Охранная грамота мухаммеда монастырю. Охранная грамота Фирман Мухаммеда

На синайском полуострове, прямо посреди мусульманского мира вот уже 14 веков стоит православный монастырь святой Екатерины. За это время монастырь ни разу не был ни разрушен ни ограблен, а во время революции бедуины взяли монастырь под свою защиту.

Монастырь святой великомученицы Екатерины, Синай, Египет. Фото Ильи Колпакова

Потомки 200 воинов

В январе 2011 в день национальной солидарности с полицией кто-то предложил устроить день протеста против полицейской жестокости. В пятницу после молитвы на площадь Тахрир вышли тысячи людей, недовольных тем, что в стране уже много лет действует военное положение, а полиция не несет ответственности за свои действия.

«В людях было столько протестного энтузиазма, что после пятничной проповеди они решили собраться на площади Тахрир и начали протестовать против правительства вообще - вот как все началось в Египте», - рассказывает отец Иустин, библиотекарь синайского монастыря св. Екатерины, устроившись на жестком стуле своего рабочего кабинета. По его словам, революция поставила монастырь под угрозу разграбления.

Отец Иустин

В монастырском музее хранятся сокровища мирового значения, в том числе три древнейшие из известных человечеству христианских икон (VI век) и просто множество золотых и серебряных предметов. В разгар беспорядков египетские полицейские перестали выходить на работу, и блокпосты в ущелье по дороге к монастырю опустели. Монастырь остался без охраны. Тогда к монахам с официальной делегацией прибыли бедуины племени Джабалия. Джабалия живут примерно в трех километрах к северу от монастыря в поселке св. Екатерины и не похожи на остальные девять бедуинских племена Синая. (Хотя, по слухам, они точно так же торгуют наркотиками и оружием.) Джабалия являются прямыми потомками 200 воинов, которых вместе с семьями привез на Синай император Юстиниан для строительства екатерининского монастыря и его защиты в VI веке. В конце VII века воины изменили своей вере, обратившись в ислам, но сохранили верность своей службе. И египетская революция еще раз это подтвердила.

Бедуины сказали монахам, что были вместе с ними все эти века, и не собираются оставлять монастырь в это трудное время. В тот же день бедуины заняли брошенные блокпосты в ущелье, перегородив его надежнее, чем спартанцы Фермопилы. Часовые также были выставлены на горных тропах вокруг монастыря. Охрана поддерживалась круглосуточно до тех пор, пока власть в стране не перешла к военным и монастырь не вернулся под защиту государства. «Это меня очень тронуло, - вспоминает отец Иустин. - Я понял, что, несмотря на полторы тысячи лет, отделяющие бедуинов от их предков, это те же самые воины, которых император привез сюда в VI веке. И они продолжают делать то же самое - защищать монастырь». Православный монастырь стоит посреди мусульманского мира уже 14 веков, и за это время ни разу не был захвачен или разорен.

Охранная грамота пророка Мухаммеда

Благодаря сухому климату и труду монахов монастырь обладает ошеломительным собранием рукописей и книг, древнейших икон, богослужебных предметов и церковных облачений. Один из самых важных документов монастыря - знаменитая охранная грамота пророка Мухаммеда (Фирман Мухаммеда). Считается, что ее текст диктовал сам пророк Мухаммед, и бумага скреплена отпечатком его ладони. В грамоте говорится следующее:


