Разнообразие морских организмов. Урок-исследование "жизнь в океане" Сообщение о разнообразие морских организмов

«Разнообразие животных 3 класс» - Разнообразие животных. Животные: Звери. А земля без зверей –не земля! Земноводные. Птицы- животные, тело которых покрыто перьями. Звери- животные, тело которых покрыто шерстью. А море без рыб- не море! Закончи заполнения таблицы. Рыбы Звери Насекомые Земноводные Пресмыкающиеся. Рыбы. Какие бывают животные.

«Разнообразие веществ природоведение» - Разнообразие веществ. Как вы себя чувствовали на уроке? Тела неживой природы образованы неорганическими веществами. Вещества, которые образуются в телах живой природы, называют органическими. Из предыдущих уроков природоведения вспомните тела живой и неживой природы. Молекулы неорганических веществ в основном состоят из небольшого количества атомов.

«Сохранение биологического разнообразия» - Есть угроза, что в ближайшие 20-30 лет мы потеряем около 1 млн видов. Одним из результатов такого конфликта явилось снижение биологического разнообразия природных экосистем. По оценкам ученых, общее число видов живых существ составляет от 5 до 30 млн. Стараясь изменить природные условия, человек вступил в конфликт с силами естественной саморегуляции.

«Разнообразие живого» - Из чего состоят все живые организмы? Цветковые. Голосеменные. Животные. Организм. По наличию ядра в клетке. Позвоночные - Рыбы - Земноводные - Пресмыкающиеся - Птицы - Млекопитающие. Одноклеточные организмы Не имеют ядра Разнообразны по форме Имеют жгутики и реснички. Назовите основные части клетки.

«Разнообразие клеток» - Эвглена зеленая От 60мкм до 500мкм. Клетки однослойного эпителия. Клетки гладкой мышечной ткани. Запасающие клетки. Яйцеклетка. Клетки хрящевой ткани. Яйцеклетка человека 150 мкм. Клетки гладкой мускулатуры. Размеры клеток. Клетки паренхимы. Формы клеток. Клетки эпидермиса. Клетки жировой ткани. Нервная клетка.

«Разнообразие животного мира 3 класс» - В каких местах обитают насекомые? 1 группа. Работа в парах. Ответьте на вопросы. 4 группа. Какую роль выполняют в природе? Чем отличаются насекомые от других животных? Животные (фауна)?. Фауна –. 3 группа. «Рабочая тетрадь №1», с. 20, №56. Одноклеточные. Разнообразие животных. Есть ли среди насекомых хищники?

Несмотря на то, что Россия обладает обширными морскими пространствами и море играет в хозяйственной жизни страны огромную роль, несмотря на многолетнюю национальную традицию морских исследований, ее роль в области охраны морского биологического разнообразия так и не стала заметной. Национальные программы по морскому биологическому мониторингу и охране морской среды в России практически отсутствуют. В то время как на суше создано около ста заповедников и тридцать два национальных парка, всего лишь два заповедника, Кандалакшский в Белом море и Дальневосточный в Заливе Петра Великого (Японское море) являются преимущественно морскими. Такое положение дел частично объясняется тем огромным грузом повседневных проблем, который довлеет над людьми, не оставляя места для мыслей об ценности, многоообразии и необходимости сохранения природного наследия. Дело, однако, не только в этом. Для большинства граждан России и немалого числа отечественных ученых моря, их природа и ресурсы являются чем-то далеким, лежащим вне обычного поля зрения. Кроме того, получение надежных данных о состоянии морской среды и населяющих ее популяций и сообществ морских организмов объективно затруднено. Только иногда общественное мнение бывает слегка возбуждено публикацией очередных скандальных фактов о расхищении морских живых ресурсов наших морей, объеме нелегального экспорта рыбы и других морских продуктов, о загрязнении морских акваторий отходами военной деятельности. В этом отношении коренное и старожильческое население Севера и Дальнего Востока находится совсем в другом положении. Сохранение живых ресурсов и всего разнообразия морских организмов и мест их обитания для людей издавна живущих на побережье должно быть естественным стремлением. От этих ресурсов зависит их благосостояние и привычный образ жизни.

Между тем мы переживаем невиданное прежде воздействие человеческой деятельности на моря. На глазах одного поколения в результате загрязнения и вселения чужеродных видов животных радикально изменился биологический облик Черного моря. Разгул морского браконьерства грозит сделать каспийские и азовские популяции осетровых не менее истощенными, чем в Черном море. В Баренцевом море не осталось, наверно, ни одного квадратного метра дна, который не был бы хоть раз да пропахан тралом. На этом фоне дальневосточные моря России могут казаться относительно слабо затронутыми влиянием человека. Однако незаконная добыча рыбы, крабов и других промысловых организмов, стимулированная несовершенством налогового регулирования российской экономики и практически неисчерпаемой емкостью рынка стран юго-восточной Азии, именно в этих водах принимает сокрушительные размеры. В дальневосточных водах развертываются широкомасштабные проекты освоения нефтегазовых ресурсов шельфа, причем именно в тех районах, которые или важны в промысловом отношении или включают уникальные прибрежные или береговые местообитания, такие, где нагуливаются, например, редкие виды китов добыча золота и вырубка лесов оказывает разрушающее влияние на экосистемы лососевых рек, а через них и на морские экосистемы. При этом компании, осуществляющие все эти проекты, стратегически стремятся как можно меньше средств вкладывать в обеспечение экологической безопасности и меньше всего думают о населении побережья. Воды и донные осадки в районах, примыкающих к большим портовым городам, таким как Владивосток и Находка сильно загрязнены, а не столь уж обширные участки «теплого» дальневосточного побережья России оказались под воздействием такой нагрузки «дикого» туризма, которая, если не ее не регулировать, вряд ли оставит эти берега столь же богатыми жизнью как раньше.

