Игра крестоносцы прохождение путей легенд 49. Stronghold: Crusaders Прохождение кампании «К оружию!» в Stronghold Crusaders Введение. Страх и ненависть в средневековье

– это небезызвестный всем симулятор постройки замка, одновременно являющийся неплохой стратегией, действие которой разворачивается в реальном времени. В отличие от обычной игры, Stronghold Crusader Extreme – предполагает одновременное нахождение на экране гораздо большего количества бойцов: вплоть до десятка тысяч. Помимо замков основных компьютерных противников, здесь имеются и новинки – здания (казармы), автоматически производящие все новых и новых солдат определенного типа: лучников, крестоносцев, арабских мечников и других. Причем скорость их «производства» с течением игры ускоряется все больше и больше, и если вначале их относительно немного, а атаки каким-то образом еще удается сдерживать, то уже через полчаса игры на средних настройках скорости это уже просто невозможно сделать обычными методами.

Как же сдержать их натиск?

Естественно, первое, что приходит на ум – уничтожить вражеские казармы. Но, к сожалению, многие из них находятся далеко от вашего замка, а послать отряд воинов на их уничтожение – просто расточительство. Велик шанс, что они просто не доберутся до цели. В экстремальной версии игры существует еще одно нововведение – специальная шкала, заполняющаяся с течением времени. После того, как она заполнилась до определенного уровня (до половины или трех четвертей) можно, нажав на выбранную вами кнопку рядом с ней, или вызвать на поле боя отряд всадников, или осыпать врагов стрелами, а можно – каменными глыбами. Так вот, вражеские казармы хорошо уничтожать дистанционно – с помощью этих самых каменных глыб. Обычно, чтобы разрушить одну казарму, необходимо выпустить по ней два таких «заряда». Но в финале это лучше делать не сразу. Вначале лучше потратить энергию на производство собственных воинов или обменять ее на золото – такое тоже возможно.

В финале экстремальной игры вам выдается карта, где замок окружен практически со всех сторон горами. Практически, но не со всех – в горной «стене» имеется насколько брешей. Эти бреши необходимо закрыть каменными стенами. Сразу же, без всякого промедления, но с одним условием – необходимо оставить небольшую прореху с той стороны, которая наиболее удалена от вражеских замков и огня их «зенитной артиллерии» – башенных мангонелей, метающих камни. Наиболее удобно оставить брешь справа, там, где имеется наиболее узкий промежуток между скалами.

Интересная особенность игры – если окружить замок плотной стеной, оставив одну лишь небольшую брешь, все вражеские войска будут стекаться к ней, а разрушать другие участки стены даже и не подумают.
На этом уровне как источник природных ресурсов имеются залежи камня, но строить там каменоломни, по крайней мере, в самом начале игры, не рекомендуется – по ним сразу же откроют огонь вражеские мангонели и катапульты, а это может привести к возникновению проломов в тех участках стены, которые находятся в тылу. Прорыв же противника через них обещает оказаться смертельным.

Отгородившись стеной со всех сторон, неплохо бы поставить рядом с нашей брешью несколько башен, на которых разместить побольше лучников, а затем, по мере накопления финансов, заменить их арбалетчиками – более устойчивыми и крепкими солдатами. Очень хорошо поможет бороться с противником размещение в узком промежутке между скалами и стенами рвов, заполненных нефтью. В этом случае при массированной атаке врага можно запросто сжечь большую часть его войска. Для этого заблаговременно на башнях нужно разместить жаровни. Учтите, что поджигать нефть могут только лучники.

Все, на этом оборонительный минимум выполнен. В дальнейшем постарайтесь наладить производство собственного продовольствия внутри замка – преимущество отдавайте пшеничным полям, мельницам и пекарням, из расчета: одно пшеничное поле может обеспечить продукцией одну мельницу и примерно 6-8 пекарен. Но не забывайте и о дальнейшем укреплении ваших главных оборонительных рубежей – поставьте еще несколько башен, заполнив их до отказа арбалетчиками и лучниками. Стену можно также достроить таким образом, чтобы при атаках врага они через узкие «ворота» попадали прямо на открытое пространство, простреливаемое с башен вашими бойцами. Наладив оборону, можно переходить к уничтожению вражеских казарм с помощью «каменного града». С их исчезновением поток атакующих воинов будет все время иссекать, а после уничтожения всех казарм почти прекратится – лишь иногда своими вылазками будут удручать вас немногочисленные наемники, с которыми, впрочем, справиться уже не составляет никакого труда.