Фирман Мухаммеда. Фото Ильи Колпакова

«Во имя Аллаха милостивого и милосердного. Это послание от Мухаммеда ибн Абдаллы всем христианам, ближним и дальним, да будет оно порукой нашего с ними единства. Сим приношу я клятву за себя, моих слуг, последователей и единоверцев, в том, что отныне беру христиан под руку мою как земляков моих, и обязуюсь во имя Аллаха быть им защитой против любого противника. Да не посмеет никто силой принуждать их к повиновению, и не посмеет смещать их епископов и изгонять монахов из их монастырей. Да не смеет никто разрушать дома их молитвы, не нанесет им вреда и не ограбит их во имя выгоды для мусульман. Ослушник да будет объявлен клятвопреступником перед лицом Аллаха и мятежником перед пророком его. Да будут христиане союзниками моими, я клятвенно поручаюсь быть им защитой. Да не принудит их никто оставить дома свои, да не принудит к сражению против их воли — пусть мусульмане защищают их силой оружия. Да не возьмёт никто замуж христианку противно её воле, и не воспрепятствует ей посещать её церковь. Да пребудет уважение к церквям их, и не воспрепятствует никто поддержанию их и не поставит под сомнение святости данных в них обетов. Верные да не преступят клятвы этой до Судного Дня».

В монастыре хранится современная оригиналу копия грамоты. Оригинальный же документ был отдан турецкому султану в 1517 году. Традиционно султаны подтверждали привилегии, даруемые этим документом, вплоть до султана Абдул Хамида II, последнего султана Турции.

«Этот документ заслуживает того, чтобы его лучше знали и больше уважали, как прецедент мирных и конструктивных отношений между мусульманами и христианами, - считает о. Иустин. - Серьезное испытание для мира сегодня - это фундаментализм, который в религиозном контексте становится экстремизмом. Весь арабский мир меняется вместе с тем, что называют арабской весной. Многие страны претерпевают серьезные политические изменения. И вместе с этими изменениями приходят перспективы появления правительства, более считающегося с нуждами народа. Но вместе с тем появляется перспектива и более тоталитарных и фундаменталистских режимов. Монастырю приходится быть очень чутким к происходящим изменениям. С VII века монастырь - это христианский институт, живущий в мусульманском мире, поэтому у нас накопился большой опыт уважения, терпимости и мирного сосуществования, который нужно раз за разом подтверждать в испытаниях, возникающих сегодня».


Фирма́н Муха́ммеда («Ахтинаме́» греч. Αχτιναμέ του προφήτη Μοχάμεντ ; перс. فرمان ‎) - охранная грамота, данная пророком Мухаммедом христианскому монастырю Святой Екатерины в 620-е годы. Фирман гарантирует монастырю неприкосновенность, свободу отправления в нём богослужений, а также предоставляет синайским монахам налоговые льготы.

Синайский монастырь

Исследователи отмечают, что в Средние века «…на благосклонность мусульман к синайским монахам влиял фирман (охранная грамота), который по преданию был дан Магометом Синайскому монастырю … составляя по своей веротерпимости предмет удивления магометан » .

Однако, несмотря на полученные привилегии, количество монахов начало сокращаться и к началу IX века их осталось всего 30. Монашеская жизнь ожила лишь в период Крестовых походов когда Синайский орден крестоносцев взял на себя задачу охранять направляющихся в монастырь паломников из Европы .

Текст

Турецкий перевод

Султан Селим I, при котором был сделан турецкий перевод фирмана

В предисловии грамоты сказано кому Мухаммед адресовал её:

Среди гарантий Мухаммед устанавливает:

  • «Да не сменится епископ с епархии своей, ни священник с прихода своего, ниже изгонится монах из монастыря своего, и пилигрим да не совратится с пути своего »;
  • «Да не разрушится ни единая из церквей их или часовен, и да не употребится ничего из принадлежащаго церквам их на постройку мечетей или домов мусульман ».

Лицо, нарушившие это уставление фирман называет нарушителем завета Аллаха и противником его пророка (то есть самого Мухаммеда).

Грамота закрепила ряд налоговых льгот (отмену хараджа) для монахов: «Да не налагается никакого сбора и никакой повинности ни на епископов, ни на священников, ниже на кого из посвятивших себя на служение Богу ». Дополнительно Мухаммед гарантирует, что в случае повышения цен на продовольствие «да оказывают им вспоможение, давая им в пищу по кадаху с ардеба ».

Отдельно оговорён вопрос податей с имущества: «те из них, которые владеют невольниками, имуществом, поземельною собственностию или занимаются торговлей, да не платят более 12 дирхемов в год ».