  • Текущее состояние разнообразия морских и прибрежных видов
  • Описание системы наблюдений и сбора данных о прибрежном и морском биоразнообразии

Этот интересный мир:

Транспорт
Развитию Боливии препятствовали ее внутреконтинентальное мес- тоположение и трудности строения внутренней географии крутых гор и сезонных наводнениях в долинах.Главная железнодорожная система, на западе, была построена в основном между 1890ыми и 1920ыми годами и связывает главные города и шахты Ан...

Биография Дежнева Семена Ивановича
Дежнев Семен Иванович (?-1673) - землепроходец, казачий атаман. Службу начал в Тобольске рядовым казаком. В 1638 г. был направлен в составе отряда П. И. Бекетова в Якутский острог. Был участником первых походов по Крайнему Азиатскому Северу. Позже служил на р. Колыме. В июле 1647 г. предпринял попы...

Природа и природные богатства
Необъятные просторы Канады могут поразить воображение даже искушенного путешественника. На территории страны находятся суровые равнины и огромные лесные пространства, горные хребты и прерии, бесчисленное количество озер, рек и красивейших водопадов. Крупнейшая речная система Макензи занимает площад...

Понятие о биологических ресурсах Мирового океана можно трактовать в двух смыслах – более широком и более узком. Суммарную биомассу Мирового океана разные источники определяют в 35–40 млрд т. Это означает, что биомасса Мирового океана значительно меньше биомассы суши.











Условия распространения жизни в океане Подумайте, что влияет на распространение жизни в океане? Свет. Соленость и плотность воды. Температура воды. Количество питательных веществ. Горизонтальные и вертикальные перемещения вод. Свойства пород морского дна.




Рекордсмены океана Синий кит – самое большое животное на планете. Длина до 33 м. Масса до 120 т. Язык кита весит 4 т., такой же вес имеет африканский слон, самое большое животное на суше. Питается планктоном, и живёт во всех океанах, включая арктические и антарктические воды.


Рекордсмены океана Китовая акула – самая крупная из ныне живущих рыб. Длина м, масса до 15 т.






Рекордсмены океана Летучие рыбы – сравнительно небольшие рыбы (15–55 см). Они способны планировать в воздухе до 1 минуты, «пролетая» до 200, иногда до 400 м. Развивают скорость до 75 км/час. «Летая» таким образом они уходя от хищников. Питаются планктоном. Обитают в тропических и субтропических водах Тихого, Индийского и Атлантического океанов.


Одни из наиболее общительных и дружелюбных членов животного мира- представители семейства дельфинов. К ним относятся дельфины и морские свиньи. Название «дельфин» связано с древнегреческой легендой. По ней бог Аполлон,превратившись в дельфина, указал поселенцам путь в Дельфы, где был основан знаменитый храм Аполлона. Всего в Мировом океане обитает 40 видов дельфинообразных. Два самых известных представителя дельфинов- афалина и обыкновенный дельфин, или дельфин белобочка. Афалины особенно многочисленны у восточных берегов США, а также в Средиземном и Черном морях. Дельфины-белобочки обитают в умеренных и теплых водах Тихого океана.


АКУЛЫ……. Это самые древние рыбы на земле. Костей у акул нет совсем. Их скелет состоит целиком из хрящей,а кожа многих акул покрыта острыми шипами. Акула плавает по океану не одна. У нее есть постоянный и верный спутник – рыба-лоцман, которая предупреждает акулу об опасности и помогает найти пищу.



Мировой океан покрывает более 70% поверхности Земли. Он содержит около 1,35 миллиарда кубических километров воды, что составляет около 97% всей воды на планете. Океан поддерживает всю жизнь на планете, а также делает ее синей, если посмотреть из космоса. Земля - ​​единственная планета в нашей солнечной системе, которая, как известно, содержит жидкую воду.

Хотя океан является одним сплошным водоемом, океанографы разделили его на четыре основные области: Тихоокеанскую, Атлантическую, Индийскую и Арктическую. Атлантический, Индийский и Тихий океаны объединяются в ледяные воды вокруг Антарктиды. Некоторые специалисты выделяют этот район, как пятый океан, чаще всего называемый Южным.

