Образование формы родительного падежа множественного числа существительных. Родительный падеж множественного числа (имя существительное). Блюдец или блюдцев
I. Основное окончание существительных мужского рода –-ов/ (-ёв )-ев : грибов, грузов, директоров, краев, музеев и т.д.
Часть слов имеет окончание - ей (жителей, учителей, ножей ) и нулевое окончание (ботинок, горожан ).
1. Окончание -ов/ (-ёв )-ев характерно для тех существительных, конечным звуком которых в единственном числе (именительном падеже) является твердый согласный (кромеж иш ) или-j (на письме – буквай ): гриб – грибов, огурец – огурцов, край – краёв, музей – музеев и т.д.
2. Окончание -ей свойственно тем существительным мужского рода, конечным звуком которых в единственном числе является мягкий согласный (кроме-j ) илиж, ш : голубь – голубей, желудь – желудей, палач – палачей, нож – ножей, малыш – малышей.
Это же окончание имеет ряд слов на -а, -я мужского и общего рода:батя, дядя, тятя, раджа, чукча, юноша ; мямля, пустомеля, (не )ровня, тихоня, а также мужские неофициальные имена с основой на мягкий согласный или шипящий:Володя – Володей, Сережа – Сережей.
3.Нулевое окончание присуще существительным, которые представляют собой следующие названия:
а) парных предметов: ботúнки – ботúнок, бóты – бот, вáленки – вáленок, глазá – глаз, крáги – краг, мокасúны – мокасúн, погóны – погóн, сапогú – сапóг, чулкú – чулóк, штиблéты – штиблéт, эполéты – эполéт, а такжевóлосы – волóс, зýбки – зýбок.
Исключения: аксельбáнты – аксельбáнтов, ботфóрты – ботфóртов, гóльфы – гóльфов, пимы – пимóв, рогá – рогóв (но во фразеологизме –рог : бодливой корове бог рог не дает ).
Некоторые слова этой семантической группы имеют вариантные стилистически равнозначные окончания: кéды – кéдов икед ;носкú – носóк иноскóв, унты – унт иýнто в ;
б) ряда национальностей, народностей, племен (в том числе и названия исчезнувших народов, а также названия, употреблявшиеся прежде), главным образом с конечной согласной -н или-р (в единственном числе):англичáне – англичáн, армя не – армя н, башкúры – башкúр, балкáры – балкáр, болгáры – болгáр, грузúны – грузúн, имеретúны – имеретúн, лезгúны – лезгúн, мадья ры – мадья р, молдавáне – молдавáн, осетúны – осетúн, румы ны – румы н, татáры – татáр, тýрки – тýрок, хазáры – хазáр, цыгáне – цыгáн.
Некоторые слова этой группы имеют вариантные стилистически равнозначные окончания: авáры – авар и авáров, буря ты – буря т ибуря тов, карéлы – карéл икарéлов, сармáты – сармáт исармáтов, туркмéны – туркмéн итуркмéнов, уйгýры – уйгýр иуйгýров.
Но: айсóров, арáбов, бербéров, бушмéнов, вéнгров, казáхов, монгóлов, нéгров и нек. др.;
в) людей по месту жительства на-анин/-янин (у которых этот суффикс заменяется во множественном числе суффиксом-ан/-ян ): горожáнин – горожáн, инопланетя нин – инопланетя н, киевля нин – киевля н, селя нин – селя н, южáнин – южáн и т.д.;
г) детенышей, невзрослых существ с суффиксом -онок/-ёнок (меняющимся во множественном числе на суффикс-am/-ят ): волчонок – волчат, котёнок – котят, цыплёнок – цыплят и тд. Ср. и жаргонноесалажóнок – салажáт ; по этому же образцу такжемаслёнок – маслят, опёнок – опят,
Примечание Родительный падеж от бесёнок, чертёнок – бесеня т, чертеня т.
д) людей по принадлежности к некоторым родам войск, к воинскому соединению, к некоторым политическим партиям: партизан, солдат, кадет.
Ряд названий по принадлежности к роду войск (в том числе и прежнему), к чину имеют вариантные стилистически равнозначные формы: гусáры – гусáр игусáров, гренадéры – гренадéр игренадéров, драгýны – драгýн идрагýнов, кирасúры – кирасúр икирасúров, уланы – улан иуланов, гардемарúны – гардемарúн игардемарúнов. Ср., например: "22 ноября послал меня Сеславин очистить левую сторону Виленской дороги с сотнею Сумскихгусар, взводомдрагун Тверского полка да дюжиною донцов" (А. Марлинский); "...француз в синей шинели отбивался штыком отгусаров " (Л.Т.); "Вечером того же дня царь отправил в погоню полки гвардейцев идрагун " (Буганов В.И. Петр Великий и его время);
е) некоторых единиц измерения: ампер, ватт (киловатт и др. с-ватт ), вольт, рентген (и сложные слова с-рентген ). Например, "...естественный радиационный фон составляет обычно 15–20 микрорентген в час..." (Комс. пр. 1990. 12 мая).
