В каком городе родился д артаньян. Один за всех! Как жил настоящий Д’Артаньян, и что присочинил Дюма. Кино и телевидение

«12 июля в городе Ош люди чествовали память истинного человека, проведшего полную и бурную жизнь... Он до седин оставался пылким гасконским капитаном, небогатым воином, верною шпагой прекрасной Франции». Это слова из статьи Александра Куприна . 12 июля 1931 г. русский классик с трепетом и благоговением присутствовал при открытии памятника Д’Артаньяну .

«Было мне лет десять-одиннадцать. Д’Артаньян мне снился... Мой же дальнейший жизненный путь был уже прочерчен без малейших колебаний. После школы — только истфак Московского университета...» Под этими словами известного советского учёного Анатолия Левандовского может подписаться не только тот, кто связал свою жизнь с изучением истории, но и каждый, кто хоть сколько-нибудь ею интересуется. Как ни крути, а у истоков всё равно будет стоять подбоченившийся гасконец со шпагой.

И в ореоле цитат. «Смеётся над лошадью тот, кто не осмеливается смеяться над её хозяином!», «Разучилась пить молодёжь... А ведь это ещё один из лучших», «Любовь — это игра, в которой выигравшему достаётся смерть», «Я дерусь просто потому, что дерусь», «Я прибыл в Париж с четырьмя экю в кармане и вызвал бы на дуэль всякого, кто осмелился бы сказать мне, что я не в состоянии купить Лувр». Ну и, конечно, прекрасное и вечное: «Один за всех, и все за одного!»

Д’Артаньян. Иллюстрация из книги Дюма. Фото: www.globallookpress.com

Сила мифа

Желающих развеять этот блестящий образ, созданный Александром Дюма , по-прежнему навалом. С пафосом единственного хранителя истины и ехидной улыбкой вам расскажут, что всё-то Дюма наврал. Что — да, был такой Д’Артаньян, гасконец и мушкетёр. Но действовал не так, не с теми, и не тогда. Что всё было много скучнее. Появление на свет предположительно в 1613 г., затем, после непонятного детства, только служба, приказы, казарменная лямка и смерть от голландской пули в 1673 г.

Когда-то археолог-любитель Генрих Шлиман решил искать легендарную Трою, руководствуясь «Илиадой» Гомера . Над ним смеялись. И совершенно зря. Кое-какие мелочи, донесённые слепым сказителем, оказались чистой правдой. То же самое можно сказать и о романе Дюма. Да, он передвинул действие лет на двадцать назад — во время истории с алмазными подвесками реальному Д’Артаньяну было то ли три годика, то ли все пять. Серьёзное прегрешение. Однако есть нюанс. При детальном рассмотрении почти все строки Александра Дюма оказываются чистой правдой.

Мещанин во дворянстве

Больше того — ею являлись даже вопли наших мальчишек, которые, насмотревшись на приключения Михаила «Тысяча чертей» Боярского в роли гасконца, устраивали поединки на шпагах из прутиков.

И немилосердно коверкали имя любимого героя. Оно звучало то каким-то реверансом в сторону «Звёздных войн» — «Дарт Аньян», то приобретало отчётливо армянский колорит — «Дыр-Танян».

Как ни странно, все эти варианты имеют право на существование. Написание родовых имён во Франции XVII в. — настоящий цирк с конями. Вполне респектабельной версией фамилии главного мушкетёра всех времён было нелепое, но зафиксированное в документах Artanga (Артанья). А также Dartagnan, то есть Дартаньян — именно так, в одно слово. Сам Шарль Ожье де Бац де Кастельмор , а именно таким было имя нашего героя по отцу, предпочитал называть себя d’Artaignan. Стильно и архаично. В честь деда со стороны матери, что автоматически удревняло его родословную чуть ли не до времён Крестовых походов.

«Я не верю их хитрым рожам. Особенно вон тому, с физиономией гасконца. Подойдите-ка сюда, сударь мой!», — так в романе Дюма описана первая встреча нашего героя с королём, Людовиком XIII . Вообще-то речь идёт о том, что король не верит раскаянию Д’Артаньяна, который нарушил запрет на дуэли. Но его величеству нельзя отказать в прозорливости. То же самое он мог бы сказать о происхождении гасконца.

