Причина увольнения главкома вкс бондарева. Путин освободил от должности главкома вкс генерал-полковника бондарева. «Сухопутчик» во главе ВКС вызовет среди военных летчиков раздражение

Одним из показателей качества работы кадровика является отсутствие или наличие предписаний и штрафов по результатам проверок инспекторов по труду . Отсутствие претензий со стороны проверяющих – это результат вашей правильной работы. Был выписан штраф – значит, залезли в карман учредителя, чем и подорвали себе репутацию . Чтобы исключить подобные казусы нужно не только знать, как проводится проверка ГИТ, что проверяют инспекторы, но и то, как вести себя при проверках. Ведь инспекторы не могут просто прийти и переворошить все ваши документы, у них тоже есть правила, которые вы обязаны знать!

Что такое ГИТ

Вся 57 глава Трудового кодекса посвящена тому, как государство обязано надзирать за исполнением норм ТК . Функции надзора возложены на РОСТРУД (это общепринятое название Федеральной службы по труду – ФСТ). У службы есть территориальные органы – ГИТ .

ГИТ – это государственная инспекция труда . 6 частью Приказа Минтруда №354н именно эти инспекции имеют право проверять деятельность всех организаций и предпринимателей на соответствие ТК.

Законные основания

Инспекции действуют на основании Положения, утверждённого постановлением Правительства №875 от 01.09.2012г. И именно в 8 части этого Положения есть фраза о том, что все проверки ГИТ обязаны проводить в строгом соответствии с законом о защите прав организаций и предпринимателей при проверках (№294-ФЗ от 26.12.2008). Именно этот закон требует особого внимания.

Что такое проверка ГИТ

В 6 части 2 статьи 294 Закона есть определение термина «проверка». Это комплекс действий инспекторов по труду по оценке соответствия деятельности фирмы на соответствие нормам трудового права. То есть инспекторы проверяют – правильно ли вы действуете (или бездействуете) при ведении кадрового дела.

По характеру проверки могут быть:

  • документарными (инспекторы просто требуют, чтобы им привезли интересующие документы);
  • выездными (инспекторы приезжают к вам).

Проверка может быть плановой (по графику) или внеплановой.

Проверка по плану

По общему правилу такие проверки проводятся не чаще раза в три года (9 статья
закона)
. Но есть некоторые виды деятельности, которые предоставляют инспекторам право наведываться с проверкой и чаще:

  • здравоохранение;
  • образование;
  • социальная сфера;
  • теплоснабжение;
  • электроэнергетика;
  • энергосбережение.

Эти сроки плановых проверок установлены в перечне, который .

Как формируется план проверок :

  • ФСТ разрабатывает план проверок на год (какие организации и в какие сроки будут проверять);
  • до 1 декабря года перед проверкой план передаётся в Генпрокуратуру;
  • Генпрокуратура до 31 декабря на своём сайте размещает сводный план проверок (можно найти по этой ссылке http://plan.genproc.gov.ru/plan2016 /).

Нашли себя? Готовьтесь к проверке!

Внимание!

Важно: первая проверка не должна проводиться раньше трёх лет с момента регистрации фирмы или ИП!

За три дня до проведения проверки вас должны предупредить (ч.12 ст.9).

Внеплановая проверка

Бывают случаи, когда инспекторы могут нагрянуть и не по графику Генпрокуратуры . И это случается, если:

  • закончился срок предписания, по которому ваша фирма должна была исправить какие-то выявленные нарушения;
  • поступила жалоба работника.

О такой проверке вам должны сообщить за сутки до её проведения .

Важно!

Обратите внимание : предупреждение может быть направлено любым способом, даже по факсу или телефонограммой!

