Мадлен вионне платья. Madeleine Vionnet – пурист моды. Жизнь в Великобритании

Мадлен Вионне (Madeleine Vionnet, 1876-1975) до сих пор мало известна широкой публике, хотя ее вклад в моду ХХ века невозможно переоценить. Родившись в бедной семье, Мадлен была вынуждена работать с 11 лет – помощницей портнихи. Ее юные годы нельзя назвать безоблачными – она переезжала с место на место, работала в Лондоне и пригородах Парижа, вышла замуж и пережила смерть маленькой дочери. Но в 1900 г. удача впервые улыбнулась ей – она поступила на работу в один из самых известных в ту пору французских модных Домов – сестер Калло (Callot Soeurs), где вскоре стала правой рукой мадам Гербер – старшей из трех сестер, отвечавшей за художественное руководство Домом. Вионне всегда с благодарностью вспоминала это сотрудничество: «Она научила меня создавать «роллс-ройсы». Без нее бы я выпускала «форды». Затем последовала работа в другом модном Доме – Жака Дюсе (Jacques Doucet), после чего в 1912 г. Вионне созрела до открытия собственного Дома.

М. Вионне за работой, вторая половина 1930-х.

Настоящий успех пришел к Мадлен Вионне после Первой мировой войны, когда женщины оценили подлинную элегантность ее чрезвычайно сложных платьев. Мадлен не умела рисовать, но обладала блестящими математическими способностями и особенным пространственным мышлением. Она «лепила» свои платья на небольшом манекене в половину человеческого роста, перекалывая ткань сотни раз, добиваясь идеального облегания фигуры с помощью единственного шва.


Модель второй половины 1920-х гг. Бахрому таких платьев, предназначавшихся для танцев, Вионне требовала прикреплять не единым куском, а отдельными фрагментами, чтобы не нарушать пластики материала.

Ее наиболее известным изобретением, без которого трудно представить самую рафинированную и женственную моду прошлого века, моду 1930-х годов, остается крой по косой (под углом в 45 градусов относительно основы ткани), который она использовала со второй половины 1920-х для изделия в целом, а не для отдельных небольших деталей, как это было до нее. Такой крой предполагает использование струящихся, текучих тканей – шелка, атласа, крепа. У своего поставщика, крупнейшего текстильного производителя Бьянчини-Ферье (Bianchini-Férier) Вионне заказывала ткань двухметровой ширины; для нее на фабрике изобрели особый материал из смеси ацетата и натурального шелка бледно-розового цвета.


Платья 1920-х гг. Клиновидные вставки, заставляющие подол «дребезжать», появились при участии Вионне во второй половине двадцатых годов, разбивая четкие геометрические линии стиля la garconne.

Мадлен была равнодушна к цвету, но питала страсть к форме, которую она понимала как преданность естественным линиям женского тела. «Когда женщина улыбается, платье должно улыбаться вместе с ней», - говорила она. Большинство ее творений выглядят бесформенными и вялыми, пока они висят на вешалке, но, будучи надетыми, оживают и начинают «играть». К числу ее заслуг следует отнести создание вещей, собранных с помощью одного шва или узла; изобретение и популяризацию горловины-хомута, воротника-трубы; деталей кроя в виде прямоугольников, ромбов и треугольников. Часто ее платья представляли собой один кусок ткани, застегивались сзади или не имели застежки вовсе, а клиентки были вынуждены учиться надевать и снимать их.


Такие модели были гордостью Вионне. Конструкция этой блузки держится исключительно на банте, завязанном узлом на груди.


Однажды найденную идею Мадлен использовала многократно, оттачивая и доводя до совершенства. «Деревенское» платье, модель № 7207, 1932 г.


Модель № 6256, 1931 г . Креповое платье со сложнейшим в изготовлении лифом, сплетенным из полосок ткани, дополнено накидкой с пелериноподобными рукавами. Пелерины пользовались большим спросом с 1930 г., тогда как рукава «крылышки» вошли в широкий обиход в 1932 г.



Возможно, самое известное изображение творения Вионне. Манекенщица имитирует нимфу с луврского античного барельефа, которым вдохновлялась Мадлен. 1931 г. Фотография Джорджа Гойнингена-Гюне.

