Зачем нужна строевая подготовка? Памятка командиру отделения «Строевой смотр Роль строевой подготовки в вс рф

Строевая подготовка.

План-конспект

проведения занятия по строевой подготовке

с __ взводом военных сборов.

Тема: Строевые приемы и движение без оружия.

Занятие: Строи и управление ими. Команды, порядок подачи. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю. Строевая стойка.

 ознакомить обучаемых с понятием строя, с элементами строя, с порядком подачи и выполнения команд;

 научить обучаемых занимать свое место в стою, строевой стойке, выполнению команд согласно Строевого Устава;

 воспитать у обучаемых любовь к ВС ФР, к строевой подготовке.

Место проведения: строевой плац.

Метод проведения занятия: практическое.

Время: 50 мин.

Учебные вопросы:

1. Понятие о строе.

2. Команды и порядок их подачи.

3. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю.

4. Строевая стойка. Выполнение команд.

Ход занятия:

І. Вводная часть.

 Проверка наличия личного состава;

 Проверка готовности к занятию;

 Объявление цели и темы занятия.

ІІ. Основная часть.

    Вопрос.

Понятие о строе.

Занятие по этой теме обычно проводятся в составеотделения (взвода) под руководством командира. По­строив взвод (роту) в одну шеренгу, командир выводит из строя отделение и, поставив его в одну шеренгу пе­ред строем, объявляет тему и содержание занятия, дает определение элементам строя. Строй - установленное Уставом размещение военно­служащих, подразделений и частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах. Командир предлагает одному-двум обучаемым повторить определение строя, затем приступает к определению его элементов.

Шеренга - строи, в котором военнослужащие (обу­чаемые) размещены один возле другого на одной ли­нии на установленных интервалах.

Указав на строй, командир говорит: «Строй, в ко­тором вы сейчас стоите, есть развернутый одно-шереножный строй», после чего рассказывает, показывает и дает определения: флангу и фронту строя, тыльной сто­роне строя, интервалу и ширине строя.

Фланг - правая и левая оконечность строя. При по­воротах строя названия флангов не изменяются.

Фронт - сторона строя, в которую военнослужащие (обучаемые) обращены лицом.

Тыльная сторона строя - сторона, противоположная фронту.

Интервал - расстояние по фронту между военно­служащими (обучаемыми), подразделениями и частями.

Командиру необходимо подчеркнуть, что в сомкну­том строю, в котором сейчас находятся солдаты, ин­тервал между локтями рядом стоящих должен быть равен ширине ладони.

Ширина строя - расстояние между флангами.

После объяснения и показа элементов одношереножного строя командир перестраивает отделение в двух шереножный строй и дает его определение.

В двухшереножном строю военнослужащие одной ше­ренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки).

Командир предлагает проверить дистанцию между шеренгами, для чего обучаемые второй шеренги, вытя­нув руку (левую), кладут ладонь на плечо впереди стоящего. В двухшереножном строю шеренги называ­ются первой и второй. При повороте строя их название не изменяется.

Ряд – два военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому. Если за военнослужа­щим первой шеренги не стоит в затылок военнослужащий второй шеренги, такой ряд называется неполным; последний ряд должен быть полным.

Командир поясняет, что при повороте двухшереножного строя кругом тот, кто находится в неполном ряду, переходит в стоящую впереди шеренгу. Следует под­черкнуть также, что если в строю менее четырех чело­век, то они строятся только в одну шеренгу.

Двух шереножный строй и его элементы.


Чтобы показать разомкнутый строй, командир раз­мыкает двух шереножный строй и поясняет, что в ра­зомкнутом строю обучаемые в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах в один шаг или на интервалах, указанных командиром.

Затем командир ставит перед обучаемыми вопросы, проверяя, как они усвоили пройденный материал. Во­просы могут быть такие: «Что такое строй?», «Дайте определение флангу и фронту строя», «Что такое интер­вал и дистанция?», «Каким может быть одношереножный и двух шереножный строй?», «Меняются ли назва­ния флангов при поворотах строя?» и т. д.

Убедившись, что обучаемые усвоили положения раз­вернутого строя и его элементы, командир приступает к тренировке.

Во время тренировки командир может убедиться, что отработанные положения усвоены.

После этого он приступает к показу походного строя.

Походный строй – строй в котором подразделение построено в колон­ну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или при­казом командира.

Командир отделения, построив обучаемых в колонну по одному, объясняет, что колонна - это строй, в ко­тором военнослужащие расположены в затылок друг другу. Колонны могут быть по одному, по два, по три, по четыре и более. Колонны применяются для построе­ния подразделений и частей в походный или развер­нутый строй. Командир указывает, что отделение строится в колонну по одному, по два.

Называя элементы походного строя, командир дает их определение.

Направляющий - военнослужащий, двигающийся головным в указанном направлении. По направляющему сообразу­ют свое движение остальные военнослужащие (обучае­мые).

Замыкающий - военнослужащий (подразделение), двигающийся последним в колонне.
Дистанция - расстояние в глубину между военнослужащими, подразделениями и частями.

