Лексическая тема: «Осень. Деревья. Лексическая тема "ягоды и грибы" для старшей группы Лексическая тема лес грибы

Пальчиковые игры

по лексической теме «Грибы. Лесные ягоды»

в режиме дня, средняя группа

Программное содержание. Развитие мелкой моторики, умение выполнять упражнения правой, левой и двумя руками. Формировать умение слушать воспитателя.

Ход игры

Игра - ситуация «Путешествие в лес.»

Воспитатель. - Осенью созревает урожай. И люди, и звери делают запасы на зиму. Сегодня мы с вами отправимся в лес и узнаем, какой урожай в лесу вырос.

На лошадке ехали, до леса доехали.

Гоп, гоп, гоп, гоп - стоп!

Мы в лес приехали!

Мы по лесу пойдём, ягоды соберём.

А помогут нам ягодку собрать наши пальчики.

Приготовьте пальчики девочки и мальчики.

Пальчиковая игра «За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять,

(Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.)

В лес пойдём мы погулять.

(Обе руки идут пальчиками по коленкам.)

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдём

И братишке отнесём.

(Загибают пальчики, начиная с больших.)

Упражнение на дыхание «Чем пахнет лес»

Ягоды мы собрали.

(сделать чашечку из двух ладошек)

Носиком вдыхаем, ротиком выдыхаем.

Воспитатель. - Ой, ребята, а в лесу ещё чем то пахнет. Закройте глазки и понюхайте. Носиком делаем вдох, ротиком выдох.

(поставить грибок)

Дети. (открывают глаза) Грибами.

Пальчиковая игра «Грибы»

На полянке – толстячок.

(Правая рука сжата в кулак и поднята перед собой.)

Белый гриб – боровичок.

(Ладонь левой руки накрывается кулак правой.)

А под ним, дрожа немножко,

(Левая рука остаётся, правую убираем.)

Подняла улитка рожки.

(Указательные и средний пальцы правой руки подняты, большой палец придерживает остальные, можно слегка повращать рукой.)

Воспитатель. - Ребята, давайте поможем зверятам, сделать запасы на зиму.

Игра «За грибами» (используя картинки)

Все зверюшки на опушке

Ищут грузди и волнушки.

(Дети идут в хороводе.)

Белочки скакали,

Рыжики срывали.

(Скачут в присядку, срывают воображаемые грибы.)

Лисичка бежала,

Лисички собирала.

(Бегут по кругу, собирают воображаемые грибы.)

Скакали зайчатки,

Искали опятки.

(Скачут стоя, срывают воображаемые грибы.)

Медведь проходил,

мухомор раздавил.

(Идут в развалку, затем топают правой ногой.)

Воспитатель . Спасибо вам ребята, за помощь зверятам.

Нам в детский сад пора.

Поедем? Садитесь на лошадку!

(Дети под музыку скачут галопам)

На лошадке ехали, до садика доехали.

Гоп, гоп, гоп, гоп - стоп!

В детский сад приехали!

Аннотация

Пальчиковые игры по лексической теме «Грибы. Лесные ягоды» в режиме дня с детьми средней группы развивают мелкую моторики, умение выполнять упражнения правой, левой и двумя руками. В конспект включены: игровая ситуация «Путешествие в лес», две пальчиковые игры «За ягодами», «Грибы», упражнение на дыхание «Чем пахнет лес», игра на имитацию «За грибами» с использованием картинок.

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Лес. Грибы»

Первый вариант конспекта (Первый год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:

Закрепление представ­лений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме « Грибы» (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, ли­сичка, мухомор, опенок, сыроежка, собирать, заготавливать, пря­таться, висеть, ядовитый, съедобный, ароматный, мягкий, гладкий). Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с су­ществительными в роде и числе), учить состав­лять описательные рассказы; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов-антонимов; закрепить употребление предлогов; закрепить словарь по теме.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики, ко­ординации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Наборное полотно, корзинка с плоскостными изображениями грибов, картинка- загадка «Что ты видишь?», тетради, цветные карандаши.

