Непосредственная причина смерти. Причины смерти: естественная, насильственная, по болезни Причины насильственной смерти

Никита Сергеевич Хрущев был человеком сильного характера, огромной воли и большого жизнелюбия. Всю жизнь он искренне верил в идеалы коммунизма и в светлое будущие советского народа. Хрущев вытянул счастливый лотерейный билет, судьба не раз уводила его от политической смерти. Все время он пытался улучшить судьбу простого населения, воплощая в жизнь самые смелые идеи, которые нередко приводили к экономическим катастрофам. Не все задуманное давало свои плоды, но тем не менее вклад Хрущева в развитие государства огромен! Однако это не спасло его от свержения, заговора и заточения. Последние 7 лет своей жизни он провел в поселке Петрово-Дальнее в тридцати километрах от Москвы. Там он начал надиктовывать на диктофон свои мемуары, которые впоследствии сведут его в могилу. 1964 - год смерти Хрущева, он проживет 77 лет.

Биография Н. С. Хрущева

Никита Сергеевич Хрущев родился в 1894 году в бедной крестьянской семье. Он не любил вспоминать свое детство. Вода, картошка и соль, вот так выглядел ежедневный обед будущего партийного лидера.

Свое начальное образование он получил в церковно-приходской школе, где его научили азам арифметики и алгебры. В течение жизни он так и не закончит ни школу, ни институт и всегда будет писать с ошибками.

Чтобы заработать хоть какие то деньги, отец берет с собой четырнадцатилетнего Никиту и они едут в город Юзовку работать на шахте. В это время отец и сын живут в бараке на 100 человек. Кругом царила нищета и болезни. В 1910 году на шахте свирепствовала холера, для больных был выделен отдельный барак. Попадая в него, обратно уже никто не возвращался. И тогда Никита понял, что надо выбираться с шахты, учиться, становиться слесарем.

Учеба давалась молодому Хрущеву легко, от природы трудолюбивый, "золотые руки", он обладал феноменальной памятью. После учебы его берут помощником слесаря на завод. Никита не пил, не курил, был убежденным атеистом, что способствовало его увлечению коммунизмом. Лозунг "счастливая жизнь для простых людей" очень точно отображал его виденье мира на тот момент. Он знал жизнь без прикрас, и хотел верить, что все можно изменить.

Октябрьская революция стала предвестником перемен в мире. Последовавшая за ней Гражданская война начала "историческую ломку". Хрущев вступает в ряды Красной армии и проводит 4 года в сражениях за "светлое будущие". "Революцию не делают в белых перчатках" - эти слова Ленина оправдывали все: кровопролитие, грабежи, разруху. От стремительно развивающейся тогда индустриальной державы не осталось ничего.

После того как большевики пришли к власти, началось активное восстановление разрушенных заводов и предприятий. Повсюду царили голод и бедствие. Хрущев с энтузиазмом берется за восстановление уже ставших родными шахт Донбасса. После революции они были практически полностью разрушены, разворованы и затоплены.

Хрущев работал на износ. Быстро он становится заместителем директора шахты, и его замечают на верху. В 1925 году Никита Сергеевич получает свою первую партийную должность. И его приглашают на ежегодный съезд коммунистической партии в Москве. До самой смерти Хрущев будет предан идеям коммунизма.

Большая политика

Так в 1925 году Хрущев впервые едет в Москву. Столица производит на простого деревенского мужика сильное впечатление. Огромный город, расцвет НЭПа, новые возможности. Увидев впервые Сталина, Никита Сергеевич попадает под его обаяние и безоговорочно верит каждому слову. Внимает его речам как завороженный. Это придает ему новых сил и уверенности, в правильности своего выбора.

С этими мыслями и мечтами он возвращается на Украину, где уходит с головой в работу. А в 1929 году, в возрасте 35 лет, решает ехать в Москву учиться. Амбициям Хрущева нет предела. Он поступает в Московскую промышленную академию, где знакомится с Надеждой Аллилуевой, сыгравшей в его жизни впоследствии важную роль.

В это время Хрущев будет невольной марионеткой в руках умелого Сталина. Свято верившего в коммунизм партийца, выходца из народа Хрущева вызывают "наверх" для важного разговора. Готовилась очередная чистка в рядах академии, было уже составлено письмо - донос на новых "вредителей". Нужно было только подписать аноним. Для этой миссии Сталин выбрал исполнительного и активного Хрущева, который без лишних вопросов подписывает все, что ему предлагают. Этот поступок понравился Сталину, и Хрущев взлетает вверх по партийной лестнице, оставляя институт, он рвется к вершинам власти.

Однако Хрущева никто не воспринимает в серьез. Шут из народа, простой крестьянин, который так нравится Сталину и так во всем верит своему покровителю. Когда на стол к Хрущеву ложились папки с делами "врагов народов", он подписывал все безоговорочно. Как он позднее признавался, он ставил свою подпись с ненавистью, искренне веря, что все они виноваты, мешают строить новое общество. После смерти Сталина Хрущев попытается исправить эту свою слепую веру, реабилитировав миллионы заключенных.

Пелена спала с глаз Хрущева только в 1938 году, после назначения его на должность первого секретаря Украины. Хрущев уезжает на 11 лет на Украину, где общение с простым народом и возможность самому принимать решения заставляют его задуматься. Неужели невозможно строить коммунизм без крови? Хрущев начинает понимать, что гибнет огромное количество ни в чем не повинных людей, и он играет в этом не последнюю роль. С энтузиазмом перевыполняя планы по выявлению "врагов народа", он сам превращается в убийцу.

Во время войны Хрущева допускают к важным военным миссиям. Которые он с треском проваливает. Сталин отправляет его защищать Киев. Город берут фашисты. Во время Харьковской операции погибает сразу 250 000 солдат, 200 000 попадают в плен. Все это происходит из-за невозможности невыполнения сталинских приказов. Сталин недоволен Хрущевым, и после война для Никиты Сергеевича заканчивается. Сталин отправляет его восстанавливать разбитый город.

После войны на Украину обрушивается страшный голод 1946 года. Весь урожай забирает Москва, и Украина остается без хлеба. Хрущев как может пытается решить эту ситуацию, умоляет Сталина дать Украине хоть немного зерна, но вождь неприклонен. Чтобы спасти Украину, Хрущев пытается воздействовать на Сталина через его ближайших соратников, Берию и Маленкова. Но когда об этом узнает хозяин, он в ярости снимает Хрущева со всех постов.

Однако спустя время Сталин снова помилует несчастного Хрущева, который после своей отставки серьезно заболевает. Позже Хрущев скажет, что эта болезнь спасла его от расстрела.

Вождь возвращает нерадивого политика в Москву, где Хрущева по-прежнему никто не воспринимает всерьез. Это сыграет ему на руку, после смерти Сталина Хрущев сможет обойти своих соперников.

Смерть Сталина

Сталин умирает года на Ближней даче. После будет множество версий о причинах его смерти, одна из которых - умышленное убийство, в котором обвиняют Хрущева и Берию. Однако многие историки утверждают, что Хрущев не смог бы убить вождя. Несмотря на противоречивое отношение к лидеру народов, Хрущев искренне скорбел. Позже он признается в своих мемуарах, что ему было жаль Сталина.

У Сталина не было как таковых приемников, и дальнейшая судьба страны была не определена. Все понимали, что нужно выбрать нового лидера, вариантов было немного: Маленков и Берия как ближайшие соратники. Хрущева, как обычно, никто не воспринимал всерьез. А очень зря, ведь в его голове уже зрел план восхода на пьедестал.

Борьба за власть

9 марта Сталина хоронят, и председателем комиссии по организации похорон назначают Хрущева. Именно его потом обвинят в давке на Трубецкой площади, в которой погибнет несколько тысяч человек.

Смерть Сталина Хрущев переживает тяжело. Партийцы долго произносили прощальные речи, восхваляя своего лидера, и благодарили за все, что он сделал для народа.

Соперники Хрущева после смерти Сталина, Берия и Маленков, активно начали собирать вокруг себя соратников. В этом вопросе сильно проигрывал Берия, от которого давно все хотели избавиться. Его, мягко говоря, боялись. И на этом сыграл Хрущев. Он проводит операцию по устранению Берии, основанную на страхе всего партийного окружения. Берию арестовывают, а позже расстреливают как врага народа.

Пост руководителя Страны Советов переходит к Георгию Максимовичу Маленкову. Но фактически страной он не руководит. Мягкотелого и нерешительного, его после отправят в ссылку, лишат всех государственных постов. Хрущева недооценили. В 1955 году он становится новым лидером СССР.

У власти

Хрущев пришел к власти после смерти Сталина путем заговоров и интриг. Это было сложное для страны время, в разгаре была холодная война. Хрущев со своим упорством и энтузиазмом приступает к новым обязанностям. Он блефует, манипулирует, спасает Египет от войны и заводит дружбу с Ближним востоком.

Никита Сергеевич много ездит по стране и по миру. За 10 лет он посещает около 50 стран. Увиденное его шокирует, он понимает, что СССР сильно отстает в развитии практически во всех сферах.

Неугомонный Хрущев пытается улучшить ситуацию в стране, решить главные экономические проблемы. Он начинает освоение целины - улучшается хлебная ситуация. Это придает уверенности. Делая ставку на сельское хозяйство, в попытке накормить бедных граждан Советского Союза он значительно сокращает расходы на армию. Все деньги идут на нужды граждан. Армия уменьшается на 3 млн человек, что не сыграет в его пользу в будущем.

"Масло вместо пушек" - идут в утиль корабли и пушки, переплавляется военная техника.

Начинается активное строительство жилья для населения. Люди, жившие до этого в бараках и коммуналках, получают собственные квартиры. За 5 лет более 30 млн советских граждан получат свое жилье. Маленькие квартирки позже назовут хрущевками. Построенные на скорую руку с минимальными затратами, они будут иметь свои недочеты, что возмутит многих граждан. И здесь Никита Сергеевич не угодил.

