . Аналогично другим действующим законодательным актам данное Постановление действительно требует определения нескольких весьма значимых поправок, которые формулируются на постоянной основе без конкретной привязки к какому-либо периоду.

В соответствии с последними введенными изменениями общедомовые потребности граждан по снабжению электричеством тоже рассматриваются в этом нормативном акте.

Предлагаем обратить внимание на изменения , актуальные на сегодняшний день:

В рассматриваемом постановлении четко регламентируются утвержденные нормы потребления и дальнейшей оплаты различных ресурсов владельцами или простыми пользователями жилых помещений. Обновленная редакция будет предоставлять разъяснения в определенный период, конкретнее, когда осуществляется начисление за полноценный пакет услуг.

В Постановлении № 354 подробно объясняются не только правила работы и порядок внесения денежных средств в качестве оплаты за услуги территориальных коммунальных организаций и ЖКХ, но и считается специально разработанным проектом, действующие положения которого обязательно необходимо выполнять. Порядок выполнения условий и дополнительная документация обязательно приводятся в приложении к постановлению.

С сентября месяца следующего года осуществляется плановое распределение в отношении конкретного исполнителя. Начиная с 2016 года, граждане освобождаются от обязанности регулярно предоставлять показания измерительных приборов, фиксирующих расход коммуналки. После внесения определенных корректив в рассматриваемое постановление, начинает действовать упрощенная схема оплаты за тепло.

Если рассматривать вопрос общедомовых нужд , то в действующем постановлении указана схема пересмотра коэффициентов действующих правил по водоотведению. Также предусмотрена процедура оборудования систем, обеспечивающих удовлетворение общедомовых потребностей, измерительными приборами. Президент РФ подписал распоряжение, в соответствии с которым должно быть осуществлено снижение установленной тарификации примерно на 10-15% с учетом конкретного региона проживания.

В вопросах перерасчета относительно отопления жилых помещений в этом году были скорректированы установленные тарифы. В данной ситуации граждане могут рассчитывать на снижение стоимости за определенные услуги приблизительно на 15%. По вопросам обеспечения коммунальных услуг добавлен новый раздел, описывающий правила подачи тепла в многоквартирные дома. Начиная с этого года, в действие вступило соответствующее решение Правительства.

Если принимать во внимание общедомовые нужды, то оплату нужно вносить в соответствии с действующими тарифными планами. Всю исчерпывающую информацию по данному вопросу можно получить в ЖКХ. Если подача электричества будет прекращена на какое-то время, будет осуществляться обязательный перерасчет в соответствии с установленными тарифами.

Ответственность сторон

На исполнителя возлагается ответственность перед отечественным законодательством в таких ситуациях:

Если исполнитель нарушил правила предоставления достаточно качественных услуг, потребитель может рассчитывать на освобождение от необходимости их оплаты. Также потребитель в подобной ситуации может потребовать неустойку в объеме, предусмотренном законодательной базой РФ.

Исполнитель может рассчитывать на освобождение от ответственности за предоставленные некачественные коммунальные услуги в ситуации, если ухудшение произошло по причине возникновения непреодолимых обстоятельств или в результате действий самого потребителя. К непреодолимым препятствиям не имеют отношения допущенные нарушения обязательств контрагентами утвержденного исполнителя, отсутствие необходимых средств для обеспечения качестве предоставляемых услуг.

Независимо от того, заключался ли какой-либо договор между исполнителем и потребителем, возмещение ущерба в результате предоставления недостаточно качественных коммунальных услуг все-равно предусматривается законодательством. Если жизни или здоровью потребителя был причинен определенный ущерб, возмещение предусматривается в течение ближайших 10 лет с даты предоставления недостаточно качественной услуги. Максимальный срок подачи судебного иска для возможности рассмотрения факта причиненного ущерба потребителю составляет 3 года.

Если исполнитель, предоставляющий услуги, по определенным причинам причиняет ущерб здоровью или имуществу потребителя, последнему необходимо составить соответствующий акт в нескольких экземплярах (по одному на каждого участника соглашения, если таковое было подписано). Если потребитель с целью восстановления нарушенного права по вине коммунальщиков понес определенные расходы, он может рассчитывать на их последующее возмещение.

