Столетие окончания первой мировой войны отметят во франции

Французский историк Николя Оффенштадт и его немецкий коллега Герд Крюмейх рассуждают о потребности Франции почтить 100-летнюю годовщину начала «Великой войны».

La Croix: Сильна ли еще во Франции память о Первой мировой войне?

Николя Оффенштадт: Первая мировая война — это один из тех исторических периодов, которые оставили самый большой след в народной памяти. Этот период касается всех, а не только одних эрудитов. Это массовое и поразительное явление. Оно проявляется в нескольких моментах.

В некоторых семьях это видно, например, по почтительному отношению к воспоминаниям о воевавших предках: там бережно хранят документы (письма, дневники) и личные вещи, ухаживают за могилами и памятниками погибшим.

Кроме того, присутствие Первой мировой войны по-прежнему ощущается во всех формах искусства, будь то кино (вспомните об успехе «Долгой помолвки» Жана-Пьера Жене и «Счастливого Рождества» Кристиана Кариона), литература (не проходит и года, чтобы в магазинах не появилось несколько романов о Первой мировой), комиксы, песни или даже рок-музыка.

Герд Крюмейх: Французы действительно привязаны к памяти о Первой мировой войне. Этот период до сих пор вызывает у них живейшие эмоции. Даже самому маленькому французу известно, что она является основополагающим элементом национального самосознания. Не стоит забывать, что значительная часть этого конфликта разворачивалась во Франции. В Германии такого страстного стремления почтить память Первой мировой войны не существует.

— Почему у французов так сильны воспоминания о Первой мировой войне даже 100 лет спустя?

Герд Крюмейх: Мне кажется, что это связано с коллективной потребностью приглушить воспоминания о Второй мировой войне. Французы, конечно, пострадали во время второго конфликта, но не так, как во время первого. Во время Второй мировой войны во Франции было правительство Виши, а немцы разбудили во французах не самые лучшие инстинкты, хотя, конечно, это коснулось далеко не всех. Франции потребовалось время, чтобы понять, что не все из этого было принесено извне. Поэтому во Франции существует подспудное желание отойти от этой более новой истории и погрузиться в чуть более отдаленное прошлое. Первую мировую здесь называют «Великой войной», хотя по числу участников и масштабам последствий ей было далеко до второй.

— То есть, французы так прославляют победу 1918 года, чтобы найти в ней утешение после поражения в 1940 году?

Герд Крюмейх: Отчасти. Для Франции Вторая мировая война со многих точек зрения обернулась беспорядочным бегством. О таком никто не любит вспоминать. Кроме того, во втором конфликте погибло меньше французов, чем в первом: военные и гражданские кладбища жертв войны 1939-1945 годов здесь встречаются гораздо реже, чем, например, в Германии и России.

Николя Оффенштадт: Я не совсем согласен с таким психоаналитическим анализом. Мне кажется, что тому есть скорее два других объяснения. Первое носит довольно общий характер: сегодня мы живем в стране, которая, как впрочем и Германия, нуждается в прошлом (далеком или не очень) и потребляет его в самых разных формах, от литературных произведений до исторических реконструкций. Мы живем во времена, когда прошлое становится ресурсом, своего рода успокоительным средством, потому что будущее туманно, а различные культурные ориентиры (как духовные, так и политические) ослабли.

— Почему Первая мировая война стала для французов одним из главных исторических периодов, к которым они так любят возвращаться?

Николя Оффенштадт: Она представляет собой общий коллективный опыт. Практически во всех семьях во Франции или бывших колониях хранится память о предке, которому довелось пережить этот опыт.

Герд Крюмейх: Нужно также добавить, что Первая мировая война главным образом проходила во Франции.

Николя Оффенштадт: Первая мировая война практически автоматом влечет за собой единый ассоциативный ряд для всех французов. Любой может коснуться этого опыта через материальные отражения семейных воспоминаний, которые существуют в виде документов (письма, дневники, фотографии) и принесенных из окопов предметов (гильзы, трубки, скульптуры и т.д.). Наконец, сформировавшийся сегодня положительный образ солдата-фронтовика, вытесняет собой все.

— То есть, у фронтовика сложился исключительно положительный образ?

Николя Оффенштадт: Фронтовик времен Первой мировой — это один из ключевых персонажей истории Франции, под каким углом не смотреть. Кроме того, он — жертва самоуправства командиров и ужасов войны, упорный или мятежный боец, которым движут вера в победу или отчаяние. На его месте себя может представить любой человек, будь то милитарист или антимилитарист, христианин, коммунист или кто-то еще. У каждого есть свой фронтовик. Ни одна другая французская историческая фигура не предлагает людям столько положительных моделей. В том числе и во время Второй мировой войны.

Герд Крюмейх: Сейчас память о французских фронтовиках в равной степени разделяет вся нация, хотя во время войны отношение к ним было неровным: так, например, на юге Франции оно было более равнодушным. Этот момент поднимает следующий вопрос: как же тогда сформировалось это единство? Все годные для службы французы побывали в армии и вынесли для себя военный опыт. Битва при Вердене под командованием Петена послужила основой для начавшегося в дальнейшем процесса идеализации фронтовика.

Николя Оффенштадт: У нас, безусловно, преувеличивают единство солдат в траншеях. Отношения представителей разных классов могли быть очень натянутыми: интеллигентам было очень непросто найти общий язык с простыми солдатами. Разногласия выходцев из различных регионов тоже удавалось преодолеть далеко не всегда. Как бы то ни было, это не отменяет факта, что все сидевшие в траншеях солдаты разделяли общую судьбу, вместе шли в атаку и пересиживали обстрелы.

Герд Крюмейх: Такое единство пережитого опыта фронтовиков стало тем сильнее, что с диалектической точки зрения, оно возникло после напряженности.

Николя Оффенштадт: После войны этот опыт послужил основой для формирования различных ветеранских ассоциаций, которые успешно вели борьбу за предоставление им пенсий и пособий. Это стало одним из крупнейших ассоциативных движений «гражданского общества» во Франции ХХ века.

Герд Крюмейх: Кроме того, все партии, как левые, так и правые, заявили в один голос: «Больше этого не должно повториться!»

— Можно ли говорить о том, что образ фронтовика приобрел сакральный оттенок?

Николя Оффенштадт: Да. Фронтовик стал сакральной исторической фигурой. Его легенда формировалась постепенно. В 2000-х годах она сплотилась вокруг немногих оставшихся в живых ветеранов и в частности последнего из них, Лазара Понтиселли (Lazare Ponticelli), который скончался в 2008 году.

Герд Крюмейх: Эта легенда сформировалась тем проще, что практически в каждой французской коммуне стоят памятники погибшим во время Первой мировой войны, символ их жертвы.

— Существовали ли какие-то перемены в процессе формирования этой легенды? В 1960-1970-х годах фронтовик пользовался не лучшей репутацией среди молодых поколений…

Николя Оффенштадт: Да, в коллективной памяти действительно произошел сдвиг. Сегодня фронтовик вновь выходит на первый план, потому что мы нуждаемся в прошлом. В 1960-1970-х годах люди больше смотрели в будущее, то были времена Славного 30-летия, часть молодежи стремилась к мировой революции и новому обществу, страны третьего мира во всеуслышание заявили о себе: в тот момент образ фронтовика стал частью устаревшего патриотизма.

— На какое время пришелся этот поворот?

Герд Крюмейх: Я бы отнес его к 1978 году и публикации «Военных записок бондаря Луи Барта (1914-1918)» (Carnets de guerre de Louis Barthas, tonnelier (1914-1918)), которые тогда наделали немало шума. В этот период юные поколения во Франции, как и в Германии, начали больше интересоваться жизнью и страданиями солдат, чем причинами и последствиями конфликта. Люди захотели узнать, почему в 1914 году погибли столько солдат.

Николя Оффенштадт: Своего апогея этот процесс достиг в 1998 году на 80-ю годовщину перемирия, когда писатель Жан-Пьер Гено (Jean-Pierre Guéno) и журналист Ив Лаплюм (Yves Laplume) выпустили сборник писем и записок «Слова фронтовиков» (Paroles de poilus). Кроме того, в этом году представитель высшей государственной власти, а именно премьер-министр Лионель Жоспен (Lionel Jospin) впервые открыто поднял вопрос расстрелянных в военное время бунтовщиков.

— Но откуда возникла такая потребность в прошлом? Франция настолько боится будущего, глобализации? У нее сложности с самосознанием?

Николя Оффенштадт: Это возвращение к прошлому, безусловно, означает, что у французского общества есть сомнения насчет своего будущего. В департаментах и регионах существуют тысячи мемориальных проектов. Первая мировая война стала ресурсом, потому что память о ней сопровождается мистификацией социальной связи, которая в тот момент позволила обществу сохранить единство, несмотря на сложности и разногласия.