Документарная проверка

Такой характер проверка приобретает, когда инспекторам достаточно видеть минимум документов вашей организации . Если вас проверяют именно так, учтите нюансы (ст.11 закона 294):

  • вы имеете право требовать основания , если проверка внеплановая (в случае жалобы работника вам обязаны предоставить на обозрение эту жалобу, и это не должна быть анонимка);
  • требуемые документы вы должны привезти инспектору в течение 10 дней со дня запроса ;
  • документы не обязательно привозить в подлинниках – сделайте копии и заверьте своей печатью (у нотариуса заверять их не обязательно, а требование незаконно);
  • документы, не относящиеся к жалобе, у вас требовать не имеют права .

Выездная проверка

Проверка на месте проводится только тогда, когда нельзя провести документарную
(не предоставлялись документы), или она проводилась, но выявлены нарушения в оформлении документов или дел.

В начале проверки вам обязаны представить :

  • служебные удостоверения;
  • распоряжение о проведении проверки.

Распоряжение или приказ должен содержать :

  • состав проверяющих (кого нет в списке, имеете право на допускать до дел );
  • основание (жалоба, например, или план);
  • задачи проверки (должны быть определены чётко – не «проверить документы отдела кадров», а «проверить наличие трудовых договоров и их соответствие законодательству». При этом кроме договоров, вы не обязаны показывать другие документы );
  • сроки проведения проверки.

Кстати, о сроках: они тоже расписаны в законе! Поэтому проверка проводится в таких рамках:

  • 20 дней – для градообразующих и других крупных предприятий;
  • 50 часов – если фирма у вас относится к малому бизнесу (штат до 100 человек);
  • 15 часов – для микропредприятий (штат до 15 человек).

Если вы примете к сведению все эти правила проверок, можете смело ими апеллировать.

Пример

Например, проводится проверка по правильности начисления зарплаты . В вашей компетенции показать инспекторам только трудовой договор, в котором зафиксирована зарплата, штатное расписание, на основании которого зарплата установлена и положение об оплате труда . Требовать других документов у вас не должны по 294 закону.

За что можно получить предписание или штраф

Любые нарушения трудового законодательства наказуемы . Но самые типичные вот:

  • задержка зарплаты;
  • невыдача трудовой книжки в последний день работы;
  • неправильное оформление трудовых договоров;
  • незаконное увольнение или перевод;
  • незаконные удержания из зарплаты.

Некоторые фирмы до сих пор применяют систему штрафов, хотя это запрещено . Если и у вас такой случай, совет: не штрафуйте, а начисляйте премию в меньшем размере. Но для этого зарплата работника должна состоять из оклада и премии. А невыплата премии должна быть обоснована, например, невыполнением показателей премирования.

Заключение

Внимание!

Если к вам грозится нагрянуть проверка ГИТ , что проверяют в отделе кадров вы узнаете из уведомления. Ваши первые действия: незамедлительно исправить нарушения, если они есть и послужили основанием для проверки.

Если нарушения обнаружатся в ходе проверки, вам вручат предписание, которое обязательно к исполнению . Не исполните – наложат штраф (до 50 тысяч).

Но оптимальнее, конечно, до предписаний дела не доводить, просто делайте свою работу правильно изначально, чтобы не переделывать потом.

Инспекторы могут прийти к вам в гости в трех случаях: в рамках плановой, внеплановой проверки (например, после жалобы сотрудника на работодателя), а также в ходе расследования несчастного случая с работником компании. О дате проведения плановой проверки можно узнать на сайтах соответствующих надзорных ведомств (ГИТ соответствующего региона, Генеральной прокуратуры РФ).

Если посмотреть поэтапно, проверка проходит по следующему алгоритму: организация получает уведомление от ГИТ о предоставлении документов, затем – сама проверка, после нее составляется акт и предписания по ее итогам и происходит привлечение к административной ответственности в случае нарушений.

В каких случаях ГИТ откажет в рассмотрении жалобы работника? Узнайте ответ экспертов по телефону, подключив новый продукт "Советы экспертов. Проверки, налоги, право" .

