Тропарь и величание вознесению господню. Прославляем Тебя, Податель жизни Христе, и почитаем на небеса с пречистою Твоею плотию Божественное вознесение

Тропарь (глас 4)

Вознеслся еси во славе Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением: яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак (глас 6)

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с Пречистою Твоею плотию Божественное вознесение.

Установление праздника Вознесения Господня, несомненно, восходит к самой глубокой древности. Так, уже Апостольские Постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе (кн. 5, гл. 19). Особенно важны в этом отношении свидетельства святого Иоанна Златоуста и блаженного Августина. Иоанн Златоуст называет этот праздник важнейшим и великим и относит его к праздникам, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, установлены апостолами. Блаженный Августин , упоминая о повсеместном совершении праздника по преданию, прямо приписывает ему апостольское установление. Каноны на Вознесение написаны святыми Иоанном Дамаскиным и Иосифом Песнописцем. Кондак и икос принадлежат Роману Сладкопевцу.

Праздник Вознесения Господня совершается в сороковой день по Воскресении Господа Иисуса Христа – в день, в который Господь вознесся на небо (; ; ). Этот день всегда приходится на четверг 6 седмицы после Пасхи. Христос, воскреснув силою Божества, через Вознесение удостоил наше обоженное и одухотворенное человеческое естество величайшей чести и славы – «милостивно вознес» его. Таким образом, «седением с Отцем почтеся наше отпадшее естество» .

Через Вознесение падшее человеческое естество возводится Христом, Начальником нашего спасения, от земли, тления и смерти к нескончаемой жизни – на небо. «Низшедшее в дольнейшия страны земли естество , обновив в Себе, Боже, возвел еси днесь превыше всякаго начала и власти; яко бо возлюбив, с Собою спосадил еси; якоже помиловав, соединил еси в Себе; яко соединивый, спострадал еси с ним; яко безтрастен пострадав, и спрославил еси» .

По евангельскому повествованию и богослужебным песнопениям, Господь вознесся на небо и «сел одесную Бога Отца». Апостолы видели вознесение Господа. Спаситель был поднят на облака и затем сокрыт от их очей облаками. Тем самым апостолам дано было понять, что Христос после Своего Вознесения уже не будет видим на земле в телесном Своем виде, как это было до и после Его воскресения, потому что с вознесением Он по Своему человечеству, по Своим телу и душе, стал еще ближе ко Отцу. Господь Иисус Христос воспринял по человечеству то место и получил ту славу, которые Он имел всегда по Божеству, то есть место равное Богу Отцу по достоинству и силе, что и выражается словами: «сел одесную Отца».

По Своем вознесении на небо Христос Спаситель не оставил, не покинул землю Своим присутствием. Он вознесся от нас, Он уже не видим среди верующих в Него телесными очами, но, по словам кондака праздника, пребывает «никакоже отлучаяся» от нас. Он обещает верующим в Него и любящим Его: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Своим Вознесением Господь стал еще ближе к человечеству, к верующим в Него, ибо Он ныне находится на земле не только Своим Божеством, но и Прославленным Телом в великом таинстве Евхаристии, в котором все верующие приобщаются Его Тела и Крови.

Вознесение Господа Иисуса Христа во славе с плотию вызывает благоговейное удивление всего духовного, ангельского мира: «Чини Ангельстии, Спасе, видевше человеческое естество с Тобою восходящее, удивляеми непрестанно воспеваху Тя» . Преславное Вознесение Спасителя на небо с плотию явилось продолжением и завершением прославления Его по человечеству (и прославлением самого человечества), которое началось в Воскресении, и основанием которому послужил Крест Христов . Здесь «совершается» – завершается таинство домостроительства нашего спасения, которое совершал Христос, пребывая плотию на земле. «Смотрения таинство совершив» , Господь возносится на небо, «исполнивый <...> Отеческое благоволение» . И все сие «великое и предивное» соделал Господь «во спасение душ наших» . «Родился еси, яко Сам восхотел еси; явился еси, яко Сам изволил еси; пострадал еси плотию, Боже наш; из мертвых воскресл еси, поправ смерть. Вознеслся еси во славе, всяческая исполняяй, и послал еси нам Духа Божественнаго, еже воспевати и славити Твое Божество» .

Вознесение Господа Иисуса Христа на небо, являясь прославлением Его Самого по человечеству, есть вместе с тем открытие для всех верующих свободного пути на небо, подобно тому, как Его смерть и Воскресение есть победа над грехом и смертью для всего человечества. Христос вознесся на небо, как Первенец из мертвых, представив Собой начаток искупленной и восстановленной Им человеческой природы. Он «взошел со славою» к Светоначальнику Отцу Своему, «умиротворив всяческая» , избавив от осуждения человечество , разрушив средостение вражды крестом и страстию Своею . «Земля таинственно ликует, и небесная веселия исполняются при вознесении Христа, древле разстоящаяся соединившаго благодатию и Евино преграждение разорившаго» .

