Флористика сочетание цветовой гаммы. Флористика для начинающих.Способы гармоничного сочетания цветовой гаммы. Срезанные цветы для букетов

Флорист при составлении работы должен обращать внимание на цветовую гамму и контраст, чтобы достичь следующего:

  • богатого напряжения,
  • мягкого, тонко согласованного акцентирования,
  • экспрессивного воздействия работы, например радостный повод или печальный и т.д.

В зависимости от положения в спектральном кругу различают основные и смешанные цвета. Выбор цвета, его световая интенсивность влияет на эмоциональный мир человека, обогащая или обедняя его.
Иттен выделил основные цвета или цвета 1-го порядка - красный, синий, желтый .
Эти цвета нельзя получить путем смешения других цветов.

Смешивая цвета между собой мы получаем цвета 2-го порядка (оранжевый, зеленый и фиолетовый).

При соединении одного цвета основного и одного цвета первого порядка мы получаем цвета 3-го порядка (желто-оранжевый, сине-фиолетовый, желто-зеленый и т.д .)

В эмоциональном отношении цвета различаются с точки зрения возбуждения и покоя.

Активные цвета (красный и желтый) больше привлекают внимания и дольше остаются в памяти, чем пассивные (синий и зеленый).

К теплым цветам относятся цвета, имеющие красные или желтые оттенки. Среда, в которой используются только холодные оттенки , выглядит безликой, вызывает ощущение холода и пустоты. Теплые тона приближают предметы, холодные отдаляют их. Но злоупотреблять теплыми цветами не стоит.

Сильная яркость возбуждает, воодушевляет человека, ослабленная - успокаивает. Ясная, яркая и гармоничная цветовая композиция пробуждает чувство радости и веселья.
Изменяя световой тон одного и того же цвета, можно изменять восприятие пространства и предметов, увеличивая или уменьшая их. Светлые цвета расширяют пространство, работы выглядят большими. При темных цветах работы меньше. Это свойство часто используется для умышленной иллюзорной коррекции общего впечатления.

Контрасты используются при оформлении магазинов, витрин, ресторанов, интерьеров, но в тоже время цвета должны быть гармоничными. Учитывается светлота, теплота и насыщенность цвета.
Выделяют:

  • дополнительный
  • качественный
  • теплых/холодных цветов
  • сильный
  • количественный

Контрасты и гармония цветов:
Сильный контраст образуют между собой цвета первого порядка (красный, желтый и синий). Используются в детских букетах или на выставках, чтобы добиться максимального эффекта. При длительном и интенсивном действии они утомляют глаза, поэтому использовать в больших масштабах и в больших количествах не рекомендуется.

Дополнительный контраст - цвета, лежащие напротив друг друга (желтый и фиолетовый). Нужно использовать в пропорциях (красный и зеленый 1:1, желтый и фиолетовый- ¼: ¾ , синий и оранжевый - 2/3: 1/3).
Сильный и дополнительный контраст лучше смотрятся в виде акцентнов в небольших помещениях.

Гармоничное 3-цветное сочетание цветов может быть представлено цветами, которые определяются при вписывании треугольника в цветовой круг (равносторониий - желтый, красный и синий; равнобедренный - желтый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый).

Гармоничное 4-цветное сочетание - при вписывании в цветовой круг квадрата (желто-зеленый, оранжевый, красно-фиолетовый, синий) или прямоугольника (желто-зеленый, желто-оранжевый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый).

5-цветное сочетание получается при добавлении к 3-цветному сочетанию черного и белого.

6-цветное сочетание - при вписывании 6-угольника (желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий, зеленый).
Гармония родственных цветов - сочетание цветов, которые в цветовом круге лежат между двумя основными цветами, может участвовать и один основной цвет (желтый, желто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый).

Контраст - это различие.
Цвета различаются по их свойствам. При малейшем их различии появляются незначительные отклонения и возникает напряжение в восприятии. Большие различия очень сильно напряжены, и в этом случае мы говорим о полярном контрасте или противоположности. Светлость желтого, например, смотрится рядом с тусклым черным очень выделяющимся. А если желтый стоит рядом со светло-зеленым, его светлость едва ли будет заметной, в глаза бросится только изменение цвета.