Герд Крюмейх: Именно так. Для французов Первая мировая — Великая война, потому что она имеет в их глазах особый смысл. Ко Второй мировой это уже не относится.

— Существует ли в Германии то же отношение к Первой мировой, что и во Франции?

Герд Крюмейх: В Германии все обстоит с точностью до наоборот. За все мои почти полвека работы по этой теме я еще не видел настолько серьезного расхождения между нашими странами. У нас вообще не вспоминают о Первой мировой. Это нас не касается, это не наша история.

Николя Оффенштадт: Один немецкий друг как-то сказал мне, что в Германии интерес к «Великой войне» равен интересу во Франции к Франко-прусской войне 1870 года. Другими словами, его почти нет!

Герд Крюмейх: Очень важно понимать, что для нас, немцев, наша история начинается, если так можно выразиться, в 1945 году. Во времена моей молодости мы интересовались Первой мировой лишь с точки зрения сравнения Веймаркой республики, нацизма, Гитлера и Второй мировой войны. Саму по себе Первую мировую мы практически не разбирали. Хотя все согласны с тем, что она стала первой большой катастрофой ХХ века, немцы не считают ее таковой для своей истории. Причем это касается немцев как из ФРГ, так и ГДР.

— В германии не читают «В стальных грозах» Эрнста Юнгера (Ernst Jünger) или «На западном фронте без перемен» Эриха Марии Ремарка (Erich Maria Remarque)?

Герд Крюмейх: В отличие от Франции, у нас эти книги мало читают. В 2007 году вышло переиздание «На западном фронте без перемен», но оно не привлекло к себе особого внимания. Когда я предложил одному издательству выпустить сборник вышедших в 1920-1930-х годах романов о Первой мировой, мне ответили, что у такого проекта не будет аудитории. Еще одним признаком нашего безразличия служит отношение к памятникам погибшим. Во Франции им отводится центральное место. В Германии же нередко вообще не помнят, где они находятся.

Николя Оффенштадт: Тем не менее, в Германии все же есть интерес к этому периоду, о чем свидетельствует успех программы Europeana, которая включает в себя оцифровку семейных архивов по Первой мировой и должна стартовать во Франции уже в ноябре.

Герд Крюмейх: Да, но этот интерес все равно проявляют лишь отдельные люди. Не стоит рассматривать его как коллективное стремление вновь сделать Первую мировую важной частью нашей истории.

— Во Франции и Германии Первая мировая вызывает совершенно разные эмоции. В каждой стране к этой войне относятся по-своему?

Николя Оффенштадт: Воспоминания о Первой мировой войне и ее роль в формировании самосознания очень сильно разнятся в зависимости от страны. Для одних она стала частью долгой истории, как, например, во Франции. Для других она послужила основой для формирования нации и занимает важнейшей место в истории. Это относится, например, к Австралии, Канаде и европейским странам, которые появились после войны.

Герд Крюмейх: нельзя не отметить растущий интерес к Первой мировой в странах Восточной Европы, таких как Польша, Болгария и Сербия. Во времена коммунизма в Польше о ней вообще было запрещено говорить. Вам известно, что в Вердене поляки потеряли 70 тысяч солдат? Половина из них погибла, сражаясь за французов, а другая - за немцев.

Николя Оффенштадт: В странах бывшего коммунистического блока сейчас идет процесс ренационализации прошлого. Интерес к Первой мировой становится частью подъема национальных движений. Путинской России тоже свойственна эта тенденция. Одним из главных моментов в памятных мероприятиях по поводу столетия Первой мировой является роль войны в формировании национального и регионального самосознания.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Нацию сплачивают не только представления об общих корнях, но и память о великих испытаниях, выпавших на долю страны и на плечи ее жителей. Так считал еще Эрнест Ренан, выдающийся французский историк и философ-республиканец. Историческая память - это то, без чего невозможна ни коллективная идентичность, ни чувство социальной солидарности. События, о которых помнят, поскольку о них хочется погрустить или они внушают гордость, и есть основа национального сознания. Такие события являются средоточием коллективной жизни; представления о них оказывают влияние на политику, общественную мораль и готовность жить вместе, или, используя знаменитую формулу Ренана, участвовать в «ежедневном плебисците».

Во Франции одним из ключевых событий, делающих такой «плебисцит» возможным, является Первая мировая война. Сочетая в себе отчаяние и воодушевление, гуманизм и страшное саморазрушение цивилизации, добро и зло, горечь поражений и радость побед, память о Великой войне (Grande guerre), как ее по-прежнему именуют в Европе, и сегодня играет важную роль во французской политической жизни.

Неожиданная война, к которой тщательно готовились

Первая мировая разразилась не на пустом месте. К ней шли часто и ненамеренно, но вполне решительно. Европейские державы вооружались на новом витке военной и технической революции. Дипломаты плели интриги и создавали военные союзы, главные из которых - Тройственный союз и Антанта - сложились к началу ХХ века. Генералы и стратеги разрабатывали планы передела зон влияния в Европе - геополитическом центре тогдашнего мира. Каждая держава преследовала свои интересы.

Не была в стороне и Франция. На протяжении четырех десятков лет общественное мнение и военно-политический истеблишмент Третьей республики были одержимы идеей реваншизма: французам не давало покоя постыдное поражение во Франко-прусской войне 1870-1871 годов, стоившее стране северных территорий. Знаменитый «вопрос Эльзаса и Лотарингии» будоражил умы не одного поколения французских политиков. Ради разрешения этого вопроса республиканская Франция, опасавшаяся нового лобового столкновения с Германией, пошла на союз с монархической Россией. Страна свободы, равенства и братства не хотела войны, но одновременно с тем странным образом ее жаждала.

Именно поэтому высказывавшиеся опасения о назревающем общеевропейском кризисе и милитаризме Австро-Венгрии и Германии не принимались французским обществом всерьез, а зачастую даже высмеивались. Социалисты, призывавшие к единению рабочего класса поверх государственных границ, еще до лета 1914 года затеяли спор о том, что делать пролетариям в случае большой войны. Дебаты, в ходе которых они пытались решить, является ли достаточной и необходимой антивоенной мерой всеобщая стачка, были представлены общественному мнению как бестолковый и антипатриотический треп.

«Я все еще надеюсь, что нам не придется содрогаться от ужаса при одной только мысли о великом человеческом бедствии, к которому привела бы сегодня война в Европе», - эти слова начертаны на огромном полотне, вывешенном в начале лета 2014 года на ограде Национальной ассамблеи в Париже. А принадлежат они человеку, 100 лет назад произносившему пылкие речи в этом самом здании, – депутату Жану Жоресу, лидеру французских социалистов. Но тогда его не услышали. Понимание его правоты пришло немногим позже - когда Франция уже оказалась ввергнутой в великое бедствие, и пути назад не было.

Сам Жорес, убежденный антимилитарист, был застрелен французским националистом Вилленом 31 июля 1914 года, став, по выражению современников, «первой жертвой еще не начавшейся войны». И только позже, главным образом, после увиденных и пережитых ужасов Великой войны, имя Жореса стало знаковым и даже культовым для французской истории: появились книги о Жоресе-мыслителе и Жоресе-пацифисте; практически каждый город Франции обзавелся улицей Жореса и т.д. А тогда, летом 1914-го, война не заставила себя долго ждать: мобилизация во Франции была объявлена на следующий день после скандального убийства, 1-го августа, когда в войну вступила Россия. А еще через два дня Германия объявила Республике войну.

Великая война и «священное единение»

То, что эта война, которая ощущались как небывалая катастрофа и чудовищное порождение самой европейской цивилизации, будет важнейшим звеном французского исторического сознания и политической мифологии, стало ясно уже в первые ее дни. Агрессия соседних держав и раньше использовалась в качестве механизма укрепления солидарности и строительства национального сознания. Но теперь предстояло испытание совершенного иного масштаба - война целых народов, война массовых армий и, по меткому выражению Макса Вебера, «война богов», то есть символов, ценностей и культур.

А к ставшему обычным (по крайней мере, со времен Великой французской революции) образу «священной войны цивилизации против варварства» (именно под таким заголовком вышла французская газета «Le Matin» за 4 августа 1914 года) добавилось ощущение трагедии не только национального, но и глобального масштаба. В том же выпуске «Le Matin» писала: «Смерть тысяч и, может быть, сотен тысяч человек, кровь, которая прольется на землю, нищета, голод среди народов…».

