«Гоша, он же Гога»: трагическая судьба Алексея Баталова. Долгая болезнь и смерть

Алексей БАТАЛОВ: "В своей жизни я бы поправил все - и с самого начала. Алексей Баталов о жизни и ошибках.

Вырос в театральной семье. Родители - актеры театра Н. А. Ольшевская и В. П. Баталов. Известными актерами были не только его родители, но и дядя, брат отца Н. П. Баталов и его жена О. Н. Андровская, а также В. Я. Станицын.

Когда Алеше было пять лет, его мама, Нина Ольшевская вышла замуж за известного в те годы писателя Виктора Ардова. О своем отчиме Алексей Баталов говорит: "Вот понимаете, если отец заботится о ребенке, это понятно, он вроде бы должен, профессия такая. Чувства Ардова ко мне - это отцовство в квадрате".

В 1940-1960-е годы в квартире, где Алексей жил с матерью и отчимом в Москве на Большой Ордынке подолгу гостила Анна Ахматова, часто бывали виднейшие деятели русской культуры - Мандельштам, Пастернак, Зощенко, Ильф и Петров, которые оказали сильное влияние на формирование его личности.

Общение с Анной Андреевной стало одним из самых ярких человеческих и художественных впечатлений детства и юности, может быть, всей жизни. Вошедшая в жизнь семьи как подруга мамы, Анна Ахматова своими стихами, драматической судьбой, самой личностью стала навсегда духовным критерием, примером жизнестойкости и мужества. Кисти А.В.Баталова принадлежит портрет А.А.Ахматовой, написанный им в последний период жизни великой поэтессы, когда, отвергая просьбы многих художников, она смогла довериться только близкому человеку. Таким человеком стал Алексей Баталов.

С первой женой Ирочкой Ротовой юный Баталов познакомился в 12 лет. Их родители были соседями по даче. Дети вместе проводили время, но затем их разлучила война.

Первое детство, по словам Алексея Владимировича, закончилось в 1941 году. Второе - началось в эвакуации в Бугульме (Татария). С этим временем связаны особые впечатления: нескончаемая череда военных дней, работа в качестве рабочего сцены, первая зарплата, первый выход на сцену... Впечатления театрального детства в мхатовском дворике нашли неожиданное преломление в театральных впечатлениях военного времени, выступлениях труппы, созданной матерью, - перед ранеными в госпиталях, в промерзших залах, которые фантастическим образом каждый день заполнялись зрителями.

Алексей Владимирович вспоминает: "Из московской квартиры я уезжал буржуйским мальчиком, а вернулся совсем другим, пацаном. Я узнал, что такое сельская жизнь, как дрова рубить, как скакать на лошади в ночное, какая разница между русской печкой, голландской и горном, короче, тысячи вещей, не поддающихся перечислению. Но главное - война воочию, на примерах показала мне, что такое горе и счастье.
Вот такое получилось детство. Бесконечные переезды: Бугульма, Уфа, Казань, Свердловск. В эвакуации я сыграл свою первую настоящую роль, в гриме и костюме".

Вернувшись после войны в Москву, Алексей закончил школу и поступил в Школу-студию МХАТ. Выбор профессии был естественным: "Я сроду не знал что такое "песочница"! В основном гулял среди декораций, которые позднее сам и раскрашивал. Для меня привычнее было видеть загримированную физиономию, чем обычное лицо. На сцену Художественного театра выходить начал едва ли не с первого своего шага. А поскольку я родился в семье актеров, то и профессию не выбирал, мне на роду было написано стать актером. Когда-то на сцене МХАТа играли сразу девять моих прямых родственников: Ольга Андровская, Николай и Владимир Баталовы, Виктор Станицын…".

Тогда же произошли перемены и в личной жизни. Шестнадцатилетний Алексей зашел как-то к другу и застал там в гостях удивительную красавицу, в которой признал ту самую Ирочку Ротову. Молодые люди сразу решили жениться, но им было по 16 лет, и расписаться из-за юного возраста они не могли. Тогда они купили одно кольцо на двоих и выгравировали на обратной стороне "1948.Алеша+Ира=Любовь". Жили по очереди то у одних то у других родителей. Достигнув 18 лет, они узаконили свои отношения. А потом у них родилась дочь Надя.

В 1950 Алексей окончил Школу-студию МХАТ (курс В. Я. Станицына) Учеба в МХАТовской студии не стала для Алексея легкой прогулкой - напряженный ритм послевоенного времени, высокая требовательность педагогов, без ссылки на авторитет фамилии. По сей день Алексей Владимирович с благодарностью вспоминает своих учителей: С.К.Блинникова, В.Я.Станицына, - всех тех, кто учил его сценическому искусству, помог овладеть системой К.С.Станиславского.

Алексей Владимирович вспоминает: "Я учился в Школе-студии МХАТа в мастерской у своего дяди, Виктора Станицына. О любом моем достижении говорили: "Ну конечно, это его Андровская научила" или "разумеется, это они позвонили, и его взяли". И я хотел доказать, что и сам, несмотря на своих именитых родственников, чего-то стою".

По окончании Школы-студии, с 1950 по 1953 год, Баталов был актером Центрального театра Советской Амии. В 1953 -1957 годы он работал во МХАТе, но в репертуаре был занят мало.

Впервые в кино Алексей Баталов мог появиться еще в тринадцатилетнем возрасте. Тогда в 1941 году снимался фильм "Тимур и его команда". Но получилось так, что родители не отпустили Алешу на съемки.