После разрушения казарм игра пойдет по обычному руслу, так же, как и в стандартном . Сейчас вам лишь надо будет накопить побольше золота, снарядить армию и по очереди разгромить некогда грозных соседей! На сегодня рассказ о этой замечательной игрушке подошел к концу…

7.5 от редакции

0

0

23.09.2015

Stronghold: Crusader

  • Издатель: Take-Two Interactive
  • Издатель в России: 1С
  • Разработчик: Firefly Studios
  • Сайт: Другой сайт
  • Игровой движок: -
  • Жанр: Strategy
  • Режим игры: Одиночный режим, мультиплеер
  • Распространение: 1 CD

Системные требования:

  • Windows 98/ME/2000/XP
  • Pentium II 300 MHz
  • 4 Мб
  • совместимая с DirectX 7.0 или более поздней версией
  • 850 Mб

Об игре

Stronghold: Crusader - замечательная стратегия в реальном времени, в которой игроку предлагалось взять под свой контроль средневековый замок, развить его, увеличить население, создать армию и устроить хорошую оборону, чтобы нехорошие враги не смогли захватить построенную крепость.

Временной промежуток выпал прямо на IX-XIII века, а местами побоищ выбраны пустоши Сахары, земли Аравии, Иерусалимское королевство. Главными противоборствующими сторонами выступают европейские и арабские народы, ненависть которых друг к другу была сильной и необузданной, кровь лилась рекой, текла бесконечная борьба за земли, власть и богатство. Исходя из реальной истории, можно сказать, что толика всамделишных сражений в игре воссоздана с точностью и правдивостью, но в целом - почти каждая карта и персонаж - есть вымысел разработчиков.

Стоит заметить, что в этой стратегии мы не можем напрямую управлять обычными крестьянами, мы лишь можем им построить их место роботы, где они будут без нашего вмешательства трудится, будь то пекарня, яблочный сад, пивоварня, и другое. Но это никак не минус игры, наоборот плюс, так как в разгаре игры у вас будет столько рабочих, что выбрать там нужного вам человека станет практически невозможно, настоящий муравейник. Таким образом, нам разрешено только военными юнитами напрямую управлять.
В этой игре столько своих особенностей, что писать о них очень долго, в общем пробуйте.

Особенности игры:

  • 4 исторические кампании - уникальный шанс попробовать себя в роли Ричарда Львиное Сердце или великого султана Саладина
  • "Путь крестоносца" 50 сюжетносвязанных миссий
  • Более 25 типов воинов
  • Встроенный редактор - возможность создавать новые карты и сценарии
  • Многопользовательская игра по локальной сети или через Интернет, рассчитанная на 8 игроков.
  • Из игры убрали режимы осады и вторжения, их заменили сценариями

Режимы игры

Хоть типов игры не стало больше, зато теперь можно играть сколько душа пожелает, а все благодаря новому разделу игры - мультиплеер с ботами. Тут можно сыграть с восемью разными ботами на любой карте и на любых условиях. Можно устроить «мясо» на карте с обилием ресурсов против парочки Ричардов, а можно сразится в пустыне с тремя Саладинами. А самый интересный вариант - в союзе с Кабаном, Ричардом и, допустим, С Калифом, против Волка, Саладина, Султана и Змеи на карте Война Севера и Юга.

Появился еще один новый режим - Исторические сражения. Это набор связанных между собой сценариев, разложенных по - смыслу и по - порядку в пять папок, в которых кратко рассказывается о том, что происходило во время Крестовых походов. Этот режим косвенно напоминает дополнение к первой части Stronghold Excalibur Pack, а именно реалистичными событиями и замками.

Исторические кампании:

  • К оружию
  • Завоевания Саладина
  • Королевский Крестовый поход
  • Войны крестоносцев

«Путь крестоносца» она состоит из 50 карт, не связанных определённым сюжетом, несмотря на заголовок «50 сюжетно-связанных миссий».

Отдельные карты это классический режим поединка против компьютерного противника. Игра может проходить на одной из самостоятельных карт, а также карт, созданных игроком. Игрок может настроить число компьютерных противников (от 1 до 7), союзы, а также начальные условия поединка.

Свободное строительство игроку предлагается построить деревню, замок и т. п. на местности без каких-либо ограничений. Также доступен редактор событий, вызываемый клавишей F1

Редактор карт данный режим позволяет создать свою собственную карту — для многопользовательской игры, игры с компьютерными противниками, свободное строительство и отдельную миссию.

Экономика

Строительство замка - основная часть стрелковых войск в обороне размещается на башнях. Они различаются по размерам, цене и прочности. На особо больших башнях можно размещать метательные орудия. Кроме этого, в замке есть строения для найма войск — казармы и лагерь наёмников. В гильдиях инженеров и сапёров можно нанимать дополнительных юнитов.

Добыча ресурсов - все они хранятся на складах, которые нужно время от времени расширять. В игре доступны: камень, железо, нефть и дерево.

