Тотемы и священные животные в обычаях славян. Славянский гороскоп животных по дате рождения

В действительности для древнеславянской культуры современное понятие «тотемизм» характерно лишь в относительной степени. Животные у славян изначально представляли собой вовсе не безотчетные силы природы, и совсем не то, что можно было и стоило обожествлять (как в случае с аборигенами Африки,Мезоамерики и Австралии).

Животные у славян были в первую очередь друзьями и помощниками, разумеется – не только на физическом плане. Наши Предки видели в животных таких же индивидов, как и мы, для них волк или камышовый кот – это столь же органичная и что немаловажно – полноправная часть окружающего, живого мира. Животные древних славян, если речь идет о доме, играли самые разные роли. Собака, разумеется, была стражем, корова и коза — служили источником пищи и расходных материалов. Конь был помощником в хозяйстве и первым другом славянского воина.Если же ставить вопрос о том, каких животных почитали древние славяне, то подобная формулировка в действительности некорректна. Славяне почитали всех животных, всех, без исключения, даже пауков и змей (паук считался «тварью Макоши», а образ змеи связывали не только с Чернобогом, но также с Велесом и многими мифическими персонажами).

При этом домашние животные у славян на протяжении последних пяти-десяти тысяч лет не менялись ни «качественно», ни «количественно»,одомашнивали всех, кто мог принести пользу. Исключение может составить разве что рысь и медведь,которых к позднему средневековью приручать перестали (быть может – потеряли навык?). С течением времени этот момент (приручение медведя) сохранился лишь в бродячих цирках и балаганах, что в действительности весьма прискорбно, потому что есть сведения о том, что славяне использовали медведей в бою, а иногда даже как ездовых животных. Звучит все это достаточно фантастически, но в теории возможно, кроме того, скажем так, есть прецеденты, хоть и покрытые пылью неисчислимых веков.

В целом домашние животные восточных славян не отличались от тех, которых приручали племена западные, южные и северные.Пожалуй только рысей приручали лишь в отдельных регионах – на крайнем севере и на дальнем востоке. Рысь, очевидно, использовалась в роли охранника жилища, а также в эзотерических практиках, потому что это животное наши Предки наделяли особой мудростью и уникальными «талантами». В связи с этим вопрос «какие животные были у славян» выглядит по меньшей мере смешно, потому что ответ на него прост – все. И совсем другой момент – какие из них приручались целенаправленно, какие приходили сами, а какие исконно почитались независимыми.


Что касается тотемной практики, то тотемными животными у славян с древнейших времен были волк, медведь и рысь. В Сибири тотемом также могла служить кабарга. Среди птиц тотемами были ворон и сокол. Разумеется, тотем – образ духа-хранителя – отдельно выбирался каждым родом, каждой семьей, исходя из личных предпочтений, а также на основе сакральных методик. То есть понятно, что в роду, где рождаются чаще всего мужчины, и чаще всего – внушительного телосложения, тотемом будет медведь. Волк подойдет более проворному и быстрому, лиса – маленькому и хитрому. Ворон – мудрому, сокол – бесстрашному, и так далее. В каждом отдельном случае вполне закономерно имел место ряд критериев, которые и определяли тотем рода. Существовали и личные тотемы, личные духи-хранители.

В целом важно понимать, что животные у славян были уважаемы, они никогда не использовались, с ними осуществлялся своеобразный симбиоз. Элементарный пример – человек защищает корову от волков и морозов, а корова дает ему молоко. Вроде бы простая мысль, но только в славянской эзотерике она отражена именно в таком виде. Также и тотемные животные у славян призывались не радиисполнение каких-то действий, а ради помощи в деле, решить которое своими силами человек объективно не в состоянии. В это кроется принципиальное отличие славянского тотемизма от любого другого, в частности – от гаитянского (вуду).

 14.02.2011 00:00

Волк — Зверь Дажьбогов
Волк — хорт, вовк, серый, зверь, лютый. Хищний зверь, давний сосед
славянского племени. Предок домашней собаки, во многом близок к ней по
повадкам — сбивается в стаи, плотояден и быстр.

Это сильное и опасное животное вызывало у славян противоречивые чувства. С одной стороны волк — тотемный предок многих славянских племен и память об этом крепка до сих пор. Волк по сей день внушает страх и уважение. Хотя и не смел он, в одиночку на охоту не выходит, предпочитает слабую или больную дичь. Но без нужды не убивает, в сытое лето практически не опасен.
Невры Геродота, которые обитали где-то в районе современной Белоруссии, несколько дней в году превращались в волков и это не удивляло даже древних греков. Как и у любого тотемного животного, у волка было несколько прозвищ, заменяющих настоящее имя -“серый”, “лютый”. Слово “волк” вслух не произносилось. Во многих сказках волк — это проводник по заколдованному лесу, воплощение загробного мира. Проводник, впрочем, не бескорыстный, за свои услуги волк всегда брал плату — коня или скот. В этой особенности слышны отзвуки древней справедливости, “взявши — отдай сполна”.

