Николай Рыбников и Алла Ларионова: неизвестные факты о знаменитой актерской семье. Николай Рыбников: биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото Судьба дочерей аллы ларионовой

«Все знали, что Рыбников сохнет по Ларионовой, но шансов у него не было никаких. Он оставался для нее просто другом, а встречаться Аллочка предпочитала с другими. Когда она забеременела от актера Ивана Переверзева, казалось, что теперь уже точно Рыбникову нет места в жизни Аллочки», - рассказывает подруга Ларионовой продюсер Светлана Павлова.

Алену - дочь Аллы и Коли - после школы и провала на вступительных экзаменах во ВГИК нужно было пристраивать на работу. Девочка она была не очень усидчивая: чтобы в школе ей дали аттестат, родителям пришлось дать концерт для учителей. Помню, накануне Рыбников с Ларионовой так волновались, словно им предстояло выступать в Кремлевском Дворце съездов. И вот я устроила Алену на телевидение, монтажницей. Плохо было то, что среди ее новых коллег были люди, которые слишком хорошо знали тайну появления Алены на свет. Что она не родная дочь Коле Рыбникову, а настоящий ее отец - актер Иван Переверзев. И чтобы она не услышала эту правду от чужих людей, я, с позволения Аллы и Коли, решилась ей сама обо всем рассказать. Все думала, как это сделать, мучилась, подбирала слова... А она ответила: «Теть Свет, это ничего не меняет. Папа у меня один».

Коля добивался Аллу шесть лет, со времен их учебы во ВГИКе. И в институте, и потом все знали, что Рыбников сохнет по Ларионовой, но шансов у него не было никаких. Он оставался для нее просто другом, а встречаться Аллочка предпочитала с другими. Довольно рано она начала сниматься - еще когда была студенткой, Птушко пригласил ее на главную роль в фильм «Садко». В том же фильме играл актер Иван Переверзев - там они с Аллой и познакомились. Через несколько лет между артистами закрутился роман, Ларионова забеременела. Казалось, что теперь уже точно Рыбникову нет места в жизни Аллочки. Только вот Переверзев на беременной подруге жениться не торопился. Как потом выяснилось, он тогда метался между двумя женщинами - Аллой и актрисой Театра сатиры Кирой Канаевой, которая тоже ждала от него ребенка. Развязка этой истории наступила в Минске, на съемках картины «Полесская легенда», где Ларионова снималась вместе с Переверзевым.

Иван наплел ей про какие-то срочные дела в Москве и улетел. Вернулся через несколько дней. Алла потом рассказывала: «Взяла с кресла брошенный Ванькой пиджак, повесила в шкаф. Из кармана достала паспорт. Перед тем как убрать в тумбочку, машинально пролистала, а там - свежий штамп о браке». Оказывается, вот зачем Ванька в Москву сорвался - жениться». Алла, не сказав ни слова, собрала вещи и ушла в другой номер. Позвонила по междугородке жене своего брата Вале, с которой была дружна, и выплакалась ей. А Валя тут же набрала Рыбникову: «Коль, у нее с Переверзевым все кончено!» Колю не нужно было ни просить, ни звать! Он тогда снимался в «Высоте», но все бросил и первым же рейсом вылетел к Алле в Минск - делать предложение.

И на его счастье, она ответила согласием. Это было 2 января 1957 года, праздничные дни, ни одно учреждение не работает. Но Коля был настроен решительно, сумел с кем-то договориться, чтобы открыли загс, и их с глубоко беременной Аллочкой расписали. К тому времени на экраны вышел фильм «Весна на Заречной улице», Рыбников прославился на весь Советский Союз, и отказать ему не смогли. А через два дня Коля уже вернулся в Москву на съемки «Высоты».

В феврале Алла родила Алену. Что говорили за спиной, Рыбникова и Ларионову не волновало. Переверзев был вычеркнут из их жизни: как говорится, отрезали и забыли. Сам он тоже не проявлялся, никогда не пытался объясниться с Аллой, увидеться с Аленой. Когда его уже не было на свете, отмечали какой-то юбилей Переверзева, и его внук приглашал Алену - она отказалась.

У нее действительно был только один папа. И Коля любил Алену как родную, до самозабвения, никаких различий не делал между нею и их общей с Аллой дочерью Аришей.

С Аллой и Колей я познакомилась в Крыму летом 1968 года - на съемках картины «Длинный день Кольки Павлюкова». На главную роль утвердили Рыбникова. «Можно моей партнершей будет Алла Ларионова ? - спросил Коля. - И хотелось бы взять с собой девчонок, чтобы заодно всей семьей отдохнуть». Конечно, мы для них расстарались, устроили их в домике на берегу. Хозяева, радушные южные люди, были счастливы, что у них поселились любимые актеры. В кино Алле часто доводилось играть холодных красавиц, а в жизни она была коммуникабельной, веселой, заводной.

И я такая же. Мы с Аллой настолько были похожи, что Михаил Жванецкий как-то спросил: «А вы не сестры?» Аллочка рассмеялась: «Да, мы близняшки!» В общем, в Москву со съемок возвращались уже не разлей вода. Помню, как ждали вылета в аэропорту Симферополя. Режиссер Костя Бромберг купил новые ботинки, а старые выкинул. Алла увидела и говорит: «Давай его разыграем!» Подобрали мы с ней Костины ботинки, упаковали их и ленточкой перевязали. И пошли в ресторан, куда в ожидании самолета отправилась вся наша группа. Там Алла подозвала официанта, протянула ему сверток с ботинками: «Передайте, пожалуйста, человеку за тем столиком». Бромберг получил подарок, развернул, и у него глаза на лоб полезли. Озирается по сторонам и ничего не понимает. Потом смотрим, он пошел в вестибюль и там отправил ботинки в урну. Мы с Аллой - туда.

Достали, снова упаковали и пошли на посадку. Летим. Алла подзывает стюардессу: «Передайте, пожалуйста, вот это пассажиру в соседнем ряду». На этот раз Костя буквально рассвирепел. После чего мы с Аллой его пожалели и закончили наш розыгрыш. Но Алла сказала: «Зря прекратили. Надо было в Москве эти ботинки Бромбергу отправить посылкой». У Ларионовой было хорошее чувство юмора, чего не могу сказать о Рыбникове. Коля даже анекдот не мог рассказать, слушаешь его и думаешь: что тут к чему? Алла не выдерживала: «Коль, ну не так, опять ты все перепутал, давай я сама расскажу!» Но при этом как же Коля зажигал на сцене! Откуда ни возьмись у него сразу появлялась такая харизма! Эта его улыбка, эти его ямочки на щеках... Как-то раз мы с Аллой во время Колиного номера стояли за кулисами, и видели бы вы, какими глазами она на него смотрела, когда он пел песню из «Высоты», прямо вся светилась.

Но как только Коля уходил со сцены - все, это был уже другой человек, сам в себе. И сколько я с ними дружила, ни разу не видела, чтобы он дома играл на гитаре или пел. На наших веселых сборищах он, помню, посидит за столом часок-другой да и заскучает. Говорит Аллочке: «Лапуся, я домой поехал». Правда, когда у них гости собирались, Коля сам лепил для них пельмени, угощал своими фирменными солеными помидорами и арбузами. А у Аллочки были свои коронные блюда: котлеты, грибная икра и борщ. Помню, как она звонила мне и удивлялась: «Представляешь, с утра наварила целую кастрюлю борща, а уже ничего не осталось - то один придет, то другой». В их хлебосольном доме двери не закрывались.

