2 психотехнологии и психотехники соотношение понятий. Интенсивные интегративные психотехнологии. Новое в компьютерных психотехнологиях

Теоретический и практический уровни психотехнологии

Психотехнология как система категорий, принципов и моделей, описывающих психическую реальность, человеческое существо или социальную группу как развивающуюся целостность, сориентированная на практическую работу с индивидуальной психикой или групповой психологией, и включающая в себя конкретные методы, приемы, умения и навыки по целенаправленному преобразованию личности и группы.

Два уровня психотехнологий: теоретический и практический. Теоретический уровень психотехнологии как представления, концепции и модели о сущности, структуре, факторах психики, личности, социальной группы, движущих силах их развития и целях, задачах, способах, этапах психологического регулирования.

Практический уровень психотехнологии как, применение этих теоретических конструкций, – системой навыков и умений регулирования.


Тема: Соотношение видов и психотехнологий и практической деятельности психолога

Психологические технологии и основные виды практической деятельности психолога

Психологическая диагностика как технология как специально организованный процесс познания, в котором с помощью соответствующих методов происходит сбор информации о личности или группе (семье) с целью постановки психологического диагноза.

Технология психопрофилактики как система психолого-педагогических мер, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития ребенка, психогигиену педагогической среды.

Технология развития как целенаправленный процесс, направленный на формирование психических процессов, свойств и качеств личности в соответствии с требованиями возраста и индивидуальными возможностями человека.

Технология психологического консультирования как обусловленная проблемой и ситуацией клиента, целенаправленная процедура создания психологических условий для эмоционального отреагирования, прояснения смысла, рационализации этой проблемы и нахождения вариантов ее решения.


Тема: Психотехнологии в образовательном процессе

Использование различных видов психотехнологий в образовании. Ориентация на ребенка, как основа применения психотехнологий в образовании.

Технология социально-психологической реабилитации детей и подростков как системный, целенаправленный процесс их возвращения, включения, реинтеграции в общество (семью, школу, класс, коллектив сверстников), способствующие полноценному функционированию в качестве социального субъекта.

Технология психологического сопровождения как комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приемами, которые осуществляются в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья семьи и полноценного развития личности ребенка в семье и его формирования как субъекта жизнедеятельности.

Психотехнологии психологического сопровождения семьи и семейного воспитания. Многообразие психологических практик в работе с родителями.
Тема: Психотехнологии психологического консультирования в коррекции нарушений детско-родительских отношений

Декларируемые и скрытые причины обращения к консультанту. Позиция психолога в ходе консультации . Психолог – нейтральный советчик. После выслушивания клиента, разрабатывает совет или рекомендацию. Психолог – программист. После рассказа клиента разрабатывает программу воздействия на психологическую проблему клиента. Психолог-слушатель. Психолог-зеркало. Клиент нуждается в том, чтобы нейтральный человек объяснил, что происходит с клиентом. Психолог-катализатор. Клиент все понимает правильно в своей жизненной ситуации, но ничего не делает. Психолог активизирует позицию клиента. Правило выбора позиции психолога.


Тема: Рефлексия профессионального опыта в целях совершенствования консультирования учащихся и родителей

Требования к подготовке психолога-консультанта. Требования к личности консультанта. Способность к рефлексии как профессионально-значимое качество личности консультанта.Рефлексия своего и чужого профессионального опыта. Супервизия как внутренняя позиция и необходимое условие развития способности к рефлексии. Влияние выбора психотерапевтического подхода консультанта на акцент рефлексивной деятельности. Рефлексия собственного жизненного опыта как средство глубокого понимания клиентов в психологическом консультировании .


Тема: Консультирование субъектов образовательного процесса по вопросам оптимизации учебного процесса

Консультирование участников образовательного процесса: педагогов, администрации, воспитанников по вопросам оптимизации учебного процесса. Основные причины обращения педагогов к консультанту: проблема взаимоотношений с учащимися. Трудности детей в освоении учебного предмета. Проблемы конфликтов с администрацией. Проблемы личных взаимоотношений.


Тема: Особенности проектирования психологически безопасной образовательной среды в современной школе: содержательный и процессуальный аспекты

Структурная модель психологически безопасной образовательной среды. Принципы создания психологической безопасности образовательной среды. Основные подходы к понятию «психологическая безопасность». Критерии психологической безопасности образовательной среды. Мониторинг психологической безопасности образовательной среды. Экспертный подход к оценке образовательной среды. Методы диагностики психологической безопасности образовательной среды.


Тема: Психологическая безопасность образовательной среды

Психологический анализ проблем безопасности. Структура и задачи психологии безопасности. Психолого-педагогические характеристики образовательной среды. Типы и структура образовательной среды. Особенности современной образовательной ситуации и образовательная среда. Подходы к определению понятия «психологическая безопасность образовательной среды». Психологическая защищенность и референтность как показатели психологической безопасности образовательной среды. Межличностное взаимодействие и психологическая безопасность образовательной среды. Педагогическое общение и психологическая безопасность образовательной среды. Психологические риски в образовательной среде. Угрозы, существующие в образовательной среде. Теоретические основы концепции психологической безопасности образовательной среды.


2014 -> Легкая атлетика и материнство: тренировка, беременность и рождение ребенка Бег на средние и длинные дистанции и его влияние на женские гормоны и плотность костей Кармен Леон
2014 -> Православная религиозная организация-учреждение высшего профессионального религиозного образования казанская духовная семинария г. Казани республики татарстан казанской епархии русской православной церкви

Практическая психологическая деятельность психосоциальных работников выражается в использовании в работе с клиентами психотехнологий, методов, приемов, психологических средств, которые помогают диагностировать и разрешать психологические проблемы клиентов. Сами психотехнологии социальной работы разрабатываются на основе ряда общих и частных психологических теорий, некоторые из которых рассматривались выше.
Исходя из предмета, структуры и функций психологии социальной работы (см. 1.2.), весь смысл которой, как отмечалось, состоит в оптимизации социализации, психосоциальной адаптации и, в случае необходимости, психологической реабилитации клиентов, в оказании им психосоциальной помощи в разрешении возникших психологических и психосоциальных проблем, целесообразно весь богатый арсенал современной психологической практики социальной работы подразделить на 3 группы: 1) психотехнологии диагностики; 2) психотехнологии коррекции и реабилитации, использование которых исправляет и улучшает процесс социализации и механизмы адаптации; 3) психотехнологии профилактики возникновения психосоциальных проблем клиентов. В практической работе последние используются также и в реабилитационных целях и поэтому рассматриваются вместе с коррекционными психотехнологиями (например, психологическое консультирование).
Постановка правильного диагноза и установление причин психологических проблем, возникших у клиентов, имеет, как вполне понятно, исключительное значение для последующего процесса коррекции установленных неадекватных состояний клиентов. Поэтому разработке и практическому использованию психодиагностического инструментария в истории развития психологии обращалось огромное внимание. Крупнейшими исследователями в области психодиагностики считаются ее основатели Ф. Гальтон и Дж. Кеттел, а также А. Анастази, А. Бине, Ч. Спирмен, Э. Торндайк, Г. Айзенк, Р. Кеттел, Д. Роттер, Л.Ф. Бурлачук, А.Г. Шмелев и др. Сама психодиагностика, как наука и дисциплина определяется в современной психологии как «область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности».
Психодиагностика, как метод, является основным способом сбора, обработки и анализа данных и реализуется в конкретных диагностических методиках - тестах. Психодиагностические тесты подразделяются по различным основаниям. Так, по предмету диагностики, личности выделяются тесты способностей (в частности, тесты для исследования интеллекта), тесты личности (в т.ч. социально-психологические). Важнейшей формой психодиагностических тестов являются опросники.

Президент компании Псибазис, член Российской Академии естественных наук, доктор психологических наук.

Новое в компьютерных психотехнологиях.

