Лучшие мюзиклы. Самые известные мюзиклы мира Моя прекрасная леди

Волшебник страны Оз (1939) / The Wizard of Oz

Известнейшая сказка Лаймена Фрэнка Баума в самых разных формах была экранизирована неоднократно, но история кино всегда будет ставить на первое место блистательную ленту Виктора Флеминга с очаровательной Джуди Гарленд в главной роли. Музыкальная семейная лента о девочке Дороти и ее необыкновенных друзьях была номинирована на шесть золотых статуэток, но первенствовала только в двух номинациях – «лучшая музыка» и «лучшая песня». Композиция Over the Rainbow и впрямь невероятно хороша – ее продолжают включать в число наиболее известных кинокомпозиций в истории кино.

Поющие под дождем (1952) / Singin" in the Rain

Когда несколько лет назад все мы восхищались «Артистом» Мишеля Хазанавичуса, люди, в кино просвещенные, говорили молодым: «Все это уже было!» И верно, «Поющие под дождем» очень близки «Артисту» по тематике – это тоже «автобиография Голливуда» времен перехода от немого кино к звуковому. А как лучше всего показать триумф звука? Разумеется, с песнями и танцами! Музыкальные номера из «Поющих» стали настоящими хитами, их и по сей день узнают с первых нот миллионы зрителей по всему миру. Увы, актеры и авторы картины не удостоились за свою работу «Оскаров», но фильм заслуженно вошел во множество списков важнейших произведений киноискусства, претендуя на звание «Мюзикла № 1» в мире.

Король и я (1956) / The King and I

Мюзикл «Король и я», поставленный на Бродвее, стал одним из самых дорогих представлений своего времени – бюджет в 360 тысяч долларов в 1950 году казался космическим. Столь же грандиозной должна была стать и кинопостановка, однако картину с самого начала постигла большая потеря – от рака скончалась Гертруда Лоуренс, актриса и певица, под которую писались вокальные партии Анны, главной героини произведения. Роль, таким образом, отошла Деборе Керр, однако за кадром ее партии исполняла Марни Никсон, что, впрочем, фильму не навредило. «Король и я» взял пять «Оскаров» после девяти номинаций и вошел в число лучших картин XX века.

Вестсайдская история (1961) / West Side Story

Думаете, переносить действие шекспировских трагедий из прошлого в наше время – удел постмодернизма 1990-2000-х? Ничего подобного, «Вестсайдская история» Джерома Роббинса и Роберта Уайза – это чистой воды «Ромео и Джульетта», только на этот раз события встречают зрителя не в Вероне, а в Нью-Йорке, где влюбляются друг в друга представители двух враждующих иммигрантских банд. И все это под звуки музыки! Критики оказались очарованы открывшимся зрелищем – «Вестсайдская история» унесла с церемонии 10 премий «Оскар», включая награду за лучший фильм. Блестящий результат!

У российского зрителя представление о Мэри Поппинс навсегда «деформировано» волшебным телевизионным фильмом с Натальей Андрейченко в главной роли (тоже, кстати, мюзиклом), но будем справедливы к истории – Уолт Дисней первым сделал из летающей домработницы звезду. И звезду прежде всего музыкальную. О том, как тяжело давалось сочинение песен для кинематографической Мэри, отлично рассказывает лента «Спасти мистера Бэнкса», а результат работы композиторов братьев Шерман известен каждому американскому ребенку – пятикратный обладатель «Оскара», фильм режиссера Роберта Стивенсона уже полвека не сходит с экранов телевизоров.

Моя прекрасная леди (1964) / My Fair Lady

Еще один мюзикл, получивший «Оскар» как «лучший фильм года», – музыкальная мелодрама «Моя прекрасная леди». В основе картины Джорджа Кьюкора лежала известнейшая пьеса Бернарда Шоу и весьма популярный бродвейский спектакль, поэтому, видимо, сюжетно «Леди» фурора не произвела, а вот ее музыкальная составляющая по-настоящему впечатлила и зрителей, и критиков. Увы, авторов фильма не устроил ограниченный вокальный диапазон Одри Хепберн, поэтому ей, прямо как героине уже упомянутых «Поющих под дождем», пришлось открывать в кадре рот под чужую фонограмму. Но это, пожалуй, единственная существенная претензия к картине, в остальном «Моя прекрасная леди» с ее восемью «Оскарами» безупречна.

Звуки музыки (1965) / The Sound of Music

Безусловный лидер едва ли не всех топов «Лучший мюзикл в истории кино» – мелодрама «Звуки музыки» безусловно заслуживает всех похвал в свой адрес. Картина сочетает в себе и семейную комедию о не жалующих новую гувернантку детях из большой семьи, и ромком о влюбленном вдовце, и даже военный триллер, ведь события картины разворачиваются на фоне присоединения Австрии к Германии накануне Второй мировой. Блистательно разыгранная Джули Эндрюс и Кристофером Пламмером лента стала одной из самых кассовых в истории Голливуда (если судить по отношению бюджета к сборам), а песни из фильма считаются сегодня полновесной классикой.