Зато позже, когда в 1944 году режиссер Лео Арнштам снимал картину "Зоя" о легендарной Зое Космодемьянской, весь класс Алеши Баталова взялся изображать ее одноклассников. "Я должен был какую-то фразу произнести. - Вспоминает актер. - Помню руки-ноги мои окаменели, голос исчез, выражение лица (я чувствовал) стало абсолютно идиотским. Может именно поэтому после "Зои" я много лет был негоден для кино?".

Десять лет спустя И. Е. Хейфиц пригласил молодого актера на одну из главных ролей в фильме "Большая семья" (1954). С Алексеем Журбиным на советский экран пришел новый герой - рабочий-интеллигент. Приглашая Баталова на роли рабочих парней, режиссер Хейфиц пытался сломать стереотипы представления о советском пролетарии.

После "Большой семьи" популярность Баталова стала возрастать, он часто уезжал на съемки, домашний телефон обрывали поклонницы. Видимо его жене Ирине стало не хватать внимания Алексея. Начались ссоры. Еще во время съемок "Большой семьи" Баталов, побывав в цирке, увлекся обворожительной цыганкой, потомственной циркачкой, наездницей Гитаной Леонтенко. К 1958 году он окончательно разорвал отношения с Ириной и женился на Гитане, которая была моложе его на 12 лет.

Встреча с И.Хейфицем стала поистине судьбоносной для молодого актера. В его манере работы с актерами не было ничего общего с потребительской эксплуатацией актерской индивидуальности. Напротив, он стремился терпеливо и тонко раскрывать максимальные возможности актера. Это роднило его со МХАТовской школой. Опытный мастер, тонкий психолог, И.Хейфиц увидел в молодом актере тип героя, настоятельно заявивший о себе в реальной жизни. Появилась потребность в актерах не "играющих", а "живущих". Это было самое начало перемен, произошедших в нашем кинематографе в середине 60-х годов. В лице А.Баталова в середине 50-х годов кинематограф приобрел героя узнаваемого, умного и тонкого собеседника, обсуждающего на равных со зрителями волнующие всех проблемы: любви, долга, чести, самоутверждения в жизни.

Баталов снялся еще в четырех картинах у Хейфица: "Дело Румянцева" (1955), "Дорогой мой человек", "Дама с собачкой" (1960), "День счастья" (1964). Все герои Баталова - чистые, душевно тонкие люди, которым свойственны внутренняя сила и сдержанность.

В "Деле Румянцева" актер сыграл шофера, поневоле втянутого в уголовную историю. Чувство собственного достоинства, как доминирующая черта в рабочем пареньке совпадало с нравственной доминантой наступающей "оттепели".

Первые роли принесли Баталову признание маститых советских режиссеров и в 1956 году Марк Донской приглашает молодого актера на роль Павла Власова в экранизации повести Максима Горького "Мать". Эта роль интересна тем, что в предыдущей экранизации повести, которую осуществил в 1920-х годах Всеволод Пудовкин, роль Власова исполнял дядя Алексея - талантливый и обаятельный Николай Баталов.

Новой ступенью в творческой биографии артиста стала роль Бориса Бороздина в легендарной картине "Летят журавли" (1957, режиссер М. К. Калатозов, Золотая пальмовая ветвь на Каннском кинофестивале 1958). Баталов создал образ, поэтически обобщающий черты целого поколения - солдат, не вернувшихся с Великой Отечественной. Неповторимая грустно-ироническая интонация, негромкое мужество, интеллигентность - таков Борис в исполнении Баталова.

Роль Гурова в экранизации повести А. П. Чехова "Дама с собачкой" (1960, режиссер И. Е. Хейфиц) раскрыла новые грани дарования актера. Баталов сыграл человека, пробужденного от душевной спячки и ужаснувшегося пошлости привычной жизни. Фильм был признан одним из самых точных приближений к литературному первоисточнику, получил ряд международных наград и упрочил профессиональную репутацию артиста. Роль Гурова была возрастной, она требовала преодоления восприятия актера как близкого всем современника, привычного уже образа положительного героя. Образ, созданный А.Баталовым, отличался глубиной, психологической насыщенностью, эмоциональностью, близостью к чеховскому замыслу.

В расцвете славы Баталов получил предложение от М. И. Ромма сняться в фильме "Девять дней одного года" (1962) в роли Дмитрия Гусева - физика-атомщика. Сам режиссер определил "Девять дней" как фильм-размышление. Подобный "жанр" требовал от актера совершенно новых приемов игры. Соблазн эксплуатации трагической коллизии - герой, получивший смертельную дозу радиации на эксперименте, обречен был отвергнут. На экране надо было изобразить работу мысли. Эта роль была сыграна Баталовым экономно и точно. А ведь первоначально Михаил Ромм и слышать не хотел о Баталове. Режиссеру он казался слишком заторможенным.

Образ Дмитрия Гусева - представителя научной элиты 20 века - закрепил за артистом амплуа героя своего времени. За эту роль Баталов был удостоен Государственной премии РСФСР (1966).

Тем не менее, с начала 1960-х годов режиссеры занимают Баталова в кино все реже.

Одной из форм творческого самовыражения А.Баталова стала, безусловно, режиссерская работа. В качестве режиссера-постановщика он снял три картины. В 1960 году он дебютировал в качестве режиссера фильмом "Шинель" по повести Н. В. Гоголя, в 1972 снял "Игрока" по Ф. М. Достоевскому.

Настоящей удачей стал снятый Баталовым фильм "Три толстяка" (1966, по Ю. К. Олеше), в котором актер снялся в одной из главных ролей. Его экранизации отличает строгая постановочная культура и бережное отношение к классическим текстам. Баталов в этом фильме сыграл канатоходца Тибула. Ему пришлось самому, без дублера, идти по натянутой между домами проволоке, причем без страховки. Целый год он тренировался, что бы сделать эти несколько шагов. Жена Гитана тем временем обучала девочку, игравшую Суок.