Безусловно, на каждом этапе могут быть свои тонкости. Например, список запрашиваемых документов обязательно будет расширен: у вас в гостях инспекторы в любом случае попросит показать что-то дополнительно. И к этому надо быть готовым. С другой стороны, увидев в календаре дату визита в вашу компанию, не надо сразу впадать в уныние. Если в назначенный день компании по объективным причинам не получается принять "гостей", с ГИТ обязательно стоит обговорить возможность переноса. С датой связан и еще один момент, важный после завершения проверки. Обжаловать акт и предписание в суде можно лишь в течение 10 календарных дней со дня вручения или получения копии документа. Не забывайте об этом, если визит ГИТ в компанию намечен в преддверии праздников.

Какие же темы и документы интересуют инспекторов, прежде всего?

Начну с главного лица компании – генерального директора. Как вы знаете, при нарушениях ответственность может быть возложена на организацию и отдельно на должностное лицо, которым является руководитель предприятия. В этой связи особенно рискует директор-экспат. В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ " " после двух административных штрафов, его могут просто не пустить на территорию России. В этой связи я рекомендую документально перенести ответственность с генерального директора на HR-руководителя или функционального менеджера. Для этого нужно будет издать приказ о возложении на него обязанности по ведению кадрового делопроизводства и ответственности за нарушения, внести соответствующие изменения в трудовой договор и должностную инструкцию, а также выдать ему доверенность на представление интересов, на право подписи в кадровых вопросах.

Столь же интересен ГИТ трудовой договор руководителя. Практика BLS показывает, что в этом документе всегда есть ошибки: не указаны функционал и ответственность, неправильно указано место работы, условия труда и другие условия, в том числе обязательные ().

Сразу же советую подготовить учредительные документы компании (как правило, ГИТ запрашивает копии, заверенные нотариально или печатью компании).

В ходе проверки обязательно будет изучено штатное расписание компании. Именно в нем можно увидеть разные оклады на одинаковых должностях, что, в соответствии с законодательством, является нарушением (). Проще говоря, у одинаковых должностей должен быть одинаковый оклад. Если у вас не так, будьте готовы, что, помимо собственно штрафа за нарушение в соответствии с , придется доплатить тем, у кого зарплата была меньше (минимум за три года (срок исковой давности), а, возможно, и за весь период, если так решит инспектор ГИТ). Выход из такой ситуации есть, например, во введении уникальных должностей с разделением функционала и уникальными должностными инструкциями. Но это нужно сделать прямо сейчас, не дожидаясь плановой или чего хуже – внеплановой проверки, так как этот проект достаточно объемный и трудозатратный.

Столь же интересны инспекторам будут документы, касающиеся зарплаты: расчетные и платежные ведомости, справки о различных выплатах и т.п. Обращу ваше внимание на то, что в документах даты выплат должны быть точными, а не плавающими "до такого-то числа". Естественно, что и начислять зарплату необходимо день в день: ни раньше, ни позже, за исключением выходных дней, в этом случае зарплата выплачивается накануне ().

Отдельного внимания заслуживает индексация заработной платы. Она обязательно должна быть (). Следовательно, у вас запросят отдельный локальный нормативный акт, регулирующий ее проведение. Порядок ее проведения, как правило, прописывается в Положении об оплате труда или Правилах внутреннего трудового распорядка. Если его еще нет, рекомендую прямо сейчас приступать к его разработке. Напомню, что индексацию проводят на одинаковую величину и в отношении абсолютно всех сотрудников. Если у вас в ЛНА указано на 2% в год, значит, именно на этот уровень у каждого сотрудника индексируется зарплата.

Еще один предмет анализа – табель учета рабочего времени. Этот документ – основной источник информации по охране труда. Представьте, у вас указано: инструктаж проведен и имеются подписи всех сотрудников, а табель покажет, что один из работников был в отпуске, еще двое – в командировке и т.д. А ведь именно охрана труда несет самые большие риски бизнесу. Непроведение вводного инструктажа, периодических инструктажей, медосмотров (для обязательных случаев) и многое другое – все это чревато огромными рисками. Просто скажу, если в организации нет системы охраны труда, совокупный штраф по нарушениям на одного сотрудника может достигать 600 тыс. рублей.