Глубина строя - расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней ше­ренги (позади стоящего военнослужащего).

После показа походных строев и их элементов коман­дир проверяет усвоение, задавая примерно следующие вопросы: «Какой строй называется походным?», «Что называется глубиной строя?» и т. д. Удостоверившись, что солдаты усвоили данный раздел, командир перехо­дит к изучению очередного учебного вопроса.

    Вопрос.

Команды и порядок их подачи.

Прежде чем приступить к изучению команд, коман­дир должен рассказать обучаемым о их назначении и показать, как правильно выполнять команды. Он гово­рит, что команды служат для управления строями, по­даются, как правило, голосом, а также сигналами и личным примером.

Для ознакомления с командами командир практи­чески подает несколько команд голосом и сигналами, но пока не требует их выполнения.

Команда разделяется па предварительную и испол­нительную; могут быть и только исполнительные команды.

Предварительная команда подается отчетливо, гром­ко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий от них требует командир.

По предварительной команде те, кто стоит в строю и вне строя на месте, принимают положение «смирно», а находящиеся в движении ставят ногу тверже.

Исполнительная команда подается после паузы, громко, от­рывисто и четко. Исполнительная команда немед­ленно и четко выполняется.

Чтобы привлечь внимание обучаемого, в предварительной команде называется наименование подразделения или фамилия обучаемого. Например, «Взвод – СТОЙ!», «Второе отделение, шагом – МАРШ», «Товарищ Иванов, кру-ГОМ» и так далее.

После объяснения командир подает несколько исполнительных команд, например: «ВСТАТЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬ­НО», «ЗАПРАВИТЬСЯ», «ОТСТАВИТЬ» и т. п., и тре­бует, чтобы обучаемые выполнили их.

В заключение командир поясняет, что для отмены приема (действия) или для прекращения его подается команда «ОТСТАВИТЬ»; рассказывает и показывает, что по команде « ОТСТАВИТЬ» принимается положение, в котором обучаемый находился до выполнения приема.

    Вопрос.

Обязанности военнослужащих перед построением и в строю.

Рассказав о назначении команд и показав порядок их подачи и выполнения, следует перейти к изучению обязанностей военнослужащих перед построением и в строю. Но прежде необходимо разъяснить обучаемым требования Строевого устава, предъявляемые к солдатам перед по­строением и в строю.

«Ст. 26. Солдат (матрос) обязан:

Проверить исправность своего оружия, закреплен­ной за ним боевой и другой техники, боеприпасов, индивидуальных средств противохимической защиты, шан­цевого инструмента, обмундирования и снаряжения;

Аккуратно заправить обмундирование, правильно надеть и подогнать снаряжение, помочь товарищу устра­нить замеченные недостатки;

Знать свое место в строю, уметь быстро, без суе­ты занять его; в движении сохранять равнение, уста­новленный интервал и дистанцию; не выходить из строя (машины) без разрешения;

В строю без разрешения не разговаривать, не курить; быть внимательным к прика­зам и командам своего командира, быстро и точно их выполнять, не мешая другим;

Передавать приказания, команды без искажений, громко, и четко».

Обучаемые должны знать 26-ю статью Строевого устава наизусть.

В ходе занятия командир должен проверить аккуратность и правильность подгонки обмундирования, приучить курсантов к взаимной помощи при устранении недостатков, обнаруженных по внешнем виде; следует проверить знание своего места в строю и соблюдение дисциплины в строю, а также умение передавать при­казания.

Аккуратность и правильность подгонки обмундиро­вания проверяются так: командир строит обучаемых в одну шеренгу, обходит строй с правого фланга и про­веряет каждого в отдельности: правильно ли заправле­но обмундирование, как надет головной убор и т. д. Не­достатки отмечаются и устраняются тут же.

На примерах аккуратно и неряшливо одетых обу­чаемых командир объясняет требования Строевого устава и показывает порядок устранения недостатков: на себе или на одном-двух обучаемых он демонстриру­ет, как правильно заправить обмундирование, надеть головной убор и т. д.

Заканчивая занятие, командир делает краткий раз­бор и дает задание к следующему занятию. Задание может быть таким: изучить ст. 26-28 Строевого устава. Одновременно командир рекомендует повторить прой­денный материал, для чего предлагает изучить ст. 1 - 23 и 25 Строевого устава.

4. Вопрос.
Строевая стойка. Выполнение команд

В соответствии с существующей программой на за­нятии предстоит изучить строевую стойку и совершен­ствоваться в выполнении команд: «СТАНОВИСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ», «Го­ловные уборы - СНЯТЬ», «Головные уборы - НА­ДЕТЬ», «ОТСТАВИТЬ».

Ст. 27. Строевая стойка принимается по команде «Становись» или «Смирно». По этой команде стоять прямо, без напряжения, каблуки поставить вместе, носки выровнять по линии фронта, поставив их на ширину ступни; ноги в коленях выпрямить, но не напрягать; грудь приподнять, а все тело несколько подать вперед; живот подобрать; плечи развернуть; руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посередине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка; смотреть прямо перед собой; быть готовым к немедленному действию.

