Земля мориа. Храмовая гора - дом господень в старом городе иерусалима. В римские и византийские времена

, зашёл небольшой разговор о самом священном для евреев месте - Хар а-Мория, гора МОРИЯ́ (с ударением на последней букве). В своём комментарии я привёл видео ролик хасидского певца и кантора Авраама Фрида, и меня заинтересовали слова песни, которые объясняли почему гора, на которой впоследствии был воздвигнут иерусалимских Храм, была названа именно так.

Песня основывается на втором варианте (למה נקרא שמה מוריה על שם המור הטוב שישנו שם´´ (גמ´ תענית ט"ו, זוה"ק פר´ שמות в скобках указан источник из Талмуда (Гмара).


И лично я полностью поддерживаю именно такую версию по той простой причине, что древние евреи были очень сельскохозяйственным народом: разведение скота и земледелие было самой главной основой их жизни Всем известно, что у эскимосов есть множество слов для обозначения снега, а у древних евреев подобное же обстоятельство, например, с уборкой урожая- судите сами:

Сбор винограда - בציר ענבים бэцир анавим.


Сбор маслин - מסיק זיתים мэсик зэйтим.


Жатва пшеницы - קציר חיטה кэцир хита.


Сбор фиников - גדיד תמרים гэдид тмарим.


Сбор цитрусовых - קטיף הדרים катиф hадарим.


Сбор огурцов - אסיף מלפפונים асиф мэлафэфоним.

(кому интересно, вот полная статья - Как называется сбор урожая на иврите ).

По этому вполне логично предположить, что если гору, на которой росли маслины (זית) называли Хар а-Зеитим, то и ту, на которой рос "Мор" - соответственно МОРИЯ́. Все же попытки найти этому названию и другие теологические объяснения, по-моему, намного более позднего периода.

Но что же растение этот самый мор? На этот вроде самый простой вопрос, ответ оказывается далеко не однозначен.

Вначале всё было вроде просто-всезнающий Google тут же дал ответ:

"Мирро" - арамейская форма общесемитского "Мор". Одно из самых популярных благовоний древности- название происходит от слова "Горький". Вот например отрывок из Песня Песней:

До царя на троне его

доносился аромат моего нарда.

Для меня возлюбленный

ладанка мирры, что меж грудей моих.

Для меня возлюбленный -

кисть кипрея в садах Эйн-Геди.

Итак выходит что "мор" это Ми́рра, Коммифора мирровая (лат. Commiphora myrrha) - небольшое дерево, похожее на невысокий развесистый кедр. Ветви, которые несут листья, оканчиваются шипами.

справа внизу снимок той самой камедистой смолы, из которой и изготовляли ароматное благовоние.

По преданию, впервые масло мирры добыли пастухи, которые собирали полюбившуюся своим ароматом смолу, прилипшую к шерсти их коз, когда те терлись о стволы деревьев. Самой лучшей и самой чистой миррой считается "смирна самоточная" (Исх 30:23; Песн 5:13; в Синод. пер. - "текучая мирра").

Кстати, согласно Евангелию волхвы принесли новорождённому младенцу три дара: золото, ладан и мирру (Mтф. 2:11), ибо мирра в те времена ценилась намного дороже золота.

Короче, вроде всё понятно, и я уже хотел закрывать эту тему, но напоследок (чтобы ещё раз показать связь евреев с землёй) решил поискать информацию про семисвечник Менора (так как помнил, что и она свою форму взяла с какого то растения). И тут- то меня и ожидал настоящий сюрприз: Герб Государства Израиль - семисвечник (менора) - напоминает растение, известное в древности под названием мория .

Описание Меноры в Библии изобилует образами, явно заимствованными из ботаники: ветви, стебель, венчики, завязи, цветки, миндалевидные чашечки, лепестки. По словам израильских исследователей Эфраима и Ханы а-Реувени: « Древние еврейские первоисточники, например Вавилонский Талмуд, указывают на прямую связь между менорой и определённым видом растения. На самом деле, существует растение, характерное для Земли Израиля, которое обладает удивительным сходством с менорой, хотя и не всегда имеет семь разветвлений. Это род шалфея (salvia), называющийся на иврите мориа. Различные виды этого растения произрастают во всех странах мира, но некоторые из растущих в Израиле диких его разновидностей очень явно напоминают менору. » В ботанической литературе в Израиле принято сирийское название этого растения — марва (Salvia Judaica или Salvia Hierosolymitana). Независимо от того, был ли этот вид шалфея первоначальным образцом для создания меноры или нет, представляется более чем вероятным, что она представляла собой стилизованную форму дерева.

И чтобы совсем уже не оставалось сомнений:

Марва, или мориа,— древнее растение, разновидность шалфея. В честь марвы названа знаменитая гора Мориа, упомянутая в Библии как место, куда поднимались Авраам с Исааком и где в итоге был построен храм, от которого сохранилась Стена плача. У растения длительный сезон, сбор продолжается с ноября по апрель. На вкус марва нежнее шалфея, она богата клетчаткой, витаминами и полезными микроэлементами.

Тут признаюсь, я уже совсем запутался- Мирра, Марва, Мория , названия, конечно, похожие, но вот растения вроде совсем разные:

Вот "Марва"

А вот Мирра (как говорится, найдите отличия).

И оба растения явно связаны с Храмовой горой - из мирры делали ароматные вещества для ритуального воскурения в Храме, ну а Менора- сами понимаете..

