Другое royal sovereign. Свой среди чужих. Линкор со странной судьбой

Служил в советском ВМФ, в котором носил имя «Архангельск».

«Ройял Соверин»
HMS Royal Sovereign

HMS Royal Sovereign
Служба
Великобритания
Класс и тип судна линейный корабль типа «Ривендж»
Организация Королевский флот
Строительство начато 15 января 1914 года
Спущен на воду 29 мая 1915 года
Выведен из состава флота Передан ВМФ СССР 30 мая 1944 года
Служба
СССР
Название «Архангельск»
Класс и тип судна Линейные корабли типа «Ривендж»
Организация ВМФ СССР
Введён в эксплуатацию 30 мая 1944 года
Выведен из состава флота В январе 1949 года возвращён Великобритании
Статус Разобран в 1949 году
Основные характеристики
Водоизмещение 28 000 т нормальное
31 000 т полное
Длина 189 м
176,9м по КВЛ
Ширина 27,0 м
Осадка 8,7 м
Бронирование главный пояс: 102-330 мм
траверзы: 102-152 мм
палуба: 127 мм
башни ГК: лоб - 330 мм
барбеты башен ГК: 102-254 мм
боевая рубка: 279 мм
Двигатели 24 водотрубных котлов на нефти
турбины системы Парсонса
Мощность 26 500 л. с.
Движитель 4 винта
Скорость хода 21 узла максимальная
Дальность плавания 5000 миль на 12 узлах
Экипаж 997 человек
Вооружение
Артиллерия 4 × 2 - 381-мм/42 Mk I
14 × 1 - 152-мм/50 BL Mk XII
2 × 1 - 76-мм
4 × 1 - 47-мм
Минно-торпедное вооружение 4 подводных 533-мм ТА
Медиафайлы на Викискладе

Служба в Королевских ВМС Великобритании (1915-1944)

Май 1916 года - приписан к 1-й эскадре Гранд флита . 1916 год - из-за поломки машин не смог принять участие в Ютландском сражении .

В 1920-1930-х годах «Ройял Соверен» претерпел много мелких модернизаций, в основном сводившихся к усилению зенитного вооружения. В 1924-1925 годах 76-мм орудия уступили место 102-мм одиночным зениткам (сначала двум, а затем и четырём), которые, в свою очередь, в конце 30-х заменили на спаренные. Тогда же, с 1936 года, началась установка восьмиствольных 40-мм автоматов («двухфунтовых пом-помов»), закончившаяся уже после начала боевых действий, и радаров. Угол возвышения орудий главного калибра не был увеличен, и они уступали по дальности стрельбы практически всем линкорам Второй мировой войны.

В сентябре 1939 года линкор входил в состав Флота метрополии (Home Fleet), а потом был переведён в Средиземноморский флот и 18 июля 1940 года участвовал в сражении при Пунта-Стило , однако из-за недостаточной скорости корабля Каннигэм не сумел навязать итальянским линкорам «Джулио Чезаре » и «Конте ди Кавур » решительный бой.

В 1940-1941 годах «Ройял Соверен» сопровождал атлантические конвои. В 1942 году был на короткое время приписан к Восточному флоту, базировавшемуся в Тринкомали , на о-ве Цейлон , а потом переведён в Килиндини, Кения , поскольку считался слишком устаревшим для борьбы с японским флотом.

С сентября 1942 по сентябрь 1943 года из-за плохого состояния механизмов прошёл капитальный ремонт в США , после чего прослужил один месяц в Индийском океане и был отозван в резерв.

После выхода из войны 8 сентября 1943 года Италия должна была выплатить репарации тем государствам, на территории которых её войска вели военные действия. Советское правительство хотело в счёт этих репараций получить боевые корабли основных классов, чтобы частично компенсировать потери. Но получить в то время итальянские корабли не представлялось возможным, и союзники временно передали СССР некоторое количество собственных устаревших кораблей. Одним из таких «временных» кораблей стал линейный корабль «Ройял Соверен».

К моменту передачи корабля СССР он имел следующее артиллерийское вооружение:

  • главный калибр - восемь 381-мм/42 орудий «Виккерс» в четырёх двухорудийных башенных установках;
  • противоминный калибр - восемь 152-мм/42 орудий «Виккерс» в одноорудийных казематных установках;
  • зенитный калибр дальнего боя - восемь 102-мм/45 орудий «Виккерс» в четырёх двухорудийных щитовых установках;
  • зенитный калибр ближнего боя - 24 40-мм/39 орудия «Виккерс» в двух восьмиствольных и двух четырёхствольных установках, 46 20-мм/70 орудий «Эрликон» в спаренных и 14 в одноствольных установках.