I . Организационный момент

1 . Логопед раздает детям по одной картинке с изображением грибов.

– Я загадаю вам загадки, тот, у кого окажется картинка-отгадка – сядет.

В лесу осеннем в сентябре Вот красивые грибы!

В скучный день дождливый, Сколько шляпок разных

Вырос гриб во всей красе, Среди высохшей листвы –

Важный, горделивый. Желтых, синих, красных!

Под осиной его дом, (сыроежки)

Шляпа красная на нем. (подосиновик)

Повезло так повезло – Ну, а это, на полянке

Грибов полное ведро! Ядовитые… (поганки)

Облепили целый пень,

Собирай, кому не лень! (опята)

Коричневой шляпкой приветствую вас.

Я скромный грибок безо всяких прикрас.

Под белой березкой нашел я приют.

Скажите-ка, дети, меня как зовут? (подберезовик)

Красная шляпка, на шляпке горошки,

Короткая юбка на беленькой ножке.

Красивый грибок, но тебя не обманет,

Кто знает о нем – его трогать не станет. (мухомор)

II . Основная часть.

2. Упражнение «Эхо»

– Мы с вами снова оказались в осеннем лесу. Немного заблудились и кричим «АУ». Девочки кричат громко, а мальчики тихо издалека отвечают: «АУ»

3. Игра «Корзинка с грибами»

– Давайте теперь сосчитаем сколько же грибов вы собрали.

Октябрь принес нам грибов урожай.

Соли, маринуй и в сметане их жарь,

Свари суп грибной, приготовь их с картошкой,

И в блюдо мясное добавь их немножко.

Богатством своим с тобой делится лес.

Спасибо за радость осенних чудес!

Дети считают грибы на зашумленной картинке.

4. Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,

Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

5. Дидактическая игра «Где сидит гусеница?»

На магнитную доску логопед закрепляет изображение гриба с гусеницей и задает вопросы:

– Где сидит гусеница?

– Куда спряталась гусеница?

6. «Упражнение «Подуй на грибок»

– У каждого из вас грибок. Назовите, что есть у гриба?

– Как мы ласково его назовем?

– В лесу поднялся сильный ветер. Подуйте на грибок.

7. Составление описательных рассказов о грибах.

Где растет?

Под каким деревом?

Строение.

Цвет, форма.

Величина.

В каком виде употребляем?

8. Игра с мячом «Один – много»

– Я буду бросать вам мяч и называть один предмет, а вы будете

говорить много.

Гриб – грибы поганка – поганки

Масленок – маслята сыроежка – сыроежки

Мухомор – мухоморы лисичка – лисички

9. Упражнение «Сложи гриб» (из палочек)

– Посмотрите на картинку, возьмите столько палочек, сколько вам понадобится для того, чтобы сложить такой же грибок.

10. «Математическая загадка»

– Я прочитаю вам загадку, но не простую. Вы послушайте и посчитайте, сколько грибов я нашла.
Только я в кусты зашла – подосиновик нашла,
Две лисички, боровик и зеленый моховик.
Сколько я нашла грибов? У кого ответ готов?

III. Окончание занятия

Кириллова Ю., учитель-логопед .

ТЕМА: “ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ”.

Цель:- расширение и активизация словаря.
Задачи: - образовывать множественное число существительных;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;

- закрепление понимания и практическое употребление в речи
предлогов;

- закрепление в речи глаголов: “искать”, “срывать”, “собирать”


Ход занятия:

1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук “здороваются”,
начиная с большего.)
средними пальцами по столу.)
большого.)
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.