Короче получался тупик - но мне всё же удалось немного в нём разобраться, благодаря небольшого абзаца в Википедии на иврите

ב-1976 הציע חוקר הצמחים נגה הראובני שהצמח מרוות יהודה הוא המור ושזוהי המוריה שעל שמה ההר, אך ממצאים ארכאולוגיים וכן השתמרות השמות והשימוש בבושם בתרבויות ובשפה היוונית והאיטלקית עד ימינו, וכן שימושיה הרבים בכנסייה האורתודוקסית, מורים שאין הדבר כן.[לדיון זה]

То есть выяснилось что теория про Марва (шалфей) была озвучена только в 1980 году Но́га Реувени (сыном Ханы и Эфраима Реувени о которых уже упоминалось выше) и что большинство других исследователей с нею не совсем согласны

Но́га Реувени написал книгу "Символ страны: корни в природе земли и в еврейской традиции", которая была опубликована в 1980г., и в ней он рассказывал об еще одной идее своих родителей. Из многочисленных описаний семисвечника - меноры в Танахе они решили, что прообраз меноры надо искать в природе Израиля. В такой идее нет ничего удивительного даже для людей не религиозных - древние народы многое брали из природы, не было у них ни интернета, ни телевизора:)

Они нашли несколько видов растений, которые описаны в книге Шмот. Большинство этих растений было вида Salvia - шалфей מרווה. Ивритское название מרווה (марва) происходит от сирийского и Эфраим Реувени предположил, что у этого названия ивритский первоисточник Мориа (מוריה). Это название места (страна Мориа), куда отправился Авраам приносить Ицхака в жертву. (Берешит 22:2). Впоследствии на этом месте царь Соломон воздвиг Храм.

Какая из этих теорий верна, каждый конечно вправе решать по своему - я же под конец, просто обязан порекомендовать вам очень интересный пост dona_anna " Неот Кдумим " из которого и взял последнею приведённую мной цитату-сколько ещё тайн хранит наша древне/молодая земля...

Храмовая гора представляет собой возвышенность, которая находится в Старом городе в юго-восточной его части. Ее еще называют горой Морией, где, согласно библии Авраам принес в жертву Богу своего сына Исаака.

История возникновения

Храмовая гора в Иерусалиме имеет яркую разнообразную историю борьбы. Один храм здесь сменял другого в сравнительно малые периоды времени.
Согласно библейским сказаниям, на храмовой горе в незапамятные времена первоначально находилось гумно иевусеянина Аравны (Орны). Этот участок земли был куплен царем Давидом. Он соорудил здесь Жертвенник Богу Израильскому. На этом месте сын Давида Соломон воздвиг Первый храм. Он просуществовал до 586 года до нашей эры, после чего его разрушил Навуходоносор. Спустя семьдесят лет он был отстроен заново Царем Иродом.
Дело по перестройке и реконструкции Храма продолжили Агриппа I и Агриппа II - сыновья Ирода. Во время войны с иудеями в храме произошел пожар, а позже он был и вовсе разрушен.
После 117 года здесь было воздвигнуто римское Святилище Афродиты. Несколько попыток евреев восстановить Храм не увенчались успехом. Все следы их работы и пребывания в 135 году были уничтожены, а на этом месте воздвигнут языческий Храм Юпитера Капитолийского.
После провозглашения христианства в Римской империи этот языческий храм опустел и разрушился. На юге Горы была воздвигнута маленькая церковь святой Марии.
Император Рима Юлиан в 4 веке предпринимал попытки восстановить Первый храм. Однако после его гибели из-за пожара были уничтожены все начатое строительство.
В течение долгого времени здесь не проводилось никаких работ. Запустевшая гора использовалась как городская свалка, но евреи все равно приходили сюда для молитвы. Часть подпорной стены, которая осталась от еврейского храма, стала постоянным местом для этого. Ее начали называть «Стеной плача».
В 7 веке халифом Омаром ибн-ал-Хаттабом (арабский завоеватель), была расчищена местность храмовой горы от всего мусора, скопившегося в этом месте за века. Здесь была построена мечеть из дерева, которая в этом же веке была перестроена из камня Муавием I, халифом Иерусалима.
Это место застраивалось и дополнялось. А во времена завоевания его крестоносцами все мечети стали церквями. «Купол над скалой» был переименован в Храм Господень, а Ал-Акса стал Храмом Святого Соломона.
Сюда долго не разрешался вход для евреев. Лишь после 1993 года подписанным в Осло соглашением было разрешено посещение евреями Храмовой горы в определенные дни и часы.
Подниматься на гору нужно справа, а спускаться слева.

Архитектура

В стенах Храмовой горы в Иерусалиме есть несколько ворот. А на всей ее территории расположено до ста всевозможных строений разных периодов (мечети, храмы, беседки для молитв, арки, фонтаны и другие).
Все строения украшены колоннами с капителями. Отсюда открывается прекрасный вид на Старый город.

Туристу на заметку

Все основные достопримечательности, расположенные на Храмовой горе можно посетить каждый день, кроме пятницы и субботы. В эти, а также в дни мусульманских праздников здесь разрешен вход только мусульманам.
Войти сюда можно через Мавританские ворота - мусульманам, а всем остальным через любой контрольно-пропускной пункт у подножия Горы.
При посещении святынь запрещена фото-съемка, курение и обувь на ногах.

Окрестности

Недалеко от Храмовой горы в Иерусалиме находится музей исламского искусства.
Здесь расположено также множество других достопримечательностей: Башня Крестоносцев, Ворота Колен Израилевых, Женская мечеть, Купол Пророка, Фонтан Аль-Кас и другие.