Хрущев также выпускает из ссылок и лагерей более 20 млн человек. Позже благодарные бывшие ссыльные будут приносить на его могилу цветы.

В историю этот период войдет как "хрущевская оттепель". Частично откроется железный занавес, и люди увидят совсем другой мир. В страну приедут американские мюзиклы, выставки, театральные постановки, публикуются ранее запрещенные поэты и писатели.

Еще одним сомнительным решением будет разоблачение Хрущевым культа Сталина. Позже старые коммунисты не смогут простить ему этот дерзкий шаг. На ХХ съезде КП Хрущев в своей пятичасовой речи разоблачит деятельность Иосифа Виссарионовича. Это разделит страну на два лагеря. Одно будет неизбежным - фундамент, на котором стоял коммунизм, даст трещину.

Пройдут акции протеста в Варшаве и других городах-союзниках, которые будут жестоко подавлены. Доклад публикуется за границей, и во всем мире постепенно начинается рушиться вера в Советский союз, вера в свободу и справедливость.

Все эти события в 1957 году будут предпосылками к попытке свергнуть смелого политика. Каганович, Маленков, Ворошилов не смогли простить антисталинскую компанию Хрущева. Но заговор провалился, Георгий Жуков, на тот момент министр обороны СССР, спасает своего товарища и друга, встав на его сторону.

Хрущев после смерти Сталина пытается "перекроить" всю государственную систему. Он рушит привычные идеалы и даже не расстреливает заговорщиков, что в сталинские времена даже не обсуждалось бы. Однако такая гуманность не спасает его от очередного заговора уже в 1964 году.

Ряд смелых выходок Никиты Сергеевича стал причиной нового заговора, уже во главе с амбициозным Брежневым. Карибский кризис, "кукурузный провал" - народ устал от выходок этого "самодура". Главу государства стало можно ненавидеть, и его ненавидели! Военные - за сокращение штата и лишения части денежных довольствий. Политические - за отмену льгот, ликвидацию сталинских "пакетов с деньгами" и политических привилегий. Интеллигенция - за непонимание, презрении и высмеивание Хрущевым новых веяний современного искусства.

В итоге в 1964 году на общем голосовании после шквала обвинений все члены полит. бюро голосуют "за". 15 октября Н. С. Хрущев подписывает последнюю в своей жизни официальную бумагу: "В связи с преклонным возрастом и проблемами со здоровьем прошу освободить меня от занимаемой должности".

Смерть

Начинается жизнь в заточении. Семь лет под охраной в 30 километрах от Москвы старый пенсионер много читает, сажает огород, сам строит теплицы и оранжерею. Он окружен любящей семьей, детьми и внуками. Но мысли о том, что сделано, и не сделано, не дают покоя. Никита Сергеевич начинает надиктовывать на диктофон свои мемуары. Понимая, что записи никогда не разрешат опубликовать в России, он передает их сыну Сергею, который, в свою очередь, с помощью своего друга, журналиста Виктора Луи, вывозит их в Англию. Когда воспоминания пенсионера становятся известны широкой зарубежной аудитории, Хрущева срочно вызывают в Москву.

Никите Сергеевичу предлагают опровергнуть правдоподобность опубликованных в Англии воспоминаний. На что Хрущев обрушивает на своих бывших коллег поток нецензурной брани. Он кричит и возмущается, все, что накопилось за эти годы отчуждения, выливается на ненавистных ему политиков. В этот момент Хрущев Никита Сергеевич свою смерть зовал. Он кричал, что готов умереть, что хочет умереть, что нет сил больше жить так.

По возвращении на дачу у него случается инфаркт. Затем, через год, сердечный приступ. Смерть Хрущева не стала неожиданностью для его семьи. После двух инфарктов и сердечного приступа в возрасте 77 лет Никита Сергеевич скончался. Он ушел из жизни 11 сентября 1970 году в Кунцевской больнице в Москве.

Причины смерти Хрущева

Н. С. Хрущев прожил долгую жизнь. Поздно придя к власти, он не мог насытиться ее дарами. Ему везло, он верил в свое дело, в коммунизм, в Сталина. После отстранения его от дел, как он считал, незаслуженно, жизнь потеряла для него всякий смысл. Это и стало причиной смерти Никиты Хрущева. Он искренне пытался улучшить жизнь простого народа методом проб и ошибок, он старался во благо своей страны.

После отстранения Хрущева от дел Брежнев сделал все, чтобы стереть память о своем предшественнике. Имя Никиты Сергеевича было убрано из всех учебников, его фотографии не печатались, даже кинохроники были монтированы, и Гагарина встречал с первого полета уже Брежнев, а не Хрущев. Пенсионера хотели стереть из истории Советского Союза, обезличить и забыть о его достижениях, оставив только провалы и смешные анекдоты о неудачах генсека. Это все стало причиной смерти Никиты Сергеевича Хрущева. Его постепенно уничтожали морально. Лишили его права даже на собственные воспоминания, доведя до инфаркта.

Дата смерти Хрущева, 11 октября 1964 г., тоже будет стерта из памяти советских граждан. Маленький некролог в газете выйдет только 13 октября. Его не похоронят у Кремлевской стены, как всех лидеров государства, ему не организуют прощальный митинг. Практически тайно под огромной охраной, не пуская "лишних", Хрущева отвезут на Новодевичье кладбище. От своих коллег по цеху будет передан один маленький венок, и ни одного официального лица на похоронах. Боялись толпы, поэтому в день похорон на кладбище было невозможно попасть. Оно было взято в два кольца военными, проверяли всех. Ближайшие метро были закрыты, а троллейбусы и автобусы проезжали мимо остановки "Новодевичье". Из похорон бывшего лидера партии сделали тайную акцию, его не везли по центральным улицам, а какими то закоулками. Не велась съемка. Случайные кадры иностранного корреспондента, тайно попавшего на похороны - все, что останется для современников.

После смерти Хрущева

Так канул в лету тот, кто когда-то пытался стереть память о Сталине. После смерти Хрущева наступает самое спокойное брежневское время. Никто никого не торопит, никаких реформ - это время застоя. Страна неумолимо катится в пропасть. Прогресс, о котором так мечтал и к которому стремился Никита Хрущев, будет как никогда далек для советских граждан. Смерть Хрущева положила конец всему, что с таким трудом пытался возродить Никита Сергеевич. Коммунизм медленно, но верно приближается к своему закату.

Память

Сейчас мы снова вспоминаем Никиту Сергеевича Хрущева. О нем снимаются документальные фильмы, ему даже ставят памятники, называют его именем проспекты. Его вклад в развитие страны оценили. Миллионы граждан по сей день живут в его хрущевках и с иронией вспоминают его "кузькину мать".

В год смерти Хрущева на его могиле был установлен памятник, автором которого стал Эрнст Неизвестный. По иронии судьбы высмеянный когда то далеким от искусства русским мужиком Никитой Сергеевичем. Этот противоречивый мемориал в виде двух оснований из черного и белого мрамора с бронзовой головой Хрущева как ничто другое отражает двойственную натуру бывшего лидера.

Смерть Никиты Хрущева не была громкой, но память о нем гремит по сей день не только в России, но и за ее пределами.

Заключение

После смерти Н. С. Хрущева его родственников три часа не пускали в дом, выносили весь архив бывшего генсека. Но, к большому разочарованию, ничего не нашли. Диктофонные записи были предусмотрительно спрятаны сыном Сергеем, только несколько лет назад они были частично озвучены в России.

Самый спорный советский лидер сыграл тяжелую роль для своей страны. Смерть Хрущева закрыла очередной виток трагического этапа сталинского режима. Он был его верным слугой, но именно он навсегда покончил со сталинизмом, оставив свою страну в лучшем виде, чем застал.

Вся страна скорбит, Николай Караченцов умер, часто людям интересно причина смерти от чего скончался актер и она известна. Место похорон жена тоже выбрала. Небольшая биография артиста, где раскроем часть его жизни, когда его состояние здоровья было не лучшим.

Только день не дожил до своего дня рождения Николай Караченцов. Ему должно было исполниться семьдесят четыре. Последние годы у него выдались не безоблачными, а незадолго до смерти актер находился в тяжелом состоянии. Он нуждался в постоянной медицинской помощи и не мог самостоятельно передвигаться.

О болезни

Смерть Караченцова наступила в результате отказа почек. Скончался он в больничной палате. О том, что случилось, рассказал сын Андрей.

Не так давно у актера была диагностирована опухоль в легком, которая, к сожалению, не могла быть прооперирована. Лечение предлагалось и в РФ, и в Израиле, но в октябре актера госпитализировали с диагнозом – воспаление легких.

Воспаление развернулось из-за обнаруженной онкологии. Это же подтвердила и жена Николая, Людмила.

Онкологическое заболевание было диагностировано в 2017.

Прощание с актером

Чтобы попрощаться с любимым артистом, будет организовано мероприятие в «Ленкоме». На церемонию пригласит главный зал, что подтвердил и действующий директор Марк Варшавер.

Состоится мероприятие в понедельник, 29-го числа. Однако есть некоторые нерешенные вопросы, которые вполне могут поменяться. Супруга актера выбрала для захоронения Троекуровское кладбище. Информация об этом поступила из официального источника – «Ритуал» московского правительства.

Церемония для публики начнется в десять утра и пройдет до часу дня, в полдень будет проведена открытая панихида для всех, кто хочет отдать последний долг умершему.

Перед смертью Николай попытался ободрить свою супругу и попросил ее не бояться. Нужно отметить, что Николай и Людмила были обвенчаны, и вера помогала им обоим в эти трудные годы.

