Сколько маус был в высоту. Сверхтяжелый танк "Маус" (Германия). «Маус» в боях и в культуре
Создание сверхтяжёлого танка «Маус» (Maus) и предшествующих ему проектов боевых машин массой превосходящих серийные образцы было продиктовано не столько гигантоманией фюрера, сколько необходимостью что-либо противопоставить разрабатываемым советским танкам аналогичного класса. Также перед этими машинами ставилась задача прорыва линии обороны противника. По данным немецкой разведки на вооружение Красной Армии новые танки должны были поступить к весне 1943, что определяло и срок поставки первого прототипа «Маус», и направление работ в целом.
НАЧАЛО РАБОТ
С декабря 1941 года фирма Krupp вела разработку перспективного танка под индексом VK 70.01. Техзаданием предусматривалась масса 70 тонн, толщина лобовой брони 140 мм, двигатель от торпедного катера мощностью 1000 л.с. и максимальная скорость 44 км/ч. Чтобы остаться в рамках заданной проектом массы, толщину лобовой брони снизили до 100 мм, и установили менее мощный двигатель. В ходе дальнейших конструктивных изменений толщина лобовой брони достигла 120 мм, а масса 90 тонн. Основным орудием выбрана 105-мм пушка KwK L/70. Прорабатывались варианты с носовым и кормовым расположением башни. Машине присвоили новое наименование – VK 72.01 (К) Lowe, а к концу июля 1942 года проект был закрыт, чтобы дать дорогу новой идее – разработке 100-тонного танка, заказ на который Krupp получил еще 5 марта 1942 года. 22 марта 1942 года аналогичное задание дали и Porsche. Разработчиком башни для образцов обеих фирм назначили Krupp.
Проект танка получил название Mammut (Мамонт) и индекс VK 100.01. Летом 1942 года в документах стало употребляться обозначение Pz.Kpfw. Mauschen (Мышонок), а с сентября стало использоваться Pz.Kpfw. Maus или просто Maus (Мышь). Проект Порше имел заводское обозначение Porsche Тур 205.
Первый вариант проекта задавал массу танка в 100 тонн, а в качестве орудия рассматривалась 149-мм пушка KwK L/40 с раздельным заряжанием или 128-мм на базе зенитки 12.8 см Flak 40 L/61, укороченная до 50 калибров, однако в мае года конструкторы стали рассматривать установку 128-мм орудия на базе зенитки 12.8 см Flak 40 L/61, с увеличением длины ствола до 70 калибров. В июле разработчики стали склоняться к 105-мм пушке на базе зенитки 10.5 см Flak 38 с длиной ствола 70 калибров или 149-мм пушке с длиной ствола 37 калибров. Также предусматривалось наличие вспомогательной 75-мм пушки. Первоначально её хотели установить в отдельной башни, но вскоре от этого отказались.
13 мая 1942 года Гитлер пересмотрел технические требования, повысив проектную массу до 120 тонн и сделав упор на максимальную защищенность и мощное орудие в ущерб скорости.
ОПЫТНЫЕ ПРОТОТИПЫ ТАНКА «МАУС»
Проект башни фирмы Krupp был утвержден 18 апреля 1942 года, а макет был представлен 25 июня. В качестве вооружения были выбраны 149-мм пушка 15 см KwK L/31 с унитарным заряжанием и 7,5 см KwK L/24. Боекомплект основного орудия составлял 25 выстрелов, а вспомогательного 50. Лобовая броня имела толщину 250 мм, борта и корма 200 мм. Соединение бронелистов сварочное шиповое с применением шпонок. В кормовой части башни имелся люк для демонтажа пушки, по бортам – смотровые щели. На крыше справа размещалась командирская башенка, слева люк заряжающего и бронированный перископ. Масса башни с боекомплектом составляла 57 тонн.
Porsche в своем проекте предусматривала оснастить башню 15 см KwK L/37 или 128-мм орудием.
При разработке самого танка «Маус» требовалось учесть немалую массу башни и возможность транспортировки машины по железной дороге, что накладывало ограничения на габариты и массу.
В октябре 1942 года Porsche представила два варианта проекта, отличавшихся силовой установкой:
- Тур 205A Mauschen, 28 октября 1942 года.
- Тур 205А - 12-цилиндровый V-образный дизель водяного охлаждения Daimler-Benz объёмом 42,4 литра мощностью 1000 л.с. при 2400 об/мин.
- Тур 205В - 18-цилиндровый дизель Тур 141 воздушного охлаждения объёмом 41,5 литра мощностью 780 л.с. при 2400 об/мин, разработки Porsche.
Масса танка «Маус» возросла до 150 тонн, расчётная скорость составила 20 км/ч. Башню расположили в корме, ходовую часть разместили под бортовыми бронеэкранами, к которым с внутренней стороны крепился внешний ряд тележек подвески. Ходовая часть на борт состояла из пяти сдвоенных двухкатковых тележек с продольными торсионами (аналогичные тележки применили на танке Tiger конструкции Porsche и на самоходках Ferdinand на его базе). Были варианты относительно гусениц – либо 2 гусеницы с траком шириной 1000 мм, либо 4 гусеницы по 500 мм шириной.
В носовой части корпуса размещалось отделение управления с раздельными люками механика-водителя и радиста-пулемётчика с шаровой установкой пулемёта MG-34 в лобовом бронелисте. По бокам в нишах расположили 780 литровые топливные баки, а в полу имелся люк для эвакуации. В походе механик-водитель мог вести танк, высунувшись из люка за счёт приподнимаемого кресла, а в боевом положении ориентирование осуществлялось по перископическим приборам наблюдения.
Далее в корму следовали моторный, боевой и трансмиссионный отсеки с силовой установкой, системой охлаждения, частью боекомплекта в нишах надгусеничных полок, электродвигателями, промежуточными редукторами с тормозами и бортовыми передачами. Особенностью танка «Маус» стала электромеханическая трансмиссия, уже применённая Porsche на танке Tiger собственной разработки и на самоходках Ferdinand на его базе – двигатель вращал генераторы, которые питали электромоторы, приводившие в движение через передачи ведущие колёса. Крыша моторного и трансмиссионного отделений имела съёмные панели для доступа к агрегатам.
В силу возросшей до 168 тонн массы танка в декабре 1942 года толщину брони корпуса снизили на 10%, а лобового листа башни с 250 до 220 мм, убрали шаровую установку пулемета.
В январе 1943 года Гитлеру были представлены проекты обеих фирм. Образец Porsche был принят к дальнейшей разработке и производству, а проект Krupp, именовавшийся Tiger-Maus, в последующем лёг в основу сверхтяжёлого танка Е-100. В качестве основного орудия танка «Маус» утвердили модифицированную зенитную пушку 12.8 KwK, как вспомогательное, в спарке с основным, утвердили пушку 7,5 см KwK 44 L/36. Внесли правки по башне – смотровые приборы по бортам башни заменили на пистолетные порты, люк для демонтажа пушки поменяли на люк для выброса гильз. Также были разработаны более лёгкие траки гусениц, люки механика-водителя и радиста увеличили до 500 мм в диаметре, добавили 100-мм бронезащиту ходовой части спереди.
Управлением вооружений были определены производители и поставщики узлов и агрегатов для танка «Маус»: корпус и башня – Krupp, силовая установка – Daimler-Benz, электродвигатели и электрогенераторы – Siemens-Schuckert, ходовая часть и трансмиссия – Skoda, итоговая сборка и траки – Alkett.
Изготовление двух опытных прототипов танка «Маус» планировалось завершить к концу 1943 года, и в случае успешных испытаний запустить серию, производя с начала 1944 года по 10 танков ежемесячно.
В феврале 1943 года в проект внесли изменения относительно силовой установки –разработка дизельных двигателей не могла быть завершена в срок, и в качестве замены был выбран V-образный дефорсированный до 1200 л.с. авиационный двигатель Daimler-Benz DB.603, получивший обозначение MB.509. Еще одним новшеством было предложение установить огнеметную установку, разработанную для среднего танка Panzer III, с запасом горючей смеси 1000 л и максимальной дальностью стрельбы 150-200 м, реальная же дистанция могла составлять 100 м при расходовании 33 л огнесмеси в секунду. Размещение огнеметов предполагалось справа и слева в кормовой части корпуса, управление брандспойтами в бронекожухах дистанционное радиооператором. И хотя фирмы-разработчики высказались против огнеметов. Управление вооружений настояло на пересмотре проекта с учетом возможности их установки, масса танка увеличилась на 5 тонн.
Вновь пересмотрели вооружение – была высказана идея об установке в лобовой плите башни, слева от орудийной маски, крупнокалиберной зенитной установки. В качестве зенитной установки рассматривалась 20-мм авиационная пушка Mauser MG-151/20 с боезапасом 250 снарядов (позже снизили до 80) и углом возвышения 30°, управляемая из специальной башенки. Но дальше чертежей дело не пошло.