2. Введение в тему . Игра “Прогулка в лес”. (Картинка с изобр. леса.)
Лес- это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы.
Собираемся в лес. “Кого ты увидишь в лесу?” или “Что ты увидишь в лесу?”
Дети отвечают: “Я увижу деревья. Я увижу кусты. Я увижу цветы. Я увижу зверей. Я увижу птиц. Я увижу грибы. Я увижу ягоды”.
Называем грибы (по картинкам)- белый гриб, подберезовик, сыроежка, опенок, лисички, подосиновик – съедобные грибы; мухомор, бледная поганка- ядовитые грибы.
Называем лесные ягоды (по картинкам)- брусника, малина, черника, клюква, голубика, ежевика, земляника.

3. Игра “Большой- маленький”
Гриб- грибок, грибочек ягода- ягодка
Дерево- деревце куст- кустик
Лист- листочек птица- птичка
Цветок- цветочек ветка- веточка.

4. Игра “Один- много”
Гриб- грибы ягода- ягоды
Дерево- деревья куст- кусты
Лист- листья птица- птицы
Цветок- цветы ветка- ветки
Сук- сучья ствол- стволы.

5. Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,

(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)

6. Игра “Что приготовим?”.
Из грибов- грибной суп
Из малины- малиновое варенье
Из черники- черничное варенье
Из земляники- земляничное варенье
Из клюквы- клюквенное варенье
Из брусники- брусничное варенье

7. Игра “Что это?”(закончить предложение и повторить его полностью).
Береза, осина, дуб – это…(деревья).
Орешник, шиповник, сирень – это…(кусты).
Ромашка, василек, незабудка – это…(цветы).
Опенок, сыроежка, мухомор – это…(грибы).
Комар, кузнечик, жук – это…(насекомые).
Кукушка, сова, орел – это…(птицы).
Заяц, лиса, волк – это…(дикие животные).

8. Игра “Мозаика” (из 6 треугольников выложить гриб).

9. Игра “Кто, где, откуда” (ответы на вопросы по картинке).
Где гусеница? И т.п.

10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Ответить на вопрос.
На поляне у дубка крот увидел два грибка,
А подальше, у осин, он нашел ещё один.
Кто ответить мне готов, сколько крот нашел грибков?

ТЕМА: “ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ”.

Цель: - развитие связной речи.
Задачи: - учить образовывать существительные род. падежа;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- закрепление в речи глаголов: “искать”, “срывать”, “собирать”;
- обучение пересказу;
- развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление.

Оборудование: картинки с изображением леса, грибов, ягод, мяч.
Ход занятия:

1. Орг. момент. Игра “Подскажи словечко ”.
Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый… (мухомор).

Посмотрите-ка, ребята, тут – лисички, там – опята,
Ну а это, на полянке, ядовитые… (поганки).

Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали заметных.
Собирай не мешкай, это… (сыроежки).
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук “здороваются”,
начиная с большего.)
В лес идем мы погулять. (обе руки “идут” указательными и
средними пальцами по столу.)
За черникой, за малиной, (Загибают пальчики, начиная с
большого.)
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем. (обе руки “идут” указательными и
средними пальцами по столу.)

2. Игра “Чего в лесу много?” (составление предложений)
Например: “В лесу много грибов. В лесу растут грибы”.
Гриб- грибы - много грибов ягода- ягоды –много ягод
Дерево- деревья - много деревьев куст- кусты – много кустов
Лист- листья- много листьев опенок - опята – много опят
Цветок- цветы- много цветов ветка- ветки – много веток.

3. Игра “Что приготовим?” (по картинкам)

Я приготовлю из грибов грибной суп.
Я сварю из малины малиновое варенье.
Я сварю из черники черничное варенье.
Я сварю из земляники земляничное варенье.
Я сделаю из клюквы клюквенный морс.
Я сварю из брусники брусничное варенье. И т.п.

4. Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил. (Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)

(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)

(Скачут стоя, “срывают” грибы.)