Сначала Алла с Колей жили в «трешке» у метро «Аэропорт», а потом купили две соседние квартиры в новом кооперативном доме в Марьиной Роще, и получилось целых пять комнат.

Объединили две маленькие кухни в одну, просторную. А в гостиной сделали настоящий камин - осуществили свою мечту. Неподалеку от их дома был кинотеатр «Таджикистан» - в этом здании сейчас «Сатирикон». При нем - каточек. И я, когда к ним в гости приезжала, водила Аришу кататься на коньках... Отпуск мы всегда старались проводить вместе. Как-то летом отдыхали в Пицунде, в Доме творчества Союза кинематографистов. С нами поехали Нонна Мордюкова с сестрой Наташей, которая на нескольких моих картинах была художником по костюмам, я ее очень ценила. Коля - в своем репертуаре, вроде бы и с нами, но сам по себе. Приходим на пляж, он свой лежак в сторонке поставит, наденет очки, достанет газету - и все, нет его.

Кто-то со стороны посмотрит на них с Аллой и подумает: а они что, разошлись?

Помню, попала Алла как-то раз в больницу со сломанной ключицей - на сцене упала неудачно. И кто только не приходил ее навестить: и Нонна Мордюкова, и Наташа Фатеева, и Надежда Румянцева. Только Коля - ни в какую. Говорил: «Не хочу, чтобы там на меня все глазели!» Алла просила: «Свет, передай ему, чтобы пришел. Сколько лежу, только и слышу: «ваш муж, ваш муж». А он и носу не кажет. Неудобно уже как-то! Словно ему на меня наплевать». Но я-то знала, что Коля без Аллы дома места себе не находит. Звонит мне чуть ли не каждый час и жалуется, как ему без «лапуси» тоскливо. Но сделаться предметом всеобщего любопытства где-либо, кроме съемочной площадки или сцены, ему было слишком мучительно. Такой уж характер - довольно необычный для актера.

Вот и тогда, в Пицунде, Коля после ужина - сразу к себе в номер.

А мы болтали до полуночи. Нонка как начнет анекдоты с байками травить! Ужасно смешно рассказывала, как получила Сталинскую премию: впервые в жизни у нее появились приличные деньги, так она накупила подарков и с полным чемоданом поехала в свою деревню. В лицах изображала встречу с родней, мы хохотали до потери пульса.

Как-то раз я пошла на телеграф - звонить своему мужу Вите. Он должен был к нам вот-вот присоединиться, как только закончит картину в Москве (он был звукорежиссером). Муж говорит: «Все, завтра встречайте!» Довольная, я возвращаюсь в гостиницу к своим, а они сидят мрачнее тучи. Алла отводит меня в сторонку: «Пока тебя не было, Коля с Нонной разругались в пух и прах.

Он себе лежак взял, а ей нет. Ну она и давай: ах ты такой-сякой. И мне высказала, мол, твой Коля… Я ей говорю: «Нон, я-то тут при чем? Коля и мне никогда лежак не принесет, если я с компанией. Когда людей много - он сразу в сторонку!» Но она не стала слушать и со мной теперь тоже в контрах». На следующий день приезжает мой муж и вместо картины всеобщего веселья, которую я ему накануне расписала, видит совсем другое: сидят все молча в столовой, на­дутые. Из всей компании только у Коли аппетит не пропал. Он-то, как всегда, два первых, три вторых… Три дня все играли в молчанку - я думала, мы с ума сойдем. Но потом как-то помирились. Дальше - опять происшествие. Приехали Алексей Баталов с женой и дочкой. А тут начался сильный шторм. Никто из отдыхающих в воду лезть не рискнул, только племянница Сергея Герасимова.

Заплыла она достаточно далеко. Баталов разволновался, кинулся ее спасать, и мой муж за ним следом. Пока помогали девушке, Лешу сильно волной обо что-то ударило, пол-лица было содрано. «Ну ты представляешь, - жаловался Баталов, - доктор запретил неделю на солнце появляться, пока не заживет. А я всего-то на неделю и приехал. Вместо отдыха теперь мази и компрессы». На обратном пути в Москву наш рейс задержали. Коля тут же в аэропорту от всех отделился и вообще куда-то пропал. Потом появляется: «Так, давайте в ресторан, я с поваром договорился, он уже лепит пельмени, сейчас все идем есть». Получается, единственной причиной находиться в большой компании, которую Коля признавал, были пельмени. Ну вот уважал Рыбников это занятие - поесть!

А вот Алле время от времени приходилось ограничивать себя в еде из-за склонности к полноте. Была у Ларионовой ее знаменитая диета: первый день - сухое белое вино, второй - сыр, третий - отварная курица, четвертый - яйцо без соли… Одно время Алла дружила с Люсей Гурченко и говорила про нее: «Людке хорошо, она может съесть подряд сто пирожных, пять вторых - и все равно будет такая же худая, а я нет!» Всегда следила за фигурой, всегда модно одевалась.

Тогда модницам приходилось либо шить себе самим - и у Аллочки, кстати, была портниха, - либо переплачивать втридорога. Но у Ларионовой были и другие, особенные возможности. Они с Рыбниковым объездили весь Советский Союз, выступали перед показом своих фильмов, и после выступления местное начальство вело любимых артистов в закрома - на спецсклады с импортной одеждой.

Если такое случалось в Москве, Алла с Колей брали меня с собой, приодеться. Все тогда приходилось доставать по блату. И мы помогали в этом друг другу, кто чем мог. Рыбников дружил с одним человеком, Олегом Чертовым. Вот как я была у Аллы подруга и если что, какие-то семейные неурядицы - Алла первым делом звонила мне, так и у Коли был этот Чертов. Он заведовал секцией в магазине «Ковры». Так у всех актеров советского кино, начиная с Вячеслава Тихонова, имелись ковры из этого магазина.

Мама Аллы когда-то работала зав­хозом в детском саду. Но в то время, когда я с ней познакомилась, Валентина Алексеевна уже вышла на пенсию. И помогала дочери по хозяйству - Алла бытом заниматься не любила. Разве что дизайном. Могла табуреточку какую- нибудь украсить: вырезала из материи или клеенки цветочки и обклеивала.

Получалось необычно и красиво. А вот стирал у них в основном Коля. Помню, приду к ним, а Рыбников белье на кухне кипятит: «А, проходи-проходи, радость моя... Видишь, у меня тут постирушки». Ну а тереть, мыть, драить - это уж все оставалось Валентине Алексеевне. При этом она была женщина с характером. И Алле иной раз доставалось от нее. Например, за Мордюкову. Нонна, как с очередным мужем разведется, сразу к Аллочке, благо квартира-то пятикомнатная, есть где расположиться. И расхаживала там босиком - она же такая простая, как в своих фильмах. А Валентина Алексеевна недовольна. Что за общежитие, мол, опять устроили.

Потом Валентина Алексеевна сломала шейку бедра, слегла. И пришло время детям в свою очередь за ней поухаживать.

Помню, Алла уехала на гастроли, а Коля остался - утки за тещей выносить. И от всех предложений отказывался: у меня, мол, бабка - он так любя ее называл. Как я бабку оставлю? Но ничего, он не жаловался. Он ради Аллы и не на такое был способен!

Помню, снимали мы фильм «И снова Анискин» под Калинином (теперь это Тверь). Алла приехала меня навестить, и режиссер уговорил ее сняться в эпизоде. Другая бы сказала: «Вы что, с ума сошли? Какой эпизод?» Она ведь звезда была, ее в Ташкенте как-то раз поклонники на руках вместе с машиной подняли. Но Ларионова - ничего, и в эпизоде могла сняться, и в массовке. Понравилось ей там, под Тверью. Места красивые, кругом сосны, у нас отдельный домик. Только вот Коля в Москве быстро затосковал: мол, лапуся там, я тут, поеду-ка я к лапусе. Он так гнал свои «Жигули», что перевернулся.

