Творчество данте алигьери в контексте средневековой культуры. Краткий обзор творчества данте. История и время создания «Божественной комедии»

Творчество Данте Алигьери пришлось на эпоху Пред-возрождения. Данте прожил яркую, полную неординарных событий жизнь. Здесь и участие в политической борьбе, и изгнание, и яркая литературная деятельность. Он известен как создатель ученых трактатов, темы которых касались и государственного устройства, и языка, и поэзии; как создатель «Новой жизни» - лирической автобиографии - нового жанра в мировом литера-

турном творчестве и, конечно, как создатель «Комедии», названной потомками

Божественной.

Поэт в сопровождении Вергилия странствует по загробному миру, посещает Ад,

Чистилище, Рай. Принадлежность этого произведения к новой культуре сказывается уже

хотя бы в том, что души людей, встреченные Данте по ту сторону бытия, продолжают

испытывать простые человеческие чувства, а сам поэт искренне сострадает грешникам.

Так, Данте глубоко переживает трагедию мятущихся душ Паоло и Франчески, терпящих

муки за прелюбодеяние. Ему удается вступить в диалог с Франческой, которая с глубокой

скорбью повествует о своем грехе:

«Любовь, любовь, велящая любимым, Меня к нему так властно привлекла, Что он со мной пребыл неразлучимым. Любовь вдвоем на гибель нас вела». И далее: «"В досужий час читали мы однажды

0 Ланчелоте сладостный рассказ;
Одни мы были, был беспечен каждый.

Над книгой взоры встретились не раз, И мы бледнели с тайным содроганьем; Но дальше повесть победила нас.

Чуть мы прочли о том, как он лобзаньем Прильнул к улыбке дорогого рта, Тот, с кем навек я скована терзаньем,

Поцеловал, дрожа, мои уста. И книга стала нашим Галеотом! Никто из нас не дочитал листа"».

Дух говорил, томимый страшным гнетом, Другой рыдал, и мука их сердец Мое чело покрыла смертным потом;

И я упал, как падает мертвец» 1 .

Художественный образ, созданный Данте, не только вызывает сострадание к Паоло и Франческе, но и заставляет заду-

1 Данте Алигьери. Божественная комедия. Ад / Пер. М. Лозинского. М., 1998. С. 38.

маться, а столь ли уж велик грех людей, которые искренне полюбили друг друга. Всю часть «Ад» пронизывает не только чувство ужаса перед мучениями грешных душ, но сострадание и даже уважение, восхищение отдельными героями.

С именем Франческо Петрарки связывают начало Ренессанса, называя при этом определенную дату - 8 апреля 1341 г. (Пасха). В этот день сенатором Рима на Капитолийском холме поэт был увенчан лавровым венком за поэму «Африка», посвященную подвигу Сципиона Африканского Старшего. Над этой поэмой Петрарка работал всю жизнь.

Почему этот факт трактуется как начало эпохи Ренессанса? С одной стороны, само увенчание лавровым венком - своеобразный реверанс в сторону античности, но у этого события есть и другая, более важная сторона - весной 1341 г. был впервые награжден оригинальный самобытный художник, творческая индивидуальность. Уникальной (и принадлежащей Новому времени) фигуру Петрарки делает и то, что он на протяжении всей своей жизни, находясь на службе многих сильных мира сего, всегда подчеркивал: «Это лишь казалось, что я жил при князьях, на деле же князья жили при мне», т.е. Петрарка всегда отстаивал приоритет личности.



Петрарка впервые воспел эстетическое (т.е. бескорыстное) отношение к миру, любование его красотой. Его знаменитое путешествие на гору Ванта имело только одну цель -созерцание ландшафта. Именно у Петрарки путешествие становится фактом культурного сознания, и именно он открыл сопряженность путешествия и уединения 1 . Это было новым мотивом, отстаивающим чисто человеческие желания.

Отчетливо возрожденческой чертой является внутренний конфликт поэта: любование миром приносит наслаждение, но не приведет ли это упоительное чувство к каким-либо нравственным потерям, т.е. не лишится ли он своей души, открыв гедонизму и отдавшись ему? Иными словами, в творчестве (об этом говорят и другие его литературные произведения, в частности сонеты) и жизни Петрарки присутствовало трагическое начало, выражавшееся во внутренних сомнениях. Эти сомне-

1 См.: Косарева Л.М. Культура Возрождения // Очерки по истории мировой культуры / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М., 1997.

ния, в которых поэт оставался человеком уходящей эпохи, можно счесть неким метафизическим страхом перед новым отношением к миру, но поскольку Петрарка не мог не высказать их, т.е. показывал ценность внутренней жизни человека, он предстает человеком Нового времени.

Новым в культурном сознании является обращение Петрарки к античности. Вновь возрожденная античная традиция со времени Петрарки стала развиваться наравне с христианской. Описывая судьбу Цицерона, он, в сущности, первым привлек внимание к соответствующему художественно-культурному пласту историй. Мыслителем новой эпохи его делает и то, что он не просто писал о знаменитом римлянине, а все время пы­тался узнать себя в нем, пытался создать свой образ этого человека. Совершенно не случайно Петрарка многими исследователями эпохи Возрождения признается первым гуманистом.

Элитарность культуры Возрождения подтверждает и тот факт, что наиболее популярным в среде народа был не художник, но монах Джироламо Савонарола (1452-1498) - насто­ятель монастыря Сан-Марко, проповедник-доминиканец. Будучи ортодоксальным верующим, он не принимал и ренессансную культуру, и мирские тенденции в искусстве, и власть Медичи, и стремление к наживе, роскоши, власти, удовольствиям, и прогнившую церковную иерархию. Он призывал в проповедях к достойной жизни, к покаянию, обличал пороки папы Александра VI, требовал реформы церкви - возвращения ее к принципам раннего христианства. Савонарола стал особенно популярен после изгнания сына Лоренцо Великолепного из Флоренции в результате восстания против тирании Медичи в 1494 г. и установления республики. Его проповеди собирали огромное число людей. Результатом их часто было уничтожение мирских «суетных» предметов -произведений искусства, книг светского содержания, ярких нарядов, косметики, украшений и т.п. Но отказ от производства предметов роскоши подрывал экономику Фло­ренции, поэтому богатые горожане, сторонники Медичи, были настроены против Савонаролы 1 . Нельзя забывать, что критика Савонаролой папской власти (хотя и погрязшей в пороке, но

1 См.: Гуревич А.Я., Харитонович Д.Э. История средних веков. М., 1995. С. 269.

весьма могущественной) также была крайне неприятна и невыгодна церковному

руководству. Поэтому с Савонаролой расправились: он был сожжен на костре по приговору суда инквизиции.

Множеству простых людей христианские проповеди Савонаролы ближе, чем идеи гуманистов. Этот аргумент, а также его огромная популярность свидетельствуют об элитарном характере культуры итальянского Возрождения.

Почему культуре и эстетике Возрождения свойственна такая четкая ориентация на человека? С точки зрения современной социологии причиной независимости человека, его растущего самоутверждения является городская культура. В городе более чем где-либо человек открывал достоинства нормальной обычной жизни. Первоначально города населяли подлинные умельцы, мастера, которые, покинув крестьянское хозяйство, рассчитывали только на свое ремесленное мастерство. Число городских жителей пополняли и люди предприимчивые. Реальные обстоятельства заставляли их полагаться только на самих себя, формировали новое отношение к жизни.

Немалую роль в формировании особого менталитета играло и простое товарное производство. Чувство хозяина, который сам производит и сам распоряжается доходом, безусловно способствовало формированию особого независимого духа первых жителей городов. Итальянские города расцвели не только в силу этих причин, но и благодаря их активному участию в транзитной торговле. (Соперничество городов на внешнем рынке явилось, как известно, одной из причин раздробленности Италии.) В VIII-IX вв. Средиземное море вновь становится местом пересечения торговых путей. Жители побережья получали от этого большую выгоду, города, не имевшие достаточных природных ресурсов, процветали. Они связывали между собой приморские страны. Особую роль в обогащении городов сыграли крестовые походы (перевозка огромного числа людей со снаряжением и лошадьми оказалась очень выгодной). Новое нарождающееся мироощущение человека нуждалось в мировоззренческой опоре. Такой опорой выступила античность. Конечно, не случайно к ней обратились жители Италии, ведь этот выдающийся в Средиземное море «сапожок» более тысячи

лет назад населяли представители ушедшей античной (римской) цивилизации. «Самое обращение к классической древности объясняется не чем иным, как необходимостью найти опору для новых потребностей ума и новых жизненных устремлений», - писал русский историк Н. Кареев в начале XX в.

