Британские средние танки. Современные танки и бронетехника великобритании. Тяжёлые танки Великобритании

Символом британского танкостроения в годы между двумя мировыми войнами был тяжелый пятибашенный танк А Т Independent. Эта машина стала объектом пристального внимания специалистов многих стран и, без сомнения, послужила прототипом при создании советского тяжелого танка Т-35 и германского Nb.Fz

Как известно, к строительству танков англичане приступили еще в годы Первой мировой войны, К ее окончанию они имели многочисленные и организационно оформленные танковые войска - Royal Armoured Corps (RAC) - Королевский танковый корпус.

В последующие же 20 лет английское танкостроение находилось почти на "точке замерзания". Причин тому было несколько. Прежде всего, в Великобритании затянулась дискуссия о роли и месте танков в современной войне. Неопределенность по этому вопросу у военных тормозила разработку соответствующих тактико-технических требований и выдачу заказов промышленности. Сыграла свою роль и географическая особенность государства - нападать англичане ни на кого не собирались, а реального противника в Европе у них долгое время не было.
Такое положение привело к тому, что за этот период времени британская промышленность изготовила всего несколько сот танков, конструкцию которых трудно назвать новаторской. Наиболее же интересные идеи их создателей либо воплотились в опытные и экспериментальные образцы, оставшиеся невостребованными, либо просто не нашли применения у себя на родине.

Окончание споров в СССР и Германии о роли танков и последовавшее вслед за этим массовое развертывание танковых войск в этих странах заставило британских военных выйти из состояния спячки. Начиная примерно с 1934 года разработка бронетанковой техники в Великобритании резко активизировалась.

К этому времени в основном определились и взгляды военного руководства на тактическое применение танков. В соответствии с ними в Англии танки разделили на три класса: легкие, пехотные и крейсерские. Причем позже других сформировалась концепция именно крейсерских танков. На первых порах их функции должны были выполнять легкие боевые машины - скоростные и маневренные. Главной же задачей пехотных танков стала непосредственная поддержка пехоты на поле боя. Эти машины имели ограниченную скорость и мощное бронирование. Порой доходило до абсурда: коробка передач пехотного танка "Матильда I", например, имела всего одну скорость - считалось, что этого вполне хватает.

В 1936 году англичане считали достаточным вооружать танки только пулеметами. Здравый смысл, правда, вскоре восторжествовал, и сначала на крейсерских, а затем и на пехотных машинах появилась 2-фунтовая пушка. Ее возможности, впрочем, были весьма ограничены - в боекомплекте отсутствовали осколочно-фугасные снаряды.

Катастрофа в Дюнкерке заставила англичан несколько пересмотреть свои взгляды. На легкие танки теперь возлагались только разведывательные функции, да и то их в ходе войны постепенно передавали бронеавтомобилям. Роль пехотных танков, единственно неплохо зарекомендовавших себя в боях на континенте, практически не изменилась, а усилия по их совершенствованию сводились к увеличению мощи вооружения и броневой защиты.

В то же время, разворачивавшиеся боевые действия в Северной Африке выявили огромную потребность армии в надежном и полноценном танке для самостоятельных бронетанковых соединений. HVi один из состоявших тогда на вооружении британской армии крейсерских танков в полной мере этим требованиям не отвечал. Остается лишь удивляться, что страна, строившая прекрасные корабли, самолеты и автомобили, в течение нескольких лет не могла достичь необходимой эксплуатационной надежности танковых двигателей и элементов ходовой части. Решить эти вопросы англичане смогли только к 1944 году. К этому времени существенно снизились значение пехотных танков и их удельный вес в танковых частях. Крейсерский же танк все больше приобретал черты универсального. Вскоре после завершения Второй мировой войны англичане отказались от деления танков на классы по назначению.


Ведущим разработчиком и производителем бронетанковой техники в Великобритании в 1930 - 1940 тт. была фирма Vickers-Armstrong Ltd. При ее участии была создана едва ли не половина всех британских танков, участвовавших во Второй мировой войне. На фото - Польские танки Викерс в цеху


Сборка крейсерских танков Мк II в цехе завода фирмы BRCW, 1940 г. На переднем плане - стенды для сборки башен

Изготовление корпуса танка Мк V «Ковенантер» в цехе завода фирмы LMS


Крейсерский танк Мк V "Ковенантер" в


Опытный образец танка А43 Black Prince ("Черный принц"), 1945 г. Эта машина, разработанная на базе пехотного танка "Черчилль" и вооруженная 17-фунтовой пушкой, представляет собой попытку создания полноценного английского тяжелого танка

Для 1940-х годов конструкцию и технологию сборки английских танков нельзя признать прогрессивными. Корпуса и башни (если последние не выполнялись цельнолитыми) собирались при помощи болтов на каркасах или бескаркасным методом ("Валентайн"). Сварка применялась крайне ограниченно. Броневые листы, как правило, располагались вертикально, без каких-либо углов наклона. Ни по броневой защите, ни по огневой мощи танки Великобритании, особенно во второй половине войны, не могли конкурировать с немецкими.