Мы ни о чем не знали: сидим с Аллой, пьем чай, тут стук в дверь, на пороге милиция: «Николай Николаевич попал в аварию». Привезли Колю со сломанным ребром, лежит, дышит с трудом, но в больницу ехать отказывается. Алла - в слезы. Я говорю: «Коля, если ты ее так любишь, что в Москве дождаться не мог, то почему заставляешь страдать? Посмотри, как она переживает». Вот тут-то он и согласился на больницу. Отвезли мы его в хорошую, обкомовскую. Там Рыбникова, конечно, встретили с распростертыми объятиями, положили в отдельную палату. А он все равно через три дня выписался. Потому что врачи из всех отделений приходили на него посмотреть.

Алла была одной из самых красивых артисток в стране. Конечно, в нее многие влюблялись. И сама она иногда увлекалась, у нее случались романы.

Как говорила Мордюкова - для блеска глаз. И конечно, Коля об этом знал. Однажды договорились мы большой компанией встречать Новый год в Доме творчества в Болшево. И вот пора уже туда выезжать, а Аллы все нет и нет. Валентина Алексеевна звонит мне: «Слушай, ты не знаешь, где она?» Ну я-то знаю, она мне даже номер оставила. Набираю: «Алл, я уже вся извертелась!» - «Ну подождите еще немного. Или лучше поезжайте в Болшево - я позже туда приеду». Еле уговорили Колю ехать без нее. А Алла только через сутки появилась. Помню, выходим с мужем к полудню в коридор, там одиноко бродит Коля: «Ребята, вы не знаете, в каком я номере живу? Я вышел на минутку, по дороге встретил Бондарчука, он меня к себе зазвал. А теперь вот не могу вспомнить, куда мне идти». Только разобрались с номером, подъехала Алла. Коля старательно делает вид, что ничего не произошло.

Вечером у нас снова гулянка, пыль столбом. Пришел Бондарчук. Вообще-то у них со Скобцевой была своя компания - Володина, Таланкин, но Сергей Федорович от них частенько отрывался. Помню, Алла все переживала: «Сергей Федорович, Ира же там сейчас с ума сойдет, куда вы пропали!» Но, видимо, у нас было веселей. Только Коля, как всегда, в десять вечера: «Лапуся, я спать пошел».

Конечно, он и ревновал Аллу, и порой впадал в гнев. Но что он мог сделать? Знал же, что ни жить, ни дышать не сможет без своей «лапуси». Но как-то Алла в очередной раз исчезла, и я, хоть она мне и подруга, решила помочь Коле ее проучить. Говорю: «Коль, а давай ты какое-то время поживешь у Нельки! Она женщина хозяйственная, и приютит тебя, и накормит. Денька три ты у нее посидишь - и домой вернешься как ни в чем не бывало.

Тогда посмотрим, что Алла скажет». Нелька работала художником-гримером, одна жила в квартире около Белорусского вокзала и согласилась участвовать в заговоре. Утром звонит Алла в недоумении: «Слушай, что-то Колька не ночевал, такого еще ни разу не было». Я изображаю удивление. Пусть, думаю, поволнуется. Но не тут-то было. Коля уже вечером сбежал от Нельки. Звонит довольная Алла: «Ну ты хороша! Коля мне все рассказал!» - «Хотела, чтобы ты почувствовала, каково ему, когда тебя нет!» - «Ну ты же знаешь, что он без меня и одного дня не выдержит!» Но это с ней он был таким мягким. А мужчинам-соперникам мог и по морде надавать. Как-то раз отмечали мой день рождения. Коля, не любивший компаний, разумеется, заранее сказал: «Я не приду!» А у Аллы был обожатель Валерка, профсоюзный работник, он был влюблен в Ларионову до потери пульса.

«Давай, - говорил, - разводись с Рыбниковым и выходи за меня, я и девочек ваших удочерю!» И вот он тоже пришел на мой день рождения. И, конечно, давай вокруг Аллы увиваться. В самый разгар веселья неожиданно звонит Коля: «Я передумал, сейчас приеду!» Думаю: надо на всякий случай Валеру от Аллы отсадить, как бы скандала не вышло. Быстренько меняю местами гостей и строго-настрого запрещаю Валерке даже смотреть на Аллочку. И вот пошла она покурить в маленькую комнату. А за ней - еще один мой гость, родственник нашего звукорежиссера, совсем юный парень Юра. Оказалось, он тоже просто бредит Ларионовой. И вот этот Юра, оказавшись с Аллой один на один, плюхается перед ней на колени и читает монолог из ее фильма «Садко». А в этот момент входит Рыбников и, ни слова не говоря, бьет по морде бедного мальчика - у того потом вся щека распухла.

А Алла смеялась: «Коля не тому врезал. Надо же было Валерке!»

Но что бы Алла себе ни позволяла, у нее и мысли не было уйти от Коли. Может быть, она любила его даже не меньше, чем он ее, просто по-своему. Во всяком случае, она переживала за мужа больше, чем за себя. Была одна история, когда Аллочка собралась на международный кинофестиваль и под величайшим секретом купила немножко валюты - 200 долларов. В итоге Ларионову задержали на таможне. По тем временам это считалось страшным криминалом, за покупку валюты и попытку ее вывоза за границу могли и срок дать. Но обошлось, если не считать нескольких вызовов в партком, местком. А главное наказание - притормозили с присвоением звания народного артиста и Алле, и Коле. И вот она страшно переживала: «Рыбников-то тут при чем? Это я покупала валюту, и при этом не играла ни монтажниц, ни ударниц.

Но Колю-то - за что?» Всякий раз, когда по случаю какого-нибудь государственного праздника очередную партию артистов одаривали званиями, Алла бросалась за газетой и пыталась найти в списке фамилию Рыбникова. В 1981 году наконец дождалась и была счастлива.

Коли не стало в 1990 году, и Алле без него пришлось туго. Еле-еле она сводила концы с концами, выступала мало, снималась редко, кино ведь переживало тяжелые времена. К тому же младшая дочь Ариша пристрастилась к веселому образу жизни. Теперь в пятикомнатной квартире в Марьиной Роще с утра до вечера гудело застолье. Ариша сошлась с каким-то парнем, не имевшим ни жилья, ни образования, ни работы. Тот сразу стал называть Ларионову мамой. «Пусть как хочет называет, терплю его ради дочери», - отмахивалась Аллочка.

Но когда, кивнув на портрет Рыбникова - человека, которого он и в глаза-то никогда не видел, этот парень произнес слово «папа», тут уж Аллу перекосило. Были там и другие разные художества. И Алла наконец решила разъехаться с Аришей. И тут я узнала, что в моем подъезде не очень дорого продается «двушка». Туда-то Аллочка и перебралась, разменяв прежнюю пятикомнатную квартиру на две. Поначалу Ларионова спала на раскладушке, но не могла нарадоваться: «Наконец-то я усну спокойно, никто посреди ночи не придет, не станет шуметь». Но душа у нее все равно, конечно, болела за Аришу. У Алены-то все и в работе, и в личной жизни сложилось благополучно. Алла была за нее спокойна.

Алла все больше и больше становилась домоседкой, как Коля. Помню, Нонна Мордюкова пригласила нас на премьеру своего фильма «Мама».