Темная сущность волка, странным образом связанного с луной и морозными ясными ночами пугала славян. Считалось, что волк принадлежит к миру мертвых и ведает его секреты. Унылый волчий вой заставлял содрогаться наших предков и считался дурным знаком. Услышавший его готовился к голоду, войне или жестокой зиме. Вера в оборотней-волкодлаков есть у многих европейских народов. Воткнувши в пень нож, колдун мог оборотится в волка и бегать в его шкуре до тех пор, пока нож остается на месте.

Таким образом, волк — существо двуединое. С одной стороны он тесно связан с солнечными божествами, мудрый и верный спутник, могущественный прорицатель. С другой — хищный демон, чужой зверь из мира мертвых. Помянувший страшное имя к ночи, тут же осекался и замолкал, отводя беду. Все это можно увидеть в образе оборотня — наполовину человека, наполовину зверя.

Время волка — середина зимы. Цвета — серый, белый, черный

Пословицы и приметы:
Волка нога кормят
Либо с волками выть, либо съеденным быть
Сытый волк смирнее ненасытного человека
Таскал волк, потащат и волка
Сколько волка не корми, все в лес тянет
Волки появляются в селениях — голоду.
Волк дорогу перейдет — к счастью

Мифологические животные

Медведь — Зверь Велесов

Медведь — ведмедь, черный зверь, лесник, ломыга, косматый, мишка, лесной царь. Охотники различают три породы медведя: большой плотоядный — стервятник, средний -овсянник и самый малый — муравьятник.

Медведь был самым почитаемым славянским зверем. Недаром русских людей до сих пор сравнивают с медведями. По поверью медведь был воплощением бога Велеса, также очень древнего бога, образ которого сохранился со времен каменного века. Изображения медведей можно найти и на стенах пещер первобытного человека и на гербах многих городов. Пещерные медведи издавна были соседями людей, славяне считали их своими предками (помимо некоторых других тотемных животных). Медведь считался хозяином леса, хранитель его богатств. Возможно, что воздетые к небу лапы медведя, его угрожающая стойка, были переняты людьми в своих танцах и обрядах.

На вид добродушный и неуклюжий, на самом деле медведь очень силен, жесток и скор на расправу. Охотников, рисковавших выходить с рогатиной на медведя, называли на Руси “отпетыми”, то есть идущими на верную смерть. В отличие от волка-хищника, медведь всеяден и не гнушается медом, малиной и другими сладкими ягодами. За пристрастие к разорению ульев диких пчел, получил он и свое прозвище — мед-вед (знающий мед). Истинное его имя — бер, об этом говорит название медвежьего жилища — берлога (логово бера). Кстати, берлога считалась одним из проходом в Подземный мир, а ее хозяин — сторожем Навьего царства. Медведь забирается в свое логово с наступлением зимы, а выбирается с первыми теплыми весенними днями. В дни зимнего противостояния (Коляд) медведь переворачивался в берлоге, знаменую поворот годового колеса.

Так же, как и волк, медведь мог быть оборотнем. Только, как правило, медведь превращался в человека, тогда как с волком случай обратный. Эта особенность говорит в пользу того, что с медведем люди столкнулись раньше и считали своим основным предком, то есть человек произошел от медведя через обряд оборотничества, и лишь затем научился принимать облик волка, зайца и других зверей.

Время медведя — конец зимы. Цвета — коричневый,черный

Пословицы и приметы:
Силен медведь, да в болоте лежит
Не дано медведю волчьей смелости, а волку — медвежьей силы
Не прав медведь, что корову съел, не права корова, что в лес пошла
Не продавай шкуры, не убив медведя
Два медведя в одной берлоге не живут
Счастлив медведь, что не попался стрелку, счастлив и стрелок, что не попался медведю
Медведь в берлоге на другой бок переворачиватся, зима с летом встречается (про Сретенье, отмечаемое 15 февраля).

Лиса — Зверь Макошев

Лиса — лисичка, лиска, рыжая, Патрикевна, кума.
Лиса — это яркий женский образ в животном мире, спутница и воплощение Макоши — богини судьбы и урожая. Славяне почитали лису за хитрость, изворотливость и смекалку, называли ласково кумой и сестрицей. За рыжий цвет лисицу сравнивали с огнем, а еще с грозовой тучей из-за бурого оттенка шубы. В Сибири предрассветный сумрак, когда солнечные лучи окрашивали небо в темно-оранжевый цвет, назывался лисьей темнотой. Но с лисой также связывали и зимнюю стужу, болезни и немочи, вызываемые холодом. Этим родством лиса обязана Маре, богине зимы, возможно ипостаси Макоши.