Чтобы понять жизнь океанов, вы должны сначала узнать ее определение. Фраза «морская жизнь» охватывает все организмы, живущие в соленой воде, которые включают широкое разнообразие растений, животных и микроорганизмов, таких как бактерии и .

Существует огромное разнообразие морских видов, которые варьируются от крошечных одноклеточных организмов до гигантских голубых китов. По мере того как ученые открывают новые виды, больше узнают о генетическом составе организмов и изучают ископаемые образцы, они решают, как группировать океаническую флору и фауну. Ниже приведен список основных типов или таксономических групп живых организмов в океанах:

  • (Annelida );
  • (Arthropoda );
  • (Chordata );
  • (Cnidaria );
  • Гребневики (Ctenophora );
  • (Echinodermata );
  • (Mollusca )
  • (Porifera ).

Есть также несколько типов морских растений. К самым распространенным относятся Chlorophyta , или зеленые водоросли, и Rhodophyta , или красные водоросли.

Адаптация морской жизни

С точки зрения наземного животного, подобного нам, океан может быть суровой средой. Однако морская жизнь приспособлена для жизни в океане. Характеристики, которые способствуют процветанию организмов в морской среде, включают способность регулировать потребление соли, органы для получения кислорода (например, жабры рыб), противостоять повышенному давлению воды, адаптация к недостатку света. Животные и растения, обитающие в приливной зоне имеют дело с экстремальными температурами, солнечным светом, ветром и волнами.

Существуют сотни тысяч видов морской жизни, от крошечного зоопланктона до гигантских китов. Классификация морских организмов очень изменчива. Каждый приспособлен к своей конкретной среде обитания. Все океанические организмы вынуждены взаимодействовать с несколькими факторами, которые не представляют проблем для жизни на суше:

  • Регулирующее потребление соли;
  • Получение кислорода;
  • Адаптация к давлению воды;
  • Волны и изменение температуры воды;
  • Получение достаточного количества света.

Ниже мы рассмотрим некоторые способы выживания морской флоры и фауны в этой окружающей среде, которая сильно отличается от нашей.

Солевая регуляция

Рыбы могут пить соленую воду и выводить избыток соли через жабры. Морские птицы также пьют морскую воду, а лишняя соль удаляется через «солевые железы» в носовую полость, а затем вытряхивается птицей. Киты не пьют соленую воду, а получают необходимую влагу их организмов, которыми они питаются.

Кислород

Рыба и другие организмы, которые живут под водой, могут получать кислород из воды либо через их жабры, либо через кожу.

Морские млекопитающие вынуждены всплывать на поверхность, чтобы дышать, поэтому у китов есть дыхательные отверстия сверху на голове, позволяющие вдыхать воздух из атмосферы, сохраняя большую часть тела под водой.

Киты способны оставаться под водой без дыхания в течение часа или более, так как очень эффективно используют свои легкие, наполняя до 90% объема легких с каждым вдохом, а также хранят необычно большое количество кислорода в крови и мышцах при погружении.

Температура

Многие животные океана являются хладнокровными (эктотермическими), и их внутренняя температура тела такая же, как и окружающая их среда. Исключением являются теплокровные (эндотермические) морские млекопитающие, которые должны поддерживать постоянную температуру своего тела независимо от температуры воды. Они имеют подкожный изолирующий слой, состоящий из жира и соединительной ткани. Этот слой подкожного жира позволяет им поддерживать свою внутреннюю температуру тела примерно такой же, как у наземных сородичей, даже в холодном океане. Изолирующий слой гренландского кита может достигать более 50 см в толщину.

Давление воды

В океанах давление воды увеличивается на 15 фунтов на квадратный дюйм каждые 10 метров. В то время как некоторые морские существа редко меняют глубину воды, далеко плавающие животные, такие как киты, морские черепахи и тюлени, за несколько дней путешествуют от мелководья до больших глубин. Как же они справляются с давлением?

Считается, что кашалот способен погружаться более чем на 2,5 км ниже поверхности океана. Одна из адаптаций заключаются в том, что легкие и грудная клетка сжимаются при погружениях на большие глубины.

Кожистая морская черепаха может погружаться более чем на 900 метров. Складные легкие и гибкая раковина помогают им выдерживать высокое давление воды.

Ветер и волны

Животные приливной зоны не нуждаются в адаптации к высокому давлению воды, но должны выдерживать сильное давление ветра и волн. Многие беспозвоночные и растения в этой обладают способностью цепляться за скалы или другие субстраты, а также имеют твердые защитные оболочки.

В то время как крупные пелагические виды, такие как киты и акулы, не подвержены воздействию шторма, их добыча может перемещать. Например, киты охотятся на копепод, которых может раскидать по разным отдаленным областям во время сильного ветра и волн.

Солнечный свет

Организмы, нуждающиеся в свете, такие как тропические коралловые рифы и связанные с ними водоросли, находятся в мелких, прозрачных водах легко пропускающих солнечный свет.

Так как подводная видимость и уровни освещенности могут меняться, киты не полагаются на зрение, чтобы найти пищу. Вместо этого они находят добычу, используя эхолокацию и слух.