В паре цветов , дополняющих друг друга, основными могут быть желтый, красный, синий, а дополнительными - оранжевый, фиолетовый, зеленый. Оранжевый цвет получается от смешения желтого и красного; фиолетовый - от смешения синего и красного; зеленый - от смешения желтого и синего.

Благоприятное сочетание окраски получается в флористике, если растения, имеющие основную окраску, сочетаются с растениями дополнительной окраски: желтый с фиолетовым, красный с зеленым, синий с оранжевым.

Кроме указанных сочетаний гармоничны также сочетания оттенков при переходе одного цвета к другому, например, красный - светло-красный - розовый - желто-розовый - оранжевый; зеленый - желто-зеленый - зеленовато-желтый - зеленовато-синий - зеленовато-серый.

Белый и черный цвета нейтральны, однако, они широко применяются и в озеленении, и в аранжировке, хорошо видны издали.

Белый придает нарядный праздничный вид и смягчает контрастность цветов. Черный - подчеркивает яркость окраски.

По законам гармонии в флористике всегда лучше выглядят светлоокрашенные цветы на фоне темных, поэтому клумбы и цветники красочнее, если по периметру расположены светло-окрашеные цветы, а в центре - темно-окрашеные.

Необходима гармония букета или композиции из цветов с местом, куда они помешены. Например, красная гвоздика в красной вазе не смотрится. Цветочная ваза - один из важных элементов создаваемой Вами композиции, от нее во многом зависит впечатление, производимое букетом. Для композиции из живых срезанных цветов ваза должна хорошо удерживать воду.

Декоративные емкости для композиции из растущих растений, наоборот, должны иметь дренаж или отверстие для стока лишней воды. Материалом для изготовления ваз может быть дерево, керамика, лоза и солома, стекло, фарфор, фаянс, глина, металлы и сплавы.

Можно использовать блюда, тарелки, салатницы - любую емкость, которая удерживает воду, а для сада - корзинки, чугунки, автомобильные покрышки, кадки, пни и т.д.

Подойдут и самодельные вазы , изготовленные с помощью шпагата, проволоки, наклейки различных семян, стеблей бамбука, мочалы, раковин.

Можно изготовить вазы - подставки со специальными углублениями и держателями для цветов из обрезков деревянных стволов, камней, туфа, трутовых грибов, стеклянных глыб, металла, даже резинового шланга, если в него для устойчивости вставить проволоку и свернуть узлом так, чтобы верхнее отверстие служило горловиной для воды. Об изготовлении самодельных ваз можно написать отдельную книгу, а для Вас, дорогие читатели, это - широкое поле фантазии и рукодельного мастерства.

Стеклянные (хрустальные) сосуды лучше использовать в торжественных случаях. С ними гармонируют хрупкие, нежные цветы - фрезия, ирисы, лилейники, раннецветущие подснежники, нарциссы.

Шелковистую поверхность имеют лепестки розы, пиона, гвоздик, душистого горошка, лилии, ирисов, многих плодовых (яблони, айвы японской). Для них подойдут сосуды из стекла, фарфора, глазурованной керамики.

С бархатистой поверхностью лепестков гармонируют неглазурованная керамика и мягкая природная поверхность коры дерева, трутовых грибов. Металлический вид имеет листва фикусов, камелии, антуриума, пеперомии, а из садовых растений - функии, бадана, барвинка, ириса гибридного, гладиолуса, рогоза.

Листья этих растений эффектно смотрятся в металлических и фарфоровых вазах. "Фарфоровую" поверхность имеют лепестки гладиолусов, цикламенов, лилий, тюльпанов, орхидей, ирисов, нарцисса, ландыша.

Их красота в флористике наиболее полно проявляется в стеклянных и фарфоровых сосудах. Так учит нас искусный мастер цветочных композиций и замечательный педагог Н.В.Наумова.

Оригинальность аранжировки букета зависит от материала и способа его компоновки.