Отставали от реальных потребностей и темпы танкового производства накануне и во время Второй мировой войны. Например, к декабрю 1938 года промышленность должна была поставить армии более 600 крейсерских и около 370 пехотных танков. Однако первых выпустили всего 30, а вторых - 60. Год спустя в армию поступило только 314 танков всех типов. В результате Британия вступила в войну, имея немногим более 600 танков, из которых более половины - легкие. Всего же за годы войны англичане произвели 25 116 танков, около 4000 САУ и ЗСУ. Причем значительная часть последних была изготовлена с использованием шасси устаревших и снятых с вооружения машин. Говоря о производстве танков в Соединенном Королевстве, следует учитывать, что значительная часть выпущенных в военный период боевых машин на фронт так и не попала" и использовалась в учебных целях.

Танки Великобритании Челленджер 1 Challenger относится к третьему послевоенному поколению. Он представляет собой дальнейшее развитие и разрабатывался с середины 1970-х гг. Техническим управлением военных машин и техники и фирм ой Vickers. Прототипом для него стал экспортный Shir2, конструкцию которого доработали, создав тем самым Challenger I. С 1983 по 1989 г. изготовили 420 таких машин для британской армии. Их сняли с вооружения в конце 2000 г., однако с 1999 г. эти танки поставлялись в Иорданию под названием ALHussein. Всего отправлено 303 ед.

Танки Великобритании Челленджер

«Челленджер 1» - танк классической компоновочной схемы. Боевая масса 62 т. Корпус и башня сварные, изготовлены из комбинированной брони «Чобхем». Днище корпуса имеет V-образную форму для ослабления воздействия противотанковых мин. В передней части машины находится отделение управления. Боевое отделение и башня занимают среднюю часть. Моторно-трансмиссионное отделение в кормовой части. В башне установлена 120-мм нарезная пушка L11A5. Углы наведения орудия в вертикальной плоскости от -10 до +20 градусов.

L11A5 120мм нарезная пушка, остальные танки мира используют гладкоствольное орудие

Боекомплект из 64 выстрелов раздельного заряжания размещается в отделении управления и в боевом отделении. Справа от орудия установлен 7,62-мм пулемёт, спаренный с пушкой. Зенитный пулемёт расположен над люком командирской башенки. На машине применена автоматизированная система управления огнём, состоящая из лазерного прицела-дальномера и электронного баллистического вычислителя. В случае необходимости предусмотрена возможность вести огонь с места командира. Так же имеется индикатор лазерного облучения с выдачей сигнала экипажу.
Моторно-трансмиссионный блок массой 5,49 т расположен в корме. Что характерно для замены в полевых условиях требуется всего 45 мин. Основной двигатель - 12 цилиндровый V -образный дизель Condor с турбонадувом мощностью в 1200 л.с. Есть и вспомогательный дизель мощностью 37 л.с., служащий для привода электрогенератора, запуска основного двигателя и подзарядки аккумуляторных батарей.

Танк Челленджер 1 выступил в главной роли от Великобритании в войне в Персидском заливе для операции Granby

На «Челленджере 1» впервые применена автоматическая гидромеханическая трансмиссия с гидрообъёмной передачей в приводе механизма поворота. Она позволяет плавно производить поворот машины, что улучшает управляемость.

  • Скорость - 56 км /ч.
  • Запас хода - 400 км.
  • Подвеска танка - нерегулируемая поршневая гидропневматическая.

С каждого борта установлено по шесть сдвоенных опорных и четыре сдвоенных поддерживающих обрезиненных катка. Гусеница с металлическим и шарнирами и съёмными резиновыми подушками.
У «Челленджера 1» есть три модификации: Mk 1, Мк 2 и Мк 3. На танках Mk l устанавливалась 120-мм пушка L30, в боекомплект которой включены снаряды с обеднённым ураном. На Мк 2 в кормовой части есть два дополнительных 200-литровых наружных топливных бака, на МкЗ - дополнительная активная и пассивная защита передней части и бортов.