Фильмы, снятые Алексеем Баталовым, являются примером своеобразного, интересного, в то же время бережного, перенесения образного литературного решения в экранное; все отмечены вниманием критики, неформальным интересом зрителей.

Однако "Три толстяка" стали последней режиссерской работой Алексея Баталова. Почему? Алексей Владимирович объясняет это так: "Фильм надо делать своей командой. А когда я переехал из Ленинграда в Москву, команда распалась. Умер Урусевский, с которым мы вот-вот должны были приступить к съемкам новой ленты. Сценарий состоял из трех новелл, причем во всех главными героями выступали совсем молодые люди: один из маленького городочка на Волге, другой жил в степи на пастбище, третий - в Ленинграде. Ни с кем другим снимать этот материал я не мог. Он был рассчитан на то, чтобы снимал Урусевский: все три новеллы требовали разного изображения, совсем особой среды, света, фактуры. Но - не получилось...

Потом меня начали упрекать, что я отклоняюсь от генеральной линии: не ставлю фильмов о современниках. И я написал два сценария - они и сейчас есть. Один - по рассказу Володи Максимова, второй - по Георгию Владимову. А так как оба эти писатели были к советской власти настроены весьма скептически, своих убеждений не скрывали и через некоторое время эмигрировали, ни о каких картинах не могло быть и речи.
Возвращаться же к режиссерской работе сейчас, в наши дни, я не рискну. Прав Никита Михалков: сегодня нужно делать картину современными средствами, современным языком. Это как дизайн автомобиля. Боюсь, сейчас я способен сконструировать только ретро-автомобиль".

Режиссеры 1970-х гг. использовали интеллигентский имидж Баталова как некий самодостаточный "материал": эмигрант Голубков в "Беге" (1970, режиссеры А. А. Алов и В. Н. Наумов), декабрист князь Трубецкой в "Звезде пленительного счастья" (1975, режиссер В. Я. Мотыль), доктор-эмигрант в "Чисто английском убийстве" (1974, режиссер С. И. Самсонов). Здесь не только отточенная игра, а само присутствие Баталова в кадре, его личность успешно работают на образ.

Особняком стоит мелодрама "Москва слезам не верит" (1980, режиссер Владимир Меньшов, Государственная премия, 1981) - фильм, которому уготована счастливая судьба. Он получил высшее признание в мировом киноискусстве - премию Оскар.

Роль слесаря Гоши принесла артисту новый всплеск всенародной популярности и показала, что баталовский рабочий-интеллигент не остался в 1950-х годах.

Алексей Баталов: - Критики писали о Гоше: "Таких не бывает!" А у меня хранится письмо, в котором написано: "Вы сыграли мою судьбу".

Однако Баталов считает, что зрители все-таки не совсем разглядели его героя: "Я прекрасно понимал, что Гоша нужен был авторам фильма, чтобы завершить двухсерийные страдания несчастной женщины. Но в третьей серии он мог ударить ее бутылкой по голове. А почему нет? Гоша от первой жены ушел, пристает к незнакомой женщине в электричке, пьет, дерется. "Одинокие советские женщины" не рассмотрели моего героя как следует".


Алексей Владимирович рассказывает: "Я вообще-то педагогом стал случайно. После кончины Бориса Бабочкина его курс остался неприкаянным. И чтобы не играть секретарей парткомов или колхозных активистов, я согласился его довести. С тех пор, то есть с 1975 года, работаю со студентами. С "республиканскими" курсами, как их тогда называли. …я с радостью готов научить своих студентов всему, что сам умею".

В 1999 г. Алексей Владимирович Баталов, как художественный руководитель, профессор и заведующий кафедрой актерского мастерства Всероссийского Государственного института кинематографии им.С.А.Герасимова, осуществляет уже 6-й выпуск своей актерской мастерской.

Ученики А.В. Баталова работают в настоящее время, помимо России, в Киргизии, Белоруссии, на Украине, Азербайджане, Узбекистане, многих странах мира.

Алексей Владимирович часто выезжает за рубеж с мастер-классами по методике Русской актерской школы. В основе его педагогического метода, конечно, лежит школа Художественного театра, многообразный личный творческий опыт. Для него лично - возможность практического использования всех знаний, навыков, приобретенных за годы работы в кинематографе, театре, на радио, в общении с самыми яркими людьми своего времени, еще в одной сфере - педагогике.

Семейная жизнь Алексея Владимировича с Гитаной Аркадьевной оказалась долгой и счастливой, но омраченной болезнью их дочери. Дочь Маша появилась на свет с родовой травмой. После ее рождения Гитана Аркадьевна оставила цирк и стала домохозяйкой, ухаживающей за дочерью - уже 30 лет Маша не встает с инвалидной коляски. Никакое лечение не смогло поднять ее на ноги. Тем не менее, она оказалась очень одаренным и к тому же мужественным человеком. В настоящее время учится во ВГИКе, на сценарном отделении.

Первая дочь Надя окончила институт иностранных языков, замужем.

Героев, сыгранных легендарным актером за 40 лет кинокарьеры, знала и любила вся страна

На 89-м году ушел из жизни народный артист СССР Алексей Баталов. Народным он был не только по официальному званию, но и по сути. Были актеры, чьи персонажи становились символами поколений. Баталову судьба подарила право олицетворять сразу несколько эпох. Героев, сыгранных им за 40 лет кинокарьеры, знала и любила вся страна.

— Он навсегда останется в нашей памяти как воплощение целой эпохи надежд и разочарований в жизни страны и очередного (после советского авангарда 1920-х), надеюсь, не последнего взлета отечественного киноискусства, — сказал «Известиям» киновед Кирилл Разлогов.

