Образование формы родительного падежа множественного числа существительных. Родительный падеж множественного числа (имя существительное). Блюдец или блюдцев

I. Основное окончание существительных мужского рода –-ов/ (-ёв )-ев : грибов, грузов, директоров, краев, музеев и т.д.

Часть слов имеет окончание - ей (жителей, учителей, ножей ) и нулевое окончание (ботинок, горожан ).

1. Окончание -ов/ (-ёв )-ев характерно для тех существительных, конечным звуком которых в единственном числе (именительном падеже) является твердый согласный (кромеж иш ) или-j (на письме – буквай ): гриб – грибов, огурец – огурцов, край – краёв, музей – музеев и т.д.

2. Окончание -ей свойственно тем существительным мужского рода, конечным звуком которых в единственном числе является мягкий согласный (кроме-j ) илиж, ш : голубь – голубей, желудь – желудей, палач – палачей, нож – ножей, малыш – малышей.

Это же окончание имеет ряд слов на -а, -я мужского и общего рода:батя, дядя, тятя, раджа, чукча, юноша ; мямля, пустомеля, (не )ровня, тихоня, а также мужские неофициальные имена с основой на мягкий согласный или шипящий:Володя – Володей, Сережа – Сережей.

3.Нулевое окончание присуще существительным, которые представляют собой следующие названия:

а) парных предметов: ботúнки – ботúнок, бóты – бот, вáленки – вáленок, глазá – глаз, крáги – краг, мокасúны – мокасúн, погóны – погóн, сапогú – сапóг, чулкú – чулóк, штиблéты – штиблéт, эполéты – эполéт, а такжевóлосы – волóс, зýбки – зýбок.

Исключения: аксельбáнты – аксельбáнтов, ботфóрты – ботфóртов, гóльфы – гóльфов, пимы – пимóв, рогá – рогóв (но во фразеологизме –рог : бодливой корове бог рог не дает ).

Некоторые слова этой семантической группы имеют вариантные стилистически равнозначные окончания: кéды – кéдов икед ;носкú – носóк иноскóв, унты – унт иýнто в ;

б) ряда национальностей, народностей, племен (в том числе и названия исчезнувших народов, а также названия, употреблявшиеся прежде), главным образом с конечной согласной или(в единственном числе):англичáне – англичáн, армя не – армя н, башкúры – башкúр, балкáры – балкáр, болгáры – болгáр, грузúны – грузúн, имеретúны – имеретúн, лезгúны – лезгúн, мадья ры – мадья р, молдавáне – молдавáн, осетúны – осетúн, румы ны – румы н, татáры – татáр, тýрки – тýрок, хазáры – хазáр, цыгáне – цыгáн.

Некоторые слова этой группы имеют вариантные стилистически равнозначные окончания: авáры – авар и авáров, буря ты – буря т ибуря тов, карéлы – карéл икарéлов, сармáты – сармáт исармáтов, туркмéны – туркмéн итуркмéнов, уйгýры – уйгýр иуйгýров.

Но: айсóров, арáбов, бербéров, бушмéнов, вéнгров, казáхов, монгóлов, нéгров и нек. др.;

в) людей по месту жительства на-анин/-янин (у которых этот суффикс заменяется во множественном числе суффиксом-ан/-ян ): горожáнин – горожáн, инопланетя нин – инопланетя н, киевля нин – киевля н, селя нин – селя н, южáнин – южáн и т.д.;

г) детенышей, невзрослых существ с суффиксом -онок/-ёнок (меняющимся во множественном числе на суффикс-am/-ят ): волчонок – волчат, котёнок – котят, цыплёнок – цыплят и тд. Ср. и жаргонноесалажóнок – салажáт ; по этому же образцу такжемаслёнок – маслят, опёнок – опят,

Примечание Родительный падеж от бесёнок, чертёнок – бесеня т, чертеня т.

д) людей по принадлежности к некоторым родам войск, к воинскому соединению, к некоторым политическим партиям: партизан, солдат, кадет.

Ряд названий по принадлежности к роду войск (в том числе и прежнему), к чину имеют вариантные стилистически равнозначные формы: гусáры – гусáр игусáров, гренадéры – гренадéр игренадéров, драгýны – драгýн идрагýнов, кирасúры – кирасúр икирасúров, уланы – улан иуланов, гардемарúны – гардемарúн игардемарúнов. Ср., например: "22 ноября послал меня Сеславин очистить левую сторону Виленской дороги с сотнею Сумскихгусар, взводомдрагун Тверского полка да дюжиною донцов" (А. Марлинский); "...француз в синей шинели отбивался штыком отгусаров " (Л.Т.); "Вечером того же дня царь отправил в погоню полки гвардейцев идрагун " (Буганов В.И. Петр Великий и его время);

е) некоторых единиц измерения: ампер, ватт (киловатт и др. с-ватт ), вольт, рентген сложные слова с-рентген ). Например, "...естественный радиационный фон составляет обычно 15–20 микрорентген в час..." (Комс. пр. 1990. 12 мая).

Ряд наименований единиц измерения (в большинстве случаев принадлежат к узкоспециальной лексике) имеет вариантные стилистически равнозначные окончания, áнгстрем – áнгстремов иáнгстрем, аршин – аршúнов иаршúн, герц – гéрцев игерц, карáт – карáтов икарáт, микрóн – микрóнов имикрóн и нек. др. Ср, например: "Рубин в перстне на одиннадцатькаратов " (А.Н.Т.) и "По официальным данным, добыча алмазов должна была превысить в 1965 году 500 тысячкарат " (За рубежом. 1966. 21 янв.).