ТТХ корабля на момент передачи:

  • Водоизмещение порожнего - 28 950 т;
  • Водоизмещение стандартное - 29 150 т (при осадке носом 8,92 м, кормой 8,79 м);
  • Водоизмещение полное - 33 500 т (осадка носом 10,83 м, кормой 9,96 м).
  • Наибольшая длина 189,38 м
  • Длина по ватерлинии 187,3 м
  • Наибольшая ширина (по булям) - 32,18 м
  • Высота борта (наибольшая) - 16,54 м

По английскому штату личный состав корабля должен был насчитывать 1234 человека: 59 офицеров, 54 специалиста 1-го класса (в советском флоте - мичманы и главстаршины), 151 - 2-го и 970 - 3-го классов.

Принимающим с советской стороны и командиром сводного отряда кораблей назначили замнаркома ВМФ вице-адмирала Г. И. Левченко , начальником штаба отряда - контр-адмирала В. А. Фокина , начальником политотдела - капитана 1-го ранга Н. П. Зарембо, командиром линкора - контр-адмирала В. И. Иванова (бывшего командира линкора «Марат »). Подготовку к приёму корабля осуществляли члены советской военно-морской миссии инженер-капитаны 1-го ранга А. Е. Брыкин и П. П. Шишаев.

Литература

На русском языке

  • Гузанов В.Г. Волчий фьорд. - М. : ТЕРРА, 1998. - 320 с. - (Секретные миссии). - ISBN 5-300-01801-5 .
  • Васильев А. М. Линейный корабль «Архангельск» // Гангут. - 2001. - № 27 .
  • Савельев Е. В. От Скапа-Флоу до Ваенги на линкоре «Архангельск» // Гангут. - 1995. - № 9 .
  • Усов В. Ю. Линейный корабль «Архангельск» // Судостроение. - 1995. - № 2-3 .
На английском языке
  • Przemyslaw Budzbon. Soviet Navy at War 1941–1945. - London: Arms and Armour Press, 1989. - ISBN 0-85368-948-2 .
  • R. A. Burt. British Battleships, 1919–1939. - Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 2012. - ISBN 978-1-59114-052-8 .
  • R. A. Burt. British Battleships of World War One. - Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1986. - ISBN 0-87021-863-8 .
  • Dennis Angelo Castillo. The Maltese Cross: A Strategic History of Malta. - Westport, Connecticut: Praeger Security International, 2006. - ISBN 0-313-32329-1 .
  • Royal W. Connell, William P. Mack. Naval Ceremonies, Customs, and Traditions. - Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 2003. - ISBN 1-55750-330-3 .
  • R. J. Daniel. The End of An Era: The Memoirs of A Naval Constructor. - Penzance, UK: Periscope Publishing, 2003. - ISBN 1-55750-352-4 .
  • Ashley Jackson. The British Empire and the Second World War. - London: Hambledon Continuum, 2006. - ISBN 1-85285-417-0 .
  • Robert Jackson. The Royal Navy in World War II. - Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1997. - ISBN 1-55750-712-0 .
  • Angus Konstam. British Battleships 1939–45: Queen Elizabeth and Royal Sovereign Classes. - Oxford, UK: Osprey Publishing, 2009. - Vol. 1. - ISBN 978-1-84603-388-9 .
  • James P. Levy. The Royal Navy"s Home Fleet in World War II. - Hampshire, UK: Palgrave Macmillan, 2003. - ISBN 1-4039-1773-6 .
  • Bernard Lovell. Our Present Knowledge of the Universe. - Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1967.
  • Stephen McLaughlin. Russian & Soviet Battleships. - Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 2003. - ISBN 1-55750-481-4 .
  • Vincent P. O"Hara, W. David Dickson, Richard Worth. On Seas Contested: The Seven Great Navies of the Second World War. - Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 2010. - ISBN 978-1-59114-646-9 .
  • Vincent P. O"Hara. Struggle for the Middle Sea. - Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 2009. - ISBN 978-1-59114-648-3 .
  • Lawrence Paterson. Weapons of Desperation: German Frogmen and Midget Submarines of the Second World War. - Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 2006. - ISBN 1-59114-929-0 .
  • Peter Plowman. Across The Sea To War. - Dural Delivery Center, NSW: Rosenberg, 2003. - ISBN 1-877058-06-8 .
  • Alan Raven, John Roberts. British Battleships of World War Two: The Development and Technical History of the Royal Navy"s Battleship and Battlecruisers from 1911 to 1946. - Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1976. - ISBN 0-87021-817-4 .
  • Jürgen Rohwer.

По приказу короля Англии Карла I на верфи Вулвиче в 1635 году началось строительство корабля, целью создания которого было олицетворять могущество всего королевства. Монарх доверил это дело Финеасу Петту, который в своё время (1610 год) руководил постройкой не менее грандиозного судна «Принс Ройял», ставшее эталоном будущих десятилетий. Итак, 13 октября 1637 года на воду был спущен первый линейный корабль « Sovereign of the Seas» (сперва он назывался так), который имел три батарейные палубы со 102 бронзовыми пушками. В то время это была колоссальная сила, корабль затмил всех своих неприятелей, среди моряков он получил прозвище Золотой Дьявол.