Изучение строевой стойки начинается с образцового показа ее командиром; при этом обучаемые должны видеть его спереди сбоку. Затем командир рассказывает обучаемым, по каким командам и в ка­ких случаях принимается строевая стойка, и показы­вает порядок ее принятия по разделениям, кратко пояс­няя выполнение каждого ее элемента. После этого он приказывает курсантам принять строевую стойку само­стоятельно и проверяет каждого из них, отмечая недо­статки, а затем приступает к разучиванию строевой стойки по элементам. Начинать целесообразно с подго­товительных упражнений для выработки правильной постановки корпуса, ног, рук, плеч и головы.

Для выполнения этого упражнения подается коман­да «Носки свести вместе, делай-РАЗ», «Носки разве­сти, делай - ДВА», «Носки свести, делай- РАЗ» и т. д. Подавая команду, командир отделения следит за шири­ной разведения носков и попутно исправляет ошибки. Смотреть вниз при этом, обучаемым не разрешается. Когда обучаемые выполнят упражнение несколько раз под общую команду, командир отделения приказывает им приступить к самостоятельной тренировке. Коман­дир отделения и командир взвода в это время проверяют выполнение упражнения поочередно у каждого курсанта и дают указания по устранению допускаемых ими ошибок.

Строевая стойка.

Отработав первое упражнение, командир показывает второе подготовительное упражнение -«Грудь приподнять, живот подобрать, плечи развернуть – Делай – РАЗ, Делай – ДВА (принять положение «Вольно»).

Чтобы приподнять грудь, необходимо сделать глубо­кий вдох, в таком положении задержать грудную клет­ку, сделать выдох и продолжать дыхание с приподня­той грудью. В момент приподнимания груди подбирается живот, плечи разворачиваются, руки опускаются так, чтобы кисти, обращенные ладонями - внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра.

Чтобы подать все тело несколько вперед, необходимо приподняться на носках, а затем, не изменяя наклона корпуса, опуститься на всю ступню:

Рекомендуется показать положение корпуса при строевой стойке с помощью зеркала. Для этого необ­ходимо построить отделение перед зеркалом в одну шеренгу и приказать, предположим, первым номерам принять строевую стоику, а вторым номерам стоять в положении «вольно». В этом случае хорошо будет заметно отличие строевой стойки от положения «вольно».

После отработки подготовительных упражнений командир отделения приступает к тренировке в выпол­нении строевой стойки в целом.

Чтобы проверить, правильно ли военнослужащие принимают строевую стойку, необходимо подать команду «Смир­но», а после этого - команду «Поднять носки ног». Если у кого-либо из обучаемые строевая стойка была при­нята неправильно, корпус тела не был подан несколько вперед, то они это действие выполнят легко. Те, кто строевую стойку принял правильно, носки ног поднять не смогут, значит, строевая стойка принята правильно.

После того как обучаемые будут правильно принимать строевую стойку, командир учит их выполнять команды: «ВОЛЬНО» и «ЗАПРАВИТЬСЯ». Перед командой «ЗАПРАВИТЬСЯ» надо всегда подавать команду «ВОЛЬНО».

По команде «ВОЛЬНО» надо встать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, и не ослаблять внимания и не разговаривать.

По команде «ЗАПРАВИТЬСЯ», не ос­тавляя своего места в строю, попра­вить оружие, обмундирование и снаряжение.

При необходимости выйти из строя за разрешением обратиться к непосредственному начальнику.

По команде «СТАНОВИСЬ» обучаемые занимают свое место в строю, принимают строевую стойку, а коман­дир проходит перед строем и проверяет обучаемых. Убедившись, что строевая стойка принята правильно, командир подает команду «ВОЛЬНО» и следит, как она выполняется. Поправив ошибки и * подав еще не­сколько раз эту команду для тренировки, командир приступает к отработке выполнения команды «ЗАПРА­ВИТЬСЯ».

Подавая по несколько раз команды «СТАНО­ВИСЬ», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ», командир до­бивается правильного и четкого выполнения их. В даль­нейшем навыки в выполнении строевой стойки и дейст­вий по командам «ВОЛЬНО» и «ЗАПРАВИТЬСЯ» со­вершенствуются на всех занятиях.

Для тренировки следует производить различные построении, подавая команды, например: «Отделение, РАЗОЙДИСЬ»,«Отделение и одну шеренгу - СТАНО­ВИСЬ», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ» и т. д.

По команде «Головные уборы - СНЯТЬ» без ору­жия или с оружием в положении «за спину» правой рукой снять головной убор, передать его в левую руку, а правую руку опустить. Снятый головной убор держать в левой свободно опущенной руке звездой (кокардой) вперед.

По команде «Головные уборы _- НАДЕТЬ» передать головной убор в правую руку, надеть его и опустить руку.