В текстах не строго официальных нулевое окончание (очень распространенное в живой устной речи, в авторской речи художественной литературы) могут иметь и существительные гектар, грамм, килограмм. Ср.: "Шестнадцать тысяч матерей Пайки получат на заре – Сто двадцать пять блокадныхграмм С огнем и кровью пополам" (Берггольц О.Ф. Из Ленинградской поэмы); "[Полярники] говорят, что по несколькукилограмм веса сбросили за эти дни" (Орлов В. Хроника одного дрейфа), но: "Здесь сосредоточено более 40 миллионовгектаров посевов" (Пр. 1965. 31 марта); "Упакованы первые 415килограммов ценного питательного корма в сухом виде" (Зн. 1983. 3 февр.).

В текстах не строго официальных литературная норма допускает нулевое окончание и у слов, обозначающих некоторые овощи, плоды: (кило) абрикос, апельсин, баклажан, мандарин, помидор.

II. 1. Для существительных среднего рода основным является нулевое окончание:ведро – вёдер, дéло – дел, жилúще – жилúщ, здáние – здáний, окнó – óкон, ружьё – рýжей (слова типаздание, ружьё, т.е. слова с основой на-j , относятся к тем существительным, у которых перед нулевым окончанием в родительном падеже множественного числа появляется беглый гласный:и-, если ударение не падает на окончание, и-е-, если окончание ударное).

2. У части существительных среднего рода в родительном падеже окончание -ов/-ев . К ним относятся:

а) существительные, в формах множественного числа которых перед окончанием появляется -j- :дно дóнья, дóньев, звено → звéнья, звéньев, крылó → крылья*, крыльев; полено полéнья, полéньев ;

б) существительные на -ко (кромевойско, ушко**, я блоко, я блочко )***: дрéвко – дрéвков, колёсико – колёсиков, óблако – облакóв, озеркó – озеркóв, очкó – очкóв, плéчико – плéчиков ;

в) некоторые существительные с основой на -j (в единственном и множественном числе);верховье – верховьев, низовье – низовье низовий ), острие – остриев, платье – платьев, разводье – разводьев, устье – устьев, а также словоболотце (болотцев ).

* Существительное крыло имело прежде также формы крыла, крыл, крылами, крылах. Эти устаревшие формы используются в современной поэтической речи, ср.: "Туда меня ласточки манят, Крылами звеня на лету Мне душу пьянят и дурманят Июльские липы в цвету" (М. Дудин ); "Над Россией шумели крыла похоронок, Как теперь воробьиные крылья шумят" (Ю. Друнина ) За пределами поэтической возвышенной речи подобные формы неуместны. Так, неоправданна форма родительного падежа крыл вместо крыльев в контексте типа: "В эти недоступные места они [гуси] прилетают издалека на линьку: сбрасывают с крыл старые перья и в ожидании новых пасутся и плавают" (Пр. 1973. 18 сент)

** Слово ушко ("отверстие в игле") имеет форму ушков.

*** В следующем употреблении поэтому ошибка: "Ветви яблонь гнулись от множества маленьких крепких яблочков" (Юн. 1965 № 3).

Примечание. Слова блюдце, зеркальце, озерцо, перильце, полотенце имеют нулевое окончание: блю дец, зéркалец, перúлец, полотéнец.

Часть слов на -це имеет вариантные окончания, одно из которых, как правило, является более употребительным по сравнению со вторым (более употребительное ниже дается первым):деревце деревцóв идеревец, колéнце → колéнцев иколéнец, веретёнце веретёнцев иверетенец, ведёрце ведёрцев иведерец, дельце дельцев иделец, тельце → тельцев и телец, волоконце волоконцев иволоконец, корытце → корытцев и корытец, одеяльце одеялец и одеяльцев, поленце → поленцев и поленец, щупальце → щупальцев и щупалец, копытце → копытцев и копытец, кружевце → кружевцев и кружевец, шильце → шильцев и шилец. Ср., например; "[Мересьев] позволил себе съесть только десять ложек и нескольковолоконцев белого, мягкого куриного мяса" (Полевой Б.Н. Повесть о настоящем человеке) и: "С уменьшением величины крутки нарушается соединение отдельных элементарныхволоконец " (Анучин С.А. и др. Устройство и обслуживание крутильных машин); "Основная масса продающихся у насдеревцев получается за счет варварского истребления и без того скудных лесов" (Лит. газ. 1966. 31 дек.) и: "...когда кроны отдельныхдеревец сольются в общий сомкнутый полог и деревца начнут испытывать взаимное боковое отенение, то возникает борьба из-за света" (Морозов Г. Учение о себе) и т.д.

III. Для существительных женского рода 2-го склонения основным являетсянулевое окончание: (с)крыш, сосен, яблонь, (без)кочерег, сестер, свадеб и т.д.

Небольшое число существительных женского рода на -а/-я имеет окончание - ей . Его получают слова, у которых перед окончанием есть группа согласных–гл-, -кл-, -хл- : (нет)ке гл ей, бу кл ей, са кл ей, ро хл ей, а также словадóля долéй, пéня пéней, свеча свечéй (но во фразеологизме –свеч : игра не стоит свеч ).