Все исполняется теперь через Христа Отеческого благоволения и «мира» , и все приводится к единству – и небесные и земные – Начальником спасения Господом и Спасителем . И теперь мы являемся званными «к небесной жизни» силою ходатайства «истощившагося даже до рабия зрака» Христа Господа, нас возвысившего и прославившего . Самым делом все это еще окончательно не совершилось но, несомненно, совершится. Где Глава, там должны быть и члены единого Тела Христова (ср. ). Глава – на небе, во славе, там будут в конце времен с Ним и все верующие в Него. И все это будет тогда, когда окончательно «совершится» мир через выявление в нем добра и зла и снова явится Христос на земле. По словам Ангелов при вознесении, Судия живых и мертвых «приидет паки имже образом видите Его идуща на небо» , «судити всему миру» . Посему в надежде всеобщего воскресения христиане ожидают «совершения конец» (окончание всего) , по обещанию Господню: «Иду уготовати вам место».

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Праздник Вознесения Господня относится к числу подвижных Господских праздников. Продолжается он десять дней, имеет один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднства. Отдание праздника бывает в следующую за праздником пятницу 7 седмицы по Пасхе.

Вся служба в день праздника совершается по Цветной Триоди с особенностями Господского двунадесятого праздника.

На великой вечерне кафизмы нет (т.е. «Блажен муж» не поется). На литии, на «Бог Господь» и в конце утрени поется тропарь праздника (гл. 4): «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира».

На утрене: полиелей праздника; величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с Пречистою Твоею плотию Божественное вознесение»; степенны – первый антифон 4 гласа.

Некоторые особенности в богослужении праздника Вознесения Господня связаны с тем, что этот праздник имеет тесную связь с праздниками Воскресения Господа Иисуса Христа и Сошествия Святого Духа. Главные особенности богослужения праздника следующие:

После Евангелия на утрене поется: «Воскресение Христово видевше» (единожды).

Катавасией канона Вознесения Господня служат ирмосы канона на праздник Сошествия Святого Духа («Божественным покровен»).

Прочие же особенности богослужения Вознесения Господня такие же, как и других двунадесятых праздников.

Канонов два: первый – святого Иоанна Дамаскина – «Спасителю Богу»; второй канон – святого Иосифа Песнописца. «Честнейшую Херувим» не поем, но поются припевы Вознесения. Первый припев (поет диакон): «Величай, душе моя, вознесшагося от земли на небо Христа Жизнодавца». Хор поет ирмос: «Тя паче ума и словесе Матерь Божию, в лето Безлетнаго неизреченно рождшую, вернии единомудренно величаем». Затем – остальные припевы и тропарь. В конце 9 песни поется катавасия: «Радуйся, Царице, матеродевственная славо».

Во все седмичные дни попразднства до отдания праздника включительно на утреннем каноне поется катавасия – ирмосы Вознесения: «Спасителю Богу».

На Литургии: антифоны праздника; входный (он же и причастный) стих: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». После входа: тропарь и кондак. Задостойник (до отдания) – ирмос: «Тя паче ума и словесе Матерь Божию» с припевом. Вместо «Видехом свет истинный» поется тропарь Вознесения Господня. Отпуст праздника: «Иже во славе вознесыйся от нас на небо и одесную седый Бога и Отца, Христос, истинный Бог наш».

Если на день Вознесения Господня придется храмовый праздник или день памяти великого святого, то служба совершается так, как указано в Типиконе (8 мая) – святому апостолу Иоанну Богослову и Вознесению (см. Храмовая глава 51).

В день праздника великая вечерня. Вход с кадилом. Великий прокимен: «Бог наш на небеси и на земли, вся, елика восхоте, сотвори».

В попразднство до отдания Вознесения Господня на Литургии после малого входа поется «Приидите, поклонимся» с праздничным припевом в конце: «Спаси ны, Сыне Божий, вознесыйся во славе, поющия Ти: Аллилуиа».

Во все дни от Вознесения Господня до дня Пятидесятницы в начале часов и других служб «Царю Небесный» не читается, но службы начинаются с Трисвятого. В конце Литургии от Вознесения Господня до Пятидесятницы вместо «Видехом свет истинный» поется тропарь праздника или дня («Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш» – до Троицкой субботы, «Глубиною мудрости» – в Троицкую субботу).