Итак, эпоха Возрождения - это обращение к античности. Но вся культура этого периода доказывает, что Возрождения в чистом виде, Возрождения как такового нет. Мыслители-возрожденцы видели в античности то, что хотели. Поэтому совсем не случайно особой интеллектуальной разработке подвергся в эту эпоху неоплатонизм . А.Ф. Лосев показывает причины широкого распространения этой философской концепции в эпоху итальянского Возрождения. Античный (собственно космологический) неоплатонизм не мог не привлечь внимания возрожденцев идеей эманации (исхождения) божественного смысла, идеей насыщенности мира (космоса) божественным смыслом, наконец, идеей Единого как максимально конкретного оформления жизни и бытия. Бог становится ближе к человеку. Он мыслится почти пантеистически (Бог слит с миром, он одухотворяет мир). Поэтому мир и влечет человека. Постижение человеком мира, наполненного божест­венной красотой, становится одной из главных мировоззренческих задач эпохи Возрождения 1 .

Наилучшим способом постижения божественной красоты, растворенной в мире, справедливо признается работа человеческих чувств. Поэтому возникает такой пристальный интерес к визуальному восприятию, отсюда - расцвет пространственных видов искусства (живописи, скульптуры, архитектуры). Ведь именно эти искусства, по убеждению деятелей Возрождения, позволяют более точно запечатлеть божественную красоту. Поэтому культура Возрождения носит отчетливо выраженный художественный характер.

Интерес к культуре античности сопряжен у возрожденцев с модификацией христианской (католической) традиции. Благодаря влиянию неоплатонизма становится сильной пантеистическая тенденция. Это придает уникальность и неповтори-

1 См.: Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М, 1978.

мость культуре Италии XIV-XVI вв. Возрожденцы по-новому взглянули на самих себя, но при этом не потеряли веру в Бога. Они начали осознавать себя ответственными за свою судьбу, значимыми, но при этом не переставали быть людьми Средневековья. Наличие этих перекрещивающихся тенденций (античность и модификация католицизма) определило противоречивость культуры и эстетики Возрождения. С одной стороны, человек Возрождения познал радость самоутверждения, о чем говорят многие источники этой эпохи, а с другой стороны, он постиг всю трагичность своего существования. И то, и другое в мироощущении человека Возрождения связано с Богом.

Столкновение античных и христианских начал послужило причиной глубокого раздвоения человека, считал русский философ Н. Бердяев. Великие художники эпохи Возрождения были одержимы прорывом в иной трансцедентный мир. Мечта о нем была дана человеку Христом. Художники ориентировались на создание иного бытия, ощущали в себе силы, подобные силам Творца; ставили перед собой, по существу, онтологические задачи.

Однако эти задачи были заведомо невыполнимы в земной жизни, в мире культуры. Художественное творчество, отличающееся не онтологической, но психологической природой, таких задач не решает и решить не может. Опора художников на достижения эпохи античности и их устремленность в высший мир, открытый Иисусом Христом, не совпадают. Это и приводит к трагическому мироощущению, к возрожденческой тоске. Бердяев пишет: «Тайна Возрождения в том, что оно не удалось. Никогда еще не было послано в мир таких творческих сил, и никогда еще не была так обнаружена трагедия общества» 1 .

1 Бердяев Н.А. Смысл творчества // Бердяев НА. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С. 445.

чается в неустойчивости личности, в конечном итоге опирающейся только на себя. Трагическое мироощущение великих людей эпохи Возрождения связано с противоречивостью этой культуры: в ней происходит переосмысление античности, но в то же время продолжает доминировать христианская (католическая) парадигма, хотя и в модифицированном виде. С одной стороны, Возрождение - эпоха радостного самоутверждения человека, с другой - эпоха глубочайшего постижения всей трагичности его существования.

Итак, в центре внимания возрожденцев стоял человек. В связи с изменением отношения к человеку изменяется и отношение к искусству. Оно приобретает высокую социальную ценность. Художники берут на себя функцию теоретиков художественного творчества. Все эстетические исследования ведутся практиками искусства. В рамках того или иного вида искусства (преимущественно живописи, скульптуры, архитектуры, тех искусств, которые получили наиболее полное развитие в эту эпоху) ставятся общеэстетические задачи. Правда, разделение деятелей Возрождения на ученых, философов и художников довольно условно - все они были универсальными личностями.

Основная мировоззренческая установка - отображение реального, признанного прекрасным мира, подражание природе - обусловливает значимость разработки теории искусств, правил, которым должен следовать художник, ведь только благодаря им и возможно создать произведение, достойное красоты реального мира. Великие художники эпохи Возрождения пытаются решить эти проблемы, изучая, в частности, логическую организацию пространства. Ченнино Ченнини («Трактат о

Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с.


Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || [email protected] || http://yanko.lib.ru

живописи»), Мазаччо, Донателло, Филиппо Брунелески, Паоло Учелло, Антонио Поллайола, Леон-Баттиста Альберти (раннее Возрождение), Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти поглощены исследованием технических проблем искусства (линейная и воздушная перспектива, светотень, колорит, пропорциональность, симметрия, общая композиция, гармония).

Всемирную славу имеет имя знаменитого поэта Италии Данте Алигьери. Цитаты из его произведений можно услышать на самых разных языках, так как с его творениями знаком практически весь мир. Они прочитаны многими, переведены на разные языки, изучены в разных концах планеты. На территории большого количества европейских государств имеются общества, которые систематически собирают, исследуют и распространяют информацию о его наследии. Юбилейные даты жизни Данте входят в число крупных культурных событий в жизни человечества.

Шаг в бессмертие

В то время, когда родился великий поэт, человечество ожидали большие перемены. Это было накануне грандиозного исторического переворота, который кардинально изменил облик европейского общества. Средневековый мир, феодальное угнетение, анархия и разобщенность уходили в прошлое. Происходило возникновение товаропроизводителей. Наступали времена могущества и процветания национальных государств.

Поэтому Данте Алигьери (поэмы которого переведены на разные языки мира) - это не только последний поэт Средневековья, но и первый писатель Нового времени. Он возглавляет список, состоящий из имен титанов Возрождения. Он первый начал борьбу с насилием, жестокостью, мракобесием средневекового мира. Также он был среди тех, кто первыми подняли знамя гуманизма. Это и стало его шагом в бессмертие.

Молодость поэта

Данте Алигьери, биография его очень тесно связаны с теми событиями, которые характеризировали общественную и политическую жизнь Италии в то время. Он родился в семье коренных флорентинцев в мае 1265 года. Они представляли небогатый и не весьма знатный феодальный род.

Его отец работал во флорентийской банковской фирме юристом. Он умер очень рано, еще во времена юности его позже прославившегося сына.

То, что политические страсти в стране кипели, в стенах родного города постоянно происходили кровавые бои, флорентийские победы сменяли поражения, не могло ускользнуть от внимания юного поэта. Он был наблюдателем распада гибеллинской мощи, привилегий грандов и закрепления пололанской Флоренции.

Обучение Данте происходило в стенах обыкновенной средневековой школы. Юноша рос чрезвычайно любознательным, поэтому ему было недостаточно скудного, ограниченного школьного образования. Он постоянно пополнял свои знания самостоятельно. Очень рано мальчик начал интересоваться литературой и искусством, уделяя особое внимание живописи, музыке и поэзии.

Начало литературной жизни поэта

Но литературная жизнь Данте начинается в ту пору, когда литературой, искусством, ремеслами жадно пились соки гражданского мира. Все, что до этого не могло полноценно заявить о воем существовании, вырвалось наружу. В те виды искусства начали появляться как грибы поле дождя.

Впервые в качестве поэта Данте попробовал себя во время пребывания в кружке «нового стиля». Но даже и в тех, достаточно ранних, стихотворениях нельзя не заметить наличие буйного прибоя чувств, которые разбивали образы данного стиля.

В 1293 году происходит публикация первой книги поэта под названием «Новая жизнь». В этом сборнике было тридцать стихотворений, написание которых датируется 1281-1292 годами. Они имели обширный прозаический комментарий, характеризирующийся автобиографическим и философско-эстетическим характером.

В стихах этого сборника было впервые рассказано об истории любви поэта. Объектом его обожания стала еще в те времена, когда мальчику едва исполнилось 9 лет. Этой любви было суждено продлиться всю его жизнь. Очень редко она находила свое проявление в виде редких случайных встреч, мимолетных взглядов возлюбленной, в ее беглых поклонах. А после 1290 года, когда смерть забрала Беатриче, любовь поэта становится его личной трагедией.

Активная политическая деятельность

Благодаря «Новой жизни» имя Данте Алигьери, биография которого в равной степени интересная и трагическая, становится известным. Кроме талантливого поэта он был выдающимся эрудитом, одним из самых образованных людей Италии. Широта круга его интересов была необыкновенно большой для того времени. Он занимался изучением истории, философии, риторики, богословия, астрономии, географии. Также он уделял особое внимание системе восточной философии, учениям Авиценны и Аверроэса. От его внимания не удалось ускользнуть великим античным поэтам и мыслителям - Платону, Сенеке, Вергилию, Овидию, Ювеналу. Особое внимание их творениям будет уделено гуманистами эпохи Возрождения.

