Механизм политической зависимости русских земель от золотой орды. Монголо-татарское нашествие на Русь. Зависимость русских земель от Золотой Орды и её последствия

Зависимость Руси от Золотой Орды

Успех монгольского нашествия в 1237-1240 годах стал началом зависимости Руси от Золотой Орды. Многочисленные поражения русских войск, падение Рязани, Владимира, Москвы, Суздаля, Ростова, Ярославля, Чернигова и многих других городов привело к тому, что русские князья были вынуждены признать над собою власть монгольских владык. Сначала зависимость Руси от Золотой Орды была лишь политической: русское самоуправление сохранилось, но отныне князья отправлялись в Орду, чтобы получить от монгольского правителя ярлык на княжение. Впоследствии на Русь была наложена дань.

Сейчас зависимость Руси от Золотой Орды принято называть монголо-татарским игом. Однако к значению этого термина нужно относиться осторожнее. Прежде всего, он появился аж в 1479 году, а распространение получил только в XVI веке и придумали его вовсе не русские, а поляки. Кроме того, хотя на Русь и была наложена дань, хотя князья в высокой степени зависели от монгольских ханов, тем не менее, нельзя сказать, что зависимость от Золотой Орды была так уж унизительна для русского народа. Прежде всего, монголо-татары не отнимали у нас веры, а вера является краеугольным камнем самосознания народа. Кстати, именно поэтому святой князь Александр Невский предпочел иметь защиту хана Батыя, а не помощь западных государств: запад требовал отказаться от православия и перейти в католичество. Во-вторых, они предоставляли русским князьям самим управлять своими землями и заботились, в основном о получении дани в полном объеме. Мало того, многие князья старались использовать связи в Орде в конфликтах между собою. На этом, например, была построена , который сумел сделать московское княжество наиглавнейшим на Руси и положил начало объединению русских земель. Монголо-татары не держали войска на нашей территории, однако их вторжения приносили много горя. Впрочем, военные походы, как правило, являлись лишь следствием неповиновения, но наказывать за него ханы предпочитали крайне жестоко.

С XIV века зависимость Руси от Золотой Орды начала постепенно ослабевать. Русские князья все чаще стали успешно «показывать зубы» монгольским ханам, а Дмитрий Донской, одолевший Мамая в знаменитой Куликовской битве, стал первым князем за 140 лет, передавшим великокняжескую власть своему сыну Василию без получения ханского ярлыка на княжение. Ослабление зависимости русских княжеств стало следствием ослабления самой Золотой Орды: междоусобные войны ханов и раздробление Орды на несколько частей не могло не сказаться на военной и политической силе монголо-татаров.

Историки по-разному оценивают зависимость Руси от Золотой Орды. По мнению многих монголо-татарское иго в значительной степени затормозило историческое развитие русского народа. По их мнению именно из-за него мы по многим показателям отстали от европейских государств и лишь с приходом к власти Петра Первого русскому государству удалось немного ликвидировать это отставание. Другие же, напротив, полагают, что зависимость от Золотой Орды была скорее благом, нежели несчастьем. Так, Карамзин полагал, что монголо-татарское иго очень важную роль в развитии русской государственности, а Ключевский считал, что Орда в значительной степени предотвратила братоубийственную междоусобицу на Руси. Лев Гумилев считал отношения Руси и Золотой Орды политическим союзом, выгодным в первую очередь для Руси, и полагал, что их следует называть «симбиозом».

Зависимость Руси от Орды и её последствия.
Зависимость Руси от Орды и её последствия .
Цель урока: показать монголо-татарское иго, как время длительного господства Золотой Орды над русскими землями, на основе работы с историческими источниками выявить последствия монгольского завоевания Руси; воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гордости за свою страну.

Учебное оборудование: учебник Данилова «История Отечества» 6 класс, мультимедийная установка, исторические источники, интерактивные карты.

Ход урока: 1. Оргмомент 0,5 мин

2. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний обучающихся по теме «Невская битва» 6 мин

3. Изучение новой темы 30 мин

4. Контрольно-закрепляющая работа с учащимися – 5 мин

5. Домашнее задание 2 мин

6. Организационное окончание урока - 0,5 мин

Краткий конспект урока

1. Создание в классе рабочей обстановки

2. Проверка д/з, переход к изучению новой темы

Новая тема отражена на интерактивной доске.


После завоевательных походов монгольских полчищ образовалась огромная империя от Тихого океана до Дуная (карта). Ставка Великого хана находилась в Каракоруме в Монголии. Чингисхан еще при жизни поручил своим сыновьям и внукам управление завоеванными землями. На западе должен был править его старший сын Джучи, но он был убит в ходе заговора еще при жизни Чингисхана(изображение), власть перешла к сыну Джучи, Батыю(изображение), внуку Чингисхана. В низовьях Волги Батый повелел поставить город Сарай (карта) и сделал его своей столицей. Возникло новое государство, названными русскими Золотой Ордой. Зависимость Сарая от Каракорума со временем все более ослабевала, Орда управляла своими делами самостоятельно.

Русские земли не вошли в состав Золотой Орды. Они попали в вассальную зависимость. В 1242 году в северо-восточные княжества были отправлены послы, потребовавшие от русских князей явки к Батыю, с изъявлением покорности. В 1243 году в Сарай был вынужден поехать Владимиро-Суздальский князь Ярослав Всеволодович, брат князя Юрия убитого на реке Сити. Батый, встретивший Ярослава с «великой честью», назначил его старшим из князей. Следом за Ярославом потянулись и другие князья. На Руси продолжали действовать древнерусские традиции наследования княжеств, но ордынская власть поставила их под свой контроль. Князья должны были ездить в Орду, чтобы получать ханские утверждения на свои княжества. Каждому князю выдавался ярлык – особая ханская грамота на его владения.

Само получение ярлыка обставлялось унизительными условиями, подчас идущими вразрез с христианскими обычаями (найти в летописи). Рассказ о Михаиле Черниговском.(Приложение № 1) Самым привлекательным был ярлык на великое Владимирское княжение, так теперь не Киевский, а Владимирский князь имел право на старшинство. Политический центр страны переместился из разоренного Киева во Владимир. Получением князем ханского ярлыка на собственное княжество сопровождалось приездом ордынского посла, при котором происходило торжественное возведение обладателя ярлыка на княжеский престол. Это символизировало политическое главенство ханской власти. Со временем выдача в Орде ярлыка на то или иное княжество стало сопровождаться беззастенчивым требованием со стороны правящей ордынской знати денежных выплат и ценных подарков.

В русские города были посланы ханские наместники – баскаки, которые опираясь на вооруженные отряды, следили, чтобы население сохраняло покорность монгольским ханам, платило дань. «Великий баскак» имел резиденцию во Владимире. Самой тяжелой повинностью для всех слоев русского населения были ежегодные платежи Орде, называвшиеся на Руси «выходом» или «Ордынской данью». Кроме регулярной дани взимались и внеочередные платежи, русским людям приходилось принимать, кормить и содержать многочисленных послов со свитами, приезжавших на Русь с военными, дипломатическими миссиями следивших за сбором и отправлением дани в Орду. Еще одной тяжелой повинностью наложенной победителями на население русских княжеств была обязанность поставлять воинов в монголо-татарское войско, принимать участие в военных походах. Во второй половине XIII века русские полки действовали в монгольских военных операциях против Венгрии, Польши, народов Северного Кавказа, Византии. В 1257- 1259 годах монгольские чиновники – «численники» провели на Руси перепись населения. (Как вы думаете для чего?) После чего взимание дани приобрело повсеместный и регулярный характер. Существовало 14 видов даней, ежегодная дань Великому хану составляла 13000 кг серебра в год.

Затем на интерактивной доске высвечивается таблица, которую предстоит заполнить в ходе урока:

Последствия монгольского нашествия на Русь


Экономические

Политические

Социальные

Культурно-бытовые

1.Разорение городов сел

2. Упадок ремесла

3. Нарушение торговых связей

4. Упадок сельского хозяйства



1. Изменение роли и значения князя в государстве.