В глубине океанской бездны, некоторые рыбы потеряли свои глаза или пигментацию, потому что они просто не нужны. Другие организмы являются биолюминесцентными, используя светоносные или свои собственные светопроизводящие органы, чтобы привлечь добычу.

Распределение жизни морей и океанов

От береговой линии до самого глубокого морского дна океан кишит жизнью. Сотни тысяч морских видов варьируются от микроскопических водорослей до , которое когда-либо жило на Земле, синего кита.

Океан имеет пять основных зон жизни, каждая с уникальными приспособлениями организмов к своей конкретной морской .

Эвфотическая зона

Эвфотическая зона является освещенным солнцем верхним слоем океана, приблизительно до 200 метров в глубину. Эвфотическая зона также известна как фотическая и может присутствовать как в озерах с морями, так и в океане.

Солнечный свет в фотической зоне позволяет осуществлять процесс фотосинтеза. - это процесс, посредством которого некоторые организмы преобразуют солнечную энергию и углекислый газ из атмосферы в питательные вещества (белки, жиры, углеводы и т.д.), и кислород. В океане фотосинтез осуществляется за счет растений и водорослей. Морские водоросли похожи на наземные растения: у них есть корни, стебли и листья.

Фитопланктон - микроскопические организмы, которые включают в себя растения, водоросли и бактерии, также обитают в эвфотической зоне. Миллиарды микроорганизмов образовывают огромные зеленые или синие пятна в океане, которые являются фундаментом океанов и морей. Благодаря фотосинтезу, фитопланктон ответственен за выработку почти половины кислорода, выброшенного в атмосферу Земли. Мелкие животные, такие как криль (тип креветок), рыбы и микроорганизмы, называемые зоопланктоном, все питаются фитопланктоном. В свою очередь, этих животных едят киты, крупная рыба, морские птицы и люди.

Мезопелагическая зона

Следующая зона, простирающаяся до глубины около 1000 метров, называется мезопелагической зоной. Эта зона также известна как сумеречная зона, так как свет в ее пределах очень тусклый. Отсутствие солнечного света означает, что в мезопелагической зоне практически нет растений, но крупные рыбы и киты ныряют туда, чтобы охотиться. Рыба в этой зоне мелкая и светящаяся.

Батипелагическая зона

Иногда животные из мезопелагической зоны (такие как кашалоты и кальмары) ныряют в батипелагическую зону, которая достигает глубины около 4000 метров. Батипелагическая зона также известна как полуночная зона, потому что свет не достигает ее.

Животные, обитающие в батипелагической зоне, небольшие, но у них часто бывают огромные рты, острые зубы и расширяющиеся желудки, которые позволяют им есть любую пищу, которая попадает в пасть. Большая часть этой пищи поступает из остатков растений и животных, спускающихся с верхних пелагических зон. У многих батипелагических животных нет глаз, потому что они не нужны в темноте. Поскольку давление настолько велико, что трудно найти питательные вещества. Рыбы в батипелагической зоне движутся медленно и имеют сильные жабры для извлечения кислорода из воды.

Абиссопелагическая зона

Вода на дне океана, в абиссопелагической зоне, очень соленая и холодная (2 градуса Цельсия или 35 градусов по Фаренгейту). На глубине до 6000 метров давление очень сильно - 11 000 фунтов на квадратный дюйм. Это делает невозможной жизнь для большинства животных. Фауна этой зоны, чтобы справиться с суровыми условиями экосистемы, выработала причудливые адаптивные особенности.

Многие животные этой зоны, включая кальмаров и рыб, являются биолюминесцентными, то есть производят свет через химические реакции в своих телах. Например, рыба удильщик имеет яркий отросток, расположенный перед его огромным зубастым ртом. Когда свет приманивает мелкую рыбешку, удильщик просто щелкает своими челюстями, чтобы съесть свою добычу.

Ультраабиссаль

Самая глубокая зона океана, найденная в разломах и каньонах, называется ультраабиссаль. Здесь живут немногие организмы, например, изоподы - тип ракообразных, родственный с крабами и креветками.

Такие как губки и морские огурцы, процветают в зонах абиссопелагия и ультраабиссаль. Как и многие морские звезды и медузы, эти животные почти полностью зависят от оседающих останков отмерших растений и животных, называемых морским детритом.

Однако не все донные обитатели зависят от морского детрита. В 1977 году океанографы обнаружили сообщество существ на дне океана, питающихся бактериями вокруг отверстий, называемых гидротермальными жерлами. Эти жерла отводят горячую воду, обогащенную минералами из недр Земли. Минералы питают уникальные бактерии, которые, в свою очередь, питают животных, таких как крабы, моллюски и трубчатые черви.

Угрозы для морской жизни

Несмотря на относительно малое представление об океане и его обитателях, человеческая деятельность нанесла этой хрупкой экосистеме колоссальный вред. Мы постоянно видим по телевидению и в газетах, что очередной морской вид оказался под угрозой исчезновения. Проблема может казаться удручающей, но есть надежда и много вещей, которые каждый из нас может сделать, чтобы спасти океан.