Изменения затронули и корпус танка «Маус» – два раздельных люка механика-водителя и радиооператора заменили одним большим люком, установили отбойники на съемных секциях крыши моторного отделения для защиты от пороховых газов 75-мм орудия и осколков. В корме корпуса появился дополнительный съемный топливный бак объёмом 1000 л, изначально разработанный для горючей смеси огнеметов.
ПЛАНЫ СЕРИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА ТАНКОВ «МАУС»
Планы производства танка «Маус» постепенно обретали реальные показатели – 22 февраля 1943 года Krupp получил заказ на производство 120 корпусов и башен. На Alkett для сборки предполагалось поставлять: ноябрь – 2 корпуса, декабрь – 4, январь – 6, февраль – 8, с марта – по 10 корпусов. Первую башню собирались поставить к 15 октября. Корпуса должны были выпускаться с опережением на месяц по сравнению с выпуском башен. Контрактом от 5 марта 1943 года орудия 12,8 см KwK также поручалось производить Krupp в соответствии с планом: август – первая пушка, сентябрь – 3, октябрь – 6, ноябрь и декабрь – 5, январь – 7, с февраля по 10.
Но эти планы были подкорректированы. В ночь на 6 марта 1943 года бомбардировщики Королевских ВВС совершили серию налётов на промышленные и нефтеперерабатывающие предприятия в городе Эссен, в том числе на заводы Krupp. В ходе этого рейда были уничтожены как документы на башню и вооружение, так и полноразмерный макет самой башни. Чертежи корпуса не пострадали. Дата сдачи первой башни была перенесена на 15 ноября. План выпуска был пересмотрен: ноябрь – 1, декабрь – 3, январь – 5, февраль – 5, март – 5, апрель – 7, с мая по 10.
Промежуточные итоги по проекту были подведены 2 апреля 1943 года – масса танка «Маус» возросла с проектных 150 тонн до почти 180, и это не было пределом. Перегрузка в 30 тонн не могла не сказаться на ходовой части – тележечная подвеска с продольными торсионами не удовлетворяла повысившимся требованиям. Фирма Skoda разработана новую систему тележек – четыре опорных катка с буферными пружинами на пару в шахматном порядке и два поддерживающих ролика сверху крепились на общей балке, 6 тележек на борт, всего 48 опорных катков, что способствовало более благоприятному распределению нагрузки на ходовую часть.
Вносить изменения в проект продолжали и дальше: 16 апреля 1943 года было решено разместить в бортах башни порты с шаровыми установками для стрельбы из пистолетов-пулеметов, а 29 апреля отказались от командирской башенки в пользу перископического прибора наблюдения кругового обзора, расположенного перед правым башенным люком.
К началу апреля 1943 года был готов полноразмерный деревянный макет танка, а 14 мая в штаб-квартире фюрера «Волчье логово» в Растенбурге он был продемонстрирован Гитлеру и высшему руководству рейха. В башне макета еще не были учтены изменения относительно шаровых установок и отказа от командирской башенки. Также была показана действующая модель танка «Маус». Оба макета были оснащены огнеметами.
По результатам ознакомления с макетом были сделаны определенные выводы относительно дальнейших изменений конструкции танка и его запуска в серийное производство. Главный инспектор бронетанковых войск, генерал Гейнц Гудериан отмечал отсутствие пулемётов для ведения ближнего боя, в результате на лобовой и кормовой башенных плитах предусмотрели установку пулемётов MG-34. Окончательно отказались от зенитной установки. На крышу башни добавили вентиляторы. Начиная с третьей опытной машины, толщину бортовой брони решили уменьшить до 170 мм, т.к. ширина танка, 3700 мм, рассчитывалась исходя из возможности транспортировки по железной дороге.
В июне 1943 года было принято решение увеличить серийный выпуск со 120 до 141 танка, но Гудериан настоял на том, что для фронтовых испытаний хватит 5 опытных машин, и 1 июля месячный план выпуска серии был определен в 5 машин. 7 июля на заводе Krupp был сварен первый корпус, причем расчетная ширина 3700 мм была превышена на 17 мм. В середине месяца в работе были еще 6 корпусов и первая башня.
Для транспортировки танка австрийской вагоностроительной компанией Simmering-Graz-Pauker была разработана специальная 14-осная 27-метровая железнодорожная платформа грузоподъёмностью 180 тонн. Конструкция весом 72,5 тонны состояла из трёх секций: центральная 6-осная с пространственной рамой в своей основе и рельсом для жёсткости конструкции и фиксации танка; передняя и задняя 4-осные маневренные секции.
Однако планы выпуска вновь были сорваны – в ночь с 25 на 26 июля 1943 года массированный авиаудар бомбардировщиков Королевских ВВС произвёл масштабные разрушения производственных мощностей Krupp вместе с опытными образцами техники, в числе которых был и «Маус». Дата изготовления первой башни переносится на 1 декабря. К тому моменту были уже сварены 7 корпусов, а еще для трёх заготовлены бронеплиты. По отчёту Krupp производство корпусов могло быть возобновлено только через 7 месяцев, а башен – через 8, а изготовлено может быть только 30 комплектов корпусов и башен. Таким образом, по корпусам намечались поставки: сентябрь – 1, октябрь – 2, ноябрь – 1, декабрь – 1, январь – 2, февраль – 2, март – 3, апрель – 4, май – 4, июнь – 4, июль – 4, август – 2; по башням: ноябрь – 1, декабрь – 1, январь – 1, февраль – 1, март – 2, апрель – 3, с мая по сентябрь – по 4.
Работы по изготовлению первых 6 танков установочной серии продолжались, но к концу октября 1943 года стало очевидно, что поточный выпуск «Маус» отвлекает слишком много мощностей и ресурсов, необходимых для текущего производства серийных машин для фронта, и 5 ноября было принято решение ограничиться выпуском 2 танков и 1 башни.
В ночь с 22 на 23 ноября 1943 года в результате налёта британских бомбардировщиков были серьёзно повреждены предприятия Alkett и Siemens, принимавшие непосредственное участие в производстве танков «Маус».
ПЕРВЫЙ ПРОТОТИП
Несмотря на отмену серийного производства работы по Maus продолжались. Для сборки на Alkett первый корпус доставили 26 сентября. Машина получила обозначение Pz.Kpfw. Maus V1, он же Тур 205/1. К 22 декабря 1943 года танк был собран до состояния самостоятельного передвижения, а вместо башни установили массогабаритный макет.
Предлагались новые изыскания. Возможность преодоления водных преград вброд была нелишней, и к ноябрю 1943 года были завершены эскизные работы по данной теме. На люк отделения управления должна была устанавливаться труба для питания воздухом экипажа и воздухозаборников силовой установки. По лестнице в трубе можно было покинуть танк. Система была рассчитана на глубину 10 м, если преграда была глубже, то предполагалось питать электроэнергией танк под водой от танка на берегу посредством кабеля. Проект остался на бумаге.
Ставился вопрос об использовании башен на стационарных инженерных сооружениях, но проект так и не вышел из стадии чертежей.
Наконец 24 декабря 1943 года состоялся первый пробный выезд прототипа танка «Маус» на территорию завода Alkett. Это мероприятие проводилось без ведома Управления вооружений и к тому же танк фотографировали, что было запрещено. Машина была загрунтована и не несла опознавательных знаков. Один из участников испытаний написал на бортах и корме слово «Mausen» и над ним нарисовал мышонка. Проходимость оказалась вполне удовлетворительной – территория завода после бомбардировок представляла собой нагромождение обломков и строительного мусора. Благодаря электрической трансмиссии танк был лёгок в управлении.
Испытания продолжились на полигоне в Бёблингене в пригороде Штутгарта, куда, на специально разработанной для него железнодорожной платформе, танк «Маус» был доставлен 14 января 1944 года. После самостоятельного спуска с платформы танк прошёл 5 км до мастерских 7-го запасного танкового батальона. На следующий день состоялись заезды по бездорожью. Прототип двигался погруженным в грязь на полметра без каких-либо затруднений. До конца января проводился монтаж электрооборудования и покраска танка в тёмно-желтый цвет, позже добавили красно-коричневые разводы. В целях секретности, чтобы выдать танк за трофей, на борта были нанесены перевернутые серп и молот, а на макет башни красные звёзды.
К этому моменту износились внутренние бандажи опорных катков. Были заказаны новые катки, однако испытания было решено не прекращать. 31 января было пройдено 14 километров, в том числе 4,6 по пересеченной местности. Радиус поворота при движении вперёд составил 14,5 м. 7-8 февраля позади были оставлены ещё 42,4 км, из них 6,4 по бездорожью. Машину вел лично Фердинанд Порше.
