Образ Мцыри в одноименной поэме Лермонтова (с цитатами). Образ Мцыри в поэме Лермонтова «Мцыри». План сочинения

Тема Кавказа всегда была близка Михаилу Юрьевичу Лермонтову, природа и обычаи этого края восхищали поэта. И рассматриваемое произведение воплотило в себе эту любовь, а также отразило романтическое начало в творчестве писателя. А образ Мцыри в поэме Лермонтова «Мцыри» стал ключевым и сюжетообразующим.

Своеобразие творчества Лермонтова

Творчество Лермонтова стало отражением романтического направления в литературе. Его герой всегда одинок и противостоит миру. Раннее творчество отличается сильным влиянием Байрона, что воплотилось в идеализации персонажа. Позднее герой становится самобытен, приобретет отчужденность, сопровождающуюся трагической любовью, предательством друзей и размышлениями о вечном в одиночестве.

Трагизм произведений поэта заключается во вторжении суровой и жестокой действительности во внутренний мир героя. Образ Мцыри в поэме Лермонтова «Мцыри» во многом построен именно на этом противостоянии. Как и всем главным персонажам писателя, Мцыри присуще стремление, борьба с обществом, желание эволюционировать и добиться своей цели.

Одиночество героя Лермонтова - попытка найти душевный покой, прийти в гармонию с миром, отдохнуть от общества и осмыслить происходящее. Только оставшись наедине с собой, персонажи могут реализовать себя.

Творчество Лермонтова, как и сама жизнь поэта, весьма противоречиво. Он любил родину, но воспевал Кавказ, он был рожден в высшем обществе, но ненавидел его. Таких противоречий множество, и все они так или иначе отразились в произведениях писателя.

История создания поэмы

Идея написать о юноше, томившемся в монастыре и мечтавшем о побеге, пришла к Лермонтову еще в лицеистские годы. Но, как позднее писал сам Лермонтов, в то время он еще был на распутье и не определился со своими идеалами. Поэтому у писателя получилось совсем не то, что он задумывал: поэмы «Исповедь», «Боярин Орша». Образ Мцыри в поэме Лермонтова тогда еще не был рожден.

После неудач идея забылась и вновь напомнила о себе во время первой ссылки на Кавказ. По дороге Михаил Юрьевич проезжал мимо монастыря, в котором встретил монаха. Беседа с ним произвела огромное впечатление на поэта, и он вновь вернулся к первоначальной идее.

Образ Мцыри

В поэме Лермонтова «Мцыри» излагается история последних дней жизни юноши, который, будучи еще мальчиком, попал в плен и был оставлен монахам на попечение. Основные вопросы, которые поднимаются в поэме, - это смысл жизни, неумолимость судьбы, свобода человека. Юноша, рискуя жизнью, сбегает из места своего заточения, чтобы обрести свободу и вернуться домой. Годы не смогли примерить его с чужбиной и заточением.

Узник, который до последнего готов сражаться за волю, воплощающий в себе мужество, достоинство, отвагу - вот образ Мцыри в поэме Лермонтова. Сочинение (8 класс) должно помочь школьникам осознать силу человеческого духа и способность его к борьбе.

Показательным является способ изложения в поэме. Рассказывая обо всей жизни мальчика, Лермонтов укладывается всего в одну главу, но описание трех дней скитаний занимает практически полностью остальную часть произведения. Тем самым автор указывает на значимость событий, их судьбоносность для главного героя.

Образ Мцыри в поэме Лермонтова «Мцыри» воплощает в себе невероятную силу характера и духа. Он стремится к своей цели - вернуться на родину, и ничего не может ему помешать. Юноша не знает дороги, но идет, ему мучает голод, жажда, усталость, но и это не причины останавливаться. Девушка, к которой Мцыри испытывает определенную симпатию, также остается позади, так как герой помнит о своей цели. Даже серьезные раны, оставленные леопардом, не отнимают надежды добраться домой.