Примечания

Ссылки

  • Mohammed and the Holy Monastery of Sinai (официальный сайт монастыря Святой Екатерины) (англ.)

«Во имя Аллаха Всемилостивого и Наимилосердного!

Это указ, написанный по повелению Мухаммада сына Абдуллы, Пророка Аллаха, Предостерегателя и Носителя Благой Вести с тем, чтобы идущие вослед не искали себе оправданий.

Я повелел записать сей документ для христиан Востока и Запада, для тех, кто обитает вблизи и для жителей дальних земель, для христиан, ныне живущих и тех, кто придёт после них, для христиан, нам лично известных и тех, кого мы не знаем.

Любой мусульманин, преступающий и нарушающий сей указ, будет сочтён преступившим Божий Завет и согрешит против Божьего Обетованья, и таковыми деяньями навлечёт на себя гнев Аллаха, будь он монархом или простолюдином.

Я сим обещаю всякому монаху и страннику, взыскующему нашей помощи в лесах, пустынях или местах населённых, или в местах поклонения Богу, что враги его будут отбиты мной, моими друзьями и помощниками, моею роднёй и каждым из тех, кто исповедуется в том, что следует мне, и мы всюду обещаем им нашу защиту, ибо они суть участники моего завета с Аллахом.

И я охраню сих завещанных мне от всяких гонений, увечий и преследований со стороны их врагов в ответ на подушный налог, который они согласились платить. Если же они предпочтут защищать себя и свои владения сами, они обладают сим правом, и в отношении этого права никто не принудит их ни к каким неудобствам.

Ни единый епископ не изгонится из своей епархии, ни единый монах из своей обители, ни единый священник из храма, и ни единый паломник не встретит препятствий на пути поклоненья. Ни одна из церквей и других христианских храмов не подвергнется разоренью или уничтоженью. Ни единый камень из церковных строений не пойдет на строительство домов и мечетей, и любой мусульманин, преступивший этот запрет, сочтётся отступившим от Бога и Пророка Его.

Епископы и монахи не подлежат обложенью налогами, живут ли они в лесах и на реках, на Западе или Востоке, на Севере или Юге. В сем я даю им своё слово чести. Отныне они живут под охраной моего обещания и завета, и пользуются совершенной защитой от всяких мирских неудобств. Всякая помощь будет предложена им в деле починки церквей. Они сим освобождаются от военного дела. Они отныне живут под защитой мусульман.

Никто да не преступит указаний сего документа до самого Судного дня.

Мухаммад, Вестник Аллаха».

«Свидетелями при этом указе, написанный по повелению Мухаммада сына Абдуллы, Посланника Аллаха, для всех христиан, и поручителями в верном исполнении заключающегося в нём суть являются нижеподписавшиеся: ‘Али ибн Аби Талиб, Абу Бакр ибн Аби Кахаф, ‘Умар ибн ал-Хаттаб, ‘Усман ибн Аффан, Абу-л-Варда, Абу Хурайра, ‘Абд Аллах ибн Мас‘уд, ‘Аббас ибн ‘Абд ал-Муталлиб, Фадль ибн ‘Аббас, Зубайр ибн ‘Авам, Талха ибн ‘Абд Аллах, Са‘ид ибн Ма‘аз, Са‘ид ибн ‘Убайда, Сабит ибн Кайс, Зайд ибн Сабат, Абу Ханифа ибн Анин, Хашим ибн Убайда, Харис ибн Сабит, ‘Абд ал-‘Азим ибн Хасан, Му‘аззал ибн Курайш, ‘Абд Аллах ибн ‘Амру, Амир ибн Башир (да будет доволен ими Аллах!).

Писал сей указ собственноручно ‘Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах!), в Мечети Пророка (мир и благословения Аллаха да пребывают с ним!), 3-го числа месяца Мухаррам, во втором году Хиджры».

_____________________________________________________

Такова истинное учение Ислама, от которого, к сожалению, ничего не осталось в современном Исламском мире, из-за ее муллаизаций и радикализаций. Святой Пророк (мир и благословения Аллаха да пребывают с ним) предрекал, говоря, что: "Наступить время когда от Ислама ничего не останется, кроме его названия...". Завет Святого Пророка (мир и благословения Аллаха да пребывают с ним) гласит: "Истинный мусульманин – тот, с кем окружающие чувствуют себя в безопасности".

Историческое сведение: Монастырь Святой Екатерины (Синайский монастырь, греч. Μονὴ τῆς Ἁγίας Αἰκατερίνης, араб. دير سانت كاترين) - один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Основан в IV веке в центре Синайского полуострова у подножья горы Синай (библейская Хорив) на высоте 1570 м. Укреплённое здание монастыря построено по приказу императора Юстиниана в VI веке. Насельниками монастыря в основном являются греки православного вероисповедания. Первоначально именовался монастырём Преображения или монастырём Неопалимой Купины. С XI века, в связи с распространением почитания святой Екатерины, мощи которой были обретены синайскими монахами в середине VI века, монастырь получил новое название - монастырь Святой Екатерины.

Монастырь в период арабского завоевания Синая в 625 году направил делегацию в Медину, чтобы заручиться покровительством Святого Пророка Мухаммада (мир и благословения Аллаха да пребывают с ним). Копия полученной монахами охранной грамоты - Фирман Мухаммеда (оригинал с 1517 года хранится в Стамбуле, куда он был истребован у монастыря султаном Селимом I), выставленный в монастыре, - показывает наилучший образец веротерпимости и провозглашает что мусульмане будут защищать христиан, подданных Исламского государства, и не будут совершать против них несправедливости, а те кто нарушит сей завет, те "сочтутся за отступивших от Аллаха и Его Пророка (са)". Фирман был написан на коже газели куфическим почерком и скреплён отпечатком руки Святого Пророка Мухаммада (мир и благословения Аллаха да пребывают с ним).

В 1517году, когда султан Селим I захватил Египет, монахи предъявили завоевателям фирман Мухаммада (са). Султан затребовал документ в Стамбул, где поместил его в султанской сокровищнице, а монахам направил перевод фирмана на турецкий язык [см. ниже]. Копия фирмана выставлена в монастырской галерее икон.

В монастыре св. Екатерины на Синае хранится охранная грамота пророка Мухаммеда, выданная монахам греческого православного монастыря св. Екатерины, а в их лице и всем христианам, находящимся в землях мусульманского государства:

Во имя Аллаха всемилостиваго, всемилосердаго! Писал писание сие Мухаммед, сын Абд-Аллахов, в радость и увещевание всем людям.

Писал как для своих единоверцев, так и для всех, исповедующих христианство на востоке и на западе земли, ближних и дальних, грамотных и безграмотных, знатных и простых, давая писание сие в завет. И кто нарушит этот завет, и поступит в противность заключающегося в нем, и преступит повелеваемое оным, тот есть нарушитель завета Аллахова и преступник, посмеивающийся над Его религиею и достойный проклятия, будь он владыка народов или простой правоверный.

Если священник или отшельник поселится на горе какой, в долине, в пещере, на равнине, на песчаном месте, в городе, селении или церкви, то пребуду я окрест их защитником от всех врагов их, я сам и все пособники мои, все исповедники веры моей и все последователи мои, потому что эти священники и отшельники суть паства* и принадлежность моя, и я отвращу от них всякую обиду. Что относится до харадуса**, то брать с них следует только то, что будут давать они добровольно, не принуждая и не приневоливая их к платежу. Да не сменится епископ с епархии своей, ни священник с прихода своего, ниже изгонится монах из монастыря своего, и пилигрим да не совратится с пути своего. Да не разрушится ни единая из церквей их или часовен, и да не употребится ничего из принадлежащаго церквам их на постройку мечетей или домов мусульман. Кто же сотворит сие, тот есть нарушитель завета Аллахова и противник Его пророка.

Да не налагается никакого сбора и никакой повинности ни на епископов, ни на священников, ниже на кого из посвятивших себя на служение Богу. Я буду охранителем их, где бы они ни были, на море или на суше, на востоке или на западе, на севере или на юге; находятся они под защитою моею и под покровом моим от всякаго притеснения. Равно, если удалится кто из них в горы или места необработанные и займется посевом, не брать с таковых ни харадуса, ни десятины, так как делается это ими только ради пропитания себя; напротив того, если наступит дороговизна хлеба, да оказывают им вспоможение, давая им в пищу по кадаху с ардеба***.

И да не принуждают их ходить на войну, ниже к каким-либо повинностям. Те из них, которые владеют невольниками, имуществом, поземельною собственностию или занимаются торговлей, да не платят более 12 дирхемов в год. Да не подвергнется ни один из них неправосудию; да не вступают мусульмане с ними в спор о превосходстве своей религии, но да распрострут над ними крыло милосердия, и да удалят от них все неприятное, где бы они ни были, где бы они ни жили. Если случится христианке быть между мусульманами, то не принуждать ее ни к чему насильно, позволять ей молиться в молельнях их и не вмешиваться в дела ее с единоверцами. Кто поступит в противность сего завета Божия и замыслит противное сему, тот есть бунтовщик против союза, заключеннаго Аллахом и Его пророком. Да оказывают им также помощь в построении молелен и мест поклонения, и да служит эта помощь к сохранению их религии и залогом неприкосновенности завета. Да не принуждают их носить оружие, и да носят его за них сами мусульмане. Да не нарушат сии последние этого завета вовек, пока существует время и мир стоит.

Свидетелями при этом завете, который написал Мухаммед, сын Абд-Аллахов, посланник Аллахов, для всех христиан, и поручителями в верном исполнении заключающагося в нем суть нижеподписавшиеся: Али сын АбуТалебов, АбуБекр сын Абу-Кахафы, Омар сын Аль-Хаттабов, Осман сын Аффонов, Абуль-Вярда, Абу-Горейра, Абд-Аллах сын Масудов, Аббас сын Абд-Эль-Моталебов, Фадль сын Аббасов, Зобейр сын Авамов, Тальха сын Абд-Аллахов, Саид сын Маазов, Саид сын Ободы, Сабит сын Кайсов, Зеид сын Сабатов, Абу-Ханифа сын Анины, Хашем сын Обейдов, Харес сын Сабитов, Абд Эль-Азим сын Хасанов, Моаззел сын Корейшев, Абд-Аллах сын Амру, Амир сын Беширов.

Писал завет сей Али, сын АбуТалебов (да просветлит Аллах лицо его!), собственноручно, в собственной мечети пророка (да благословит и да приветствует его Аллах!), 3-го числа месяца Мохаррема, во втором году Эгиры.

* то есть немусульмане.
** поголовная подать с немусульманина.
*** меры хлебныя (примечания А.Уманца).

Перевод с арабского В. В. Григорьева

Текст грамоты приводится по изданию: Уманец А. Поездка на Синай с приобщением отрывков о Египте и Святой земле. Спб., 1850, с. 18–21.

«В гостях у обрученной с Богом»

До середины XIX века паломничество на Синай было настоящим подвигом во имя веры. Продолжалось оно месяцами, а то и целый год. Отправиться в столь долгий путь могли лишь единицы. В наше время, совершив более чем четырехчасовой перелет из Москвы в Хургаду, проплыв еще два часа на пароме до Шарм -аль--Шейха и проехав три часа на автобусе, попадаешь в православный греческий монастырь св. Екатерины — самую древнюю в мире христианскую обитель (основана в 300 году). Поклониться этим святым местам сегодня едут много туристов и из России. С одной из таких групп побывали недавно здесь и мы с женой.

Святая Екатерина (ее языческое имя — Доротея) родилась в Александрии в 294 году в семье знатных римлян. Однажды монах рассказал прекрасной и образованной девушке об Иисусе Христе. Жизнь и крестный подвиг Сына человеческого так поразили ее, что она приняла христианство, получив после крещения имя Екатерина. Во сне девушке явился Спаситель, назвал ее своей невестой и подарил колечко. Проснувшись, Екатерина, к своему удивлению, увидела, что это колечко лежит рядом с ней.

Во время гонений приверженцев новой религии при императоре Максимиане в начале IV века юная христианка публично заявила о своей вере в Иисуса и обвинила правителя в том, что он приносит жертвы идолам. Пятьдесят мудрецов пытались убедить ее вернуться к языческим богам, но в результате этого диспута сами пришли к необходимости принять христианскую веру. Екатерина сумела обратить в христианство даже супругу императора и сопровождавших ее воинов. После жестоких пыток девушку казнили. Тело ее исчезло. По преданию, ангелы перенесли его на вершину самой высокой горы Синая, которая находится рядом с горой Моисея. Там и обнаружили мощи святой. До 1096 года они находились на вершине горы, где над ними построили часовню. В начале ХI века сицилийский монах вывез часть мощей во французский город Руан, где они стали творить чудеса. Спустя некоторое время останки великомученицы перенесли в главный храм монастыря — базилику Преображения; тогда же обитель получила имя Св. Екатерины. Сейчас здесь в особой раке хранится глава Христовой невесты и кисть ее правой руки со всеми перстами. На один из них надето драгоценное кольцо в память о таинственном обручении с Небесным женихом душ. Святыня эта источает благоухание…

Придел Неопалимой Купины — особо почитаемое место в монастыре. «Тут благоговение невольно объемлет христианина, — писал архимандрит Порфирий (Успенский), побывавший в обители в 1845 году, — ибо в душе его возникают высокие созерцания Божества по его же дивному откровению, сообщенному на этом месте Моисею…» Сам куст Неопалимой Купины, в пламени которого Господь впервые явился Моисею, растет во дворе монастыря. Его пересадили в постамент выше человеческого роста, чтобы построить алтарь над корнями этой живой реликвии (их длина, наверное, не менее десяти метров). Второго такого куста нет на всем Синае. Все попытки высадить его отростки в других местах были безуспешны. Мы удивились, узнав, что здесь и колодец, из которого Моисей поил овец. А неподалеку находится гора, где пророк получил десять заповедей от Господа.

До 12 часов дня монастырь работает как музей. Затем католики и протестанты покидают его, а для православных проводится молебен с выносом мощей великомученицы. На прощание каждому из паломников дарят колечко, как память о подарке, полученном св. Екатериной от Христа.

По преданию, однажды этот монастырь посетил пророк Мухаммед. Узнав, что он возглавил новое религиозное движение, монахи направили в 623 году в Медину делегацию, прося его покровительства. В ответ на их просьбу Мухаммед дал монастырю, а в лице его монахов и всем православным христианам, охранную грамоту (фирман), известную как ахтинаме. Этот документ <…> до сих пор хранится в обители.

В 623 году пророк Мухаммед выдал охранную грамоту монахам греческого православного монастыря св. Екатерины на Синае, а в их лице и всем христианам, находящимся в землях мусульманского государства.

ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА ПРОРОКА МУХАММЕДА

Во имя Аллаха всемилостиваго, всемилосердаго! Писал писание сие Мухаммед, сын Абд--Аллахов, в радость и увещевание всем людям.

Писал как для своих единоверцев, так и для всех, исповедующих христианство на востоке и на западе земли, ближних и дальних, грамотных и безграмотных, знатных и простых, давая писание сие в завет. И кто нарушит этот завет, и поступит в противность заключающегося в нем, и преступит повелеваемое оным, тот есть нарушитель завета Аллахова и преступник, посмеивающийся над Его религиею и достойный проклятия, будь он владыка народов или простой правоверный.

Если священник или отшельник поселится на горе какой, в долине, в пещере, на равнине, на песчаном месте, в городе, селении или церкви, то пребуду я окрест их защитником от всех врагов их, я сам и все пособники мои, все исповедники веры моей и все последователи мои, потому что эти священники и отшельники суть паства* и принадлежность моя, и я отвращу от них всякую обиду. Что относится до харадуса**, то брать с них следует только то, что будут давать они добровольно, не принуждая и не приневоливая их к платежу. Да не сменится епископ с епархии своей, ни священник с прихода своего, ниже изгонится монах из монастыря своего, и пилигрим да не совратится с пути своего. Да не разрушится ни единая из церквей их или часовен, и да не употребится ничего из принадлежащаго церквам их на постройку мечетей или домов мусульман. Кто же сотворит сие, тот есть нарушитель завета Аллахова и противник Его пророка.

Да не налагается никакого сбора и никакой повинности ни на епископов, ни на священников, ниже на кого из посвятивших себя на служение Богу. Я буду охранителем их, где бы они ни были, на море или на суше, на востоке или на западе, на севере или на юге; находятся они под защитою моею и под покровом моим от всякаго притеснения. Равно, если удалится кто из них в горы или места необработанные и займется посевом, не брать с таковых ни харадуса, ни десятины, так как делается это ими только ради пропитания себя; напротив того, если наступит дороговизна хлеба, да оказывают им вспоможение, давая им в пищу по кадаху с ардеба***.

И да не принуждают их ходить на войну, ниже к каким--либо повинностям. Те из них, которые владеют невольниками, имуществом, поземельною собственностию или занимаются торговлей, да не платят более 12 дирхемов в год. Да не подвергнется ни один из них неправосудию; да не вступают мусульмане с ними в спор о превосходстве своей религии, но да распрострут над ними крыло милосердия, и да удалят от них все неприятное, где бы они ни были, где бы они ни жили. Если случится христианке быть между мусульманами, то не принуждать ее ни к чему насильно, позволять ей молиться в молельнях их и не вмешиваться в дела ее с единоверцами. Кто поступит в противность сего завета Божия и замыслит противное сему, тот есть бунтовщик против союза, заключеннаго Аллахом и Его пророком. Да оказывают им также помощь в построении молелен и мест поклонения, и да служит эта помощь к сохранению их религии и залогом неприкосновенности завета. Да не принуждают их носить оружие, и да носят его за них сами мусульмане. Да не нарушат сии последние этого завета вовек, пока существует время и мир стоит.

Свидетелями при этом завете, который написал Мухаммед, сын Абд--Аллахов, посланник Аллахов, для всех христиан, и поручителями в верном исполнении заключающагося в нем суть нижеподписавшиеся: Али сын Абу-Талебов, Абу-Бекр сын Абу--Кахафы, Омар сын Аль--Хаттабов, Осман сын Аффонов, Абуль--Вярда, Абу--Горейра, Абд--Аллах сын Масудов, Аббас сын Абд--Эль--Моталебов, Фадль сын Аббасов, Зобейр сын Авамов, Тальха сын Абд--Аллахов, Саид сын Маазов, Саид сын Ободы, Сабит сын Кайсов, Зеид сын Сабатов, Абу--Ханифа сын Анины, Хашем сын Обейдов, Харес сын Сабитов, Абд Эль--Азим сын Хасанов, Моаззел сын Корейшев, Абд--Аллах сын Амру, Амир сын Беширов.

Писал завет сей Али, сын Абу-Талебов (да просветлит Аллах лицо его!), собственноручно, в собственной мечети пророка (да благословит и да приветствует его Аллах!), 3--го числа месяца Мохаррема, во втором году Эгиры.

* то есть не-мусульмане.

** поголовная подать с не-мусульманина.

*** меры хлебныя (примечания А.Уманца).

Перевод с арабского В. В. Григорьева

Текст грамоты приводится по изданию: Уманец А. Поездка на Синай с приобщением отрывков о Египте и Святой земле. Спб., 1850, с. 18-21.

В Москве прошел круглый стол для представителей СМИ «Аспекты освещения православных праздников в современном медиапространстве»