В этот шедевр было вложено 66 тыс. фунтов стерлингов – астрономическая сумма, на эти средства можно было построить с десяток обыкновенных 40-пушечных военных судов. Для короля эта постройка вышла боком – к числу остальных прегрешений ему вспомнили ещё и «Sovereign of the Seas». Впоследствии его казнили. После принятия корабля на флот пришлось первым делом уменьшить количество пушек до 90 штук, так как перегруз орудиями просто-напросто накренил его, вызвав проблемы с остойчивостью. Парусное вооружение было модифицировано, это был первый корабль, у которого появились брамселя на фок и грот мачтах (четвёртый ярус). Судно со всех сторон было украшено великолепной резьбой, корма кешила многочисленными фигурами древних героев из позолоты, которые обошлись примерно в 7 тыс. фунтов.

В течении всего срока службы корабль трижды модернизировался, несколько раз менялось вооружение. В 1638 году было прибавлено ещё 14 пушек, из всего арсенала 20 орудий стреляли 60-фунтовыми ядрами и 8 орудий 30-фунтовыми.

В 1660 году корабль был переименован на « Royal Sovereign» ,претерпел очередную модернизацию, количество пушек было уменьшено с 120 до 100 единиц. Экипаж состоял из 800 душ – это немного затрудняло его комплектацию. В 1692 году, несмотря на свой преклонный возраст «Royal Sovereign» успел показать себя в бою при Барфлере.

При Уильяме III корабль практически не использовался и стоял в порту в качестве запаса. А в конце января 1696 года его жизнь оборвалась из-за непотушенной свечи, которая спровоцировала пожар. Таким образом, корабль прослужил аж целых 60 лет, намного пережив своего создателя-монарха.

Нашего героя началась в Портсмуте, 29 мая 1915 года, когда линейный корабль «Ройял Соверен» был спущен на воду. Но в нашу историю он попал так как с 1944 по 1949 годы служил в советском ВМФ, под именем «Архангельск».

Вообще весь боевой путь этого корабля прошел под знаком «не везло».

На момент постройки «Ройял Соверен» считался супердредноутом серии «Ривендж». Отличное для тех времен вооружение из 8-ми 381-мм орудий, хорошее бронирование. Но ход в 21 узел был, скажем так, ахиллесовой пятой корабля.

И машины стали именно тем фактором, который фактически лишил линкор боевой славы.

1916 год. Первая мировая война. Знаменитое Ютландское сражение. «Соверен» не смог принять в нем участие из-за поломки машин. Война прошла мимо.

В 1920-1930-х годах «Ройял Соверен» претерпел много мелких модернизаций, в основном сводившихся к усилению зенитного вооружения. Вместо 76-мм зениток установили 102-мм одиночные, которые, в свою очередь, в конце 30-х заменили на спаренные.

В 1936 году были установлены радары и 40-мм зенитные автоматы. Что не смогли сделать английские инженеры, так это увеличить угол возвышения орудий главного калибра. В итоге к началу новой войны линкор уступал по дальности стрельбы (22 км) всем коллегам из флотов других государств.

В начале Второй Мировой войны линкор входил в состав Флота метрополии, но быстро был переведён в Средиземноморский флот. 18 июля 1940 года пытался участвовать в сражении при Пунта-Стило, однако итальянские «Джулио Чезаре» и «Конте ди Кавур», обладая большей скоростью (28 узлов) просто смылись от англичан и за всех отдувался «Уорспайт».

Дальше «Ройял Соверен» играл роль «чемодана без ручки». Сопровождал атлантические конвои в 1940-41 годах, находился на безе на острове Цейлон, а потом его перевели в Кению, так как посчитали абсолютно непригодным для борьбы с японским флотом.

В итоге линкор оказался в США, где с сентября 1942 по сентябрь 1943 года прошёл капитальный ремонт, после чего прослужил один месяц в Индийском океане и был окончательно отозван в резерв. Где «Соверен» не ждало ничего такого перспективного.

И тут началась следующая часть его истории.

8 сентября 1943 года капитулировала и вышла из войны Италия. Как проигравшая сторона, Италия должна была выплатить репарации тем государствам, на территории которых её войска вели военные действия. В том числе и Советскому Союзу.

Наше правительство хотело в счет этих репараций получить боевые корабли основных классов, чтобы частично компенсировать понесенные потери. Но с получением итальянских кораблей возникли сложности, и был придуман роскошный выход: союзники временно передали СССР некоторое количество своих кораблей. Надо понимать, по принципу «отдай, что себе не гоже».

Об эсминцах, которые пополнили Северный флот, я уже писал. А головным кораблем в переданной эскадре, как вы уже поняли, британцы с радостью назначили «Ройял Соверен». Опрокинув, на радостях, очевидно, не одно ведро виски или рома.