Уже в первые дни, когда еще никто не мог знать о предстоящем кровопролитии в битве на Сомме и «Верденской мясорубке», война стала для Франции Великой в политическом смысле слова: президент Раймон Пуанкаре провозгласил «священное единение» (union sacrée). Его суть проста, но от этого не менее значима: все политические силы, включая ратовавших за преодоление национально-государственных границ синдикалистов и социалистов, объединили усилия в борьбе с неприятелем и поддержке французского правительства. По словам «Le Matin» от 5 августа 1914 года, «как и столетие с четвертью назад (имеются в виду революционные события 1789 года - РП), все партии, все классы, все лики Франции объединились для того, чтобы принести жертву и выразить надежду [на победу]».

Война, длившаяся более четырех лет, определила контуры дальнейшего европейского и мирового устройства, но не смогла разрешить всех противоречий, накопившихся в отношениях великих европейских держав. Унижавшая Германию Версальская система, культ колониализма, создание тоталитарных режимов, технократический и политический милитаризм проложили путь к еще большей катастрофе - Второй мировой войне. Именно она стала апогеем проявления «темного», «варварского» начала Европы и Запада, о котором писали выдающиеся умы ХХ столетия - Карл Поппер и Лео Штраус, Теодор Адорно и Макс Хоркхаймер, Ханна Арендт и Раймон Арон. От нового витка варварства пострадал весь мир, и Франция в том числе.

Однако, именно Первая мировая стала для французского общества и французской политики самым значимым событием прошлого столетия и, пожалуй, самым крупным невыученным вовремя уроком. Именно на его изучение в годовщину столетия Великой войны были брошены силы государства и гражданских организаций.

Память о Первой мировой и политический ритуал

То, что память о Великой войне была пронесена во Франции через все испытания ХХ века, связано, в первую очередь, с уникальностью такой масштабной катастрофы во французском контексте. Прежде всего, Первая мировая является для Франции самой кровопролитной войной за всю ее историю. Страна потеряла убитыми почти 1,7 млн человек, из которых 300.000 - гражданские потери; ранены были почти 4,3 млн человек. За весь период Второй мировой войны французов погибло значительно меньше - около 570.000 человек.

И если в 1914-1918 годы Франция отчаянно сопротивлялась, то пережитый трагический опыт, во многом, предопределил не только «странную войну» (drôle de guerre) с Германией в сентябре 1939 - мае 1940, но и проявившуюся затем моральную неготовность французской армии стоять до последнего. Таким образом, Первая мировая для французского общества имеет однозначную моральную оценку - это была патриотическая война, с ясными ориентирами и готовностью отдать все ради победы. А Вторая мировая война стала для Франции и народной памяти чем-то мучительным, какой-то горькой смесью национального подвига и унижения, героизма участников Сопротивления и повседневного предательства коллаборационистов, надежд на де Голля и реальной жизни при режиме Петена. Этой раздвоенности память о Первой мировой не знает.

Если от Второй мировой войны на улицах французских городов остались черные таблички с именами евреев, депортированных из того или иного места (то есть априори не спрятанных, не укрытых и не спасенных французами), то о Великой войне свидетельствуют памятники не вернувшимся с фронта бойцам и ухоженные кладбища, усеянные крестами из белоснежного камня. В 1914-м перед обществом не стояло трудного морального и политического выбора; защищать родину, любить Республику и нещадно бить врага тогда казалось естественным и безальтернативным поведением - для социалиста и националиста, либерала и консерватора. Поэтому не удивительно, что именно Первая мировая война, объединившая в себе многочисленные (и невиданные ни до, ни после) человеческие потери, разрушения и лишения со счастливым концом и морально безупречной победой, почитается французами как важнейший урок истории и выдающийся подвиг Франции.

День 11 ноября, когда в 1918 году в штабном вагоне главнокомандующего союзными войсками на Западном фронте маршала Фоша было подписано Компьенское перемирие, во Франции стал государственным праздником и официальным выходным днем. Этот день стал еще одним символом национального единства, как и 14 июля - день взятия Бастилии. Республиканское единение, стирающее политические, социальные, религиозные и культурные различия, - вот суть всех официальных речей, произносимых 11 ноября в городах Франции. По всей стране, особенно в ее северных регионах, где разворачивались боевые действия, организуются акции памяти под предводительством мэров и представителей гражданских ассоциаций. Обязательным политическим ритуалом является возложение венков президентом Республики на Могилу Неизвестного Солдата, расположенную в Париже под Триумфальной аркой. Эта церемония проходит несколько раз в год: 11 ноября, 6 июня (в день

высадки союзных войск в Нормандии) и иногда во время официальных визитов глав иных государств.

Интересно, что при президенте де Голле была предпринята попытка «примирить» противоречивые воспоминания о прошлом, связанные с капитуляцией Франции в 1940 году и деятельностью режима Виши. По его приказу в 1966 году в полувековую годовщину завершения Верденской битвы возложили цветы на могилу маршала Петена, возглавлявшего во Вторую мировую войну коллаборационистское правительство Франции и с тех пор ставшего символом предательства. Ведь именно Петен, тогда еще генерал, командовал французскими войсками в этом почти что десятимесячном сражении под Верденом, унесшим жизни без малого 150.000 французских солдат. А при президенте Миттеране цветы на могилу маршала, лишенного по приговору суда всех государственных званий и наград, возлагались ежегодно, несмотря на протесты родственников жертв нацизма.

1914-2014: никто не забыт, ничто не забыто

По прошествии столетия память о Великой войне, тем не менее, все сильнее стирается. После Второй мировой Франция не знала больше войн на своей территории; был запущен процесс умиротворения жизни в интегрирующейся Европе. Не способствуют развитию национального самосознания и процессы глобализации. Однако государство и гражданские активисты делают все, чтобы напомнить уроки 100-летней давности.

В 2012 году правительством был запущен грандиозный проект «Миссия Столетия» (Mission du Centenaire), в рамках которого организуются выставки, конференции и другие акции, посвященных истории Первой мировой, осмыслению ее роли, значения и последствий для самой Франции. Жители крупных французских городов могут увидеть фотографии военных лет на стенах станций метро, на улицах, афишных тумбах, а также посетить многочисленные экспозиции о Первой мировой, которые были открыты не только в национальных музеях, но и в домах культуры по всей стране.

Первой мировой войне был посвящен в этом году и традиционный военный парад, состоявшийся 14 июля 2014 года на Елисейских полях в Париже. На него были приглашены представители около 80 государств, которые принимали участие в войне (разумеется, на стороне победителей). Открыли парад марш французских солдат в сероватой форме тех времен и выезд артиллерийских орудий, запряженных четверками лошадей. Затем прошли небольшие отряды бойцов стран-победительниц под музыку столетней давности; звучал и марш «Прощание славянки», а среди прошедших торжественным шагом по брусчатке Елисейских полей были российские солдаты. После дефиле французских войск, выезда военной техники и авиашоу на Площади Согласия был исполнен хореографический этюд, завершившийся выпусканием в небо белых голубей. Главное, о чем заставляет думать война, - это ценность мирной жизни.

Франция была одной из стран-победительниц в Первой мировой войне. Однако эта победа была завоевана Францией ценой больших потерь, Например, в этой войне погибло 1,4 млн французов, 750 тысяч человек были ранены и искалечены. B результате военных действий были разрушены промышленно развитые области. 3 млн 250 тысяч гектаров пахотной земли стали непригодными. Франция из страны кредитора превратилась в дебитора. K 1920 году государственный долг Франции составил 300 млрд франков. (По расчетам того времени она должна была США 300 млрд долларов, а Великобритании - 650 млн фунтов стерлингов).

Вместе с тем война превратила Францию в одно из могущественных стран Западной Европы. Возвращение ей Эльзаса и Лотарингии, а также установление контроля Франции над Рурской областью оказало большое положительное влияние на дальнейшее развитие. Новая экономическая мощь Франнии позволила увеличить на 75% мощность металлургической промышленности.

Кроме этого, правительство Франиииуделяло серьезное внимание восстановлению народного хозяйства. Компенсация в J00 млн марок

позволила перестроить в технологическом плане промышленность. Bce это послужило мощным фактором индустриализации. B результате Франция из аграрно-индустриальной превратилась в индустриальноаграрную страну.

По выработке железной руды Франция вышла на первое место в Европе. Появились мощные банки («Мирабо», семьи Ротшильдов, братьев Лазар и Малле), B ведущих отраслях страны появились компании, подобные компаниям «Рено», «Ситроен», «Пежо», «Симка».

Наряду с этим в стране в большом количестве сохранились и мелкие предприятия. Они производили более 50% продукции. Коренные изменения произошли и в сельском хозяйстве. Например, возросло число собственников земли. Например, в 3,3% всех хозяйств, владеющих участками земли более 40 ra, площади под посевы составили 45,6%, тогда как до войны они составляли 2,6%.