Скрипач на крыше (1971) / Fiddler on the Roof

У нас не принято признавать ценными произведения искусства зарубежных авторов, написанные по мотивам событий двух русских революций начала прошлого века, а вот американцы пьесу «Скрипач на крыше», рассказывающую об украинской деревеньке, любят настолько, что увидеть ее постановку можно практически в каждой школе. Что уж говорить о кинематографе – одноименная картина Нормана Джуисона стала классическим произведением, отмеченным тремя «Оскарами» и «Золотым глобусом» как лучший мюзикл. Джуисон несколько «покромсал» оригинальный бродвейский вариант, но автору последовавшего за «Скрипачом» «Иисуса Христа – суперзвезды» такое самоуправство простительно, хотя это совсем другая история…

Кабаре (1972) / Cabaret

Музыкальная мелодрама Боба Фосса «Кабаре» оказалась в мире столь популярной, что песням из этого фильма удалось просочиться даже в закрытый для американской музыки Советский Союз, так что, когда уже во времена перестройки зрители «одной шестой» смогли увидеть фильм, большая часть музыкальных номеров им была хорошо известна. Удивительно, но за мишурой песен и танцев Фосс умудрился спрятать довольно драматическую историю с четким антифашистским посылом – редкое сочетание для мюзикла, обычно радостного и солнечного. Безусловным украшением картины стала работа Лайзы Минелли. Песни из «Кабаре» в ее исполнении стали подлинными «золотыми хитами» и по сей день восторженно принимаются зрителями на концертах певицы и актрисы.

Бриолин (1978) / Grease

Удивительно, но «Бриолин», сделавший звездами Джона Траволту и Оливию Ньютон-Джон и широко известный далеко за пределами Голливуда, не получил не только ни одного «Оскара», но даже «Золотого глобуса», у которого для мюзиклов есть отдельные категории. Зато успех этого фильма является живым примером того, что для подлинной классики критические лавры ни к чему, «Бриолин» – народное кино, горячо любимое зрителями, ими лента Рэндла Клайзера часто ставится превыше всех «этих ваших» «Поющих под дождем» и «Прекрасных леди». Вот что значит феноменальный музыкальный материал – песни из картины, выпущенные на пластинке, завоевали десятки наград, а сам диск стал в Америке «платиновым».

Король Лев (1994) / The Lion King

32-я полнометражная анимационная картина студии Disney, разумеется, не является мюзиклом в чистом виде – в конце концов почти в каждом мультфильме этой компании есть музыкальные номера. Но именно профессиональный, тщательный и весьма основательный подход к музыкальной составляющей ленты во многом и сделал из классической истории о становлении героя один из самых успешных кинопроектов в истории – 45-миллионная лента лишь чуть-чуть недобрала в прокате до миллиарда долларов кассовых сборов. Диск с песнями Элтона Джона и музыкой Ханса Циммера стал самым продаваемым саундтреком 1994 года, а бриллиантовый статус этой пластинки ни одному анимационному фильму повторить не удалось. Король есть король!

Мулен Руж! (2001) / Moulin Rouge!

Обычно для мюзиклов саундтрек создается специально: пишется музыка, сочиняются тексты песен, прорабатываются аранжировки, но порой зритель хочет слышать что-то знакомое и давно любимое. «Мулен Руж» База Лурмана, несмотря на то что сюжет его разворачивается в самом начале ХХ века, ловко оперирует хитами 80-х и 90-х. Своим творчеством с картиной поделились Мадонна и Дэвид Боуи, Стинг и Боно, Элтон Джон и Кристина Агилера, и это незамедлительно сделало фильм хитом – при 50-миллионном бюджете лента о любви куртизанки и поэта собрала в мире вчетверо больше, а критики отметили «Мулен Руж» десятком призов по обе стороны Атлантического океана.

Чикаго (2002) / Chicago

В 1980-1990-е мюзиклы были выдавлены на обочину кинопроизводства – «Танец-вспышка» и «Грязные танцы», при всей любви к ним зрителей, ни бешеной кассы, ни восторгов фестивальных жюри не заработали. Возвращение мюзикла на вершины случилось с выходом на экраны криминальной драмеди Роба Маршалла «Чикаго» – бродвейскую постановку, не сходящую с подмостков четверть века, просто сложно было испортить. Экранизация задумывалась авторами еще в 1970-е, тогда главные роли в фильме отводились Фрэнку Синатре, Лайзе Минелли и Голди Хоун, но и современные актеры праздника не испортили – Ричард Гир, Рене Зеллвегер и Кэтрин Зета-Джонс принесли продюсерам шесть «Оскаров», в том числе главный за «лучший фильм».

Девушки мечты (2006) / Dreamgirls

На фоне прошлогоднего скандала с темнокожими американскими актерами, бойкотировавшими церемонию награждения «Оскар», недурно будет вспомнить и чисто афроамериканский мюзикл «Девушки мечты», рассказывающий о становлении и творческом пути девичьего трио из Чикаго, приобретшего мировую славу, которая, впрочем, не способна заменить простое домашнее счастье. Главной ударной силой «Девушек» должна была стать знаменитая певица Бейонсе, ангажированная на главную роль, однако неожиданно для многих в картине «выстрелили» Эдди Мерфи и Дженнифер Хадсон. Последняя даже была удостоена статуэтки Киноакадемии, одной из двух, полученных фильмом после шести номинаций.

Отверженные (2012) / Les Miserables

Предыдущий большой музыкальный десант на церемонии вручения наград Американской киноакадемии высаживался четыре года назад – в 2013-м восьми номинаций удостоились «Отверженные» Тома Хупера. При всех достоинствах картина получила призы «второго эшелона» – за грим и звук, и лишь к постригшейся для фильма наголо Энн Хэтэуэй академики оказались благосклонны. А между тем лента заслуживала куда большего – это действительно масштабная историческая картина с блистательными музыкальными номерами. Их исполнение, возможно, могло быть и лучше, все-таки Рассел Кроу и Хью Джекман – не совсем певцы, но зато сделано все с душой.

Мюзикл, или музыкальная комедия - это сценическое произведение, в котором перемешаны песни и диалоги, музыка и танцы. Прародителями этого жанра считаются оперетта, водевиль и бурлеск. Мюзиклы являются одним из наиболее коммерческих театральных искусств. Это обусловлено их зрелищностью и дорогими спецэффектами. Считается, что первый мюзикл был поставлен в 1866 году в Нью-Йорке и назывался он Black crook.