В 1930-х она постепенно отказывается от кроя по косой в пользу классических драпировок и античной эстетики, разделяя тем самым увлечение таких дизайнеров, как Агюстабернар (Augustaberbard) и Мадам Грэ (Madam Gres). Нередко ее модели подражали античным образцам и наряду с текучими формами могли включать жгуты, узлы и сложносочиненные драпировки, а манекенщицы изображали небожительниц на фоне античных масок, колонн, руин и прочих древностей.


Платье из плиссированного серебряного ламе с горловиной «хомут», состоящей из стразов. Занавес на заднем плане имитирует каннелюры греческих колонн и вторит легкой плиссированной ткани платья. 1937 г.


Платье из вискозного атласа цвета слоновой кости, созданное из единого куска ткани, скрепленного драгоценными брошами в виде бантов. 1936 г.

Опасаясь подделок, Мадлен документировала каждое свое творение, фотографируя модели на манекенщицах перед трельяжем (спереди, с боков и сзади) и помещая фотографии в альбомы. За время работы ее Дома накопилось 75 таких альбомов, которые позже Мадлен передала в парижский Музей моды и текстиля. Вионне закрыла свой Дом в 1939 г. и прожила еще долгих 36 лет почти в полном забвении. Мадлен Вионне была самым талантливым инноватором своего времени; нет ни одного другого дизайнера, который мог бы сравниться с ней своим вкладом в техническую и технологическую копилку моды.

Ее называют королевой косого кроя. Ее необычные идеи заимствованы ведущими модельерами, а необычные фасоны платьев полюбились женщинам многих стран. В нашей статье речь пойдет о знаменитой Мадлен Вионне, которая практически организовала революцию в мире моды.

Детство и юношество

Родилась Мадлен Вионне в июне 1876 года в маленьком французском городе под названием Альбервилль, который расположен в живописных Альпах. Местный чистейший воздух с детства настраивал девочку на творческие свершения, ведь не зря с ранних лет у Мадлен была мечта стать скульптором. Живя в малообеспеченной семье, она рано пошла зарабатывать деньги на пропитание. В 11 лет Мадлен предложили стать ассистенткой портной, которая жила неподалеку.

В 17 лет она покинула родные края и уехала покорять столицу. Здесь ей удалось устроиться работать швеей в модный дом «Винсент». В то время перспективы рисовались не очень радужными, поскольку у девушки не было элементарного среднего образования. Правда, она уже научилась неплохо шить и за плечами имела приличный опыт в этой сфере.

Жизнь в Великобритании

Через пять лет Мадлен Вионне, в биографии которой немало трудностей, уехала в Лондон. Сначала ей пришлось работать прачкой, затем она получила работу в мастерской, где занимались копированием модных французских моделей одежды. В Лондоне девушка вышла замуж за эмигранта из России. У них родилась дочь, но девочка умерла в раннем возрасте, что привело к распаду семьи. Мадлен долго и горько переживала утрату ребенка, поэтому полностью окунулась в работу.

Деятельность на родине

Первый успех пришел к Мадлен Вионне в родной Франции. Именно в Париже она получила неплохую работу в очень знаменитом в то время Доме мод сестер Калло. Вскоре одна из хозяек предложила девушке быть ее ассистенткой - они вместе руководили художественной частью деятельности компании. Здесь Мадлен очень понравилось, позже она с теплотой вспоминала о своих наставниках.

После дома Калло девушка перешла работать к известному Жаку Дусе, где ей досталась должность закройщицы. Однако здесь Вионне своими неординарными идеями обескуражила и самого модельера, и его клиенток. Ей казалось, что жесткие корсеты пора убирать, а тонкую талию должны обрисовывать гимнастика и диета, а не одежда. Плюс ко всему Мадлен предлагала демонстрировать модели без нижнего белья, что не пришлось по душе никому. Девушке пришлось покинуть эту работу со скандалом.

Собственное дело

В 1912 году Вионне решилась открыть свое собственное дело. Так и появился на свет Модный дом Madeleine Vionnet, который расположился в Париже по улице Риволи. Но полноценную деятельность новое ателье начало лишь в 1919 году из-за Первой мировой войны. Сразу после окончания боевых действий новый бренд стал стремительно набирать обороты: женщины приняли идеи Мадлен, прочувствовав на себе их практичность. Многое изменилось, на смену старым формам, силуэтам и общим взглядам на внешность и стиль пришли новые.

