Игра экологический калейдоскоп для начальной школы. Викторина по экологии "Экологический калейдоскоп"; начальные классы. Почему работа за компьютером часто приводит к боли

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА № 28

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Д. М. КАРБЫШЕВА

Г.О. САМАРА

Классный час на тему экологии

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП»

Работу выполнил:

учитель начальных классов

Брускова О.П.

Возраст детей, для которых предназначен классный час – 7-10 лет.

Необходимая предварительная работа – распечатать карточки с заданиями.

Цель : формировать первоначальное представление об экологии как науке, её роли в жизни людей.

Задачи :

Образовательные:

формировать представление о понятии «экология», учить соблюдать правила и нормы поведения в природе;

Развивающие:

развивать любознательность, логическое мышление, воображение, речь, умение рассуждать и обосновывать свои суждения;

Воспитательные:

воспитывать экологическую культуру (учить видеть красоту окружающего мира, бережно относиться к природе, формировать убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды).

Предметные результаты:

участвовать по мере сил в охране природы;

иметь представление об экологии.

Метапредметные результаты:

Высказывать предположения о том, что такое экология;

Рассказывать по рисунку (экологическим знакам) о природе - нашем зелёном доме;

Выражать своё отношение к природе в собственном рисунке (экологическом знаке);

В сотрудничестве с одноклассниками организовывать поисковую деятельность по изучению законов экологии.

Личностные результаты:

Понимать задачи экологии как науки и экологического движения в России и в мире, необходимость охраны природы.

Познавательные:

Ориентироваться в системе знаний, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема), наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные:

Доносить свою позицию до других, слушать и понимать речь других, вступать в беседу.

Ведущий:

Разные науки изучают природу. Это и ботаника – наука о растениях, и зоология – наука о животных, и многие другие. Но есть особая наука, которая исследует, каким образом растения, животные и человек связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они на неё влияют. Наука эта - ЭКОЛОГИЯ. Её название произошло от древнегреческого слова «ойкос», что означает дом и «логос» - наука . Ведь природа – это общий дом для растений, животных и человека.

Предлагаю вашему вниманию викторину - путешествие «Экологический калейдоскоп». Приглашаю вас в Царство природы, поиграть, поразмышлять, отгадать загадки, спеть, а в итоге – торжественное посвящение в юные экологи.

Надеюсь, благодаря активной работе во время классного часа, вы поймёте насколько важно беречь природу и приложите усилия для её защиты и охраны.

Итак, в добрый путь! Мы начинаем путешествие в удивительное, прекрасное и загадочное Царство природы.

Вы, друзья,

Смотрите не подкачайте!

И правдивыми быть и добрыми обещайте!

Не обижайте ни птахи, ни сверчка,

Не покупайте для бабочки сачка!

Любите цветы, леса, поля и пашни –

Всё, что зовётся Родиною нашей!

Мир растений, грибов

В нужном порядке вставьте «выпавшие» слова, а мудрый совет исполните тёплым весенним денёчком (работа по карточкам)

Много леса - …,

Мало леса - …,

Нет леса - … !

(Варианты: не губи, береги, посади .)

Подскажите нужное словечко, дополнив поговорку.

В июле муравьи трудятся, а ………….. красуется.

( Варианты: листва, стрекоза, солнышко).

Попробуйте, ребятки, отгадать загадки.

Кто, как только жарко станет

«Шубу» на плечи натянет,

А нагрянет холод злой –

Скинет с плеч её долой?

(Лес)

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зелёной выйдет к свету,

Растёт, цветёт она всё лето.

Коровам без неё - беда:

Она их главная еда.

(Трава)

Он совсем не хрупкий,

А спрятался в скорлупке.

Заглянешь в серединку –

Увидишь сердцевинку.

Из плодов он твёрже всех.

Называется …

(Орех)

Увидел красный гриб в лесу,

Любуюсь на его красу:

Беленькая ножка,

На шляпке – горошки.

Но его я не сорву.

Полюбуюсь и уйду.

(Мухомор)

Высока, всегда зелёная.

Выше ивы, выше клёна я.

Тяну ручки - прямо к тучкам.

А вокруг танцуют внучки:

Пушистые, пригожие,

На ёжиков похожие.

(Ель)

Я - капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня,

Тот и рад поклониться,

А имя дала мне родная землица.

