Обогащение словаря по теме грибы ягоды. Лексическая тема: «Осень. Деревья. Составление описательных рассказов о грибах

Тема: «Лес. Грибы и ягоды»

1. Выучить названия грибов - подосиновик, подберезовик, лисичка, сыроежка, боровик, опенок, масленок, мухомор, моховик. Какой из перечисленных грибов лишний? Объясни почему.

2. Выучить названия ягод - черника, брусника, земляника, малина, ежевика, морошка, клюква. Рассказать, где растут эти ягоды. Разделить слова на слоги.

4. «Один - много» - назвать во множественном числе.

Боровик - боровики, Подосиновик -….., Подберезовик -…..,
Сыроежка -….., Лисичка -….., Мухомор -

5. Назвать существительные в родительном падеже (много чего?)

гриб - много грибов, лисичка - ….., боровик - …., шляпка - ….., сыроежка - ……, черника - ….., брусника -
малина -

6. «Назови ласково»:

Боровик - боровичок, Моховик - …., Корзина - …, Лес..,
Поляна - …

7. Прослушай текст. Ответь на вопросы полными предложениями. Подготовь пересказ текста.

Кислая клюква растет на болоте. Кто не видел, как растет клюква, может ходить по ней и не видеть ее. Черника растет - ее видишь: рядом с листиком ягоды. Их так много, что место синеет. Голубика растет кустиком. В глухих местах встречается и костяника - красная ягода кисточкой, кислая. Единственная ягода у нас клюква невидима сверху.

Как растет клюква?
. Какие еще ягоды растут в лесу?
. Как они растут?
. Какая ягода невидима сверху?

8. Что приготовили?

Варенье из черники - черничное варенье, компот из брусники - …..,
Чай из земляники - …….., суп из грибов - …, икра из грибов - ……..

9. Объясни слова: ПОДОСИНОВИК, ПОДБЕРЕЗОВИК.



Тема: «Лес. Грибы и ягоды»

1. Отгадай загадки:
Вот стоит кто - то важный
На беленькой ножке,
Он в шапочке красной,
На шапке - горошки. (Гриб Мухомор)

Что за бусинка вот тут
На стебле повисла?
Глянешь - слюнки потекут,
Сразу станет кисло. (Ягода клюква)

* Вспомни и назови грибы и ягоды, которые ты знаешь. (Подосиновик, лисички, опята, подберезовик, сыроежки, мухомор, черника, брусника, морошка, земляника, малина, клюква) Скажи, где растут грибы? Какой гриб есть нельзя? Почему?

2. Объясни, почему гриб называется подберезовик?, подосиновик?(Потому, что он растет под березой, под осиной)

3. Отхлопай слова, определи в них количество слогов. (Ребенок хлопает в ладоши, делит слово на слоги. Сколько раз хлопнул - столько в слове слогов.) КЛЮК - ВА, ГРИБ, Я - ГО - ДА, МА - ЛИ - НА.

4. «Один - много»

Гриб - грибы
. Подосиновик -
. Мухомор -
. Ягода -
. Лисичка -

5. Посчитай грибы до 5, правильно согласовывая слова: ГРИБ, ПОДОСИНОВИК, ЛИСИЧКА, СЫРОЕЖКА. (Например: 1 лисичка, 2 лисички, 3 лисички, 4 лисички, 5 лисичек)

Существительные:

боровик, подосиновик, подберёзовик, мухомор, лисичка, сыроежка, гриб, ножка, шляпка, лес, поляна, мох, пень, корзина, маслёнок, опёнок, моховик, груздь, рыжик, волнушка, поганка, грибница, чаща, лукошко, грибник, клубника, смородина, крыжовник, малина, черника, брусника, морошка, клюква, земляника, компот, варенье.

Глаголы:

расти, стоять, прятаться, краснеть, вырастать, варить, собирать, готовить, резать, сушить, солить, мариновать, заблудиться, аукать.

Прилагательные:

белый, красный, рыжий, маленький, старый, съедобный, несъедобный, червивый, грибной (дождь, лето, поляна, год), малиновый, клубничный, черничный, брусничный, клюквенный, морошковый, земляничный.

Наречия:

рядом, далеко, близко.

Пальчиковая гимнастика

КОРЗИНА С ЯГОДАМИ

Вот корзина - так корзина!