Людмила не раз отмечала, что ее супруг весьма сильный человек, как физически, так и духовно. Его не сломила тяжелая болезнь.

О личности

Родившийся в Москве в 1944, Николай известен всему населению нашей страны. Он был весьма разносторонним, его роли как в театре, так и в кино, очаровывали и трогали очень многих. Он не только великолепно играл, но был не чужд вокальному мастерству, а также занимался озвучкой иностранных кинолент и мультипликации.

Отец Николая продолжительное время работал в известном издании «Огонек» художником-иллюстратором. Мать актера была балетмейстером.

Свое детство Николай провел поблизости от Чистых прудов. К сожалению, когда ему было семь, мать отправила его в интернат, который был при МВТ. Она часто уезжала в длительные командировки. Николай учился прилежно и даже одно время был активистом партии. Но, конечно, главной его чертой была разносторонняя творческая одаренность. Он даже хотел пойти в балет, но мать убедила его отказаться от такой идеи, так как считала, что это недостаточно мужественная профессия. Вместо балета она подтолкнула Николая в спорт.

Уже в старшей школе он занялся самодеятельностью, был участником «Актива», творческой организации при школе. Когда же время обучение подошло к концу, он без проблем прошел в Школу-студию МХАТ. Так и началась его творческая карьера как актера.

Караченцов был не только восхитительным актером, любимцем многих зрителей, но и теннисистом. Он даже участвовал в ряде турниров и играл с Ельциным, когда тот был президентом страны.

Кроме большого багажа кинолент и телевизионных передач, в наследство от актера осталась и богатая дискография, где есть и песни, и аудиоспектакли для различной публики. Николай не раз награждался за свой вклад в культуру России.

Автокатастрофа

В 2005 год, в конце февраля, Николая настигло страшное несчастье. Он разбился на машине. Это случилось потому, что, пока он был на даче, ему позвонила Людмила и рассказала о том, что умерла ее мать. Николай, отдыхая за городом, позволил себе спиртное. Встревоженный сообщением, он решил, что нужен супруге, потому решился сесть за руль. И, к сожалению, не пристегнулся. Трасса Мичуринского проспекта в то время была не самой комфортной для вождения, она обледенела, а Николай слишком сильно выжимал газ. В результате автомобиль занесло.

Из-за аварии актер получил ЧМТ. Его пришлось сразу же госпитализировать. Единственное, что оставалось сделать врачам – трепанация, провести операцию на головном мозге. После оперативного вмешательства он был переведен в Институт Склифософского.

К сожалению, после операции актер не сразу пришел в себя. Коматозное состояние продолжалось почти месяц – 26 дней. Выздоравливал он очень медленно, и только в 2007 году смог выйти на сцену, однако это, конечно, было несравнимо с прежней его формой.

В 2011 году актер был направлен на лечение за границу, его приняли клиники Израиля. В результате проведенного лечения заметно улучшилась речь.

В 2013 году он лечился в Пекине, и это дало серьезный результат, он даже смог сыграть в кино. Несмотря на то, что эпизод был не слишком продолжительным.

Постепенное восстановление давало надежду многим поклонникам, но актера, к сожалению, ждал еще один удар. Так, в 2017, и тоже в феврале, 27-го, автомобиль с актером снова попал в аварию. За рулем находилась Людмила. Столкнувшись с микроавтобусом, их машина перевернулась. Николай получил сотрясение, после чего был отправлен в больницу.

Его выписали третьего марта. Но на этом злоключения не закончились.

Уже в сентябре при очередном обследовании в легком обнаружилась опухоль. Николая был отправлен в столичную онкобольницу 62.

Лечение не давало особенных результатов. В этой же шестьдесят второй больнице актер и ушел из жизни вследствие отказа почек.

О семье

Людмила Поргина стала женой Николая еще в семьдесят пятом году, за время совместной жизни у них появился сын, Андрей, сейчас ему сорок, он женат на Ирине. У Николая и Людмилы трое внуков.

Очень близок семье и Михаил Большаков. Николай и Людмила были его крестными, и все время болезни он очень внимательно относился к Николаю и часто навещал его.

Караченцов запомнится всем неравнодушным к кино и театру множеством ролей, он был многогранным и творческим человеком, и это огромная потеря для всей России.

Сотканный из противоречий, он поражал всех своей гениальностью на поприще литературы и странностями в обыденной жизни. Классик русской литературы Николай Васильевич Гоголь был труднопостижимым человеком.

Например, он спал только сидя, боясь, чтобы его не приняли за мертвого. Совершал длительные прогулки по… дому, выпивая в каждой комнате по стакану воды. Периодически впадал в состояние длительного оцепенения. Да и смерть великого писателя была загадочной: то ли он умер от отравления, то ли от рака, то ли от душевной болезни.

Поставить точный диагноз врачи безуспешно пытаются уже более полутора столетий.

Странный ребенок

Будущий автор «Мертвых душ» родился в неблагополучной с точки зрения наследственности семье. Дед и бабка его со стороны матери были суеверны, религиозны, верили в приметы и предсказания. Одна из теток и вовсе была «слабой на голову»: могла неделями смазывать голову сальной свечой, чтобы предотвратить поседение волос, строила рожи, сидя за обеденным столом, прятала под матрас кусочки хлеба.

Когда в 1809 году в этой семье родился младенец, все решили, что мальчик долго не протянет — настолько он был слабеньким. Но ребенок выжил.

Рос он, правда, худым, тщедушным и болезненным — словом, из тех самых «счастливчиков», к которым липнут все болячки. Сначала привязалась золотуха, потом скарлатина, следом гнойный отит. Все это на фоне непроходящих простуд.

Но основным заболеванием Гоголя, беспокоившим его почти всю жизнь, был маниакально-депрессивный психоз.

Неудивительно, что мальчик вырос замкнутым и малообщительным. По воспоминаниям его соучеников по Нежинскому лицею, он был угрюмым, упрямым и очень скрытным подростком. И лишь блестящая игра в лицейском театре говорила о том, что этот человек обладает недюжинным актерским талантом.

В 1828 году Гоголь приезжает в Петербург с целью сделать карьеру. Не желая работать мелким чиновником, он решает поступить на сцену. Но безуспешно. Пришлось устроиться клерком. Однако подолгу в одном месте Гоголь не задерживался — летал от департамента к департаменту.

Люди, с которыми он на тот момент близко общался, сетовали на его капризность, неискренность, холодность, невнимание к хозяевам и трудно объяснимые странности.

Он молод, полон честолюбивых планов, выходит его первая книга «Вечера на хуторе близ Диканьки». Гоголь знакомится с Пушкиным, чем страшно гордится. Вращается в светских кругах. Но уже в это время в петербургских салонах стали замечать некие странности в поведении молодого человека.

Куда деть себя?

Втечение всей жизни Гоголь жаловался на боли в желудке. Однако это не мешало ему за один присест съесть обед на четверых, «полирнув» все это банкой варенья и корзиной печенья.

Немудрено, что уже с 22-летнего возраста писатель страдал хроническим геморроем с сильными обострениями. По этой причине он никогда не работал сидя. Писал исключительно стоя, проводя на ногах по 10-12 часов в день.

Что касается взаимоотношений с противоположным полом, то это тайна за семью печатями.

Еще в 1829 году он прислал матери письмо, в котором говорил о страшной любви к какой-то даме. Но уже в следующем послании — ни слова о девушке, лишь скучное описание некоей сыпи, которая, по его словам, не что иное, как последствие детской золотухи. Связав девушку с болячкой, матушка сделала вывод, что ее сыночек подхватил срамную болезнь от какой-то столичной вертихвостки.

На самом деле и любовь, и недомогание Гоголь выдумал для того, чтобы выцыганить некоторую сумму денег из родительницы.

Имел ли писатель плотские контакты с женщинами — большой вопрос. По свидетельству врача, наблюдавшего Гоголя, таковых не было. Виной тому некий кастрационный комплекс — иначе говоря, слабое влечение. И это при том, что Николай Васильевич любил скабрезные анекдоты и умел их рассказывать, совершенно не опуская нецензурные слова.

Тогда как приступы душевной болезни были, несомненно, налицо.

Первый клинически очерченный приступ депрессии, отнявший у писателя «почти год жизни», был отмечен в 1834 году.

Начиная с 1837 года приступы, различные по продолжительности и тяжести, стали наблюдаться регулярно. Гоголь жаловался на тоску, «которой нет описания» и от которой он не знал, «куда деть себя». Сетовал, что его «душа… изнывает от страшной хандры», находится «в каком-то бесчувственном сонном положении». Из-за этого Гоголь не мог не только творить, но и думать. Отсюда жалобы на «затмение памяти» и «странное бездействие ума».

Приступы религиозного просветления сменялись страхом и отчаянием. Они побуждали Гоголя к исполнению христианских подвигов. Один из них — измождение тела — и привел писателя к гибели.

Тонкости души и тела

Гоголь умер на 43-м году жизни. Врачи, лечившие его последние годы, находились в полнейшем недоумении по поводу его болезни. Выдвигалась версия о депрессии.

Началось с того, что в начале 1852 года умерла сестра одного из близких друзей Гоголя — Екатерина Хомякова, которую писатель уважал до глубины души. Ее смерть спровоцировала сильнейшую депрессию, вылившуюся в религиозный экстаз. Гоголь начал поститься. Его дневной рацион составляли 1-2 ложки капустного рассола и овсяного отвара, изредка плоды чернослива. Учитывая, что организм Николая Васильевича был ослаблен после болезни — в 1839 году он переболел малярийным энцефалитом, а в 1842-м перенес холеру и чудом выжил, — голодание было для него смертельно опасно.

Гоголь тогда жил в Москве, на первом этаже дома графа Толстого, своего друга.