Угрозы представленные ниже не имеют какой-либо определенный порядок, поскольку в одних регионах они более актуальны, чем в других, а некоторые обитатели океанов сталкиваются с многочисленными угрозами:

  • Окисление океанов - если у вас когда-либо был аквариум, вы знаете, что правильный рН воды является важной частью поддержания здоровья ваших рыбок.
  • Изменение климата - мы постоянно слышим о глобальном потеплении, и не зря - оно негативно влияет, как на морскую, так и на наземную жизнь.
  • Перелов - это всемирная проблема, которая истощила множество важных промысловых видов рыбы.
  • Браконьерство и нелегальная торговля - несмотря на законы принятые для защиты морских обитателей, незаконный вылов процветает по сей день.
  • Сети - морские виды от мелких беспозвоночных до крупных китов могут запутаться и погибнуть в заброшенных рыболовных сетях.
  • Мусор и загрязнения - различные животные могут запутаться в мусоре, как и в сетях, а разливы нефти наносят огромный ущерб большинству морских обитателей.
  • Потеря среды обитания - по мере роста населения мира увеличивается антропогенная нагрузка на береговую линию, водно-болотные угодья, леса водорослей, мангровые заросли, пляжи, скалистые берега и коралловые рифы, которые служат домом для тысяч видов.
  • Инвазивные виды - виды введенные в новую экосистему способны нанести серьезный вред родным обитателям, так как из-за отсутствия естественных хищников у них может произойти демографический взрыв.
  • Морские суда - корабли могут нанести смертельные повреждения крупным морским млекопитающим, а также создают много шума, переносят на себе инвазивные виды, уничтожают якорями коралловые рифы, приводят к выбросу химических веществ в океан и атмосферу.
  • Океанский шум - в океане много естественных шумов являющихся неотъемлемой частью этой экосистемы, но искусственные шумы способны нарушить ритм жизни многих морских обитателей.

МБОУ Нармонская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов Лаишевского муниципального района РТ

«Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане»

font-size:14.0pt;font-family: " monotype corsiva>Разработал: учитель географии

II квалификационной категории

МБОУ Нармонской СОШ

Лаишевского района

С. Нармонка г.

Тип урока- изучение нового материала.

Цели урока - сформировать представление об особенностях и распространении жизни в океане.

Задачи:

1. выяснить особенности распространения жизни в океане, факторы, влияющие на особенности распространения орг. мира, ознакомить с новыми понятиями;

2. совершенствование работы с источниками гео. информации, развитие речи, памяти обучающихся;

3. продолжить формирование мировоззрения, положительного отношения к предмету, умения вести себя на уроке, бережного отношения к учебным принадлежностям

Понятия: планктон, нектон, бентос, их отличительные признаки, разнообразие морских организмов, факторы, влияющие на распространение жизни в океане, зависимость между глубиной, климатом и удалённостью от берегов и разнообразием и богатством органического мира, способы приспособления морских растений и животных к водным условиям существования.

Оборудование: карта полушарий или карта Мирового океана, энциклопедии, телевизор, видео­ фильм «Жизнь в Океане», таблицы, рисунки, доклады учащихся.

Ход урока.

« - Взгляни на океан, профессор, разве это не живое существо?..»

Из беседы капитана Немо и профессора Аронакса.

I . Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем много интересного об организмах, населяющих Мировой океан. На какие группы делятся, какие условия жизни, и распространения организмов существуют в Мировом океане, от чего это зависит.

Океан полон жизни и тайн, поражающих воображение. Многие из них не раскрыты до сих пор. Большой вклад в изучение жизни в Мировом океане внесли Тур Хейердал и Жак Ив Кусто. Запишем тему урока в тетрадь.

II . Актуализация знаний учащихся:

Какие царства живых организмов существуют на Земле?

Чем живые тела отличаются от неживых?

Назовите условия существования организмов;

Что такое озоновый слой? На какой высоте он находится?

III . Вступительная беседа: « О разнообразии морских организмов».

Мировой океан заселен множеством животных, растений бактерий. В отличие от суши, где среди организмов преобладают растения, океан - среда господства животных. (Посмотрите рис. 160, слайд). Сейчас известно около 160 000 видов животных и 10 000 видов растений, обитающих в океане.

Среди растений преобладают водоросли . Они очень разнообразны – от одноклеточных мельчайших организмов до гигантов длиной в десятки метров. (Посмотрите рис. 161). (Слово учащемуся).

Морские животные более разнообразны (рис. 162). Их размеры – от крошечных одноклеточных до китов весом 200 т (или 50 слонов!). (Слово учащемуся).

Учитель: « Особенности жизни в океане».

Вода – особая среда обитания. До глубины 200 метров многие мелкие организмы живут во взвешенном состоянии. Они как бы парят в воде. Отсюда и происходит название организмов – планктон (от греч. блуждающий) . Планктона в морях и океанах по массе в 20 раз больше, чем всех других организмов, вместе взятых (рис. 163). Это главная пища рыб и китов. Районы, богатые планктоном, богаты и рыбой.