Сама судьба велела Баталову посвятить жизнь искусству. Племянник знаменитого актера Николая Баталова («Путевка в жизнь», «Мать»), сын мхатовских артистов Владимира Баталова и Нины Ольшевской, он вырос в доме отчима, писателя Виктора Ардова. С детства был знаком с Булгаковым, Шостаковичем, Олешей, Мандельштамом…

На сцену Баталов впервые вышел в 14 лет в эвакуации в Бугульме. Потом была школа-студия МХТ (диплом выпускнику подписала сама Ольга Книппер-Чехова), армия и служба в Московском художественном, можно сказать, семейном театре, где в разное время играли двенадцать родственников Алексея Баталова. Он же стал первым в истории МХТ актером, написавшим заявление об уходе по собственному желанию — кинокарьера артиста круто шла вверх. Режиссер Иосиф Хейфиц пригласил его на роль Алексея Журбина в семейно-производственной драме «Большая семья».

На рабочего паренька интеллигентный Баталов был непохож, но тем и запомнился, и не только соотечественникам — в 1955 году на Каннском фестивале фильм был удостоен приза за лучший актерский ансамбль, бесспорным украшением которого был 25-летний актер. Через год Хейфиц выпустил «Дело Румянцева» по сценарию Юрия Германа, которое посмотрели 31,76 млн зрителей. Громкий успех имели и другие работы Баталова в фильмах Хейфица — «Дорогой мой человек» (1958) и «Дама с собачкой» (1964).

В годы «оттепели» Баталова боготворили, в него влюблялись.

— У нас в семье ходила шутка. Мой папа, когда ревновал маму, горячился и в запале говорил: «Иди к своему Баталову!» — поделился с «Известиями» режиссер Владимир Хотиненко. — Тогда кумиры были как родные, близкие люди. И понятно, что у Алексея Баталова была миллионная армия поклонниц.

В 1957 году на экраны вышел удостоенный «Золотой пальмовой ветви» фильм «Летят журавли» режиссера Михаила Калатозова, в котором актер сыграл небольшую роль студента Бориса Бороздина, погибающего в своем первом бою. Кадр, где над умирающим героем кружатся деревья, стал классикой мирового киноискусства, а его автор оператор Сергей Урусевский — человеком, подвигшим Баталова заняться режиссурой.

Год спустя актер снял на «Ленфильме» свою первую картину — «Шинель» по повести Гоголя, затем экранизировал детскую сказку Олеши «Три толстяка», где сыграл канатоходца Тибула, причем все цирковые трюки, в том числе и проход по проволоке, выполнил сам. Последней режиссерской работой актера стал «Игрок» по роману Достоевского, о которой самокритичный Алексей Владимирович заметил: «Ни одна экранная версия не может подняться до оригинала. Как правило, в экранизации беллетристика выигрывает, а высокая проза теряет».

Образцом экранной беллетристики стала появившаяся в 1961-м картина Михаила Ромма «Девять дней одного года». Роль молодого ученого-ядерщика, готового идти на смерть ради своих убеждений, Баталов получил в результате собственного отчаянного поступка. Приглашение на пробы пришло, когда он был в Симферополе. Баталов сел за руль своего «Москвича» и рванул прямо на «Мосфильм». Ромм оценил решительность претендента, за эту работу Баталов был назван лучшим актером 1962 года.

Собственно, этого звания он был достоин практически за каждый свой фильм, хотя снимался нечасто, роли выбирал придирчиво, но каждая из них становилась событием. Ну а роль интеллигентного слесаря Гоши в фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» (1979) стала не иначе как кинематографическим прорывом. Притом что Баталов, ознакомившись со сценарием, от нее отказался, но затем передумал. «Перечитав сценарий, я понял, что это не тот канонический установленный государством рабочий, который уже сотни раз был на экране, а другой совсем человек», — обосновал свое решение актер. Фильм собрал 84,4 млн зрителей и все мыслимые призы, включая премию «Оскар».

Из кино Баталов ушел на этом взлете. После «Москвы» снимался редко, последний раз появился на экранах в 2006 году в небольшом камео в ремейке «Карнавальной ночи». Зато активно занимался преподаванием (выпустил семь курсов во ВГИКе) и общественной деятельностью — многие годы был секретарем правления Союза кинематографистов СССР, президентом Российской академии кинематографических искусств «Ника», возглавлял кинофестивали.

При этом в кинотусовках замечен не был, публичной персоной быть отказывался, с громкими заявлениями не выступал, следовал своим правилам, очень простым и столь же просто им сформулированным: «Порой нужно так мало, чтобы свершилось невероятное. Самое главное совершается всегда на уровне человеческом, а не глобально-государственно-космическом. Я каждый день должен сделать что-то конкретное, чтобы, придя домой, спокойно сесть в кресло и выпить свой чай».

В кино Алексей Баталов уже 72 года, из которых 18 отданы «Ленфильму». Артист дебютировал в 16 лет, ещё во время войны, и до сих пор остаётся суперпопулярным..

«Летят журавли»

В фильме «Летят журавли» Баталов и Самойлова составили пронзительный дуэт. Фото: Кадр из фильма

Фильм режиссёра Михаила Калатозова вышел в октябре 1957-го и сразу стал прорывом. Только в СССР этот шедевр посмотрели 28 миллионов человек. Оглушительный успех он имел и во Франции, Германии, других странах. В России картина до сих пор остаётся единственной, удостоенной высшей награды международного Каннского кинофестиваля - «Золотой пальмовой ветви». Одну из главных ролей - влюблённого в Веронику Бориса, добровольно ушедшего на фронт и погибшего в разведке - сыграл Алексей Баталов. Его дуэт с Татьяной Самойловой был настолько пронзительным, что впоследствии их называли нашими Вивьен Ли и Кларком Гейблом. Возможно, такая искренность объяснялась тем, что и между самими артистами сложились неформальные, доверительные отношения. Мало кто знает, что эффектный макияж ярких, выразительных глаз Вероники придумал именно Алексей Баталов.

