Открыть левое меню кос. Куршская коса (Зеленоградск)

Я понимаю, что Куршская коса в Калининградской области – это самый популярный и один из малочисленных памятников природы. Возможно, наше путешествие туда само по себе не уникально, однако изюминкой поездки будет то, что добираться до Куршской косы мы будем самостоятельно, автостопом. А также пройдемся по четырем из шести маршрутов.

Как добраться до Куршской косы из Калининграда

От Калининграда до Зеленоградска

Сначала нужно было добраться до Зеленоградска, откуда до косы ходят рейсовые автобусы.

На автобусе.

От автовокзала Калининграда до Зеленоградска ходят автобусы под номерами:

  • через Орловку №114 – интервал 2 часа.
  • через Сосновку № 140 – интервал 30 мин.,
  • через Петрово по старой дороге №141 – интервал 30 мин.

Последний автобус самый ранний (6:00) и самый поздний (22:20) из всех.

  • Время в пути- час с небольшим.
  • Стоимость проезда – 68 руб.

На электричке.

Также по Калининградской области довольно удобно перемещаться электричками, да и стоимость билета на них ниже. Вот только интервал движения в значительной степени больше, чем на автобусах. В два вокзала:

  • Южный Калининград – Зеленоградск – 53 руб.
  • Северный Калининград – Зеленоградск – 46 руб.

Актуальность расписания автобусов и электричек можно проверить .

Из Зеленоградска до Куршской косы

От автовокзала Зеленоградска ходит несколько маршруток с довольно редким интервалом. Стоимость поездки будет зависеть от того, как далеко мы хотим уехать. К примеру, до «высоты Эфа» проезд стоит 85 руб., а до «Танцующих деревьев» – 74 руб. с человека.

Расписание маршруток привожу ниже (по клику открывается в большом размере).

Скажу сразу, что на Куршской косе несколько туристических троп, если быть точной, то 5 основных. Но в связи с тем, что между маршрутами довольно большие расстояния в несколько километров и слишком большой интервал движения рейсовых автобусов, то перемещаться между ними удобнее либо с экскурсией, либо на .

Экскурсии

На Куршскую косу

Индивидуальные экскурсии:

  • Другие

Автостопом до Куршской косы

Лично мы ездили автостопом. Давайте остановимся на этом подробнее. Специально для этой поездки мы выбрали наилучший день по прогнозу погоды. Уже в 8 утра мы стояли на остановке, ожидая троллейбус №2, который едет за пределы объездной Калининграда.

До Зеленоградска есть две дороги (даже 3) – старая и новая. Последняя — что-то вроде «хай вэй»). Но, до того, как мы на ней оказались, я этого не знала. Если смотреть по карте, то конечная остановка нашего троллейбуса как раз находится на старой трассе. Я рассудила, что по новой ходит больше транспорта, а значит уехать оттуда до Зеленоградска будет проще. Поэтому, мы вышли на остановке «Пятый форт» и, пройдя развязку, встали на объездной.

Минут через 15 возле нас притормозил молодой человек, который быстро домчал до «новой» трассы на Зеленоградск. Он специально вывез нас с развязки так, что даже место выбирать не пришлось.

Следующим водителем оказалась молодая женщина, ехавшая только до аэропорта, благодаря ей я узнала некоторые нюансы оплаты билета на КПП при въезде на Куршскую косу. Об этом я еще напишу ниже.

И вот здесь я поняла, что ехать дальше нам придется по «хай вэю». Не то, чтобы меня это напрягало, по Китаю, к примеру, мы с Андреем только там и передвигались, периодически прячась в кустах от ментов. Просто я давно уже не ездила автостопом, неизвестно как в Каининградской области водители относятся к автостопщикам на «большой» дороге.

Все мои опасения были напрасны, нас легко подбирали на любых участках пути. Один мужчина встал чуть ли не посреди дороги, долго разгребая небольшой фургончик, освобождая для нас место, чтобы подвезти всего 7 км.

Последний водитель высадил нас в 300 метрах от автовокзала Зеленоградска, куда мы и поспешили. Повезло, нужная нам маршрутка стояла на остановке.

Так почему же мы решили от Зеленоградска поехать на рейсовом автобусе? Как нам пояснила женщина, ехавшая до аэропорта, въезд на Куршскую косу для туристов платный. 150 руб. с человека (кроме детей до 12 лет и инвалидов) взимается независимо от способа передвижения, будь то пешком или на другом виде транспорта. За личный автомобиль к тому же берется плата в размере 300 руб., включая оплату за водителя.

Поэтому, чтобы не напрягать водителей мы решили поехать на автобусе. Есть еще такое мнение, что те, кто проезжает на автобусе, могут прогуляться по косе бесплатно. Вот и решили рискнуть.

Куршская коса. Маршрут «Высота Эфа»

В автобусе сидело несколько туристов, это было видно по внешнему облику и по вечным вопросам, которые они задавали водителю и местным. Отлично, будем ориентироваться по ним. Женщины ехали до маршрута «высота Эфа». А я, признаться, еще не думала, как нам лучше передвигаться. Меня этот вопрос стал волновать сильнее, когда я узнала расписание автобусов и увидела узкую дорогу Куршской косы, по одной полосе в обе стороны.

Я решила, что если совсем будет плохо с транспортом, то лучше мы посмотрим сначала самое интересное, а дальше как получится. Поэтому купили билет до маршрута «Танцующий лес». Но, водитель забыл про нашу просьбу предупредить об остановке, в итоге, мы оказались вместе со всеми на «высоте Эфа». Зато доплачивать за проезд не пришлось.

Выйдя из маршрутки, только я думала перейти дорогу, чтобы отправиться к информационным стендам, как слышу приветствие справа. Повернув голову, метрах в 10 от нас обнаружилось двое мужчин в форме. Скорее всего охрана национального парка. Тот, что стоял ближе ко мне, сделал жест, чтобы мы подошли ближе.

Я приблизилась и тут же услышала краткое:

— Откуда?
— Из Кирова, — не задумываясь ответила я.
— 150 руб. за въезд на территорию парка.
— Но… — замешкалась я, — А почему вы тогда с них ничего не попросили? – я указала на удалявшиеся спины женщин, приехавших с нами.
— Они местные, — невозмутимо ответил тот.