Снятие и надевание головного убора с оружием в положении «на ремень» и «на грудь» производится ле­вой рукой.

Концепция воспитательной работы в Вооруженных силах РФ гласит, что, несмотря на развитие военной техники и вооружения, решающая роль на войне по-прежнему принадлежит человеку, его воинскому духу и умению воевать. Любой храбрец может растеряться в обстановке реального боя, в суматохе допустить неверное движение, и эта ошибка может обернуться катастрофой. Чтобы такого не произошло, требуется строевая подготовка, воспитывающая умение быстро реагировать на приказы и доводящая до автоматизма все действия бойца. Как говорят бывалые бойцы, прошедшие горячие точки, хороший уровень строевой подготовки формирует набор сигналов, которые солдат выполняет автоматически и понимает без пояснений. «Без правильно поставленного строевого обучения трудно добиться четких действий воинов в современном бою. Сейчас, когда подразделения и части насыщены сложной техникой, когда значительно возросла роль коллективного оружия в бою, уровень строевой выучки должен быть особенно высок», - утверждается в Концепции воспитательной работы в ВС РФ.


СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Строй - это синоним таким понятиям как организация, порядок. Вот почему под удар критики в свое время попал именно строй (строевая подготовка). Давайте вспомним прессу и высказывания ряд деятелей от педагогики времен перестройки и начала "демократии": "муштра", "военизация детства", "нивелировка личности".

Основная воспитательная задача строевой подготовки заключается в том, чтобы сформировать и закрепить у юнармейцев уважительное отношение к строевой выучке как важнейшему традиционному атрибуту воинской службы. Данная задача должна решаться не только на занятиях по строевой подготовке. Активному формированию уважительного отношения к строевой подготовке будут способствовать также ритуалы. Это ритуалы, связанные с выносом и подъемом Государственного флага, Знамени своего клуба, объединения, при торжественных построениях юнармейцев в знаменательные даты в жизни страны и Вооруженных РФ, во время несения почетного караула у памятников, обелисков и мемориальных знаков, построениях перед началом занятий в клубе, во время военно-спортивных игр, при отдании воинской чести своим руководителям инструкторам военнослужащим, консультантам военно-спортивных игр и друг другу, во всех случаях ношения юнармейской формы одежды. Обстановка торжественной церемонии, военизированного соревнования побуждает юнармейцев овладевать строевыми приемами и навыками. Участие в ритуалах будет порождать у юнармейцев эмоциональный подъем.

Строевая подготовка - предмет сугубо практический. Теоретический (словесный) элемент используется в основном для разъяснения некоторых понятий и порядка выполнения строевых приемов. В остальном же занятия проводятся посредством показа и тренировок. Методика проведения таких занятий основывается на известном принципе "делай, как я", когда учащиеся точно копируют выполнение строевого приема руководителем.

Тренировки - важная составная часть строевых занятий. Они оказывают сильное воспитательное воздействие на учащихся. Многократные повторения строевого приема требуют настойчивости, упорства, других волевых усилий, чтобы добиться его безукоризненного исполнения. В тренировки рекомендуется вносить элементы игры, состязательности, своеобразного соревнования, которое предусматривает взаимную помощь и в то же время стремление добиться лучшего, чем у товарища, исполнения приема.

Строевая стойка, как известно, является основным элементом строевой выучки, на котором зиждутся все другие. Поэтому необходимо добиться, чтобы принятие строевой стойки вошло в привычку учащихся на всех занятиях, при общении их между собой, а также при обращении к командирами отделений, взвода и руководителю, инструктору Для этого нужно внимательно наблюдать за поведением учащихся и всякий раз деликатно напоминать им об этом. Пример должен показывать командир взвода и командиры отделений.

Строевая подготовка включает не только одиночное строевое обучение, но и строевое слаживание подразделений (отделений, отрядов), при их совместных действиях. Строевая подготовка способствует успешному решению задач тактической подготовки подразделений, повышению их боевой готовности. Не случайно поэтому тесная взаимосвязь строевой выучки воинов с их боевым, тактическим мастерством выражается кратки, но наполненным глубоким смыслом правилом: "Хорош в строю - силен в бою". Справедливость и мудрость этого правила подтверждены опытом Великой Отечественной войны, когда отличная строевая выучка, высокое боевое мастерство личного состава давали возможность нашим подразделениям и частям выполнять труднейшие боевые задачи с минимальными потерями и в короткий срок.

На занятиях по строевой подготовке вырабатываются не только первичные навыки нахождения в строю, строевая выправка и молодцеватость (красивая осанка и твердая походка), ловкость и выносливость. Наряду с этим воспитываются коллективизм и товарищеская взаимопомощь, чувство слаженности подразделения, дисциплинированность, опрятность и подтянутость, быстрота реакции, умение передавать свою волю коллективу товарищей. С момента создания русской регулярной армии Петром I воинский строй считался наиважнейшим местом солдата. Ни офицер, ни рядовой не имели права вести себя в строю произвольно и тем более самовольно покидать его. Обучая воинскому строю, нужно в мирное время приучать солдат никуда не торопиться и никуда не опаздывать, ибо в военное время будет поздно вырабатывать такую привычку. Эта мысль принадлежит известному русскому военному теоретику и педагогу генералу М.Н. Драгомирову. Она не утратила своего значения и в наши дни.