(Земляника)

Мир животных

Постарайтесь чётко, звонко произнести скороговорки. Кто лучше?

Летели лебеди с лебедятами.

На иве галка, на берегу галька.

Проворонила ворона воронёнка.

В кого превратились или были заколдованы:

Князь Гвидон?

(В комара, муху, шмеля. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» А. С. Пушкин)

Великан – людоед из сказки Ш. Перро?

(Во льва, мышь. «Кот в сапогах»)

Одиннадцать братьев – принцев из сказки Г. Х. Андерсена?

(В лебедей. «Дикие лебеди»)

Пиноккио?

(В осла. «Приключения Пиноккио» К. Коллоди.)

Вспомните, кто они (удав, лисёнок и т. д.),следующие герои сказок:

Рики –Тики – Тави?

(Мангуст. «Рики –Тики – Тави» Р. Киплинг)

Господин Нильсон?

(Обезьянка. «Пеппи Длинныйчулок» А. Линдгрен)

Каа?

(Удав. «Маугли» Р.Киплинг)

Людвиг Четырнадцатый?

(Лисёнок. «Тутта Карлссон Первая и единственная» Э.Экхольм)

Матроскин?

(Кот. «Дядя Фёдор, пёс и кот» Э.Успенский)

Кто это? Догадайтесь по описанию:

Бурый, косолапый, неуклюжий - …(медведь).

Серый, зубастый, страшный - …(волк).

Хитрая, пушистая, рыжая - …(лиса).

Волк рычит, воет, скулит.

Лисица тявкает, скулит.

Кабан хрюкает.

Ёж фыркает.

Белка цокает зубками.

Олень, лось трубит.

Рысь рычит.

Зубр мычит.

Кто где живёт?

Медведь зимой спит в берлоге.

Волк в логове.

Лиса в норе.

Бобёр в хатке на берегу.

Белка в дупле.

Ёж в норке.

Зубр в пуще.

Кабан в чаще.

Заяц под кустом дрожит.

Кто что любит?

Медведь - мёд, малину, ягоды, рыбу, падаль.

Кабан - жёлуди, падаль.

Лиса - кур, гусей, зайцев.

Волк - овец, телят, зайцев.

Рысь - мясо других животных.

Зубр - траву, листья.

Лось, олень - траву, ветки, кору, сено, соль.

Ёж - мышей, змей.

Белка - орехи, шишки, грибы.

Заяц - кору молодых деревьев.

Человек и природа

Про природу люди

Перестали думать.

Разрушают, портят,

Убивают, мутят.

И зверей, и птиц

Жестоко убивают.

Мусором, отходами

Речки загрязняют!

Как же это так? Разве это правда? Правда, но не все люди такие. Ребята, вы любите природу?

Деревья не ломаете?

Из рогаток по птицам не стреляете?

Знаете ли вы правила поведения в природе? Впишите недостающие слова (работа по карточкам).

    Используйте ( мешки под мусор) , чтобы забрать весь скопившийся мусор с собой до ближайшей урны или свалки.

    Используйте для подстилки под палатку коврики или матрацы, (не рубите ) хвою и лапник.

    Используйте ( проложенный) маршрут для похода.

    Не ( разоряйте ) муравейники.

    После отдыха на природе (загасите ) костер водой или (засыпьте) землёй.

К каждой схеме сформулируйте правило поведения в природе. (работа по карточкам)

Варианты ответов:

    Не обижай лесных жителей.

    Не ломайте ветки деревьев.

    Не трогайте диких животных.

    Не ловите бабочек ради забавы.

    Не разоряйте птичьи гнезда.

    Не рвите цветы.

У природы ищите вдохновенья

Для песни, для сказки,

Для стихотворенья!

Давайте вспомним слова каждой строчки из песни и весело споём о солнечном лете! («Песенка о лете» Из мультфильма «Дед Мороз и лето» Слова Ю.Энтина, музыка Е.Крылатова)

Мы в дороге с песенкой о …… ,

Самой …… песенкой на свете.

Мы в лесу …… ,быть может, встретим.

Хорошо, что дождь …….

Мы покрыты бронзовым …… .

Ягоды в лесу …… пожаром.

Любим …… жаркое недаром.

Лето - это …… !

Вот оно какое, …… лето!

