Главное достижение мориарти в науке. Джим Мориарти – идеальный антагонист. В каких оригинальных рассказах Дойла присутствует злой гений преступного мира Лондона

Главного героя, руководитель мощной преступной организации, гений криминального мира.

Вот как описывает его Шерлок Холмс:

Он происходит из хорошей семьи, получил блестящее образование и от природы наделён феноменальными математическими способностями. Когда ему исполнился 21 год, он написал трактат о биноме Ньютона , завоевавший ему европейскую известность. После этого он получил кафедру математики в одном из наших провинциальных университетов, и, вполне вероятно, его ждало блестящее будущее. Но в его жилах течёт кровь преступника. У него наследственная склонность к жестокости. И его необыкновенный ум не только не сдерживает, но даже усиливает эту склонность и делает её ещё более опасной. Тёмные слухи поползли о нём в том университетском городке, где он преподавал, и в конце концов он был вынужден оставить кафедру и перебраться в Лондон, где стал готовить молодых людей к экзамену на офицерский чин…

Возвратившись со смотра, Кутузов, сопутствуемый австрийским генералом, прошел в свой кабинет и, кликнув адъютанта, приказал подать себе некоторые бумаги, относившиеся до состояния приходивших войск, и письма, полученные от эрцгерцога Фердинанда, начальствовавшего передовою армией. Князь Андрей Болконский с требуемыми бумагами вошел в кабинет главнокомандующего. Перед разложенным на столе планом сидели Кутузов и австрийский член гофкригсрата.
– А… – сказал Кутузов, оглядываясь на Болконского, как будто этим словом приглашая адъютанта подождать, и продолжал по французски начатый разговор.

Мориарти – злодей конца викторианской эпохи, глава одной из самых влиятельных преступных сетей во всей Европе – больше похож на пресвитерианского священника, готового отвесить благословение любому грешнику, нежели тому, кто с легкой руки отправляет неугодных ему людей к праотцам.


Профессор Джеймс Мориарти – заклятый враг Шерлока Холмса (Sherlock Holmes), гениальный преступный элемент, которого лондонский сыщик называет "Наполеоном уголовного мира". Сам же Артур Конан Дойл (Arthur Conan Doyle) использует это выражение, ссылаясь на реального злого гения Адама Уорта (Adam Worth), послужившего одним из прототипов Мориарти.

В оригинальной холмсиане, в рассказе "Последнее дело Холмса" ("The Adventure of the Final Problem"), профессор Мориарти, злодей конца викторианской эпохи, глава одной из самых влиятельных сетей преступников во всей Европе (Europe), падает вместе с детективом со скалы. Шерлок считал, что венцом его деятельности должно было стать устранение Мориарти, чьи злодеяния отравляют общество. Однако читатели, включая саму королеву Викторию (Victoria), были просто возмущены тем, что Мориарти утащил Шерлока за собой в могилу. Дойлу ничего не оставалось, как "воскресить" любимого сыщика.

Мориарти – мстительный, независимый, харизматичный и уверенный в себе мужчина, раскрывающий безжалостные стороны своей личности, как только что-то выводит его из себя. Он уважает интеллект Холмса и говорит, что для него вступать в схватку с людьми такого уровня – настоящее интеллектуальное удовольствие.

Давая характеристику своему злейшему врагу, Шерлок называет Джеймса Мориарти человеком благородного происхождения, с отличным образованием и феноменальными математическими способностями. Выясняется, что в 21 год Мориарти написал трактат о биноме Ньютона, чем прославился на всю Европу. Затем он получил кафедру математики в провинциальном университете и, как полагает детектив, мог бы достичь еще больших высот. Однако гений, в чьих жилах течет кровь преступника, из-за своего больного ума и наследственной склонности к жестокости вскоре стал предметом темных слухов – и был вынужден подать в отставку и убраться в Лондон (London).

В рассказе "Долина ужаса" ("The Valley of Fear") Мориарти назван интриганом всех времен и народов, организатором всей чертовщины и головным мозгом криминального мира, омрачающим судьбы народов. И в то же время сам Шерлок поражен, насколько гениальна тактика его лютого врага, написавшего "Динамику астероидов" ("The Dynamics of an Asteroid"), потрясающую книгу, которую не посмел раскритиковать ни один ученый, несмотря на запятнанную репутацию самого автора. Оскверненный врач и оклеветанный профессор – такова личина Мориарти, и Шерлок называет это гениальным ходом.

Желая раскрыть некоторые подробности внешности "Наполеона уголовного мира", Конан Дойл описывает человека с худым лицом, седой шевелюрой и высокопарной речью. Преступник больше похож на пресвитерианского священника, готового отвесить благословение любому грешнику, нежели тому, кто с легкой руки отправляет неугодных ему людей к праотцам. Мориарти – владелец несметных богатств, тщательно скрывающий свое реальное финансовое положение. Шерлок считает, что деньги профессора раскиданы, по меньшей мере, по двадцати банковским счетам, а основной капитал припрятан где-нибудь во Франции (France) или Германии (Germany).

В рассказе "Пустой дом" ("The Empty House") Холмс утверждает, что Мориарти заполучил мощную пневматику от слепого немецкого мастера, некоего м-ра фон Гердера (von Herder). Это оружие, напоминавшее по виду простую трость, выстреливало револьверные патроны на длинные дистанции и почти не издавало шума, что делало его идеальным для занятия снайперских позиций. Проворачивая свои грязные дела, профессор-злодей предпочитал устраивать "несчастные случаи", будь то инцидент, когда Шерлок чуть не погиб от падения каменной кладки или от несущейся на бешеной скорости конной повозки.

Любители приключений лондонского гения частного сыска предполагали, что прототипом Мориарти мог послужить не только Адам Уорт. Кто-то увидел в вымышленном злодее американского астронома Саймона Ньюкомба (Simon Newcomb). Этот наделенный талантом выпускник Гарварда (Harvard), с особыми познаниями в математике, прославился на весь мир еще до того, как Конан Дойл принялся сочинять свои рассказы. На сравнения наталкивал и тот факт, что Ньюкомб заработал репутацию злобного сноба, пытающегося разрушить карьеру и репутацию своих конкурентов из ученого мира.

Под подозрение также попали преподобный Томас Кей (Thomas Kay), математик и астроном Карл Фридрих Гаусс (Carl Friedrich Gauss) и фений Джон О"Коннор Пауэр (John O"Connor Power). Наконец, известно, что Конан Дойл использовал свой бывший Стонихерст Колледж (Stonyhurst College) в качестве вдохновения, когда прорабатывал детали холмсианы. Среди сверстников писателя в этом учебном заведении было два мальчика с именами Мориарти.

Чернов Светозар

Адам Уорт - прототип профессора Мориарти

Адам Уорт - прототип профессора Мориарти

В декабре 1893 года очередной номер журнала «Стрэнд», как известно, поверг в траур всех британских поклонников Великого Детектива: безжалостный автор свел его на краю Рейхенбахского водопада со злым гением лондонского преступного мира профессором Мориарти и похоронил обоих на дне пенящейся пучины.

Конан Дойл не пожалел красок для описания противника своего героя:

Он - Наполеон преступного мира, Уотсон. Он - организатор половины всех злодеяний и почти всех нераскрытых преступлений в нашем городе. Это гений, философ, это человек, умеющий мыслить абстрактно. У него первоклассный ум. Он сидит неподвижно, словно паук в центре своей паутины, но у этой паутины тысячи нитей, и он улавливает вибрацию каждой из них. Сам он действует редко. Он только составляет план. Но его агенты многочисленны и великолепно организованы. Если кому-нибудь понадобится выкрасть документ, ограбить дом, убрать с дороги человека - стоит только довести эго до сведения профессора, и преступление будет подготовлено, а затем и выполнено. Агент может быть пойман. В таких случаях всегда находятся деньги, чтобы взять его на поруки или пригласить защитника. Но главный руководитель, тот, кто послал этого агента, никогда не попадется: он вне подозрений.

