Какие скульптуры украшают храм эрехтейон. Эрехтейон – таинственная святыня Акрополя. Полезная информация для туристов

Адрес: Греция, Афины, Афинский Акрополь
Начало строительства: 421 год до н. э.
Окончание строительства: 406 год до н. э.
Архитектор: Мнесикл и Фидий
Координаты: 37°58"19.6"N 23°43"35.5"E

Если рассматривать наиболее значимые для древних греков храмы, то, безусловно, главным из них является легендарный Парфенон .

Вторым по своему значению является Храм Эрехтейона или, как его называют проще многочисленные гиды, проводящие экскурсии по Афинам, - Эрехтейон . Как и большинство древних памятников архитектуры, находящихся в столице Греции , храм Эрехтейона сильно пострадал от многочисленных войн и разграблений.

Вид на храм с юго-запада

Неумолимый ход времени также сказался на величественном здании, от которого до наших дней сохранились лишь развалины. Как известно из истории, в Парфеноне все жители Афин возносили свои молитвы богам, а вот Храм Эрехтейона был предназначен для таинственных обрядов и жертвоприношений, которые проводились исключительно жрецами, имевшими в Афинах практически безграничную власть. Именно по этой причине все историки практически единогласны во мнении, что Эрехтейон, расположенный на Акрополе, немного севернее Парфенона, был для населения Афин священным местом, в котором находилась огромная статуя покровительницы города Афины Паллады.

Многие туристы, приехавшие посмотреть достопримечательности Греции, ошибочно считают, что Храм Эрехтейона был посвящен культу богини Афины. В этом, несомненно, есть доля истины, однако по некоторым документам, летописям и описаниям, дошедшим до наших дней, а также согласно результатам археологических раскопок, можно сделать определенный вывод: в храме жрецы приносили дары не только Афине, но и Посейдону, и самому Эрехтейону.

Вид на западный фасад храма

«Откуда же появилось название храма? В честь какого события построено, второе по своей значимости, святилище Акрополя? Какие обряды, скрытые от глаз афинян, проводили в его стенах жрецы, и какие святыни хранились в Эрехтейоне?», - вот большинство из тех вопросов, которые задают гидам и историкам. Увы, о внутреннем убранстве великого храма можно говорить только опираясь на описания древних путешественников. Как известно, в древние времена Афины были предметом раздора между многочисленными захватчиками, а когда город практически опустел, он стал настоящей «находкой» для охотников за ценностями и мародеров. Поэтому развалины Эрехтейона и его интереснейшая история, которая, как и все в Греции , окутана многочисленными мифами и легендами - все, что осталось для современного поколения.

Происхождение названия и мифы, связанные с храмом Эрехтейона

Многие наверняка знают, что столица современной Греции, согласно древнему мифу, получила свое название от имени древней языческой богини. Она вела спор с Посейдоном за право покровительствовать древнему греческому городу. В месте, где Посейдон с огромной силой ударил своим трезубцем в землю, а Афина Паллада показала горожанам прекрасное оливковое дерево, и был построен Храм Эрехтейона .

Вид на храм от Парфенона

Однако этот миф нисколько не объясняет происхождения названия древнего святилища. А если точнее, то не объясняет название храма, которое дошло до наших дней. Дело все в том, что после своего возведения, храм был посвящен Афине, и древние горожане называли его «храмом, в котором хранится древняя, величественная статуя покровительницы города». Только после того, как Афины стали частью Великой Римской Империи, храм стали называть, как и сейчас - Эрехтейон.

С чем было связано изменение названия храма, современные историки объяснить не могут. Однако существует еще один миф, который хоть как-то «проливает свет» на вопрос: «Почему древний храм, посвященный богине Афине, стали называть Эрехтейон?». В легенде, появившейся, скорее всего, уже при римлянах, довольно запутанно рассказывается о героях Эрехтее и Эрихтонии. Правда, не совсем понятно, два это героя, или один, который просто имел не одно имя. Вот здесь историки и не могут прийти к единому мнению: одна их часть говорит о том, что храм построен в честь Эрихтония, а другая часть утверждает, что Эрехтей был сыном отважного Эрихтония и сам совершил немало подвигов, и именно в его честь назван храм.

Вид на колоннадe ионического ордера

Эти версии настолько запутанны и настолько неправдоподобны, что углубляться в них не имеет никакого смысла. Гораздо проще объяснить название Храма Эрехтейона еще одним древним мифом, который появился в Афинах задолго до «римского времени».

Древний миф гласит, что храм назвали в честь царя Афин Эрихтония, который не был человеком. Он был плодом любви «трудолюбивого» бога Гефеста и Геи. Богам, как известно из древнегреческих мифов, «было не до воспитания детей». Поэтому Афина (!) отдала младенца, закрытого в ларце (!), трем дочерям Кекропа и, при этом, запретила им заглядывать внутрь. Как должен был расти ребенок в ларце, остается загадкой, но две девушки не выдержали и, все же, открыли замок. Они увидели внутри ларца, переданного Афиной, очаровательного младенца, от которого исходил божественный свет, а его покой охраняли две змеи. От открывшегося зрелища две сестры лишились разума и, подбежав к краю скалы Акрополя, бросились вниз. Эрихтоний быстро вырос и стал править древними Афинами. Этот миф дает наиболее достоверное объяснение происхождению названия храма. Кроме этого, в самом храме некогда находилась могила царя, да и в западной его части, совсем рядом с алтарем бога морской стихии Посейдона, существовало небольшое святилище правителя города.

Вид на южный фасад храма

Строительство Храма Эрехтейона

Существуют документы, четко определяющие временной отрезок, во время которого строился Храм Эрехтейона. Его возведение началось практически сразу после смерти великого Перикла в 421 году до нашей эры. Величественное здание на Акрополе было полностью построено к 406 году до нашей эры. Как известно из древнейшей истории, именно тогда начался, так называемый, период упадка, некогда могущественных и влиятельных, Афин.