В отличие от американцев, которые согласно договоренности пригнали крейсер «Милуоки»/»Мурманск» в наш порт, англичане настояли на том, что прием линкора, эсминцев и подводных лодок произошел в Англии. Пришлось направить наши команды в Британию.

3 марта 1944 года нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов подписал приказ № 0062 о формировании отряда кораблей, принимаемых от союзников, и экипажей для них, а 9 марта корабли были зачислены в списки кораблей ВМФ СССР.

Команды для кораблей были сформированы в Архангельске и 28 апреля 1944 года с очередным конвоем отправлены в Англию на пароходе «Новая Голландия».

Линкор оказался в относительно приличном состоянии, сказался, видимо, капремонт в США. Были обнаружены множественные дефекты в гидравлике. Также выявился «внезапно» большой расстрел стволов главного калибра. Но основным затруднением в приемке стало полное отсутствие фугасных снарядов.







Англичане упорно не хотели укомплектовать боекомплект корабля фугасами, мямля о нуждах и потребностях для открытия Второго фронта. Но тема была настолько избита к тому времени, что вмешавшиеся в процесс подготовки и передачи командир отряда кораблей вице-адмирал Г. И. Левченко, начальник штаба отряда контр-адмирал В. А. Фокин и командир линкора контр-адмирал В. И. Иванов фактически заставили англичан выполнять взятые на себя обязательства.

В итоге лейнеры в стволах главного калибра были заменены, а фугасы все-таки «нашлись».

30 мая состоялась церемония передачи корабля. В 11 часов 15 минут на его мачте взвился советский военно-морской флаг. С этого момента корабль стал называться «Архангельск».

И уже 17 августа 1944 года «Архангельск» с конвоем JW-59 вышел из Скапа-Флоу в Ваенгу (ныне Североморск).

Естественно, немцы не могли упустить возможности отвесить плюху противникам, тем более, что такое дело, как выход конвоя, спрятать было нереально.

В то время головная боль Британии, «Тирпитц», все еще ошивался в норвежском Альтен-фьорде, а по соседству базировалась банда из 11 эсминцев. Кроме того, в Норвежском и Баренцевом морях находилось одновременно до 50 подводных лодок.

Что мог гипотетически противопоставить «Ройял Соверен» «Тирпитцу»? 22 узла скорости против 30 и 22,4 км дальности ведения стрельбы против 36,5. Эскортных авианосцев (в конвое их было аж 4) «Тирпитц» мог особо не бояться, так как в то время его зенитная артиллерия представляла собой устрашающую силу.

16 × 105-мм (8 х 2) орудий;
16 × 37-мм одиночных орудий;
12 × 20-мм одиночных орудий;
72 × 20-мм в счетверённых установках.

Да и немецкие эсминцы серии Z на две головы превосходили американских коллег 1914-16 годов постройки.

Однако страх Гитлера перед потерей второго суперлинкора оставил «Тирпитц» на базе. И операцию по потоплению «Архангельска» взяли на себя подводники гросс-адмирала Деница.

Фактически, отряд теперь уже советских эсминцев охранял только линкор. Но борьба с немецкими подводными лодками уже к тому времени для наших моряков была делом насквозь житейским и привычным, так что две «немки» не вернулись на свои базы, а остальным в общем-то «повезло». 9-ти балльный шторм позволил кораблям оторваться от противника и прибыть в наши северные порты.

Насколько эффективными были бы действия наших моряков на старом английском линкоре, выползи «Тирпитц» из своего логова, предсказать сложно. Но присоединяюсь к мнению многих историков, шансов было бы весьма мало.

Тем не менее, вопреки ли, благодаря ли, но «Архангельск» прибыл в Ваенгу. И стал головным кораблем уже не эскадры, а фактически именно Северного флота. Линкор, крейсер, три дивизиона эсминцев, сторожевики, подводные лодки… Это уже был Флот!

Но служба «Архангельска» была странной и неоднозначной.

До конца войны линкор ни разу не покинул Кольского залива для выполнения боевых задач. Даже для огневого обеспечения наступления советских войск в середине октября 1944 г. и срыва эвакуации немецких войск из Финнмарка, хотя одно его появление в Варангер-фьорде сорвало бы все планы немцев.

Видимо, адмирал Головко боялся ответственности в случае потери корабля. Единственный раз главный калибр «Архангельска» выстрелил холостым залпом в День Победы.

До конца 1944 года «Архангельск» провел стоя на якоре, только в ноябре имел 10-12 ходовых суток. Да и то это были короткие выходы в пределах Кольского залива для боевой подготовки: учебных стрельб зенитными калибрами, радиодальномерных учений и тому подобного.

В 1945 году корабль провел в море целых 40 суток и прошел 2750 миль. Дальше – еще меньше. В 1946 году за 19 ходовых суток линкор прошел 1491 милю, а в 1947 году за 21 сутки - 1826 миль.

