Афонское подворье на полянке. Расписание богослужений

Храм Святого Великомученника Никиты
Храм великомученика Никиты на Швивой горке за Яузой
Москва, улица Гончарная, 6.метро: «Таганская».Год постройки: 1595
Храм на этом месте известен из летописи с 1476 г. Существующий каменный храм построен в 1586 г. или 1595 г., колокольня и южный придел Благовещения пристроены в 1684–1685 гг. Придел прпп. Онуфрия Великого и Петра Афонского — в 1740 г. Придел равноап. вел. кн. Ольги — в 1878 году (архитектор А. М. Попов).
В 1936 г. храм был закрыт и использован под склад.

Описание и Фото!


Богослужения возобновлены 7 января 1992 г.


Храм Апостола Андрея Первозванного
Престолы: главный — св. вмч. Никиты, приделы Благовещения Пресвятой Богородицы, равноап. кн. Ольги, прпп. Онуфрия Великого и Петра Афонского.
Святыни: икона вмч. Пантелеимона сл св. мощами, икона прп. Силуана Афонского со св. мощами, икона свт. Феофана Затворника со св. мощами.В настоящее время создана монастырская библиотека и издательство. Работает воскресная школа.
Впервые упоминается под 1476. Ныне существующий бесстолпный кубический одноглавый храм постройки 1595 с включением частей каменной церкви 1-й пол. XVI в. Южный придел Благовещения Богородицы с трехчастной апсидой и трапезной пристроен в 1684-85 гг. Шатровая колокольня соответствует формам 2-й четв. XVII в. Храм перестроен в сер. XVIII в., получил барочное завершение. Того же времени западный двухэтажный притвор.
Придел Онуфрия Великого и Петра Афонского освящен в 1740. Северный придел кн. Ольги в стиле XVII в. выстроен в 1878-80 гг.
Храм закрыт в 1936. Реставрировался в 1958-60.


Часовня Преподобного Силуана Афонского


Часовня Святого Великомученника Пантелеимона

Богослужения возобновлены в 1992, тогда же при храме учреждено Подворье Афонского Русского Свято-Пантелеимонова монастыря. Службы по афонскому уставу. В 1996 территория окружена новой оградой со Святыми воротами, при которых позже освящены две часовни.
Отдельно стоит сказать несколько слов о двояком написании - "швивая/вшивая горка". Даже по сей день в разных источниках местность именуется по-разному. Существует две версии. Первая версия гласит: первоначальное, историческое название - "вшивая горка". Однако здесь не стоит усматривать какого-либо оскорбительного подтекста. Дело в том, что слово "вши" на Руси являлось синонимом слова "насекомое". Им называли не только собственно вшей, но и любых других насекомых, например, муравьев. А холм, на котором расположена церковь, был густо усеян муравейниками. Позднее, дабы убрать из названия неблагозвучность, горку стали именовать "швивой". По второй версии, местность вокруг церкви заселяли в основном ремесленники, занимающиеся шитьем и вышивкой. И слово "швивая" происходит от слова "швея". В 1992-м году в Москве было организовано Подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, и местом для него была выбрана Гончарная улица, а Храм Никиты перешел в ведомство Подворья и стал его главным храмом. Позднее, вокруг него выросли монастырские стены с башнями и были построены еще две церкви и другие монастырские строения.