Как уже говорилось выше, Храм Эрехтейона был построен на месте, где в далекие времена поспорили между собой Посейдон и прекрасная Афина . В отстроенном храме находился алтарь повелителя водной стихии, есть описания, согласно которым можно сделать вывод: на одной из внутренних стен находилась гигантская трещина, оставленная трезубцем Посейдона, а кроме этого, в Эрехтейоне жрецы могли видеть колодец с морской водой. Этот колодец построили на месте, где из-под земли бил соленый ключ, который показал афинянам Посейдон. Прямо перед храмом росло оливковое дерево, то самое, которым и удивила царя Кекропа и афинян Афина Паллада. По преданиям, еще до начала строительства храма, в 480 году до нашей эры дерево сожгли, однако оно чудесным образом вновь появилось и украшало собой вход в Храм.

Вид на портик кариатида

Интересно и то, что архитектор, имя которого неизвестно, разработал план Храма Эрехтейона, построенного в ионическом стиле, таким образом, что место, где ударил трезубцем Посейдон, находилось под открытым небом. Согласно мифу, боги запретили накрывать это место.

Стоит отметить, что неизвестному архитектору и многочисленным строителям, задействованным в возведении Храма Эрехтейона, пришлось приложить массу усилий, чтобы здание было устойчивым. Дело все в том, что храм является многоуровневым, этот факт не говорит о гениальности архитектора, а скорее всего, является доказательством того, что у древних греков не было технологий, позволяющих сравнивать скалистую местность.

Храм Эрехтейона отличался от множества других храмов не только тем, что в него имели доступ только жрецы, но и тем, что имел два входа. Один из них вел в святилище Афины, где и возвышалась ее гигантская статуя (по свидетельствам очевидцев того далекого времени, выполненная из дерева), а второй, к святилищам Эрехтея и Посейдона. Удивительно и то, что Эрехтейон построен на «священном» месте. До начала работ здесь возвышались святилища и другие храмы, которые со временем разрушались или их попросту уничтожали грабители.

Кариатиды

Архитектура и история храма Эрехтейона

Древний храм, который открылся для афинских жрецов еще в 406 году до нашей эры, стоит на фундаменте размером 23,5х11,6 метров. Его популярность среди туристов обусловлена тем, что каждый его фасад уникален в своем роде. Это объясняется тем, что в храме прославляли не одного языческого бога и не одного афинского царя. У западного фасада Храма Эрехтейона находится (правильнее сказать, находилась) могила царя Кекропа, который был человеком-змеей.

Со стороны западного фасада и росло то самое знаменитое оливковое дерево, которое явила Афина Паллада. Более того, оно растет и в настоящий момент, правда, божественного происхождения оно уже не имеет: его посадили реставраторы в начале 20-го века.

Даже в наше время можно увидеть, известный любому ценителю памятников истории и архитектуры, портик кариатид. Все без исключения гиды, водящие свои группы среди руин древнего храма, говорят, что именно этот портик и является самой главной достопримечательностью Эрехтейона . Шесть скульптур прекрасных девушек поддерживают перекрытие. Многие современные скульпторы говорят, что кариатиды выполнены на таком высоком уровне, что кажется, будто в любой момент сильная дева, ростом два метра и тридцать сантиметров, сойдет с цоколя.

Кессонный потолок северного портика

Увы, руки девушек были разрушены, однако историкам, все же, удалось узнать, как они выглядели в далеком прошлом! Помогла им в этом находка в… Италии . На вилле Адриана удалось найти копии сильных дев, поддерживающих перекрытие портика! Оказывается, одной рукой они поддерживали свои одежды, а во второй руке держали, так называемый, жертвенный кувшин - фиал. Кстати, не все шесть кариатид являются подлинными, одна из них «подделка», точнее - копия, выполненная реставраторами. Оригинал украл англичанин еще в 19-м веке, приехавший в Афины поживиться древними реликвиями.

Греция — это не только удивительно красивая страна, жителей которой круглый год согревает теплое ласковое солнце, но ещё и колыбель древней античной цивилизации. Она является родиной демократии, олимпийских игр, греческих богов и многих классических жанров искусства.

По сути дела, именно здесь за тысячи лет до появления христианства зародилась западная цивилизация.

Но самой яркой достопримечательностью города является Акрополь, возвышающийся в самом сердце Греции — Афинах.

Среди всех построек Акрополя особого внимания заслуживает Эйрехтеон. Он считается одним из самых странных античных зданий, которые были возведены когда-либо. Более подробно о нем — чуть ниже, а пока — кратко об Акрополе.

Акрополи были во всех античных городах. Так называлась высокая укрепленная точка, украшенная храмами, возведёнными в честь греческих богов.

Но именно афинский акрополь ещё с древнейших времен считается классическим примером городской крепости мира эллинов.

Весь комплекс сооружений Акрополя находится на скале с плоской вершиной, высотой в 156 метров. Впервые люди поселились здесь около 6 тыс. лет назад. В XIII в. до н. э.

Акрополь был укреплен толстыми каменными стенами, создание которых, согласно древнегреческим легендам, приписывают сверхъестественным существам-киклопам.

Поначалу на вершине скалы обитал правитель и располагался ряд государственных учреждений. В 480 г. до н.э. Акрополь был разрушен персами. А после победы над ними, греки, под руководством величайшего правителя того времени Перикла начали его восстановление. Заново были отстроены все храмы и статуи, превосходящие прежние величественностью и совершенством.

Именно с этого момента Акрополь приобретает исключительно культовую функцию. С развитием христианства внешний вид комплекса претерпел изменения, но в целом не потерял своего первоначального облика.