Данте постоянно выдвигался флорентийской коммуной на почетные должности. Он выполнял весьма ответственные В 1300 году Данте Алигьери был избран в комиссию, состоявшую из шести приоров. Ее представители правили городом.

Начало конца

Но в это же время происходит новое обострение гражданских распрей. Тогда центром разгара вражды стал сам гвельфский лагерь. Он раскололся на «белую» и «черную» фракцию, очень враждовавшие между собой.

Маска Данте Алигьери среди гвельфов имела белый цвет. В 1301 году при поддержке папы «черные» гвельфы захватили власть над Флоренцией и начали беспощадно расправляться со своими противниками. Их отправляли в ссылки и казнили. Только отсутствие Данте в городе спасло его тогда от расправы. Он был заочно приговорен к смерти. Его ждало сожжение сразу же после прихода на Флорентийскую землю.

Период изгнания с родины

В то время произошел трагический надлом в жизни поэта. Оставшись без родины, он вынужден скитаться по другим городам Италии. Некоторое время он находился даже за пределами страны, в Париже. Его были рады видеть во многих палаццо, но он нигде не задерживался. Он испытывал большую боль от поражения, а также очень тосковал по Флоренции, а гостеприимство князей казалось ему унизительным и оскорбительным.

В период изгнания из Флоренции произошло духовное созревание Данте Алигьери, биография которого и до этого времени была весьма насыщенной. Во время скитаний перед его глазами всегда были вражда и разброд. Не только его родина, но и вся страна воспринималась им как «гнездилище неправды и тревоги». Он был со всех сторон окружен нескончаемыми распрями между городами-республиками, жестокими раздорами между княжествами, интригами, иностранными войсками, вытоптанными садами, разоренными виноградниками, измученными, отчаявшимися людьми.

В стране начиналась волна народных протестов. Возникновение новых идей, народная борьба провоцировали пробуждение мыслей Данте, призывая его к поискам всевозможных выходов из сложившейся ситуации.

Созревание ослепительного гения

В период скитаний, лишений, скорбных раздумий о судьбе Италии созрел гений Данте. В то время он выступает в качестве поэта, деятеля, публициста и ученого-исследователя. Тогда же была написана Данте Алигьери «Божественная комедия», принесшая ему бессмертную мировую славу.

Задумка о написании этого произведения появилась намного раньше. Но для того чтобы ее создать, нужно прожить целую человеческую жизнь, наполненную муками, борьбой, бессонным, испепеляющим трудом.

Кроме «Комедии» выходят и другие произведения Данте Алигьери (сонеты, поэмы). В частности, трактат «Пир» относится к первых годам эмиграции. В нем затронуто не только богословие, но и философия, мораль, астрономия, натурфилософия. Кроме этого, «Пир» был написан на национальном итальянском языке, что было весьма необычно в то время. Ведь тогда практически все работы ученых были изданы на латыни.

Параллельно с работой над трактатом в 1306 году увидел мир и лингвистический труд под названием «О народном красноречии». Это первое европейское научное исследование романского языкознания.

Обе эти работы так и остались неоконченными, так как новые события направили мысли Данте в несколько другое русло.

Несбывшиеся мечты о возвращении на родину

Данте Алигьери, биография которого известна многим современникам, постоянно думал о возвращении. На протяжении дней, месяцев и годов он неутомимо и упорно мечтал об этом. Особенно это проявлялось во время работы над «Комедией», при создании ее бессмертных образов. Он ковал флорентийскую речь и возносил ее на всенародный политический уровень. Он свято верил в то, что именно с помощью своего гениального поэтического творения ему удастся вернуться в родной город. Его ожидания, надежды и мысли о возвращении давали ему силы для завершения этого титанического подвига.

Но ему не было суждено вернуться. Заканчивал написание своей поэмы он в Равенне, где властью города ему было предоставлено убежище. Летом 1321 года творение Данте Алигьери «Божественная комедия» было завершено, а 14 сентября того же года город хоронил гения.

Гибель от веры в мечту

До конца своей жизни поэт свято верил в мир на его родной земле. Этой миссией он жил. Ради нее он поехал в Венецию, которая готовила военное нападение на Равенну. Данте очень хотел убедить лидеров Адриатической республики в том, что надо отказаться от войны.

Но эта поездка не только не принесла желаемых результатов, но и стала роковой для поэта. На его обратном пути находилась болотистая лагунная область, где «обитал» бич подобных мест - малярия. Именно она и стала причиной сокрушения в течение нескольких дней сил поэта, надорванных весьма тяжелым трудом. Так завершилась жизнь Данте Алигьери.

И только по прошествии нескольких десятилетий Флоренция поняла, кто был ею потерян в лице Данте. Правительство захотело забрать останки поэта с территории Равенны. Его прах до нашего времени находится вдали от родины, которая его отвергла и осудила, но для которой он остается самым преданным сыном.

Введение

1 Жизнь Данте Алигьери

1.1 Любовь к Биче Портинаре

1.2 Политическая жизнь Данте

2 «Божественная Комедия»

2.1 История и время создания «Божественной Комедии»

2.3 Мастерство Данте в «Комедии»

Заключение

Библиографический список


К концу XII века итальянская литература вышла на вольную дорогу, сливая воедино отмирающие, феодальные отголоски с крепнущими буржуазными мотивами, объединяя уцелевшие воспоминания от римских времен, принесенные из-за Альп рыцарские провансальские мотивы и новые религиозные настроения. Данте стоит у ее начала.

«Божественная Комедия» возникла в тревожные ранние годы XIV века из бурливших напряженной политической борьбой глубин национальной жизни Италии. Для будущих – близких и далеких – поколений она осталась величайшим памятником поэтической культуры итальянского народа, воздвигнутым на рубеже двух исторических эпох. Энгельс писал: «Конец феодального средневековья, начало современной капиталистической эры отмечены колоссальной фигурой. Это – итальянец Данте, последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени».

Двадцатилетняя жизнь Данте как политического изгнанника оставила потомству грандиозное здание трехчастной «Комедии», за которой молва ее первых восхищенных слушателей и читателей навеки утвердила восторженный эпитет «божественной» (свой эпический труд сам Данте назвал «комедией», согласно нормам античной поэтики, как произведение, завершающееся благополучной и радостной развязкой).


Жив Данте или умер для нас? Может быть, на этот вопрос вовсе еще не ответит вся его в веках не меркнувшая слава, потому что подлинное существо таких людей, как он, измеряется не славой, а самим бытием. Чтобы узнать, жив ли Данте для нас, мы должны судить о нем не по нашей, а по его собственной мере. Высшая мера жизни для него - не созерцание, отражение бытия сущего, а действие, творение бытия нового. Этим он превосходил всех трех остальных, по силе созерцания равных ему художников слова: Гомера, Шекспира и Гете. Данте не только отражает, как они, то, что есть, но и творит, чего нет; не только созерцает, но и действует. В этом смысле, высшей точки поэзии (в первом и вечном значении слова poiein: делать, действовать) достиг он один.

Имя Данте громко сейчас в мире, но кто он такой, все еще люди не знают, ибо горькая «судьба» его, fortuna, - забвение в славе.

Данте родился в одном из древнейших родов Флоренции. Он был первенцем мессера Герардо Алигьеро ди Беллинчионе и монны Беллы Габриэллы, неизвестного рода, может быть, Дельи Абати. Памятным остался только год рождения, 1265, а день - забыт даже ближайшими к Данте по крови людьми, двумя сыновьями, Пьетро и Якопо, - первыми, но почти немыми свидетелями жизни его. Только по астрономическим воспоминаниям самого Данте о положении солнца в тот день, когда он «в первый раз вдохнул тосканский воздух», можно догадаться, что он родился между 18 мая, вступлением солнца под знак Близнецов, и 17 июня, когда оно из-под этого знака вышло.

Имя, данное при купели новорожденному, - Durante, что значит «терпеливый, выносливый», и забытое для ласкового, уменьшительного «Dante», - оказалось верным и вещим для судеб Данте.

Древний знатный род Алигьери захудал, обеднел и впал в ничтожество. Может быть, уже в те дни, когда родился Данте, принадлежал этот род не к большой рыцарской знати, а к малой. По некоторым свидетельствам, впрочем неясным, - сэр Герардо, за какие-то темные денежные дела был посажен в тюрьму, чем навсегда запятнал свою память.