Так, в малые группы эффектно объединяются цветки, которые имеют не только привлекательную окраску, но и изысканную форму, например, нарциссы, тюльпаны, розы, гвоздики, ирисы, тепличные орхидеи, пуансетии, герберы. В большие букеты принято собирать летники и двулетники.

При этом соединяют много низких цветков и располагают их под высокими, хотя они и самостоятельно неплохо смотрятся в округлых букетах, помешенных в небольшие вазы, и хорошо подходят для оформления обеденного стола.

В флористике, очень важен для цветочной композиции в доме или в саду фон.
В помещении композиция или букет будут хорошо смотреться на фоне мягких пастельных тонов - перванж (серовато-голубой), слоновая кость (светло-кремовый). В саду цветочная композиция выигрышна на фоне нежной зелени газона, водной глади бассейна, при взгляде вверх - на фоне неба, или на фоне стены мягкого пастельного тона.

Часто в качестве фона в саду можно использовать зеленую стенку из травянистых или древесно-кустарниковых растений, формы малой архитектуры или камни. Нужно учитывать, где лучше будет смотреться букет или композиция, в зависимости от места расположения. Выше уровня глаз размешают ампельные, свисающие растения и лианы; ниже - пейзажные композиции для дома и сада.

Важно и освещение места , в котором размешен букет или композиция в доме или цветнике. В темном помещении следует дать больше света, а в саду или парке часто делают подсветку, чтобы в вечерние часы была видна красота растений.

Золотое сечение во флористике

Закон пропорций применяется в дизайне и флористике для создания гармоничных букетов, композиций. Эти работы построены на принципах золотого сечения и чисел Фибоначчи, которые уравновешивают различные элементы в целой работе.

Во флористике применяют чаще всего соотношение 2: 3, 3: 5: 8. Это означает, что, например, при размещении цветов в вазе на высоту вазы должно приходиться три части, на высоту цветов над вазой - пять частей и высота всей композиции составит восемь частей. Примерно так же должны соотноситься части в букете, который держат в руках.

При создании композиции в плоской вазе используют те же соотношения отдельных частей, но вместо высоты берут обычно диаметр вазы. Обязательно учитывать его на 1-м этапе, при построении всех работ, далее - это правило будет "срабатывать" автоматически. Опытные мастера на глаз могут находить правильные соотношения частей. Начинающим же полезно потренироваться, используя вазы и другие емкости различной высоты и формы.

Пропорции в работах:

1 ) По высоте.

Измеряем высоту вазы, определяем, сколько частей она будет составлять (1, 2,3), вычисляем высоту (3 части, 5 частей или 8) будущей композиции через пропорции, отмечаем высоту подручным материалом. При создании букета обычно пропорции строятся относительно места связки, вверх идет 5 частей, вниз 3 части.

При ниспадающих композициях на подставках учитывается его высота, высота вазы.

2 ) По длине.

Измеряется длина вазы, или диаметр, и пропорционально вычисляется ширина будущей работы.

3 ) По высоте и длине.

Работа имеет горизонтальное направление, хотя за основу в расчетах берется высота вазы. Это соотношение часто называется закон рычага , т.е. чем длиннее отрезок, тем зрительно массивнее должен быть центр тяжести. Главное - соблюдать оптический баланс, чтобы работа не "запрокидывалась". На иллюстрации - высота вазы 1 часть, длина работы - 5 частей.

4 ) В распределении материала в работе (масса материала). Чаще всего наблюдается в постановке так называемой асимметричной группы, где главная композиция составляет 8 частей, рядом расположенная 3 части, и дальняя - 5 частей. Соблюдаем в букетах, группируя цветы и листья, в коллажах, в композициях, в венках.

Нашел соотношение цифр математик Леонардо Пизанский (или Фибоначчи).

1 :1:2:3:5:8:13:21:34.

Последовательность, в которой каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел.

Цвет и его воздействие

Одно из свойств материальных объектов, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Цвет - важнейшее средство художественной выразительности в искусстве флористической аранжировки.