Порядок перерасчета

Перерасчет выплат за определенные оказанные коммунальные услуги в период, когда потребитель временно отсутствовал в жилом помещении, осуществляется в порядке, определенном нормами отечественного законодательства.

К таким услугам не относится отопление помещения.

Перерасчет возможен в ситуации, когда в жилом помещении отсутствуют приборы учета, установка которых невозможна по техническим причинам. Если не удается подтвердить отсутствие реальной технической возможности установки счетчиков, или в ситуации, когда неисправные счетчики не ремонтируются в соответствии с предписанными инструкциями, процедура перерасчета осуществляться не будет. Коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, не подлежат никакому перерасчету при отсутствии потребителя в жилом помещении.

Перерасчет объемов выплат за предоставленные коммунальные услуги выполняется с учетом количества календарных дней, припадающих на отсутствие потребителя в жилом помещении. Дата убытия и приезда в совокупное количество дней отсутствия не входит. Перерасчет традиционно выполняется исполнителем на протяжении ближайших 5 рабочих дней с даты получения уведомления от потребителя в виде подписанного заявления.

Качество предоставляемых исполнителями услуг обязательно должно соответствовать нормам, установленным отечественным законодательством. Если потребитель не получает то, за что платит деньги, он вправе потребовать компенсацию.

Последние ключевые изменения

В постановлении № 354 регулируются определенные требования к платежной документации, например, счетам, квитанциям о внесении квартплаты.

Главным изменением считается необходимость неукоснительного указания размера ОДН (общедомовые нужды) в определенных местах оформляемого платежного документа.

В новых правилах также указывается необходимость предварительного принятия соответствующих мер собственником, у которого в жилом помещении установлен нерабочий измерительный прибор . Акт, свидетельствующий о том, что счетчики не функционируют должным образом, составляется заблаговременно. Организация, занимающаяся установкой либо ремонтом измерительных приспособлений, может быть выбрана потребителем коммунальных услуг произвольно. В первых числах каждого месяца производятся начисления в соответствии с показателями счетчиков.

Вот последние изменения , внесенные Правительством РФ в Постановление №354, на которые стои обратить внимание:

  1. Все начисления на общедомовые нужды (водоотведение, отопление, электрическую энергию, холодную и горячую воду) теперь относятся к категории жилищных и включаются в статью расходов за жилые помещения.
  2. При исчислении общедомовых издержек теперь задействована формула, которая определяет остаток между показаниями учетных общедомовых и квартирных приборов. При отсутствии счетчиков, установленных на дом, размер общедомовых отчислений определяется исходя из квадратуры квартиры и общей суммы площадей общедомового имущества (рассчитывается пропорционально).
  3. Введены нормативы, которые следует применять при исчислении общедомовых расходов. После начала их применения все превышения будут оплачиваться за счет ТСЖ либо управляющих компаний.
  4. Если владелец квартиры временно отсутствовал, то перерасчет расходов за энергоресурсы будет осуществляться только при условии наличия в помещении счетчиков на газ и воду. В противном случае собственнику необходимо будет документально подтвердить факт своего отсутствия, после чего ему будет осуществлен перерасчет.
  5. Если в квартире никто не прописан, то отчисления в счет услуг ЖКХ исчислются в зависимости от количества собственников.

О данном законодательном акте рассказано в следующей видеолекции:

Всем известно, что управление жилищно-коммунальным хозяйством (сокращенно ЖКХ) – дело довольно хлопотное и трудоемкое. Законодательство России содержит обширную базу документов, регулирующих данную отрасль хозяйственной деятельности. Однако сейчас все законопроекты, касающиеся сферы ЖКХ, меняются и дорабатываются практически каждый месяц для того, чтобы выстроить четкую систему контроля за работой коммунальных организаций. В данной статье рассмотрим подробнее вопросы, связанные с правительственным законопроектом № 354 о коммунальных услугах и разберемся, как вычисляется сумма оплаты по электроэнергии, водообеспечению, отоплению и по какой формуле производится перерасчет за отопление по общедомовому счетчику.