Здесь добавлю еще один риск: он связан со специальной оценкой условий труда. Закон требует размещать ее результаты на корпоративном сайте (п.6 ст.15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ " "). У кого-то, даже сегодня, его может не быть, у иностранных представительств, возможно, нет доступа к корпоративному сайту. Уверена, проще и дешевле сделать отдельный простой сайт, чем потом доказывать в суде, что у вас не было возможности опубликовать эту информацию. Кроме того, спецоценку надо проводить не только в отношении вновь созданных рабочих мест, но и в случае переименования должностей. Об этом помнят далеко не все.

Серьезные риски несет бизнесу система отпусков. ГИТ в ходе каждой плановой проверки проверяет график отпусков. Само отсутствие графика влечет штраф в размере до 50 тыс. руб. (), а вот непредоставление отпуска грозит таким же штрафом, но за каждый случай, то есть за каждого работника. К тому же, появилась и еще более серьезная опасность из-за неиспользованных отпусков. По результатам одной из недавних проверок столичная ГИТ озвучила новую "трактовку" нарушения. Инспекторы усмотрели признаки ("Использование рабского труда"). Возможное наказание за это – вплоть до лишения свободы на срок от 3 до 10 лет.

Очень внимательно отнеситесь к теме корпоративного автопарка: выдаче служебных автомобилей или компенсации за использование личного авто. ГИТ настойчиво пытается признать водителями всех сотрудников, использующих автомобили компании. Даже если это, например, региональный менеджер по продажам, который не выполняет функции водителя, а только перемещается между клиентами. Если эта тема затрагивает вас, будьте готовы предоставить максимум документов: от справок о прохождении медосмотров до документов, подтверждающих техническую исправность транспорта.

Конечно, это не весь перечень запросов и документов, интересующих ГИТ. Но все они напрямую связаны с соблюдением законодательства, а значит, в ваших силах своевременно и тщательно анализировать его, следить за изменениями и судебной практикой.

Вероятно, каждому работодателю приходилось пережить такое малоприятное событие как инспекционная проверка, а тем, кто еще не знает всех нюансов, рано или поздно это предстоит. В помощь руководителям и HR-специалистам - консультация-памятка от Александра Южалина, консультанта Департамента трудового права «IPK Group».

Проверки органов государственного контроля могут быть инициированы по разным обстоятельствам, но требования и регламент всегда едины, и они установлены законодательством РФ.

Соответственно, результат проверки во многом зависит от того, насколько работодатель осведомлен о своих правах, насколько хорошо он владеет информацией о правилах, которые обязан соблюдать уполномоченный инспекционный орган.

В этой статье мы рассмотрим порядок прохождения проверки Государственной инспекции труда Российской Федерации (далее - ГИТ). Для начала определим ключевые требования, которые закон предъявляет к процедуре проверки организаций и инливидуальных предпринимателей государственными надзорными органами.

Вопросы, связанные с проверками трудовой инспекции регламентируются двумя основными нормативно-правовыми актами:

  • Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • Приказ Минтруда России от 30.10.2012 N 354н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

Как известно, законодательство выделяет два вида проверок: плановая и внеплановая.

Плановая проверка

Такая проверка проводится в обязательном порядке государственными надзорными органами (в том числе ГИТ) с определенной периодичностью. Цель ее - выявить у юридического лица нарушения тех или иных требований закона. В рассматриваемом случае - несоблюдение норм трудового права.

Плановая проверка может быть как выездной, так и документарной. При документарной проверке организация или ИП должна направить проверяющему органу необходимый пакет документов по соответствующему распоряжению. Как правило, государственный орган ограничивается документарной проверкой.

Однако законом выделяются случаи, когда может быть инициирована выездная проверка. Так, согласно статье 12 Федерального закона N 294-ФЗ, выездная плановая проверка проводится в случаях, если при документарной проверке не представляется возможным:

В отличие от документарной проверки, выездная проверка - как плановая, так и внеплановая - проводится по месту нахождения юридического лица (ИП) и/или по месту их фактической деятельности.