Эйрехтеон

Акрополь и в наше время представляет собой мудрость древних, которая нашла воплощение в камне. Основными зданиями Акрополя являются: храм богини Афины, Храм богини Ники и дворец в честь Афины и Посейдона (Эйрехтеон). Последний заслуживает особого внимания благодаря своей многофункциональности и необычности построения.

Эрехтейон считается одним из самых странных античных зданий, которые были возведены когда-либо. Архитектор этой постройки неизвестен до сих пор.

Именно с Эрехтейоном связано предание о знаменитом споре богини войны и победы — Афины и бога морей — Посейдона.

По легенде они спорили о том, кто будет покровителем нового города — Афин, созданного мифическим существом — Кекропом (являвшимся прародителем всех жителей Аттики). Считается, что он похоронен у подножия храма.

Победила в этом споре Афина. Именно она сделала новому городу дар — оливковое дерево, которое по сей день является символом города. Посейдон же подарил Афинам источник, вода которого оказалась соленой и непригодной для питья.

У Кекропа, по преданиям, был приемный внук-Эрехтей, переданный в коробке его дочерям. Им был велено коробку не открывать. Но любопытство победило. Взору их предстал божественный младенец, охраняемый двумя божественными змеями.

Девушки сошли с ума от увиденного и кинулись со скалы вниз. Именно в честь Эрехтея и назван этот необычный храм.

По сути, весь храм посвящён легендам о божественном происхождении Афин и выбору их покровителя.

Храм поражает своим великолепием и необычностью построения. Он возведён на двух уровнях скалы и по этой причине здание абсолютно ассиметрично.

Ещё одна уникальность строения заключается в четырёх, непохожих друг на друга фасадах, каждый из которых имеет свое отдельное назначение. Именно из Эрехтейона взято множество идей европейской архитектуры. Даже большее, чем из Парфенона. Главной ценностью для европейцев стала асимметричность здания.

Строился Эрехтейон не одномоментно, а в период с 421 по 406 г. до н.э. Столь долгий период строительства связан с греко-персидской войной. У здания имеются два входа, которые украшают гигантские порталы дверей греческого времени. Соответственно — у каждого входа своя функция.

Северная сторона Эрехтейона

С северной стороны- это храм Афины Полиады (Афины-градодержательницы). Внутри этой части здания хранилась деревянная статуя богини Афины, высеченная из священного оливкового дерева.

Древние эллины полагали, что статую изготовили для них сами боги, поэтому во время языческих праздников её облачали в священную мантию (пеплос), изготовленную жрицами храма. Здесь же проводились самые важные таинственные обряды, посвящённые покровительнице города.

Западная сторона Эрехтейона

С западной стороны находится ещё один вход в здание. Она представлена полуколоннами, идущими не от самой земли.

И если в Парфеноне колонны действительно поддерживают крышу, то здесь они носят чисто декоративную функцию. Благодаря им, во всем здании, если наблюдать его, отойдя на десяток метров, наблюдается очень странная, но в тоже время завораживающая разница в уровнях.

Именно здесь находится легендарный отпечаток трезубца Посейдона, извлёкшего для Афин источник воды, и отпечаток удара молнии Зевса, разрешившего спор богов.

Во внутренней части храма, рядом с алтарём Посейдона, находилось святилище Эрехтея. А чуть поодаль алтари Гефеста и Бута. Бут являлся богом ремесла и братом Эрехтея. Гефест же был покровителем кузнечного дела.

Южная сторона Эрехтейона

Интересное решение имеет южная сторона Эрехтейона, представляющая собой глухую стену с небольшим боковым портиком.

Вместо традиционных колонн, крышу портика поддерживают женские фигуры. Если присмотреться, то можно отметить, что левые и правые кариатиды (такое название получили эти статуи уже в византийское время в честь необыкновенно красивых женщин города Кария), представляют собой зеркальное отображение друг — друга.

Статуи являются просто шедевром архитектурного искусства. Создаётся впечатление, что девушки готовы вот-вот сойти со своего постамента, настолько живо и реалистично они выполнены.

Руки кариатид не сохранились. И до середины XIX века ученые не знали, как выглядел полностью первоначальный облик этих великолепных дев.

Но в 1852 году в Англии были найдены их миниатюрные копии, благодаря которым выяснилось, что в одной руке находился сосуд для жертвоприношений, а другой девушки придерживали край своей одежды.

Ученые предполагают, что прообразами кариатид послужили жрицы храма богини Афины. Лица дев обращены в сторону дороги, по которой проходили религиозные шествия, посвящённые покровительнице города.

Восточная сторона Эрехтейона

Восточная сторона тоже весьма необычна в своем оформлении.

С восточной стороны храм украшен длинными тонкими колоннами с легкими декоративными поясами в верхней части, характерными только для Эрехтейона. Они создают разительный контраст с колоннами, стоящего рядом Парфенона, которые гораздо ниже и массивнее.

Поэтому у нас возникает совершенно другое ощущение изящества при посещении Эрехтейона.

Открывает завесу тайны средневековый свидетельствуют — этот великолепный дворцовый комплекс в Вене по праву входит в десятку мест, куда хочется возвращаться снова и снова.

К сожалению, внутренне убранство Эрехтейона не дошло до наших дней, поскольку в VII веке его попытались преобразовать в христианский храм, в связи с чем большая часть языческих сооружений была разрушена или вывезена.

Таким образом, это небольшое по своим размерам строение объединило несколько святилищ, посвящённых древним античным богам и героям греческого эпоса.

Полезная информация для туристов

У всех зданий Акрополя, в том числе у Эрехтейона, великолепная вечерняя подсветка. Поэтому если Вы посетите эту достопримечательность вечером, у вас будет великолепная возможность сделать очень впечатляющие фото.

Сегодня часть элементов Эрехтейона, в том числе и кариатиды, заменена копиями. Оригиналы Вы можете посмотреть в музее Акрополя.