(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)

5. Обучение пересказу. Я.Тайц “По грибы”.
Бабушка с Надей собрались в лес по грибы. Дедушка дал им по лукошку и сказал:
- Ну–ка, кто больше наберет!
Вот они шли-шли, собирали-собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади-половинка. Надя сказала:
- Бабушка, давай меняться лукошками!
- Давай!
Вот они пришли домой. Дедушка посмотрел и говорит:
- Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала!
Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом:
- Это вовсе не мое лукошко… это вовсе бабушкино.
В: Почему Надя покраснела и ответила дедушке тихим голосом?

- Куда пошли Надя с бабушкой?
- Зачем они пошли в лес?
- Что сказал дедушка, провожая их в лес?
- Что они делали в лесу?
- Сколько набрала Надя и сколько набрала бабушка?
- Что сказала Надя бабушке, когда они пошли домой?
- Что сказал дедушка, когда они вернулись?
- Что сказала Надя?
Повторное чтение.
Пересказы детей.
Анализ рассказов.

6. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Ответить на вопрос.
Только я в кусты зашла – подосиновик нашла,
Две лисички, боровик и зеленый моховик.
Сколько я нашла грибов? У кого ответ готов?

(Старшая группа компенсирующей направленности)

Программные задачи:

1. Познакомить с образованием числа шесть и цифрой 6.

2. Развивать ориентировку в пространстве.

3. Актив. словаря: «учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами», «называть положение предмета – «рядом», «сбоку».

4. Закрепление представлений о времени (вчера, сегодня, завтра), навыка сравнения предметов по величине.

5.Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Образовательная область: «Познавательное развитие» (ФЭМП).

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое.

Познавательное развитие: активизировать мышление детей, ставить его перед необходимостью самостоятельно находить решение, используя имеющиеся знания.

Социально-коммуникативное развитие: побуждать детей к деятельности через организацию проблемных ситуаций, игровых моментов, поисковых вопросов.

Речевое развитие: развивать умение выражать свои мысли последовательно, вникать в суть полученной информации.

Физическое развитие: формировать осознанную потребность в двигательной активности.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя Деятельность

воспитанников

Ожидаемый результат
1 Ребята, какое сейчас время года? По каким признакам мы узнаем о наступлении осени?

Летят, летят дождинки,

Не выйдешь из ворот.

По вымокшей тропинке

Сырой туман ползет.

У погрустневших сосен

И огненных рябин

Идет и сеет осень

Душистые грибы! (Иван Демьянов "Летят дождинки")

Слушают. Создание положительного эмоционального фона занятия.
2 А теперь отправляемся по грибы в лес. Да не в простой лес, а в геометрический.

Игра «на лесной полянке»

Дети выполняют задание, а потом рассказывают, какие деревья растут на полянке, какие грибы можно на ней найти. Совершенствование умения узнавать и различать плоские геометрич. фигуры, конструктивных навыков. Воспитание навыков сотрудничества.
А теперь я буду собирать грибы, а вы будете их считать.

(Воспитатель собирает грибы, расставленные вне поля зрения детей, произнося слово «гриб», при находке каждого гриба.

Затем воспитатель предъявляет детям собранные грибы. (5)

Дети считают на слух.

дети считают их и выясняют, правильно ли они сосчитали слова.

Формирование умения считать на слух.
Посмотрите–ка, ребята, к нам за грибами прискакали белочки.

Сколько белочек? (5)

Хватит ли всем белочкам грибов?

Что можно сказать о количестве грибов и белочек?

Как это можно проверить? (С помощью счета и способами наложения и приложения.)

Проявление интереса к непосредственно образовательной деятельности.
Прибежала еще белочка.

Больше или меньше стало белочек? (больше)

На сколько? (на 1)

Сколько же белочек стало? (6)

Как мы получили число 6?

Чего больше? Меньше? (выставить на полотне цифры, обозначающие кол-во грибов и белок. И поставить знак неравенства между ними: 5<6) Объяснить написание знака- уголок показывает на меньшее число).

Работа в тетради, написание знаков. (с.5)

Хватит ли теперь грибов?