Незначительное число слов имеет вариантные окончания: баржа – барж ибаржей, каракуля – каракулей икаракуль, песня – песен ипесней*, пригоршня – пригоршней ипригоршен, простыня просты нь ипростынéй, сводня – сводней исводен, ставня – ставней иставен, тетя – тётей итёть.

* Вариантная форма песней, которую современное языковое сознание связывает с существительным песня, является "законной" формой родительного падежа множественного числа от традиционно-поэтического песнь, относящегося к 3-му склонению. Ср.: "Что ты заводишь песнь военну?" (Державин Г.Р.); "Он пел любовь, любви послушный, И песнь его была ясна" (П.); "Однозвучно звенит колокольчик, И дорога пылится слегка, И уныло по ровному полю Разливается песнь ямщика" (И. Макаров) и т.д.

Окончание - ей свойственно также существительным женского рода на мягкий согласный и шипящие (3-го склонения):роль ролéй, ткань ткáней, ночь ночéй. Лишь словосажень имеет две формы:саженей исажен.

Что же касается существительных, употребляющихся только в форме множественного числа, то затруднения с выбором правильной формы родительного падежа относятся главным образом к собственным именам. Поэтому нарицательные существительные этого типа здесь не рассматриваются, а интересующихся формами родительного падежа собственных имен можно отослать к "Словарю ударений для работников радио и телевидения" Ф.Л. Агеенко и М.В. Зарвы.

« Правописание

окончаний имен существительных

в форме родительного падежа

множественного числа»

Конспект урока

составила Чужинова С.А.,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №1 им. А.К.Просоедова

Г. Георгиевска

Ставропольского края

Тема урока
«Правописание окончаний имен существительных в форме родительного падежа множественного числа »

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. Учитель приветствует обучающихся. Создаёт комфортную рабочую атмосферу в классе. Проверяет готовность к уроку. Учащиеся приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

2.Этап актуализации знаний учащихся.(4 мин.)

Мозговая атака . Ребята, сегодня мы с вами будем готовиться к Новому году, пойдем в магазин, на рынок, купим все необходимое. Согласны? Но вот вопрос: как сказать правильно: купили 5 кг апельсинов или апельсин, 2 кг помидоров или помидор, 5 бананов или банан? Как правильно говорить: 5 килограммов или килограмм? (ответы учащихся)

А хотите узнать, как правильно писать эти существительные во множественном числе и не допускать ошибок в правописании?

3.Этап формулирования целей и темы урока. (2 мин.)

Цель этапа: определить тему, цель и задачи урока,

мотивировать учащихся к продуктивной деятельности

Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, называют цели и задачи.

Учащиеся формулируют тему урока: « Правописание окончаний имен существительных в форме родительного падежа множественного числа » .

Учитель корректирует (если есть необходимость) формулировку цели урока. Мотивирует учащихся на получение знаний по теме. (На доске ведётся соответствующая запись)

Запишите тему урока в тетради.

Полученные знания по теме нашего урока помогут вам в будущем, потому что эта тема встречается в тестовых заданиях государственной итоговой аттестации.

4. Этап формирования новых знаний и умений. (10 мин.)

Цель этапа: познакомить с нормой и особенностями правописания и употребления форм множественного числа имен существительных.

Знакомит учащихся с морфологическими нормами, используя презентацию, организует беседу.

Важнейшим свойством литературного языка является его нормированность. Если бы не было языковой нормы, то в языке могли бы произойти такие изменения, что люди, живущие в разных концах России, перестали бы понимать друг друга. Работа с таблицами (распечатанную таблицу получает каждый учащийся)

Следует запомнить:

Задач, статей

Но: вишен , басен, черешен, яблонь

2 скл

Ср.р., м.р.

нулевое,

ей, -ев,-ов

Жилищ, полей, пельменей, перьев, облаков, солдат, партизан

НО: блюдец, полотенец,

3 скл

Ей

Степей, скАтертей

НО: вафель, тУфель, серЁг, оладий

Растительный мир

Абрикосы- абрикосов

Ананасы – ананасов

Апельсины – апельсинов

Баклажаны –баклажанов

Бананы-бананов

Георгины-георгинов

Гранаты-гранатов

Мандарины-мандаринов

Помидоры-помидоров

Томаты-томатов

Яблоки – яблок

Единицы измерения

Граммы – граммов

Килограммы – килограммов

Километры – километров

Байты – байтов

Гектары – гектаров

Вольты- вольт

Ватты – ватт

Амперы – ампер

Рентгены – рентген

Парные предметы

Джинсы – джинсов

Гольфы – гольфов

Клипсы – клипсов

Носки - носков

Ботинки – ботинок

Валенки – валенок

Сапоги – сапог

Чулки – чулок

Названия предметов и явлений

Браслеты – браслетов

Брелоки – брелоков

Рельсы – рельсов

Торты-тортов

Джинсы – джинсов

Чипсы - чипсов

Места - мест

Окна – ок О н

Стекла – стёкол

Макароны – макарон

Сардины – сардин

Шпроты – шпрот

Шорты – шорт

Зразы – зраз

Лосины – лосин

Названия национальностей

Казахи – казахов

Калмыки – калмыков

Киргизы – киргизов

Монголы – монголов

Узбеки – узбеков

Якуты – якутов

Тунгусы - тунгусов

Армяне – армян

Грузины – грузин

Лезгины – лезгин

Осетины – осетин

Татары – татар

Цыгане – цыган

Турки – турок

Буряты - бурят

Закрепление: Восстановите строки из стихотворения Б.Успенского

1)В детской сказке Колобок по траве катиться мог

Без (ботинки), без (сапоги), без (носки) и без (чулки)

2) Через сотни (километры),

Не страшась (метели), (ветры),

Мчатся с юга к нам вагоны.

