Воздушная одежда. Воздушный океан земли. Льда. из них образуются облака

Когда мы читаем об освоении человеком Луны и планет, мы часто сталкиваемся с вопросами, ка­сающимися атмосферы. Есть ли атмосфера и на других планетах?
Насколько известно ученым, ни одна планета или звезда не имеет атмосферы, похожей на на­шу.
На уроках природоведения мы узнали о химическом составе, физических свойствах, о явлениях, происходящих в атмосфере Земли.
А вот некоторые интересные факты об атмосфере, которые удивят не только детей, но и наших родителей.

  • Атмосфера земного шара весит 5 300 000 000 000 000 тонн. Если бы, например, потребовалось перевезти груз, равный весу земной атмосферы, из Москвы в Ленинград и если бы каждый поезд имел 100 вагонов и проходил весь путь за 10 часов, то надо затратить на перевозку этого груза почти 4 млрд. лет
  • Воздух давит на нас со всех сторон. Давление воздуха на наш организм составляет 1 тонну. Мы не ощущаем этого давления, потому что наш ор­ганизм привык к нему.
  • Земля и воздух неотделимы. Если бы земная атмосфера не перемещалась вместе с Землей, то многие путешествия было бы весьма просто совершить. Достаточно было бы подняться над земной поверхностью на воздушном шаре и опуститься тогда, когда нужный участок Земли будет под воздушным шаром.
  • На Северном полюсе теплее, чем на Южном. Северный полюс находится на уровне моря, Южный - на высоте свыше 3 километров от уровня моря. Северный полюс окружен со всех сторон материками, которые летом дают немало тепла; к Северному полюсу подходит ветвь теплого течения Гольфстрим; Северный полюс освещается солнцем почти на наделю дольше, чем Южный.
  • В пустыне Атакама на Тихоокеанском побережье Америки ежегодно выпадает не более 8 миллиметров осадков; из-за сухости трупы павших животных там высыхают и лет по тридцать не сгнивают.
  • Преодолевая силу тяжести, мощная тепловая "машина", приводимая в движение энергией Солнца, ежегодно поднимает с поверхности всего земного шара в атмосферу 511 тысяч кубических километров воды. 411 тысяч кубических километров поднимается с одной только поверхности океана.
  • Гроза в Египте бывает всего один раз в 200 лет.
  • Молнии приносят пользу. В своем "молниеносном" полете они успевают выхватить из воздуха миллионы тонн азота, "связать" его и направить в землю. Это бесплатное удобрение обогащает почву, на которой растут злаки.
  • Флюгер, как предполагают, - один из наиболее древних метеорологических приборов. Еще около двух тысяч лет назад идея устройства "ветроуказателя" была занесена с Востока в Европу, В древней Японии и Китае флюгер имел, вид дракона. В средневековых европейских Городах стало обычаем украшать шпили высоких зданий флюгером, изображающим петуха. Приборы эти получили название "петухов погоды", так как за переменой ветра часто следовала перемена погоды.
  • Старинной кладки колодец, "предсказывающий" погоду, имеется на плато Устюрт, в Казахстане. Перед дождем, туманом или снегопадом он втягивает в себя воздух, а в погожий, сухой солнечный день, наоборот, выталкивает его наружу. Если в этот момент кинуть в колодец шапку, она, не достигнув воды, вылетит обратно. Колодец-феномен, выложенный долбленными известковыми плитами, служит гурьевским чабанам природным барометром. Он исправно оповещает их о приближающемся ненастье.

Овсянкина Елена Борисовна, «Атмосфера – воздушная одежда Земли»

Пояснительная записка к уроку.

«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг» К.Д.Ушинский

В условиях введения ФГОС необходимы коренные изменения в методике проведения современного урока. Деятельность учителя в уроке - это в проектировании учебной деятельности, организации учебной деятельности, управлении учебной деятельностью учащихся .

Большую роль в жизни современных школьников играют новые информационные технологии. Их эффективность бесспорна, так как они позволяют:

    расширить информационное пространство;

    увеличить скорость поиска информации;

    интенсивность обработки полученных знаний.

Это приводит к экономии времени, продуктивности, более высокому качеству обучения. Информационная база становится при этом подлинно развивающей. Поэтому задача учителя не столько дать знания, сколько помочь учащимся сформировать в себе способности, которые позволят им в дальнейшем овладеть набором способов деятельности; создать условия для формирования умений переноса информации из одних знаковых систем в другие; создать условия для развития умения структурировать информацию, содействовать развитию умения конструктивно общаться.