Благодаря войне французская колониальная империя увеличилась. Над Ливаном и Сирией был установлен контроль Франции. (Ранее они принадлежали Турции). Кроме того, Франции частично перешли немецкие колонии Того и Камерун.

Bo внутренней жизни фрунцузского общества усилились настроения шовинизма. Временная печать широко пропагандировала материалы подлозунгом «Немцыдолжны заплатить за всс». Националистические силы страны пытались обессилить Германию.

Одновременно Франция бьыа одним из самых активных пособников интервенции зарубежного империализма против Советской России, так как бьиіа очень обеспокоена судьбою долга, выданного России.

Основной целью правящих кругов Франции было превратить Францию в самую мощную державу на европейском континенте, умеющую навязывать свою политику другим странам Европы.

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

Последствия Первой мировой войны для франции

релевантные научные источники:

  • Ответы к экзамену по истории государства и права зарубежных стран

    | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Зарубежные страны | docx | 0.68 Мб

    Предмет науки истории государства и права зарубежных стран. Место науки в системе юридических наук. Теоретическое и практическое значение изучения истории государства и права зарубежных стран.

  • Международное право

    Вылегжанин А.Н. | Под. ред. Вылегжанина А.Н. М.: - 1012 с. | Учебник | 2009 | pdf | 7.36 Мб

  • Ответы на экзаменационные вопросы по Новой истории стран Европы и Америки

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Европа и Америка | docx | 0.26 Мб

    Вопросы 1 Вопрос. Второй период Новой истории. Проблема хронологических рамок. Советская историография: Садовая и Козенко предлагают следующую периодизацию нового времени: 2. Общие процессы

  • Ответы на экзамен по предмету Всеобщая история

    | Ответы к госэкзамену | 2014 | docx | 0.64 Мб

    1. ИНДИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА 2.Особенности развития азиатского феодализма («азиатский способ производства»). 3.Франция эпохи Наполеона Бонапарта. „Кодексы" Наполеона. Кодекс Наполеона 1804г.

  • Ответы к экзамену - Экономическая история

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.37 Мб

    1.Предмет и метод истории экономики. Периодизация. 2.Хозяйство древних восточных славян. Разложение родовой общины. 3. Социально-экономическое развитие Киевской Руси (Х-ХIIвв.). 4.Экономика Руси в

  • Ответы к экзамену по предмету История государства и права России

    | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.31 Мб

    1. Образование Древнерусского государства. Основные этапы. Раннее государство Киевская Русь 9 в. Расцвет Киевской Руси в 10-12 вв. 2. Общественный строй в Киевской Руси 3. Государственный строй

  • История экономики

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.07 Мб

История Франции в XX веке

Третья французская республика [ | ]

Выборы в палату депутатов, происходившие весной 1902 г., создали в палате депутатов радикальное большинство. Правительство уже не нуждалось более в поддержке разнообразных элементов из разных республиканских партий: политика кабинета Вальдека-Руссо была оправдана избирателями. Тем не менее 20 мая Вальдек-Руссо совершенно неожиданно и для противников, и даже для сторонников заявил, что его кабинет подаёт в отставку, считая свои обязанности по умиротворению Франции исполненными. Попытки врагов кабинета объяснить эту отставку раздорами в самом кабинете оказались ни на чём не основанными. Ещё с меньшим правом можно было искать причину отставки в исходе выборов; в палате на 589 депутатов имелось 233 радикала и радикала-социалиста, 62 правительственных республиканца и 43 социалиста, которые не отказывали кабинету в своей поддержке. Таким образом правительственное большинство было обеспечено и отставка кабинета - в первый и единственный раз в истории третьей республики, - была безусловно добровольной. В том же мае месяце состоялась поездка президента республики, Лубе, в Санкт-Петербург. В конце мая французская колония Мартиника была поражена страшным извержением вулкана, считавшегося потухшим, и сильным землетрясением, которое разрушило почти все поселения острова. Погибло до 40 тысяч человек. 1 июня была открыта летняя сессия парламента. Палата депутатов избрала на пост президента радикала Леона Буржуа большинством 303 гол. против 267, поданных за прежнего президента, оппортуниста Дешанеля. Сформирование нового кабинета было поручено радикалу Комбу . Он взял себе портфель внутренних дел, а из старого кабинета сохранил только военного министра ген. Андрэ и министра иностранных дел Делькассе. Остальные члены кабинета: министр юстиции - Валле, морской министр - Камилл Пельтан , министр торговли - Трульо, земледелия - Мужо, колоний - Думерг (все пятеро - радикалы, или радикалы-социалисты), министр просвещения - Шомье, общественных работ - Марюэжуль, министр финансов - Рувье (последние трое - республиканцы). Делькассе и Рувье представляли в кабинете правое крыло республиканской партии. Социалисты, к которым в кабинете Вальдека-Руссо принадлежали Мильеран и Боден, в новом кабинете представлены не были; тем не менее, они входили в блок парламентских партий, который поддерживал кабинет Комба и во всё время деятельности кабинета представлял собой особую парламентскую организацию партий, построенную на федеративном начале, с постоянным общим комитетом.

Министерская декларация обещала отмену закона Фаллу, подоходный налог, двухгодичную военную службу, страхование рабочих от старости и болезней. Она объявляла войну националистам и клерикалам, но не касалась отделения церкви от государства, а выражала только намерение неукоснительно применять закон Вальдека-Руссо о конгрегациях . Тем не менее, католическая церковь поняла декларацию министерства как вызов и сразу начала мобилизировать свои силы против правительства. В свою очередь правительство уже в течение июня объявило о закрытии 135 школ различных конгрегаций. Конгрегации далеко не всегда подчинялись добровольно; закрывать их школы приходилось иногда при помощи вооружённой силы. Позже аналогичные меры принимались с большей осторожностью, но всё же вызывали противодействие и недовольство. Члены конгрегаций эмигрировали в Италию, в Бельгию и особенно в Испанию. Правительство, не колеблясь, увольняло чиновников за участие во враждебных ему манифестациях; в начале 1903 г. было уволено несколько генералов и полковников, жены и дочери которых приняли демонстративное участие в благотворительных базарах, устроенных духовными конгрегациями. Был отозван французский посол в Петербурге Монтебелло, настроенный клерикально, и заменён Бомпаром, сторонником политики кабинета. Прения в палате не раз принимали крайне бурный характер, но в результате правительство всегда получало одобрение большинством 70-120 голосов в палате и 50-70 голосов в сенате.

В ноябре 1902 г. север Франции был охвачен громадной забастовкой в угольных копях, но правительству, путём мирного вмешательства, удалось склонить обе стороны к уступкам и этим прекратить стачку. В конце 1902 г. мин-ство внесло в палату депутатов проект закона о преподавании, отменявший закон Фаллу. Право открытия учебных заведений предоставлялось только лицам с высшим светским образованием (по закону Фаллу достаточно было среднего, всё равно - светского или духовного); контроль над преподаванием предоставлялся светским властям, которые получали право закрывать учебные заведения. От лиц, открывающих учебное заведение, требовалось заявление, что они не принадлежат к неразрешённым конгрегациям. В силу нового закона подлежало закрытию до 10000 школ, содержимых духовенством, с общим числом учащихся: мальчиков - 350000 и девочек - 580000. Для восполнения создаваемого таким образом пробела правительство должно было озаботиться о немедленном открытии 1921 совсем новых школ и о расширении нескольких тысяч старых. Это возложило на плательщиков налогов бремя в 50 млн франк. единовременно и свыше 9 млн ежегодно, тогда как ранее соответствующие расходы падали на церковь и монастыри. В ноябре 1903 г. против правительства выступил в сенате Вальдек-Руссо, утверждая, что оно слишком сурово, не считаясь с обстоятельствами, проводит закон о конгрегациях. Речь эта привела в восторг противников кабинета, но большого влияния не имела; правительство сохранило и после неё своё большинство в обеих палатах. В июле 1904 г. закон о преподавании прошёл через обе палаты и вступил в силу; закон Фаллу окончательно пал. В январе 1905 г. правительство провело через палаты запрещение преподавать Закон Божий на бретонском языке. На отмену конкордата правительство, однако, не решалось, находя, что религиозное сознание народа не стоит ещё на надлежащей высоте. В сентябре 1903 г. открытие в Трегье памятника Ренану дало повод к клерикальным манифестациям: войска принуждены были отогнать от места торжества значительную толпу народа. В апреле 1904 г. из судов были удалены распятия и другие религиозные эмблемы.