Время лисы — начало и середина зимы. Цвета — красный, рыжий, коричневый

Пословицы и приметы:
Лисичка всегда сытей волка бывает
Лисой пройти — хитростью
Кто в чин вошел лисой — править волком будет
Кабы лиса не подоспела, то овца волка бы съела!
Лиса и во сне кур считает
Лиса дорогу перебежала, быть беде.
Лисий лай услышать — к несчастью.

Заяц — Зверь Ярилин

Заяц — скоромча, выторопень, ушкан, кривень, косой, лопоухий, билей, беляк,зец. Вешнего зайца называют яровик, ранней зимой — настовник, осенью — листопадник, а летом — травник или летник.Степного зайца, который не меняет на зиму цвет шубы и остается весь год серым, называют русак. Беляк живет в лесах и зимой белеет, прячась от врагов.

Заяц был в чести у славян, как животное, символизирующее молодую, ярую силу, мощь нарождающейся жизни.Заяц труслив, проворен, ловок и быстр, чрезвычайно плодовит.

Заяц, как и глухарь, был посвящен Яриле — весеннему богу солнца и продолжения рода.Заяц хитер и этим спасает себе жизнь, противостоя грозной, но не очень разумной силе прочих животных. С ним часто соотносили весеннее безумие,наступающее в марте. Предчувствуя радость совокупления, обычно осторожный заяц теряет голову и легко попадает в лапы хищников. Несмотря на свою трусливость, заяц всегда бьется до конца, отбиваясь от врага мощными задними лапами.
За быстроту и легкость, зайца сравнивают то с лучом света, бегущим по воде, то с синими искорками на угольках костра. Индийцы считали зайца (saya) лунным животным,из-за его белой шубы, сравнивая с отблесками луны на водной глади. С приходом христианства, образ зайца, как древнего тотемического животного и объекта поклонения, был объявлен нечистым. Отсюда и примета — перебежал заяц дорогу, быть беде. ‘Пень тебе да колода, нам путь да дорога’, говорят вслед убегающему зайцу, чтобы отогнать беду.

Часто быстрых зайцев сравнивали с молниями, верным спутниками громового бога Перуна. Молнии называли еще морскими зайчиками, которые купаются в море дождя, стремительно рассекая водяные струи. Зайцы, как и другие грызуны — белки и бурундуки имеют крепкие зубы,разгрызающие самое крепкое дерево, подобно молниям. Зайцы и белки несли с собой бурю и ненастье, губительное для людей. Плывущий в бурю, никогда не упоминал имени зайца, опасаясь гнева водяного. Первая весенняя охота на зайца посвящалась верховному богу — громовику и символизировала приход нового сезона. Как Перун преследовал трусливые молнии, которые спешили укрыться от его гнева в темные тучи, так и охотники загоняли зайцев и белок, во славу громовика.

Время зайца — начало весны. Цвета — белый и серый

Пословицы и приметы:
Без собаки зайца не поймаешь
Коня положили, да зайца уходили
За двумя зайцами погонишься, и одного не поймаешь
Заяц по селу бежит — к пожару
Заяц дорогу перебежал — к несчастью

Кабан — Зверь Перунов

Силен медведь, люты волки и рыси, но наперед всего боялся охотник в лесу схватиться один на один с грозным вепрем-кабаном. Упрям и жесток этот хищник, а если разозлить его — то смерть от его клыков не заставит ждать. Неукротимость, воинственность кабана внущали уважение и этого зверя по праву посвятили Перуну — богу грозы и военной власти. В Днепре обнаружили дуб, в который было вставлено девять кабаньих челюстей, очевидно в ритуальных целях. Об этой связи говорит и пословица: ’ На людях Илья — а дома свинья!’. Илья Пророквпитал многие черты Перуна. А свинья — многие черты кабана.

С древних пор кабан символизировал воинскую доблесть, но вместе с тем — и жадность, городость, похотливость, попрание целомудрия. Отношение к их одомашненным родичам — свиньям также было противоречиво. С одной стороны, упитанная и плодовитая свинья — воплощение сытости, богатства и благополучия. В индоевропейской традиции свинья — символ роющего землю плуга, весеннего буйства природы.

Славяне подмечали таинственную древнюю связь между поведением свиней и приближеним ненастья, ураганного ветра.Золотая щетина, приписываемая борову по легенде — это поэтический образ грозовой тучи, освщенной лучами летнего солнца. Острые зубы вепря — молнии, спадающие с темного тела тучи. Этот образ роднит кабана и свинью с многими грызунами — белками, зайцами, бобрами, крысми и мышами, также посвященными Перуну.