Святые ворота


Афонское подворье
Свято-Пантелиемонов монастырь находится в Греции, на священной горе Афон. В Москве же, в районе Таганки, обустроено его
Подворье. Главный монастырский Храм - Церковь Святого Великомученника Никиты на Швивой горке, стоявшая здесь еще с XVI-го века. Позднее, уже в ХХ-м веке, при подворье были построены еще две церкви: Церковь Всех Святых Афонских и Церковь Всех Святых Афонских при братском корпусе. Несмотря на практически одинаковые названия, это две разные церкви, первая - отдельно стоящее здание справа от Храма Великомученника Никиты сразу перед входом в монастырь, вторая - в глубине монастырской территории, в монашеских корпусах.
В предвратных башнях перед Святыми вратами обустроены часовни Святого Великомученника Пантелеимона (левая башня, если смотреть со стороны улицы) и Преподобного Силуана Афонского (правая со стороны улицы). На пути от главного входа к братским корпусам обустроена Водосвятная часовня, где освящается вода для трапезы монахов и для богослужений.
Примечательно, что Храм Святого Великомученника Никиты, построен еще в 1595-м году. Подворье Афонского монастыря появилось в Москве лишь в 1992-м году. В его ведомство был передан храм, стоящий на "Швивой горке", а позднее (в конце 1990-х - начале 2000-х гг) построены и остальные монастырские Храмы и другие строения.
Московскому Подворью от монастыря на Афоне были переданы частицы святых мощей Целителя Пантелеимона и Преподобного Силуана.
В монастыре действуют очень строгие требования к посетителям, гораздо строже, нежели в других православных церквях и монастырях. Если на посетителя в неподобающей одежде (например, на женщину в брюках), в другом месте в худшем случае посмотрят с осуждением, а то и вовсе не обратят внимания, то здесь - потребуют удалиться. Категорически запрещены фотосъемка и пользование мобильными телефонами. За нарушение этих правил Вас также попросят на выход.
Редчайший случай не только для московских, но и для всех российских храмов и монастырей: рядом с его стенами запрещено просить милостыню, о чем предупреждает надпись на стене у ворот. Для желающих помочь нуждающимся на этой же стене висит железный короб, куда можно опустить денежное подаяние.

Милостью Божией в ночь с субботы на воскресенье довелось мне побывать на Всенощной в Подворье Афонского Пантелеймонова монастыря в Москве. Подворье – это тот же самый монастырь, но как бы его филиал. Вы наверняка знаете, что на Святую гору Афон женщин не пускают в принципе. И даже не только в монастыри Афона, которых два десятка, но даже не разрешают спуститься с корабля. По преданию, гора Афон – это земной удел Божией Матери и по завету Богородицы ни одна женщина, кроме Нее, не может находиться на этой земле. Так что побывать в Афонском Пантелеймоновом монастыре, принадлежащем Русской Православной Церкви женщине почти невозможно. Почему почти? Да потому, что в Московское Подворье этого монастыря пускают всех.

Правда правила посещения Подворья довольно строги даже по сравнению с другими монастырями. Фото и видеосъемка запрещены не только в Соборе, но и на всей территории Монастырского Подворья, для разговора по мобильному телефону придется выйти за монастырские стены. Ну, и конечно женщины допускаются сюда только в головных уборах и закрытых ниже локтя длинных платьях без декольте. Казалось бы, зачем такие строгости? Но именно совокупность этих правил позволяет отрешиться от бытовой суеты и почувствовать присутствие Божие совсем рядом с собой. Кроме того, такие правила почти автоматически отсекают любопытных зевах и вездесущих туристов с фотоаппаратами. Ведь для мирян доступна совсем небольшая территория монастыря.

А теперь о главном, о том почему, несмотря на все эти сложности, люди стремятся сюда попасть. Сейчас не только во многих Храмах, но даже и в монастырях службы сокращаются из-за слабости мирян. Афонское Подворье Пантелеймонова монастыря одно из редких мест, где в выходной день можно побывать на службе без сокращений, которая служится так, как это было задумано от начала. Тут Всенощное бдение начинается в десять вечера и продолжается всю ночь, плавно перетекая в Божественную Литургию, которая заканчивается около семи утра. Да, даже просто физически побывать на службе, которая длится более восьми часов не просто, но после нее ты выходишь совершенно обновленный, с просветленной, отмытой общей молитвой душой. И это не пафосные слова, а самая настоящая правда. Другой вопрос, что решиться на такой подвиг может не всякий. Но я так скажу, с собой можно взять стульчик, а в Соборе есть скамейки. Так что устав стоять можно и посидеть. Все всё понимают.