Я не стала спорить и нехотя отдала 300 руб. за двоих. Что за несправедливость?!

Немного расстроившись, мы поплелась в ту сторону, куда планировали изначально.

Для тех, кто собирается посетить Куршскую косу, я очень-очень советую скачать (для Android и Apple) персональный официальный путеводитель от разработчиков национального парка Куршская коса. Если будет включен GPS, то в определенных точках путеводитель сам будет включаться и рассказывать об истории косы и не только.

Так что я не буду сильно углубляться в рассказы, просто покажу, на каких маршрутах и что можно посмотреть.

Очень короткая тропа вывела нас прямо на берег к морю.

Можно постоять и полюбоваться волнами с высоты, а можно спуститься на песочек.

Однако, гулять по пескам в путеводителе не рекомендуют.

Я было думала, что это все, когда на обратном пути через дорогу увидела вывеску «Высота Эфа» и дощатую тропинку в лес.

Через некоторое время доски кончились и на холм мы шагали по проторенной дорожке. На маршруте «высота Эфа» две высоты (простите за тавтологию) или смотровые площадки, откуда открывается вид на дюны, редкие растения и кусочек моря.

На самом деле вся Куршская коса раньше была покрыта зеленью, пока лес не стали вырубать. Как только деревья исчезли, территория косы стала превращаться в пустыню. Нечто подобное сейчас можно наблюдать и во Вьетнаме.

Когда мы вернулись по знакомой тропинке к дороге, все тот же мужчина в форме стоял у своей машины. Я подошла к нему и поинтересовалась, каково расстояние до Танцующего леса. Он сказал, что-то около 4 км.

М-да…пешком идти точно не вариант, а рейсовый автобус будет через час только. Ничего не оставалось, как перейти дорогу и напротив парковки ловить машину. Автостоп на Куршской косе сложен тем, что дороги тут узкие, и автомобилям практически негде припарковаться на обочине. Поэтому мы ловили машину часто прямо со стоянок или парковок.

«Высота Эфа» — это предпоследний маршрут, до последнего «озеро Лебедь» доезжают не многие, поэтому и машин было мало. За 20 минут с той стороны проехало может машин 5, и ни одна не захотела нас подвезти.

Потом я увидела, как наш уже знакомый блюститель порядка на Куршской косе сел в машину и начал разворачиваться. Я наудачу подняла руку и он притормозил рядом. Улыбаясь я повторила свое намерение попасть к Танцующему лесу и мы поехали. Обида за утреннюю несправедливость как-то сразу быстро улетучилась.

Куршская коса. Танцующий лес

Через несколько минут мы были у нужного поворота, где нас и высадили. До парковки он поехал в одиночестве, наверное, чтобы не «светиться» перед своими. Оставшийся путь 400 метров мы легко преодолели пешком.

Танцующий лес назван так потому, что на небольшом участке земли выросло несколько десятков странно закрученных деревьев. Если честно, я не увидела в них ничего уникального.

По дороге в Балтийск, к примеру, полно таких участков в лесу. Да и в наших лесах такие деревья редко, но встречаются.

Можно было бы приписать уникальность тому, что собраны они все на одном небольшом участке, но и это не совсем правда, на огороженной территории по настоящему закрученных в кольцо деревьев по пальцам пересчитать можно, а все остальные только чуть-чуть «вьются», да и то не все.

К деревьям-кольцам не подобраться, и даже не сфотографировать нормально, потому как от вандалов там теперь свой маленький заборчик.

Сделав круг почета, мы отправились в обратный путь.

Куршская коса. Высота Мюллера

Следующая точка находится рядом с поселком Рыбачий. Нас подкинули буквально до поворота на поселок. Оставшиеся полтора километра мы решили прогуляться. Для пеших туристов здесь есть бонус — это ответвление вправо к старому немецкому кладбищу.

Признаться, по всей Калининградской области я не раз видела подобные отметки. Так что это на любителя.

Перед конечной точкой слева показалась вода — это озеро Чайка.

Сначала заглянем на него, тем более для туристов здесь выстроили неплохой деревянный помост, уходящий прямо в воду. Хочешь, фотосессии устраивай…

А хочешь, лебедей корми.

Через дорогу от озера начинается 2-х километровый маршрут «высота Мюллера». До самой высокой точки мы шли в гору через вековые насаждения елей и сосен различных видов.

Близ поселка Рыбачий высота Мюллера — это самая высокая точка дюны Брухберг — 44,5 метра над уровнем моря. Забираемся наверх и окидываем взглядом окрестности.

В марте пейзаж не слишком красочен, наверняка летом здесь более живописный вид.

Внизу под смотровой площадкой находится камень, поставленный в честь того самого Мюллера — лесничего, благодаря которому удалось остановить движение песков особым методом лесопосадок.

Возвращались по другой дороге, о которой вам подскажет путеводитель.

На парковке еще при входе мы приметили беседку, где решили перекусить нормально. На Куршской косе есть кафешки на стоянках, однако, к гадалке не ходи, понятно, что еда будет в разы дороже. Поэтому о своем обеде мы побеспокоились заранее, взяв его утром с собой в рюкзак.

Куршская коса. Королевский бор

Было три часа дня, когда мы вновь вышли на дорогу. Насчет последнего маршрута «Королевский бор» я была не уверена, потому что нам еще засветло надо успеть добраться до Калининграда. Никогда не любила автостоп в темноте.

Но, нам в очередной раз повезло с машиной. Молодой человек, который взял нас в попутчики, ехал до самого Зеленоградска. То есть мы без пересадок могли спокойно доехать до последнего маршрута, а там до города рукой подать.

Так и сделали. Парень попался болтливый, все рассказывал, как он с семьей прогулялся по маршруту «озеро Лебедь», куда мы не поехали в силу экономии времени. Говорил, что виды там такие, аж голова кругом. Я, конечно, всегда делаю скидку на стороннее мнение, но после его восхищенных фраз, даже как-то пожалела, что не добрались до озера.