Непланктонные животные перемещаются самостоятельно. Они быстро плавают, преодолевая препятствия. Для этого у них специальные приспособления: обтекаемая форма тела, ласты, плавники. Они заселяют всю толщу воды от поверхности до дна.

Особые животные заселяют дно океана. Одни из них никогда от него не отделяются (кораллы, актинии, морские лилии), другие плавают в придонных водах (камбала, скаты). Есть и такие существа, которые закапываются в грунт (черви, некоторые моллюски, ракообразные).

-

Области жизни в океане

Группы морских организмов

Представители животного и растительного мира

1. поверхность воды

1. планктон (греч. блуждающий) - пассивно перемещающиеся (течениями) водоросли и животные

1. рачки, медузы, криль, диатомеи и планктонные водоросли.

2. вся водная толща

2. нектон (греч. плавающий) - активно передвигающиеся организмы

2. рыбы, китообразные, млекопитающие, моллюски - осьминоги, кальмары; черепахи

3. дно океана

3. бентос (греч. глубина) - организмы, живущие на дне

3. бурые и красные водоросли, ракообразные, морские звезды, моллюски, актинии придонные рыбы, морские елей

Учитель: В океане выделяют три области жизни и три группы морских организмов по образу жизни:

- поверхность воды (населяет планктон - от греч. блуждающий - пассивно перемещающиеся (течениями) водоросли и животные (учащиеся заносят данные в таблицу). Большинство организмов, образующих планктон, очень малы, многие видны лишь под микроскопом. Планктон - основная пища большинства обитателей океана, в том числе таких, как усатые киты, не говоря уже о рыбах.

Учитель: -А сейчас внимание! Послушаем ребят, они зачитают нам отрывки романа «20000 лье под водой. Капитан Немо». - Что же увидели капитан Немо и его пассажиры?

1 Ученик зачитывает отрывок романа: « В первые минуты погружения, когда солнечные лучи золотили воду, за бортом бурлила жизнь. Мы могли наблюдать множество живых организмов: от мельчайших водорослей до гигантских медуз. Однако, проходя различные водные слои, нельзя не заметить, что населены они неравномерно. Наиболее заселена глубина до 50 метров

- толща воды ( нектон, что в переводе с греческого означает плавающий. Эти организмы активно передвигаются в океане и не зависят от морских течений и ветров. Эта группа организмов более разнообразна (учащиеся заполняют таблицу).

2 Ученик: Вот как описал свои впечатления профессор Аранакс, член экспедиции капитана Немо.: «Рыбы резвились, плескались, соперничая красотой расцветки, блеском чешуи и юркостью. Я заметил зеленого губана, барабульку, отмеченную двойной черной полосой, бычка белого, с фиолетовыми пятнами на спине и закругленным хвостом, японскую скумбрию, чудесную макрель с серебряной головой и голубым телом, блистательных лазуревиков, одно название которых заменяет все описания, спарид рубчатых, с разнообразными плавниками, голубым и желтым, спарид полосатых, с черной перевязью на хвосте, мурену, род змеевидного угря, с маленькими живыми глазками и широким ощеренным зубами ртом, всего не перечислишь...»

Учитель: - Какие внешние признаки можно отметить у рыб - обитателей небольшой глубины? Каких еще, кроме рыб, обитателей толщи воды можно увидеть? Учащиеся называют представителей и записывают в таблицу.

- дно океана ( бентос с греческого-глубина). Глубины океанов заселены мало, но не безжизненны, хотя на большой глубине нет даже водорослей. Практически в полной темноте, под большим давлением, в холодной воде плавают удивительные на вид рыбы. Питаются они остатками организмов, «падающих» из верхних слоев воды, или поедают друг друга.

3 Ученик зачитывает : «Погружаясь, мы прошли отметку 200 метров, океанские глубины сменили свой цвет с бирюзового на темно-синий, солнечные лучи почти не проникают на такую глубину. Стали пропадать наши спутники - стайки морских рыб. Мы опускались все глубже и глубже. И вот, на глубине примерно 500 м, угас последний луч света. Наступила кромешная тьма... Капитан Немо приказал включить прожекторы, и мы с удивлением обнаружили, что и здесь есть жизнь. Внимательно приглядевшись, мы заметили некоторые особенности глубоководных существ: у рыб-хищников были огромные пасти, светящиеся изнутри, почти все существа лишены окраски, и у многих плохо развиты глаза».

Учитель: - Почему они такие? На какие особенности внешнего вида вы обратили внимание? Учащиеся записывают ответы в таблицу.

Учитель: «О распространении организмов в зависимости от глубины». При исследовании морских глубин и сейчас еще находят организмы, неизвестные науке. Жизнь в океане всепроникающа. Она существует и на дне Марианского желоба, на глубине 11 тыс. м, и даже там, где образуется новая земная кора.

Условия жизни в океане от полюсов до экватора, от поверхности до максимальных глубин очень различны. Что же влияет на распространение организмов в безбрежных водах океана?