Несмотря на питательное свиное мясо и сало, склонность этих животных к грязи, неразборчивость в еде, упрямство и жадность, доставшиеся от диких собратьев, принесли им дурную славу. Часто свиньи относились к миру смерти и тьмы. У множества народов есть предания о превращении людей за чрезмерную похотливость и стремление к наживе в диких свиней. Одержимость свиней демонами — древняя мифологическая традиция, корни которой уходят в египетские сказки. Сет обратившись в черную свинью, ослепил Гора и лишь сам Ра смог излечить его.

Пословицы и поговорки про свиней исполнены презрения и плохо прикрытого страха. У свиньи нет рогов и клыков, а кабы были… И злорадствуют люди на ними, до сих пор дрожа от древнего ужаса перед Перуновым зверем… Недаром белый цвет свиной шкуры сравнивают с холодными грязно-белыми облаками, закрывающими солнце в короткие зимние дни.

Время кабана — конец лета. Цвета — золотой, бурый.Время свиньи-начало зимы. Цвета-белый, серый

Пословицы и приметы:
Была у свинки золотая шерстка, да в грязи завалялась, отняли.
Где свинье на небо глядеть!
Сердит да бессилен — свинье брат.
Гусь свинье не товарищ.
Не мечите бисера перед свиньями, да не попрут его ногами.
На медведя идешь, соломки стели. На кабана идешь — гроб теши.
Не пинай свинью — заболеешь.
Свиньи хрюкают — к беде.
Свинья чешется — к теплу, а визжит — к ненастью.
Свинья сено ест — к голоду или к худому покосу.
Свинья скажет борову, а боров — всему городу

Кошка — Зверь Велесов

Дикие кошки и рыси — лесные хищники, наделенные острым зрением, невероятной гибкостью, живучестью и терпением. За ночной образ жизни была причислена к вредным духам и силам. С самых давних временен кошки живут рядом с человеком и лишь дикие рыси до сих пор остаются грозой северных лесов.

Известна любовь кошек к ласке, домашнему теплу, чистоте и уюту. Вместе с тем кошки — самые независимые и гордые животные среди прирученных человеком. Кошками называют людей скрытных, ласкательных и лживых.
Если кошка — ярко выраженный женский образ, животное, любящее домашний уют, то кот — вольное, бродячее существо, воплощение похотливости и скрытой мощи. Ученый кот-баюн (рассказчик) — частый гость славянских сказок. Его звучный голос отпугивает духов на многие версты вокруг.

Кошки привязаны к дому более всего, даже больше, чем к хозяину. Бывали случаи, что кошка оставалась в старом холодном доме, когда люди переселялись в новый. Этим кошки напоминают домовых, верных своему углу до полного его разрушения.

Черных кошек считали помощниками колдунов и ведьм, встретится с ними — плохой приметой. На кошках и козлах разъезжали колдуньи. В тело кошки может вселиться враждебный дух, спасаясь от преследования или для проникновения в жилище человека. В таком виде ведьма может до смерти укатать лошадь или даже человека.

Оборотня-кошку еще называли кошколаком. Кошка, перепрыгнув через мертвеца, непременно обратит его в вампира. Убивший кота — навлечет на себя семь лет бед и несчастий.

Вечное противостояние кошки и мыши отражает борьбу двух сил — земной и подземной, накапливающей и созидающей, темной и скрытой (Велес) и небесной, яростной и обновляющей грозовой мощи (Перун).

Время кошки — зима. Цвета — черный, белый

Пословицы и приметы:
Черный кот хвост из трубы кажет (дым)
Белая кошка лезет в окошко (о рассветном солнце)
Кошка умывается — к гостям или перемене погоды.
Лежит кошка брюхом вверх — к теплу, прячет голову — к холоду, распушает хвост — к метели.
Кошку девятая смерть донимает (о живучести кошек)
Язык блудлив, что кошка
Сболтнул бы коток, да язык короток

Конь — Зверь Дажьбогов

Конь(комонь, клюся, тарпан) — одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла и солнечного света, всякого блага. Славяне верили, что солнечный диск несет по небесному своду колесница, влекомая тремя конями. В пословицах и поговорках нашли отражение терпение, выносливость и неумеренный аппетит лошадей. Изображения коньков охраняли жилища славян от вредных духов и враждебных навий. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы — ветра, облака и грозовые тучи, быстрый проблеск молнии.

Например, Утренняя Заря (Денница) ведет по узды сияющих белых коней (рассветные облака),отгоняя всех вредоносных созданий огненными стрелами (лучами восходящего солнца). Днем кони становятся красными (рыжими), к вечеру — сивыми(темно-серыми) и Вечерняя Зоря уводит их с небосвода. Ночь же — это вороной(черный) конь. В это время солнечный диск Хорс освещает подземный мир. Звезды и созвездия тоже сравнивали конями, а Млечный Путь с молоком небесной кобылицы. Примечательна связь коней с росой — целебной водой с сильными магическими свойствами. С появлением Солнца роса исчезает, ее выпивают небесные кони.

Кони сравнивались с быстрокрылыми птицами, воплощением всего динамического, буйного, неспокойного и вместе с тем мудрого. Природная мощь коня трудноукротима, поддается только сильному и уверенному седоку. Усмирить дикого коня на метафорическом языке означает приручить саму природу, заставить отдать часть своих безграничных возможностей. У многих народов подобное испытание входило в обряд инициации, который должен пройти каждый мужчина.

Всадник на коне — символ многогранный. Он несет с собой стремительные перемены, часто ведущие к гибели и разрушению. Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь черный несет на своей спине саму Смерть. С далекого степного юга приходили орды кочевников и топот лошадиных копыт нес с собой дурные вести. С тех пор вороной огнедышащий конь — это образ всякой беды, демон, служащий темной силе. Вещий Олег погиб от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня князя.

На конях любят разъезжать домовые и прочие дворовые духи. Любимцев своих они ласкают и прихорашивают, а если захотят досадить хозяину — то и укатать до смерти. Священные кони были у каждого крупного языческого святилища. С конями связано множество пословиц и примет.Атрибуты лошадиной упряжи, подковы, колокольчики, конские черепа — все это считалось могущественными оберегами, защитой от бед, залогом удачи и благополучия.

Время коня — конец весны. Цвета — белый, рыжий, сивый, вороной

Пословицы и приметы:
Конь споткнулась на пороге — к беде
Конь воина нюхает — к гибели
Больной бредит о конях — скоро умрет
Ржание коня — к добру, но при расставании — к долгой разлуке
Не в коня корм
Царство без грозы, как конь без узды
Счастье на коне, безсчастье под конем
Свинья коню рылом и по хвост не вышла
Дареному коню в зубы не смотрят
Кто в кони пошел — тому и воду везти

Корова — Зверь Велесов

Корова – буренка, боденушка, кравица.
В пастушескую эпоху у славян корова — одно из первых и крупнейшее из сельскохозяйственных животных. Стадо тучных коров, сравниваемое с плотными белыми облаками на небосклоне, считалось первым богатством скотовода. Недаром во многих индоевропейских языках слова “деньги” и “скот” звучат одинаково. Санскритский корень “go” (как, например, в слове говядина) означал главные силы природы – небо, землю и солнечные лучи.
Корова – питающая стихия, мать и кормилица, весенняя дождевая туча, сочащаяся живительной влагой, ревущая ураганными ветрами. Дождь и роса – молоко небесной коровы, им приписывались волшебные свойства, как и обычному молоку. Белая корова символизировала утреннюю зорю, черная – ночь и тьму. Рогами этой коровы служил месяц. Черная корова весь мир поборола – загадка, ответ на которую – ночь.

С черной коровой связан и жуткий образ славянского демона – Коровьей Смерти. Этот темный рогатый дух обходит стада, заражая их опасными болезнями. Ее появлением объясняли массовый необъяснимый падеж скота. Ведьмы иногда доят коров, задаивая до смерти
Но светлые коровы — это легкие рассветные облака, которых Заря выгоняет поутру на небесное пастбище.Их молоко — это роса, в целебные свойства которой так верили наши предки.

Время коровы — середина весны. Цвета — белый, черный, рыжий

Пословицы и приметы:
Купил мужик корову, привел домой, стал доить, ан бык; ин так и быть
Долог у коровы язык, да не велели говорить
Та бы корова молчала, что под медведем была
И одна корова, да жрать здорова
Которая корова пала, та по три удоя давала
Утка в юбке, курочка в сапожках, селезень в сережках, корова в рогоже, да всех дороже
Корова комола(безрога),лоб широкий, глазки узеньки, в стаде не пасется, в руки не дается — медведь
Черная корова идет вечером впереди стада — к ненастью, пестрая — к переменной погоде, белая или рыжая — к вёдру

Бык — Зверь Сварогов

Бык – вол, вил, бугай.
Если корова – это в первую очередь дойное животное, то бык использовался главным образом для пахотных работ. Отсюда и разделение их мифологических образов. Бык – олицетворение грубой и упрямой природной силы, похотливости, решительности, ярости, которую, впрочем, можно обуздать, что и сделали воспетые в легендах первые землепашцы.

Они верили, что боги сами пахали на небесных быках и научили людей обрабатывать землю. Низкое бычье мычание породило немало сравнений и поэтических метафор. Это и гудение пчел (бучел, по старому) и рокот воды близ глубокой заводи (бучила) и плотные предгрозовые тучи(бычки) и крик выпи (водяного быка) в ночной млге. Бык связывался с пахотными работами, с возрождением, с прибавлением и приростом. Многие народы мира поклонялись золотому тельцу — воплощением земного блага, богатства.

Ярый тур — образ наступающей весны, олицетворение напористого животворящего водного потока и огненного дыхания, который сметает на пути остатки зимней скверны. Бычье око сравнивалось со озерами, имеющими округлую форму и родниками.Быка славилив весенний праздник Турицы и в Коляды. Древнее обычай гласил, что хозяин имел право на такой надел, какой мог запахать за один день. В сказке Добрыня ограждает русские земли от кочевников, пропахав глубокую борозду на огнедышащем Змее, закрепив таким образом священные границы.

Время быка — середина весны. Цвета — рыжий, золотой, синий, красный

Пословицы и приметы:
Хвать быка за рога — ан вилы в руках
Богатый, что бык рогатый: в тесные ворота не влезет

Олень — Зверь Родов

Олень (елень) известен человеку с самых древних времен. Еще в незапамятные эпохи ледникового периода люди охотились на оленей. Сейчас основное место обитания рогатых красавцев – северные районы, но образ оленя навсегда сохранился в сказках и легендах.

В символическом плане олень – стремительно убегающая сущность, погоня за которой может привести как в высшие сферы, так и в подземный мир. Бесконечная смена времен года породила образы черного и белого оленя – зимы и лета. Златорогий олень с белой шкурой – летнее небо с сияющим на нем солнцем. Черный олень – смерть, несчастье, долгие и лютые зимние холода.

Олень связывался со священными языческими зимними праздниками – Колядами. Считалось, что олень также покровительствует семье и браку. Во многих народных сказках появление золоторогого оленя на свадьбе — к счастью и долгой жизни.

Олень олицетворяет верховные славянские божества – Рода и Рожаниц, которые изображались на вшивках в виде двух олених или лосих. В позднее славянское время место верховного бога занял Сварог, а затем и Перун. С ним также связан олень. Праздник Перуна 2 августа был последним летним днем, в который можно купаться, потому что в этот день олень мочится в воду и охлаждает ее.

Время оленя — середина зимы и конец лета. Цвета — золотой, рыжий, черный

Пословицы и приметы:
Хотел оленя словить — да в лес убежал.

Белка — Зверь Перунов

Белка(векша, мысь, урма) — мелкий лесной зверек, за крепкие зубы, как и прочие грызуны (заяц, крот, мышь и крыса), причислен к полку Перунову. Словно молнии разламывают камни и расщеплят деревья, белки ловко разгрызают орехи и желуди. Белка связана с самим понятием света, подобно лучам солнца она проворно прыгает по деревьям. Белка, разгрызающая орехи с золотой скорлупой и жемчужчными (или изумрудными) ядрами — поэтическая метафора, означающая гром и молнии.Во многих странах есть обычай весенней охоты на белку, посвященной громовику.

Время белки — конец лета, начало осени. Цвет — золотой, белый

Пословицы и приметы:
Белки в деревню забежали — быть войне или другой большой беде
Векша стрекочет — гостей пророчит


Древние славяне с большим уважением и почитанием относились к животным. Они считали зверей связующим звеном между человеком и могущественной природой. С той поры прошло много веков, но и в наше время все чаще можно встретить людей, носящих обереги с изображением животных. Что они означают, и чем, как считается, способны помочь своему обладателю?


Священных животных у славян было много. Люди верили - обереги с изображениями зверей наделяют своих обладателей их лучшими качествами - ловкостью, силой, смекалкой, плодородием. В языческие времена считалось, что любая часть священного животного обладает теми же свойствами, что и само животное. Именно поэтому было множество оберегов в виде костей, клыков, клочков шерсти, рогов, лап. Ими украшали одежду, в том числе и .

Волчья лапа или клык


Волк у древних славян был тотемом неоднозначным. Его значение и толкование менялись в зависимости от ситуации. С одной стороны, это животное символизировало коварство и жестокость. С другой - самостоятельность и справедливость. Волк у славян ассоциировался с подземным миром, считался проводником умерших душ. Наши предки верили, что именно в теле волка могут являться к ним родственники, ушедшие в мир иной.

Волчьи амулеты наделяют хитростью, смелостью и помогают получить уважение в своей среде, защищают от злости и подлости. Волк - символ преданной любви, отражение однолюбов, которые, подобно прообразу, либо одиноки, либо с одной партнершей на всю жизнь.

Коровьи рога и шкура


Корова олицетворяла плодородие, изобилие и достаток. Идол этого животного был "питающей матерью для всех славян". Осадки сравнивались с коровьим молоком, месяц символизировал рога.

Обереги с символикой коровы - чаще встречаются у женщин. Ведь именно они являются продолжательницами рода. Женщины носят такие обереги, когда планируют ребенка, хотят создать крепкую семью. Считается, что плодородие, которое символизирует корова, помогает бесплодным парам завести детей.

Обереги-птицы


С образами птиц связано несколько видов славянских оберегов - петухи, уточки, гуси, курицы, совы. Древние верили, что птицы - посланники небес. Считалось, что они способны отогнать от своих обладателей беды, недуги, показать верный путь и помочь принять решение.

Петух был в почете как символ солнца и огня. Популярность и уважение славян он завоевал своей способностью с рассветом оповещать всех о наступлении нового дня. Считалось, что петушиный крик прогоняет нечистую силу, и новый день начинается с благословления солнечных богов. Курица и утка были символом плодородия и благополучия. Гусиная лапка - отпугивала нечистую силу и помогала найти верную дорогу тем, кто отправился в дальний путь. Сова - символ мудрости и справедливости наделяла своего хозяина прозорливостью и способностью принимать правильные решения.

Медвежья лапа или коготь


Медведь - хозяин языческого леса, сильный, мощный и благородный зверь. Считалось, что он защищает от всех проявлений зла. Во многих домах в качестве оберега держали лапу медведя. Славяне верили, что она защитит от людей с черными мыслями, болезней и бед. Наши предки наделяли медведя мудростью и огромными знаниями во всех сферах, его именем часто скрепляли клятвы. Если охотник нарушал такую клятву - его ждала гибель в лесу. Коготь медведя был признаком силы и уважения со стороны окружающих, приносил удачу и оберегал от опасностей.

Лапка и хвост лисицы

Лиса - своеобразное воплощение женского образа в славянской мифологии, один из самых популярных героев всех сказок и поверий. Лису за хитрость, смекалку и изворотливость, способность легко находить выход из сложных ситуаций. Считалось, что там, где лиса - будет успешный обман и лукавство.

Обереги с изображением лисы помогали своим обладателям решить спорные вопросы в свою пользу, избежать ответственности или переложить вину на других.

Оленьи рога


Олень олицетворял чистоту, благородство и открытость помыслов. У славян это животное было покровителем семьи, брака. Недаром и по сей день на свадебных рушниках и полотенцах можно увидеть вышитые образы оленя.

Олениха считалась символом плодородия, достатка и благополучия. Славяне представляли ее с огромными ветвистыми рогами - отсюда пошла традиция вешать их над входом в жилище. Люди верили, что рога отпугнут зло, помогут завоевать хорошее расположение высших сил. Особое есто среди них занимали .

Конь


Конь был одним из наиболее почитаемых животных. Древние люди верили, что именно эти животные наиболее приближены к богам, и что солнце движется потому, что его вращает колесница, запряженная тремя конями.

Коня ценили за выносливость, терпение и способность терпеть трудности и лишения. У славян с образом коней были связано множество знаковых символов. Белые и золотистые кони - отражение добра, благополучия и богатства. Черные - предвестники предательства, обмана и беды. Дикий необузданный конь - олицетворение самой природной стихии, усмирить такого - покорить себе мать-природу, взять у нее часть безграничных способностей. Многогранен и символ, изображающий всадника на коне - здесь смелость, самоотверженность переплетены с самоуверенностью и бравадой. Конь часто изображался на .


Практически в каждом доме можно было увидеть атрибуты лошадиной упряжки - подковы, колокольчики, черепа. Они считались сильнейшими оберегами, защищавшими от бед и злых людей и заряжавшими на успех, богатство и благополучие.

Огромный интерес вызывают сегодня и . Они могут многие рассказать и о системе верований, и о своих обладательницах.

Тотемные животные

Есть и тотемное животное, в которое больше всего любит Перун превращаться, когда есть желание или необходимость. Перун охотно принимает облик этого животного, считающегося у славян покровителем всех тех, кто уважает и почитает бога грозы и воинов. Это лесной бык Тур. Сам он черный с серебристыми пятнами по всей его необъятной шкуре. Пятна эти так сверкают на солнце, что способны ослепить противника. И поражает противника уже сами размеры этого быка, рога которого возвышаются над вековыми соснами в лесу. А рога - золотые и такие ровные, что любо-дорого посмотреть на них. Еще лесной бык Тур очень проворен и стремителен - никому и никогда не доводилось догнать его, а вот он сам с легкостью нагонял любого, кого хотел; мог напугать, а мог и взять да зацепить золотыми своими рогами и бросить к небесам выше туч и облаков. Никому не пожелаешь испытать на себе гнев Перуна в облике быка Тура. Самым же впечатляющим зрелищем, какое только доводилось видеть, люди признают то, когда в образе лесного быка Тура Перун несется над облаками, предвещая либо небывалую грозу, либо страшную битву с врагами. И не случайно сделанная из серебра голова быка традиционно украшала и украшает сейчас капища Перуна.

Из книги Откровения славянских богов автора Прозоров Тимур Иванович

Тотемные животные Бояна обычно сопровождает серый зеленоглазый кот, восседающий на левом плече Бояна, а на правом его плече сидит жаворонок. Считается, что серый кот может нашептать Бояну слова будущей песни, а жаворонок на ухо напоет музыку. Боян же соединяет музыку

Из книги автора

Тотемные животные Именно вороной конь является тотемным животным Богумира. Второе тотемное животное этого бога - черный ворон, обычно сидящий на Богумировом плече, когда тот появляется перед

Из книги автора

Тотемные животные Вместе с Букой обычно летит стайка крупных зеленых назойливо жужжащих мух. А на левом плече Буки восседает коричневая и угрюмая жаба ага, издающая такие звуки, от которых делается жутко даже самому отчаянному мальчугану. На правом же плече дремлет серый

Из книги автора

Тотемные животные Множество преданий старины глубокой повествуют о том, как в ту или иную деревню являлся большой бурый медведь и грозным рыком своим повергал в страх и трепет поселян. Бывало это обычно тогда, когда ритуал в честь Велеса совершался не должным образом

Из книги автора

Тотемные животные Чаще же Вий является не в своем подлинном человекоподобном обличий, а в облике косматой дикой собаки - черная свалявшаяся шерсть, болтающийся по земле хвост, висящие уши… Но самое главное - закрытые длинными веками глаза. Эта характерная черта

Из книги автора

Тотемные животные Священными животными Дажьбога, талисмана в честь его издавна на Руси считались и считаются не только конь (хотя конь в первую очередь), но утка, гусь и лебедь. В очень давние времена появились даже дажьбожьи обереги, которые и по сей день распространены в

Из книги автора

Тотемные животные Прежде всего, к таковым относится черная кошка и серый заяц. Желя не превращается в них, не принимает их обличия, как думают некоторые. Просто эти животные живут вместе с Желей в царстве теней. Когда же Желя собирается посетить мир живых - принести весть

Из книги автора

Тотемные животные Жива стоит на краю села, на околице, а подле ног богини ее любимая белая куница, призванная оберегать жизнь и охранять жизненный покой. На правом плече Живы мирно сидит белый голубь, а на левом - белая же голубка. Союз белых голубки и голубя означает

Из книги автора

Тотемные животные Если Земун появляется в лесу, то сопровождает ее чаще всего седой горностай; он либо располагается на спине богини-коровы, либо трусит рядом. Если Земун появляется в пустыне, на лугу, в чистом поле или в степи, то при ней будет воробей, перья которого

Из книги автора

Тотемные животные В холодное время года с Квасурой вместе приходит обыкновенно сурок. Он либо спит на плече Квасуры, либо добродушно осматривает место, куда явился его покровитель. Сурок означает доброту и спокойствие, которые должны быть дарованы напитками, приносимыми

Из книги автора

Тотемные животные Будучи вездесущим, Китоврас в каждой сфере своего обитания часто выступает в сопровождении того или иного своего тотемного животного. Так, в небесах крылатого Китовраса сопровождает обычно горный орел, символизирующий обе божественные функции

Из книги автора

Тотемные животные Самое любимое Колядой из тотемных животных - черная или рыжая кошка с непременно зелеными глазами, сверкающими во тьме. Эти глаза просто нельзя не заметить на снегу. Только не стоит пытаться поймать эту кошку, погладить ее или даже просто пристально

Из книги автора

Тотемные животные С одной стороны, к тотемным животным Посвиста относятся те, которые выступают в статусе помощников бога; с другой стороны, животные, в которых Посвист может превращаться.В первой группе находятся конь, сокол и огромная рыбина-кит, соотносимые

Из книги автора

Тотемные животные Рада не принимает никаких обличий кроме того, что красуется на небе после дождя в виде радуги. Но в подлинном человеческом образе вместе с Радой часто можно видеть бабочку павлиний глаз. Если всмотреться в ее крылышки, пока бабочка отдыхает на цветке, то

Из книги автора

Тотемные животные Таким образом, тотемными животными Сварога являются рыжий конь, на котором бог, вооруженный копьем выезжает в лес, в поле или на луг, желая дать какие-либо наставления славянским воинам, и огромный вепрь, выходящий из моря.Когда Сварог принимает облик

Из книги автора

Тотемные животные Птица Стратим не существует сама по себе, это образ, ипостась Стрибога, которую он принимает на себя, когда желает не просто явиться перед людьми, а нагнать на них страх, поселить в сердцах ужас. Стратим обладает громадными черными крыльями, способными