Мадлен Вионне - модельер по призванию - создавала необычные, сложные наряды. Ей даже не помешало то, что она не владела искусством рисования. Достаточно было математического склада ума и прекрасного пространственного мышления. Позднее ее назовут архитектором моды. Новые эскизы она создавала прямо на манекене, в отличие от многих других кутюрье, которые сначала делали наброски на бумаге. Вионне тщательно закалывала ткань и делала сборки до того момента, пока не получалось идеальное платье.

Новаторские идеи

Немного странные для того времени, но интересные и неповторимые идеи были только у Мадлен Вионне. Платья имели легкий, летящий силуэт, демонстрирующий достоинства фигуры. Но самой знаменитой новаторской идеей является косой крой. Мадлен пришла мысль подворачивать край ткани под углом в 45 градусов относительно основы изделия. В 30-е годы прошлого века моду невозможно было представить без использования подобного кроя. Похожие приемы были использованы ранее, но исключительно в мелких деталях, так как корсетные фасоны не позволяли «разгуляться» фантазии. Вионне решила создавать целые наряды. Подобный раскрой позволял ткани естественно ложиться по фигуре. Что касается материала, то Мадлен отдавала предпочтение струящемуся шелку, крепу, атласу.

Материалы и ткани

Для создания шедевров фабрика по производству текстиля Бянчини-Ферье поставляла ткани для модного мода Мадлен Вионне. Выкройки ее были настолько необычными, что приходилось для создания очередной новой модели закупать огромные полотна материи шириной до двух метров. По специальному заказу Вионне была создана ткань нежно-розового оттенка, которая представляла собой микс ацетата и шелка. Но модельера интересовал не цвет материала, а форма платья. Все должно было подчеркивать естественность и красоту женского тела. Как говорила сама Мадлен, платье должно улыбаться вместе со своей хозяйкой.

Особенные черты творчества

Не секрет, что самые популярные изделия Мадлен Вионне - платья. Фото моделей подтверждают их главную особенность - они практически не имеют формы на вешалках или плечиках, но оживают и играют совершенно по-другому на фигуре. Мадлен всегда придерживалась мнения, что одежда должна создаваться под человека и для человека, удовлетворять его нужды и потребности, поэтому тело не обязано подстраиваться под какой-либо силуэт или форму.

Карьерный рост

Начиная с 1923 года, небольшое ателье мадам Вионне получило очень широкую известность среди модниц и уже не могло справиться с тем потоком заказов, которые посыпались со всех сторон. Пришлось перебираться в более свободное и просторное помещение, дизайн которого был создан по эскизам знаменитых художников (Бориса Лакруа, Рене Лалика и др.). Буквально спустя год имя Вионне уже знали американцы - ее представительство было открыто в Нью-Йорке. Позднее, на одном из самых фешенебельных курортов Франции, - Биаррице - открылось новое отделение Дома моды. Туда приезжали отдыхать богатые люди со всего мира, было выгодно в таком месте иметь ателье Мадлен Вионне. Крой ее необычных и в то же время элегантных нарядов приводил в восторг даже самых капризных барышень.

Известно, что бренд в свое время даже выпустил собственный парфюм, однако популярен он был недолго.

Необычные изобретения

Опытные модельеры знакомы с еще одним важным изобретением мадам Вионне в мире моды. Ей принадлежит идея создать наряд без застежек - достаточно одного шва или одного узла. Мадлен является автором таких деталей, как воротник-труба, горловина-хомут. Кроме того, мелкие детали в виде ромба, треугольника и прямоугольника входят в копилку ее задумок. Какие еще творческие решения появились на свет в модном доме Мадлен? Конечно, это нестандартное вечернее платье с капюшоном, пальто с однотонной подкладкой (под цвет наряда). Последнее одеяние снова вошло в моду в 60-е годы минувшего столетия.

Мадлен обожала создавать платья вовсе без застежек или с застежками на спине. Были модели, которые держались благодаря лишь завязанному на груди банту. Эти наряды позволяли дамам с легкостью управлять автомобилем, танцевать джаз и свободно двигаться. Главная отличительная черта изделий Вионне - гармоничное сочетание роскоши и простоты, к которому стремится современная мода. Среди постоянных клиенток Мадлен были такие известные личности, как Марлен Дитрих, Грета Гарбо и др.