Практически каждый день мы узнаем о потенциальных угрозах, которые могут обрушиться на нас в ближайшем будущем. Мы боимся за свое дело, за себя и своих близких. Но ведь безопасность - одна из базовых потребностей человека. Без нее невозможно нормально жить и быть благополучным. Без нее невозможно добиться оптимального результата в работе и строить личную жизнь. Без нее возникают стрессовые состояния, которые отрицательно сказываются на здоровье и делают организм уязвимым для неблагоприятных внешних воздействий.

Психологическая наука ищет пути для обеспечения внутренней безопасности человека. В последнее время колоссальных успехов добились психотехнологии, в основу которых положены разработки в области психологии, физиологии и компьютерных технологий. Многие уже слышали об их безграничных возможностях. Благодаря ним человечество вплотную подошло к раскрытию собственных психических ресурсов.

В 2001 году Российское агентство по патентам и торговым знакам на основании закона Российской Федерации выдало патент на изобретение №2194542. Членами Российской Академии естественных наук сотрудниками компании "Псибазис" был изобретен уникальный способ корректирующего воздействия на организм человека и средство для его осуществления. В течение последующих трех лет проводились многочисленные исследования эффективности предложенного способа. Независимые тестовые группы в Москве и Ростове-на-Дону продемонстрировали удивительные результаты. Разработанные российскими учеными технологии смогли вобрать в себя древнейшие знания и новейшие компьютерные разработки.

Основные вехи на пути к уникальным технологиям.

В сентябре 1995 года был собран коллектив единомышленников, поставивших перед собой задачу создания новых компьютерных психотехнолологий. В него вошли психологи, специалисты в области информатики и компьютерного программирования.

С 1995 по 1997 год проводилось изучение различных символических систем. С точки зрения современной психологии символы этих систем обладают наибольшим постоянством и действенностью. Они имеют максимальный потенциал для психологической эволюции. Их образ, находится в глубине человеческого духа, в глубинах бессознательного. Разбудить его - значит получить преобразующую энергию для активизации действий в решение той или иной внутренней задачи. В качестве подобных образов группой исследователей были выбраны пиктографические символы.

Пиктографические символы естественным образом корреспондируются с языком арифметических последовательностей, что позволило разработать уникальные математические алгоритмы.

В 1997 году были созданы алгоритмы, пригодные к автоматизации. Они стали основой компьютерной программы настройки по пиктографическим символам. На основании Закона Российской Федерации получено свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ №2001611382.

Действие программы основано на том, что обширный круг психических явлений связан с восприятием значимых сигналов. Кроме того, бессознательные процессы содержат в себе все элементы, необходимые для саморегулирования психики. Воздействия программы базируются на свойствах организма формировать недостающую ему информацию, исходя из так называемых идеальных предпосылок своего существования.

С 1997 по 2001 год изучалась возможность создания индивидуальных настроечных формул. Такие формулы учитывают адресные характеристики человека - дату и место рождения, фамилию, имя и отчество.

Так называемая адресность необходима для того, чтобы обмен информацией происходил при условии резонанса. Только при выполнении этого положения порция энергии, пришедшая к человеку, имеющему ее дефицит, способна восполнить существующие пробелы и гармонизировать его состояние.

В 2001 году была создана автоматизированная система, позволяющая получать индивидуальные адресные настроечные формулы. Получен патент Российской Федерации на научное изобретение №2194542.

С целью изучения эффективности применения индивидуальных настроечных формул выполнялись клинико-психологические исследования. По результатам психологического тестирования у большинства обследованных лиц отмечалось достоверное снижение уровня тревожности и показателя раздражительности. Значительно уменьшилась выраженность депрессивных состояний.

В целом проведенные исследования показали, что после применения программы настройки по пиктографическим символам заметно улучшилось субъективное самочувствие, повысились работоспособность и память.

Каждый из нас наделен значительно большими ресурсами и способностями, чем осознает. Более того, все мы располагаем достаточными ресурсами, чтобы испытывать счастье и удовлетворение жизнью. Благодаря настройке по пиктографическим символам человеку удается войти в соприкосновение с неиспользуемыми ранее знаниями. Удается задействовать внутренние ресурсы и в дальнейшем включить забытые навыки в структуру своего эмоционального регулирования и поведения.

В 2002 году вышла в свет книга "Психотехнологии ресурсных состояний. Ключи доступа", в которой описываются основные подходы к работе с программой настройки.

С 2003 по 2004 год проводилась независимая оценка эффективности применения программы настройки. В динамике были исследованы субъективные жалобы, артериальное давление, проведено психологическое тестирование, нейропсихологическое тестирование памяти и внимания.

Исследования показали, что после применения настройки по пиктографическим символам заметно улучшилось субъективное самочувствие многих обследованных лиц, нормализовался сон, повысилась работоспособность и память.

Улучшение эмоционального состояния позволило избежать замедления мыслительных операций, рассеивания внимания, ослабления функции памяти. Следовательно, удалось предотвратить появление ошибок, избежать нарушения процесса планирования и оценки текущей деятельности.

Сравнение результатов первичного, промежуточного и последующего тестирования показало, что положительный эффект появляется уже через неделю работы с программой настройки и в дальнейшем усиливается. Настройка по пиктографическим символам позволяет восстановить равновесие саморегулирующих механизмов психики человека.

Программа оптимизации психического состояния человека.

Данная компьютерная программа предназначена для снятия негативных эмоциональных напряжений, усиления позитивных компонентов эмоций, интеллекта и физического состояния человека посредством активизации всех систем психики (бессознательное - предсознательное - сознание) и их взаимодействия.

В качестве теоретической основы программы приняты базисные положения экзистенциально-гуманистической теории личности и сопрягающиеся с ней другие идеи современной психологии, а также результаты экспериментальных исследований, подтверждающие наличие значительного потенциала человека, позволяющего ему управлять своей психикой, поведением и позитивным ростом на основе активации собственных психических и интеллектуальных ресурсов.

Исходя из рабочей гипотезы, согласно которой материальные субстраты этих ресурсов находятся в бессознательной сфере психики, программа ориентирована на архетипические структуры и соотнесенные с ними эмоциональные компоненты. В качестве зрительного ряда, оказывающего непосредственное психологическое воздействие, был принят ряд динамических картин и пиктографических символов, графически репрезентирующих некоторые образы архетипов и стартовые варианты письменности.

Комбинированное воздействие цвета, звука и графики содействует гармонизации психики человека и способствует мобилизации его позитивных ресурсов.

Универсальный характер программы и ее элементарно и оперативно индивидуализированная настраиваемость позволяют использовать ее с большой степенью эффективности в любых стандартных и в особенности различных нестандартных стрессовых ситуациях, когда индивид субъективно ощущает потребность в некой психологической поддержке или объективно нуждается в ней.

Позитивное воздействие программы на эмоциональное, интеллектуальное и физическое состояние людей подтверждено экспериментально при воздействии ее на лиц разного пола, возраста, образования, профессии и психотипа. Побочные и негативные следствия не наблюдались. Достигнутые позитивные сдвиги и изменения характеризовались относительно высокой степенью устойчивости.

Программа оптимизации психического состояния человека стала значимым словом в развитии компьютерных психотехнологий. Положенное в ее основу изобретение открывает новые просторы для современной научной мысли.


Предпринята попытка систематизировать подходы к определению понятия «психотехнология». В качестве оснований рассмотрены использование данного термина в качестве объединяющей метафоры, через категории продуктивной деятельности, ориентировочной основы действий, алгоритма решения психологических задач, интегративной модели. Рассмотрены соотношения терминов «психотехника» и «психотехнология». Предлагается рабочее определение «психотехнологии», отвечающее задачам практики.
Ключевые слова : дефиниция, психотехнология, психотехника, метафора, алгоритм решения психологических задач, продуктивная деятельность, ориентировочная основа действий, интегративный подход

Психотехнология . Иногда употребляется как синоним прикладной психологии. Термин используется довольно свободно, и его значение зависит от теоретической ориентации автора.
Оксфордский толковый словарь по психологии
/под ред. А.Ребера. - М.: АСТ; Вече, 2002.