В ней крыжовник,

В ней малина,

И лесная земляника,

И садовая клубника,

Там брусника и черника!

К нам ты в гости приходи-ка!

Ягод, что найдём мы в ней,

Нет полезней и вкусней!

С. Васильева

(Изображают удивление, раз- водят руки в стороны.)

(Загибают пальцы, начиная с большого, одновременно

на правой и левой руках.)

(Делают приглашающий жест - движение руками на

себя.)

(Поочерёдно ритмично ударяют о кулак и ладонь о ладонь.)

Координация речи с движением « Мы идём в осенний лес»

Цели: учить координировать речь с движением, развивать творческое воображение, закреплять в речи

существительные - названия грибов, развивать мелкую моторику.

Мы идём в осенний лес.

А в лесу полно чудес!

Дождь вчера в лесу прошёл -

Это очень хорошо.

Будем мы грибы искать

И в корзинку собирать.

Вот сидят маслята,

На пеньке - опята,

А во мху - лисички,

Дружные сестрички.

«Подосиновик, груздок,

Полезайте в кузовок!

Ну, а ты, мухомор,

Украшай осенний бор».

И. Михеева

(Маршируют на месте.)

(Разводят руки в стороны, «удивляются».)

(Потряхивают ладонями обеих рук.)

(Хлопают в ладони.)

(Приставляют ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону.)

(Сводят руки перед собой - «корзина».)

(Загибают по одному пальцу на обеих руках

одновременно на каждое название грибочка.)

(Делают манящие движения руками.)

(Грозят указательным пальцем правой руки.)

Скороговорка

Цели: развивать общие речевые навыки: чёткость дикции, правильное звукопроизношение, правильное голосоведение.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям соревнование: кто быстрее и правильнее произнесёт скороговорку.

У пеньков опять пять опят.

Диалог

Цель: развивать общие речевые навыки, работать над интонационной выразительностью речи.

-Мы с тобой шли?

-Шли.

-Подберёзовик нашли?

-Нашли.

-Я тебе его дал?

-Дал.

-Ты его взял?

-Взял.

-Так где же он?

-Кто?

-Подберёзовик.

-Какой?

-Мы с тобой шли?

- Шли.

И т. д.

Игра «Кто заблудился?»

Цели: развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Представьте, что мы с вами пошли в лес, кто-то заблудился и кричит «Ау!». Один из детей поворачивается спиной к остальным. Дети по очереди произносят «Ау!» с разной громкостью голоса (ближе, дальше). Ребёнок, стоящий спиной, отгадывает, кто «кричал».

Игра «В лесу»

Цели: активизировать и обогащать словарь детей по лексической теме «Грибы».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать рассказ и дополнить его. Можно выставить перед детьми картинки с изображением грибов.

Наступила осень. Зайдёшь в лес и ахнешь. Деревья в золотом уборе стоят, сквозь ветви пробиваются солнечные лучи. Посмотришь вокруг и поймёшь - не зря говорят, что осенний лес дарами богат. Вот под осинкой мелькают красные шляпки. Это дружная семейка. А под берёзкой стройные (…) стоят. Зайдёшь дальше в лес и увидишь рыжие шляпки во мху. Раздвинешь мох руками, а там сестрички - (…) притаились. А это что за грибочки на пенёчке сидят? Опытный грибник сразу поймёт, что это (…). Но тому больше всех повезёт, кто в глубине лесного бора самый важный гриб отыщет - (…).

Лексическая тема : Лес. Грибы и лесные ягоды .

1. Рассмотреть с ребёнком иллюстрации грибов .

Побеседуйте о том, что в лесу растут ягоды и грибы . Ягоды растут на кустах или на веточках, грибы растут под деревьями, во мху, в траве.

Повторить обобщающие слова «грибы » , «ягоды » ;

Пусть ребёнок вспомнит и расскажет о том, какие грибы и ягоды мы называем несъедобными.

2. Предложите ребёнку рассказать о грибе по картинке-схеме

Например : Это лисичка. Лисичка – съедобный гриб . Лисичка растёт в лесу, в траве под берёзами. Лисичка жёлтая, ароматная. У лисички круглая шляпка и тонкая ножка.

3. Предложите ребёнку рассказать о лесной ягоде по картинке-схеме .