Больше всего меня поразила даже не удивительная архитектура монастыря, как будто перенесенного прямо из Греции, а непередаваемая совершенно потрясающая атмосфера. Почти вся служба проходит без дополнительного освещения, только при свете свечей. Конечно, во время Причастия, зажигают Паникадило, но в остальное время в Храме царит полумрак. В теплом мерцающем свете свечей слышится тихий голос священника, невероятно мягкими бархатными голосами поет мужской монастырский хор, а повернувшийся к мирянам регент руководит молящимися в Храме людьми. Только тут я увидела и поняла, что означает призыв: «Миром Господу помолимся». Тут миряне поют не только молитвы «Отче наш» и «Символ веры», но и большинство других молитвословий. Для меня это было удивительно и мне повезло, что я взяла с собой специальную книжку по Всенощной и Литургии, в которой есть все песнопения, исполняемые обычно хором, а не мирянами. Исповедь тут принимают почти всю ночь сразу несколько иеромонахов. Все происходит без суеты и торопливости, и кажется, что батюшка даже сочувствует и жалеет тебя, помогая открыть душу Господу и покаяться. Записки тут принимают как для молитв в Московском Подворье, так и для передачи на Афон. Во дворе, прямо у входа в Собор есть беседка, в которой можно налить с собой или попить освященной воды. Рядом с беседкой – скамеечки. В дневное время в башенках монастырской ограды работают церковные лавки, а во время ночной службы – свечная лавка в Соборе. Если Вы человек крещеный, то хотя бы однажды тут побывать обязательно нужно. Уточнять начало служб в будни нужно по телефону, т.к. сайта у монастыря нет.

Милостью Божией в ночь с субботы на воскресенье довелось мне побывать на Всенощной в Подворье Афонского Пантелеймонова монастыря в Москве. Подворье – это тот же самый монастырь, но как бы его филиал. Вы наверняка знаете, что на Святую гору Афон женщин не пускают в принципе. И даже не только в монастыри Афона, которых два десятка, но даже не разрешают спуститься с корабля. По преданию, гора Афон – это земной удел Божией Матери и по завету Богородицы ни одна женщина, кроме Нее, не может находиться на этой земле. Так что побывать в Афонском Пантелеймоновом монастыре, принадлежащем Русской Православной Церкви женщине почти невозможно. Почему почти? Да потому, что в Московское Подворье этого монастыря пускают всех.

Правда правила посещения Подворья довольно строги даже по сравнению с другими монастырями. Фото и видеосъемка запрещены не только в Соборе, но и на всей территории Монастырского Подворья, для разговора по мобильному телефону придется выйти за монастырские стены. Ну, и конечно женщины допускаются сюда только в головных уборах и закрытых ниже локтя длинных платьях без декольте. Казалось бы, зачем такие строгости? Но именно совокупность этих правил позволяет отрешиться от бытовой суеты и почувствовать присутствие Божие совсем рядом с собой. Кроме того, такие правила почти автоматически отсекают любопытных зевах и вездесущих туристов с фотоаппаратами. Ведь для мирян доступна совсем небольшая территория монастыря.

А теперь о главном, о том почему, несмотря на все эти сложности, люди стремятся сюда попасть. Сейчас не только во многих Храмах, но даже и в монастырях службы сокращаются из-за слабости мирян. Афонское Подворье Пантелеймонова монастыря одно из редких мест, где в выходной день можно побывать на службе без сокращений, которая служится так, как это было задумано от начала. Тут Всенощное бдение начинается в десять вечера и продолжается всю ночь, плавно перетекая в Божественную Литургию, которая заканчивается около семи утра. Да, даже просто физически побывать на службе, которая длится более восьми часов не просто, но после нее ты выходишь совершенно обновленный, с просветленной, отмытой общей молитвой душой. И это не пафосные слова, а самая настоящая правда. Другой вопрос, что решиться на такой подвиг может не всякий. Но я так скажу, с собой можно взять стульчик, а в Соборе есть скамейки. Так что устав стоять можно и посидеть. Все всё понимают.