Занимательные факты

Мадлен Вионне считается первой женщиной, которая боролась с подделками и контрафактной продукцией. Для этих целей она тщательно фотографировала каждое свое новое изобретение и фотографии вклеивала в специальный альбом. За годы своей работы дизайнер модной одежды насобирала 75 портфолио. Вещи были для Мадлен произведениями искусства, которые должны жить вечно, как картины великих живописцев.

Также мадам Вионне одна из первых начала нанимать для показа одежды профессиональных моделей. Благодаря Мадлен профессия манекенщицы стала более престижной. В Доме моды порядок работы был достаточно строгий, но сотрудники имели немало преимуществ: на территории была создана больница, столовая и свое турагентство.

Упадок Дома моды

Нестабильный доход и отсутствие коммерческой жилки привели к удручающему финансовому положению фирму Мадлен. С началом Второй мировой войны Модный дом пришлось полностью закрыть. Позднее великолепные изделия Вионне распродадут на аукционах за крупные суммы, из которых их автору ничего не достанется, поскольку дизайнер после закрытия своего детища была забыта всеми. Умерла Мадлен в 1975 году. Ее вспоминают как женщину с безупречным вкусом, которая сама всегда выглядела идеально и не менее великолепно одевала своих клиенток.

Французский модельер, оказавший огромное влияние на формирование моды в первой половине 20-го столетия. Сегодня Вионне мало известна широкой публике, хотя среди специалистов она до сих пор считается одной из самых значительных кутюрье Франции (France). Модный дом Мадлен Вионне (La Maison de couture Vionnet), которую называли "Королевой косого кроя" и "Архитектором среди портных", открылся в Париже (Paris) в 1912 году и в Нью-Йорке (New York City) в 1924. Пожалуй, самым известным ее изобретением остаются элегантные платья в греческом стиле и внедрение в широкое употребление косого кроя.


Мадлен Вионне появилась на свет в небогатой семье жандарма, 22 июня 1876 года, в местечке Шайер-о-Буа, департамент Луаре (Chilleurs-aux-Bois, Loiret), и уже в возрасте 11 лет поступила в ученицы к местной швее, жене сельского полицейского. В 16 лет она переехала в Париж, где стала ученицей модного портного с Рю де ла Пэ (rue de la Paix), полной шикарных магазинов, а в 18 лет вышла замуж. Когда Мадлен исполнилось 20 лет, умерла ее маленькая дочь, что стало для молодой матери источником огромных страданий. Мадлен решила полностью изменить свою жизнь. Она оставила мужа и под предлогом изучения английского языка отправилась в Лондон (London), где сначала устроилась швеей в лечебнице для душевнобольных, а затем перешла в мастерскую портнихи, обслуживавшей обеспеченных англичанок, копируя парижские модели. Там Мадлен не только обучилась техническим премудростям отличных британских портных, но и узнала, как более или менее скопировать тот или иной фасон так, чтобы никого не смутить.

На рубеже столетий она увлеклась Айседорой Дункан (Isadora Duncan) и свободной формой и детально изучила искусство драпировки, а затем, вернувшись в Париж, поступила на стажировку в известный Модный дом сестер Калло (Callot Soeurs), и отшлифовала свое мастерство в мастерских великого кутюрье Жака Дусе (Jacques Doucet). Вионне так говорила о сестрах Калло: "Благодаря сестрам Калло я смогла сделать "роллс-ройс". Без них я бы делала "форды"". Благодаря Дусе Мадлен во всех своих моделях отказалась от использования корсета, нача

в и возглавив настоящую революцию в мире моды.

В 1912 году, после огромного успеха своих творений в Доме Дусе, Вионне открыла свой собственный Модный дом, "Vionnet", на Рю де Риволи 222, где с тех пор толпились все модницы Парижа. Два года спустя Первая мировая война заставила ее закрыть свой дом, но это не означало, что она перестала работать. Модели 1917-1919 годов стали, наверно, самыми смелыми среди всех, что Вионне спроектировала. С начала 20-х годов Вионне вызвала фурор путем введения косого кроя, техники раскроя ткани по диагонали, которая позволяет готовому изделию струиться, мягко облегая тело своей владелицы во время движений. Удивительно, но до нее никто до этого не додумался. Использование Вионне косого кроя привело к созданию совершенно нового, облегающего и стройного силуэта, совершило революцию в женской одежде и вознесло ее на вершину мировой моды. Пресса ее буквально боготворила – сохранились газетные фотографии дам из высшего общества и известных актрис в туалетах от Вионне.