Цвет - уникальный "инструмент" дизайнера, позволяющий добиваться потрясающих эффектов. Безусловно, выбирая цветовую гамму для оформления дома, надо прислушиваться к своим чувствам, но, чтобы интерьер выглядел стильным, цветочная аранжировка должна идеально вписываться в общий ансамбль. Один из традиционных, неизменно популярных вариантов - использование в композиции оттенков, уже присутствующих в интерьере.

Чтобы понять значение цвета как средства выражения художественного образа необходимо разобраться в его природе. Сам по себе феномен цвета не прост: в нем содержатся и объективное начало (свет), и субъективное (зрение). Только свет рождает цветовое богатство окружающего нас мира. Проблема цвета, цветовой гармонии, воздействия цвета на человека, его восприятия всегда привлекала людей. Для флориста очень важно знать, что цвет является сильным эмоциональным фактором и может использоваться для того, чтобы создать или поддержать настроение. С помощью различных оттенков в аранжировке можно усилить или, наоборот, смягчить общее цветовое воздействие оформления, внести в него новые штрихи, создать акцент.

Из всего цветового разнообразия окружающего нас мира можно выделить три хроматических цвета - красный, желтый и синий, а также два ахроматических - черный и белый. Когда говорят о цветовом решении, то в основном оценивают впечатление от двух или нескольких цветов. Цветовая гармония принадлежит к наиболее сложным аспектам эстетики, так как отношение человека к цвету формируется под влиянием множества разнообразных факторов. Как правило, оценка определяется чувством, вызванным данным сочетанием тонов. Природа зачастую предлагает просто великолепные примеры гармонии цвета, которые можно перенести в свою работу, а современное многообразие растительного материала позволяет воплощать в аранжировках практически любые цветовые решения.

Цвета, которые нельзя получить посредством смешения, называют основными, или первичными, цветами. Это - желтый, красный и синий. В основе теории цвета лежит цветовой круг. Круг состоит из многочисленных чистых цветов, у каждого из которых есть светлые и темные оттенки. Существуют три основных способа гармоничного создания этих цветов.

Самый смелый - сочетание контрастных цветов, располагающихся на круге друг напротив друга, самый спокойный - сочетание похожих цветов, располагающихся на круге по соседству, а самый изысканный - использование разных оттенков одного цвета.

Цвета различаются по свойствам. При малейшем их различии появляются незначительные отклонения и возникает напряжение в восприятии. Большие различия очень выразительны, и в этом случае мы говорим о полярном контрасте или противоположности. Желтый, например, рядом с тусклым черным очень выделяется, а рядом со светло-зеленым, его светлость едва ли будет заметной, в глаза бросится только изменение цвета.

Построение цветочной композиции на основе цветового контраста позволяет достичь богатого напряжения, живого воздействия, акцентирования внимания на конкретных элементах. Посредством выбора определенного цветового контраста можно привести особые свойства цветов к экспрессивному воздействию. Чистые, ясные цвета светятся, например, более ярко в окружении смешанных, приглушенных цветовых оттенков.

Каждый оттенок цвета имеет свое воздействие. Оно исходит из свойств краски, имеющей свою освещенность и чистоту. У каждого человека свои цветовые предпочтения, но в целом люди воспринимают цвета одинаково.

Рассмотрим некоторые оттенки цвета и их воздействие. При этом рассматривать будем не только чистые цвета, но и смешанные, так как они составляют значительную часть цветочных композиций.

Белый цвет . Чувственные и оптические явления: светлый, чистый. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, связаны со спокойствием и праздничностью. Воздействие внутри цветовой комбинации: дает свет.

Желтый, золотисто-желтый цвет . Чувственные и оптические явления: лучистый, струящийся, солнечный. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - взбудораживающие, бодрящие. Воздействие внутри цветовой комбинации: приносит широту и лучистость в картинку, добавляет живость.

Бежевый, песочный цвет . Чувственные и оптические явления: матовый, сухой. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - успокаивающие, но не охлаждающие. Воздействие внутри цветовой комбинации: тихий, контрастный или промежуточный тон.