Это было неожиданно, потому что к тому времени мы стали меньше общаться. А тут пригласила, минутку поговорила с нами перед показом и пошла дальше в своей роскошной норковой шубе. После картины был банкет, но туда нас с Аллочкой не позвали. «Ну и хрен с ней, - даже обрадовалась Ларионова. - Сейчас купим чего-нибудь и дома посидим. Разлюбила я что-то шумные компании. Помнишь, как Коля говорил: «Лапуля, я - спать!» Жалко, что я раньше не понимала, что посидеть с ним дома - это самое лучшее. Вот теперь приходится сидеть без Коли. Всю жизнь с ним прожила, а побыть наедине как следует и не успела...»

Родители Аллы Ларионовой познакомились во время гражданской войны. В мирное время они поженились, папа стал директором райпищеторга, и всегда оставался идейным коммунистом. Мама же имела всего четыре класса образования и работала завхозом в детском саду. Началась Великая Отечественная война. Отец ушел на фронт, а молодую жену с девятилетней дочкой эвакуировали в Мензелинск. Мать стала помогать в госпитале, а Аллочка, не желая сидеть без дела, приходила к раненым читать стихи и петь.

Известно, что именно там прозвучал первый звоночек, предвещавший ей кинематографическое будущее: одним из пациентов госпиталя был Зиновий Гердт. С ним она еще встретится на съемочной площадке и сразу вспомнит доброго знакомого.

Второй звоночек прозвучал после войны, когда с маминым детским садом уже подросшая девочка поехала за город. Туда в поисках детей для киносъемки приехал ассистент режиссера. Посмотрели нескольких девочек, выбрали Аллу. Но мама ехать на Мосфильм не разрешила.

Без памяти

Успехом увенчалась лишь третья попытка кинематографа влезть в жизнь Ларионовой. Она училась в восьмом классе, когда прямо на улице к ней подошел сотрудник Мосфильма, и спросил хочет ли она сниматься в кино? Девочка немедленно согласилась, ее тут же поставили на учет, как актрису массовок, и стали приглашать. Работать пришлось неожиданно много, были и ночные съемки. Алла так увлеклась новым занятием, что забросила учебу и скатилась на тройки.

Неудивительно, что после школы будущая звезда решила поступать в ГИТИС. В себе она не сомневалась, но, когда увидела в приемной комиссии знаменитого театрального режиссера и педагога Андрея Гончарова, забыла все на свете, включая собственный текст. Он съехидничал, сказав, что в таком возрасте память могла бы быть и получше, но валить красавицу не стал.

Одним образованием Ларионова не ограничилась, и, окончив ГИТИС, поступила еще и во ВГИК. На вступительных экзаменах у нее снова случился казус. Глава приемной комиссии Сергей Герасимов назвал ее некрасивой и хотел уже дать отворот поворот, когда его собственная жена уговорила присмотреться к девушке. Так Алла поступила и во второй вуз.

Мировая звезда

Ей был 21 год, когда режиссер Александр Птушко пригласил ее на роль Любавы в ленте «Садко». Это была первая советская кинолента, попавшая на Венецианский фестиваль. И режиссер, и актеры получили высшие награды и мировое признание. О Ларионовой лестно отзывались зарубежные критики, тут же посыпались предложения от великих западных режиссеров. С ней хотел работать даже сам Чарли Чаплин! Но советские звезды выезжали на такие мероприятия под строгим надзором спецслужб, и остаться работать в Европе никому просто не разрешили.

Ларионова возвращалась на родину в слезах, а в аэропорту ей сказали, что уже утвердили на главную роль в кинофильм Исидора Анненского «Анна на шее». И снова — мировая известность, снова Итальянский кинофестиваль, признание, обожание…

Но «Садко» дал актрисе не только билет в большое кино, но и стал отправной точкой в любовной драме Ларионовой, ведь именно на той съемочной площадке она познакомилась с Иваном Переверзевым.

Треугольник

В многочисленных воспоминаниях будут рассказывать о том, что Переверзев всю жизнь любил только свою первую жену — Надежду Чередниченко. Но с ней у него случился разлад. Неприкаянный и покинутый, прибивался он то к одной, то к другой актрисе. Очередным его увлечением стала Алла Ларионова, свято верившая в его чувства.

Тем временем за Ларионовой ухаживало огромное количество мужчин, но самую яростную, безусловную любовь испытывал другой знаменитый артист, звездный красавчик Николай Рыбников. Он не раз звал Аллу замуж, но та и слушать не хотела, думала только о своем Ване. Рыбников однажды даже чуть не повесился от мучительной, несчастной любви к Ларионовой. Из петли его вытащили, а потом приятель — тот самый Герасимов, что чуть не забраковал актрису во ВГИКе, причитал: «Подумать только! Из-за жабы вешаться!»

Страдал Рыбников, страдала и Ларионова: Переверзев никак не хотел делать ей предложение! Однако, когда она забеременела, ей стало ясно, что Иван вот-вот созреет для брака. Она и не волновалась, уверенная, что так и случиться, и, попав на совместные гастроли, поселилась с ним в одном номере.

Вдруг Переверзев внезапно срывается в Москву — якобы по делам. Через несколько дней возвращается обратно. Готовясь быть заботливой женой, Ларионова прибирает его разбросанные вещи. Вешает пиджак в шкаф, достает паспорт, чтобы положить в ящик с документами, и машинально пролистывает страницы. И видит свежий штамп.

Параллельно с Ларионовой, он крутил шашни с Кирой Канаевой, которая тоже оказалась от него беременной. Пометавшись между красотками, Переверзев выбрал Киру. Ларионова ни слова не говоря, собрала свои вещи и переехала в другой номер, а ночью позвонила подруге и выплакалась. Та срочно набрала Рыбникову: «Коля, у Ларионовой с Переверзевым все кончено!»

Брак

Тогда только вышла «Весна на Заречной улице», Рыбникова знала вся страна, а он был занят в новой съемке — в «Высоте». Упросив режиссера дать ему пару дней, он тут же вылетел к любимой — делать предложение. Ошарашенная от всех свалившихся событий, она дала свое согласие. Чтобы Ларионова не передумала, Рыбников посреди выходных, пользуясь своей известностью, буквально вытащил из-за праздничных столов (шли майские праздники) сотрудников ЗАГСа. Увидев беременную, уже на позднем сроке Ларионову, их расписали в тот же день, а на следующий счастливый Рыбников уехал обратно на съемки.

Они договорились вырезать из памяти Переверзева и никогда больше его не вспоминать. Николай воспитывал родившуюся дочку Алену, как свою, и не делал никаких различий между ней и его родной дочерью, родившейся чуть позже — Ариной. Ни словом, ни делом он не упрекнул Аллу.

О ее многочисленных романах будут ходить легенды, она будет заводить интрижки «для блеска глаз» и пропадать на пару суток, но Рыбников, понимая, что не сможет без нее, оставит поведение жены без внимания.

Уже после их смерти друзья семьи будут рассказывать: наверное, Ларионова любила его даже больше, чем он. Ведь так волновалась за мужа, принимала его угрюмость и так и не ушла, разрывая любые романтические связи, как только брак вставал под угрозу.

Это была одна из самых красивых женщин советского кинематографа. Ей поклонялось много мужчин. Но по-настоящему - горячо, искренне, отдавая всего себя, только один - Николай Рыбников. Именно ему удалось излечить ее сердечные раны и подарить жизнь счастливой замужней женщины. Какая же биография Аллы Ларионовой, как сложилась ее женское счастье и карьера в кино, узнаем из этой статьи.