Хотя министром иностранных дел оставался Делькассе, горячий сторонник франко-русского союза, но франко-русская дружба во время деятельности кабинет Комба несколько охладела. Франция сблизилась с Англией и Италией. В течение 1903 г. короли английский и итальянский посетили Париж; Лубе отдал им визит в Лондоне и Риме. Поездка Лубе в Рим (апр. 1904 г.) была актом не только международной, но и церковной политики: он не счёл нужным посетить папу, да и не мог бы сделать этого ввиду заявления римской курии, что одновременное посещение главы церкви и главы государства, лишившего папу его прав, возможно только для иноверного государя. В посещении короля итальянского, в Риме, президентом французской республики курия увидела оскорбление для себя и выразила свой протест официально. Французское правительство ответило отозванием своего посла из Ватикана (май 1904 г.). Тем не менее, папа медлил с отозванием своего нунция из Парижа. В июле 1904 г. папа уволил двух французских епископов, не получив на то согласия от франц. правительства. Тогда отозван был из Рима весь состав французского посольства, а папскому нунцию было сообщено, что его пребывание в Париже не имеет больше никакой цели. Дипломатические сношения между Францией и святым престолом были разорваны. Целый ряд епископских и священнических кафедр, ставших вакантными, не мог быть замещён вследствие невозможности соглашения между франц. правительством и курией. - Политическое сближение с Италией и Англией было завершено договорами о мирном третейском разбирательстве споров между ними; такие же договоры были заключены с Испанией, Швецией, Норвегией и Нидерландами. Другое соглашение между Францией и Англией касалось колониальных вопросов. Франция обязалась не требовать эвакуации Египта англичанами; Англия признала, что Франция имеет право охранять спокойствие и порядок в Марокко и оказывать марокканскому султану необходимую военную и финансовую помощь; в течение ближайших 30 лет Франция и Англия должны пользоваться в Египте и Марокко одинаковым торговым положением; для обеспечения свободы плавания по Гибралтарскому проливу в известной части Марокко не должно быть воздвигаемо приморских укреплений; по отношению к рыбной ловле у Ньюфаундленда Франция отказалась от предоставленных ей Утрехтским миром привилегий; в Сенегамбии зато произведено в пользу Франции исправление границ между французскими и английскими владениями, и Англия уступила Франции группу островов в устье Нигера; в Сиаме река Менам признана границей между сферами влияния Англии и Франции, и обе державы обязались не присоединять к себе Сиам; Англия отказалась от влияния на таможенное законодательство Мадагаскара. 6-го октября 1904 г. Испания признала франко-английское соглашение относительно Марокко. При соглашении с Англией не было обращено внимания на интересы Германии, имеющей известные претензии на Марокко. В конце 1904 г. начались, вследствие этого, пререкания между Францией и Германией, несколько пошатнувшие положение Делькассе. Между тем последний очень дорожил сближением с Германией: он допустил высылку из Франции эльзасца Дельсора, приезжавшего в Париж, чтобы устраивать митинги и читать лекции по эльзасскому вопросу. Движение вопроса о подоходном налоге замедлялось самим министром финансов, ни в чём не отступавшим от финансовой политики предыдущих кабинетов; выкуп жел. дорог государством он объявил несвоевременным. В 1903 г. было возобновлено дело Дрейфуса . Дополнительное его расследование было закончено только в июле 1906 г.: кассационный суд отменил приговор Реннского суда, признал Эстергази автором пресловутого бордеро и нашёл ненужным новое рассмотрение дела, в виду чего особым законом, проведённым через палаты, Дрейфус и его сторонник полковник Пиккар были восстановлены во всех их служебных правах. Этот исход дела не вызвал прежнего раздражения страстей: французский национализм, в той его форме, в которой он проявился в деле Дрейфуса, к этому времени более не существовал.

С целью низвержения правительства на сына Комба, исполнявшего при отце обязанности частного секретаря, было взведено клеветническое обвинение во взяточничестве. Против морского министра Пелльтана вёлся систематический поход, во главе которого стоял один из его предшественников по министерству, также радикал (но с ярко националистическим оттенком), Локруа. В этой борьбе выразились отчасти два противоположные взгляда на военно-морское дело: Пелльтан - сторонник мелких военных судов (миноносцев и контр-миноносцев), Локруа - броненосцев и крейсеров (Русско-Японская война неопровержимо доказала, что в этом споре был прав Локруа). Локруа утверждал, что Пелльтан ослабляет флот как непропорционально крупными тратами на мелкие суда, так и подбором служащих, при котором он более считается с политическими убеждениями назначаемых, чем с их пригодностью для дела. Такого же рода был поход и против военного министра Андре , несомненно, способствовавшего развитию в среде армии политического доносительства. Его заменил радикал-социалист Берто. В агитации против кабинета принял участие и бывший министр в кабинете Вальдека-Руссо, социалист Мильеран, обвинявший правительство в том, что оно из-за церковной политики забывает политику социальную. Из соединения клерикалов и националистов с социалистами и радикалами образовалась сплочённая и сильная оппозиция. При открытии сессии парламента в январе 1905 г. часть радикалов выставила кандидатом на пост президента палаты Поля Думера, принадлежавшего к радикальной партии, но участвовавшего в агитации против кабинета. Думер был выбран 265 гол. против 240, данных кандидату министерства, Бриссону. Через несколько дней, при обсуждении общей политики кабинета, он получил выражение одобрения большинством 289 голосов против 279. Недовольный таким ничтожным большинством, Комб подал в отставку (14 января 1905 г.), продержавшись у власти 2 года и 7 месяцев.

24 января 1905 г. был сформирован новый кабинет. Во главе его стал Рувье , оставшийся министром финансов. Из прежнего кабинета вошли в новый ещё Шомье, перемнивший портфель народного просвещения на юстицию, министр иностранных дел Делькассе, и военный министр Берто. Новыми министрами были: Этьен, министр внутрен. дел; Томсон, морской министр; Бьенвеню Мартэн, министр народного просвещения и культов; Дюбьеф, министр торговли, почт и телеграфа; Клюментель, министр колоний; Рюо, министр земледелия; Готье, министр публичных работ. Лица с ярко выраженной радикальной окраской (Комб, Пелльтан, Валле, Думерг) все, кроме Берто, вышли из кабинета; левая его сторона была усилена радикалами-социалистами Дюбьефом и Бьенвеню-Мартэном и радикалами Рюо и Клюментелем, но не в их руках были важнейшие портфели. В первой своей декларации кабинет Рувье обещал во всем существенном продолжать политику Комба. Церковная политика правительства изменилась очень мало, став разве несколько более мягкой. Внесённый м-вом проект отделения церкви от государства лишь немногим отличался от проекта, ещё раньше предложенного Брианом. Сущность закона, обнародованного в конце 1905 года, состоит в следующем: республика не признает, не оплачивает и не субсидирует никакой церкви. Начиная с 1 января 1906 г. уничтожается государственный бюджет культов, равно как и расходы на них департаментов и общин. В течение года движимые и недвижимые имущества церкви, со всеми лежащими на них обязательствами, передаются религиозным ассоциациям верующих. Имущества, раньше принадлежавшие государству, департаментам или общинам, возвращаются им по принадлежности, с обязательством в течение определённого срока отдавать их внаём ассоциациям верующих. Служителям церкви, прослужившим не менее 30 лет и достигшим 60-летнего возраста, обеспечивается пожизненная ежегодная пенсия из средств государства, в размере 3/4 их прежнего жалования; при возрасте низшем и при меньшем числе лет службы назначается пенсия в пониженном размере. Верующим предоставляется устраивать ассоциации, пользующиеся свободой отправления религиозного культа. Отделение церкви от государства вызывало нападки с двух сторон. Справа клерикалы нападали на него за отнятие у церкви привилегированного положения в государстве; в прекращении зависимости церкви от государства они видели нарушение свободы совести; церковные имущества клерикалы считали неотъемлемым достоянием церкви и посягательство на них называли грабежом. Слева, из социалистического лагеря, правительство подвергалось упрёкам в недостатке решительности и последовательности; указывалось на то, что так называемые церковные имущества приобретены церковью благодаря государству, и следовательно, могут и должны считаться общественным достоянием. - Закон о страховании лиц, живущих заработком, не был проведён при кабинете Рувье; законопроект о подоходном налоге этим кабинетом вовсе внесён не был. Значительно был увеличен состав флота, в виду того, что в 1898 году германский флот составлял только 1/4 французского, к 1908 г. должен составить уже 3/4, а в 1917 г. - превосходить его, если Франция не построит 24 больших боевых судна. - В феврале 1905 г. в Париже заседал международный суд, разбиравший дело о потоплении английских судов русской эскадрой (см. Гулльский инцидент). В конце апреля Париж вновь посетил английский король, в конце мая и начале июня - испанский, на жизнь которого было сделано покушение испанским анархистом, бросившим бомбу в его карету. Цусимская катастрофа (15 мая 1905 г.), подорвав русское могущество на море, оказалась невыгодной для сторонников руссофильской политики. 6-го июня 1905 г. место Делькассе занял Рувье, уступив портфель финансов Мерлу. Задачей Рувье, как мин. ин. дел, было уладить спор с Германией. Конференция, созванная с этой целью, собралась в Алжесирасе (в Испании) и в апреле 1906 г. выработала акт, признавший суверенитет марокканского султана, неприкосновенность его владений и экономическое равенство держав в Марокко. В действительности, однако, все внутреннее управление Марокко было поставлено под строжайший контроль европейских держав. Начальником полиции султан должен назначать офицера, рекомендованного ему швейцарским правительством. - Недовольство мерами, принятыми кабинетом против образования чиновниками синдикатов, выразилось в отставке военного министра Берто. Его место занял Этьен; портфель министра внутренних дел перешёл к министру торговли Дюбьефу, которого заменил Трульо, умеренный республиканец. 19 февраля 1906 г. истекал семилетний срок президентских полномочий Лубе, который решительно отказался от вторичной кандидатуры. 17 января президентом республики избран президент сената Фаллиер, получивший 449 голосов против 379, данных кандидату правой, президенту палаты депутатов Думеру. За Фаллиера вотировали не только все левые республиканцы и радикалы (между прочим, Бриссон и Буржуа), но и социалисты, с Жоресом во главе.

