Основные черты хозяйственной деятельности человека в степи. Использование человеком степи. Урок: Население и хозяйство лесостепной и степной зон

Лесостепь – это природная зона, для которой характерно чередование леса и степи. Соответственно чередуются и флора, и фауна обозначенных зон. Отсюда легко увидеть, что свое название эта территория получила именно благодаря этой особенности.

Определение «лесостепь» вошло в широкое употребление не так давно: после публикации работ Докучаева. До этого популярностью пользовался термин «предстепье» (его ввел в обиход Бекетов).

Географическое положение лесостепей России

Рассматривая Евразию, можно сказать, что эта природная зона простирается начиная с Карпатской гряды (территория Европы) и заканчивая Алтайским краем, проходя через земли Украины и, частично, через территории Казахстана и России.

Обособленные лесостепные зоны есть, например, и в межгорных впадинах Сибири, в Монголии, на Дальнем Востоке и в Северо-Восточном Китае. Следует знать, что, например, Северная Америка тоже имеет лесостепную зону.

В России лесостепная зона находится преимущественно на юге, в Южной части Урала, в Алтайском крае. Граница лесостепи в Российской Федерации обозначена такими городами, как Курск и Рязань, так как за ними начинается уже лесная зона.

Лесостепь – характеристика природной зоны

Описание этой природной зоны включает в себя информацию о рельефе, климате, основных почвах, флоре и фауне.

Рельеф

Рельеф лесостепи ровный, с небольшими низинами и незначительными уклонами. Встречаются балки и овраги. Иногда однообразие лесостепи нарушается ложбинами и курганами.

Характерной чертой этой территории являются степные блюдца – впадины округлой формы.

Почвы

Здесь главенствует самый лучший тип грунта – чернозем. Благодаря разному составу флоры, карбонатам и отрицательному балансу влажности, тут проявлены именно эти грунты.

Стоит отметить: для лесостепи характерен быстрый и обильный перегнойно-аккумулятивный процесс, поэтому тут самые высокие показатели по содержанию гумуса.

Также в лесостепи находятся такие виды почв:

  • серные лесные почвы;
  • темно-серые лесные почвы;
  • черноземы оподзоленные;
  • черноземы выщепоченные;
  • черноземы типичные;
  • черноземы среднегумусные.

Состав грунтов меняется по мере продвижения от севера до юга.

Климат и климатический пояс

Эта территория характеризуется довольно теплым и сухим климатом: так называемый безморозный период длится от 105 до 165 дней.

Самая высокая температура для лесостепи – это плюс сорок градусов (в тени), а низкая – минус тридцать шесть градусов, но такое встречается редко.

Чаще всего тут преобладают умеренные температуры, поэтому этот тип климата называют умеренно-континентальным. Годовое количество осадков примерно равняется количеству испаряемой влаги.

Растения

В зоне лесостепи большое разнообразие флоры. Леса преобладают лиственные (самое распространённое дерево – это дуб), так же здесь встречается много видов трав и кустарников, а в Западной Сибири так же встречается много берез.

Особенные климатические условия лесостепи оказывают положительное воздействие на растительность.

Животные

Можно сказать, что в лесостепи обитает и степная, и лесная фауна, а разнообразие животных меняется по мере продвижения с юга на север.

Типичные обитатели лесостепи:

  • земляной заяц;
  • тушканчик;
  • сурок;
  • байбак;
  • хорек;
  • грызуны;
  • дрофа;
  • лисица;
  • волк;
  • белка;
  • тетерев и другие.

Птицы в лесостепи:

  • аист;
  • ястреб;
  • орел;
  • куропатка;
  • жаворонок;
  • дрозд;
  • дятел и другие.

Экологические проблемы лесостепи

К сожалению, на сегодняшний день все больше деревьев подвергается вырубке, а степей – распахиванию, что приводит к исчезновению уникального растительного мира лесостепи.

Основные негативные факторы, способствующие возникновению экологических проблем в лесостепной зоне:

  • вспахивание земель в степях;
  • выпас скота;
  • вырубка леса;
  • пожары.

Это ведет к обеднению почвы и вымиранию флоры, что приводит к тому, что звери тоже гибнут.