Цвет молодой листвы и цвет липы . Чувственные и оптические явления: свежий, зовущий прислониться. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - дружественные. Воздействие внутри цветовой комбинации выражается в необходимости партнера, который бы поддерживал (коричневый, темно-зеленый, темно-синий).

Розовый цвет, цвет лососины . Чувственные и оптические явления: нежный, мягкий. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - смягчающие. Воздействие внутри цветовой комбинации: приносит дружественную, мягкую освещенность в игру цвета, без темных партнеров смотрится тускло, блекло, слабо.

Светло-голубой, цвет неба . Чувственные и оптические явления: воздушный, свежий, мягкий. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - мечтательность, освобождение.

Нежно-лиловый, пастельно-фиолетовый цвет . Чувственные и оптические явления: бессильность, нерешительность. Цветовые настроения, исходящие от цветового тона, - сдержанность, пугливость.

Светло-серые тона . Чувственные и оптические явления: светлые, бесцветные, туманные.

Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, успокаивают, отвлекают. Воздействие внутри цветовой комбинации - средние и сильные контрасты располагаются нейтрально.

Черный, антрацит, темно-серый . Чувственные и оптические явления: темные, мрачные, безжизненные, спокойные. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - серьезность, сдержанность. Воздействие внутри цветовой комбинации: приносят глубину и бесконечность, слишком мрачные.

Фиолетовый цвет . Чувственные и оптические явления: тяжелый, глубокий. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - серьезность, обдуманность. Воздействие внутри цветовой комбинации: углубляет и успокаивает.

Синий цвета ночи, синий ультрамарин . Чувственные и оптические явления: спокойные, отрезвляющие, ясные. Цветовые настроения, исходящие от цветового тона, - господство без возбуждения чувств. Воздействие внутри цветовой комбинации: заставляют светиться "солнечные" тона.

Пурпурно-красный . Чувственные и оптические явления: полный мягкой жары. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - возвышает, создает чувства существенного. Воздействие внутри цветовой комбинации: приносит наполненность и глубину.

Черно-коричневый . Чувственные и оптические явления: массивный, крепкий. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - стабилизирующие. Воздействие внутри цветовой комбинации - притупляет напряжение живых цветов.

Темно-зеленый . Чувственные и оптические явления: спокойный. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - смягчающие. Воздействие внутри цветовой комбинации: подчеркивает естественность.

Красный, кресс . Чувственные и оптические явления: активные, неспокойные, громкие. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - возбуждающие, активизируют, направлены наружу. Воздействие внутри цветовой комбинации: приносят напряжение, оживленность.

Оранжевый . Чувственные и оптические явления: теплый, живой. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - веселые, оживляющие. Воздействие внутри цветовой комбинации - активизирует, не оттесняя.

Зеленый . Чувственные и оптические явления: пассивный, спокойный, естественный. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - успокаивающие. Воздействие внутри цветовой комбинации: естественная натуральность, подчеркивает рост.

Бирюзовый, голубой лед . Чувственные и оптические явления: холодные, влажные. Цветовые настроения - охлаждающие, приглушающие. Воздействие внутри цветовой комбинации: привлекает, охлаждает, подчеркивает "солнечные" тона.

Ржаво-коричневый , каштаново-коричневый, медно-коричневый. Чувственные и оптические явления: теплые, крепкие, стабильные. Цветовые настроения - вызывают чувство уюта и комфорта. Воздействие внутри цветовой комбинации: создает связи, укрепляет и обогащает.

Кофейно-коричневый , шоколадно-коричневый. Чувственные и оптические явления: солидные, приземленные. Цветовые настроения - придают уверенность, прочность.

Серый . Чувственные и оптические явления: безжизненность, затемненность. Цветовые настроения - нейтрализует, приглушает. Воздействие внутри цветовой комбинации: может быть слишком стерильным, является посредником между белым и черным.

Цветовое настроение композиции зависит от:

1 . Количества. В большинстве случаев тот цвет, которого использовано больше, задает тон и определяет, успокаивает или пробуждает, веселит или заставляет задуматься, действует расслабляюще или приятно волнует цветочная аранжировка.