Время за разговорами пролетело быстро и вот мы уже на последнем маршруте протяженностью в 3 км.

Этот маршрут отличается от остальных обилием растительности. Лес, через который мы шли можно смело назвать бором. А королевский он потому, что после того, как по вине богатых охотников стали исчезать олени, король Фридрих Вильгельм I организовал на косе заповедник. Так что здесь можно увидеть действительно вековые хвойные деревья, особенно гигантскую тую. К ней ведет отдельная тропинка.

Если начало маршрута выглядит немного уныло и часто напоминает леса в домашней местности, то уже через 1-1,5 км ситуация меняется.

Очень пугающе выглядит вот этот участок пути, особенно сейчас — в марте, когда кроны еще не покрылись зеленью.

В путеводителе говорится, что в Королевском бору есть возможность встречи с дикими животными, чаще с кабанами. Особенно это касается мест, отведенных под кормушки. Разрытую землю мы видели, а вот животных не довелось.

Еще одно место, которое лично мне очень запомнилось — это соколиная пустошь, где ранее занимались обучением королевских соколов.

Почему-то виды с этой невысокой смотровой площадки мне засели в душу сильнее, чем вышеописанные «высоты».

До Зеленоградска было около 6 км, и нам по сути было все равно на чем ехать — на попутке, или на автобусе. Неожиданно рядом притормозил таксист. Я привычным жестом отмахнулась ему, что нам такси не надо. Тот не отреагировал, я повторила жест более настойчиво, снова ноль эмоций, машина стояла на дороге без движений.

Испугавшись, что из-за нас сейчас может случиться непоправимое, я подбежала к переднему стеклу и сообщила водителю, что на такси мы не поедем. Тот спокойно спросил, куда нам надо. Я назвала автовокзал. И тот махнул рукой: «Садитесь». Ого, впервые подвозит русский таксист бесплатно.

До самого автовокзала он не доехал, нам, в общем-то, и не надо было. Сделав дугу, я решительно направилась в сторону старой трассы на . Не знаю, сколько мы прошли пешком, вот только уже начало смеркаться. Я боялась, что до темноты мы не успеем поймать машину, когда увидела, как мимо проехал автобус 141. Успокоившись, что в любом случае мы сможем добраться до Калининграда, мы отошли чуть подальше остановки и принялись вновь ловить машину.

Ждать пришлось дольше обычного, наверное, не меньше получаса прошло, как рядом на узкой дороге притормозил мужчина с ребенком. Ребята ехали прямо до Калининграда, в этом смысле мы вновь оказались везучими.

По дороге я узнала много интересного. Например, что можно снять каюту на судне Витязь, что обязательно стоит посетить Балтийскую косу со старым немецким аэродромом, где лучшее пиво в городе, и какое блюдо из рыбы нужно обязательно попробовать в Калининграде. С названием последнего пункта у меня возникли проблемы, поэтому нам так и не довелось этого сделать.

А о или смотрите наш . До скорых встреч.

Затраты на четвертый день в Калининградской области

Физические затраты на человека:

Финансовые затраты на двоих:

  • транспорт – 222 руб.
  • жилье – 900 руб. ()
  • еда – 126 руб.
  • достопримечательности – 300 руб.

Как добраться до Куршской косы. Этот пост содержит все возможные варианты. Имеется в виду литовская часть, потому что до российской части доехать гораздо легче, и информации в сети на сей счет намного больше.

Вариант 1. Якобы самый дешевый. На поезде до Калининграда, потом на автобусе.

Из Москвы в Калининград ходит поезд № 147. Плацкартный билет стоит 2155 руб. купе 3800. Из Питера № 79. Плацкартный билет стоит 2283 рубля в один конец. Эти билеты лучше покупать за 45 дней, ибо они дефицит. В пути эти поезда около суток. К сожалению, единственный автобус на косу отправляется от автовокзала в Калининграде в 16.30, а поезда из Москвы и Питера прибывают позже:в 19.40 и 16.50 соответственно. Из Москвы есть еще один, фирменный, поезд № 29, он прибывает в Калининград около полудня, но на него плацкартный билет стоит уже 3175 руб.

Для очень мобильных есть еще автобус до поселка Морское, расположенном всего в 10 км. от Ниды. Он отправляется в 17.50 с калининградского автовокзала, и на него можно успеть хотя бы с питерского поезда. Но границу пешком пересекать запрещено.

Моя рекомендация: если вы приехали в Калининград на поезде, доберитесь до Зеленоградска (последний автобус в 21.30). Там заночуйте, погуляйте день, и в садитесь на тот самый автобус Калининград- Нида, в Зеленоградске он в 17.30. Стоить дорога будет рублей 400. Альтернатива- такси из Калининграда до Ниды, стоимость 2500-3000 рублей.

Вариант 2. На своей машине. 1600 рублей на «Зеленую карту» плюс 220 литров бензина (из усреднённого расчета 9 литров на сотню). Посчитаем для простоты 60 литров по 1,34 евро (цены в Прибалтике) и 160 литров по 33 рубля. В сумме выходит 10600 рублей. Если вы не фанат бессонной езды по плохим дорогам, то по пути на Косу лучше заночевать. По дороге из Петербурга лучшее по соотношению цена-качество-расположение место для ночлега- гостиничный комплекс Jaunsetas в латвийском городе Алуксне неподалеку от российской границы. Проверено на собственном опыте.

Если вы едете из Москвы, разумно заночевать в городе Резекне. Сравнить цены на отели в Резекне можно, перейдя по этой ссылке

Вариант 3. Самый быстрый и комфортный. Но дорогой.

Долететь до Вильнюса на самолёте, а там взять автомобиль напрокат. Билет до Вильнюса из Москвы с удобной стыковкой в Минске стоит примерно 8 тыс. руб. Автомобиль напрокат в Вильнюсе обойдется примерно в 1 тысячу рублей в сутки. Считаем, что едем на неделю. Итого, на двоих на неделю дорога с машиной получается 23 тыс. руб. Согласен, не бюджетно. Но очень легко и приятно. Из Вильнюса до Клайпеды и до Косы ехать 3 или 4 часа по отличной автостраде.