Больше всего меня поразила даже не удивительная архитектура монастыря, как будто перенесенного прямо из Греции, а непередаваемая совершенно потрясающая атмосфера. Почти вся служба проходит без дополнительного освещения, только при свете свечей. Конечно, во время Причастия, зажигают Паникадило, но в остальное время в Храме царит полумрак. В теплом мерцающем свете свечей слышится тихий голос священника, невероятно мягкими бархатными голосами поет мужской монастырский хор, а повернувшийся к мирянам регент руководит молящимися в Храме людьми. Только тут я увидела и поняла, что означает призыв: «Миром Господу помолимся». Тут миряне поют не только молитвы «Отче наш» и «Символ веры», но и большинство других молитвословий. Для меня это было удивительно и мне повезло, что я взяла с собой специальную книжку по Всенощной и Литургии, в которой есть все песнопения, исполняемые обычно хором, а не мирянами. Исповедь тут принимают почти всю ночь сразу несколько иеромонахов. Все происходит без суеты и торопливости, и кажется, что батюшка даже сочувствует и жалеет тебя, помогая открыть душу Господу и покаяться. Записки тут принимают как для молитв в Московском Подворье, так и для передачи на Афон. Во дворе, прямо у входа в Собор есть беседка, в которой можно налить с собой или попить освященной воды. Рядом с беседкой – скамеечки. В дневное время в башенках монастырской ограды работают церковные лавки, а во время ночной службы – свечная лавка в Соборе. Если Вы человек крещеный, то хотя бы однажды тут побывать обязательно нужно. Уточнять начало служб в будни нужно по телефону, т.к. сайта у монастыря нет.

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 396-398

Церковь Великомученика Никиты за Яузой на Швивой (Вшивой) горке

Гончарная ул., 6

"Название происходит не от слова "вошь", а от древнерусского "ушь" - терние, волчок, - то есть "горка, покрытая сорной травою".

"Построена в 1595 г. Колокольня XVII в. Верх главного купола и глава южного придела XVIII в.".

"Придел Благовещения, новый, теплый, с юга, 1684 г.

К тому же времени следует отнести колокольню с севера и узкий западный притвор. В 1740-е гг. происходило большое обновление - внутри к этим годам принадлежит главный иконостас и устроение придела Онуфрия Великого и Петра Афонского. В 1878 г. архитектором А. П. Поповым на средства Кудряшевых пристроен северный придел св. Ольги в стиле XVII в. В 1900 г. весь храм сделан теплым. В нем хранилось много древних замечательных икон, шитые хоругви середины XVII в., пожертвованные князем И. А. Воротынским, древняя плащаница, шитые поручи и епитрахиль".

"На Вшивой горке стоит церковь Никиты мученика, представляющая собой комплекс трех церковных зданий XVI, XVII и XVIII вв. и шатровой колокольни XVII в. Церковь была каменной уже в начале XVI в., ибо в Никоновской летописи под 1534 г. говорится, что грозой была пробита ее каменная стена".

"Еще под 1476 г. в летописи сообщалось о церкви Никиты "иже за Яузою". Однако из этой записи нельзя сделать вывод, что речь идет о каменном храме. Летописное известие 1533 г. отмечает, что ударом молнии у церкви "прошибе стену и у деисуса попали злато". Поскольку здесь не говорится о пожаре, можно думать, что церковь была уже каменной. Существующий храм сохранил вкладную плиту с надписью о постройке храма в 1595 г. московским торговым человеком Саввой Емельяновым сыном Вагиным. Наружные формы храма не противоречат этой дате. Спокойно вздымаются полукружия закомар-кокошников, над которыми высится сравнительно небольшая главка. Тонкие по формам членения стен и профилировка карнизов и архивольтов также указывают на время Бориса Годунова, когда получили распространение мелкие профили, появившиеся в русской архитектуре еще в начале XVI в. Древнейшая часть храма - одностолпный подклет - сохранила великолепную по техническому исполнению кладку из мелкого "алевизовского" кирпича, введенного в обиход в первые десятилетия этого века. Наличие в кладке белого камня, а также лопаток на абсиде заставляет думать, что Савва Вагин лишь перестроил ранее существовавший каменный храм. В 1684-1685 гг. к церкви с юга был пристроен новый придел, а с северо-запада в то же время небольшая колокольня. Особенно красиво открытое западное гульбище-терраса, выходящее в сторону Москва-реки. Обращает на себя внимание и красивый по рисунку керамический портал. Крупные детали, убранства придела XVII в., видимо, сделаны с расчетом на их дальнее обозрение. Северный же портал, поражающий тонкостью и узорочностью своих белокаменных и керамических деталей, рассчитан на более близкую точку зрения. Это один из интереснейших памятников архитектуры старой Москвы".

У храма был большой погост.