НЕДЕЛЯ СЕДЬМАЯ (ВОСКРЕСЕНЬЕ СЕДЬМОЕ) ПО ПАСХЕ – СВЯТЫХ ОТЦОВ ПЕРВОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА

В эту Неделю празднуется память трехсот восемнадцати Отцов I Вселенского Собора. Этот Собор проходил в Никее в дни Пятидесятницы 325 года, и послужил славе Воскресшего Господа, преимущественно возвещаемой Церковью в дни Пятидесятницы. Собор, как сказано в Синаксаре, проповедал Сына Божия «Единосущна и Единочестна Отцу» и исповедал, что Он – воистину Сын Божий и совершенный Человек. Господь наш Иисус Христос совершил все домостроительство нашего спасения, вознесся и сел одесную Бога Отца. Церковь, желая показать, что Сын Божий воплотился и соделался истинным и совершенным Человеком, «вознесся и седе одесную величествия на небесах», установила настоящий праздник.

Никейский Собор постановил также праздновать светлый праздник Пасхи всем христианам не в иной день Недели, как в первый, или воскресный. 20 правило Собора постанляет не преклонять колен в храмах во всю Пятидесятницу, а также и в дни воскресные, чтобы самым положением тела изображать воскресение Христово.

Праздник Богоносным Отцам совершается один день и не имеет попразднства. На утреннем каноне катавасия та же, что и на Вознесение, – «Божественным покровен».

ТРОИЦКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА

Перед праздником Пятидесятницы, в субботу, всегда совершается поминовение усопших. На этой службе поминаются все «от века усопшие» православные христиане, отцы и братия наши.

Последование субботы перед Пятидесятницей такое же, как и субботы мясопустной (см. выше). Заупокойные песнопения (стихиры, тропари и канон) те же, что и в мясопустную субботу. Различия в службах следующие:

Там, где положены песнопения Октоиха, в службе Троицкой субботы они берутся всегда 6 гласа, потому что в предыдущее воскресенье всегда поется 6 глас, и поэтому они помещены подряд в Цветной Триоди, в мясопустную же субботу песнопения Октоиха берутся того гласа, который поется в ту седмицу.

Если в субботу Пятидесятницы случится святой с полиелеем (Типикон, последование под 25 мая), то служба святому переносится на четверг 7 седмицы. Если же случится храмовый святой, то служба субботы переносится на четверг (Храмовая глава 54).


Во многих храмах Москвы прихожане стараются подпевать, в некоторых храмах даже практикуется «народное пение». Участвовать в богослужении можно и молча. Но в любом случае богослужебные тексты хорошо бы понимать, удобно следить глазами за текстом ключевых богослужебных песнопений. Размещаем текст для общего народного пения к праздничной всенощной и литургии


В этом 2013 году Православная Церковь празднует Вознесение Господне 13 июня, к празднику мы подготовили коллекцию изображений Вознесения Господня от сирийских книжных миниатюр и византийских фресок до сицилийских мозаик и деревянной резьбы в римской базилике Санта-Сабина.


Почему Вознесение – уход Христа с земли, на которой Он сорок дней после своего Воскресения являлся ученикам, празднуется как радостное событие? Чему радуются апостолы, расставаясь со Своим Учителем и Богом? Доступна ли нам их радость? Мнение библеиста, архимандрита ИАННУАРИЯ (Ивлиева), преподавателя Санкт-Петербургской Духовной Академии.


Во многих храмах Москвы прихожане стараются подпевать, в некоторых храмах даже практикуется «народное пение». Участвовать в богослужении можно и молча. Но в любом случае богослужебные тексты хорошо бы понимать, удобно следить глазами за текстом ключевых богослужебных песнопений. Размещаем текст для общего народного пения к праздничной литургии


Древних христиан крестили прямо во время Литургии. Проректор ПСТГУ по научной работе священник Константин Польсков рассказал «Нескучному саду» о том как и зачем возродилась эта традиция


О чем мы просим Бога на молебне, из чего состоит это богослужение, почему можно подать записку «О здравии», но лучше присутствовать на молебне, рассказывает протоиерей Игорь ГАГАРИН


12 октября празднуется день обретения мощей свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францусского. На сайте собора в Сан-Франциско можно заполнить форму и подать записку о здравии. Записки каждую неделю читают за молебном у мощей святителя.


Профессор кафедры патрологии и систематического богословия ПСТГУ протоиерей Борис ЛЕВШЕНКО рассказал, в чем суть адских мук, и как живые могут помочь мертвым


6 марта в помещении московского Музея русской иконы состоялась встреча с композитором коптских гимнов Георгием Кириллосом. Москвичи получили уникальную возможность услышать вживую коптские богослужебные песнопения.