Ряд наименований единиц измерения (в большинстве случаев принадлежат к узкоспециальной лексике) имеет вариантные стилистически равнозначные окончания, áнгстрем – áнгстремов иáнгстрем, аршин – аршúнов иаршúн, герц – гéрцев игерц, карáт – карáтов икарáт, микрóн – микрóнов имикрóн и нек. др. Ср, например: "Рубин в перстне на одиннадцатькаратов " (А.Н.Т.) и "По официальным данным, добыча алмазов должна была превысить в 1965 году 500 тысячкарат " (За рубежом. 1966. 21 янв.).
В текстах не строго официальных нулевое окончание (очень распространенное в живой устной речи, в авторской речи художественной литературы) могут иметь и существительные гектар, грамм, килограмм. Ср.: "Шестнадцать тысяч матерей Пайки получат на заре – Сто двадцать пять блокадныхграмм С огнем и кровью пополам" (Берггольц О.Ф. Из Ленинградской поэмы); "[Полярники] говорят, что по несколькукилограмм веса сбросили за эти дни" (Орлов В. Хроника одного дрейфа), но: "Здесь сосредоточено более 40 миллионовгектаров посевов" (Пр. 1965. 31 марта); "Упакованы первые 415килограммов ценного питательного корма в сухом виде" (Зн. 1983. 3 февр.).
В текстах не строго официальных литературная норма допускает нулевое окончание и у слов, обозначающих некоторые овощи, плоды: (кило) абрикос, апельсин, баклажан, мандарин, помидор.
II. 1. Для существительных среднего рода основным является нулевое окончание:ведро – вёдер, дéло – дел, жилúще – жилúщ, здáние – здáний, окнó – óкон, ружьё – рýжей (слова типаздание, ружьё, т.е. слова с основой на-j , относятся к тем существительным, у которых перед нулевым окончанием в родительном падеже множественного числа появляется беглый гласный:и-, если ударение не падает на окончание, и-е-, если окончание ударное).
2. У части существительных среднего рода в родительном падеже окончание -ов/-ев . К ним относятся:
а) существительные, в формах множественного числа которых перед окончанием появляется -j- :дно →дóнья, дóньев, звено → звéнья, звéньев, крылó → крылья*, крыльев; полено →полéнья, полéньев ;
б) существительные на -ко (кромевойско, ушко**, я блоко, я блочко )***: дрéвко – дрéвков, колёсико – колёсиков, óблако – облакóв, озеркó – озеркóв, очкó – очкóв, плéчико – плéчиков ;
в) некоторые существительные с основой на -j (в единственном и множественном числе);верховье – верховьев, низовье – низовье (инизовий ), острие – остриев, платье – платьев, разводье – разводьев, устье – устьев, а также словоболотце (болотцев ).
* Существительное крыло имело прежде также формы крыла, крыл, крылами, крылах. Эти устаревшие формы используются в современной поэтической речи, ср.: "Туда меня ласточки манят, Крылами звеня на лету Мне душу пьянят и дурманят Июльские липы в цвету" (М. Дудин ); "Над Россией шумели крыла похоронок, Как теперь воробьиные крылья шумят" (Ю. Друнина ) За пределами поэтической возвышенной речи подобные формы неуместны. Так, неоправданна форма родительного падежа крыл вместо крыльев в контексте типа: "В эти недоступные места они [гуси] прилетают издалека на линьку: сбрасывают с крыл старые перья и в ожидании новых пасутся и плавают" (Пр. 1973. 18 сент)
** Слово ушко ("отверстие в игле") имеет форму ушков.
*** В следующем употреблении поэтому ошибка: "Ветви яблонь гнулись от множества маленьких крепких яблочков" (Юн. 1965 № 3).
Примечание. Слова блюдце, зеркальце, озерцо, перильце, полотенце имеют нулевое окончание: блю дец, зéркалец, перúлец, полотéнец.
Часть слов на -це имеет вариантные окончания, одно из которых, как правило, является более употребительным по сравнению со вторым (более употребительное ниже дается первым):деревце →деревцóв идеревец, колéнце → колéнцев иколéнец, веретёнце →веретёнцев иверетенец, ведёрце →ведёрцев иведерец, дельце →дельцев иделец, тельце → тельцев и телец, волоконце →волоконцев иволоконец, корытце → корытцев и корытец, одеяльце →одеялец и одеяльцев, поленце → поленцев и поленец, щупальце → щупальцев и щупалец, копытце → копытцев и копытец, кружевце → кружевцев и кружевец, шильце → шильцев и шилец. Ср., например; "[Мересьев] позволил себе съесть только десять ложек и нескольковолоконцев белого, мягкого куриного мяса" (Полевой Б.Н. Повесть о настоящем человеке) и: "С уменьшением величины крутки нарушается соединение отдельных элементарныхволоконец " (Анучин С.А. и др. Устройство и обслуживание крутильных машин); "Основная масса продающихся у насдеревцев получается за счет варварского истребления и без того скудных лесов" (Лит. газ. 1966. 31 дек.) и: "...когда кроны отдельныхдеревец сольются в общий сомкнутый полог и деревца начнут испытывать взаимное боковое отенение, то возникает борьба из-за света" (Морозов Г. Учение о себе) и т.д.