В них везут ребятам тонны

(Апельсины), (мандарины),

(Помидоры) и (лимоны).

Учащиеся самостоятельно записывают строки, используя таблицу. Записи в тетради.

5.Физминутка .(2 мин.) Цель этапа: предупреждение общего утомления учащихся, переключение их с умственной деятельности на умственно-физическую.

6 . Этап закрепления изученного материала .(15 мин.)

Для достижения целей урока учитель направляет и организует работу обучающихся в группах.

Работа в группах:

1 группа: Ситуация « В продуктовом магазине» (4 чел.)

2 группа: Ситуация « Подготовка к празднику» (4 чел.)

3 группа: Ситуация « В магазине одежды» (4 чел.)

4 группа: Ситуация « В обувном магазине» (4 чел.)

5 группа: Ситуация « На кухне» (4 чел.)

6 группа: Ситуация « Подготовка к встрече гостей» (4 чел.)

Учитель объясняет задание: необходимо составить текст из 3-5 предложений, употребив данные слова. Не забудьте про орфографические и пунктуационные нормы, а также про этические, то есть, обращаясь к собеседнику, следует употреблять слова «пожалуйста», «будьте добры», «спасибо» и т.д.

ТЕКСТЫ:

1 группа: Ситуация « В продуктовом магазине»

Нужно купить (бананы), (гранаты), (помидоры), (вафли), (пельмени), (чипсы), (макароны)

Здравствуйте! Упакуйте мне, пожалуйста, 2 связки бананов, 5 гранатов, 2 пачки вафель, килограмм пельменей, 1 пачку чипсов и макарон. Спасибо.

2 группа: Ситуация « Подготовка к празднику»

Блюдца, полотенца, скатерти, мандарины, ананасы, черешня, торты

Примерный текст, составленный учащимися:

К Новому году мы стали готовиться заранее. Купили в магазине несколько скатертей, полотенец, блюдец, ведь гостей может быть много. Еще купили 5 килограммов мандаринов, килограмм черешен и вишен для украшения тортов.


3 группа: Ситуация « В магазине одежды»

Джинсы, лосины, шорты, браслеты, сумки

4 группа: Ситуация « В обувном магазине»

Сапоги, ботинки, валенки, туфли, чулки, носки

5 группа: Ситуация « На кухне»

Оладьи, блюдца, полотенца, скатерти, шпроты, макароны

6 группа: Ситуация « На даче»

Черешня, вишня, яблоки, абрикосы, помидоры, огурцы, георгины, баклажаны.

Учащиеся зачитывают полученные тексты, учитель дает комментарии.

7.Подведение итогов урока. Рефлексия . (2 мин.) Цели: организовать подведение итогов урока.

Ребята, понравился вам урок? Что нового и полезного вы сегодня узнали? Зачем нам необходимо знать морфологические нормы, то есть нормы употребления существительных в родительном падеже множественного числа?

Известный чешский педагог Ян Амос Коменский сказал: « Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Вы назовете сегодняшний день и наш урок счастливым или несчастливым?

Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки в электронный журнал и дневники учащихся

Д.з. Ситуация « На даче»: необходимо составить текст из 3-5 предложений, употребив данные слова.

1. Список слов с нормативным окончание -Ы (-И) в именительном падеже множественного числа:

Им. п. ед. ч. Им. п. мн. ч.
бухгалтер бухгалтеры
возраст возрасты
выговор выговоры
грифель грифели
диспетчер диспетчеры
договор договоры
драйвер драйверы
инженер инженеры
инструктор инструкторы
инспектор инспекторы
компрессор компрессоры
конструктор конструкторы
контейнер контейнеры
корректор корректоры
лекарь лекари
месяц месяцы
плеер плееры
полис полисы
порт порты
почерк почерки
прожектор прожекторы
пудель пудели
редактор редакторы
ректор ректоры
свитер свитеры
склад склады
слесарь слесари
слог слоги
снайпер снайперы
столяр столяры
табель табели
токарь токари
торт торты
трактор тракторы
тренер тренеры
флигель флигели
фронт фронты
шофёр шофёры

2. Список слов с нормативным окончание -А (-Я) в именительном падеже множественного числа

Им. п. ед. ч. Им. п. мн. ч.
адрес адреса
вексель векселя
ворох вороха
директор директора
доктор доктора
катер катера
китель кителя
колокол колокола
кузов кузова
купол купола
кучер кучера
окорок окорока
округ округа
ордер ордера
паспорт паспорта
повар повара
погреб погреба
профессор профессора
пояс пояса
сорт сорта
стог стога
сторож сторожа
тенор тенора
терем терема
тополь тополя
фельдшер фельдшера
флюгер флюгера
хутор хутора
штабель штабеля
штемпель штемпеля
якорь якоря