Видимо, в целях экономии (все равно возвращать союзникам!) ремонтов и докований корабль не проходил.

Конечная участь была весьма ожидаема.

15 января 1949 года «Архангельск» покинул Ваенгу и 4 февраля прибыл на военно-морскую базу Росайт. По возвращении корабля техники Королевского Флота провели тщательную инспекцию систем корабля и обнаружили, что большая часть оборудования непригодна для дальнейшего несения службы.

Башни главного калибра, которые не проворачивались весь период службы в ВМФ СССР были заклинены в срединном положении. Последний поход «Ройял Соверен» совершил 18 мая в шотландский Инверкитинг где и был разобран.

Странная судьба. Очень сложно судить, для чего этот старый корабль был снова введен в строй силами наших моряков, пригнан в Архангельск, но ни единым выстрелом не послужил тому, чему должен был служить.

Складывается некая тождественность с «Тирпитцем». Тот тоже не особенно себя проявил в той войне, но являлся то ли символом немецкого флота, то ли пугалом (это вернее) для робких британских адмиралов. И именно присутствие «Тирпитца» в море привело к предательству с конвоем PQ-17.

Но в основном «Тирпитц», если посмотреть серьезно, являлся мишенью для упражнений в бомбометании английских летчиков. Которые его в итоге и доконали. Не без помощи, правда, «асов» Люфтваффе.

«Архангельск» же служил мишенью для немецких подводников. Было предпринято несколько попыток потопить его, но силами противолодочной обороны Северного Флота они все были сорваны. О чем немцы, спустя 20 лет, написали в журнале «Марине Рундшау».

Но все равно, странная судьба у линкора оказалась.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

«Ройял Соверин»
HMS Royal Sovereign

HMS Royal Sovereign

Служба: Великобритания Великобритания
Класс и тип судна линейный корабль типа «Ривендж»
Организация Королевский флот
Строительство начато 15 января 1914 года
Спущен на воду 29 мая 1915 года
Выведен из состава флота Передан ВМФ СССР 30 мая 1944 года
Служба: СССР СССР
Название «Архангельск»
Организация ВМФ СССР
Введён в эксплуатацию 30 мая 1944 года
Выведен из состава флота В январе 1949 года возвращён Великобритании
Статус Разобран в 1949 году
Основные характеристики
Водоизмещение 28 000 т нормальное
31 000 т полное
Длина 189 м
176,9м по КВЛ
Ширина 27,0 м
Осадка 8,7 м
Бронирование главный пояс: 102-330 мм
траверзы: 102-152 мм
палуба: 127 мм
башни ГК: лоб - 330 мм
барбеты башен ГК: 102-254 мм
боевая рубка: 279 мм
Двигатели 24 водотрубных котлов на нефти
турбины системы Парсонса
Мощность 26 500 л. с.
Движитель 4 винта
Скорость хода 21 узла максимальная
Дальность плавания 5000 миль на 12 узлах
Экипаж 997 человек
Вооружение
Артиллерия 4 × 2 - 381-мм/42 Mk I
14 × 1 - 152-мм/50 BL Mk XII
2 × 1 - 76-мм
4 × 1 - 47-мм
Минно-торпедное вооружение 4 подводных 533-мм ТА

HMS Royal Sovereign (Корабль Его Величества «Ройял Соверин» ) - супердредноут , головной в серии из пяти кораблей типа «Ривендж» . Строился фирмой «Парсонс». Был спущен на воду в Портсмуте , Великобритания , 29 мая 1915 года. Включён в списки флота в мае 1916 года. С по 1949 годы служил в советском ВМФ, в котором носил имя «Архангельск».

Служба в Королевских ВМС Великобритании (1915-1944)

Май 1916 года - приписан к 1-й эскадре Гранд флита . 1916 год - из-за поломки машин не смог принять участие в Ютландском сражении .

В 1920-1930-х годах «Ройял Соверен» претерпел много мелких модернизаций, в основном сводившихся к усилению зенитного вооружения. В 1924-1925 годах 76-мм орудия уступили место 102-мм одиночным зениткам (сначала двум, а затем и четырём), которые, в свою очередь, в конце 30-х заменили на спаренные. Тогда же, с 1936 года, началась установка восьмиствольных 40-мм автоматов («двухфунтовых пом-помов»), закончившаяся уже после начала боевых действий, и радаров. Угол возвышения орудий главного калибра не был увеличен, и они уступали по дальности стрельбы практически всем линкорам Второй мировой войны.

В сентябре 1939 года линкор входил в состав Флота метрополии (Home Fleet), а потом был переведён в Средиземноморский флот и 18 июля 1940 года участвовал в сражении при Пунта-Стило , однако из-за недостаточной скорости корабля Каннигэм не сумел навязать итальянским линкорам «Джулио Чезаре » и «Конте ди Кавур » решительный бой.