Как добраться до Эрехтейона

Легче всего добраться до Акрополя на метро. Это можно сделать практически из любой части города. Станция находится на красной ветке и носит одноимённое название. Чтобы было легче сориентироваться, учтите, что это следующая после Синтагмы станция.

Если Вы располагаете достаточным количеством времени и находитесь в центре Афин — пройдитесь пешком. Если идти прямо и никуда не сворачивать по большой пешеходной улице, носящей название Dionysiou Areopagitou, то неизбежно выйдете прямо к Акрополю.

Часы работы и цены

Стоимость входа в Акрополь составляет 12 евро. Часы посещения зависят от времени года и дня недели:

  • Летний период: с 8.00 до 19.30. В понедельник с 11.00 до 19.30.
  • Зимний период: с 8.00 до 15.30. без выходных.

— один из значимых памятников Древнегреческой архитектуры. Он входит в ансамбль афинских храмов и расположен в Акрополе. Построен был примерно в 400 г. до н.э. Это величественное сооружение архитекторы Древней Греции посвятили не только богине Афине, но и Посейдону, а также царю Эрехтею.

Примечательны в этом строении кариатиды. Это выполненные из камня жрицы храма. Фигурки этих женщин не имеют аналогов в Древнегреческой культуре, равно, как не встречаются ни в одной стране мира. Но похожие изваяния можно наблюдать в других культурах. Позже такой стиль в архитектуре получил широкое распространение по всей Европе.

Дословно - «происходящие из Кария» (местечко в Древней Греции в районе Лаконики). Своеобразные балки-опоры представляют собой задрапированные женские изваяния в классическом греческом стиле. Кариатиды прислонены к стенам и немного из них выступают.

Кариатиды очень похожи на колонны или вертикальные опоры. Изобретение кариатид приписывают исключительно греческим архитекторам. Легенда гласит: в городе Кария местные девушки в честь праздника Артемиды устраивали необычные танцы. Для этого они на свои головы водружали корзинки с фруктами. Похожий вид - девушки с корзинами на головах, имеют и изваяния храма Эрехтейона.

Этот грандиозный монумент Акрополя считается вторым по величине. В Древнегреческой культуре его называли главным храмом, посвящнным Афине. Как известно, ее культ чтили в Греции повсеместно. Наиболее публичным был храм Парфенон . Эрехтейон же почитался как храм жрецов богини. Именно в нем регулярно совершали важные религиозные обряды, которые основывались на исключительном поклонении Афине.

В одном из святилищ Эрехтейона находилась старинная скульптура Афины. В храме было огромное количество помещений и комнат, в которых проводили молебны или хранили реликвии, связанные с верховной жрицей.

Кто создал храм Эрехтейон до сих пор не известно. Но многие исследователи говорят о Мнесикле. Ученые проводят аналогии в планировке Эрехтейона с известным храмом Пропилеем - детищем Мнесикла. Но достоверность этой информации не подтверждена. Большинство исследователей склонны считать, что храм создали Древнегреческие архитекторы Архилох и Филокл.

Есть легенда, которая говорит о том, что возведение храма было начато неспроста. Именно на месте, где он стоит, поспорили когда-то Посейдон с Афиной. Они делили превосходство. В одной из комнат храма есть след, якобы сделанный трезубцем Посейдона. Именно так он выразил свою ярость в споре с Афиной. Некогда этот след находился в открытом доступе, но позже, когда был выстроен храм, он оказался в одном из помещений.

Неподалеку от Эрехтейона находится вход в пещеру. По легенде, в ней жила змея Афины. Животное считалось священным. Она охраняла городок и царя Эрехтея. Кстати, храм назван в честь него. Но так его стали именовать не сразу. Изначально греки называли его храмом Афины, поскольку именно она покровительствовала жителям. Называли его и «храмом, в котором хранится старинная статуя богини». Эрехтейоном его назвали в римском периоде. Одна легенда говорит об Эрехтейоне, как о сыне царя Эрехтея, другая гласит о том, что так именовали самого владыку и в честь него назвали храм. Согласно Древнегреческой мифологии, Эрихтоний - потомок бога огня. Его воспитала Афина. Она передала младенца в закрытом ларчике Герсе и Аглавре - дочерям правящего тогда короля. Богиня строго запретила девушкам смотреть на младенца, но девы не послушались ее, любопытство пересилило и, взглянув на малыша, они потеряли рассудок. В ужасе принцессы бросились с самой высокой горы и разбились насмерть. А Эрихтоний стал царствовать, как только вырос и возмужал.

Каждую из сторон Эрехтейон обрамляет неповторимое каменное кружево. Древние греки поистине были настоящими мастерами. Совершенство, убранное в камень. Каждая деталь отточенная и утонченная. На одной из сторон здания можно различить картины по сюжетам из Древнегреческой мифологии. Они касались исключительно Эрехтея. Фигуры крепились к зданию уже после того, как скульпторы изваяли их. Большинство из них сделано из светлого мрамора. Некоторые детали покрывали позолотой.

Не только время, но и люди разрушали этот храм. Его периодически реставрировали и перестаивали. Так, в византийский период здесь была церковь христиан. Но когда турки захватили эти земли, в Эрехтейоне находился гарем. Серьезной реставрации Греки подвергли его только в середине 19 века, а в начале 20 в. был восстановлен портик кариатид и вся западная часть Эрехтейона.
Статуи, поддерживающие потолок

Основание здания Эрехтейона - прямоугольное. Длинна его составляет чуть больше 23 метров, ширина - почти 12. Каждая из сторон храма неповторима. Любой из фасадов выглядит по-иному. В западной части строения, там, где находится могила первого правителя Аттики, размещаются всемирно известные кариатиды. Почти трехметровый цоколь удерживает 6 статуй девушек. Они равномерно расставлены по периметру и своими фигурами поддерживают перекрытие. Рост этих девушек довольно высокий - более 2 метров. Статуя, которая стоит в левой части портика, является зеркальным отражением девушки, стоящей в правой его части.