Вариант 4. Автобус

На сайте Ecolines можно купить билет из Москвы до Клайпеды за 2400 рублей.

В пути автобус 19 часов. нужно сделать пересадку в городе Марьянполе. От Клайпеды на косу и по косе ходит местный автобус. Почти сутки в автобусе это на любителя, зато дешево.

Куршская коса это достопримечательность Калининграда. Стоит отметить, что Куршская коса находиться в 40 км. от Калининграда и на самом деле начинается от города Зеленоградск. Но мало кто знает город Зеленоградск в отличии от города Калининград и мы были не исключение. Но так как путешествие планировалось в Калиниград и размещение тоже в нем, то и маршрут в национальный парк России Куршская коса начинался из города Калининград. Самостоятельно посетить национальный парк Куршская коса не сложно, но необходимо учитывать, что парк расположен в 40 км. от Калининграда и сам имеет протяженность 98 километров и из них примерно 48 в России, а 50 километров в Литве. Таким образом понимая какие расстояния необходимо преодолевать, лучше если будете путешествовать на автомобиле или экскурсионных автобусах. И так всё подробно.

  • Два берега Куршской косы
  • Танцующий лес Куршская коса
  • Высота Эфа на Куршской косе

Как добраться до Куршской косы

Добраться до Куршской косы удобнее на личном автотранспорте. Расстояние от Калининграда до Зеленоградска в 40 км. преодолевается минут за 50 по хорошей автостраде. Сложнее оказалось проехать пару последних километров по городу в направление парка, так как и дорога была не в лучшем состояние и указателей мало, благо был навигатор.

Некоторые туристы судя по блогам, добираются до города Зеленоградск на рейсовых автобусах и пересаживаются на велосипеды или другие рейсовые автобусы идущие до городков на Куршской косе. И так мы проехали на автомобиле город Зеленоградск и направились в парк. При въезде в национальный парк стоит шлагбаум. Для проезда На территорию парка Куршская коса необходимо заплатить за «рекреационные услуги» 300 руб. с легковой машины, количество людей в машине не влияет на стоимость проезда.

Куршская коса въезд в парк

Рядом с будкой охраны и кассы, расположен стенд с картой национального парка России Куршская коса. Карта подробна, выкладываю без уменьшения разрешения формате jpeg, .

Купив билет для проезда в кассе и сфотографировав карту парка на всякий случай, садимся в машину и проезжаем шлагбаум. Сразу же после шлагбаума нас встречает интересный знак парка.


Куршская коса при въезде в парк

Дорога в парке хорошая, постоянно асфальт, без выбоин и ям. По одной полосе в каждую сторону. Так как дорога хорошая, то встречаются путешественники на велосипедах и роликах, но их количество не большое и они не мешают ехать по дороге.


Дорога в парке хорошая

Очень порадовало наличие информационных щитов вдоль дороги у основных достопримечательностей.

Королевский бор Куршская коса или «Лесничество Гренц»

Первое место для остановки в национальном парке Куршская коса был Королевский бор.


Куршская коса информационный щит Королевский бор

У каждого места для осмотра достопримечательностей или иных интересных мест, имеется парковка.


Королевский бор парковка

Для осмотра Королевского бора необходимо выйти из машины и пройти в лес. В глубь ведёд дорога.


Калининград Куршская коса королевский бор дорога на маршрут

Что бы прогулка по лесу не было омрачена, лес обрабатывают против клещей, о чем говорит плакат.

Мы далеко не пошли, то есть сделали заход в лес на расстояние метров 50 и пару кадров сделали.


Королевский бор

Два берега Куршской косы

После посещения Королевского бора мы двинулись дальше, но буквально через несколько километров обратили внимание, что с боку от дороги через небольшой участок земли виднелось море. Мы остановились и пошли по обустроенной тропинки в сторону моря. Хочется отметить, что многие достопримечательности обязательно отмечены информационными щитами и как правило обустроены парковкой, а маршруты покрыты деревянными настилами и оборудованы лестницами, где необходимо подниматься или спускаться, что очень удобно.


Калининград Куршская коса дорога к морю


До моря чуть чуть

Вот уже видно кусочек бушующего моря. Куршская коса имеет два берега восточный и западный. Восточный берег выходит на Куршский залив, а западный на Балтийское море. Так теперь перед нами западный берег Куршской косы.


Калининград Куршская коса вид со смотровой площадки на Балтику
Куршская коса Балтийское море

Увидев бушующее море и широкую песчаную линию, в наш день посещения парка Куршская коса было ветрено, захотелось подойти поближе к воде и прогуляться по берегу. Видимо такое чувство возникло не только у нас, так как на берег вела деревянная лестница.


Лестница на пляж
Пляж в апреле месяце

Шум моря был таким, что для общения приходилось кричать. Вернувшись обратно к дороге и перейдя её на другую строну, пошли в сторону другого просвета в лесу.


Путь к восточному берегу Куршской косы

Путь к другому берегу косы был длиннее, если к бушующей стороне было идти от дороги метров 150 — 200, то к тихой метров 300.

Судя по тропинкам, много народа здесь проходит.

И вот другой берег острова, контраст просто оказался колосальный, там ветер и волны, а на этом тишина и благодать. Рекомендуем, так же остановиться и посмотреть контраст в погоде на расстояние 500 метров. Хотя в хорошую погоду такого контраста в море наверное не будет.


С другой стороны полуострова тишина

Танцующий лес Куршская коса

Танцующий лес Куршская коса, наиболее известная достопримечательность национального парка. Мы пропустили станцию кольцевания птиц и не стали останавливаться на высоте Мюллера, но не посетить Танцующий лес не могли. Проехать мимо достопримечательностей парка тяжело, так как дорога на косе одна и везде установлены информационные указатели.


Калининград Куршская коса Танцующий лес информационный щит

Как и везде, перед началом маршрута имеется парковка и на ней лавки по продаже сувениров, в основном магниты и изделия из янтаря.


Куршская коса Танцующий лес парковка
Танцующий лес торговля сувенирами

Сразу за сувенирными лавками начинается маршрут по Танцующему лесу, по началу как и в обычном лесу.


Калининград Куршская коса Танцующий лес начало пути

И пройдя приличный путь начинаешь наблюдать извилистые деревья, по началу одиночные потом больше.


Калининград Куршская коса Танцующий лес первые танцоры


В основном маршрут выложен из деревянного настила и огорожен.

Так же кроме ограждения имеются таблички, с просьбой не заходить за ограждение, что бы не навредить природе.


Таблички с просьбой хорошего поведения

И вот сделав круг, по маршруту длинной не более 800 метров, Вы заканчиваете свой путь в обычном лесу и подходите к сувенирным лавкам с другой стороны.

Высота Эфа на Куршской косе

После Танцующего леса направились к следующей достопримечательности национального парка Высота Эфа. Расстояние от Танцующего леса до Высота Эфа на Куршской косе 5 км.. Как всегда проехать мимо не возможно, так как установлены указатели. Оставив машину на парковке и пройдя мимо торговых рядов, выходим на маршрут Высота Эфа.


Куршская коса высота Эфа торговый ряды
Куршская коса высота Эфа начало маршрута

Необходимо приготовиться к маршруту на 2,8 км. при этом необходимо будет идти всё время в верх до смотровых площадок. Маршрут хорошо подготовлен, практически везде уложен деревянный настил и лестницы для подъема, поэтому можно пройти маршрут с любой физической подготовкой, но следует иметь ввиду, что нагрузка на сердце всё таки будет.


Информация об маршруте
Тропа к высоте Эфа

Через 10 минут после начала маршрута, мы добрались до первой смотровой площадки, с которой был обзор на переход с леса на песок без растительности. Леса очень важная составляющая остановки движения дюн. В этих местах всегда боролись с движением песка, который не позволял заниматься земледелием, но и засыпал деревни целиком.



Высота Эфа вид с площадки 1
Куршская коса высота Эфа вид площадки 1
Вид с первой площадки

Полюбовавшийся необыкновенным пейзажем двинулись дальше. По маршруту уложен деревянный настил, но в местах где настил был проложен по открытому песку, лежали сухие ветки деревьев, укрепленные проволокой, это сделано специально для уменьшения движения песка.


Высота Эфа укрепление песка

Пройдя ещё минуты четыре мы добрались до другой смотровой площадки, здесь открывался вид на на бескрайние пески на фоне моря и неба. Жалко, что в наш день посещения парка Куршская коса было не солнечно и фотографии получились не яркие.


Куршская коса высота Эфа вид с площадки 2


Высота Эфа вид с площадки 2

После того как посмотрев красоты ознакомились с информацией на стенде, подготовленный администрацией национального парка Куршская коса.


Куршская коса высота Эфа информационный стенд

Были удивлены, что эти пески несколько раз засыпали деревню. Теперь путь лежал обратно, идти было легче, так как дорога теперь вела в низ.


Куршская коса высота Эфа дорога обратно с площадки 2

Добравшийся до парковки, мы как и многие не пошли к авто, а перешли дорогу и направились к другому берегу Куршской косы. На этом берегу море бушевало и дул сильный ветер.


Балтийское море в районе высота Эфа
Куршская коса вид на Балтийское море

Сделав несколько фото со смотровой площадки Балтийского моря. пошли обратно к автомобилю.

Граница России в национальном парке Куршская коса

От высоты Эфа до границы России с Литвой 6 км.. Мы решили посмотреть это пропускной пункт. Проехав мимо маршрута Озеро Лебедь, мы подъехали к границе. Народу на пропускном пункте не было, хотя у нас была шенгенская виза, мы не поехали на Литовскую сторону, так как планировали в этот день посетить успеть поселок Янтарный, где располагается комбинат по добыче янтаря.


Что посмотреть в Калининграде за 3 дня, куда сходить? Пять маршрутов по Калининграду

Калининград музей янтаря, Росгартенские ворота и башня Дона посещаем самостоятельно

Росгартенские ворота музей янтаря Калининград, а так же башня Дона, продолжаем знакомиться самостоятельно с достопримечательностями Калининграда. Город Калининград или старинное название

Туристы приезжают на Кос в основном для спокойного созерцательного отдыха, благо посмотреть есть на что. Достопримечательностей – природных и исторических – на этом греческом острове немало. Добраться до Коса можно двумя способами – на пароме или самолетом. И только вторым способом на остров Кос ежегодно прибывает до 1,5 млн. пассажиров.

Международный аэропорт Кос (код – KGS) находится рядом с деревней Антимахия в 27 км к юго-западу от одноименного города и в 5 км к юго-востоку от популярнейшего курорта Мастихари. Высота над уровнем моря – 216 м. Другое название – аэропорт Гиппократ. Выбор названия очевиден: как известно, Кос – родина знаменитого античного врачевателя.

Немного истории аэропорта

Аэропорт на острове Кос открылся в апреле 1964 г. Первоначально он специализировался только на внутренних рейсах. С октября 1980 г., после реконструкции взлетно-посадочной полосы, длина которой была увеличена до 2400 м, аэропорт смог принимать и международные рейсы. Второй терминал был возведен в 1997 г.

По мнению туристов, аэропорт Кос напоминает средней руки российский

По мнению туристов, аэропорт Кос напоминает средней руки российский. С той только разницей, что в разгар сезона на его территории может одновременно находиться количество людей, практически сопоставимое с населением провинциального городка.

Возможно, если бы не кризис, 2 терминала аэропорта – старый и новый – были бы расширены. Но пока планы управляющей компании по реконструкции и перепланировке остаются преимущественно на бумаге, пассажирам приходится довольствоваться 3000 кв. м общей площади.

В сезон нередки очереди к стойкам регистрации, таможенным пропускным пунктам и пунктам приема-выдачи багажа. А между тем, аэропорт острова Кос – 6-й по пассажирообороту в Греции.

Авиабилеты на Кос

Авиабилеты на остров лучше всего искать через метапоисковики, чтобы не переплачивать и не терять время на стыковочных маршрутах.

Один из популярных вариантов – метапоисковик Aviasales , который сравнивает предложения более 700 авиакомпаний, предлагая актуальную информацию о наличии мест на рейсах, стыковок и возможность настройки гибкого фильтра под свои потребности.