Чтение Великого Канона Преподобного Андрея Критского вводит нас в удивительный мир Библии. Удивительный по силе, удивительный по глубине, удивительный по вдохновению и по той красоте приближения к жизни каждого, что раскрывается нам в этих священных текстах. Своими мыслями о Каноне с нами поделился диакон Августин Соколовски, преподаватель Фрибургского Университета в Швейцарии и в Киевской Духовной Академии


Впереди суббота пятой недели Великого Поста. В пятницу, накануне, на праздничной утрене уже субботнего церковного дня, читается Великий Акафист Божией Матери. Такой день бывает только один раз в Церковном году. Это праздник Похвала Божией Матери или, как еще называют этот день день, Суббота Акафиста


В храме святителя Николая в Кузнецкой слободе, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин Великого освящения престола. Многие в связи с этим событием спрашивали: «Зачем освящать престол, который уже освящен?» На этот наш вопрос отвечает клирик Николо-Кузнецкого храма, заместитель декана Богословского факультета ПСТГУ священник Николай Емельянов


Участвовать в акции, которая состоится 30 октября, сможет каждый: все пришедшие будут по очереди зачитывать имена погибших по расстрельным спискам НКВД.


Как сообщается в обращении состоявшегося во вторник заседания Высшего церковного совета, за последнее время произошла череда актов вандализма в храмах. ВЦС призвал верующих 22 апреля совершить молебен в защиту поруганных святынь. Ситуацию для «Нескучного сада» комментирует епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, член ВЦС

На горе Елеонстей освятив ученики , на небеса вознеслся еси, Господи, обетовав им научение и вопия им: не разлучаюся от вас, Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

Земная на земли оставльше и сущая от персти праху уступающе, приидите, воспрянем, и на высоту возвысим очеса и мысли, вперим взоры и чувствия вкупе к небесным вратóм, смертнии. Помыслим быти на горе Елеонстей и взирати на Избавителя на облаце носима . Отсюду бо Господь на небеса востече. Отсюду Любодаровитый дáры раздаяше апостолом Своим, утешив яко отец, и утвердив я, наставив, яко сыны и глаголав им: не разлучаюся от вас, Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

На землю Сшедый, якоже един весть, восходя от земли паки, имже образом весть, поят ихже возлюбил есть, и на гору высокую возведе ихже собра, да горе имеюще главы и мысли, от всех дольних укрыются. Темже возшедше на гору Елеонскую, (якоже таинник Лука повествует ) окружиша Благодетеля. Подъемь же Господь руце якоже орел криле, покры гнездо, еже согре , и глаголет птенцем Своим: Аз осених вас от всех зол. Яко убо Аз возлюбих вас, Мене возлюбите. Не разлучаюся от вас, Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

Свыше на вы, ученицы Мои, яко и Творец мира всего простираю длани Своя, яже беззаконнии простроша, и связаша и пригвоздиша. Вы же подклоньше рукам Моим главы своя, уразумейте, познайте вся, яже совершаю Аз. Яко бо крестя вас, рукополагаю вы ныне, и благословив посылаю просвещенныя и умудренныя. На главах ваших благолепие и хвала, в душах же ваших просвещение, якоже написано: от Духа бо Моего излию на вас , и будете приятни, научени и избранни, верни и свои Мне. Не разлучаюся от вас, Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

Сия рек, печаль довольну и многу нанесе Спас апостолом. И восплакашася скоро и из глубины воздыхающе, глаголаху ко Учителю: оставляеши ны, Щедре, разлучаешися от любящих, сия бо вся, яко в путь шествуяй, провещал еси нам, глаголы бо сии отшествие знаменуют, и сего ради тýжим ныне. Понеже бо с Тобою быти ищем, лица Твоего желаем, услаждает бо души наша. Уязвихомся, пленихомся сладчайшим Твоим лицезрением, никтоже бо Бог, разве Тебе, не удалися от любящих Тя, пребуди с нами и глаголи нам: не разлучаюся от вас, Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

В синаксаре на день памяти преподобного Романа говорится о 1000 кондаках, принадлежащих его перу. Однако в сохранившихся манускриптах только 89 приписываются святому Роману, из которых лишь 60 кондаков признаются подлинными . Большинство из них основано на событиях ветхозаветной и евангельской истории. Все они характеризуются наличием яркой сюжетной линии, которая содержит помимо исторического повествования его богословскую интерпретацию. Рефрен использовался автором по-разному: он мог выражать главную богословскую мысль произведения или праздника, либо же его тон мог противоречить основному настроению кондака, подчеркивая антиномичный и парадоксальный характер сюжетов, причем «один смысловой полюс философско-теологической антиномии локализовался в основном тексте, а другой – в рефрене» .

Среди подлинных произведений преподобного Романа мы находим и кондак на Вознесение. Его структура характерна для этого жанра: он состоит из 2 вступительных строф и 18 икосов, сюжет которых базируется на повествовании книги Деяний () и Евангелия от Луки () и включает сюжеты, упоминаемые в других Евангелиях.

Так, в икосах 1–9 мы знакомимся с чувствами и переживаниями апостолов непосредственно перед Вознесением, а также с тем ответом и утешением, которые подает им Христос. В икосах 10–12 описано само Вознесение, которое затем проповедано и объяснено ангелами, а также усвоено апостолами, о чем повествуют икосы 13–16. Наконец, в икосах 17 и 18 история завершается описанием радости апостолов после вознесения Спасителя и их возвращения в Иерусалим.