«Мы встретились с Алёшенькой на даче, - вспоминала Татьяна Самойлова. - «Ты знаешь, у тебя очень красивые глаза», - сказал он мне, потом взял спичку, сжёг и нарисовал с её помощью жирные стрелки. «Вот так ты должна гримироваться, это лицо Вероники».

Самойлова настолько доверяла Баталову, что, пожалуй, единственного посвящала в свои личные проблемы. А они были серьёзными. Так, долго оставалось тайной, что молодая артистка больна туберкулёзом. От слабости она даже падала в обморок, ей делали уколы, но она всех убедила, что с ролью Вероники справится во что бы то ни стало. Также в этот период в её жизни произошло ещё одно трагическое событие. Она забеременела, но ради карьеры решила сделать аборт. Узнав, что жена избавилась от двойняшек, Василий Лановой, который тогда был её мужем, ушёл из дома...

Трудно пришлось и самому Баталову. В фильме есть сцена, когда Борис в ответ на скабрёзную шутку о любимой бьёт обидчика, начинается драка. В один из дублей Баталов упал лицом в воду, где торчали обрубленные ветки кустов. Они так сильно ранили ему лицо, что актёра срочно увезли в больницу и сделали операцию. Баталов потом признавался, что в тот момент навсегда попрощался с актёрской профессией и думал, что останется изуродованным. К счастью, его удачно «заштопали», швы зажили, и через месяц съёмки возобновились.

«Дама с собачкой»

«Дама с собачкой» вошла в золотой фонд мирового кинематографа. Фото: Кадр из фильма

Эту картину на «Ленфильме» снимали к 100-летию Чехова. Режиссёр ленты Иосиф Хейфиц хотел показать красоту человеческих отношений, увидеть «необычное в обычном». Премьера состоялась накануне юбилея великого писателя - в январе 1960 г. На главную мужскую роль Гурова Хейфиц пригласил Алексея Баталова, с которым уже работал в картинах «Большая семья», «Дело Румянцева», «Дорогой мой человек». Сегодня это кажется странным, но тогда многие убеждали Хейфеца этого не делать, мол, Баталов молод и простоват. Однако режиссёр настоял на своём, и Алексей Владимирович оставался благодарен ему всю жизнь. Ведь для актёра это была знаковая работа.

«Я очень ждал, как примет публика «Даму с собачкой», увидит ли во
мне чеховского героя, - вспоминал актёр. - Эта картина была мечтой моей жизни. Я вырос в Московском Художественном театре, и всё чеховское для меня, как для актёра и мхатовца, бесценно».

Тем не менее, роль давалась непросто. Как писал впоследствии актёр, он делал всё, чтобы «всеми сторонами сблизиться, склеиться с героем».

«Отпустил бороду, стал побольше сутулиться. Для проб выбрал туфли большего размера, чтобы ноги, походка казались посолиднее, потяжелее. На безымянном пальце появилось кольцо, призванное хоть сколько-то культивировать мои привыкшие к грязным инструментам руки», - писал он.

Но начались непредвиденные сложности. Во время съёмок в Ялте у Баталова развилась тяжёлая болезнь глаз, из-за чего он не мог переносить яркий свет. Актёра даже госпитализировали в симферопольскую областную больницу. Работа над лентой остановилась, картине грозила консервация, но блестящий оператор Андрей Москвин нашёл выход. В Ялте он предложил снять со спины и общим планом дублёра Баталова, а крупные планы с самим актёром - уже в декорациях киностудии. Причём сделал это настолько мастерски, что разницы между натурой и павильоном не замечали даже профессионалы.

Результаты работы всей команды были впечатляющими. На конкурсе в Каннах в 1960-м фильм произвёл фурор и получил приз лучшей национальной программы «За гуманизм и исключительные художественные качества». Лента вошла в золотой фонд мирового кинематографа, ею восторгались Феллини, Мастроянни, а Ингмар Бергман заявил, что это одна из его самых любимых картин. Ну а Алексею Баталову на фестивале в Хельсинки в 1962 г. был присуждён почётный диплом как лучшему иностранному актёру.

«Девять дней одного года»

Образ Гусева Баталов понял как свою личную судьбу. Фото: Кадр из фильма

В этом фильме было всё необычно. Михаил Ромм для картины собрал совершенно новую команду актёров, с которыми раньше никогда не работал. Удивляла и сама тема. Учёные-атомщики, ставящие сложные эксперименты, готовые пожертвовать жизнью ради науки, были новым образом для советского зрителя. Главную роль физика Дмитрия Гусева предложили Алексею Баталову, уже знаменитому по фильму «Летят журавли». Правда, несмотря на известность, Ромм согласился его взять не сразу. Он видел в этой роли Олега Ефремова или Валентина Зубкова. Но сценарист Даниил Храбровицкий настоял, что именно Баталов со своей интеллигентностью, глубиной чувств способен воссоздать на экране трагедию молодого учёного. И не ошибся.

«Образ Гусева Баталов понял как свою личную судьбу, - писал впоследствии Ромм. - Поэтому и отнёсся к роли необыкновенно глубоко и с огромной честностью. Он принёс ощущение гибельности, смерти слишком сильное, в то время как я всё время думал, что ему ни в коем случае не нужно играть смерть».