III. Для существительных женского рода 2-го склонения основным являетсянулевое окончание: (с)крыш, сосен, яблонь, (без)кочерег, сестер, свадеб и т.д.
Небольшое число существительных женского рода на -а/-я имеет окончание - ей . Его получают слова, у которых перед окончанием есть группа согласных–гл-, -кл-, -хл- : (нет)ке гл ей, бу кл ей, са кл ей, ро хл ей, а также словадóля →долéй, пéня →пéней, свеча →свечéй (но во фразеологизме –свеч : игра не стоит свеч ).
Незначительное число слов имеет вариантные окончания: баржа – барж ибаржей, каракуля – каракулей икаракуль, песня – песен ипесней*, пригоршня – пригоршней ипригоршен, простыня –просты нь ипростынéй, сводня – сводней исводен, ставня – ставней иставен, тетя – тётей итёть.
* Вариантная форма песней, которую современное языковое сознание связывает с существительным песня, является "законной" формой родительного падежа множественного числа от традиционно-поэтического песнь, относящегося к 3-му склонению. Ср.: "Что ты заводишь песнь военну?" (Державин Г.Р.); "Он пел любовь, любви послушный, И песнь его была ясна" (П.); "Однозвучно звенит колокольчик, И дорога пылится слегка, И уныло по ровному полю Разливается песнь ямщика" (И. Макаров) и т.д.
Окончание - ей свойственно также существительным женского рода на мягкий согласный и шипящие (3-го склонения):роль –ролéй, ткань –ткáней, ночь –ночéй. Лишь словосажень имеет две формы:саженей исажен.
Что же касается существительных, употребляющихся только в форме множественного числа, то затруднения с выбором правильной формы родительного падежа относятся главным образом к собственным именам. Поэтому нарицательные существительные этого типа здесь не рассматриваются, а интересующихся формами родительного падежа собственных имен можно отослать к "Словарю ударений для работников радио и телевидения" Ф.Л. Агеенко и М.В. Зарвы.
« Правописание
окончаний имен существительных
в форме родительного падежа
множественного числа»
Конспект урока
составила Чужинова С.А.,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №1 им. А.К.Просоедова
Г. Георгиевска
Тема урока
«Правописание окончаний имен существительных в форме родительного падежа множественного числа
»
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. Учитель приветствует обучающихся. Создаёт комфортную рабочую атмосферу в классе. Проверяет готовность к уроку. Учащиеся приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
2.Этап актуализации знаний учащихся.(4 мин.)
Мозговая атака . Ребята, сегодня мы с вами будем готовиться к Новому году, пойдем в магазин, на рынок, купим все необходимое. Согласны? Но вот вопрос: как сказать правильно: купили 5 кг апельсинов или апельсин, 2 кг помидоров или помидор, 5 бананов или банан? Как правильно говорить: 5 килограммов или килограмм? (ответы учащихся)
А хотите узнать, как правильно писать эти существительные во множественном числе и не допускать ошибок в правописании?
3.Этап формулирования целей и темы урока. (2 мин.)
Цель этапа: определить тему, цель и задачи урока,
мотивировать учащихся к продуктивной деятельности
Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, называют цели и задачи.
Учащиеся формулируют тему урока: « Правописание окончаний имен существительных в форме родительного падежа множественного числа » .
Учитель корректирует (если есть необходимость) формулировку цели урока. Мотивирует учащихся на получение знаний по теме. (На доске ведётся соответствующая запись)
Запишите тему урока в тетради.
Полученные знания по теме нашего урока помогут вам в будущем, потому что эта тема встречается в тестовых заданиях государственной итоговой аттестации.
4. Этап формирования новых знаний и умений. (10 мин.)
Цель этапа: познакомить с нормой и особенностями правописания и употребления форм множественного числа имен существительных.
Знакомит учащихся с морфологическими нормами, используя презентацию, организует беседу.
Важнейшим свойством литературного языка является его нормированность. Если бы не было языковой нормы, то в языке могли бы произойти такие изменения, что люди, живущие в разных концах России, перестали бы понимать друг друга. Работа с таблицами (распечатанную таблицу получает каждый учащийся)
Следует запомнить:
Задач, статейНо: вишен , басен, черешен, яблонь
2 скл
Ср.р., м.р.