"Здание церкви Никиты-мученика было тщательно исследовано в 1947 г. М. Г. Рабиновичем, установившим, что оно построено ранее 1595 г. - общепринятой даты возведения церкви. Древнейшая часть здания - центральный объем с позакомарным покрытием и шлемовидной главой - относится к началу XVI в. Она была перестроена купцом С. Вагиным в 1595 г. Летопись называет также имя боярина Дмитрия Годунова, "по челобитью" которого "поставлен храм каменной на Москве за Яузой".

В 1685 г. с юга к церкви был пристроен Благовещенский придел. К тому же времени относится и шатровая колокольня. Северный придел построен в 1878 г. архитектором А. П. Поповым".

"В конце мая 1935 г. директор Института литературы им. Горького И. Луппол просил президиум ВЦИК оформить постановлением закрытие и снос храма под новое здание. Председатель Комитета по охране памятников Ф. Кон заверил, что "препятствий к сносу не будет". Может, кто-нибудь знает, что же в конце концов сохранило его для нас?".

До реставрации, по воспоминаниям московских старожилов, храм окрашивался в традиционный малиновый цвет с белыми деталями декора (ныне он весь побелен). С гульбища, которое до реставрации было крытой галереей, открывался великолепный вид на Кремль (ныне полностью закрыт новым высотным домом на Котельнической набережной). Места тут очень ценились в дни иллюминаций Кремля и заранее раскупались.

"Врата и ограда середины XVIII в. сломаны в 1930-х гг.".

Храм закрыт после 1917 г. Реставрировался в 1958-1960 гг., архитектор Л. Давид. "Рабочие, производившие ремонт, шутили, что чинят храм из-за того, что он тезоименитен Хрущеву. Кресты и купола покрасили серой краской, стены побелили; ограды нет. Внутри помещается склад студии "Диафильм". Возле храма деревянным забором отгорожен дворик, где свалена тара: ящики, банки и проч." (М. Л. Богоявленский, 1960-е гг.). До реставрации внутри был склад стеклотары.

В 1970-е гг. внешне реставрировался южный придел, внутри вплоть до 1990 г. размещалась та же студия "Диафильм" Госкино СССР.

"Церковь Никиты за Яузой, 1595 г. на подклете начала XVI в., с колокольней середины XVII в., 1684-1685 гг.; XX в. - стоит на государственной охране № 73".

В 1991 г. храм вновь открыт и в нем возрождено подворье афонского Пантелеймоновского монастыря; общине передан и церковный дом по Гончарной ул., 6.

Александровский, № 34.

Рукопись Александровского, № 78.

Сытин. С. 448.

Ильин М. Москва. М., 1970. С. 105-107.

Иконников А. В. Каменная летопись Москвы. М., 1978. С. 232.

Материалы. С. 825.

И-н Н. О храме муч. Никиты на Швивой горке // Современные известия. 1874. № 67.

Москва. Памятники архитектуры XIV-XVII вв. М., 1973 (фото № 116 и текст).

Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1970. С. 85.

Романюк С. Из истории московских переулков. М., 1988. С. 270-271.

Каталог архивов. Вып. 3. С. 583; Вып. 5. С. 313.

Памятники архитектуры Москвы. Земляной город. М., 1989. С. 292, 302-303.

Материалы = Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы, собранные из книг и дел преждебывших Патриарших приказов свящ. В. И. и Г. И. Холмогоровыми / Под ред. И. Е. Забелина. М., 1884. Т. 1-2.

Путеводитель Машкова = Путеводитель по Москве, изданный Московским Архитектурным обществом для членов V Съезда зодчих в Москве / Под ред. И. П. Машкова. М., 1913.

Рукопись Александровского = Александровский М. И. Исторический указатель московских церквей. М., 1917 (с дополнениями до 1942 г.). Гос. исторический музей, отдел ИЗО, Фонд архитектурной графики.

Синодальный справочник = Москва: Святыни и памятники. М.: Изд. Синодальной типографии, 1903.

Список Бахима = Описание московских монастырей, соборов, храмов, а также молитвенных домов и часовен с указанием местонахождения и года постройки / Сост. сотрудником Комиссии по охране памятников искусства старины Бахимом в 1917 г. (с позднейшими дополнениями). Машинопись.

Сытин = Сытин П. В. Из истории московских улиц. 3-е изд. М., 1958.