Например : Это черника. Она растёт в лесу на низких кустиках под деревьями. Черника мелкая, круглая, чёрная, мягкая, сладкая. Из черники можно приготовить черничный компот, черничное варенье, черничный пирог.

4. Поиграйте в игру с мячом «Весёлый повар» .

Вы называете блюдо, приготовленное из ягод , и бросаете ребёнку мяч; ребёнок называет то же блюдо, употребив прилагательное, и возвращает вам мяч.

Варенье из малины. – Малиновое варенье.

Варенье из земляники. – Земляничное варенье.

Варенье из черники. – Черничное варенье.

Варенье из брусники. – Брусничное варенье.

Компот из земляники. – Земляничный компот.

Компот из черники. – Черничный компот.

Компот из брусники. – Брусничный компот.

Повидло из земляники. – Земляничное повидло.

Повидло из брусники. – Брусничное повидло.

Повидло из ежевики. – Ежевичное повидло.

Пюре из клюквы. – Клюквенное пюре.

5. Предложите ребёнку послушать, а затем выучить стихотворение О. Высотской «Грибок » .

Грибок

Мы в лесок пойдём,

Мы грибок найдём

В шапочке нарядной

Светло-шоколадной.

Ты не прячь, грибок ,

Под листок свой бок!

Ты ребятам нужен

К вечеру на ужин.

Публикации по теме:

НОД в старшей группе по ОБЖ «Съедобные грибы и ягоды, ядовитые грибы и растения» Цель: Подготовить ребёнка к безопасной жизни в окружающей среде - природной, в условиях детского сада и семьи; закреплять знания детей о.

Рекомендации для родителей по лексической теме «Зимующие птицы» Тема недели: «Зимующие птицы» Сыграйте с ребенком в следующие игры: 1. «Один – много» (образование множественного числа) Взрослый говорит:.

Уважаемые родители!В период с 12.09.16 по 30.09.16 тема наших занятий "Осень". Цель темы: формировать элементарные представления об осени.

Рекомендации учителя-логопеда для родителей по лексической теме «Насекомые и пауки» в подготовительной к школе группе Лексическая тема: «Насекомые и пауки» 1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки насекомых и пауков и напомнить ему, чем они отличаются (можно.

Рекомендации учителя-логопеда для родителей по лексической теме «Рыбы» в подготовительной к школе группе Лексическая тема: «Рыбы» 1. «Отгадай загадки» Он, как дом огромный, Но спокойный, скромный. В море ест и в море спит- Так живет на свете….

Рекомендации учителя-логопеда для родителей старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме «Осень» Лексическая тема “Осень. Признаки осени” 1. Ответить на вопросы: - Какое сейчас время года? - Назови осенние месяцы. - Какая погода на.

Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных : гриб, ножка, шляпка, боровик, подберезовик, подосиновик, лисичка, опёнок, маслёнок, опята, мухомор, поганка, дерево, пень, лес, грибник, корзина, нож, сыроежка, грибница;
прилагательных : съедобный, ядовитый, червивый, белый, оранжевый, коричневый, рыжий, полезный, красивый, толстый, тонкий, высокий, низкий; глаголов : искать, находить, срезать, класть, перебирать, варить, жарить; наречий : быстро, медленно, вкусно, вредно, плохо; предлогов : на, под, из-под, из-за, возле, между.

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных
Упражнение «На¬зови ласково» (детям от 4 лет)
Гриб – грибок
Боровик – боровичок
Сыроежка – сыроежечка
Подосиновик – подосиновичек

Образование множественного числа существительных в Им.п.и Род.
Упражнение "Один - много" на употребление существительного множественного числа в родительном падеже.
Боровик - боровики - много боровиков
Сыроежка – сыроежки - много сыроежек.
Опенок – опята - много опят. И т. д.

Образование прилагательных от существительных (гриб - грибной).
Игра «Скажи по-другому».
Суп из грибов - грибной суп.
Место, где растет много грибов- грибное место.
Пора, когда вырастает много грибов,- грибная пора.
Начинка из грибов - грибная начинка.
Пирог с грибами - грибной пирог.
Образование сложных слов
под березой - подберезовик
под осиной – подосиновик

Знакомство с многозначностью слов
лисичка-гриб, ласковое название животного

Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными. Для детей 6-7 лет усложняем задание прилагательным (один белый гриб…., два крепких опёнка…)
1 гриб, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
1 лисичка, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
1 опенок, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ... И т.д.