Детские годы

Природа не была к ней жадной, одарив ее, казалось, более, нежели остальных. Ее волосы всегда лежали на плечах роскошной гривой, стан был чудо, как хорош, очи блестели всегда, в любой ситуации, даже губы были сплошным целованьем, как писала когда-то Марина Цветаева. Но актриса всегда иронизировала по поводу своей внешности. Мнение же мужчин было совершенно иным: стоило ей только взмахнуть длинными ресницами, как они, соревнуясь друг с другом в скорости, укладывались у ее красивых ног. Казалось, что жизнь такой удивительной женщины должна напоминать волшебный сон.

Биография Аллы Ларионовой началась в феврале 1931 года. Папа работал директором районного пищеторга и был самым настоящим коммунистом. Мама училась только четыре года, поэтому работала в детском саду завхозом. Когда началась Великая Отечественная война, папа уходит в ополчение. Алла с мамой эвакуируются в Татарию. Мама переживала, чтобы у дочки не было вшей, поэтому часто водила ее в знаменитые Мензелинские бани, где очень больно терла ее мочалкой.

Первые зрители и детские мечты

Маме приходилось работать день и ночь в госпитале, а маленькая Аллочка бродила по его коридорам, не зная, чем заняться. Понемножку она начала общаться с ранеными солдатами. Именно они и стали ее первыми зрителями, когда она читала им стихи. Такие импровизированные концерты в исполнение девочки очень нравились солдатам и медсестрам, которые устали от тяжелой и изматывающей войны.

После победы папа вернулся домой, и вся семья опять стала жить в Москве.

Уже будучи известной актрисой, Алла Ларионова, биография, фото которой в советское время очень часто появлялось на страницах периодических изданий, рассказывала, что будучи ребенком, очень хотела работать дворником. Девочке казалось романтичным вставать круглый год так рано, когда остальные еще спят, чтобы по осени подметать желтые листья, а зимой убирать лопатой снег.

Как стать звездой?

Биография Аллы Ларионовой (личная жизнь удивительной красавицы всегда была под пристальным вниманием ее окружения) как актрисы могла начаться еще в дошкольном возрасте. Тогда один режиссер искал девочку для съемок картины, и маленькая Аллочка прекрасно ему подходила, обладая для роли необходимыми данными. Но мама тогда не разрешила. Поэтому, когда Ларионова (уже будучи подростком) получила подобное предложение еще раз, она не сомневалась, ответив согласием. Дебютировала она в массовке «Мосфильма», после чего ее часто приглашали на второстепенные роли. Девочка настолько увлеклась съемочным процессом, что в школе стала получать одни тройки.

Тамара - добрая фея

После школы у девушки сформировалась твердая уверенность, что она станет актрисой. ГИТИС ей не поддался, а вот со ВГИКом повезло. Сергею Герасимову ее внешность не понравилась категорически, а вот его жена - Тамара Макарова была более лояльна в высказываниях. Она и убедила мэтра дать девушке шанс. И этот шанс Ларионова оправдала. Очень скоро она превратилась в прекрасного лебедя, на которого засматривались не только на курсе Герасимова.


А потом пришло и вознаграждение за тяжелый труд: биография Аллы Ларионовой - актрисы на тот момент начинающей - начала превращаться в биографию самой настоящей звезды. Ее утвердили на первую серьезную роль в картине «Садко». Аллы сыграла Любаву. Причем Герасимов отпускать ее на съемки не хотел. На помощь опять пришла Макарова.

Венецианский кинофестиваль 1953-го

У фильма был ошеломляющий успех. Он даже был включен в программу Венецианского фестиваля, куда поехали все актеры, занятые в нем. В Европе все были просто потрясены красотой Ларионовой. Именно ей и досталась главная награда фестиваля - «Золотой лев».

Биография Аллы Ларионовой навсегда связана с этими днями, проведенными за границей. Она была не только рада награде, но и получила настоящий культурный шок от того, что там увидела. Например, она поражалась даже изящным чулкам горничных в отеле, где она жила, или тому, что в ванну в номере можно набрать не обычную, а морскую воду.


О солнце Венеции в волосах Аллы не писал в то время только самый ленивый журналист. Местные режиссеры наперебой предлагали ей сниматься в их фильмах. Вместо нее отвечали специально обученные лица, что актриса не может согласиться, у нее все расписано до 2000 года. Конечно, такого на Родине не было. Восходящей звезде было до слез обидно, но ей пришлось вернуться в Москву. Единственное, что утешило в тот период, что девушку утвердили на главную роль в фильме «Анна на шее» (1954 г.) Благодаря этой картине Ларионова стала самой популярной актрисой тех лет, сыграв очень красивую, но бедную Анюту, которая осознала, что предметом торга стала ее красота, и единственное, что она может сделать, - продать ее подороже. Князя в этой постановке сыграл Александр Вертинский. Они замечательно смотрелись в паре.


Биография Аллы Ларионовой в части ее личной жизни поначалу не была безоблачной (но об этом потом). При всей ее популярности невозможно сказать, что кинематографическая карьера Ларионовой была такой блестящей. Как ни странно, но получив столько признания, у нее больше не было главных ролей.

Сниматься она продолжала, но больше в эпизодах. Оказалось, что актрисе под силу характерные, непростые роли, которые надо было играть не только лицом, но и глубокими эмоциями.

Ее актерская карьера практически окончилась в семидесятых, когда в кинематографе появились новые молодые лица. Зрителю хотелось чего-то совершенно иного. Тяжело это перенесла Алла Ларионова, биография, личная, фото которой было на тот момент уже хорошо знакомы миллионам российских зрителей. Она же мечтала продолжать сниматься всю жизнь...

Два знакомства, два романа

Актриса Алла Ларионова (биография, личная жизнь, дети этой красивой женщины с самого начала карьеры интересовали обывателей) однажды получила неожиданный подарок судьбы. Но обо всем по порядку.

Их роман достоин того, чтобы говорить о нем, как о самом трогательном из прошлого века. Они - это Алла Ларионова и Николай Рыбников. И пусть в их совместной жизни она больше позволяла себя любить, пара от этого менее счастливой не стала. Но не все в этой истории было просто и легко.


Николай ей понравился, еще когда она была студенткой. Но молодой человек тогда взаимностью ей не ответил: у него были другие отношения. Вскоре начались съемки «Садко», где Ларионова познакомилась с актером-красавцем Иваном Переверзевым. Тот уже был успешен, интересен внешне. Что еще надо для того, чтобы вспыхнула любовь? Этот роман продолжался долго, но предлагать Алле зарегистрировать отношения Переверзев не хотел.


Рыбников вскоре понял, что он любит только Аллу, но та уже была несвободна. Несмотря на это, Николай всеми силами пытался вернуть ее любовь. Но пока это не получалось. К тому же, актеру приходилось быть свидетелем теплых отношений Аллы с ее приятелем - Вадимом Захарченко. Однажды Вадим нахамил Рыбникову, намекнув ему, что их отношения с Аллой выходят далеко за рамки приятельских. Николай бросился в драку. Потом много лет об этом дне ему напоминал сломанный тогда и неправильно сросшийся палец.

Забытый благородный поклонник

Постепенно совместная жизнь Аллы и Ивана сошла практически на "нет". Переверзев начал сильно пить, у него появилась любовница. И это несмотря на то, что Ларионова ждала ребенка.

Николай, узнав о происходящем, снова начал ухаживать за Аллой. Где бы на гастролях ни была Ларионова, везде получала от Николая телеграммы с теплыми словами. Он всегда ей звонил и говорил слова любви. Алла так никогда и не поняла, как Николай узнавал, где она была в данный момент, но телеграммы и звонки были постоянными.

Крепкий семейный союз

Они расписались в Минске 2 января 1957 года. Их брак в ЗАГСе был под номером 1 в Новом году. И он оставался счастливым на протяжении всех 33 лет их супружеской жизни.