2. Размежевание и ослабление отдельных русских земель.



1. Резкое сокращение численности населения

2. Обезлюдение.

3. Продолжение формирование зависимого крестьянства


1. Упадок ремесла (утеряны секреты ремесленного производства, стеклянная посуда, многоцветная керамика)

2. Уничтожение храмов, книг, летописей

3. Утрата политических традиций древнерусской цивилизации


Итак, переходим к выявлению последствий. Чтобы выявить экономические последствия, обратимся к летописям.

Лаврентьевская летопись: « В лето 1239 года. Того лета татары взяли Переславль Русский и епископа убили и людей перебили, а город сожгли и, захватив много людей и имущества ушли.… Того же лета взяли татары Чернигов … и город сожгли, и людей перебили и монастыри пограбили.… Того же лета зимой взяли татары Мордовскую землю и Муром сожгли и по Клязьме воевали, и город Гороховец сожгли и вернулись в станы свои…»

Работа с летописью, выводы.

Археологи свидетельствуют: « было выявлено, что из 74 изученных городов, относящихся к периоду монгольского нашествия, 49 были разорены Батыем, 14 из них так и не поднялись из пепла».

Вопрос: Подумайте, на что еще могло повлиять разорение городов?

Выводы о экономических последствиях заносятся одним из учащихся в таблицу у доски, остальные в тетради.

Переходим ко 2 вопросу «Политические последствия»

Вопрос: Что вы подразумеваете под политическими последствиями?

Текст «Михаил Черниговский», дети делают выводы на основе этого документа самостоятельно, запись на доске и в тетрадях.

3 вопрос «Социальные последствия»

Вопрос: Что вы под этим понимаете?

Работа с Лаврентьевской летописью.

Археологи свидетельствуют: « На берегу Оки, в котловане, вырытом в мерзлом грунте, археологами найдены общие захоронения жертв монгольского нашествия. В них обнаружены останки 143 человек, похороненных уже после ухода татар в последние дни 1237 года. Люди лежали тесными рядами, а местами 2-3 яруса. Завоеватели не пощадили никого вместе с мужскими найдено много женских и детских останков. Одна из женщин держала на груди маленького ребенка. На скелетах – признаки насильственной смерти: следы сабельных ударов, отрубленные кисти рук, застрявшие в костях наконечники стрел».

Выводы в таблицу.

И последний вопрос «культурно-бытовые последствия».

На основе прочитанных документов сделать вывод о культурно-бытовых последствиях монгольского нашествия.

Кроссворд – обобщение по теме.

Закрепление и выводы по уроку: Для того чтобы закончить нашу работу, давайте подведем итоги наших исследований, для этого ответим на несколько вопросов:

1. На основе заполненной таблицы, сделайте выводы о последствиях завоевания.

2. Как вы считаете, монголо-татарское иго задержало развитие Руси, или остановило его совсем?

На основе исследовательской работе на уроке, работая с историческими документами, доказали что общие могилы, разрушенные жилища – все это свидетельствует о страшной катастрофе обрушившейся на Русь. И все-таки, несмотря на все это Русь смогла воспрянуть и освободиться от завоевателей.

Словарь урока

1. Баскак – ханский наместник, следивший, чтобы население сохраняло покорность монгольским ханам.

2. Ордынская дань, выход – ежегодная дань

3. Численники – монгольские чиновники, переписчики

4. Сарай – столица Золотой Орды

5. Улус – владение

Приложение №1

Убиение князя Михаила Черниговского и боярина его Федора в Орде.
В лето 1246 был убит царь Михаил Всеволодович Черниговский окаянным царем Батыем в Орде, а с ним и боярина его Федора. Сей блаженный князь Михаил Всеволодович княжил в Киеве в то время когда безбожный царь Батый пришел на землю русскую и на все православие. Окаянный царь Батый, попленив все земли, которые были под властию русских князей, пошёл на град Киев и послал перед собою послов к князю Михаилу со лживыми словами, князь же Михаил повелел перебить их, а сам бежал в Угры с домашними своими и был там некоторое время. Потом же услышав, что царь Батый, попленив всю русскую землю, идет в Угры, возвратился из Угр и, обойдя рать Батыеву иным путем пришёл в Киев, и все люди его с ним. Те же, кто разбежался по чужим землям, услышав о возвращении князя, пришли в свою землю.

Тогда татары начали из звать и неволить идти к Батыю, говоря: «Не подобает вам жить на земле Батыевой и не поклониться ему». И многие ехали кланяться ему. Был же у Батыя такой обычай: если кто приедет поклониться ему, он не велит того к себе, но сначала приказывает шаманам вести его сквозь огонь и велит поклониться кусту и огню, идолам их. А от даров, которые принесут царю, шаманы берут часть и мечут в огонь и тогда только пускают царю самих с дарами. Многие же князья с боярами своими шли сквозь огонь и кланялись кусту и огню, идолам их, славы ради света сего, и просили каждый себе волости. Татары же безвозбранно давали им, что они хотели.

В то время великий князь Михаил был в Чернигове. Видя многих, прельщающихся славою света сего, он разгорелся духом и пошел к отцу своему духовнику (священнику) и начал говорить ему:

Хочу, отче, идти к царю Батыю.

И ответил священник:

Многие ездили и творили волю проклятого, шли сквозь огонь и поклонялись кусту и солнцу, и погубили душу свою и тело. Ты же если хочешь идти, не делай так как другие, не иди сквозь огонь не поклоняйся идолам их, не ешь, не пей с ними, и не приемли в уста свои ничего от их скверны, но исповедуй веру христианскую.

… И вот князь Михаил и боярин его дошли до царя Батыя. И сказали о них Батыю. Царь же позвал к себе шаманов и сказал им:

Сделайте все по обычаю вашему и приведите ко мне князя Михаила.

Они же пришли и сказали:

Царь зовет тебя.

Михаил взял боярина своего Федора и пошел с ним. И дошел до места, где был наложен огонь по обе стороны. Шаманы же хотели вести великого князя Михаила и Федора, боярина его, сквозь огонь. Князь Михаил сказал им:

Не достойно христианам ходить сквозь огонь и поклоняться идолам.

Шаманы оставили их и пошли сказать царю:

Князь Михаил повеления твоего не слушает, сквозь огонь не идёт и богам твоим не поклоняется.

Царь взъярился весьма и послал одного из вельмож своих, стольника Елдыгу по имени, и сказал ему:

Иди и скажи Михаилу: почто повеление мое приобидел, богам моим не поклонился? Избери себе жизнь или смерть. Если повеление моё сотворишь, жив будешь, и великое княжение своё примешь все. Если же не сотворишь, то злою смертию умрешь.

Тогда внук великого князя Михаила князь Борис Василькович ростовский сказал ему:

Господине отче, сотвори волю царёву, тем ты много блага сделаешь земле совей и всем нам.

И остальные бояре стали просить его об этом. Михаил же отвечал им:

Не хочу только по имени называться христианином, а дела творить поганых.

Елдыга же, видя, что и свои не могут уговорить его, пошел к царю сказать ему все речи князя Михаила.

Сказали стоявшее тут:

Княже Михаиле, идут отцаря убить вас, поклонитесь и живы будете.

Великий же князь Михаил и боярин его Фёдор словно едиными устами отвечали:

Не кланяемся и не слушаем вас, а славы света сего не хотим.

И стояли, словно два столпа непоколебимы и неподвижны.

Тогда же подоспели убийцы те окаянные и, соскочив с коней, схватили великого князя Михаила и растянули его за руки и за ноги и начали бить по сердцу а потом повергли его ниц на землю и били его ногами. Но это недолго было. Некто, бывший прежде христианином, а потом отрекшийся от веры Христовой сжалился над князем и отсек ему голову.

После этого татары начали говорить боярину его Федору:

Если сотворишь ты волю царёву, поклонишься богам его, то примешь честь великую от него и будешь наследник княжению господина твоего.

Федор же отвечал:

Не хочу княжения господина своего, великого князя Михаила, и не поклонюсь богам вашим, но хочу пострадать за Христа, как и князь мой.