Дойл наделил своего профессора склонностью к математике - чертой, которую подсмотрел у своего друга генерал-майора Дрейсона. (Впрочем, у энтузиастов-холмсианцев есть на примете и другие кандидатуры.) Считается, что имя свое профессор получил от некоего Джорджа Мориарти, о котором в 1874 году то и дело писали лондонские газеты в связи с совершенным им покушением на жену. Предположение это кажется маловероятным, поскольку фамилия Мориарти была достаточно распространенной - даже среди преступников упомянутый Джордж был не единственным Мориарти. В прессе той поры эта фамилия встречается достаточно часто. Да и вряд ли Конан Дойл стал бы ворошить криминальную хронику, чтобы выбрать имя для своего злодея. К тому же существовали и другие Мориарти. Например, в 1880-х некто Джеймс Мориарти был казначеем Земельной лиги. А в июне 1893 года появилось сообщение в печати о назначении преподобного Джеймса X. Мориарти капелланом и военно-морским инструктором на учебный корабль «Боскоуэн» в Портленде.

Сам Конан Дойл в повести «Долина страха» вложил в уста Шерлока Холмса сравнение профессора со знаменитым «ловцом воров» и главой преступного синдиката Джонатаном Уайльдом, повешенным в 1725 году. Однако есть все основания полагать, что неуловимый король лондонского преступного мира профессор Мориарти основными своими чертами обязан отнюдь не Джонатану Уайльду Великому, а знаменитом) Адаму Уорту, о чем - согласно одному из ранних холмсоведов Винсенту Старрету - сам сэр Конан Дойл упоминал в беседе с доктором Греем Чандлером Бриггсом.

Чем же таким был славен Адам Уорт - почему Дойл выбрал именно его в качестве прототипа злого гения? Надо думать, писатель выбрал его прежде всего за невероятную изворотливость ума. Деяния реального «Наполеона преступного мира» нисколько не уступают злодействам вымышленного Мориарти, и не один сыщик мечтал засадить его за решетку. Однако судьба Уорта не схожа с судьбой Мориарти в главном - своего Шерлока Холмса у него не было, и жизнь он закончил совершенно иначе.

Родился Адам Уорт в 1844 году в нищей семье немецких евреев и в пятилетием возрасте вместе с родителями эмигрировал в Америку. В 14 лет он убежал из дома, некоторое время жил в Бостоне, затем в 1860 году попал в Нью-Йорк. В самом начале Гражданской войны он записался в армию северян добровольцем, был ранен шрапнелью в сражении при Манассасе (так называемой второй битве на реке Булл-Ран) и оказался в списке павших на поле боя. Это навело его на мысль вербоваться в различные полки под вымышленными именами, чтобы получать назначенные добровольцам деньги. В конце концов его вычислили агенты Национального детективного агентства Аллана Пинкертона, занимавшиеся розыском дезертиров, и ему пришлось бежать в Нью-Йорк.

В середине 1860-х Ныо-Йорк слыл одним из самых коррумпированных и преступных городов мира: там было полно продажных политиков и полицейских, ирландских и еврейских иммигрантских банд, сутенеров и проституток. Начав как обычный карманник, Уорт вскоре собрал шайку и добился доверия самых известных нью-йоркских скупщиков краденого, став руководителем, организатором и финансистом грабежей, которые совершали его люди. Попавшись на ограблении фургона «Адамс экспресс компани», он несколько недель провел в знаменитой тюрьме Синг-Синг (штат Нью-Йорк). После чего решил, что печальный опыт не должен повториться, и нашел себе покровительницу - Марм Мандельбаум, самую удачливую скупщицу краденого в Ныо-Йорке. Под ее руководством и защитой он стал грабить банки и складские помещения. Точно так же, как дойлевский Мориарти, Уорт достигал желаемого благодаря интеллекту и сделал своим принципом следующий: человек с мозгами не имеет права носить огнестрельное оружие. Всегда есть способ, и гораздо лучший, добиться того же самого с помощью ума. За всю жизнь он ни разу не прибегал к насилию и, в отличие от своего литературного конкурента, запрещал делать это другим. Успешный побег из тюрьмы «Белые равнины» медвежатника Чарлза Булларда, организованный Уортом и еще одним его приспешником по просьбе Мандельбаум, не только упрочил его авторитет в преступном мире Нью-Йорка, но и сдружил его с Буллардом, с которым они стали компаньонами.

Первым делом этой пары было дерзкое ограбление Бойлстоунского национального банка, совершенное в Бостоне 20 ноября 1869 года. Под видом продавцов укрепляющих средств они сняли помещение рядом с банковским хранилищем, разобрали стену, взломали сейф и вынесли миллион долларов наличными и в ценных бумагах, после чего бежали в Англию. Здесь Адам Уорт, впервые назвавшийся Генри Раймондом - именем покойного редактора «Нью-Йорк таймс» (под каковым и жил до конца своих дней), занялся грабежом ростовщических лавок.

В июне 1871 года, после разгрома Парижской Коммуны, он перебрался со своей бандой в Париж. Здесь неподалеку от Гранд-опера они с Буллардом открыли «Американский бар», ставший одним из главных послевоенных центров увеселений парижской публики. На первых двух этажах предлагались вполне законные развлечения: шикарный ресторан с французской кухней и американской выпивкой, читальный зал с французскими и иностранными газетами. А вот на третьем этаже был оборудован подпольный игорный дом с рулеткой и карточными столами. В случае полицейской облавы он при помощи специального механизма мгновенно превращался в обычное, правда, очень просторное кафе. «Американский бар» посещали сливки общества, находившиеся по обеим сторонам «баррикады»: Уорт с одинаковым радушием встречал как банкиров и светских жуиров, так и знаменитых медвежатников, фальшивомонетчиков и мошенников, зачастую становившихся исполнителями его тщательно продуманных грабежей. Концом «Американского бара» было посещение этого заведения Уильямом Пинкертоном, одним из двух братьев Пинкертонов, возглавивших детективное агентство после смерти их отца. В агентстве, нанятом Банковской ассоциацией после ограбления бостонского Бойлстоунского банка, было собрано большое досье, содержавшее сведения обо всей преступной карьере Уорта. Вследствие чего зимой 1873 года ему пришлось закрыть свое заведение, а все имущество и оборудование перевезти в Лондон, где он и решил обосноваться.

Все под тем же именем Генри Раймонда Уорт снял апартаменты в Мейфэре - самом фешенебельном районе Лондона, - в доме № 198 по Пиккадилли, откуда и руководил своими подручными. Дело было поставлено на широкую ногу. Он и его помощники тщательно планировали грабежи банков, железнодорожных касс, почтовых отделений, складов, домов богатых горожан. За полтора десятка лет Адам Уорт создал в Лондоне настоящую уголовную империю. Исполнители, которых всегда нанимали через цепочку посредников, никогда ничего не знали об организаторах. Известно им было только то, что заказ поступил «сверху», дело продумано до тонкостей и будет хорошо оплачено, вот и всё. Попавшись с поличным, они даже при желании не могли никого выдать.

Уорт пользовался своей преступной сетью не только в собственных целях, но и совершал заказные преступления, а также оказывал «содействие» всем «коллегам»: грабителям, взломщикам, мошенникам. В брошюре, посвященной Уорту и изданной в 1903 году (уже после его смерти), Уильям Пинкертон писал: «Воры приезжали к нему за помощью. Нужно подкупить банковского служащего или изготовить отмычку? Пожалуйста. Для некоего дельца нужен опытный грабитель или фальшивые документы? У Адама Уорта есть все, что надо и на любой вкус. Он знал, где найти нужного человека для всякой работы, за что получал внушительный процент от прибыли».

Король преступников наблюдал за преступлениями, совершавшимися по его воле, словно из-за кулис: он был кукловодом, умело направлявшим своих кукол.

Его сподручные действовали по всей Европе и по приказу своей главаря могли совершить любое ограбление или подлог. Впрочем, Уорт и его приближенные не ограничивались Европой. В начале 1870-х они приобрели 34-метровую паровую яхту «Шамрок», на которой совершали дальние заморские вылазки: грабили банки на побережьях Южной Америки, Вест-Индии… В Кингстоне, на одном из складов Ямайки, его люди «облегчили» сейфы на десять тысяч долларов. Дело это едва не закончилось крахом: за яхтой Уорта пустилась в погоню британская канонерка, но так и не смогла догнать быстроходное судно преступников.