Во время очередного пробега 16 марта имел место инцидент. На полигоне танк заехал в болотистую низину, в которой благодаря своей массе погряз больше чем на полтора метра. Целый день 20 солдат 7-го танкового батальона работали лопатами и подкладывали под гусеницы бревна для улучшения сцепления, чтобы освободить завязшего гиганта. В это же время были доставлены новые катки, которые установили прямо на полигоне. После этого машина вернулась в расположение 7-го танкового батальона для демонтажа механизмов с целью их обследования.
ВТОРОЙ ПРОТОТИП И БАШНЯ
Работы над вторым танком Тур 205/II также шли своим чередом: сборка на заводе Alkett происходила медленно, и для дальнейшего монтажа было решено отправить танк в Бёблинген, куда он и прибыл 10 марта 1944 года. Стоит отметить, что это были шасси без двигателя и башни. С платформы его вытянули тросами, затем подцепили к первому прототипу Maus, который отбуксировал его в расположение 7-го запасного танкового батальона, показав способность перемещать массу аналогичную собственной. К середине апреля 1944 года единственная башня для танка «Маус», изготавливавшаяся в Эссене, была практически собрана; 128-мм пушка, испытанная в составе двухорудийного лафета на полигоне в Меппене, была готова уже в ноябре 1943 года. В первоначальный проект башни внесли некоторые изменения: в лобовой лист башни, слева от орудийной маски, добавили пулемёт MG-34, в корму крыши – бомбомёт для стрельбы дымовыми и осколочными гранатами. В целях экономии места боеприпасы 128-мм орудия сделали раздельными и разместили в двух укладках по 7 снарядов и 12 зарядов в башне, остальные – в нишах надгусеничных полок корпуса. Унитарный боекомплект 75-мм пушки в количестве 50 выстрелов располагался в носовой части башни, справа от самого орудия, ещё 150 выстрелов – в нишах корпуса. Вместо командирской башенки перед правым люком установили перископический прибор наблюдения, аналогичный планировали поставить и перед левым люком заряжающего, даже прорезали отверстие, но потом заварили, решив применить другой тип перископа.
В Бёблинген башня была доставлена 3 мая 1944 года, а в ночь на 8 июня её установили на второй прототип. Текущая стадия сборки позволяла производить ходовые испытания, состоявшиеся в конце июня. Был выявлен люфт в механизмах наводки орудий, электромотор поворота башни выходил из строя. Шаровые пулемётные установки смонтировали только 12 июля, но во время очередных испытаний они сломались.
В июле танк «Маус» окрасили камуфляжем – базовый темно-жёлтый цвет с красно-коричневыми и оливково-зелёными разводами. Сборка продолжалась. По сравнению с первым прототипом вторая машина отличались гораздо более выразительной комплектацией. Было установлено всё электрооборудование, в том числе две светомаскировочные фары и кормовой фонарь; на крыше отделения управления появились перископический прибор механика-водителя и убирающийся вниз перископический прибор кругового обзора радиооператора, на боковых секциях моторного отделения предусмотрели защитные отбойники. В ходовой части использовали тележки с перфорированными катками, от которых, в силу отсутствия каких-либо преимуществ, отказались после испытаний. Радиостанция, антенны на крыше моторного отделения и танковые переговорные устройства также заняли свои места.
Дал о себе знать и двигатель MB.509 – проблемы с клапанами и большой расход топлива требовали поиска альтернативы, которой стал Daimler-Benz MB.507 - 12-цилиндровый дизель объёмом 42,4 л мощностью 850 л.с., спроектированный для торпедного катера. Форсированный до 1200 л.с. и обозначенный MB.517 двигатель был установлен в танк в декабре 1944 года.
ПРЕКРАЩЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОЕКТУ «МАУС»
В июле 1944 года работы по проектированию и постройке сверхтяжелых танков «Маус» было приказано прекратить, а заготовленные корпуса и башни пустить в переплавку, что не было сделано: три комплекта корпусов и башен отправили в Меппен, остальные остались в Эссене. Специалисты, собиравшие Maus Typ 205/II, в августе уехали из Бёблингена.
С конца декабря 1944 года испытания обоих прототипов не проводились. Сами танки были перевезены на Куммерсдорфский полигон.
Весной 1945 года Maus Тур 205/II включили в состав сил внешнего кольца обороны Берлина, для чего в марте танк прибыл своим ходом в Штамлагер недалеко от Цоссена, где находилась Ставка германского генштаба.
При подходе 3-й танковой армии генерал-полковника П.С. Рыбалко в ночь на 22 апреля 1945 года отступавшие немцы, ввиду невозможности эвакуации, взорвали Maus Тур 205/II. Maus Тур 205/I, оставшийся на полигоне в Куммерсдорфе также был взорван.
Подробным исследованием танков «Маус» советские специалисты занялись в июне 1945 года. Осенью башню второго прототипа поставили на шасси первого, эту конструкцию погрузили на специально разработанную немцами железнодорожную платформу, и подготовили эшелон для отправки на полигон в Кубинку для испытаний. Отправка задерживалась, и до места назначения «Маус» добрался лишь 6 мая 1946 года.
Ходовые испытания танка «Маус» не состоялись в силу отсутствия многих механизмов, потому провели только огневые – обстрел корпуса и башни, после чего танк отбуксировали в музей при полигоне, где экземпляр находится по настоящее время.
ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ
Компоновка
Сверхтяжёлый танк «Маус» являлся боевой гусеничной машиной с размещением вооружения во вращающейся башне кормового расположения. Компоновка представляла собой четыре отделения в корпусе от носа в корму – управления, моторное, боевое, трансмиссионное – разделённые поперечными перегородками.
Отделение управления занимало носовую часть корпуса и включало в себя рабочие места механика-водителя и радиооператора с приборами управления танком и радиооборудованием. В днище отделения имелся люк для эвакуации, в нишах бортов располагались топливные баки ёмкостью по 780 л каждый. Для посадки экипажа в крыше отделения предусматривался люк, перед которым располагались перископический прибор наблюдения для механика-водителя и убирающийся перископ радиооператора.
В моторном отсеке, находившемся за отделением управления, размещались двигатель в центральном колодце, в нишах бортов – водяные и масляные радиаторы, вентиляторы системы охлаждения, масляный бак и выхлопные коллекторы.
Боевое отделение в средней части танка содержало блок генераторов, редуктор, соединявший двигатель и генераторы, часть боекомплекта основного орудия в нишах надгусеничных полок.
Башня, установленная на роликовой опоре над боевым отделением, включала в себя рабочие места командира, наводчика и двоих заряжающих, вооружение – спаренная пушечная установка и пулемёт, часть боекомплекта, приборы наблюдения, прицел, механические и ручные приводы поворота башни. Доступ экипажа в башню обеспечивали два люка в крыше.
В корме корпуса размещались элементы трансмиссии: тяговые электромоторы, промежуточные редукторы (гитары) с дисковыми тормозами и бортовые передачи.
Бронезащита
Сварной корпус из катаных гомогенных бронелистов имел рациональные углы наклона лобовой и кормовой бронеплит (35°-55°), отсутствие в них люков, щелей, пулемётной установки повышали противоснарядную стойкость. Толщина лобовой брони составляла 200 мм, кормовой 160 мм.
Бортовые бронелисты вертикальные сплошные переменной толщины – верхняя часть 185 мм, нижняя 105 мм, представлявшая собой одновременно защиту и крепление ходовой части, располагавшейся между бортовым листом и внешним листом центрального колодца корпуса. Спереди ходовая часть прикрывалась 100 мм бронекозырьками с углами наклона 100.
Крыша над отделением управления имела толщину 105 мм, надмоторная плита состояла из трёх съёмных бронелистов толщиной 50 мм с 60 мм треугольными бронекозырьками против попадания снарядов под нижний срез башни, подбашенный лист толщиной 55 мм приваривался к бортам корпуса, крыша трансмиссионного отделения также была съёмной и состояла из трёх 50 мм бронелистов.
Бронезащита днища корпуса в носовой части составляла 105 мм, остальная часть 55 мм. Надгусеничные листы и борта центрального колодца корпуса имели толщину 40 мм и 80 мм соответственно.
Распределение толщин элементов бронекорпуса продиктовано стремлением конструкторов создать равнопрочную бронезащиту. Отношение толщины бортового бронелиста к толщине лобовой брони у других немецких тяжёлых танков составляет 0,5 - 0,6, у танка «Маус» данный показатель равен 0,925, т.е. толщина бортового листа приближается к толщине лобового.
Основные детали бронекорпуса имели прямоугольное шиповое соединение с цилиндрическими штифтами, что повышало прочность конструкции и делало соединение неразъёмным ещё до сварки. Штифт представлял собой стальной валик диаметром 50 мм или 80 мм, вставляемый в высверленные в стыках соединяемых бронелистов отверстия. Верхняя часть штифта была на одном уровне с поверхностью соединяемых листов и приваривалась к ним. Аналогичное решение применялось на самоходке «Фердинанд».