Хозяйственная деятельность в лесостепях и степях

Основные отрасли и занятия населения:

  1. Это «житница» России: благодаря благоприятным условиям для аграрного промысла, тут выращивают подсолнечник, сахарную свеклу, фруктово-ягодные культуры. Но из-за высокой степени распаханности, использование новых пахотных участков на территории Русской равнины остановлено.
  2. В сравнении со степью, в земле лесостепи находятся богатейшие ресурсы ископаемых: железные руды, нефть, уголь, горючие сланцы, газ, фосфориты и другое.
  3. Многие жители лесостепи занимаются овцеводством и птицеводством, что выделяет эту зону как развитую в молочно-мясной отрасли.
  4. Разведение яков, коз.

Помимо основных видов деятельности, в этой климатической зоне люди занимаются рыбной ловлей, охотой, разводят верблюдов, коз, яков и лошадей.

Интересной особенностью этой зоны является наличие как мощных лесов, так и развитого травяного покрова, что создает неповторимый рельеф местности.

Растения в степных районах этой природной зоны могут легко переносить как повышенную влажность, так и засуху.

Заключение

Лесостепь – это важная географическая зона: на этой территории находятся основные запасы многих ископаемых, благодаря плодороднейшим почвам тут произрастают незаменимые культуры. Эта территория – один из основных производителей мяса и молока, шерсти.

Евразийская степь находятся в умеренном и субтропическом климатических поясах, и простирается на 8 тыс. км от Венгрии на западе через Украину, Россию и Среднюю до Маньчжурии на востоке. Степная зона России представляют собой равнинную местность, покрытую травянистой растительностью и практически лишенную деревьев, за исключением берегов рек. На степных почвах хорошо растут кустарники и множество видов трав.

Евразийская степь на карте Евразии/Wikipedia

Поскольку климат с запада на восток страны приобретает резко континентальный характер, меняется состав флоры и фауны. В степях России очень плодородные земли, поэтому большая часть территории была преобразована под сельскохозяйственные угодья. Деятельность человека привела к разрушению огромных участков девственной степи, а также сокращению численности уникальных видов растений и животных.

Географическое расположение и типы степей России

Зона степи на карте России

Степная зона России простирается от Черного моря до Алтая на юге страны. Визуальной северной границей является Тула, реки Кама и Белая. На юге степи доходят до Кавказских гор. Часть зоны лежит на , другая располагается на Западно-Сибирской. При движении с юга на восток степные ландшафты встречаются еще в котловинах Забайкалья. Зона степи граничит с лесостепью на севере, а также на юге. Природные условия на территории степи неодинаковые. Отсюда разница в составе растительного мира. В России существует 4 следующих типа степей:

  • Горные: степные земли Кавказа покрыты многочисленными видами трав, за исключением осоковых.
  • Луговые: занимают большую часть европейской России и Западную Сибирь. В этой ландшафтной зоне растет разнотравье и злаковые. Густой зеленый ковер оживляют яркие цветоносы.
  • Ковыльные: степи Оренбургской области покрывают разновидности ковыля.
  • Пустынные: перекати-поле, прутнянка и ковыль встречаются на землях Калмыкии. Растительный покров территории значительно пострадал от деятельности человека.

Климат степей

С юга на восток климат русской степи меняется с умеренно-континентального до резко-континентального. Средняя температура зимой на Восточно-Европейской равнине составляет -5°C. У границ Западно-Европейской равнины эти показатели снижаются до -30°C. Зимы малоснежные, часто дуют ветра.

Весна наступает резко, надвигаясь, благодаря воздушным массам, с юга и юго-запада. В конце марта столбик термометра поднимается до отметки 0°C. Снег быстро тает, новых осадков практически нет.

Температура летом составляет +25°C, большинство дней ясные и солнечные. Осадки приходятся именно на теплое время года, их выпадает не менее 400 мм. Степи характеризуются засушливостью. Суховеи иссушают почву, приводят к эрозии, образуют овраги. Резкий перепад суточных температур на 15°C роднит степи с пустынями. Степная осень продолжительная, ветров практически нет, до ноября средняя температура составляет около 0°C.