Даже умирая и осознавая, что шел в неправильном направлении, Мцыри не сожалеет о своем поступке. Потому что только эти три дня свободы были для него настоящей жизнью. Отчасти черты самого автора заключает в себе образ Мцыри в поэме Лермонтова. По плану анализируя это произведение, можно найти много схожих черт, например стремление к свободе, борьбу с привычным существованием.

План сочинения

Во всех школьных программах присутствует письменная работа на тему «Образ Мцыри в поэме Лермонтова». Сочинение, краткое содержание которого можно взять из представленного нами материала, всегда пишется по определенному, четко прописанному плану. Основные пункты подобного плана следующие:

  1. Идеальный герой Лермонтова: дать краткую характеристику тех черт, которыми всегда наделял своих героев писатель.
  2. у Мцыри: привести краткое описание романтизма и перечислить особенности романтического героя.
  3. Почему Лермонтов создал именно такого героя: охарактеризовать общественные проблемы, которые заставили поэта бороться за свободу.

Альтернативный план сочинения

Можно взять за основу и другую структуру для письменной работы на тему «образ Мцыри в поэме Лермонтова». Сочинение (8 класс), написанное по нижеизложенному плану, также полностью раскроет проблематику произведения:

  1. Детство главного героя: оно поможет понять истоки его характера.
  2. Раскрытие личности Мцыри через описание трех дней на воле: в том, как герой рассказывает об обретенной свободе, проявляются самые важные качества его характера.
  3. Чем герой близок Лермонтову?

Вывод

Образ Мцыри в поэме Лермонтова, таким образом, является сюжетообразующим. Не случайно идея создания произведения зародилась у поэта в ученические годы, когда он сам жил взаперти. Лермонтов воплотил в своем герое собственные стремления к свободе и желание бороться за нее до конца.

Образ Мцыри является ключевым элементом поэмы. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул. В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного "чудного мира тревог и битв".

Образ Мцыри – это образ узника, отчаянно борющегося за свою свободу, это воплощение человеческого достоинства, мужества и беззаветной отваги. Этот юноша является образцом силы человеческого характера.

Говоря об образе Мцыри важно отметить, что в поэме история всей жизни Мцыри изложена в одной главе, а несколько дней скитаний занимают основную часть произведения. М.Ю. Лермонтов сделал так не случайно, так как именно в последние дни жизни героя раскрывается сила его характера, неординарность его личности

Взволнованный монолог умирающего Мцыри вводит нас в мир его сокровенных дум, тайных чувств и стремлений, объясняет причину его побега. Именно он делает образ Мцыри в поэме столь цельным и запоминающимся. Все дело в том, что "душой дитя, судьбой монах", юноша был одержим "пламенной страстью" к свободе, жаждой жизни, которая звала его "в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы". Мальчик хотел обрести утраченную родину, узнать, что такое настоящая жизнь, "прекрасна ли земля", "для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы":

Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных.
А у себя не находил
Не только милых душ – могил!

Образ Мцыри не будет полным без того факта, что в он стремился познать самого себя. И этого он смог добиться только в дни, проведенные на воле:

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.

Мцыри считает, что был недостаточно силен чтобы вырваться из плена и поэтом у смерть пришла к нему заслуженно. М.Ю. Лермонтов в образе Мцыри подчеркивает силу духа персонажа, его привязанность к родной земле.

Да, заслужил я жребий мой!
Могучий конь, в степи чужой,
Плохого сбросив седока,
На родину издалека
Найдет прямой и краткий путь...

Вырвавшись из серости монастырских стен, Мцыри попадает в прекрасный, но в тоже время опасный мир. Яркость красок, многообразие звуков, великолепие беспредельно голубого свода ранним утром - все это богатство пейзажа наполнило душу героя ощущением слияния с природой. Он чувствует ту гармонию, единение, братство, которые ему было не дано познать в обществе людей:

Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев...

Для того, чтобы как можно ярче раскрыть образ Мцыри М.Ю. Лермонтов заставляет своего героя испытать и страх "грозящей бездны на краю", и жажду, и "страданье голода", и смертельную схватку с барсом.