Тогда Федор начали мучить, как прежде великого князя Михаила, а после отсекли голову его честную.

Приложение № 2

монгольский империя орда куликовский

Золотая Орда охватывала обширную территорию от Дуная до Иртыша (Крым, Северный Кавказ, часть земель Руси, расположенных в степи, бывшие земли Волжской Болгарии и кочевых народов, Западную Сибирь и часть Средней Азии). Столицей Золотой Орды был город Сарай, расположенный в низовьях Волги (сарай в переводе на русский язык обозначает дворец). Это было государство, состоявшее из полусамостоятельных улусов, объединенных под властью хана. Управляли ими братья Батыя и местная аристократия.

Роль своеобразного аристократического совета играл "Диван", где решались военные и финансовые вопросы. Оказавшись в окружении тюркоязычного населения, монголы переняли тюркский язык. Местный тюркоязычный этнос ассимилировал пришельцев-монголов. Образовался новый народ -- татары. В первые десятилетия существования Золотой Орды ее религией было язычество.

Золотая Орда была одним из самых крупных государств своего времени. В начале XIV столетия она могла выставить 300тысячное войско. Расцвет Золотой Орды приходится на правление хана Узбека (1312 1342). В эту эпоху (1312) государственной религией Золотой Орды стал ислам. Затем так же, как и другие средневековые государства, Орда переживала период раздробленности. Уже в XIV в. отделились средне азиатские владения Золотой Орды, а в XV в. выделились Казанское (1438), Крымское (1443), Астраханское (середина XV в.) и Сибирское (конец XV в.) ханства.

Русские земли и Золотая Орда. Разоренные монголами русские земли были вынуждены признать вассальную зависимость от Золотой Орды. Не прекращавшаяся борьба, которую вел русский народ с захватчиками, заставила монголотатар отказаться от создания на Руси своих административных органов власти. Русь сохранила свою государственность. Этому способствовало и наличие на Руси собственной администрации и церковной организации. Кроме того, земли Руси были непригодны для кочевого скотоводства, в отличие, например, от Сред ней Азии, Прикаспия, Причерноморья.

В 1243 г. брат убитого на реке Сить великого владимирского князя Юрия Ярослав Всеволодович (12381246) был призван в ставку хана. Ярослав признал вассальную зависимость от Золотой Орды и получил ярлык (грамоту) на великое княжение Владимирское и золотую дощечку ("пайдзу"), своеобразный пропуск через ордынскую территорию. Вслед за ним в Орду потянулись другие князья.

Для контроля над русскими землями был создан институт наместников-баскаков руководителей военных отрядов монголо-татар, следивших за деятельностью русских князей. Донос баскаков в Орду неминуемо заканчивался либо вызовом князя в Сарай (зачастую он лишался ярлыка, а то и жизни), либо карательным походом в непокорную землю. Достаточно сказать, что только за последнюю четверть ХШ в. было организовано 14 подобных походов в русские земли.

Некоторые русские князья, стремясь поскорее избавиться от вассальной зависимости от Орды, стали на путь открытого вооруженного сопротивления. Однако сил свергнуть власть захватчиков было еще не достаточно. Так, например, в 1252 г. были разбиты полки владимирских и галицко-волынских князей. Это хорошо понимал Александр Невский, с 1252 по 1263 г. великий князь Владимирский. Он взял курс на восстановление и подъем экономики русских земель. Политику Александра Невского поддержала и русская церковь, которая видела большую опасность в католической экспансии, а не в веротерпимых правителях Золотой Орды.

В 1257 г. Монголо-татары предприняли перепись населения "запись в число". В города посылались бесермены (мусульманские купцы), которым на откуп отдавался сбор дани. Размер дани ("выхода") был очень велик, одна только "царева дань", т.е. дань в пользу хана, которую сначала собирали натурой, а потом деньгами, составляла 1300 кг серебра в ГОД. Ясамк (монг. засаг -- власть) -- на языке монгольских и тюркских племён обозначает дань, уплачиваемую обыкновенно натурой, главным образом пушниной, (мягкой рухлядью, как её называли на Руси). Постоянная дань дополнялась "запросами" единовременными поборами в пользу хана. Кроме того, в ханскую казну шли отчисления от торговых пошлин, налоги для "кормления" ханских чиновников и т.д. Всего было 14 видов даней в пользу татар.

Перепись населения в 5060х годах ХШ в. отмечена многочисленными восстаниями русских людей против баскаков, ханских послов, сборщиков дани, переписчиков. В 1262 г. расправлялись со сборщиками дани, бесерменами, жители Ростова, Владимира, Ярославля, Суздаля, Устюга. Это привело к тому, что сбор дани с конца XIII в. был передан в руки русских князей.

С середины XIV в. наблюдался значительный рост монастырского землевладения. Монголы, заинтересованные в сохранении своего господства, оставили земельные владения в руках церкви. В поддержке церкви были заинтересованы и русские князья. Если ранее налог в пользу церкви -- десятина -- выплачивался деньгами или натурой, то в новых условиях князья заменили десятину раздачей земель. Землевладение и богатство монастырей росли еще и потому, что в отличие от земель светских феодалов земли монастырей не делились между наследниками, как это было после смерти светского землевладельца.

Самым знаменитым среди русских монастырей стал Троицкий монастырь, основанный Сергием Радонежским (ок. 1321-1391) в 70 километрах к северу от Москвы (ныне Троице-Сергиева Лавра). Расположенный в лесной, малонаселенной, уединенной местности (пустыне), монастырь вырос в крупнейший религиозно-хозяйственный центр. Ученики и последователи великого Сергия в XIV-XV вв. построили около 100 монастырей общежитийного типа, т.е. на основе совместного владения хозяйством и коллективистской организации жизни обители.

Борьба за свержение золотоордынского ига стала в XIII-XV вв. главной национальной задачей. Восстановление экономики страны и ее дальнейшее развитие создали предпосылки для объединения русских земель. Решался вопрос вокруг какого центра объединятся русские земли. На лидерство претендовали, прежде всего, Тверь и Москва. Тверское княжество как самостоятельный удел возникло в 1247 г., когда его получил младший брат Александра Невского -- Ярослав Ярославич. После смерти Александра Невского Ярослав стал великим князем (1263-1272). Тверское княжество было тогда сильнейшим на Руси. Но не ему суждено было возглавить объединительный процесс. В конце ХШ -- начале XIV в. стремительно возвышается Московское княжество.

Москва, которая была до нашествия монголотатар небольшим пограничным пунктом Владимиро-Суздальского княжества, в начале XIV в. превращается в важный политический центр того времени. Каковы были причины возвышения Москвы?

Москва занимала географически выгодное центральное положение среди русских земель. С юга и востока ее прикрывали от ордынских вторжений Суздальско-Нижегородское и Рязанское княжества, с северо-запада -- Тверское княжество и Великий Новгород. Леса, окружавшие Москву, были труднопроходимыми для монголо-татарской конницы. Все это вызвало приток населения на земли Московского княжества. Москва являлась центром развитого ремесла, сельскохозяйственного производства и торговли. Она оказалась важным узлом сухопутных и водных путей, служивших как для торговли, так и для военных действий. Через Москва-реку и реку Ока Московское княжество имело выход на Волгу, а через притоки Волги и систему волоков оно было связано с новгородскими землями. Возвышение Москвы объясняется также целенаправленной, гибкой политикой московских князей, сумевших привлечь на свою сторону не только другие русские княжества, но и церковь.

Основателем династии московских князей был младший сын Александра Невского Даниил Александрович (1276-1303). При нем быстро росла территория Московского княжества. В 1301 г. в его состав вошла отвоеванная у рязанского князя Коломна. В 1302 г. по завещанию бездетного переяславльского князя его владения перешли к Москве. В 1303 г. из состава Смоленского княжества к Москве был присоединен Можайск. Таким образом, территория Московского княжества за три года увеличилась вдвое и стала одной из крупнейших в Северо-Восточной Руси. Поскольку Можайск расположен у истоков Москва-реки, а Коломна -- у устья, с их присоединением вся река оказалась во владении московских князей. Переяславль-Залесский был одним из богатейших и плодородных районов северо-востока, поэтому его включение в Московское княжество значительно усилило экономический потенциал последнего. Московский князь вступил в борьбу за Великое княжение.