Упражнение «Где спрятался грибок» (отработка предлогов)
Лисички под листочком, боровик за пеньком, опята около бревна…… и т.д.

Упражнение "Скажи наоборот, заканчивая предложение" на подбор антонимов.
Старый гриб большой, а молодой - ...
У боровика ножка толстая, а у подосиновика - ...
Опята съедобные грибы, а мухоморы - ...

ИГРЫ С РЕЧЕВЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ

Самомассаж подушечек пальцев

(на каждую строчку – разминание подушечки одного пальца):
Вылезли на кочке мизинец
мелкие грибочки: безымянный
грузди и горькушки, средний правая рука
рыжики, волнушки. указательный
Даже маленький пенек большой
Удивленья скрыть не мог. большой
Выросли опята, . указательный
Скользкие маслята, средний левая рука
Бледные поганки безымянный
Встали на полянке мизинец

Пальчиковая гимнастика

Я корзину в лес беру,
Там грибы я соберу.
Удивляется мой друг: Показывают удивление,
«Сколько здесь грибов вокруг!» разводят руки в стороны.
Подосиновик, масленок, Поочередно сгибают
Подберезовик, опенок, пальчики на обеих руках,
Боровик, лисичка, груздь - начиная с мизинца правой руки.
Не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки
Найду я на опушке.
Возвращаюсь я домой,
Все грибы несу с собой.
А мухомор не понесу. Большой палец левой руки
Пусть останется в лесу! отставляют, грозят ему.

Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.

Этот гриб - любимец мой,
С ножкой толстой и прямой.
Красной шляпкой он накрылся,
Под осинкой схоронился. (Подосиновик)

Эти славные сестрички не едят цыплят.
Эти дружные сестрички рядышком стоят.
Словно желтенькие кнопки
В мох воткнулись возле тропки. (Лисички)

Стоит мужичок -
Коричневый колпачок. (Подберезовик)

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я... (Подосиновик)

Пока дети - каждый в берете,
Повзрослели - шляпы надели. (Грибы)

Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошел,
Красну шапочку нашел. (Гриб)

Выучить стихотворение (любое)

Боровик.
По дорожке шли,
Боровик нашли.
Боровик боровой
В мох укрылся с головой.
Мы его пройти могли,
Хорошо, что тихо шли.
А. Прокофьев

Народная песенка
Я по лесу по зеленому бреду,
Я грибочки в кузовок соберу,
Я в осиннике рыжики беру,
По березничку - березовики,
По сосновым пням - опеночки,
А под елкой - белый гриб-боровик.

В лесу
Мы пошли по ягоды в дальний лес.
Видимо-невидимо там чудес!
Мы видали рыжего муравья,
Повстречали белочку у ручья.
Отыскали беленький мы грибок,
Положили бережно в кузовок.
Ну, а спелой ягоды там не счесть!
Как домой воротимся, станем есть.
Мы в лесу гуляли бы до утра,
Да уж вечер близится - спать пора.
Н.Саконская

Маслёнки
Несмышленыши-маслёнки
Запелёнуты в пелёнки,
А маслёнки-старички
Носят все воротнички.

Белый гриб (Боровик)
Поддаваться не привык:
Целый день в лесу бродили
Все его не находили.
Наконец, нас пожалел он
И шагнул навстречу смело.
Ай да гриб, богатырь!
Вот ведь как раздался вширь,
С белоснежной крепкой ножкой
Еле-еле влез в лукошко!

Желтые Лисички
Елку стерегут,
Желтые Лисички
Нас к себе зовут.
Соберем их быстро
Мы без суеты,
Только вот скажите:
Где у вас хвосты?
Каждая лисичка
Быть должна с хвостом,
А иначе имя
Это ни при чем!

* * *
С красной шляпкой в белых точках
Здесь красуются грибочки.
Словно все сошли с картинки -
Так и просятся в корзинку,
Тут набрать их можно гору.
Да ведь это Мухоморы !
Очень гриб собой хорош,
Только нас не проведешь,
Потому что он, по слухам,
Вреден всем, не только мухам!

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ЯГОДЫ".