В ночь на 24 февраля он сжег второй том «Мертвых душ». Через 4 дня Гоголя посетил молодой врач Алексей Терентьев. Состояние писателя он описал так: «Он смотрел, как человек, для которого все задачи разрешены, всякое чувство замолкло, всякие слова напрасны… Все тело его до чрезвычайности похудело; глаза сделались тусклы и впали, лицо совершенно осунулось, щеки ввалились, голос ослаб…»

Дом на Никитском бульваре, где был сожжен второй том «Мертвых душ». Здесь же Гоголь и скончался. Врачи, приглашенные к умирающему Гоголю, нашли у него тяжелые желудочно-кишечные расстройства. Говорили о «катаре кишок», который перешел в «тиф», о неблагоприятно протекавшем гастроэнтерите. И, наконец, о «несварении желудка», осложнившемся «воспалением».

В итоге лекари вынесли ему диагноз — менингит — и назначили смертельно опасные в таком состоянии кровопускания, горячие ванны и обливания.

Жалкое иссохшее тело писателя погружали в ванну, голову поливали холодной водой. Ему ставили пиявки, а он слабой рукой судорожно пытался смахнуть гроздья черных червей, присосавшихся к его ноздрям. Да разве можно было придумать худшую пытку для человека, всю жизнь испытывавшего омерзение перед всем ползучим и склизким? «Снимите пиявки, поднимите ото рта пиявки», -стонал и молил Гоголь. Тщетно. Ему не давали это сделать.

Через несколько дней писателя не стало.

Прах Гоголя был погребен в полдень 24 февраля 1852 года приходским священником Алексеем Соколовым и диаконом Иоанном Пушкиным. А через 79 лет он был тайно, воровски извлечен из могилы: Данилов монастырь преобразовывался в колонию для малолетних преступников, в связи с чем его некрополь подлежал ликвидации. Лишь несколько самых дорогих русскому сердцу захоронений решено было перенести на старое кладбище Новодевичьего монастыря. Среди этих счастливчиков наряду с Языковым, Аксаковыми и Хомяковыми был и Гоголь…

31 мая 1931 года у могилы Гоголя собралось двадцать — тридцать человек, среди которых были: историк М. Барановская, писатели Вс. Иванов, В. Луговской, Ю. Олеша, М. Светлов, В. Лидин и др. Именно Лидин стал едва ли не единственным источником сведений о перезахоронении Гоголя. С его легкой руки стали гулять по Москве страшные легенды о Гоголе.

— Гроб нашли не сразу,— рассказывал он студентам Литературного института,— он оказался почему-то не там, где копали, а несколько поодаль, в стороне. А когда его извлекли из-под земли — залитый известью, с виду крепкий, из дубовых досок — и вскрыли, то к сердечному трепету присутствующих примешалось еще недоумение. В фобу лежал скелет с повернутым набок черепом. Объяснения этому никто не находил. Кому-нибудь суеверному, наверное, тогда подумалось: «Вот ведь мытарь — при жизни будто не живой, и после смерти не мертвый,— этот странный великий человек».

Лидинские рассказы всколыхнули старые слухи о том, что Гоголь боялся быть погребенным заживо в состоянии летаргического сна и за семь лет до кончины завещал:

«Тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться».

То, что эксгуматоры увидели в 1931 году, как будто свидетельствовало о том, что завет Гоголя не был исполнен, что его похоронили в летаргическом состоянии, он проснулся в гробу и пережил кошмарные минуты нового умирания…

Справедливости ради надо сказать, что лидинская версия не вызвала доверия. Скульптор Н. Рамазанов, снимавший посмертную маску Гоголя, вспоминал: «Я не вдруг решился снять маску, но приготовленный гроб… наконец, беспрестанно прибывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником заставили меня и моего старика, указавшего на следы разрушения, поспешить…» Нашлось свое объяснение и повороту черепа: первыми подгнили у гроба боковые доски, крышка под тяжестью грунта опускается, давит на голову мертвеца, и та поворачивается набок на так называемом «атлантовом позвонке».

Тогда Лидин запустил новую версию. В своих письменных воспоминаниях об эксгумации он поведал новую историю, еще более страшную и загадочную, чем его устные рассказы. «Вот что представлял собой прах Гоголя,— писал он,— черепа в гробу не оказалось, и останки Гоголя начинались с шейных позвонков; весь остов скелета был заключен в хорошо сохранившийся сюртук табачного цвета… Когда и при каких обстоятельствах исчез череп Гоголя, остается загадкой. При начале вскрытия могилы на малой глубине значительно выше склепа с замурованным гробом был обнаружен череп, но археологи признали его принадлежавшим молодому человеку».

Эта новая выдумка Лидина потребовала новых гипотез. Когда мог исчезнуть из гроба череп Гоголя? Кому он мог понадобиться? И что вообще за возня поднята вокруг останков великого писателя?

Вспомнили, что в 1908 году при установке на могиле тяжелого камня пришлось для укрепления основания возвести над гробом кирпичный склеп. Вот тогда-то таинственные злоумышленники и могли похитить череп писателя. А что касается заинтересованных лиц, то недаром, видно, ходили по Москве слухи, что в уникальной коллекции А. А. Бахрушина, страстного собирателя театральных реликвий, тайно хранились черепа Щепкина и Гоголя…

А неистощимый на выдумки Лидин поражал слушателей новыми сенсационными подробностями: дескать, когда прах писателя везли из Данилова монастыря в Новодевичий, кое-кто из присутствовавших на перезахоронении не удержался и прихватил себе на память некоторые реликвии. Один будто бы стащил ребро Гоголя, другой — берцовую кость, третий — сапог. Сам Лидин даже показывал гостям том прижизненного издания гоголевских сочинений, в переплет которого он вделал кусок ткани, оторванный им от сюртука лежавшего в гробу Гоголя.

В своем завещании Гоголь стыдил тех, кто «привлечется каким-нибудь вниманием к гниющей персти, которая уже не моя». Но не устыдились ветреные потомки, нарушили завещание писателя, нечистыми руками на потеху стали ворошить «гниющую персть». Не уважили они и его завет не ставить на его могиле никакого памятника.

Аксаковы привезли в Москву с берега Черного моря камень, по форме напоминающий Голгофу — холм, на котором был распят Иисус Христос. Этот камень стал основанием для креста на могиле Гоголя. Рядом с ним на могиле установили черный камень в форме усеченной пирамиды с надписями на гранях.

Эти камни и крест за день до вскрытия гоголевского захоронения были куда-то увезены и канули в Лету. Лишь в начале 50-х годов вдова Михаила Булгакова случайно обнаружила гоголевский камень-Голгофу в сарае гранильщиков и ухитрилась установить его на могиле своего мужа — создателя «Мастера и Маргариты».

Не менее таинственна и мистична судьба московских памятников Гоголю. Мысль о необходимости такого монумента родилась в 1880 году во время торжеств по поводу открытия памятника Пушкину на Тверском бульваре. А через 29 лет, к столетию со дня рождения Николая Васильевича 26 апреля 1909 года, на Пречистенском бульваре был открыт памятник, созданный скульптором Н. Андреевым. Эта скульптура, изображавшая глубоко удрученного Гоголя в момент его тяжких раздумий, вызвала неоднозначные оценки. Одни восторженно хвалили ее, другие яростно порицали. Но все соглашались: Андрееву удалось создать произведение высочайших художественных достоинств.

Споры вокруг самобытной авторской трактовки образа Гоголя не продолжали утихать и в советское время, не терпевшее духа упадка и уныния даже у великих писателей прошлого. Социалистической Москве требовался другой Гоголь — ясный, светлый, спокойный. Не Гоголь «Выбранных мест из переписки с друзьями», а Гоголь «Тараса Бульбы», «Ревизора», «Мертвых душ».

В 1935 году Всесоюзный Комитет по делам искусств при Совнаркоме СССР объявляет конкурс на новый памятник Гоголю в Москве, положивший начало разработкам, прерванным Великой Отечественной войной. Она замедлила, но не остановила эти работы, в которых участвовали крупнейшие мастера скульптуры — М. Манизер, С. Меркуров, Е. Вучетич, Н. Томский.

В 1952 году, в столетнюю годовщину со дня смерти Гоголя, на месте андреевского памятника установили новый монумент, созданный скульптором Н. Томским и архитектором С. Голубовским. Андреевский же памятник был перенесен на территорию Донского монастыря, где простоял до 1959 года, когда, по ходатайству Министерства культуры СССР, его установили перед домом Толстого на Никитском бульваре, где жил и умер Николай Васильевич. Чтобы пересечь Арбатскую площадь, творению Андреева потребовалось семь лет!

Споры вокруг московских памятников Гоголю продолжаются даже сейчас. Некоторые москвичи в перенесении памятников склонны усматривать проявление советского тоталитаризма и партийного диктата. Но все, что ни делается, делается к лучшему, и Москва сегодня имеет не один, а два памятника Гоголю, равно драгоценному для России в минуты как упадка, так и просветления духа.

ПОХОЖЕ, ГОГОЛЬ БЫЛ СЛУЧАЙНО ОТРАВЛЕН ВРАЧАМИ!

Хотя мрачный мистический ореол вокруг личности Гоголя в значительной мере был порожден кощунственным разорением его могилы и нелепыми выдумками безответственного Лидина, многое в обстоятельствах его болезни и смерти продолжает оставаться загадочным.

В самом деле, от чего мог умереть сравнительно молодой 42-летний писатель?

Хомяков выдвинул первую версию, согласно которой первопричиной смерти стало тяжелое душевное потрясение, пережитое Гоголем из-за скоротечной кончины жены Хомякова Екатерины Михайловны. «С тех пор он был в каком-то нервном расстройстве, которое приняло характер религиозного помешательства,— вспоминал Хомяков.— Он говел и стал морить себя голодом, попрекая в обжорстве».