Кроме того, припомнив уроки, полученные в лондонской мастерской, Мадлен Вионне разработала систему защиты ее моделей от копирования, положив тем самым начало системе авторского права в индустрии моды. Она наносила серийные номера на каждый предмет одежды или обуви, вышедший из ее мастерских, и вела списки людей, которым официально разрешала скопировать свои модели в нескольких экземплярах. Таким образом, в распоряжении потомков оказалась бесценная архивная коллекция, с подробными фотографиями и описаниям

каждой модели Мадлен Вионне. Ее не зря называли архитектором среди портных. Вионне не любила эскизы, не передававшие форму, и предпочитала работать с небольшими деревянными манекенами, на которых воссоздавала форму будущего платья из куска ткани. Мадлен сохраняла знаменитую статуэтку в своей комнате до конца своих дней и объясняла с ее помощью любознательным посетителям принципы своей работы. Вионне серьезно относилась к благосостоянию своих сотрудников, удобно оборудовала их рабочие места, организовала столовую, детские ясли, работу врача и стоматолога, и давала оплачиваемые отпуска до того, как это было закреплено законом.

Несмотря на то, что Мадлен была на пике своей славы, в день, когда началась Вторая мировая война, она завершила свою карьеру, а в следующем году прекратил существование и ее Модный дом. Вионне прожила еще 35 лет и скончалась в Париже 2 марта 1975 года, дожив почти до 100 лет. Она столько лет работала с бешеным темпераментом, чем же она заполняла свою жизнь на пенсии? Мадлен Вионне не любила роскошь, но ценила красоту и окружала себя замечательными предметами современного искусства. Она работала в саду, наслаждалась природой и вела очень интересную переписку с друзьями, в том числе со звездой Прекрасной эпохи Лианой де Пужи (Liane de Pougy). Ее единственной связью с модой оставалось преподавание техники кроя и богатых традиций высокой моды в модных школах Парижа.

Она похоронена рядом с могилами русских офицеров в местечке Ла Шассань (La Chassagne), откуда был родом ее отец

Имя Мадлен Вионне малоизвестно в широких кругах. Гений и классик моды, она творила уникальные платья для аристократок и богемы и потому теперь ее имя служит своего рода паролем среди поклонников Высокой моды.

Madeleine Vionnet (1876 - 1975) - Мадлен Вионне родилась 22 июня 1876 года в бедной семье.

была известным французским модельером. Ее называли "Королевой косого кроя" и "архитектором среди портных". Родившись в бедной семье в Chilleurs-Окс-Буа, Vionnet начала работать, как швея, с возраста 11 лет

С детства Мадлен мечтала стать скульптором, а в школе проявила большие способности к математике, но бедность вынудила девочку оставить школу и стать помощницей портнихи. В 17 лет Мадлен вышла замуж и вместе с мужем переехала в Париж, в поисках лучшей доли. Дела у молодых складывались прекрасно: Мадлен устроилась работать в известный Дом моды Vincent и вскоре забеременела и родила дочку. Однако здесь фортуна отвернулась от молодой портнихи: девочка умерла, брак распался и она потеряла работу. в 18 лет, она бросила мужа....

В таких условиях Мадлен решилась на отчаянный поступок: на последние деньги, не зная языка, уехала в Англию.
Довольно быстро Мадлен устроилась в ателье Кэт Рэйли(в качестве швеи) которое занималось копированием парижских моделей. Благодаря Мадлен за один год заведение известным и процветающим. Самым большим успехом ателье стало свадебное платье, созданное Вионне для невесты герцога Мальборо.

После этого триумфа Мадлен Вионне пригласили работать к себе сестры Калло. Вионне стала главной помощницей старшей сестры, мадам Мари Жербер, и благодаря ей смогла во всех тонкостях понять технику кроя и мир моды
В 1906 году модельер Жак Дузе пригласил Вионне обновить его старую коллекцию. Мадлен убрала корсеты и укоротила длину платьев, чем вызвала неудовольствие кутюрье.
Тогда Вионне создала первую собственную коллекцию. Платья были раскроены "по косой", что придавало изделиям дополнительную гибкость и позволяло облегать фигуру, подобно неизвестному тогда трикотажу. Во время показа Мадлен не хотелось нарушать гармоничность линий, и она потребовала, чтобы манекенщицы надевали платье на голое тело.