Данте был маленьким мальчиком, когда дядя его Джери дель Белло, убив флорентийского гражданина, сам вскоре был злодейски и предательски убит. Старшему в роде, сэру Герардо, брату убитого, должно было, по закону «кровавой мести», отомстить за брата; а так как это не было сделано, то второй вечный позор пал на весь род Алигьери. Зная исступленную, иногда почти «сатанинскую» гордыню Данте, можно себе представить, с каким чувством к отцу он жил. Никогда, ни в одной из книг своих, ни слова не говорит он об отце: это молчание красноречивее всего, что он мог бы сказать.

Мать Данте умерла, когда ему было шесть лет, родив после него еще двух дочерей. В детстве неутоленную и потом уже ничем неутолимую жажду материнской любви Данте будет чувствовать всю жизнь, и чего не нашел в этом мире, будет искать в том. Кем он оставлен в большом сиротстве - умершей матерью или живым отцом, - этого он, вероятно, и сам хорошо не знает. Стыдный отец хуже мертвого. Начал жизнь тоской по отцу - кончит ее тоской по отечеству; начал сиротой - кончит изгнанником. Будет чувствовать всегда свое земное сиротство, как неземную обиду, - одиночество, покинутость, отверженность, изгнание из мира. 15 мая 1275 года произошло событие, величайшее в жизни Данте и одно из величайших в жизни всего человечества.

«Девять раз от моего рождения, Небо Света возвращалось почти к той же самой точке своего круговращения, когда явилась мне впервые... облеченная в одежду сиренного и благородного цвета, как бы крови, опоясанная и венчанная так, как подобало юнейшему возрасту ее, Лучезарная Дама души моей, называвшаяся многими, не знавшими настоящего имени ее, - Беатриче».

Эта «Лучезарная Дама» - восьмилетняя девочка, Биче Портинари. Может быть, главное для Данте блаженство в этой первой встрече - то, что кончилось вдруг его земное сиротство - неземная обида, и что снова нашел он потерянную мать. Девятилетний мальчик любит восьмилетнюю девочку как Сестру - Невесту - Мать, одну в Трех.

9 февраля 1277 года заключен был у нотариуса письменный договор между сэром Алигьери и его ближайшим соседом Манетто Донати о будущем браке Данте с дочерью Манетто Джеммой. Данте знал ее давно, может быть, еще раньше, чем Биче Портинари, потому что жили они в соседним домах. Но в день помолвки, глядя на эту знакомую, может быть, миловидную, но почему-то вдруг ему опостылевшую, чужую, скучную девочку, не вспомнил ли он ту, другую, единственно ему родную и желанную?

Вероятно, сэр Алигьеро, замышляя этот брак, по обычным в те дни семейно-политическим и денежным расчетам, желал добра сыну: думал, что ему полезно будет войт в род Донати, ничем не запятнанный.

Так совершились 2 помолвки Данте: первая, с Биче Портинари, земная и небесная вместе, и вторая, с Джеммой Днати, - только земная.

В 1238 году умирает отец Данте. В этом же году Биче Портинари была выдана замуж за мессера Симоне де Барди, из вельможного рода богатейших флорентийских менял. Очень вероятно, что сэр Фолько Портинари, выдавая дочь, так же хотел ей добра, как отец Данте - сыну.

Первым усомнился в существовании Беатриче в XV веке жизнеописатель Данте Джованни Марио Филельфо. В XIX веке сомнение это было жадно подхвачено, и хотя потом рассеяно множеством найденных свидетельств об историческом бытии монны Биче Портинари, так что вопрос: была ли Беатриче? - почти столь же нелеп, как и вопрос: был ли Данте? - сомнение все же осталось и вероятно, навсегда останется. Любовь Данте к Беатриче, в самом деле, одно из чудес всемирной истории, одна из точек ее прикосновения к тому, что над нею. Но сколько бы Данте ни делал Беатриче «Ангелом», он был уже и тогда слишком большим правдолюбцем, чтобы не знать, что не к Ангелу в спальню входит муж, а к женщине, и чтобы не думать о том, глазами не видеть того, что это значит для нее и для него.

Смерть и любовь внутренне связаны, потому что любовь есть высшее утверждение личности, а ее отрицание крайнее - смерть. Вечный страх любящего - смерть любимого. Вот почему и Данте, только что полюбил Беатриче, как начал бояться ее потерять.

Смерть подходит к ней все ближе и ближе: сначала умирает подруга ее, потом отец. Многие дамы собирались туда, где Беатриче плакала о нем. Данте тяжело заболел вскоре после того, как умер отец Беатриче - в начале 1290 года. Смерть Беатриче он видит в страшном видении. Она умерла внезапно - в ночь с 8 на 9 июня 1290 года.

«Скорбь его... была так велика... что близкие думали, что он умрет, вспоминает Боккаччо. - Весь исхудалый, волосами обросший... сам на себя не похожий, так что жалко было смотреть на него... сделался он как бы диким зверем или страшилищем».

Флоренция переживала во время жизни Данте сложный политический и экономический кризис. В сущности, это была борьба осознавшей свое политическое значение буржуазии против наследственной аристократии. Это обстоятельство объясняет, почему к середине XIII века традиционные политические лозунги - гвельфы (сторонники папы) и гибеллины (сторонники императорской власти) не заключали в себе положительного содержания. В целом ряде городов возникают такие партии, и всюду борьба велась за политическое преобладание классов и приводила к изгнанию одной из враждующих сторон. В изгнании вчерашние враги, очутившиеся вне пределов родного города, объединялись, братались и сообща выступали против недавних своих единомышленников. Вся Италия разбилась на два стана: одна сторона (гибеллины) отстаивала архаическую, ушедшую в область предания эпоху и боролась за своеобразную феодально-демократическую республику, самовластную и тираническую, другая (гвельфы) стояла за новый порядок вещей и стремилась к организации республики купцов и ремесленников. Эту экономическую и социальную борьбу с разным успехом и одинаково насильническим способом поддерживали папы и светские чужеземные государи, мечтавшие о воплощении средневекового идеала всемирной Римской монархии. Своеобразные местные условия вызывали дробление и расслоение внутри двух главных партий, так что Данте, относивший себя к гвельфам, принадлежал к особому крылу их, так называемых белых, возглавляемых родом Черки; наряду с ними существовали «черные», руководимые родом Донати. Это разделение наступило вслед за изгнанием гибеллинов и отразило различные ориентации отдельных слоев гвельфского населения.

Донати усвоили методы борьбы аристократов и сумели привлечь к себе плохо понимавших политические дела мелких ремесленников и поселян. При таком положении вещей им было выгодно заручиться поддержкой папы Бонифация VIII и тем самым лишить всякого влияния более мирную, умеренную сторону - «белых». Последние опирались на крупные цехи и стремились создать для Флоренции положение, независимое от влияния аристократии и папы.

Внутренний раскол был ловко использован Бонифацием VIII. Прикрывшись предлогом умиротворения сторон, папа прислал во Флоренцию Карла Валуа, брата французского короля Филиппа Красивого, и прибытие его явилось для «черных» сигналом к репрессиям в отношении «белых».

В то время как Данте представлял интересы своих единомышленников при папском дворе (январь 1302 г.), «черные» во Флоренции предали его суду, обвинили в подкупе, взяточничестве, интригах против церкви и приговорили к изгнанию на два года, крупному штрафу и лишению права занимать публичные должности, и так как Данте не был в состоянии обжаловать это решение, судьи постановили изгнать его навсегда, а в случае появления сжечь на костре.

Незаслуженный удар глубоко оскорбил гордую душу Данте. Это было вопиющей несправедливостью. Его горячее и бескорыстное стремление трудиться на пользу любимой Флоренции было втоптано в грязь. В течение 1302 - 1304 годов Данте намеревался в союзе с другими «белыми», изгнанными гибеллинами, вернуться во Флоренцию, но картина личных интриг и распущенности в их стане оттолкнула его. Он отделился от своих единомышленников и организовал «партию из самого себя». В течение двадцати лет поэт скитался по Италии, пользуясь поддержкой просвещенных магнатов и правителей отдельных городов. О годах этих скитаний известно мало; мы знаем, однако, что Данте побывал в Вероне, Казентине, Луниджане, Равенне.

К 1310 году относится последняя вспышка политических надежд Данте: в это время в Италию прибыл император Генрих VII Люксембургский, на которого гибеллины возлагали большие надежды. Но Генрих умер в 1313 году и не успел никому из них открыть доступ во Флоренцию. Изгнание поэта было подтверждено декретом 6 ноября 1315 года, и дважды он был исключен из числа амнистируемых граждан (в 1311 и 1316 гг.).

Последние годы Данте провел в Вероне и Равенне и умер в Равенне, окруженный вниманием и заботами последнего покровителя Гвидо Новелло да Полента. Тело Данте покоится в Равенне и теперь, несмотря на все попытки Флоренции вернуть в свои стены прах того, кого она не сумела охранить при жизни.