Борьба Москвы и Твери за великокняжеский престол. Как представитель более старшей ветви, тверской князь Михаил Ярославич (1304-1319) получил в Орде ярлык на великое княжение. В Москве же в это время правил сын Даниила Александровича Юрий (1303-1325).

Юрий Данилович Московский был женат на сестре хана Узбека Кончаке (Агафье). Он обещал увеличить дань с русских земель. Хан передал ему ярлык на великокняжеский престол. В 1315 г. Михаил начал войну с Юрием, разгромил его дружину, захватил в плен ханскую сестру, которая вскоре умерла в Твери. Юрий обвинил в смерти жены тверского князя. Вызванный в Орду, Михаил был казнен. Московский князь впервые в 1319 г. получил ярлык на Великое княжение. Однако уже в 1325 г. Юрий был убит старшим сыном Михаила Тверского Дмитрием Грозные Очи. Хан Узбек казнил Дмитрия, но продолжая политику стравливания русских князей, передал Великое княжение брату казненного Александру Михайловичу (1325-1327).

Восстание в Твери. В 1327 г. население Твери восстало против сборщика налогов баскака Чолхана (на Руси его звали Щелканом), родственника Узбека. Возмущенные поборами и насилиями тверичи обратились за помощью к князю Александру Михайловичу. Тверской князь занял выжидательную позицию. Восставшие тверичи перебили татар. Воспользовавшись этим, московский князь Иван Данилович явился в Тверь с монголо-татарским войском и подавил восстание. Ценой жизни населения другой русской земли он способствовал возвышению собственного княжества. В то же время разгром Твери отвел удар от остальных русских земель.

И сегодня не прекращается спор о двух возможных тенденциях в борьбе с Ордой. Кто был прав в соперничестве двух княжеств XIV в.? Москва, копившая силы для борьбы с врагом, или Тверь, выступившая против захватчиков с открытым забралом? Сторонники находятся как у одной, так и у другой точки зрения.

Иван Калита. Иван Данилович (1325-1340), разгромив восстание в Твери, получил ярлык на Великое княжение, который с этого времени почти постоянно оставался в руках московских князей. Великий князь сумел добиться тесного союза между великокняжеской властью Москвы и церковью. Митрополит Петр подолгу и часто жил в Москве, а его преемник Феогност окончательно переселился туда. Москва стала религиозным и идеологическим центром Руси.

Иван Данилович был умным, последовательным, хотя и жестоким в достижении своих целей, политиком. При нем Москва стала самым богатым княжеством Руси. Отсюда и прозвище князя "Калита" ("денежная сума", "кошель"). При Иване Калите усилилась роль Москвы как центра объединения всех русских земель. Он добился необходимой передышки от ордынских вторжений, давшей возможность поднять экономику и накопить силы для борьбы с монголо-татарами. Иван Калига получил право сбора дани с русских княжеств и доставки ее в Орду. Не прибегая к оружию, он значительно расширил свои владения. При нем подчинились Московскому княжеству Галичское (район Костромы), Угличское, Белозерское (район Вологды) княжества.

При сыновьях Ивана Калиты Семене (1340-1353), получившем прозвище "Гордый" за свое высокомерное отношение к другим князьям, и Иване Красном (1353-1359) в состав Московского княжества вошли Дмитровские, Костромские, Стародубские земли и район Калуги.

Дмитрий Донской. Дмитрий (1359-1389) получил престол девятилетним ребенком. Вновь вспыхнула борьба за великокняжеский владимирский стол. Орда стала открыто поддерживать противников Москвы.

Своеобразным символом успехов и силы Московского княжества была постройка всего за два года неприступного белокаменного Кремля Москвы (1367) единственной каменной крепости на территории северо-восточной Руси. Все это позволило Москве отбить притязание на общерусское лидерство Нижнего Новгорода, Твери, отразить походы литовского князя Ольгерда.

Соотношение сил на Руси изменилось в пользу Москвы. В самой Орде начался период "великой замятии" (50-60-е гг. XIV в.) ослабления центральной власти и борьбы за ханский престол. Русь и Орда как бы "прощупывали" друг друга. В 1377 г. на р. Пьяна (около Нижнего Новгорода) московская рать была сокрушена ордынцами. Однако закрепить успех татары не смогли. В 1378 г. войско мурзы Бегича было разбито Дмитрием на р. Вожа (Рязанская земля). Эти сражения были прелюдией к Куликовской битве.

Куликовская битва. В 1380 г. темник (глава тумена) Мамай, пришедший к власти в Орде после нескольких лет междоусобной вражды, попытался восстановить пошатнувшееся господство Золотой Орды над русскими землями. Заключив союз с литовским князем Ягайлом, Мамай повел свои войска на Русь. Княжеские дружины и ополчения из большинства русских земель собрались в Коломне, откуда двинулись навстречу татарам, пытаясь упредить врага. Дмитрий проявил себя как талантливый полководец, приняв нетрадиционное для того времени решение переправиться через Дон и встретиться с врагом на территории, которую Мамай считал своей. В то же время Дмитрий поставил цель не дать Мамаю соединиться с Ягайлом до начала сражения.

Войска встретились на Куликовом поле у впадения реки Непрядва в Дон. Утро в день битвы 8 сентября 1380 г. выдалось туманным. Туман рассеялся только к 11 часам утра. Сражение началось с поединка между русским богатырем Пересветом и татарским воином Челубеем. В начале битвы татары почти полностью уничтожили передовой полк русских и вклинились в ряды стоявшего в центре большого полка. Мамай уже торжествовал, считая, что одержал победу. Однако последовал неожиданный для ордынцев удар с фланга засадного полка русских во главе с воеводой Дмитрием Боброком-Волынпем и князем Владимиром Серпуховским. Этот удар решил к трем часам дня исход битвы. Татары панически бежали с Куликова поля. За личную храбрость в битве и полководческие заслуги Дмитрий получил прозвище Донской.

Разгром Москвы Тохтамышем. После поражения Мамай бежал в Кафу (Феодосию), где был убит. Власть над Ордой захватил хан Тохтамыш. Борьба между Москвой и Ордой еще не закончилась. В 1382 г., воспользовавшись помощью рязанского князя Олега Ивановича, указавшего броды через реку Ока, Тохтамыш со своей ордой внезапно напал на Москву. Еще до похода татар Дмитрий выехал из столипы на север, чтобы собрать новое ополчение. Население города организовало оборону Москвы, восстав против бояр, в панике устремившихся из столипы. Москвичи сумели отбить два штурма врага, впервые применив в бою так называемые тюфяки (кованые железные пушки русского производства). Понимая, что штурмом город не взять и опасаясь подхода Дмитрия Донского с войском, Тохтамыш заявил москвичам, что пришел воевать не против них, а против князя Дмитрия, и обещал не грабить город. Обманом ворвавшись в Москву, Тохтамыш подверг ее жестокому разгрому. Москва вновь была обязана платить дань хану.

Значение Куликовской победы. Несмотря на поражение в 1382 г., русский народ после Куликовской битвы уверовал в скорое освобождение от татар. На Куликовом поле Золотая Орда потерпела первое крупное поражение. Куликовская битва показала мощь и силу Москвы как политического и экономического центра организатора борьбы за свержение золотоордынского ига и объединение русских земель. Благодаря Куликовской победе был уменьшен размер дани. В Орде было окончательно признано политическое главенство Москвы среди остальных русских земель. Разгром ордынцев в Куликовском сражении значительно ослабил их мощь. На Куликово поле шли жители из разных русских земель и городов вернулись же они с битвы как русский народ. Перед смертью Дмитрий Донской передал Великое княжение Владимирское своему сыну Василию (1389-1425) по завещанию как "отчину" московских князей, не спрашивая права на ярлык в Орде. Произошло слияние Великого княжества Владимирского и Московского.