Эта версия как будто подтверждается показаниями людей, видевших, какое действие оказали на Гоголя обличительные беседы отца Матфея Константиновского. Именно он требовал, чтобы Николай Васильевич соблюдал строгий пост, требовал от него особого рвения в исполнении суровых наставлений церкви, корил и самого Гоголя, и Пушкина, перед которым Гоголь благоговел, за их греховность и язычество. Обличения красноречивого священника так потрясли Николая Васильевича, что однажды он, прервав отца Матфея, буквально простонал: «Довольно! Оставьте, не могу далее слушать, слишком страшно!» Свидетель этих бесед Тертий Филиппов был убежден, что проповеди отца Матфея настроили Гоголя на пессимистический лад, убедили его в неизбежности близкой смерти.

И все-таки нет никаких оснований считать, что Гоголь сошел с ума. Невольным свидетелем последних часов жизни Николая Васильевича стал дворовый человек одной симбирской помещицы фельдшер Зайцев, который в своих воспоминаниях отмечал, что за сутки до кончины Гоголь был в ясной памяти и здравом рассудке. Успокоившись после «лечебных» истязаний, он дружески беседовал с Зайцевым, расспрашивал о его жизни, сделал даже поправки в стихах, написанных Зайцевым на смерть его матери.

Не подтверждается и версия, будто Гоголь умер от голодного истощения. Взрослый здоровый человек может обходиться совсем без еды 30—40 дней. Гоголь же постился всего 17 дней, да и то не отказывался от пищи полностью…

Но если не от сумасшествия и голода, то не могла ли стать причиной смерти какая-нибудь инфекционная болезнь? В Москве зимой 1852 года свирепствовала эпидемия брюшного тифа, от которого, кстати, скончалась Хомякова. Именно поэтому Иноземцев при первом осмотре заподозрил, что у писателя тиф. Но неделю спустя консилиум врачей, созванный графом Толстым, объявил, что у Гоголя не тиф, а менингит, и назначил тот странный курс лечения, который иначе чем «истязанием» невозможно назвать…

В 1902 году доктор Н. Баженов издал небольшую работу «Болезнь и смерть Гоголя». Тщательно проанализировав симптомы, описанные в воспоминаниях знакомых писателя и лечивших его врачей, Баженов пришел к выводу, что погубило писателя именно это неправильное, ослабляющее лечение его от менингита, которого на самом деле не было.

Думается, Баженов прав лишь отчасти. Назначенное консилиумом лечение, примененное, когда Гоголь был уже безнадежен, усугубило его страдания, но не было причиной самого заболевания, начавшегося значительно раньше. В своих заметках доктор Тарасенков, впервые осмотревший Гоголя 16 февраля, так описывал симптомы болезни: «…пульс был ослабленный, язык чистый, но сухой; кожа имела натуральную теплоту. По всем соображениям видно было, что у него нет горячечного состояния… один раз он имел небольшое кровотечение из носа, жаловался, что у него руки зябнут, мочу имел густую, темноокрашенную…».

Можно только сожалеть, что Баженов при написании своей работы не догадался проконсультироваться с врачом-токсикологом. Ведь описанные им симптомы болезни Гоголя практически неотличимы от симптомов хронического отравления ртутью — главным компонентом того самого каломеля, которым пичкал Гоголя каждый приступавший к лечению эскулап. В самом деле, при хроническом отравлении каломелем возможны и густая темная моча, и различного рода кровотечения, чаще желудочные, но иногда и носовые. Слабый пульс мог быть следствием как ослабления организма от лощения, так и результатом действия каломеля. Многие отмечали, что на протяжении всей болезни Гоголь часто просил пить: жажда — один из характеристик признаков хронического отравления.

По всей вероятности, начало роковой цепи событий положило расстройство желудка и то «слишком сильное действие лекарства», на которое Гоголь жаловался Шевыреву 5 февраля. Поскольку желудочные расстройства тогда лечили именно каломелем, не исключено, что прописанным ему лекарством был именно каломель и прописал его Иноземцев, который через несколько дней заболел сам и перестал наблюдать больного. Писатель перешел в руки Тарасенкова, который, не зная, что Гоголь уже принял опасное лекарство, мог еще раз прописать ему каломель. В третий раз Гоголь получил каломель уже от Клименкова.

Особенность каломеля заключается в том, что он не причиняет вреда лишь в том случае, если сравнительно быстро выводится из организма через кишечник. Если же он задерживается в желудке, то через некоторое время начинает действовать как сильнейший ртутный яд сулема. Именно это, по-видимому, и произошло с Гоголем: значительные дозы принятого им каломеля не выводились из желудка, так как писатель в это время постился и в его желудке просто не было пищи. Постепенно увеличивающееся в его желудке количество каломеля вызвало хроническое отравление, а ослабление организма от недоедания, упадка духа и варварского лечения Клименкова лишь ускорило смерть…

Было бы нетрудно проверить эту гипотезу, исследовав с помощью современных средств анализа содержание ртути в останках. Но не уподобимся кощунственным эксгуматорам тридцать первого года и не будем ради праздного любопытства тревожить вторично прах великого писателя, не будем снова сбрасывать надгробные камни с его могилы и передвигать с места на место его памятники. Все, связанное с памятью Гоголя, пусть сохранится навсегда и стоит на одном месте!

26 октября после продолжительной болезни в Москве в возрасте 73 лет скончался известный актер Николай Караченцов. Точные причины смерти Караченцова назвала его жена Людмила Поргина.


Легендарный отечественный актер, народный артист РСФСР Николай Караченцов умер 26 октября в возрасте 73 лет . На следующий день ему должно было исполнится 74 года.

Как сообщает Telegram-канал Mash, артист умер в Московской городской онкологической больнице около 9 утра 26 октября.

«Около 8:50 папа ушел из жизни. Его перевели в реанимацию вчера утром, он пробыл там все время до сегодняшнего утра. Он долгое время болел онкологией», - подтвердил РБК сын актера Андрей Караченцов.

По словам его жены Людмилы Поргиной, у Николая Караченцова отказали почки.

Жизнь Николая Караченцова резко изменилась в конце февраля 2005 года, . В ту роковую ночь он узнал о смерти тещи, находясь за городом, и решил вернуться домой.

Находясь за рулем Volkswagen Passat актер не справился с управлением и протаранил столб. В результате он получил тяжелую черепно-мозговую травму и пробыл в коме 26 дней. Процесс восстановления звезды затянулся на годы, а спустя ровно 12 лет он снова попал в ДТП. Тогда за рулем машины находилась его жена Людмила Поргина. Караченцев сидел на заднем сидении и получил сотрясение мозга.

На фото: Николай Караченцов после аварии с женой

Осенью 2017 года у Караченцова диагностировали злокачественную опухоль в легком. Он прошел несколько курсов лечения, в том числе в Израиле.

В начале месяца стало известно о том, что Караченцова госпитализировали с воспалением легких.

Николай Караченцов похоронен на Троекуровском кладбище Москвы

Народный артист Николай Караченцев, скончавшийся 26 октября в возрасте 73 лет, похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.

Утром в понедельник в театре «Ленком» состоялась гражданская панихида, затем в храме Воскресения — траурное богослужение, отпевание провел патриарх Кирилл.

В Москве простились с Николаем Караченцовым под крики «Браво»

В московском театре «Ленком» завершилась церемония прощания с народным артистом Николаем Караченцовым.

Во время панихиды друзья и коллеги актера произнесли прощальные слова. Многочисленные поклонники таланта артиста с утра несли к сцене букеты цветов.

Николай Караченцов будет похоронен на Троекуровском кладбище. Прежде состоится церемония отпевания в храме Воскресения в Брюсовом переулке.

В театре «Ленком» началось прощание с Николаем Караченцовым

В театре «Ленком» началось прощание с народным артистом России Николаем Караченцовым. Проводить его в последний путь пришли близкие, коллеги и поклонники. Люди несут на сцену цветы.
Позднее артиста похоронят на Троекуровском кладбище.

Предстоятель РПЦ проведет отпевание актера завтра, 29 октября, в храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке.
В пятницу 26 октября стало известно о смерти Николая Караченцова: народный артист РСФСР скончался на 74-м году жизни после борьбы с онкологическим заболеванием. Об этом сообщил его сын, а позже информацию подтвердила супруга актера Людмила Поргина.

Церемония отпевания артиста Николая Караченцова состоится 29 октября в храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. Отпевание проведет патриарх Кирилл. Слова пресс-секретаря предстоятеля РПЦ приводит Интерфакс.

Вчера на Первом канале вышла передача «Сегодня вечером», которая была посвящена актеру. Друзья и родственники встретились, чтобы вспомнить, каким был Николай Караченцев. В Сети зрители обсудили неудачный выбор ведущей программы. Они посчитали, что стоило заменить Юлию Меньшову кем-то другим. Несколько лет назад она оскорбила Людмилу Поргину в эфире своей авторской программы, обвинив ее в том, что та пиарится на болезни мужа.

Прощание с Николаем Караченцовым пройдет 29 октября в «Ленкоме»

Прощание с Николаем Караченцовым пройдет 29 октября в «Ленкоме». Об этом агентству ТАСС сообщил директор театра Марк Варшавер.

«Естественно, прощание с Николаем Петровичем пройдет у нас в театре - на сцене «Ленкома» 29 октября», - сказал Варшавер.

Пятерка лучших песен в исполнении Николая Караченцова (Видео)

Николай Караченцов скончался 26 октября 2018 года, за день до своего 74-летия. Информационное агентство InterMedia подготовило подборку лучших песен в исполнении артиста. Открывает ее знаменитая композиция «Я тебя никогда не забуду» из спектакля «Юнона и Авось» на музыку Алексея Рыбникова.