Вместе с Иннокентием Смоктуновским и Татьяной Лавровой они составили блестящий актёрский ансамбль. Кстати, именно Баталов помог Лавровой, тогда только окончившей институт, справиться с ролью.

«Представьте себе, что должна была чувствовать я, девочка, рядом с такой поистине фантастической фигурой как Баталов, - говорила потом артистка. - Сниматься было трудно, но я смогла всё преодолеть только благодаря его огромному такту и воспитанию».

Фильм стал передовым по многим позициям. Необычным было разделение сюжета на девять условных дней, некоторые называли это даже сценическим самоубийством. По-новому строилась работа оператора, музыкальная тема. Ну а образ Гусева был такой силы, что именно после фильма вошёл в обиход термин «интеллектуальный актёр», «думающий герой».

Фильм «Девять дней одного года» вышел на экран в 1962 году, его посмотрели 24 млн. зрителей. Он получил немало престижных наград, в том числе международных. По итогам читательского опроса журнала «Советский экран» Алексей Баталов был назван «Лучшим актёром 1962 года». В 1966 году картине была присуждена Государственная премия РСФСР.

«Звезда пленительного счастья»

Алексей Баталов сыграл в фильме роль князя Трубецкого. Фото: Кадр из фильма

Эта картина режиссёра Владимира Мотыля, посвящённая судьбам и подвигу жён декабристов, вышла на широкий экран в 1975-м, к 150-летию восстания на Сенатской площади. Актёрский состав подобрался звёздный - Ливанов, Стриженов, Янковский… Ну а главным героем, кумиром миллионов был Алексей Баталов, сыгравший роль князя Трубецкого. Предложение Мотыля, с которым его связывали дружеские отношения, он принял без колебаний, подтвердив, что может сниматься только у друзей - у тех, кто его понимает, «потому что каждой роли отдает всё».

Ему удалось передать сложные душевные метания персонажа, которого многие в истории называли «несостоявшимся диктатором». Многие находили их даже внешне похожими, хотя Алексею Владимировичу тогда было 47 лет, а князю Сергею Петровичу на момент восстания исполнилось всего 35.

«Москва слезам не верит»

Баталов поначалу отказался от роли слесаря Гоши. Фото: Кадр из фильма

Лирическую историю о подругах-провинциалках зрители впервые увидели 11 февраля 1980 г. Картина сразу стала всенародно любимой, поэтому сейчас не верится, что сначала актёры отказывались в ней играть. В том числе Алексей Баталов, которого режиссёр Владимир Меньшов пригласил поработать Гошей. На эту роль пробовалось много актёров, в том числе Соломин, Тихонов, Ефремов, Дьячков. Однако Меньшов никого из них не утвердил. Отчаявшись, сам решил сыграть главного героя. И вдруг по телевизору увидел картину «Дорогой мой человек» с Алексеем Баталовым. Меньшов сразу понял, кто ему нужен, но здесь стал протестовать сам Баталов. В роли интеллигента-слесаря он себя просто не видел.

«Я очень обязан режиссёру Владимиру Меньшову за фильм «Москва слезам не верит», - скажет потом актёр. - Я отказывался, но мне Меньшов объяснил, какой мы можем сделать роль Гоши. Это чисто его заслуга, и я ему по гроб жизни благодарен».

Непросто оказалось подобрать и пару Баталову. Рассматривались кандидатуры Вертинской, Болотовой, Купченко, Теличкиной. Но они все отказались, заявив, что сценарий неинтересный. Тогда стали искать актрису «под Баталова» и решили взять Веру Алентову.

Кстати, благодаря Баталову круто изменилась жизнь ещё одной исполнительницы - дочери главной героини, которую сыграла Наталья Вавилова. Меньшов снимал её еще в картине «Розыгрыш», но родители Наташи были категорически против того, чтобы дочь была актрисой. Они прочили ей серьёзную карьеру - устроили на курсы в МИД, готовили в институт.

Съёмки начались без Наташи, и тут Меньшову пришла в голову замечательная мысль. Уговаривать родителей он отправил Баталова. Увидев знаменитого актёра, они не смогли ему отказать. К тому же Баталов пообещал, что девушка сможет совмещать учёбу и работу над фильмом. Однако после съёмок Вавилова бросила дипломатические курсы, поступила во ВГИК и стала актрисой.

Сегодня Алексей Владимирович почти не снимается. Он преподаёт во ВГИКЕ, занимается общественной деятельностью, входит в состав многих благотворительных фондов, жюри кинофестивалей. Но для нас он, прежде всего, любимый и великий Артист.

«Большая семья» (1954)

Фильм «Большая семья» стал экранизацией романа Всеволода Кочетова «Журбины». По признанию актера, это литературное произведение оказалось едва ли не самой скучной книгой в его жизни, поэтому он даже не дочитал роман до конца. Тем не менее, роль Алексея Журбина в картине Иосифа Хейфица сделала молодого Баталова невероятно популярным.


Фрагмент кинофильма «Большая семья»

Сам актер отзывался о судьбоносной роли следующим образом: «Первая настоящая роль в художественном фильме, первая встреча с корифеями советского кино, первые дни самостоятельной актерской жизни — все было ново и захватывающе увлекательно. Все силы, все мысли, все чувства накрепко привязаны к работе, и, кажется, происходи эти съемки даже на Луне, и то ничто не могло бы оказаться интереснее и важнее».

«Летят журавли» (1957)

Трогательный фильм о влюбленных, которых разлучила война, понравился не только советским зрителям: в 1958 году картина удостоилась «Золотой пальмовой ветви» на кинофестивале в Каннах. Алексей Баталов был безмерно рад, что ему удалось поработать с легендарным Сергеем Урусевским, и писал в мемуарах, что оператор всегда находил блестящие решения.