На данном уроке использовалась интерактивная доска Panaboard , учебник А.А.Плешакова и Н.И.Сонина «Природоведение. 5 класс», видеофрагмент с канала Бибигон в Интернет-ресурсах http://www.youtube.com/watch?v=k1gPish0sEI , фотографии и картинки с Итернет-портала Google :

http://www.google.ru/search?hl=ru&newwindow=1&site=imghp&tbm=isch&source=hp&biw=1600&bih=755&q=строение+атмосферы+земли , http://gymn25-chemistry.narod.ru/Zagadki/Index_3.html

С учетом требований к современному уроку были определены задачи данного урока:

Образовательные : сформировать у учащихся представления о составе и строении атмосферы, основных атмосферных явлениях: образовании облаков, ветра, грозы

Развивающие : развивать умения работать в группе с учебником, дополнительными источниками информации. Способствовать развитию памяти, логики и интеллекта. На примере значения атмосферы в жизни планеты и человека учить учащихся проводить классификацию и устанавливать соответствие, формировать умение устанавливать причинно-следственные связи и объяснять основные атмосферные явления в природе

Воспитательные : осознание себя как части целостности природы, воспитание чувства прекрасного.

Планируемые результаты (ученики получат возможность):

Личностные : осознание ценностей знаний о Земле, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные : умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные : понимание уникальности планеты Земля, значения атмосферы для планеты и для человека.

Универсальные учебные действия:

Личностные: необходимость изучения окружающего мира, осознание целостности мира и себя как неотъемлемой части планеты Земля

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям атмосфера, воздух, облака, ветер; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из различных источников, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

На уроке применялись элементы технологии творческого развития (А.Рахимова), которые заставляют учащихся задумываться над смыслом изучаемого содержания, осваивать новый опыт. В данном случае создаются условия для формирования умений анализировать и выделять главное, определять общее и особенное, выявлять причины и следствия. Учащиеся формулируют собственную позицию по обсуждаемому вопросу и используют события, происходящие вокруг них для ее аргументации. А так же способствуют развитию творчества не только в пределах изучаемого предмета, но и во всех образовательных областях.

Учебная игра, как еще одна технология личностно-ориентированного обучения, полностью отвечает задачам формирования информационно-коммуникативной компетенции благодаря следующему:

    в ходе игры учащиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который они получали бы в действительности;

    учебная игра позволяет решать трудные проблемы, а не только быть наблюдателем;

    игры создают более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную;

    учебные игры обеспечивают среду, требующую от учащихся незамедлительного реагирования.

Учебная игра позволяет не только повысить интерес учащихся к изучаемым темам, но и отработать навыки поведения, диктуемые определенной ситуацией.

Итоги урока: учащиеся на уроке были активны, рассуждали и анализировали имеющуюся информацию, ошибались, но были толерантны друг к другу, с желанием выполняли все задания и требования учителя. За урок поставлено 5 оценок «отлично» и 3 оценки «хорошо», еще 5 учеников получили жетоны за активную работу на уроке и смогут присоединить их на других уроках при ответах или активной работе на уроке. Считаю, что цель урока достигнута.

Минутка самовнушения:

На своём рабочем месте шёпотом повторяем написанные слова:

Я способен! Я со всем справлюсь! Мне нравится учиться! Я - хороший ученик! Я хочу много знать! Я буду много знать!

    Фронтальный опрос по теме «Литосфера» и «Гидросфера».

С какой оболочкой мы познакомились на прошлом уроке? (гидросфера)

Что такое гидросфера?

Что включает в себя гидросфера?

Какой важный процесс происходит в гидросфере? (Рассказ о путешествии капельки)

    Определение темы.

Мы все знаем, что на Земле существует 4 океана. Какие это океаны? (Ученики называют океаны). Про них есть стихотворение у Андрея Усачева.

«На нашей планете океанов – 4»

Индийский – самый соленый в мире

Океан Атлантический славен сельдями

Ледовитый все время спит подо льдами

А Тихий, конечно вовсе не Тихий

А буйный, глубокий и самый великий».