Узнать, будут ли проверять вашу организацию в этом году, можно на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ. Ежегодный сводный план плановых проверок утверждается Генпрокуратурой и публикуется в открытом доступе в срок до 31 декабря текущего календарного года. Чтобы найти свою компанию в едином реестре, достаточно набрать в поисковой форме ИНН, ОГРН или название (фамилию ИП).

Можно ли уйти от надзора

Необходимо помнить, что плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года (за исключением отдельных случаев - например, проверки в сфере здравоохранения).

Однако мало кто из работодателей знает: даже если организация включена в ежегодный план контрольных мероприятий, обязательной проверки можно избежать. Такая льгота установлена статьей 26.1 Федерального закона N 294-ФЗ. С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц (ИП), отнесенных к субъектам малого предпринимательства в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Исключения составляют лишь частные случаи. Например, если ранее в отношении компании было вынесено и вступило в законную силу постановление об административном наказании за грубое нарушение.

В остальных случаях, обнаружив себя в едином реестре Генпрокуратуры, субъекты малого или среднего предпринимательства вправе подать в надзорный орган заявление с обоснованным требованием исключить компанию из плана проверок.

Внеплановые проверки

В отношении внеплановых проверок дела обстоят совсем иначе. Законным поводом для внеплановой проверки ГИТ могут стать практически любые выявленные факты несоблюдения работодателями положений трудового законодательства и других нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе - нарушения требований по охране труда, повлекшие возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников.

Трудовая инспекция принимает во внимание:

  • сведения от органов государственной власти;
  • данные из средств массовой информации;
  • обращения и заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
  • обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
  • запросы работников о проверке условий и охраны труда на его рабочем месте.

Кроме того, обоснованием считаются:

  • приказы (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданные в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
  • требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законодательных норм по материалам и обращениям, поступившим в органы прокуратуры.

Как подтверждает практика, одним из самых распространённых поводов для внезапного визита трудовых инспекторов является жалоба работника о нарушении его трудовых прав. То есть, любое заявление работника, считающего, что его права были нарушены, поданное в соответствии с требованиями трудового законодательства, признается основанием для внеплановой проверки работодателя.

При этом необходимо учитывать, что анонимные заявления и обращения граждан не могут служить основанием для внеплановой проверки.

Полномочия инспекторов не безграничны

Важно знать об ограничениях и требованиях, которые закон устанавливает для надзорного органа при проведении всех видов проверок - как плановых, так и внеплановых.

Ограничения по продолжительности мероприятий. Любая проверка не может длиться больше 20 рабочих дней. В течение одного года общий срок проведения плановых выездных проверок в отношении одного субъекта малого предпринимательства не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.

Ограничения по срокам извещения о начале проверки . Орган муниципального контроля должен уведомить юридическое лицо или индивидуального предпринимателя о предстоящей плановой проверке не позднее, чем за 3 рабочих дня до ее начала. Копия распоряжения или приказа руководителя направляется заказным почтовым отправлением с обязательным уведомлением о вручении или иным доступным способом. О проведении внеплановой выездной проверки надзорные органы обязаны предупреждать не менее чем за 24 часа до ее начала, уведомление вручается любым доступным способом.

Проверяющий инспектор непременно запросит документы для анализа, по результатам которого будет сделан вывод, нарушает ли работодатель какие-либо нормы закона. При запросе тех или иных документов необходимо удостовериться, относятся ли они к предмету проверки. Закрытый перечень документов, которые инспектора имеют право запрашивать у работодателя, законом не установлен.

Что проверяют в первую очередь

На практике можно выделить основные документы, которые с большей долей вероятности запросит инспектор. Прежде всего, к ним относятся:

  • трудовые договоры и соглашения к ним;
  • трудовые книжки;
  • штатное расписание;
  • графики отпусков;
  • личные карточки работников;
  • книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним;
  • приходно-расходная книга по учету бланков трудовых книжек и вкладышей к ним;
  • табели учета рабочего времени;
  • локальные нормативные акты (в первую очередь - Правила внутреннего трудового распорядка, локальный акт по оплате труда);
  • приказы по основной деятельности и по личному составу.