Мастерство скульптора поражает культурологов всего мира. Выглядят девушки довольно естественно и жизнеутверждающе. Рослые дамы весьма величественны. Их головы гордо подняты. Их прекрасные лица украшают богатые шевелюры.

Кариатиды очень спокойны и созерцательны. Стоят прекрасные девы в обыкновенной для тех времен позе - на одной ноге, немного согнув вторую. Но в каком виде находились руки кариатид, до некоторого времени было не известно. В результате многочисленных разрушений храма, даже письменные свидетельства о том, как выглядели руки дев изначально, исчезли.

В середине 19 века на одной из итальянских вилл, точнее на ее развалинах, были обнаружены каменные копии древнейших кариатид. Только благодаря этой уникальной находке, археологи поняли, что одной рукой дамы придерживают свои одежды, а в другой находится кувшин, который используется в ритуале жертвоприношения.

Ученые-культурологи высказывают мысль о том, что девушки-кариатиды - представительницы самых знатных и высокочтимых афинских семей. Аррефоры - так называли служительниц культа Афины, избирались по особому принципу. Их делом было создание священного одеяния Афины, статую которой (она хранилась в Эрехтейоне) каждый год наряжали по-новому.

В середине 19 века кариатиды подверглись чудовищному вандализму. Одну из фигур захотел иметь у себя англичанин, лорд Эльджин. Он выломал каменную деву и увез безвозвратно. Сейчас на ее месте находится точная копия, которую греки создали с огромным трудом. Девы стоят на своих постаментах без рук, да и сами фигуры довольно сильно повредило время. Несмотря на это, кариатиды считаются наивысшим пилотажем мастерства Древнегреческих скульпторов. Спустя многие века они так и не растеряли своего обаяния и сохранили свою неповторимую красоту.

    Понятие о красоте в Древней Греции

    Красота по-гречески. Такое понятие, как прекрасное тело, греки перевели не только в наглядные изображения в виде статуй, картин, рисунков, набросков, но и математические значения

    Что привезти из Греции

    Если вы собираетесь провести свой отпуск в солнечной Греции, то, конечно же, лучше заранее знать, что конкретно можно привезти в качестве сувениров домой. В этой статье мы расскажем вам о самых популярных греческих сувенирах и товарах, которыми вы с удовольствием порадуете себя и своих близких. А еще вы сохраните свои драгоценные нервы, заранее зная, обо всех тонкостях греческих продуктов и сувенирных товаров.

    Достопримечательности римского периода в Салоники, Ротонда

    Ротонда (также известна как церковь Св. Георгия)– массивное круглое здание, которое было первым римским мавзолеем, христианской базиликой, мечетью, а сегодня является музеем. Его интерьер оформлен раннехристианскими мозаиками, а снаружи стоит единственный сохранившийся минарет в городе. Здание было построено по приказу римского императора Галерия в 305 году н. э. Вероятно, она был предназначена, чтобы быть его мавзолеем, но никогда не использовалась в качестве него. Ротонда Галерия в Салоники был преобразована в христианскую церковь в конце 4-го века или в середине 5-го.Дату преобразования мавзолея в церковь трудно определить. В этот период были построены многие величественные церкви города в Салоники, и поэтому логично, что именно в этот период Ротонда была преобразована в базилику. Тем не менее, классический стиль и раннехристианские темы мозаик привели других ученыхк выводу, что Ротонда была переоборудована в церковь, возможно, под патронажем императора Феодосия Первого (379 год н. э.).

    Что такое химера?

При постепенном переходе от первой ко второй группе архитектурных картин Эрехтейона очень важную роль играют два мотива, из которых каждый составляет часть обеих групп картин. Оба мотива взаимно проникают друг в друга, и каждый из них в известный момент поочередно выступает на первый план и воспринимается с некоторых точек как самостоятельный мотив на фоне остальных частей Эрехтейона. Эти два мотива - портик кариатид и гладкая южная стена.

Портик кариатид

Когда зритель покидает точку, с которой видна первая архитектурная картина, и продолжает свой путь на восток, на него наступают под прямым углом к основному направлению его движения фигуры девушек. Как композиционно, так и по содержанию портик кариати д имеет ясно выраженную переднюю сторону и построен фронтально. Зритель доходит до той точки, где он оказывается против середины портика кариатид. Портик выделяется на фоне остальных форм Эрехтейона как самостоятельная композиция, замкнутая, симметричная и законченная, притягивающая к себе зрителя. Последний отклоняется от дальнейшего движения вокруг Эрехтейона и подходит ближе к маленькому портику кариатид, чтобы лучше его рассмотреть и разобраться в деталях.

Подойдя совсем близко, зритель обнаруживает множество мельчайших оттенков формы и тончайших деталей в фигурах девушек, архитектурных обломах постамента, на котором стоят фигуры, в капителях- корзинах и антаблементе, который они несут. Все эти тончайшие и нежнейшие детали носят характер ювелирной работы, сильно отличаются от скомпонованных крупным планом обломов Парфенона и рассчитаны на рассмотрение с ближних точек. Это составляет отличительную особенность архитектуры Эрехтейона и не встречается в более ранних произведениях классической греческой архитектуры, которые все рассчитаны на среднюю точку зрения. На южной стене Эрехтейона, в верхней ее части также имеются мельчайшие орнаментальные детали, которые тоже могут быть рассмотрены - с их очень плоской и нежной резьбой - только с близкого расстояния.

Подходя ближе к портику кариатид, зритель видит одновременно с ним также и южную стену и воспринимает контраст между кариатидами и южной стеной. Когда внимание зрителя, вплотную подошедшего к портику, сосредоточивается на кариатидах, южная стена становится невидимой.