Ключевым документом, регулирующим отношение коммунальных служб и жителей домов, считается Распоряжение Правительства РФ № 307 об основных правилах предоставления коммунальных услуг квартиросъемщикам, которое начало действовать в России с мая 2006 года. Изменения и дополнения в данный законопроект вносились регулярно вплоть до 2011-го года. Именно в этом году вышло еще одно Постановление под номером 354 «О предоставлении коммунальных услуг», после чего предыдущий закон 2006 года утратил свою силу. Закон № 354 Российской Федерации регламентирует учет таких поставляемых населению ресурсов, как вода, электроэнергия, тепло и так далее. Декабрь 2014-го принес новые изменения конфигурации данного документа. В новой его редакции были учтены все вышеперечисленные пункты и добавлены дополнительные сведения. В 2015 году в Правила были внесены новые изменения, которые в первую очередь коснулись тех граждан, которые владеют приватизированным жилищем, но до сих пор не позаботились об установке общедомовых и личных устройств учета.

О коммунальных услугах

Постановление № 354 является довольно объемным документом, состоящим из 17 основных, которые в свою очередь включают 161 пункт. Не взирая на искренне канцелярское название законопроекта № 354, ознакомиться с ним необходимо всем квартиросъемщикам. В первом разделе данного постановления раскрывается назначение всего документа. В частности, что он создан с целью регламентирования взаимоотношений между поставщиками услуг и их потребителями. В утвержденных правилах досконально разъясняется порядок начисления, перерасчета, распределения и оплаты ЖКХ, как с учетом показаний счетных устройств, так и без таковых.

По отоплению

Опираясь на Федеральный Кодекс, можно выделить главные положения, на основании которых обладатель жилплощади может настоятельно просить перерасчета за применяемую услугу. К примеру, в документе предписано, что наименьшая температура в жилых помещениях многоквартирных домов в зимний период не должна понижаться менее +18º С, причем на протяжении всего отопительного сезона. Для комнат, расположенных в угловых квартирах здания, данный показатель не должен опускаться ниже +20º С. Если же отдельный регион России имеет среднесуточную температуру -31º С и ниже, то вышеуказанные характеристики возрастают еще на +2º С.

В случае временного аварийного отключения системы, ремонт оборудования должен быть осуществлен очень оперативно, а общее количество часов, отведенных исполнителю на отключение системы не должно превышать 24 часа (суммарно за месяц).

По электроэнергии

Расчет тарифа электричества ОДН начал производиться после распоряжения правительства России от 23 мая 2006 года. С 01.09.2012 года вступили в силу новые правила предоставления ком. услуг собственникам многоквартирных домов.

Общедомовые нужды в постановлении 354 — платить или не платить?

Общедомовые нужды, как правило, не правильно трактуются жильцами квартир. Почти все считают, что данная квитанция включает в себя оплату за свет, лампочки в подъездах и воду, расходуемую для технических нужд всего здания. Однако помимо перечисленных статей расходов, ОДН включают в себя еще целую массу статей расходов, которые под час и не являются необходимыми для содержания жилища.

Перерасчет за отопление по общедомовому счетчику по 354 постановлению — формула расчета

Перерасчет за отопление по общедомовому счетчику по 354 постановлению происходит по такой формуле:

V одн = V дом – Vсчет – Vнорм, где:

  • V ОДН – объем общих нужд для дома;
  • V дом – объем согласно ОД счетчику;
  • V счет – сумма объемов в квартирах по индивидуальным счетным устройствам;
  • V норм – сумма нормативов в квартирах, не имеющих измерительных устройств.

Пункт 44 354 постановления

Пункт 44 постановления № 354 определяет, что рассчитывать размер платы за ком. услугу на ОДН в многоквартирном здании, содержащим общедомовые счетные приборы, необходимо по формуле 10 Приложения № 2 в редакции от 16 апреля 2013 года. Ссылка на весь законопроект с приложениями дана ниже.

Постановление 354 с последними изменениями 2016

Закон № 354 с последними изменениями 2016, приложениями и комментариями можно скачать бесплатно и в свободном доступе.

Похожие вопросы