Примечание:

1) Необходимо запомнить следующие формы:

КОРПУСЫ (туловища) - КОРПУСА (здания)

ЛАГЕРИ (политические группировки) - ЛАГЕРЯ (туристические)

МУЖИ (государственные) - МУЖЬЯ (в семьях)

ЗУБЫ (у человека, животных) - ЗУБЬЯ (у пилы)

ПРОПУСКИ (пробелы) - ПРОПУСКА (документы)

ОРДЕНЫ (рыцарские, монашеские) - ОРДЕНА (награды)

ОБРАЗЫ (художественные) - ОБРАЗА (иконы)

ТОНЫ (звуки) - ТОНА (оттенки цвета)

ХЛЕБЫ (пищевые продукты) - ХЛЕБА (злаки)

ДНО - ДОНЬЯ

КУРИЦА - КУРЫ

ЧЕЛОВЕК - ЛЮДИ

РЕБЕНОК - ДЕТИ

ПОЛЕНО - ПОЛЕНЬЯ

СУДНО - СУДА

Имя существительное НЕДРА (земли) употребляется только во множественном числе и с окончанием -А в именительном падеже.

Следующие рифмовки помогают запомнить нормативное образование формы именительного числа множественного числа ряда существительных:

Знает наша детвора:

В вузе есть профессор А!

Провели переговоры -

Заключили договоры.

2, Нормативное образование форм РОДИТЕЛЬНОГО падежа МНОЖЕСТВЕННОГО числа некоторых ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

1. Имена существительные, обозначающие название овощей и фруктов, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют окончание -ОВ:

АБРИКОСЫ АБРИКОСОВ
АНАНАСЫ АНАНАСОВ
АПЕЛЬСИНЫ АПЕЛЬСИНОВ
БАКЛАЖАНЫ БАКЛАЖАНОВ
БАНАНЫ БАНАНОВ
ГРАНАТЫ ГРАНАТОВ
ЛИМОНЫ ЛИМОНОВ
МАНДАРИНЫ МАНДАРИНОВ
ПАТИССОНЫ ПАТИССОНОВ
ПОМИДОРЫ ПОМИДОРОВ
ТОМАТЫ ТОМАТОВ

2. Имена существительные, обозначающие названия парных предметов, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание:

Именительный падеж множественного числа Родительный падеж множественного числа
БАХИЛЫ (обувь) БАХИЛ
БОТИНКИ БОТИНОК
БУТСЫ БУТС
БРЮКИ БРЮК
ВАЛЕНКИ ВАЛЕНОК
ГЕТРЫ ГЕТР
КАЛЬСОНЫ КАЛЬСОН
КАСТАНЬЕТЫ КАСТАНЬЕТ
КРОССОВКИ КРОССОВОК
МОКАСИНЫ МОКАСИН
ПАНТАЛОНЫ ПАНТАЛОН
ПОГОНЫ ПОГОН
САПОГИ САПОГ
ТАПКИ ТАПОК
ТУФЛИ ТУФЕЛЬ
ЧУЛКИ ЧУЛОК
ШАРОВАРЫ ШАРОВАР
ШОРТЫ ШОРТ
ЭПОЛЕТЫ ЭПОЛЕТ

Примечание:

Запомнить правильное образование формы родительного падежа множественного числа имён существительных НОСКИ и ЧУЛКИ позволяет следующий мнемоприём - приём облегчённого запоминания:

НОСКИ короткие, но в родительном падеже множественного числа мы используем длинное слово НОСКОВ;

ЧУЛКИ длинные, но в родительном падеже множественного числа мы используем короткое слово (с нулевым окончание) ЧУЛОК.

Иначе говоря, чем короче, тем длиннее, то есть чем короче предмет, тем длиннее слово: пара НОСКОВ - пара ЧУЛОК.

Если вы сомневаетесь, как правильно образовать форму родительного падежа множественного числа от имён существительных НОСКИ, ЧУЛКИ, то запомните следующее четверостишье:

Я оставил ей в залог

Пару модненьких чулок

И уехал сразу в Псков

С ящиком цветных носкОВ .

3. Имена существительные, обозначающие название национальностей, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание:

Именительный падеж множественного числа Родительный падеж множественного числа
АРМЯНЕ АРМЯН
БАШКИРЫ БАШКИР
БОЛГАРЫ БОЛГАР
БУРЯТЫ БУРЯТ
ГРУЗИНЫ ГРУЗИН
ЛЕЗГИНЫ ЛЕЗГИН
ОСЕТИНЫ ОСЕТИН
РУМЫНЫ РУМЫН
ТАТАРЫ ТАТАР
ТУРКИ ТУРОК
ТУРКМЕНЫ ТУРКМЕН
ЦЫГАНЕ ЦЫГАН

4. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на -ЦЕ, в родительном падеже множественного числа, как правило, оканчиваются на -ЕЦ:

5. Имена существительные, обозначающие название группы людей по роду деятельности, чаще всего имеют нулевое окончание:

6. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на -ЬЕ без ударения, и женского рода на -ЬЯ без ударения, имеют в родительном падеже множественного числа окончание -ИИ:

Именительный падеж единственного числа (-ЬЕ; -ЬЯ без ударения) Родительный падеж множественного числа (-ИЙ)
БЕГУНЬЯ БЕГУНИЙ
ГНЕЗДОВЬЕ ГНЕЗДОВИЙ
ЗАПЯСТЬЕ ЗАПЯСТИЙ
КУШАНЬЕ КУШАНИЙ
НАДГРОБЬЕ НАДГРОБИЙ
ОЖЕРЕЛЬЕ ОЖЕРЕЛИЙ
ОЛАДЬЯ ОЛАДИЙ
ОТРОДЬЕ ОТРОДИЙ
ПЕЧЕНЬЕ ПЕЧЕНИЙ
ПЛЯСУНЬЯ ПЛЯСУНИЙ
ПОБЕРЕЖЬЕ ПОБЕРЕЖИЙ
ПОВЕРЬЕ ПОВЕРИЙ
ПОДЗЕМЕЛЬЕ ПОДЗЕМЕЛИЙ
СИДЕНЬЕ СИДЕНИЙ
СОЛЕНЬЕ СОЛЕНИЙ
УВЕЧЬЕ УВЕЧИЙ
УЩЕЛЬЕ УЩЕЛИЙ

7. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на -ЬЁ, а также женского и общего рода на -ЬЯ под ударением, в родительном падеже множественного числа имеют окончание -ЕЙ:

9. Следующие имена существительные в родительном падеже множественного числа имеют окончание -ЕЙ:

10. Следующие имена существительные в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание:

БАРЖИ БАРЖ
БАСНЯ БАСЕН
БАШНЯ БАШЕН
БРЫЗГИ БРЫЗГ
ВАФЛЯ ВАФЕЛЬ
ДЕЛО много ДЕЛ
КОПНА КОПЁН или КОПН
КОЧЕРГА КОЧЕРЁГ
КУХНЯ КУХОНЬ
МАКАРОНЫ МАКАРОН
МАНЖЕТА МАНЖЕТ
НЯНЯ НЯНЬ
ПЕТЛЯ ПЕТЕЛЬ
САБЛЯ САБЕЛЬ
СЕРЬГА СЕРЁГ
СПЛЕТНЯ СПЛЕТЕН
ТУФЛИ ТУФЕЛЬ
ЦАПЛЯ ЦАПЕЛЬ
ШПРОТЫ ШПРОТ
ЯБЛОНЯ ЯБЛОНЬ

11. Следующие имена существительные имеют в родительном падеже множественного числа окончание -ОВ:

БРОНХИ БРОНХОВ
ГЕОРГИНЫ ГЕОРГИНОВ
ДЕБАТЫ ДЕБАТОВ
ЗАМОРОЗКИ ЗАМОРОЗКОВ
КОНСЕРВЫ КОНСЕРВОВ
НЕРВЫ НЕРВОВ

Примечание:

Запомните нормативное образование родительного падежа множественного числа следующих имён существительных.

Мужской род

1) Все названия парных предметов имеют нулевое окончание: ботинок, сапог, чулок, брюк, погон, ножниц .

Исключение : носк ов .

2) Названия национальностей подчиняются следующим правилам:

а) слова с основой на -н, -р имеют нулевые окончания: англичан, армян, грузин, лезгин, осетин, румын, туркмен, цыган, башкир, болгар.

Исключение: негр ов.

б) слова с основой на другие буквы имеют окончание -ов : киргиз ов , калмык ов , таджик ов , узбек ов , монгол ов , якут ов .

Исключение: турок, бурят.

3) Названия воинских групп и прежних родов войск требуют следующих окончаний:

а) без числительных они имеют нулевое окончание: партизан, солдат, гренадер, гардемарин, гусар, драгун, улан ;

б) прежние рода войск с числительными имеют окончания -ов : 10 гусар ов , 5 гардемарин ов , 6 гусар ов , 7 улан ов .

4) Названия единиц измерений вариативны:

а) ампер, ватт, грамм, килограмм, рентген, кулон ;

б) ампер ов , ватт ов , грамм ов , килограмм ов , рентген ов , кулон ов .

Усеченные формы (ампер, грамм

5) Имена группы "овощи – фрукты" имеют окончания -ов : апельсин ов , мандарин ов , банан ов , помидор ов , баклажан ов .

Усеченные формы (апельсин, мандарин, банан, помидор ) характерны для разговорной речи.

Женский род

1) Существительные на -ля, -ня имеют нулевое окончание: вафель, кровель, сплетен, нянь, вишен, яблонь .

2) Некоторые существительные имеют окончание -ей : свеч ей , грабл ей , простын ей .

Есть и вариантные формы: Игра стоит свеч, но: В доме нет свеч ей . Однако слово свеча здесь употреблено в прямом и переносном (фразеологическом) значениях (укажите, где какое).

3) Существительные на -ия имеют окончание -ий : аудитор ий , академ ий , консерватор ий .

Средний род

1. Ряд имен имеют нулевое окончание: яблок, плеч, блюдец полотенец, зеркал.

Обратите внимание на форму плеч (Платье с плечами и без плеч! )

2. Нормативными являются формы на -ий : побереж ий , захолуст ий , снадоб ий .

3. Существуют также формы на -ев: усть ев , болотц ев , верховь ев , низовь ев .

Существительные, употребляющиеся всегда только во множественном числе (не имеющие рода), образуют родительный падеж с помощью различных типов окончаний:

нулевого: сумерек ; суток ;

-ов : заморозк ов ;

Ей: будней , яслей , саней .