Умирая, юноша просит перенести его в сад:

Сияньем голубого дня
Упъюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!

В поэме М.Ю. Лермонтова очевидно, что все действия и поступки Мцыри являются образцом несгибаемости духа и силы характера. Он ищет свою родину, даже не зная, где она находится, он владеет собой в любой ситуации, не обращает ни малейшего внимания на то, что он голоден, что ему приходится спать прямо на земле.

Цельность образа Мцыри подчеркивается эпизодом с прекрасной грузинкой, спускающейся по тропинке за водой. Мцыри одолевает страстный порыв, ему хочется идти за девушкой, но он, поборов свое желание, остается верным своей цели и продолжает нелегкий путь по лесным дебрям в поисках родного дома.

Уже находясь в стенах монастыря и чувствуя неминуемое приближение смерти, Мцыри все равно твердо убежден в том, что все сделал правильно. В доказательство того, что он не раскаялся в своем поступке, что он остался верен своим взглядам и убеждениям, герой просит, чтобы его похоронили в саду, на воле, а не в стенах этой ужасной тюрьмы.

Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребенка пленного он вез.

Этими хорошо известными строками начинается рассказ о Мцыри, пленном горце, ставшем символом свободного и непокорного духа. В нескольких строках Лермонтов описывает его детство и юность. Пленного Мцыри везли из родных гор в Россию, однако по дороге он заболел. Один из монахов сжалился над Мцыри, приютил его, вылечил и воспитал. Уже это сжатое повествование о прошлом позволяет понять многое в характере героя. Тяжелая болезнь и испытания развили в ребенке «могучий дух». Он рос нелюдимым, без общения со сверстниками, никогда не сетуя на судьбу, но и никому не поверяя своих мечтаний. Так с детства прослеживаются два основных мотива, важных для характеристики Мцыри: мотив сильного духа и при этом - слабого тела. Герой «слаб и гибок, как тростник», но свои страдания он переносит гордо, поразительно, что «даже слабый стон / Из детских губ не вылетал».

Проходит время, Мцыри вырастает и собирается принять свою новую судьбу. Монахи готовят его к постригу. В этой строфе Лермонтов произносит очень важную для понимания героя вещь: «… к плену он привык». Мцыри и действительно выглядит покорившимся, он выучил чужой язык, впитал чужие - монастырские традиции, и намеревается принять обет смирения и послушания. Но вовсе не истинное смирение говорит здесь в Мцыри, а только незнание другой жизни: «с шумным светом незнаком». Чтобы пробудить его, необходим толчок, и вот разражается буря. В грозовую ночь, пока монахи дрожат у алтарей, боясь гнева Божьего, Мцыри покидает свою темницу. Так совершается духовное перерождение героя, так он выпускает на волю ту страсть, тот огонь, который, как он сам позднее признается, «с юных дней, / Таяся, жил в груди моей». И теперь уже характеристика главного героя Лермонтова Мцыри - это характеристика героя-мятежника, отважившегося на бунт против привычного общества, привычного мироустройства.

Дальнейшие строки поэмы рассказывают нам именно об этом Мцыри, о Мцыри освобожденном. Он очутился на свободе, и все здесь для него ново. Мцыри реагирует на окружающий его дикий, нетронутый кавказский край так, как может реагировать только полностью естественный человек. Он глубоко переживает красоту окружающего его мира. Столпившиеся, будто в танце деревья, роса на листьях, напоминающая слезы, золотая тень полудня - ничего ускользает от его внимательного взгляда. Обратим внимание на то, сколько уменьшительно-ласкательных слов используется Мцыри для описания природы: «тучка», «дымок», «огонек». «Глазами и душой» он тонет в синеве неба, находя в этом успокоение, не известное ему в монастырских стенах. В этих сценах Лермонтов показывает, что Мцыри доступны все человеческие чувства. Он не только дикий горец, каким его считали монахи. В его душе скрыты и поэт, и философ, но проявиться эти чувства могут лишь на свободе. Известна ему и любовь, любовь к своей родине и потерянным близким. Воспоминания об отце и сестрах Мцыри переживает как нечто святое и драгоценное. Встречается Мцыри и с девушкой, с молодой грузинкой, спустившейся за водой. Ее красота потрясает героя, и, переживая встречу с ней сначала наяву, а затем и во сне, он томится «сладкою тоской».