Как называется мусульманская святыня на Храмовой горе? Почему это место привлекает сегодня столько туристов? Какие тайны скрывает оно? Обо всем этом вы узнаете, прочитав данную статью.

Храмовая гора, находящаяся в юго-восточной части Старого города в Иерусалиме, называется иначе Харам аш-Шариф. Это место уникально. Оно является священным для мусульман, христиан и иудеев. По форме Храмовая гора напоминает прямоугольный холм. Ее отождествляют традиционно с горой Мориа - тем самым местом, где Авраам хотел принести в жертву Богу своего сына.

Храм Соломона

Иерусалим - это самое сердце Израиля. Этот город 3000 лет назад был завоеван царем Давидом, вознамерившимся здесь построить первый станционный храм, предназначенный для возношения молитв единому богу. Однако это сооружение суждено было возвести не Давиду, а Соломону, его сыну, построившему на горе Мориа внушительное здание. Сегодня эта гора известна как Храмовая гора. Для Ковчега Завета было отведено самое священное место внутри возведенного здания. Во дворе был расположен алтарь, предназначавшийся для сожжения жертв. Кровь жертвенных животных во времена процветания этого храма текла рекой во славу бога.

Разрушение храма и его восстановление

До 586 года до н.э. простоял храм Соломона. Именно в это время прибыли сюда вавилонские захватчики и разрушили его до основания. А после того как Вавилон был покорен персами, в 538 году до н.э., царь Кир издал декрет, по которому планировалось восстановить Иерусалимский храм. Он был отстроен потомком Давида, Зоровавелем.

На рубеже нашей эры, во времена правления Ирода Великого, храм после реконструкции был увеличен. Однако он простоял не более века, после чего в 70 году был разрушен во время подавления иудейского восстания римлянами.

Аль-Акса и Купол Скалы

На вершине Храмовой горы сегодня можно увидеть 2 самых значительных сооружения. Первое - это мечеть Аль-Акса (на фото ниже), известная тем, что она являлась штаб-квартирой тамплиеров во времена крестовых походов.

Однако главное сооружение находится севернее Аль-Аксы. Оно представляет собой мечеть, увенчанную золотым куполом, имеющую странное название - Купол Скалы. Храм Соломона ранее располагался именно здесь (иногда ошибочно считают, что он находился на месте Аль-Аксы).

Почему же Давид решил, что самое подходящее место для возведения храма - именно Храмовая гора? При этом он даже специально выкупил гумно у одного иевусея, которого звали Аравна (Орна). Зачем нужно было возводить жертвенник именно здесь? Ответы на данные вопросы связаны с одной интересной особенностью Купола Скалы - мечети, во многом благодаря которой сегодня известна на весь мир Храмовая гора. Фото Купола Скалы представлено ниже.

Мечеть эта была возведена вокруг небольшого выступа в скале, возвышающегося примерно на 1,2-2 м. Длина его составляет около 18 метров, а ширина - 13,5. Согласно преданию скальный выступ связан с библейским текстом. Считается, что Авраам именно здесь готовил свой жертвенный костер для того, чтобы принести своего сына в жертву Богу. Однако явившийся ангел отвел руку Авраама и сказал ему, что Бог согласен принять вместо отрока ягненка в жертву.

Уже одного такого предания, на первый взгляд, было бы достаточно для выбора именно этого места для возведения храма, в котором должны были проводиться жертвоприношения Богу. Место, где являлся посланник Бога, евреи могли вполне посчитать священным. Однако можно задать себе и другой вопрос: почему же Авраам выбрал для совершения жертвоприношения именно этот выступ в скале?

Камень Основания

Венчающая Храмовую гору скала называется в Тахане Камень Основания (предположительная часть этого камня представлена на фото ниже). Она считается местом, с которого начал творить мир Господь. Возникает закономерный вопрос: как следует относиться к этой фразе? О каком Господе идет речь? Ведь до того как возникла религия Яхве, здесь почитали совсем других божеств...

По одной из существующих на сегодняшний день версий, в названии "Иерусалим" кроется значение "основанный богом". Давид между тем этот город не строил, а завоевал. То есть он существовал еще до прихода евреев. Какой же бог тогда основал его? Это был явно не Яхве.

Было ли на горе сооружение до постройки храма Соломона?

Все вышеперечисленное позволяет предположить, что на горе Мориа находилось некоторое сооружение еще до того, как Давид завоевал Иерусалим. Это сооружение богов Ханаана - древних богов.

Раскопки Храмовой горы - тайна за семью печатями. Сегодня это место изучено еще недостаточно, или результаты просто не хотят афишировать. Поэтому мы не можем сказать, что под Храмовой горой.

Историки говорят, что Иерусалим во времена Давида находился ниже, а на горе Мориа не было никаких сооружений. Однако похоже, что данное утверждение основывается только на текстах Ветхого Завета, в которых упоминается лишь гумно. Не нужно забывать о том, что, во-первых, сам этот текст - источник сильно идеологизированный, а во-вторых, евреи получили задание до основания разрушить все святилища богов Ханаана. И они вполне могли разрушить и древнее сооружение, в дальнейшем на месте которого был построен храм для Яхве.

Традиция возведения храмов на месте святилищ древности

Очень широко во всем мире распространена традиция возведения храмов на месте святилищ древности. Пожалуй, их строят гораздо реже на новом месте, чем на почитавшемся ранее. Поэтому вполне вероятно, что мусульманская мечеть, которую мы видим сегодня, возведена именно там, где находился иудейский храм на Храмовой горе.