Но, как отмечалось ранее, данный перечень документов открыт. Это означает, что инспектор вправе потребовать и другой документ, относящийся к предмету проверки. Тем не менее, для минимизации рисков первым делом надо привести в соответствие с требованиями действующего законодательства вышеуказанные кадровые документы.

Как действовать во время проверки

Итак, вернемся непосредственно к самой процедуре проверки. Работодателю рекомендуется:

1) потребовать предъявления служебного удостоверения должностных лиц, которые прибыли с проверкой, и убедиться, что эти специалисты имеют право действовать от имени государственной трудовой инспекции;

2) получить заверенную печатью копию распоряжения (приказа) руководителя (заместителя) органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки*.

*Напомним, что распоряжение (приказ) руководителя проверяющего государственного надзорного органа, является основанием к проведению проверки.

При предъявлении копии данного документа работодателю следует внимательно ознакомиться с его содержанием. В частности, важно изучить:

  • правовое обоснование самой проверки;
  • список непосредственных участников проверяющей бригады;
  • срок, в течение которого проводится проверка;
  • документы, которые будут анализироваться в процессе проверки.

Следует помнить, что проверка, инициированная в целях исполнения государственной функции, не может проводиться, а уже начатая должна быть прекращена, если установлено:

  • отсутствуют основания для проведения проверки;
  • предмет проверки не соответствует полномочиям Роструда и его территориальных органов.

3) непосредственно присутствовать во время проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к ее предмету;

4) знакомиться с результатами и подтверждать свою осведомленность в акте проверки: в частности, выражать согласие или несогласие с выводами инспектора и отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля;

5) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора) в административном и/или судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

Проверка завершается: что важно помнить?

Не менее внимательно следует подойти к вопросу оформления документов по окончании проверки.

По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

В акте указываются:

1) дата, время и место его составления;

2) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

3) дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

4) фамилии, имена, отчества и должности специалистов, проводивших проверку;

5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица;

6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований;

8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, о наличии их подписей или об отказе от подписи;

9) сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;

9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

Разумеется, контролируя составление итогового акта, крайне важно проявить предельную ответственность, и если возникнут замечания и возражения - непременно сделать отметку.

Где «спотыкаются» трудовые инспекторы

Проверяющие органы чаще всего допускают такие оплошности:

  • отсутствуют основания для проведения проверки;
  • нарушаются сроки начала или окончания проверки;
  • уведомление о начале проверки не поступает в установленный срок;
  • проверка начинается без распоряжения или приказа руководителя контролирующего органа;
  • запрашиваются документы, не относящиеся к предмету проверки;
  • не предоставляется для ознакомления акт проверки;
  • инициируется плановая проверка юридического лица (ИП), не включенного в ежегодный план.

Любая из вышеперечисленных ошибок инспектора будет основанием для того, чтобы признать недействительными результаты проверки.

Итак, учитывая судебную и инспекционную практику, можно сделать однозначный вывод. Результат каждой проверки в очень большой степени зависит от грамотного подхода проверяющего органа и корректного оформления всех необходимых документов. По большому счету, этот результат выражается в том, будет ли работодатель привлечен к административной ответственности или нет.

Соответственно, знание своих прав, тщательный контроль действий должностных лиц, правильное оформление документов многократно увеличивает шансы работодателя выйти победителем по окончании проверки. Ведь любое отступление проверяющего органа от буквы закона может сыграть ключевую роль в вопросе привлечения к административной ответственности - особенно если учесть, что в последнее время государственная инспекция по труду привлекает работодателей к ответственности за каждый отдельный случай нарушения трудового законодательства. Таким образом, возможность обжаловать действия инспектора, который сам не соблюдает требования закона, может помочь сэкономить сотни тысяч рублей.

Александр Южалин, консультант Департамента трудового права « IPK Group », специалист по вопросам трудового законодательства