В 1940-1941 годах «Ройял Соверен» сопровождал атлантические конвои. В 1942 году был на короткое время приписан к Восточному флоту, базировавшемуся в Тринкомали , на о-ве Цейлон , а потом переведён в Килиндини , Кения , поскольку считался слишком устаревшим для борьбы с японским флотом.

С сентября 1942 по сентябрь 1943 года из-за плохого состояния механизмов прошёл капитальный ремонт в США , после чего прослужил один месяц в Индийском океане и был отозван в резерв.

После выхода из войны 8 сентября 1943 года Италия должна была выплатить репарации тем государствам, на территории которых её войска вели военные действия. Советское правительство хотело в счет этих репараций получить боевые корабли основных классов, чтобы частично компенсировать потери. Но получить в то время итальянские корабли не представлялось возможным, и союзники временно передали СССР некоторое количество собственных устаревших кораблей. Одним из таких «временных» кораблей стал линейный корабль «Ройял Соверен».

К моменту передачи корабля СССР он имел следующее артиллерийское вооружение:

  • главный калибр - 8 381/42 орудий «Виккерс» в четырех двухорудийных башенных установках;
  • противоминный калибр - 8 152/42 орудий «Виккерс» в одноорудийных казематных установках;
  • зенитный калибр дальнего боя - 8 102/45 орудий «Виккерс» в четырех двухорудийных щитовых установках;
  • зенитный калибр ближнего боя - 24 40/45 орудия «Виккерс» в двух восьмиствольных и двух четырехствольных установках, 46 20/70 орудий «Эрликон» в спаренных и 14 в одноствольных установках.

ТТХ корабля на момент передачи:

  • Водоизмещение порожнего - 28 950 т;
  • Водоизмещение стандартное - 29 150 т (при осадке носом 8,92 м, кормой 8,79 м);
  • Водоизмещение полное - 33 500 т (осадка носом 10,83 м, кормой 9,96 м).
  • Наибольшая длина 189,38 м
  • Длина по ватерлинии 187,3 м
  • Наибольшая ширина (по булям) - 32,18 м
  • Высота борта (наибольшая) - 16,54 м

По английскому штату личный состав корабля должен был насчитывать 1234 человека: 59 офицеров, 54 специалиста 1-го класса (в советском флоте - мичманы и главстаршины), 151 - 2-го и 970 - 3-го классов.

Принимающим с советской стороны и командиром сводного отряда кораблей назначили замнаркома ВМФ вице-адмирала Г. И. Левченко , начальником штаба отряда - контр-адмирала В. А. Фокина , начальником политотдела - капитана 1-го ранга Н. П. Зарембо , командиром линкора - контр-адмирала В. И. Иванова (бывшего командира линкора «Марат »). Подготовку к приему корабля осуществляли члены советской военно-морской миссии инженер-капитаны 1-го ранга А. Е. Брыкин и П. П. Шишаев.

Напишите отзыв о статье "HMS Royal Sovereign (1915)"

Литература

  • Гузанов В.Г. «Волчий фьорд». - М .: ТЕРРА, 1998. - 320 с. - (Секретные миссии). - ISBN 5-300-01801-5 .
  • Васильев А. М. Линейный корабль «Архангельск» / «Гангут», № 27, 2001 г.
  • Савельев Е. В. От Скапа-Флоу до Ваенги на линкоре «Архангельск» / «Гангут», № 9, 1995 г.
  • Усов В. Ю. Линейный корабль «Архангельск» // Судостроение. 1995. № 2-3.

Ссылки

Отрывок, характеризующий HMS Royal Sovereign (1915)