Что нужно сделать?

Как получили число 6?

Высказывают свои предположения, доказывают свою точку зрения. Закрепление умения уравнивать количество предметов путем прибавления.

Формирование графических навыков.

Динамическая пауза «На поляне дуб могучий»

На поляне дуб могучий

Ветви тянет прямо к туче.

(Встать на носки, потягивания – руки вверх.)

Он на ветках среди леса

Щедро желуди развесил.

(Наклоны вправо-влево с поднятыми руками.)

А внизу грибы растут,

Их так много нынче тут!

Не ленись и не стесняйся,

За грибами наклоняйся!

Раз – грибок и два – грибок,

Положи их в кузовок.

(Наклоны вперед, вправо, влево.)

Вот лягушка поскакала,

Здесь воды ей видно мало.

И квакушка бодро скачет

Прямо к пруду, не иначе.

(Прыжки из положения полуприсяда.)

Ну а мы пройдем немного.

Поднимаем выше ногу!

(Ходьба на месте).

Походили, порезвились

И на коврик опустились.

Дети выполняют движения согласно тексту Снятие напряжения.
3 Упражнение «Вчера, сегодня, завтра». Выполняют задание. Совершенствование умения узнавать и различать плоские геометр. фигуры.
Дидактическое упражнение «Сравни грибы».

Работа на ковре.

Выполняют задание. Формирование навыка сравнения предметов на глаз. Совершенствование навыка раскладывания предметов в возрастающем и убывающем порядке
5 А сейчас мы будем солить грибы на зиму.

Работа в тетрадях.

«Засоли грибы».

Дети выполняют задания. Умение ориентироваться по заданию, принятие задачи.
7 Рефлексия:

Предлагает рассказать о выполненных заданиях. Обобщить, рассказать чему научились на этом занятии.

Рассказывают о выполненных заданиях, о том, что нового узнали на занятии и чему научились. Проявление интереса и желание участвовать в развивающих играх математического содержания.

Существительные:

боровик, подосиновик, подберёзовик, мухомор, лисичка, сыроежка, гриб, ножка, шляпка, лес, поляна,

мох, пень, корзина, маслёнок, опёнок, моховик, груздь, рыжик, волнушка, поганка, грибница, чаща,

лукошко, грибник, клубника, смородина, крыжовник, малина, черника, брусника, морошка, клюква,

земляника, компот, варенье.

Глаголы:

расти, стоять, прятаться, краснеть, вырастать, варить, собирать, готовить, резать, сушить, солить,

мариновать, заблудиться, аукать.

Прилагательные:

белый, красный, рыжий, маленький, старый, съедобный, несъедобный, червивый, грибной (дождь, лето,

поляна, год), малиновый, клубничный, черничный, брусничный, клюквенный, морошковый, земляничный.

Наречия:

рядом, далеко, близко.

Пальчиковая гимнастика

КОРЗИНА С ЯГОДАМИ

Вот корзина - так корзина!

В ней крыжовник,

В ней малина,

И лесная земляника,

И садовая клубника,

Там брусника и черника!

К нам ты в гости приходи-ка!

Ягод, что найдём мы в ней,

Нет полезней и вкусней!

С . Васильева

(Изображают удивление, раз- водят руки в стороны.)

(Загибают пальцы, начиная с большого, одновременно

на правой и левой руках.)

(Делают приглашающий жест - движение руками на

себя.)

(Поочерёдно ритмично ударяют о кулак и ладонь о ладонь .)

Координация речи с движением « Мы идём в осенний лес»

Цели: учить координировать речь с движением, развивать творческое воображение, закреплять в речи

существительные - названия грибов, развивать мелкую моторику.

Мы идём в осенний лес.

А в лесу полно чудес!

Дождь вчера в лесу прошёл -

Это очень хорошо.

Будем мы грибы искать

И в корзинку собирать.