Но есть еще и самый большой из всех океанов, и вы каждый день, каждый час, каждую минуту сами того не подозревая «купаетесь в нем». Не догадались?

Тогда слушайте дальше: Он не соленый и не пресный, и к тому же без берегов. Словно огромные серебристые рыбы проплывают по его просторам самолеты. Это воздушный океан Земли. Его ещё называют атмосферой.

Ребята, я уверена, что многие из вас слышали это понятие, и способны дать ему определение.

Ответы детей

Совершенно верно, атмосфера - это воздушная оболочка земли.

4. Актуализация знаний. Целеполагание .

Цель: основываясь на опорных знаниях учащихся по указанной теме, сформулировать задачи на данный урок.

Итак, на какие же вопросы, нам нужно будет ответить в ходе урока?

План.

Образование атмосферы.

Состав Атмосферы.

Строение атмосферы.

Явления, происходящие в атмосфере.

Значение атмосферы

Состав воздуха

Какие вещества могут входить в состав воздуха?

Простое и привычное понятие «воздух» на самом деле не так просто – состав воздуха сложен, а все компоненты взаимосвязаны друг с другом. Если «взглянуть» на воздух с научной точки зрения, то это сложная смесь различных газов, подобранных в определенной пропорции.

В состав атмосферы входит 78% азота, 21% кислорода и 1% приходится на долю прочих газов, в т.ч. углекислого газа.

Отметьте, пожалуйста, на диаграммах количественное содержание азота, кислорода и других газов в атмосфере.

Строение атмосферы.

Строение атмосферы

Толщина воздушной оболочки Земли более 2000 км. Атмосфера состоит из нескольких слоев. Самый нижний слой, прилегающий к земной поверхности, имеет толщину 10-18 км – тропосфера. За пределы этого слоя не залетают птицы, да и облака редко поднимаются выше. В этом слое атмосферы протекает жизнь всех живых организмов. В этом слое формируется погода.

Следующий слой стратосфера достигает 50-60 км. В этом слое атмосферы находится слой озона, так называемый защитный экран, который поглощает часть ультрафиолетовой радиации Солнца. Одним из результатов этого является потепление воздуха в этом слое. Но более важно то, что озон препятствует проникновению на Землю ультрафиолетовых лучей. Часть этих лучей полезна, но значительное количество ультрафиолета губит жизнь на Земле. Поэтому очень важно, чтобы все выбросы в атмосферу не оказывали разрушительного воздействия на озоновый слой. В последнее время замечено возникновение так называемых «озоновых дыр». Некоторые ученые связывают их появление с тем, что в атмосферу в результате деятельности человека поступает большое количество газов, разрушающих озон. Через озоновую дыру солнечные ультрафиолетовые лучи в избытке попадают на нашу планету, что отрицательно сказывается на здоровье человека, животных и некоторых видов растений.

За стратосферой – безвоздушное пространство. Здесь начинается космос.

Проблемный вопрос? А сейчас, ребята, я попрошу вас помочь мне ответить на давно интересующий меня вопрос. Почему большинство горных вершин всегда покрыты снегом, ведь они так близко к солнцу?

Развитие внимательности

Читают информацию о том, как с высотой изменяется температура. Дают ответ на вопрос, делают записи в рабочем листе.

Решают задачу. Условие задачи появляется на экране.

Разбираем задачу.

Физ. Минутка:

    Физкультминутка.

Сегодня в отдыхе нам поможет воздух. Все упражнения выполняются стоя.

«Упрямая свеча ». Наберём в грудь побольше воздуха и задуем воображаемую свечу (на счёт 1, 2, 3, 4)

Не погасла, попробуем еще раз.

« Лесной ландыш». Глубоко вдохнули аромат ландыша – выдохнули

(повторить 2-3 раза).

«Проколотый мяч ». Надулись, как мячик, поднимая руки вверх через стороны, и выпустили воздух ш-ш-ш-ш-ш-ш, опуская руки и наклоняясь вперёд (повторить 2-3 раза).

Проведение игры “Вокруг света на воздушном шаре” ( 10 мин.)

Условия игры:

Класс делится на группы по 2-3 человека - это экипаж воздушного шара.

1 экипаж – изучает облака и осадки;

2 экипаж – изучает вопросы, связанные с возникновением ветра и грозы;

3 экипаж – изучает основную информацию о погоде и климате;

Пакет заданий для групп (выдается каждой группе):

тема “Облака”

Прочитай текст учебника (стр. 85, абзацы 4 и 5). Ответьте на вопросы

Как образуются облака?