Challenger 2 последний из основных боевых танков Великобритании. Весит 63 тонны

Танк Великобритании Challenger 2 разработан фирмой Vickers в 1988 г. Он представляет собой модернизированный Challenger 1, в котором изменена конструкция башни, пушки и системы управления оружием. Серийное производство началось в 1994 г. Сейчас 386 танков стоят на вооружении британской армии, 38 - на вооружении армии Омана.

Челленджер 2 останется в британской армии до 2035 г.

Королевский шотландский драгунский гвардейский полк. Германия. 1998 г. окрас боевой машины

Корпус и башня Challenger 2 выполнены из комбинированной брони «Чобхем» второго поколения. Башня спроектирована с учётом опыта при создании Mk7 и . Боевая масса 62,5 т.
В боекомплект нарезной пушки L30A1 входят бронебойно-подкалиберные снаряды с сердечником из обеднённого урана. Боекомплект - 52 снаряда раздельного заряжания.

Фото выстрела из ЧЕЛЕНДЖЕР 2

Система управления огнём - модернизированный компьютер американского танка М1А1 Abrams («Абрамс»), стабилизированный дневной прицел командира аналогичен установленному на французском танке Leclerk, основной прицел наводчика тоже французский с лазерным дальномером и тепловизионным блоком.

Над стволом Челленджер 2 расположен тепловизор, его хорошо видно на фото. Это позволяет экипажу видеть тепловые изображения любых «горячих точек», транспортных средств, солдат и т.д

Трансмиссия новая, гидропневматическая подвеска и ходовая часть модернизированы. На корпусе размещены два внешних топливных бака. Двигатель прежний - Condor.

Двигатель Condor 1200 лошадиных сил позврляет танку развивать максимальную скорость 37 миль

Установлена фильтровентиляционная установка и автоматическое пожарное оборудование. Имеются варианты командирских танков.
Challenger 2 , доработанные для жаркого климата, поставлялись в Оман.

Челленджер 2 на фоне горящих нефтяных скважин Персидский залив

Разработчиком создана экспортная модификация Challenger 2Е, которая рассматривается как вариант модернизации танков, находящихся на вооружении британской армии.

Долгое время среди английских военных преобладало мнение, что разведку должны вести колесные бронированные машины (БРМ - "боевая разведывательная машина", англ. Combat Vehicle Reconnaissance). Однако в середине 60-х годов когда появилась броня на основе алюминиевых сплавов, появилась возможность создать легкую аэротранспортабельную гусеничную машину с использованием автомобильных узлов и агрегатов, что значительно удешевляло и ускоряло производство. В 1964 году созданием такого танка занялась фирма "Элвис".

В 1968 году первые образцы успешно прошли испытания, а в 1972 году его приняли на вооружение под названием "Скорпион" FV-101. На машине используется коммерческий 6-цилиндровый бензиновый двигатель жидкостного охлаждения "Ягуар" мощностью 195 л. с. Трансмиссия механическая, планетарная с дифференциальным механизмом поворота. Коробка передач обеспечивает по 7 передач переднего и заднего хода. По устройству трансмиссия подобна трансмиссии "Чифтен" , но значительно меньше по размерам и массе. Подвеска индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами на передних и задних узлах.

28 июля 1914 года над Европой загремела канонада новой войны. Тогда ещё никто не предполагал, что этот конфликт станет глобальной борьбой на истощение. Все участники планировали разбить своих противников за несколько месяцев решительного наступления. Но в схватку ввязывались всё новые государства, армии несли огромные потери, и в конце концов Европа оказалась перечёркнутой линиями окопов от северных до южных морей. Наступления приносили всё меньше результатов: десятками, а то и сотнями тысяч убитых расплачивались буквально за несколько отвоёванных километров. В попытках как-то переломить патовую ситуацию участники войны изобретали всё новые средства уничтожения. Именно в эти годы появились отравляющие газы, огнемёты, впервые был применён самолёт-истребитель. И именно тогда в Британии изобрели танк.

Впервые танки участвовали в бою 15 сентября 1916 года на реке Сомма. Бронированные чудовища проломили немецкую оборону, однако результат был достигнут только на тактическом, но не на оперативном уровне. Вообще, в Первой мировой войне танки не сыграли решающей роли. Ещё более двух десятилетий должно было пройти, чтобы новая военная техника сполна раскрыла свой потенциал. За эти годы предстояло не только усовершенствовать конструкцию танков, но и научиться правильно их применять. Удивительно, но у британцев — пионеров танкостроения — проблемы возникли как с первым, так и со вторым аспектом.