Последовал скандал, привлекший к моделям Мадлен внимание свободомыслящих женщин, богемы и дам полусвета. Благодаря этим клиентам Мадлен смогла создать свой собственный Дом моды.
Он открылся в 1912 году. Вот тогда Вионне смогла воплотить в жизнь свои самые разные идеи. Излюбленным методом Мадлен был раскрой "по косой", т.е. под углом 45% к направлению долевой нити, за что ее называли "мастер косого кроя". Вионне редко рисовала свои модели, обычно она делала эскизы, накалывая ткань на манекен около 80 см высотой, а затем увеличивала полученную выкройку и создавала очередной шедевр. Модели обходились минимумом швов, а рельеф достигался за счет разнообразных драпировок и складок. Мадлен восхищали одежды древних греков, но она утверждала, что современные люди должны идти дальше в умении создавать одежду. И она развивала искусство драпировки и кроя до невероятных высот. Каждое платье Вионне было особенным, неповторимым и созданным специально, чтобы подчеркнуть индивидуальность и стиль заказчицы: "Если женщина улыбается, платье должно улыбаться вместе с ней".
Вместе с тем, платья Мадлен Вионне были настоящей головоломкой. Многим клиенткам приходилось обращаться к модельеру, чтобы научиться облачаться в платье. Выкройки даже простых, на первый взгляд, вещей от Вионне напоминали геометрические и абстрактные фигуры. Чтобы расшифровать выкройку и построение одного платья от Вионне, модельер Азедин Аллайя потратил целый месяц!

Самой Мадлен ее творения представлялись простыми, поэтому с 1920 года она постаралась обезопасить себя от подделок: перед тем, как попасть к клиенту, каждое платье фотографировалось с трех сторон и снимки помещались в "Копирайт-альбом". Всего за время работы Дома моды Вионне набралось 75 таких альбомов, на страницах которых отображено около полутора тысяч моделей.

На каждое платье нашивался ярлык, на котором Мадлен ставила подпись и отпечаток своего большого пальца, и эта идея получше, чем наклейки с голограммой, которые тогда еще не были изобретены. Свои модели Вионне старалась не отдавать в магазины, опасаясь, что их будут копировать, зато регулярно устраивала распродажи старых коллекций, которые пользовались популярностью не меньше показов.

Личная жизнь у Мадлен Вионне складывалась неудачно. В 1923 году она вышла замуж за Дмитрия Нечволодова, с которым рассталась в 1943, а оставшуюся жизнь провела в одиночестве.

В 1939 году Вионне выпустила последнюю коллекцию и закрыла свой Дом моды.

Мадлен прожила 99 лет, оставаясь бодрой и в ясном сознании. До последних дней она читала лекции молодым модельерам, которые буквально молились на нее.

О моде Мадлен Вионне отзывалась так: "Я всегда была врагом моды. В ее сезонных капризах есть что-то поверхностное и исчезающее, что оскорбляет мое чувство прекрасного. Я не думаю о моде, а просто делаю платья".

Из нескольких тысяч изделий Вионне уцелело не так уж много вещей. То, что осталось, стало украшением музеев моды в Париже, Лондоне, Токио, Милане и частных коллекций.


выкройки брюк по косой и платья с шарфом.

платье Вионне с заковыристым рукавом:

Имя Мадлен Вионне малоизвестно в широких кругах. Гений и классик моды, она творила уникальные платья для аристократок и богемы и потому теперь ее имя служит своего рода паролем среди поклонников Высокой моды.

Madeleine Vionnet (1876 - 1975) - Мадлен Вионне родилась 22 июня 1876 года в бедной семье.

была известным французским модельером. Ее называли "Королевой косого кроя" и "архитектором среди портных". Родившись в бедной семье в Chilleurs-Окс-Буа, Vionnet начала работать, как швея, с возраста 11 лет

С детства Мадлен мечтала стать скульптором, а в школе проявила большие способности к математике, но бедность вынудила девочку оставить школу и стать помощницей портнихи. В 17 лет Мадлен вышла замуж и вместе с мужем переехала в Париж, в поисках лучшей доли. Дела у молодых складывались прекрасно: Мадлен устроилась работать в известный Дом моды Vincent и вскоре забеременела и родила дочку. Однако здесь фортуна отвернулась от молодой портнихи: девочка умерла, брак распался и она потеряла работу. в 18 лет, она бросила мужа....

В таких условиях Мадлен решилась на отчаянный поступок: на последние деньги, не зная языка, уехала в Англию.
Довольно быстро Мадлен устроилась в ателье Кэт Рэйли(в качестве швеи) которое занималось копированием парижских моделей. Благодаря Мадлен за один год заведение известным и процветающим. Самым большим успехом ателье стало свадебное платье, созданное Вионне для невесты герцога Мальборо.

После этого триумфа Мадлен Вионне пригласили работать к себе сестры Калло. Вионне стала главной помощницей старшей сестры, мадам Мари Жербер, и благодаря ей смогла во всех тонкостях понять технику кроя и мир моды
В 1906 году модельер Жак Дузе пригласил Вионне обновить его старую коллекцию. Мадлен убрала корсеты и укоротила длину платьев, чем вызвала неудовольствие кутюрье.
Тогда Вионне создала первую собственную коллекцию. Платья были раскроены "по косой", что придавало изделиям дополнительную гибкость и позволяло облегать фигуру, подобно неизвестному тогда трикотажу. Во время показа Мадлен не хотелось нарушать гармоничность линий, и она потребовала, чтобы манекенщицы надевали платье на голое тело.

Последовал скандал, привлекший к моделям Мадлен внимание свободомыслящих женщин, богемы и дам полусвета. Благодаря этим клиентам Мадлен смогла создать свой собственный Дом моды.
Он открылся в 1912 году. Вот тогда Вионне смогла воплотить в жизнь свои самые разные идеи. Излюбленным методом Мадлен был раскрой "по косой", т.е. под углом 45% к направлению долевой нити, за что ее называли "мастер косого кроя". Вионне редко рисовала свои модели, обычно она делала эскизы, накалывая ткань на манекен около 80 см высотой, а затем увеличивала полученную выкройку и создавала очередной шедевр. Модели обходились минимумом швов, а рельеф достигался за счет разнообразных драпировок и складок. Мадлен восхищали одежды древних греков, но она утверждала, что современные люди должны идти дальше в умении создавать одежду. И она развивала искусство драпировки и кроя до невероятных высот. Каждое платье Вионне было особенным, неповторимым и созданным специально, чтобы подчеркнуть индивидуальность и стиль заказчицы: "Если женщина улыбается, платье должно улыбаться вместе с ней".
Вместе с тем, платья Мадлен Вионне были настоящей головоломкой. Многим клиенткам приходилось обращаться к модельеру, чтобы научиться облачаться в платье. Выкройки даже простых, на первый взгляд, вещей от Вионне напоминали геометрические и абстрактные фигуры. Чтобы расшифровать выкройку и построение одного платья от Вионне, модельер Азедин Аллайя потратил целый месяц!

Самой Мадлен ее творения представлялись простыми, поэтому с 1920 года она постаралась обезопасить себя от подделок: перед тем, как попасть к клиенту, каждое платье фотографировалось с трех сторон и снимки помещались в "Копирайт-альбом". Всего за время работы Дома моды Вионне набралось 75 таких альбомов, на страницах которых отображено около полутора тысяч моделей.

На каждое платье нашивался ярлык, на котором Мадлен ставила подпись и отпечаток своего большого пальца, и эта идея получше, чем наклейки с голограммой, которые тогда еще не были изобретены. Свои модели Вионне старалась не отдавать в магазины, опасаясь, что их будут копировать, зато регулярно устраивала распродажи старых коллекций, которые пользовались популярностью не меньше показов.

Личная жизнь у Мадлен Вионне складывалась неудачно. В 1923 году она вышла замуж за Дмитрия Нечволодова, с которым рассталась в 1943, а оставшуюся жизнь провела в одиночестве.

В 1939 году Вионне выпустила последнюю коллекцию и закрыла свой Дом моды.

Мадлен прожила 99 лет, оставаясь бодрой и в ясном сознании. До последних дней она читала лекции молодым модельерам, которые буквально молились на нее.

О моде Мадлен Вионне отзывалась так: "Я всегда была врагом моды. В ее сезонных капризах есть что-то поверхностное и исчезающее, что оскорбляет мое чувство прекрасного. Я не думаю о моде, а просто делаю платья".

Из нескольких тысяч изделий Вионне уцелело не так уж много вещей. То, что осталось, стало украшением музеев моды в Париже, Лондоне, Токио, Милане и частных коллекций.



выкройки брюк по косой и платья с шарфом.

платье Вионне с заковыристым рукавом: