Античный храм ники аптерос на афинском акрополе

Храм Ники Аптерос (Греция) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Грецию
  • Горящие туры в Грецию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Храм Ники Аптерос в Афинах, он же храм Ники Бескрылой, расположен на территории Акрополя, его видно практически из любой точки города. Храм посвящен древнегреческой богине победы Нике. Построили его между 427 и 424 гг. до н. э. на месте другого, более древнего святилища богини Афины, разрушенного персами. Древние греки приходили сюда молиться Нике, чтобы она наконец принесла им долгожданную победу в Пелопонесской войне.

Храм Ники Аптерос был построен первым из всего архитектурного комплекса. Он небольшой (9,56 м в длину и 6,8 м в ширину), но именно его мы видим первым, когда приходим в Акрополь - так же, как и древние греки.

Храм Ники Аптерос считается самым странным сооружением Акрополя - в первую очередь потому, что его ворота расположены не перед зданием, а за ним.

Несмотря на многочисленные войны, это небольшое и изящное здание долгое время оставалось невредимым, не выдержало оно только натиска турецких завоевателей в 1686 г. Турок в свою очередь атаковали захватчики из Венеции, которые из развалин храма Ники Аптерос соорудили свои военные укрепления. Только в середине 19 века эллинскую святыню решили отстроить заново, придав ей первозданный вид. Реставрация заняла 4 года.

Что посмотреть

С момента восстановления храм Ники Аптерос в Акрополе сохранился почти неизменным, в нем не хватает только крыши, большинства колонн и внутреннего убранства - всего того, что уничтожили турки.

Сооружение представляет собой белоснежный мраморный амфипростиль - тип древнегреческого храма, на переднем и заднем фасадах которого расположено по четыре колонны. Фасады украшены рельефами, изображающими Афину, Зевса, Посейдона и сцены сражений. Фрагменты оригинальных скульптур хранятся ныне в Музее Акрополя и в Британском музее, на самом же храме установлены их точные копии.

Внутри храма раньше находилась статуя богини Ники в традиционной воинской одежде. В одной руке у статуи был шлем (символ войны), а в другой гранат (символ плодородия). Обычно греки изображали Нику крылатой, но эту намеренно изваяли без крыльев: чтобы победа, которая пришла в Афины, больше никогда не смогла отсюда «улететь».

Практическая информация

Адрес: Athens, Acropolis.

Время работы:

  • летом с 8:00 до 20:00 (последний вход - в 19:30), по пятницам - до 22:00;
  • зимой (1 ноября - 31 марта) с понедельника по четверг - с 9:00 до 17:00, по пятницам - с 9:00 до 22:00, по выходным - с 9:00 до 20:00.

Вход: единый билет для посещения Акрополя - 20 EUR. Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Во всех мифах Ника сопровождает Зевса и Афину. Храм Ники Аптерос или Афины Ники, крошечное, полное изящества и женственности сооружение в Акрополе, расположенное на скале недалеко от Пропилеев. Ионический стиль храма подчеркнут колоннами, стоящими в два ряда и расположенными вдоль фасадов. Город Афины обязан созданию этого победоносного храма Калликрату. Место почитания богини Победы надежно укрыто скалами и почти не видно. Только от небольшой дорожки, ведущей к Пропилеям или с лестницы можно увидеть это небольшое здание.

Храм Ники Аптерос возводили во время Пелопоннесской войной между Спартой и Афинами в 432-421 годы до нашей эры, и понятие "победа" было для всех афинян очень важно. Строительство храма, посвященного Победившей Афине или Афине – Нике начали на месте, где, согласно легенде, царь Эгей ожидал возвращения своего сына Тесея. Когда Эгей узнал о гибели наследника в схватке с Минотавром, он бросился со скалы в море. А море, в котором исчез Эгей, назвали его именем – Эгейским.

Строительство храма усложняла местность – Акрополь расположен на скале, а выравнивать подобный рельеф древние греки не умели. В итоге, миниатюрный храм Ники Аптерос занял площадку около 55 квадратных метров на краю скалы. Отсюда открывается прекрасный вид на город Афины.

Фризы рассказывают про сложные и героические моменты Греко-персидских войн и о богах, которые покровительствовали воинам - Афине, Посейдоне и Зевсе. Внутри мраморного храма возвышалась фигура Афины с шлемом и гранатом в руках, символизируя мир, одержанный в трудных боях. Богиня Победы Ника впервые выполнена без крыльев для того, чтобы долгожданная победа навсегда поселилась в античных Афинах. Интересно, что скала, где приютился храм, тоже украшена барельефами, в том числе – Ника, завязывающая сандалию. Эта прекрасная мраморная классическая скульптура представлена в экспозиции Музея Акрополя, в последнем зале.

Несколько раз храм разрушался. Первый раз виновными в этом были турки-османы, которые долго главенствовали в Греции . В 1686 году они демонтировали храм. После этого в войну с Османской империей вступила Венеция – венецианцы использовали руины храма Ники Аптерос в качестве строительного материала для строительства фортификаций.

Около 200 лет храм лежал в руинах, но XIX век подарил надежду на его восстановление. В 1834 году были начаты работы по реконструкции этой части архитектурного комплекса Акрополя. Благодаря хорошему финансированию, храм восстановили за 4 года – в 1838 году он снова был таким, будто никогда не разрушался. А в 1936 году разрушилась платформа храма. После этих невзгод храм перестраивали 2 раза.

Храм Ники Аптерос был полностью разобран археологами для реставрации и консервации в конце 2002 года – современные технологии легко справляются с такими задачами. От храма Ники открывается вид на "парадные ворота" Парфенона – мраморные Пропилеи. Все постройки Акрополя внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Храм Афины Ники , который часто называют «храм Ники Аптерос », это маленькое святилище в Ионическом стиле, стоящее на Акрополе. Храм был построен в честь бескрылой богини победы с тем, чтобы она никогда не могла покинуть Афины (у неё два имени: Афина Ника или Афина-победительница и Ника Аптерос или Бескрылая победа).


Храм Ники Аптерос занимал хорошо заметное положение на вершине укреплённого микенского бастиона на юго-западном углу Акрополя справа от главного входа.

История храма Ники Аптерос

Культ Ники Аптерос (бескрылой победы) появился в Афинах в VI веке до н.э. В середине того века, возможно, при Писистрате, на бастионе был построен первый деревянный храм в её честь. В 480 году до н.э. при вторжении персидских войск храм был разрушен, хотя алтарь, на котором, как считается, стояла статуя богини, сохранился. При Кимоне около 468 года циклопической (крупноблочной) кладкой был построен другой маленький храм с внешним алтарём. Основания этих строений, их алтари и статуя богини, избежавшая уничтожения в 480 году благодаря тому, что её увезли в Саламин, сохранились внутри башни и были открыты во время реставрации начала 2000-х годов.

Реконструкция переднего фасада храма

В 449 году до н.э. появился проект нового храма Афины Ники, однако из-за недостатка финансирования строительство шло медленно и было завершено лишь около 420 года до н.э. во время Никиева мира (мирный период после Пелопоннесской войны). Храм из пентелийского мрамора был поставлен на месте старого святилища, при этом вокруг микенского бастиона были построены новые стены из известнякового туфа, благодаря чему площадь его вершины расширилась и он принял более правильную форму. Хотя даты и этапы строительства остаются спорными, культ Афины Ники процветал в 424/3 году до н.э., о чём можно судить, в том числе, по указу, касающемуся зарплаты жрицы этой богини.

Кроме поклонения Нике Аптерос здесь практиковали и более древние культы : на западной стороне бастиона стояло микенское святилище, а на восточной стороне – доклассические святилища Граций и Гекаты Эпипиргидии («хранительницы башни»).

В V веке храм Ники Аптерос был превращён в православную церковь . В период османского господства здесь хранили военное снаряжение. В 1686 году, во время осады венецианцами турецкого гарнизона, укрывшегося на Акрополе, храм был разобран и использован для строительства защитной стены перед пропилеей. В 1834 году, после обретения Грецией независимости, стена была снесена, а из её материалов в 1836 году восстановлен храм Афины Ники. В 1998 году фриз (архитектурный пояс) был перенесён в Акропольский музей, а на его место установлена копия из искусственного камня. С октября 2000 по 2001 год храм был разобран для того, чтобы заменить разрушавшийся бетонный пол, убрать части, не относящиеся к этому храму и переставить блоки, чьё положение было определено неверно. После этого храм собирали с 2004 по лето 2010 года.

Первыми архитекторами, занимавшимися изучением и реставрацией храма Афины Ники в 1830-е, были Ганс-Христиан Ганзен и Густав Эдуард Шауберт.

Архитектура и статуи храма Афины Ники

План храма

Храм Ники Аптерос это тетрастильное (с четырьмя колоннами) ионическое здание с монолитными колонными портиками на переднем и заднем фасадах, построенное, возможно, архитектором Калликратом (Καλλικράτης). Храм насчитывает 8,23 метра в длину, 5,64 метра в ширину и 7 метров в высоту (от стилобата до вершины фронтона), диаметр колонн составляет 1 метр. Таким образом, соотношение диаметра с высотой фасада равнялось 1:7, благодаря чему колонны казались тоньше, чем в обычных ионических храмах, где это соотношение обычно равнялось 1:9 или 1:10.

Статуя Афины Ники , державшей, согласно записям Валериоса Арпократия (Βαλέριος Ἁρποκρατίων, II в.), шлем и гранат – символ власти и плодородия – стояла в целле храма. Первоначально, как описал Павсаний, Ника была крылатой богиней, однако у афинской статуи крыльев не было, из-за чего афиняне прозвали её «бескрылой», сочинив историю о том, что это было сделано намеренно, чтобы богиня не могла улететь из их города.

Западный фриз

Фризы (архитектурные пояса) антаблемента (балочного перекрытия) здания были декорированы со всех сторон скульптурными рельефами в идеализированном Классическом стиле V века до н.э. На северном и западном фризах была изображена битва между греками и персами, в которой участвовала кавалерия; на южном – уверенная победа афинян над персами во время битвы при Платеях; на восточном – собрание богов (Афины, Зевса и Посейдона), наблюдающих за этими сражениями. Создателем рельефов считается скульптор Агоракрит (Ἀγοράκριτος).

Северный фриз

Практически ничего не сохранилось от фронтонов храма, на которых, как считается, должны были быть изображены: на западном – битва олимпийских богов с гигантами, а на восточном – битва афинян с амазонками. Алтарь стоял к востоку от храма.

Восточный фриз и фронтон

Около 409/10 года до н.э. вокруг храма по периметру бастиона был построен мраморный парапет для безопасности людей. Внешняя поверхность этого парапета была украшена прекрасными скульптурными рельефами метр в высоту, изображавшими крылатую Нику, празднующую победы и совершающую жертвоприношениями. Самым известным рельефом является Ника, поправляющая сандалию (сейчас он находится в Акропольском музее). Некоторые рельефы и части фризов находятся в Британском музее в Лондоне.

Положение храма Ники в Акрополе

Входит знаменитый храм Ники Аптерос. Легкое, изящное строение выделяется на фоне монументальных руин Верхнего города. Помимо того, что оно нарушает общую симметрию проекта, вход в святилище расположен за зданием, что совершенно противоречит ионическому стилю. Из-за этого храм считают самым странным сооружением Акрополя. Но очаровательные очертания древней святыни, особенно в вечерней подсветке, заставляют восторженно вздыхать впечатлительных (и не очень) туристов.

Храм Ники Аптерос построен на крутой возвышенности, справа от Пропилей – величественного входа в Афинский Акрополь. Авторство принадлежит знаменитому зодчему Калликрату, которому Фидий доверил возведение значимой святыни в 427 – 424 году до н.э. Именно здесь, измученные войнами греки, должны были возносить молитвы всемогущей Нике, богине Победы, за благоприятный исход в Пелопонесской войне. Возможно, это одна из причин, почему вход в святыню был отдельным – не надо было проходить через центральные ворота.

Строительство храма

Афины, Храм Ники и весь Верхний город были разрушены в ходе греко-персидской войны в 480 г. до н.э. Перикл, поклявшийся восстановить святыни для жителей древней Эллады, исполнил обещание в полной мере. На месте цитадели (а потом святилища) микенского периода, был построен храм, посвященный Богине Победы Нике, вечной спутнице Афины Мудрой. Ключевой фигурой сооружения стала крылатая защитница, но в Акрополе её намеренно лишили крыльев – божество должно было навсегда остаться в Афинах. Бескрылая Победа Ника украсила Верхний Город и вселила в сердца греков надежду на вечный мир.

Значение храма в Древней Греции

Поклонение Богине Нике в Древней Греции было так же важно, как и почитание главного языческого божества, Афины . От неё зависел исход военной компании, успех в спортивных и музыкальных соревнованиях. В её честь устраивались праздники и жертвоприношения. Вестницу победы молили о благосклонности. Поэтому храм богини Ники Аптерос в Верхнем Городе – это лишь говорящий символ того, что греки могли предложить капризной владичице, взамен на толику внимания.

Несмотря на то, что в научных кругах споры о принадлежности храма – Афине или Нике, ведутся до сих пор, общепринято считать, что святыня все же была частью культа Ники. Слишком много греки потеряли в бесконечных войнах с персами, победа и мир были необходимы любой ценой. Единственным способом достичь желаемого и отблагодарить небеса за милость, стало возведение храма – воздушного и легкого, как сама крылатая богиня Ника. Однако, в этом храме статуя Ники была без крыльев, так греки хотели оставить поду себе.

Храм Ники Аптерос – архитектура и статуи

Архитектор Калликрат воплотил представление о Нике в мраморе. Изящное здание представляло собой прямоугольное в плане сооружение (амфипростиль) с торцевыми колонными портиками. Попасть вовнутрь можно было, поднявшись по трем ступеням, стилобату.

По всему периметру здание опоясывал беспрерывный фриз, на котором были запечатлены сцены ключевых баталий с персами и главные греческие божества – Афина, Зевс, Посейдон. Внутри храма стояла бескрылая мраморная Ника (по другому мнению статуя Афины), которая держала в руках спелый плод граната и боевой шлем. До наших дней сохранились только некоторые части фриза. В частности лев, чью принадлежность храму Ники Аптерос определили только в 2010 году, в ходе масштабных реставрационных работ. Самый известный барельеф с мраморного парапета, обрамлявшего храм в 420 – 410 г. до н.э. – Ника, поправляющая сандалию, хранится в Акропольском музее. Еще несколько скульптурных элементов можно увидеть в Британском музее и Лувре.

Стоит отметить, что храм хоть, и выложен из остатков древних камней, является восстановленной копией творения древнего зодчего. Оригинал был полностью уничтожен турками в XVII веке.

Где находится храм Ники Аптерос и как добраться

В афинском Акрополе храм богине Нике сразу бросается в глаза. Более того, в вечернее время суток он виден практически с любой точки города. Несколько ассиметричное положение по отношению к общей архитектуре, воздушность, характерные 4 колоны – древнее святилище узнаваемо так же, как Парфенон.

Древний артефакт Греции находится в самом центре Афин , главный вход на улице Дионисия Ареопагиту. В общественном транспорте в городе нет недостатка, добраться сюда не составит труда, даже человеку, который впервые оказался в Афинах. Самый простой, проверенный и дешевый, это афинское метро . Ближайшие станции метро «Акрополи» и «Монастираки».

Храм Ники Аптерос открыт для посещения с 8 утра до 18:30 вечера (как и весь исторический комплекс). Ознакомиться с сезонным режимом работы и стоимостью для отдельных категорий посетителей можно на официальном сайте www.theacropolismuseum.gr . Там представлена не только актуальная информация о ценах, но и график предстоящих мероприятий. Акрополь часто становится площадкой для проведения интересных городских праздников.

Опытные туристы советуют приобретать единый билет, для осмотра главных развалин страны. Его стоимость варьируется в пределах 15 евро, действует 4 дня. Билет дает право на посещение еще ряда ключевых достопримечательностей Греции, находящихся в Афинах.

Что еще посмотреть рядом

Посетить все древние памятники в рамках одной экскурсии по Афинам вряд ли получится – слишком мало времени на глубокое погружение в историю. Но, если на руках единый билет, можно растянуть путешествие в прошлое на несколько дней. В окрестностях Акрополя расположены несколько значимых исторических достопримечательностей:

  • Театр Диониса – находится на юго-восточном склоне Акрополя и представляет собой достаточно хорошо сохранившуюся театральную площадку. Здесь в мраморном кресле восседал римский император Адриан и выступал знаменитый правитель Нерон. Возле впечатляющих руин сохранились фрагменты храмов, посвященных Дионису и живописные камни Периклова Одеона.
  • Афинская Агора – находится сразу у подножия Акрополя и представляет собой огромную площадь в 5 гектар. Здесь можно осмотреть дорический храм Гефеста , прогуляться по Стое Атталы, посетить Монумент эпонимов – доску объявлений древних афинян.
  • Библиотека Адриана – масштабное здание, поражающее своей торжественностью. Построенная императором Адрианом, библиотека должна была стать местом философских раздумий и отдыха от мирской суеты. По свидетельству Павсания (II век н.э.) здание было украшено колоннами из фригийского камня. До нашего времени сохранилось лишь несколько, но они тоже впечатляют своим размахом.

По словам Павсания, афиняне поставили в этом храме статую победы, лишенную своего обычного атрибута — крыльев, для того чтобы непостоянная богиня не могла улететь от них. Отсюда и происходит название храма Бескрылой Победы (Ники Аптерос).

Небольшой, кажущийся легким, изящный храм Ники, поставленный на большом выступе стены Акрополя , теснейшим образом связан с другими сооружениями комплекса и представляет собой органическую часть ансамбля, построенного в эпоху Перикла, хотя мысль поставить его на этом месте, вероятно, относится к строительным замыслам еще предыдущего, кимоновского периода (табл. 49).

Юго-западный выступ скалы (Пиргос), господствующий над входом в Акрополь, служил площадкой для алтаря и храма Ники, святилище которой издавна находилось в этом месте. Пиргос был укреплен с трех сторон подпорными стенами из плит известняка; высота его с запада достигает 8,6 м. Верх подпорной стены увенчан мраморным карнизом (табл. 48).

На Пиргосе афиняне развешивали победные трофеи (рис. 123). У подножия, в стене находится двойная ниша, в которой стояли изваяния богинь Геи и Деметры. Вход на Пиргос был с северной стороны, откуда вела вверх узкая лестница (1,32 м ширины), верхняя половина которой была заглублена в кладку стены. До нас дошла только верхняя часть ее. Перестройка Пиргоса относится к шестидесятым годам V века до н. э. Он был построен на средства от добычи, захваченной в битве при Евримедоне (после 470 года до н. э.) (Плутарх, Кимон, 13)

Проект храма Ники и алтаря перед ним был исполнен архитектором Калликратом после окончания работ по сооружению Пиргоса. После прихода к власти демократов, когда разрабатывался новый план застройки Акрополя, этот проект и модель храма были (в 449 году до н. э.) утверждены народным собранием. Постройка была начата тогда же или несколько позже.

Стилевые особенности скульптурных украшений допускают предположение, что проект 449 года был выполнен не сразу. Но во всяком случае храм уже существовал в 421 году до н. э., как это показывают эпиграфические данные.

Храм Ники представляет небольшой четырехколонный амфипростиль ионического ордера (рис. 124, 125). Он стоит на трехступенном основании (ступени 0,31 м шириной и 0,255—0,271 м высотой), придвинутом к переднему краю верхней площадки Пиргоса. Его размеры по стилобату 8,135 x 5,399 м. Глубина восточного портика — 1,70 м, чуть больше глубины западного, равной 1,67 м. Высота монолитных колонн — 4,043 м, включая базу (0,241 м) и капитель (0,257 м). Форма капителей, по-видимому, навеяна капителями Мнесикла (см. выше). Они имеют широкую, довольно сильно изогнутую подушку. Спирали волют очерчены тонким валиком и заканчиваются глазком с отверстием. Невысокий эхин покрыт порезкой овами. Относительно тяжелый архитрав (0,472 м) расчленен на три фасции, высота которых незначительно убывает кверху, и увенчан тенией в виде лесбийского киматия, увенчанного карнизиком и подчеркнутого астрагалом. Над ним проходит рельефный фриз, на котором с трех сторон храма изображены полные патетики сцены битвы греков с персидской конницей, а с четвертой — собрание олимпийских богов, наблюдающих эту битву. Общая длина рельефного пояса — 23,6 м, высота — 0,444 м. Карниз имеет нормальный вынос (0,290 м). Сима украшена, как обычно, водометами в виде львиных голов и расписана полосой пальметт. Ее поддерживает дорический по характеру, небольшой облом эхиноподобного профиля, покрытый порезкой из крупных ов. Однако большая часть деталей храма имеет не резной, а живописный декор, свойственный обычно постройкам дорического ордера (рис. 126).

Целла храма была неглубокой (всего 3,74 м при ширине 4,19 м). С восточной стороны она ограждалась лишь двумя столбами между антами (рис. 124); тонкие, прямоугольного сечения столбы соединялись решеткой с концами продольных стен. В целле стояла деревянная статуя богини (Афины-Ники), державшей в одной руке гранатовый плод, в другой — шлем.

Исключительный интерес представляют пропорции храма Ники. Калликрат, выбрав для постройки ионический ордер, придал ему более мужественные пропорции, близкие к дорическим. Высота колонн храма равна 7,85 диаметра. Антаблемент также более тяжел, чем обычно в ионическом ордере. Высота его, равная 1,16 м, составляет 2/9 всей высоты ордера.

Храм Ники всегда считался одним из лучших произведений классической эпохи. Необыкновенно удачно расположение, приданное ему Калликратом. Действительно, вряд ли можно найти более подходящее место для двухфасадного амфипростиля, чем Пиргос, передней стеной нависший над входным склоном Акрополя, а задней стороной обращенный внутрь Акрополя, к Парфенону.

Близкий к храму Ники по формам четырехколонный амфипростильный храм у Илиса свидетельствует о том, что храм Ники был не единственным примером этого типа в Аттике.

Длина храма Ники почти в полтора раза меньше, чем храма у Илиса, при той же ширине. Целла, вследствие этого, получила необычную, почти квадратную форму, но пропорции всего храма стали значительно лучше и оказались превосходно согласованы с площадкой.

Нововведением Калликрата было привнесение в детали ионического храмика ряда дорических черт (живописный по преимуществу орнамент, некоторые черты плана, трехсторонняя профилировка капителей антов, применение орфостатов в кладке стен и, главное, утяжеление пропорций ордера). Он достиг этим впечатления строгости и значительности, которых могло недоставать маленькому по размерам храму, сопоставленному с монументальной дорической архитектурой Пропилеев.

Калликрат, таким образом, является одним из первых зодчих, способствовавших слиянию стилевых особенностей двух ордеров и формированию всеэллинского стиля.

Оградой храмовой площадки служила балюстрада с рельефами, проходившая с трех сторон над отвесными стенами Пиргоса, общим протяжением 35 м. Рельефы, мастерски исполненные в конце V века до н.э., представляют крылатых богинь победы, полных живого движения (табл. 50, фиг. 1). Особенно замечательно скульптурное изображение Ники, поправляющей свою сандалию. Этот рельеф выделяется жизненностью позы, пластичностью просвечивающего сквозь одежду тела и ритмическим расположением складок одежды {табл. 50, фиг. 2).

С восточной (обращенной внутрь Акрополя) стороны перед храмом располагался алтарь, проект которого был заказан, как явствует из дошедшей до нас надписи, одновременно с проектом храма.

О времени сооружения храма Ники Аптерос существует обширная литература: см. С. А. Жебелев «О времени построения храма Бескрылой Победы». Филолог, обозрение, XIV, стр. 70—75. Открытие в 1867 году надписи об утверждении проекта Калликрата в 449 году до н. э. Экклесией, а затем отчета 421 года до н. э. о мелких доделочных работах (навеска дверей и т. п.) и выплате жалованья жрице сузили границы возможных колебаний в датировке. Некоторые исследователи, исходя из стилистических сопоставлений храма Ники и Пропилеев, «пришли к выводу, что постройка храма Ники была начата после 436—435 годов до н. э. Однако эти (равно как и многие другие) предположения не имеют под собой достаточно надежной почвы и в сущности почти ничего не добавляют к единственному вполне достоверно установленному факту, что храм Ники Аптерос был сооружен по проекту, существовавшему еще в 449 году до н. э., но осуществлен значительно позже, по-видимому, после начала Пелопоннесской войны.

Храм Ники простоял до конца XVIII века, когда турки, укрепляя Акрополь, разобрали его и употребили камни на устройство насыпи для батареи. После освобождения Греции части здания были извлечены из земли, а в 1835—1836 годах храм был вновь сложен и получил нынешний облик. При этом пришлось восполнить лишь немногие недостававшие части.

В этом виде храм простоял без значительных переделок ровне сто лет. Зимой 1935/36 года кладка Пиргоса и храм стали грозить падением. Пришлось еще раз разобрать храм и его постамент, после чего все камни были снова сложены, и храм Ники был вновь реставрирован самым тщательным образом.

При этих работах под фундаментом храма Ники были обнаружены следы его предшественника — храма еще меньших размеров, сложенного из пороса. Древний храм стоял несколько иначе, его главная ось была отклонена на 20° к югу от оси позднейшего храма.