Как обычно, главной причиной этих проблем был человеческий фактор. Начнём с того, что в Военном министерстве Британии было немало откровенных противников развития бронетанковых сил. Историк Д. Браун писал о том, что отношение военных чиновников к танковому корпусу было отмечено духом неудовольствия и зависти. Крайней степенью неприязни были заявления о том, что танки — напрасная трата военного бюджета.

В лагере сторонников тоже не всё было гладко. Здесь не могли прийти к единому мнению относительно того, какая роль должна в будущем отводиться танку на полях сражений. Отчётливо выделялись две точки зрения. Согласно первой, танк должен был наступать вместе с пехотой, прикрывать её броней и помогать сражаться с вражеской пехотой. Бороться с укреплёнными точками, танками и пушками врага должна была артиллерия. Сторонники второй точки зрения склонялись к тому, что танки надо применять так же, как кавалерию. По их мнению, танки должны были быстро прорываться в тылы противника, наносить удары по коммуникациям, складам, атаковать части, находящиеся на марше и не готовые к эффективному отпору.

В конечном счёте англичане решили, образно говоря, сесть на два стула сразу. Было создано разделение на пехотные и крейсерские танки. Первые были медленными и хорошо бронированными, а вторые отличались большой скоростью, но тонкой бронёй. При этом вооружение у них было приблизительно одинаковым. Хотя поначалу пехотные танки вообще планировалось оснащать только пулемётами. Потом всё-таки дошли до оснащения боевых машин орудиями. Но как у пехотных, так и у крейсерских танков калибр пушек был долгое время ограничен, а в боекомплект не включались осколочно-фугасные снаряды.

Рассмотрим немного внимательней оба «семейства» британских танков начального периода Второй мировой войны.

Пехотные танки, как уже говорилось, поначалу не имели пушечного вооружения. Типичным примером такой машины была Matilda I, выпуск которой начался в 1937 году. Это был неповоротливый, но хорошо бронированный танк. Когда в 1940 году британцы впервые схватились с немцами, оказалось, что германские противотанковые средства зачастую не в состоянии обеспечить пробитие этого танка. К сожалению, преимущество в защите напрочь стиралось очень малой огневой мощью машины.

В 1939 году начался выпуск пехотного танка Matilda II, ставшего наиболее тяжело бронированным английским танком начала войны. Его 60-мм броню гарантированно пробивали только 88-мм зенитные орудия и 76-мм пушки немецких противотанковых установок Marder II. В отличие от своей тёзки предыдущей модификации, Matilda II была вооружена 2-фунтовой пушкой. В принципе, для самого начала войны этого было достаточно. Но уже к середине 1942 года Matilda II перестала быть сколь-нибудь значимой в роли орудийного танка. А установить на неё более мощную пушку не представлялось возможным из-за малых размеров башни и диаметра погона.

Самым удачным пехотным танком начала войны признан Valentine. Эта машина получила боевое крещение в 1941 году в Северной Африке. Выпуск «Валентайнов» осуществлялся вплоть до 1944 года, хотя уже в 1942 году танк считался безнадёжно устаревшим. Однозначными его недостатками были малая скорость и слабое орудие. В отличие от «Матильды II», усилить вооружение «Валентайна» удалось: в 1942 году была разработана башня под 57-мм (6-фунтовое) орудие. Башня была тесной и вмещала всего двух человек, что отрицательно сказывалось на эффективности работы экипажа. Говоря о танке Valentine, нельзя не отметить, что около половины построенных машин были отправлены по ленд-лизу в СССР.

Что касается крейсерских танков Великобритании, то к началу Второй мировой войны они всё ещё были далеки от совершенства и отличались крайней ненадёжностью. Причём это было характерно для всей техники данного класса. Родоначальниками крейсерских танков были машины американского инженера Уолтера Кристи.

Первенцем среди крейсерских танков стал Vickers Mk I, выпускавшийся малой серией с 1934 года. Он практически не участвовал в войне, хотя небольшое количество данных машин оставалось в войсках вплоть до 1941 года. Остальные были отведены в тыл и использовались в качестве учебных.

Попыткой исправить это плачевное положение стал танк Vickers Mk IV. Толщину его брони сумели довести до 30 мм. Делалось это путём наваривания дополнительных листов на башню и прочие уязвимые места. Эта добавочная броня придала башне Mk IV необычную шестигранную форму, впоследствии перешедшую к крейсерскому танку Covenanter. Кроме этого, были проведены небольшие работы по улучшению ходовой части. Mk IV стал более боеспособным по сравнению со своими предшественниками, но всё равно ломался непозволительно часто.