7. Монгольское нашествие на русь. Формирование системы зависимости русских земель от Орды.

В начале XIII века в Центральной Азии возникло Монгольское государство. В 1190г. в кровопролитной борьбе победил Темучин, а В 1206 году он был избран и провозглашен Чингисхан. Монголы начали великие завоевательные походы в Азии и Европе. При завоевании Крыма, монголы разгромили половецких ханов, те обратились за помощью. Первая встреча объединенных сил южно-русских князей и половцев с передовым монгольским войском произошла 31 мая 1223 г. на р. Калке. Русско-половецкая рать потерпела жестокое поражение. Монголы после победы отошли в Азию.

В 1235 г. на курултае (съезде) монгольских князей было принято решение о походе на Запад. Поход возглавил внук Чингисхана Батый. Разгромив в 1236 г. камских болгар, монголы зимой 1237 г. вторглись на территорию Северо-Восточной Руси. За короткий срок были взяты и разорены Рязань, Коломна, Москва, Владимир, Суздаль, Ярославль, Тверь, Кострома и другие города. Северо-Восточная Русь оказалась под властью монголов. Не дойдя до Новгорода всего 100 км, монголы отошли в половецкие степи для восполнения потерь и подготовки нового похода. В 1239 г. Батый двинул свои войска на завоевание Южной Руси. Овладев в 1240 г. Киевом, монголы прошли через Галицко-Волынское княжество и вторглись в Европу. Здесь они потерпели поражение от объединенных сил Чехии и Венгрии при Оломоуце (1242) и вернулись в половецкие степи.

В результате завоевательных походов под предводительством Чингисхана и его потомков была создана громадная империя монголов, занимавшая огромную территорию Азии и Европы. После го смерти вся империя поделена на улусы во главе с чингизидами. Империя делилась на улусы (владения), среди которых одним из самых больших был улус потомков Джучи (старшего сына Чингисхана). Улус Джучи включал в себя Западную Сибирь, Северный Хорезм в Средней Азии, Приуралье, Русскую равнину, Среднее и Нижнее Поволжье, Северный Кавказ, Крым, донские и Улус разделился на два юрта (на две части). Территория западнее Иртыша стала юртом внука Чингисхана - Батыя. В русских летописях она получила название Золотой Орды.

История Золотой Орды началась в 1243 году. Ее основатель хан Батый, не рассматривая ее в роли абсолютно независимого государства. Все монгольские улусы юридически составляли единую империю с центральным правительством в Каракоруме и должны были отчислять в его пользу определенную долю доходов. Сила центральной власти - учитывая ее отдаленность от западных улусов - держалась только на авторитете, но этот авторитет Батыем неукоснительно признавался. Однако в 60-е годы XIII века ситуация изменилась. Правивший в Золотой Орде Менгу­ Тимур, воспользовавшись внутридинастическими спорами в центре империи, отказался подчиняться ее верховному правителю. Золотая Орда обрела самостоятельность.

Внутригосударственная структура Орды копировала систему, введенную в Монголии еще Чингисханом. Управляемая территория делилась сначала на две большие административные единицы, а с конца XIII века - на четыре Их возглавляли наместники хана - улусбеки. Владельцы улусов обязывались выставлять в случае военных действий определенное количество конных воинов, выполнять налоговые и хозяйственные повинности. Улусная система копировала устройство монгольской армии: все государство делилось (как и все войско) в соответствии с рангами - темник, тысячник, сотник, десятник - на определенные по величине владения, с которых вы­став­лялось в войско по десять, сто, тысяче или по десять тысяч вооруженных воинов.

Аппарат управления государством формировался при ханах Батые и Берке (40-50-е годы XIII века). Была основана столица как администра­тивный центр, распределены налоги и повинности. Верховная власть была абсолютной. Главный исполнительный орган назывался диван, состоявший из нескольких палат, ведающих финансовой, налоговой, торговой, внутриполитической и другими сферами государственной жизни

Своеобразно развивались политические и дипломатические отношения между Русью и Ордой. Русские князья получали право на княжение в ханской ставке. Имели место карательные походы на Русь и грабительские набеги бесконтрольных кочевых отрядов. Но в то же время и Русь обладала каналами политического и духовно-идеологического влияния на Орду. Особую роль играла русская православная церковь через открывшуюся в 1261 году в Сарае епархию.

Необходимо обратить внимание на то, что монголы хотя и занимали наиболее важные посты в армии и админист­рации, но среди основной массы населения оставались неболь­шой группой. В южной части Золотой Орды, на Средней и Нижней Волге, большинство составляли турки, а на севере и западе - славяне. Большинство этих турок было известно на Руси как татары (казанские татары или крымские татары). Даже самих монголов в русских летописях называли татара­ми. Мы будем употреблять термин «монголы» для раннего пе­риода монгольского правления вплоть до распада монголь­ской империи, а «татары» - для позднейшего периода.

Со всеми своими богатствами и властью хан Золотой Орды не был независимым правителем, а являлся вассалом велико­го хана. Первые четыре великих хана имели свою резиденцию в Монголии. Пятый - Хубилай (1260-1294), чью мудрость и могущество венецианский купец-путешественник Марко Поло описал с таким большим увлечением, перенес свою сто­лицу в Пекин (Китай) и принял буддизм. Весь Китай признал его своим императором, его династия стала известна как Юань. Несмотря на отдаленность Китая от России, великий хан во многих случаях вмешивался в русские дела.

В первый период монгольского правления сбор налогов и мобилизация русских в монгольские войска проводились по приказам великого хана, скрепленных подписью хана Золо­той Орды. Все собранное (и деньги, и рекруты) отправлялось к великому хану. При Гуюке кое-кто из русских князей был вы­зван в Монголию получить ярлыки на свои владения. Позже признавалась достаточной поездка в Сарай. Но хан Золотой Орды, который теперь давал ярлыки русским князьям, сам утверждался на своем престоле великим ханом в начале цар­ствования последнего. Временами между великим ханом и его региональными ханами возникало несогласие. Последний император династии. Юань. был свергнут в результате национальной револю­ции в Китае. Там в 1368 году утвердилась китайская по проис­хождению династия Мин. Это покончило с Монгольской империей.

Первые двадцать пять лет монгольской власти на Руси бы­ли для русских самыми тяжелыми. Всем рус­ским князьям было предъявлено требование признать себя вассалами хана; никому не было разрешено занимать свое ме­сто без ханского ярлыка, который не давался, пока князь лич­но не явится к хану. Поездка «в Орду» - в лагерь хана - была одновременно и опасной, и унизительной. Первыми пое­хали получать ярлыки князья восточной Руси (а затем и за­падной). Еще до этого некоторые из них делали тайные приго­товления для восстания, Другие, потерявшие надежду на не­медленное освобождение от власти монголов, особенно в усло­виях продолжавшегося давления тевтонских рыцарей с запа­да, выступали за лояльное отношение к хану, видя в этом единственно разумный образ действий. Представителем кня­зей первой группы был князь Даниил Галицкий, представите­лем второй - Александр Невский.

Даниил устроить пытался заговор и просил помощи у запада, но не нашёл поддержку у русских по причине принял требования Папы - чтобы рус­ская церковь приняла его власть. В итоге Даниил оказался в одиночест­ве в рискованном противоборстве с монголами. Некоторое время спустя новый монгольский хан Берке направил свои войска в Галич, и Даниил не смог сопротивляться. Он бежал в Польшу, затем в Венгрию, а Галич и Волынь были опустоше­ны монголами (1260). У Даниила не было выбора - он стал ханским вассалом и умер в 1264 году.

Александр Невский получил ярлык на великое княжение в Киеве от великого хана Гуюка. Однако он не поехал в опусто­шенный город, а остался в Новгороде. Несколько лет спустя сын Вату даровал ему великое княжение во Владимире. Буду­чи убежден, что Русь не может противостоять одновременно натиску немцев и монголов, Александр принял твердый поли­тический курс на ханское покровительство; он никогда не от­ходил от этого, и его наследники следовали такой же политике в течение почти столетия.