В последние десятилетия получили распространение многочисленные разработки на стыке психологии и других областей науки и практики (информационные системы, массовые коммуникации, лингвистика, нейрокибернетика, психотроника и др.). Прикладные аспекты этих исследований нашли применение в различных сферах человеческой деятельности. Они пустили свои корни в политике и бизнесе, менеджменте и организационном консалтинге; положены в основу разработки и проведения рекламных и избирательных кампаний; взяты на вооружение оборонных ведомств и спецслужб; призваны служить гуманитарным целям сохранения здоровья, развития и воспитания; с их помощью совершаются серьезные преступления; отдельные сограждане добровольно расстаются со своими деньгами или имуществом, становятся последователями религиозных деструктивных культов, добровольно отказываются от своих денег, привычных жизненных ценностей и т.д. Все эти разработки характеризуются высокой степенью влияния на человеческую психику. Новейшая мировая и особенно отечественная история изобилует примерами того, как огромные массы людей подвергались, и продолжают подвергаться тонкой и изощренной психологической обработке.

Говоря об этих и других разработках, следует отметить, в первую очередь, их высокую технологичность. Она базируется на четком знании, своевременном выявлении и результативном использовании закономерностей и последовательностей проявления психических процессов, поведения человека в различных условиях и жизненных ситуациях; характеризуется высоким уровнем исполнения, мастерства.

Все вышесказанное имеет отношение термину, который в последнее время получил довольно широкое распространение и столь же широкое толкование - «психотехнологии ». Даже самое беглое обращение к поисковым системам Интернета показывает все возрастающий интерес к данной теме. Так, например, на 1 июля 2010 г. в поисковой системе Яндекс обнаружилось 3 170 запросов в месяц и 302 тыс. ответов, а на 22 января 2011 г. уже соответственно 3 995 и 316 тыс. сообщений, имеющих отношение к психотехнологиям.

Большинство психологических словарей и энциклопедий, включая их Интернет-версии, не дают определения понятию «психотехнология». Предпринимается попытка википидировать данное определение: см.: психол. «совокупность методов и приёмов прикладной психологии, направленная на решение определенной задачи » (http://ru.wiktionary.org/wiki ).

Вместе с тем на прайс-листах многих крупных издательств расположена информация о выпуске целых серий книг «Психологические технологии», «Современные психотехнологии», «Лучшие психотехнологии мира», рекламирующие издания, главным образом, по НЛП, транзактному анализу и психологическому тренингу. Представлены также отдельные монографии и статьи, касающиеся прикладных аспектов использования психотехнологий в области управления, бизнеса, образования, медицины и спорта и др.

Разработкой и внедрением психотехнологий занимаются организации различного уровня, как государственные, так и частные. Их перечисление могло бы занять несколько страниц. Ниже приводится список некоторых (из числа наиболее часто упоминаемых в сети Интернет):

  • Институты
    Самым известным, по-видимому, является ООО «НИИ психотехнологий им. И.С.Смирнова»
    (http://www.psycor.ru);, см. также его дочерние подразделения, например, ООО НПП «Психотехнологии и безопасность» (http://www.psihoteh.ru). В числе других можно назвать Высшую школу психоанализа и психотехнологий (http://www.psyschool.ru/), Институт психотехнологий (http://www.psychotechnology.ru ), Институт психонетики (http://www. psychonetica.ru), Институт современных психологических технологий «Парацельс» (http://www.paracels.ru), Институт современных психотехнологий развития, Институт интегративной психологии профессионального развития (http://www.integratio.ru ) и др.
  • Лаборатории
    ( );
    Лаборатория нейрофизиологии когнитивной деятельности Института возрастной психологии РАО (http://www.neurodev.net.ru); Лаборатория самоорганизации «Исследование и развитие новых психотехнологий» НПО «Синергия» (http://www. synеrgiа.ru) и др.
  • Агентства
    Например, Агентство психотехнологий «Конкордия» (http://www. вerkano.ru), занимающееся полиграфическими исследованиями.
  • Центры
    Таковые имеются почти во всех крупных городах России и республиках бывшего СССР: Международный Центр современных психотехнологий, г. Санкт-Петербург (http://www.humans.ru ); Центр новых психотехнологий в бизнесе и спорте (http://www.bscenter.ru/), ООО «Псибазис» (http://www.psibazis.ru ), Сибирский Центр НЛП-технологий (http://www.nlp-sibir.ru ); Центр психотехнологий «ЭМТЭЛ-С» (http://emtel-s.ru); Центр информационно-психологической безопасности НИИ ресурсных технологий (http://www.stressnet.ru); Центр прогрессивных психотехнологий (http://kemerovo.samopoznanie.ru ); Центр психологических технологий «ТОТ» (http://www.tot-all.ru ); Медико-психологический центр индивидуальности (http://www.mpci.ruhttp://www.mpci.ru ) и др.
  • Ассоциации
    Например: Международная ассоциация психотехнологий (http:// kichaev. ru) и проч.

Эти и другие организации специализируются как в разработке отдельных психотехнологий (ноу-хау), так и их внедрении; при этом их значительная часть, главным образом, центры, ориентированы на коммерческую деятельность в сфере обучения психологическим, психотерапевтическим и духовным практикам. Анализ рекламных проспектов, продуктов деятельности, литературных источников, размещенных в Интернете, позволяет говорить о широком контексте применения психотехнологий, используемых в бизнесе, системе продаж, управлении персоналом, ведении переговоров, политике, рекламе, PR, избирательных кампаниях, кадровой работе, образовании, фитнесе, спорте, кризисном консультировании, управлении сознанием, свободном дыхании, личностном развитии, духовном росте, формировании ресурсных состояний, пикапе, защите от манипуляций и проч.

Современный уровень развития психотехнологий связан с разработкой компьютерных программ. Наиболее известны технологии психозондирования и психокоррекции, разработанные под руководством академика И.В.Смирнова; метод «BIMENTAL» (разработчики - А. И.Кучинов и др., Институт медико-биологических информационных технологий), позволяющий подавать лечебную информацию в подсознание пациента таким образом, что она воздействует непосредственно на глубинный очаг заболевания; программа «Интеллект-форте» для оптимизации психического состояния, развития невербального интеллекта и интуиции (ООО «Псибазис», руководитель - д.пс.н. А.Б.Шапиро) и многие другие. С середины 1980-х годов на Западе, а с недавнего времени и в России, получили распространение т.н. майнд-машины (mind machine) - специальные устройства для аудиовизуальной стимуляции мозга (http://www. mindmachine. ru), применение которых позволяет избавиться от депрессии и тревожности, снизить стресс, повысить умственные способности, облегчить боль, усилить иммунитет, решить проблемы с химическими зависимостями, улучшить спортивные достижения и проч.

Прикладные исследования в социальной психологии, направленные на изучение механизмов психологического воздействия, межличностного взаимодействия, стихийного поведения, массовых коммуникаций, разрешения конфликтов и проч. нашли свое воплощение в технологиях, которые описываются в терминах «социальное влияние» (social influence); «манипулирование личностью, манипуляция сознанием» (manipulation), «скрытое управление человеком», «тайное принуждение личности», «контроль сознания» (mind control), «промывание мозгов» (brainwashing), «рефлексивное управление», «психоинжиниринг», «психологическое кодирование», «программирование», «зомбирование», «шизофренизация массового сознания», «теневая психология» и др.

Анализ литературы позволяет выделить следующие основания для формулировки понятия «психотехнология».

1. Метафора психотехнологии

Насколько сложным и трудоемким может быть конструирование психологических определений, следует, например, из статьи Е.Л.Доценко (1993), посвященной психологическому определению понятия «манипуляция». Обсуждая эту тему, автор показывает, что феномен манипуляции хорошо известен психологам и специалистам смежных отраслей знания, и у каждого из них есть конкретные примеры и объяснение этого явления. Проблема заключается в поиске и отборе критериев, необходимых и достаточных для конструирования дефиниции, учитывая тот факт, что различные авторы вкладывают в одно и то же понятие разное содержание. Исследуя подходы к изучению феномена манипуляции различных авторов, Е.Л.Доценко делает одно очень интересное замечание: большинство исследователей в решении данной задачи исходят из интуитивного представления о ее сути. Он предлагает в качестве эталона использовать метафору манипуляции, поскольку именно она является «источником того интуитивного понимания, которое исследователи пытаются эксплицировать при попытке определения манипуляции» .

С позиций интуитивизма становится понятным, почему термин «психотехнология» может быть истолкован в различном значении. Для одних «психотехнология» означает тренинговую форму обучения, для других - нейролингвистическое программирование или транзактный анализ, для третьих - разработку и испытание психотронного оружия, четвертые понимают под психотехнологией методы контроля сознания и т.д. Так или иначе, каждый из авторов убежден, что говорит о вещах каких-то знакомых и понятных, не требующих особого уточнения. Именно с этим лингвистическим парадоксом столкнулся Е.Л.Доценко, исследуя феномен манипуляции. Разрешить его позволяет метафора, которая наряду с примерами и аналогиями является составной частью модели мира. Метафора участвует в осуществлении когнитивных операций, предполагающих соотнесение различных понятийных сфер и различных миров . Вот что говорил по этому поводу Э.Ортони, английский философ: «Работа» метафоры заключается в том, что она выражает аналогию, но не прямо, а опуская определенные компоненты» .

Метафора психотехнологии позволяет использовать сам термин «психотехнология» как удобный и не требующий дополнительного объяснения конструкт. Так, в работах В.Н.Панкратова термин «психотехнология» приравнивается к значению слова «искусство» (в исконном смысле греческого слова techne). Сравним, например, книги «Психотехнология управления собой» и «Искусство управлять собой» , из которых последняя представляет собой расширенное и дополненное издание первой книги. В её содержании имеются главы, в заголовках которых указываются: «Психотехнология формирования позитивного мышления», «Психотехнология успешного управления собой» и др. Однако при этом содержание термина «психотехнология» нигде не раскрывается. Другая серия книг автора написана на основе указанного выше принципа и посвящена искусству (психотехнологии) управления людьми . В главе «Психотехнология эффективного воздействия на людей» автор пишет: «Психотехнология воздействия на людей предполагает овладение такими психологическими знаниями, которые способствовали бы эффективному влиянию на окружающих с целью вхождения в доверие, создания особого расположения к ним, позволяющего программировать желание деловых партнёров на постоянное и искреннее сотрудничество с вами» .

Аналогичные примеры можно почерпнуть при анализе работ А.Ю.Панасюка, в которых приводятся «современные психотехнологии убеждающего воздействия» и «психотехнологии проникновения в подсознание собеседника» , представляющие собой описание различных способов и приемов речевых манипуляций на основе разрабатываемой автором концепции «психориторики» и проблемы «психологии подсознательной коммуникации». Термин «психотехнология», как и у В.Н.Панкратова, автором используется метафорически как «искусство убеждать, побеждать в споре».

В этом смысле интересна эволюция взглядов В.П. Шейнова , который в названии своих книг, посвященных психологии манипуляции, постепенно уходит от понятия «срытое управление человеком» (2000) к «психологии влияния» (2002) и «психотехнологии влияния» (2006), подразумевая под этим все то же «искусство управлять людьми» (2005). Представленный выше краткий обзор публикаций показывает, что обращение к метафоре как средству уточнения определяемого понятия позволяет в известной мере повысить объективность рассуждений в подразумеваемом (имплицитном) представлении о том, что такое психотехнология. Как видно из приведенных примеров, использование метафоры психотехнологии оказывается весьма предпочтительным с практической точки зрения, вопрос лишь заключается в степени ее отрефлексированности. Иными словами, речь идет о степени соответствия, соотношения метафорического и аналитического определений.

2. Психотехнология как продуктивная деятельность

С классификационной точки зрения психотехнологии относятся к классу социальных технологий, которые по аналогии с промышленными технологиями определяются как совокупность приемов, методов и средств, используемых для достижения конкретных целей. В частности, как способ осуществления деятельности на основе рационального ее расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения .

Логике аналогии следует, например, М.Ю.Лихобабин, описывая психотехнологию как:

  1. совокупность и последовательность психических процессов и действий в деятельности человека;
  2. науку о закономерностях, выявлении и использовании в деятельности наиболее эффективных психических процессов, действий и их последовательностей .
Как видно из определения, объединяющим понятием выступает категория деятельности.

Известно, что выделяют, как правило, два уровня использования категории деятельности как объяснительного принципа психики: 1) при изучении различных областей психической реальности - психология познавательных процессов, мотивации, воли, эмоций, личности, внутригрупповых процессов; 2) при построении различных отраслей психологии - общей, возрастной, социальной, педагогической, медицинской, инженерной и др. .

Оба этих подхода дают возможности для построения психотехнологий. Первому уровню могут соответствовать, например, «психотехнологии внутренних состояний» , «психотехнологии общения» , «психотехнологии измененных состояний сознания» и др. Можно апеллировать к конкретным направлениям и областям прикладной психологии (второй уровень), приводя в качестве примера «психотехнологии делового общения» ; «психотехнологии презентации и успешных продаж» ; «психотехнологии в бизнесе и менеджменте» ; «технологии тренинга» ; технологии «промывания мозгов» в пропаганде и т.д.

Психотехнологию можно рассматривать как особую форму продуктивной деятельности людей в конкретно-прикладном аспекте, основанную на знании закономерностей функционирования психики. Продуктивная деятельность - деятельность рациональная и целесообразная по своей природе. «Если конечный результат (один из результатов) деятельности совпадает (в какой-то мере) с поставленной целью, мы имеем дело с рациональной (продуктивной деятельностью). В противном случае деятельность является непродуктивной. Совпадение результата с целью свидетельствует о том, что действия в самом деле были «целесообразными» .

Таким образом, деятельностный подход в описании психотехнологий также является перспективным, снимая в известной степени размытость изучаемого понятия при его рефлексивно-метафорическом рассмотрении.

3. Психотехнология как ориентировочная основа действий

Сторонники акмеологической теории в своих построениях опираются на классическую схему деятельности, разработанную А.Н.Леонтьевым. В качестве «единицы анализа» принимается действия. Структурными моментами описания действий при этом выступают: цель, на достижение которой направлены действия, условия, в которых осуществляются действия и операции - особые «единицы» анализа деятельности, непосредственно соотносимые с этими условиями. При этом цельность действия, включающего в себя различные операции, подчеркивается понятием «задача», выражающим единство цели и условий и обозначающим искомый результат, который предстоит достигнуть при наличии определенных условий.

Модель психотехнологий, разработанная А.П.Ситниковым в рамках акмеологического подхода, опирается на теорию формирования умственных навыков П.Я.Гальперина. Она детально изложена в его работе «Акмеологический тренинг: Теория, Методика. Психотехнологии» .

П.Я.Гальперин разграничивал две части предметного действия: его понимание и умение его выполнить. Первая часть играет роль ориентировки и названа ориентировочной, вторая - исполнительной. Особую роль П.Я.Гальперин придавал ориентировочной части, считая ее «управляющей инстанцией», своеобразной «штурманской картой». Ориентировочная основа действий (ООД) - система представления человека о его цели, плане и средствах осуществления .

В современной психологии профессиональной деятельности под ООД понимается те конкретные образы, знания и представления, которыми руководствуется субъект при выполнении действий целеполагания, планирования, выполнении отдельных действий, осуществлении контроля и оценки результатов каждого действия и деятельности в целом . 3.А.Решетова в содержание ООД включает психологический образ предмета деятельности (его содержание, структура, функции) и программу действий («внутренний план деятельности) .

А.П.Ситников описывает четыре возможных значения понятия «психотехнология». Исходным понятием выступает «совокупность действий и операций».

Значение I: психотехнология как реально осуществляемая упорядоченная совокупность действий и операций, или «осуществление психотехнологии».

Значение II: психотехнология как способ организации упорядоченной совокупности действий и операций в определенную целенаправленную последовательность или ориентировочная основа действий (ООД) - «первичная форма существования психотехнологии».

Значение III: психотехнология как описание научными средствами целенаправленной последовательности действий, выявление их упорядочивающей основы, изучение закономерностей в способах организации действий с целью использования наиболее эффективных из них. Этому значению может соответствовать «психотехнологическое исследование».

Значение IV: психотехнология как результат описания осуществляемых способов организации действий и операций, нацеленный на его практическое применение, схема ориентировочной основы действий (схема ООД) - совокупность различной предметной информации, ориентиров и указаний по совершению действий. Этому уровню соответствует «реализация психотехнологии».

ООД рассматривается А.П. Ситниковым как первичная форма существования технологии, которая относится к плану реально осуществляемых действий, в то время как схема ООД фиксирует представления о том, как должны осуществляться указанные действия (идеальный план) и имеет отношение к способности профессионала осуществлять реальные действия в условиях реально существующей конкретной ситуации. Схема ООД является результатом выявления ООД - объективной логики реально осуществляемой профессионалом совокупности действий и операций, направленных на достижение определенной цели. По сути, она представляет собой комплекс предметной информации, в т.ч. указаний и ориентиров для совершения действий и операций. Владение схемой ООД есть владение соответствующей информацией, т.е. знание того, как следует организовывать свои действия, чтобы достичь поставленной цели в имеющихся условиях - выполнить профессиональную задачу. Схема ООД должна быть развернута в реальную последовательность действий, способность человека совершить которую - его профессиональные умения - и определяется А.П.Ситниковым как владение ориентировочной основой действий. «Понимая технологию как ориентировочную основу реально осуществляемого действия, под владением технологией мы будем понимать умение осуществлять соответствующим образом организованные действия» .

Таким образом, в акмеологическом подходе «психотехнология» рассматривается как единица анализа профессиональной деятельности. Психотехнология понимается как целенаправленная и упорядоченная соответствующим освоением предметной ситуации, своей ориентировочной основой, совокупность и последовательность действий .

4. Психотехника и психотехнология: соотношение понятий

В психологических словарях психотехника определяется как «ветвь психологии, изучающая проблемы практической деятельности людей в конкретно-прикладном аспекте», «направление и раздел психологии, в котором разрабатывались вопросы применения знаний о психике человека к решению практических задач, главным образом в плане изучения проблем научной организации труда» . В настоящее время в своем первоначальном значении термин «психотехника», как его понимали В.Штерн и Г. Мюнстерберг, практически утратил свое существование. За рубежом понятие психотехники стало идентично понятию прикладной психологии, которая понимается как «практическое использование достижений психологии» .

Анализ литературы позволяет выделить следующие соотношения понятий «психотехника» и «психотехнология»: Преемственность (то, что раньше называлось психотехникой, стало называться психотехнологией). Идея преемственности понятий прослеживается, главным образом, в исследованиях по проблемам психологии профессиональной деятельности .

Равнозначность (оба термина используются как синонимы для обозначения одних и тех же методов психологической работы). Это касается, главным образом различного рода интегративных и духовных практик (свободное дыхание, ребефинг, цигун, йога и др.) .

Самостоятельность термина «психотехника» (не сводимая к психотехнологии) Психотехника рассматривается как совокупность психологических приемов, методик, игр и упражнений, используемых: при подготовке спортсменов («психотехнические игры») ; в боевых искусствах («психотехника воина») ; в обучении актерскому мастерству («тренинг творческой техники») , «телесно-ориентированная психотехника актера» , «психотехнические игры и упражнения» в психологическом тренинге , «психотерапевтические техники» .

Психотехнология как совокупность психотехник. Е.В.Руденский указывает: «Психотехнология - это наука о практическом использовании психологических техник управления людьми» . «Психотехника представляет собой систему взаимосвязанных операций, направленных на изменение состояний, мотивов, установок и т.д. у личности, на которую оказывает воздействие менеджер. Он должен рассматривать психотехнологию как систему практических действий, которые опираются на системный анализ общения» . О.Г. Бахтияров предлагает различать: психотехнический прием - однократное действие, совершаемое оператором для изменения актуального состояния в рамках той или иной психотехники; психотехнику - последовательность психотехнических приемов, ведущую к формированию устойчивого заданного психического состояния; психотехнологию - организованную совокупность психотехник, направленную на решение определенной конструктивно сформулированной задачи. По мнению автора, психотехники состоят из нескольких приемов, а психотехнологии включают в себя несколько психотехник, хотя и бывают случаи, когда психотехника состоит из одного приема, а психотехнология из одной психотехники . Аналогичный подход можно встретить в книге «Мастер-класс Игоря Вагина. Лучшие психотехники» , в которой «психотехнологии внутренних состояний» включают в себя 19 комплексов психотехник.

5. Психотехнология как алгоритм решения психологических задач

Т.С.Кабаченко в своей книге «Методы психологического воздействия» приводит следующую логическую схему построения психотехнологий:

  • Оказывать воздействие на человека при решении самого широкого круга профессиональных задач, а также на бытовом уровне, удается с помощью внешних раздражителей различных модальностей, посредством слова и невербальных стимулов, через регуляцию уровня удовлетворения потребностей человека и вовлечения его в специальным образом организованную деятельность. Перечисленные группы факторов далее мы будем называть средствами воздействия.
  • Совокупность средств воздействия, объединенных определенным алгоритмом их применения, направленных на решение определенной психологической задачи в конкретных условиях, мы обозначим как прием воздействия.
  • Способы решения определенной психологической задачи, т.е. множество конкретных приемов, образуют метод психологического воздействия.
  • Алгоритм решения психологических задач, приводящий к определенному социальному эффекту, образует технологию воздействия .
М.Р.Душкина переносит вышеприведенные понятия в контекст «психологии влияния»: говоря о средствах психологического влияния, выделяется группы факторов влияния, обозначаемых далее как средства; алгоритмизированная система средств влияния составляет прием; совокупность приемов влияния образует метод; сочетание, последовательность и ритм применения средств, приемов и методов психологического влияния для решения определенной задачи - суть эффективный алгоритм влияния - представляет собой психотехнологию .

Как видно из приведенной схемы, центральным, связующим звеном в этой системе понятий выступает «алгоритм». Единого определения алгоритма нет. Так, в Интернет-энциклопедии Wikipedia приводится порядка 12 определений. В соответствии с определением американского математика и программиста Д.Кнута, автора известной серии книг, посвящённой основным алгоритмам и программированию, алгоритм - это конечный набор правил, который определяет последовательность операций для решения конкретного множества задач .

Таким образом, психологические технологии (психотехнология, психотехника) можно рассматривать как алгоритм воздействия на психику человека, методы создания определенных переживаний (ощущений, эмоций, воспоминаний), побуждающих субъекта к желаемому действию. В реальности практически все из используемых гуманитарных технологий (рекламных, избирательных, PR-технологий) построены на особенностях человеческой психологии и предполагают воздействие на нее, т.е. содержат в себе элементы психотехнологий.

6. Интегративная модель психотехнологий

В.В.Козловым предпринята попытка провести систематизацию различных подходов к психотехнологиям и требованиям, которые выдвигаются к ним с психоэкологической точки зрения. Автор описывает психотехнологию как «систему категорий, принципов и моделей, описывающих психическую реальность, человеческое существо или социальную группу как развивающуюся целостность, сориентированная на практическую работу с индивидуальной психикой или групповой психологией, и включающая в себя конкретные методы, приемы, умения и навыки по целенаправленному преобразованию личности и группы». Понятие психотехнологии может быть эксплицировано только всеми контекстами, в которых психотехнологии описываются и исследуются, только в этом смысле, подчеркивает В.В.Козлов, можно говорить о полном, исчерпывающем объяснении психотехнологии. Другой важный тезис, который развивает автор, касается уровня рефлексии оснований и уровня методологического обоснования психотехнологий, иными словами, их мировоззренческое обоснование, которое в конечном итоге сводится к проблеме происхождения личности и мира. В этом смысле есть психотехнологии «от мира», или социальные психотехнологии, и выходящие за его пределы - трансцендентные психотехнологии. С позиций системного подхода и с точки зрения решаемых задач предлагается выделить три основных группы психотехнологий:

  1. интегративные психотехнологии, оказывающие комплексное, интегральное воздействие;
  2. целевые психотехнологии, решающие определенные узкие задачи или формирующие конкретные качества;
  3. метапсихотехнологии (психотехнологии применения психотехнологий), обучающие овладению ими.
Автором предпринята попытка классификации психотехнологий на основе развиваемой им парадигмы интегративной психологии, исходя из представлений о пятиуровневой модели человеческого существа, в котором выделяются телесный (физический, соматический), энергетический (витальный), эмоциональный (чувственный), ментальный (интеллектуальный) и духовный уровни. При этом считается возможным осуществлять интервенцию с каждого из этих уровней на любой другой или объединять уровни. В.В.Козловым также поднимается такой важный вопрос, как требования к психотехнологиям при работе с личностью и социумом, их экологичности и психологической безопасности .

Завершая обзор существующих в настоящее время подходов к пониманию сущности психотехнологии, следует отметить, что большинство авторов солидаризуются в том, что она содержит в себе две стороны: то, что заложено и может быть обнаружено в психике человека и исполнительный компонент. Психотехнология должна включать в себя сведения о механизмах, понимаемых как внутренний процесс формирования и проявления некоторого свойства психики в сочетании со способствующими тому условиями. Сведения о механизмах (закономерностях, алгоритмах функционирования индивидуальной и коллективной психики, общения, деятельности) заложены в фундаменте психотехнологий и предшествуют любым конкретным методам или приемам. Технология и механизмы образуют то общее, что есть в каждом человеке, а технические приемы действуют по-разному. В этом смысле психотехнология представляет собой целостную систему, в единстве сторон которой выступают теоретические построения и их практическое воплощение, основанное не только на строго научных знаниях, но и житейском опыте, учитывающем все многообразие вариантов, ситуаций, возможных контекстов. Поэтому знание одной техники и даже виртуозное владение ею мало что дают в конечном итоге для достижения желаемого результата. Таким образом, владение технологией в практическом плане представляется более надежным подходом, чем владение одной только техникой. Кроме того, понимание сути психотехнологии и ее механизмов позволяет создавать бесчисленное количество новых методик, приемов, упражнений и техник. Подводя итог вышесказанному, следует еще раз отметить, что в настоящее время термин «психотехнология» широко используется и употребляется в различных значениях. В практическом плане, по нашему мнению, смысл данного понятия наиболее полно отражает определение, данное Т.С.Кабаченко для объяснения механизмов психологического воздействия (влияния) как «алгоритма решения психологических задач, приводящего к определенному социальному эффекту».

Вместе с тем привлечение категории деятельности в качестве объяснительного принципа дает возможность рассматривать психотехнологию как:

  1. интрапсихическое образование, априорно существующее и работающее внутри нас и организующее психические функции (уровни ООД-I и ООД-II);
  2. исполнительный компонент - практическое (алгоритмизированное рациональное и целесообразное) использование выявленных закономерностей психической деятельности (ООД-III и ООД-IV).
Представляется возможным дать следующее рабочее определение «психотехнологии», отвечающее задачам практики:

Психотехнология - это организованная и продуктивная деятельность людей в различных сферах социальной практики, ориентированная на эффективное решение психологических задач с заранее определенным социальным эффектом, и представляющая собой совокупность приемов, средств и методов психологического воздействия и влияния, объединенных определенным алгоритмом их применения.

Литература :
  1. Адлер Г . Маркетинг будущего: диалог сознаний. Общение с потребителями в XXI веке. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. 448 с.
  2. Бахтияров О.Г . Деконцентрация. Киев: Ника-Центр, 2004. 128 с.
  3. Березкина-Орлова В. Актерские телесно-ориентированные психотехники // Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / ред.-сост. В. Ю. Баскаков. М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2001.
  4. Бодров В.А . Психология профессиональной деятельности // Психология XXI века: учебник для вузов /под ред. В.Н.Дружинина. М.: ПЕР СЭ, 2003. С.801-845.
  5. Большаков В.Ю . Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры. СПб.: Социально- психологический центр. 380 с.
  6. Большой психологический словарь /сост. и общ. ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 670 с.
  7. Вагин И . Мастер-класс Игоря Вагина. Лучшие психотехники. СПб.: Питер, 2005. 224 с.
  8. Вачков И . Основные технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие. М.: Изд. «Ось-89»,2003. 176 с.
  9. Воронов И . Психотехника воина // Кэмпо. 1996. .№ 2. С.11-12.
  10. Гальперин П.Я . Формирование умственных действий //Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления /под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухова. М.: Изд. МГУ, 1981. С.78-86.
  11. Гиппиус С.В . Гимнастика чувств. Секреты развития психики. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 352 с.
  12. Деревицкий А . Охота на покупателя. Самоучитель менеджера по продажам. СПб.: Питер, 2006. 226 с.
  13. Доулинг К . Введение в ребефинг: психотехнология работы с дыханием. М.: Центр психол. культуры, 2001. 167 с.
  14. Доценко Е.Л. Манипуляция: психологическое определение понятия //Психол. журнал. 1993. № 4. С.132-138.
  15. Душкина М.Р . Психология влияния. СПб.: Питер, 2004. 224 с.
  16. Иванова Е.М . Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: Изд. МГУ, 1992. 199 с.
  17. Ивонин Л.Г . Технология социальная // Современная западная социология: Словарь. - М.: Политиздат, 1990. С.345.
  18. Кабаченко Т.С . Методы психологического воздействия. - М.: Педагогическое общество России, 2000. 544 с.
  19. Кандыба В.М . Триста техник глубокого гипноза.В 2 т. СПб.: Лань, 2001. Т.1. 400 с.; Т.2. 464 с.
  20. Квинн, В. Прикладная психология. СПб.: Питер, 2000. 896 с.
  21. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: Класс, 1993. 224 с.
  22. Кнут Д . Искусство программирования Т.1. Основные алгоритмы. М.: Владос, 2001. 720 с.
  23. Козлов В. В. Использование психотехнологий как проблема психоэкологии [Электронный ресурс]. URL: http://www.integratio.ru /article/018.htm
  24. Козлов В.В . Психотехнологии измененных состояний сознания. Методы и техники. М.: Изд. Ин-та психотерапии, 2001. 537 с.
  25. Коледа С . За пределами НЛП. Психотехнологии на постсоветстком пространстве. М., 2000. 195 с.
  26. Коляну Н.М . Введение в психотехнику свободного дыхания: Теория. Практика. Наблюдения СПб., 1992. 28 с.
  27. Кузьмин И.А., Ситников А.П . Современная технология эффективных коммуникаций //Психотехнологии и эффективный менеджмент /под ред. И.А.Кузьмина. М.: Технологическая школа бизнеса, 1992. С.97-122.
  28. Леонард Д., Лаут Ф . Ребефинг или как познать и использовать всю полноту жизни. СПб.: ТФ «ИКАМ», 1993. 168 с.
  29. Лифтон Р.Дж . Технология «промывания мозгов» СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК: М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. 576 с.
  30. Лихобабин М.Ю . Технологии манипулирования в рекламе. Способы зомбирования / Ростов н/Д: Феникс, 2004. 144 с.
  31. Марасанов Г.И . Социально-психологический тренинг: Методы моделирования и анализа ситуации в социально-психологическом тренинге. М.: Совершенство, 1998. 207 с.
  32. Минухин С., Фишман Ч . Техники семейной терапии М.: Класс, 1998. 304 с.
  33. Морган Р . Искусство продавать: как стать профессионалом. М.: КОНСЭКО, 1994. 146 с.
  34. Никифоров А.Л. Деятельность, поведение, творчество //Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. С.52-69.
  35. Панасюк А.Ю . Как убеждать в своей правоте. Современные психотехнологии убеждающего воздействия. М.: Дело, 2002. 312 с.
  36. Панасюк А.Ю. А что у него в подсознании? Двенадцать уроков по психотехнологии проникновения в подсознание собеседника. М.: Дело, 2003. 272 с.
  37. Панкратов В.Н . Психотехнология управления собой. М.: ТЦ «Сфера», 1998. 128с.
  38. Панкратов В.Н . Искусство управлять людьми: практические рекомендации. М.: Ин-т психотерапии, 1999. 144 с.
  39. Панкратов В.Н. Искусство управлять собой. Практическое руководство. М.: Изд. Ин-та психотерапии, 2000. 247 с.
  40. Панкратов В.Н . Психотехнология управления людьми. М.: Изд. Ин-та психотерапии, 2001. 324 с.
  41. Решетников П.Е ., Акапьев В.Л. Формирование ориентационной основы профессиональной деятельности //Прикладная психология и психоанализ. 2006. № 4. С.104-114.
  42. Решетова З.А . Структура ориентационной основы деятельности и ее особенности при формировании теоретического мышления //Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1998. № 2. С.14-21.
  43. Руденский Е.В . Основы психотехнологии общения менеджера. М., Новосибирск: Инфра-М, 1998. 180 с.
  44. Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория, Методика. Психотехнологии М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. 428 с.
  45. Ситников А.П . Современные прикладные психотехнологии. Процесс и язык коммуникации. М.: РАУ. Политологический центр, 1992. 276 с.
  46. Словарь практического психолога /сост. С.Ю.Головин. Мн.: Харвест, 1997. 800 с.
  47. Тарас А.Е. Боевая машина: Руководство по самозащите. Мн.: Харвест, 1997. 592 с.
  48. Теория метафоры. Сборник. М.: Прогресс, 1990. 512 с.
  49. Уилкс Дж.Р., Л’Абат Л. Психотехника парадокса. Практическое руководство по использованию парадоксов в психотерапии М.: Центр психологической культуры; Маркетинг, 2002. 278 с.
  50. Цзен Н.В. Пахомов Ю.В. Психотренинг: Игры и упражнения. М.: Физкультура и спорт, 1988. 274 с.
  51. Шейнов В.П. Психология влияния: Скрытое управление. Манипулирование и защита от них. М.: Ось-89, 2002. 718 с.
  52. Шейнов В.П . Скрытое управление человеком (Психология манипуляции) Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2000. 848 с.
  53. Шейнов В.П . Искусство управлять людьми. Мн.: Харвест, 2005. 512с.
  54. Шейнов В.П. Искусство убеждать: технология скрытого управления людьми. Мн.: Харвест, 2006. 464 с.
  55. Шейнов В.П . Психотехнологии влияния. М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006. 448 с.
  56. Шерман Р., Фредман Н . Структурированные техники семейной и супружеской терапии. М.: Класс,1997. 336 с.
  57. Эйхер Дж . НЛП в бизнесе и менеджменте: Новейшие американские психотехнологии. М.: Ин-т общегуманит. исслед., 2001. 160 с.

Интегральная психология

ОПАСНОСТИПСИХОТЕХНОЛОГИЙ

Знание есть сила.

(Ф.Бэкон)

Само по себе избавление от страдания – благо. Само по себе обретение новых возможностей – благо. Вопрос только в том, какую цену необходимо заплатить за все это. Мы имеем дело с психикой, а это сложнейшая система ментально-биологических связей с многочисленными иерархиями, каскадами, цепями прямой и обратной связи. Не может ли оказаться так, что исправляя и получая в одном месте, мы теряем или разрушаем в другом. Да, такое возможно. Как известно, не все золото, что блестит.

В последние десятилетия в обиход вошло слово «психотехнологии», до этого уже существовал термин психотерапия. Безусловно, эти термины пересекаются, потому что любая психотерапия несет в себе некоторую технологическую цепочку, а любая психотехнология призвана оказать позитивное терапевтическое воздействие (впрочем, психотехнологии могут иметь и негативную направленность, но это не наша сегодняшняя тема). Мы будем говорить о психотехнологиях, которые декларируют позитив.

К психотехнологиям относятся такие методы как: гипноз, метод Ануашвилли, программы «Псибазис», «Гипнарт» и др.. Все это достаточно экзотические, редкие техники. Нас будет в первую очередь интересовать Нейро-лингвистическое программирование, которое сейчас широко распространено и продолжает увеличивать свой ареал.

К психотерапевтическим относятся такие традиционные направления как: психоанализ, психосинтез, экзистенциальная и онтотерапия, арт-терапия, психодрама, гештальт, трансактный анализ и другие.

Такие направления как: Эриксоновский гипноз, расстановки, телесно-ориентированные практики, аффирмации, метод Шичко и др. – занимают промежуточное положение.

Разница между психотехнологиями и психотерапией состоит в том, что в первом случае превалирует управление, воздействие, изменение чего-либо в психике без осознания происходящего человеком .

В случае психотерапии человек является не просто активным, а главным действующим лицом процесса, психотерапевт лишь раскрывает ситуацию. Самое важно то, что в психотерапии человек осознает происходящее на многих уровнях своего сознания, проникает в свое подсознание, имеет видение ситуации в целом, постигает причинно-следственную связь, узнает свои особенности, слышит, чувствует, понимает. В психотерапии клиент (пациент) интегрирует свою личность, об этом мы подробно говорили в статье .

Чтобы иметь представление насколько сложна «кухня» психической деятельности - приведем схему Р. Ассаджиоли - создателя теории психосинтеза.

1. Низшее бессознательное - подавленные желания, комплексы, инстинкты, давно забытые воспоминания.

2. Среднее бессознательное - область, где пребывают психологические навыки и состояния, которые могут быть произвольно перенесены в поле сознания.

3. Высшее бессознательное - эволюционное будущее человека, все то, чего он может достичь в процессе развития; высшие парапсихологические способности, интуиция, творческое вдохновение, экстаз, духовность, влечения к любви, справедливости, красоте, состраданию, гармонии.

4. Поле сознания - непрерывный поток ощущений, образов, мыслей, чувств, желаний, доступных сознательному анализу.

5. Сознательное личное Я - центр сознания, личности.

6. Высшее надличное истинное Я, которое пребывает над потоком мысли и состояниями тела и не подвержено их влиянию. Совокупность возможностей человеческого развития, связующее звено между индивидуальными и всеобщими процессами, единое со Вселенной.

7. Коллективное бессознательное. Между человеком и другими людьми все время протекают процессы «психического проникновения».

В психотехнологиях включенность человека в процесс формальна – он не знает ни сути своего состояния, которое собирается менять, ни причин внешних и внутренних, которые привели его к этому состоянию, ни своих истинных потребностей (желание далеко не всегда является отражением потребностей). Практически ничего не знает о себе, да и знать не хочет, кроме того, что – это я хочу изменить. В данном случае психотехнолог играет ведущую роль. Клиент (пациент) делает заказ, технолог говорит, что нужно делать и начинается процесс, далее результат. Вот здесь возникает опасность. Собственно даже не возникает, а присутствует и реализуется. Психотехнологии неизбежно вносят в психику человека дисгармонию.

Философии НЛП официально не существует, но часто используются слова - магия, главное чтобы работало, легко, философия жизни. Что же касается термина «философия жизни», то перед вами классическая идеологема из арсенала PR психотехнологий. Технологический подход к любой проблеме одинаков – неважно, почему у тебя проблемы, неважно какие они – вот тебе «инструмент», который избавит тебя от них. Общее название всех инструментов - «Обучение подсознания». Посылаем в подсознание сигнал-программу, закрепляем - и вот готовый результат, в следующий раз подсознание будет реагировать на искомую ситуацию так, как вам хочется. Сразу же нужно отметить, что эффективность техник НЛП имеет место быть, но, во-первых, процент успеха, который обещают мастера НЛП так же далек от реальности, как Земля от Луны. Что же касается успеха, во-вторых, то он условен, за этот успех будет расплата. Какая – мы сейчас об этом поговорим, наберитесь терпения, мы вступаем в царство психики, а оно очень и очень сложное. Попытаемся рассказать кратко и без научных терминов.

Допустим, что человек страдает от чего-либо: стеснительности, фобии, чувства вины, неуверенности, неумения красиво говорить, закрытости, одиночества, депрессии, агрессивности, подозрительности, бессилия и пр. Интересно, что для психики все это явления одного порядка. Любое состояние образуется по одинаковой схеме. Сначала, родившийся ребенок никаких таких проблем не имеет, но по мере взросления у него появляются желания и потребности, и он начинает их осуществлять – в ответ на это ребенок получает реакцию окружающих, которая может быть очень различной. Реакция может стать для ребенка приятной, очень приятной, эйфорической, но может быть и неприятной, очень неприятной и даже предельно болезненной. Ребенок испытывает ощущения и соответственно делает выводы – если ему хорошо, он пытается повторить приятный опыт, а если ему больно, он пытается избежать в дальнейшем повторение подобного опыта. Ребенок принимает решения сначала на бессознательном уровне, потом когда подрастет на сознательном. Решения о том, что благоприятно, а что нет. Формируется система убеждений, за ними формируются модели поведения. Например, стеснительность или отсутствие креативности, потому что одного драли за то, что писю трогал, а другого за то, что слишком громко пел и всем мешал. Одних драли физически, других терзали морально. Суть от этого не меняется, ребенку было плохо. Когда подобные эксцессы повторяются много раз – образуются, так называемые, психологические комплексы. Комплексы могут образоваться не только, когда было плохо. Иной раз ребенка так забалуют, зацелуют, захвалят, что у него образуются такое комплексы, что еще хуже придется в жизни, чем тем, кого в детстве пороли. Это, конечно, грубые ситуации, есть множество неявных влияний, особенно когда начинается стадия формирования моральности. После 7 лет влияют не только ощущения но и осознание себя тем или другим человеком, достойным или нет, в зависимости от того, какие оценки дают подростку окружающие. Доверяя взрослым или, наоборот, противоборствуя им, подросток выстраивает сложнейшие комплексы отношений с окружающим миром. Комплекс это не только, то, что в народе понимают, как нечто негативное или неприличное. Все психические процессы комплексуальны по своей природе. Комплекс – это устойчивая связь между: событиями, ощущениями, решениями, убеждениями и поведением . Причем все это зафиксировано на уровне ментальных образов, химизма нейронов, динамики эндокринной системы, мышечных зажимов, специфичных нейронных цепей. Вот такой вот сложный комплекс, где все связано вместе, при том, что человек и не помнит, что там вообще было, потому что ему было 1,2,3,4,5 лет. Особенно если было плохо, то все вытесняется, забывается чтобы не чувствовать боли.

Любая модель поведения, как позитивная, так и негативная, так и нейтральная выглядит принципиально одинаково. Снаружи мы видим лишь модель, но на самом деле – это длинная цепочка. Память → Событие → Ощущение → Решение → Убеждение → Модель поведения (качество характера). Модель – это вершина айсберга.

Безусловно, разорвать вредную цепь можно, и нужно, но это достаточно трудоемко. Чтобы разорвать цепь ее нужно осознать . Способов разрыва и методов входа в контекст паталогической цепи достаточно много - этим занимается психотерапия. Однако, можно не разрывать - можно заблокировать или перераспределить, чем и занимаются психотехнологии. Ничего не меняя в принципе, ни прежних решений, ни убеждений, ни картины мира в целом, они предлагают принять новое решение – не хочу, чтоб было так, а хочу, чтоб было эдак. Очень напоминает «Сказку о рыбаке и рыбке». Дальше выполняются кодирующие настройки и якорения, и образуется новая желаемая модель поведения в какой-то желаемой ситуации. Понятно, что мастера НЛП специально ее не блокируют, но по факту это происходит, потому что человек принял решение сменить одну модель на другую. А вот теперь начинаются проблемы.

Психика – это такая система, в которой все построено на осознании. Мы человеки-разумные. При этом, мозг способен на удивительные вещи – воображать, давать команды, помнить, забывать, не замечать, придавать любое значение любому явлению и т.д. Но есть один глобальный закон – все что сделано, остается навсегда. Это только так кажется нашему уму, что захотел, подумал и все стало иначе. Ум – это лишь небольшая свободная часть психики, которая, как мы говорили, способна на все. Вы же сами знаете, как легко вообразить и как трудно, например, отказаться от какой-то привычки; как легко представить себе, что все будет хорошо и как трудно держать себя в руках и не сорваться, когда возникнет реальная ситуация. Как легко решить, что с понедельника начинаю новую жизнь, и как это потом не получается. Потому что психика – это огромные объемы информации и энергии, со своими хранилищами, производствами, предохранительными системами и объездными путями. Это гигантская лаборатория, в которой по мере жизни накапливается все, что было сделано, прочувствовано, решено, налажено. Надо не надо, там хранится все, и выбросить ничего нельзя, можно конечно спрятать, что чаще всего и делают, перестать ходить в определенные пространства своей лаборатории сознания, но лаборатория будет работать по однажды заданной программе. Хороший выход только один – пойти, разгрести «авгиевы конюшни» и все переделать так, как нужно, если что-то не устраивает. Но переделывать придется всю цепочку от начала и до конца. Придется разобраться в событиях своей жизни, ощущениях, решениях, убеждениях, сценариях, мировоззрении, а затем создать и натренировать новые решения, убеждения, картину мира. Только после этого старая патологическая цепь трансформируется в новую желаемую без негативных последствий.

Проблема психотехнологий в том, что организуется новый процесс, а старый продолжает свою работу. Комплекс – это как сорняк, если его с корнем не вырвать, то он вырастет снова.

НЛП когда ведет работу неважно с чем, с курением, с болезнью какой-нибудь, с какой-то семейной ситуацией - меняет только верхушку. Они очень хорошо научились «срывать верхушку сорняка» и на его место сажать «розу». Видимость получается прекрасная, но сорняк дает боковые побеги. Потому что человек ничего не понял, его сознание, по своей сути, не изменилось. Пришел человек, освободиться от курения. Ок, закодировали – перестал курить, но причина в бессознательном осталась. Там осталось неосознанное желание или эмоция, гнев, например, на кого-то из родителей, но оно так и осталось не понятым. Человек говорит, да что вы – какой гнев, я человек интеллигентный, тихий, спокойный, в жизни ни на кого голос не повысил. Правильно, он свой гнев так в детстве качественно подавил, что практически незаметно стало, но гнев вылез в виде курения. Теперь поставили еще один «замок» - все курить больше не хочется. А куда делся подавленный, а теперь уже полностью заблокированный гнев? Никуда не делся, мы уже говорили, что в психике ничего не может исчезнуть - гнев начнет искать новые пути для выхода. Вариантов много – могут начаться, например, проблемы с горлом или с желудком, а может постепенно расстроиться сон, или развиться депрессия. Есть еще вариант – когда комплекс начинает «съедать» творческие ресурсы или духовные ресурсы, тогда совсем незаметно будет, никто ж не знает, что вот-вот на подходе было раскрытие какой-то грани таланта, теперь раскрытия не произойдет и вроде ничего не изменилось. Не может быть, чтоб ничего не изменилось. Если проблема не понята, то всегда - «хвост вытащишь, нос завязнет». Это вопрос лишь времени и силы организма. Кто послабей у того через несколько дней уже может что-то случиться, кто посильней - через несколько месяцев и даже лет. Потому что психика имеет достаточно большой запас прочности, но он не безграничен.

Проблема не только в том, что в результате произойдет смещение или замена одних психических и соматических негативов на другие. Обращение к психотехнологиям приводит к снижению способности самоосознания, ослаблению личностного стержня, снижению сопротивляемости к возможным последующим манипуляциям вашим сознанием обществом, рекламой, конкурентами.

© Проект – Пространство души . При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.