Караченцов сыграл в рок-опере главную роль – генерала Румянцева. А за шесть лет до выхода этого знаменитого спектакля в фильме «Собака на сене» в исполнении Караченцова прозвучала песня «Венец творенья, дивная Диана», известная также под названием «Романс Рикардо».

В фильме «Трест, который лопнул» Николай Караченцев вместе с литовским актером Регимантасом Адомайтисом исполнил песню Наума Олева и композитора Максима Дунаевского «Три кита». Еще одним безусловным хитом стала композиция «Кленовый лист» из фильма «Маленькое одолжение», которую написали композитор Максим Дунаевский и поэт Леонид Дербенев. А замыкает пятерку «Песенка белого рыцаря» из мультфильма «Алиса в Зазеркалье», которую написал для Николая Караченцова украинский композитор Владимир Быстряков.

Какое наследство оставил Караченцов: недвижимость в 700 миллионов — кому достанется?

Стало известно, что оставил после себя ушедший из жизни актер.

Накануне стало известно о смерти легендарного отечественного актера Николая Караченцова. На фоне трагических сообщений журналисты попытались выяснить, какое наследство артист оставил своим родственникам.

СМИ сообщают, что скончавшийся 26 октября один из самых любимых россиянами актеров Николай Караченцов не оставил наследникам денег. Несмотря на множество ролей в кино и театре, все нажитое актером ушло на годы восстановления здоровья. Впрочем, у Караченцова осталась элитная недвижимость, которая имеет высокую рыночную цену.

Так, после смерти Караченцова осталась его квартира площадью 256 квадратных метров. Недвижимость в Шведском тупике была куплена в 2003 году. На сегодняшний день стоимость элитного жилья может составить примерно 300 миллионов рублей.

Владел Караченцов и загородным домом в подмосковной Валентиновке, недалеко от национального парка «Лосиный Остров». Именно сюда после аварии 2005 года переехала жить семья актера. В 2014 году имение посетила программа «Идеальный ремонт». В рамках проекта переделке подверглись фасад и балкон на втором этаже, из которого сделали зимний сад в стиле спектакля «Ленкома» «Юнона и Авось».

Риелторы оценивают дом в сумму не менее 400 миллионов рублей. Таким образом, только стоимость недвижимости семьи Караченцова оценивается примерно в 800 млн рублей.

В собственности артиста также находилось два автомобиля, которые, как известно, дважды попадали в ДТП.

Наследниками Караченцова являются его сын Андрей и вдова Людмила Поргина, которые претендуют на равные доли. Как считают СМИ, поскольку семья очень дружная, скандалов с дележкой имущества не предвидится.

Вопросами наследства родные артиста займутся после похорон.

Памяти Николая Караченцова: Мы тебя никогда не забудем

От нас ушёл талант многогранный, очень живой и искренний. Один из создателей культурного кода нашего детства и юности.

После долгой-долгой болезни, 13 лет скитаний по больницам всего мира, операций, медленного угасания, потери речи, автоаварий скончался Николай Караченцов. В прямом смысле – отмучился.

У каждого из нас есть свои любимые советские артисты, но вряд ли кто-то поспорит, что Николай Караченцов был самым известным, самым любимым и самым узнаваемым лицом нашего кино второй половины 20 века. Был ли он самым талантливым – сложно сказать, но, несомненно, Караченцов брал обаянием и куражом. Это был наш, советский, Бельмондо и Ален Делон в одном флаконе. Бельмондо, знаете, тоже не эталон красоты – а все обожали!

Непростая задача даже просто перечислить все замечательные фильмы, в которых снялся Караченцов и которые вошли в золотой фонд нашего кино. По количеству «выстреливших» фильмов со своим участием Николай, наверное, останется рекордсменом. Это и «Человек с бульвара капуцинов», и «Собака на сене», и «Остров сокровищ», и «Приключения Электроника», и «Батальоны просят огня», и ещё около сотни (!) ролей в кино. И все они разноплановые, многогранно раскрывавшие талант актёра, который мог перевоплотиться и в гангстера, и в ковбоя, и в лейтенанта Красной Армии, и в средневекового аристократа. Каждую свою роль Караченцов играл лихо, драйвово, принося в картину дух стремительности и веселья. Даже один его голос был лучшей приправой к дракам, погоням и любовным сценам – например, в мультфильме «Пёс в сапогах», где Николай озвучил пса-Д’Артаньяна.

Наверное, поэтому его часто выбирали на роль иностранцев. «Лицо подходящее», да и в целом – типаж какой-то «не наш», заграничный, эдакого разбитного пройдохи из мира капиталистических акул (стопроцентным попаданием в образ была роль благородного жулика Джеффа Питерса из рассказов О’Генри). Кто бы лучше сыграл гангстера или пирата – роли отчасти «героические», но морально двусмысленные? Караченцов был главным «чётким мужиком» в арсенале советского кино и ему доставались условные антигерои – те, без кого нельзя обойтись в сюжете, но кто при этом тоже должен быть не отталкивающим, а живым и обаятельным.

Не зря чуть выше Караченцов был сравнён с Бельмондо – общность типажей этих двух актёров для многих зрителей вообще объединила их в одного человека, ведь французский артист в советском дубляже всегда говорил голосом Караченцова. И это был, вероятно, лучший выбор озвучки.

Наверное, к этому моменту читатели захотят перебить автора восклицанием: да ведь Караченцов не только в кино играл, а ещё и в театре! Конечно! И вот как раз теперь уместно сказать о роли, обессмертившей Николая Петровича как театрального артиста – о графе Резанове в самой знаменитой советской рок-опере «Юнона и Авось».

Резанов, на самом деле, был тем ещё типчиком (достаточно ознакомиться с дневниками Крузенштерна, на судне которого он обогнул земной шар, всячески портя кровь своим коллегам по экспедиции) – но об этом мало кто знает, а всем после «Юноны и Авось» запомнился порывистый и страстный влюблённый, для которого ничто не станет преградой – ни время, ни границы, ни расстояния. Здесь Караченцов смог создать бессмертный обобщённый образ всех своих ролей, поднявшихся от буйства до высокого трагизма. За одну эту роль его имя вполне могло бы быть удостоено «голливудской звезды» на метафорической отечественной «аллее славы».

От нас ушёл талант многогранный, очень живой и искренний. Один из создателей культурного кода нашего детства и юности. «Билли, заряжай!».

Всенародный кумир

Караченцова знала вся страна, он был всенародным кумиром. Люди приезжали в Москву, чтобы попасть на спектакль артиста в «Ленкоме», кстати, и название это театр получил с его легкой руки. Любили роли Караченцова в кино – «Старший сын», «Человек с бульвара Капуцинов», «Собака на сене»… Эти и другие картины с его участием до сих пор смотрят и пересматривают с огромным интересом. Каждая песня в исполнении Караченцова - это мини-спектакль, где артист рассказывал слушателям какую-то историю.

Караченцов - один из самых популярных российских актеров. Он снялся в десятках фильмов, среди которых «Собака на сене», «Белые росы», «Трест, который лопнул», «Приключения Электроника», «Королева Марго», «Человек с бульвара Капуцинов». Самая известная театральная роль Караченцова – граф Резанов в «Юноне и Авось».

Природа щедро одарила актера драматическим талантом, музыкальностью, пластичностью и таким редким качеством, как невероятное мужское обаяние. Кого мог оставить равнодушным его волнующий с хрипотцой голос и заразительная улыбка?

Творческий марафон длиною в 30 лет

«У меня вся биография уложится в три строчки - родился, закончил школу, институт и пришел в «Ленком», - говорил Караченцов.
В «Ленкоме» он с 1967 года, сразу после окончания Школы-студии МХАТ. Всегда говорил, что хотел учиться только в студии при Художественном театре и при невероятном тогда конкурсе 300 человек на место, поступил, потом стал Качаловским стипендиатом и вышел с красным дипломом.

Он пришел в Театр имени Ленинского комсомола в непростые времена. Тогда это был не преуспевающий «Ленком», который все знают сегодня. Был трудный период, когда из театра не по своей воле ушел Анатолий Эфрос, когда в театр перестала ходить публика. Но Караченцов всегда говорил, что не жалеет о том времени и благодарен Владимиру Монахову, главному режиссеру «Ленкома» с 1967 по 1971 год.

«Все эти годы я каждый вечер выходил на сцену, переиграл много ролей - главных и эпизодических, разных по жанру и значимости. Что-то получалось, что-то нет, но я работал - о чем еще может мечтать начинающий актер?» – говорил он.

Так что, когда в театр пришел Марк Захаров, Караченцов был профессионально готов.

Отважный русский Робин Гуд

В первом спектакле Захарова «Автоград ХХI» он бегал в массовке. А уже в следующем «Тиле» получил заглавную роль. «Тиль» стал серьезным этапом в жизни актера. Премьера состоялась в 1974 году, и тогда все узнали и навсегда полюбили артиста Николая Караченцова. Он рассказывал, что Захаров, не обнаружив наутро после премьеры в театре на обычном месте фотографию актера, сказал: «Ну вот, Коля, вы уже стали знаменитым».
Пьесу по мотивам романа Шарля де Костера написал Григорий Горин, а музыку - композитор Геннадий Гладков. Спектакль произвел эффект разорвавшейся бомбы - неслыханно острые реплики, непривычно смелые зонги.

В центре спектакля - настоящий герой - отчаянный смелый проворный и умный бунтарь Тиль, который всегда выходит победителем из самых невероятных ситуаций. Тиль в исполнении Караченцова, который, как всегда играл «на разрыв аорты», стал кумиром молодежи 70-х.

«Захаров перевернул судьбу всего нашего театра. Он открыл нам тогда еще неизведанный пласт творчества. Впервые пригласил в драмтеатр настоящую рок-группу, педагогов, которые с нами занимались вокалом, сценическим движением», - вспоминал актер.