Вот сидят маслята,

На пеньке - опята,

А во мху - лисички,

Дружные сестрички.

«Подосиновик, груздок,

Полезайте в кузовок!

Ну, а ты, мухомор,

Украшай осенний бор».

И. Михеева

(Маршируют на месте.)

(Разводят руки в стороны, «удивляются».)

(Потряхивают ладонями обеих рук.)

(Хлопают в ладони.)

(Приставляют ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону.)

(Сводят руки перед собой - «корзина».)

(Загибают по одному пальцу на обеих руках

одновременно на каждое название грибочка.)

(Делают манящие движения руками.)

(Грозят указательным пальцем правой руки .)

Скороговорка

Цели: развивать общие речевые навыки: чёткость дикции, правильное звукопроизношение, правильное

Ход игры. Воспитатель предлагает детям соревнование: кто быстрее и правильнее произнесёт скороговорку.

У пеньков опять пять опят.

Диалог

Цель: развивать общие речевые навыки, работать над интонационной выразительностью речи.

Мы с тобой шли?

Шли.

Подберёзовик нашли?

Нашли.

Я тебе его дал?

Дал.

Ты его взял?

Взял.

Так где же он?

Кто?

Подберёзовик.

Какой?

Мы с тобой шли?

Шли.

И т. д.

Игра «Кто заблудился?»

Цели: развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Представьте, что мы с вами пошли в лес, кто-то заблудился и кричит «Ау!».

Один из детей поворачивается спиной к остальным. Дети по очереди произносят «Ау!» с разной

Игра «В лесу»

Цели: активизировать и обогащать словарь детей по лексической теме «Грибы».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать рассказ и дополнить его. Можно выставить перед

детьми картинки с изображением грибов.

Наступила осень. Зайдёшь в лес и ахнешь. Деревья в золотом уборе стоят, сквозь ветви пробиваются

солнечные лучи. Посмотришь вокруг и поймёшь - не зря говорят, что осенний лес дарами

богат. Вот под осинкой мелькают красные шляпки. Это дружная семейка. А под берёзкой стройные (...)

стоят. Зайдёшь дальше в лес и увидишь рыжие шляпки во мху. Раздвинешь мох руками, а там

сестрички - (...) притаились. А это что за грибочки на пенёчке сидят? Опытный грибник сразу

поймёт, что это (...). Но тому больше всех повезёт, кто в глубине лесного бора самый важный гриб

отыщет - (...).

И. Михеева, С. Чешева

Игра « Какое варенье ? Какой компот?»

Цели: развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование

прилагательных с существ ительными).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы девочки Кати. Необходимо следить за

правильностью употребления окончаний (малиновое варенье, малиновый компот).

Осень - время заготовок. Катя с бабушкой решили запастись на зиму сладким вареньем и

ароматным компотом. Рано утром они пошли в лес за ягодами. Путь предстоял неблизкий.

Бабушка, - спрашивала Катя. - Если мы малину соберём, какой компот получится? (...) А варенье

какое? (...)

А вдруг чернику найдём, - продолжала размышлять Катя.

Какой компот получится? (...) А варенье какое? (...)

Ну, а если брусника нам попадётся? Какой компот сварим? (...) А какое варенье? (...)

Моё любимое варенье из клюквы. Отгадай, какое? (...)

А компот я люблю из морошки. Отгадай, какой? (...)

Так незаметно подошли бабушка со своей внучкой к полян ке, на которой видимо-невидимо было ягод земляники.

Какой компот сварит бабушка? (...) А какое варенье? (...)

С. Чешева

Игра «Лишняя ягода»

Цели: учить узнавать знакомые ягоды, закреплять названия ягод и закреплять понятия «лесные» и

«садовые ягоды»; тренировать в определении наличия звука [а] в слове и его места в нём

(начало, середина, конец), развивать зрительное внимание.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми картинки с изображением ягод (например: клюква,

черника, клубника), просит назвать ягоды и сказать, какая ягода лишняя. Воспитатель просит каждого ребёнка

объяснить свой выбор.