Учитель: - Как вы думаете, ребята, какое самое важное условие существования организмов в океане?

Свет - первое условие существования в воде зеленых водорослей, которыми питаются другие организмы. В воде света меньше, чем в воздухе, с глубиной освещенность уменьшается. Поэтому наиболее населена верхняя 50- метровая толща воды. С глубиной уменьшается количество солнечного света. Верхний слой воды до глубины 100 м. хорошо освещен. В этом слое находятся почти все растения и весь планктон. До глубины 1000 м. простирается средний слой воды с сумеречным освещением. Еще глубже - до самого дна -располагается нижний слой, совсем не получающий света. В нем нет растений, здесь царство животных и бактерий. Из-за полного мрака у животных развились специальные приспособления - органы свечения. Их используют для привлечения добычи, маскировки или введения в заблуждение жертвы или охотника.

Учащиеся записывают в тетрадях:

Распределение жизни в океане зависит от следующих условий:

1. . свет

Учитель: - Как вы думаете, ребята, какие еще условия влияют на живые организмы в океане?

2. наличие питательных веществ;

3. температура воды;

4. соленость и плотность воды;

5. количество растворенного кислорода;

6. течения;

8. давление воды. (чем больше глубина, тем выше давление. У глубоководных животных давление воды уравновешивается давлением жидкости в организме. Жизнь в толщах воды с разным давлением часто отражается на форме тела рыб (рис. 164)

Учитель: Все последующие данные мы с вами будем заносить в таблицу:

Условия существования живых организмов

Примеры живых организмов

1. Распространение организмов в зависимости от глубины

2. Распространение организмов в зависимости от климата:

климата

Арктический и антарктический пояс

Умеренный пояс

Тропический пояс

Экваториальный пояс

3. Распространение организмов в зависимости от удаленности от берегов.

Учитель: «О распространении организмов в зависимости от климата».

Благодаря изменению климата от экватора к полюсам изменяются свойства воды, а следовательно, и особенности органического мира.

1. В арктическом и антарктическом полюсах жизнь очень бедна. Здесь мало как видов живых организмов, так и самих особей. Планктон развивается только в короткий летний срок и лишь в местах, освобождающихся от льда. Рыбы и питающиеся ими моржи и тюлени.

2. В умеренных поясах t весь год выше 0 0 С. обилие растворенного в воде кислорода, приводит к бурному развитию жизни. В умеренных поясах не очень велико разнообразие организмов, зато много особей каждого вида. Умеренные широты богаты рыбой, и здесь ведется ее активный промысел (сельдь, хек, треска, сайра, лососевые).

3. В тропических поясах весь год высокая t воды и повышенная соленость. В воде мало кислорода и питательных веществ, меньше планктона, а следовательно, и рыбы. Однако в жарких поясах огромное разнообразие теплолюбивых рыб и донных организмов (кораллов, моллюсков, иглокожих, ракообразных).

4. В экваториальном поясе t воды весь год высокая. Бурное развитие наблюдается вблизи устьев крупных рек, выносящих в океан питательных веществ. На дне много коралловых построек. В экваториальных водах ведут отлов морских черепах, моллюсков, тунца, сардин, макрели.

Учащиеся заполняют в таблицу тетрадях:

Учитель: «О распространении организмов в зависимости от удаленности берегов».

Наиболее благоприятные условия как для растений, так и для животных находятся в зонах мелководий. Это шельфы морей и океанов. Они составляют 9% площади Мирового океана. Там много света, тепла, питательных веществ, кислорода. По направлению к открытому океану насыщенность жизнью уменьшается в сотни раз.

Богатый мир донных животных обнаружен на участках дна океана, где имеются выходы горячих подземных вод и газов. Здесь живут крупные моллюски, вестиментиферы –диковинные существа, похожие на червей (до 1 м в длину)

-Как вы думаете, чем питаются эти живые организмы?

Эти и другие животные питаются особыми бактериями, которые создаются не в процессе фотосинтеза, а путем химических реакций.

IV . Учитель: Сейчас ребята познакомят вас с самыми удивительными обитателям Мирового океана. (Выступления сопровождаются показом слайдов). Компьютерная презентация.

1.Самое северное млекопитающие – Белый медведь.

Хотя медведь и не живет постоянно в воде, но его жизнь неразрывно с океаном. Белый медведь – обитатель Крайнего Севера. В основном он мясоед пища, прежде всего тюлени, овцебыки, лемминги, рыба, а также киты и моржи. Его туловище вытянуто в длину до 2,50 м., шея длинная и тонкая, голова длинноватая и узкая, уши маленькие. Толстый мех и слой жира под кожей защищает тело от холода. Так как белые медведи хорошо плавают, у них между пальцев есть небольшие перепонки кожи. У медведицы в декабре появляются детеныши, обычно два. Белые медведи живут до 25 лет. Обитают они на южной границе ледовой зоны Северной Азии и Северной Америки, на материке встречается редко.

2. Самое быстрое морское животное – касатка .