Первым шагом в этом жанре был «Тиль», потом «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», где Караченцов сыграл сразу две роли: Смерть и Глава рейнджеров. И, наконец, «Юнона и Авось».

«Аллилуйя любви»

Знаменитым Караченцова сделал не кинематограф, а театр. Случай для актера исключительный. А мировую славу артисту принесла заглавная роль в легендарном спектакле «Юнона и Авось», где он создал образ графа Резанова - русского офицера, благородного и смелого рыцаря, настоящего мужчину.

История любви русского морского офицера графа Резанова и его невесты американо-испанской девушки Кончиты, которая 40 лет ждала возвращения своего жениха, так и не узнав, что он погиб по дороге в Петербург, куда уехал просить разрешения на этот брак.

Эта история, сочиненная поэтом Андреем Вознесенским и положенная на музыку Алексеем Рыбниковым в постановке художественного руководителя «Ленкома» Захарова стала по-настоящему звездным спектаклем, визитной карточкой «Ленкома».

Успех этого спектакля был ошеломляющим - в Москве желание увидеть это чудо с Караченцовым лишало людей рассудка и они ломали двери театрального подъезда. А в Париже, куда пригласил спектакль Пьер Карден, были переполненные залы, шквал оваций, люди стояли в очереди, чтобы после спектакля пожать руку, прислать открытку со словами: «Все мои поцелуи - твои!»

Караченцов вспоминал, как один французский коллега спросил у него: «Вы всегда так играете, будто в последний раз, на разрыв аорты?» Караченцов ответил: «Мы по-другому не умеем, играем всем сердцем и душой».

Благородный Лаэрт и матрос Алексей

Николай Караченцов - актер разных амплуа. Он играл бунтаря Тиля и графа Резанова, шекспировского Лаэрта и балтийского матроса Алексея, светлейшего князя Меншикова и обманщика Звонарева-Давидовича.

В «Ленкоме» ставил шекспировского «Гамлета» Андрей Тарковский. Режиссер привел своих артистов - Солоницына, Терехову, а из ленкомовской труппы пригласил Инну Чурикову, Николая Караченцова, который играл Лаэрта, и как писал тогда один из критиков, это был самый благородный Лаэрт из всех виденных им.

«Ленком» в те годы был театром, от которого ждали сюрпризов, и Марк Захаров не уставал удивлять зрителей. Неожиданным было и появление в репертуаре пьесы Всеволода Вишневского «Оптимистическая трагедия», которую Захаров умудрился поставить так, что революционный сюжет зазвучал современно.

Караченцов играл в спектакле балтийского моряка Алексея, а комиссара - Инна Чурикова, которая признавалась, что Караченцов был ее любимым партнером.

Известный кинорежиссер Глеб Панфилов специально для этого актерского дуэта поставил спектакль «Sorry…» по пьесе Александра Галина на сцене «Ленкома».

Прерванный полет

» Sоrry…», «Шут Балакирев», «Город Миллионеров» и легендарная «Юнона и Авось» - последние спектакли, в которых Караченцов выходил на сцену накануне страшной трагедии, прервавшей «полет» этого уникального артиста в самом расцвете творческих сил. Катастрофа отняла у него театр, кино, эстраду, но, к счастью, сохранила жизнь. И на каждом сборе труппы в «Ленкоме» в зале обязательно был премьер театра народный артист России Николай Караченцов.

Театр долго не мог решиться на замену Караченцова в спектаклях. Надеялись, что он вернется на сцену. Но потом, один - «Sorry…» сняли с репертуара, а в других - потихоньку стали вводить других артистов. Но для тех, кто видел Караченцова в спектакле «Юнона и Авось», он навсегда останется единственным и неповторимым графом Резановым.

«Теперь хочется выбирать, работать с большой литературой. Шекспир, Достоевский, Чехов - в них глубина, масштаб, это на все времена. Пришла пора брать новую высоту», - говорил Караченцов незадолго до катастрофы.

Но судьба распорядилась иначе. Он не успел сделать многое, из того, о чем мечтал и что мог осуществить.

Караченцов к счастью чудом остался жив, но уже не мог играть на сцене. Трагедия разлучила с самым главным в его жизни - актерским творчеством. Но он не сдавался. Все эти долгие годы после катастрофы он мужественно боролся с болезнями. Он жил, а не выживал. Он оставался артистом этого театра до конца своей жизни. Его можно было видеть не только на ленкомовских премьерах, а всех московских театров. Он, как и прежде, интересовался и успевал увидеть все самое интересное, что происходило в мире искусства. Характер бойца и творческий азарт не покидали его до последних дней.

1

Проведен анализ структуры причин смерти людей пожилого и старческого возраста, умерших в домашних условиях. Причины смерти были установлены при проведении аутопсии. Выявлено преобладание заболеваний системы кровообращения и злокачественных новообразований. Среди хронических заболеваний диагностированы атеросклеротический и постинфарктный кардиосклероз, злокачественные новообразования органов дыхания и пищеварения, хронические обструктивные заболевания легких. Среди остро протекающих заболеваний выявлены острый инфаркт миокарда, инфаркт головного мозга, пневмония, среди осложнений – перитонит и желудочно-кишечное кровотечение. При сличении заключительного клинического и патологоанатомического диагнозов установлено, что при жизни чаще всего не были диагностированы разрыв аневризмы аорты, острый инфаркт миокарда, постинфарктный кардиосклероз, внутричерепное кровоизлияние, пневмония. Нередко у пациентов указанного возраста встречаются полипатии, при которых одно из заболеваний часто не диагностировалось. Полученные данные позволяют выработать предложения по увеличению продолжительности жизни людей этого возраста, что может быть учтено органами здравоохранения при разработке соответствующих мероприятий.

аутопсия

причина смерти

пожилой и старческий возраст

заключительный клинический диагноз

патологоанатомический диагноз

расхождение диагнозов

увеличение продолжительности жизни

1. Андреева О.В. Особенности клинических проявлений ишемической болезни сердца в пожилом и старческом возрасте / О.В. Андреева, Т.В. Болотнова // Тюменский медицинский журнал. – 2014. - Т. 16, № 2. - С. 10-11.

2. Бантьева М.Н. Заболеваемость взрослого населения России в возрастном аспекте // Главврач. – 2014. - № 4. – С. 10-24.

3. Введенская Е.С., Варенова Л.Е. Смертность больных на дому и необходимость организации паллиативной помощи в конце жизни // Медицинский альманах. – 2013. - № 5. – С. 71-74.

4. Двойников С.И. Анализ онкологической помощи населению, оказываемой ГБУЗ Самарской области «Самарская медико-санитарная часть № 5 Кировского района» / С.И. Двойников, С.В. Архипова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Медицинские науки. – 2014. – № 3 (31). – С. 95–104.

5. Доклад В.О.З. Стратегии и приоритетные вмешательства по обеспечению здорового старения // Европейское региональное бюро. - 2012. – 18 с.

6. Иванов С.С. Клинико-морфологический аудит причин смерти больных, умерших на дому / С.С. Иванов, С.Б. Развин, Е.С. Канин // Здравоохранение Дальнего Востока. – 2011. – № 2. – С. 55-60.

7. Иржанов Ж.А. Анализ смертности на дому городского населения по данным муниципальной поликлиники г. Уфа / Ж.А. Иржанов, С.М. Чибисов // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1.; URL: www.?id=5349 (дата обращения: 07.04.2016).

8. Мычка В.Б. Почему больные вызывают скорую помощь во время работы поликлиник? У нас есть ответ / В.Б. Мычка, Э.И. Узуева, А.А. Сокол, В.А. Шевцова // Главврач. – 2014. – № 4. – С. 3-9.

9. Стратегия и план действий в поддержку здорового старения в Европе, 2012–2020 гг. // Европейское региональное бюро. - 2012. – 35 с.

10. Naghavi M. et al. Global, regional, and national age–sex specific all-cause and cause-specific mortality for 240 causes of death, 1990–2013: a systematic analysis for the Global Burden of Disease Study 2013 // The Lancet. – 2015. – Vol. 385. – № 9963. – P. 117-171.

По данным ВОЗ, в Европейском регионе ожидается неуклонное увеличение численности пожилого населения и снижение численности людей работоспособного возраста. В частности, доля людей в возрасте 65 лет и старше за период с 2010 по 2050 г. должна практически удвоиться, а население в возрасте 85 лет и старше - увеличиться с 14 до 19 млн человек к 2020 г. и до 40 млн - к 2050 г. . Масштабы демографического старения также велики в восточноевропейских странах и странах Содружества Независимых Государств (СНГ); предполагается, что в течение менее чем двух десятилетий медианный возраст увеличится там на 10 лет .

Нередко пожилым людям и старикам медицинская помощь оказывается в районных поликлиниках, а их смерть наступает в домашних условиях. Поэтому является актуальным определить структуру причин смерти людей этих возрастных групп и провести сличение заключительного клинического и патологоанатомического диагнозов.

Цель настоящего исследования - выработать предложения по увеличению продолжительности жизни пациентов пожилого и старческого возраста, основанные на результатах анализа причин их смерти и наиболее часто встречающихся ошибок клинической диагностики.

Задачи исследования:

  • определить структуру причин смерти людей пожилого и старческого возраста, умерших в домашних условиях;
  • провести сопоставление заключительного клинического и патологоанатомического диагнозов;
  • выявить особенности структуры причин смерти и расхождений заключительного клинического и патологоанатомического диагнозов.

Материалы и методы исследования

Для определения структуры причин смерти был изучен 1291 протокол патологоанатомического исследования из патологоанатомического отделения ГБУЗ «Пензенская областная клиническая больница имени Н.Н. Бурденко». Аутопсии были проведены в 2013 и 2014 гг. Сопоставление заключительного клинического и патологоанатомического диагнозов производилось за период с 2009 по 2014 г. Для этого кроме 2113 протоколов патологоанатомического исследования того же отделения изучались направления на патологоанатомическое исследование и выписные эпикризы из «Медицинской карты амбулаторного больного». Использовались методы статистического анализа.