нулевое,
ей, -ев,-ов
Жилищ, полей, пельменей, перьев, облаков, солдат, партизан
НО: блюдец, полотенец,
3 скл
Ей
Степей, скАтертей
НО: вафель, тУфель, серЁг, оладий
Абрикосы- абрикосовАнанасы – ананасов
Апельсины – апельсинов
Баклажаны –баклажанов
Бананы-бананов
Георгины-георгинов
Гранаты-гранатов
Мандарины-мандаринов
Помидоры-помидоров
Томаты-томатов
Яблоки – яблок
Единицы измерения
Граммы – граммовКилограммы – килограммов
Километры – километров
Байты – байтов
Гектары – гектаров
Вольты- вольт
Ватты – ватт
Амперы – ампер
Рентгены – рентген
Парные предметы
Джинсы – джинсовГольфы – гольфов
Клипсы – клипсов
Носки - носков
Ботинки – ботинок
Валенки – валенок
Сапоги – сапог
Чулки – чулок
Названия предметов и явлений
Браслеты – браслетовБрелоки – брелоков
Рельсы – рельсов
Торты-тортов
Джинсы – джинсов
Чипсы - чипсов
Места - мест
Окна – ок О н
Стекла – стёкол
Макароны – макарон
Сардины – сардин
Шпроты – шпрот
Шорты – шорт
Зразы – зраз
Лосины – лосин
Названия национальностей
Казахи – казаховКалмыки – калмыков
Киргизы – киргизов
Монголы – монголов
Узбеки – узбеков
Якуты – якутов
Тунгусы - тунгусов
Армяне – армян
Грузины – грузин
Лезгины – лезгин
Осетины – осетин
Татары – татар
Цыгане – цыган
Турки – турок
Буряты - бурят
Закрепление: Восстановите строки из стихотворения Б.Успенского
1)В детской сказке Колобок по траве катиться мог
Без (ботинки), без (сапоги), без (носки) и без (чулки)
2) Через сотни (километры),
Не страшась (метели), (ветры),
Мчатся с юга к нам вагоны.
В них везут ребятам тонны
(Апельсины), (мандарины),
(Помидоры) и (лимоны).
Учащиеся самостоятельно записывают строки, используя таблицу. Записи в тетради.
5.Физминутка .(2 мин.) Цель этапа: предупреждение общего утомления учащихся, переключение их с умственной деятельности на умственно-физическую.
6 . Этап закрепления изученного материала .(15 мин.)
Для достижения целей урока учитель направляет и организует работу обучающихся в группах.
Работа в группах:
1 группа: Ситуация « В продуктовом магазине» (4 чел.)
2 группа: Ситуация « Подготовка к празднику» (4 чел.)
3 группа: Ситуация « В магазине одежды» (4 чел.)
4 группа: Ситуация « В обувном магазине» (4 чел.)
5 группа: Ситуация « На кухне» (4 чел.)
6 группа: Ситуация « Подготовка к встрече гостей» (4 чел.)
Учитель объясняет задание: необходимо составить текст из 3-5 предложений, употребив данные слова. Не забудьте про орфографические и пунктуационные нормы, а также про этические, то есть, обращаясь к собеседнику, следует употреблять слова «пожалуйста», «будьте добры», «спасибо» и т.д.
ТЕКСТЫ:
1 группа: Ситуация « В продуктовом магазине»
Нужно купить (бананы), (гранаты), (помидоры), (вафли), (пельмени), (чипсы), (макароны)
Здравствуйте! Упакуйте мне, пожалуйста, 2 связки бананов, 5 гранатов, 2 пачки вафель, килограмм пельменей, 1 пачку чипсов и макарон. Спасибо.
2 группа: Ситуация « Подготовка к празднику»
Блюдца, полотенца, скатерти, мандарины, ананасы, черешня, торты
Примерный текст, составленный учащимися:
К Новому году мы стали готовиться заранее. Купили в магазине несколько скатертей, полотенец, блюдец, ведь гостей может быть много. Еще купили 5 килограммов мандаринов, килограмм черешен и вишен для украшения тортов.
3 группа: Ситуация « В магазине одежды»
Джинсы, лосины, шорты, браслеты, сумки
4 группа: Ситуация « В обувном магазине»
Сапоги, ботинки, валенки, туфли, чулки, носки
5 группа: Ситуация « На кухне»
Оладьи, блюдца, полотенца, скатерти, шпроты, макароны
6 группа: Ситуация « На даче»
Черешня, вишня, яблоки, абрикосы, помидоры, огурцы, георгины, баклажаны.
Учащиеся зачитывают полученные тексты, учитель дает комментарии.
7.Подведение итогов урока. Рефлексия . (2 мин.) Цели: организовать подведение итогов урока.
Ребята, понравился вам урок? Что нового и полезного вы сегодня узнали? Зачем нам необходимо знать морфологические нормы, то есть нормы употребления существительных в родительном падеже множественного числа?
Известный чешский педагог Ян Амос Коменский сказал: « Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Вы назовете сегодняшний день и наш урок счастливым или несчастливым?
Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки в электронный журнал и дневники учащихся
Д.з. Ситуация « На даче»: необходимо составить текст из 3-5 предложений, употребив данные слова.
1. Список слов с нормативным окончание -Ы (-И) в именительном падеже множественного числа:
Им. п. ед. ч. | Им. п. мн. ч. |
бухгалтер | бухгалтеры |
возраст | возрасты |
выговор | выговоры |
грифель | грифели |
диспетчер | диспетчеры |
договор | договоры |
драйвер | драйверы |
инженер | инженеры |
инструктор | инструкторы |
инспектор | инспекторы |
компрессор | компрессоры |
конструктор | конструкторы |
контейнер | контейнеры |
корректор | корректоры |
лекарь | лекари |
месяц | месяцы |
плеер | плееры |
полис | полисы |
порт | порты |
почерк | почерки |
прожектор | прожекторы |
пудель | пудели |
редактор | редакторы |
ректор | ректоры |
свитер | свитеры |
склад | склады |
слесарь | слесари |
слог | слоги |
снайпер | снайперы |
столяр | столяры |
табель | табели |
токарь | токари |
торт | торты |
трактор | тракторы |
тренер | тренеры |
флигель | флигели |
фронт | фронты |
шофёр | шофёры |
2. Список слов с нормативным окончание -А (-Я) в именительном падеже множественного числа
Им. п. ед. ч. | Им. п. мн. ч. |
адрес | адреса |
вексель | векселя |
ворох | вороха |
директор | директора |
доктор | доктора |
катер | катера |
китель | кителя |
колокол | колокола |
кузов | кузова |
купол | купола |
кучер | кучера |
окорок | окорока |
округ | округа |
ордер | ордера |
паспорт | паспорта |
повар | повара |
погреб | погреба |
профессор | профессора |
пояс | пояса |
сорт | сорта |
стог | стога |
сторож | сторожа |
тенор | тенора |
терем | терема |
тополь | тополя |
фельдшер | фельдшера |
флюгер | флюгера |
хутор | хутора |
штабель | штабеля |
штемпель | штемпеля |
якорь | якоря |
Примечание:
1) Необходимо запомнить следующие формы:
КОРПУСЫ (туловища) - КОРПУСА (здания)
ЛАГЕРИ (политические группировки) - ЛАГЕРЯ (туристические)
МУЖИ (государственные) - МУЖЬЯ (в семьях)
ЗУБЫ (у человека, животных) - ЗУБЬЯ (у пилы)
ПРОПУСКИ (пробелы) - ПРОПУСКА (документы)
ОРДЕНЫ (рыцарские, монашеские) - ОРДЕНА (награды)
ОБРАЗЫ (художественные) - ОБРАЗА (иконы)
ТОНЫ (звуки) - ТОНА (оттенки цвета)
ХЛЕБЫ (пищевые продукты) - ХЛЕБА (злаки)
ДНО - ДОНЬЯ
КУРИЦА - КУРЫ
ЧЕЛОВЕК - ЛЮДИ
РЕБЕНОК - ДЕТИ
ПОЛЕНО - ПОЛЕНЬЯ
СУДНО - СУДА
Имя существительное НЕДРА (земли) употребляется только во множественном числе и с окончанием -А в именительном падеже.
Следующие рифмовки помогают запомнить нормативное образование формы именительного числа множественного числа ряда существительных:
Знает наша детвора:
В вузе есть профессор А!
Провели переговоры -
Заключили договоры.
2, Нормативное образование форм РОДИТЕЛЬНОГО падежа МНОЖЕСТВЕННОГО числа некоторых ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
1. Имена существительные, обозначающие название овощей и фруктов, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют окончание -ОВ:
АБРИКОСЫ | АБРИКОСОВ |
АНАНАСЫ | АНАНАСОВ |
АПЕЛЬСИНЫ | АПЕЛЬСИНОВ |
БАКЛАЖАНЫ | БАКЛАЖАНОВ |
БАНАНЫ | БАНАНОВ |
ГРАНАТЫ | ГРАНАТОВ |
ЛИМОНЫ | ЛИМОНОВ |
МАНДАРИНЫ | МАНДАРИНОВ |
ПАТИССОНЫ | ПАТИССОНОВ |
ПОМИДОРЫ | ПОМИДОРОВ |
ТОМАТЫ | ТОМАТОВ |
2. Имена существительные, обозначающие названия парных предметов, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание:
Именительный падеж множественного числа | Родительный падеж множественного числа |
БАХИЛЫ (обувь) | БАХИЛ |
БОТИНКИ | БОТИНОК |
БУТСЫ | БУТС |
БРЮКИ | БРЮК |
ВАЛЕНКИ | ВАЛЕНОК |
ГЕТРЫ | ГЕТР |
КАЛЬСОНЫ | КАЛЬСОН |
КАСТАНЬЕТЫ | КАСТАНЬЕТ |
КРОССОВКИ | КРОССОВОК |
МОКАСИНЫ | МОКАСИН |
ПАНТАЛОНЫ | ПАНТАЛОН |
ПОГОНЫ | ПОГОН |
САПОГИ | САПОГ |
ТАПКИ | ТАПОК |
ТУФЛИ | ТУФЕЛЬ |
ЧУЛКИ | ЧУЛОК |
ШАРОВАРЫ | ШАРОВАР |
ШОРТЫ | ШОРТ |
ЭПОЛЕТЫ | ЭПОЛЕТ |
Примечание:
Запомнить правильное образование формы родительного падежа множественного числа имён существительных НОСКИ и ЧУЛКИ позволяет следующий мнемоприём - приём облегчённого запоминания:
НОСКИ короткие, но в родительном падеже множественного числа мы используем длинное слово НОСКОВ;
ЧУЛКИ длинные, но в родительном падеже множественного числа мы используем короткое слово (с нулевым окончание) ЧУЛОК.
Иначе говоря, чем короче, тем длиннее, то есть чем короче предмет, тем длиннее слово: пара НОСКОВ - пара ЧУЛОК.
Если вы сомневаетесь, как правильно образовать форму родительного падежа множественного числа от имён существительных НОСКИ, ЧУЛКИ, то запомните следующее четверостишье:
Я оставил ей в залог
Пару модненьких чулок
И уехал сразу в Псков
С ящиком цветных носкОВ .
3. Имена существительные, обозначающие название национальностей, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание:
Именительный падеж множественного числа | Родительный падеж множественного числа |
АРМЯНЕ | АРМЯН |
БАШКИРЫ | БАШКИР |
БОЛГАРЫ | БОЛГАР |
БУРЯТЫ | БУРЯТ |
ГРУЗИНЫ | ГРУЗИН |
ЛЕЗГИНЫ | ЛЕЗГИН |
ОСЕТИНЫ | ОСЕТИН |
РУМЫНЫ | РУМЫН |
ТАТАРЫ | ТАТАР |
ТУРКИ | ТУРОК |
ТУРКМЕНЫ | ТУРКМЕН |
ЦЫГАНЕ | ЦЫГАН |
4. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на -ЦЕ, в родительном падеже множественного числа, как правило, оканчиваются на -ЕЦ:
5. Имена существительные, обозначающие название группы людей по роду деятельности, чаще всего имеют нулевое окончание:
6. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на -ЬЕ без ударения, и женского рода на -ЬЯ без ударения, имеют в родительном падеже множественного числа окончание -ИИ:
Именительный падеж единственного числа (-ЬЕ; -ЬЯ без ударения) | Родительный падеж множественного числа (-ИЙ) |
БЕГУНЬЯ | БЕГУНИЙ |
ГНЕЗДОВЬЕ | ГНЕЗДОВИЙ |
ЗАПЯСТЬЕ | ЗАПЯСТИЙ |
КУШАНЬЕ | КУШАНИЙ |
НАДГРОБЬЕ | НАДГРОБИЙ |
ОЖЕРЕЛЬЕ | ОЖЕРЕЛИЙ |
ОЛАДЬЯ | ОЛАДИЙ |
ОТРОДЬЕ | ОТРОДИЙ |
ПЕЧЕНЬЕ | ПЕЧЕНИЙ |
ПЛЯСУНЬЯ | ПЛЯСУНИЙ |
ПОБЕРЕЖЬЕ | ПОБЕРЕЖИЙ |
ПОВЕРЬЕ | ПОВЕРИЙ |
ПОДЗЕМЕЛЬЕ | ПОДЗЕМЕЛИЙ |
СИДЕНЬЕ | СИДЕНИЙ |
СОЛЕНЬЕ | СОЛЕНИЙ |
УВЕЧЬЕ | УВЕЧИЙ |
УЩЕЛЬЕ | УЩЕЛИЙ |
7. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на -ЬЁ, а также женского и общего рода на -ЬЯ под ударением, в родительном падеже множественного числа имеют окончание -ЕЙ:
9. Следующие имена существительные в родительном падеже множественного числа имеют окончание -ЕЙ:
10. Следующие имена существительные в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание:
БАРЖИ | БАРЖ |
БАСНЯ | БАСЕН |
БАШНЯ | БАШЕН |
БРЫЗГИ | БРЫЗГ |
ВАФЛЯ | ВАФЕЛЬ |
ДЕЛО | много ДЕЛ |
КОПНА | КОПЁН или КОПН |
КОЧЕРГА | КОЧЕРЁГ |
КУХНЯ | КУХОНЬ |
МАКАРОНЫ | МАКАРОН |
МАНЖЕТА | МАНЖЕТ |
НЯНЯ | НЯНЬ |
ПЕТЛЯ | ПЕТЕЛЬ |
САБЛЯ | САБЕЛЬ |
СЕРЬГА | СЕРЁГ |
СПЛЕТНЯ | СПЛЕТЕН |
ТУФЛИ | ТУФЕЛЬ |
ЦАПЛЯ | ЦАПЕЛЬ |
ШПРОТЫ | ШПРОТ |
ЯБЛОНЯ | ЯБЛОНЬ |
11. Следующие имена существительные имеют в родительном падеже множественного числа окончание -ОВ:
БРОНХИ | БРОНХОВ |
ГЕОРГИНЫ | ГЕОРГИНОВ |
ДЕБАТЫ | ДЕБАТОВ |
ЗАМОРОЗКИ | ЗАМОРОЗКОВ |
КОНСЕРВЫ | КОНСЕРВОВ |
НЕРВЫ | НЕРВОВ |
Примечание:
Запомните нормативное образование родительного падежа множественного числа следующих имён существительных.