Касатка развивает скорость до 65 км/ч. Это черно-белый кит из семейства дельфиновых, длиной около 8 метров и весом до 7 тонн. Касатку называют “китом убийцей”, но это несправедливо: касатка убивает только свою добычу, так же, как и другие хищные животные.

3.Самое крупное животное – Синий (голубой) кит.

Синий кит – самое большое животное на Земле, Его длина 35 м, а вес составляет около 130 тонн. Его вес равен весу 30 слонов, 150 легковых автомобилей или 1600 человек. В результате охоты на них численность синих китов резко уменьшилась; их количество оценивается сейчас в 10000 голов. Синий кит находится на грани исчезновения.

4.Самое южное животное – Тюлень Уэдделла .

Тюлень Уэдделла живет в море, отдыхает на берегу и на льдинах, расположенных вокруг Антарктиды. Питается главным образом рыбой. Длина свыше 3 метров, вес до 500 кг. У него довольно маленькая голова, окраска темная серо-бурая, сверху с черными пятнами и полями, снизу светлее. В нырянии тюлень Уэдделла – рекордсмен. Он может нырять на глубину до 600 м и оставаться под водой до 73 минут.

5.Самое большое скопление кораллов – Большой Барьерный риф (ББР).

Кораллы – это существа животного происхождения, ученые относят их к беспозвоночным животным. Кораллы очень отличаются друг от друга по форме, размеру и цвету. В борьбе за жизненное пространство кораллы могут переплетаться, разрушать друг друга и в конце концов, срастаться. Прибавляя в среднем по одному метру жизненного пространства в течение века, по прошествии тысячи лет кораллы формируют рифы. Самый большой протянулся вдоль восточного побережья Австралии более чем на 2000 км. С точки зрения биологов и геологов, это одно из величайших чудес света. Его признали природным наследием, биосферным и морским парком. Большой Барьерный риф напоминает наполовину погруженную в воду крепостную стену. Это самое крупное коралловое формирование в мире: он настолько огромен, что его можно увидеть из космоса.

V . Океан нуждается в защите.

Рассказ учителя.

Безбрежен и велик Мировой океан. Серьёзная опасность угрожает океану: в океан, капля за каплей, устремляются чуждые океанической среде вещества, которые отравляют воду, уничтожают живые организмы.

Одним из наиболее опасных загрязнителей океанической среды является нефть. Загрязнение нефтью гибельно не только для водных организмов, но и для обитающих на побережье птиц. Многие виды бактерий, дрожжей, грибов и одноклеточных водорослей в процессе своей жизнедеятельности разрушают нефтепродукты и пестициды, а также обезвреживают некоторые тяжелые металлы. В итоге в морях, особенно в их прибрежных, мелководных акваториях , происходит гигантская по масштабам процессы осветления воды, улучшения и поддержания ее качества на определенном уровне.

Тем не менее, процессов самоочищения океану недостаточно. Поэтому человек должен прийти на помощь колыбели земной жизни. Океан принадлежит не только людям, поэтому мы должны постоянно учитывать интересы других живых существ, пользующихся его благами. И проводить различные природоохранные мероприятия.

(Выступление учащегося о морских заповедниках сопровождается презентацией).

1) Дальневосточный морской государственный природный заповедник. В 1978 году неподалеку от Владивостока, в заливе Петра Великого был создан первый в нашей стране государственный морской заповедник. Главной задачей которого, стало сохранение морских сообществ и отдельных видов, населяющих самую богатую морскими растениями животными акваторию.

Специалисты насчитывают в заливе Петра Великого две тысячи видов беспозвоночных животных, 278 видов рыб, около 300 видов птиц и около 20 видов млекопитающих. И хотя заповедник занимает всего 5% площади залива, в нем представлены почти всё это разнообразие форм жизни.

2) В 2005 и 2006 годах был создан один из крупнейших морских заповедников на северо-западе Гавайских островов площадью в 140 тысяч квадратных миль нетронутых рифов, отмелей и островов.

3) Самым крупным морским заповедником является заповедник вокруг островов Чагос в Индийском океане, территория контролируемая Великобританией и военной базой Diego Garcia Соединенных Штатов Америки. Природная резервация занимает около 210 тысяч квадратных миль.

VI . Закрепление и итог урока.

Таким образом мы доказали, что жизнь в океане присутствует во всех его частях: от поверхности до больших глубин, от побережий до центральных частей. Определили условия, влияющие на распределение жизни в океане. 13

***А сейчас выполним задание: Определите, к какой группе обитателей океана относятся перечисленные ниже организмы. Читайте названия организма и называйте группу.

1. Дельфины.

6. Красные водоросли;

А) Планктон;

2. Медузы.

7. Рыбы;

Б) Нектон;

3. Осьминоги.

8. Криль;

В) Бентос;

4. Диатомеи.

9. Черепаха;

5. Морские звёзды.

10. Бурые водоросли;

VII. Домашнее задание. Параграф 46,47 ответить на вопросы (устно).

А теперь, в завершении урока, давайте посмотрим отрывок фильма о жизни в океане.

VIII . Показ отрывка фильма «Обитатели океана».