Какие облака изображены на рисунке (стр. 87)?

На какой высоте образуется каждый вид облаков?

С какими облаками связано выпадение осадков?

тема “Ветер”

Прочитай текст учебника (стр. 85–86, абзацы 6 и 7). Составь краткую статью для газеты (ведь по прибытию журналисты будут брать у вас интервью) о ветре, его образовании, грозах и молниях. Будь готов прочитать свою заметку.

тема “Погода и климат”

Прочитай текст учебника (стр.86, от 2 абзаца и до конца). Ответь на вопросы и запиши ответы в тетрадь:

Погода – это…(определение).

Климат – это…(определение).

Найди отличия погоды от климата.

Чем характеризуется погода (перечисли элементы погоды)?

С остальными учащимися, выяснить какая же роль принадлежит атмосфере.

Значение атмосферы (5 мин.)

Учитель: внимательно прослушайте стихотворение, и определить, какое значение для планеты играет наличие атмосферы.

Но значительна роль атмосферы

Для Земли и для жизни людей,

Ведь такая воздушная сфера

Защищает от многих вещей:

От мороза ли темною ночью,

От перегрева в солнечный день,

От паденья на Землю множества

Самых разных космических тел.

Много вредных космических лучиков

Атмосфера не пустит без ключика.

Для непрошеных злобных лучей

Не должно быть открытых дверей.

Наш воздушный большой океан,

Омывающий множество стран,

Наш защитник, обидчик, помощник,

Без которого жить невозможно.

Выполняя защитную функцию,

Атмосфера нам воздух дает.

Значит, вывод верный:

Человек без неё не живет!

4. Первичное закрепление знаний.

Цель: выяснить уровень первичного осознания нового учебного материала, осмысление причинно-следственных связей.

Ребята, сейчас мы с вами сделаем один небольшой тест, который нам поможет выяснить усвоили ли вы сегодняшнюю тему. Выполнив задание, вы посчитаете количество баллов и поставите себе соответствующую отметку. В тесте 5 вопросов за каждый правильный ответ 1 балл. Соответственно, 5 баллов - "5", 4 балла - "4", 3 балла - "3".

    Атмосфера – это оболочка

    Газовая

б. Водная

в. Соленая

    Самый нижний слой атмосферы:

    Стратосфера

    Тропосфера

    Верхние слои атмосферы

    Кислорода в воздухе содержится:

    30%

    21%

    78%

    В тропосфере образуются:

    Облака

    Ультрафиолетовые лучи

    Грунтовые воды

5. Озоновый слой защищает от:

а. перегревания земной поверхности;

б. ультрафиолетовых лучей

в. падения метеоритов на землю.

    Итог урока:

Какую тему изучали?

Что нового узнали на уроке?

6. Рефлексия (под музыку)

А сейчас заключительный разговор. Давайте с вами поговорим о ваших чувствах и впечатлениях. Легко ли вы справились со всеми заданиями? Где вы испытали затруднения? Закончите предложения, которые есть в ваших индивидуальных карточках.

Дети берут индивидуальные карточки.

Закончите предложение:

Я чувствовал себя ______________.

Я работал с ______________ настроением.

Я ___________ доволен собой.

Я испытывал затруднения, когда _____________.

Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше об атмосфере?

7. Домашнее задание.

Составить рассказ «Путешествие по атмосфере», где описать все явления, с которыми пришлось встретиться.

Параграф 24, р.т. стр. 66- 67.

Цель:

  • Обучающая. (Знать состав воздуха, типы облаков, закономерности нагревания и охлаждения воздуха над сушей и водой.)
  • Развивающая. (Развить у учащихся навыки выделять главное и делать выводы, обогащение специальной речи учащихся.)
  • Воспитательная. (Формирование умений учащихся самостоятельно искать ответы на поставленные задачи, умение слушать товарищей, работать с различными источниками знаний.)

Ход урока

  1. Организационный.
  1. Объявление темы урока.
  2. Задачи урока.
  3. На протяжении урока дети ставят себе плюсы за каждый свой правильный
    ответ.
  4. Работаем с сигнальными карточками.
  1. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.
  1. Что это такое?

Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Он невидимый, и все же.
Без него мы жить не можем? (воздух)

  1. О каких свойствах воздуха идет речь в загадке? (Невидимый, прозрачный, необходим для дыхания).
  2. Демонстрация опытов (учащиеся сами называют свойства воздуха)
  • Удар мяча о пол. (Сжимаем и упруг.)
  • Опускаю пустой стакан в чашку с водой. (Воздух занимает место.)
  • Колба и вставленная в нее стеклянная трубка, в трубочке закрашенная капелька воды, нагреваю руками колбу, капелька поднимается к верху, прекращаю нагревать, капелька устремляется вниз. (При нагревании воздух нагревается, при охлаждении сжимается).
  1. Что еще можно сказать о теплом воздухе?? Теплый воздух поднимается вверх (записываю это на доске)
  2. Имеет ли воздух вес? Решите практически. (опыт с шариком) Да. (надувной шарик - ненадутый имеет меньший вес, чем надутый)

Учащиеся называют еще раз все свойства воздуха и записывают в тетрадь.

  1. Основной этап.
  1. Почему так названа тема «Воздушная одежда Земли»

Предположения, высказывания ребят (вспоминают о температуре на Луне и сравнивают с температурой на Земле).

Вывод: 3емля покрыта воздушной оболочкой, толща воздуха днем рассеивает солнечные лучи, и Земля нагревается слабо, а ночью воздух не дает Земле быстро охлаждаться и, словно под невидимым одеялом, сохраняет тепло до утра. Отсюда и такое название темы.

  1. Воздушная оболочка Земли называется атмосферой (запись в тетрадь)
  2. Обращаю внимание на проблемный вопрос, записанный на доске.

Состав воздуха в классе перед началом занятий и после разный. В чем заключается это отличие? Предложите способ улучшения воздуха в классе.

  1. Работа с учебником (А.А Плешаков, Н. И Сонин « Природоведение».) стр. 74., Читают 1 и 2 абзац (Самостоятельно)
  • Первая группа ребят - ученые
  • Вторая группа ребят - журналисты
  • Двое ребят- аналитики

Первая группа рассказывает о составе воздуха, используя диаграмму.

Вторая группа задает вопросы 1 группе.

Аналитики делают выводы, которые дети записывают в тетрадь.

  1. Один из подготовленных ребят демонстрирует опыт.

Зажигает две свечи, одну закрывает стаканом, другую нет. Закрытая свеча гаснет.

Опять проблема: « Почему так происходит?»

Дети предлагают решение этой задачи и делают вывод:

Кислород поддерживает горение. Углекислый газ не поддерживает горение.

Ребята рассказывают еще о свойствах этих газов.

  1. Человеку ежедневно требуется 20 г азота.
  • А как он попадает в организм человека? (вопрос на дом желающим эрудитам - найти ответ)
  1. Работа с учебником. (Стр. 74, 3-4 абзац.)

К тексту составить вопросы репродуктивные и творческие. После чтения учащиеся сначала задают вопросы непосредственно к тексту и отвечают, а затем творческие, на которые нет ответа, но они побуждают ребят искать их в других источниках, потому - что это интересно.

Делают вывод: Облака бывают: слоистые, перистые, кучевые. Со слоистыми и кучевыми облаками связаны осадки (дождь, снег). С высотой температура понижается на 6 градусов на каждый километр.

  1. Чтение стихотворения (см. приложение 1).
  • О чем идет речь? (О ветре.)
  1. Индивидуальные сообщения ребят

1ученик - нагревание охлаждение воздуха над сушей и водой (использование
схемы, таблицы)

2 ученик - ветер, типы ветров.

  1. Закрепление.
  1. Сказка (смотри приложение 2)
  2. Биологические задачи на стрелках, показывающие направление ветра. Сначала дети говорят- какой ветер, затем снимают стрелку и на обратной стороне читают задачу и свои варианты решения (смотри приложение 3).
  3. Отвечают на проблемный вопрос, записанный на доске. Ответы ребят развернутые, правильные, ошибочные, неожиданные, особенно при обсуждении второй части.
  4. Тест (1 вариант - четные вопросы, 2 вариант- нечетные вопросы, некоторые учащиеся получают карточки.) (смотри Приложение 4.) После выполнения, ответы дают дети, которые имеют возможность увидеть, где они ошиблись, какой правильный ответ.
  1. Итог урока, (рефлексия)
  1. Красные- 6 плюсов и больше «5»

Синие-4-5 плюсов «4»

Желтые- 2-3 «3»

  1. Поднять сигнальные карточки (проверка теста)

Красные - нет ошибок «5»

Синие- 1 ошибка «4»

Желтые- 2-3 ошибки «3»

Белые- 4 ошибки (еще надо поработать).