Политика Александра прошла тяжелые испытания в 1257 году, когда хан приказал провести общую перепись населе­ния. В Россию было отправлено множество монгольских чи­новников, чтобы установить налоги и производить набор в монгольские войска. Если население Суздальского княжества (хотя и с неохотой) допустило чиновников к переписи, то жи­тели Новгорода решительно возражали, и началось восста­ние, которое Александр подавил силой. Показательно, одна­ко, что он сумел добиться от монголов обещания убрать их чи­новников из Новгорода после завершения переписи. В буду­щем сбор налогов был возложен на официальных лиц из само­го Новгорода.

В 1262 году в некоторых городах Суздальского княжества поднялись восстания против монголов как протест против не­померных для населения поборов мусульманскими купцами. Сборщикам налогов было разрешено хватать неплательщи­ков и отдавать их в работы до полного погашения неуплачен­ной суммы и даже продавать их в рабство. Не сумев предупре­дить или подавить это восстание, Александр спешно поехал в лагерь Берке «упрашивать хана,- как записал летописец,- пощадить народ». Александр провел в Орде несколько меся­цев и выполнил свою миссию: Берке согласился не посылать в Суздальское княжество карательную экспедицию. Возмутив­шиеся города, однако, должны были выплатить причинен­ный ущерб.

Все русские князья были подвластны высшему суду Золотой Орды, и не­которые из них были осуждены и казнены за действительные или мнимые преступления. Все судебные дела между русски­ми я монголами разбирались монгольскими судами. Все рус­ские, зачисленные в монгольские войска, были обязаны под­чиняться монгольским военным порядкам. Однако хан отнес судебные тяжбы между самими русскими в ведение их собст­венных князей. В первый период монгольского правления это фактически было чуть ли не единственным общественным де­лом, в котором русские князья могли проявить свои прерога­тивы.

В целях сбора пополнений в свою армию и налогов мон­голы провели три переписи населения Руси (в 1245, 1257 и 1274 годах). Монгольская административная система была тесно связана с военным делом и, подобно ему, основыва­лась на десятичном принципе. Квота воинов, которую вы­ставляла каждая местность, зависела от ее размеров. Каж­дый район, способный выставить десять человек, считался объединением десятки вплоть до тьмы.

Точно так же обстояло дело и со сбором налогов - каж­дый район был единицей измерения. Основная дань – выход. Общая дань, собираемая в сельской местности, приравнивалась к тьме. Так, в великом княжестве Владимирском она соответствовала 15 тьмам.

Большинство русских занималось земледелием, и дань в этом случае имела форму земельного налога, выплачиваемого с каждой сельскохозяйственной единицы («плужная»). Куп­цы в городах в первое время платили сбор с капитала, позже он был заменен налогом с оборота и собирался как обычная пошлина. Платили раз в год. Иногда задерживали на 2-3года. Еще одни вид дани царев запрос. Мимоезжая дань – если посол мимо проезжает то платили ему дань. Первоначально дань собирали бессермены. Они сначала приезжали в Орду платили хану сколько нужно собрать дань. Затем они ехали на Русь и собирали дань, но больше. Всего существовало 14 видов сборов в пользу Орды.1262 году в Северо-восточной Руси происходит восстание, в результате которого бесермены перебиты. Появляются баскаки которые собирают ту дань, которая действительно полагается. В первой четверти 14 века сбор дани осуществляет уже сам князь. Чтобы лучше обеспечить действие их системы, в стратегических пунктах были расположены монгольские гарнизоны. В случае какого-либо серьезного возмущения хан, чтобы сломить сопротивление, направлял карательные экспе­диции. Таким образом, русских налогоплательщиков на­столько выучили безусловному повиновению закону, что, когда монгольские чиновники и войска были выведены и хан поручил собирать налоги русским князьям, они не встретили трудностей. В то же время они нашли эту систему очень целе­сообразной и прибыльной: в ряде областей собиралось денег больше, чем отдавалось хану, и князья имели возможность положить этот остаток в свой карман.

Последствия:

Представители всемирно-исторической теории (Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, М. Н. Покровский и др) укоренили в сознании народа тезис, что “монголо-татарское иго отбросило Русь в ее развитии на двести лет назад”.

Либеральное направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем развитию личности.

Либеральные историки (И. Н. Ионов, Р. Пайпс и др.) обращают внимание на то, что в XIII веке на Руси возникла альтернатива исторического развития. И. Ионов считает: “… перед Русью в крайне острой форме встал вопрос, на кого опереться в борьбе за выживание - на католическую Европу в войне против татар или на татар в борьбе против крестового похода Европы?… Выбор был сделан не в пользу католической Европы, а в пользу монголо-татар, которые были мощной военной силой… Но эта помощь дорого стоила Руси”.

Локально-историческая теория изучает единство человека и территории, составляющее понятие локальная цивили­зация. На территории России такой цивилизацией является Евразия.

Евразийские историки (Г. В. Вернадский, Л. Н. Гумилев, В. А. Кучкин и др.) во влиянии Орды на Русь видят сильный заряд свое­образия, внесенный в ход российской истории. Золотая Орда находилась на территории, занимаемой сегодня Россией, Г.В. Вернад­­ский (1887-1973), Л.Н. Гумилев (1912-1992) на­звали Россию геополитической 4 наследницей Золотой Орды. Л.Н. Гумилев отвергал понятие “монголо-татарское иго”, утверждал, что Великое княжество Владимирское в лице Алек­сандра Невского добилось выгодного союза с Золотой Ордой.

Представители евразийской исторической школы считают, что своеобра­зие русско-ордынских отношений можно понять только в русле того исто­ри­ческого времени, когда удельная Русь подверглась двойной агрессии - с востока и с запада. При этом западная экспансия несла более тяжелые последствия для Руси: целью крестоносцев были территориальные захваты и уничтожение православия, в то время как ордынцы после первоначального уда­ра отошли назад в степь, а в отношении православия проявили не только терпимость, но даже гарантировали неприкосновенность православной веры, храмов и церковного имущества. Выбор внешнеполитической стратегии, осу­щест­вленный Александром Невским, был связан с защитой “исторического смысла своеобразия русской культуры - Православия”. “...Союз с Ордой - не иго Орды, а Военный союз с нею - предопределил особый путь Руси”.

Ряд представителей локальной теории считают, что Русь была составной частью государства Золо­тая Орда и, раздавая князьям ярлыки на княжение, ханы превращали их в своих “служебников”.

Монголы, осуществив огромные завоевания в Евразии, создали на этой территории государство Золотая Орда. Русские княжества являлись составной частью этого государства.

Экономическая зависимость от Орды Северо-Восточной и Северо-Западной Руси выражалась в уводе ремесленников в ордынские центры и города, уплате весьма обременительной регулярной дани («ордынского выхода»), разорительных дополнительных поборах, а также в существовании особой служебной организации непосредственных производителей, которые должны были обеспечить все нужды приезжавших от хана на Русь послов, гонцов, специальных представителей. Политическая зависимость проявлялась прежде всего в том, что решающим условием легитимности власти любого владетельного князя (великого или удельного) было ханское пожалование (ярлык). Наследственность княжеских столов в границах местных династий Рюриковичей была тогда важным, но все же менее существенным фактором легитимности власти монархов. Русские князья были обязаны также участвовать со своими войсками в походах властителей Золотой Орды.

Исторически изменчивыми были формы ордынского контроля. Первой , существовавшей сравнительно недолгое время, был институт непосредственных представителей хана («баскаки»). Затем на вооружение был взят способ опосредованного контроля. Наиболее выразительный пример – бывшая Владимиро-Суздальская земля. Великокняжеский стол во Владимире не был наследственно закреплен ханами за какой-либо одной линией потомков великого князя Всеволода Большое Гнездо. Князь, получивший на него ярлык, отвечал лично перед ханом за исправную выплату выхода всеми князьями, своевременное их участие в ордынских военных кампаниях, их лояльность саранскому властителю и т. п. В награду он получал право на управление и суд над населением территорий Владимирского стола, право на доставку выхода со всех княжений и земель в Орду, княжеский стол в Великом Новгороде (туда обычно отправляли близкого родственника и своих наместников), статус «старейшего» князя. На протяжении большей части XIV в. Владимирское великое княжение стало объектом ожесточенного соперничества московских, тверских, а затем и нижегородско-суздальских княжеских династий, что облегчало ханам их функцию арбитра.