В пользу этого предположения есть и еще одно соображение. В Старом Свете древнего мира сегодня не было обнаружено никаких аналогов возведения храмов вокруг выступа в скале - сооружений, как будто ограждающих этот выступ. Такое место для строительства полностью выпадает из всех рамок традиций древних культур.

Однако идею возведения сооружения вокруг скалы (выполненного, кстати говоря, из мегалитических блоков) мы находим на противоположной части нашей планеты - на территории Перу, государства в Южной Америке. Подобным образом, например, построен расположенный в знаменитом Мачу-Пикчу храм Солнца.

Историки считают, что Мачу-Пикчу был построен инками. Но в данном комплексе встречается множество примеров выдающегося мастерства в обработке камня, поэтому не остается практически никаких сомнений в том, что строительство было осуществлено цивилизацией, развитой гораздо более высоко - цивилизацией древних богов. В основании храма Солнца можно видеть один из наиболее ярких примеров применения высочайших технологий обработки камня и строительства. С развитыми технологиями современности нечто подобное и сегодня сделать крайне сложно.

В Писаке находится другое подобное перуанское сооружение. Знаменитая кладка здесь окружает скальный выход. Он уже обработанный и называется "интиуатана". Это слово обычно переводится как "коновязь Солнца". Дело в том, что, согласно здешним преданиям, бог Солнца привязывал к ней своего коня. Ясно, что перевод этот подходил для конкистадоров из Испании - завоевателей империи инков. Однако для высокоразвитой цивилизации богов перевод, аналогичный по смыслу, звучал бы уже иначе, намного более привычно - "место парковки принадлежащего богу Солнца транспортного средства".

Доводы в пользу того, что на Храмовой горе был храм богам Ханаана

Что же получается? Две культуры в Новом и Старом Свете, разделенные огромным пространством, возводят архитектурные сооружения, построенные по одному и тому же принципу. Вполне можно предположить, что на Храмовой горе находилось когда-то сооружение, которое имело отношение к богам Ханаана. И логично также предположить, что здесь, в таком важном месте, находился храм именно главного бога - Баала.

Тайна Храмовой горы до сих пор не раскрыта. Любопытно, что даже в текстах Ветхого Завета косвенно подтверждается наличие на этом месте древнего сооружения, построенного еще задолго до того, как сюда пришли евреи. Так, в Третьей Книге Царств в отрывке, описывающем возведение храма Соломона, сказано, что при его возведении были употребляемы на строение обтесанные камни. Отмечается также, что ни тесла, ни молота, ни другого железного орудия при строительстве его не было слышно. Тогда откуда же могли появиться обтесанные камни? Вероятно, они уже были здесь, на Храмовой горе. Евреи лишь использовали старое сооружение или сохранившиеся блоки из его руин для возведения нового храма.

Мечеть Купол Скалы сегодня

Вы уже знаете, как называется мусульманская святыня на Храмовой горе. Опишем ее подробнее. Эта мечеть сегодня считается по праву визитной карточкой города Иерусалима. Золотой купол диаметром 20 метров виден практически из любой части Старого города. Мечеть не является действующей. Сегодня это архитектурный памятник, который оберегает священную скалу.

Здание было построено в 687-691 годах до н.э. Впоследствии оно страдало от землетрясений и разрушений, его часто перестраивали. После каждого восстановления мечеть становилась еще прекрасней и величественней. Здание находилось под властью то мусульман, то христиан (когда крестоносцы захватили Иерусалим), однако с 1250 года оно принадлежит безраздельно мусульманам. Для неверных вход сюда запрещен.

Вознесение пророка Мухаммеда

История Храмовой горы богата событиями и легендами. Считается, например, что именно с нее вознесся в небо пророк Мухаммед. Ему однажды ночью явился архангел Гавриил (Джабраил). Он предложил Мухаммеду сесть на крылатого коня для того, чтобы перенестись из Мекки в священный Иерусалим. Здесь пророку позволено было вознестись на небо, встретиться с другими пророками. Он предстал перед самим Аллахом, доверившим Мухаммеду заветы мусульманской веры. Сегодня в Куполе находится отпечаток стопы этого великого пророка, а также 3 волоска из его бороды.

Особенности архитектуры мечети

Расположена мечеть на террасе. Пологие ступени ведут к ней с каждой стороны. На 4 стороны света ориентированы 4 ее двери. Стены украшает плитка и мозаика в зелено-сине-бело-золотой гамме, характерной для ислама. Множество внутренних колонн виднеется из любого места здания.

В сердце Купола Скалы находится священная скалистая площадка. Она возвышается над мраморным полом на 2 метра. Окружена эта площадка деревянной балюстрадой, сооруженной таким образом, что создается впечатление парения скалы в воздухе.

Во время вознесения пророка Мухаммеда, согласно преданию, эта скала должна была последовать следом за ним. Она "оторвалась" от земли и "висит" теперь в воздухе. Небольшая пещера образовалась при ней, практически квадратной формы. Именно здесь построил алтарь царь Давид. Неизвестно, какие еще сокровища таят в себе подземелья Храмовой горы...

Что еще находится сегодня на Храмовой горе?

Ворота имеет каждая стена этой горы (их всего 10). Некоторые замурованы, некоторые были пробиты, когда арабы завоевывали город. Мусульманская святыня на Храмовой горе не единственное интересное сооружение этого места. Здесь сегодня находятся около ста построек, которые относятся к разным периодам. На мамлюкский и османский периоды приходится большая часть из них. Можно увидеть среди этих строений величайшие памятники зодчества мусульман, множество живописных фонтанов, арок и беседок. Широко использовались в их постройках такие детали, как капители и колонны.