Степи на юге России более мягкие благодаря южным ветрам. Ветер с юга приносит влажный воздух, который смягчает зимы и снижает летнюю жару. Зимой в южных областях часто случаются циклоны, а летом в долинах рек образуются туманы.

Степи на западе имеют более суровый климат, зимой, при температуре -50°C почва промерзает на 100 см. Снега выпадает мало, почти никогда не бывает оттепелей. Снежный покров сходит в середине апреля. Лето, продолжительностью три месяца, наступает в мае. Первые заморозки случаются в октябре, через месяц начинается зима.

Растительный и животный мир

Основной покров степи составляют злаковые культуры, растущие пучками, между которыми виднеется земля. Травы хорошо переносят жару и засуху. Некоторые из них сворачивают листву, чтобы избежать испарения. Чаще остальных растений встречается ковыль. Его размер зависит от региона произрастания. Не менее распространен в степи род злаков Тонконог. Колосовидные метелки многолетников являются кормом для животных.

Большинство растений имеет темный окрас листвы, спасающий от лишнего испарения влаги. В степях произрастает ирис карликовый, шалфей луговой, кермек, астрагал, лабазник, шпажник, полынь. Огромное значение играют медоносы: донник, люцерна, гречиха, фацелия, пустырник и подсолнечник.

Фауну степной зоны России нельзя назвать разнообразной. Крупным животным негде спрятаться, поэтому здесь встречаются небольшие зверьки: суслики, сурки, хомяки, тушканчики и ежики. питается степная лисица. Мелкие животные служат пищей для волков, диких котов и хорьков. Среди хищных птиц распространены совы, ястребы, луни и канюки. Кроме них, в степях обитают утки, дрофы, журавли и цапли. В степной зоне можно встретить земноводных и рептилий: лягушек, жаб, ящериц и змей. Степные антилопы, сайгаки, живут стадами, и приспособились долгое время обходиться без воды.

Почвы

Чернозем сформировался под воздействием высоких температур и пониженной влажности. Он отличается высокой плодородностью. В верхних слоях активно формируется гумус. Его горизонт в районе Кубани достигает 100 см. Южнее, из-за засухи, часто встречаются засоленные и солончаковые почвы. Во многих районах на поверхности активно протекает процесс эрозии. В условиях засухи можно наблюдать вымывание из верхнего слоя кальция, магния и натрия. В черноземе содержатся миллиарды полезных . Распаханные земли степей дают 80% от всей земледельческой продукции России.

Хозяйственная деятельность

Первые поселенцы степей занимались скотоводством. Затем люди начали активно распахивать земли и засеивать их. Сегодня на этих территориях выращивают кукурузу, пшеницу, подсолнечник и рис. Обилие света и тепла позволяют растить бахчевые культуры, дыни и арбузы. На юге часть земель отведена под виноградники.

Травяной покров - это отличная кормовая база для скота. В степной зоне занимаются разведением птицы, овец, свиней и коров. В крупных городах работают заводы. Рельеф позволяет отстраивать длинные автомагистрали. Степи плотно населены, большие города соседствуют с малонаселенными деревнями.

Экологические проблемы степей России

Деятельность человека, водная и ветровая эрозия приводят к опустыниванию степей. Земля становится непригодной для выращивания урожая, снижается плодородие почв. Из-за сокращения растительности на спад идут популяция животных. В борьбе за урожай человек применяет удобрения, которые загрязняют хрупкую . Искусственный полив приводит к засолению грунта.

Чтобы сохранить уникальный степи, необходимо усилить меры по защите редких растений и животных, создать новые заповедные территории. На охраняемых территориях уязвимые виды смогут быстрее восстановится. Степи России еще можно сберечь, но для этого необходимы совместные усилия государства и гражданского общества.

Данный видеоурок предназначен для самостоятельного ознакомления с темой «Население и хозяйство лесостепной и степной зон». Из лекции преподавателя вы узнаете о том, какие особенности природы свойственны лесостепной и степной зонам. Обсудите, как они влияют на население и хозяйство этих регионов, как люди изменяют и охраняют их.