Победа московских Рюриковичей (они соединили в своих руках территории Московского и Владимирского великих княжеств) стала причиной последнего изменения: с конца XIV в. все великие и самостоятельные княжения Северо-Восточной Руси стали непосредственно сноситься с Ордой и по поводу уплаты дани, и для получения ханских ярлыков, и по другим вопросам.

Документы

За период существования татаро-монгольского ига не сохранилось ни одного документа на татарском или монгольском языке. Но зато есть множество документов этого времени на русском языке.

Отсутствие объективных доказательств, подтверждающих гипотезу о татаро-монгольском иге

На данный момент нет оригиналов каких-либо исторических документов, которые бы объективно доказывали, что было татаро-монгольское иго. Но зато есть множество подделок, призванных убедить нас в существовании выдумки под названием «татаро-монгольское иго». Вот одна из таких подделок. Этот текст называется «Слово о погибели русской земли» и в каждой публикации объявляется «отрывком из не дошедшего до нас в целости поэтического произведения… О татаро-монгольском нашествии»

На всех картах, которые были изданы до 1772 года и в дальнейшем не исправлялись можно увидеть следующую картину. Западная часть Руси называется Московия, или Московская Тартария… В этой маленькой части Руси правила династия Романовых. Московский царь до конца 18 века назывался правителем Московской Тартарии или герцогом (князем) Московским. Остальная часть Руси, занимавшая практически весь материк Евразия на востоке и юге от Московии того времени называется Тартария или Русская Империя

В 1-м издании Британской энциклопедии 1771 года об этой части Руси написано следующее:

«Тартария, громадная страна в северной части Азии, граничащая с Сибирью на севере и западе: которая называется Великая Тартария. Те Тартары, живущие южнее Московии и Сибири, называются Астраханскими, Черкасскими и Дагестанскими, живущие на северо-западе от Каспийского моря, называются Калмыкскими Тартарами и которые занимают территорию между Сибирью и Каспийским морем; Узбекскими Тартарами и Монголами, которые обитают севернее Персии и Индии и, наконец, Тибетскими, живущие на северо-запад от Китая…»

Билет 11.

Общие условия развития культуры. Уже во второй половине XI века на Руси наступают неспокойные времена, с новой силой разгорается борьба за власть и княжеские междоусобицы. По традиции Великий князь «рассаживает» своих сыновей по уделам. Земля распределяется по старшинству. Князья должны были заботиться об охране своих территорий, о земском строе. Им принадлежало право издания судебных уставов

Из Правды Ярославичей мы узнаем об устройстве вотчины. Ее центром был княжеский или боярский двор со множеством кладовых и погребов, где хранилось княжеское «добро»: железо, медь, вина. Престижным считалось иметь табуны лошадей. Князь, как правило, получал два имени, одно при рождении, другое при крещении. Обычай касался младенцев обоего пола. Мальчики от 2 до 4 лет проходили обряд постриги – первое стриженее волос. По этому поводу устраивались пиры в отцовском доме. Малютку в первый раз сажали на коня.

Женили детей рано: сыновей – в 11 лет, дочерей – в 8, а иногда и в 5–7 лет. С.М. Соловьев приводит описание свадьбы дочери Всеволода III – Верхуславы, выходившей за Ростислава Рюриковича: «... и дал за ней бесчисленное множество золота и серебра; и сватов одарил большими дарами, и отпустил с великою честию; ехал он за милою своею дочерью до трех станов, и плакали по ней отец и мать, потому что была она им мила и молода: только осьми лет... Князь Рюрик... сыграл сыну Ростиславу свадьбу богатую, какой не бывало на Руси, пировали на ней слишком 20 князей; снохе же своей дал много даров и город Брягин...». В руках князя концентрировались большие земельные угодия. В его безраздельной власти находилась и челядь. Богатство пополнялось за счет земель и имущества провинившихся людей или бояр, служивших его предшественнику.

Основным источником доходов по-прежнему оставалась дань. Отсюда стремление купить слободы или занять новые, пустовавшие земли и заселить их, что стало одной из причин княжеских усобиц, которые иногда продолжались 12–17 лет. Вести войну по правилам означало причинять неприятельской волости как можно больше вреда – жечь, грабить, убивать, брать в плен. Бывало, что население городов полностью перевозили из одного места в другое, заселяя свободные территории. Мир заключался целованием креста, был непрочным и постоянно нарушался. Все это вызывает массовое недовольство, народные восстания. Не случайно, в «Русскую Правду» вносятся дополнительные статьи о защите имущества феодала и его вотчины («Правда Ярославичей»).

Смена князей мало способствовала укреплению княжеской власти. Каждый новый князь старался ввести собственные порядки и показать, насколько был несостоятельным его предшественник. Стремясь к стабильности, местные жители создают оппозицию власти в лице городских вече, которые со временем приобретают большую силу. Города начинают сами выбирать себе полюбившихся князей и изгонять слишком ретивых, не прислушивающихся к местному голосу. Князья вынуждены были считаться с мнением вече. Города приобретают значение руководящей политической силы, все большую свободу.

Для прекращения усобиц по инициативе Владимира Мономаха в 1097 г. состоялся Любечский съезд князей, где был провозглашен принцип «Каждо да держит отчину свою». Фактически это означало разделение Руси. Однако усоби­цы продолжались и после Любечского съезда. Только необходимость отпора появившимся к середине XI в. в южнорусских степях кочевникам – половцам еще удерживал на некоторое время Киевскую Русь от распада на отдельные княжества.

Вторжения кочевников стали настоящим бедствием. В летописи указано 37 значительных половецких набегов. Князья в междоусобицах считали нормальным прибегать к помощи половцев. Волости опустошались и разорялись. Как следствие приходят физические бедствия. Во всех местных летописях встречаем описания неурожаев, голода и болезней, которые опустошали землю не хуже половцев.

Распад государственного политического единства, падение престижа княжеской власти приводят к усилению роли духовенства. Епископы становятся главными советниками князя, принимают участие в примирении князей, усмирении народных восстаний, выступают в качестве посредников между населением и князьями.

Вырабатывается особое отношение и уважение народа к монашеству. Это – иной, высший мир. Широко распространяются сказания о чудотворных иконах и исцелениях. «Подвиги св. монахов сияют чудесами больше мирской власти...» – записал летописец XII века. В Турове, Переяславле, Чернигове, Владимире, Смоленске, Новгороде и многих других городах появляются монастыри, в том числе и женские. Дочь Всеволода Ярославича Янка в молодости ушла в монастырь и «собрала около себя много монахинь и жила с ними по монастырскому чину».

Монастыри очень быстро набирают силу. Они получают в подарок земли, бесценные ювелирные украшения, иконы, различные суммы денег, выполняются драгоценные оклады для монастырских икон. Богатыми становятся даже отдельные монахи. По сообщениям летописцев, они хранили свое «добро» в кельях и не хотели раздавать его нищим. Бывали случаи, когда бедных монахов монастырская братия отказывалась хоронить.

В то же время, монастыри по-прежнему остаются центрами образования. Здесь работают школы и училища по подготовке духовных лиц. На Руси понимали значимость образования. Особо уважаемыми являлись князья, знакомые «с книжной мудростью». В Татищевском своде воздается хвала Константину Всеволодовичу за то, что был умен, имел много старинных греческих книг, переведенных на русский язык, собирал сведения о делах древних славных князей, часто писал сам.

«Раздрася вся русская земля», – записал летописец в 1132 году. Киевская Русь распадается. Образуются отдельные княжества – Черниговское, Полоцкое, Переяславское, Галицкое, Волынское, Смоленское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Киевское, Новгородская земля и ряд других мелких княжеств. Однако процесс распада на этом не закончился. Князей становилось все больше и все мельче дробилась русская земля. К середине XII в. на основе Киевской Руси сложилось примерно 15 княжеств и земель, к началу ХШ в. их стало около 50.