Грустная и тревожная жизнь измучила вконец душу Данте, но вместе с тем она подготовила и предопределила величие его как поэта. Его творчество, несомненно, не могло бы отлиться в те формы, какие оно приняло, если бы Данте спокойно прожил свой век во Флоренции и отдавал свои досуги общественным делам. Годы изгнания вызвали к жизни и во многом обусловили пафос и настроение «Божественной Комедии».

2 «Божественная комедия»

«Комедия» - главный плод гения Данте. Конечно, - об этом говорили неоднократно, - если бы не было «Комедии», Данте все-таки был бы гениальным поэтом: «Новой жизни», «Пира» и канцон хватит, чтобы отметить новую эпоху в итальянской поэзии. Но без «Комедии» Данте был бы просто гениальным поэтом. Он не был бы Данте, то есть мировым рубежом в литературе. «Комедия» подводит итог всему, что было пережито и передумано феодальной культурой: в ней «впервые заговорили десять немых столетий». Богослов и философ - Данте весь в прошлом. Но Данте-художник - дитя новой, буржуазной культуры, которая обострила в нем чувство действительности, дала зоркость и наблюдательность его глазу, вложила ему в душу беспокойный, чреватый поэтическими образами интерес к природе, понимание и признание всех душевных движений человека.

В «Комедии» отразилось все, что в жизни было поэту дорого: любовь к Беатриче, научные и философские знания, муки и думы, восторги и печали изгнанника. Данте прокалил пережитое на огне страсти, из личного превратил в общественное, из итальянского в мировое, из временного в вечное.

2.1 История и время создания «Божественной комедии»

«Божественная Комедия» писалась почти четырнадцать лет. Само название «Комедия» восходит к чисто средневековым смыслам: в тогдашних поэтиках трагедией называлось всякое произведение с печальным началом и благополучным, счастливым концом, а не драматургическая специфика жанра с установкой на смеховое восприятие. Для Данте же это была «комедия» (понимаемая вне связи с драматическим каноном - как соединение возвышенного с обыденным и тривиальным), а кроме того, «роеtа sacra» - священная поэма, трактующая об откровениях неземного бытия. Эпитет же «Божественная» впервые употребил Боккаччо, подчеркивая ее поэтического совершенства, а вовсе не религиозного содержания. Именно под этим названием, которое утвердилось за поэмой в 16 веке, вскоре после смерти Данте, мы и знакомимся с великим произведением поэта.

Комментаторы немало потрудились, чтобы определить твердые даты написания трех кантик «Комедии». Они все еще спорны. Есть только общие соображения, подсказываемые содержанием как «Ада», так и «Чистилища».

Когда писался «Ад», Данте был целиком под впечатлением событий, связанных с изгнанием. Даже Беатриче, мимолетно названная в начале поэмы и затем упомянутая еще 2-3 раза в связи с разными эпизодами странствования по подземному миру, как бы отошла на задний план. В ту пору Данте интересовала политика, расцениваемая под углом зрения итальянской коммуны. «Ад» провожал прошлое поэта, его флорентийское счастье, его флорентийскую борьбу, его флорентийскую катастрофу. Поэтому как-то особенно настойчиво хочется искать дату написания «Ада» в период, когда Данте вложил в ножны меч, поднятый против родного города, порвал и с эмигрантами и углубился в обдумывание пережитого в последние два года флорентийской жизни и в первое пятилетнее изгнание. «Ад» должен был быть задуман примерно в 1307 году и занять 2 или 3 года работы.

Между «Адом» и «Чистилищем» легла большая полоса научных занятий, по-другому раскрывших для Данте мир науки и философии. При работе над «Чистилищем» раскрылась личность императора Генриха VII. Однако невозможно было оттягивать вплетение в сюжетную линию Беатриче. Ведь поэма была задумана как прославление ее памяти. Именно в «Чистилище» Беатриче должны была появиться, принося с собой весь груз сложной богословской символики, чтобы заступить на место Вергилия, язычника, которому заказаны пути в рай. Эти три темы: политическая, научно-философская и связанная с Беатриче богословско-символическая - определяют, опять-таки примерно, годы возникновения второй кантики. Она должна была быть начата не позднее 1313 и не раньше 1311 года и закончена до 1317 года.

Опубликованы были первые две кантики тогда, когда «Рай» еще не был окончен. Он был доведен до конца незадолго до смерти поэта, но опубликован в момент его смерти еще не был. Появление списков всех трех частей поэмы в составе 100 песен относится к годам, ближайшим после смерти поэта.

2.2 Художественные особенности и поэтика «Комедии»

Сюжетная схема "Комедии" - загробное странствование, излюбленный мотив средневековой литературы, десятки раз использованный до Данте. Этот плод эсхатологических увлечений средневековья, экзальтированного любопытства людей наивной веры имеет с "Комедией" мало общего. "Загробные" странствия, "видения" писались в тиши монастырских келий, в аскетическом экстазе, в страстном отрицании мира и благочестивом приятии и предчувствии потустороннего бытия - единственно нужного и важного для христианина.

Гораздо важнее было для Данте, что загробные странствования были очень популярным художественным мотивом у классиков: у Лукана, Стация, Овидия и, прежде всего у Вергилия, который изобразил такими яркими красками сошествие Энея в подземное царство. Для Данте, жаждавшего излить в творчестве все, накопившееся в душе, бросить миру свои моральные приговоры, раздать всем политические оценки, казавшиеся ему безошибочными, было важно также запечатлеть в поэзии весь комплекс философской мысли, разработанной предшествовавшей эпохой.

Как сам Данте представлял себе, уже подходя к завершению поэмы, ее смысл и значение? Он с большой обстоятельностью говорит об этом в упоминавшемся латинском письме (Epist., XIII) к Кангранде делла Скала, сопровождавшем посвящение "Рая". Подлинность этого письма, долгое время вызывавшая сомнение, теперь большинством исследователей не оспаривается. Данте говорит там, повторяя отчасти свои рассуждения, помещенные в начале второго трактата "Пира": Смысл поэмы многообразный (polusemos, hoc est plurium sensuum): он не только буквальный, но сверх того еще аллегорический, моральный и анагогический, то есть, как вытекает из формулировок "Пира", идущий выше смысла (anagogico, eio ё sovrasenso).

Чтобы вдохнуть жизнь в эту необъятную схоластическую аллегорию, чтобы влить трепет действительности в эту отвлеченную схему, нужен был грандиозный поэтический гений. "Комедия" недаром звучит для всех времен. Недаром каждая эпоха находит в ней что-нибудь родное. Для современников "Комедия" была либо по-настоящему божественною книгою - ведь это они нарекли ее "божественной" вскоре после смерти поэта, - где они искали живого личного отношения к божеству, как в мистических учениях ересей и во францисканской религии любви; либо энциклопедией, вместившей в себя огромное количество знаний "моральных, естественных, астрологических, философских, богословских" (Дж. Виллани).

Необычайная формальная организованность "Комедии" - результат использования опыта как классической поэтики, так и поэтики средневековой. Но вся формальная сторона служит главной цели - быть обрамлением для реалистического искусства.

Данте почувствовал, что путь настоящего художника в его дни - это путь реализма. "Земля" ("Рай", XXV, 2) подчинила его своей власти и твердо повела по должному пути. Настолько, что единственное отступление от средневековых теоретических канонов у него сказалось в области поэтики.

Отступление от старых эстетических канонов становилось активнее по мере того, как росла поэма. В XII песне "Чистилища" Данте описывает изображения на плитах, которыми вымощен один из кругов чистилищной горы:

Казался мертвый мертв, живые живы;

Увидеть явь отчетливей нельзя,

Чем то, что попирал я, молчаливый.

Идеал определился. Задача искусства - изображать так, чтобы изображаемое казалось действительностью. Таков основной тезис.

Поэт творит не потому, что ему нужно формулировать философские мысли, не потому, что ему нужно найти условные выражения для условных чувств. Он творит, чтобы дать выход внутреннему волнению, вызванному непосредственным чувством. Слово и стих должны передавать подлинный живой трепет, только что родившийся в груди поэта. Представление о задачах поэзии стало другим. Источник поэзии переместился из мозга в сердце. Поэзия должна развиваться в направлении к простоте и естественности, освобождаясь от условностей, сковывавших итальянское поэтическое творчество в течение всего XIII века.

2.3 Мастерство Данте в «Комедии»

Что представляет собой Дантово мастерство? "Комедия" прежде всего очень личное произведение. В ней нет ни малейшей объективности. С первого стиха поэт говорит о себе и ни на один миг не оставляет читателя без себя. Если ему кажется, что в каком-нибудь эпизоде читатель мог о нем забыть, он сейчас же напоминает ему о своем существовании. Читатель, например, только что успел, увлеченный драмой Франчески, отвлечься мыслью от поэта, но Данте вырывает его из оцепенения, сообщив, что сам он от потрясения упал без чувств.