Ягоды растут на деревьях, кустах, на болоте, на низеньких кустиках.

Из ягод можно приготовить компот, кисель, морс, пирог, желе.

ИГРА "КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? "
Кисель из вишни, какой? - Вишнёвый.
Пирог с малиной? - Малиновый.
Сок из смородины? - Смородиновый.
Компот из земляники? - Земляничный.
Морс из клюквы? - Клюквенный.

ИГРА "КАКОЕ ВАРЕНЬЕ".
Малина – малиновое варенье
Черника – черничное варенье
Земляника – земляничное варенье
Клюква – клюквенное варенье
Брусника – брусничное варенье и т.д.



СКАЖИ, КАКАЯ ЯГОДА:
Брусника какая? Красная, кислая, мелкая.
Малина какая? Розовая, крупная, сладкая, сочная.
Черника какая? Синяя, сладкая, мелкая.

ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРЕДЛОГАМИ:
Ягоды рябины растут... дереве.
Ягоды крыжовника падают... куста.
Ягоды клубники сорвали... веточки.
Ягоды ежевики выложили... корзины.
Кустики черники искали... траве.
Ягоды смородины выглядывали... листиков.

СКАЖИ НАОБОРОТ:
Клубника крупная, а малина...
Крыжовник твёрдый, а черника...
Ежевика сладкая, а смородина...
Рябина горькая, а клубника...

ПОДБЕРИ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СЛОВ - ДЕЙСТВИЙ:
Ягоды на веточках (что делают?) растут, зреют, поспевают, созревают, наливаются соком.
Ягоды с веточек...
Люди в лесу ягоды...
Из ягод сок...
В стакан сок...
Варенье, (повидло, джем) из яблок...
В корзину ягоды...

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЯ СОЮЗЫ "ЧТОБЫ" И "ПОТОМУ ЧТО":
Мама купила ведро вишен, чтобы...
Мама перебрала смородину, чтобы...
Мама купила Саше клубнику, потому что...
Мама посушила ягоды шиповника...
Вова не стал есть крыжовник...
Малину перетёрли с сахаром...

СОСТАВЛЯТЬ ОПИСАТЕЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ О ЯГОДАХ:
Название.
Где растет?
Внешний вид.
Какая на вкус?
Что из неё готовят?

ГДЕ РАСТЁТ ЯГОДА.

Кислая клюква растет на болоте. Собирать ее можно и весной, когда растает снег. Кто не видел, как растет клюква, может ходить по ней и не видеть ее. Черника растет – ее видишь: рядом с листиком ягоды. И так их много, что место синеет. Голубика растет кустиком. В глухих местах встречается и костяника – красная ягода кисточкой, кислая ягода. Единственная ягода у нас - клюква - невидима сверху.

ВОПРОСЫ:
Как растет клюква?
Какие еще ягоды растут в лесу?
Как они растут?
Какая ягода невидима сверху?

ПЕРЕСКАЗ.

СБОР ЯГОД.

С веток ягоды снимаю
И в лукошко собираю.
Ягод – полное лукошко!
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть –
Легче будет к дому путь.
И поем еще малинки.
Сколько ягодок в корзинке?
Раз, два, три, четыре, пять…
Снова буду собирать

ЗАГАДКИ О ЯГОДАХ.

Мала, как мышь,
Красна, как кровь,
Вкусна, как мёд. (Вишня)



В сенокос - горька,
А в мороз - сладка,
Что за ягодка? (Калина)

Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет, другая чернеет. (Красная и чёрная смородины)

Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла,
Здесь дрозды, скворцы снуют,
И, галдя, его клюют. (Рябина)

Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина)

Низок, да колюч,
Сладок да пахуч,
Ягоды сорвешь - всю руку обдерешь. (Крыжовник)

Длинноножка хвалится -
Я ли не красавица,
А сама-то - косточка
Да красненькая кофточка. (Вишня)

Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный (Арбуз)

К нам приехали с бахчи полосатые мячи. (Арбуз)

Мала, как мышь,
Красна, как кровь,
Вкусна, как мед. (Вишня)

Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица. (Земляника)

На припеке у пеньков много тонких стебельков,
Каждый тонкий стебелек держит алый огонек,
Разгребаем стебельки-собираем огоньки. (Земляника)

И красна, и кисла
На болоте росла. (Клюква)