В строевой подготовке особое место занимают занятия на которых учащиеся осваивают приемы отдания воинского приветствия. В этих приемах проявляются практически все основные элементы строевой выучки; строевая стойка, строевой шаг, повороты, прикладывание руки к головному убору. Это не просто строевой прием, а один из видов воинских ритуалов, включающих взаимное приветствие военнослужащих при встрече как обязательный акт воинской вежливости, а также выражение уважения и оказание воинской почести историческим памятникам, мемориалам. В ритуале воинского приветствия и оказания воинских почестей находит свое выражение соблюдение военнослужащими воинской этики, которая относится к такому емкому понятию, как воинская честь. Воинская честь - понятие нравственное, характеризующее нравственные качества и принципы воина (воинского коллектива), его поведение и отношение к выполнению воинского долга. Воинская честь предполагает также уважительное отношение каждого воина к своему званию, положению, обязанностям и своим товарищам по ратному труду. Честь непременно предполагает верность данному слову, что является важным критерием нравственной зрелости воина. Честь - это всегда честность перед собой и товарищами в большом и малом. Воинская честь органически сопряжена с другой категорией воинской этики - воинским долгом.

При обучении выполнению строевых приемов с оружием "на ремень", "на грудь", "за спину" и других воспитательная задача состоит в том, чтобы сформировать у них уважительное отношение к своему личному оружию - автомату, надежному и действенному средству поражения противника в бою огнем., прикладом и штыком в рукопашной схватке. Без этого уважения и любви к оружию невозможно научиться правильно выполнять строевые приемы, а, следовательно, легко и сноровисто владеть им в строю и в бою. Как правило, те ребята, которые недостаточно четко и правильно научились выполнять строевые приемы с оружием, автомат как бы всегда мешает, становится лишним, сковывает их движения. Неумелые действия с оружием могут привести к травмам.

Строевое обучение дисциплинирует юношей, вырабатывает исполнительность, собранность, подтянутость, опрятность и строевую выправку, имеет важное значение для подготовки учащихся старших классов общеобразовательных и профтехобразовательных учебных заведений к службе в Вооружённых силах РФ.
Все упражнения в совокупности должны быть выполнены отдельными учащимися с одинаковой точностью и одинаковой затратой сил (как будто перед преподавателем стоит один ученик).
Строевая подготовка - это предмет обучения военнослужащих, целью которого является выработка у них строевой выправки, подтянутости и выносливости, умения правильно и быстро выполнять команды, строевые приёмы с оружием и без него, а также подготовка подразделений к слаженным действиям в различных строях. Строевая подготовка организуется и проводится на основе Строевого устава ВС РФ.
Основа строевого обучения учащихся - одиночная строевая подготовка, т.е. правильное выполнение строевых приёмов каждым учащимся.
Чтобы успешно обучать, преподаватель должен постоянно повышать личную строевую выучку и методическое мастерство, тщательно готовить себя и своих помощников к каждому занятию, лично проводить образцовый показ строевых приёмов и действий, своевременно подмечать и исправлять ошибки, допущенные учащимися, постоянно совершенствовать строевую выучку на другиx занятиях по ОБЖ, используя для этого все построения и передвижения.
На первом занятии преподаватель проводит строевой расчёт, учащиеся занимают места в строю в зависимости от роста (по ранжиру). В дальнейшем все занятия по ОБЖ надо начинать с построения юношей и осмотра их внешнего вида.
Для проведения строевых занятий необходима тщательно подготовленная строевая площадка. Лучше занятия проводить на асфальтовой площадке или дорожке.