Более подробно об этом способе поиска Grekoblog уже писал в статьях и .

Схема и табло

Схема аэропорта, пожалуй, вряд ли понадобится даже самому взыскательному путешественнику: в 2-х небольших терминалах заблудиться сложно. Кос уже довольно популярен среди русскоязычных путешественников, так что объясниться по-русски с персоналом вполне возможно.

Кроме того, и схема аэропорта Коса, которую нетрудно найти на территории терминалов, и указатели на английском и греческом языках щедро снабжены привычными пиктограммами.

А вот с расписанием вылета и прибытия рейсов в аэропорт острова Кос можно познакомиться на нашей страничке – табло работает в онлайн режиме:

Аэропорт Коса на карте:

Автобусы до города и курортов

Автобусы из аэропорта Коса до столицы острова и в некоторые другие населенные пункты идут от остановки у терминала. Первый отправляется в 7.55, последний – в 19.50 (в 16.15 в низкий сезон). Всего на протяжении дня выполняется 10-11 рейсов в будние дни и 7 в воскресенье.

Автобусы до столицы острова следуют через курорт Мастихари, время в пути занимает около 45 минут

Стоит отметить, что все автобусы до столицы Коса следуют через курорт Мастихари. Стоимость проезда – €3,20 (2018). Время в пути – около 45 минут. Автобусы останавливаются в городе на набережной возле крепости рыцарей-иоаннитов и на автовокзале.

На остановке, которая находится на круглой площади неподалеку от аэропорта, можно пересесть на автобус до города, следующий из других частей Коса. От автовокзала в Косе (ул. Клеопатры, 7) отправляются маршруты до всех более-менее значимых населенных пунктов на острове: Мастихари, Кардамены, Пили, Мармари и пр.

Первые рейсы отправляются в 7.30-9.00, последние – в 21.00-23.00. Интервал движения – 1-2 ч. Стоимость – до €5 (2018).

Такси из аэропорта Кос

Автобусы автобусами, но нередки ситуации, когда больший смысл имеет взять такси: далеко не все отели расположены вдоль рейсовых маршрутов, да и передвижение общественным транспортом, имея на плечах кучу чемоданов, – удовольствие не из приятных.

До столицы острова — города Кос — поездка на такси обойдется примерно в €35, а так как аэропорт расположен практически в центре острова, не намного дороже обойдется и путешествие до любого другого курорта. Багаж обычно оплачивается отдельно.

В высокий сезон на острове могут возникнуть проблемы со свободными такси из аэропорта Коса, и машину «с шашечками» придется либо заказывать по телефону (платно), либо бронировать заранее.

Минусы бронирования у первого попавшегося оператора очевидны. Во-первых, и для заказа, и для бронирования может потребоваться хотя бы поверхностное знание если не греческого, то хотя бы английского языка.

Далеко не все отели на Косе расположены вдоль автобусных маршрутов

Во-вторых, в случае опоздания рейса или задержки при проходе паспортного и таможенного контроля таксист потребует за время ожидания дополнительную плату.

Выгодно решить проблему с машиной можно, обратившись к онлайн-сервису заказа такси в Греции . Тем более, что с недавнего времени его интерфейс доступен и на русском языке.

Главное удобство сервиса как в том, что с его помощью можно самостоятельно рассчитать тариф заблаговременно, так и в том, что стоимость бронирования будет фиксированной вне зависимости от времени опоздания самолета или задержки в терминале.

Знания языка для поиска забронированной машины тоже не потребуется: водитель, как правило, ожидает пассажиров с табличкой с их именами на выходе из зоны получения багажа, но подробные инструкции на этот счет приходят сразу же после подтверждения бронирования на email.

Другие полезные свойства сервиса – это возможность заранее заказать авто под свои индивидуальные потребности, будь то крупный багаж или предустановленные детские сиденья. Более подробно об этой полезной услуге Grekoblog писал в статье .

Еще один сервис такси

Не так давно в рунете появился еще один достаточно серьезный сервис заказа такси в Греции онлайн — KiwiTaxi , больше специализирующийся на подаче машин в/из аэропорта. И, хотя, KiwiTaxi моложе своего предшественника, сервис уже завоевал популярность у путешественников.

Трудно сказать, какой из этих двух интернет-сервисов лучше, у каждого есть свои плюсы и минусы, но все мы знаем, когда есть выбор и можно сравнить тарифы, предпочтение у того перевозчика, чья стоимость выгоднее.

Хотя, нужно отдать должное младшему «брату» — его дизайн современнее, версия удобна и понятна для каждого пользователя, и, что немаловажно, имеется русскоязычная техподдержка. Хотите сами убедится — перейдите на сервис по этой ссылке .

Аренда авто в аэропорту

Аэропорт острова Кос услуг по аренде авто не предоставляет, но международные и местные компании наперебой предлагают свои услуги, едва туристы проходят зону таможенного контроля.

Выбрать лучший вариант, особенно в разгар сезона, на месте непросто: как цены, так и выбор доступных автомобилей оставляют желать лучшего, ведь уже начиная с мая спрос на местный автопарк начинает зашкаливать, держась в «красной зоне» вплоть до середины сентября.

А это, в свою очередь, позволяет компаниям по аренде авто поднимать цены до весьма нескромного уровня.

Спрос на аренду авто на Косе в разгар сезона зашкаливает

Еще одна уловка, к которой часто прибегают греческие автопрокаты – не озвучивать туристу сразу всех условий бронирования. Например, сообщать о лимитированном допустимом пробеге или некоторых нюансах автострахования.

Куршская коса - памятник природы, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (2000 г.). Представляет собой узкую и длинную полосу суши, которая отделяет Куршский залив от Балтийского моря. Находится рядом с городом .

Куршская коса длиной 98 километров. Проходит от города до города Клайпеда (Литва). Половина Куршской косы проходит по территории России (49 км.) и половина по территории Литвы (49 км.).

Куршская коса излюбленное место отдыха туристов. Здесь расположены песчаные пляжи, как в пресноводном Куршском заливе, так и в солёном Балтийском море.

Как добраться до Куршской косы

Куршская коса начинается в России у города . Въезд на Куршскую косу через КПП-1, который расположен в 3 км. от города . На границе с Литвой, на 49 км. Куршской косы, находится КПП-2.

Через всю Куршскую косу проходит автомобильная дорога 27А-015.

Из города Зеленоградск на Куршскую косу можно ехать по Московской улице.

Из Зеленоградска до Куршской косы можно доехать и на велосипеде. Велодорожки на трассе и на самой Куршской косе не выделено, но движение здесь обычно не очень оживленное (в выходные здесь более оживленное движение).

На Куршскую косу можно добраться на автбусе. Автовокзал расположен у железнодорожного вокзала Зеленоградска (Вокзальная улица). До поселка Морское (расположено у границы с Литвой на Куршской косе) ходят автобусы 596 (Светлогорск - Морское), 593, 210 (Зеленоградск - Морское)

Мы добирались до косы на такси. В Зеленоградске работает сервис Яндекс.такси.

Въезд на территорию Куршской косы платный (150 рублей с 1 транспортного средства).

Карта

Где поесть

В поселке Лесной (11 км. Куршской косы) есть хорошее кафе (расположено у Променада).

Пляжи на Куршской косе

Вдоль всей территории косы располагаются пляжи. Но оборудованные пляжи находятся только у населенных пунктов: Лесное, Рыбачий, Морское.

Самым оборудованным для отдыха местом является поселок Лесное (11 км. Куршской косы). Здесь есть Променад с рестораном на море. Прокат велосипедов, спортивного инвентаря, лодок. Множество турбаз, гостевых домов и гостиниц.

Возле поселка Морское очень хороший пляж у Куршского залива (пресная вода). Здесь вода летом прогревается до 27С.

Помните о том, что Куршская коса это Национальный парк. Здесь запрещается разводить костры и ставить палатки.

Пляжи Куршской косы состоят из чистейшего, мелкого кристаллического песка. Приятно побродить по пляжу босиком. Песок здесь из кристаллического кварца, поэтому он не пачкает и его достаточно отряхнуть, и ноги чистые.

В поселке Лесной, вдоль пляжа оборудован небольшой Променад - пешеходная полгулочная улица. Особенность здешнего променада в том, что он сделан как деревянный настил.

В сильный ветер можно укрыться от него зайдя за дюну, которая протягивается вдоль морского побережья.

В лесу Куршской косы можно встретить малину и смородину.

Достопримечательности Куршской косы

72% территории косы занимают леса. Здесь произрастает около 600 видов древесной, кустарной и травяной растительности.

Фауна насчитывает 296 видов наземных позвоночных животных (лось, косуля, кабан, лиса и другие).

Куршскую косу называют как птичий мост. Здесь проходит древний миграционный путь птиц (150 видов) из северных районов на юг Европы и в Северную Африку. В дни миграций над косой ежедневно пролетают до миллиона пернатых. Гнездятся здесь 102 вида птиц.

На косе действует одна из первых в мире и старейшая в Европе орнитологическая станция «Фрингилла», расположенная в посёлке Рыбачий. Она была основана немецким теологом и любителем птиц Иоганном Тинеманом 1 января 1901 года.

По Курсшкой косе проводятся экскурсии . Продолжительность экскурсии от 5 до 6 часов. Во время экскурсии Вас провезут по основным достопримечательностям косы и проведут по некоторым пешеходным маршрутам. Экскурсию по Куршской косе можно заказать в Зеленоградском городском краеведческом музее (Зеленоградск, ул. Ленина, д. 6). Но много и других организаций, которые проводят экскурсии по Куршской косе.

Визит-центр «Музейный комплекс»

Располагается на 14 км. Куршской косы. В состав музейного комплекса входят два основные здания и музей под открытым небом, на территории которого: деревня времен эпохи викингов «Древняя Самбия», дендрарий культурных растений, причал с катером, интерактивный комплекс, детский городок и коллекция деревянных скульптур.

С мая по сентябрь в погожие дни проводятся прогулки на катере "Чайка" по Куршскому заливу.

Пешеходные маршруты

Королевский бор (пешеходный маршрут)

Располагается на 6,6 км. Куршской косы (со стороны побережья Куршского залива).

Здесь размеченный пешеходный маршрут протяженностью – 2,9 км.

Маршрут проходит по территории вековых хвойных лесов и старым насаждениям интродуцентов, в первую очередь туи гигантской.

Часть маршрута проходит по берегу Куршского залива. Здесь установлена деревянная вышка со смотровой площадкой. Здесь можно увидеть примыкающие к заливу черноольшанники, ивняковые заросли и крупнотравные луга, полюбоваться видами пресноводного водоема, которые открываются с обзорной площадки, ознакомиться с многочисленными обитателями тростниково-камышовых зарослей.

Часть маршрута проходит по участку старинного почтового тракта, который являлся основной дорогой из Восточной Пруссии в Россию в течение полутораста лет. По тракту, пролегавшему частью по берегу моря, частично по заливной части косы, в разное время проезжали Петр I, королева Пруссии Луиза, прусские короли Фридрих I и Фридрих Вильгельм III.

Вид на Куршский залив

Смотровая вышка

Лесная дорожка

Питомник Туи гигантской

Высота Мюллера (пешеходный маршрут)

Расположен на 32-м км. Куршской косы (недалеко от поселка Рыбачий).

Здесь размечен пешеходный маршрут протяженностью - 2 км. Трасса маршрута проходит по влажному ольшанику у подножья дюны, по вековым насаждениям елей и сосен различных видов, по молодым посадкам на месте горельника.

Маршрут оборудован смотровой площадкой, находящейся на высоте 44,4 м над уровнем моря.

Высота Мюллера - самая высокая точка дюны Болотной (Брухберг), являющейся наиболее крупной из тех, что расположены близ поселка Рыбачий (бывш. Росситтен).

Высота названа в честь лесничего кёнигсбергского Управления лесами Мюллера, изучавшего лесные почвы и внедрившего новый метод лесопосадки, позволивший закрепить движущиеся пески.