Помимо новозаветных источников автор широко использовал Псалтирь, которая традиционно предоставляет большое количество пророческих образов, нашедших отражение в христианском богослужении. Например, фраза «Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? – Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани» (), которая встречается в икосах 1 и 10, уже у святого Иустина Философа упоминается в контексте Вознесения Христа . В том же контексте используется и стих 6 псалма 46: «Восшел при восклицаниях, Господь при звуке трубном» ().

Ссылки на пророческие книги встречаются в икосах 3, 4, 7, 9, 11, 12, 18. Часть образов заимствована из Пятикнижия и других исторических книг Ветхого Завета , причем, автор цитирует текст Септуагинты не дословно, а свободно интерполирует его в избранный им поэтический ритм .

Рефрен «Я не отлучаюсь от вас, но пребываю с вами, и никто против вас» скомпилирован из двух отрывков – Мф. 28и .

Таким образом, поэма во многом представляет собой творческое переложение цитат и образов, взятых из Священного Писания . Соответствие Писанию является основным критерием при определении рамок литургического творчества.

Богословская кульминация повествования прослеживается в икосе 9: взирая на «вознесение... постигайте тело – не Божество. Плоть, которую вы видите, достигает вышних, ибо Моим Божеством преисполнено всякое место...» Из этого отрывка следует, что Вознесение явилось решающим моментом в искупительном подвиге Христа и в прославлении человеческой природы, «воссевшей одесную Отца». Однако путь к этому пролегал через жизнь и страдания, в которых и заключался этот искупительный подвиг: «Ради вас Я сошел и прошел через все, чтобы угодить вам и чтобы вы приняли Меня. Ради вас Я опять восхожу на небеса, чтобы приготовить место, где Мне должно пребывать с вами...» (икос 8). Вознесение стало символом обожения и прославления человеческого естества – как души, так и тела, – знаком его возвращения в рай после грехопадения. Именно поэтому в уста ангелов вложен стих 7 из псалма 23, в котором говорится об открытии райских дверей.

Еще более глубокое толкование христологического догмата содержится в следующих строках: «Но вместе с этим видимым возносимым [телом] восходит Мое незримое [Божество], ибо Я соединился с видимым [телом]. Я являюсь невидимым и вместе с тем зримым...» (икос 9), – в которых святой Роман подчеркивает единство Божества и человечества в Ипостаси Христа. Союз этот настолько неразделен, что, несмотря на то что Божеством Его всякое место преисполнено, во Христе Оно восходит вместе с человечеством.

Автор предлагает описание единства Христа: «Я Тот Самый, Которого вы видите, и не изменился... Я бессмертен и [одновременно] подобен вам, пребываю] над вами и среди вас...» (икос 9). Здесь он подчеркивает полноту и неизменность Божества, а также полноту человеческой природы, которая не растворилась, но сохранила свои свойства при неслиянном соединении в обожении. Являясь смертной как творение, она обрела бессмертие во Христе.

Богословие кондака отразилось и в рефрене. В нем мы видим не просто утешительное обещание Господа всегда пребывать с верными учениками и последователями и охранять их, которое было дано в ответ на «стенания и плач» апостолов при виде покидающего их Учителя. Помимо этого внешнего и чувственного значения, в рефрене святой Роман ярко выразил халкидонский догмат о том, что человеческая природа остается в постоянном соединении и общении с божественной природой в едином Лице Иисуса Христа. Более того, во Христе она является причастной всей Святой Троице. Союз человека с Богом распространяется на все человечество, и особенно в Евхаристии верующие достигают этого единства, о котором Христос сказал: «Я не отлучаюсь от вас, но пребываю с вами». Кондак как часть утреннего богослужения наряду с другими литургическими текстами служил подготовительным этапом к Евхаристии. Именно в ее контексте слова рефрена приобретают полноценный сотериологический смысл.

Таким образом, данный кондак передает основную идею праздника Вознесения – завершение искупительного подвига Христа, обожение и прославление человеческой природы в Его Ипостаси, которые проецируются и на Его последователей. На примере данного кондака мы можем наблюдать, как богословие передается и оживает в богослужении. Становясь неотъемлемым элементом литургии, оно приобретает огромное значение в бытии каждого верующего, усваиваясь в его непосредственном духовном опыте.

Предлагаемый читателю перевод выполнен по редакции кондаков преподобного Романа Сладкопевца , изданной в серии «Христианские источники» и приводимой в настоящей публикации параллельно русскому тексту. Мы не ставили перед собой задачу передать поэтический слог и рифму оригинала, но старались преподнести как можно более близкий к тексту перевод и, соответственно, смысл. Мы сохранили оригинальное построчное деление текста. В некоторых случаях используется звательный падеж традиционных обращений (например, «Господи») и устоявшиеся славянские выражения (например, «никто против вас», «приидите», «Исполняющий»).