Со временем Киевская метрополия, «в течение двух веков опустошаемая огнем и мечом, иноплеменниками и своими», как пишет Карамзин, теряет свое значение. Ее роль переходит к другим княжествам. Русь Днепровская сменяется Русью Верхне-Волжской.

Распад Киевской Руси имел чрезвычайно важные положительные последствия. Небольшими территориями было легче управлять. Теперь каждый правитель заботился о княжестве, как о своей собственности, стремился его усилить и обогатить. На новый качественный уровень поднимается экономика (ремесленное, сельскохозяйственное производство). Отсутствие внутренних границ способствует развитию торговли, товарно-денежных отношений.

Русь и раньше называли «страной городов». Теперь их становится больше, они увеличиваются в размерах, растет их общественно-политическое значение. Город состоял из нескольких частей. Собственно город был обнесен насыпными валами со рвом и деревянными, реже каменными стенами. Эта внутренняя часть носила название – детинца. Вокруг основного города формируются поселения, которые тоже обносились стенами. Получалось двойное укрепление.

Внешний город называли острогом. Возводились стены с башнями и воротами. Каждые ворота имели свое название: по сторонам света – Восточные, по украшениям – Золотые, Серебряные, по тем частям городского населения, которое к ним примыкало – Жидовские, Лядские. Строили мосты через реки, тюрьмы, погреба, дома и княжеские терема, торговые площади. В основном постройки были деревянные, поэтому Русь не миновали беды, характерные для всех средневековых городов: пожары часто опустошали половину города. В Новгороде с 1054 по 1228 годы упоминается 11 больших пожаров.

С территориальным распадом окончательно разрушилось политическое единство русских земель. В противоборство вступают две непримиримые тенденции: стремление к созданию мощной централизованной государственной структуры (Владимиро-суздальские земли) и развитие хоть и ограниченных, но все же, демократических основ государственного устройства (Новгород).

Общественное сознание, совершенно очевидно (создание городских вече, выбор князей горожанами, реакция населения на усиливающееся закабаление), склоняется к демократическому выбору, что объяснялось и вековыми славянскими традициями, и падением авторитета княжеской власти, неспособностью правителей договориться между собой, усилением междоусобных конфликтов.

Но самое главное, в противовес политическому распаду усиливаются экономические, социальные и церковно-нравственные связи между различными регионами Руси. В.О. Ключевский называет этот процесс пробуждением в русском обществе «чувства земского единства, зарождением русской народности» (выд. – авт).

Основные тенденции в литературе и искусстве. Период феодальной раздробленности стал временем небывалого расцвета художественной культуры. Князья на выделенной территории стараются обустроиться, и ввести порядки, подобные киевским. Это стало одной из причин чрезвычайно быстрого распространения высоких культурных традиций по всей Руси.

Количество новых церквей, каменных построек, памятников монументальной архитектуры исчислялось тысячами. Для них нужны были иконы, литургическая утварь, мастера, которые могли бы оформить интерьер. Накануне татарского нашествия повсеместно работает множество артелей. Несмотря на усиление Церкви, которая в это время слишком увлеклась мирскими делами, разрушение централизации приводит к свободе творчества. Каждая артель вырабатывает свой стиль, старается учитывать вкусы заказчика.

В результате в регионах складываются собственные художественные школы, а в художественную культуру вливаются новые черты, связанные с местными бытовыми особенностями, социально-политическими и географическими условиями.

Литература этого периода развивается так же быстро, как и архитектура и живопись. Поражает разнообразие жанров литературных произведений: житийная (биографии святых), различные послания, исторические повести, географические сочинения и т.д. В конце ХI – начале ХII века в Чернигове, Владимире, Смоленске и многих других городах составляются летописные своды.

Многие произведения пронизывает идея единения Руси перед лицом внешней опасности. Неизвестный автор оставил бесценный письменный памятник «Слово о полку Игореве», рассказывающий о походе в 1185 году Игоря Святославича на половцев. Князь небольшого Новгород-Северского княжества с малыми силами идет в далекий поход. И было это вызвано не только стремлением защитить русскую землю от половцев, но и жаждой славы. Автор сочувственно относится к Игорю Святославичу, он подчеркивает, что тот бесстрашен, благороден, сам понимает и глубоко переживает свою ошибку. Главный упрек адресуется князьям, которые «своими крамолами начали...наводить поганых на землю Русскую, ...из-за усобиц ведь пошло насилие от земли Половецкой!».

Раздробленное государство не может успешно обороняться от врагов, и страстно звучит обращение к князьям: «Вступите же, господа, в золотое стремя за обиду сего времени... Загородите Полю ворота своими острыми стрелами за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича!».

В основу повести легли традиции русского народного творчества. Самый лирический момент произведения – монолог-плач Ярославны, верной и преданной жены Игоря. По старой языческой традиции, она обращается к природным стихиям как к одушевленным силам: «О ветер, ветрило! ...О Днепр Славутич!». Автор называет русских воинов сынами Даждьбога. Часто использует эпитеты, характерные для устного народного творчества: серый волк, чистое поле, черная земля.

«Слово о полку Игореве» оказало огромное влияние на всю русскую культуру. Оно стало образцом для создания «Задонщины » – поэтического произведения о победе Дмитрия Донского на Куликовом поле. В XIX и XX веках литераторы и художники не перестают обращаться к событиям того времени. Хорошо известны картины И. Васнецова, В. Серова, Н. Рериха.

Распад Киевской Руси на отдельные княжества приводит к ослаблению военной мощи, князья так и не смогли объединиться перед лицом опасности, что является главным негативным последствием периода феодальной раздробленности.

С середины XIII века Русь представляет собой мрачную картину. Разрушенные и сожженные города, опустошенные села, поросшие лесом пашни; население истреблено, угнано татарами. Затихают ремесла, некоторые совсем исчезают. Прекратилось производство пряслиц из овручского шифера, стеклянных браслетов, изделий с чернью и зернью, перегородчатой эмалью, многоцветной поливной керамики, применявшейся в строительстве, приостанавливается каменное строительство. Пострадали даже земли, не испытавшие непосредственного нападения врагов.

В произведениях литературы нашествие воспринимается как катастрофа, вторжение потусторонних сил, нечто невиданное. В середине и второй половине ХIII века появляются произведения, посвященные событиям татаро-монгольского ига. Они очень эмоциональны и поэтичны. Значительное место среди них занимает «Слово о погибели Русской земли». Это плач о «светло светлой и украсно украшенной земле Русской». В литературных произведениях зафиксированы наиболее важные события этого сложного для Руси периода. В «Повести о разорении Рязани Батыем» народный герой, воин Евпатий Коловрат собрал небольшую дружину и яростно пошел на врага: «Один дрался с тысячью, а два – с тьмою». Этот бой был больше похож на месть мертвых восставших русичей.

Житие Александра Невского повествовало о Невской битве со шведами, о Ледовом побоище на Чудском озере, об отношениях Александра Невского с Золотой ордой и о смерти князя. Все эти и другие произведения пронизаны теплом, лирической скорбью о прошлом, о былом величии Руси.

Трудно представить себе урон, нанесенный татаро-монголами. Более чем на два века было прервано развитие русской культуры. В. Ключевский называет ХIII, ХIV вв. «порой всеобщего упадка на Руси», когда «люди становились робки и малодушны», когда все население страны (от простолюдина до князя) действует во имя личных интересов, когда физически уничтожают смелых, предприимчивых князей и откровенно поддерживают не слишком даровитых, но – покорных, когда русские правители перенимают восточные манеры роскоши и вседозволенности. И эти сдвиги в общественном сознании имели, пожалуй самые негативные, а главное, долговременные последствия, когда, по словам того же Ключевского, основными чертами становятся инстинкты «самосохранения и захвата».

I. ВИДЫ, ФОРМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

  • А) В зависимости от характера издания, заложенной идеи, применяемых образов и т. д.