Алексей Баталов рассказывает о съемках картины «Летят журавли»

Во время работы над фильмом Баталов серьезно пострадал: он упал с крутого берега и так сильно травмировал лицо, что актеру вместо «света, камеры и мотора» предстояла операция в ближайшей больнице. К счастью, она завершилась успешно.

«Три толстяка» (1966)

Алексей Баталов прославился не только как актер, но и как режиссер. В 1965 году он начал работу над фильмом «Три толстяка» — экранизацией одноименного произведения Юрия Олеши. Однако и актерское амплуа Баталов не оставил: в кинокартине он исполнил роль ловкого канатоходца Тибула.


Отрывок из фильма «Три толстяка»

Нельзя сказать, что картина пользовалась популярностью у кинокритиков, однако она полюбилась многим поколениям советских и российских детей, а добиться признания этой части зрительской аудитории не так-то просто.

Сам Баталов отмечал, что был неопытен и очень многого не предусмотрел во время создания фильма. Например, о сцене, в которой Тибул идет по канату над площадью, режиссер рассказывал следующее: «К монтажу подготовили кадры с нами, это был позор! Кирпичные лица, синие ноги. А ведь это центральная сцена, весь сюжет на ней завязан. Я был очень молод и пошел на риск. В здравом уме такого, конечно, сделать было нельзя». К слову, сцена была снята без участия дублеров. Баталов целый год готовился к ней и сумел виртуозно исполнить трюки.

«Звезда пленительного счастья» (1975)

Фильм, озаглавленный цитатой из стихотворения Пушкина, начинался с посвящения российским женщинам, и представительницы прекрасного пола подарком остались довольны: декабристов сыграли лучшие актеры Советского Союза, любимцы дам.


Кадры из фильма «Звезда пленительного счастья»

В этой картине Алексею Баталову досталась небольшая, но яркая и неоднозначная роль князя Сергея Петровича Трубецкого, которого считали трусом, в последний момент передумавшим выходить на площадь.

«Москва слезам не верит» (1979)

«Георгий Иваныч, он же Гога, он же Гоша, он же Юрий, он же Гора, он же Жора здесь проживает?» — эти слова помнит каждый, кто хоть раз в жизни смотрел фильм «Москва слезам не верит». В роли Гоши блистал Алексей Баталов, и, возможно, именно этот образ стал главным в его кинокарьере.


Сцена пикника из фильма «Москва слезам не верит»

Владимир Меньшов, режиссер картины, рассказывал, почему решил пригласить на роль Гоши именно Баталова: «Гоша по сценарию — рабочий. Но нам нужен был рабочий-аристократ, мыслитель, философ — все-таки ему предстояло завоевать директрису завода. Гоше, как нам виделось, должно быть под сорок. Но вот однажды, когда мы со вторым режиссером Владимиром Кучинским обсуждали возможных актеров на эту роль, по телевизору пошел «Дорогой мой человек», и тут же подумалось: а что если Баталов?! Пусть ему уже пятьдесят, но его роли оказали такое мощное влияние на целые поколения — они и станут опознавательным знаком нужного нам социального героя».

О другом прекрасном, недавно ушедшем его коллеге сказано: «Незаменимых нет - есть неповторимые». Неповторим, уникален и Баталов, говоривший: «Что помогает человеку сохранить себя? Любимое дело и собственная совесть».

Чья кровь текла в его жилах?

У Булата Окуджавы есть строчки: «Совесть, благородст-во и достоинство - вот оно, святое наше воинство». Они цитировались именно в связи с Баталовым. В юности он вспоминал: и «махорку курил тайно, но с достоинством». «Честь и достоинство» - эту награду он имел. Благородство? Если речь о происхождении - сам он называл себя «москвичом, рождённым во Владимире». Отец, Владимир Баталов , - крестьянских кровей, из деревни Ярославской губернии. Владимир же - родной город матери артиста Нины Ольшев-ской (туда и поехала из столицы рожать). Вот в её жилах - кровь польских шляхтичей (сам актёр получил «потомственное дворянство» в 2003 г. - от Русского императорского дома). Город свой она ненавидела, ведь именно отсюда забирали её родных, загубленных системой в 30-х гг. ХХ в. Среди них - её отец и мать, дед и бабушка Баталова.

Его собственные отец и мать были актёрами Художественного театра, учились у Станиславского. В театре служили ещё несколько родственников. Баталов был в полной мере дитя театра, ребёнок сцены и кулис.

Гении той эпохи для Алексея Владимировича с детства были гостями - уже в «писательском доме» второго мужа матери, литератора Виктора Ардова , на Б. Ордынке. С пасынком Булгакова он играл, Зощенко «усыплял» его на ночь своими историями, Анна Ахматова ч-асто подолгу жила в квартире Ардова и Ольшевской и располагалась на диване Алексея. Она научила его любить поэзию, русскую классику и вообще - слово в искусстве.

Баталов никогда не играл подлецов и негодяев - ему бы всё равно не поверили, столь мощными были обаяние и человеческое содержание, наполнение артиста. В его героях, начиная с рабочих парней из 50-х - Алексея Журбина («Большая семья») и шофёра Саши («Дело Румянцева»), Бориса («Летят журавли»), доктора Владимира Устименко («Дорогой мой человек»), физика Гусева («Девять дней одного года»), - неизменно жили честность, достоинство, совесть и какая-то высшая правда. И романтизм.
















Кем он мог стать?