В то время как Верещагин упал и толпа с диким ревом стеснилась и заколыхалась над ним, Растопчин вдруг побледнел, и вместо того чтобы идти к заднему крыльцу, у которого ждали его лошади, он, сам не зная куда и зачем, опустив голову, быстрыми шагами пошел по коридору, ведущему в комнаты нижнего этажа. Лицо графа было бледно, и он не мог остановить трясущуюся, как в лихорадке, нижнюю челюсть.
– Ваше сиятельство, сюда… куда изволите?.. сюда пожалуйте, – проговорил сзади его дрожащий, испуганный голос. Граф Растопчин не в силах был ничего отвечать и, послушно повернувшись, пошел туда, куда ему указывали. У заднего крыльца стояла коляска. Далекий гул ревущей толпы слышался и здесь. Граф Растопчин торопливо сел в коляску и велел ехать в свой загородный дом в Сокольниках. Выехав на Мясницкую и не слыша больше криков толпы, граф стал раскаиваться. Он с неудовольствием вспомнил теперь волнение и испуг, которые он выказал перед своими подчиненными. «La populace est terrible, elle est hideuse, – думал он по французски. – Ils sont сошше les loups qu"on ne peut apaiser qu"avec de la chair. [Народная толпа страшна, она отвратительна. Они как волки: их ничем не удовлетворишь, кроме мяса.] „Граф! один бог над нами!“ – вдруг вспомнились ему слова Верещагина, и неприятное чувство холода пробежало по спине графа Растопчина. Но чувство это было мгновенно, и граф Растопчин презрительно улыбнулся сам над собою. „J"avais d"autres devoirs, – подумал он. – Il fallait apaiser le peuple. Bien d"autres victimes ont peri et perissent pour le bien publique“, [У меня были другие обязанности. Следовало удовлетворить народ. Много других жертв погибло и гибнет для общественного блага.] – и он стал думать о тех общих обязанностях, которые он имел в отношении своего семейства, своей (порученной ему) столице и о самом себе, – не как о Федоре Васильевиче Растопчине (он полагал, что Федор Васильевич Растопчин жертвует собою для bien publique [общественного блага]), но о себе как о главнокомандующем, о представителе власти и уполномоченном царя. „Ежели бы я был только Федор Васильевич, ma ligne de conduite aurait ete tout autrement tracee, [путь мой был бы совсем иначе начертан,] но я должен был сохранить и жизнь и достоинство главнокомандующего“.
Слегка покачиваясь на мягких рессорах экипажа и не слыша более страшных звуков толпы, Растопчин физически успокоился, и, как это всегда бывает, одновременно с физическим успокоением ум подделал для него и причины нравственного успокоения. Мысль, успокоившая Растопчина, была не новая. С тех пор как существует мир и люди убивают друг друга, никогда ни один человек не совершил преступления над себе подобным, не успокоивая себя этой самой мыслью. Мысль эта есть le bien publique [общественное благо], предполагаемое благо других людей.
Для человека, не одержимого страстью, благо это никогда не известно; но человек, совершающий преступление, всегда верно знает, в чем состоит это благо. И Растопчин теперь знал это.
Он не только в рассуждениях своих не упрекал себя в сделанном им поступке, но находил причины самодовольства в том, что он так удачно умел воспользоваться этим a propos [удобным случаем] – наказать преступника и вместе с тем успокоить толпу.
«Верещагин был судим и приговорен к смертной казни, – думал Растопчин (хотя Верещагин сенатом был только приговорен к каторжной работе). – Он был предатель и изменник; я не мог оставить его безнаказанным, и потом je faisais d"une pierre deux coups [одним камнем делал два удара]; я для успокоения отдавал жертву народу и казнил злодея».
Приехав в свой загородный дом и занявшись домашними распоряжениями, граф совершенно успокоился.
Через полчаса граф ехал на быстрых лошадях через Сокольничье поле, уже не вспоминая о том, что было, и думая и соображая только о том, что будет. Он ехал теперь к Яузскому мосту, где, ему сказали, был Кутузов. Граф Растопчин готовил в своем воображении те гневные в колкие упреки, которые он выскажет Кутузову за его обман. Он даст почувствовать этой старой придворной лисице, что ответственность за все несчастия, имеющие произойти от оставления столицы, от погибели России (как думал Растопчин), ляжет на одну его выжившую из ума старую голову. Обдумывая вперед то, что он скажет ему, Растопчин гневно поворачивался в коляске и сердито оглядывался по сторонам.
Сокольничье поле было пустынно. Только в конце его, у богадельни и желтого дома, виднелась кучки людей в белых одеждах и несколько одиноких, таких же людей, которые шли по полю, что то крича и размахивая руками.
Один вз них бежал наперерез коляске графа Растопчина. И сам граф Растопчин, и его кучер, и драгуны, все смотрели с смутным чувством ужаса и любопытства на этих выпущенных сумасшедших и в особенности на того, который подбегал к вим.
Шатаясь на своих длинных худых ногах, в развевающемся халате, сумасшедший этот стремительно бежал, не спуская глаз с Растопчина, крича ему что то хриплым голосом и делая знаки, чтобы он остановился. Обросшее неровными клочками бороды, сумрачное и торжественное лицо сумасшедшего было худо и желто. Черные агатовые зрачки его бегали низко и тревожно по шафранно желтым белкам.
– Стой! Остановись! Я говорю! – вскрикивал он пронзительно и опять что то, задыхаясь, кричал с внушительными интонациями в жестами.
Он поравнялся с коляской и бежал с ней рядом.
– Трижды убили меня, трижды воскресал из мертвых. Они побили каменьями, распяли меня… Я воскресну… воскресну… воскресну. Растерзали мое тело. Царствие божие разрушится… Трижды разрушу и трижды воздвигну его, – кричал он, все возвышая и возвышая голос. Граф Растопчин вдруг побледнел так, как он побледнел тогда, когда толпа бросилась на Верещагина. Он отвернулся.
– Пош… пошел скорее! – крикнул он на кучера дрожащим голосом.
Коляска помчалась во все ноги лошадей; но долго еще позади себя граф Растопчин слышал отдаляющийся безумный, отчаянный крик, а перед глазами видел одно удивленно испуганное, окровавленное лицо изменника в меховом тулупчике.
Как ни свежо было это воспоминание, Растопчин чувствовал теперь, что оно глубоко, до крови, врезалось в его сердце. Он ясно чувствовал теперь, что кровавый след этого воспоминания никогда не заживет, но что, напротив, чем дальше, тем злее, мучительнее будет жить до конца жизни это страшное воспоминание в его сердце. Он слышал, ему казалось теперь, звуки своих слов:
«Руби его, вы головой ответите мне!» – «Зачем я сказал эти слова! Как то нечаянно сказал… Я мог не сказать их (думал он): тогда ничего бы не было». Он видел испуганное и потом вдруг ожесточившееся лицо ударившего драгуна и взгляд молчаливого, робкого упрека, который бросил на него этот мальчик в лисьем тулупе… «Но я не для себя сделал это. Я должен был поступить так. La plebe, le traitre… le bien publique», [Чернь, злодей… общественное благо.] – думал он.
У Яузского моста все еще теснилось войско. Было жарко. Кутузов, нахмуренный, унылый, сидел на лавке около моста и плетью играл по песку, когда с шумом подскакала к нему коляска. Человек в генеральском мундире, в шляпе с плюмажем, с бегающими не то гневными, не то испуганными глазами подошел к Кутузову и стал по французски говорить ему что то. Это был граф Растопчин. Он говорил Кутузову, что явился сюда, потому что Москвы и столицы нет больше и есть одна армия.
– Было бы другое, ежели бы ваша светлость не сказали мне, что вы не сдадите Москвы, не давши еще сражения: всего этого не было бы! – сказал он.
Кутузов глядел на Растопчина и, как будто не понимая значения обращенных к нему слов, старательно усиливался прочесть что то особенное, написанное в эту минуту на лице говорившего с ним человека. Растопчин, смутившись, замолчал. Кутузов слегка покачал головой и, не спуская испытующего взгляда с лица Растопчина, тихо проговорил:
– Да, я не отдам Москвы, не дав сражения.
Думал ли Кутузов совершенно о другом, говоря эти слова, или нарочно, зная их бессмысленность, сказал их, но граф Растопчин ничего не ответил и поспешно отошел от Кутузова. И странное дело! Главнокомандующий Москвы, гордый граф Растопчин, взяв в руки нагайку, подошел к мосту и стал с криком разгонять столпившиеся повозки.