Формы Эрехтейона контрастируют с формами Парфенона и вообще классического греческого периптера также и в том смысле, что многие из них примыкают к архаическим архитектурным типам и формам. Так, в главной части здания совмещены торцовые стороны простиля в восточном портике и антового храма, своеобразно переработанного, в западном портике. Кариатиды тоже являются мотивом, характерным для периода архаики, и встречаются, например, в сокровищнице сифносцев в Дельфах , а также и в других архаических постройках.

Очень поучительно сравнение друг с другом отдельных кариатид и их общей композиции в сокровищнице сифносцев в Дельфах (илл. 66) и в Эрехтейоне (илл. 67-72). Лицевая сторона дельфийской сокровищницы- плоскостная. Анты определяют границу передней плоскости, которой подчинены также и фигуры. В Дельфах на фоне темного пространства вырисовываются фигуры, очерченные единой линией силуэта. Четкий графический рисунок условных внутренних линий одежд образует сложную систему. Фон и фигуры соотносятся друг с другом в плоскостной композиции. Как в целом, так и в деталях фигуры сильно зависят от архитектуры. Постамент каждой статуи и высокая капитель выделяют вертикаль, которой подчинена кариатида. Этот композиционный прием напоминает статуи готических порталов. Схематичные архаические формы складок одежды усиливают тектонический характер женских фигур. Одежда скрывает формы женского тела и пронизана музыкальным ритмом параллельных линий, придающих композиции абстрактный характер.

В Эрехтейоне преобладает пространственность композиции кариатид. Не только анты на углах заменены фигурами кариатид, но и женские фигуры расположены в глубину в два ряда. Поэтому задняя стена, к которой приставлены женские фигуры, сильно отодвинута вглубь. Создается большое количество точек, с которых задняя стена вовсе не видна и человеческие фигуры вырисовываются на фоне неба. Взаимоотношение фигур и их фона, которым в Эрехтейоне является не столько задняя стена, сколько затененное пространство портика и ярко освещенная южная стена, строится по контрасту. Фигуры направлены в южную сторону, отталкиваются от задней стены портика и стремятся от нее отделиться. Исчезла линейность и плоскостность фигур, они объемны и круглы. Они окружены обволакивающим их пространственным слоем и светотеневой средой. Благодаря общему для всех статуй постаменту оказалось возможным освободить статуи от архитектурных придатков в виде отдельного для каждой из них постамента и высокой капители и поставить им на голову невысокие капители, к тому же реалистически трактованные как корзинки. Незначительная высота статуй, уступающая нормальной высоте колонны, заставила уменьшить тяжесть антаблемента. Это достигнуто тем, что в антаблементе портика кариатид вовсе опущен фриз. Карниз лежит непосредственно на архитраве. Некоторой заменой фриза служат декоративные кружочки, помещенные на верхней фасции архитрава.

Благодаря увеличению числа кариатид и отсутствию ант большую роль при созерцании портика играют перспективные эффекты, усиливающие пространственность образа. Необходимо отметить двоякого рода перспективные эффекты. При точке зрения сбоку передний ряд фигур уходит вглубь. Вместе с тем при движении вокруг портика кариатид с каждой из трех сторон остро ощущается его пространственность, притом с каждой стороны по-разному. Это объясняется обилием различных пересечений одних фигур другими, а также различными сочетаниями южной стены, фигур кариатид и неба. Наиболее эффектна композиция портика кариатид при движении вокруг него. Особенно выделена западная угловая кариатида, которая при точке зрения с юго-востока видна изолированно на фоне синего неба.

Для портика кариатид очень характерна его зависимость от главной части здания. Изобразительность опор и их активная устремленность от стены наружу внутренне связывается в смысловое единство: ожившая опора стремится освободиться от связи с архитектурой. Вместе с тем архитектурно-композиционное единство включает в себя и сковывает женские фигуры. Колонны Парфенона заменяют собой стену, замкнуты несомой ими двускатной крышей и ни от чего не зависят. Стена в Парфеноне подчинена мотиву колонн, являясь их аккомпанементом. Наоборот, в Эрехтейоне южная стена представляет собой самостоятельный и существеннейший композиционный элемент, а портик кариатид поставлен в зависимость от нее. Эта зависимость выражена односторонней направленностью фигур, требующих стены, к которой они могли бы «прислониться». Портик в целом прислонен к южной стене.

Портик кариатид построен так, что человеческие фигуры вставлены в материю, которая их охватывает. Взятая в отдельности, каждая кора стройна. Включенные в архитектурную композицию, кариатиды оказываются зрительно сопоставленными с колоннами, к которым они приравнены как с точки зрения выполняемой ими функции, так и с точки зрения художественной формы. По сравнению с обычными колоннами фигуры кариатид низки и широки. В них нет стройности и устремленности вверх ионических колонн, с которыми зритель невольно их сравнивает, так как форму ионических колонн имеют все остальные свободно стоящие опоры Эрехтейона. Даже по сравнению с дорическими колоннами кариатиды выглядят более приземистыми и коренастыми. Это сразу бросается в глаза, потому что они стоят против дорических колонн Парфенона. К ариатиды Эрехтейона охарактеризованы как промежуточные формы между дорическими и ионическими колоннами. По своим пропорциям они больше приближаются к колоннам дорического ордера, по своей украшенности и по своему «женскому» характеру они ближе к колоннам ионического ордера. Эта двойственность снимается изобразительностью, при помощи которой примирены друг с другом пропорции приземистой опоры, соответствующие реальным соотношениям человеческого тела, и украшенность, представленная изображением женских фигур.

Синтетический характер кариатид в смысле примирения признаков различных ордеров можно проследить вплоть до деталей. Например, каждая кариатида поставлена на особую плиту, положенную на общий постамент под всеми фигурами. Эта плита соответствует ионической базе, однако она имеет предельно простую форму в духе строгого дорического ордера. В противоположность базе капители над кариатидами имеют типичную дорическую форму и состоят из двух основных частей дорической капители - круглого расширяющегося кверху эхина и квадратной абаки над ним. Вопреки установившимся принципам дорического ордера и совершенно в духе ионического ордера обе эти части богато орнаментированы. В данном случае противоположность дорического и ионического принципов также снимается изобразительным моментом. Капители кариатид интерпретированы как корзинки, которые девушки несут на голове.