Вполне возможно, что Мцыри мог бы быть счастлив в любви, но он не может отступиться от своей цели. Его зовет путь на родину, и Мцыри продолжает свой путь на Кавказ. Он с честью выдерживает традиционное для русской литературы «испытание героя любовью», ведь иногда и отказ от желанного любовного счастья может свидетельствовать в пользу персонажа. Нет ничего, что могло бы заставить Мцыри отказаться от своей мечты. Свобода лишь поманила его – через три дня ему, израненному, приходится вернуться в монастырь. Но туда возвращено лишь тело Мцыри, дух его уже освобождён из плена, он «прожег свою тюрьму».

При анализе «Мцыри» характеристика главного героя как героя разностороннего, сочетающего в себе своеобразные черты личности, имеет первостепенную роль для понимания смысла поэмы. Поэту было важно изобразить именно такого необычного, во многом противоречивого героя. .

Мцыри был юношей, которого взял с собой русский генерал в одном из аулов во время Кавказской войны. Тогда ему было примерно шесть лет. В пути он заболел и отказывался от пищи. Тогда генерал оставил его в монастыре.

Однажды русский генерал

Из гор к Тифлису проезжал;

Ребенка пленного он вез.

Тот занемог, не перенес

Трудов далекого пути;

Он был, казалось, лет шести…

…Он знаком пищу отвергал

И тихо, гордо умирал.

Из жалости один монах

Больного призрел…

Мальчик вырос в монастыре, но накануне принятия монашеского обета в сильную грозу бежал. Нашли его три дня спустя, умирающим, неподалеку от монастыря. С большим трудом удалось его разговорить.

…Уже хотел во цвете лет

Изречь монашеский обет,

Как вдруг однажды он исчез

Осенней ночью. Темный лес

Тянулся по горам кругом.

Три дня все поиски по нем

Напрасны были, но потом

Его в степи без чувств нашли…

Он на допрос не отвечал…

…Тогда пришел к нему чернец

С увещеваньем и мольбой;

И, гордо выслушав, больной

Пристав, собрал остаток сил, И долго так он говорил…

Говоря о причинах бегства, Мцыри сказал о своей молодой жизни, которая почти целиком проведена была в монастыре и все это время воспринималась им как плен. Он не хотел окончательно превратить ее в жизнь монаха:

Я мало жил, и жил в плену.

Он стремился узнать свободную жизнь,

«Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны как орлы».

Он вовсе не раскаивается в своем поступке, наоборот, сожалеет о том, что так мало успел изведать за эти три дня. Монахи не могли дать ему человеческого тепла и участия, к которому он так стремился и так жаждал все эти годы.

Я никому не мог сказать

Священных слов «отец» и «мать».

Я видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных,

А у себя не находил

Не только милых душ – могил!

Он считал себя «рабом и сиротой» и упрекал чернеца за то, что вольно или невольно, но монахи лишили его полноценной жизни. Можно уйти от мира, изведав его и устав от него, но ничего этого у него не было.

Я молод, молод…Знал ли ты

Разгульной юности мечты?

Что за нужда? Ты жил, старик!

Тебе есть в мире что забыть,

Ты жил,- я также мог бы жить!

Мцыри вырвавшись на волю, полностью доверился миру, который его окружал, стал воспринимать его совсем иначе, нежели в монастыре. Теперь он ощутил себя частью этого мира, он даже не чувствовал себя человеком.

…Я сам, как зверь, был чужд людей

И полз и прятался как змей.

Сливались тут; не раздался

В торжественный хваленья час

Лишь человека гордый глас.

И я висел над глубиной.

Но юность вольная сильна,

И смерть казалась не страшна!