В квадратных скобках помещены русские слова, проясняющие смысл переведенного текста. В подстрочных примечаниях расположены ссылки на те места Священного Писания , которые прямо или косвенно упомянуты в тексте, а также комментарии к переводу.

Источник : Журнал «Церковь и время». 2002. №4 (21). С. 47–53.

4. Русский перевод Похилько А.В.

(Имеющий следующий акростих: недостойного Романа )

Вступление 1

Ради нас исполнив смотрение

И земное соединив с небесным ,

Вступление 2

На горе Елеонской освятив учеников,

Ты вознесся на Небо, Господи,

Обетовав [преподать] им учение , и взывая к ним:

Оставив земное на земле,

Уступив прах праху,

Приидите, воспрянем

И возведем взгляды и мысли на высоту;

Мы, смертные, устремимся взорами и чувствами

На небесные врата;

Представим, что мы на Елеонской горе

И смотрим на Искупителя, на облаке парящего :

Оттуда Господь возвратился на небеса,

Там любящий одаривать раздал дары Своим апостолам.

Он взлелеял [их] как отец и воззвал к ним,

Он направил [их] как сынов и сказал им:

«Я не отлучаюсь от вас, но пребываю с вами, и никто против вас».

Сошедший на землю так, как Он один ведает,

И взошедший от нее вновь так, как Он (один) знает.

Он возвел тех, кого возлюбил,

И привел тех, кого собрал, на возвышенную гору,

Чтобы, имея главы и мысли, устремленные ввысь,

Все низкое они предали забвению.

Итак, взойдя на Елеонский холм,

Они окружили Благодетеля, как описывает таинник Лука.

Господь же, подняв руки как крылья,

Как орел накрыл гнездо, которое согревал ,

И говорит птенцам:

«Я покрыл вас от всякого зла;

И как взлелеял Я вас, возлюбили ли вы Меня?

И Я не отлучаюсь от вас, но пребываю с вами, и никто против вас.

С высоты, превышающей Вас, о Мои ученики,

И вы будете приятны Мне,

Наученные и избранные, родные и верные ,

Сказав сие, Спаситель причинил апостолам

Большую скорбь.

Тотчас же они возрыдали

И, стеная из глубины, сказали Учителю:

«Ты оставляешь нас, Милосердный? Ты разлучаешься с любящими [Тебя]?

Ты сказал нам это так, будто собираешься уходить;

Слова сии означают отход,

И потому мы беспокоимся, поскольку желаем пребывать с Тобой.

Мы ищем [лицезрения] Твоего лика, ибо он услаждает наши души ;

Мы опьянены, окованы сладостью Твоего лицезрения.

Не удаляйся от любящих Тебя,

И убежали от этого как от насилия.

Чтобы приобрести Тебя,

Мы стали пришельцами и чужестранцами на земле .

Первый из нас, Петр, став Твоим другом,

Расстался со всем, что имел прежде .

Андрей, его единокровный [брат], когда обрел Тебя,

Все в мире немедленно бросил и подъял Твой крест на плечи .

Такое самоотречение Ты хочешь презреть, Господи,

И спешишь оставить нас, как бы погрузившись в забвение?

Да не будет, о Царь,

Да не посмеются над нами ненавидящие нас ,

И да не воскликнут нам: “Где есть Сказавший :

Я не отлучаюсь от вас, но пребываю с вами, и никто против вас «"?

Ты презираешь, о Избавитель, и ни во что вменяешь

Дружбу сыновей Заведеевых?

Вспомни, Человеколюбец,

Как они послушались Твоего божественного слова и не пренебрегли [им] ;

Они не сказали в сердцах [своих]: “Кто [есть] этот зовущий?”,

Но даже предпочли Тебя [своему] родителю, .

Матфей, опять же, вменил доход от мытарства

В убыток, поскольку возжелал Твоего богатства .

Фома же Близнец и жизнь возненавидел .

И мы все вместе сказали: “Мы любим больше всего Тебя” ,

Поэтому не лишай нас,

Прими нас в объятья, все Исполняющий ,

Обними нас и воззови к нам:

“Я не отлучаюсь от вас, но пребываю с вами, и никто против вас ”».

Спаситель, выслушав апостолов

И узрев стенания возлюбивших [Его],

Обратился к [ним]

Как отец к своим сыновьям, сжалился и воскликнул:

«Не плачьте, возлюбленные, не время для слез

И не день для сетований.

Это час радости, ибо Я лечу к Своему Отцу

И упокоеваюсь в Своем шатре,

Ибо твердь небесную Я соделал шатром,

Шатром неописуемым, окружающим Меня,

Как Исаия воспел:

“Небо как свод утвердил Бог

Ибо все что ни бывает, ради вас бывает.