Баталов писал, что мог стать «только актёром или…». В шутку мог продолжить - шофёром или автоконструктором. Автомобиль был его второй страстью, он имел профессиональные права, водил даже МАЗ. Учился в школе плохо, но хорошо рисовал (занимался у Роберта Фалька ). А так был обычным мальчишкой, росшим в необычной среде. Война перевернула его жизнь, как и жизнь всей страны. Эвакуация с мамой и сводным братом в Бугульму. Голод, холод, рваные башмаки, плохонькая одежда… Но был Театр! Мать организовала его в Бугульме (теперь театр носит имя Баталова).

Декорации сколачивали из щитов от ящиков, из коробок, зрительские кресла мастерили из сломанных стульев. Подросток Баталов выучился тогда всем театральным ремёслам: рисовал афиши, отвечал за занавес, мастерил реквизит и декорации, топил печи, звонил в ржавый колокольчик, приглашая в зал кашляющих, усталых, голодных, замёрзших, часто раненых, в бинтах и гипсе, на костылях зрителей на спектакли. Выступали и в госпиталях. Сам Алексей Владимирович считал, что с войной и эвакуацией его «детство оборвалось резко и точно, но именно они определили его последующую жизнь». Но в этом огромном несчастье, горе, которые он в полной мере разделил со страной, было и огромное счастье: первый выход на сцену, эпизод в кино (в фильме «Зоя» 1944 г.), первая получка и продуктовая карточка «рабочего сцены», первые аплодисменты. А главное - он тогда, «задыхаясь от радости», «вкусил всю сладость ремесла», испытал «радостное в жизни - святое служение солдатам России». «Нигде и никогда я не чувствовал потом себя таким взрослым и нужным человеком».

Первая роль Алексея Баталова - фильм «Зоя», 1944 год. Алексей, школьник. Фото: Кадр из фильма

Когда пришла слава?

Театру Баталов служил совсем недолго. Окончил Школу-студию МХАТ (диплом ему подписала Ольга Книппер-Чехова ). Служа в армии, играл в Театре Советской армии, затем был принят во МХАТ. Но славы не снискал. С 1950-х стал сниматься - и вот тут успех пришёл быстро. Пять фильмов у Иосифа Хейфица , съёмки у Михаила Калатозова , Михаила Ромма , «Золотая пальмовая ветвь» в Канне у фильма «Летят журавли», ставшего легендой. Легендой, артистом, обожаемым публикой, стал и сам Баталов. Но и в кино он сыграл немного - около 40 ролей с эпизодами. Однако смог стать символом послевоенного поколения молодых людей - и рабочих, и интеллигентов. Классический репертуар в кино у него досадно мал: Голубков в булгаковском «Беге», князь Трубецкой в «Звезде пленительного счастья», ещё несколько образов. Интеллигенты, «голубая кровь».

Ну и, конечно же, Гоша! На эту роль пробовались Олег Ефремов , Виталий Соломин , он же играть категорически не хотел (уговорил Меньшов с необычайным упорством), а во время съёмок никто не ожидал в будущем такого успеха, Баталов - Госпремии СССР и уж тем более «Оскара». В фильме «Родня» героиня Мордюковой говорит: «Вон Баталов без усов, а бабы по нём сохнут!» После Гоши по Баталову, уже перешагнувшему 50-летие, буквально сходили с ума: настоящий мужчина, мужик! Надежда и опора. За его князем Трубецким, писали критики, поехали бы в Сибирь все женщины страны. За его Гошу пошли бы замуж. У него золотые рабочие руки и интеллигентность учёного. Такой и по физиономии хаму съездит, если понадобится, и запьёт в беде (живой же человек!), но «всё и всегда решать будет сам». Однако сам Баталов рассуждал о герое неожиданно жёстко: «Одинокие советские женщины его не рассмотрели как следует. Он прославил меня, и я ему, конечно, благодарен. Но разве он идеален? Не удивлюсь, если через три дня после свадьбы он ударит любимую бутылкой по голове. А почему бы и нет?»

Баталова не назовёшь экранным красавцем. Едва ли не главным в его обаянии был неповторимый голос. Юрий Норштейн говорил, что голос этот нужно «прописывать людям в терапевтических целях». Как режиссёр Баталов снял три фильма - «Шинель» по Гоголю, «Игрок» по Достоевскому и «Три толстяка» по Олеше , где сам сыграл циркача Тибула, для чего в 37 лет научился ходить по канату и без дублёра, сам прошёл на большой высоте в сложнейшей сцене («В здравом уме такого, конечно, сделать нельзя, но я пошёл на риск», - вспоминал актёр). К тому времени Баталов был уже женат вторым браком на цирковой артистке. Танцовщице на лошади, цыганке из семьи цирковых. Наверное, мир цирка с его вечным праздником и вечным риском стал и частью его собственного мира.

С Гитаной Леонтенко Баталов прожил более 60 лет, воспитывая дочь Марию , инвалида с рождения, и написал ей в больнице последние в жизни строки: «Любимая моя, бесценный дар от Бога…» От раннего юношеского брака есть дочь Надежда . Но так не хочется, вспоминая Баталова, уклоняться в угоду нынешней моде в область личного. Всё, что можно отнести к «острым углам» в его жизни, он успел прокомментировать сам и беспощадно прежде всего к себе…

Его не стало, он ушёл, как уходят сегодня один за другим люди искусства, «раньшего времени», другой эпохи. Одарённые помимо таланта игры ещё и «способностью видеть, понимать, чувст-вовать окружающий мир. А это ни выдумать, ни подменить ловкой игрой нельзя - убеждения, духовный мир, опыт, человеческое содержание». Это написано Алексеем Владимировичем Баталовым не о себе. Но мы-то понимаем - и о себе тоже.