В четвертом часу пополудни войска Мюрата вступали в Москву. Впереди ехал отряд виртембергских гусар, позади верхом, с большой свитой, ехал сам неаполитанский король.
Около середины Арбата, близ Николы Явленного, Мюрат остановился, ожидая известия от передового отряда о том, в каком положении находилась городская крепость «le Kremlin».
Вокруг Мюрата собралась небольшая кучка людей из остававшихся в Москве жителей. Все с робким недоумением смотрели на странного, изукрашенного перьями и золотом длинноволосого начальника.
– Что ж, это сам, что ли, царь ихний? Ничево! – слышались тихие голоса.
Переводчик подъехал к кучке народа.
– Шапку то сними… шапку то, – заговорили в толпе, обращаясь друг к другу. Переводчик обратился к одному старому дворнику и спросил, далеко ли до Кремля? Дворник, прислушиваясь с недоумением к чуждому ему польскому акценту и не признавая звуков говора переводчика за русскую речь, не понимал, что ему говорили, и прятался за других.
Мюрат подвинулся к переводчику в велел спросить, где русские войска. Один из русских людей понял, чего у него спрашивали, и несколько голосов вдруг стали отвечать переводчику. Французский офицер из передового отряда подъехал к Мюрату и доложил, что ворота в крепость заделаны и что, вероятно, там засада.
– Хорошо, – сказал Мюрат и, обратившись к одному из господ своей свиты, приказал выдвинуть четыре легких орудия и обстрелять ворота.
Артиллерия на рысях выехала из за колонны, шедшей за Мюратом, и поехала по Арбату. Спустившись до конца Вздвиженки, артиллерия остановилась и выстроилась на площади. Несколько французских офицеров распоряжались пушками, расстанавливая их, и смотрели в Кремль в зрительную трубу.
В Кремле раздавался благовест к вечерне, и этот звон смущал французов. Они предполагали, что это был призыв к оружию. Несколько человек пехотных солдат побежали к Кутафьевским воротам. В воротах лежали бревна и тесовые щиты. Два ружейные выстрела раздались из под ворот, как только офицер с командой стал подбегать к ним. Генерал, стоявший у пушек, крикнул офицеру командные слова, и офицер с солдатами побежал назад.
Послышалось еще три выстрела из ворот.