Штифты использовались в соединениях верхнего и нижнего лобовых бронелистов, бортовых листов с верхним лобовым, кормовыми и днищем, а верхний и нижний кормовые листы соединялись в косой шип без шпонок. Остальные детали корпуса соединялись в четверть, впритык, внахлёст и заваривались с двух сторон.
Башня, также соответствовавшая принципу равнопрочного бронирования, сваривалась из деталей, соединявшихся в шип с применением штифтов. Лобовая часть литая цилиндрической формы толщиной 220 мм, бортовые и кормовые листы плоские катаные толщиной 210 мм, угол наклона бортовых листов - 30°, кормового - 15°. В корме башни располагался люк для загрузки боекомплекта. В крыше толщиной 65 мм имелись два люка для доступа в башню, бронеколпак перископического прицела, командирский прибор наблюдения, два вентилятора и амбразура для оборонительного гранатомёта.
Погон башни состоял из неподвижных и подвижных элементов. Неподвижная часть с зубчатым венцом крепилась к ступенчатой расточке крыши корпуса, подвижная часть включала в себя три двухроликовые тележки в основании башни, двигавшиеся по круговой беговой дорожке неподвижного элемента погона, обеспечивая вращение башни.
Электромеханический и аварийный ручной привод давали возможность вращения с двумя скоростями: 8 град/сек и 4 град/сек. Три стопора и специально пневматическое устройство обеспечивали фиксацию башни в походном положении.
Детали корпуса и башни разной толщины имели разную твёрдость: до 50 мм – высокая, 160 мм – средняя и низкая, 80 мм листы внутренних бортов корпуса – низкая, 185 – 210 мм – низкая. Химический состав брони также отличался в зависимости от толщины: 50 мм листы выполнялись из хромоникельмолибденовой брони с повышенным содержанием марганца, 65 мм – хромомарганцевая с 0,5% никеля, 80 мм –хромоникельмолибденовая с повышенным содержанием марганца, 200-210 мм – хромоникельмолибденовая с содержанием никеля свыше 30%. Содержание углерода составляло 0,3-0,45%.
Вооружение
Вооружение танка «Маус» состояло из спаренной установки 128-мм и 75-мм пушек, защищенных литой бронемаской, крепившейся болтами к люльке, и 7,92-мм пулемёта. Углы вертикальной наводки пушек составляли от –7° до +23°.
128-мм орудие KwK 44 с длинной ствола 55 калибров, разработанное фирмой Krupp в 1943 году на базе самой мощной зенитной пушки Flak 40, имело раздельное заряжание, скорострельность не превышала 2-3 выстрела в минуту, несмотря на наличие двух заряжающих в составе экипажа. В боекомплект входили бронебойные снаряды с начальной скоростью 920 м/с, пробивавшие с дистанции 1000 м 202 мм брони, установленной под углом 30°, и осколочно-фугасные с дальностью стрельбы 12,5 км. Затвор клиновый горизонтальный, открывание затвора и извлечение гильзы производилось вручную, после досылания снаряда и заряда затвор закрывался автоматически. Боезапас составлял порядка 68 выстрелов, 25 из которых размещались в стеллажах по бортам башни, остальные – в нишах надгусеничных полок корпуса. Данная пушка устанавливалась также на самоходках «Ягдтигр» и являлась самым мощным противотанковым орудием Второй мировой войны.
75-мм пушка с увеличенной до 36 калибров длиной ствола разработана на базе орудия KwK 37, применявшегося на танках Panzer III модификации N, Panzer IV модификаций А, В, С, D, E, F1, самоходных штурмовых орудиях Sturmgeschutz III модификаций А, В, С, D, Е.
В состав боекомплекта входили бронебойные и осколочно-фугасные снаряды, всего 200 выстрелов, 50 из которых размещались в носовой части башни справа от самого орудия, остальные – в корпусе.
7,92-мм пулемёт устанавливался в лобовой части башни слева от 128-мм орудия, боекомплект насчитывал 1000 патронов в четырёх коробках, располагавшихся в башне под самим пулемётом.
Для ближнего боя и обороны танка применялся 26-мм гранатомёт-мортирка, располагавшийся в корме крыши башни и стрелявший дымовыми, осколочными и осколочно-зажигательными гранатами.
Силовая установка
Изначально на танк планировалось установить дизельный двигатель, разработки Daimler-Benz или Porsche, но ни тот, ни другой не были готовы в срок, поэтому в качестве замены на первом прототипе танка «Маус» применили V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива дефорсированный до 1200 л.с. авиационный двигатель Daimler-Benz DB.603, получивший обозначение MB.509. Этот же двигатель установили и на втором танке, однако из-за проблем с клапанами и большого расхода топлива его заменили на MB.517 –форсированный до 1200 л.с. Daimler-Benz MB.507, представлявший собой V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный жидкостного охлаждения дизель объёмом 42,4 л мощностью 850 л.с., спроектированный для лёгкого торпедного катера.
Питание топливом осуществлялось из баков общей ёмкостью 1560 л, расположенных в носовой части корпуса. К верхнему кормовому бронелисту крепился дополнительный съёмный бак на 1500 л.
Охлаждение двигателя производилось принудительной циркуляцией по замкнутому контуру водоэтиленгликовой смеси, проходившей через два радиатора, обдуваемых четырьмя двухступенчатыми вентиляторами, расположенных в направляющих насадках справа и слева от мотора. Также система охлаждения ёмкостью 110 л включала в себя два пароотделителя, водяной насос, компенсационный бачок с паровым клапаном и трубопроводы.
Снизить риск возникновения пожара из-за перегрева выхлопных коллекторов позволила отдельная жидкостная замкнутая с принудительной циркуляцией система охлаждения, четыре радиатора которой устанавливались рядом с радиаторами системы охлаждения двигателя.
Одной из наиболее значительных особенностей танка «Маус» являлась электромеханическая трансмиссия, разработанная Porsche и применённая сначала на опытном танке VK 30.01 (Р), а затем на самоходках «Фердинанд». Принцип работы заключался во вращении ведущих колёс тяговыми электромоторами, ток для которых вырабатывали электрогенераторы, приводимые в движение двигателем внутреннего сгорания. На каждую гусеницу работала отдельная независимая связка генератора, электромотора и контроллера-реостата.
Электрические компоненты трансмиссии включали в себя блок генераторов, два тяговых электромотора, генератор-возбудитель, два контроллера-реостата, коммутационный ящик, аккумуляторную батарею.
Соединенные единым валом два главных генератора и вспомогательный генератор на одном валу с задним главным генератором образовывали генераторный блок.
Скорость вращения тяговых электродвигателей регулировалась снимаемым с главных генераторов напряжением, которое менялось в зависимости от силы тока, подаваемого на обмотки независимого возбуждения.
Питание обмоток независимого возбуждения главных генераторов и тяговых электромоторов при работающем двигателе, а также зарядка аккумулятора производились вспомогательным генератором с обмоткой независимого возбуждения, которая запитывалась током от вращаемого двигателем генератора-возбудителя. В момент пуска двигателя вспомогательный генератор использовался как электростартёр, получая энергию от аккумуляторной батареи.
Промежуточные редукторы (гитары) с дисковыми тормозами и бортовые передачи, с которых крутящий момент тяговых электромоторов передавался на ведущие колёса, составляли механические компоненты трансмиссии.
Режим работы электромоторов регулировался изменением напряжения в их обмотках и обмотках главных генераторов, что достигалось перемещением рукояток контроллеров-реостатов, установленных в ящиках по обе стороны от механика-водителя.
Движение вперёд осуществлялось смещением рукояток вперёд от нейтрального положения – чем больше требовалась скорость, тем сильнее смещение, чтобы подать большее напряжение на электромоторы. Для заднего хода – смещение рукояток назад от нейтрального положения. Регулирование скорости аналогично. Поворот осуществлялся снятием напряжения с электромотора отстающей гусеницы (одна рукоятка – вперёд, другая – в нейтральном положении) или реверсом его крутящего момента для поворота вокруг оси (одна рукоятка – вперёд, другая – назад). Для торможения танка электромоторы переводились в генераторный режим, выработанное ими напряжение передавалось генераторам, работавшим в режиме электромоторов, вращавших коленчатый вал двигателя. Напряжение с тяговых электродвигателей в этот момент превышало напряжение генераторов. Для более эффективного торможения в дополнение к электрике использовались дисковые тормоза.
Увеличение нагрузки на электродвигатели могло приводить к их перегрузке, для защиты от которой использовалось специальное реле в коммутационном ящике, там же располагались шины переключения трансмиссии в специальные режимы работы - питание электродвигателей другого танка при преодолении им водной преграды.