И я упал, как падает мертвец...

Вакханалию чертей, подхватывающих на вилы грешников из кипящей смолы, он обрывает рассказом о попытке их напасть на него самого. В чистилище он даже принимает муку огнем, чтобы очиститься от греха сладострастия. Так везде.

Субъективность "Комедии" - обдуманный прием. Им поэт сразу покоряет читателя. И не только как художник. Если он поставил самого себя судьей людей и дел своего времени, если он выдержал до конца эту тяжелую роль, значит, он был прав, значит, гений его принес ему оправдание. Он, человек, полный любви, ненависти и страстей, нашел в себе достаточно нравственной силы, чтобы не отказаться от этой миссии и довести ее до конца с неослабевшей ни на один миг поэтической мощью. Страсть дает пластичность его образам, наполняет их горячей кровью, делает их человечными и живыми. В картинах адской тьмы и ослепительного райского света трепещет самое ценное и самое прекрасное: изображение живым человеком живого человека.

Свое видение природы в поэме Данте строил из кусков реальной жизни. Все невероятное, невиданное, созданное фантазией Данте хочет сделать понятным и простым, сопоставляя с вещами очень известными. Этот прием он проводит последовательнейшим образом. Все, виденное в жизни, - то, что было вобрано памятью и сохранялось впрок в тончайших извилинах мозга, - в нужный момент переплавлялось воображением и сливалось в новую картину. И этой картине Данте умел придать необычайную силу и впечатляемость. Образ, возникающий перед глазами читателя силой Дантовой поэзии, бывает насыщен красками и чувством ярче, чем действительность.

С еще большей мощью сумел он создать и утвердить в новой литературе Европы искусство портрета. Страсть придает его образам ощутимость и красочность. Она делает их человечными и живыми. Два образа стоят как бы отдельно: Вергилий и Беатриче. Они сделаны другим приемом, чем остальные обитатели загробного мира, - грешники, очищающиеся и праведники. В них меньше внутренней динамики. Все то, что носит черты драматизма, в них угасло. Данте не ищет в них ни типичности, ни вообще каких-либо элементов Реализма. Но между ними тем не менее большая разница. И к Вергилию и Беатриче Данте относится с величайшей любовью. Но любовь к Вергилию иная. Вергилий - duca, signore, maestro: вождь, учитель, господин. Любовь к нему свободна от экзальтированности. Любовь к Беатриче даже в раю совершенно лишена спокойствия.

Особенно ярки у Данте образы грешников. Преисподняя у него населена очень густо. Он выхватывает из толпы то одну, то другую фигуру, мгновенно очерчивает ее, но так, что у читателя запечатлевается сразу и внешний облик, и характер. Читатель словно схватывает раз навсегда этот образ при свете молнии. Естественно, что Данте интересуют больше всего итальянцы, и особенно флорентийцы. Он знает их лично или понаслышке: ведь многие еще не умерли, когда неумолимый поэт изрек им приговор.

Наиболее характерной чертой остальных образов "Комедии" является их драматизм. У каждого из обитателей загробного мира есть своя драма, еще не изжитая. Они давно умерли, но о земле никто из них не забывал.

В уменье изображать конкретно, осязательно природу и человека - торжество реалистического искусства - Данте впервые преодолевает ограниченность средневековых повседневных навыков и взглядов. Интерес к действительности, к природе и человеку - именно это отделяет Данте от средних веков и делает его предтечей нового миропонимания. Аскетические идеалы возводили в норму презрение к миру и ко всему, что связано с миром. В городе эти настроения постепенно растаяли, а Данте сумел придать художественную завершенность городским протестам против аскетизма. Он перенес эти протесты в сферу искусства и показал силой поэзии, какие драгоценные источники духовной жизни можно открыть, изучая человека и природу.

В "Комедии" Данте стремился добиться рельефности изображения посредством простоты и осязательности. "Комедия" и простота! Это сочетание звучит как некий парадокс. А между тем ничто не определяет полнее реалистических приемов "Комедии". Структура поэмы была так громоздка, мир идей, в нее втиснутый, так сложен, терцина так тиранически управляла грамматикой, символика, аллегория и схоластика так ее тяжелили, что нужно было какой угодно ценой упрощать ее понимание. Поэтому размещение слов в стихе, чрезвычайно уплотненном, нужно было по возможности приблизить к простейшим требованиям синтаксиса, символам и аллегориям по возможности искать простейшие словесные выражения, понятнее излагать богословские тонкости, неизбежные по плану поэмы.

Другая особенность словесного мастерства Данте - осязательность. Добиваясь осязательности, поэт добивался эффекта реальности. Мысль его с необыкновенной легкостью принимает конкретную форму, идеи воплощаются в вещи и образы. Он никогда не позволяет своей фантазии переходить границы возможного в действительности. Он всегда хочет представить пластически объекты своих видений и даже старается по возможности вымерить точно то, что он рисовал. Принцип наглядности, осязательности сообщил образам Данте одну особенность. Они в подавляющем большинстве графичны и скульптурны, но бедны красками. Бескрасочность их тоже, по-видимому, была в замысле, потому что Данте обладал острым чувством колорита.

У Данте была своя продуманная техника, и шестьсот лет, протекшие с тех пор, как он под соснами Пинеты заканчивал свою поэму, показали, что его приемы способны выдержать какое угодно испытание. Недаром поэты продолжают учиться у него.

Заключение

Определение роли Данте в истории искусства Ф. Энгельсом стало классическим и не утратило своего значения и для сегодняшней истории литературы и культуры: «Данте был последним поэтом средневековья и первым поэтом нового времени». Важно увидеть в процессе становления Данте-поэта то, как от изучения лирики французских трубадуров и освоения поэзии «нового сладостного стиля» через личную трагедию и попытку осмыслить все пережитое он приходит к созданию произведения, отразившего концепцию мироздания и места в нем Человека.

Бессмертие «Божественной Комедии» и значение ее как одного из величайших творений мировой литературы определилось не ее сложной, требующей кропотливого изучения и детального комментария системой символов и аллегорий и не ее, наконец, полнотой отображения и воплощения средневековой культуры и средневекового строя мысли, а тем новым и творчески смелым, что сказала Данте о своих видениях и о самом себе, и тем, как он это сказал. Личность поэта, этого первого поэта нового времени, в своем глубоком и исторически конкретном содержании возвысилась над схемами схоластической мысли, и живое, поэтическое осознание действительности подчинило себе эстетические нормы, продиктованные традициями средневековой литературы.

Трудности поэтического перевода, усугубляемые в данном случае историческими и творческими особенностями текста «Божественной Комедии», воздвигали, конечно, свои серьезные препятствия к знакомству с этим исключительным литературным памятником, в частности и перед русскими его истолкователями. Несколько имевшихся в нашем распоряжении старых переводов дантовского творения, в том числе переводы Д.Мина, Д.Минаева, О.Чюминой и других, были далеки или относительно далеки от достойной передачи и подлинного содержания и сложной стилистики оригинала.

Огромный труд воссоздания великого творения Данте на русском языке был ответственно и вдохновенно осуществлен только в советскую эпоху крупнейшим мастером поэтического перевода М.Л.Лозинским. Удостоенный в 1946 году Государственной премии I степени, труд этот имеет полное право на признание его выдающимся явлением в русской поэзии.

Труд Данте дал почву для создания многочисленных произведений искусства. Байроновская поэма «Пророчество Данте», соната Листа «По прочтению Данте», симфоническая поэма Чайковского «Франческа да Римини», рахманиновская опера «Божественная комедия», иллюстрации Доре – лишь малая их часть.