Его прадед со стороны отца, Арно де Бац , был всего лишь разбогатевшим виноторговцем, который скупал земли и замки. Он очень хотел втереться в высшее по рангу сословие — дворянство — но так и не смог. Это удалось сыну торговца, Пьеру , деду мушкетёра. Да и то жульническим способом. В брачный контракт от 1 апреля 1578 г. слово «дворянин» перед именем Пьера было вписано позже и другим почерком.

Мушкетёры и кардинал Ришелье. Иллюстрация из книги. Фото: www.globallookpress.com

Сало для мушкетёра

Прибыв в Париж, Д’Артаньян Дюма прежде всего озаботился тремя важными делами. Продал коня, снял комнату и занялся своим гардеробом. О коне разговор ещё будет, а пока вот что говорится о том, как провинциал старался соответствовать столичной моде: «Весь остаток дня занимался работой — обшивал камзол и штаны галуном, который мать спорола с почти совершенно нового камзола г-на Д’Артаньяна-отца и потихоньку отдала сыну».

Реальный Д’Артаньян вполне мог не только получить от матери в подарок старую тесьму, но и считать её довольно ценной вещью. Наследство, которое оставил после себя Бертран де Бац , настоящий отец настоящего мушкетёра, судя по описи 1635 г., было откровенно скудным. Из оружия: «Три аркебузы, семь мушкетов, две шпаги». Из кухонной утвари и припасов: «Два малых котла и один большой, три кастрюли, шесть дюжин бывших в употреблении салфеток, шесть кусков свиного сала и двенадцать засоленных гусей». Из домашнего обихода: «Две потёртые скамьи, старый буфет для посуды, пять кожаных кресел, покрытых мало пригодным к употреблению стаметом». К слову, стамет — это такая шерстяная ткань, которую, как правило, употребляли на подкладку. В доме отца мушкетёра ею накрывают парадные кресла — это о многом говорит.

А вот конь «редкой масти», которого в романе называют то «апельсиновым», то «ярко-рыжим», был вполне в порядке вещей, несмотря на то, что ему исполнилось уже 13 лет. В конце концов, маршал Жан де Гассион , почти ровесник реального Д’Артаньяна, прибыл в Париж на тридцатилетней кляче. И, тем не менее, наш герой этого коня продаёт. А ведь отец умолял его этого не делать. Отчего же такой казус?

Когда настоящий Д’Артаньян всё-таки стал мушкетёром, а произошло это в 1644 г., этот конь уже не соответствовал регламенту. Королевским мушкетёрам были положены только серые кони. Как вариант — серые в яблоках. Эту роту так и называли — «серые мушкетёры», поскольку впоследствии появилась ещё одна, «чёрные мушкетёры». Те разъезжали уже на вороных. Так что герой романа, продав «негодного» коня, просто торопил события.

Мушкет и фуршет

Теми же резонами — поскорее стать мушкетёром — руководствовался книжный Д’Артаньян, когда нанимал слугу. В других ротах отсутствие личного слуги не было камнем преткновения. Есть — хорошо, нет — обходились одним лакеем на десятерых. А вот мушкетёрам слуга был необходим. Здесь — суровая проза жизни. Средний рост мужчины того времени — 165 см. Длина мушкета могла доходить до 175 см. Вес — до 9 кг. Стрелять из такой дуры можно было только при помощи сошки-стойки. Была и она, только называлась «фуршет», дав впоследствии имя закусочному столу. И весила тоже немало. Так что если положенные два пистолета и шпагу можно было таскать на себе, не утруждаясь, то для оружия, давшего имя роду войск, был необходим слуга.

«Планше , слуга Д’Артаньяна, с достоинством принял выпавшую на его долю удачу. Он получал 30 су в день, целый месяц возвращался домой веселый, как птица, и был ласков и внимателен к своему господину». Здесь к Дюма обычно придираются, указывая на то, что жалованье мушкетёра составляло всего лишь 39 су в день. Не мог же наш герой почти всё отдавать какому-то лакею!

На самом деле мог. Потому что реальный Д’Артаньян выполнял ряд весьма щекотливых поручений, которые если и не оплачивались наличными сразу, всё-таки сулили весомый доход.

«Д’Артаньян шёл между Атосом и Портосом…», рис. Мориса Лелуара (1894). Maurice Leloir Фото: Commons.wikimedia.org

Деньги-деньги, дребеденьги

«В те времена понятия о гордости, распространенные в наши дни, не были еще в моде. Дворянин получал деньги из рук короля и нисколько не чувствовал себя униженным. Д’Артаньян поэтому без стеснения опустил полученные им сорок пистолей в карман и даже рассыпался в изъявлениях благодарности его величеству». Так поступил гасконец из романа Дюма.

Реальный Д’Артаньян с точно такой же благодарностью принимал странные для военного должности. Одна называлась «привратник Тюильри», а другая — «смотритель королевского птичника». На первый взгляд — страшное унижение. Но это не значит, что наш герой открывал-закрывал двери или выгребал навоз за курами и павлинами. Обе должности представляли собой чистую синекуру, которой тщетно добивались люди познатнее гасконского выскочки. Жалованье смотрителя птичника составляло 2 тысячи ливров в год, а привратника — все 3 тысячи, да ещё и давало право на бесплатную квартиру при дворце.

«Атос узнал товарища и разразился хохотом... Капор набекрень, съехавшая до пола юбка, засученные рукава и торчащие усы на взволнованном лице». К этому маскараду с переодеванием книжному Д’Артаньяну пришлось прибегнуть, спасаясь от разъярённой миледи. Реальный тоже был не прочь позабавиться подобным образом. Но с более серьёзными целями. Скажем, привратником он стал так. В 1650 г. мушкетёр, переодевшись нищим, проникает в мятежный город Бордо. Потом втирается в доверие к властям и уговаривает их сдать крепость. За должностью птичника ему пришлось съездить в Англию, чтобы разведать планы вождя тамошней революции Оливера Кромвеля . На этот раз Д’Артаньян был переодет священником.

Памятник д’Артаньяну в Маастрихте.

Факт, что знаменитый Д"Артаньян существовал на самом деле, давно считается бесспорным. Многие даже читали его мемуары, переведенные на русский язык. Но мало кому известно, что правды в этом сочинении не больше, чем в романах Дюма, а его герой ничуть не похож на того мушкетера, который жил и совершал свои подвиги во времена Людовика XIV — Короля-Солнце. Да и мемуаров, похоже, он никаких не писал. И тем не менее великолепный гасконец - не важно, натуральный или синтезированный - продолжает «читаться». Роман «Три мушкетера», впервые вышедший в 1844 году, переведен на 45 языков и издан общим тиражом более 70 миллионов экземпляров. По его мотивам сняты 43 фильма. В общем, гасконец продолжает побеждать.

К 1843 году Александра Дюма знал весь Париж. Сорокалетний сын генерала-мулата прославился пьесами и фельетонами, салонными остротами и громкими любовными похождениями. Не так давно он взялся за сочинение исторических романов и теперь чуть свет вскакивал с постели и хватался за перо. Громадный, всклокоченный, он с быстротой молнии исписывал целые стопки бумаги. Зашедшим с визитом приятелям кричал из-за двери: «Подождите, мой друг, у меня в гостях Муза!» За год Дюма обрушивал на читателей три-четыре пухлых тома. Это породило легенду о том, что на него работала целая команда «литературных негров». На самом деле он писал сам, а помощникам доверял лишь отбор и проверку материала. Главным из его «негров» был Огюст Маке - невзрачный субъект с памятью-архивом, где хранились малоизвестные подробности прошлого. Вместе они составляли идеальную пару: резонер Маке гасил излишнюю восторженность своего пылкого шефа.

В один прекрасный день Дюма отправился в Королевскую библиотеку искать материал для очередного романа. В книжной россыпи ему попался старинный фолиант под названием «Воспоминания г-на Д"Артаньяна, капитан-лейтенанта первой роты королевских мушкетеров». Он смутно помнил, что так звали какого-то военачальника интересующей его эпохи, и выпросил у любезного библиотекаря книгу на дом. Мемуары были изданы в 1704 году в Амстердаме в типографии Пьера Ружа - там выходили сочинения, запрещенные во Франции. Книга и впрямь содержала скандальные подробности о жизни королевского двора, однако Дюма они не слишком занимали. Ему гораздо больше понравился сам герой - отважный гасконец, на каждом шагу влипающий в опасные приключения. Понравились и его товарищи со звучными именами Атос, Портос и Арамис. Вскоре Дюма объявил, что нашел в той же библиотеке мемуары Атоса, где говорилось о новых похождениях друзей-мушкетеров. Эту книгу он просто-напросто выдумал, продолжив тем самым эстафету мистификаций, начатую автором так называемых «Воспоминаний Д"Артаньяна».


Мемуары Д’Артаньяна. Издание 1704 года

На самом деле эту книгу написал Гасьен де Куртиль де Сандра - небогатый дворянин, родившийся в 1644 году. Не преуспев на военном поприще, он занялся литературой, а именно - сочинением поддельных мемуаров известных лиц с массой скандальных откровений. За свою деятельность он отсидел несколько лет в Бастилии, потом сбежал в Голландию и там взялся за старое. Сочинив среди прочего и мемуары мушкетера, он в 1705 году вернулся на родину, наивно надеясь на недолгую память королевских слуг. Его тут же схватили и вернули в крепость, откуда он вышел незадолго до смерти. Бульварный автор был неисправим: даже в тюрьме он умудрился сочинить «Историю Бастилии» с массой небылиц об ужасах этой старинной темницы. Но самым знаменитым его сочинением, без сомнения, стали мемуары Д"Артаньяна, хотя уже в ту эпоху в их подлинность мало кто верил. «Какая наглость! - возмущался какой-то старый вояка. - Печатать в трех томах мемуары, где так называемому автору не принадлежит ни строчки!» Сам Куртиль утверждал, что использовал подлинные записки Д"Артаньяна, якобы конфискованные после гибели последнего специально посланным королевским чиновником. Но это маловероятно - мушкетер хоть и был грамотен, но пером владел куда хуже, чем шпагой, и вряд ли писал что-либо, кроме долговых расписок. К тому же даже самый отчаянный хвастун не стал бы писать о себе так, как герой Куртиля. На каждой странице он дерется, плетет интриги, избегает ловушек, соблазняет прекрасных дам - и всегда одерживает победу. Позже исследователи выяснили, что сочинитель не выдумал почти ничего. Он просто приписал своему Д"Артаньяну дела доброй дюжины головорезов и шпионов, служивших разным господам в конфликтах, сотрясавших Францию. Ту же традицию продолжил Дюма, заставив своего мушкетера отважно возражать кардиналу Ришелье и помогать королеве Анне в истории с алмазными подвесками. Кстати, и сама эта история была, по всей вероятности, придумана известным писателем Ларошфуко, которому Куртиль приписал другие фальшивые мемуары.

Знал ли Дюма об истинном происхождении книги Д"Артаньяна? Скорее всего, знал, но это его не смущало. Он ведь говорил, что история - только гвоздь, на который он вешает свои красочные картины. Смущало другое: мушкетер из воспоминаний выглядел храбрым, хитрым, ловким, но не слишком симпатичным. Это был типичный наемник, готовый служить тому, кто больше заплатит, и бестрепетно разящий шпагой правых и виноватых, если они становились у него на пути. Его отношение к женщинам также было далеким от романтизма. Писателю пришлось поработать над образом своего героя, передав ему кое-какие свои черты. Результатом стал роман «Три мушкетера», вышедший в 1844 году. Изображенный там благородный гасконец навеки покорил сердца читателей, но ученые - и историки, и литераторы - остались недовольны. Отвергнув героев Куртиля и Дюма как самозванцев, они уже полтора века ведут поиски подлинного Д"Артаньяна.