  1. Подводим предварительный итог, выставляем оценки.
  2. Поднять сигнальные карточки.

Красные- все понятно, могу пересказать.

Синие- все понятно, пересказать затрудняюсь.

Желтые- не все понятно, требуется дополнительное объяснение.

  1. Домашнее задание:
  1. Написать прогноз погоды.
  2. По желанию - Найти ответ на вопрос, «Какие слои различают в атмосфере? Где формируется климат?»
  3. По желанию - Как в живой организм проникает азот?
  4. Спросить у родных о народных приметах, по которым можно предсказать погоду.

Вопрос 1. Что такое воздух?

Воздух - естественная смесь газов (главным образом азота и кислорода - 98-99 %, а также аргона, углекислого газа, воды, водорода), образующая земную атмосферу.

Вопрос 2. Какова роль воздушной оболочки для нашей планеты?

Воздушная оболочка нашей планеты – атмосфера – защищает живые организмы на земной поверхности от губительного воздействия ультрафиолетового излучения Солнца и других жестких космических излучений. Предохраняет Землю от метеоритов и космической пыли. Атмосфера служит также «одеждой», не позволяющей осуществляться потерям тепла, излучаемого Землей в пространство. Атмосферный воздух – это источник дыхания человека, животных и растительности.

Вопрос 3. Каково значение атмосферы в жизни нашей планеты?

Предохраняет Землю от метеоритов и космической пыли. Атмосфера служит также «одеждой», не позволяющей осуществляться потерям тепла, излучаемого Землей в пространство. Атмосферный воздух – это источник дыхания человека, животных и растительности. Особую роль для всего живого на Земле имеет озоновый слой, который защищает живые организмы от вредного ультрафиолетового излучения Солнца.

Вопрос 4. Из каких газов состоит воздух?

Атмосфера представляет собой смесь газов, в которой 78% составляет азот, около 21% - кислород, а 1% приходится на другие газы, в том числе углекислый газ и пары воды.

Вопрос 5. За какими облаками вы можете наблюдать?

Различают перистые, слоистые и кучевые облака.

Вопрос 6. Что такое ветер?

Движение воздуха вдоль поверхности Земли называют ветром. Ветер может дуть в разных направлениях и с разной скоростью. Чем больше скорость ветра, тем больше его сила.

Вопрос 7. Почему происходит гроза?

Она происходит, когда между мощными дождевыми облаками или между облаками и землёй возникают многократные электрические разряды - молнии. Электрические искры, пробивая воздух, мгновенно разогревают его, он резко расширяется, производя сильный шум, и мы слышим удар грома.

Вопрос 8. Что такое погода? О каких показателях состояния атмосферы сообщают в прогнозах погоды, передаваемых по радио и телевидению?

Погода - это состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте и в данный момент. Погода характеризуется температурой, влажностью, облачностью, направлением и скоростью ветра, осадками.

Вопрос 9. Что такое климат? Чем он отличается от погоды?

Для каждой местности характерны определённые типы погоды и их смена, т. е. режим погоды. Многолетний режим погоды называют климатом. Климат, так же как и погода, включает важнейшие характеристики состояния атмосферы: температуру, влажность, облачность, осадки, ветры.

Погода – единовременное состояние природы, а климат – постоянное для данной местности.

Вопрос 10. Какой климат характерен для вашей местности: холодный, умеренный или жаркий; сухой или влажный?

Для нашей местности характерен умеренный климат.

Вопрос 11. Возникают ли в вашей местности ураганы? Чем они опасны?

В нашей местности ураганов нет. Обычно ураганы сопровождаются проливными дождями, приводящими к наводнениям. Всё это приносит большие разрушения, приводит к человеческим жертвам.

Вопрос 12. Опишите погоду сегодняшнего дня.

Температура воздуха – 5 градусов по Цельсию, низкая влажность, небольшая облачность. Скорость ветра 3,1 м/с, направление – юго-западный. Осадков не ожидается.