Например:

Лишняя клубника, т. к. она - садовая ягода, а все остальные - лесные.

Ребёнок определяет, есть ли в названии ягоды звук [а] и в какой части слова он находится.

Слова: брусника, клубника, малина, земляника, клюква, смородина, черника, крыжовник.

Игра «Составь схему»

Цели: закреплять навык анализа предложений на слова.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать предложения, сосчитать количество слов и

начертить схемы. Напоминает , что в предложениях могут встретиться « маленькие слова» - предлоги.

Например:

Осенний лес богат дарами.

На лесной полянке много земляники. Под еловой веткой спрятался боровик. На болоте поспела кислая клюква.

Игра «Собери грибы»

Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить подбирать слова на заданный звук.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми коробку с написанной на ней буквой «н» и предлагает

детям положить в неё только те грибы (муляжи, картинки), в названии которых есть звук [н].

Слова: опёнок, маслёнок, подосиновик, волнушка.

Загадки

Цели: развивать слуховое внимание, слуховую память, учить связному монологическому высказыванию

(толкование загадки).

Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл.

Остальные дополняют. Затем все вместе разучивают любую загадку.

Коричневой шляпкой приветствую вас.

Я скромный грибок безо всяких прикрас.

Под белой берёзкой нашёл я приют.

Скажите-ка, дети, меня как зовут?

(Подберёзовик)

В лесу осеннем в сентябре

В скучный день дождливый

Вырос гриб во всей красе,

Важный, горделивый.

Под осиной его дом,

Шляпка красная на нём.

Многим этот гриб знаком.

Как его мы назовём?

(Подосиновик )

Красная шляпка, на шляпке горошки,

Короткая юбка на беленькой ножке.

Красивый грибок, но тебя не обманет,

Кто знает о нём - его трогать не станет.

Всем людям известно уже с давних пор

Что ядом наполнен гриб... (мухомор).

Текст для пересказа

Митька набрал столько грибов, что ему нельзя было донести домой. Он сложил их в лесу. На заре Митька

пошёл взять грибы.

Грибы унесли, и он стал плакать. Мать ему сказала:

Что плачешь? Или наши лепёшки поели кошки?

Тогда Митьке стало смешно, он тёр по лицу слезу и сам смеялся.

Л. Толстой

Вопросы:

Почему Митя оставил грибы в лесу?

Что случилось утром?

Что сказала мама?

Текст для пересказа

БРАТ И МЛАДШАЯ СЕСТРА

Санька и его младшая сестричка Варя идут из лесу. Набрали земляники, несут в кузовках.

Моя бабушка поглядела и посмеивается:

Что ж ты, Саня... Маленькая Варя больше тебя набрала!

Ещё бы! - отвечает Санька. - Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.

Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.

Что ж ты, Саня, - говорит бабушка. - Маленькая-то больше набрала.

Ещё бы! - отвечает Санька. - Она к земле ближе, вот и набрала.

В третий раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать. И я пошёл вместе с ними.

И вдруг вижу, как Санька незаметно от Вари подсыпает ей ягоды в кузовок. Варя отвернётся, а он возьмёт и

подсыплет...

Идём обратно. У Вари ягод больше, у Саньки - меньше.

Встречается бабушка .

Что ж ты , - говорит , - Саня ... Малина-то высоко растёт! Тебе легче дотянуться, а Варя больше набрала!

Ещё бы! - отвечает Санька. - Варя у нас молодец,

Варя у нас работница. За ней не угонишься.

По Э. Шиму

Вопросы:

Что несли в кузовках Санька и Варя?

Что сказала бабушка?

Что ответил Санька?

Что Саня и Варя собирали в лесу во второй и в третий раз?

Что Санька каждый раз отвечал бабушке?

Как ты думаешь, почему Санька подсыпал Варе ягоды?