Библиографический список

1. Ауэрбах Эрих. Данте – поэт земного мира. – СПб.: Университетская книга, 2000. – С. 148 - 173

2. Данте Алигьери. Божественная комедия. Новая жизнь. – М: Худож. лит., 1967. – С. 687

3. Дживелегов А.К. Творцы итальянского Возрождения. В 2 кн. – Кн. 1: – М: ТЕРРА – книжный клуб: Республика, 1998. – С. 277 - 339

4. Мережсковский Д.С. Данте. – Томск: Водолей, 1997. – С. 5 - 62

5. Черноземова Е.Н. История зарубежной литературы Средних веков и эпохи возрождения: практикум: Планы. Разработки. Материалы. Задания: Учеб. Пособие. – М.: Флинта: Наука, 2004. – С. 64 - 74

Года изгнания совпали с творческой зрелостью Данте. Он создал ряд произведений, в том числе ученые трактаты. Среди них – “Банкет”, задуманный как своеобразная энциклопедия в области философии и искусства и предназначенный для широчайших кругов читателей; название “Банкет” аллегорическое: просто и доходчиво изложенные научные идеи должны насытить не выбранных, а всех, так как Данте считал необходимым сделать ученость и культуру достоянием масс; его идея была чрезвычайно демократической для тех времен. Трактат “Банкет” (незавершенный) был написанный на итальянском языке, в нем чередуются стихи и проза, интегрируются аллегория и конкретика.
В “Банкете” снова появляется образ Беатриче, но теперь она “святая Беатриче”, поскольку к тому времени реальная Беатриче Портинари умерла. Данте горько оплакал ее и канонизировал (хотя ни одной официальной канонизации Беатриче не было, и со стороны Данте было дерзостью самому объявлять ее святой). Данте сознавался, что сохранил своей покойной любимой даже и “духовную верность”: у него возникали другие увлечения, но он снова и снова возвращался воспоминаниями к Беатриче. Поэт отождествляет Беатриче с единственной верой в своей жизни, иногда он называет ее “донная Философия”, которая ведет его по жизни, помогая постигнуть лабиринт его собственного сознания.
В “Банкете” Данте высказывает одну из самых сокровенных своих мыслей – о человеческом достоинстве, которое заключается не в благородстве рождения и тем более не в богатстве, а в благородном сердце и, прежде всего, в благородных помыслах и поступках ради блага людей. Эта мысль прорицала гуманистическую концепцию человека. Настоящее благородство, по мнению творца “Банкета”, предусматривает физическую красоту, “благородство плоти”. Понятие о гармонии физического и духовного свидетельствует о близости поэта XIV ст. к гуманизму Возрождения. В “Банкете”, как и в предыдущем “Новой жизни”, поэт предчувствует близкие и благодатные изменения, вот почему оба отличные за стилем произведения преисполнены ощущения весеннего обновления. Данте пишет о новом литературном языке: “Он будет новым светом, новым солнцем… и он дарит свет всем, кто находится в мраке и тьме, поскольку старое солнце им больше не светит”. Под “старым солнцем” поэт имел в виду латынь и, возможно, всю старую систему взглядов.
Проблема нового литературного языка стала центральной в трактате “О народном красноречии”, вероятно, написанном в те самые года (длятся споры о датировании этого трактата). Этот трактат Данте написал латинским языком, поскольку адресовал его не только итальянскому, а и европейскому читателю в целом. Вопрос о происхождении языков Данте излагает согласно Библии, но его мысли об общности романских языков, их классификация, рассмотрение итальянских диалектов являются чрезвычайно интересными для истории лингвистики. Приметно, что латынь Данте рассматривает не как язык общения римлян, а как сконструированный, условный язык современной Европы, необходимый для общения ученых. Языком искусства, поэзии, по мнению Данте, должен стать живой итальянский язык.
Данте рассматривает разнообразные диалекты итальянского языка, выделяя наиболее “ученые” из них – флорентийский и болонский, но придет к выводу, что ни один из них, взятый отдельно, не может стать литературным языком Италии, нужен какой-то обобщенный современный язык, который уместил бы все диалекты. Дело создания такого языка Данте “поручает” профессиональным итальянским писателям, поэтам, людям, призванным Богом к литературной работе. В этом заключалась безграничная вера Данте в возможности творческой личности. Вероятно, Данте осознавал, что именно ему принадлежит выполнить эту чрезвычайно трудную задачу – создать итальянский литературный язык, как оно и случилось в недалеком будущем, так как Данте сделал для национального литературного языка настолько много, что его последователям, даже таким выдающимся, как Ф. Петрарка и Дж. Боккаччо, осталось лишь идти путем, который проложил он.
В трактате “О народном красноречии”, также незавершенном, Данте ведет разговор и о трех литературных стилях. Здесь он придерживается античных традиций, в частности, эстетичных заповедей Горация. Данте выделяет трагический, комический стили и стиль элегии (т. е. средний). Во всех случаях речь идет не о драматических, а именно о лирических жанрах: стилем трагедии принадлежало писать о высоких чувствах, стиль допускал простой народный язык, который мог доминировать в комическом стиле. Просторечным стилем допустимо было говорить об “животном” в человеке, поскольку для средневекового поэта человек был “божественным животными” (“divino animal”), интеллект приближал ее к Богу, инстинкты – к животным.
В годы изгнания Данте отошел от Черных гвельфов, которые его выгнали и пригрозили ему в случае самовольного появления во Флоренции сожжением на костре, отошел и от своих союзников – Белых гвельфов и стал, цитируя его самого, – “сам себе партией”. Но все же таки политические взгляды Данте сближали его с гибеллинами, которые верили в германского императора. Данте подает в трактате “О монархии” свою политическую программу, согласно которой все европейские страны, в том числе и Италия, должны объединиться под единой властью германского императора, при этом государственная власть, сосредоточенная в руках императора, должна стать самостоятельной от власти папской, церковь не должна вмешиваться в земные государственные дела. Как на те времена эта идея была не только дерзкой, а и крамольной, поскольку поэт хотел отстранить церковь от исполнительной власти императора.
В трактате “О монархии” Данте высказал также идею консолидации разъединенных итальянских городов-коммун, идею единства итальянской наций. Данте осуждал феодальные распри и писал о мире и объединении как необходимых условия государственности. Все три трактата (“Банкет”, “О народном красноречии”, “О монархии”) утверждали идею итальянского государственного единства, которое должно было основываться на единстве территории и языка. Соотечественники поэта усматривали в этих трактатах теорию будущей итальянской государственности.

Сочинение по литературе на тему: Краткий обзор творчества Данте

Другие сочинения:

  1. Обозревая “плодотворнейший период” братьев Гримм, можно сделать вывод, что выпускники юридического факультета Марбургского университета и ученики преимущественно Савиньи сделались сооснователями германской филологии, той науки, что занимается культурой германских народов, в особенности их духовной жизнью, языком и литературой. Если в наши Read More ......
  2. И вновь, и вновь твой дух таинственный В глухой ночи, в ночи пустой Велит к твоей мечте единственной Прильнуть и пить напиток твой. Строки, взятые как эпиграф, были написаны Брюсовым в 1902 году, когда вся читающая Россия видела в нем Read More ......
  3. В. Астафьев родился в 1924 году в Красноярском крае. Детство было трудным. Когда ему было 8 лет, погибла мать. Она утонула в Енисее. Памяти матери, Лидии Ильиничны, он посвятил повесть “Перевал”. В. Астафьев побывал беспризорным, воспитывался в детдоме. Здесь у Read More ......
  4. Происхождение Данте, его образование. (Данте Алигьери родился во Флоренции в мае 1265 года. Он принадлежал к старинному и благородному роду. Данте получил поверхностное и недостаточное образование, которое расширил только благодаря упорной работе в зрелом возрасте. С молодости был втянут в Read More ......
  5. Итальянец Данте Алигьери-поэт, писатель, ученый и философ, создатель итальянского литературного языка, автор “Божественной комедии”, которую читают и комментируют до сих пор. Данте известен во всем мире не только своим творчеством, но и своей великой любовью к Беатриче Портинари. Этой любовью, Read More ......
  6. По характеру своего творчества итальянский поэт Данте Алигьери является поэтом переходного периода. Это и определило то, что в его произведениях отсутствует единство, стройность, гармония. Ф. Энгельс метко раскрыл противоречивую сущность поэзии Данте, говоря, что он “последний поэт средневековья и вместе Read More ......
  7. “Божественная комедия” – главное произведение Данте, принесшее ему бессмертие. Данте назвал свою поэму “комедией”, потому что скорбная вначале (изображение ада), она заканчивается радостным финалом (кар­тины рая). Во времена, когда жил Данте, в Италии шли войны. Хотя Данте и был верующим Read More ......
  8. Молодой Данте вырос в атмосфере этих идей и стал одним из самых ярких представителей “сладостного нового стиля”. Он усвоил все условности этой школы, присущую ей философичность. К этому присоединяется его своеобразная склонность к эстетизму, увлечение всем прекрасным, пышным, “благородным” – Read More ......
Краткий обзор творчества Данте

Более шести веков прошло с того дня, когда прах Данте был заключен в мраморный саркофаг, установленный в Равенне в церкви Сан-Пьер-Маджоре, но образ великого поэта и его творения, его «Комедия», уже в ближайшее поколением названа «божественной», остаются высокими духовными ориентирами человечества. Каждая новая эпоха культуры, принося с собой Другое мировоззрение, другие знания, другие ценности, неизменно обращалась к творчеству Данте как к абсолютному образца и источника духовной силы.