К преимуществам электромеханической трансмиссии следует отнести широкое и плавное изменение скорости и направления движения, лёгкость управления и меньший износ двигателя за счёт отсутствия жёсткой кинематической связи с ведущими колёсами. Недостатки заключались в большом размере системы в целом, некритичном однако в силу предусмотренных проектом габаритов танка, и в использовании дефицитных цветных металлов, что становилось весьма неблагоприятным фактором при не лучшем положении германской промышленности к концу войны.
Ходовая часть
Ходовая часть танка «Маус» располагалась между внутренними бортами корпуса и бортовым бронелистом, к которым крепились тележки подвески, состоявшей из четырёх опорных катков с внутренней амортизацией с буферными пружинами на пару в шахматном порядке и двух поддерживающих роликов, крепившихся на общей балке. Всего устанавливалось 6 тележек на борт с 48 опорных катков в целом, что способствовало более благоприятному распределению нагрузки на ходовую часть.
Ведущие колёса, состоявшие из двух половин, монтировались между двумя ступенями планетарного бортового редуктора. Съемные зубчатые венцы с 17 зубьями, обеспечивавшие цевочное зацепление, крепились к фланцам корпуса ведущего колеса болтами.
Двухободные направляющие колёса представляли собой полую форменную отливку. На концах оси срезались плоскости и выполнялись сквозные радиальные сверления с полукруглой нарезкой, в которую вворачивались винты механизма натяжения. Перемещение оси в направляющих бортового листа корпуса и фальшборта посредством вращения винтов обеспечивало натяжение гусеницы.
Каждая гусеница массой 14302 кг и шириной 1100 мм состояла из 56 цельных и 56 составных чередующихся между собой траков, соединяемых пальцами. Цельный трак представлял собой отливку с гребнем на внутренней стороне, составной состоял из трёх деталей. Масса обоих видов траков с пальцем составляла 127,7 кг.
Тактико-технические характеристики танка «Маус»
Боевая масса, т...................................................................180
Экипаж, чел.........................................................................6
Габаритные размеры, мм
длина с пушкой вперед.....................................................10 085
длина с пушкой назад....................................................12 659
длина корпуса....................................................................9020
ширина.................................................................................3710
высота...................................................................................3630
клиренс................................................................................500
Колея (расстояние между серединами гусениц), мм.......2330
Высота линии огня, мм......................................................2790
Толщина брони, мм:
лоб корпуса..........................................................................200
борт........................................................................................185 - 105 + 80
корма..................................................................................1600
крыша...................................................................................105
днище....................................................................................105
лоб башни............................................................................210
борт и корма........................................................................210
крыша..................................................................................65
Макс, скорость движения, км/ч:
по шоссе...............................................................................20 - 25
по пересеченной местности................................................4-10
Запас хода, км:
по шоссе.............................................................................186
по пересеченной местности...............................................68
Удельная мощность, л.с/т...................................................9,6
(Материал подготовлен для сайта «Войны XX века» http:// war20. ru по статье Арсения Малахова, «Арсенал-Коллекция». При копировании статьи, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник сайта «Войны XX века»).
Несмотря на особое внимание, уделяемое немецким командованием работам по разработке сверхтяжелых танков, в период Второй мировой войны были выпущены лишь единичные образцы этого класса машин. Из проектируемых сверхтанков, таких, как Е-100, "Крупп-Маус" (VK 7001 (К), "Ваr" (Медведь) и "Маус", только последний был полностью построен, и подвергнут испытаниям. Работы по VK 7001 (К) и "Бару", хотя и велись достаточно интенсивно, не вышли из стадии проектирования. (Читайте также статью: "Тяжелый танк Т-VIB "Королевский Тигр" )
Проект танка Е-100 "Tiger-Maus"
Постройка сверхтяжелого танка Е-100 была остановлена на стадии сборки шасси в конце 1944 года
Постройка сверхтяжелого танка Е-100 остановилась в конце 1944 года на стадии сборки шасси. После капитуляции Германии, территории, где располагались заводы "Хеншель", отошли под контроль англо-американской администрации. Там войсками союзников был обнаружен недостроенный опытный образец танка Е-100. Впоследствии его вывезли для детального изучения и исследования в Великобританию. Таким образом, работы над проектами сверхтяжелых танков в Германии в целом остались незавершены.
Танк "Маус" оказался единственным сверхтяжелым танком, доведенным до стадии опытного образца. И хотя эта машина не производилась серийно и не принимала участия в боевых действиях, сама идея ее создания и воплощение в металле представляют определенный интерес и заслуживают внимания.
Проект танка Е-100 "Tiger-Maus"
В апреле 1942 года Гитлер на совещании высказал пожелание о необходимости завершения к лету 1943 года всех работ над тяжелыми танками массой 100 т, задание на разработку которых было выдано еще в марте 1942 года. От фирмы "Крупп" он потребовал начать серийное производство тяжелых танков с середины лета 1943 года и обеспечить выпуск до пяти машин в месяц. Что касается вопроса о создании сверхтяжелых танков, то часть германского руководства с самого начала высказывала мнение о бесперспективности этой идеи и всячески затягивала решение данного вопроса. Но, несмотря на это, проект сверхтяжелого танка, предназначенного для совместных действий с легкобронированными машинами, был утвержден и получил название "Mammut" (Мамонт).
Mause | E-100 | Löwe |
Летом 1942 года фирма "Порше" получила официальный заказ на проведение опытно-конструкторских работ по созданию танка прорыва с максимально допустимыми уровнями броневой защиты и мощности вооружения. Проектом предусматривалось создание танка с бронированием: лоб корпуса - 200-мм, башни - 220-мм, борта корпуса - 180-мм, борт и корма башни - 200-мм. Боевая масса танка должна была составлять 160 т, максимальная скорость - 15 км/час, основное вооружение - 150-мм пушка, устанавливаемая в передней башне, а вспомогательное - 128-мм пушка - в кормовой. Разработка проекта танка осуществлялась в КБ фирмы "Порше", расположенном в Штуттгарте. После ряда уточнений и изменений технических требований к тяжелому танку проект получил условное обозначение Projekt Nr.205 или "объект 205", а танк стал называться "Mauschen" (Мышонок).В июле 1942 года с эскизным проектом танка был ознакомлен Гитлер, который санкционировал дальнейшие работы по проекту и потребовал увеличения толщины брони днища корпуса до 100-мм.
Проект 205 V1
Часть германского руководства с самого начала высказывала мнение о бесперспективности создания сверхтяжелых танков, всячески затягивая решение этого вопроса.
Конструкторы фирмы "Порше" должны были создать шасси танка и дизельный двигатель воздушного охлаждения. Первые испытания планировалось провести 5 мая 1943 года, и в целях экономии времени, вместо дизельного двигателя было решено для проведения испытаний первого образца танка использовать в качестве силовой установки авиационный карбюраторный двигатель DB 603А2 с непосредственным впрыском топлива. В декабре 1942 года, в своем докладе Гитлеру, Ф. Порше сообщил о завершении всех подготовительных работ по организации производства "объекта 205" на фирме "Крупп", и о готовности построить первый образец к лету 1943 года. Полноразмерный деревянный макет танка "Mauschen" был показан Гитлеру 4 января 1943 года. Этот показ послужил поводом для созыва 21 января совещания в Берлине, где обстоятельно обсуждались проекты сверхтяжелых танков фирм "Порше" и "Крупп". Было принято решение завершить к концу 1943 года изготовление двух опытных образцов танка фирмы "Порше" и, в случае успешных испытаний танка, приступить к его серийному производству.
2 февраля 1943 года, когда работы по созданию танка были в самом разгаре, Управление вооружения внесло в проект изменения. В качестве дополнительного вооружения предлагалась огнеметная установка с емкостью бака для огнесмеси 1000 л. Это вызвало резкий протест разработчиков проекта, так как влекло за собой увеличение сроков изготовления машин. Но Управление настояло на выполнении этого требования. Сначала в системе подрессоривания танка массой 179 т предполагалось использовать испытанную ранее подвеску опытного танка VK 4501(P), но с установкой огнемета, массой 4900 кг, общая боевая масса танка возрастала на 5,5%. Это требовало установки двух дополнительных узлов подвески и, следовательно, увеличения длины корпуса машины. Поэтому совместно с фирмой "Шкода" было принято решение - установить пружинно-спиральную подвеску.
Прототип танка - VK.4501(P).
6 апреля 1943 года с инспекционным визитом в Штуттгарт прибыл министр вооружения А. Шпеер, который осмотрел деревянный макет танка с внесенными изменениями. 10 апреля последовало распоряжение отправить этот макет в Берхтесгаден (Berchtesgaden). Макет был разобран и упакован для отправки, но 16 апреля поступил новый приказ о сборке макета. 1 мая 1943 года на Главной штаб-квартире в Растенбурге деревянный макет танка с огнеметной установкой был осмотрен Гитлером. С этого момента "Мышонок" превратился во взрослую "Мышь" (наименование танка сократилось до "Maus").
К июлю 1943 года для "объекта 205" (он же - "Маус") было выбрано оптимальное вооружение. Предлагались различные варианты спаренных установок:
- 105-мм зенитная и 75-мм танковая пушки;
- 127-мм морская и 75-мм танковая пушки;
- 128-мм и 75-мм танковые пушки;
- 150-мм специальная танковая или морская и 75-мм танковая пушки.
Предпочтение было отдано спаренной артиллерийской системе, состоявшей из 128-мм пушки KwK44 L/55 и 75-мм пушки KwK40 L/36,6. В будущем планировалось перейти на систему, состоявшую из 150-мм и 75-мм пушек. Одновременно было завершено изготовление электромеханической трансмиссии. С 1 августа по 23 декабря 1943 года, на заводе фирмы "Алкет" (Alkett) в Берлине собрали первый опытный образец танка "Маус" (объект 205/1) без монтажа вооружения. В изготовлении танка принимали участие несколько известных фирм. На заводах фирмы "Крупп" в Эссене изготовили корпус и башню с вооружением. На "Шкоде" в Пльзене (Plzen) - ходовую часть (опорные катки, подвеску, гусеницы) и механическую часть трансмиссии (бортовые редукторы и гитары). Фирма "Даймлер-Бенц" в Штуттгарте предоставила силовую установку. На заводах "Сименс-Шукерт" (Siemens-Schuckert) в Берлине собрали для танка электрогенераторный блок, тяговые электромоторы и электрокоммутационную аппаратуру для управления электромеханической трансмиссией. Другие фирмы также привлекались для производства различных узлов и деталей танка.
Проект 205 V2
Проект танка 205 V2.
Особое внимание уделялось обеспечению безотказности работы всех узлов и механизмов танка. Все они были подвергнуты многократным, тщательным испытаниям, еще до установки в танк. Так, электрогенераторный блок после заводских испытаний был перевезен в лабораторию профессора Камма, на заводе "Даймлер-Бенц" в Штуттгарте. Там провели дополнительные стендовые испытания "э/г блока" совместно с карбюраторным двигателем. После завершения всех заводских испытаний, танк на специально спроектированной платформе, грузоподъемностью 180 т, был отправлен для доводочных работ и отладки на фирму "Порше", которая находилась в том же Штуттгарте. Из-за чрезмерных габаритов и веса танка, сама транспортировка его представляла собой эксперимент, но прошла вполне успешно.
Всего на заводе "Алкет" было изготовлено и отгружено в Штуттгарт два опытных образца танка "Маус". Один из них, "объект 205/1", имел специально отлитую кубическую нагрузочную башню, а второй - "объект 205/2", был отправлен без башни. Боевая штатная башня с вооружением была доставлена в Штуттгарт и установлена на второй танк позже. На заводском полигоне фирмы "Порше" близ Штуттгарта, под руководством Главного конструктора профессора Ф. Порше, прошли заключительные заводские испытания опытных образцов.
Проект 205 V2
Для проведения всесторонних испытаний танка, с целью определения возможности принятия его на вооружение, оба опытных образца перевезли на танковый полигон военного ведомства в Куммерсдорфе (Kummersdorf), расположенный в окрестностях Цоссена (Zossen). С июня 1944 года начались ходовые испытания первого образца танка "Маус" с нагрузочной башней. В сентябре 1944 года к ходовым, а кроме того и к артиллерийским испытаниям, подключился второй образец, на котором было установлено вооружение в штатной башне.
Результаты ходовых испытаний показали, что сомнения в способности сверхтяжелого танка преодолевать различные препятствия оказались напрасными. По свидетельским показаниям работника фирмы "Алкет" ведущего инженера Лаубе, на испытаниях танк показал хорошую проходимость, маневренность и управляемость.
Боевые и технические характеристики сверхтяжелого танка Маус
Общие данные Боевая масса, т............................................................188 Основные размеры, мм: Длина с пушкой вперед.................................................................. 10200 Вооружение Пушка, марка......KWK44 (Pa44)/KWK40 Броневая защита, мм/угол наклона, град: Лоб корпуса..................................................... 200/52, 200/35 Подвижность Максимальная скорость, по шоссе.............................................20 Силовая установка Двигатель, марка, тип.....................DB603 А2, авиационный, карбюраторный Средства связи Радиостанция, марка, тип......................................10 WSc/UKWE, УКВ Специальное оборудование Система ППО, тип.......................................................ручная глубина преодолеваемой водной преграды, м....................................8 |
Боевые и технические характеристики сверхтяжелого танка Маус
Но в конце 1944 года доработка танков была прекращена, поскольку к этому времени немецкая танкостроительная промышленность уже не могла обеспечить серийный выпуск сверхтяжелых "Маусов" даже при минимальном выпуске - 10 машин в месяц.
Проект 205 V2
Из-за приближения советских войск и невозможности эвакуировать многотонные машины с территории Куммерсдорфского полигона, танки было решено уничтожить. Но значительному разрушению подвергся только один из двух "Маусов". Уже после капитуляции Германии оба сверхтанка были обнаружены специалистами Технической Комиссии Министерства Транспортного Машиностроения СССР. Один танк (объект 205/1 с нагрузочной башней), находился в районе западных батарей Куммерсдорфского артиллерийского полигона. Другой (объект 205/2) - на площадке Штаммлагеря вблизи Цоссена, в 14 км от Куммерсдорфа. Оба танка были выведены из строя, причем у танка, находившегося в Штаммлагере, взрывом был разрушен корпус. По указанию командующего БТ и MB ВС из двух поврежденных образцов был собран один "Маус", который был отправлен в СССР для подробного изучения и анализа его конструкции. 4 мая 1946 года танк прибыл на НИИБТ полигона ГБТУ КА (пос. Кубинка), где и поныне его можно увидеть в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники.
Panzerkampfwagen VIII Maus
Спроектированный под руководством Фердинанда Порше с 1942 по 1945 годы, сверхтяжелый танк "Маус" не принимал участия в боевых действиях.
Третий рейх неоднократно предпринимал попытки создания сверхтяжелого танка (весом выше 80 тонн), но наладить их массовый выпуск так и не удалось. Единственный работающий образец сверхтяжелого танка, созданный под руководством конструктора Фердинанда Порше, получил наименование PzKpfw VIII Maus (то есть «мышь»). Всего было выпущено две модели. Но участвовать в бою им так и не довелось.
После Гражданской войны в Испании европейские страны были вынуждены признать, что для бронированной техники крайне важным стал параметр мобильности, а эпоха тяжеловесных танков Первой мировой безвозвратно ушла в прошлое. Однако генералы, которые в молодости участвовали в мировом конфликте, хорошо помнили, что большие бронированные машины эффективны в прорыве эшелонированной обороны и еще более эффективны в деморализации врага. Поэтому, несмотря на пересмотр требований к танкам, ни одна из великих держав накануне Второй мировой войны не отказалась от создания сверхтяжелых бронированных машин.
С 1941 года несколько фирм работали над созданием 100-тонного танка для немецкой армии, чей вес по мере разработки вырос до 170 тонн. Изначально проект носил кодовое название «Мамонт», но для пущей секретности его переименовали в «Мышь».
Деревянный макет танка в мае 1943 года был показан Гитлеру, который пришел от него в восторг и распорядился начать выпуск танка. В декабре того же года начались первые ходовые испытания «Мауса».
Танк имел длину 10,2 метра вместе с орудием, что не сильно его выделяло на фоне поздних немецких тяжелых бронемашин (длина PzKpfw VI Ausf. B Tiger II с орудием составляла 10,2 метра). Высота «Мауса» тоже не сильно превышала «Тигр-2» - 3,6 против 3,09 метра. А по ширине «Маус» и вовсе уступала второму «Тигру» - 3,6 против 3,75 метра. Но вес «Мауса» (188 тонн) до сих пор является рекордным («Тигр-2» весил почти в три раза меньше - 70 тонн). Он был достигнут из-за бронирования. Самым толстым оно было на маске орудия - 240 миллиметров. Броня бортов танка равнялась 180 миллиметрам, а лоб 200 миллиметрам. Для сравнения, максимальная толщина брони на втором «Тигре» достигала 150 миллиметров. «Маус» был вооружен двумя спаренными орудиями: 128 мм KwK-44 L/55 и 75-мм KwK-40. Танк мог разгоняться до 40 километров в час. Но гигантский вес (188 тонн) не позволял «Маусу» пересечь любой из существовавших на тот момент мостов, что делало его мобильность ограниченной.
По некоторым данным, танк планировалось использовать для охраны резиденций Гитлера. Но сам фюрер в итоге наложил вето на производство «Маусов», так как было необходимо перебросить ресурсы на производства более необходимой техники.
В 1945 году обе выпущенные модели «Мауса» находились на полигоне под Куммерсдорфом, на 30 километров южнее Берлина. В связи с угрозой скорого занятия полигона частями РККА немецкое командование приняло решение взорвать образцы. Оба взорванных образца были захвачены Красной армией, после чего советским инженерам удалось собрать один танк, который был отправлен на полигон в Кубинку, где хранится и поныне. Этот экспонат до сих пор на ходу.
«Маус» был не единственной сверхтяжелой разработкой немецких конструкторов, но только он был воплощен в рабочий образец. Так, например, фирма «Крупп» пыталась сделать самоходное орудие на базе сверхтяжелого под названием Р.1000 «Ратте», но до нынешнего времени не дошли даже чертежи этого проекта.
Немецкий сверхтяжёлый танк Маус должен был уничтожать любые укрепления, быть почти неуязвимым для вражеских снарядов и обладать огромной огневой мощью. Для этого он получил толстую броню, крупнокалиберное орудие и оригинальную конструкцию. Позже Маус стал очередным чудо-оружием, призванным спасти Германию от надвигающегося поражения.
Из истории известно, что все эти планы окончились единственным экспонатом, стоящим в наши дни в музее. Почему так произошло и могло ли стать иначе, будь у Германии больше ресурсов, вы узнаете из статьи.
Создание
Адольф Гитлер любил оружие, выделяющееся размерами и мощью, поэтому нет ничего удивительного в том, что к концу 1941 года у него появилась идея создания сверхтяжёлого танка, превосходящего все существующие по защите и огневой мощи.
8 июля 1942 года, после совещания, посвящённого развитию танковых войск, Фердинанд Порше взялся за проектирование новой машины. Её планировали использовать для прорыва хорошо укреплённых мест, поэтому броня должна была достигать 200 мм во лбу и 180 мм по бокам. Главное орудие должно было быть большого калибра - 128 или 150 мм.
3 января 1943 года Гитлеру продемонстрировали деревянный макет, принятый им с воодушевлением, а 6 апреля того же года был собран полноразмерный макет из дерева, который 14 мая был продемонстрирован Гитлеру.
1 августа началась сборка первого прототипа Мауса, а 24 декабря он впервые выехал своим ходом на испытания, однако, поскольку башню не успели собрать, вместо неё установили груз.
С января до апреля 1944 года проходили ходовые испытания в Бёблингене, показавшие отличную управляемость и маневренность танка Маус, способность преодолевать водные преграды и склоны крутизной более 40°.
В конце 1944 года, в связи со всё ухудшающейся обстановкой на фронте и всё большей нехваткой ресурсов, Гитлер отдал приказ закрыть все работы, связанные со сверхтяжёлыми танками, а весной 1945 года все 3 прототипа были взорваны, чтобы не допустить захват.
В августе 1945 года два Мауса были отправлены в разобранном состоянии на танковый полигон в Кубинке, где были собраны в один целый, состоящий из корпуса первого образца и башни второго. Именно он сейчас находится в музее.
Конструкция и компоновка
Поскольку к Маусу предъявлялись специфические требования, его компоновка несколько необычной. Башня была довольно сильно смещена назад, корпус разделен перегородками на 4 отделения, а броня слабо дифференцирована, то есть имела примерно одинаковую толщину независимо от места, что делало её равнопрочной.
Вес достигал 188 тонн, а экипаж 6 человек. Также имелась довольно оригинальная электрическая трансмиссия, горячо любимая Фердинандом Порше.
Корпус
Лобовая броня достигала 200 мм под углом 55°, бортовая 180 мм, но без наклона, что резко снижало защиту. Для защиты ходовой части имелись экраны по бокам корпуса толщиной 100 мм. Задний бронелист имел 160 мм под углом 35°. Интересной особенностью была толщина днища, имевшая 105 мм в передней части для того, чтобы противостоять минам, и 55 мм в остальной своей части.
Сам корпус был сварным, а его листы соединялись прямоугольными шипами с цилиндрическими штифтами для большей прочности.
Внутри корпус делился перегородками на 4 отделения.
Отделение управления находилось спереди, имело места для водителя и радиста, органы управления танком, радиоаппаратуру и огнетушители. Сверху располагался люк, накрытый броневой крышкой и перископ, внизу запасной люк, а по бокам топливные баки ёмкостью 1560 литров.
За ним находилось моторное отделение с двигателем, радиаторами, системой охлаждения и масляным баком. Подобное расположение создавало неудобства, поскольку доступ к механизмам был более затруднён чем в танках, где моторное отделение находилось возле кормы.
Боевое отделение было посередине корпуса и служило для размещения 36 снарядов, механизма для зарядки аккумуляторов и питания привода башни. Под его полом располагался редуктор и блок генераторов.
В корме находилось трансмиссионное отделение, включавшее в себя тяговые электродвигатели и редукторы.
Башня
Башня танка также имела практически равнопрочное бронирование и сварную конструкцию. Её лоб имел толщину 220 мм и закруглённую форму, маска орудия 240 мм, борта 210 мм под наклоном в 30° и корма 210 мм под наклоном в 15°.
Башня была приварена к башенному погону, который опирался на три тележки с роликами. Для горизонтальной фиксации использовались ещё шесть тележек. Привод вращения был электромеханическим с возможностью ручного дублирования, имел 2 скорости.
Внутри размещались стеллажи для боекомплекта, компрессор для продувки ствола главной пушки и 4 члена экипажа. На левой стороне находился перископический прицел, также планировалось установить стереоскопический дальномер на крышу.
На крыше было 2 люка и вентилятора, перископический прицел с бронированной защитой и амбразура для ближнего боя. На задней стенке сделали люк для загрузки снарядов.
Для преодоления водных препятствий башня могла полностью опускать на погон, обеспечивая таким образом герметичность.
Вооружение
На Маус установили противотанковую 128 мм Pak 44 L/55, переименованную в KwK 44 L/55 и имевшую огромное пробитие вместе с хорошей баллистикой. По сути её характеристики были избыточными, поскольку лишь в 1949 году, уже после войны, появился танк, способный выдерживать её попадания - ИС-7 .
Роль вспомогательного вооружения отвели спаренной с основным орудием пушкой 7.5 cm KwK L/36 с боекомплектом в 200 снарядов, 125 из которых хранилось в башне, а оставшиеся в корпусе. Также имелся пулемёт калибром 7,92 мм, мортирка и возможность установки зенитного пулемёта.
Конструкция позволяла вести прицельный огонь с любой из пушек, но, из-за их разной баллистики, прицельный залп из обеих одновременно был невозможен.
Двигатель и трансмиссия
На танк Маус была установлена комбинированная силовая установка, подобная установленной на Фердинанды. Двигатель внутреннего сгорания, связанный механически с электрогенератором, вырабатывающим ток для тяговых электродвигателей.
Бензиновый Даймлер-Бенц DB-603A2 развивал мощность 1080 л.с. и имел рабочий объём 44,5 литра. Стартер по совместительству являлся дополнительным генератором для оборудования и, после запуска двигателя, выполнял свои непосредственные обязанности.
Электрические двигатели имели мощность по 544 л.с. каждый, реверсирование и могли плавно изменять мощность вместе с оборотами. Это значительно облегчало управление Маус и обеспечивало различные режимы поворота и торможения.
Ходовая часть
Ещё на этапе проектирование было принято решение отказаться от оказавшейся не совсем удачной торсионной подвески, а огромный вес танка заставил конструкторов придумывать различные ухищрения.
Поэтому ходовая часть Мауса состояла из 24 одинаковых тележек, стоящих в два ряда и попарно крепившимися к одному кронштейну, который, в свою очередь, был закреплён между бортом и фальшбортом корпуса. В качестве амортизирующих элементов применялись буферные пружины.
К каждой из тележек крепилось два опорных катка со внутренней амортизацией. Такая конструкция отличалась хорошей ремонтопригодностью, но большим весом.
Позже, на втором опытном образце, предпринимались попытки использовать облегчённые катки, но от этой идеи отказались.
Ведущее колесо находилось сзади, а направляющее спереди и имело механизм натяжения гусеницы.
Эпилог
Сверхтяжёлый танк Маус не смог стать чудо-оружием, которое хотя бы теоретически могло привести Германию к победе. Его внушительная на первый взгляд броня была слабой для общей массы Мауса, а нерациональные углы наклона ослабляли её ещё больше. Мощное вооружение было избыточным, огромные размеры и низкая подвижность танка делали его отличной мишенью для вражеских сил, а чрезмерный вес делал затруднительной транспортировку и невозможным преодоление мостов.
Все эти недостатки дополнялись большой стоимостью и сложностью производства, потребностью в дефицитных материалах.
Каким бы мощным и величественным не казался Маус, на поле боя он был бы низкоэффективным и не окупающим себя. Гораздо рациональнее оказалось производить много более простых и дешёвых танков, что нам и доказала история.