Тема: Природно-хозяйственные зоны России

Урок: Население и хозяйство лесостепной и степной зон

Цель урока: узнать об особенностях природы степей и лесостепей и о том, как они влияют на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

Природные зоны лесостепей и степей - самые освоенные и измененные природные зоны России. Лесостепи и степи отличаются самыми комфортными для жизни человека условиями.

Рис. 1. Карта комфортности природных условий ()

Настоящие лесостепи и степи в настоящее время можно увидеть только в заповедниках, все остальные территории сильно изменены человеком и используются в основном для ведения сельского хозяйства благодаря плодородным почвам.

Рис. 2. Ростовский заповедник ()

Представители народов степной зоны - степняки, вели кочевой образ жизни, занимались скотоводством. К степным народам относят калмыков, тувинцев, казахов, бурят, казахов и других.

Степи представляют собой открытые плоски или холмистые ландшафты, где произрастают травы, злаки, цветы.

В степях и лесостепях человек активно занимается животноводством и земледелием. В степях разводят коз и овец, лошадей и верблюдов, крупный рогатый скот. В некоторых хозяйствах разводят рыбу, пушных зверей, птицу.

Рис. 4. Разведение домашней птицы ()

Рис. 5. Стадо овец в степи ()

На юле Урала в Оренбургской области разводят знаменитых коз, их шерсть такая тонкая, что оренбургский платок, связанный из этой шерсти, можно продеть в обручальное кольцо. Собственно так некоторые люди и проверяют подлинность оренбургского платка.

В Бурятии и предгорьях Кавказа разводят яков.

Одной из главных проблем степей и лесостепей является перевыпас скота. Животные поедают только определенные растения, которые, в свою очередь, исчезают. Кроме того, при перевыпасе растительность вытаптывается.

В северной части степей и лесостепях занимаются земледелием. Степи и лесостепи - это главные житницы России, здесь выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарную свеклу, овощи и фрукты. Для защиты от ветра по периметру полей высаживают лесозащитные полосы. Местами степи распаханы на 85%!

Рис. 6. Подсолнухи на закате ()

Вследствие активной хозяйственной деятельности человека исчезают многие степные виды растений и животных, почва теряет свое плодородие, происходит загрязнение земель химическими удобрениями. Так же негативное влияние на природу степной и лесостепной зоны оказывает добыча полезных ископаемых (например, железных руд, угля), строительство дорог, расширение городов, поселков. Поэтому степи и лесостепи нуждаются в охране. Для этого создаются заповедники, заказники, проводятся мероприятия, направленные на рациональное использование природы этих ландшафтов.

Рис. 7. Заповедник «Черные земли» ()

Традиционным жилищем народов степей является юрта, которая представляет собой деревянный каркас, обшитый войлоком.

Домашнее задание

Параграф 36.

1. Приведите примеры хозяйственной деятельности человека в лесостепях и степях.

Список литературы

Основная

1. География России: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.И. Алексеева: В 2 кн. Кн. 1: Природа и население. 8 кл.- 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - 320 с.

2. География России. Природа. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ И.И. Баринова. - М.: Дрофа; Московские учебники, 2011. - 303 с.

3. География. 8 кл.: атлас. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2013. - 48 с.

4. География. Россия. Природа и население. 8 кл.: атлас - 7-е изд., пересмотр. - М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010 - 56 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин - М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль. География. Природа России. 8 класс: учебное пособие. - Москва: Интеллект-Центр, 2010. - 144 с.

2. Тесты по географии России: 8-9 классы: к учебники под ред. В.П. Дронова «География России. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений»/ В.И. Евдокимов. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 109 с.

3. Готовимся к ГИА. География. 8 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена./ авт.-сост. Т.В. Абрамова. - Ярославль: ООО «Академия развития», 2011. - 64 с.

4. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие/ А.А. Летягин. - М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. - 284 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Русское географическое общество ().

Все природные зоны давно освоены человеком. Он активно ведет хозяйственную деятельность, тем самым изменяя характеристики природных зон. Как различается хозяйственная деятельность человека в природных зонах?