1) Все названия парных предметов имеют нулевое окончание: ботинок, сапог, чулок, брюк, погон, ножниц .
Исключение : носк ов .
2) Названия национальностей подчиняются следующим правилам:
а) слова с основой на -н, -р имеют нулевые окончания: англичан, армян, грузин, лезгин, осетин, румын, туркмен, цыган, башкир, болгар.
Исключение: негр ов.
б) слова с основой на другие буквы имеют окончание -ов : киргиз ов , калмык ов , таджик ов , узбек ов , монгол ов , якут ов .
Исключение: турок, бурят.
3) Названия воинских групп и прежних родов войск требуют следующих окончаний:
а) без числительных они имеют нулевое окончание: партизан, солдат, гренадер, гардемарин, гусар, драгун, улан ;
б) прежние рода войск с числительными имеют окончания -ов : 10 гусар ов , 5 гардемарин ов , 6 гусар ов , 7 улан ов .
4) Названия единиц измерений вариативны:
а) ампер, ватт, грамм, килограмм, рентген, кулон ;
б) ампер ов , ватт ов , грамм ов , килограмм ов , рентген ов , кулон ов .
Усеченные формы (ампер, грамм
5) Имена группы "овощи – фрукты" имеют окончания -ов : апельсин ов , мандарин ов , банан ов , помидор ов , баклажан ов .
Усеченные формы (апельсин, мандарин, банан, помидор ) характерны для разговорной речи.
1) Существительные на -ля, -ня имеют нулевое окончание: вафель, кровель, сплетен, нянь, вишен, яблонь .
2) Некоторые существительные имеют окончание -ей : свеч ей , грабл ей , простын ей .
Есть и вариантные формы: Игра стоит свеч, но: В доме нет свеч ей . Однако слово свеча здесь употреблено в прямом и переносном (фразеологическом) значениях (укажите, где какое).
3) Существительные на -ия имеют окончание -ий : аудитор ий , академ ий , консерватор ий .
Средний род
1. Ряд имен имеют нулевое окончание: яблок, плеч, блюдец полотенец, зеркал.
Обратите внимание на форму плеч (Платье с плечами и без плеч! )
2. Нормативными являются формы на -ий : побереж ий , захолуст ий , снадоб ий .
3. Существуют также формы на -ев: усть ев , болотц ев , верховь ев , низовь ев .
Существительные, употребляющиеся всегда только во множественном числе (не имеющие рода), образуют родительный падеж с помощью различных типов окончаний:
нулевого: сумерек ; суток ;
-ов : заморозк ов ;
Ей: будней , яслей , саней .
Имя числительное Количественные числительные Употребляя в речи составные количественные числительные, следует помнить, что 1) они должны стоять в том же падеже, что и существительное, обозначающее предмет; 2) по падежам изменяются все образующие числительное компоненты. Например:
Числительные 40, 90, 100 Числительные сорок, девяносто и сто отличаются от других тем, что во всех косвенных падежах, кроме винительного, имеют окончание -а:
Просклоняем количественное числительное 5348, содержащее слово "сорок":
§2.3. Дробные числа При употреблении числительных, обозначающих дробные числа , существительное всегда стоит в родительном падеже единственного числа, а все части числительного изменяются по падежам: им. – три целых и шесть десятых процента, род. – трех целых шести десятых процента и т.д. (неправильно: *процентов ). Например:
Числительные полтора и полтораста :
Порядковые числительные Запомним следующее правило! В составных порядковых числительных по падежам изменяется только последнее слово, а все предыдущие слова употребляются в начальной форме (именительный падеж единственного числа). Например:
В соответствии с этим правилом числительное, обозначающее год, изменяется следующим образом:
Собирательные числительные Как правильно сказать: двое девушек или две девушки? около трех суток или около троих суток? об обоих реках или об обеих реках? Числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, а также малоупотребительные восьмеро, девятеро, десятеро можно использовать только в определенных случаях: 1) с существительными, называющими людей и не относящимися к женскому грамматическому роду (двое человек, семеро детей, пятеро студентов, трое неизвестных, двое коллег ); 2) с личными местоимениями мы, вы, они (нас четверо, их двое ); 3) с существительными, не имеющими формы единственного числа (двое ножниц, четверо ворот, трое джинсов, двое суток ). Нарушением нормы является использование этих числительных с существительными женского рода (*трое девушек,* пятеро школьниц ), а также с названиями неодушевленных предметов (* двое столов, *трое окон ). Склонение собирательных числительных
Склонение числительных оба/обе
|
Глагол
Особенности спряжения некоторых глаголов
От многих глаголов нельзя образовать форму 1-го лица (я): дерзить, затмить, победить, убедить, очутиться, чудить, дудеть, угораздить и др. Однако это явление в просторечии преодолевается, и необычные для слуха личные формы глагола иногда употребляются *я дерзю, *я очучусь и др. Ср. также в шутливой песне В. Высоцкого: Чуду-Юду я и так победю .
Глаголы, имеющие в инфинитиве -чь: жечь, течь, печь (всего 16 словоформ), образуют вариантные формы 3-го лица единственного числа: наряду с литературными: жжёт, течёт, печёт – просторечные жгёт, текёт, пекёт.
Особенности образования повелительного наклонения некоторых глаголов.
Отдельные глаголы не имеют форм повелительного наклонения: хотеть, мочь, видеть, слышать, ехать, жаждать, гнить и др. Употреблявшиеся в XIX в. старославянские формы виждь, внемли стали архаизмами; просторечные варианты *не моги, *ехай, *едь, *ездий остаются за пределами литературной нормы, форма езжай носит разговорный характер. Литературной является только форма поезжай (-те).
Окончания родительного падежа множественного числа – еще одна трудная тема для нашей речевой практики.
Как правильно выбрать то или иное окончание? Как сказать: нет чулок или чулков ? Без носок или носков?
Почему мы говорим армян , но монголов?
Как спросить правильно в магазине: 5 килограмм или килограммов ? апельсин или апельсинов ?
При выборе окончания следует руководствоваться следующими правилами.
Мужской род
1. Все названия парных предметов имеют нулевое окончание: ботинок, сапог, чулок, брюк, погон, ножниц .
Исключение : носков .
2. Названия национальностей подчиняются следующим правилам:
а) слова с основой на -н, -р имеют нулевые окончания: англичан, армян, грузин, лезгин, осетин, румын, туркмен, цыган, башкир, болгар.
Исключение: негров.
б) слова с основой на другие буквы имеют окончание -ов : киргизов , калмыков , таджиков , узбеков , монголов , якутов .
Исключение: турок, бурят.
3. Названия воинских групп и прежних родов войск требуют следующих окончаний:
а) без числительных они имеют нулевое окончание: партизан, солдат, гренадер, гардемарин, гусар, драгун, улан ;
б) прежние рода войск с числительными имеют окончания -ов : 10 гусаров , 5 гардемаринов , 6 гусаров , 7 уланов .
4. Названия единиц измерений вариативны:
а) ампер, ватт, грамм, килограмм, рентген, кулон ;
б) амперов , ваттов , граммов , килограммов , рентгенов , кулонов .
Усеченные формы (ампер, грамм
5. Имена группы "овощи – фрукты" имеют окончания -ов : апельсинов , мандаринов , бананов , помидоров , баклажанов .
Усеченные формы (апельсин, мандарин, банан, помидор ) характерны для разговорной речи.
Женский род
1. Существительные на -ля, -ня имеют нулевое окончание: вафель, кровель, сплетен, нянь, вишен, яблонь .
2. Некоторые существительные имеют окончание -ей : свечей , граблей , простыней .
Есть и вариантные формы: Игра стоит свеч, но: В доме нет свечей . Однако слово свеча здесь употреблено в прямом и переносном (фразеологическом) значениях (укажите, где какое).
3. Существительные на -ия имеют окончание -ий : аудиторий , академий , консерваторий .
Средний род
1. Ряд имен имеют нулевое окончание: яблок, плеч, блюдец полотенец, зеркал.
Обратите внимание на форму плеч (Платье с плечами и без плеч! )
2. Нормативными являются формы на -ий : побережий , захолустий , снадобий .
3. Существуют также формы на -ев:устьев , болотцев , верховьев , низовьев .
А как образуют родительный падеж те существительные, которые употребляются всегда только во множественном числе? Существительные, употребляющиеся всегда только во множественном числе (не имеющие рода), образуют родительный падеж с помощью различных типов окончаний:
нулевого: сумерек ; суток ;
-ов : заморозков ;
-ей : будней , яслей , саней .
Вопросы и задания
1. Какие факторы влияют на выбор окончания именительного падежа множественного числа имен существительных? Назовите их.
2. Как образовать множественное число от слов с элементом -ер/-ёр (дирижёр)? Из какого языка пришли к нам эти слова?
3. Приведите примеры, когда окончания -ы/-а служат для различия слов по значению.
4. Какое окончание в родительном падеже множественного числа имеют названия парных предметов (ботинки, брюки)? Как правильно сказать: нет носок или нет носков?
5. Какие из форм относятся к официально-деловому, а какие – к разговорному стилю речи: граммов, кулонов / грамм, кулон? помидоров, апельсинов / помидор, апельсин?