Якушева = Якушева Н. И. Сорок сороков. М., 1962-1980 (с позднейшими дополнениями). Машинопись.

February 1st, 2016

"Сей же Мосох князь Московский бысть и началородный нам и первый отец" - поведал о том древний летописец, считавший Мосоха родоначальником "Скифо-Москво-Славено-Российским людем". Согласно этой легенде первый "городец", то есть крепость на месте Москвы, был основан не на Боровицком холме, где вырос Кремль, а на другом московском холме - Швивой Горке. Там царь Мосох, будто бы и основал "градец себе малый на предвысоцей горе той, над устии Яузы реки, на месте оном первоприбытном своем, идеже и днесь стоит на горе оной церковь каменная святаго и великого мученика Никиты, бесов мучителя и от верных человеков тех прогонителя, иже котории от оных зло страждут, и имя мученика святое призывают с верою", - сообщала летопись. Действительно, на том месте появился православный храм, освященный во имя святого мученика Никиты. Это - одна из древнейших по времени основания в Москве церквей.

Мы уже почти подошли к Афонскому подворью. Левее - уже видны купола его церквей и высокой колокольни...
03.

По данным же археологов, Таганский холм стал активно заселяться на рубеже XV-XVI веков, и прежде всего - за счёт выселенных из города ремесленников, занимавшихся огнеопасными промыслами: гончаров и кузнецов - бронников и котельников.


Легенд, преданий, толкований вокруг этого загадочного и забавного имени "Швивая Горка" сложилось за долгую историю Москвы великое множество. Первое из них гласит, что Горка эта не Швивая, а Вшивая, тем более, что в простонародье ее зачастую так и называли. И будто бы в незапамятные времена, когда бурлаки таскали по Москве-реке большие суда, нагруженные всяким товаром, они любили отдыхать на этой приятной и живописной возвышенности на берегу реки: варили на костре ужин, просушивали одежду и, типа, истребляли вшей)


Иная версия этой легенды совсем невероятна - будто бы на местных огородах капуста росла плохо оттого, что на нее налетала мошкара, в просторечье привычно именуемая вошью. А еще на Таганке якобы жили парикмахерских дел мастера, которые стригли своих клиентов и бросали состриженные волосы прямо на землю... И потом-де, чтобы скрасить неблагозвучное название, Горку стали искаженно называть Швивой.

Так Швивая горка выглядит сейчас, а точнее ее практически не заметно на фоне сталинской высотки на Котельнической набережной.
05.

Это сам Большой Таганский холм. Храм Мученика Никиты находится слева на дореволюционном фото, что размещено ниже.
06.

Еще одна версия: изначально эта местность действительно называлась Швивой Горкой. Утверждали, что в старину здесь проходила дорога в Хиву, и эта версия имеет историческую основу, так как одна из улиц неподалеку в Рогожской слободе до революции называлась Хивская (ныне Добровольческая) - там, в старину стоял Хивский двор, где останавливались восточные послы и купцы. Искаженно Хива превратилась в Шиву. Самое простое толкование гласит, что здесь, в старинном ремесленно-торговом районе Москвы было поселение портных - "швецов", для которых местные кузнечные мастера делали "болванки", оставшиеся в названиях таганских Болвановских улиц (ныне все еще Радищевских). От этих швецов якобы и произошло имя Швивой Горки.


В правой части кадра, что ниже, можно увидеть колокольню Храма Мученика Никиты в лесах - справа от южного корпуса сталинской высотки и за ним. Как мы видим Швивая горка совсем теряется на фоне высотки и находится практически в её дворе.
07.

Действительность сложнее. Современная версия ученых выводит слово "Швивая" из искаженного древнерусского "ушь", означавшего колючую, тернистую, сорную траву. И "ушивая" - это поросшая терновником, колючей травой.

Храм святого Никиты Мученика


Первое летописное упоминание о храме Никиты Мученика относится к 1476 году. Согласно вкладной плите, существующий каменный храм был построен в 1595 году «московским торговым человеком Саввой Емельяновым, сыном Вагиным». Древнейшей частью храма является одностолпный подклет. В нём сохранилась кладка из мелкого «алевизовского» кирпича, такой кирпич начали применять в начале XVI века. Очевидно, Савва Вагин не возводил здание храма с нуля, а перестраивал ранее существовавший каменный храм.

Стена Афонского подворья в Москве.

08.

В 1684-1685 годах с северо-западной стороны к храму была пристроена шатровая колокольня. В это же время был сооружён южный придел Благовещения Пресвятой Богородицы с примыкающей к нему трапезной и северный портал. Кстати, поблизости от Никитского храма некогда находился Яузский дворец Петра Великого.

В 1740-е годы храм вновь обновлялся. Был сооружён придел преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского, возведен главный иконостас.
10.

Из оригинальных особенностей храма можно отметить открытую галерею-гульбище, с которой раньше открывался вид на Москву-реку и Кремль (в настоящее время вид на Кремль закрывает вышеупомянутая «сталинская высотка»).
11.

Галерея-гульбище Храма Мученика Никиты на Швивой горке.
12.

Вид на Москву и Кремль с галереи-гульбища Никитского храма в 1886 году. Впечатляет! - не правда ли!?
13.

В 1878-1880 годы с северо-западной стороны, по проекту архитектора А.М. Попова, сооружён редкий для Москвы придел святой равноапостольной княгини Ольги с отдельным входом.

Еще один редкий дореволюционный снимок Москвы со Швивой горки причем тщательно выполнен в цвете.
14.


"Вид Кремля и Воспитательного дома с колокольни Никиты Мученика. 1872. Хуберт Заттлер".

Храм Никиты Мученика был закрыт в 1936 году. Церковные ворота и ограда были разрушены, а само здание храма от сноса спасло только вмешательство общественности, что само по себе чудо, поскольку к этой самой общественности отношение властей было по сути в то время "никакое".

Въездные ворота храма. 1930-е годы.
15.

В середине 1950-х годов архитектор Лев Артурович Давид отреставрировал древний храм - ранее именно он поднял из руин знаменитую . Тогда шутили, что Никитский храм реставрируют по причине тезоименитства Хрущева. Реставрация, к слову говоря, была произведена только внешне по понятным причинам. В здании храма вплоть до 1990 года располагался склад студии «Диафильм».

В 1991 году Храм Никиты Мученика был передан Русской Православной Церкви. В 1992 году он становится подворьем (московским представительством) Афонского Пантелеймонова монастыря. В настоящее время здесь проходят подготовку будущие насельники этой обители. В 1996 году были построены церковные ограда и Святые врата, в предвратных башнях которых были устроены часовни святого великомученика Пантелеймона (башня слева) и преподобного Силуана Афонского (башня справа).
16.

Афонское подворье в Москве было учреждено в сентябре 1979 года на частные пожертвования. Размещалось представительство тогда в небольшой дворянской усадьбе на Большой Полянке. Одной из наиболее значимых и авторитетных фигур в истории духовного представительства был настоятель Афонского подворья в Москве Преподобный Аристоклий.
17.

Служение старца Аристоклия оставило значимый след в русской духовной жизни. Именно через него на протяжении многих лет осуществлялась связь с Пантелеймоновым монастырём на Святой горе Афон. Он собирал пожертвования на поддержание русских православных монастырей в Греческой Македонии и направлял туда новых послушников, выбравших для себя нелегкую миссию Божественного служения. По инициативе святого старца на Афонском подворье в Москве издавалось периодическое издание "Душеполезный Собеседник". Этот духовно-религиозный журнал пользовался уважением во всей России.
18.

Помимо этого, старец Аристоклий обладал даром духовного целителя и принимал нуждающихся в его помощи, которые шли к нему со всей России. В начале двадцатого века на территории подворья были построены два трёхэтажных здания, в которых разместились богоугодные заведения, домовая церковь и библиотека духовной литературы. Но миссия Афонского подворья в Москве была прервана революционными событиями.

Старец Аристоклий скончался в 1918 году. Первоначально он был похоронен в мраморном склепе усыпальницы подворья. В 1922 году из-за массовых гонений священнослужителей и конфискаций церковного имущества его останки были тайно вывезены из с территории церкви и захоронены на Даниловском кладбище. По свидетельству очевидцев тело старца было нетленно. В 2004 году были обретены его мощи; старец был причислен к лику святых. 13 ноября 2004 года святые мощи преподобного Аристоклия были перенесены крестным ходом из Свято-Данилова монастыря в храм великомученика Никиты на Афонском подворье Москвы, где и находятся сейчас.

Строения Афонского подворья с южной стороны. Швивая горка, все таки, до сих пор "крута́")
19.

Впечатления

Таковы общие сведения о храме и его истории. Добавлю немного своих впечатлений. Место очень колоритное - кажется, что эти «монастырские» стены существовали всегда, но, как вы уже поняли, это не так. Внешне, подворье с Гончарной улицы реально выглядит как небольшой русский древний монастырь. Надо отдать должное реставраторам.

В «монастыре» действуют очень строгие требования к посетителям, гораздо строже, нежели в других православных церквях или монастырях и мне довелось столкнуться с этим строгим местным контекстом. Здесь категорически запрещены фотосъемка и пользование мобильными телефонами. Однажды, мне не дали там даже достать фотокамеру из сумки) Понимая, что вероятно столкнусь с этим вновь, я, войдя на территорию, сразу направился к высокому строгому монаху в черном, идущему навстречу и, поздоровавшись, просто, попросил благословить на фотосъемку. Монах глубоко-пронзительно взглянув мне в глаза, и сделав паузу, разрешил, но так своеобразно, торжественно и веско, что я смог сделать всего лишь несколько фотографий) Именно поэтому визуального материала с территории подворья не так много.


Кстати, рядом со стенами подворья запрещено просить милостыню, о чем предупреждает надпись на стене у ворот. Нищих, действительно нет вообще, в отличии, например, от Успенской церкви на Гончарной, 29/7, где действует, похоже целая группа наркоманов-попрошаек, в жесткой и беспринципной форме требующая денег, даже если ты просто проходишь мимо)

На территории подворья удивительно торжественная строгая и, одновременно, упоительная и насыщенная молитвенная атмосфера. Тебя охватывает водоворот умиротворения и полной внутренней гармонии. В других московских монастырях всё как-то совсем по-другому... Возможно, дело в том, что здесь ответственно готовят кандидатов на иночество в Афонском Пантелеймоновом монастыре в Греции, применяются строгие древние греческие монашеские уставы и соответствующие религиозные практики, что используются здесь безраздельно, в том числе и на духовном уровне, и мы, к счастью, можем к этому чуду прикоснуться своей душой...
21.

Редкое ощущение, - когда ты входишь, как будто, в сакральную зону, отделенную от мира Молитвой и реальным глубоким Смирением. Кстати, именно здесь проводятся редкие богослужения, характерные для старого строгого афонского устава: все воскресные службы совершаются в ночное время (начало в 22.30) до самого утра. Те кто присутствовал на них единодушно отмечают удивительныую легкость очищения и восторженное единение с Богом...

Церковь Всех Святых Афонских. Построена в 2000 году. Она находится за колокольней с западной стороны от церкви Никиты Мученика. На предыдущем фото она видна справа.
22.

Водосвятная часовня и Братский корпус.
23.

Часовня водосвятная..., где освящается вода для трапезы монахов и для богослужений. Построена она в 2000 году. Выделяется куполом в греческом стиле. Для посторонних, обычно, вход в часовню закрыт.
24.

Это Храм апостола Андрея Первозванного при Братском корпусе. Он освящен 3 января 2006 года. Монастырскую церковь во имя святого апостола Андрея Первозванного освятил на Афонском подворье архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий.
25.

Никитская церковь очень маленькая, древняя, «намоленная». В пространстве храма чутко проявляются твои глубокие личные чувства и затаённое желание исполнения чуда. Находясь здесь, ощущаешь какое-то необъяснимое чувство всецелой причастности и близости к Богу. Я не настолько уж неистово верующий, но это тот самый случай, когда погружение в духовный контекст происходит воистину целиком и полностью. От души рекомендую попробовать это ощутить в удивительном Никитском храме. Вот уж определенно легко причислю эту церковь и само подворье, к реально существующим, так называемым, «местам силы» Старой Москвы.
26.

22 июля 2014 года. FB.ru

Википедия

Фотографии старой Москвы: pastvu.com и другие источники