Начало 20-го столетия дало активный импульс для развития жанра в Америке, а 30-е годы, вкупе с творчеством талантливых композиторов Гершвина, Портера и Керна. 60-е привнесли в мюзиклы новые идеи, со временем количество спектаклей стало уменьшаться, зато декорации и костюмы стали более пышными.

В 1985 году монополию США и Англии на мюзиклы нарушили французы со своими "Отверженными". Сегодня мюзиклы, робко зарождавшиеся в СССР в 70-х, пользуются популярностью в России. Расскажем же о десяти самых известных произведений данного жанра за всю историю его существования.

"Моя прекрасная леди". На написание мюзикла Фредерика Лоу, автора музыки, и Алана Лернера, автора либретто и текстов песен, натолкнула драма Бернарда Шоу "Пигмаллион". Неудивительно, что сюжет их совместного творчества повторяет драму Шоу, в которой рассказывается как главная героиня, будучи изначально обычной цветочницей, становится молодой очаровательной леди. По сюжету мюзикла в ходе спора профессора фонетики и его друга лингвиста и состоялось такое превращение. Элиза Дулиттл перебралась в дом ученого, чтобы пройти нелегкий путь обучения. В конце концов на посольском балу девушка с блеском выдерживает нелегкий экзамен. Премьера мюзикла состоялась 15 марта 1956 года. В Лондоне же представление было дано лишь в апреле 1958. В роли профессора-учителя выступил Рекс Харрисон, а роль Элизы досталась Джули Эндрюс. Шоу сразу же завоевало бешеную популярность, билеты на него были распроданы на полгода вперед. Это оказалось для создателей самой настоящей неожиданностью. В итоге на Бродвее представление давалось 2717 раз, а в Лондоне - 2281. Мюзикл был переведен на одиннадцать языков и прошел в более чем двадцати странах. "Моя прекрасная леди" получила наград "Тони". Всего было продано более 5 миллионов записей мюзикла с первоначальным бродвейским составом. В 1964 году на экраны вышел одноименный фильм, за право экранизировать мюзикл боссы Warner Brothers заплатили рекордные на тот момент 5,5 миллионов долларов. Элизу сыграла Одри Хепберн, а Рекс Харрисон стал ее партнером, перебравшись в кино с театральных подмостков. И успех фильма стал ошеломляющим - он был номинирован на 12 Оскаров и получил 8 из них. Мюзикл настолько любим зрителями, что его и сейчас можно посмотреть в Лондоне.

"Звуки музыки". Немецкий кинофильм "Семья фон Трапп" стал основой для этого мюзикла. В 1958 году идея была перенесена из кинематографа на театральные подмостки сценаристами Ховардом Линдсеем и Расселом Крузом, продюсером Ричардом Холлидеем и его супругой Мэри Мартин, являвшейся актрисой. Картина повествовала об австрийской семье, которая, спасаясь от нацистов, отправилась в Америку. Сюжет фильма не являлся придуманным, в основе него лежала книга Марии фон Трапп, являвшейся непосредственной участницей тех событий. Сама Мэри Мартин в то время являлась знаменитостью музыкального театра, в этом же случае речь шла о серьезной драматической роли. Однако актриса не смогла отказаться выступить в новом для себя амплуа певицы. Сначала авторы решили оформить постановку с помощью народных песен и религиозных гимнов семьи фон Трапп. Однако Мэри настояла, чтобы присутствовала песня, написанная специально для нее. С помощью композитора Ричарда Роджерса и либреттиста Оскара Хаммерстайна в пьесе появились новые музыкальные номера, так и возник мюзикл. Премьера его на Бродвее состоялась 16 ноября 1959 года. Партнером Мэри Мартин стал Теодор Бикель, исполнивший роль капитана фон Траппа. Мэри Мартин была настолько популярна, что публика изо всех стремилась увидеть премьеру мюзикла с ее участием, обеспечив щедрые сборы. "Звуки музыки" получили 8 премий Тони, это произведение было сыграно 1443 раза. Оригинальный же альбом даже получил премию "Грэмми". В 1961 году мюзикл начал свое турне по США, тогда же шоу открылось в Лондоне, где ставилось на протяжении 6 лет, став самым долгоиграющим американским мюзиклом в столице Англии. В июне 1960 года кинематографисты из 20th Century Fox приобрели права на экранизацию постановки за 1,25 миллиона долларов. Хотя сюжет фильма и отличался от пьесы, но именно он и принес "Звукам музыки" поистине мировую известность. Премьера фильма состоялась 2 марта 1965 года в Нью-Йорке, он смог выиграть 5 Оскаров из 10, на которых был выдвинут. Впоследствии предпринимались еще попытки экранизировать мюзикл, но это не помешало его популярности, как самостоятельного представления. В 90-е годы "Звуки музыки" шли в Греции и Израиле, Финляндии и Швеции, Перу и Китае, Исландии и Нидерландах.

