Акрополь. Храмы Акрополя: Парфенон, Эрехтейон, Ники Аптерос. Храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы)

Храм Ники Аптерос (то есть бескрылой победы) -- древнегреческий храм на афинском Акрополе, находящийся на юго-западе от Пропилей. Построен Калликратом в 427--421 годах до н. э. по проекту 450 года до н. э. Храм посвящён Афине-Нике (др.-греч. Бизн? НЯкз -- Афина-Победительница). Постройка представляет собой амфипростиль с двумя ионическими портиками по четыре колонны. Стилобат имеет три ступени. На непрерывном ионическом фризе изображались эпизоды Греко-персидских войн и боги -- Афина, Посейдон и Зевс. Храм выполнен из мрамора. Внутри стояла статуя Афины, держащая в одной руке шлем, в другой -- гранат -- символ победоносного мира.

Этот маленький храм был построен в 427-424 до н.э. по проекту архитектора Калликрата. Он находится на платформе, в юго- западной стороне Акрополя. Он имеет с обоих торцов по четыре ионические колонны, на которых покоится архитрав. Его фризы украшают прекрасные рельефы, изображающие конференции богов и других мифологических сцены на восточных и южных сторонах, и картины сцен сражений с другой стороны. Большинство фриз были разрушены, но некоторые части,такие, как изображение богини Ники (Победы) завязывающей свою сандалию, выставлены в музее Акрополя.

Храм Ники Аптерос был приютом изумительной статуи богини Афины держащей в правой руке гранат, символизирующей плодородие, и шлем - символ войны в левой руке. Храм подвергался разрушению дважды: один раз его демонтировали турки в 1686 году и другой раз, после 1936 года, когда разрушилась платформа. Таким образом, храм перестраивался два раза.

Храм Ники Аптерос - это прекрасный памятник классического греческого искусства. Отсюда можно полюбоваться прекрасным и захватывающим видом на Афины.

Лучший вид на храм открывается от Пропилеи.

Пропилеи (от греч. propylaion -- преддверие, вход) пропилон, парадный проход, проезд, образованный портиками и колоннадами, расположенными симметрично оси движения. П. характерны для архитектуры Древней Греции (известны уже в эпоху Эгейской культуры (См. Эгейская культура )), сооружались при главном входе на Акрополь или на священный участок (теменос). Выдающимся памятником древнегреческой архитектуры эпохи высокой классики являются П., оформляющие вход на акрополь в Афинах (437--432 до н. э., архитектор Мнесикл ). Позже П. почти не строились. В 19 в. к этому типу сооружений обращались архитекторы классицизма (например, П. в Мюнхене, 1846--60, архитектор Л. Кленце). Во 2-й половине 19 и в 20 вв. П. строятся преимущественно как часть особо значительных торжественных архитектурных комплексов (например, П. при подъезде к зданию Смольного в Ленинграде, 1923--25, архитекторы В. А. Щуко и В.Г. Гельфрейх) или сооружений, имеющих мемориальное значение (П. мемориального комплекса на Пискарёвском кладбище в Ленинграде, 1960, архитекторы А.В. Васильев, Е.А. Левинсон и др.).

Афинский Акрополь во 2-й пол. 5 в. до н.э. Графическая реконструкция.

Общий вид афинского Акрополя.

Пропилеи на афинском Акрополе (437--432 до н. э., архитектор Мнесикл): ионическая капитель внутреннего портика.

Пропилеи на афинском Акрополе (437--432 до н. э., архитектор Мнесикл): общий вид.

Парфенон (др.-греч. Рбсиенюн -- дева; чистый) -- памятник античной архитектуры, древнегреческий храм, расположенный на афинском Акрополе, главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице (?изн? РбсиЭнпт). Построен в 447--438 до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438--431 годах до н. э. под руководством Фидия при правлении Перикла. В настоящее время находится в полуразрушенном состоянии, ведутся восстановительные работы.

По словам Павсания, афиняне поставили в этом храме статую победы, лишенную своего обычного атрибута — крыльев, для того чтобы непостоянная богиня не могла улететь от них. Отсюда и происходит название храма Бескрылой Победы (Ники Аптерос).

Небольшой, кажущийся легким, изящный храм Ники, поставленный на большом выступе стены Акрополя , теснейшим образом связан с другими сооружениями комплекса и представляет собой органическую часть ансамбля, построенного в эпоху Перикла, хотя мысль поставить его на этом месте, вероятно, относится к строительным замыслам еще предыдущего, кимоновского периода (табл. 49).

Юго-западный выступ скалы (Пиргос), господствующий над входом в Акрополь, служил площадкой для алтаря и храма Ники, святилище которой издавна находилось в этом месте. Пиргос был укреплен с трех сторон подпорными стенами из плит известняка; высота его с запада достигает 8,6 м. Верх подпорной стены увенчан мраморным карнизом (табл. 48).

На Пиргосе афиняне развешивали победные трофеи (рис. 123). У подножия, в стене находится двойная ниша, в которой стояли изваяния богинь Геи и Деметры. Вход на Пиргос был с северной стороны, откуда вела вверх узкая лестница (1,32 м ширины), верхняя половина которой была заглублена в кладку стены. До нас дошла только верхняя часть ее. Перестройка Пиргоса относится к шестидесятым годам V века до н. э. Он был построен на средства от добычи, захваченной в битве при Евримедоне (после 470 года до н. э.) (Плутарх, Кимон, 13)

Проект храма Ники и алтаря перед ним был исполнен архитектором Калликратом после окончания работ по сооружению Пиргоса. После прихода к власти демократов, когда разрабатывался новый план застройки Акрополя, этот проект и модель храма были (в 449 году до н. э.) утверждены народным собранием. Постройка была начата тогда же или несколько позже.

Стилевые особенности скульптурных украшений допускают предположение, что проект 449 года был выполнен не сразу. Но во всяком случае храм уже существовал в 421 году до н. э., как это показывают эпиграфические данные.

Храм Ники представляет небольшой четырехколонный амфипростиль ионического ордера (рис. 124, 125). Он стоит на трехступенном основании (ступени 0,31 м шириной и 0,255—0,271 м высотой), придвинутом к переднему краю верхней площадки Пиргоса. Его размеры по стилобату 8,135 x 5,399 м. Глубина восточного портика — 1,70 м, чуть больше глубины западного, равной 1,67 м. Высота монолитных колонн — 4,043 м, включая базу (0,241 м) и капитель (0,257 м). Форма капителей, по-видимому, навеяна капителями Мнесикла (см. выше). Они имеют широкую, довольно сильно изогнутую подушку. Спирали волют очерчены тонким валиком и заканчиваются глазком с отверстием. Невысокий эхин покрыт порезкой овами. Относительно тяжелый архитрав (0,472 м) расчленен на три фасции, высота которых незначительно убывает кверху, и увенчан тенией в виде лесбийского киматия, увенчанного карнизиком и подчеркнутого астрагалом. Над ним проходит рельефный фриз, на котором с трех сторон храма изображены полные патетики сцены битвы греков с персидской конницей, а с четвертой — собрание олимпийских богов, наблюдающих эту битву. Общая длина рельефного пояса — 23,6 м, высота — 0,444 м. Карниз имеет нормальный вынос (0,290 м). Сима украшена, как обычно, водометами в виде львиных голов и расписана полосой пальметт. Ее поддерживает дорический по характеру, небольшой облом эхиноподобного профиля, покрытый порезкой из крупных ов. Однако большая часть деталей храма имеет не резной, а живописный декор, свойственный обычно постройкам дорического ордера (рис. 126).

Целла храма была неглубокой (всего 3,74 м при ширине 4,19 м). С восточной стороны она ограждалась лишь двумя столбами между антами (рис. 124); тонкие, прямоугольного сечения столбы соединялись решеткой с концами продольных стен. В целле стояла деревянная статуя богини (Афины-Ники), державшей в одной руке гранатовый плод, в другой — шлем.

Исключительный интерес представляют пропорции храма Ники. Калликрат, выбрав для постройки ионический ордер, придал ему более мужественные пропорции, близкие к дорическим. Высота колонн храма равна 7,85 диаметра. Антаблемент также более тяжел, чем обычно в ионическом ордере. Высота его, равная 1,16 м, составляет 2/9 всей высоты ордера.

Храм Ники всегда считался одним из лучших произведений классической эпохи. Необыкновенно удачно расположение, приданное ему Калликратом. Действительно, вряд ли можно найти более подходящее место для двухфасадного амфипростиля, чем Пиргос, передней стеной нависший над входным склоном Акрополя, а задней стороной обращенный внутрь Акрополя, к Парфенону.

Близкий к храму Ники по формам четырехколонный амфипростильный храм у Илиса свидетельствует о том, что храм Ники был не единственным примером этого типа в Аттике.

Длина храма Ники почти в полтора раза меньше, чем храма у Илиса, при той же ширине. Целла, вследствие этого, получила необычную, почти квадратную форму, но пропорции всего храма стали значительно лучше и оказались превосходно согласованы с площадкой.

Нововведением Калликрата было привнесение в детали ионического храмика ряда дорических черт (живописный по преимуществу орнамент, некоторые черты плана, трехсторонняя профилировка капителей антов, применение орфостатов в кладке стен и, главное, утяжеление пропорций ордера). Он достиг этим впечатления строгости и значительности, которых могло недоставать маленькому по размерам храму, сопоставленному с монументальной дорической архитектурой Пропилеев.

Калликрат, таким образом, является одним из первых зодчих, способствовавших слиянию стилевых особенностей двух ордеров и формированию всеэллинского стиля.

Оградой храмовой площадки служила балюстрада с рельефами, проходившая с трех сторон над отвесными стенами Пиргоса, общим протяжением 35 м. Рельефы, мастерски исполненные в конце V века до н.э., представляют крылатых богинь победы, полных живого движения (табл. 50, фиг. 1). Особенно замечательно скульптурное изображение Ники, поправляющей свою сандалию. Этот рельеф выделяется жизненностью позы, пластичностью просвечивающего сквозь одежду тела и ритмическим расположением складок одежды {табл. 50, фиг. 2).

С восточной (обращенной внутрь Акрополя) стороны перед храмом располагался алтарь, проект которого был заказан, как явствует из дошедшей до нас надписи, одновременно с проектом храма.

О времени сооружения храма Ники Аптерос существует обширная литература: см. С. А. Жебелев «О времени построения храма Бескрылой Победы». Филолог, обозрение, XIV, стр. 70—75. Открытие в 1867 году надписи об утверждении проекта Калликрата в 449 году до н. э. Экклесией, а затем отчета 421 года до н. э. о мелких доделочных работах (навеска дверей и т. п.) и выплате жалованья жрице сузили границы возможных колебаний в датировке. Некоторые исследователи, исходя из стилистических сопоставлений храма Ники и Пропилеев, «пришли к выводу, что постройка храма Ники была начата после 436—435 годов до н. э. Однако эти (равно как и многие другие) предположения не имеют под собой достаточно надежной почвы и в сущности почти ничего не добавляют к единственному вполне достоверно установленному факту, что храм Ники Аптерос был сооружен по проекту, существовавшему еще в 449 году до н. э., но осуществлен значительно позже, по-видимому, после начала Пелопоннесской войны.

Храм Ники простоял до конца XVIII века, когда турки, укрепляя Акрополь, разобрали его и употребили камни на устройство насыпи для батареи. После освобождения Греции части здания были извлечены из земли, а в 1835—1836 годах храм был вновь сложен и получил нынешний облик. При этом пришлось восполнить лишь немногие недостававшие части.

В этом виде храм простоял без значительных переделок ровне сто лет. Зимой 1935/36 года кладка Пиргоса и храм стали грозить падением. Пришлось еще раз разобрать храм и его постамент, после чего все камни были снова сложены, и храм Ники был вновь реставрирован самым тщательным образом.

При этих работах под фундаментом храма Ники были обнаружены следы его предшественника — храма еще меньших размеров, сложенного из пороса. Древний храм стоял несколько иначе, его главная ось была отклонена на 20° к югу от оси позднейшего храма.

Каменистая скала Акрополя, которая доминирует в центре Афин, является самой большой и самой величественной древнегреческой святыней, посвященная, главным образом, покровительнице города, Афине.

С этим священным местом связаны самые главные события древних эллинов : мифы древних Афин, самые большие религиозные праздники, главные культовые мероприятия.
Храмы Афинского Акрополя гармонично сочетаются с природным окружением и являются уникальными шедеврами древнегреческой архитектуры , выражающие инновационные стили и направления корреляции классического искусства, они оказали неизгладимое влияние на интеллектуальное и художественное творчество людей на протяжении многих веков.

Акрополь V-го века до нашей эры, является наиболее точным отражением великолепия, могущества и богатства Афин в его наивысшем пике - «золотом веке». В том виде, в котором Акрополь предстаёт сейчас перед нами, он был воздвигнут после разрушения его персами в 480 г. до н. э. Тогда персы были окончательно разгромлены и афиняне поклялись восстановить свои святыни. Начинается реконструкция Акрополя в 448 г. до н.э., после битвы при Платеях, по инициативе Перикла.

- Храм Эрехтейон

Миф об Эрехтее: Эрехтей был любимым и почитаемым афинским царём. Афины враждовали с городом Элевсином , во время боя Эрехтей убил Эвмолла, предводителя элевсинского войска, а ещё и сына самого бога моря Посейдона. За это громовержец Зевс убил его своей молнией. Афиняне похоронили своего любимого царя и назвали его именем созвездие - Возничий. На этом же месте архитектором Мнесиклом был воздвигнут храм, названный именем Эрихтея.

Этот храм был построен между 421 и 407 гг до н.э., в нём хранился золотой светильник Каллимаха (Kallimachou). Строительство Эрехтейона не прекращалось даже во время продолжительной Пелопоннесской войны.

Эрехтейон являлся самым священным местом поклонения в Афинах. Древние жители Афин в этом храме поклонялись Афине, Гефесту, Посейдону, Кекропосу (первому афинскому царю).

Вся история города концентрировалась в этой точке и поэтому в этом месте началось строительство храма Эрехтеон:

♦ в этом месте разгорелся спор между Афиной и Посейдоном за собственность города

♦ в северном крыльце храма Эрехтейон расположено отверстие, где по преданию жил священной змей ерехтоний

♦ здесь находилась могила Кекропса

Восточное крыльцо имеет шесть ионических колонн, к северу расположен монументальный вход с украшенными воротами, с южной стороны крыльцо с шестью девушками, известными как кариатиды , которые поддерживают свод Эрехтейона, в данный момент они заменены на гипсовые копии. Пять из кариатид находятся в новом музее Акрополя , одна находится в Британском музее.

Храм Афины Ники , который часто называют «храм Ники Аптерос », это маленькое святилище в Ионическом стиле, стоящее на Акрополе. Храм был построен в честь бескрылой богини победы с тем, чтобы она никогда не могла покинуть Афины (у неё два имени: Афина Ника или Афина-победительница и Ника Аптерос или Бескрылая победа).


Храм Ники Аптерос занимал хорошо заметное положение на вершине укреплённого микенского бастиона на юго-западном углу Акрополя справа от главного входа.

История храма Ники Аптерос

Культ Ники Аптерос (бескрылой победы) появился в Афинах в VI веке до н.э. В середине того века, возможно, при Писистрате, на бастионе был построен первый деревянный храм в её честь. В 480 году до н.э. при вторжении персидских войск храм был разрушен, хотя алтарь, на котором, как считается, стояла статуя богини, сохранился. При Кимоне около 468 года циклопической (крупноблочной) кладкой был построен другой маленький храм с внешним алтарём. Основания этих строений, их алтари и статуя богини, избежавшая уничтожения в 480 году благодаря тому, что её увезли в Саламин, сохранились внутри башни и были открыты во время реставрации начала 2000-х годов.

Реконструкция переднего фасада храма

В 449 году до н.э. появился проект нового храма Афины Ники, однако из-за недостатка финансирования строительство шло медленно и было завершено лишь около 420 года до н.э. во время Никиева мира (мирный период после Пелопоннесской войны). Храм из пентелийского мрамора был поставлен на месте старого святилища, при этом вокруг микенского бастиона были построены новые стены из известнякового туфа, благодаря чему площадь его вершины расширилась и он принял более правильную форму. Хотя даты и этапы строительства остаются спорными, культ Афины Ники процветал в 424/3 году до н.э., о чём можно судить, в том числе, по указу, касающемуся зарплаты жрицы этой богини.

Кроме поклонения Нике Аптерос здесь практиковали и более древние культы : на западной стороне бастиона стояло микенское святилище, а на восточной стороне – доклассические святилища Граций и Гекаты Эпипиргидии («хранительницы башни»).

В V веке храм Ники Аптерос был превращён в православную церковь . В период османского господства здесь хранили военное снаряжение. В 1686 году, во время осады венецианцами турецкого гарнизона, укрывшегося на Акрополе, храм был разобран и использован для строительства защитной стены перед пропилеей. В 1834 году, после обретения Грецией независимости, стена была снесена, а из её материалов в 1836 году восстановлен храм Афины Ники. В 1998 году фриз (архитектурный пояс) был перенесён в Акропольский музей, а на его место установлена копия из искусственного камня. С октября 2000 по 2001 год храм был разобран для того, чтобы заменить разрушавшийся бетонный пол, убрать части, не относящиеся к этому храму и переставить блоки, чьё положение было определено неверно. После этого храм собирали с 2004 по лето 2010 года.

Первыми архитекторами, занимавшимися изучением и реставрацией храма Афины Ники в 1830-е, были Ганс-Христиан Ганзен и Густав Эдуард Шауберт.

Архитектура и статуи храма Афины Ники

План храма

Храм Ники Аптерос это тетрастильное (с четырьмя колоннами) ионическое здание с монолитными колонными портиками на переднем и заднем фасадах, построенное, возможно, архитектором Калликратом (Καλλικράτης). Храм насчитывает 8,23 метра в длину, 5,64 метра в ширину и 7 метров в высоту (от стилобата до вершины фронтона), диаметр колонн составляет 1 метр. Таким образом, соотношение диаметра с высотой фасада равнялось 1:7, благодаря чему колонны казались тоньше, чем в обычных ионических храмах, где это соотношение обычно равнялось 1:9 или 1:10.

Статуя Афины Ники , державшей, согласно записям Валериоса Арпократия (Βαλέριος Ἁρποκρατίων, II в.), шлем и гранат – символ власти и плодородия – стояла в целле храма. Первоначально, как описал Павсаний, Ника была крылатой богиней, однако у афинской статуи крыльев не было, из-за чего афиняне прозвали её «бескрылой», сочинив историю о том, что это было сделано намеренно, чтобы богиня не могла улететь из их города.

Западный фриз

Фризы (архитектурные пояса) антаблемента (балочного перекрытия) здания были декорированы со всех сторон скульптурными рельефами в идеализированном Классическом стиле V века до н.э. На северном и западном фризах была изображена битва между греками и персами, в которой участвовала кавалерия; на южном – уверенная победа афинян над персами во время битвы при Платеях; на восточном – собрание богов (Афины, Зевса и Посейдона), наблюдающих за этими сражениями. Создателем рельефов считается скульптор Агоракрит (Ἀγοράκριτος).

Северный фриз

Практически ничего не сохранилось от фронтонов храма, на которых, как считается, должны были быть изображены: на западном – битва олимпийских богов с гигантами, а на восточном – битва афинян с амазонками. Алтарь стоял к востоку от храма.

Восточный фриз и фронтон

Около 409/10 года до н.э. вокруг храма по периметру бастиона был построен мраморный парапет для безопасности людей. Внешняя поверхность этого парапета была украшена прекрасными скульптурными рельефами метр в высоту, изображавшими крылатую Нику, празднующую победы и совершающую жертвоприношениями. Самым известным рельефом является Ника, поправляющая сандалию (сейчас он находится в Акропольском музее). Некоторые рельефы и части фризов находятся в Британском музее в Лондоне.

Положение храма Ники в Акрополе