Обучать строевым приёмам и действиям целесообразно в такой последовательности:
образцовый показ техники выполнения изучаемого приёма или действия;
выполнение (разучивание) учащимися показанного приёма или действия по команде преподавателя или самостоятельно;
тренировка в быстром и чётком выполнении приёма (действия);
проверка выполнения приёма (действия) каждым учащимся.
Для ознакомления с приёмом (действием) преподаватель ОБЖ показывает его, рассказывает, где и для какой цели он применяетcя, подаёт команду для выполнения приёма, образцово показывает технику выполнения в целом и по разделениям и даёт краткое пояснение. Показывать все приёмы и действия преподаватель ОБЖ должен так, чтобы все учащиеся его хорошо видели.
Несложные приёмы разучиваются в целом, сложные - по разделениям, используя иногда подготовительные упражнения.
Тренировка в выполнении приёма включает его осознанное повторение и закрепление до приобретения прочных навыков учащимися. Сначала надо тренировать обучаемых в медленном, а затем в нормальном темпе. Учащиеся могут тренироваться попарно, подавая команды поочерёдно. Ошибки, допускаемые отдельными учащимися, необходимо устранять по ходу тренировки, обращая особое внимание на уставное выполнение приёмов.
Замечания следует делать не всему строю, а определённым учащимся. Учащегося, допустившего ошибку при выполнении приёма, целесообразно вызвать из строя и предложить ему повторить выполнение приёма. Если он ещё раз допустит ошибку при выполнении приёма, преподаватель ОБЖ должен вновь рассказать и показать технику выполнения приёма, а затем уже добиваться осознанного выполнения его.
Для определения степени усвоения техники и чёткости выполнения изучаемого приёма или действия во время занятия преподаватель ОБЖ проводит проверку исполнения по команде. Преподаватель ОБЖ должен знать и предупреждать характерные ошибки при выполнении строевых приёмов и действий.
Каждое последующее занятие опирается на предыдущее, закрепляет его в комплексе с изучаемыми приёмами и в целом обобщает содержание раздела "Основы строевой подготовки", является базовым компонентом качественного усвоения курса молодого солдата в условиях армии, ибо программы, применяемые в армии, ориентированы на тот уровень допризывной подготовки, который должны дать общеобразовательные и специальные учебные заведения. Это обеспечивает преемственность в программных требованиях по подготовке молодёжи для службы в армии и успешную подготовку молодого солдата без дополнительной затраты времени, что очень важно при сокращении сроков службы.
История
Парад 7 ноября 1941 г. на Красной площади

Парад Победы 1945

‎‏‎‎‎‎‎‏‎‎‎‎‎‎‏‎‎‎‏‎‎‏‎‎‎‏‏‏‏‏‎‎‏‎‎‎‏‏‎‏‏‏‎‏‎‏‏‏‎‎‏‎‎‎‏‎‏‎‏‎‎‏‏‏‏‎‏‎‏‏‎‏‎‎‎‏‎‏‏‎‎‏‏‎‎‎‎‎‎‏‏‏‎Видео YouTube‎‏‎‎‏‎

Парад 2009,Москва

‎‏‎‎‎‎‎‏‎‎‎‎‎‎‏‎‎‎‏‎‎‏‎‎‎‏‏‏‏‏‎‎‏‎‎‎‏‏‎‏‏‏‎‏‎‏‏‏‎‎‏‎‎‎‏‎‏‎‏‎‎‏‏‏‏‎‏‎‏‏‎‏‎‎‎‏‎‏‏‎‎‏‏‎‎‎‎‎‎‏‏‏‎Видео YouTube‎‏‎‎‏‎

Строевой смотр полка связи

‎‏‎‎‎‎‎‏‎‎‎‎‎‎‏‎‎‎‏‎‎‏‎‎‎‏‏‏‏‏‎‎‏‎‎‎‏‏‎‏‏‏‎‏‎‏‏‏‎‎‏‎‎‎‏‎‏‎‏‎‎‏‏‏‏‎‏‎‏‏‎‏‎‎‎‏‎‏‏‎‎‏‏‎‎‎‎‎‎‏‏‏‎Видео YouTube‎‏‎‎‏‎

Строевая песня

‎‏‎‎‎‎‎‏‎‎‎‎‎‎‏‎‎‎‏‎‎‏‎‎‎‏‏‏‏‏‎‎‏‎‎‎‏‏‎‏‏‏‎‏‎‏‏‏‎‎‏‎‎‎‏‎‏‎‏‎‎‏‏‏‏‎‏‎‏‏‎‏‎‎‎‏‎‏‏‎‎‏‏‎‎‎‎‎‎‏‏‏‎Видео YouTube‎‏‎‎‏‎

Молодёжный смотр строя и песни-2009.

‎‏‎‎‎‎‎‏‎‎‎‎‎‎‏‎‎‎‏‎‎‏‎‎‎‏‏‏‏‏‎‎‏‎‎‎‏‏‎‏‏‏‎‏‎‏‏‏‎‎‏‎‎‎‏‎‏‎‏‎‎‏‏‏‏‎‏‎‏‏‎‏‎‎‎‏‎‏‏‎‎‏‏‎‎‎‎‎‎‏‏‏‎Видео YouTube‎‏‎‎‏‎

Образец опорного конспекта смотри здесь

Содержание
Строевые приемы и движение без оружия
1 Строи, команды и обязанности военнослужащего перед построением и в строю. Выполнение команд: «Становись», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Головные уборы (Головной убор) – СНЯТЬ (НАДЕТЬ)». скачать
2 Строевая стойка. Повороты на месте. скачать
3 Движение строевым шагом, повороты в движении. скачать
4 Движение строевым шагом, повороты в движении. Команды, подаваемые при выполнении поворотов. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении. Порядок выполнения воинского приветствия вне строя. скачать
5 Выход военнослужащего из строя и подход к начальнику, возвращение в строй. скачать
6 Выход из строя и подход к начальнику, возвращение в строй. Строевой шаг. Походный шаг. Движение бегом. Обозначение шага на месте. Команды, подаваемые при движении, изменении скорости движения, прекращении движения и перемещения одиночных военнослужащих. скачать
7 Выполнение воинского приветствия на месте и в движении. скачать
Строевые приемы и движение с оружием
1 Строевая стойка с оружием. Выполнение приемов с оружием на месте. скачать
2 Строевая стойка с оружием. Выполнение приемов с оружием на месте. Приемы с автоматом, карабином (ручным пулеметом). Порядок выполнения и команды, подаваемые для их выполнения. скачать
3 Повороты и движение с оружием. Выполнение воинского приветствия с оружием. скачать
4 Повороты и движение с оружием. Повороты с оружием в положении «у ноги». Движение с оружием в положении «у ноги». Движение с оружием в положении «на ремень», «на грудь», «за спину». скачать
5 Передвижение на поле боя при действиях в пешем порядке. Выполнение команд «Ложись», «К бою», «Встать». Передвижение ускоренным шагом или бегом, перебежками и переползанием. Команды для передвижения и порядок выполнения различных способов и приемов передвижения. скачать
Строевые тренировки
1 Строевая стойка. Повороты на месте.
Строи отделения, взвода и роты в пешем порядке
1 Строи отделения. Развернутый и походный строй отделения. Повороты отделения, размыкание и смыкание на месте и в движении. Перестроение отделения из развернутого строя в походный и наоборот. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. скачать
2 Строи взвода. Развернутый и походный строй. Перестроение взвода из одношереножного в двухшереножный, из развернутого в походный и наоборот. Перестроение взвода в походном строю. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. скачать
3 Строевой смотр роты (группы, батареи). Выход роты (группы, батареи) на строевой смотр в походном строю. Перестроение в развернутый двухшереножный строй. Встреча командира батальона (дивизиона). Проверка наличия личного состава, внешнего вида военнослужащих, состояния снаряжения и вооружения. Одиночная строевая подготовка. Строевая слаженность подразделений. Прохождение торжественным маршем. Прохождение с песней. скачать
Строи отделения, взвода (роты) на машинах
1 Команды и действия обучаемых по ним. Порядок построения отделения, взвода (роты) у машин. Таблица сигналов для управления машиной. Посадка и размещение личного состава в машине, высадка из машины. Тренировка по выполнению сигналов по управлению машиной. скачать

Строевая подготовка

В свете последних событий, которые происходят в нашей стране, каждый сознательный человек должен понимать важность воинской службы. Ведь служба в рядах Вооруженных сил Украины является почетной обязанностью каждого гражданина.

Начальная военная подготовка, которая будет проходить на уроках с ОБЖД, даст начальное представление учащимся об армейской службе. Поэтому уроки строевой подготовки выходят в ранг важных предметов военного обучения школьников.

На уроках из строевой подготовки школьники будут учиться вырабатывать строевую выправку и дисциплинированность, научатся выполнять различные строевые приемы и слаженные действия в составе подразделения.

Для школьников наличие такой дисциплины, как строевая подготовка, полезно не только тем, что учащиеся учатся овладевать различными строевыми приемами, но наряду с этим у них воспитывается взаимовыручка, дисциплинированность, выносливость и ловкость. С помощью таких уроков, школьники приобретают чувство слаженности и коллективизма, умения прийти на помощь друзьям, у них вырабатывается быстрота реакции, а также воспитывается опрятность, дисциплинированность и подтянутость.

А теперь давайте более детально остановимся на том, что же включает в себя строевая подготовка:

Во-первых, главной целью строевой подготовки в школе является выработка у подростков строевой выправки, аккуратности, подтянутости и выносливости;
Во-вторых, научить учащихся умению быстро и правильно выполнять строевые команды;
В-третьих, овладеть строевыми приемами с оружием и без него;
В-четвертых, научиться действовать слажено подразделениями и в различных строях.
В-пятых, школьники должны овладеть знаниями основных строевых терминов и уметь различать их.

Строи и управление ими

Но прежде чем мы приступим к обучению различных приемов и слаженных действий в строю, вначале давайте попробуем разобраться, что собой представляет строй и с каких элементов состоит. А также, вначале следовало бы узнать и о порядке выполнения команд, и какие обязанности должны нести учащиеся перед построением, а так же в строю.

Строем называют такое размещение военнослужащих, подразделений и частей, которое предписано уставом для выполнения совместных действий, выполняющихся в пешем порядке или же на автомобилях.

Строй состоит из таких элементов, как: фланг, фронт, интервал, тыльная сторона фронта, а также дистанция, ширина и глубина строя.

Под таким понятием, как фланг, принято подразумевать правую или левую оконечность строя.

Фронтом называют ту сторону строя, к которой военнослужащие обращены лицом. А вот сторону, противоположную фронту, называют тыльной стороной строя.

Расстояние вдоль фронта между военнослужащими, подразделениями или частями, именуют интервалом. А расстояние в глубину между ними считают дистанцией.

На следующем изображении мы с вами видим, как необходимо правильно соблюдать интервал:

Шириной строя называют расстояние между флангами. А вот глубина строя – это расстояние от первой шеренги до последней, то есть, от впереди стоящего военнослужащего до позади стоящего.

На этом рисунке изображен правый фланг строя:



Также следует знать, что в зависимости от назначения строй может быть развернутым или походным.

К первому виду относится такой строй, в котором подразделения построены по фронту на одной линии. Развернутый строй может быть одношереножным или двухшереножным. И, как правило, развернутый строй используют для различных смотров, проверок, парадов и т.д.

Теперь посмотрим внимательно на картинку. На ней мы видим пример одношереножного строя или просто шеренги:



Теперь давайте рассмотрим эти виды строя более детально. Одношереножный развернутый строй еще называют просто шеренга. В шеренге военнослужащие стоят на одной линии и придерживаясь определенного интервала.

В двухшереножном строю, военнослужащие размещаются в две шеренги. То есть, военнослужащие второй шеренги стоят на дистанции от первой шеренги на расстоянии вытянутой руки впередистоящего военнослужащего. Также, следует отметить, что в случае поворота строя, название шеренг не изменяются, первая шеренга, как была, так и остается первой и соответственно, также и вторая.

На следующем изображении мы можем видеть пример двошереножного строя:



В случае, если в двухшереножном строю, стоят два человека, в затылок один к другому, то они составляют ряд.

А вот если военнослужащему второй шеренги не стоит в затылок первому, то этот ряд называют неполным и при повороте кругом в двухшереножном строю, военнослужащий, стоящий в неполном ряду переходит во впередистоящую шеренгу.

Кроме того, одношереножный и двухшереножный строй делится на сомкнутый и разомкнутый.

При построении в сомкнутом строю интервал в шеренгах между военнослужащими должен быть равен ширине ладони на уровне локтей, тогда как в разомкнутом строю такой интервал по фронту равен одному шагу.

На следующем рисунке нам показано, какая должна быть дистанция:



В том случае, когда военнослужащие стоят в затылок друг к другу, а в подразделениях одно за другим на определенных дистанциях, которые предписаны уставом, то такой строй называют колонной. Колонны, как правило, применяются для построения в развернутый или походный строй и могут быть, начиная от одной, по две, три и т.д.

А теперь давайте разберемся, какой строй называют походным. К такому строю относится тот, в котором подразделение строиться в колонну или же несколько колонн с определенной дистанцией. Применяется такой строй для передвижения подразделений, например, для прохождения торжественного марша и других случаев.

Также следует знать, что в строю есть направляющий и замыкающий военнослужащий. Первый является головным в указанном направлении, и по нему направляют движение остальные военнослужащие. Ну, а замыкающий, соответственно, осуществляет движение последним.

Обязанности военнослужащих перед построением в строю

А теперь давайте остановимся на обязанностях, которые беспрекословно должны выполнять солдаты перед построением:

Во-первых, перед построением, каждый военнослужащий обязан проверить свое обмундирование и снаряжение, а также, закрепленную за ним технику и проверить исправность своего оружия;
Во-вторых, привести себя в порядок. А это значит, что обмундирование должно быть аккуратно заправлено, снаряжение должно быть правильно одето и подогнано по размеру, а внешний вид должен соответствовать требованиям устава.
В-третьих, Без суеты быть готовым к построению и четко знать свое место в строю;
В-четвертых, во время движения в строю, четко соблюдать дистанцию и интервалы, сохранять равнение и не выходить из строя без команды;
В-пятых, находясь в строю, соблюдать тишину, дисциплину. Также внимательно слушать приказы и распоряжения командира и четко их выполнять;
В-шестых, все сигналы и команды следует передавать громко, четко и без искажений.

Выполнение команд

На уроках по строевой подготовке школьники будут осваивать такие основные элементы строевой выручки, как строевая стойка, шаг, повороты, а также приемы воинского приветствия.

Так как строевая стойка является одним из основных элементов строевой подготовки, то учащиеся должны научиться правильно выполнять строевую стойку, ведь она является исходным положением для выполнения всех последующих строевых команд.

Поэтому следует при принятии строевой стойки учитывать следующие моменты:

Во-первых, при принятии строевой стойки каблуки должны быть вместе, а носки должны быть развернуты на ширину ступни;
Во-вторых, без лишнего напряжения ноги в коленях необходимо выпрямить;
В-третьих, грудь должна быть приподнята, плечи развернуты, а тело необходимо слегка подать вперед;
В-четвертых, руки должны быть опущены, при этом кисти рук располагаются ладонями вовнутрь и должны быть расположены с боку и посередине бедра;
В-пятых, голова слегка приподнята, и смотреть прямо.

Если школьники сумеют правильно освоить строевую стойку, то смогут легко выполнять и другие команды.

А теперь давайте рассмотрим ошибки, которые чаще всего допускают при выполнении строевой стойки:



На уроках военной подготовки в этом учебном году школьники научатся четко выполнять такие строевые команды, как «Заправиться», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Отставить» и другие.

Приступая к выполнению и обработке этих команд, школьники должны усвоить следующее: