Югославия карта на русском языке. Столица Югославии, флаг, история страны. Подробная карта Югославии с городами и дорогами. Республика Зомби. Как распадалась Югославия

Советский Союз и Югославию, которая образовалась на Балканском полуострове в 1918 году, всегда связывали достаточно тесные, но сложные отношения.

Первоначально в государстве, куда входили Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Далмация, Сербия и Черногория, господствовала монархия, а сама страна называлась Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев (КСХС).

Однако все изменилось в 1945 году: в этот день была принята декларация, согласно которой монархия была ликвидирована, и на территории бывшего королевства образовалась Федеративная Народная Республика Югославия. Позднее, в 1963 году, страна получила новое название - Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ). Это государство просуществовало до 1992 года, а затем разделилось на шесть независимых стран и одно частично признанное государство - Косово.

Поначалу коммунистический режим, введенный Иосипом Броз Тито, вызывал одобрение СССР, однако в 1948 году казавшиеся прочными отношения дали трещину.

В условиях холодной войны с США, которая началась в 1947 году, стремился максимально усилить контроль над странами Восточной Европы. В частности, он настаивал на включении Югославии в Балканскую федерацию. Тито же, напротив, после Второй мировой войны, в ходе которой ему удалось организовать массовое партизанское движение, ощутил свою самостоятельность и отказался подчиняться Сталину.

В итоге Советский Союз прекратил всякое сотрудничество с Югославией и начал активную кампанию критики в адрес Тито, к которой позднее присоединились все компартии.

Этот конфликт имел важные последствия для Югославии. После разрыва с СССР руководство страны начало активно сотрудничать со странами Запада, в особенности с США.

Сложную историю этих отношений, начиная с образования Югославии и заканчивая ее распадом и конфликтом в Косово, в интервью «Истории.РФ» описала доктор исторических наук, руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Елена Юрьевна Гуськова.

О любви к России запрещалось говорить целым поколениям

Елена Юрьевна, нашу страну и Югославию связывали довольно долгие и непростые отношения. Как они повлияли на современные контакты с Сербией, Хорватией и другими странами, которые сейчас находятся на месте СФРЮ?

Многие православные народы бывшей Югославии, включая Сербию, имеют долгую историю дружбы, покровительства и взаимопомощи, если говорить о XVIII, XIX и XX веках. И с сербским народом мы всегда были на одной стороне. А вот, допустим, с хорватами или мусульманским народом Боснии и Герцеговины у нас не получалось построить хорошие отношения. Они были в противоположном лагере в Первой мировой и Второй мировой войнах. После Второй мировой войны обозначилось наше сотрудничество с партизанским движением Иосипа Броз Тито. Но отношения складывались достаточно трудные, они разделяются на несколько периодов.

- Расскажите об этих этапах.

Первый период начался сразу после Второй мировой войны, это была, скажем так, первая пятилетка. Отношения были очень хорошие, потому что Иосип Броз Тито просто копировал нашу советскую систему, заимствовал всю эту социалистическую модель и становился сам очень похож на Сталина - по манере управления, по манере неприятия оппозиции и т. д. Но в 1948 году между Сталиным и Тито произошел конфликт, который повлиял на все дальнейшие периоды развития наших взаимоотношений. Поэтому после 1948 года в Югославии выросло несколько поколений, которым запрещалось говорить о любви к России, а в Советском Союзе вообще о Югославии говорили очень мало, практически не говорили вовсе. В газетах если и писали об этой стране, то только о спорте и немного о культуре.

- Но ведь потом был и благоприятный период?

Отношения выровнялись в середине 1950-х годов и были достаточно ровными, но с небольшими периодами осложнений. Например, так было после ввода советских войск в Чехословакию. Это очень сильно повлияло на период наших отношений конца 1980-х - начала 1990-х годов и особенно на период начала распада Югославии.

В том, как перестали существовать СССР и СФРЮ, по мнению ряда историков, есть некоторые сходства. Какое значение распад Югославии имел для нашей страны? И почему вообще это произошло?

Наши периоды распада практически совпали: в конце 1991 года распался Советский Союз, в начале 1991-го стала распадаться Югославия. Причем в распаде Югославии очень большую роль сыграл внешний фактор. Соединенные Штаты Америки (теперь уже можно об этом говорить) провели практически целую спецоперацию по развалу Югославии. Кроме того, они старались сделать все, чтобы Советский Союз и позже Россия, не дай бог, не помогли в этой ситуации Сербии. Поэтому, когда руководство страны (особенно военное руководство) в конце 1990 года обратилось к Москве с просьбой помочь, Москва ответила категорическим отказом. Ответ последовал от Михаила Горбачева и от нашего Министерства обороны.

Югославия начала распадаться кровавым образом: прошла короткая, но все-таки существенная война в Словении, потом была очень кровавая война в Хорватии в 1991 году, с 1992 по 1995 год шла война в Боснии и Герцеговине. Все это время Россия занимала очень прозападную позицию. Вся система Министерства иностранных дел выполняла задачу попытки ввести Россию в новое, демократическое общество во главе с США. Поэтому сербам пришлось в этой ситуации самим отстаивать, как они считали, справедливость и делать это без поддержки Москвы.

«Наш министр ИХ иностранных дел»

Вы сказали, что наше руководство отказало Югославии в помощи. Почему? У нас вообще была какая-то возможность вмешаться в этот конфликт? Разве мы не заключили с Югославией какой-то новый договор о сотрудничестве взамен того, который был расторгнут в 1949 году?

Нет, у нас никакого договора не было. Если и мог быть какой-то договор, то с СФРЮ, но ведь страна распадалась. О своем выходе (из состава Югославии - прим. ред. ) заявили Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония, а Сербия и Черногория остались с нами (в дружеских отношениях - прим. ред. ). И в этой ситуации они по старой дружбе, вспоминая XIX век и первую половину XX века, звонят в Москву и спрашивают: «Можете ли вы нам помочь в этой ситуации?» Они прекрасно понимали, что Запад помогает этим республикам (Хорватии, Боснии и другим - прим. ред. ) выйти из состава Югославии. И тогда Россия ответила отказом. Почему? Потому что министром иностранных дел тогда был Андрей Козырев. В то время его даже называли «наш министр их иностранных дел». Козырев не отстаивал национальные интересы России, он вообще о них не знал и спрашивал о них американских политиков! Остались документы, которые это подтверждают.

Почему Козырев занимался такими важными государственными вопросами, которые должен был решать глава государства?

Позиция всего руководства страны была такова. Несмотря на то что внешнюю политику России, согласно Конституции, должен формировать президент, Ельцин полностью отдал внешнюю политику на откуп министру иностранных дел, для этого даже был издан специальный указ. Поэтому формировал и осуществлял всю внешнюю политику России именно Козырев.

Некоторые эксперты отмечают, что, когда Югославией руководил Тито, страна играла роль своеобразного посредника между Западом и некоторыми коммунистическими странами - к примеру, Китаем эпохи правления Мао Цзэдуна . Каким образом Югославии удалось стать таким связующим звеном?

Когда Югославия вышла из социалистического лагеря после конфликта 1948 года, она продолжала строить социализм, но оставалась изолированной. Поэтому Югославии пришлось лавировать между восстановлением отношений с Советским Союзом и поддержкой Запада, который сразу дал «зеленый свет» отношениям с ней. Запад мечтал, что Югославия станет тем клином, который разобьет весь советский блок. Поэтому Югославия получала деньги от США и других стран и в политическом отношении создала систему неприсоединения, которая действительно являлась серьезным фактором во внешней политике.

Косово: не уникум, а прецедент

На одном из сайтов, посвященных Сербии, я наткнулась на такое высказывание: «Российская Федерация на данный момент представляет собой самую активную силу, которая отказывается признавать независимое косовское государство. Вопрос статуса Косово, таким образом, становится одним из спорных моментов в сотрудничестве между Москвой и Западом». Так ли это?

Когда Косово заявило о своем стремлении к независимости, Россия сразу высказалась против. Косово сразу поддержали, прежде всего, Соединенные Штаты. В общем-то, Косово - это проект Вашингтона. Россия обосновывала свою позицию тем, что этот факт должен стать прецедентом в международном праве. То есть этот случай должен касаться не только Косово, а стать универсальным для всего человечества. Международные организации должны разработать критерии выхода территорий из многонациональных и многоконфессиональных государств. И каждой территории, которая захочет отделяться, будет известно, удовлетворяет она этим критериям или нет.

- Какие это должны быть критерии?

Например, может ли территория экономически самостоятельно существовать, нет ли там этнических столкновений, нет ли там войны, нет ли геноцида над каким-то населением и т. д. Таких критериев можно разработать много. Так вот если бы такие критерии существовали, то Косово никогда бы не смогло претендовать на независимость. Но американцы сказали, что это будет касаться только Косово, так как это исключительный случай для человечества. Россия предупредила, что после Косово в мире начнется целое движение за получение независимости. Поэтому в 2007 году Россия в Совете Безопасности ООН заблокировала проект Мартти Ахтисаари (президент Финляндии, финский дипломат, сотрудник ООН - прим. ред. ) по независимости Косово. Но американцы проигнорировали решение Совбеза и стали осуществлять план Ахтисаари, но по частям и игнорируя указания ООН.

- Наша дипломатия в плане отношений с Западом страдает от этой ситуации?

Нет, наша дипломатия никак не страдает. Наоборот, она становится самостоятельной, если сравнивать ее с 90-ми годами: теперь она действует и в интересах своей страны, и в интересах наших друзей - в данном случае Сербии. Мы сказали Сербии, что никогда не изменим свою позицию по Косово и никогда не будем голосовать за независимость этого региона в Совете Безопасности, если только сама Сербия не решит этот вопрос в пользу Косово.

- Такая возможность существует?

Белград и Приштина ведут переговоры, и есть тенденция к тому, что Сербия потихоньку все-таки признает Косово. В этом случае мы поддержим позицию Белграда.

Бывшая Югославия – самое крупное государство южных славян. Политический и военный конфликт в Югославии в начале 90-х годов 20 века привели к распаду страны на Союзную республику Югославия (в состав которой вошли Сербия и Черногория) Хорватию, Боснию и Герцеговину, Словению и Македонию. Окончательный распад государства Югославия завершился в 2003-2006 году, когда СР Югославия была сначала переименована в государственное объединение Сербия и Черногория, а в 2006 году Черногория, после референдума, вышла из его состава.

Общие сведения
Столица – Белград
Официальный язык, язык межнационального общения – сербскохорватский.
Общая площадь: 255.800 кв. км.
Население: 23.600.000 (на 1989 г.)
Национальный состав: сербы, хорваты, боснийцы (славяне, принявшие ислам в период османского ига), словенцы, македонцы, албанцы, венгры, русины, цыгане и др.
Денежная единица: динар-крона (до 1920 г.), динар КСХС (до 1929), югославский динар (1929-1991 г.г.)

Историческая справка
Современная история бывшей Югославии начинается с 1918 года, когда было образовано Королевство сербов, хорватов и словенцев (Королевство СХС). Датой создания государства является 1 декабря 1918 года, когда , Далмация и Воеводина – югославянские земли, принадлежавшие распавшейся осенью 1918 года Австро-Венгрии, объединились с королевствами и .

В 1929 году государство было переименовано в Королевство Югославию. Это название было принято после государственного переворота, организованного королем сербов, хорватов и словенцев Александром 6 января 1929 года. С таким названием государство просуществовало вплоть до 1945 года.

После окончания Второй мировой войны, 29 ноября 1945 года, Югославия стала социалистической федерацией, в которую вошли шесть союзных республик: Сербия (с автономными краями – Воеводиной и Косово и Метохией), Македония (до этого момента являвшаяся составной частью Сербии – Вардарской Македонией), Словения, Хорватия и Босния и Герцеговина. Новое государство получило название Демократическая Федеративная Югославия. В 1946 году оно было переименовано в Федеративную Народную Республику Югославию (ФНРЮ). С 1963 года государство стало называться Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ).

Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ) образовалась в 1945 году в результате победы Советского Союза над фашистской Германией. Большой вклад в это на своей земле совершили партизаны многих национальностей, народов, позднее вошедших в состав нового государства. Стоит напомнить, что беспощадная к фашистам освободительная армия под руководством единственного маршала (1943 г.) Иосипа Броз Тито, бессменного лидера Югославии до смерти в 1980 году, кардинально отличалась от французского Сопротивления, значимость которого сильно преувеличена, в том числе для того, чтобы вкусно кормившая, всячески ублажавшая немецких оккупантов Франция по окончании Второй мировой вдруг чудесным, непостижимым образом вошла в тесный круг стран-победителей, став постоянным членом Совета Безопасности ООН с правом вето (!) наравне со странами антигитлеровской коалиции – , Великобританией, США, действительно, серьезно, тяжело воевавшим с Японской империей, Китаем. На какие государства распалась Югославия? Часть ответов на этот непростой вопрос можно найти, если вспомнить, как она создавалась.

Слова из поэмы А.С. Пушкина «Полтава» в полной мере отражают, что представляла из себя социалистическая Югославия, созданная, направляемая и «мудро» руководимая коммунистической партией страны.

Слишком разными были народы, национальности, вошедшие в ее состав, – сербы, родственные им черногорцы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы, албанцы, а также словаки, венгры, румыны, турки. Одни были православными христианами, другие – католиками, третьи исповедовали ислам, четвертые не верили ни во что и ни в кого. Для большинства родным языком была кириллица, а для остальных – латиница.

В состав СФРЮ входили шесть социалистических республик:

  • Сербия. Лидер объединенной Югославии, в том числе потому, что 40% населения нового государства составляли этнические сербы. Другим членам Федерации к концу существования страны в 1991 году, это уже очень сильно не нравилось. В стране начались конфликты и распри по любому, хоть немного значимому поводу.
  • Хорватия.
  • Словения.
  • Черногория.
  • Македония.
  • Босния и Герцеговина.
  • А также два автономных края – Косово и Воеводина, где в первом, в основном, проживали албанцы, а во втором – венгры.

За годы существования Югославии (1945–1991 гг.) ее население выросло с 15,77 до 23,53 млн человек. Надо сказать, что этническая, религиозная рознь стала одной из главных причин распада единой страны на отдельные, независимые государства. Наглядный пример: в основном, только дети от смешанных браков, что составляли на 1981 год 5,4% от всего населения СФРЮ, официально признавали, определяли себя как югославы, в отличие от остальных 94,6% граждан.

Долгие годы СФРЮ была наравне с ГДР лидером социалистической части Европы, часто называемой Восточной, как географически, так и в переносном смысле, противопоставляемой Западной во главе с ФРГ, другими сателлитами США. Экономика, уровень жизни в Югославии и ГДР выгодно отличались от большинства стран, входивших в социалистический «Евросоюз», объединяемый в составе Совета экономической взаимопомощи и военного Варшавского договора. Армия Югославии была хорошо вооруженной, обученной грозной силой, максимально достигавшей в годы существования страны 600 тыс. солдат и офицеров.

Общий экономический, идеологический упадок, позднее названный застоем, поразивший Советский Союз и другие страны социалистического лагеря, не могли обойти Югославию стороной. Все удерживаемые под спудом жесткого государства проблемы (межэтнические, экономические, идеологические) вырвались на волю в 1990 году, когда к власти в результате проведения местных выборов по всей стране пришли националисты. Центробежные силы, разрушающие государственные, идеологические устои, успешно подогреваемые Западом, стали стремительно набирать обороты.

Это многонациональное, многоконфессиональное государство (православные, католики, мусульмане) не смогло удержаться от распада в 1991 году. Впрочем, к огромному сожалению, одновременно со «старшим братом» – Советским Союзом. Сбылись самые смелые, такие долгожданные чаяния врагов славянского мира. К счастью, участь СФРЮ не постигла РСФСР, из которой возродилась современная Россия, достойная преемница мощи СССР и Российской империи.

Из одной СФРЮ вначале получилось шесть независимых государств:

С выходом в начале 2006 года Черногории из состава Малой Югославии, союзного государства – наследницы, последнего территориального остатка СФРЮ, бывшая Югославия окончательно прекратила свое существование.

Позднее в 2008 году, после растянувшегося на годы вооруженного конфликта между сербами и этническими албанцами, отделилось Косово, бывшее автономным краем в составе Сербии. Это стало во многом возможным в результате наглого, беспринципного давления на Сербию, начиная с 1999 года во время войны в Косово, сопровождавшейся «высокоточными» бомбардировками Югославии, включая Белград, со стороны НАТО во главе с США, первыми признавшими абсолютно не легитимно созданное государственное образование наравне с чрезвычайно демократическим, но двуличным Евросоюзом.

Этот пример, как и ситуация с вооруженным профашистским захватом власти на Украине, инспирированным , дружное непризнание Крыма в составе Российской Федерации, введение экономических санкций против нашей страны четко показали остальному миру, как удобно быть, во всех смыслах, толерантным «общим» европейцем или североамериканцем, с внешне настраиваемым, избирательным мировоззрением.

Ответ на вопрос "На какие государства распалась Югославия?" прост и сложен одновременно. Ведь за ним стоят судьбы миллионов братьев-славян, которым Россия, раздираемая собственными проблемами, не смогла помочь в свое время.

ЮГОСЛАВИЯ. НАСЕЛЕНИЕ
Этнические проблемы. В конце 5 в. на территории нынешней Югославии жили в основном неславянские народы. Большая часть земель к югу от Дуная и Савы была заселена римскими колонистами и романизированными иллирийцами; севернее преобладали кельтские, славянские и германские племена. Население городов и римских крепостей состояло в основном из военных, купцов и горожан, говорящих на латыни.
В 6-7 вв. славяне и авары из Карпат и Паннонии мигрировали к югу и расселились по всему Балканскому полуострову. Позднее, в период правления византийского императора Ираклия, центральную и западную части полуострова захватили два других славянских племени - сербы и хорваты. Значительная часть дославянского населения бежала на побережье и в горы, а долины заняли пришельцы. Многие романизированные греки и иллирийцы мигрировали в Албанию, а оставшиеся быстро растворились в славянской среде. Более медленная ассимиляция происходила в 14-18 вв. в сельской местности динарских областей.
В 9 - начале 10 вв. болгары захватили территорию Косово. В 11 в. печенеги и половцы поселились в восточной части Сербии и западной части Болгарии. После битв при Марице (1371) и Косово (1389) в городах Македонии, а позже в городах Сербии, Боснии и Герцеговины поселились турки. В 16-17 вв. часть жителей Сербии, Македонии, Боснии и Герцеговины, говоривших на славянских языках, приняли ислам. Исламизированные этнические элементы Косово сблизились в психологическом, языковом и даже этническом (благодаря межнациональным бракам) с турками, хотя небольшая их часть сохранила славянский язык.
После захвата Сербии турками-османами многие жители-славяне бежали на север в Венгрию и на запад в Хорватию. В 1690 тысячи сербских семей вместе с отступавшими австрийскими войсками были вытеснены в Воеводину и Венгрию и усилили тем самым южно-славянский элемент Воеводины. После 1800 венгры пытались мадьяризировать многие народности, жившие в Воеводине.
С перемещением центра расселения сербов на север и запад албанцы-мусульмане заполнили вакуум, возникший после ухода тысяч сербских семей из Косово. Эмиграция образованных и состоятельных сербских элементов сделала оставшееся здесь славянское население беззащитным перед турецкими и албанскими землевладельцами и чиновниками, привела к доминированию греческой культуры и обеднению сербского языка.
В 18 в. Габсбурги, правившие Австрией, поощряли заселение немцами Воеводины и той части Сербии, которой Австрия владела в течение двух столетий. В 19 в. Княжество Сербия поощряло переселение в свои города немецких и чешских ремесленников. После Второй мировой войны большинство немцев было выселено, а в Сербию и особенно в Воеводину переселились сербы из Боснии и Герцеговины, Хорватии, а также Черногории.
Городское население в Сербии стало формироваться в 14 в., но нашествие османов затормозило его дальнейшее увеличение вплоть до 18 в. В 1500-1700 основными жителями сербских городов были турки, евреи, греки, армяне, жители Рагузы (торговцы из совр. Дубровника) и славяне-мусульмане. В 18 в. греки и эллинизированные влахи (прибывшие из Македонии, Эпира и Фессалии) появились в большом количестве в городах Сербии и Воеводины. Численность славян-христиан (особенно православных) в сербских городах в 18 в. также увеличилась; однако всеобщая славянизация этих городов затянулась до 19 в.
Между новыми и старыми жителями городов возникали конфликты, когда многие крестьяне-славяне стали переселяться в города. Этнические различия между двумя этими группами усиливали социальный конфликт. В Сербии эта борьба приняла антиосманскую форму, а в Воеводине - антивенгерскую и антинемецкую. Фактически борьба носила во многом межэтнический характер.
Черногория представляет собой особый случай, поскольку в течение более чем двух столетий являлась убежищем для большинства жителей соседних сербских земель, спасавшихся от османов. Черногория, находившаяся под властью Османской империи в течение ста лет, получила де факто независимость в конце 16 в. Даже в 20 в. в Черногории продолжало существовать разделение между теми, кто считал себя представителем черногорской нации, и теми, кто считал себя сербами.
Религия. Население Сербии и Черногории преимущественно православное, но имеется и значительное мусульманское меньшинство в Санджаке, а также мусульманское албанское большинство в Косово. В 1945-1946 югославское государство национализировало большую часть имущества церквей и монастырей и приняло конституцию, отделившую церковь от государства. Македонская церковь добилась независимости от Сербской православной церкви. В 1952-1966 Югославия не имела официальных отношений с Ватиканом, хотя в Воеводине проживает много католиков.
Язык. Официальным языком в СРЮ является сербский, в письменности используется кириллица. Значительная часть населения говорит на албанском и венгерском языках (письменность на латинице).
Этнический состав населения. В 1991 население страны составляло 10 406,7 тыс. человек. Сербы составляли 62% всего населения, албанцы - 17%, черногорцы - 5%, венгры - 3%, считающие себя югославами - 3%, боснийские мусульмане - 3% и прочие - 7%.
Государственное устройство. Согласно конституции 1946, Федеративная Народная Республика Югославия представляла собой федерацию, состоявшую из шести республик и двух автономных краев (оба в составе Сербии). В 1991 Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Македония объявили о своей независимости. Две республики - Сербия и Черногория - создали новую Союзную Республику Югославию и 27 апреля 1992 приняли конституцию, в соответствии с которой парламент СРЮ (Скупщина) состоит из Веча граждан и Веча республик. В Вече граждан входят 138 депутатов, избираемых всем населением Югославии. Вече республик состоит из 40 депутатов, по 20 депутатов от Сербии и Черногории, делегируемых республиканскими парламентами. Срок полномочий депутатов союзной Скупщины - 4 года.
После состоявшихся в декабре 1992 выборов расстановка политических сил характеризовалась доминированием четырех политических партий, получивших подавляющее большинство мест в Вече граждан. Крупнейшей являлась Социалистическая партия Сербии (СПС), созданная в 1990 в результате объединения Союза коммунистов Сербии и Союза трудового народа Сербии и возглавляемая Слободаном Милошевичем; она получила 47 из 138 мест (на выборах 3 ноября 1996 - 64 места). Второй влиятельной партией оказалась Сербская радикальная партия (СРП), которая получила 34 места (в 1996 - 16). Сербское движение обновления (СДО), руководимое Вуком Драшковичем, является оппозиционным по отношению к СПС; в 1992 оно находилось на третьем месте с 20 мандатами (в 1996 - 64 места). Демократическая партия социалистов Черногории (ДПСЧ), поддерживавшая идею преемственности федерации и руководимая Момиром Булатовичем, получила 17 мест (20 мест в 1996).
Исполнительную ветвь власти возглавляет президент, избираемый парламентом один раз на четырехлетний срок. Президент вносит в парламент список кандидатов на пост председателя федерального правительства (премьер-министра) и членов федерального суда. Премьер-министр утверждается парламентом на четырехлетний срок. Избранный в июне 1992 на пост президента страны Добрица Чосич лишился его в 1993, после того, как вызвал недовольство СРП, одобрив мирный план для Боснии, разработанный ООН. В июне 1993 он был смещен с поста коалицией, в которую входила СПС. Чосича сменил Зоран Лилич из СПС. В 1993 другой умеренный лидер, премьер-министр Милан Панич, был вынужден уйти со своего поста, а правительство возглавил Радое Контич. Слободан Милошевич (р. 1941), фактический глава государства, сохранил пост президента Республики Сербия (был избран в 1989).
Зимой 1996-1997 весь мир следил за поединком президента Сербии С.Милошевича с оппозицией - коалицией "Единство". Победителем в этом противостоянии стал Милошевич, избранный 15 июля 1997 президентом СРЮ. За его кандидатуру проголосовало большинство депутатов в двух палатах союзной Скупщины, где подавляющую часть составляют представители СПС и их союзники из Черногории.
Летом 1997 возникла сильная оппозиция Милошевичу в Черногории. Многие черногорцы во главе с Миломиром Джукановичем высказывали недовольство экономической изоляцией, вызванной участием Югославии в войнах в Хорватии, а затем в Боснии и Герцеговине. Джуканович в первую очередь выражал неудовлетворенность тем, что в Югославии не начались приватизация и преобразования в экономике, а также концентрацией в руках Милошевича всех рычагов власти. Оппозиционное движение начало открыто пропагандировать идею процветания Черногории в случае ее выхода из Югославии. В 1999 оппозиционные идеи укрепились после событий в Косово и бомбардировок территории Югославии.
Члены федерального суда утверждаются парламентом на 9-летний срок и избирают председателя. Кроме того существует федеральный конституционный суд из 7 человек, члены которого избираются на 9-летний срок.
Вооруженные силы. Югославская Народная Армия (ЮНА) скомпрометировала себя участием в войнах против Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговины (1991-1993). В апреле 1992 она была преобразована в Армию Югославии (АЮ), официальным главнокомандующим является президент. Всем военнослужащим, призывавшимся из Сербии и Черногории, было приказано вернуться в СРЮ, однако многие остались в Хорватии, Боснии и Герцеговине в качестве военнослужащих новых местных армий. В вооруженных силах существует Верховный совет по обороне, который состоит из президентов республик федерации. Численность вооруженных сил составляла ок. 100 тыс. человек. В 1991 югославские войска принимали непосредственное участие в войне с Хорватией, а до 1995 оказывали прямую военную помощь нерегулярным армиям сербов в Боснии и Герцеговине, а также в Хорватии. В апреле - июне 1999 войска ПВО отражали авиаудары стран НАТО, помогая сохранить военный потенциал СРЮ.

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Введение

Провозглашение независимости: 25 июня 1991 Словения 25 июня 1991 Хорватия 8 сентября 1991 Македония 18 ноября 1991 Хорватское Содружество Герцег-Босна (Присоединена к Боснии в феврале 1994) 19 декабря 1991 Республика Сербская Краина 28 февраля 1992 Республика Сербская 6 апреля 1992 Босния и Герцеговина 27 сентября 1993 Автономная область Западная Босния (Уничтожена в результате Операции «Буря») 10 июня 1999 Косово под «протекторатом» ООН (Образован в результате Войны НАТО против Югославии) 3 июня 2006 Черногория 17 февраля 2008 Республика Косово

В ходе гражданской войны и распада от СФРЮ в конце XX века отделились четыре из шести союзных республик (Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония). Тогда же на территорию сначала Боснии и Герцеговины, а затем автономного края Косово были введены миротворческие силы ООН.

В Косово и Метохию, для урегулирования согласно мандату ООН межэтнического конфликта между сербским и албанским населением, США и их союзники провели военную операцию по оккупации автономного края Косово, который оказался под протекторатом ООН.

Тем временем Югославия, в которой в начале XXI века оставалось две республики, превратилась в Малую Югославию (Сербию и Черногорию): c 1992 по 2003 г. - Союзная Республика Югославия, (СРЮ), с 2003 по 2006 г. - конфедеративный Государственный Союз Сербии и Черногории (ГССЧ). Югославия окончательно прекратила существование с выходом из союза Черногории 3 июня 2006 г.

Одной из составляющих распада так же можно считать провозглашение независимости 17 февраля 2008 Республики Косово от Сербии т.к. Республика Косово входила в состав Социалистической Республики Сербия на правах автономии, называвшейся Социалистический автономный край Косово и Метохия.

1. Противоборствовавшие стороны

Основные стороны югославских конфликтов:

    Сербы, возглавляемые Слободаном Милошевичем;

    Боснийские сербы, возглавляемые Радованом Караджичем;

    Хорваты, возглавляемые Франьо Туджманом;

    Боснийские хорваты, возглавляемые Мате Бобаном;

    Краинские сербы, возглавляемые Гораном Хаджичем и Миланом Бабичем;

    Бошняки, возглавляемые Алией Изетбеговичем;

    Мусульмане-автономисты, возглавляемые Фикретом Абдичем;

    Косовские албанцы, возглавляемые Ибрагимом Руговой (фактически - Адемом Яшари, Рамушем Хардинаем и Хашимом Тачи).

Кроме них, в конфликтах участвовали также ООН, США и их союзники, Россия сыграла заметную, но второстепенную роль. Словенцы участвовали в крайне скоротечной и малосерьёзной двухнедельной войне с федеральным центром, македонцы же в войне участия не принимали и получили независимость мирным путём.

1.1. Основы сербской позиции

Согласно мнению сербской стороны, война за Югославию началась как оборона общей державы, а закончилась борьбой за выживание сербского народа и за объединение его в границах одной страны. Если из республик Югославии каждая имела право отделиться по национальному принципу, тогда сербы как нация имели право воспрепятствовать этому разделению там, где оно захватывало территории, заселённые сербским большинством, а именно в Сербской Краине в Хорватии и в Республике Сербской в Боснии и Герцеговине

1.2. Основы хорватской позиции

Хорваты утверждали, что одним из условий вступления в федерацию было признание права отделения от неё же. Туджман часто говорил, что борется за воплощение этого права в виде нового независимого хорватского государства (что у некоторых вызывало ассоциации с усташеским Независимым Государством Хорватия).

1.3. Основы позиции боснийцев

Боснийские мусульмане были самой немногочисленной из боровшихся групп.

Их положение было довольно незавидным. Президент Боснии и Герцеговины Алия Изетбегович избегал занимать ясную позицию до весны 1992 года, когда стало ясно, что прежней Югославии больше нет. Тогда Босния и Герцеговина провозгласила независимость по результатам референдума.

Список литературы:

    РБК daily от 18.02.2008:: В фокусе:: Косово возглавил «Змей»

  1. Распад Югославии и образование независимых государств на Балканах

    Реферат >> История

    … 6. СРЮ в годы кризисной трансформации. 13 Распад Югославии и образование независимых государств на Балканах … силой. Важнейшими причинами и факторами, приведшими к распаду Югославии являются историко-культурные и национальные разногласия …

  2. Распад Австро-Венгерской империи

    Реферат >> История

    … другие державы всё же признали Югославию . Югославия просуществовала до Второй мировой, … ГСХС (позже Югославии ), потенциального соперника в регионе. Но в распаде империи для … были изменены после раздела Чехословакии и распада Югославии , но в целом Венгрия и …

  3. Отношение России к конфликту в Югославии (2)

    Реферат >> Исторические личности

    … с очень сильным центром. Распад федерации означала для Сербии ослабление … республике, а именно в Боснии и Герцеговине. Распад СФРЮ на самостоятельные государства может … напряженность, определяющая общественный климат Югославии , все больше дополняется грозящей …

  4. Югославия — история, распад , война

    Реферат >> История

    Югославия — история, распад , война. События в Югославии начала 1990х годов … Конституция Федеративной Народной Республики Югославии (ФНРЮ), которой закреплялось … и Восточной Европе Коммунистическая партия Югославии приняла решение ввести в стране …

  5. Конспект лекций по истории южных и западных славян в средние века и новое время

    Лекция >> История

    … в северо-западных республиках и реальная угроза распада Югославии заставила сербского лидера С.Милошевича еще … быстро преодолеть основные негативные последствия распада Югославии и стать на путь нормального экономического …

Хочу больше похожих работ…

Югославия — история, распад, война.

События в Югославии начала 1990х годов потрясли весь мир. Ужасы гражданской войны, зверства «национальной чистки», геноцид, массовое бегство из страны — с 1945 года Европа не видела ничего подобного.

До 1991 года Югославия была самым большим государством на Балканах. Исторически сложилось так, что в стране жили люди многих национальностей, и со временем различия между этническими группами увеличивались. Так, словенцы и хорваты в северо-западной части страны стали католиками и ПОЛЬЗОВАЛИСЬ латинским алфавитом, в то время как сербы и черногорцы, жившие ближе к югу. приняли православную веру и применяли для письма кириллицу.

Эти земли привлекали многих завоевателей. Хорватия была захвачена Венгрией. 2 впоследствии стала частью Австро-Венгерской империи; Сербия, как и большая часть территории Балкан, была присоединена к Османской империи, и лишь Черногория смогла отстоять независимость. В Боснии и Герцеговине в силу политических и религиозных факторов многие жители приняли ислам.

Когда Османская империя стала терять былое могущество, Австрия захватила Боснию и Герцеговину, расширив тем самым своё влияние на Балканах. В 1882 году Сербия возродилась как независимое государство: стремление освободить братьев-славян от ига австро-венгерской монархии объединило тогда многих сербов.

Федеративная республика

31 января 1946 года была принята Конституция Федеративной Народной Республики Югославии (ФНРЮ), которой закреплялось ее федеративное устройство в составе шести республик — Сербии, Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговины, Македонии и Черногории, а также двух автономных (самоуправляющихся) краев — Воеводины и Косово.

Сербы составляли самую большую этническую группу в Югославии — 36% жителей. Они населяли не только Сербию, близлежащую Черногорию и Воеводину: много сербов проживало также в Боснии и Герцеговине, Хорватии и Косово. Кроме сербов страну населяли словенцы, хорваты, македонцы, албанцы (в Косово), национальное меньшинство венгров в крае Воеводина, а также множество других небольших этнических групп. Справедливо или нет, но представители других национальных групп полагали, что сербы пытаются заполучить власть над всей страной.

Начало конца

Национальные вопросы в социалистической Югославии считались пережитком прошлого. Однако одной из самых серьезных внутренних проблем стала напряженность в отношениях между различными этническими группами. Северо-западные республики — Словения и Хорватия — процветали, тогда как уровень жизни юго-восточных республик оставлял желать лучшего. В стране нарастало массовое возмущение — признак того, что югославы совсем не считали себя единым народом, несмотря на 60 лет существования в рамках одной державы.

В 1990 году в ответ на события в Центральной и Восточной Европе Коммунистическая партия Югославии приняла решение ввести в стране многопартийность.

В выборах 1990 года социалистическая (бывшая коммунистическая) партия Милошевича набрала большое количество голосов во многих регионах, но решительной победы добилась лишь в Сербии и Черногории.

В других регионах велись горячие дебаты. Жесткие меры, направленные на сокрушение албанского национализма, встретили решительный отпор в Косово. В Хорватии сербское меньшинство (12% населения) провело референдум, на котором было решено добиться автономии; частые столкновения с хорватами привели к мятежу местных сербов. Самым большим ударом для Югославского государства стал референдум в декабре 1990 года, на котором была провозглашена независимость Словении.

Из всех республик лишь Сербия и Черногория стремились теперь сохранить сильное, относительно централизованное государство; кроме того, у них было внушительное преимущество -Югославская народная армия (ЮНА), способная стать козырем во время будущих дебатов.

Югославская война

В 1991 году СФРЮ распалась. В мае хорваты проголосовали за выход из Югославии, 25 июня Словения и Хорватия официально объявили свою независимость. В Словении велись бои, но позиции федералов были недостаточно сильны, и вскоре войска ЮНА были выведены с территории бывшей республики.

Югославская армия выступила и против повстанцев в Хорватии; в развязавшейся войне тысячи людей были убиты, сотни тысяч были вынуждены покинуть свои дома. Все попытки европейского сообщества и ООН заставить стороны прекратить огонь в Хорватии оказались тщетными. Запад поначалу неохотно наблюдал за развалом Югославии, но вскоре стал осуждать «великосербские амбиции».

Сербы и черногорцы смирились с неизбежным расколом и провозгласили о создании нового государства — Союзной Республики Югославии. Военные действия в Хорватии были окончены, хотя конфликт исчерпан не был. Новый кошмар начался, когда обострились национальные противоречия в Боснии.

В Боснию были посланы миротворческие силы ООН, которым с переменным успехом удавалось приостанавливать бойню, облегчать судьбу осажденному и голодающему населению и создавать «зоны безопасности» для мусульман. В августе 1992 г. мир был шокирован разоблачением зверского обращения с людьми в лагерях для военнопленных. США и другие страны открыто обвинили сербов в геноциде и военных преступлениях, но при этом все же не разрешили своим войскам вмешиваться в конфликт, позже, правда, выяснилось, что в зверствах того времени были замешаны далеко не одни лишь сербы.

Угрозы атак с воздуха силами ООН вынудили ЮНА сдать свои позиции и прекратить осаду Сараево, но было ясно, что миротворческие меры по сохранению многонациональной Боснии потерпели крах.

В 1996 г. ряд оппозиционных партий сформировал коалицию под названием «Единство», которая вскоре организовала в Белграде и других крупных городах Югославии массовые демонстрации против правящего режима. Однако на состоявшихся летом 1997 г. выборах президентом СРЮ опять был избран Милошевич.

После безрезультатных переговоров между правительством СРЮ и албанцами — лидерами Освободительной армии Косово (в этом конфликте по-прежнему лилась кровь) НАТО объявила Милошевичу ультиматум. Начиная с конца марта 1999 г., по территории Югославии почти каждую ночь стали наноситься ракетно-бомбовые удары; завершились они лишь 10 июня, после подписания представителями СРЮ и НАТО соглашения о вводе в Косово международных сил безопасности (КФОР).

Среди беженцев, покинувших Косово за время военных действий, было примерно 350 тыс. человек неалбанской национальности. Многие из них осели на территории Сербии, где общее число перемещенных лиц достигло 800 тыс., а число лишившихся работы — около 500 тыс. человек.

В 2000 г. состоялись парламентские и президентские выборы в СРЮ и местные выборы в Сербии и Косово. Оппозиционные партии выдвинули единого кандидата — лидера Демократической партии Сербии Воислава Коштуницу — на пост президента. 24 сентября он победил на выборах, набрав более 50% голосов избирателей (Милошевич — лишь 37%). Летом 2001 г. бывший президент СРЮ был выдан Международному трибуналу в Гааге как военный преступник.

14 марта 2002 г. при посредничестве Европейского Союза был подписан договор о создании нового государства — Сербия и Черногория (Воеводина незадолго до этого стала автономной). Однако межнациональные отношения по-прежнему слишком хрупки, а внутриполитическая и экономическая ситуация в стране нестабильна. Летом 2001 г. вновь зазвучали выстрелы: активизировались косовские боевики, и это постепенно переросло в открытый конфликт албанского Косово с Македонией, длившийся около года. Санкционировавший передачу Милошевича трибуналу премьер-министр Сербии Зоран Джинджич 12 марта 2003 года был убит выстрелом из снайперской винтовки. Видимо, «балканский узел» удастся развязать еще не скоро.

В 2006 году Черногория окончательно отсоединилась от Сербии, и стала самостоятельным государством. Евросоюз и США приняли безпрецендентное решение и признали независимость Косово, как суверенное государство.

Распад Югославии

Как и все страны социалистического лагеря, Югославию в конце 80-х годов сотрясали внутренние противоречия, обусловленные переосмыслением социализма. В 1990 г., впервые за послевоенный период, в республиках СФРЮ прошли свободные парламентские выборы на многопартийной основе. В Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговине, Македонии коммунисты потерпели поражение. Они победили лишь в Сербии и Черногории. Но победа антикоммунистических сил не только не смягчила межреспубликанские противоречия, но и окрасила их в национал-сепаратистские тона. Как и в ситуации с распадом СССР, югославы оказались застигнуты врасплох внезапностью неуправляемого распада федеративного государства. Если роль «национального» катализатора в СССР сыграли страны Прибалтики, то в Югославии эту роль на себя взяли Словения и Хорватия. Провал выступления ГКЧП и победа демократии обусловили бескровное формирование бывшими республиками своих госструктур в ходе распада СССР.

Распад Югославии в отличие от СССР, происходил по самому зловещему сценарию. Нарождавшимся здесь демократическим силам (прежде всего Сербии) не удалось упредить трагедию, что и привело к тяжелым последствиям. Как и в СССР национальные меньшинства, почувствовав уменьшение давления со стороны югославских властей (все чаще шедших на различного рода уступки), тут же запросили независимости и, получив отказ со стороны Белграда, взялись за оружие, дальнейшие события и привели к полному распаду Югославии.

А. Маркович

И. Тито, хорват по национальности, создавая федерацию югославских народов, стремился уберечь ее от сербского национализма. Босния и Герцеговина, долго служившая предметом споров между сербами и хорватами, получила компромиссный статус государства сначала двух, а затем трех народов – сербов, хорватов и этнических мусульман. В рамках федеративного устройства Югославии македонцы и черногорцы получили собственные национальные государства. Конституция 1974 года предусмотрела создание на территории Сербии двух автономных краев – Косово и Воеводины. Благодаря этому вопрос статуса национальных меньшинств (албанцы – в Косово, венгры и свыше 20 этнических групп – в Воеводине) на территории Сербии был урегулирован. Хотя сербы, проживающие на территории Хорватии, не получили автономии, но согласно Конституции они имели статус государствообразующей нации в Хорватии. Тито боялся, что созданная им система государства после его смерти рухнет и не ошибся. Серб С. Милошевич благодаря своей разрушительной политике, козырной картой которой была игра на национальных чувствах сербов, разрушил созданное «стариком Тито» государство.

Не надо забывать, что первый вызов политическому балансу Югославии бросили албанцы в автономном крае Косово на юге Сербии. Население края к тому времени практически на 90% состояло из албанцев и на 10% из сербов, черногорцев и других. В апреле 1981 года большинство албанцев приняло участие в демонстрациях, митингах, требуя статуса республики для края. В ответ Белград направил в Косово войска, введя там чрезвычайное положение. Усугубил положение и белградский «план реколонизации», который гарантировал сербам, переселяющимся в край, работу и жилье. Белград стремился искусственным путем увеличить число сербов в крае, чтобы аннулировать автономное образование. В ответ албанцы стали выходить из компартии и учинять репрессии против сербов и черногорцев. К осени 1989 года демонстрации и беспорядки в Косово были безжалостно подавлены сербскими военными властями. К весне 1990 г. сербское национальное собрание объявило о роспуске правительства и народного собрания Косово и ввело цензуру. Проблема Косово имела отчетливый геополитический аспект для Сербии, озабоченной планами Тираны создать «Великую Албанию», а это подразумевало включение таких территорий, населенных этническими албанцами, как Косово и части Македонии и Черногории. Действия Сербии в Косово создали ей очень дурную репутацию в глазах мирового сообщества, но парадоксально, что то же самое сообщество ничего не сказало, когда в августе 1990 г. подобный же инцидент произошел в Хорватии. Сербское меньшинство в городе Книне в Сербской Крайне решило провести референдум по вопросу о культурной автономии. Как и в Косово, это обернулось беспорядками, подавленными хорватским руководством, которое отвергло референдум как неконституционный.

Таким образом, в Югославии к концу 80-х — началу 90х годов создались все предпосылки для вступления национальных меньшинств в борьбу за свою независимость. Ни югославское руководство, ни мировое сообщество не могли воспрепятствовать этому кроме как вооруженным путем. Поэтому неудивительно, что события в Югославии развернулись с такой стремительностью.

Первой на официальный шаг разрыва отношений с Белградом и определение своей самостоятельности решилась Словения. Напряженность между «сербским» и «славянско-хорватским» блоками в рядах Союза коммунистов Югославии достигла своей кульминации в феврале 1990 года на XIV съезде, когда словенская делегация покинула заседание.

На тот момент существовало три плана государственного переустройства страны: конфедеративное переустройство, выдвинутое Президиумами Словении и Хорватии; федеративное переустройство – союзного Президиума; «Платформа о будущем югославского государства» — Македонии и Боснии и Герцеговины. Но встречи республиканских лидеров показали, что основной целью многопартийных выборов и референдума была не демократическая трансформация югославского сообщества, а узаконение программ будущего переустройства страны, выдвинутых лидерами республик.

Словенское общественное мнение с 1990 года стало искать решение в выходе Словении из Югославии. Избранный на многопартийной основе парламент 2 июля 1990 года принял Декларацию о суверенитете республики, а 25 июня 1991 года Словения провозгласила свою независимость. Сербия уже в 1991 году согласилась с выходом Словении из Югославии. Однако Словения стремилась стать правопреемником единого государства в результате «разъединения», а не выхода из состава Югославии.

Во второй половине 1991 года эта республика предпринимала решительные шаги к достижению независимости, определяя тем самым в значительной степени темпы развития югославского кризиса и характер поведения других республик. В первую очередь Хорватии, которая опасалась, что с выходом Словении из Югославии баланс сил в стране будет нарушен ей в ущерб. Неудачное окончание межреспубликанских переговоров, нараставшее взаимное недоверие между национальными лидерами, а также между югославскими народами, вооружение населения на национальной основе, создание первых военизированных формирований – все это способствовало созданию взрывоопасной обстановки, приведшей к вооруженным конфликтам.

Кульминация политического кризиса наступила в мае – июне в результате провозглашения независимости Словении и Хорватии 25 июня 1991 года. Словения сопроводила этот акт захватом контрольных пограничных пунктов, где были установлены знаки государственного отличия республики. Правительство СФРЮ во главе с А. Марковичем признало это незаконным и Югославская народная армия (ЮНА) взяла под охрану внешние границы Словении. В результате с 27 июня по 2 июля здесь происходили бои с хорошо организованными отрядами республиканской территориальной обороны Словении. Шестидневная война в Словении была для ЮНА короткой и бесславной. Армия не достигла ни одной своей цели, потеряв сорок солдат и офицеров. Немного по сравнению с будущими тысячами жертв, но доказательство того, что никто не отдаст свою независимость просто так, даже если она еще не признана.

В Хорватии же война приобрела характер столкновения между желавшим остаться в составе Югославии сербским населением, на стороне которого были солдаты ЮНА, и хорватскими вооруженными частями, стремившимся воспрепятствовать отделению части территории республики.

На выборах в парламент Хорватии в 1990 г. победило Хорватское демократическое сообщество. В августе – сентябре 1990 г. здесь начались вооруженные столкновения местных сербов с хорватской полицией и гвардией в Клинской Крайне. В декабре того же года Собор Хорватии принял новую Конституцию, объявив республику «унитарной и неделимой».

Смириться с этим союзное руководство не могло, поскольку Белград имел свои планы о будущем и сербских анклавов в Хорватии, в которых проживало крупная община сербских экспатриантов. На новую Конституцию местные сербы ответили созданием в феврале 1991 г. Сербской автономной области.

25 июня 1991 г. Хорватия провозгласила свою независимость. Как и в случае со Словенией, правительство СФРЮ признало это решение незаконным, заявив о претензиях на часть Хорватии, а именно на Сербскую Краину. На этой почве между сербами и хорватами произошли ожесточенные вооруженные столкновения с участием подразделений ЮНА. В хорватской войне уже были не мелкие стычки, как в Словении, а настоящие бои с применением различного вида оружия. И потери в этих боях с обеих сторон были огромны: около 10 тысяч убитыми, в том числе несколько тысяч гражданского населения, более 700 тысяч беженцев перешли в соседние страны.

В конце 1991 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию о направлении в Югославию миротворческих сил, а Совет Министров ЕС ввел санкции против Сербии и Черногории. В феврале-марте 1992 года на основании резолюции в Хорватию прибыл контингент сил ООН по поддержанию мира. В его составе находился и российский батальон. С помощью международных сил военные действия удавалось каким-то образом сдерживать, но чрезмерная жестокость воюющих сторон, особенно по отношению к мирному населению, толкала их к взаимному мщению, что приводило к новым столкновениям.

По инициативе России 4 мая 1995 г. на срочно созванном совещании СБ ООН было осуждено вторжение хорватских войск в зону разъединения. Одновременно СБ осудил сербские обстрелы Загреба и других центров сосредоточения гражданского населения. В августе 1995 после карательных операций хорватских войск около 500 тысяч краинских сербов вынуждены были бежать со своих земель, а точное число жертв этой операции неизвестно до сих пор. Так Загреб решил проблему национального меньшинства на своей территории, Запад же закрыл глаза на действия Хорватии, ограничившись призывами к прекращению кровопролития.

Центр сербско-хорватского конфликта был перенесен на спорную с самого начала территорию – в Боснию и Герцеговину. Здесь сербы и хорваты стали требовать разделения территории Боснии и Герцеговины либо ее переустройства на конфедеративной основе путем создания этнических кантонов. С таким требованием не согласилась Партия демократической акции мусульман во главе с А. Изетбеговичем, выступавшая за унитарную гражданскую республику Боснию и Герцеговину. В свою очередь это вызвало подозрение сербской стороны, считавшей, что речь идет о создании «исламской фундаменталистической республики», 40% населения которой являлись мусульманами.

Все попытки мирного урегулирования по разным причинам не привели к должному результату. В октябре 1991 г. мусульманские и хорватские депутаты Скупщины приняли меморандум о суверенитете республики. Сербы же сочли неприемлемым для себя оставаться со статусом меньшинства за пределами Югославии, в государстве, где преобладает мусульмано-хорватская коалиция.

В январе 1992 г. республика обратилась к Европейскому сообществу о признании ее независимости, депутаты-сербы покинули парламент, бойкотировали его дальнейшую работу и отказались от участия в референдуме, на котором большинство населения высказалось за создание суверенного государства. В ответ местные сербы создали свою Скупщину, а когда независимость Боснии и Герцеговины признали страны ЕС, США, Россия, сербская община объявила о создании Сербской республики в Боснии. Противостояние переросло в вооруженный конфликт, с участием различных вооруженных формирований, начиная от мелких вооруженных групп и заканчивая ЮНА. Босния и Герцеговина на своей территории имела огромное количество техники, вооружения и боеприпасов, которые находились там на хранении или были оставлены покинувшей республику ЮНА. Все это стало прекрасным горючим для разгоревшегося вооруженного конфликта.

В своей статье бывший премьер-министр Великобритании М. Тэтчер писала: «В Боснии происходят страшные вещи, и, похоже, будет еще страшней. Сараево подвергается непрерывному обстрелу. Горажде осаждено и вот-вот будет занято сербами. Там, вероятно, начнется массовая резня… Такова сербская политика «этнической чистки» то есть изгнания из Боснии несербского населения…

С самого начала якобы независимые сербские военные формирования в Боснии действуют в тесном контакте с главным командованием сербской армии в Белграде, которое фактически содержит их и снабжает всем необходимым для ведения войны. Западу следует предъявить правительству Сербии ультиматум, потребовав, в частности, прекратить экономическую поддержку Боснии, подписать соглашение о демилитаризации Боснии, способствовать беспрепятственному возвращению в Боснию беженцев и др.»

Прошедшая в августе 1992 г. в Лондоне международная конференция привела к тому, что лидер боснийских сербов Р. Караджич обещал вывести войска с оккупированной территории, передать под контроль ООН тяжелое вооружение, закрыть лагеря, в которых содержались мусульмане и хорваты. С. Милошевич согласился допустить международных наблюдателей в подразделения ЮНА, находившихся в Боснии, обязался признать независимость Боснии и Герцеговины, уважать ее границы. Стороны свои обещания выполнили, хотя миротворцам еще не раз приходилось призывать враждующие стороны к прекращению столкновений и перемирию.

Очевидно, что международное сообщество должно было потребовать от Словении, Хорватии и затем Боснии и Герцеговины дать определенные гарантии национальным меньшинствам, проживающим на их территории. В декабре 1991 г., когда война шла в Хорватии, ЕС приняло критерии признания новых государств в Восточной Европе и в бывшем Советском Союзе, в частности, «гарантий прав этнических и национальных групп и меньшинств в соответствии с обязательствами, принятыми в рамках СБСЕ; уважение нерушимости всех границ, которые не могут быть изменены иначе как мирными средствами с общего согласия». Этот критерий не очень строго соблюдался, когда речь шла о сербских меньшинствах.

Интересно, что Запад и Россия на этом этапе могли предотвратить насилие в Югославии, сформулировав четкие принципы для самоопределения и выдвинув предварительные условия признания новых государств. Юридическая база имела бы огромное значение, поскольку оказывает решающее влияние на такие серьезные вопросы, как территориальная целостность, самоопределение, право на самоопределение, права национальных меньшинств. Россия, безусловно, должна была быть заинтересована в выработке таких принципов, поскольку она сталкивалась и до сих пор сталкивается с подобными проблемами на пространстве бывшего СССР.

Но особенно поразительно то, что после кровопролития в Хорватии ЕС, а за ним США и Россия повторили ту же ошибку в Боснии, признав ее независимость без каких-либо предварительных условий и без учета позиции боснийских сербов. Необдуманное признание Боснии и Герцеговины сделало неизбежной там войну. И хотя Запад заставил боснийских хорватов и мусульман сосуществовать в одном государстве и совместно с Россией пытался оказать давление на боснийских сербов, структура этой федерации все-таки искусственна, и многие не верят, что она продержится долго.

Заставляет задуматься и предвзятое отношение ЕС именно к сербам как самым главным виновникам конфликта. В конце 1992 – начале 1993 гг. Россия несколько раз поднимала в Совете Безопасности ООН вопрос о необходимости повлиять на Хорватию. Хорваты инициировали несколько вооруженных столкновений в Сербской Крайне, сорвав встречу по проблеме Краины, организованную представителями ООН, они пытались взорвать гидроэлектростанцию на территории Сербии, — ООН и другие организации не сделали ничего, чтобы их остановить.

Та же терпимость отличала отношение международного сообщества к боснийским мусульманам. В апреле 1994 г. боснийские сербы были подвергнуты НАТО ударам с воздуха за свои атаки на Горажде, истолкованные как угроза для безопасности личного состава ООН, хотя некоторые из этих атак были спровоцированы мусульманами. Поощряемые снисходительностью международного сообщества, боснийские мусульмане прибегли к той же тактике в Брчко, Тузле и других мусульманских анклавах под защитой сил ООН. Они старались спровоцировать сербов атаками на их позиции, поскольку знали, что сербы опять будут подвергнуты налетам натовской авиации, если только попытаются предпринять ответные действия.

МИД России к концу 1995 г. находился в крайне трудном положении. Политика государства на сближение с Западом привела к тому, что практически все начинания западных стран по урегулированию конфликтов Россия поддерживала. Зависимость российской политики от очередных валютных займов вела к быстрому продвижению НАТО в роли руководящей организации. И все же попытки России по урегулированию конфликтов не пропали зря, заставляя периодически садиться противоборствующие стороны за стол переговоров. Осуществляя политическую активность в дозволенных ей западными партнерами границах, Россия перестала быть фактором, определяющим ход событии на Балканах. Россия в свое время голосовала за установление мира военным путем в Боснии и Герцеговине с применением сил НАТО. Имея на Балканах военный полигон, НАТО уже не представлял иного пути решения любой новой проблемы, кроме вооруженного. Это оказало решающую роль на разрешение косовской проблемы, наиболее драматичного из балканских конфликтов.