2 . Выбранной гармоничности. Сочетание с незначительным контрастом смотрится не так напряженно, мягче, чем гармоничность с большим контрастом.

3 . Качества. Использование множества чистых красок может легко привести к пестроте, в которой ни один цвет не может передать особое настроение. Смешанные цвета, наоборот, соединяют и смягчают, создают обрамление, в котором чистый цвет может расширить свое воздействие.

4 . Расположение красок. Если краска однородно распределена в композиции, ее воздействие несильное. Если же она сосредоточена в одном месте, ее воздействие значительно усиливается.

Следует помнить, что правила построения произведений из цветов исходят из ассоциативного восприятия цвета.

Флорист будет при составлении работы должен обращать внимание на цветовую гамму и контраст, чтобы достичь следующего:

  • богатого напряжения,
  • мягкого, тонко согласованного акцентирования,
  • экспрессивного воздействия работы, например радостный повод или печальный и т.д.
В зависимости от положения в спекральном кругу различают основные и смешанные цвета. Выбор цвета, его световой интенсивност влияет на эмоциональный мир человека, обогащая или обедняя его.
Иттен выделил основные цвета или цвета 1-го порядка красный, синий, желтый .
Эти цвета нельзя получить путем смешения других цветов.

Смешивая цвета между собой мы получаем цвета 2-го порядка (оранжевый, зеленый и фиолетовый).

При соединении одного цвета основного и одного цвета первого порядка мы получаем цвета 3-го порядка (желто-оранжевый, сине-фиолетовый, желто-зеленый и т.д .)

В эмоциональном отношении цвета различаются сточки зрения возбуждения и покоя, активноти и покоя.

Активные цвета (красный и желтый) больше привлекают внимания и дольше остаются в памяти, чем пассивные (синий и зеленый).

К теплым цветам относятся цвета, имеющие красные или желтые оттенки. Среда, в которой используются только холодные оттенки , выглядит безликой, вызывает ощущение холода и пустоты. Теплые тона приближают предметы, холодные отдаляют их. Но злоупотреблять теплыми цветами не стоит.
Сильная яркость возбуждает, воодушевляет человека, ослабленная – успокаивает. Ясная, яркая и гармоничная цветовая композиция пробуждает чувство радости и веселья.
Изменяя световой тон одного и того же цвета, можно изменять восприятие пространства и предметов, увеличивая или умненьшая их. Светлые цвета расширяют простанство, работы выглядят большими. При темных цветах работы- меньше. Это свойсто часто используется для умышленной илюзорной коррекции общего впечатления.

Контрасты используются приоформлении магазинов, витрин, ресторанов, интерьеров, но в тоже время цвета должны быть гармоничными. Учитывается светлота, теплота и насыщенность цвета.
Выделяют:

  • дополнительный
  • качественный
  • теплых/холодных цветов
  • сильный
  • количественный
Контрасты и гармония цветов:
Сильный контраст образуют между собой цвета первого порядка (красный, желтый и синий). Используются в детских букетах или на выставках, чтобы добиться максимального эффекта. При длительном и интенсивном действии они утомляют глаза, поэтому использовать в больших масштабах и в больших количествах не рекомендуется.

Дополнительный контраст – цвета, лежащие напротив друг друга (желтый и фиолетовый). Нужно использовать в пропорциях (красный и зеленый 1:1, желтый и фиолетовый- ¼: ¾ , синий и оранжевый – 2/3: 1/3).
Сильный и дополнительный котраст лучше смотрятся в виде акцетнов в небольших помещениях.

Гармоничное 3-цветное сочетание цветов может быть представлено цветами, которые определяются при вприсывании треугольника в цветовой круг (равносторониий – желтый, красный и синий; равнобедренный – желтый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый).

Гармоничное 4-цветное сочетание – при вписывании в цветовой круг квадрата (желто-зеленый, оранжевый, скрасно-фиолетовый, синий) или прямоугольника (желто-зеленый, желто-оранжевый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый).