Громких дел, в которых Адам Уорт участвовал лично, известно не так уж много - он, как мы уже знаем, предпочитал оставаться в тени, перекладывая исполнение задуманного на других. Но в 1876 году он с двумя сообщниками повторил «подвиг Герострата» - совершил кражу, обессмертившую его имя. На аукционе Кристи (во время распродажи коллекции Уинна Эллиса) Уильям Агнью купил для своей художественной галереи картину Томаса Гейнсборо «Джорджина, герцогиня Девонширская» за 10 100 гиней; спустя три недели ее выкрали - портрет исчез на 20 лет. Двенадцать из этих двадцати картина хранилась в сундуке с двойным дном и сопровождала своего нового владельца повсюду, куда бы он ни отправлялся, - пока он не счел, что держать, ее при себе слишком опасно и не спрятал в 1886 году в Америке.

В 1878 году Адам Уорт и некий Меготти с несколькими сообщниками ограбили курьерский поезд Кале - Париж; в 1880 году Уорт ухитрился задержать в Южной Африке близ Форт-Элизабет вооруженный конвой, который вез с приисков необработанные алмазы, и после нескольких махинаций сумел завладеть охраняемым грузом. Далее он придумал, как сбывать эти алмазы, не прибегая к услугам перекупщиков краденого: организовал легальную продажу - что было и безопаснее, и выгоднее.

Такова была одна сторона жизни Адама Уорта. Но была и другая, внешняя: Генри Раймонд, богатый американец, интересовавшийся скачками и купивший табун из 10 лошадей, а затем еще двух жеребцов, в 1877 году приобрел в южном Лондоне, в районе Клапам-Коммон поместье, называвшееся Уэст-лодж. Там стоял внушительный краснокирпичный двухэтажный дом, а вскоре появились теннисный корт, тир, лужайка для боулинга. Раймонд устраивал шикарные званые обеды и в своей квартире на Пиккадилли, и в загородном особняке, оба жилища украсил «дорогостоящей мебелью, старинными безделушками и картинами», редкими книгами и дорогим фарфором. По словам сэра Роберта Андерсона, легко меняя личины, Раймонд-Уорт «был способен пробиться в любую компанию» - будь то в качестве богатого бездельника или крестного отца лондонского преступного мира. В 1880-е годы его ежегодные расходы достигали 20 тысяч фунтов, а доходы иногда превышали эту цифру в три раза. По подсчетам Пинкертона, гениальный преступник за свою уголовную карьеру добыл не менее двух миллионов долларов, а возможно, и все три. «Адам Уорт - наверное, единственный преступник, который добился такого огромного богатства, - утверждал один из его старых знакомцев по воровскому миру. - У него была дорогая квартира на Пиккадилли, он принимал лучших людей в Лондоне, которые знали его лишь как очень богатого человека с богемными наклонностями».

Естественно, деятельность Уорта и его людей не могла укрыться от внимания полиции, его имя хорошо было известно Скотленд-Ярду - в этом неуловимый Мориарти превосходил свой прототип. Когда в 1907 году у сэра Роберта Андерсона спросили, кто был самым ловким и изобретательным из всех известных ему преступников, он ответил без малейших раздумий: «Адам Уорт. Он был Наполеоном преступного мира. Все остальные в подметки ему не годились». Джон Шор, сперва инспектор, а позднее суперинтендант департамента уголовных расследований, дал зарок арестовать и посадить Уорта, однако сделать этого не смог. Агентство Пинкертона, нью-йоркская полиция и Скотленд-Ярд постоянно обменивались информацией о преступлениях, за которыми стоял Уорт, но найти прямые улики, которые связали бы заказчика грабежа с совершенным преступлением, никогда не удавалось.

Уорт виртуозно скрывал следы своей деятельности. Он практически никогда не встречался с теми, на кого не мог положиться целиком, а если ему все же приходилось это делать, назначал встречу в каком-нибудь восточно-лондонском притоне, куда бы не отважилась сунуться полиция. Идя на сходку со своими приспешниками, Уорт менял изысканное платье на затрапезное, а возвращаясь, заходил в железнодорожный туалет, чтобы быстро и незаметно переодеться в «джентльменский» костюм. Он подкупил нескольких сотрудников Скотленд-Ярда, которые постоянно держали его в курсе событий. «Лондон ивнинг ныос» в 1901 году писала, что «он содержал штат детективов и поверенного, а его личный секретарь был барристером».

Роберт Андерсон рассказал об одном из способов, которые использовал Адам Уорт, он же Генри Раймонд, чтобы обеспечить себе алиби. «Мой друг, врач, практикующий в одном из богатых лондонских предместий, рассказал мне как-то о некоем замечательном пациенте, который, хотя и жил в роскоши, чрезвычайно страдал от ипохондрического синдрома. Время от времени моего друга-доктора срочно вызывали - пациент лежал в кровати, хотя, судя по всему, был совершенно здоров. Однако всегда настаивал на том, чтобы ему выписали рецепт, который слуга тотчас относил аптекарю… Я, надо думать, рассеял недоумение моего собеседника, объяснив ему, что эксцентричный пациент был королем преступников. Генри Раймонд знал, что за его перемещениями следит полиция, и заподозрив, что его заметили в опасной компании, мчался домой и притворялся больным. Свидетельство доктора и записи в аптекарских книгах могли служить подтверждением того, что в час, когда полиция будто бы видела его на месте преступления, он лежал дома больной».

Все кончилось в начале 1890-х, когда Уорт отправился во Францию выручать из тюрьмы своего бывшего дружка Булларда, но тот скончался до его приезда. По каким-то известным только ему причинам Уорт решился самолично поучаствовать в весьма опасном ограблении бельгийского инкассаторского фургона в Льеже. Местные банки получали большую часть денег из Швейцарии, откуда деньги доставлялись по железной дороге в определенные дни и часы. Два человека забирали из депо несгораемые ящики с купюрами и развозили их по банкам на простом двухколесном фургоне. У банка этот фургон находился без охраны минуты три, но Уорт счел, что при наличии хорошего лома этого вполне достаточно, чтобы вскрыть три-четыре ящика и изъять содержимое. 5 октября 1892 года он и двое его людей попытались это осуществить, но сообщники, не предупредив главаря об опасности, сбежали, и «Наполеона преступного мира» арестовали жандармы. В марте следующего года он предстал перед судом.

Поскольку он отказывался называть свое настоящее имя, бельгийская полиция разослала запросы зарубежным коллегам. И нью-йоркский департамент полиции, и Скотленд-Ярд уверенно опознали в нем Уорта. Это же сделал и его старый конкурент - «барон» Макс Шинберн, желавший заработать себе досрочное освобождение. А вот Детективное агентство Пинкертона, обладавшее самым большим досье на «короля грабителей», предпочло отмолчаться, что впоследствии сыграло немалую роль в его судьбе. Уорт категорически отрицал причастность к различным инкриминировавшимся ему преступлениям, а свой последний грабеж называл жестом отчаяния - у него якобы кончились средства к существованию. Его приговорили к семи годам заключения и отправили в Лёвенскую тюрьму.

Скорее всего Конан Дойл впервые услышал о существовании Уорта в июле 1893 года, когда уже принял решение избавиться от Холмса. 24 июля «Пэлл-Мэлл газетт» опубликовала статью, в которой раскрывала тайну дерзкой кражи семнадцатилетней давности, совершенной Уортом в галерее Агнью. Материалом для статьи стало интервью, взятое у Адама Уорта внештатным журналистом Марсендом из «Пэлл-Мэлл» в бельгийской тюрьме; тот сумел выудить у заключенного (который принял Марсенда за адвоката) признание, что эго именно он, Генри Раймонд, а в действительности Адам Уорт, «le Brigand International», выкрал в 1876 году знаменитую картину «Джорджина, герцогиня Девонширская» Гейнсборо. В статье описывалась жизнь Уорта и его преступления, что произвело на Лондон впечатление разорвавшейся бомбил. Поразило это и Конан Дойла.

Впрочем, его профессор даже внешне мало походил на Уорта, который был крепким, невысоким - всего 154 сантиметра, - носил бакенбарды. Дойлевский Мориарти, напротив, был настоящим викторианским злодеем: «Он очень тощ и высок. Лоб у него большой, выпуклый и белый. Глубоко запавшие глаза. Лицо гладко выбритое, бледное, аскетическое - что-то еще осталось в нем от профессора Мориарти. Плечи сутулые - должно быть, от постоянного сидения за письменным столом, - а голова выдается вперед и медленно, по-змеиному, раскачивается из стороны в сторону». Такая личность значительно лучше подходила на роль могильщика Шерлока Холмса. Великий Детектив погиб, и на десять лет Конан Дойл забыл и о Шерлоке Холмсе, и об Адаме Уорте.

Между тем Уорт был жив: в 1897 году, больной и растерявший всех бывших сообщников, он вышел из тюрьмы - на два года раньше срока. Некоторые члены его шайки отошли от дел, другие умерли, третьи сидели в тюрьме. Никто не встречал его дома: один из двух подельников по неудачному льежскому ограблению, которому Уорт поручил опекать жену и детей, воспользовался его отсутствием и принудил его жену Луизу к сожительству, методично спаивая ее и приучая к потреблению опиатов. Он постепенно распродавал имущество Уорта: яхту, лошадей, алмазы, а когда Луиза Раймонд превратилась в законченную алкоголичку и наркоманку, забрал все до последнего пенни и скрылся. Сошедшая с ума жена Уорта была помещена в психиатрическую лечебницу, а детей отправили в Америку к брату Адама.

Чтобы добыть средства к существованию, Уорт ограбил на 4000 фунтов ювелирный магазин и отправился в Америку, где обратился к Уильяму Пинкертону - он хорошо помнил, что Пинкертон отказался давать сведения о нем бельгийской полиции. Уорт просил о посредничестве в продаже картины Гейнсборо - теперь уже внуку прежнего владельца. Обмен состоялся в 1901 году. С вырученными деньгами (что, по одним сведениям, составляло порядка двадцати пяти тысяч долларов, а по другим - только пять) он возвратился с детьми в Лондон, где купил скромный дом и прожил в нем остававшиеся ему до смерти одиннадцать месяцев. Умер он 9 января 1902 года и был похоронен под именем Генри Раймонда.

В год возвращения портрета герцогини Девонширской Конан Дойл написал еще одну повесть о Холмсе - «Собаку Баскервилей», а спустя год был вынужден воскресить Великого Сыщика. Профессору Мориарти тоже пришлось еще раз скрестить шпаги с Шерлоком Холмсом - на этот раз в повести «Долина страха», действие которой происходит до роковой схватки у Рейхенбахского водопада. Толчком к появлению новой истории о Шерлоке Холмсе явилось, скорее всего, путешествие Дойла в мае - июне 1914 года в Нью-Йорк. Джеймс Хоран в книге «Пинкертоны - знаменитая детективная династия» (1967) утверждал, что в одном из трансатлантических путешествий Конан Дойл познакомился с Уильямом Пинкертоном, который здесь уже не раз упоминался. Точная дата этой встречи неизвестна, но вероятнее всего, она состоялась на борту атлантического лайнера на обратном пути писателя из Америки (в списке пассажиров парохода «Олимпия», на котором Дойл плыл в Америку, Пинкертон не числится). В пути американец потчевал Дойла рассказами о деяниях Пинкертонов, в том числе и о разгроме ирландской подпольной организации «Молли Магвайрс». Весьма вероятно, что речь шла и об Адаме Уорте, доверенным лицом которого оказался Уильям Пинкертон в деле возвращения картины Гейнсборо в галерею Агнью.

По возвращении в Англию Конан Дойл приступил к написанию «Долины страха», взяв за основу для второй части (истории «Метельщиков» и Берди Эдвардса) книгу Аллана Пинкертона «‘Молли Магвайрс’ и детективы», выпущенную в 1877 году и переизданную в 1886-м. Генеральный директор Агентства Пинкертонов Ральф Дадли утверждал в интервью, данном тому же Джеймсу Хорану, что Уильям Пинкертон пришел в ярость, прочитав «Долину страха». «Сперва он говорил, что подаст иск против Дойла, но затем остыл. Его рассердило, что Дойл, пусть даже и беллетризовавший эту историю, не посчитал нужным спросить разрешение у Пинкертона использовать его записки. Прежде они были хорошими друзьями, но с того дня их отношения стали натянутыми. Мистер Дойл послал несколько писем, пробуя уладить дело, и хотя У. А. П. посылал ему учтивые ответы, он больше не относился к мистеру Дойлу с прежней теплотой». Возможно, у Пинкертона был еще один повод для недовольства: наверное, он счел, что в первой части повести Дойл использовал уже его собственный труд - брошюру 1904 года «Адам Уорт по прозвищу Маленький Адам», в которой излагалась история Уорта.

Действительно, в «Долине страха» Конан Дойл опять прибегает к истории Адама Уорта (к эпизоду с кражей картины Гейнсборо) - в разговоре сыщика с инспектором Макдоналдом о профессоре Мориарти. Холмс спрашивает полицейского, заметил ли он картину Жана Батиста Грёза, висевшую в кабинете профессора. В ответ на недоумение инспектора по поводу того, как связано дело, которое они обсуждают, с картиной, Холмс сообщает следующее:

Даже такой прозаический факт, что в 1865 году картина Грёза «Девушка с ягненком» была продана на аукционе Портали за один миллион двести тысяч франков (что равняется более чем сорока тысячам фунтов), может подтолкнуть ваши мысли в новом направлении.

Предполагалось, что столь большая сумма, вырученная за картину, уже сама по себе напоминала читателям о краже, совершенной Уортом, но Конан Дойл еще и обыграл название картинной галереи Агнью - в оригинале картина Грёза названа по-французски: «La Jeune Fille ? I`Agneau». Далее в разговоре Холмс подводит Макдоналда к выводу, что картина попала к профессору Мориарти незаконным путем:

Она свидетельствует о том, что ее владелец - человек весьма богатый. Как он приобрел свое богатство? Он не женат. Его младший брат работает начальником железнодорожной станции на западе Британии. Научная работа приносит ему семьсот фунтов в год. И однако у него есть полотно Грёза.

И значит - что?

По-моему, вывод напрашивается.

То есть что он имеет большие доходы, и, судя по всему, незаконные?

Две мировые войны и возникновение новых, еще более могущественных преступных организаций совершенно стерли память об Адаме Уорте, а вот профессор Мориарти, в отличие от своего прототипа, благодаря таланту Конан Дойла, избежал забвения. Как воплощение зла он продолжает существовать не только в памяти читателей Конан Дойла, но и в многочисленных фильмах и книгах, споря своей известностью с другими литературными, кинематографическими и реальными преступниками.

Из книги Где небом кончилась земля: Биография. Стихи. Воспоминания автора Гумилев Николай Степанович

Адам Адам, униженный Адам, Твой бледен лик и взор твой бешен, Скорбишь ли ты по тем плодам, Что ты срывал, еще безгрешен? Скорбишь ли ты о той поре, Когда, еще ребенок-дева, В душистый полдень на горе Перед тобой плясала Ева? Теперь ты знаешь тяжкий труд И дуновенье смерти

Из книги Менделеев автора Беленький Михаил Давыдович

Глава десятая РУССКИЙ ПРОТОТИП «Погиб мой умница, любящий, мягкий, добродушнейший сын-первенец, на которого я рассчитывал возложить часть своих заветов, так как знал неизвестные окружающим высокие и правдивые, скромные и в то же время глубокие мысли на пользу родины,

Из книги Письма русской жены из Техащины автора Селезнева-Скарборо Ирина

Форт Уорт - ковбойская столица Техаса Форт Уорт современный, большой по американским меркам (полмиллиона жителей) и красивый город. Но мы в нем не задержались, потому что торопились в его историческую часть с экзотическим названием «Скотный двор». А по-хорошему здесь

Из книги Склонен к побегу автора Ветохин Юрий Александрович

Глава 68. Ставрогин - прототип Ленина Роман «Бесы» - это удивительное пророчество о захвате власти коммунистами. Эта книга настолько мудрая, что чем больше ее изучаешь, тем больше обнаруживаешь ранее скрытых фактов, которые перекликаются с современностью, - и так без

Из книги Ключи счастья. Алексей Толстой и литературный Петербург автора Толстая Елена Дмитриевна

Где прототип этого ключа? По нашей гипотезе, в том же самом романе Новалиса, где фигурирует и голубой цветок. Новалис умер молодым, не закончив романа; план окончания «Гейнриха фон Офтердингена» вкратце изложил его старший друг Людвиг Тик. В конспективном изложении Тика,

Из книги Великие истории любви. 100 рассказов о большом чувстве автора Мудрова Ирина Анатольевна

Адам и Ева Прародители человечества - мужчина и женщина - созданы «по образу и подобию Божьему» в конце шестого дня творения, и им дано господствовать над всей землей и живыми существами.Человек был сотворен по образу Божьему и внешне, и по характеру. Бог вылепил

Из книги Мяч, оставшийся в небе. Автобиографическая проза. Стихи автора Матвеева Новелла Николаевна

Адам и Ева - Нет! - сказала Ева. - Я упряма: Я не выйду замуж за Адама! ????????????- Но почему и отчего? - ????????????Скажи мне, будь добра! ????????????- Да он калека! - у него????????????Недостаёт

Из книги Свами Вивекананда: вибрации высокой частоты автора

Из книги Свами Вивекананда: вибрации высокой частоты. Рамана Махарши: через три смерти (сборник) автора Николаева Мария Владимировна

Индуизм – прототип всеобщей религии Как ни странно, но предубеждения против индуизма, которые Вивекананда силился изгладить более века назад во мнении западного общества, вовсе не исчезли. Индия стала местом паломничества для любителей йоги и тантры, а что касается

Из книги Шерлок [На шаг впереди зрителей] автора Бута Елизавета Михайловна

Джим Мориарти Каждой сказке нужен старый добрый злодей. Джим

Из книги Шерлок Холмс автора Мишаненкова Екатерина Александровна

Эндрю Скотт о Мориарти Я нужен тебе, без меня ты ничто. Мы одинаковые – ты и я. Только ты скучный. Ты на стороне ангелов. Джим Мориарти Поскольку внешне я отличаюсь от человека, которого вы бы выбрали на роль Мориарти, взять меня на эту роль было очень неожиданным ходом со

Из книги Флобер автора Фоконье Бернар

Прототип Шерлока Холмса - доктор Джозеф Белл В 1876 году Конан Дойл решил стать врачом и поступил в Эдинбургский университет, где одним из его преподавателей стал доктор Белл, чья личность произвела на будущего писателя огромное впечатление.Доктор Белл в своей работе

Из книги Сэлинджер автора Шилдс Дэвид

Шерлок Холмс и Мориарти Любому, кто смотрел хотя бы один фильм о Шерлоке Холмсе, хорошо известно, что главный враг великого сыщика - профессор Мориарти. Однако из шестидесяти произведений о Холмсе, зловещий профессор появляется только… в одном. Это рассказ «Последнее

Из книги автора

Адам Уорт - прототип профессора Мориарти Вероятно, Мориарти, как и другие герои Конан Дойла, собирательный образ. Однако основным его прототипом по мнению большинства исследователей является Адам Уорт. Во всяком случае, это именно он имел прозвище «Наполеон преступного

Из книги автора

ПРОТОТИП ГЛАВНОЙ ГЕРОИНИ РОМАНА Кто прототип главной героини романа? Луиза Коле или Эмма Бовари? Без всякого сомнения, и та и другая. Для Гюстава начались пять лет наслаждения и адских мучений. За это время из-под его пера выйдет самый знаменитый во всей французской

Из книги автора

Глава 9 Прототип Эсме Сэлинджер встречает четырнадцатилетнюю Джин Миллер и на протяжении пяти последующих лет переписывается с нею, ухаживает за нею и соблазняет ее. Та же модель отношений с молоденькими девушками повторяется на протяжении всей жизни писателя: он

$1 млн, полученного в результате ограбления банка, оказалось достаточно, чтобы раскрутить подпольное казино в Париже, а затем создать крупнейшую для своего времени криминальную сеть, опутавшую Лондон. Все эти преступные подвиги совершил человек, которого звали Адам Уорт (на фото ниже).

Современники называли его Наполеоном преступного мира, а создатель Шерлока Холмса Артур Конан Дойль срисовал с него своего профессора Мориарти.

Профессия - дезертир


В 1891 году сэр Артур Конан Дойль задумал неслыханное злодейство. Он решил избавиться от надоевшего ему Шерлока Холмса, но собирался сделать это так, чтобы гениальный сыщик погиб, совершив какой-нибудь великий подвиг. Писателю понадобился персонаж, равный Холмсу по умственным способностям, но при этом воплощающий абсолютное зло, дабы гениальный сыщик умер, успев его уничтожить. Конан Дойль услышал, что высокопоставленный офицер Скотленд-Ярда сэр Роберт Андерсон называет одного из преступников Наполеоном преступного мира. Этого преступника звали Адам Уорт. Вскоре Конан Дойль опубликовал рассказ, в котором Шерлок Холмс погибал, увлекая зловещего профессора Мориарти на дно Рейхенбахского водопада.

Адам Уорт появился на свет в 1844 году в бедной еврейской семье то ли Верт, то ли Вирц, проживавшей где-то в пределах Пруссии. Когда в 1849 году семья перебралась в США, фамилию было решено изменить на английский манер, и с тех пор семейство звалось Уорт. Отец Адама открыл небольшую швейную мастерскую в Кембридже, штат Массачусетс.

В семье было трое детей: старший Джон, средний Адам и младшая Гарриет. Прокормить их всех было непросто, поэтому каждый цент был на счету. Маленький Адам далеко не сразу понял цену денег. Однажды школьный приятель показал ему новенькую сияющую монету и предложил обменять ее на две старые затертые монеты того же достоинства. Адам с радостью согласился и пошел домой хвастаться удачной сделкой. Отец был в ярости и примерно наказал сына. Впоследствии Уорт утверждал: «После того случая я больше никому не позволял себя одурачить». Точнее было бы сказать, что в роли обманщика отныне выступал он сам.

В Кембридже располагался знаменитый Гарвардский университет, так что в городе постоянно можно было наблюдать веселых и хорошо одетых молодых людей, нередко швырявшихся деньгами. Адам Уорт смотрел на них со смесью зависти и восхищения. Многие его сверстники мечтали о деньгах и роскоши, но Уорту этого было мало. Он страстно желал быть джентльменом с изящными манерами и утонченным вкусом. Ему хотелось одеваться по последней моде, вести светскую жизнь и блистать в высшем обществе. Однако сыну портного была уготована совсем иная участь. Не желая мириться со своей долей, 14-летний Адам сбежал из дома и перебрался в соседний Бостон, где, судя по всему, вел жизнь уличного бродяги и перебивался случайными заработками и кражами. В 16 лет он переехал в Нью-Йорк и вскоре устроился работать продавцом в магазине. Это был первый и последний случай, когда Адам Уорт зарабатывал на жизнь честным трудом. 12 апреля 1861 года в США началась Гражданская война, и юный Уорт предпочел скучной работе в пыльной лавке жизнь, полную опасностей и приключений.

Поначалу армия северян набиралась из добровольцев, причем каждому завербовавшемуся полагалась денежная награда. Уорт солгал о своем возрасте, заявив вербовщикам, что ему уже исполнился 21 год, получил свои деньги и был зачислен в 34-й Нью-Йоркский полк легкой артиллерии. В полку он проявил смелость, ответственность и солдатскую смекалку, так что через несколько месяцев после зачисления уже носил капральские, а затем и сержантские нашивки. Вскоре Уорт командовал батареей.

28 августа 1862 года полк Уорта принял участие в крупном сражении при Булл-Ране. Победа досталась конфедератам, а северяне понесли тяжелые потери. Уорт попал в госпиталь с ранением, а вскоре обнаружил себя в списке погибших. Бравый сержант недолго думал, что ему предпринять: остаться честным служакой и вернуться к своим боевым товарищам или же попытаться заработать денег на своей «смерти». Уорт выбрал второе. Он снова завербовался в армию под другим именем и снова получил заветную награду. Затем он еще несколько раз повторял тот же фокус - дезертировал, а потом снова изображал добровольца и получал награду. Профессиональных дезертиров вроде него в те времена развелось довольно много. Их называли прыгунами, и при поимке их ждал трибунал. Розыском «прыгунов» занимались агенты Пинкертона, славившиеся своим профессионализмом в сыскном деле, так что ремесло Уорта было весьма опасным. В конце войны он решил окончательно дезертировать и, в очередной раз сбежав из части, вернулся в Нью-Йорк. Здесь его ждала новая жизнь, к которой он был уже вполне готов.

Нью-Йорк 1865 года был, пожалуй, самым коррумпированным и криминальным городом США. Население города составляло порядка 800 тыс. человек, из которых, по данным властей, 30 тыс. занимались воровством, а 20 тыс.- проституцией. В Нью-Йорке было около 3 тыс. питейных заведений, 2 тыс. игорных домов и бессчетное количество борделей и воровских притонов. Власть в мегаполисе была сосредоточена в руках ирландской мафии, которая по своему произволу смещала и назначала чиновников, судей и депутатов. В криминальном мире тем временем заправляли колоритные авторитеты с красноречивыми кличками Свинья Донован, Гип Кровища, Эдди Чума, Джек Сожри-их-всех и прочие подобные фигуры. Город был поделен между бандами с не менее яркими названиями: «Тараканья стража», «Сорок воров», «Скотобойцы».

Молодой Уорт чувствовал себя в этом мире как рыба в воде. Он уже прекрасно умел воровать, лгать и при случае уходить от погони. К тому же в армии его научили командовать людьми, так что он мог рассчитывать на успешную криминальную карьеру. Вскоре Уорт сколотил банду и начал организовывать небольшие кражи. Его банда действовала в основном в районе Манхэттена и со временем добилась некоторой известности в преступном мире. Удача недолго сопутствовала ему. В один прекрасный день Уорт попался с поличным при попытке украсть деньги из почтового вагона. Он был приговорен к трем годам лишения свободы, но через несколько недель бежал из тюрьмы, перебравшись через ограду и добравшись вплавь до баржи, шедшей по реке Гудзон.
Уорт понял, что если он и дальше будет работать без покровительства кого-то из криминальных королей Нью-Йорка, то вскоре снова попадется и уже так легко не отделается. Вскоре он нашел себе покровителя, способного по достоинству оценить все его таланты.

Украсть миллион


Фредерика Мандельбаум, как и Уорт, происходила из прусских евреев. Прибыв в США в 1848 году, она вместе с мужем открыла бакалейную лавку, которая в действительности была лишь прикрытием для бизнеса совсем иного рода. Настоящий доход ей давала скупка краденого. В 1866 году Мамаша Мандельбаум была одной из крупнейших скупщиц в Нью-Йорке. Эта полная 48-летняя женщина не только обеспечивала сбыт похищенных вещей, но и сама организовывала преступления, раздавая ворам заказы. Более того, Мамаша была настоящей теневой светской львицей. Она держала салон, в котором принимала сливки криминального мира. В ее роскошном особняке собирались самые искусные воры, мошенники и грабители. Здесь блистала похитительница бриллиантов Черная Лена Кляйншмидт, сюда захаживал взломщик Макс Шинбрун по прозвищу Барон, известный аристократичными манерами и невероятным апломбом, здесь же бывал Чарльз Буллард, известный как Чарли Пианино. Буллард был хорошим пианистом, хотя и пьяницей, но использовал свой музыкальный слух, подбирая коды к сейфам. Во время пышных приемов в доме Мамаши Мандельбаум Чарли Пианино садился за рояль и вдохновенно исполнял этюды Шопена. Среди посетителей салона были также коррумпированные судьи, адвокаты, политики и полицейские, так что светская жизнь била ключом.

Уорту однажды удалось попасть в число приглашенных в дом Мамаши Мандельбаум. Он произвел хорошее впечатление на хозяйку и стал работать на нее. Покровительство Мамаши давало ощутимые преимущества. Во-первых, проблема сбыта добычи была решена, во-вторых, в ее салоне можно было заводить полезные знакомства, в-третьих, Мандельбаум всегда старалась помочь своим людям, попавшим в неприятности. Она оплачивала услуги самых ловких адвокатов, раздавала взятки и даже организовывала побеги заключенных. Уорт не обманул надежд покровительницы. Он провернул несколько дерзких краж, одна из которых была особенно удачной. Однажды ему удалось похитить из офиса страховой компании облигации на сумму $20 тыс.

В 1869 году Чарли Пианино попался, и Мамаша решила вытащить его из камеры, чего бы это ни стоило. С заключенными была налажена связь, и вскоре под стенами тюрьмы Уайт-Плейнс началось строительство тоннеля. Буллард копал из своей камеры, а снаружи ему навстречу двигались Уорт и Макс Шинбрун. Побег удался, и благодарный Чарли Буллард навсегда стал верным другом Адама Уорта. Шинбрун, напротив, терпеть не мог Уорта и до конца своих дней завидовал его воровской удаче.

После истории с побегом Уорт и Буллард стали компаньонами. Изобретательность Уорта и искусство Булларда в обращении с сейфами давали прекрасный результат. Осенью 1869 года друзья решились на большое дело. Мишенью был выбран Boylston Bank в Бостоне. Компаньоны сняли здание, примыкавшее к стене банка. Здесь они открыли фальшивую контору, которая якобы торговала тонизирующими напитками. На самом деле Уорт и Буллард постепенно разбирали стену, отделявшую их от банковского хранилища. 20 ноября 1869 года работа была завершена. После закрытия банка грабители просверлили в стенке сейфа несколько отверстий и выпилили проход, достаточный для того, чтобы Уорт смог пробраться внутрь. Той ночью из хранилища Boylston Bank было похищено наличности и ценных бумаг на $1 млн.
Уорт и Буллард спешно покинули Бостон и вернулись в Нью-Йорк, но оставаться в США было для них теперь небезопасно. Ограбленные банкиры наняли агентов Пинкертона, а если эти сыщики хотели кого-нибудь найти, то рано или поздно находили. Компаньоны решили бежать из страны и вскоре уже плыли в Европу на пароходе «Индиана».

Париж всегда Париж


В начале 1870 года новоиспеченные миллионеры прибыли в Ливерпуль. Здесь Уорт назвался финансистом по имени Генри Джадсон Рэймонд, а Буллард стал нефтепромышленником Чарльзом Уэллсом. Они жили на широкую ногу, предаваясь всем возможным развлечениям. Здесь же они встретили любовь своей жизни. 17-летняя Китти Флинн работала официанткой в баре. Несмотря на свой юный возраст, она была уже довольно опытной воровкой и жаждала денег и красивой жизни. Уорт и Буллард признались ей в любви, и она ответила взаимностью им обоим. Друзья решили не ссориться из-за Китти, предоставив ей самой сделать окончательный выбор. Пока же девушка жила то с одним из них, то с другим. В итоге Китти выбрала Булларда и вышла за него замуж. Уорт не обиделся и даже сделал молодоженам роскошный свадебный подарок. Он похитил из крупного ливерпульского магазина £25 тыс. и подарил их новобрачным.

Уорт и Буллард были богаты, но они прекрасно понимали, что без разумных инвестиций деньги рано или поздно кончатся. В 1871 году они решили действовать. В ту пору Франция только что проиграла Франко-прусскую войну, а в Париже подходила к концу кровавая эпопея Парижской коммуны. Власти еще не успели расстрелять всех коммунаров, когда на улицах Парижа появилась странная троица, изъяснявшаяся по-английски. Уорт, Буллард и Китти прибыли в разоренную французскую столицу, чтобы ловить рыбку в мутной воде.
Вскоре недалеко от еще не достроенного здания Гранд-опера появился роскошный ресторан под названием American Bar. На первом и втором этажах гости могли наслаждаться изысканными кушаньями и американскими коктейлями, еще неизвестными в Европе, а на третьем этаже располагался нелегальный игорный дом. Когда в дверях заведения появлялись полицейские, игорные столы задвигались в тайники, устроенные за стенами и под полом.

Китти играла роль хозяйки, а Чарли Пианино развлекал гостей фортепьянными концертами. Адам Уорт мог похвастаться солидной внешностью и носил роскошные усы, переходящие в пышные бакенбарды, так что роль метрдотеля досталась именно ему. Он чинно расхаживал по сверкающим залам своего заведения, обменивался любезностями с гостями и заодно заводил полезные знакомства. American Bar стал весьма популярным местом среди международных преступников высшей категории. Здесь бывали голландец Чарльз Беккер по прозвищу Царапина, который так ловко подделывал документы, что сам не мог потом отличить их от подлинников, известный грабитель банков Джозеф Чепмен, мошенник Карло Сисикович, которого все считали русским, взломщик Джо Элиот по кличке Малыш и многие другие. Впоследствии все эти люди согласились работать на Уорта, но в те веселые дни в опустошенном Париже об этом еще никто из них не помышлял.

В 1873 году в American Bar явился гость, которого не ждали. Это был Уильям Пинкертон - сын самого Аллана Пинкертона, основателя знаменитого сыскного агентства. Уорт и Пинкертон сразу узнали друг друга. Американские сыщики не могли арестовывать преступников на территории Франции, но Пинкертону ничто не мешало донести на Уорта французским властям. Сыщик и вор уселись за одним столиком и мило побеседовали за бокалом лучшего французского вина. Пинкертон дал понять, что знает об Уорте все - начиная с его первого дезертирства и заканчивая ограблением банка в Бостоне. Сыщик откланялся, а Уорт понял, что в Париже становится небезопасно.

American Bar было решено закрыть, но Уорт не мог покинуть Францию, не провернув последнего дела. Накануне отъезда он обокрал торговца алмазами, имевшего неосторожность во время игры в рулетку поставить на пол чемодан с драгоценными камнями. Пока Уорт заговаривал ему зубы, Джо Элиот подменил чемодан. Стоимость украденных алмазов составила £30 тыс.

Похищение «Герцогини»


В рассказе «Последнее дело Шерлока Холмса» гениальный сыщик говорил о Мориарти: «Он - Наполеон преступного мира, Ватсон. Он - организатор половины всех злодеяний и почти всех нераскрытых преступлений в нашем городе… У него первоклассный ум. Он сидит неподвижно, словно паук в центре своей паутины, но у этой паутины тысячи нитей, и он улавливает вибрацию каждой из них. Сам он действует редко. Он только составляет план. Но его агенты многочисленны и великолепно организованы». Это описание преступного сообщества как нельзя лучше соответствует тому, что намеревался создать Уорт, перебравшись в Лондон вместе с Буллардом и Китти.

Сердце Британской империи мало походило на бандитский Нью-Йорк, и все же воров и мошенников здесь было великое множество. Уорт собирался стать для них кем-то вроде Мамаши Мандельбаум или даже чем-то большим. Вскоре он начал действовать.

Для начала Уорт купил особняк к югу от города. Здесь было все, что полагалось иметь истинному джентльмену: дорогая мебель, богатая библиотека, теннисный корт, боулинг, галерея для стрельбы по мишеням, конюшня с десятью скакунами, предназначенными для выступлений на скачках, и прочие признаки достатка и высокого социального статуса. Затем он снял квартиру в центре Лондона, откуда было удобно вести дела, и взялся за строительство своей криминальной империи.

Уорт сколотил вокруг себя банду из преступников высшего класса. В его ближний круг вошли Чарли Пианино, Царапина, Малыш, Карло Сисикович и Джозеф Чепмен. Уорт планировал кражи, аферы и ограбления, а потом поручал своим подручным найти подходящих исполнителей. Наполеон преступного мира требовал, чтобы его люди воздерживались от насилия. Уорт наставлял: «Человек с мозгами не имеет права носить оружие. Упражняйте свой мозг!» Впрочем, Уорту оружие было и не нужно, ведь его повсюду сопровождал камердинер - бывший борец по имени Барахольщик Джек. Этот громила, заслуживший свою кличку тем, что все время таскал в карманах всякую дрянь, не отличался большим умом, но зато мог поколотить кого угодно.

Шерлок Холмс говорил о Мориарти: «Гениально и непостижимо. Человек опутал своими сетями весь Лондон, и никто даже не слышал о нем. Это-то и поднимает его на недосягаемую высоту в уголовном мире». Уорт был точно так же вездесущ и неуловим, но если его литературный двойник отсиживался где-то «в центре своей паутины», то сам он посещал концерты в Альберт-холле, королевские скачки в Аскоте и наслаждался всеми радостями жизни, какие викторианский Лондон мог предложить богатому джентльмену с изысканным вкусом.

В докладе агентства Пинкертона говорилось, что Уорт «практикует все формы преступлений: изготовление фальшивых чеков, мошенничество, подлог, взлом сейфов, дорожные ограбления, ограбления банков… и все это при полной безнаказанности». Разумеется, Уильям Пинкертон поставил Скотленд-Ярд в известность о том, кем является Уорт на самом деле, но доказать его причастность к преступлениям было решительно невозможно. Инспектор Скотленд-Ярда Джон Шор поклялся изловить Уорта и посадить в тюрьму, но при этом действовал с неуклюжестью литературного Лестрейда. К тому же Уорт располагал сетью осведомителей: два детектива Скотленд-Ярда и один адвокат регулярно докладывали ему о каждом шаге незадачливого инспектора.

Пару раз Уорт был опасно близок к провалу. Сначала он попытался трудоустроить своего старшего брата Джона. Он поручил брату отправиться в Париж и обналичить фальшивый чек, изготовленный Царапиной. Адам запретил Джону заходить в банк Meyer & Company, потому что это учреждение не так давно было обмануто подобным образом. Именно в этот банк Джон Уорт и отправился, где, разумеется, был пойман с поличным. Адам истратил немало денег на адвокатов, чтобы вытащить брата из тюрьмы, а потом посадил его на пароход и отправил домой в Америку. В другой раз в беду попал почти весь актив организации Уорта. Элиот, Беккер, Чепмен и Сисикович попались с фальшивыми ценными бумагами в Турции и угодили в османскую тюрьму. Инспектор Шор уже потирал руки и намеревался добиться экстрадиции преступников, но Уорт оказался быстрее. Он раздал на взятки турецким чиновникам большую часть состояния, но выкупил своих людей.

Время от времени Уорт сам совершал кражи. Делал он это отчасти из спортивного интереса, отчасти из желания подтвердить свою репутацию искусного вора. В 1876 году он совершил настоящую кражу века. За год до того весь Лондон был взбудоражен известием о том, что на аукционе Christie`s будет продана картина кисти Гейнсборо, давно считавшаяся утерянной. Картина была написана в 1787 году и называлась «Джорджиана, герцогиня Девонширская». Сама леди Джорджиана была весьма распутной дамой, и теперь, через 70 лет после ее смерти, все газеты снова писали о ее скандальных похождениях. Предпродажная пиар-кампания была настолько мощной, что о картине не говорил только ленивый. В итоге работу Гейнсборо купил арт-дилер Уильям Эгню, уплатив за нее 10 тыс. гиней, что соответствует сегодняшним $600 тыс. Сейчас, когда картины продаются за десятки миллионов, такая сделка не кажется слишком крупной, но по тем временам сумма выглядела просто фантастической. Эгню намеревался перепродать картину клану Морганов, который находился в дальнем родстве с непутевой герцогиней, но его планам не суждено было сбыться.

В ночь на 27 мая 1876 года Уорт украл картину. В деле участвовали Барахольщик Джек и Малыш, но их работа ограничивалась стоянием на стреме. Уорт лично пробрался в комнату, где хранился шедевр, и похитил его.

Продать картину такой ценности было совершенно невозможно, и поэтому Уорт лишь перепрятывал ее из одного места в другое. Подельники устали ждать своей доли, и Барахольщик Джек даже попытался сдать Уорта полиции, но Наполеон преступного мира легко разоблачил его незатейливый план. Так Адам Уорт стал тайным владельцем шедевра Гейнсборо. Через много лет похищенная «Герцогиня» спасет его от нищеты и одинокой старости.

Рейхенбахский водопад


Криминальная карьера Уорта продолжалась. Однажды, например, он и еще двое подельников обчистили почтовый вагон, в котором находились испанские и египетские облигации на 700 тыс. франков. В другой раз Уорт решил поближе познакомиться с алмазными полями Южной Африки и отправился в Кейптаун. Здесь вор-интеллектуал решил было переквалифицироваться в разбойника и попытался ограбить дилижанс с алмазами. Буры, охранявшие повозку, едва его не пристрелили, и горе-грабитель насилу унес ноги. Уорт решил вернуться к принципам ненасилия, и на этот раз все получилось. Он узнал, что время от времени алмазы оставляют в сейфе, расположенном на почтовой станции. Уорт подружился с престарелым почтмейстером, развлекая его игрой в шахматы, и незаметно снял слепки с ключей от хранилища. Остальное было делом техники. В Европу Уорт вернулся с чемоданами, набитыми алмазами.

В 1880-е годы Уорт был вполне счастлив и доволен собой. Он был богат, его принимали в приличном обществе, а инспектор Шор по-прежнему не мог найти ни одной улики против него. Он женился на бедной девушке по имени Луиза Больян, которая родила ему сына Генри и дочь Беатрис. «Герцогиня Девонширская» больше не жгла ему руки: он нашел способ вывезти картину в США и спрятать ее там в надежном месте. Его, правда, беспокоила судьба друга. Китти ушла от Булларда и уехала в Америку, где вышла замуж за миллионера. Чарли Пианино и раньше прикладывался к бутылке, а теперь и вовсе начал спиваться. Оставлять его в деле было просто опасно. В итоге Буллард тоже уехал в США, где снова связался с Бароном.

Общую картину счастья не омрачила даже новая встреча с Уильямом Пинкертоном. Два почтенных джентльмена раскланялись и купили друг другу выпивку. Уорт и Пинкертон беседовали в баре как старые товарищи и в некотором смысле коллеги, глубоко уважающие профессионализм друг друга. Прощаясь, Уорт с чувством сказал: «Сэр, я полагаю, что инспектор Шор - беспомощный идиот. Вас же и ваших людей я глубоко уважаю. Я просто хочу, чтобы вы знали это».

Крах Наполеона наступил совершенно неожиданно. В 1892 году Барон и Чарли Пианино объявились в Бельгии. Они попытались ограбить банк, но попались и сели в тюрьму. Уорт отправился в Льеж, надеясь выкупить друга, но опоздал. Чарльз Буллард умер в камере. Эта смерть глубоко потрясла Уорта. То, что он сделал дальше, было совершенно не в его стиле. Уорт задумал украсть коробку с деньгами из движущейся почтовой кареты, причем готовился к преступлению крайне небрежно, а подельников нашел неопытных и ненадежных. Кажется, он просто пытался отомстить Бельгии за смерть Булларда. В назначенный час он вскочил в почтовую карету, но был пойман с поличным, поскольку его сообщники, завидев полицейских, просто убежали, не подав ему сигнал.
Уорт попал на скамью подсудимых. Инспектор Шор с ликованием направил в Бельгию свое досье на криминального короля Лондона, но это мало повлияло на решение суда, поскольку настоящих доказательств вины Уорта у него по-прежнему не было. Они были у Уильяма Пинкертона, но тот хранил гробовое молчание. Руку помощи протянула Китти Флинн, ставшая к тому времени очень богатой вдовой. Она помогла найти хороших адвокатов и организовать защиту.

В 1893 году Адам Уорт был осужден на семь лет по единственному доказанному эпизоду с ограблением кареты. Но худшее только начиналось. Уорт поручил позаботиться о своей семье одному из своих подручных, который просто ограбил и изнасиловал его жену. Несчастная женщина сошла с ума и была помещена в лечебницу для душевнобольных. Детей забрал в Америку его брат Джон.
Уорт был выпущен из тюрьмы в 1897 году за хорошее поведение. У него больше не было ни друзей, ни семьи. Зато у него был план. Вернувшись в Лондон, он обокрал ювелирный магазин на £4 тыс. и тут же отправился в США. Он навестил брата и детей, а потом оставил их, сказав, что в Америке у него осталось два друга. Он имел в виду Уильяма Пинкертона и «Джорджиану, герцогиню Девонширскую».
Пинкертон был немало удивлен, когда к нему на прием явился человек, которого он так долго пытался поймать. У Адама Уорта было деловое предложение. Он обещал вернуть «Джорджиану» законным владельцам при условии, что Пинкертон поможет ему получить выкуп. По сути Уорт предлагал главному сыщику США помочь ему реализовать краденое добро. Уильям Пинкертон подумал и согласился.

Уильям Эгню получил своего Гейнсборо, уплатив $25 тыс. Сумма была намного меньше, чем Уорт обычно получал за свои махинации, но он был и тому рад. Забрав детей, он уехал в полюбившийся ему Лондон, где доживал свои дни, ведя жизнь, достойную небогатого пожилого джентльмена, отошедшего от дел.

8 января 1902 года Адам Уорт скончался. Теперь вступало в силу последнее обещание, данное ему Уильямом Пинкертоном. Сын Уорта Генри был принят на работу в сыскное агентство Пинкертона и сделал там неплохую карьеру.

Давайте я вам еще напомню по теме вот что: знаете ли вы или например что из себя представлял . И конечно уже все знают, что Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Продолжая смотреть на сайте, я часто задумываюсь, а кто, собственно здесь положительные герои, а кто отрицательные? И не могу четко ответить на этот вопрос. Казалось бы, самые отрицательные герои, в последствии, совершают очень хорошие поступки, а герои, казалось бы, положительные - совсем наоборот.

Виды Профессор Мориарти
Профессор Мориарти

Профессор Джеймс Мориарти (англ. Professor James Moriarty) - глава мощной криминальной организации, гений криминального мира. Профессор Мориарти был мыслителем лондонского преступного мира и главной целью Шерлока Холмса. По его собственному признанию, он считал, что если бы поймал Мориарти, то мог бы ути на заслуженный отдых.

Источник: рассказ «Последнее дело Холмса»

Вид: >Мафиози, гангстеры, бандиты и прочая организованная преступность
, Злодеи советского кино

В итоге Шерлок Холмс в схватке у Рейхенбахского водопада побеждает Мориарти и сбрасывает его с пропасти. Причем, Холмс подстраивает все таким образом, что все думают что они упали вместе.

Вот как описывает его Шерлок Холмс:

"Он происходит из хорошей семьи, получил блестящее образование и от природы наделён феноменальными математическими способностями. Когда ему исполнился двадцать один год, он написал трактат о биноме Ньютона, завоевавший ему европейскую известность. После этого он получил кафедру математики в одном из наших провинциальных университетов, и, по всей вероятности, его ожидала блестящая будущность. Но в его жилах течёт кровь преступника. У него наследственная склонность к жестокости. И его необыкновенный ум не только не умеряет, но даже усиливает эту склонность и делает её ещё более опасной. Тёмные слухи поползли о нём в том университетском городке, где он преподавал, и в конце концов он был вынужден оставить кафедру и перебраться в Лондон, где стал готовить молодых людей к экзамену на офицерский чин…"

Также, Холмс описывает его как «Наполеона преступного мира». Данная фраза заимствована Артуром Конан Дойлем от одного из инспекторов Скотланд-Ярда по делу Адама Ворта - международного преступника XIX века, который послужил прототипом литературного Мориарти.

Кроме того, имеется описание внешности Мориарти: Этот человек удивительно похож на пресвитерианского проповедника, у него такое худое лицо, и седая шевелюра, и высокопарная речь. Прощаясь, он положил мне руку на плечо - прямо отец родной, благословляющий сына на встречу с жестоким, холодным миром.

По материалам: . wikipedia. org

30,Поиск Виды персонажей class=avid >Смотреть все /i>

Уильям Белл - персонаж сериала "Грань"

Давний партнер Уолтера Бишопа по лаборатории, ныне глава «Мэссив Дай...

Дубровский Андрей Гаврилович - второстепенный герой романа Пушкина "Дубровский"

Дубровский Андрей Гаврилович - отец главного героя романа, Владимира А...

Троекуров Кирила Петрович - герой романа Пушкина "Дубровский"

Троекуров Кирила Петрович - один из основных героев романа Пушкина Ду...

Евгений Базаров - герой романа «Отцы и дети»

Действие романа происходит летом 1859 года. Моло...

Евгений Онегин - характеристика героя

Герой романа в стихах А. С.Пушки...

Капитан Джек Воробей

Пират Джек Воробей - колоритный, манерный пиратс...

Lunasvet.

Наверно отрицательные герои нравятся потому, что они первое красивые, второе они все имеют грустную историю, в третьих они должны быть умными, в четвертых он должен быть несчастным и одиноким. Но я думаю что, отрицательные герои они загадочные, смелые, но жаль, что иногда эти герои часто погибают в конце фильма или в конце аниме... Но не которые герои осознают свою вину и начинают бороться за сторону добра.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Профессор Мориарти . И в закладках появилось готовое сочинение.