Родился Данте в дворянской семье, которая принадлежала к партии гвельфов, одной из наиболее влиятельных флорентийских политических партий. Она выражала интересы городской буржуазии и ориентировалась на папу. Второй влиятельной партией была партия гибеллинов, которая защищала интересы феодалов и ориентировалась на императора. Поскольку Флоренция в то время была наиболее развитым и богатым городом раздробленной Италии, то именно здесь происходила ожесточенная борьба между буржуазией, которая постепенно набирала силу, и сторонниками феодального общества.

Партия гибеллинов была на стороне императора Священной Римской империи, которого уже несколько столетий выбирали из числа немецких королей. В конце XIII в. флорентийские гвельфы, что окончательно изгнали из города гибеллинов, в свою очередь раскололись на две партии, «Черные» и «Белые», «Белые» отстаивали независимость коммуны от папской курии, а «Черные» были сторонниками папы. Никакой руководящей идеи за этим расколом уже не оказалось. Это была схватка не патриотов и идеологов, а хищников и честолюбцев. Данте яснее, чем кто-либо другой, видел и благородство, и низость политики, осознавал и ее благую необходимость, и ее позорную неправедность. Эта ясность сознания накладывает на его образ и судьбу отчетливый трагический колорит.

В жизни Данте есть два лейтмотива, две основополагающие реальности - политика и литература. До определенного момента никаких сближений, никаких стыков между ними не возникает: Данте-поэт и Данте-общественный деятель - это будто два разных человека, не знакомые друг с другом.

Данте с молодых лет участвовал в политической борьбе на стороне гвельфов, что повлияло на формирование его активной и деятельной натуры. В то же время, обучаясь юриспруденции в Болонском университете, увлекается поэзией Данте. Особое влияние на него осуществляет школа «сладостного нового стиля», основателем которой был преподаватель литературы Болонского университета Гвидо Гвініцеллі. Именно его Данте называл своим учителем и отцом. Лирика школы «сладостного нового стиля» сочетала в себе опыт провансальской рыцарской поэзии с ее утонченным культом служения Даме и традиции сицилийской поэзии, насыщенной размышлениями и философским созерцанием красоты.

Ранние произведения Данте (30 стихотворений, из которых 25 сонетов, 4 канцону и одна станца), объединенные прозаическим текстом, составили сборник под названием «Новая жизнь» (Vita nuova). Произведения этого сборника несут в себе все элементы «сладкого нового стиля» - философичность, риторичность, мистическую символику и изящество формы. Но вместе с тем сборка становится и первым достижением новой Ренесанської литературы - настоящим гимном жизни и любви. Данте не только разбирается в поэзии, но и, будучи человеком твердого характера и сильных страстей, человеком с развитым гражданским сознанием, становится заметной политической фигурой. К власти во Флоренции приходят гвельфы, и в 1300 году Данте избирается одним из семи членов коллегии приоров, которая правила городской коммуной. Однако в условиях обострения общественной борьбы единство гвельфская партии продолжалась недолго.

С помощью папской власти «черные» гвельфы разгромили «белых» и начали над ними расправу. Дом Данте разрушили, а самого его приговорили к сожжению. Спасая жизнь, Данте в 1302 году покидает Флоренцию, до которой так и не сможет больше вернуться. Первые годы изгнания он живет надеждой на поражение «черных», пытается установить связи с гібелінами, но, быстро разочаровавшись в них, провозглашает, что отныне он сам «собой творит партию». Оставаясь сторонником единой Италии, Данте возлагает надежды на германского императора Генриха VII, который вскоре умирает.

В изгнании поэт в полной мере познает, каким горьким бывает чужой хлеб и как тяжело подниматься чужими лестнице».

Флоренция предлагает Данте вернуться в родной город при условии выполнения унизительного обряда покаяния, от чего Данте решительно отказывается. В 1315 году флорентийская сеньория опять приговаривает его к смертной казни, и Данте навсегда теряет надежду на возвращение во Флоренцию, но не прекращает своей общественно-политической деятельности за Италию без войн и без папской власти.

Не прекращает он и литературной деятельности. В его творчестве периода изгнания появляются новые черты, в частности страстный дидактизм. Данте выступает как философ и мыслитель, управляемый желанием учить людей, открывать им мир истины, способствовать своими произведениями нравственному улучшению мира.

«Божественная комедия»

Если бы Данте не написал более ничего, его имя все равно бы навечно вошло в историю мировой литературы. И все же его мировая слава связана в первую очередь с последним произведением - поэмой «Божественная комедия» (1313-1321). В ней Данте собрал воедино весь опыт ума и сердца, художественно переосмыслил основные мотивы и идеи своих предыдущих произведений, чтобы сказать свое слово «на пользу мира, где добро гониме». Цель поэмы, как отмечал сам поэт, «вырвать живущих в этой жизни из состояния рухляди и привести их к состоянию блаженства».

Данте назвал свое произведение «Комедией», объясняя, что так сказывается, согласно нормам средневековой поэтики, любое произведение среднего стиля с устрашающим началом и благополучным концом, написанное на народном языке. «Божественной комедией» дантівську поэму назвал Джованни Боккаччо, автор «Декамерону» и первый биограф Данте, в своей книге «Жизнь Данте», выражая свое восхищение художественным совершенством формы и богатством содержания произведения.

Поэма состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай». Каждая часть (кантика) в свою очередь имеет 33 песни, к которым прилагается вступление, и поэма, таким образом, насчитывает 100 песен. Форма стиха поэмы также определяется числом 3. Дайте здесь канонизирует форму терцина, взяв ее за основу архитектоники «Божественной комедии». Такая структура, с одной стороны, повторяет христианскую модель политического мира, который делится на три сферы - ад - чистилище - рай, а с другой - подчиняется мистической символике числа 3.

Композиционная же структура как нельзя лучше отвечает замыслу поэмы: через распространено в религиоВНОй литературе средневековья видение - путешествие в загробном мире - изобразить путь человека к нравственному совершенствованию. Данте здесь опирается не только на религиозную литературу, но и на опыт Гомера, который отправил Одиссея в царство мертвых, и на наиболее авторитетный для него пример Вергилия, у которого Эней также всходит в Тартар, чтобы увидеться со своим отцом.

В то же время Данте идет значительно дальше своих предшественников. Важнейшей художественной особенностью его произведения является то, что путешественником по потустороннему миру становится сам поэт. Именно он «на полпути земного мира» (то есть где-то в тридцати пятилетнем возрасте), запутавшись в жизненных раВНОгласия, которые он сравнивает с мрачным, суровым и диким лесом, населенным свирепыми хищниками, ищет спасения. На помощь Данте приходит его любимый поэт Вергилий. Он становится проводником Данте и ведет его за собой через ад и чистилище, чтобы далее передать его любимой Беатриче, в озаренном сопровождении которой Данте воВНОсится в рай.

Символика «Божественной комедии»

Характерной чертой поэмы является чрезвычайная смысловая насыщенность. Почти каждый образ в ней имеет несколько значений. Прямой, непосредственный смысл, за которым кроется аллегорический, а тот в свою очередь может быть или чисто аллегорическим, или моральным, или аналогичным (духовным). Так, хищники, переходивших дорогу Данте в диком лесу, это обычные пантера, волчица и лев. В аллегорическом же смысле пантера означает хитрость, притворство, а также и олигархию; лев - пренебрежение, насилие, а также тиранию; волчица - корыстолюбие, а также мирскую власть римской церкви. В то же время все они являются символами страха, смущения, растерянности перед какими-то враждебными силами.

В аллегорическом плане Данте является воплощением души, Вергилий - ума, Беатриче - высшей мудрости. Ад - это символ зла, рай - любви, добра и добродетели, чистилище - переход от одного состояния к другому, высшему, а само путешествие по загробному миру означает путь к спасению.

Сочетание в поэме сугубо средневековой картины мира с ее устоявшимся представлениям о загробной жизни и искупления земных грехов с чрезвычайно откровенным, страстным и эмоционально окрашенным отношением поэта к нарисованных им образов и событий воВНОсит ее на уровень гениального новаторского произведения. Представляя собой грандиозный синтез средневековой культуры, «Божественная комедия» одновременно несет в себе могучий дух новой культуры, нового типа мышления, что предвещает гуманистическую эпоху Ренессанса.

Лицо общественно активная, Данте не довольствуется абстрактным морализированием: он переносит в потусторонний мир своих современников и предшественников, с их радостями и переживаниями, с их политическими предпочтениями, с их действиями и поступками, - и творит над ними строгий и неумолимый суд с позиции мудреца-гуманиста. Он выступает как всесторонне образованный человек, что позволяет ему быть политиком, богословом, моралістом, философом, историком, физиологом, психологом и астрономом. По словам лучшего российского переводчика поэмы Данте М. Л. Лозинского, «Божественная комедия» - это книга о Вселенной и в такой же степени книга о самом поэте, которая навсегда останется в веках как вечно живой образец гениального творения.