В антаблементе портика кариатид опущен фриз, то есть наиболее декоративная часть ионического антаблемента, и это несколько по дорически истолковывает ионический антаблемент, оставляя только его наиболее конструктивные части - архитрав и карниз. Было высказано предположение, что ионический антаблемент без фриза представляет собой древнейший вариант ионического антаблемента и что фриз был в ионический антаблемент включен под влиянием дорического ордера. В таком случае наличие кружочков верхней фасции архитрава портика кариатид означало бы влияние на него дорического ордера.

Зависимость женских фигур от материи, в которую они погружены, выражается помимо приземистых пропорций фигур тем, что массивная широкая нижняя каменная полоса постамента под кариатидами вместе с крепидой преобладает в силу своей компактности над легкими и воздушными женскими фигурами. Постамент созвучен полосе антаблемента, и связью между ними служит южная стена Эрехтейона. Сами кариатиды связывают друг с другом постамент и антаблемент. Вместе с тем фигуры кариатид раздвигают массу, отодвигая друг от друга антаблемент и постамент и внедряя между ними пространственный слой сквозного портика. Зритель привык видеть в классических греческих зданиях геометризованные колонны в качестве вертикальных опор. Поэтому у него создается представление о том, что это - колонны, которые приобрели человеческий облик.

В портике горизонтали господствуют над вертикалями. По вертикали построены только фигуры, поглощаемые горизонталями под кариатидами и над ними. Все вместе кариатиды образуют горизонтальный ряд. Вертикали содержатся внутри горизонтальных полос под и над кариатидами в виде швов между квадрами камня, особенно между большими квадрами постамента, а также в виде сухариков карниза и членений ов под ногами кариатид.

Отсутствие фриза в антаблементе портика кариатид имеет существенное смысловое значение. Привыкший к формам классического антаблемента зритель сразу замечает, что в антаблементе не хватает фриза - с известной точки зрения самого важного составного элемента антаблемента в силу его изобразительного характера, так как архитрав несет фриз, а карниз его завершает. «Ущербное» завершение портика кариатид воспринимается зрителем как завершение предварительное, не окончательное. Это усиливает связь портика кариатид Эрехтейона с главной частью здания и с другими портиками, над которыми помещены нормально развитые трехчастные антаблементы. Последние выглядят как окончательное завершение архитектурной фразы, недосказанной в портике кариатид. Вместе с тем неполный антаблемент над кариатидами соответствует по своим пропорциям высоте женских фигур, которая меньше колонн.

Горизонтальная направленность портика кариатид усиливается изобразительностью фигур, которые как бы движутся и живут в окружающей их горизонтальной среде.

От южной стены по направлению к портику кариатид нарастает величина квадров камня. От рядовой кладки южной стены к ортостатам и к еще более крупным квадрам постамента под кариатидами развертывается единый ритмический рисунок. Портик кариатид как бы рождается из материи южной стены. На первый взгляд в самой южной стене нет ничего, что предвосхищало бы формы портика кариатид. Однако тектонизация южной стены подготавливает переход к отдельно поставленным опорам и возникновение этого портика. Крепида и база южной стены непосредственно продолжаются под портиком. Из ортостатов южной стены вырастает постамент портика. Вместе с тем портик кариатид контрастирует с южной стеной. Антаблемент портика резко противостоит плоскости южной стены, которая в целом проходит за портиком кариатид так, как будто последний вовсе и не существует.

Фигуры девушек производят впечатление реальных живых женских существ. Их позы естественны, в противоположность условности поз кариатид в сокровищнице сифносцев в Дельфах. Складки их одежды выявляют формы женского тела и служат как бы аккомпанементом к ним. Самая группа из шести девушек показана в мерном движении, и в то же время они изображены стоящими на месте или, лучше сказать, остановившимися на мгновение. В их облике совмещены движение и покой.

Шесть кариатид Эрехтейона вызывают представление об участницах народной процессии, несущих балдахин. Такая ассоциация возникает благодаря сочетанию антаблемента с фигурами девушек и корзинами на их головах. Сохранившиеся свидетельства не позволяют утверждать, что подобная группа девушек составляла часть Панафиней-ской процессии. Однако более чем вероятно предположение, что портик кариатид навеян группой участниц народной праздничной процессии. Если это соответствует истине, то мы имеем в портике кариатид замечательное отражение реальной жизни в архитектуре и необыкновенный пример того, как бытовой мотив может быть осмыслен художником в качестве монументального архитектурно-скульптурного образа.

Кариатиды Эрехтейона представляют собой изображение афинских девушек. В этом нашло свое развитие включение в скульптуру храма изображения простых афинских граждан, начало чему было положено в ионическом фризе Парфенона. Вряд ли удастся когда-либо выяснить, кого изображают кариатиды Эрехтейона и существовало ли различие между теми, кого изображают кариатиды сокровищниц архаического периода и кариатиды Эрехтейона.

Превращение при посредстве художественной интерпретации изображения афинской девушки в монументальный архитектурно-скульптурный образ было достигнуто в кариатидах Эрехтейона путем обобщения и тектонизации. В них нет и намека на натуралистическую трактовку человеческой фигуры. Все в них дано в общей форме. Вместе с тем формы человеческого тела приближены к формам колонн. Складки одежды, окутывающие ногу каждой кариатиды, на которую она опирается, похожи в своей застылой вертикальности на каннелюры колонны. В особенности сзади фигуры девушек приобрели столпообразый облик. Очень важную роль играет вертикальная ось, образующая внутренний костяк фигуры.

Портик кариатид построен строго симметрично. По отношению к центральной оси, проходящей в точности между средними фигурами, правая и левая сторона представляют собой взаимное зеркальное отражение. Две фигуры слева опираются на правую ногу, две фигуры справа- на левую ногу. Позы передних фигур повторяются в задних. Такая группировка фигур закрепляет архитектурную композицию вследствие того, что на углах приходятся ноги, несущие фигуры и задрапированные складками-каннелюрами. Это придает некоторую замкнутость композиции и законченность всему портику. Представим себе на мгновение, что получилось бы, если бы поставить две фигуры, стоящие слева, направо, и наоборот. От такой перестановки весь портик приобрел бы неустойчивый характер и лишился бы внутреннего ядра.

В деталях фигур кариатид художник ввел свободную трактовку, оживляющую облик портика в целом. В этом можно легко убедиться, если проследить, например, расположение складок одежды на груди каждой фигуры. Оказывается, что у всех фигур рисунок этих складок различен . Отступлением от господствующего правила в деталях преодолевается однообразие и сухость целого и создается впечатление жизни, насыщающей строго закономерное построение.

Органичность кариатид накладывает отпечаток на камни, из которых сложен постамент под ними. Усиливается материальность квадров. Воз-действие фигур кариатид в этом смысле распространяется через посредство ортостатов на всю кладку южной стены, а также и на характер архитектурной материи всего здания. Это впечатление усиливает необычайно тщательная ручная теска квадров, осуществленная каменотесами- художниками. Каждый квадр камня представляет собой, как и в Парфеноне, поистине художественное произведение. Его поверхность - не сухо геометричная, а неровная и пластичная, как поверхность тела живого существа.

Фигуры кариатид Эрехтейона - один из наиболее напряженных узлов архитектурно-художественной композиции здания. Именно в них кон-центрируется столкновение и примирение стихийного начала органической материальности и тектонического начала рациональной ясной формы. Из этого сопряжения рождается «цветок» портика кариатид, изобразительность которого по-своему снимает борющиеся противоположности и создает новое качество, отличное как от остальной части архитектуры Эрехтейона, так и от скульптурных образов.

Рассматривая с близкого расстояния портик кариатид, зритель находится только в одной точке пути, по которому его ведет архитектор. Зритель идет дальше по направлению на восток. Его побуждает к этому в самой архитектурной композиции здания асимметричное сопоставление портика кариатид и южной стены, которая как бы направляет дальнейшее движение зрителя своей протяженностью, устремленной к угловой колонне восточного портика. Существенна небольшая деталь. Квадры, из которых сложен постамент под кариатидами, различны и образуют благодаря видной зрителю и подчеркнутой композиционно разрезке камней асимметричное целое, созвучное асимметричному сопоставлению портика кариатид и южной стены. По направлению с запада на восток три первых квадра имеют форму, близкую к квадрату, в то время как четвертый камень, помещенный последним справа, отличается от них своей несколько удлиненной формой, ориентированной по горизонтали.

Оси фигур кариатид и вертикали швов камней постамента созвучны. Самый большой камень, сдвинутый вправо, теснее связывает портик кариатид с южной стен ой и как бы направляет зрителя в сторону последней.

Каменистая скала Акрополя, которая доминирует в центре Афин, является самой большой и самой величественной древнегреческой святыней, посвященная, главным образом, покровительнице города, Афине.

С этим священным местом связаны самые главные события древних эллинов : мифы древних Афин, самые большие религиозные праздники, главные культовые мероприятия.
Храмы Афинского Акрополя гармонично сочетаются с природным окружением и являются уникальными шедеврами древнегреческой архитектуры , выражающие инновационные стили и направления корреляции классического искусства, они оказали неизгладимое влияние на интеллектуальное и художественное творчество людей на протяжении многих веков.

Акрополь V-го века до нашей эры, является наиболее точным отражением великолепия, могущества и богатства Афин в его наивысшем пике - «золотом веке». В том виде, в котором Акрополь предстаёт сейчас перед нами, он был воздвигнут после разрушения его персами в 480 г. до н. э. Тогда персы были окончательно разгромлены и афиняне поклялись восстановить свои святыни. Начинается реконструкция Акрополя в 448 г. до н.э., после битвы при Платеях, по инициативе Перикла.

- Храм Эрехтейон

Миф об Эрехтее: Эрехтей был любимым и почитаемым афинским царём. Афины враждовали с городом Элевсином , во время боя Эрехтей убил Эвмолла, предводителя элевсинского войска, а ещё и сына самого бога моря Посейдона. За это громовержец Зевс убил его своей молнией. Афиняне похоронили своего любимого царя и назвали его именем созвездие - Возничий. На этом же месте архитектором Мнесиклом был воздвигнут храм, названный именем Эрихтея.

Этот храм был построен между 421 и 407 гг до н.э., в нём хранился золотой светильник Каллимаха (Kallimachou). Строительство Эрехтейона не прекращалось даже во время продолжительной Пелопоннесской войны.

Эрехтейон являлся самым священным местом поклонения в Афинах. Древние жители Афин в этом храме поклонялись Афине, Гефесту, Посейдону, Кекропосу (первому афинскому царю).

Вся история города концентрировалась в этой точке и поэтому в этом месте началось строительство храма Эрехтеон:

♦ в этом месте разгорелся спор между Афиной и Посейдоном за собственность города

♦ в северном крыльце храма Эрехтейон расположено отверстие, где по преданию жил священной змей ерехтоний

♦ здесь находилась могила Кекропса

Восточное крыльцо имеет шесть ионических колонн, к северу расположен монументальный вход с украшенными воротами, с южной стороны крыльцо с шестью девушками, известными как кариатиды , которые поддерживают свод Эрехтейона, в данный момент они заменены на гипсовые копии. Пять из кариатид находятся в новом музее Акрополя , одна находится в Британском музее.