Первая дочь Аллы - Алена - была от Переверзева. Но ни разу Николай не попрекнул этим романом любимую жену. Да и девочка получала от него не меньше заботы, нежели родная, их общая с Аллой дочь, родившаяся позже. Младшую дочь назвали Ариной. Дочки росли дружными, все время радуя родителей. Дети Аллы Ларионовой, биография которой стала предметом зависти многих женщин, не пошли в профессию родителей: одна работала на телевидении, другая получила диплом полиграфического техникума.

Как они жили все это время? Ссорились? Да, конечно, как и другие супруги. Была ли ревность со стороны Николая? Скорее всего, была, но знал о ней только он.

Рыбников был однолюбом и всегда гордился тем, что жизнь, которую он проживает, можно уложить в простую, но очень важную для него схему: любимая женщина, любимый дом, любимая работа. Алла была для него не просто любимой женой - она была его божеством, его жизнью, его воздухом. Она всегда, даже в домашнем халате, была для Коли самой лучшей. Рыбников все годы их супружества был прекрасным мужем, любящим и заботливым папой, хорошим хозяином.

Алла всегда была за Николаем, как за каменной стеной. Именно он взял на себя все заботы по дому, отремонтировал их огромную квартиру. Этим мужчиной невозможно было не восхищаться. Их отношения были настоящим примером для всех огромной страны, все знали их романтическую историю воссоединения.


Алла Ларионова (биография, личная жизнь, дети, муж - все это находилось под прицелом фотокамер) была очень счастлива со своим Колей. Очень больно ей было, когда его не стало...

Умер Рыбников внезапно - просто уснул и не проснулся. Это случилось 22 октября 1990 года. Он как раз готовился к съемкам в новом фильме и учил роль на английском языке.

Алла пережила мужа на 10 лет. Ее не стало 25 апреля 2000 года, перед Пасхой. Все произошло так же, как и с ее любимым мужем - она просто не проснулась, умерев от обширного инфаркта. Ей было всего 69 лет...

Популярность Николая Рыбникова пришлась на 50-е годы, когда режиссеры наперебой приглашали его сниматься в главных ролях.

Многие зрители до сих пор помнят милую улыбку и ямочки на щеках артиста, а также его искренних и обаятельных героев, таких как:

  • Фёдор Соловейков из «Чужой родни»;
  • Саша Савченко из «Весны на Заречной улице»;
  • Николай Пасечник из «Высоты»;
  • Илья Ковригин из «Девчат».

Однако, через несколько лет востребованность актера пошла на убыль, а он стал получать лишь незначительные роли. Возможно, из-за невостребованности в своей профессии Рыбников ушел в депрессию, а в 1990 году у него случился сердечный приступ, от которого он скончался. Но Николай Николаевич не только был обожаем своими поклонниками, в его личной жизни была также любимая семья – жена и дети.

Безответная любовь

Актер был влюблен в свою будущую жену, Аллу Ларионову, с которой вместе учился во ВГИКе. Красавицу окружала толпа поклонников, поэтому у юноши не было никаких шансов на роль возлюбленного. Он не замечал других девушек и всегда был рядом с Аллой, оставаясь ее близким другом. Молодая актриса стала востребованной у режиссеров сразу же после студенческой скамьи. Снимаясь в главной роли в фильм «Садко», она познакомилась с коллегой по съемкам – Иваном Переверзевым. Через несколько лет актеры стали встречаться, а вскоре красавица поняла, что ждет ребенка. Однако, в то время Переверзев крутил роман не только с ней, но и другой актрисой, оказавшейся тоже беременной.


Когда Алла Дмитриевна случайно узнала, что ее возлюбленный тайно расписался с соперницей, она рассказала об этом жене своего брата, которая сразу же сообщила Рыбникову о расставании актрисы с возлюбленным.

Он тогда снимался в фильме «Высота», однако, это не остановило актера, который прилетел в Минск, чтобы делать предложение Алле. Поняв, что только Николай любит ее по-настоящему, она ответила согласием.


На фото Николай Рыбников с женой Аллой Ларионовой

2 января 1957 года еще отмечали Новый год, поэтому ЗАГС был закрыт, но новоиспеченный жених сумел найти работников учреждения и договориться с ними об их регистрации в этот день. Благодаря своей популярности и обаянию он смог это сделать легко. На съемки «Высоты» актер уже вернулся женатым человеком.

Любимая жена Николая Рыбникова

В этом же году жена Николая Николаевича родила дочь, которую назвали Аленой. Он принял малышку как родную и все свободное время проводил с ней и любимой женой. Родной отец девочки не поинтересовался, кто у него родился и даже не появлялся в ее жизни. В 1961 году на свет появилась их общая дочь Арина, однако, актер не делал различий между дочками и любил их одинаково. Он наконец то обрел то, чего так долго ждал, поэтому почти не разлучался с супругой, которую ласково называл Лапусей.


Рыбников оказался хозяйственным мужем, который с осени солил в бочках помидоры и арбузы, а также закупал все продукты и мог спокойно приготовить обед или ужин. Его жена очень хорошо готовила, особенно ей удавались котлеты и икра из сушеных грибов. Супруги были гостеприимными и хлебосольными людьми, поэтому у них часто собирались коллеги и друзья, среди которых были известные певцы, космонавты, спортсмены и поэты. Благодаря особой любви актера к шахматам, в их доме побывали многие советские гроссмейстеры. Не только в быту, но и на рабочем месте звездные супруги стремились быть пунктуальными и ответственными, никогда не конфликтуя со своими коллегами.


Многие их друзья отмечали хорошее чувство юмора Аллы Дмитриевной, а вот Николай Николаевич не мог этим похвастать. Зато когда актер выходил на сцену и демонстрировал свой талант и харизму, жена не отрывала восторженных глаз от него.

Красавица-жена всегда была в центре любой компании, где у нее было достаточно поклонников, однако, Рыбников терпел это и не устраивал ей скандалы, так как боялся, что она уйдет от него. На протяжении всей семейной жизни он любил Ларионову и заботился о ней и детях. Их брак продлился 33 года, до самой смерти легендарного артиста.

Судьба дочерей

Многим друзьям казалось, что Николай Николаевич любил дочь жены больше, чем их совместную, но сам актер говорил, что обе дочери ему дороги. Когда супруги занимались активно карьерой, воспитанием девочек занималась их бабушка, мама актрисы. Дочки не любили учебу в школе и не проявляли интереса к актерской профессии.

Старшая дочь после окончания школы даже не знала, куда ей пойти учиться. Ларионова посоветовала ей поступать во ВГИК, но ее подруга пристроила девушку на телевидении, где она стала обучаться профессии монтажера. Вскоре Алена поселилась в квартире, которая находилась недалеко от Останкино.

Она стала хорошим работником и профессионалом в своей области, проработав на телевидении около 35-ти лет. Старшая дочь Рыбникова вышла замуж, но дети в браке так и не родились. Женщина всю жизнь страдает от псориаза, поэтому каждый год отдыхает в Таиланде, где чувствует себя намного лучше.


На фото Алла Ларионова с дочерьми Алёной и Ариной

А вот у общей дочери супругов судьба сложилась трагичная. В юности она получила образование в полиграфическом техникуме, но по профессии почти не работала, так как пристрастилась к алкоголю. Она жила с родителями, а когда не стало Николая Николаевича, в доме стали происходить застолья. Арина привела в дом парня, с которым вела разгульный образ жизни. Вскоре Алла Дмитриевна разменяла квартиру, и дочь поселилась в другом районе. В то время сама актриса не имела больших заработков, к тому же у нее начались проблемы с сердцем.