В 1940-1941 годах англичане терпели серьёзные поражения практически на всех фронтах. Франция, Северная Африка, Греция — везде британские танки проигрывали своим противникам. Иногда это происходило по причине технического несовершенства, иногда — из-за некомпетентных командиров. Пришлось сделать выводы и принять меры.

Во второй части статьи мы расскажем, как развивалось бронетанковое вооружение Британии дальше.

Следите за новостями!

Также в разделе «Медиа» нашего портала вы можете посмотреть ролик , посвящённый британским танкам.

Уже традиционно новое дерево исследований появляется в игре не полностью, а небольшими порциями. В первую очередь англичане обзаведутся основными ветвями исследований: тяжелые танки до десятого уровня и средние до девятого.

Но на этом хваленая британская традиционность исчерпывается и начинаются островные чудачества. Например, что подданным короны до того, что всем остальным на первом уровне развития доступны только легкие танки? А ничего! Англичане смело начинают сразу со средних. И пусть Vickers Medium Mk I «средний» только по названию и только в кавычках - но зато как гордо звучит: «средний танк первого уровня». Жители континента просто обязаны обзавидоваться.

На втором уровне дерево исследований внезапно расходится в целых трех направлениях - что тоже необычно для «релизного» варианта, - два из которых ведут к легким танкам. Одна из «легких» веток в конце концов выведет игрока к среднему танку девятого уровня, а танки второй неожиданно прибавляют в весе при переходе с четвертого уровня (легкий Valentine) на пятый - где находится уже тяжелый танк Churchill I.

Вооружение по-английски

Такова уж суть британского танкостроения: взять одну модель и начать последовательно плодить на ее базе улучшения и усовершенствования, тщательно маркируя их «Mk I», «Mk II» и т.д. Новое орудие - новый «Mk». Новый двигатель - возможно, новый «Mk», а иногда и совершенно другое название.

С вооружением у танков ситуация в чем-то схожая: уже присутствующие в игре трех- (легкий «Тетрарх») и шестифунтовые («Черчилль» и средние Ram II, M7) орудия, подозреваем, будут долго преследовать игрока. Но после неизбежно сменятся чем-нибудь более убойным: например, знаменитой 17-тифунтовкой, которая изначально устанавливалась на танки специально для борьбы с немецкими «Тиграми» и «Пантерами».

На высших уровнях ситуация с вооружением такова: средний танк девятого уровня Centurion вооружен орудием калибра 105 мм, характеристики которого сопоставимы с тем, что установлено на американский M46 Patton. А вот десятый уровень тяжелых танков... Вообще-то проект FV215b изначально должен был быть противотанковой самоходной установкой с башней, вращающейся на 360 градусов. И установить в эту башню хотели не что-нибудь, а 180-мм орудие. Есть подозрение, что выстрелить оно смогло бы, но только один раз - после чего его пришлось бы долго переворачивать «с головы на ноги». В реальности этот проект был заброшен ради более перспективного (и не расположенного к акробатическим номерам) FV214 Conqueror , но в игре обошлись тем, что выдали десятиуровневому танку FV215 130-мм пушку.Самоходчики опять опаздывают

Естественно, двумя с половиной ветвями техники дерево исследований танков Великобритании не ограничится. Как и положено, с некотором опозданием на поле боя подтянутся самоходчики - и артиллеристы, и противотанковые САУ. Как же на виртуальной войне обойтись без такой узнаваемой и похожей на американских «ленивцев» Т28 и Т95 ПТ-САУ А39 Tortoise, а попросту «Черепахи». Пополнятся и ряды «Шерманов», благо США во время войны поставили Великобритании достаточное количество этих танков самых разных модификаций...

Британские танки


Британские танки
«Мир танков» продолжает развиваться и вглубь - новые режимы боев, давно ожидаемое введение в игру физической модели, и вширь, разрастаясь все новыми и новыми «деревьями исследований». Еще немного, и этот мир станет окончательно похож на небольшой лесок: вдалеке, за англичанами, просматриваются контуры японской бронетехники, а там и до «сборной Европы» недалеко... Одно остается неизменным: на поле боя все так же выкатываются стальные монстры и, валя деревья и заборы, несутся под прикрытием артиллерии туда, где затаился подлый враг, который непременно будет уничтожен.