Полярные пустыни

Это самые непригодные для хозяйства области России. Почва здесь представлена вечной мерзлотой и покрыта льдом. Поэтому здесь невозможно ни животноводство, ни растениеводство. Имеется здесь лишь рыбная ловля.

В прибрежных районах обитают песцы, чей мех очень ценится в мире. На песцов ведется активная охота, что может привести к вымиранию этого вида.

Рис. 1. Наиболее непригодная для ведения хозяйства природная зона – Арктическая пустыня

Тундра и лесотундра

Природные условия не намного лучше, чем в полярных пустынях. В тундре проживают лишь коренные жители. Занимаются они охотой, рыбной ловлей, оленеводством. Какие изменения внес сюда человек?

Почва этих районов богата газом и нефтью. Поэтому здесь активно ведется их добыча. Это приводит к значительному загрязнению окружающей среды.

Лесная зона

Сюда входит тайга, смешанные и широколиственные леса. Климат здесь умеренный, характеризуется холодной зимой и относительно теплым летом. Благодаря большому количеству лесов здесь распространён растительный и животный мир. Благоприятные условия позволяют процветать различным видам хозяйственной деятельности человека. В этих регионах построено большое количество фабрик и заводов. Занимаются здесь животноводством, земледелием, рыболовством, деревообрабатывающей промышленностью. Это одна из природных зон измененных человеком в наибольшей степени.

Рис. 2. В мире происходит активная вырубка лесов

Лесостепи и степи

Эти природно-хозяйственные зоны отличаются тёплым климатом и недостаточным количеством осадков. Почва здесь самая плодородная, а животный мир очень разнообразный. В этих районах наиболее всего процветает земледелие и животноводство. Здесь выращивается различные сорта овощей и фруктов, злаковых культур. Активно добывается уголь и железная руда. Это приводит к искажению рельефа и уничтожению некоторых видов животных и растений.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Полупустыни и пустыни

Здесь не самые благоприятные условия для хозяйственной деятельности человека. Климат жаркий и сухой. Почва пустынная, не плодородная. Основной вид хозяйственной деятельности в пустынях – животноводство. Население здесь разводит овец, баранов, лошадей. Необходимость пасти животных приводит к окончательному исчезновению растительности.

Рис. 3. Животноводство в пустыне

Субтропики и тропики

Этот регион наиболее сильно подвергся изменениям вследствие человеческой деятельности. Это обусловлено тем, что именно здесь зарождались цивилизации и использование этих местностей происходит уже очень давно.

Субтропические и тропические леса практически вырублены, а территории заняты сельскохозяйственными посадками. Огромные участки занимают плодовые деревья.

Что мы узнали?

Человек занимается хозяйственной деятельностью практически во всех природных зонах мира. Это ведет к их значительному видоизменению, что, в конечном итоге, может привести к исчезновению некоторых видов животных и растений.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 362.

Это самые непригодные для хозяйства области России. Почва здесь представлена вечной мерзлотой и покрыта льдом. Поэтому здесь невозможно ни животноводство, ни растениеводство. Имеется здесь лишь рыбная ловля.

Рис. 1. Наиболее непригодная для ведения хозяйства природная зона – Арктическая пустыня

Тундра и лесотундра

Природные условия не намного лучше, чем в полярных пустынях. В тундре проживают лишь коренные жители. Занимаются они охотой, рыбной ловлей, оленеводством. Какие изменения внес сюда человек? Почва этих районов богата газом и нефтью. Поэтому здесь активно ведется их добыча. Это приводит к значительному загрязнению окружающей среды.

Лесная зона

Сюда входит тайга, смешанные и широколиственные леса. Климат здесь умеренный, характеризуется холодной зимой и относительно теплым летом. Благодаря большому количеству лесов здесь распространён растительный и животный мир. Благоприятные условия позволяют процветать различным видам хозяйственной деятельности человека. В этих регионах построено большое количество фабрик и заводов. Занимаются здесь животноводством, земледелием, рыболовством, деревообрабатывающей промышленностью. Это одна из природных зон измененных человеком в наибольшей степени.

Рис. 2. В мире происходит активная вырубка лесов

Лесостепи и степи

Эти природно-хозяйственные зоны отличаются тёплым климатом и недостаточным количеством осадков. Почва здесь самая плодородная, а животный мир очень разнообразный. В этих районах наиболее всего процветает земледелие и животноводство. Здесь выращивается различные сорта овощей и фруктов, злаковых культур. Активно добывается уголь и железная руда. Это приводит к искажению рельефа и уничтожению некоторых видов животных и растений.

Полупустыни и пустыни

Здесь не самые благоприятные условия для хозяйственной деятельности человека. Климат жаркий и сухой. Почва пустынная, не плодородная. Основной вид хозяйственной деятельности в пустынях – животноводство. Население здесь разводит овец, баранов, лошадей. Необходимость пасти животных приводит к окончательному исчезновению растительности.


Рис. 3. Животноводство в пустыне

Субтропики и тропики

Этот регион наиболее сильно подвергся изменениям вследствие человеческой деятельности. Это обусловлено тем, что именно здесь зарождались цивилизации и использование этих местностей происходит уже очень давно.

Источник: obrazovaka.ru

Пояснительная записка.

“… Прекрасный ландшафт имеет
такое огромное воспитательное
влияние на развитие молодой души,
с которым трудно соперничать
влиянию педагога…”
К.Д. Ушинский

Учащиеся должны понимать целостность природы: человек не отделен от природы, а является ее составной частью. Уроки географии должны показывать, что человеческая культура формируется и развивается в определенной географической среде, которая влияет на них, направляет и сама меняется под их воздействием.


Уроки должны помогать связывать материальные и духовные события в жизни человечества с определенной географической обстановкой и способствовать гуманизации географии. Становление экологически образованной личности предполагает непрестанное сочетание познавательной деятельности с эмоциональным восприятием природы. Поэтому познание природы будет более доступно и интересно если использовать интеграцию . На данном уроке, при формировании образа степи, используются знания полученные на уроках литературы, биологии, изобразительного искусства, истории. Использование художественной литературы, репродукций картин русских художников позволит направить на формирование художественно– образного мышления, развить эстетический вкус, умение воспринимать и понимать красоту. Интеграция этих предметов будет способствовать целостному восприятию изучаемой темы, позволит увидеть учащимся взаимосвязь разных дисциплин, повысит интерес к изучаемому материалу, превратит учебный труд в процесс творческого познания.

На данном уроке целесообразно применить групповую форму работы, которая обеспечит учет индивидуальных особенностей учащихся, будет способствовать формированию у них навыков сотрудничества, общения. Для проведения этого урока потребуется подготовительный период. Класс необходимо разделить на пять групп – это специалисты в определенных областях (климатологи, ботаники, зоологи, почвоведы, экологи). Каждая группа получит карточку– задание для проведения своего мини-исследования. Результат поисковой деятельности группы оценивается другими группами (взаимоконтроль) с использованием методики цветовых сигнальных объектов (красный цвет – отлично, зеленый – хорошо, желтый – удовлетворительно).


Проверка степени усвоенности нового материала проводится с учетом уровня подготовленности учащихся в классе: предлагаются и простые задания и вопросы повышенного уровня (составить цепочку причинно– следственных связей). Материал урока рассчитан на учащихся с разными формами восприятия: визуалов и аудиалов.

Цель данной работы : описание интегрированного урока географии по теме “Природно-хозяйственные зоны России. Степи.”

Задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме.
  2. Использовать интеграционный подход к проведению уроков географии.
  3. Применить групповую, индивидуальную и фронтальную форму работы для повышения эффективности урока.
  4. Показать возможности уроков географии для воспитания у учащихся любви к Родине и патриотизма.

Конспект урока.

  1. Формирование у учащихся понятия о природной зоне степи.
  2. Совершенствование умения учащихся сопоставлять карты и составлять комплексную характеристику природных зон.
  3. Формирование чувства любви к Родине.

Задачи:

  1. Углубить знания о закономерностях размещения природных зон;
  2. Сформировать образ степи;
  3. Изучить особенности компонентов в степной зоне;
  4. Оценить влияние хозяйственной деятельности людей на степи;
  5. Формировать умение сопоставлять карты;
  6. Составлять комплексную характеристику природной зоны;
  7. Формировать умение рефлексировать свою деятельность;
  8. Возбудить у учащихся интерес к содержанию учебного материала, пробудить чувство патриотизма, увидеть красоту русской природы, вызвать стремление сберечь ее.

Тип урока – интегрированный урок.

Технологии – внутригрупповая дифференциация.

Методы
– частично-поисковый;
– наглядно-иллюстративный;
– словесный;
– практический.

Форма работы – групповая, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: физическая карта, карта природных зон России, отрывки из художественных произведений, картины со степными пейзажами.

I. Подготовительный этап.

На предыдущем уроке класс делится на 5 групп– климатологи, ботаники, зоологи,

Почвоведы, экологи. Каждой группе дается карточка – задание. (Приложение 1) ..

Одному ученику (по его желанию) дается задание – подготовить сообщение

“Образ степей в произведениях русских художников”.

II. Организация деятельности на уроке.

1. Организационный момент.

Называется тема урока и цели урока. Ученики записывают тему в тетрадь. На доске эпиграф.

Ой, ты, степь широкая моя
Степь, да степь – раздольные края.
Все твои дороженьки – пути
Трудно солнцу за день обойти
Русская народная песня


Вступительное слово учителя о закономерной смене лесной зоны лесостепью и степью. Так как лесостепи почти не осталось из-за распаханности, то речь пойдет о степи. Урок у нас будет интегрированным, для составления комплексной характеристики зоны степи вы будите использовать знания приобретенные на уроках литературы, изобразительного искусства, биологии и истории.

По какому плану мы изучаем природную зону? (Называются пункты плана. )

В какой последовательности происходит смена природных зон в России с севера на юг?

2. Создание образа степи.

1) Каждый ученик получает отрывок из повести А.П. Чехова “Степь”.

Предполагаемые ключевые слова:
широкая, бесконечная, раздольная, разнотравная,
однообразная, душная и унылая, знойная, много птиц и насекомых.

В ходе фронтальной беседы подводим итог – Какая же основная черта степей?

Простор.

2) Перед вами лежит стихотворение Суркова И.З. Какие здесь ключевые слова которыми изображается степь?


Читается стихотворение.

Едешь, едешь – степь да небо,
Точно нет им края
И стоит вверху над степью,
Тишина немая.

Нестерпимою жарой
Воздух так пышет
Как шумит трава густая
Только ухо слышит

Едешь, едешь – степь да небо
Степь, все степь, как море…
И взгрустнется поневоле
На таком просторе

И.З. Сурков

3) Фронтальная беседа: А в каких еще изученных вами произведениях вы встречали описание степи?

Гоголь “Тарас Бульба”.
Тургенев “Бежин луг”.
Фет, Тютчев.

4) Не только писатели и поэты, но и художники воспевали степь…Усков Дима подготовил сообщения “Образ степи в произведениях русских художников”.

Выступление ученика с приготовленным сообщением.

5) У многих русских писателей, поэтов, художников степь вызывала чувство восторга, восхищения и становилась источником вдохновения.

Почему русские писатели и художники так любят степь?

Она со своими просторами отражает суть русского характера.


Известный русский историк Василий Осипович Ключевский доказал, что природа оказывает влияние не только на форму хозяйства, но и на психологию населяющих территорию людей. Она формирует характеры.

Какие, на ваш взгляд, черты русского национального характера сформировались под воздействием степных просторов?

Широта души, вольность, удаль, выносливость, стремительность, нетерпимость.

Почему в лесной зоне деревни небольшие, а в степях населенные пункты-станицы– достигают несколько тысяч человек?

В степи до самого горизонта простирается плоская равнина, которой кажется нет конца и края. Человек чувствует себя затерявшимся в этом бесконечном пространстве. Но здесь чернозем а это избыток продуктов. Наверное поэтому люди размещались тысячными селами– станицами по берегам рек, а реки ведут к морям. а это торговые пути.

3. Работа по карте (фронтальная беседа).

– Используя карту природных зон определите географическое положение зоны степей?
– Какие субъекты РФ находятся в пределах этой зоны?
– Какие крупные города расположены в зоне степей?

4. Организация работы класса по группам, для выявления особенностей степей.

Каждая группа поочередно выступает с результатами своей поисковой деятельности, формулирует тезисы, которые все ученики записывают в таблицу.


Для оценивания работы группы осуществляется взаимоконтроль с использованием методики цветовых сигнальных объектов (красный цвет – отлично, зеленый – хорошо, желтый – удовлетворительно).

III. Проверка усвоения нового материала.

Проверка усвоения нового материала осуществляется с учетом уровневой деффиренциации 1. В ходе викторины “ Заморочки из бочки” направленной на проверку усвоения основного содержания на трех уровнях:

  • на уровне восприятия. осмысления и запоминания;
  • на уровне применения знании по образцу;
  • на уровне применения знаний в новой ситуации.

Выполнение викторины носит соревновательный характер между группами. Оценивание осуществляется в результате взаимоконтроля с использованием методики цветовых сигнальных объектов (красный цвет – отлично, зеленый – хорошо, желтый – удовлетворительно). Результат добавляется к уже имеющимся результатам работы в группах.


2. В процессе составления причинно– следственной цепочки и выполнения тестовых заданий.

Задание для лидеров в группах: Составить причинно– следственную цепочку из следующих утверждений:

А) Растительность однолетние травы;
Б) Находится на юге России;
В) Главная житница страны;
Г) Животные – грызуны, насекомые, копытные, птицы;
Д) Почвы – черноземы;
Е) Зима холодная, лето жаркое, увлажнение недостаточное.

(Контроль проводится учителем по пятибалльной системе.)

Задание для других участников групп: выполнить тестовые задания по теме “Степи”.

(Работа выполняется обучающимися индивидуально на бланках ответов. Оценивание осуществляется в ходе самоконтроля – сравнение своих ответов с эталоном на доске.)

IV. Подведение итогов урока.

1. Ответы на вопросы учителя (фронтальная работа).

Учитель: Что нового вы узнали на уроке?
Чем понравился вам урок?

V. Домашнее задание.

Для всех обучающихся: § 35, на контурной карте отметить зону степей.

Индивидуально: найти дополнительный материал о заповедниках зоны степей.

Приложение 2 .

Приложение 3 .

Заключение.

Современный урок – это урок, когда учащийся может сказать:

“Я сам под руководством учителя добываю и усваиваю новые знания, сам исследую факты и делаю выводы”.

Данный урок – один из вариантов, направленный не на простое запоминание, а на интеллектуальную деятельность учащихся. Тип урока – интегрированный. Интеграция предметов способствует целостному восприятию изучаемой темы, позволяет увидеть учащимся взаимосвязь разных дисциплин, повышает интерес к обучению, расширяет кругозор. Использование художественной литературы на данном уроке способствовали воспитанию художественного вкуса. Использование репродукций картин русских художников позволило направить урок на формирование художественно– образного мышления, развитие эстетического вкуса, умение воспринимать, понимать и любить красоту. Используя знания биологии были сделаны выводы о приспособлении растений и животных в зоне степи и составлены цепи питания. На данном уроке была использована групповая форма работы в сочетании с работой над творческими заданиями. Каждая группа(“климатологи”, “биологи”, “зоологи”, “почвоведы”, “экологи ”) работала над своим творческим заданием. Отдельные фрагменты урока приготовлены учащимися в виде мультимедийной презентации. Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным – современное образование требует от школы, а значит от учителя сохранить психическое и физическое здоровье детей, поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту, оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения. При подготовке групп учитывались индивидуальные особенности обучающихся. Задания были предложены как в устной так и в письменной форме, что позволило максимально задействовать учащихся с разными формами восприятия. Подготовка групп базировалась на технологии внутригрупповой дифференциации – учащиеся получили задания разного уровня сложности. Данная технология была использована и при проверке усвоенности нового материала. На данном уроке формировалось умение рефлексировать свою деятельность. Для оценки результативности урока использовался самоконтроль и взаимоконтроль. Красной нитью через все содержание урока проходит идея воспитания патриотизма, обращение к отеческому наследию, уважению и гордости за землю на которой живешь.