(Ларионова пережила мужа на 10 лет, не дожив до своего 70-летия одного года. В 2000 году у нее случился обширный инфаркт, и вскоре она скончалась. Ее похоронили рядом с мужем, на Троекуровском кладбище. А через четыре года умерла и младшая дочь, которая до последнего дня не прекращала пить.)

Бывает так, что человек изо всех сил сопротивляется своему счастью, отталкивает его обеими руками. Ищет его далеко, а оно вот оно - рядом, протяни руку и возьми. Так было и с Аллочкой Ларионовой, избалованной красавицей, когда на четвертом курсе ВГИКа ей признался в любви ее однокурсник Николай Рыбников. Она и раньше симпатизировала ему, но Николай упорно не замечал Аллочку - он был увлечен другой девушкой. И только после того, как студентку четвертого курса Ларионову пригласили на съемки сказки «Садко», неожиданно понял - вот она, куда же я раньше-то смотрел!

Телеграммы в Советском Союзе стоили недешево. Их отправляли по особо важным поводам, обычно поздравляли с днем рождения. А студент Коля Рыбников прислал Алле Ларионовой телеграмму с признанием в любви. Сам подойти так и не осмелился. Простой парень из маленького городка Воронежской области, пусть и душа компании, лучший студент на курсе, мастер разноплановых студенческих постановок.

А денег на цветы и конфеты нет, ходит в вечном старом свитере и одном пальто. Понятно: кавалер неказистый. А Аллочка - модница, да еще и звезда экрана: после роли Любавы в фильме «Садко» ее узнавали на улицах, а мужчины со всего Советского Союза слали письма с предложениями руки и сердца. Так что телеграмма Рыбникова среди них затерялась. Не пара он был самой красивой актрисе, секс-символу 1950-х. С горя Николай даже хотел свести счеты с жизнью - благо в комнату, где он натянул веревку, вовремя зашел его товарищ, будущий режиссер Сергей Герасимов.

В делах любви Герасимов был опытнее Рыбникова и вправил товарищу мозги. Дурак, что ли - вешаться из-за бабы?! Женщин надо завоевывать. И Рыбников последовал его совету: превратился в рыцаря. Шесть лет он добивался благосклонности своей прекрасной дамы. Писал письма, отправлял телеграммы, оставлял записки в гостинице, где останавливалась Алла на время съемок, звонил и повторял в трубку, как заклятие: «Я тебя люблю!» Но ничего не действовало... Нужен был подвиг.

Красавица Аллочка жила своей жизнью. Влюблялась, смеялась над незадачливыми поклонниками, купалась в лучах славы. После фильмов «Анна на шее» и «Двенадцатая ночь» открытки с ее лицом расходились миллионными тиражами. Ходили слухи, что актриса крутила романы налево и направо - с высокопоставленным чиновником, с актером Михаилом Кузнецовым, с коллегой по съемкам Иваном Переверзевым. Но грязь не липла к ней.

В глазах публики Ларионова была Мадонной - прекрасной и непорочной. Впрочем, однажды с образом Мадонны ей чуть было не пришлось расстаться. Потому что роман с Переверзевым действительно был, как были и его последствия - неожиданная беременность. Узнала о ней Алла слишком поздно - все грешила на несвежие блюда в актерской столовке. Влюбленные как раз были в командировке в Минске, на съемках фильма «Полесская легенда».

Переверзев не слишком радостно воспринял весть о будущем отцовстве. И вскоре Алла узнала, почему. Параллельно с ней он крутил роман с актрисой Кирой Канаевой, которая тоже оказалась беременной. Иван что-то наплел Алле про срочные дела в Москве и на выходные уехал, а потом вернулся, затеял ссору и ушел, хлопнув дверью. Алла взяла с кресла забытый им пиджак, на пол выпал паспорт - Ларионова подняла его и увидела свеженький штамп о браке. Вот зачем он в Москву летал!

Алла в истерике металась по гостиничному номеру, заламывала руки. Что делать? В отчаянии в голову лезли самые черные мысли.

На следующий день на ее пороге появился Рыбников - запыхавшийся, без традиционных цветов. Вместо «Здравствуй!» он выпалил: «Выходи за меня замуж!» Накануне вечером Аллина подруга позвонила Николаю и все рассказала. Недолго думая, Рыбников бросил съемки и первым же рейсом вылетел в Минск. Он был уже известным актером, его знали по картине «Весна на Заречной улице», а скоро будут узнавать по фильму «Высота».

Верный рыцарь спас даму своего сердца и от страшного греха, и от позора. Алла дала согласие. Но на дворе 2 января 1957 года, все закрыто. Рыбников умолял директора загса их расписать, и тот уступил любимому актеру.

Родившуюся девочку назвали Аленой, а через четыре года у Рыбниковых родилась вторая дочь Арина. Николай стал любящим и заботливым отцом, и казалось, что Алену он любит даже больше, чем родную Аришу. Поскольку Алла и Николай были заняты карьерой, воспитывала девочек бабушка, мать Аллы. Чтобы сестры помнили, как выглядят их звездные родители, на стене висели их портреты, и Валентина Алексеевна каждый день на них показывала: «Вот это ваша мама, а это ваш папа».

За Рыбниковым Алла была как за каменной стеной. Купили две кооперативные квартиры, которые объединили в одну, пятикомнатную. Настоящие хоромы! Николай сам занимался ремонтом, доставал дефицитные товары: «стенку», люстры, диван, телевизор. Алла только поджимала губки: «Колечка, ну этот диван не подходит к нашим обоям!» И на следующее утро Колечка бежал к директору магазина «Мебель» и уговаривал его поменять диван на другой, со светлой обивкой.

Двери их шикарно обставленного и гостеприимного дома практически не закрывались для гостей. Это немного тяготило Николая, любившего уют и тихие семейные вечера - шуму ему хватало на съемках. Он часто ворчал, что у них не квартира, а проходной двор. И тем не менее всегда готовил обеды и ужины практически в промышленных масштабах. Его фирменными блюдами были пельмени и соленые арбузы. О них гости - знаменитые актеры, режиссеры, спортсмены, шахматисты - буквально складывали легенды. Если Аллочка любила с дамами поиграть в покер, то страстью Николая были шахматы.

Он садился за стол с друзьями, мировыми гроссмейстерами, и очень долго переживал, когда проигрывал. Впрочем, иногда, из уважения к хозяину дома, именитые шахматисты ему поддавались. Партии часто затягивались на много часов. Вечером бабушка укладывает девочек спать, говорит: идите, пожелайте спокойной ночи папе с мамой. Открывают дверь гостиной - а там шум, музыка, дым от сигарет. Утром бабушка будит девочек: поздоровайтесь с родителями. Открывают дверь - а там ничего не изменилось: все те же шум, музыка и сигаретный дым коромыслом.

Удивительно, как могли ужиться вместе два таких разных по темпераменту человека. Рыбников на сцене и в кино выглядел общительным, обаятельным, компанейским. Сколько женщин Советского Союза все отдали бы за его чарующий голос и эти ямочки на щечках! А в быту не только гитару в руки не брал - анекдота толком не мог рассказать. Был очень замкнутым, из любых компаний уходил не позже десяти часов вечера, с горечью бросив Алле: «Лапусик, я домой!»

Несмотря на всесоюзную известность и именитых друзей, никакой звездной болезни у Рыбникова не было. Повышенное внимание к своей персоне он на дух не переносил. Однажды Алла попала в больницу - сломала ключицу на съемках. У ее палаты дежурили врачи, поджидая Рыбникова, чтобы взять у него автограф. А его все нет и нет. Он так и не решился прийти, боясь шумихи. А сам все эти дни метался по квартире из угла в угол и названивал подруге Аллы, расспрашивая, когда же ее выпишут домой.