Лето …… зеленью одето,

Лето жарким …… согрето,

Дышит лето ветерком!

На …… солнечной опушке

Прыгают зелёные …… .

И танцуют …… - подружки,

…… всё кругом!

(Слова: лете, лучшей, ежа, прошёл, загаром, горят, лето, хорошо,

наше, яркой, солнышком, зелёной, лягушки, бабочки, расцветает)

ИТОГИ

Вы старательно выполняли все задания, а значит, увидели и услышали красоту окружающей природы: серебристую стрекозу, деревце с ветвями – пальчиками, ароматную землянику на тонкой ножке, шустрого кузнечика, песенку дождя… Возможно, природа вдохновила вас на написание сказки или песни. Под радостные крики: «Ура!», аплодисменты зелёных ладошек - листочков и барабанную дробь дождя – вы посвящаетесь в юные экологи

Вам ещё только предстоит найти ответы на загадки Природы, бережно относиться к Ней, ведь, ДОМ, в котором мы все живём, не только очень загадочный и интересный, но и очень хрупкий. Сохраните его!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Журнал «Педсовет»,№6,2000 г.

Детский журнал для семейного чтения «Радуга»,№6(22),2005 г.

Тузова В.Л. «Первый класс – день за днём»-СПб, 2002 г.

«Экология для детей»/Под редакцией Ю.С. Астахова-Самара,1994 г.

Карточки:

    Используйте _____________________,чтобы забрать весь скопившийся мусор с собой до ближайшей урны или свалки.

    Используйте для подстилки под палатку коврики или матрацы, _________________ хвою и лапник.

    Используйте ______________ маршрут для похода.

    Не _________________ муравейники.

    После отдыха на природе ____________костер водой или ____________землёй.

Название материала - интерактивная дидактическая игра-викторина «Экологический калейдоскоп».

Предназначение - для проведения внеклассного занятия, можно использовать на уроках экологии, биологии, естествознания.

Цель : воспитание любви к живой природе, воспитание экологической культуры детей

Задачи:

  • приобщение к культуре, природе родного края,
  • развитие познавательного интереса, интеллекта учащихся,
  • расширение знаний и воспитание стремления к их непрерывному совершенствованию,
  • формирование чувства солидарности и здорового соперничества.

Оборудование - мультимедиапроектор, экран, компьютер.

Форма использования - проецирование на экран при фронтальной работе с коллективом.

Правила игры (Слайд 3).

Наше игровое поле состоит из пяти тем: «Вторая жизнь дерева», «Птицы», «Легенды о цветах», «Животные нашего края», «Северные ягоды». В каждой теме шесть вопросов. В игре существует 3 типа вопросов: вопрос и 3 варианта ответов, вопрос без варианта ответа (правильный ответ картинка), «кот в мешке» («Летает - не летает» - блиц-вопросы); и музыкальная пауза (за нее просто дается очко). Музыкальная пауза - дети с музыкальным руководителем подготовили номер, песню.

На большинстве слайдов детям предоставляются варианты ответов, которые работают как триггеры. При щелчке по правильному ответу, фигура меняет цвет, а неверные ответы исчезают. При ошибочном ответе - неправильный ответ исчезает, а правильный меняет цвет.

Дети по очереди выбирают вопросы. После окончания игры жюри подсчитывает баллы и определяет победителей.

Приложение 1. Сценарий игры-викторина «Экологический калейдоскоп».

Приложение 2. Игра-викторина «Экологический калейдоскоп».

Липина Людмила Сергеевна, воспитатель ГОООУ ЗСШИ пгт. Зеленоборский Мурманской области. По образованию я учитель физики и математики. Имею опыт работы по специальности, а также учителя технологии. Работала в ОЮ, общеобразовательной школе, коррекционной школе VIII вида, а сейчас работаю в школе–интернате санаторного типа. Я мама троих взрослых детей и бабушка замечательного карапуза. Очень люблю заниматься с детьми поделками в различных техниках. Самое мое большая награда это восторг детей от совместного творчества. Мои воспитанники лауреаты и призеры выставок и конкурсов по ДПИ в нашем поселке, регионе, на Всероссийских выставках.

Цель: экологическое воспитание учащихся.