Panzerkampfwagen "Maus" (Porsche 205)
Танк "Маус" с эквивалентной грузом-башней на испытаниях ходовой части.
Единственный в мире реализованный в металле сверхтяжелый танк. Разработан под руководством профессора Фердинанда Порше. В 1943-1945 годах заводом Alkett собраны 2 машины, еще 9 находились в различных стадиях изготовления.
История создания.
Проектирование сверхтяжелого танка началось после конференции, посвященной вооружению танковых войск и проходившей 8 июня 1942 года в Берлине при участии А.Гитлера, А.Шпеера и Ф.Порше. Кто-то из троих высказал пожелание спроектировать огромный танк, вооруженный 12,8-см или даже 15-см пушкой. Как бы там ни было, но сейчас этот факт рассматривается как личная инициатива фюрера. Против отвлечения сил на реализацию подобных замыслов категорически выступили руководители панцерваффе и немецкого танкостроения Г.Гудериан, С. фон Гайдекампф (председатель комиссии по усовершенствованию танков) и Г.Книпкамп. В результате официальный заказ на соответствующие проектные работы оформлен не был. Вскоре об этой истории забыли. Только не сам Порше. Являясь председателем танковой комиссии (Panzerkommission), а также пользуясь расположением Гитлера, ему удалось все-таки договориться с заинтересованными лицами о строительстве своей машины. Фирма "Крупп" бралась изготовить корпус, "Даймлер-Бенц" - двигатель, а "Алькетт" - провести общую сборку.
Танк "Маус" на испытаниях.Немецкий сверхтяжелый танк Panzerkampfwagen "Maus" (Porsche 205)
Порше планировал установить на танк дизель воздушного охлаждения собственной конструкции, который к тому времени еще не успели изготовить. Ситуацию разрядил А.Шпеер, уговоривший конструктора остановиться на дизельном двигателе МВ509 (на самом деле на первом образце был установлен бензиновый двигатель DB-603А2, а на втором - дизель МВ517). 1 августа 1943 года приступили к сборке прототипа (код "Порше 205"). Предприятиями смежниками по основным узлам машины были определены: Krupp - корпус и башня, Daimler-Benz - двигатель, Siemens - агрегаты электротрансмиссии, Skoda - ходовая часть. Поставка башни и вооружения откладывалась из-за интенсивных англо-американских бомбардировок заводов Круппа. Тем не менее испытание шасси с равноценным грузом-балластом вместо башни все же было проведено 24 декабря 1943 года во дворе завода. С 10 января 1944 года испытания продолжились уже на полигоне при штаб-квартире фирмы Porsche в Штутгарте. С 9 июля, после установки башни с вооружением, начался новый этап испытаний, с 3 октября - на Куммерсдорфском полигоне. Сборку второго прототипа закончили 10 марта 1944 года и доставили его на полигон сразу, без заводских испытаний. Отдельные узлы, например, заготовки башни и ходовой части, были изготовлены еще для девяти машин.Оба первых прототипа были взорваны в Куммерсдорфе (Kummersdorf) при подходе частей Красной Армии в апреле 1945 года. По указанию командующего бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии Я.Н.Федоренко из двух разрушенных образцов танка собрали один (но без соответствующей "начинки") и отправили в СССР на НИБТПолигон, куда он был доставлен 4 мая 1946 года. Сейчас этот танк экспонируется в Музее бронетанковой техники в Кубинке (под Москвой).
В этом сверхтяжелом танке поражает невиданная в то время толщина брони: 200-240 мм в лобовых частях корпуса и башни. Вооружение включало две пушки: 12,8-см и 7,5-см. Ф.Порше и здесь не отказался от полюбившейся ему электромеханической трансмиссии. Динамо-машина работала на два тяговых электромотора - по одному на каждую гусеницу. Прорабатывался даже вопрос преодоления танком водных преград по дну. В этом случае электроэнергия по кабелю должна была передаваться от стоящей на берегу машины. Конструктору очень хотелось применить свою оригинальную подвеску с продольными торсионами высокой динамической эффективности. Но изготовить ее оказалось не по силам даже ведущим фирмам, и пришлось довольствоваться пружинной подвеской завода "Шкода". Ходовая часть включала по 12 (на борт)сблокированных попарно двойных катков и ведущее колесо заднего расположения. Впрочем, когда стали отчетливо проявляться реальные черты будущего гиганта, появилось официальное задание на разработку конкурентоспособного варианта. Его получила фирма "Хеншель" под обозначением Е100. 140-тонного монстра должен был передвигать двигатель мощностью 800 л.с. со скоростью 40 км в час.
Немецкий сверхтяжелый танк Panzerkampfwagen "Maus" (Porsche 205)
Вооружение - 15-см и 7,5-см пушки при том же бронировании, что и у "Мауса". Конец разработкам этой машины положил сам Гитлер. Ни "Маус", ни Е100 всерьез никогда не рассматривались как штатное вооружение панцерваффе. Им в лучшем случае отводилась роль подвижных бронированных крепостей в промежутках между порными пунктами пехоты. Потому-то их скорости не придавалось значения. В Германии считалось, что танки-гиганты являются испытательными стендами для отработки конструктивных решений будущих машин.
Немецкий сверхтяжелый танк Panzerkampfwagen "Maus" (Porsche 205)
Тактико-технические характеристики танка "Maus".
Боевая масса: 188 тонн.
Экипаж: 5 человек.
Габаритные размеры:
длина - 10085 мм,
ширина - 3710 мм,
высота - 3630 мм,
клиренс - 500 мм.
Вооружение:
1 пушка KwK 44 калибра 128 мм, 1 пушка калибра 75 мм L/36, 1
пулемет MG42 калибра 7,92 мм.
Боекомплект:
32 выстрела калибра 128 мм, 200 выстрелов калибра 75 мм, 1000 патронов калибра 7,92 мм.
Приборы прицеливания:
перископический прицел спаренной установки.
Бронирование:
лоб корпуса - 200 мм, борт - 105...185 мм, корма - 160 мм,
крыша и днище - 105,5 мм, башня - 65...240мм.
Двигатель:
Daimler-Benz DB-603А2, 12-цилиндровый, бензиновый с
непосредственным впрыском и электрическим зажиганием, V -образный перевернутый), четырехтактный, жидкостного охлаждения; мощность - 1750 л.с. (1288 кВт) при 2700 об. в мин.; рабочий объем - 44500 куб.см.
Трансмиссия:
электромеханическая - два главных генератора, два тяговых электродвигателя, два механических агрегата-гитары с бортовыми тормозами, две бортовые передачи.
Ходовая часть:
24 опорных катка с внутренней амортизацией, сблокированных попарно в 12 тележек, объединенных в 6 блоков, 12 поддерживающих катков, ведущее колесо заднегорасположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска балансирная с вертикальными цилиндрическими спиральными пружинами и резиновыми подушками; в каждой гусенице 112 траков шириной 1100 мм, шаг трака - 160 мм.
Максимальная скорость: 20 км в час.
Запас хода: 186 км.
Преодолеваемые препятствия:
угол подъема, град. - 45, глубина брода - 1,7 м.
Средства связи:
радиостанция FuG5.
Толщина брони немецкого сверхтяжелого танка Panzerkampfwagen "Maus" (Porsche 205)
Немецкий сверхтяжелый танк Panzerkampfwagen "Maus" (Porsche 205). Вид на корпус сверху.
Немецкий сверхтяжелый танк Panzerkampfwagen "Maus" (Porsche 205). Вид сбоку.
Немецкий сверхтяжелый танк Panzerkampfwagen "Maus" (Porsche 205). Вид сзади.
Немецкий сверхтяжелый танк Panzerkampfwagen "Maus" (Porsche 205). Вид сверху (с башней).
Толщина брони танка. Немецкий сверхтяжелый танк Panzerkampfwagen "Maus" (Porsche 205)
Ходовая часть танка. Немецкий сверхтяжелый танк Panzerkampfwagen "Maus" (Porsche 205)
Топливный бак танка.Немецкий сверхтяжелый танк Panzerkampfwagen "Maus" (Porsche 205)
Немецкий сверхтяжелый танк Panzerkampfwagen "Maus" (Porsche 205).
Немецкий сверхтяжелый танк Panzerkampfwagen "Maus" (Porsche 205). Вид спереди.
Танк "Маус" взорванный конструкторами при подходе союзных войск. Немецкий сверхтяжелый танк Panzerkampfwagen "Maus" (Porsche 205)
Танк "Маус" с установленной на него грузом-башней. Немецкий сверхтяжелый танк Panzerkampfwagen "Maus" (Porsche 205)
Немецкий сверхтяжелый танк Panzerkampfwagen "Maus" (Porsche 205) на испытаниях.
Немецкий сверхтяжелый танк Panzerkampfwagen "Maus" (Porsche 205) , вид сзади. Хорошо виден большой бак для горючего.