"Кабаре". Для этого легендарного спектакля в качестве основы были взяты рассказы "Берлинские истории" Кристофера Ишервуда, рассказывающие о жизни в Германии в начале 30-х годов. Другая часть повествования пришла из пьесы Джона Ван Друтена "Я - камера", повествующей о любви молодого американца-писателя и певицы берлинского кабаре Салли Боулз. Судьба занесла молодого Брайана Робертса, начинающего писателя, подрабатывающего уроками в столицу Германии в начале 30-х годов. Здесь он и знакомится с Салли, влюбляется в нее, получая массу новых и незабываемых ощущений. Только вот певица отказывается последовать за парнем в Париж, разбивая ему сердце. Кабаре, являвшееся некогда символом свободы, начинают по ходу действа постепенно заполнять люди со свастикой на рукаве… Премьера мюзикла состоялась 20 ноября 1966 года. Постановку осуществил известнейший бродвейский режиссер Гарольд Принс. Музыка Джона Канцера легла на тексты Фреда Эбба, а либретто написал Джо Мастерофф. В оригинальном составе участвовали Джоэл Грей, в роли конферансье, Джилл Хэворт, исполнившая роль Салли, и Берт Клифф, сыгравший Клиффа. Постановка выдержала 1165 представлений, получив все тех же 8 "Тони". В 1972 году на экраны вышел фильм "Кабаре" режиссера Боба Фосса. Джоэл Грей играл все ту же роль, а вот Салли блистательно воплотила Лайза Минелли, Брайана же сыграл Майкл Йорк. Фильм получил 8 "Оскаров". Обновленная версия мюзикла предстала перед зрителями в 1987 году, и куда же без Джоэла Грея? Но в 1993 году в Лондоне и 1998 году на Бродвее уже начал свой собственный путь новый мюзикл "Кабаре", поставленный Сэмом Мендесом. И эта версия получила множества наград, будучи представленной 2377 раз. Окончательно же мюзикл был закрыт 4 января 2004 года, надолго ли?

"Иисус Христос - суперзвезда". Музыка для произведения была написана легендарным Эндрю Ллойд Вебером, а Тим Райс создал либретто. Изначально планировалось создать полноценную оперу, с использованием современного музыкального языка и всех соответствующих традиций - должны были присутствовать арии главных героев. Отличие данного мюзикла от традиционных в том, что тут нет драматических элементов, все основано на речитативах и вокале. Здесь рок-музыка соединилась с классической историей, в текстах используется современная лексика, а вся история рассказывается исключительно с помощью песен. Все это сделало "Иисуса Христа - суперзвезду" суперхитом. Повествование идет о последних семи днях жизни Иисуса, которые проходят перед глазами Иуды Искариота, разочарованным учением Христа. Сюжет начинается с момента въезда Иисуса в Иерусалим и заканчивается его казнью. Впервые опера прозвучала в виде альбома в 1970 году, на нем главная роль исполнена вокалистом группы Deep Purple Иэном Гилланом. Роль Иуды исполнил Мюррей Хед, а Марию Магдалину озвучила Ивонн Эллимен. В 1971 году мюзикл появился на Бродвее. Многие отмечают, что в постановке Иисус изображается в виде первого хиппи на планете. Постановка продержалась на сцене всего полтора года, однако новое дыхание она получила в Лондоне в 1972 году. Главную роль сыграл Паул Николас, а Иуда воплотил Стефан Тэйт. Такой вариант мюзикла стал более успешным, продержавшись целых восемь лет. По мотивам произведения, как водится, был снят и художественный фильм режиссером Норманом Джуисоном. Оскар 1973 году за лучшую музыку достался именно этому произведению. Фильм интересен не только отличной музыкой и вокалом, но и необычной трактовкой темы Иисуса, которая предстает в альтернативной традиционной точке зрения свете. Этот мюзикл часто именуют также и рок-оперой, произведение породило множество споров и стало культовым для поколения хиппи. "Иисус Христос - суперзвезда" является актуальным и сегодня, он переведен на многие языки. Вот уже более 30 лет мюзикл ставится по всему свету - на сценах Австралии, Японии, Франции и Мексики, Чили и Германии, Великобритании и США.

"Чикаго". Основой для мюзикла послужила статья в газете "Чикаго трибьюн" от 11 марта 1924 года. Журналистка Морин Уоткинс рассказала об актрисе варьете, убившей своего любовника. В те времена рассказы о преступлениях на сексуальной почве были очень популярны, неудивительно, что Уоткинс продолжила писать на схожие темы. 3 апреля 1924 года появилась ее новая заметка о замужней женщине, застрелившей бой-френда. Эти криминальные истории сопровождала заметная шумиха, это оказало воздействие на Морин, которая со временем оставила газету и стала изучать право в Йельском университете. Там-то женщина, в качестве учебного задания, и создала пьесу "Чикаго". За день до наступления 1927 года на Бродвее состоялась премьера спектакля "Чикаго", он выдержал 182 представления, в 1927 году и в 1942 году по пьесе снимались фильмы. Второе рождение сюжету дал Боб Фосс, знаменитый бродвейский режиссер и хореограф. Он привлек композитора Дожна Кандера, над либретто работал он сам и Фрэд Эбб. Сама партитура "Чикаго" являлась блестящей стилизаций под американские шлягеры 20-х годов, а подача музыкального материала была схожа с водевилем. История рассказывает о танцовщице кордебалета Рокси Харт, которая хладнокровно расправилась со своим любовников. В тюрьме женщина знакомится с Вельмой Келли и другими преступницами. Рокси смогла избежать наказания с помощью пронырливого адвоката Билли Флинна - суд признал ее невиновной. В результате мир шоу-бизнеса обогатился "дуэтом двух искрящихся грешниц", Вельмы Келли и Рокси Харт. Премьера мюзикла состоялась 3 июня 1975 года в театре "46 улица". Роль Рокси досталась Гвен Вердон, Вельму сыграла Чита Ривера, а Билли - Джерри Орбах. В Лондоне мюзикл появился лишь спустя 4 года, причем постановка не имела ничего общего с детищем Боба Фосса. Представление выдержало 898 показов в Америке и 600 в Уэст-Энде и было со временем закрыто. Однако шоу возродилось в 1996 году под руководством Уолтера Бобби и хореографа Энн Ринкинг. Первые представления в Сити-центре вызвали такой ажиотаж, что решено было продолжить показы на Бродвее. Роль Рокси исполняла сама Ринкинг, Бебе Ньювирт сыграла Вельму, а Джеймс Нотон - Флинна. Эта постановка получила 6 премий "Тони", а также "Грэмми" за лучший альбом. В 1997 году мюзикл пришел в Лондонский театр Adelphi, постановка получила премию Лоуренса Оливье как лучший мюзикл. В обновленном виде спектакль прошел по всему миру - Канаде, Австралии, Голландии, Аргентине, Японии, Мексике, России и в других странах. В 2002 году вышел фильм киностудии "Мирамакс" со звездными Рене Зелльвегер (Рокси), Кэтрин Зета-Джонс (Вельма) и Ричардом Гиром (Билли Флинн). Режиссером и хореографом проекта стал Роб Маршалл. Картина получила "Золотой глобус" в номинации "Лучший мюзикл или комедия" и выиграла 6 "Оскаров" из 12, на которых была номинирована. В России мюзикл был поставлен Филиппом Киркоровым, который сам же и воплотил роль искусного и продажного адвоката.

"Эвита". Идея создания мюзикла появилась случайно - в октябре 1973 года Тим Райс в машине услышал окончание какой-то радиопередачи, в которой речь шла об Эвите Перон. Женщина являлась женой аргентинского диктатора Хуана Перона, история ее жизни заинтересовала поэта. Его соавтор, Ллойд Веббер, поначалу отнесся к истории без особого энтузиазма, однако со временем согласился поработать над ней. Райс досконально изучил историю своей главной героини, для этого он много времени провел в лондонских библиотеках и даже посетил далекую Аргентину. Там то и родилась основная часть сюжетной линии. Тим Райс ввел в мюзикл рассказчика, некоего Че, прототипом которого являлся Эрнесто Че Гевара. Сама же история повествует об Эве Дуарте, которая приехала в Буэнос-Айрес в 15 лет и стала сначала известной актрисой, а затем и женой президента страны. Женщина помогала бедным, но и способствовала воцарению диктатуры в Аргентине. В "Эвите" сочетались различные музыкальные стили, основой партитуры стали латиноамериканские мотивы. Первые демо-записи мюзикла были представлены критикам на первом фестивале в Сидмонтоне, затем началась и запись альбома на студии "Олимпик". Эвитой стала актриса Жюли Ковингтон, а Че - молодой певец Колм Уилкинсон. Роль Перона досталась Полу Джонсу. Альбом имел большой успех - за три месяца было продано полмиллиона его копий. Несмотря на то, что "Эвита" была официально запрещена в Аргентине, достать запись считалось делом престижа. Мюзикл вышел 21 июня 1978 года, режиссером стал Хэл Принс. В его постановке роль Эвиты досталась Элейн Пейдж, а Че сыграл знаменитый рок-певец Дэвид Эссекс. Спектакль был настолько успешен, что был назван лучшим мюзиклом 1978 года. Сама же главная актриса получила награду за свою игру в "Эвите". Первые же недели после выхода записи мюзикла на диске сделали его золотым. 8 мая 1979 года состоялась премьера "Эвиты" в Америке, в Лос-Анджелесе, а спустя четыре месяца спектакль пришел и на Бродвей. Популярность "Эвиты" доказали 7 премий "Тони", полученных ею. Успех мюзикла позволил ему побывать во многих странах - Корее, Венгрии, Австралии, Мексике, Японии, Израиле и других. Через 20 же лет после рождения мюзикла решено было снять фильм по его мотивам. Режиссером выступил Алан Паркер, главную роль, Эвиту Перон, сыграла Мадонна, роль Че доверена была Антонио Бандерасу, Перона сыграл Джонатан Прайс. В фильме прозвучала новая песня Веббера и Райса "Ты должен любить меня", принесшая в итоге "Оскар" за лучшую оригинальную песню.

"Отверженные". Композитор Клод-Мишель Шонберг и либреттист Ален Бублиль дали второе рождение уже ставшему классическим произведению Виктора Гюго "Отверженные". Работа над созданием мюзикла велась на протяжении двух лет. Результатом стал двухчасовой эскиз, преобразованный затем в концепт-альбом с тиражом в 260 тысяч копий. Своеобразной визитной карточкой мюзикла стала гравюра с изображением маленькой Козетты. Сценическая же версия была представлена 17 сентября 1980 года в парижском Дворце спорта. В итоге спектакль посмотрело более полумиллиона человек. Роль Жана Вальжана исполнил Морис Баррье, Жавера сыграл Жак Мерсье, Фантину - Роз Лоранс, а Козетту - Фабьенн Гюйон. Концепт-альбом "Отверженных" приглянулся молодому постановщику Петеру Фераго, который привлек к работе английского продюсера Камерона Макинтоша. Это позволило создать шоу поистине высокого класса. Над постановкой работала профессиональная команда - постановщики Тревор Нанн и Джон Кээд, а адаптировал текст на английский язык Герберт Крецмер с помощью создателей мюзикла. Как результат - премьера спектакля под эгидой Королевской Шекспировской Компании в театре "Барбикан" 8 октября 1985 года. На сегодня "Отверженные" чаще всего демонстрировались в лондонском Palace Theatre, там состоялось более 6 тысяч показов мюзикла. В 1987 году "Отверженные" пришли на Бродвей, так началось их шествие по миру. Хотя спектаклю уже более двадцати лет, он до сих пор на сценах мировых театров. "Отверженных" перевели на множество языков, среди которых есть даже такие экзотические, как японский, мавританский и креольский. Всего этот мюзикл был поставлен в 32 странах по всему миру. Творения Шонберга и Бублиля в итоге смогло увидеть более 20 миллионов человек.

"Кошки". Основой для этого популярного мюзикла послужил цикл детских стихов Т.С. Элиота "Книга старого Опоссума о практичных кошках", который вышел в Англии в 1939 году. В сборнике рассказывалось с иронией о привычках и повадках кошках, но за этими чертами без труда угадывались человеческие черты. Стихи Эллиота приглянулись Энди Ллойд Вебберу, который на протяжении 70-х годов сочинял к ним неспешно музыку. И вот, к 1980 году, композитор собрал достаточно материала, чтобы трансформировать его в мюзикл. Так как англичане очень любят кошек, шоу у них просто таки было обречено на успех. В команду помимо Веббера вошел продюсер Камерон макинтош, режиссер Тревор Нанн, художник Джон Напьер и хореограф Джиллиан Линн. Но при сценическом воплощении песен оказалось, что сюжета то толкового и нет. Однако благодаря вдове Элиота нашлись черновики и письма поэта, откуда по крупицам авторы мюзикла смогли собрать идеи для составления сюжетной канвы спектакля. В "Кошках" к артистам предъявлялись особые требования - мало было хорошо петь и четко говорить, надо было еще и быть очень пластичными. Оказалось, что в самой Англии набрать труппу из 20 таких актеров оказалось практически невозможным, поэтому в состав исполнителей попали поп-певец Пол Николас, актриса Элейн Пейдж, молодая танцовщица и певица Сара Брайтман, а также звезда Королевского балета Уэйн Слип. Театр "Кошки" создавал свой дизайнер - Джон Нэйпьер, в результате здесь совсем нет занавеса, а сцена и зал сливаются в единое пространство. Действие происходит не фронтальной, а по всей глубине. Сама же сценка оформлена как свалка - на ней располагаются горы живописного мусора, но на самом деле декорации оснащены сложной техникой. Актеры же с помощью сложного многослойного грима предстают в виде грациозных кошек. Их трико расписаны вручную, парики выполнены из шерсти яка, хвосты и воротники из шерсти, к тому же надеты блестящие ошейники. Мюзикл впервые предстал перед глазами публики 11 мая 1981 года в Лондоне, а на Бродвей попал спустя год. В итоге "Кошки" смогли до момента своего закрытия 11 мая 2002 года стать самой "долгоиграющей" постановкой в истории британского театра. Всего было дано 6400 представлений, постановку увидело более 8 миллионов человек, а создатели смогли заработать около 136 миллионов фунтов стерлингов. Да и в Штатах мюзикл побил все возможные рекорды. Уже в 1997 году число представлений превысило 6100, что позволило назвать представление главным бродвейским долгожителем. В итоге за все время "Кошки" были поставлены более 40 раз, суммарное число зрителей в 30 странах превысило 50 миллионов, песни прозвучали на 14 языках, а общая сумма сборов составила 2,2 миллиарда долларов! Мюзикл получил множество наград, среди них самыми известными являются премия Лоуренса Оливье, премия газеты "Ивнинг Стандарт" за "Лучший мюзикл", 7 премий "Тони", премия Мольера во Франции. Записи же бродвейского и лондонского оригинальных составов получили "Грэмми".

"Призрак оперы". Сотрудничество Сары Брайтмана и Эндрю Ллойд Веббера в "Кошках" привело к их свадьбе в 1984 году. Для супруги композитор создал "Реквием", однако это произведение не смогло масштабно показать талант певицы. Веббер поэтому и задумал создать новый мюзикл, коим и стал "Призрак оперы", созданный по роману 1910 года с таким же названием француза Гастона Леру. Романтическая, но мрачная история рассказывает о живущем в подземелье под Парижской оперой загадочном существе со сверхъестественными способностями. Главная роль в постановке, Кристины Дааэ, досталась, конечно же, Саре Брайтман. Исполнителем мужской партии стал Майкл Кроуфорд. В первом составе возлюбленного Кристины, Рауля, сыграл Стив Бартон. Над либретто вместе с Эндрю Ллойд Вебберем работал Ричард Стилгоу, а песенные тексты принадлежат Чарльзу Харту. Театральный художник Мария Бьорнсон наделила Призрака знаменитой маской и настояла на решении опускать пресловутую падающую люстру не на сцену, а прямо на зрителей. Премьера "Призрака оперы" состоялась 9 октября 1986 в Королевском театре, на ней присутствовали даже члены семьи Ее Величества. А в январе 1988 года состоялась и первая бродвейская постановка мюзикла, она прошла в Нью-Йоркском театре Маджестик. "Призрак оперы" стал вторым по длительности демонстрации мюзиклом за всю историю Бродвея, после "Кошек". В итоге только в Нью-Йорке шоу посмотрело около 11 миллионов человек. Мюзикл был поставлен в 18 странах, дано было около 65 тысяч представлений, там его посмотрело более чем 58 миллионов человек, а общее число зрителей по всему миру превысило уже 80 миллионов. Как следствие - заслуженные награды и премии, числом более 50. Мюзикл получил три премии Лоуренса Оливье и 7 премий "Тони", 7 наград "Драма деск", премию "Ивнинг Стандарт". Суммарные доходы от "Призрака оперы" составили 3,2 миллиарда долларов. Роман вдохновил режиссеров на создание целых семи фильмов, последний из них, снятый в 2004 году был трижды номинирован на "Оскара", продюсером и композитором выступил все тот же Веббер.

"Мама Миа". Популярность песен группы "АББА" столь велика, что неудивительна идея о создании на их основе целого мюзикла, пришедшая в голову продюсеру Джуди Креймер. Основой мюзикла стали 22 песни легендарной группы. В оригинале все песни исполнялись женщинами, вот и была разработана история о матери и дочки - людях двух разных поколений. Для того чтобы рассказ был достоин знаменитых хитов, была приглашена писательница Катерина Джонсон, которая и придумала историю о семье, проживающих на греческих островах. В итоге зрителя привлекают не только музыкальные хиты, но и сюжет, в который тесно вплетена музыка. Песни оказались разбиты на диалоги, получив новые интонации. Режиссером постановки стала Филлида Лойд, а композиторами выступили участника "АББЫ" Бьорн Ульвеус и Бенни Андерсон. В результате получилась романтическая комедия, ироничная и довольно современная. В мюзикле присутствуют две основные линии - история любви и взаимоотношения двух поколений. Сюжет "Мама Миа" наполнен комедийными ситуациями, которые происходят на фоне жизнерадостных композиций "АББЫ", герои общаются довольно остроумно, а их костюмы ярки и оригинальны. Характерным логотипом "Мама Миа" стал образ счастливой невесты, в результате это стало своеобразным брендом, узнаваемым во всем мире. Сюжет мюзикла заключается в следующем. Молодая Софи вскоре готовится стать невестой. На свадьбу она собирается пригласит отца, чтобы тот отвел ее к алтарю. Только вот мать девушки, Донна, никогда не рассказывала о нем. Софи нашла дневник матери, где рассказывалось о ее отношениях с тремя различными мужчинами, в результате приглашение отправляется всем им. Когда на свадьбу начинают прибывать гости, происходит и самое интересное… В финале действия мама выходит замуж вместе с Софи. Первым испытанием "Мама Миа" стало его предпремьерный показ в Лондоне 23 марта 1999 года. Зрители пребывали в полном восторге - все представление они не сидели на месте, а танцевали в проходах, хлопали и подпевали. Настоящая же премьера состоялась 6 апреля 1999 года. Лондонская успешная постановка привела к тому, что мюзикл поставили еще в 11 странах мира, а сборы от проката там мюзикла еженедельно достигают 8 миллионов долларов! Сегодня "Мама Миа" увидело более 27 миллионов человек, ежедневно цифры посещений увеличиваются на 20 тысяч. Общая сумма кассовых сборов мюзикла по миру превысила 1,6 миллиарда долларов. За время проката шоу побывало в 130 крупных городах, а альбом с записью самое первой постановки стал "платиновым" в США, Корее и Австралии, дважды "платиновым" в Великобритании, а в Швеции, Новой Зеландии и Германии - золотым. В 2008 году мюзикл был экранизирован, в нем приняли участие такие звезды как Мэрил Стрип и Пирс Броснан, а режиссером стала все та же Филлида Лойд.

Летним теплым вечером или дождливым днем предлагаем вам окунуться в смесь музыки, песен, танцев ,комедии и драмы . Поднять себе настроение или, может, чуточку погрустить. Представляем вам 5 самых знаменитых мюзиклов мира :

«Моя прекрасная леди» (My Fair Lady) (1956)

В основу этого мюзикла легла пьеса Бернарда Шоу «Пигмалион» , в которой рассказывается, как главная героиня, цветочница Элиза Дулиттл, становится очаровательной леди. Такое превращение состоялось из-за спора профессора фонетики и его друга-лингвиста.
Премьера мюзикла состоялась 15 марта 1956 года. Его перевели на одиннадцать языков, в том числе на иврит, и он с успехом шел в более чем двадцати странах. Мюзикл получил 6 наград "Тони". Было продано более пяти миллионов копий с записью оригинального бродвейского состава, а в 1964 году на экраны вышел одноименный фильм Джорджа Кьюкора. Warner Brothers заплатили рекордную сумму – 5,5 млн. долларов – за права экранизации мюзикла.

«Нотр-дам де Пари» (Notre-Dame de Paris)(1998)

Мюзикл поставлен по мотивам романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Впервые он был показан в Париже 16 сентября 1998 года и попал в Книгу рекордов Гиннеса как имевший самый успешный первый год работы.

"Кошки" (Cats) (1981)

Основой для "Кошек" послужил цикл детских стихов Т.С. Элиота "Книга Старого Опоссума о практичных кошках", опубликованный в 1939 году в Англии. Это сборник ироничных зарисовок кошачьих характеров и привычек, за которыми легко угадываются различные человеческие типажи.
В театре "Кошки", созданном дизайнером Джоном Нэйпьером, нет занавеса, зал и сцена представляют собой единое пространство, причем действие разворачивается не фронтально, а по всей глубине. Сцена оформлена как свалка и представляет собой горы живописного хлама, декорация оснащена сложной электроникой. Актеры перевоплощены в грациозных кошек при помощи многослойного грима, расписанных вручную трико, париков из шерсти яка, меховых воротников, хвостов и блестящих ошейников.
За время своего существования мюзикл был поставлен более сорока раза, его посетило более 50 миллионов зрителей в тридцати странах, переведен на 14 языков, а общая сумма сборов в настоящий момент перевалила за 2,2 миллиарда долларов. Среди наград "Кошек" – премия Лоуренса Оливье и премия, вручаемая газетой "Ивнинг Стандарт" в номинации "Лучший мюзикл", семь премий "Тони", французская премия Мольера. Записи и лондонского, и бродвейского оригинального состава были удостоены "Грэмми".

"Призрак оперы" (The Phantom of the Opera) (1986)

"Призрак оперы", созданный по мотивам одноименного романа французского писателя Гастона Леру. Это мрачная и романтическая история о сверхъестественном существе, обитавшем в подземелье под Парижской Оперой.
Она стала вторым после "Кошек" по длительности демонстрации спектаклем за историю Бродвея, где его посмотрели 10,3 миллиона человек.
Более 65000 спектаклей "Призрака" было сыграно в 18 странах, в том числе в Японии, Австрии, Канаде, Швеции, Германии и Австралии. Постановки "Призрака оперы" получили более 50 престижных премий, среди которых были три премии Лоуренса Оливье и 7 премий "Тони", 7 наград "Драма Деск", награду "Ивнинг Стандарт". "Призрак Оперы" завоевал симпатию у более чем 58 млн. зрителей со всего мира. Только в Нью-Йорке его посмотрели уже почти 11 млн. человек, а во всём мире – свыше 80 млн.

"Мама Миа" (Mamma Mia) (1999)

Идея о создании оригинального мюзикла на основе песен ABBA принадлежит продюсеру Джуди Креймер. Более 27 млн. – общее количество зрителей по всему миру, посетивших мюзикл "Мама Миа". Каждый день во всём мире мюзикл "Мама Миа" посещают более 20 000 человек.
За восемь лет проката мюзикл был поставлен более чем в 130 крупных городах. Альбом с записью первой постановки "Мама Миа" стал "платиновым" в США, Австралии и Корее; дважды "платиновым" в Великобритании и "золотым" в Германии, Швеции и Новой Зеландии.

Приятного вам просмотра!

О самых интересных и красивых представителях такого музыкально-театрального сценического жанра, как мюзикл, мы расскажем Вам в этом топе 10 самых лучших мюзиклов.

10 Звуки музыки

Музыку к данному мюзиклу написали Ричард Роджерс и Оскар Хаммерстайн II, а либретто – Ховард Линдси и Рассел Крауз. Мюзикл рассказывает историю молодой девушки по имени Мария. Она – сирота, которая собирается стать монахиней. Однако окружающие полагают, что эта роль ей не вполне подходит. Потому Мария отправляется в семью, состоящую из семерых детей и их отца. Там девушка познает чувство любви.

9 Мамма Мия!


Этот мюзикл с либретто был создан на основе более двух десятков песен группы ABBA. Молодая девушка Софи готовится к свадьбе со Скаем. Она хочет, чтобы к алтарю ее, невесту, отвел отец. Но проблема в том, что Софи никогда не видела своего отца, а ее мать Донна ничего о нем не рассказывала. Софи случайно находит дневник матери и узнает имена троих людей, с которыми у Донны были романтические отношения в год рождения Софи. Девушка приглашает этих троих мужчин на свадьбу, написав им от имени Донны.

8 Моя прекрасная леди


Данный мюзикл был создан Фредериком Лоу по мотивам комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Генри Хиггинс – известный профессор и холостяк, довольный своим образом жизни. Однажды он спорит с другом, что за полгода сможет превратить уличную продавщицу цветов в леди, которая может появиться в «высшем свете». Но Генри не знает, что изменения ждут и его, вместе с предстоящей любовью.

7 Мулен Руж!


Этот фильм-мюзикл появился в 2001 году. Сатин – известная актриса и куртизанка в кабаре «Мулен Руж». Ей нужно соблазнить Герцога и получить финансирование театральной постановки. Однако в девушку влюбляется бедный поэт по имени Кристиан. Сатин отвечает на его чувства взаимностью. Герцог узнает об этом, и сюжет окаймляется любовным треугольником.

6 Отверженные


Авторами музыки этого мюзикла являются Клод-Мишель Шенберг и Ален Бублиль. Английское либретто создал Герберт Крецмер. Данное произведение создано на основе романа «Отверженные» Виктора Гюго. События мюзикла «Отверженные» разворачиваются во Франции в XIX веке. Жан Вальжан – бывший каторжник. Он скрывается от правосудия и от инспектора полиции Жавера. Однажды Жан соглашается заботиться о Козетте, чья мать, фабричная работница Фантина, погибла. Он и не подозревает, что это решение безвозвратно изменит их жизни.

5 Кошки


Мюзикл «Кошки» создал Эндрю Ллойд Уэббер по мотивам детской книги «Популярная наука о кошках, написанная старым опоссумом», автором которой является Томас Стернз Элиот. В центре повествования в мюзикле – особый кошачий бал. Племя кошек собирается на огромной помойке для того, чтобы исполнить танец под луной, а еще – чтобы узнать, кто после смерти сможет попасть в кошачий рай и получить новую жизнь.

4 Ромео и Джульетта. От ненависти до любви


Слова и музыку для этого мюзикла создал Жерар Пресгюрвик. Данное произведение рассказывают историю из классической пьесы «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира. Этот мюзикл повествует о двух семьях, которые ненавидят друг друга, и о детях из этих семей, которых связало чувство любви.

3 Нотр-Дам де Пари


Иногда этот мюзикл также называют «Собор Парижской Богоматери». Он создан по мотивам романа «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго. Главная героиня мюзикла – красивая молодая цыганка Эсмеральда. В нее влюбляются священник Клод Фролло, горбун-звонарь Квазимодо и обрученный с другой девушкой Феб де Шатопер. Также к девушке испытывает симпатию поэт Пьер Гренгуар. Сложная романтическая линия в конце оборачивается для многих персонажей данного мюзикла смертельно.

2 Последнее испытание


Музыку к этому мюзиклу написал Антон Круглов, а слова – Елена Ханпира. Мюзикл «Последнее испытание» создан на основе книг «Сага о копье», авторами которых являются Лора и Трейси Хикмен, а также Маргарет Уэйс. Темный маг Рейстлин хочет победить Богиню Тьмы – Такхизис – и, таким образом, обрести могущество и власть. Чтобы сделать это, он берет с собою жрицу Светлого Бога – Крисанию. Рейстлин и Крисания оказываются связаны любовью, но впереди главный выбор Рейстлина, его последнее испытание. И цена ошибки мага будет для него невероятно высокой. Существует альтернативный финал мюзикла.

1 Призрак Оперы


Автором музыки к данному мюзиклу является Эндрю Ллойд Уэббер, авторами либретто – Чарльз Харт и Ричард Стилгоу. Этот мюзикл создан по мотивам романа «Призрак Оперы» Гастона Леру. Оперная певица Кристин Даэ влюблена в виконта Рауля де Шаньи. Однако на пути их отношений стоят трудности и опасности, ведь девушку любит таинственный Призрак Оперы.

Разнообразные мюзиклы способны открыть человеку мир красивой музыки и интересных сюжетов.