Задачи:

  • воспитание любви к родной природе, её красоте;
  • формирование понимания сущности экологических проблем, стоящих перед человечеством;
  • формирование экологической культуры поведения в окружающей среде, гражданской ответственности за её сохранение;
  • осуществлять патриотическое воспитание;
  • способствовать воспитанию любви к природе;

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Сегодня мы с вами отправимся в храм природы (слайд № 4). Презентация

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй её!

  1. Основная часть.

Природа многообразна и непредсказуема. Она – то, как ласковая мать лелеет и ласкает, то, как злая мачеха строга и неприступна … (Слайд № 5)

Нежное солнце часто затягивают тучи и на землю обрушиваются струи дождя.

В древние времена, когда людей было значительно меньше, а машин ещё не изобрели, вошло в обиход выражение “ борьба с природой”. В наш век соотношение сил “ человек – природа” стало иным. Нужна не борьба, а охрана. И природа просит у нас помощи. Забота о земле, лесах реках, чистом воздухе, флоре и фауне – главное дело. Наша Родина должна стать экологически чистой. (Слайд № 6)

Давайте определим, что же такое экология (слайд № 7).

Экология, это слово происходит от двух греческих слов “ойкос” - дом и “ логос” - учение. Экология наука о месте обитания, об окружающей среде.

Рассмотрим некоторые экологические проблемы: (слайд № 8)

  • загрязнение вод;
  • уничтожение лесов;
  • загрязнение воздуха;
  • деградация земель.

15 % территории России экологически неблагоприятны, особенно это касается крупных промышленных городов (слайд № 9) .

Экологическая ситуация России в цифрах:

  • На каждого жителя России ежегодно добывается примерно 42 тонны горной массы, из них 13 тонн идёт в отвалы.
  • Газопылевые выбросы составляют 0, 48 тонны.
  • Выделение двуокиси углерода от сжигания ископаемого топлива 3,5 тонны.
  • Сбрасывается 184 тонны загрязнённой воды.
  • Ежегодно в России сгорает от 1 до 7 млн.га лесов, 80% лесных пожаров происходит по вине человека.

А ведь леса производят 80 – 90% кислорода, необходимого для жизни на планете.

А теперь посмотрим, велика ли наша планета (слайд № 10).

Возьмём, к примеру, яблоко. Представим, что эта наша Земля. Делим его на четыре части: три из них – это вода. Берём четвёртую маленькую часть поделим ещё, то получим кусочек “ земли”, где люди не живут, а ещё одну восьмую делим на три части: две частицы (города, леса дороги) – земля, которую нельзя использовать в сельском хозяйстве. А теперь ещё срежем кожицу – это будет плодородный слой почвы. А мы, порой, чтобы сократить путь, переходим через вспаханное, вскопанное, засеянное … Раз, другой перешли, и вот уже почва перестаёт быть плодородной, и на ней в этом месте ничего не растёт (слайд № 11-14).

Как яблоко на блюде,
Земля у нас одна.
Не торопитесь, люди,
Всё выскрести до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зёрна.
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счёт будущего дня.
Поймите это люди,
Не то Земли не будет.
И каждого из нас.

(Слайд № 15).

“Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте Можно только сердцем” (слайд № 16).

Ребята, а знаете ли вы, что бумага, брошенная вами, будет лежать долее двух лет, консервные банки – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – более 200лет, стекло – 1000 лет?

(Слайд № 17- 20)

Общаясь с природой, люди издавна наблюдали за ней. так появились экологические пословицы и поговорки.

Задание: подобрать вторую часть поговорки.

  • Много снега - много хлеба.
  • Лес да растение - зверю спасение.
  • Лес и воды - краса природы.
  • Враг природы тот, кто лес не бережёт .

Ребята, вы знаете, что существуют государственные и религиозные праздники, но ещё есть и экологические даты в календаре. (Слайд № 21)

  • 22 марта – Всемирный день воды.
  • 1 апреля - Международный день птиц.
  • 22 апреля- День Земли.
  • 5 июня - Всемирный день окружающей среды.
  1. Подведение итогов и домашнее задание.
  • Давайте же вспомним, что такое ЭКОЛОГИЯ.
  • Какие меры необходимо принимать, чтобы сохранить экологическое равновесие в природе?
  • Составить маршрутный лист (путь от дома к школе) с указанием экологических нарушений. (Слайд № 22).