7 марта 1906 г. Рувье вышел в отставку; место его занял кабинет радикала Саррьена. Из старого кабинета перешли в новый военный министр Этьен, морской министр Томсон и мин. земледелия Рюо. Цвет кабинету придавали новый министр внутренних дел, радикал-социалист Клемансо, знаменитый крушитель министерств, впервые принявший министерский портфель, министр народного просвещения - независимый социалист Аристид Бриан (главный борец за отделение церкви от государства); министр иностранных дел - радикал Буржуа; министр торговли - радикал Думерг (не следует смешивать с Думером). Сам Саррьен, взявший себе портфель юстиции, стоял в политическом отношении как бы в центре кабинета. На правой стороне из числа новых членов кабинета стояли министр финансов Пуанкаре, министр колоний Лейг и министр общественных работ Барту. В состав кабинета вошли наиболее выдающиеся люди французского парламента: его не раз называли кабинетом шефов. Образование этого кабинета было таким же движением налево, как и выбор Фаллиера. Главным его делом было проведение закона о воскресном отдыхе, который на предприятиях, его не допускающих, может быть заменён отдыхом в другой день недели. Закон этот вызвал сильное недовольство буржуазии; тем не менее, он вступил в жизнь, хотя кое-где и нарушался. Когда русское правительство обратилось с просьбой о разрешении поместить во Франции новый заём, в кабинете произошло разногласие: Клемансо был решительным противником займа, но за него стояли Пуанкаре и Буржуа, и выпуск займа на французском денежном рынке был разрешён в апреле 1906 г. 6 мая 1906 г. произошли выборы в палату депутатов, переместившие центр парламентской жизни значительно влево. Из поданных 8 900 000 голосов на долю социалистов партийных выпало 970 000, социалистов независимых 160 000, социалистов-радикалов 3 100 000, радикалов 850 000, - итого левая получила 5 080 000 голосов; правая, считая и прогрессистов, не собрала их 3 600 000. Объединённые социалисты получили в палате 53 места, радикалы и радикалы-социалисты - 360. Все вожди левой вернулись в палату, в том числе и Жюль Гэд , забаллотированный в 1898 и 1902 гг.; только Поль Лафарг вновь потерпел неудачу (в борьбе с независимым социалистом Мильераном). Правая и националисты растеряли многих из своих вождей (напр Флуранса, Роша, Пиу). 19 июня открылась сессия парламента; президентом палаты депутатов был избран Бриссон. Положение правых членов кабинета делалось затруднительным. В октябре Саррьен ввиду невозможности примирить разногласия в кабинете подал в отставку. Новый кабинет был сформирован Клемансо 26 октября 1906 г. Из старого кабинета перешли в новый с теми же портфелями сам Клемансо, Томсон, Барту, Рюо и Бриан. Портфель юстиции получил Гюйо Дессен, портфель иностранных дел - Пишон, финансов - Кальо, торговли - Думерг, колоний - Миллиес Лакруа (не смешивать с Эд. Локруа, бывш. морским министром), военное министерство - генерал Пиккар, до тех пор не участвовавший в парламентской жизни, известный своей ролью в деле Дрейфуса. Вновь создано особое министерство труда и социальных мероприятий, во главе которого стал Вивиани. В кабинете таким образом было два независимых социалиста (Бриан и Вивиани), три радикала-социалиста (Клемансо, Пишон и Думерг), пять радикалов (Дессен, Кальо, Пиккар, Лакруа, Рюо) и два республиканца (Томсон и Барту). В прочитанной 5 ноября в палатах декларации министерства было сказано, что правительство будет охранять мир, не забывая, однако, что мир между цивилизованными народами покоится на военной силе. Во внутренней политике правительство будет укреплять демократию; это поведёт к тому, что отдельные случаи проявления государственной власти примут более умеренные формы. Будет внесён проект реформы военных судов: рассмотрение преступлений против общего права будет передано общим судам, а дисциплинарное производство - обставлено всеми необходимыми гарантиями. Правительство намерено провести в жизнь закон о страховании рабочих, усовершенствовать законы о профессиональных союзах, установить прогрессивный подоходный налог. В январе 1907 г. депутатом Фланденом внесён проект закона о свободе публичных собраний, которым отменяется обязательность предварительного заявления о собрании полицейским властям; этот проект встретил правительственную поддержку. Старания русского правительства заключить во Франции новый заём встретили противодействие Клемансо и Кальо; последний прямо заявил в палате депутатов, что о русском займе, не утверждённом Государственной Думой, не может быть во Франции и речи. Во время стачек кабинет сначала обнаруживал редкое во Франции беспристрастие, но в 1907 г. пошёл в этом отношении по дороге своих предшественников. Проявившееся среди чиновников стремление к образованию синдикатов показалось кабинету опасным для правильного хода государственной машины; находя, что стачки чиновников не могут быть приравниваемы к стачкам рабочих, он стал преследовать синдикаты должностных лиц, в особенности - учителей. Вследствие этого произошло сильное охлаждение между кабинетом и социалистами, которые в конце апреля 1907 г. перешли в прямую оппозицию кабинету; среди радикалов-социалистов и радикалов также обнаружилось сильное недовольство.

Франция в первой мировой войне [ | ]

Франция была почти целиком занята своими внутренними проблемами и обращала крайне мало внимания на угрозу войны. Правда, марокканские кризисы 1905 и 1911 все же вызвали тревогу, а в 1913 представители Министерства иностранных дел и Генерального штаба, уверенные, что Германия готовится к войне, с трудом убедили палату депутатов принять закон о трёхгодичной военной службе. Против этого закона выступил весь блок левых, особенно социалисты, которые под руководством знаменитого Жана Жореса были готовы призвать к всеобщей забастовке, чтобы воспрепятствовать мобилизации. Они были уверены, что так же поступят и германские социалисты (хотя сообщения из Германии этого не подтверждали).

Тем временем новый президент Французской республики Раймон Пуанкаре делал все возможное, чтобы укрепить положение Франции, и особенно настаивал на союзе с Россией. Когда летом 1914 международная обстановка осложнилась, он нанёс официальный визит царю Николаю II . Несмотря на это, для большинства населения разразившаяся война оказалась полной неожиданностью.

Франция была спасена от полного разгрома во время массированного германского наступления благодаря мужеству французских войск во время отступления к Марне и наступлению российской армии в Восточную Пруссию . После этого обе стороны перешли к позиционным формам войны. Такая окопная война продолжалась четыре года. В 1917 после вступления в войну США германская армия предприняла последнюю отчаянную попытку добиться победы путём последнего крупного наступления во Франции. Она добилась успехов, однако прибытие в Европу американских войск, боеприпасов и продовольствия остановило германское наступление и ослабило боевой дух германской армии. Знаменитый маршал Фердинанд Фош при поддержке правительства Клемансо возглавил войска Антанты в блестящей кампании, увенчавшейся изгнанием немцев с территории Франции. В Германии, близкой к истощению своих ресурсов, началась революция и она запросила перемирия , которое было заключено 11 ноября 1918.

    Баня-автомобиль французской армии ПМВ

    Снаряд французского тяжёлого орудия ПМВ калибра 400 мм

Франция в период между двумя войнами (1918-1939) [ | ]

Внутренняя политика Франции в 1920-е годы во многом определялась нерешёнными проблемами, возникшими после окончания войны. Два главных направления были связаны с финансовой и внешней политикой страны, которой руководили Раймон Пуанкаре и Аристид Бриан. Высокие военные расходы покрывались Францией за счёт займов, что неизбежно вело к инфляции. Пуанкаре рассчитывал на германские репарации, чтобы удержать франк хотя бы на уровне 1/10 довоенной стоимости, покрыть расходы на восстановление разрушенных районов и выплатить Великобритании и США проценты по займам. Однако немцы не желали выполнять своих обязательств. Многие вообще сомневались в возможности выплаты Германией крупных репараций. Пуанкаре, не разделявший этих сомнений, в 1923 ввёл войска в Рурскую область. Немцы оказали сопротивление и капитулировали только после введения чрезвычайных мер. Английские и американские эксперты выдвинули план Дауэса для финансирования репарационных выплат, главным образом через американские займы Германии.

В первой половине 1920-х годов Пуанкаре пользовался поддержкой националистически настроенного парламента, избранного в 1920. Но на следующих выборах 1924, несмотря на раскол левых сил на враждующие коммунистическую и социалистическую партии (1920), коалиция радикал-социалистов и социалистов (союз левых) смогла получить большинство мест. Новая палата отвергла линию Пуанкаре вместе с его твёрдой денежной политикой во Франции и, чтобы улучшить отношения с Германией, привела к власти сначала Эдуара Эррио, а затем Бриана. Планы Бриана обеспечить мир в Европе встретили, по-видимому, благоприятный отклик у Густава Штреземана, рейхсканцлера и министра иностранных дел Германии. Штреземан был инициатором заключения гарантийного пакта о неприкосновенности государственных границ в районе Рейна и о сохранении демилитаризации Рейнской области, что получило отражение в Локарнских договорах 1925 года.

С середины 1920-х годов и до своей смерти в 1932 Бриан руководил внешней политикой Франции. Он предпринимал искусные и неутомимые попытки наладить отношения с Германией как основу для сохранения мира под эгидой Лиги Наций, хотя и знал, что Германия занимается перевооружением. Бриан был уверен в том, что Франция никогда не сможет самостоятельно противостоять Германии без поддержки своих прежних союзников или Лиги Наций.

В начале 1930-х годов Францию охватил глубокий экономический кризис. В стране развернулось массовое рабочее движение, и одновременно возросла угроза со стороны нацистской Германии. Как программа равного социального обеспечения, на которой настаивал рабочий класс, так и политика действенного перевооружения для устранения угрозы со стороны ремилитаризованной Германии упирались в необходимость эффективного оздоровления экономики Франции. Более того, в 1930-х годах, когда во всем мире происходил спад производства, Франция вряд ли смогла бы добиться подлинного международного сотрудничества, которое одно могло бы спасти экономику страны от краха.

Мировой кризис и его тяжелейшее последствие - безработица - проявились во Франции в середине 1934. На выборах 1936 Народный фронт одержал решительную победу частично потому, что казался единственной защитой перед лицом тоталитарных правых сил, но главным образом из-за обещания улучшить экономическое положение и провести социальные реформы (по аналогии с Новым курсом в США). Лидер социалистов Леон Блюм сформировал новое правительство.

Приход Гитлера к власти первоначально мало повлиял на события во Франции. Однако его призыв к перевооружению (1935) и захват Рейнской области (1936) представляли собой прямую военную угрозу. Это коренным образом изменило отношение французов к внешней политике. Левые не могли больше поддерживать политику сближения обоих государств, а правые не верили в возможность военного сопротивления. Одним из немногих конкретных внешнеполитических мероприятий этого периода был пакт о взаимопомощи с СССР, заключённый Пьером Лавалем в 1935. К сожалению, такая попытка возродить давний франко-русский союз для обуздания Германии не увенчалась успехом.

После аннексии Австрии (1938) Гитлер потребовал, чтобы Чехословакия передала Германии Судетскую область. На Мюнхенской конференции Франция согласилась на раздел Чехословакии. Французы могли занять на конференции решающую позицию, поскольку она имела соглашения о ненападении и с Чехословакией, и с СССР. Однако представитель Франции Эдуард Даладье занял позицию, аналогичную позиции английского премьер-министра Невиля Чемберлена.

Франция в годы Второй мировой войны [ | ]

В 1939 Англия приступила к перевооружению армии, однако, когда Чемберлен выступил против германского вторжения в Польшу и объявил войну агрессору (3 сентября 1939), Даладье последовал его примеру. В период с сентября 1939 до германской оккупации Норвегии в апреле 1940 Франция бездействовала, поэтому противостояние с Германией приобрело характер т. н. «странной войны ». В моральном и военном отношениях Франция была совершенно не подготовлена к отражению германского нападения в мае 1940. В течение шести роковых недель Нидерланды, Бельгия и Франция были разгромлены, а британские войска изгнаны из материковой Европы. Несмотря на военную мощь Франции, поражение этой страны было настолько внезапным и полным, что не поддавалось никакому рациональному объяснению.

Режим Виши (1940-1944) [ | ]

Соглашение о перемирии, заключённое 22 июня 1940, положило конец боям во Франции. Одновременно с этим французский генерал Шарль де Голль выступил по радио из Лондона и призвал всех французов объединиться для борьбы с захватчиками. 11 июля депутаты парламента собрались в Виши и передали власть маршалу Филиппу Петену. Правительство Виши удерживало контроль над 2/5 территории страны (центральными и южными районами), тогда как германские войска оккупировали весь север и атлантическое побережье. Правительство Виши просуществовало вплоть до вторжения англо-американских войск в Северную Африку в ноябре 1942. После этого немцы полностью оккупировали Францию.

Немцы проводили жестокую политику на оккупированной территории. Движение Сопротивления , вначале слабое, значительно усилилось, когда немцы стали вывозить французов на принудительные работы в Германию. Хотя Сопротивление внесло свой вклад в освобождение Франции, основную роль сыграли боевые операции союзников, высадившихся в Нормандии в июне 1944 и на Ривьере в августе 1944 и к концу лета достигших Рейна. Началось восстановление страны, проходившее под руководством генерала де Голля и руководителей Сопротивления, особенно Жоржа Бидо и Ги Молле , которые представляли соответственно либерально-католическую и социалистическую организации.

Лидеры Сопротивления призвали к созданию нового общества, основанного на братстве и общем экономическом равноправии при гарантии подлинной свободы личности. Временное правительство приступило к выполнению программы социального развития, основанной на значительном расширении государственной собственности. Реализация всех этих принципов сильно осложняла неустойчивую финансовую систему страны. Для её поддержки было необходимо осуществить восстановление, систематическое развитие и расширение промышленной базы экономики. Соответствующие планы были разработаны группой экспертов под руководством Жана Монне .

Четвёртая республика (1946-1958) [ | ]

В 1946 Учредительное собрание приняло проект новой конституции, устранявший ряд недостатков Третьей республики. Генерал де Голль высказывался за установление авторитарного президентского режима. Коммунисты (которые благодаря активному участию в Сопротивлении играли теперь важную роль в правительстве) внесли предложение о едином Законодательном собрании. Однако большинство избирателей сочло, что этот план таит в себе угрозу коммунистического заговора, и не приняли его на всеобщем референдуме . На втором референдуме была принята компромиссная конституция , согласно которой слабый президент и совещательная консультативная верхняя палата дополнялись влиятельным Национальным собранием, осуществлявшим контроль за деятельностью правительства. Сходство между Четвёртой и Третьей республиками было очевидным.

В 1947 США провозгласили развёрнутую программу экономической помощи (план Маршалла) с тем, чтобы предотвратить распад экономической и политической структуры Европы и ускорить реконструкцию её промышленности. США предоставляли помощь при условии, что создаваемая Организация европейского экономического сотрудничества положит начало интеграции государств Европы.

Тем временем начинается Холодная война, и в 1949 году Соединёнными Штатами для укрепления своих позиций в Западной Европе была создана Организация Североатлантического договора (НАТО). Франция приняла участие в общих мероприятиях по договору, хотя это тяжёлым камнем легло на бюджет страны и истощило её военные ресурсы. Таким образом, возник неразрешимый конфликт между выполнением договорных обязательств перед НАТО и финансовыми возможностями Франции.

После Второй мировой войны в странах Юго-Восточной Азии, включая французский протекторат Индокитай, активизировалось национально-освободительное движение. Хотя временное правительство де Голля обещало предоставить политические права всем подданным, что было подтверждено конституцией 1946, Франция поддерживала реакционный режим в Индокитае, выступавший против сил Вьетнама, которые ранее боролись за освобождение страны от японских оккупантов, а затем получили поддержку Китая. После заключения перемирия в Корее стало ясно, что Франции придётся эвакуировать свои войска из Вьетнама.