Сельское хозяйство - сельское хозяйство необходимо для того, чтобы кормить население города. Доступны: яблоки, мясо, сыр, хлеб и хмель. Яблоки, сыр и мясо производятся прямо на фермах, а хлеб и эль проходят долгую производственную цепочку. Хлеб при этом является наиболее эффективным способом организовать поставки пищи в замок.

Городские строения - они обеспечивают жизнедеятельность города. Основным строениями в городе являются: дома (для обеспечения жильём населения), церкви, колодцы (для тушения пожаров) и аптеки.

Оружейные мастерские - в мастерских производят оружие для армии. Различные рода войск требуют свои типы вооружений, которые и производятся в мастерских. Большинство мастерских требуют для работы дерево или железо, а кожевенная мастерская — шкуры коров с молочных ферм.

Моды и аддоны

Дополнение для Stronghold Crusader. По сравнению с оригинальной игрой добавилось:

  • Дополнительная кампания, состоящая из 30 миссий

Единственный аддон к игре, выпущенный разработчиком. Может выполняться в качестве мода и устанавливаться на стандартную игру Stronghold Crusader любой версии. По сравнению с оригинальной игрой версии 1.1 добавилось:

  • 8 дополнительных компьютерных противников
  • Дополнительная кампания из 30 миссий
  • Магия
  • Бесконечные войска
  • Новые карты

Кроме того к игре было выпущено несколько фанатских дополнений и модов.

  • Если нажимать F1 — F10 и Ctrl + F1 — F10, то можно услышать различные оскорбления. Они были предусмотрены и в английской версии.
  • Некоторые звуки из игры встречаются и в фильме Ридли Скота «Царство небеснео».
  • Если зайти в игру 25 декабря и запустить игру с компьютерными противниками, то один из них поздравит вас с Рождеством

Недостатки

Разработчики не потрудились устранить баги предыдущей игры и с движком перенесли их на эту. Опять же, лучники ножичком ломают каменную стену, тени деревьев падают во все стороны как на футбольном поле, у всех зданий кроме основного только две стороны, отряды все так же идут сосиской, и что самое обидное - масса багов из-за разбалансировки игры. После отсрочки в игре по сети можно нанимать не мысленные армии, никакая армия не остановит тысячу арбалетчиков, три сотни катапульт снесут все на своем пути, и, самое шокирующее и самое востребованное в Stronghold Crusader, тысячную армию можно уместить в одной точке! Последним багом пользуются все псевдо-эксперты, они умудряются несколько сотен рыцарей уместить в строчку из 15 юнитов, и эта орда сносит все на своем пути, а остановить их никто не сможет.


Прохождение кампании «К оружию!» в Stronghold Crusaders
Введение
Эта простая кампания поможет Вам познакомиться с основами Stronghold: Crusaders, если Вы не играли в оригинальную часть игры, или вспомнить забытое, если играли в эту игру Вы давно. Данная кампания достаточно простая, но если у Вас возникли некоторые проблемы с прохождением, то данная статья Вам поможет. Прохождение других кампаний Stronghold: Crusaders Вы можете прочитать на нашем сайте www.сайт.
Глава I: Прибытие в Святую Землю. Взятие Никеи
Первая миссия самой простой кампании. Необходимо собрать 450 золотых монет. Однако, перед тем, как начать заработок денег нужно уничтожить гарнизон Никеи. Крепостные стены города разрушены, из защитников имеются только пращеметатели. Их проще всего убить лучниками, единственного рыцаря можно даже не использовать. Итак, пока приступить к налаживанию хозяйства. В этой миссии мы знакомимся с особенностями игры Stronghold: Crusaders. Сельскохозяйственные постройки можно строить только в оазисах, что вынуждает очень бережно относиться к провизии, и не расширять популяцию поселения без надобности. Стройте хижин ровно столько, сколько требуется для экономики. В данной миссии постройте яблоневые сады в оазисе (входит около 3), и хижины охотников рядом. Не забудьте о добычи дерева. Затем можно построить каменоломню. Необходимые деньги для прохождения миссии можно получить налогами и продажей камня и яблок.
Глава II: Гераклия. Путь на юг
В данной миссии требуется собрать 300 булок хлеба. Мешать Вам будут набеги небольших отрядов арабов в виде конных лучников. Лучше сразу оговорить, что лучники против них в данной миссии не эффективны. Оборонительных укреплений в данной миссии построить нельзя, поэтому лучники будут проигрывать дуэли с конными лучниками. А вот копейщики наоборот показывают себя с лучшей стороны. Я рекомендую создать комплексную армию из копейщиков и лучников в соотношении (60% копейщиков, 40% лучников, или 70%/30%). Лучники будут отвлекать внимание на себя, пока копейщики подойдут к всадникам. Теперь вернёмся к экономике. Советую тут же снести дальние лесопилки на севере и построить рядом со складом новые. Основной идеей будет создание производства булок. Хорошо работает следующая схема. 3 зерновых фермы, 2 мельницы, 10 пекарен. Эту схему легко модифицировать. Для этого смотрим на содержание склада, если большие залежи зерна, то строим мельницу, муки – пекарню. В среднем придётся выдержать 3 атаки врагов, до того, как соберётся необходимый запас хлеба.
Глава III: Антиохия в осаде
Данная миссия требует от нас удержать замок. Всё достаточно просто, но ситуация осложняется отсутствием еды, торговли и камня. Советую сразу же наладить производство древесины и железа. Для того чтобы люди не разбежались от голода, советую построить ещё одну часовню. Главное, стоит беречь камень, не советую ремонтировать барбакан с самого начала. Камень может понадобиться для починки башен. Советую строить лучников и несколько мечников. Пяти-семи мечников будет достаточно. Арабы будут нападать несколькими волнами. Из атакующих отрядов наиболее опасны мечники. Желательно сохранить целостность замка до заключительной битвы. Если на её протяжении стены всё-таки падут, то отряд мечников с лёгкостью справится с ослабленными мечниками арабов.
Глава IV: Осада Арки. Основание Крак-де-Шевалье
Большая часть войск крестоносцем осаждают Арку, но их боевой дух падает. Поэтому Вам нужно собрать 50 бочек эля и основать поселение. Советую сначала начать с экономики. Нужно наладить добычу дерева, камня, обеспечить город продовольствием. Советы по различным аспектам жизнедеятельности замка в Stronghold: Crusaders читайте на нашем сайте www.сайт. В ближайшее время на Вам нападёт первый отряд арабов, но для его уничтожения будет досатточно стартовых запасов оружия. Так как камня будет мало, то советую построить одну башенку и разместить там лучников, копейщиков использовать для уничтожения конных лучников. Затем советую отстроить свой замок. Удобно провести стену от гор до восточной границы, а вход в ущелье закрыть барбаканом и небольшим участком стены. В дальнейшем советую построить несколько башенок на борах, там лучники получают большой бонус атаки, а вражеские мечники с большим упорством уничтожают Ваши каменоломни. Впоследствии для их обороны можно держать около них 5-7 мечников. Не стоит забывать о пожарах, они будут происходить с завидным постоянством. Размещайте чаны с водой и колодцы по всему замку. Теперь можно спокойно заняться выращиванием хмеля и варением эля. Арабы будут беспокоить Вас лишь малочисленными отрядами.
Глава V: Последний штурм. Взятие Иерусалима
Это заключительная миссия данной кампании, Вам придётся штурмовать Иерусалим. Две осадные башни помогут Вам в этом. Штурм достаточно простой, лучников на стенах города мало, а вот мечников у Вас аж 44. Проблему составляют только поджигатели арабов, которые очень эффективны против пехоты. Но у них маленький радиус поражения и они легко уничтожаются лучниками. Для прикрытия этих самых лучников советую половину отряда копейщиков держать неподалёку от лучников, чтобы они отвлекали огонь вражеских лучников на себя. Как только огнеметатели убиты, то можно подводить осадные машины, после чего всем скопом кинуться на стены и сначала вырезать обитателей башен. Затем смело идти уничтожать предводителя вражеского войска.
Вывод
Итак, кампания из 5 миссий пройдена, и можно смело приступать к прохождению других кампаний игры Stronghold: Crusaders, тем более, что их в игре немало. А данная кампания раскрывает далеко не все особенности прекрасного замкового симулятора Stronghold: Crusaders.

Вдали виднелось небольшое поселение. Приземистые дома, скудное хозяйство вокруг, небогатое население. «И это мой феод? Не очень впечатляет...» Но новоявленный лорд столь скромных земель не падал духом. Он уже заметил месторождение камня неподалеку, залежи железа в другой стороне...

Сейчас мы тут наведем порядок!

Экономика Факторы страха и обожания Строительство обороны Ведение осады Мелкие хитрости

Основы благополучия

Первые действия в любой партии — основание экономической базы. Ресурсов в игре немало, и выбрать порядок захвата месторождений бывает нелегко. Но они далеко не равнозначны между собой, и есть безусловные лидеры по приносимой пользе. В первую очередь обратите внимание на камень , железо и плодородные земли .

Камень — самый прибыльный товар. Если обеспечить достаточное количество волов для доставки (чтобы блоки не залеживались, создавая простой производства; обычно хватает 2-4 шт.), то каждая каменоломня будет обогащать казну на 7 золотых в секунду — именно столько стоит 1 каменный блок.

Железо — по себестоимости дороже камня, но добывается намного медленнее и относится на склад по 1-2 куска за раз (вол приносит сразу 12 блоков камня).


Плодородные земли выгоднее всего застраивать фермами с зерном . Цепочка зерно-мука-хлеб самая длинная, но в то же время является самой стабильной и прибыльной. Разрушения ферм и невозможность собирать урожай во время осады не ударят по запасам еды, так как мельницы и пекарни расположены внутри замка и могут работать на запасах зерна.

Яблоневые сады — дешевые и быстро дают урожай, благодаря чему небольшое их количество, построенное вначале, даст возможность продержаться, пока не будет испечен первый хлеб.

Маслодельни — уязвимы к набегам, так как работают, только когда коров трое, легко загораются друг от друга. Эффективность производства низкая, но они требуются для производства кожаной брони и возможности закидывать коровьи туши из катапульт и требуше к противнику. Нужно ли строить? Это зависит от того, нужна ли вам возможность сеять чумные облачка у недруга в замке. Броню можно и на рынке купить.

Ферма хмеля — производит хмель, который нужен для изготовления эля. Пивные, которые его потребляют, — хороший способ поднять на 8 популярность (что позволит или налоги поднять, или народ запугать для большей эффективности работы). Для этого достаточно строить по 1 пивной на каждые 30 человек. Несколько ферм будут полезными, но больше не нужно. Хмель, эль — товары дешевые, с продажи много не выручишь, а для работы пивных 1-2 ферм хватает вполне.


Дерево хоть очень важный ресурс, но из-за крайней дешевизны значительно выгоднее покупать его на рынке. Строить хижины лесоруба имеет смысл, если лес мешает постройке других зданий или если ресурсов в округе практически нет.

Нефть бывает очень полезна в обороне, но стоит дешево и прибыли ее добыча дает мало.

Если же поблизости нет ни камня, ни железа и почва скудная, это первый знак того, что битва предстоит тяжелая. В таком случае следует рассмотреть варианты получения прибыли без добычи ресурсов. Таких производственных цепочек немного. Первая — хлеб. Зерно покупается за 23 монеты, перемалывается на муку, из которой выпекается 8 буханок хлеба. Их можно продать за 32 монеты. Прибыль небольшая — 9 монет за один оборот. Но как минимум это может сэкономить значительные деньги при покупке еды — 40 единиц другого вида провизии обошлись бы в 400 монет (против 115 за хлеб).

Другой вариант — покупка древесины (4 монеты за доску) и производство оружия. Из дерева можно делать копье (и продать за 10 монет), пику (18 монет), лук (15 монет), арбалет (30 монет). Разумеется, производить арбалеты выгоднее всего.

Страх и ненависть в средневековье

Лорд волен устраивать в своем замке любые порядки и законы. Некоторых лордов люди считают добрыми и охотнее идут в их замок, яростнее сражаются под их знаменами. Правда, работают вполсилы, так как верят, что государь не будет наказывать из-за такого пустяка.

Другие господа держат свои земли в кулаке, и для отлынивающего от работы уготовлены десятки различных забав: петля, клетка, темница, костер... Богата фантазия человеческая! Таких лордов опасаются даже собственные войска, боясь подвернуться под горячую руку, что сказывается на их боевом духе не лучшим образом. Но зато жители работают очень старательно.

Однако откуда крестьянину знать, каков ваш характер? Он видит вас, сир, только раз в году на большом празднике. Но вот когда ступает он по улицам и замечает цветы, статуи, увеселения всякие, то непременно подумает: «Наш господин, видать, добрый и великодушный человек!» И остановится полюбоваться красотой замка. А вот если заметит он работягу, который подумал так же и решил вместо дела своего отдохнуть часок в парке да в клетку тесную в назидание другим посажен был, то хоть и ужаснется, но работать будет прилежно!

Говоря языком цифр, устрашающие строения дают:

1 к популярности;

10% к эффективности работы;

5% к боевому духу войск (предположительно влияет на урон).

Веселящие действуют наоборот:

1 к популярности;

10% к эффективности работы;

5% к боевому духу.

Некоторый смысл устрашение имеет в условиях развитой экономики с целью максимизировать ее эффективность. Штраф к популярности покрывается пивными или увеличенным рационом, слабость войск из-за низкого боевого духа компенсируется большим количеством.

Но в целом со сменой внутренней политики никаких значительных изменений не происходит, и это остается делом вкуса.

Оборона

После того как будет построена основа экономики, необходимо позаботиться о защите.

Это важно: в игре с большими стартовыми ресурсами и деньгами оборону оправдано строить до экономики. Количество денег, которое теряется по причине задержки, незначительно по сравнению с начальными запасами. Опасность пропустить блицкриг намного существеннее.

Строя оборону, следует исходить из задачи сохранить не только лорда, но и определенные объекты. Но гарнизоны, размещенные около важных точек, — лишь половина дела. Войска, рассредоточенные по отдаленным объектам, будут по отдельности уязвимы к массированной атаке. Построить же стационарную оборону, достаточную для сдерживания такой атаки на любом направлении, невозможно (кроме игры против компьютерных противников, действия которых предсказуемы, но против опытного игрока такая оборона не выстоит). Решение — контроль территории армией, гарнизоны немногочисленны, но укрепления позволяют им сдерживать превосходящие войска.

Пока защитники были заняты лучниками, рабы добрались до каменоломни.

Это важно: предлагаемый вариант является ответом на самый сложный вариант битвы — игра против человека на карте, где замки достаточно далеко друг от друга. В иных ситуациях все намного проще. Если замки рядом, то все решает скорость развития и то, кто построил больше лучников, кто первый применил требуше или катапульты. В такой ситуации верный выбор — максимально агрессивная стратегия.

Самая простая атака, стоящая сущие копейки и потому возможная с самого начала, — несколько десятков рабов. Поджог каменоломни, шахты или ферм обеспечивает задержку в развитии, иногда — потерю нескольких строений. Часто бывает эффективным поджечь амбар, чтобы прервать поставки еды. Лучники или пращники, расставленные около ключевых строений, являются хорошей защитой от таких атак.

На заметку: арабские лучники не идентичны европейским. Сила выстрела у них одинаковая, но арабы стреляют раза в полтора чаще. Что, впрочем, компенсируется ценой: 75 монет против 42 за европейца (12 наем + 30 за покупной лук).

После этого следует построить первое кольцо стен вокруг цитадели. Если противник далеко и бой намечается затяжной, то возникает соблазн охватить как можно более широкий круг, укрыв за стенами все важные ресурсы. Но это не лучший ход. Растянутый периметр опасен рассредоточением войск, в связи с чем из 200-300 солдат гарнизона в обороне единовременно принимают участие не более 40-60. Это дает противнику возможность разбить вашу армию по частям, а строения так и не защитит. Все, что лежит далеко от замка, должно охраняться не только гарнизоном, а и войсками.

Первое возводимое кольцо стен будет основной линией обороны. Достаточно, если оно будет состоять из двух слоев высокой стены и двух — зубчатой. Именно на нем будут расположены крупные башни с баллистами и мангонелями (чем больше, тем лучше), большая часть стрелков. Главное кольцо не должно быть очень широким в диаметре, но достаточным, чтобы вместить важные строения. В их число входят амбар, оружейная, мастерские, некоторое количество мельниц и пекарен (потеря всего комплекса по производству пищи чревата глубоким пике экономики). Не стоит пытаться поместить внутрь казармы и пост наемника. Их потеря будет стоить всего 15 камня или 10 дерева, возвести повторно их можно очень легко, в отличие от амбара или оружейной, потеря которых влечет за собой уничтожение всего, что в них хранилось.

Это интересно: после создания войска направляются к казармам, где и выстраиваются. Но точку сбора для каждого типа войск можно назначить самостоятельно. Для этого, находясь в панели выбора солдат в казармах, нажмите клавишу от 1 до 7 и укажите новую точку сбора. Это бывает очень полезно при найме во время штурма, когда каждая секунда дорога, а также позволяет не испытывать никаких неудобств от того, что казармы находятся за стеной.

Такой замок выдержит не одну осаду!

Ресурсы, несомненно, стоит прикрыть, но растягивать периметр можно, только если они лежат прямо под стенами. В ином случае следует подвести главное кольцо стен поближе, но поставить мощные укрепления за месторождением, не охватывая его, а вперед вынести небольшой гарнизон, который впоследствии будет частью внешнего кольца стен.

Внешнее кольцо должно быть на расстоянии чуть ближе полета стрелы. Башен много не нужно, на ней практически не будет войск — только небольшие отряды для охраны ворот на случай небольших рейдов. Строить внешнее кольцо лучше из двух рядов низких стен. Высокая стена ненамного дольше удержит противника, но будет мешать лучникам обстреливать подходящих вплотную солдат. Главная задача внешней стены — нарушение порядков войск противника, затруднение маневра, выигрыш времени для принятия мер противодействия конкретной армии. Внешнюю стену могут попытаться разрушить катапультами, пользуясь тем, что орудия на башнях главной стены слишком далеко и можно прикрыть машины от вылазки. В таком случае, чтобы не потерять такое преимущество впустую, нужно построить свои машины и обстрелять плотные порядки войск противника.

Также можно построить еще один круг высоких стен перед основным рядом обороны. Эта мера поможет укрепить защиту против катапульт и тяжелой пехоты, подстраховав от прорыва. Но строить больше трех рядов нецелесообразно — слишком растягивается оборона.


Так выглядит общая схема организации обороны лорда. Но не менее важны детали, которые могут решать исход боя. Играя против компьютерного оппонента, достаточно знать его манеру атаки и принять меры против нее, но сражаясь против человека, нужно быть готовым к любому его шагу, продумать меры противодействия всем опасностям.