Водилась за Николаем Рыбниковым одна страстишка - еда. Друзья даже беззлобно прозвали его «два супа три вторых». Любил поесть, любил готовить. Ларионова терпеть не могла домашнюю работу, поэтому обеды и ужины на всю семью готовил Николай. А еще мыл полы, выносил мусор, стирал белье. Даром что народный артист РСФСР. Бывало, Алла приведет домой гостей - а на кухне пар валит: Рыбников кипятит в тазу белье.

И смущалась не она, а он: «Извините, я тут постирушки затеял...» Даже когда его теща, Валентина Алексеевна, сломала шейку бедра и слегла, не Алла ухаживала за ней, а Николай. Он ее кормил, мыл, одевал, выносил утку и любовно звал ее «моя бабка». Жена на съемках, друзья зовут его выпить пива, а он ни в какую: «На кого же я мою бабку оставлю?»

Никакой профессиональной конкуренции, как часто бывает в актерских семьях, между Рыбниковым и Ларионовой не было. Наоборот, стояли друг за друга горой. Когда историческое кино стало не в почете (а Аллу считали именно костюмной актрисой), Рыбников часто заявлял режиссерам, что будет участвовать в съемках, только если возьмут Ларионову.

Он продвигал ее даже на роль Тоси в «Девчатах», но режиссер не уступил. Последним фильмом, где вместе снимались супруги, была картина «Седьмое небо». Когда в кино наступил кризис и Рыбникову перестали поступать предложения, Алла взяла роль добытчика на себя и ездила по стране с концертами.

Свою жену Николай боготворил. Никакие красавицы мира не могли затмить его Лапусика. Даже когда на московский фестиваль приехали Софи Лорен и Джина Лоллобриджида, Николай категорически отказался идти на церемонию открытия один, без жены. В то время на руках у Аллы была новорожденная Ариша, и актрисе было не до фестивалей. Она уговаривала мужа хотя бы «посмотреть, какие там красавицы». Но Рыбников был упрям - его красавица дома, значит, и он будет дома.

Он любил повторять, что главное в жизни - это «любимая жена, любимый дом, любимая работа». Вот в таком именно порядке.

Но если Николай оказался однолюбом, то этого не скажешь об Алле. Как многие творческие люди, Ларионова не могла жить без чувства постоянной влюбленности. Играя в кино холодных красавиц, в жизни Ларионова была - огонь. Веселая, энергичная, волевая. От природы Аллочка была склонна к полноте и после двух родов часто садилась на диету, соблюдала ее жестко, ела в основном один рис.

В такие периоды отказывала себе даже в удовольствии ходить в гости - чтобы не сорваться там. Следила за модой, одевалась у личного портного, регулярно посещала парикмахера. Выглядела всегда с иголочки - статус обязывал. Поэтому какая посуда в раковине, когда только что сделан маникюр? Аллочка жить не могла без смены обстановки, быт ее угнетал. Если месяц не было съемок, командировок - она впадала в депрессию.

Иногда у нее случались интрижки на стороне. Когда ты носишь титул самой красивой актрисы СССР и испытываешь повышенное внимание мужчин, сдержаться бывает сложно. Конечно, Николай об увлечениях жены догадывался. Иногда, во время съемок, она могла пропасть на сутки, а растерянный Рыбников ходил по коридору гостиницы и спрашивал у портье: «Вы не знаете, в каком номере я живу?..» Без своей Аллочки он не находил себе места.

Когда она звонила ему с гастролей - завтра встречай в аэропорту, рейс такой-то, он мог схватить пальто, вызвать такси и улететь ближайшим самолетом в Киев, Минск, Караганду... Алла выходит утром из гостиницы, а там стоит муж с цветами - сюрприз!

На одну из посиделок Алла пошла одна - Николай отказался. Но как только узнал, что на вечеринке будет некий Валерий - профсоюзный деятель, ухлестывавший за Аллой, тут же поехал. Конечно, Валерий от Ларионовой не отходил - все уговаривал развестись с Рыбниковым и выйти за него замуж, даже клялся, что ее дочек примет как родных. Чтобы отдохнуть от навязчивого кавалера, Алла вышла на лестничную площадку покурить. За ней бросился другой ее поклонник - совсем молодой юноша.

Он боготворил Ларионову, встал перед ней на колени и начал читать монолог из фильма «Садко». И тут появляется Рыбников... Разбираться не стал, врезал поклоннику как следует - спасибо, что с лестницы не спустил. Алла смеется: «Коля! Ну ты же не тому врезал. Надо было Валерке!»

Конечно, Рыбников безумно ревновал жену, устраивал скандалы. Но что он мог поделать? У Аллы была такая натура - любовники ей были необходимы «для блеска глаз». Флирт стал для нее невинным хобби, как для других вышивание или кулинария. Алла и мысли не допускала, чтобы уйти от Николая. Она любила его, только по-своему. А он сильно страдал, но прекрасно знал, что без своего Лапусика не может не то что жить - даже дышать.

Они прожили вместе тридцать лет и три года, почти как в сказке. В тот день Николай, по своей традиции, пошел рано утром в баньку. Вернулся, поел от души, выпил сто граммов коньячку и лег спать. Все тихо, все как обычно. Вот только собака не могла успокоиться: скулила, царапала дверь комнаты актера. Когда Алла пришла будить мужа, он уже не дышал. Приехавшие врачи констатировали: смерть от инсульта.

После смерти мужа Алла Ларионова вмиг сникла, постарела, утратила былой оптимизм и страсть к пышным застольям. Она разменяла огромные апартаменты, которые теперь ей были не по карману (кино переживало тяжелые времена, ролей актрисе больше не предлагали), и стала вести тихий, размеренный образ жизни, как и подобает 60-летней вдове. Только теперь она поняла, как сильно любила Николая.

В какой-то момент родные даже испугались за Аллу - сможет ли она справиться с потерей супруга? «Уснуть и не проснуться - мне бы так!» - горестно вздыхала она. Иногда она признавалась подруге: «Помнишь, как Коля говорил: "Лапуля, я - спать!" Жалко, что я раньше не понимала, что посидеть с ним дома - это самое лучшее. Вот теперь приходится сидеть без Коли. Всю жизнь с ним прожила, а побыть наедине как следует и не успела...» Позже она говорила: «Я была счастливым человеком, потому что в моей жизни было кино и еще меня любил Коля Рыбников».

Теперь на Аллиных плечах была забота о дочерях. На деньги, оставшиеся от продажи квартиры, она купила им двухкомнатную квартиру. Пойти по родительским стопам Алена и Арина не захотели - старшая устроилась режиссером монтажа на телевидение, а младшая окончила полиграфический техникум и стала корректором. Но если у Алины все сложилось прекрасно, то Арину Алла Ларионова называла «мой крест». Девушка попала в плохую компанию, у нее начались серьезные проблемы с алкоголем. В том, что упустила дочь, Алла винила себя.

Солнечным апрельским днем 2000 года Алла Ларионова возвращалась домой после спектакля. В свои почти семьдесят она все еще служила в театре, ибо на актерскую пенсию прожить невозможно. Вдруг закололо сердце. Алла приняла таблетку и подумала, что завтра обязательно сходит в поликлинику. Но завтра не наступило. Она накрутила волосы на бигуди, легла спать и умерла так же, как и мечтала - во сне. Николая Рыбникова она пережила на десять лет.