5-цветное сочетание получается при добавлении к 3-цветному сочетанию черногои белого.

6-цветное сочетание – при вприсывании 6-угольника (желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий, зеленый).
Гармония родственных цветов – сочетание цветов, которые в цветовомкруге лежат между цветами двумя основными цветами, может учавствовать и один основной цвет (желтый, желто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый).

Контраст - это различие.
Цвета различаются по их свойствам. При малейшем их различии появляются незначительные отклонения и возникает напряжение в восприятии. Большие различия очень сильно напряжены, и в этом случае мы говорим о полярном контрасте или противоположности. Светлость желтого, например, смотрится рядом с тусклым черным очень выделяющимся. А если желтый стоит рядом со светло-зеленым, его светлость едва ли будет заметной, в глаза бросится только изменение цвета.

Предлагаем вашему вниманию русское издание известного мастера, преподавателя и референта Ассоциации немецких флористов Дитера Хольцшу, изданное нашей компанией.

Перед вами цветоведение специально для тех, кто работает с растительным материалом, в нём учтены потребности флористов. Кроме того, эта книга является дальнейшим развитием теории цвета Иоганнеса Иттена (Johannes Itten) в сочетании с учением Й. В. Гёте (J.W. Goethe), то есть здесь вы найдёте современный подход к работе с флористическим материалом, его выбору с учётом цвета, количества и распределения.

Данная книга состоит из восьми глав, в которых в определённой последовательности раскрываются принципы цветоведения и связанные с ними эффекты. Тексты дополнены рисунками, схемами, а также фотографиями работ Грегора Лерша, специально отобранными для этой книги, которые иллюстрируют изложенное в книге. При этом каждую главу можно рассматривать как отдельное справочное пособие.

Именно поэтому в конце книги вы найдете откидной лист-вкладыш с цветовым кругом и планшеткой , на которой изображены различные геометрические фигуры. Вращая планшетку, можно быстро и легко создавать самые разные гармоничные сочетания цвета.



Оглавление книги "Основы цветоведения для флористов" :

1 Основы знаний о цвете
1.1 Выразительные средства
1.2 Критерии композиции
1.3 Что есть цвет?
1.4 Свет и цвет
1.5 Спектральные цвета
1.6 Отсутствие цвета (?)
2 Цветовые системы
2.1 Цветовые системы
2.2 Основные цвета
2.3 Цветовой круг из 12 сегментов
2.4 Цветовое солнце
2.5 Цветовые группы
2.6 Цветовые области
2.7 Цветовая классификация по светлоте
3 Цветовые контрасты
3.1 Цветовые контрасты
3.2 Контраст цветовых сопоставлений
3.3 Контраст дополнительных тонов
3.4 Контраст светлого и тёмного
3.5 Контраст холодного и тёплого
3.6 Качественный контраст
3.7 Количественный контраст
3.8 Вторичные контрасты
3.9 Симультанный и последовательный контрасты
4 Цветовые гармонии
4.1 Гармония и контраст
4.2 Обзор цветовых гармоний
4.3 Гармония малых различий
4.4 Гармония больших различий
4.5 Гармония смешанных сочетаний
4.6 Гармония многоцветности
5 Восприятие цвета
5.1 Цветовая реальность
5.2 Цвет и величина цветового пятна
5.3 Цвет и свет
5.4 Цвет и структура
5.5 Цвет и форма
5.6 Цвет и пространство
6 Субъективность цвета
6.1 Выразительность цвета
6.2 Описание цвета
6.3 Субъективные цветовые противоположности
6.4 Субъективные цветовые аккорды
7 Цвет во флористической работе
7.1 Работа с клиентом при выборе цвета
7.2 Выбор цвета в зависимости от повода
7.3 Цвет в свадебном убранстве невесты
7.4 Цвет в траурной флористике
7.5 Связующие цвета
7.6 Цвет как акцент
8 Теории и практика
8.1 Сравнение теорий цвета
8.2 Упражнения
8.3 Термины
8.4 Цветовой круг (откидной) - отрывной вкладыш