Тяжелая пехота . Сначала это будет 20-30 солдат, потом — несколько сотен. В первую очередь их необходимо задержать. Потому так важно завершенное кольцо стен. Кроме стен, великолепно работает ров с водой, который к тому же еще и очень дешево (рабы всего 5 монет стоят) обходится. Если это уже есть, то опасность такой отряд представляет намного меньшую. Его можно расстрелять даже простыми лучниками, но лучше бы нанять арбалетчиков. Кроме этого, моментом, когда большое количество солдат находится в одном месте, нужно воспользоваться, применив огонь, заблаговременно устроив ров с нефтью или прислав инженера с котлом того же продукта. Если времени подготовить эти средства нет, то к вашим услугам арабские огнеметчики, которые медленно, но верно приготовят барбекю из всего, что им попадется под руку. Например, они отлично расправляются с ассасинами. Огонь достает убийц даже во время подъема на стену, что в сочетании с неторопливостью процесса обеспечивает хрустящую корочку на горе-вояках.

С переносными щитами на стенах лучники будут практически неуязвимы для стрел.

Осадные башни, ассасины . Осадные башни представляют ту же опасность, что и ассасины — появление противника на стенах, и средства противодействия одинаковы. Средство номер один — вода. Рвы надежно удерживают противника вдали от стен. Непреодолимым препятствием являются также два ряда стены с зубцами. Через них ассасины не могут перелезть, а башни хоть и раскладываются, но на стены по ним зайти нельзя. Тем не менее, даже обнеся весь периметр двойным слоем зубчатых стен, следует помнить, что ассасины все еще могут забраться прямо на ворота (к башням это не относится). Единственный способ закрыть эту последнюю лазейку — пристроить подъемный мост.

Стрелки . Нужно иметь не меньшее количество стрелков. При нормальном развитии это не является проблемой. Исключением может быть ранняя атака большим количеством лучников. Чтобы избежать этого, достаточно наблюдать за действиями противника и тоже своевременно докупать луки. Стены и башни склонят чашу весов в вашу пользу. Другой вариант — огненные баллисты. Они имеют преимущество в огневой мощи и живучести. Также можно приказать инженером покинуть побитое орудие и сделать новое. Таким образом их можно «чинить».

Катапульты, требуше, огненные баллисты, переносные щиты, тараны . Против этих устройств лучше всего работают баллисты, мангонели на башнях и подвижные отряды рыцарей или легкой пехоты. Устроить вылазку, чтобы расправится с надоедливыми требуше, которые стоят дальше радиуса действия баллист, — милое дело.

Это важно: переносные щиты можно заносить на стены и башни. Такая защита делает их практически неуязвимыми для стрел.

Ведение осады

Противник пока держится. Но шансов на победу у него уже нет.

Первая из возможных ошибок — расчет на один победоносный штурм. При таком расчете возможны действия «пан или пропал», что в корне неверно. Верный путь к победе — разрушение экономики противника, истощение его ресурсов, обеспечение перевеса военной машины, построенной на более мощной экономике. Потому перед штурмом нужно предпринять все возможные меры по подрыву благосостояния недруга, провести диверсии по всем возможным направлениям. Также стоит построить добывающие строения на всех доступных ресурсах. Но вести экономическую экспансию имеет смысл до определенного момента. Критерий очень простой: когда вы будете выручать больше денег, чем сможете потратить на солдат. Расширяя владения дальше, вы будете больше времени тратить на управление, не получая никакой пользы, — разницы между запасом в 10 тысяч и 100 тысяч нет, ни одно, ни другое вы не сможете конвертировать в армию быстрее, чем к вам прибывают люди.

Потому даже если ваша армия не смогла прорваться к лорду, это не означает неудачи. Сам факт осады очень неблагоприятно сказывается на экономике противника, а если еще не упираться в одного лорда и отрядить группы для разрушения инфраструктуры, то даже если лорд выживет — это будет всего лишь отсрочкой. Ведь у вас мощная экономика, стабильный приток денег, хороший замок с достойной армией. У противника только армия, которая вряд ли превосходит гарнизон вашего замка. Результат противостояния очевиден — второй штурм будет последним. Надо всего лишь продолжать давить, не давать возможности отстроить экономику, развивать успех, закреплять доминирование над картой.

Итак, вы чувствуете свое превосходство и уже оттеснили врага к самому замку. Штурм — самый сложный этап войны. Хорошие укрепления способны нивелировать даже многократное численное преимущество. И первое, что следует сделать, — тщательно осмотреть их. На что обратить внимание? Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим три составляющие осадной армии.

Штурмовая группа — отряд тяжелой пехоты или подвижных и мощных бойцов (булавоносцы, ассасины). Его задача — ввязаться в рукопашную схватку в выгодных для себя условиях и нанести максимальный урон, уничтожив стрелков, важные постройки и, если удастся, — лорда.

Перестрелка лучников. Прикрытые щитом не несут потерь.

Стрелки — лучше всего подходят для этой роли арбалетчики, из-за меткости и силы выстрела, но сгодятся любые другие, если их верно применить. Их задача — отвлечь стрелков на стенах и нанести максимальный урон армии противника. Если вы используете не конных лучников, постройте переносные щиты (в соотношении 1 щит на 2 стрелков), которые позволят отряду продержаться намного дольше.

Это важно: инженеров со щитами не назначайте в один отряд с лучниками — они тогда становятся по периметру, оставляя солдат в центре без защиты. Лучше водить щиты отдельно, лучников отдельно — тогда два отряда равномерно перемешиваются.

Инженеры — именно на их плечи ложится то, с чем не могут справиться другие. Катапульты в целом эффективнее и проще применимы, чем требуше, так как могут передвигаться, стреляют намного чаще и более метко. Недостатком может являться низкая траектория, из-за которой бывает нелегко достать до башни из-за стены. Но эта проблема решается банальным увеличением количества катапульт. Два десятка в три залпа сносят стену толщиной в 5 клеток, в два залпа сравнивают с землей круглую башню. Даже если на стенах есть пара баллист — они не успеют уничтожить все орудия, башни будут снесены быстрее. Но иногда (когда башен слишком много) в лоб решать вопрос будет слишком дорого. Именно для этих целей существует требуше с рекордной дальностью стрельбы. В случае если одна баллиста достает-таки до него, прикройте орудие щитом. Кроме того, таран бывает очень полезен штурмовой группе, переносные щиты — стрелкам. Огненные баллисты — отличное средство для очищения стен, устройства поджогов и прикрытия осадных орудий от диверсантов-одиночек.

Победоносная армия:
80 арбалетчиков, 40 булавоносцев
и 20 катапульт.

На что обратить внимание в замке противника? В первую очередь оцените возможности штурмовой группы. Если вокруг замка вырыт ров с водой, стены — толстые, есть подозрение на ловушки, а на стенах много арбалетчиков, инженеров с котлами и огнеметчиков, то ваши солдаты ничего не добьются. Нужно обеспечить им путь на стены, проделать брешь или уничтожить солдат на стенах. Далее — изучите возможность применения стрелков, а именно сколько таковых у противника. Если силы хотя бы равны, стоит нанять больше солдат или искать другой вариант, но не класть под стенами своих людей. И этот другой вариант — инженерные войска. Если укрепления выглядят крайне недружелюбно — это именно их задача придать им другой вид. Ищите возможность применения катапульт, требуше, прикрывайте их щитами, если нужно. Стройте огненные баллисты, которые могут очистить стены, стоя дальше полеты стрелы из лука. Ищите участки стены, куда можно приставить осадную башню, но будьте готовы к тому, что это может быть ловушкой, — не посылайте сразу всех солдат на захват стены, под ними может оказаться яма с нефтью.

Кроме этого, совмещайте деятельность всех трех частей армии. Уничтожить катапульты, когда сквозь пролом в стене пробиваются пикинеры, ассасины взбираются на ворота, а лучники обстреливают башни, укрываясь переносными щитами, — крайне сложно, в отличие от ситуации, когда катапульты действуют одни. Больше про осаду сказать нечего — тут нет универсальных рецептов, каждый замок требует своего подхода, своей уникальной тактики.

Мелкие хитрости

Существует несколько приемов, возможность выполнения которых неочевидна, а польза в определенных ситуациях значительна.

Перемещение склада . В некоторых миссиях бывает выгодно сократить расстояние до месторождений ресурсов. Это можно сделать: уничтожьте все площадки склада и постройте его там, где вам удобно. Но учтите, что все ресурсы, которые на складе хранились, будут утеряны.

Запирание противника-компьютера в замке . В некоторых случаях очень облегчает жизнь, особенно когда врагов много. Впрочем, срабатывает далеко не со всеми. Лучше всего этот трюк выходит с Ричардом, калифом, султаном, но случается, что другие тоже попадаются. Суть его проста — на каждом выходе из замка ставите лесопилку или привязь для волов. Если снаружи нет рукопашных бойцов или огненных баллист, то противник ничего не сможет с этой преградой сделать. Ричард ценой получаса мучения мангонелей иногда сносит преграду. Но! Ему очень нехорошую услугу оказывает привычка хвастаться каждым успехом. В итоге только затор разрушают, как игрок, чье внимание обратили на этот факт, ставит новый!



Пять лет назад лорд получил захолустную деревеньку. С тех пор многое изменилось. Под его правлением на этом месте вырос могущественный и богатый город, чье войско не раз возвращалось с победой. Но то, что сделал один, способен повторить другой. Попробуете и вы?