Долгое время евреям был запрещен доступ на Храмовую гору. Но во время 6-дневной израильской войны они смогли вернуть над ней контроль, и был возобновлен доступ к историческим местам. В 1998 году возведена 3-я по счету мечеть на Храмовой горе.

История Храмовой горы

Храмовую гору, которая возвышается над Иерусалимом к юго-востоку от Старого города, венчает прямоугольная площадь, окруженная неприступной каменной стеной. Над площадью сияет золотой купол. Это мечеть, которую видно со всех иерусалимских гор. Являясь центром святого города, соединившего три религии, храмовая гора священна для иудеев, мусульман и христиан.

Где бы ни находился еврей, читающий молитву, его лицо обращено в ту сторону, в которое находится Храмовая гора. Своим исключительным статусом это место обязано возведению здесь Храма. Мудрый Соломон построил Первый Храм, где Ковчегу Завета - символу присутствия Бога - было отведено центральное место. Первый Храм стал главным и единственным культовым домом на Земле Израиля.

Разрушение первого храма

Разрушение Первого Храма вавилонским царем Навуходоносором подтвердило пророчества о том, что еврейский народ будет наказан и пленен за несоблюдение им заповедей. После 70-летнего пленения колена Израилевы начали восстановление Храма, отстраивая его заново.

Первая Иудейская война стала причиной того, что после этой реконструкции, которая была затеяна Царем Иродом, храм просуществовал недолго. Белокаменную святыню, отделанную серебром и золотом, разграбили и сожгли римляне. Сегодня мы видим последнее, что уцелело от нее - Западную стену или Стену Плача - символ иудаизма и традиционное место, откуда возносятся молитвы.

Существуют пророчества в иудаизме, а также и в христианстве, о приходе Мессии (Машиах) - Идеальный царь, посланник Бога и спаситель всех народов, в представлении иудеев и христиан, возвестит о начале строительства Третьего Иерусалимского Храма - духовного центра для народа Израиля и всего человечества.

Мусульмане, объясняя святость Храмовой горы в Иерусалиме, ссылаются на то, что на Храмовой площади находится Купол Скалы и мечеть Аль-Акса, которые они возвеличивают не менее, чем Мекку или Медину. Здание Купол Скалы - центральное сооружение.

По преданию оно стоит на незыблемом краеугольном камне мироздания, - это именно то место, где возвышалась святыня иудейского Храма.

Храмовая площадь сосредоточила множество памятников архитектуры - зданий, построенных во времена, когда эта земля находилась под властью мамлюков и Османской империи, а также останки сооружений, построенных римлянами. Исламские святыни в районе Храмовой горы находятся в ведении и под наблюдением ВАКФ, организации, известной со времен Британского мандата. Начиная с 1993 года это учреждение находится в подчинении Палестинской автономии.

Запрет на посещение Горы

На оккупированной Иорданией в 49 - 67-м годах прошлого века территории Восточного Иерусалима действовал запрет на проведение молитв и посещение Храмовой Горы. Кроме этого, большей части зданий в еврейском квартале с его древними синагогами и библейскими и талмудическими гробницами, был нанесен разрушительный ущерб.

В июне 1967 года главная еврейская святыня и мессианская надежда, Храмовая Гора в Иерусалиме, была освобождена воздушно-десантными войсками, которыми командовал генерал израильской армии Узи Наркис.

В 1967 году израильские власти разрешили посещать святое место всем желающим, но неурегулированность положения и негативная позиция ВАКФ по отношению к израильским службам послужили причиной ограничения посещений. Было установлено специальное расписание, которое действует и в настоящее время. По поверью, пришедшего сюда, не коснется кара господня.

Тайны Храмовой горы

К многочисленным загадкам и тайнам, относящимся к Храмовой горе, можно причислить вопрос о подлинном расположении Храма, по поводу которого существует множество догадок и разногласий, которые касаются восхождений на гору и запрета на осквернение этого святого места.

Вызывает вопрос также и местонахождение тех богатств и священных реликвий, которыми славился этот величественный Храм. Храм подвергался неоднократным разграблениям, в результате чего ценности не были обнаружены. Такие иудейские реликвии Первого Храма, как Ковчег Завета и золотая Менора, исчезли бесследно.

Цельнокованную менору, как указано в Танахе, украшал золотой декор, а вес ее был не менее 30 кг. Из Первого Храма вавилоняне вывезли не только Менору Моисея, но и золотые светильники. Вавилоняне также вывезли и другую Золотую Менору, украшавшую Второй Храм. Известно, что и множество других менор Храма претерпели реконструкцию и восстановление.

Один такой золотой семисвечник захватили римские воины, что засвидетельствовано в летописях. Но легенда утверждает, что Менора, которая была спрятана еврейскими священниками, исчезла в суматохе событий. Сегодня этим древнейшим символом иудейской религии украшен герб Израиля.

Во внутреннюю часть Храма, так называемую, Святую Святых, имел доступ только первосвященник. Считается, что Святая Святых было местом явления Господа, а сам Ковчег Завета был хранилищем Скрижалей, преподнесенных Богом народу Израиля.

Загадочное исчезновение ковчега также относится к периоду Первого Храма. Однако, никогда не упоминалось, что ковчег был трофеем. Но его не нашли и во Втором Храме. По некоторым версиям, ковчег прятали под глыбой краеугольного камня мироздания. На поиски Ковчега и ответа на эти вопросы направлены усилия многих известных современных археологов.

Следы, оставившие события далекого прошлого, свидетельствуют о присутствии на Земле Израиля посланцев древних высокоразвитых цивилизаций, которые по определению наших предков были "божественными существами". Это доказано легендами и преданиями, а также архитектурой памятников и некоторыми иудейскими религиозными ритуалами.

По мнению ученых-исследователей в Израиле можно обнаружить артефакты, которые своими особенностями обязаны высоким технологиям, присущим этой древней "божественной" цивилизации.

Храмовая гора в наши дни

Библейские историки в основном заняты исследованием непосредственно храмов Храмовой горы. Но окружавшая храмы стена также является кладезем тайн. Своей архитектурой она выделяется на фоне несовершенных построек, а современные исследователи находят сходство с ней десятков загадочных и совершенных конструкций в разных уголках мира.

Это доказывает то, что конструкция стены, окружавшей Храмовую гору, была спроектирована задолго до исторически зафиксированной даты, а своим созданием она, возможно, обязана внеземной "божественной" цивилизации.

Экскурсии на Храмовую гору выходят из практически всех городов Израиля: из Тель-Авива, Хайфы, Хадеры, Нетании и многих других. Отдыхая в или на Мертвом море обязательно выберите один день и посетите это святое место.

Которая находится в Иерусалиме, видна со всех иерусалимских гор, поскольку в самом ее центре сияет золотой купол.

Знаменитая и священная впервые упоминалась со времен Тайной Вечери.

Величайший относится к семи чудесам света, а его строительство началось в 10 веке до нашей эры.

class="eliadunit">

Храмовая гора (на иврите hар hа-Баит – дословно "гора Дома") - прямоугольная площадь, возвышающаяся над остальными частями Старого города Иерусалима. Ее название упоминается в книге пророка Йешаягу (Исайи) 2:2: "В конце дней утвердится гора дома Бога над горами, и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы".

Если Иерусалим в целом считается священным городом для трех религий – иудаизма, христианства и мусульманства (перечисление в порядке возникновения), то Храмовая гора в частности представляет собой эпицентр конфликта этих конфессий.

В последние десятилетия, однако, об участии христиан в этом конфликте мы слышим всё реже. Их демографическая доля в населении Иерусалима и всей Страны Израиля неуклонно падает, а вот иудеи и мусульмане, хотя и пытаются эпизодически договориться между собой, больше занимаются не сотрудничеством, а соперничеством, конца которому не видно.

Последний (на сегодняшний день, но, конечно, не абсолютно последний) раунд конфликта связан с установкой и демонтажом металлодетекторных рамок у входа на Храмовую гору после того, как 14 июля трое арабов-мусульман из Умм-эль-Фахма, обладающих израильским гражданством, совершили там теракт, стоивший жизни двум израильским полицейским-друзам.

Чтобы даже просто перечислить все предыдущие раунды межрелигиозного и межэтнического противостояния на Храмовой горе, потребуется формат книги. Здесь мы попытаемся лишь указать важнейшие вехи истории этой местности.

Иудеи

Иудеи считают Храмовую гору самым священным местом на Земле. На ее территории находился Первый, а затем и Второй Иерусалимский Храм. Здесь же, согласно еврейской традиции, будет стоять Третий Храм. Религиозные евреи всего мира во время молитв обращаются лицом к Израилю, евреи в Израиле - к Иерусалиму, а евреи в Иерусалиме - к Храмовой горе.

Еще до строительства храмов на этом месте, согласно еврейской традиции, произошли следующие события:

1. Бог сотворил первого человека - Адама.

2. Адам совершил жертвоприношение Богу.

3. Каин и Авель соорудили жертвенник и принесли здесь жертвы.

4. Ноах (Ной) принес жертвоприношение после выхода из ковчега.

5. Авраам приготовил своего сына Ицхака (Исаака) для жертвоприношения Богу.

Христиане

Согласно христианскому преданию, Богородица была введена в Святая Святых по ступеням с южной части Храма (которые сохранились по сей день). Родители Девы Марии - праведные Иоаким и Анна, когда их дочь достигла 3-летнего возраста, решили исполнить данный ими ранее обет - посвятить её Богу.

Около входа в Иерусалимский храм стояли призванные Иоакимом юные девы с зажженными светильниками. Пресвятая Дева поднялась по ступеням Храма, где её встретил первосвященник Захария. При Храме Мария жила и воспитывалась до 12 лет.

Мусульмане

В настоящее время на территории Храмовой горы расположены мусульманские культовые сооружения: мечеть Аль-Акса и мечеть Купол Скалы (Куббат ас-Сахра). Ислам считает это место третьим по святости после Мекки и Медины, расположенных в Саудовской Аравии.

Мечеть Купол Скалы построена в самом центре Храмовой горы. Внутри неё находится выступающий из земли камень - единственная часть горы, возвышающаяся над плоским плато. Согласно Корану, этот камень и есть та скала, с которой пророк Мухаммед вознёсся в небо на крылатом коне.

Более обстоятельно роль Храмовой горы в исламе будет освещена ниже, поскольку мы будем двигаться в хронологическом порядке.

Как возводилась Храмовая гора

Согласно ТАНАХу, участок земли, где был впоследствии построен Иерусалимский Храм, царь Давид купил у иевусея Орны (Аравны). Деньги на

покупку этого участка были собраны с каждого из колен Израиля. На этом месте Давид воздвиг жертвенник Богу, а сын Давида и его наследник престола Соломон построил Первый Храм. С 825 по 422 год до н.э. Храм являлся местом превозношения единого Бога. Здесь же располагался верховный суд и законодательный центр. В Храме проводилась ежедневная служба с жертвоприношениями, а три раза в год во время праздников все евреи-мужчины были обязаны приходить сюда.

Первый Храм был разрушен Навуходоносором при подавлении восстания последнего иудейского царя - Цидкиягу (Седекии) против Вавилона.

В 368 году до н.э., после возвращения евреев в Иерусалим из вавилонского пленения, на этом месте началось возведение Второго Храма. Строительство продолжалось около четырёх лет. Затем Храм был освящен и стал духовным, общественным, законодательным и судебным центром еврейского народа. Это сооружение просуществовало до Первой Иудейской войны - 70 года н. э., когда оно было разрушено и сожжено римлянами под предводительством Тита.

По сей день вдоль западной и южной стен можно увидеть огромные камни, оставшиеся там после разрушения Храма римлянами. Археологами обнаружены также вытесаные из камня перила от балкона, с которого трубили в трубы, провозглашая наступление Суббот и праздников. На перилах сохранилась часть надписи "к месту трубления".

В 130 году император Адриан повелел построить на развалинах Иерусалима римскую колонию Элиа Капитолина. В новом городе на месте Храма было воздвигнуто святилище, посвящённое Юпитеру, а на том самом месте, где некогда находилась Святая Святых, была воздвигнута конная статуя Адриана.

class="eliadunit">

Вспыхнуло новое еврейское восстание под предводительством Бар-Кохбы, продолжавшееся с 132 по 136 год. Восставшим евреям удалось на три года отвоевать Иерусалим и даже соорудить "временный Храм", однако летом 135 года восстание было подавлено и римляне вновь захватили город. Адриан издал декрет, запрещающий доступ в город всем обрезанным.

В 361 году на престол римской империи взошёл Юлиан. Он объявил о свободе отправления культа на подвластной ему территории и даже обнародовал план восстановления иудейского Храма в Иерусалиме. С 19 по 26 мая его проект уже претворялся в жизнь, однако работы были прекращены из-за пожара, причины которого до конца не выяснены. Спустя месяц Юлиан пал в бою, и его место занял полководец Иовиан, который положил конец всем планам предшественника.

Во время византийского периода Храмовая гора пребывала в запустении. Под её стенами была устроена городская свалка.

Как появилась мечеть Аль-Акса

В 638 году Палестину захватили арабы. Их предводитель Халиф Омар посетил Иерусалим и молился на Храмовой горе. В 687-691 годах по повелению его преемника Абдул аль-Малика над камнем основания, где до разрушения Храма находилась Святая Святых, был воздвигнут Купол Скалы с позолоченной крышей. В южной части Храмовой горы мусульманами была построена мечеть Аль-Акса. Первоначально это было деревянное здание, сооружение которого датируется не позже 679 года. Мечеть отстраивалась заново не менее 5 раз. Каменное здание, сохранившееся до нашего времени, было построено в 1035 году.

Мусульмане рассматривают Храмовую гору как одно из самых ранних и примечательных мест поклонения Богу. В XIII веке исламский богослов Ибн-Таймия утверждал: "Аль-Акса - это имя для всего места отправления культа, построенного Сулейманом (Соломоном)".

Ибн-Таймия выступал против предоставления каких-либо неоправданных религиозных почестей любым мечетям (даже той, что находится в Иерусалиме), не давая им возможности приблизиться или соперничать каким-либо образом с двумя самыми святыми мечетями - Масджид аль-Харам (в Мекке) и Aль- Масджид аль-Набави (в Медине).

Храмовая гора в эпоху крестоносцев

Далее на сцену возвращаются христиане. В 1099 году Первый крестовый поход достиг своей цели - Иерусалима. В результате кровопролитного сражения с мусульманами город оказался под властью крестоносцев. Крестоносцы превратили Купол Скалы в Храм Господа, а мечеть Аль-Акса - в Храм Соломона. Купол Скалы с крестом, установленным на его золотой крыше, стал символом Иерусалимского королевства, основанного крестоносцами.

4 июля 1187 года мусульмане под предводительством Салах ад-Дина (он же Саладин) разбили крестоносцев в битве при Хаттине. Все церкви города, кроме храма Воскресения, были превращены в мечети.

Храмовая гора под властью турок

В XIII веке власть перешла в руки мамлюков – мусульман неарабского происхождения. Они соорудили на Храмовой горе арочные конструкции, окружающие Купол Скалы. Мамлюки проделали в стенах ворота, через которые верующие смогли подниматься на Храмовую гору.

В XVI-XX веках Земля Израиля находилась под властью Османской империи. Под руководством Сулеймана I Великолепного в Иерусалиме развернулось грандиозное строительство. Были отстроены заново стены города, в том числе стены Храмовой горы.

В периоды мамлюкского и османского правления Палестиной евреи на Храмовую гору не допускались.

Годы британского мандата

В ходе Первой мировой войны Иерусалим оказался под властью Великобритании. Британская мандатная администрация ввела специальный орган по попечительству над святыми местами ислама на Храмовой горе - ВАКФ, он же Исламский совет, который получил фактическую власть надо всей территорией Храмовой горы.

С подачи тогдашнего иерусалимского муфтия Амина аль-Хусейни, активно участвовавшего в организации еврейских погромов в 1929 г. и сотрудничавшего с Третьим Рейхом, Храмовая гора была объявлена национальным символом палестинских арабов.

Храмовая гора после образования Государства Израиль

В 1948 году Храмовая гора оказалась под властью Трансиордании (Иордании). В 1951 году на пороге мечети Аль-Акса арабскими экстремистами был убит первый король Иордании Абдалла ибн-Хусейн. В 1958-1964 годах в ходе ремонтных работ серый свинцовый купол Аль-Аксы был заменен на позолоченный алюминиевый купол, и Храмовая гора приобрела современный вид.

По окончании Войны за независимость Израиля в 1948 году Храмовая гора вместе со всем Восточным Иерусалимом перешла под контроль Трансиордании. До 1967 года евреи не допускались не только на Храмовую гору, но и к Стене Плача, что являлось грубым нарушением соглашения о прекращении огня, достигнутого по окончании Войны за независимость.

В результате Шестидневной войны Храмовая гора была захвачена израильской десантной бригадой под командованием Мордехая Гура, передавшего по рации: "Храмовая гора в наших руках!" Однако вскоре по распоряжению министра обороны Моше Даяна бело-голубой флаг был спущен и управление Храмовой горой было возвращено ВАКФу.

С 1967 года на Храмовую гору был открыт доступ всем желающим в отведённые дни и часы. Израильская полиция Израиля запрещает евреям вносить на гору предметы религиозного культа, в частности, молитвенники, тфиллин, талит и религиозную литературу. Иудеям на Храмовой горе запрещено молиться и даже кланяться в сторону Святая Святых.

Современное состояние арабо-израильского конфликта на Храмовой горе

В сентябре 1996 г., после многолетних раскопок и реконструкции, был открыт для посещения так называемый "туннель Хасмонеев" - участок древнего водовода и улицы хасмонейско-иродианского периода, проходящий от площади у Стены Плача до Виа Долороза, в 300 метрах к западу от Храмовой горы и параллельно её западной подпорной стене. Главарь ПА Ясер Арафат тогда заявил, что израильтяне якобы планируют подрыть фундамент мечети Аль-Акса и таким образом разрушить её, освободив место для своего Храма. В Иерусалиме и в некоторых районах на территориях под контролем Палестинской автономии произошли серьёзные беспорядки и вооружённые столкновения, в ходе которых полиция ПА впервые применила оружие против израильских сил безопасности. Арабы неоднократно забрасывали камнями евреев, молящихся у Стены Плача. В ходе беспорядков погибло 15 израильтян и 52 араба.

В 1998 г. ВАКФ открыл третью по счёту мечеть на Храмовой горе, в так называемых Соломоновых конюшнях. Масштабные строительные работы в подземельях Храмовой горы привели к нарушению древней системы дренажа и другим деформациям, вследствие чего южная стена Храмовой горы оказалась под угрозой обрушения. В 1999-2002 гг. здесь вели восстановительные работы инженерные службы Иордании, поскольку ВАКФ не желает сотрудничать с соответствующими израильскими службами и запрещает любой надзор за своими работами с их стороны.

С начала Второй интифады (Интифада Аль-Акса), вспыхнувшей после подъема Ариэля Шарона на Храмовую гору в сентябре 2000 года, вход на гору для немусульман был по указанию израильского правительства прекращён вплоть до середины 2003 г., когда положение несколько нормализовалось.

Зимой 2004 года сильные снегопады и небольшое землетрясение вызвали разрушение части старого моста Муграби, который одновременно выполнял роль стенки-ограждения южной части женской половины у Стены плача. Представитель ХАМАСа сделал заявление, что мост обрушился из-за желания израильской стороны разрушить мечеть Аль-Акса и пообещал отомстить. В свою очередь израильская сторона выдвинула предположение, что причиной аварии стали проводимые ВАКФом подземные работы на Храмовой горе.

Один из последних конфликтов был вызван решением израильских властей построить новый пешеходный мост в районе Магрибских ворот, ведущий к комплексу Храмовой горы. Строительство моста, начатое в феврале 2007 года, было приостановлено из-за массовых протестов мусульман, опасавшихся, что при возведении моста могжет быть повреждена мечеть Аль-Акса.

Эксперты о конфликте летом 2017 года

Говорит востоковед, докторант Парижского университета, активист Регионального форума за достижение урегулирования в Иерусалиме Эран Цидкиягу: "Храмовая гора концентрирует в себе древний мусульманский миф Салах-ад-Дина и современный национальный нарратив палестинского народа. В глазах мусульман сионисты выглядят крестоносцами наших дней, от которых – на чисто инститнктивном уровне – нужно защищать Аль-Аксу и другие исламские святыни. Даже для тех мусульман, которые не отправляют религиозного культа и относятся к магометанству скорее номинально, эти святыни и вмещающая их Храмовая гора представляют собой этнический символ. Такая тенденция существует уже около 120 лет, с самого начала появления политического сионизма, а после Шестидневной войны и последующих столкновений в Иерусалиме и окрестностях она продолжает усиливаться".

Говорит доктор Даниэла Тальмон-Геллер из отделения по изучению Ближнего Востока в Беэр-Шевском университете: "Корни конфликта лежат глубоко в мсульманской истории. Существуют данные о том, что на заре возникновения ислама его адепты молились лицом к Иерусалиму)Эль-Кудсу), а лишь затем сменили направление в пользу Мекки. И всё же главной святыней данной религии осталась Мекка. Это доказывается тем, что паломничество (хадж) в Мекку считается обязательным, а в Иерусалим – лишь желательным. Что касается металлодетекторов, то сами по себе они мусульманам не мешают и никакой святости мечетей не оскверняют. Раздражает их израильский суверенитет как таковой".