Ради вас Я сошел и прошел через все,

Чтобы угодить вам и чтобы вы приняли Меня .

Ради вас Я опять восхожу на небеса,

Чтобы приготовить место, где Мне должно пребывать с вами,

Ибо множество обителей в вышине у Моего Отца;

Часть из них вмещает отцов, другие полны праведников,

Иные – пророков,

Вашей же обители еще никто не знает,

Я приготовлю ее и возьму вас [туда] ,

И не отлучаюсь от вас, но пребываю с вами, и никто против вас.

Теперь восстаньте, стойте твердо

И непорочными очами взирайте

На это вознесение,

Видя которое, постигайте тело – не Божество.

Плоть, которую вы видите, достигает вышних ,

Ибо Моим Божеством преисполнено всякое место.

Но вместе с этим видимым возносимым [телом]

Восходит Мое незримое [Божество], ибо Я соединился с видимым [телом].

Я являюсь невидимым и вместе с тем зримым.

Я Тот Самый, Которого вы видите, и не изменился ,

Как сказано в Писании.

Я бессмертен и [одновременно] подобен вам,

[Пребываю] над вами и среди вас,

И Я не отлучаюсь от вас, но пребываю с вами, и никто против вас».

Когда Христос сказал сие возлюбленным,

Он дал знак архангелам,

Чтобы они приготовили

Его непорочным стопам непроходимый [доселе] путь восхождения.

И после того как им было приказано, первые из ангелов

Воскликнули всем Началам в вышине:

«Возьмите врата и раскройте широко двери

Небесные и славные, ибо грядет Господин славы .

Облака, подставьте спины Восходящему ;

Горний воздух, приготовь себя Путешествующему сквозь тебя;

Будьте отворены, небеса;

Небеса небес, принимайте Его ,

Потому что идет к вам Тот, Который сказал Своим [друзьям]:

«Я не отлучаюсь от вас, но пребываю с вами, и никто против вас"".

Послушавшись немедленно, те, кто в вышине,

И отверзая тут же все горнее,

Престолы, Господствия

С Началами и Силами устремились навстречу [Ему]

И, подставляя поспешно облако как колесницу.

Посылают его на Елеон.

И вот оно сошло принять в себя

Управляющего облаками и делающего [так, чтобы они] рождали дожди .

Приняв [Его], оно понесло [Принятого], скорее же [само] было понесено [Им],

Ибо Он, будучи несом, понес [облако], принявшее [Его],

Как однажды Марию,

Ибо и Ее Писание называет облаком ,

Хранимым Вселившимся [в него], Который сказал возлюбленным:

«Я не отлучаюсь от вас, но пребываю с вами, и никто против вас».

Не был беспечен ни один из апостолов,

Но [все] внимали тому, что совершалось.

Вместе они возвели

Лица горе, наблюдая вознесение.

Облако, подставляя спину,

Стало колесницей [Его] безупречным стопам .

Небо, подобно хитону, разорвалось,

И Тот, Кто [родился] от Марии, взошел на высоту, и огненные хоры предшествовали Ему,

Воспевая: «Поспеши, Господи, готов престол Твой ,

Взойди, будь вознесен крыльями ветра

И войди во утробы Отца.

Он всегда есть Твой престол,

На котором Ты пребываешь и [которого] не покидаешь,

Даже если взываешь к тем, кто [находится] внизу:

“Я не отлучаюсь от вас, но пребываю с вами, и никто против вас «".

Итак, когда верные увидели совершающееся,

Они тотчас воспели подобно Давиду:

«Подлинно взошел

Бог при восклицании, Господь при гласе трубы"" .

Когда они вместе воспевали и созерцали высоту,

Пара ангелов пришла к ним,

Как об этом учит книга Деяний:

Когда Создатель возносился и святые пристально смотрели [на это],

Им предстали два светлых [ангела] в подобии людей,

Воскликнувших: «Что вы стоите? Во что всматриваетесь? Что желаете уразуметь?

Не изумляйтесь, галилеяне,

Он был вознесен, а не перенесен.

Христос [вознесся] не как в древности Енох:

Енох был перенесен от земного,

Но не был удостоен небесных благ]; он был причтен к скинии праведных .

Илия же, сидя на огненной колеснице,

Взошел и не достиг неба, как написано,

Восходя на небеса, возгласил к нам:

“Я не отлучаюсь от вас, но пребываю с вами, и никто против вас“».

Тотчас, услышав эти слова,

Ученики Спасителя сказали друг другу:

«Воистину верные свидетели

Вознесения Христова эти небесные [существа].

Если бы они не видели Его на небесах в вышине,

То не сошли бы до ле проповедать нам.

Взошедший из Девы господствует над Ангелами и через Ангелов делает известным

Человеколюбивое смотрение.

Он был рожден, и Его рождение явили Ангелы .

Он был воскрешен, и [Его] восстание вновь открыли Ангелы .