Результаты и их обсуждение

Возрастная классификация ВОЗ к лицам пожилого возраста относит людей 60-75 лет, старческого возраста - 75-90. Среди людей этого возраста, умерших в домашних условиях в 2013-14 гг., было несколько больше женщин (51%), чем мужчин (49%).

Анализ установленных у них патологоанатомических диагнозов показал, что от заболеваний системы кровообращения (IX класс по МКБ-X) умерло 672 человека (52,1%), от онкологических заболеваний - 401 (31,1%), от заболеваний дыхательной системы - 35 (2,7%), от других заболеваний - 96 (7,4%), от сочетанных заболеваний - 68 (5,3%), от конкурирующих заболеваний - 19 (1,5%) (рис. 1). Полученные результаты свидетельствуют, что подавляющее большинство (83,2%) больных пожилого и старческого возраста умирают от заболеваний системы кровообращения и онкологических заболеваний. Подобные результаты были получены в Московской области, в г. Хабаровске и г. Уфе, где отмеченные классы заболеваний также заняли доминирующее положение среди причин смерти пациентов на дому . Рост смертности от злокачественных новообразований отмечался в Самарской области , от неинфекционных заболеваний - в ряде зарубежных стран .

Подробный анализ причин смерти людей пожилого и старческого возраста, умерших в домашних условиях, показал, что среди заболеваний системы кровообращения в 77,4% были диагностированы заболевания сердца, в 20,6% - цереброваскулярные болезни (ЦВБ) и в 1,9% - разрывы аневризмы аорты.

Среди заболеваний сердца 61,7% составил атеросклеротический кардиосклероз, 27,1% - постинфарктный кардиосклероз; 9,8% - острый инфаркт миокарда (ОИМ); 1,3% - кардиомиопатия.

Среди ЦВБ в 59,7% был диагностирован инфаркт головного мозга, в 28,7% - последствия перенесенных кровоизлияний или инфаркта головного мозга в виде постинфарктных кист; в 9,3% - внутримозговые кровоизлияния; в 2,1% - субарахноидальные кровоизлияния.

Среди заболеваний дыхательной системы 60,0% составили пневмонии; 31,4% - хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ); 2,9% - по прочие заболевания, а именно: силикоз, абсцесс легкого и бронхоэктатическая болезнь.

Среди онкологических заболеваний 19,7% составили опухоли легких и бронхов, 15,7% - желудка и пищевода, 10,7% - поджелудочной железы, 9,5% - толстой кишки, 6,2% - предстательной железы, 4,7% - почек, 4,5% - головного мозга, 4,5% - молочной железы, 3,5% - прямой кишки, 3,2% - печени и желчевыводящих путей, 2,5% - матки, 2,4% - плевры, 2,0% - яичников и 11,0% - опухоли других локализаций.

Среди других причин смерти в 29,2% был указан цирроз печени; в 14,6% - гангрена нижних конечностей; в 14,6% - заболевания почек; в 12,5% - мезентериальный тромбоз; в 10,4% - сахарный диабет; в 7,3% - язвенная болезнь; в 5,2% - острый панкреатит; в 4,2% - острый холецистит; в 2,1% - туберкулез легких.

Установленная структура причин смерти показывает, что в 65,1% случаев смерть пациентов указанного возраста наступила от хронических заболеваний, прогрессирование которых закономерно приводит к декомпенсации жизненно важных функций организма и в итоге к летальному исходу. В связи с этим можно полагать, что продолжительность и качество жизни пациентов пожилого и старческого возраста будут во многом зависеть от лечебных мероприятий, направленных на профилактику, своевременную диагностику и лечение осложнений таких заболеваний.

В 34,9% было установлено наступление смерти от остро протекавших патологических процессов, среди которых в 51,4% случаев выявлены самостоятельные заболевания и в 48,6% - остро возникшие осложнения хронических заболеваний. Среди заболеваний были такие, как ОИМ, пневмония, абсцесс печени, легких и почек, острый пиелонефрит, острый панкреатит, острый холецистит, а среди осложнений - перитонит и желудочно-кишечное кровотечение. То, что треть из всех случаев смерти от острой патологии наступила в домашних условиях, а не в стационаре, отчасти может быть связано с объективными причинами, наиболее частой из которых может быть изменение клинических проявлений заболеваний. Так, даже острый коронарный синдром у пожилых людей часто протекает атипично . Нельзя не учитывать и субъективные причины диагностических ошибок участковых терапевтов, а также невнимательное отношение членов семьи к своим престарелым, часто беспомощным, родственникам.

Среди сочетанных заболеваний чаще встречались следующие: в 26,5% случаев это были ИБС и ХОБЛ, в 25% - ИБС и онкологические заболевания, в 10,3% - ИБС и пороки клапанного аппарата сердца и в 38,2% - другие комбинации. Среди конкурирующих заболеваний в 21,1% случаев это были ИБС и злокачественное новообразование, в 15,8% - ИБС и острые протекающие заболевания (панкреатит, холецистит и пневмония), в 10,5% - язвенная болезнь желудка и злокачественное новообразование и в 52,6% - другие нозологические единицы. Из представленного анализа видно, что одним из основных комбинированных заболеваний в подавляющем большинстве случаев является ИБС.

Кроме структуры причин смерти пожилых людей и стариков, умерших в домашних условиях, проведенным анализом были выявлены расхождения заключительного клинического и патологоанатомического диагнозов. Так, из 3404 аутопсий, проведенных с 2009 по 2014 г., расхождения выявлены в 26,6%.

Из заболеваний системы кровообращения участковые терапевты только примерно в трети случаев правильно диагностировали разрыв аневризмы аорты (31,8%) и ОИМ (33,4%), менее чем в половине - постинфарктный кардиосклероз (45,4%), и несколько чаще - кардиомиопатию (57,2%). Из ЦВБ ни разу не было диагностировано субарахноидальное кровоизлияние, и лишь в 31,8% случаев было правильно определено внутримозговое кровоизлияние. Из заболеваний дыхательной системы всего в 28,6% случаев был правильно выставлен диагноз пневмонии и в 36,4% - ХОБЛ. Из злокачественных новообразований первичный очаг был правильно определен в 78,9% случаев. Среди группы других заболеваний правильные прижизненные диагнозы были установлены в 65,3% случаев.

И если правильная диагностика разрыва аневризмы аорты и многих внутричерепных кровоизлияний не могла повлиять на исход этих заболеваний, то своевременная диагностика инфаркта миокарда, пневмонии, кардиосклероза и кардиомиопатии и их адекватное лечение во многих случаях могли спасти жизнь больного. Также следует отметить, что от своевременной диагностики злокачественного новообразования во многом зависит продолжительность жизни больного.

Одно из двух сочетанных заболеваний было правильно выявлено только в 47,1% случаев, из двух конкурирующих заболеваний - в 42,1%. Чаще всего не диагностировались порок сердечных клапанов, ХОБЛ, злокачественное новообразование и острая абдоминальная патология. Установленные особенности свидетельствуют об отсутствии настороженности участковых врачей в отношении возможных полипатий у пациентов пожилого и старческого возраста и/или отсутствии полноценного целенаправленного обследования. Врачи не получают полного представления о диагнозе таких больных, поскольку неправильно оценивают их состояние нередко из-за невнимания к анамнезу жизни, болезни и факторам риска .

В ходе исследования была установлена взаимосвязь наступления смерти и времени года. При этом выявлено, что смерть в январе 2013 и 2014 гг. наступила у 9,1% от всего количества умерших пациентов, в феврале - у 8,2%, в марте - у 5,9%, в апреле - у 7,2%, в мае - у 6,5%, в июне - у 7,7%, в июле - у 7,9%, в августе - у 8,3%, в сентябре - у 9,8%, в октябре - у 11,8%, в ноябре - у 8,5%, в декабре - у 9,0% (рис. 2).

Анализом дней недели и времени суток, в которые наступила смерть этих людей, выявлено следующее: в понедельник умерло 14,9% больных, во вторник - 14,5%, в среду - 14,9%, в четверг - 15,6%, в пятницу - 13,8%, в субботу - 11,9%, в воскресенье - 14,2% (рис. 3).

С 0 до 6 час умерло 20,8% пациентов, с 6 до 12 час - 27,6%, с 12 до 18 час - 27,6%, с 18 до 0 час - 23,9% (рис. 4).

Выявленные закономерности демонстрируют более частое наступление смерти в осенний период (30,1%) и наиболее редкое - в весенний (19,6%), а также отсутствие существенной разницы в частоте ее наступления в различные дни недели и время суток.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о следующем:

1. наиболее эффективно будут способствовать увеличению продолжительности жизни людей пожилого и старческого возраста профилактика и лечение атеросклеротического и постинфарктного кардиосклероза, злокачественных новообразований и цереброваскулярных заболеваний и их осложнений;

2. у пациентов пожилого и старческого возраста нередко развивается комбинированное основное заболевание, при котором диагностики и лечения только одного из заболеваний недостаточно для предотвращения смерти;

3. осенний период следует считать неблагоприятным временем года для пациентов указанных возрастных групп, когда требуется активная профилактика и целенаправленная диагностика декомпенсации осложнений хронических заболеваний, а при их установлении - последующее лечение.

Библиографическая ссылка

Купрюшин А.С., Маркова А.А., Купрюшина Н.В., Вишнякова Ж.С., Латынова И.В., Семина М.Н. СТРУКТУРА ПРИЧИН СМЕРТИ БОЛЬНЫХ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА, УМЕРШИХ ДОМА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3.;
URL: http://?id=24733 (дата обращения: 30.10.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»