Новые впечатления пробудили в нем давно забытую память о прошлом, о детстве. Он вспомнил свой аул, родных, и смутно понял направление, в котором необходимо двигаться. У него появилась цель.

«И вспомнил я отцовский дом…»

Но он избегал людей и не желал их помощи. Его единение с природой было бы нарушено вмешательством человека, он полностью отдался судьбе.

Но верь мне, помощи людской

Я не желал…Я был чужой

Для них навек, как зверь степной;

И если б хоть минутный крик

Мне изменил – клянусь, старик,

Я б вырвал слабый мой язык.

Поединок с барсом заставил Мцыри напрячь все оставшиеся силы, и он же показал всю переменчивость дикой природы. Мцыри вступает в борьбу без оружия, как первобытный человек. Зверь побежден, человек оказался сильнее. Израненный Мцыри понял, что его поступок был явно обречен на неудачу: он сравнил себя с тепличным цветком, попавшим под солнечные лучи.

Но что ж? Едва взошла заря,

Палящий луч ее обжег

В тюрьме воспитанный цветок…

Раненый. Измученный, голодный юноша выходит из лесу, слышит знакомые колокола, и понимает, что вернулся к монастырю.

Мцыри умирает. Смерть физическая от ран, полученная в схватке с барсом, смерть духовная – возвращение в монастырь. Рушатся романтические идеалы. Умирая, Мцыри нисколько не раскаивается в своем поступке, никого не проклинает; если что и вызывает его сожаление – так это то, что до родины он не добрался. Он просит похоронить его на месте, откуда видны вершины Кавказа.

Судьба Мцыри закономерна, потому что он бросился в большой мир безо всякой подготовки, узнавая его на ходу странствия. Он протестовал против угнетения личности, но протест его был хаотичен, а цели призрачны и непродуманны. Он попытался опереться на дикую природу внутри себя, но дикая природа темна и смертоносна, полна игры слепого случая. Трагедия Мцыри – трагедия стихийного протеста, наглядный пример для каждого, кто пытается восставать против существующего положения вещей без ясного понимания, зачем он это делает. Четкое понимание и осознание своих поступков – привилегия человека.

Мы рассмотрим образ Мцыри в поэме М.Ю. Лермонтова. В поэме Мцыри описывается судьба молодого послушника, заключенного в монастыре против его воли. Понятия и взгляды Мцыри противоположны тем условиям, в которых он прожил всю жизнь. Его жизнелюбие, стремление к свободе, пылкость характера, ярко контрастируют с религией монахов, отрицающих не только свободный человеческий дух, но и любые земные радости.

Мцыри образ главного героя

Мцыри вырос среди тех, кто не понимал его. Не было ни одного человека, с которым он мог бы поговорить по душам, который поддержал бы его. Но ничто не смогло сломить этого сильного духом юношу. Несмотря на отсутствие единомышленников, он решил осуществить побег. Сбежать в поисках Родины.

Эти несколько дней свободы занимают основную часть произведения. Так же, как и в душе Мцыри. Для максимальной искренности и эмоциональности, автор «передал» повествование в руки героя.

Мцыри, оказавшись наконец на воле, показал свою силу и несгибаемость характера. Совсем не зная, где находится его Родина, он все равно не сдавался духом и искал.

Будучи верным своей цели, он не поддался искушению проследовать за прекрасной грузинкой и продолжил свой нелегкий путь. Даже в последние минуты своей жизни Мцыри не отступил от своих убеждений и попросил похоронить его в саду, на воле.

Когда автору пришла идея этого произведения, он сам жил взаперти. Таким образом, через героя, высказал свои мысли, переживания, выразил негодование по поводу ограничения себя рамками, условными или материальными.

Образ Мцыри в поэме М.Ю. Лермонтова

А какую оценку поставите вы?


На этой странице искали:

  • Образ Мцыри
  • Образ Мцыри в поэме М Ю Лермонтова Мцыри

Сочинение: эпизод схватки с барсом и его роль в раскрытии характера Мцыри Как изменяется образ двенадцати красноармейцев в поэме А. Блока «Двенадцать»?