Он взошел на небеса,

И Свое божественное и сияющее вознесение

Он явил нам через благих Ангелов .

Я не отлучаюсь от вас, но пребываю с вами, и никто против вас.

Противостанем же обольстителям,

Вооружимся толпою против клеветников.

Все потрудимся,

Неустанно поборемся, пока не сокрушим их.

Скажем дерзновенно [сынам] погибели :

“Где Тот, Которого вы имели мертвым во гробе?

Где Тот, Которого охраняли воины

И стерегли ваши печати? Как Он был украден? Как Он вознесся?

Кто Его похитил? Кто Его унес?

Так они превознесли Елеон, поскольку он столь прославился:

«Ты превзошел Синайскую гору, – сказали они, –

Ибо она запечатлела следы Моисея,

Ты же [запечатлел следы] Самого Бога.

На [Синае] был закон, на тебе же – благодать .

[Эта благодать] взрастила Моисея и сказала нам:

“Я не отлучаюсь от вас, но пребываю с вами, и никто против вас.

Фавор и Ермон тебе уступают ,

Поскольку Человеколюбец не совершил

На них того, что сотворил на тебе».

Сказав сие, ученики Создателя

Ограничились этими словами

И, возведя к вышине очи и руки,

Взмолились к Царю небесных и земных,

Взывая: «О Безгрешный, подай нам Твой мир

И через нас Твоему миру, по ходатайствам родившей Тебя.

Ибо враг не выносит

Видеть бывающее от нас благо,

Но отгони его от нас, Ты, сказавший:

“Я не отлучаюсь от вас, но пребываю с вами, и никто против вас"".

Источник : Журнал «Церковь и время». 2002. №4 (21). С. 54–75.

Господи Иисусе Христе, Боже наш, сошедый с Небесных высот спасения нашего ради и напитавый нас духовною радостию во святыя и пресветлыя дни Воскресения Твоего, и паки по совершении земнаго служения Твоего вознесыйся от нас на небо со славою и возседый одесную Бога и Отца! В сей ясный и всесветлый день Божественнаго на небеса восхождения Твоего земля празднует и ликует, радуется и небо Вознесением днесь Творца твари, человецы славословят непрестанно, зряще заблуждшее и падшее естество свое на рамо Твое, Спасе, вземлемо и на небеса вознесенное, Ангели же веселятся, глаголюще: Кто Сей, пришедый во славе, силен во брани. Сей воистину Царь Славы?! Сподоби и нам немощным, земная еще мудрствующим и плотоугодия, творити непрестающим, восход Твой на небо страшный помышляющи и празднующе, плотская и житейская отложити попечения и со Апостолы Твоими на небо ныне взирати всем сердцем своим и всеми помышленьми своими, поминающе, яко тамо на небеси горе жительство наше есть, здесь же на земли мы точию странники и пришельцы есмы, отшедшия из дома Отча в страну далечу греха. Сего ради усердно просим Тя, преславным Вознесением Твоим, Господи, оживи нашу совесть, еяже нужнейши ничтоже есть в мире, возведи нас из плена сего греховнаго плоти и мира и сотвори нас горняя мудрствовати, а не земная, яко да не ктому себе угождати будем и жити, но Тебе Господу и Богу Нашему служити будем и поработаем, дондеже отрешившеся от уз плоти и прошедши невозбранно воздушныя мытарства, достигнем небесных обителей Твоих, идеже, ставше одесную Величествия Твоего, со Архангелы и Ангелы и всеми святыми прославляти будем Всесвятое Имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Единосущным и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Тропарь, глас 4-й

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, / радость сотворивый учеником / обетованием Святаго Духа, / извещенным им бывшим благословением, / яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Ты вознесся во славе, Христе Боже наш, обрадовав учеников обещанием Святого Духа, после того, как Твое благословение утвердило их в вере, что Ты – Сын Божий, Искупитель мира.

Кондак, глас 6-й

Еже о нас исполнив смотрение, / и яже на земли соединив небесным, / вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, / никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, / и вопия любящим Тя: / Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

Исполнив весь замысел о нашем спасении, и соединив земнородных с небожителями, Ты вознесся во славе, Христе Боже наш, не оставляя земли, но пребывая неразлучно с нею и взывая к любящим Тебя: «Я с вами, и никто не одолеет вас!»

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с пречистою Твоею плотию Божественное вознесение.

Прославляем Тебя, Податель жизни Христе, и почитаем на небеса с пречистою Твоею плотию Божественное вознесение.

Задостойник, глас 5-й

Величай, душе моя, вознесшагося от земли на небо Христа Жизнодавца.

Величай, душа моя, вознесшегося от земли на небо Христа, жизни Подателя.

Тя паче ума и словесе Матерь Божию, в лето Безлетнаго неизреченно Рождшую, вернии единомудренно величаем.