В этот период в самой Франции усилились попытки коммунистов дискредитировать американскую помощь или отказаться от неё, а партия де Голля Объединение французского народа (РПФ), желая уберечь страну от коммунизма, стремилась к власти и изменению государственного строя. На всеобщих выборах 1951 партийно-политическая борьба достигла своей кульминации. Коммунисты и голлисты набрали значительное число голосов. Однако благодаря изменению избирательного закона (отказа от пропорциональной системы выборов и введения голосования по мажоритарной системе) республиканские партии, объединившиеся перед выборами в блок под названием «Третья сила», смогли завоевать почти две трети мест в Национальном собрании. Это позволило им сформировать коалиционное правительство.

Вскоре после полного поражения французской армии в Индокитае, в широкомасштабном сражении при Дьенбьенфу, новым премьер-министром был назначен Пьер Мендес-Франс . В прошлом финансовый эксперт, придерживающийся твёрдых антиколониалистских взглядов, он провёл мирные переговоры и в июле 1954 подписал Женевские соглашения о прекращении войны в Индокитае. Хотя у Мендес-Франса была собственная программа, он сразу же вовлёкся в борьбу за утверждение договора об организации Европейского оборонительного сообщества (ЕОС) и за включение в его состав ФРГ. Во Франции противники возрождения германской армии были настолько влиятельны, что этот договор, инспирированный США, так и не был ратифицирован. Неудача Мендес-Франса, поддержавшего проект ЕОС, вызвала неприязнь к нему со стороны Народно-республиканского движения во главе с Жоржем Бидо. В результате правительство вынуждено было уйти в отставку.

В середине 1950-х годов начались волнения в Северной Африке - Тунисе , Марокко и Алжире (два первых считались французскими протекторатами, а последний - заморским департаментом Франции). В 1956 независимость получил Тунис, а в 1957 - Марокко. Армия, только что вернувшаяся из Индокитая, была переброшена в Алжир для отражения террористических нападений повстанцев Фронта национального освобождения (ФНО) . Хотя во время предвыборной кампании Молле обещал вести мирные переговоры с повстанцами, весной 1956 он объявил в стране всеобщую мобилизацию, чтобы силой усмирить Алжир. Поскольку Египет поддерживал ФНО, Франция в отместку направила свои войска, чтобы помочь Англии в её кампании в зоне Суэцкого канала осенью 1956. Ввязавшись в этот конфликт, французское правительство утратило доверие народа и политический престиж, а также значительно истощило казну. Французская армия в Алжире при подстрекательстве и поддержке европейцев, составлявших 10 % всего общего населения этой страны, фактически перестала подчиняться правительству.

Хотя крупные города Алжира удалось утихомирить, в самой Франции поднималась волна недовольства. Тот факт, что армия явно превышала свои полномочия, не освобождал правительство от моральной ответственности. Однако в случае наведения порядка в армии страна лишилась бы эффективной силы и утратила надежду на победу. Подстрекаемые лидерами голлистов, армия и французские колонисты оказывали открытое неповиновение правительству. Бурные митинги и демонстрации, развернувшиеся в Алжире, перекинулись на Корсику, метрополия оказалась под угрозой гражданской войны или военного переворота. Раздираемая противоречиями Четвёртая республика 2 июня 1958 передала чрезвычайные полномочия Шарлю де Голлю - единственному человеку, который мог бы спасти Францию.

Пятая Республика 1961 году между Тунисом и Францией произошёл вооружённый конфликт из-за требований Бургибы о немедленном выводе французских войск с базы в Бизерте . В результате начались франко-тунисские переговоры об эвакуации французов из Бизерты и постепенном выводе французских войск с территории базы. Окончательно французский военный флот оставил Бизерту 15 октября 1963 года.

В июле 2008 года президент Саркози выдвинул проект конституционной реформы, которая получила поддержку парламента. Эта реформа Конституции стала самой значительной за время существования Пятой республики: поправки были внесены в 47 из 89 статей документа.

Литература [ | ]

Неравномерность экономического развития стран на рубеже XIX-XX вв. и расширение колониальной экспансии обозначили острый конфликт во всех сферах, привели к складыванию военно-политических блоков в Европе и в конечном итоге к глобальному мировому вооружённому конфликту.

Внешняя политика Франции на рубеже XIX-XX вв. Формирование колониальной империи

Начало колониальной политике Франции было положено ещё в XVII в. Позже, главным образом во второй половине XVIII в., большая часть этих колониальных владений была утеряна. За понесённые потери Франция вознаградила себя в XIX в. приобретениями в Африке, Индокитае и Океании.

В 80-90-е гг. в Северной Африке Франция окончательно овладела Алжиром. В 1881 г. французские войска вторглись в Тунис, через 2 года страна была подчинена.

В Западной Африке Франция захватила Сенегал, Дагомею, Французский Судан, Мавританию, Нигер, Гвинею и др. Мадагаскар удалось подчинить в 1895 г. после 10 лет войн. Договор 1889 г. разделил сферы влияния Франции и Великобритании в Северо-Восточной Африке. В конце 80-х гг. на основе французских колоний в Юго-Восточной Азии (Тонкина, Аннама, Кохинхины) окончательно сложился Индокитайский союз, в состав которого в 1893 г. вошла Камбоджа.

В последующие годы Франция сосредоточила усилия на объединении своих владений в Экваториальной и Северной Африке. По договору с Великобританией 1904 г. Франция закрепила контроль над территориями в районе озера Чад, а в 1910 г. были захвачены Среднее Конго и Габон. Интересы нескольких государств столкнулись в Марокко. Однако Франции удалось в 1910-1911 гг. установить там свой протекторат.

Таким образом, к началу XX в. фактически сложилась колониальная империя, где проживало свыше 20 млн человек. Основная масса французских колоний была поделена на 4 генерал-губернаторства: Французская Западная Африка, Французская Экваториальная Африка, Мадагаскар и Индокитай, который считался самым населенным и самым богатым генерал-губернаторством.

Колониальная империя Франции создавалась в борьбе с Англией и Германией, что вело к обострению противоречий на международной арене.

Франко-германские противоречия были связаны с итогами франко-прусской войны. С одной стороны, Франция мечтала отомстить за своё поражение в войне. В стране периодически звучали реваншистские настроения. Особенно ярким проявлением стало возникшее в 80-е гг. так называемое буланжистское движение. С другой стороны, Германия стремилась завершить разгром Франции, пока она еще не окрепла. Дважды Германия пыталась спровоцировать новую войну (в 1875 и в 1887 гт.). Однако от решительных действий против Франции Германию удерживала позиция России, которая однозначно дала понять Бисмарку, что не допустит нападения на Францию.

После того как в 1882 г. был заключен Тройственный союз между Германией, Австрией и Италией, Франция начала резкое сближение с Россией. Летом 1891 г. французская эскадра нанесла визит в Кронштадт. При её встрече Александр III, стоя с непокрытой головой, прослушал гимн Французской республики - Марсельезу. То было невиданное зрелище: самодержец всероссийский обнажил голову при звуках революционного гимна. Известие об этом, как свидетельствовали очевидцы, вызвало нервный припадок у Вильгельма II.

В 1892 г. была выработана военная конвенция. Смысл ее состоял в том, что, если Франции подвергнется нападению со стороны Германии или Италии, Россия обязана была применить все силы «какими она может располагать» для нападения на Германию. Точно такое же обязательство принимала на себя Франция в случае нападения на Россию Германии или Австро-Венгрии. В 1893 г. состоялась ратификация этой конвенции. Россия и Франция оказались связаны военными обязательствами, направленными против Тройственного союза.

Однако, чтобы противостоять австро-германской коалиции, одного союза с Россией было недостаточно. Франции необходимо было договориться со своим соперником - Англией. Между ними существовали серьёзные противоречия. Их интересы сталкивались в Африке и Юго-Восточной Азии. В 1898 г. Англия воспрепятствовала завоеванию Францией Восточного Судана в Африке (так называемый Фа- шодский инцидент). В Юго-Восточной Азии французская экспансия шла с востока на запад, а английская - с запада на восток, что приводило к соперничеству между Англией и Францией. Британии удалось временно задержать захват французами Лаоса и Сиама (Таиланда).

Вместе с тем Англия также испытывала натиск Германии, и обе державы попытались уладить давние споры. В апреле 1904 г. было достигнуто соглашение по основным колониальным вопросам и был оформлен военно-политический союз - Антанта (от французского «согласие»).

После урегулирования противоречий между Россией и Англией и подписания между ними военного договора в 1907 г., Тройственному союзу (Германии, Австро-Венгрии и Италии) стала противостоять Тройственная Антанта (Англия, Россия и Франция).

Таким образом, Европа раскололась: в ней оформились две противоборствующие группировки, интересы которых распространялись на весь мир. Теперь любой конфликт, где бы он ни происходил, грозил обернуться масштабной войной.