От Росситтена до Рыбачьего (пешеходный маршрут)

Расположен на 33-м км. Куршской косы.

Пешеходный маршрут протяженностью – 3,8 км.

Маршрут проходит по поселку и вдоль шоссе в сторону Зеленоградска к старому немецкому кладбищу.

Историко-культурный маршрут «От Росситтена до Рыбачьего» проходит по поселку Рыбачий и знакомит с архитектурой и историей самого большого поселения на южной части Куршской косы, с его знаменитыми жителями, занимавшимися на территории полуострова научной деятельностью, а также внесшими значительный вклад в дело популяризации косы и превращения её в курорт мирового значения.

Росситтенский лес (пешеходный маршрут)

Расположен на 34-м км. Куршской косы.

Пешеходный маршрут протяженностью - 2 км.

Прогулочно-познавательный маршрут начинается от автобусной остановки в пос. Рыбачий на 34 км шоссе Зеленоградск – Клайпеда и проходит по территории участкового лесничества «Золотые дюны» национального парка «Куршская коса», по лесной просеке и грунтовой дороге по направлению к морю.

Маршрут начинается от шоссе в районе автобусной остановки «Поселок Рыбачий» на морской стороне и проходит по плоской лесистой равнине пальве (по участку леса) с самом широком месте российской части Куршской косы (от моря до залива 4 км). В смешанном (сосново-березовом лесу с участием дуба и ели, в подлеске – с рябиной) лесу посетители могут встретить различных его обитателей: кабана, косулю, лису, енотовидную собаку и даже лося или увидеть следы их жизнедеятельности. Например, многочисленные порои, лежки и прочее.

Танцующий лес (пешеходный маршрут)

Расположен на 37-м км. Куршской косы.

Пешеходный маршрут протяженностью - 0,8 км.

Здесь можно приобрести сувениры.

На Куршской косе можно увидеть хвойный лес, стволы которого петляют причудливыми зигзагами. Этот лес здесь прозвали «танцующим». Причины такого формирования ствола сосны доподлинно не известны.

Маршрут знакомит с необычным участком соснового леса, посаженным в начале 60-х гг. XX в. на дюне Круглой (Рундерберг - Круглая гора). В отличие от большинства дюн косы, вытянувшихся вдоль берега Куршского залива, отдельно стоящая дюна Круглая располагается прямо на пальве - плоской лесистой равнине между морем и заливом.

Несколько сосен отгорожены деревянным забором. Эти сосны пользовались особой популярностью у туристов, но это нанесло вред этим деревьям. Их отгородили, чтобы сохранить. Ствол одной из таких сосен делает полную замкнутую петлю.

До Великой отечественной войны в этом месте находилась немецкая планерная школа, в которой прошли обучение около 30 тыс. летчиков.

Высота Эфа (пешеходный маршрут)

Расположен на 42-м км. Куршской косы.

Пешеходный маршрут протяженностью - 2,8 км.

Здесь можно купить сувениры, перекусить. Небольшие кафе есть у трассы и на побережья Балтийского моря.

Рядом с поселком Морское находится одна из самых высоких дюн в Европе - дюна Ореховая (Петш). Находясь на ее вершине, можно услышать знаменитые "поющие пески". Самая высокая точка дюны - 55 метров - была названа высотой Эфа в честь дюнного инспектора Франца Эфа, чья деятельность была посвящена изучению и закреплению подвижных песков.

Здесь расположены две обзорные площадки, с которых открывается все многообразие ландшафтов косы: море, залив, песчаные дюны, пространства, покрытые лесом, уютные домики поселка Морское.

Большая часть маршрута проходит по специально установленным деревянным настилам.

Озеро Лебедь (пешеходный маршрут)

Расположен на 46-м км. Куршской косы.

Пешеходный маршрут протяженностью - 3 км.

"Лебедь" - уникальное озеро эолового происхождения, расположенное на призаливной равнине и отделенное от Куршского залива тонкой песчаной перемычкой. Озеро возникло сравнительно недавно в малой бухте.

Это озеро - оазис водоплавающих птиц. Здесь водятся лебеди-шипуны, утки-лысухи, чомги, кряквы и серые цапли.

Другие достопримечательности

«Фрингилла» - полевой стационар Биостанции Зоологического института Российской академии наук

Расположен на 23-м км. Куршской косы.

Полевой стационар является подразделением первой в мире орнитологической станции, основанной в Росситтене (ныне поселок Рыбачий) еще в 1901 году профессором И. Тиннеманом. Свое название стационар получил в честь птицы зяблика (на латыни «фрингилла»), располагаясь на пути сезонных миграций различных пернатых.

Во время экскурсии Вам покажут ловушки для птиц, а также то, как ученые кольцуют пернатых.

Здесь же расположены деревянные домики, в которых живут ученые.

Ловушка для птиц

Кольцевание кукушки

Жилые домики для ученых

Озеро Чайка (место отдыха)

Расположено на 32-м км. Куршской косы.

Самое большое пресноводное озеро Куршской косы (длина 1400 м, ширина - около 400 м). Расположено на 32-м км косы на древнем моренном основании Рыбачинского полуострова.

Здесь превосходно ловится рыба, в особенности карась.

Часовня в поселке Лесной

Расположена в поселке Лесном - (11-й км Куршской косы), в наиболее узком месте Куршской косы (расстояние между морем и заливом – 400 м). Построена в память о погибших рыбаках.

Маяк в поселке Лесной

Навигационный знак, который несет на себе радио и световой маяк (11-й км Куршской косы). Сигнал маяка виден в море и заливе на расстоянии до 20 миль. Также на маяке установлены антенны - ретрансляторы сотовой связи. В народе маяк в Лесном прозвали «Торшер любви».

Храм святого преподобного Сергия Радонежского в пос. Рыбачий

Расположен на 32-м км. Куршской косы (поселок Рыбачий).

Храм был построен в 1873 году как лютеранская кирха архитектором Тишлером (Tischler). После 1945 года в здании бывшей кирхи некоторое время размещался мукомольный цех, позднее цех по ремонту сетей местного рыбколхоза. В 1992 г. здание передано православной общине п. Рыбачий.

Видео