Имя числительное

Количественные числительные

Употребляя в речи составные количественные числительные, следует помнить, что 1) они должны стоять в том же падеже, что и существительное, обозначающее предмет; 2) по падежам изменяются все образующие числительное компоненты. Например:

50, 60, 70, 80

200, 300, 400

500, 600, 700, 800, 900

пят ь десят книг

тр и ст а рублей

шест ь сот человек

пят и десят и книг

тр ех сот рублей

шест и сот человек

пят и десят и книгам

тр ем ст ам рублям

шест и ст ам человекам

пят ь десят книг

тр и ст а рублей

шест ь сот человек

пят ью десят ью книгами

тре мя ст ами рублями

шест ью ст ами человеками

Предл.

о пят и десят и книгах

о тр ех ст ах рублях

о шест и ст ах человеках

Числительные 40, 90, 100

Числительные сорок, девяносто и сто отличаются от других тем, что во всех косвенных падежах, кроме винительного, имеют окончание -а:

Падеж

сорок студентов

девяносто дней

сто машин

сорок а студентов

девяност а дней

ст а машин

сорок а студентам

девяност а дням

ст а машинам

сорок студентов

девяносто дней

сто машин

сорок а студентами

девяност а днями

ст а машинами

Предл.

о сорок а студентах

о девяност а днях

о ст а машинах

Просклоняем количественное числительное 5348, содержащее слово "сорок":

пят ь тысяч тр и ст а сорок восем ь человек

пят и тысяч тр ех с от сорок а восьм и человек

пят и тысячам тр ем ст ам сорок а восьм и человекам

пят ь тысяч тр и ст а сорок восем ь человек

пят ью тысячами тр емя ст ами сорок а восем ью человеками

Предл.

о пят и тысячах тр ех ст ах сорок а восьм и человеках

§2.3. Дробные числа

При употреблении числительных, обозначающих дробные числа , существительное всегда стоит в родительном падеже единственного числа, а все части числительного изменяются по падежам: им. – три целых и шесть десятых процента, род. – трех целых шести десятых процента и т.д. (неправильно: *процентов ). Например:

пят ь целых девят ь десят ых гектара

пят и целых девят и десят ых гектара

пяти целым девят и десят ым гектара

пят ь целых девят ь десят ых гектара

пят ью целыми девят ью десят ыми гектара

Предл.

о пят и целых девят и десят ых гектара

Числительные полтора и полтораста :

Полтора

Полтораста

полтор á литра

п ó лтора суток

полтор á ста мешков

пол ý тора литров

пол ý тора суток

пол ý тораста мешков

пол ý тора литрам

пол ý тора суткам

пол ý тораста мешкам

полтор á литра

п ó лтора суток

полтор á ста мешков

пол ý тора литрами

пол ý тора сутками

пол ý тораста мешками

Предл.

о пол ý тора литрах

о пол ý тора сутках

о пол ý тораста мешках

Порядковые числительные

Запомним следующее правило! В составных порядковых числительных по падежам изменяется только последнее слово, а все предыдущие слова употребляются в начальной форме (именительный падеж единственного числа). Например:

тысяча двести пятидесят ый образец

тысяча двести пятьдесят седьм ой образец

тысяча двести пятидеся того образца

тысяча двести пятьдесят седь мого образца

тысяча двести пятидеся тому образцу

тысяча двести пятьдесят седь мому образцу

тысяча двести пятидесят ый образец

тысяча двести пятьдесят седьм ой образец

тысяча двести пятидесят ым образцом

тысяча двести пятьдесят седьм ым образцом

Предл.

о тысяча двести пятидесят ом образце

о тысяча двести пятьдесят седьм ом образце

В соответствии с этим правилом числительное, обозначающее год, изменяется следующим образом:

Падеж

двухтысячн ый год

две тысячи трет ий год

двухтысячн ого года

две тысячи треть его года

двухтысячн ому году

две тысячи треть ему году

двухтысячн ый год

две тысячи трет ий год

двухтысячн ым годом

две тысячи треть им годом

Предл.

о двухтысячн ом годе или: в двухтысячн ом году

о две тысячи треть ем годе или: в две тысячи треть ем году

Собирательные числительные

Как правильно сказать: двое девушек или две девушки? около трех суток или около троих суток? об обоих реках или об обеих реках?

Числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, а также малоупотребительные восьмеро, девятеро, десятеро можно использовать только в определенных случаях:

1) с существительными, называющими людей и не относящимися к женскому грамматическому роду (двое человек, семеро детей, пятеро студентов, трое неизвестных, двое коллег );

2) с личными местоимениями мы, вы, они (нас четверо, их двое );

3) с существительными, не имеющими формы единственного числа (двое ножниц, четверо ворот, трое джинсов, двое суток ).

Нарушением нормы является использование этих числительных с существительными женского рода (*трое девушек,* пятеро школьниц ), а также с названиями неодушевленных предметов (* двое столов, *трое окон ).

Склонение собирательных числительных

Падеж

Двое

Трое

Четверо

Пятеро

двое студентов

трое

четверо

пятеро

двоих студентов

троих

четверых

пятерых

двоим студентам

Троим

четверым

пятерым

двоих студентов(но: двое суток – неодуш .)

троих (трое)

четверых (четверо)

пятерых (пятеро)

Твор.

двоими студентами

троими

четверыми

пятерыми

Предл.

о двоих студентах

о троих

о четверых

о пятерых

Склонение числительных оба/обе

оба мальчика

обе девочки

обо их мальчиков

обе их девочек

обо им мальчикам

обе им девочкам

обо их мальчиков (но: оба окна – неодуш .)

обе их девочек (но: обе стены – неодуш .)

Твор.

обо ими мальчиками

обе ими девочками

Предл.

об обо их мальчиках

об обе их девочках

Глагол

Особенности спряжения некоторых глаголов

От многих глаголов нельзя образовать форму 1-го лица (я): дерзить, затмить, победить, убедить, очутиться, чудить, дудеть, угораздить и др. Однако это явление в просторечии преодолевается, и необычные для слуха личные формы глагола иногда употребляются *я дерзю, *я очучусь и др. Ср. также в шутливой песне В. Высоцкого: Чуду-Юду я и так победю .

Глаголы, имеющие в инфинитиве -чь: жечь, течь, печь (всего 16 словоформ), образуют вариантные формы 3-го лица единственного числа: наряду с литературными: жжёт, течёт, печёт – просторечные жгёт, текёт, пекёт.

Особенности образования повелительного наклонения некоторых глаголов.

Отдельные глаголы не имеют форм повелительного наклонения: хотеть, мочь, видеть, слышать, ехать, жаждать, гнить и др. Употреблявшиеся в XIX в. старославянские формы виждь, внемли стали архаизмами; просторечные варианты *не моги, *ехай, *едь, *ездий остаются за пределами литературной нормы, форма езжай носит разговорный характер. Литературной является только форма поезжай (-те).

Окончания родительного падежа множественного числа – еще одна трудная тема для нашей речевой практики.

Как правильно выбрать то или иное окончание? Как сказать: нет чулок или чулков ? Без носок или носков?

Почему мы говорим армян , но монголов?

Как спросить правильно в магазине: 5 килограмм или килограммов ? апельсин или апельсинов ?

При выборе окончания следует руководствоваться следующими правилами.

Мужской род

1. Все названия парных предметов имеют нулевое окончание: ботинок, сапог, чулок, брюк, погон, ножниц .

Исключение : носков .

2. Названия национальностей подчиняются следующим правилам:

а) слова с основой на -н, -р имеют нулевые окончания: англичан, армян, грузин, лезгин, осетин, румын, туркмен, цыган, башкир, болгар.

Исключение: негров.

б) слова с основой на другие буквы имеют окончание -ов : киргизов , калмыков , таджиков , узбеков , монголов , якутов .

Исключение: турок, бурят.

3. Названия воинских групп и прежних родов войск требуют следующих окончаний:

а) без числительных они имеют нулевое окончание: партизан, солдат, гренадер, гардемарин, гусар, драгун, улан ;

б) прежние рода войск с числительными имеют окончания -ов : 10 гусаров , 5 гардемаринов , 6 гусаров , 7 уланов .

4. Названия единиц измерений вариативны:

а) ампер, ватт, грамм, килограмм, рентген, кулон ;

б) амперов , ваттов , граммов , килограммов , рентгенов , кулонов .

Усеченные формы (ампер, грамм

5. Имена группы "овощи – фрукты" имеют окончания -ов : апельсинов , мандаринов , бананов , помидоров , баклажанов .

Усеченные формы (апельсин, мандарин, банан, помидор ) характерны для разговорной речи.

Женский род

1. Существительные на -ля, -ня имеют нулевое окончание: вафель, кровель, сплетен, нянь, вишен, яблонь .

2. Некоторые существительные имеют окончание -ей : свечей , граблей , простыней .

Есть и вариантные формы: Игра стоит свеч, но: В доме нет свечей . Однако слово свеча здесь употреблено в прямом и переносном (фразеологическом) значениях (укажите, где какое).

3. Существительные на -ия имеют окончание -ий : аудиторий , академий , консерваторий .

Средний род

1. Ряд имен имеют нулевое окончание: яблок, плеч, блюдец полотенец, зеркал.

Обратите внимание на форму плеч (Платье с плечами и без плеч! )

2. Нормативными являются формы на -ий : побережий , захолустий , снадобий .

3. Существуют также формы на -ев:устьев , болотцев , верховьев , низовьев .

А как образуют родительный падеж те существительные, которые употребляются всегда только во множественном числе? Существительные, употребляющиеся всегда только во множественном числе (не имеющие рода), образуют родительный падеж с помощью различных типов окончаний:

нулевого: сумерек ; суток ;

-ов : заморозков ;

-ей : будней , яслей , саней .

Вопросы и задания

1. Какие факторы влияют на выбор окончания именительного падежа множественного числа имен существительных? Назовите их.

2. Как образовать множественное число от слов с элементом -ер/-ёр (дирижёр)? Из какого языка пришли к нам эти слова?

3. Приведите примеры, когда окончания -ы/-а служат для различия слов по значению.

4. Какое окончание в родительном падеже множественного числа имеют названия парных предметов (ботинки, брюки)? Как правильно сказать: нет носок или нет носков?

5. Какие из форм относятся к официально-деловому, а какие – к разговорному стилю речи: граммов, кулонов / грамм, кулон? помидоров, апельсинов / помидор, апельсин?