Не только Д"Артаньян
Приключенческая классика XVIII-XIX веков произвела на свет немало ярких героев, и почти все они имеют прототипов в реальной истории. Д"Артаньян - лишь один из примеров. Другой - немецкий барон Иероним Карл Фридрих фон Мюнхгаузен (1720-1797), о необычной судьбе которого «Вокруг света» рассказывал в прошлом году. Стоит напомнить, что он не только пережил обоих своих авторов - Распэ и Бюргера, но и угрожал им судом за оскорбление его баронского достоинства. Герой вышедшего в 1719 году романа Даниэля Дефо «Робинзон Крузо», как известно, на самом деле был британским моряком Александром Селькирком (1676-1720). Правда, он провел на необитаемом острове четыре года вместо двадцати восьми, и было это на островах Хуан-Фернандес, а не на Тобаго, как писал Дефо. Герой романа Альфонса Доде «Тартарен из Тараскона» списан с кузена писателя Жака Рейно (1820-1886), который однажды в романтическом порыве увлек Доде в Алжир охотиться на львов. Чтобы не обижать родича, писатель дал своему герою звучную фамилию Барбарен, но в городке Тараскон нашлась семья с такой фамилией, и его пришлось переименовать в Тартарена. Великий сыщик Шерлок Холмс, по мнению ученых, списан с институтского наставника Конан Дойла, известного хирурга Джозефа Белла (1837- 1911). Он не только разгадывал преступления при помощи дедуктивного метода, но и курил трубку, и играл на скрипке. Прототип был даже у такого экзотического героя, как капитан Немо. Жюль Верн называет его вождем индийских повстанцев Нана Сахибом (1824-после 1857). Этот знатный феодал после разгрома восстания бесследно исчез - в принципе, он мог скрыться и в морских глубинах. Не всегда придумывал своих героев и сам Александр Дюма. Например, история графа Монте-Кристо родилась из главы книги «Полиция без маски», изданной в 1838 году на основе следственных архивов. Там говорилось о молодом сапожнике Франсуа Пико, арестованном по ложному обвинению накануне свадьбы. Через семь лет он вышел на волю и начал мстить доносчикам, убил троих, но пал от руки четвертого. Был в этой истории и клад, завещанный Пико его сокамерником - итальянским аббатом.

На берегах Гаронны

След прославленного мушкетера ведет на берега Гаронны и Адура, в древнюю Гасконь, где до сих пор гордятся знаменитым земляком. Однако ни Куртиль, ни целиком зависящий от него по части фактов Дюма не знали места рождения мушкетера. Они считали его уроженцем соседней с Гасконью области Беарн, где настоящий Д"Артаньян никогда не был. К тому же он носил совсем другое имя - Шарль Ожье де Бац де Кастельмор. Это выяснили французские историки, и в частности Жан-Кристиан Птифис - автор книги «Истинный Д"Артаньян», вышедшей в русском переводе в знаменитой серии ЖЗЛ.

Шарль родился около 1614 года в самом сердце Гаскони. Гордиться древностью рода он не мог: его прадед Арно Бац был обычным торговцем, который купил замок у вконец разорившихся владельцев. Сунув пару ливров королевскому чиновнику, он получил дворянское звание вместе с благородной приставкой «де». Его внук Бертран упрочил свой статус, женившись на девице Франсуазе де Монтескью. Однако в приданое юноше достались лишь разрушенный замок Артаньян и многочисленные долги, выплата которых лишила его семью остатков состояния. Фактически у Бертрана остался только замок Кастельмор, где и родились Шарль, его братья - Поль, Жан и Арно и трое сестер.

Несмотря на громкое название, это был просто двухэтажный каменный дом с двумя полуразрушенными башенками. О его обстановке мы можем судить по описи имущества, составленной в 1635 году после смерти Бертрана де Баца. Интерьер нижней гостиной составляли длинный стол на козлах, буфет и пять потертых кожаных кресел. Дальше размещалась супружеская спальня, где стояли два шкафа - один с бельем, второй с посудой. Еще на первом этаже находились кухня с большим котлом и громадный чан для засолки мяса. Наверху кроме еще одной гостиной с той же старой мебелью располагались четыре спальни для детей и гостей. Оттуда лестница вела в одну из башенок, где находилась голубятня. Опись скрупулезно перечисляет имущество семьи: две шпаги, шесть латунных подсвечников, шесть дюжин салфеток…

После смерти главы семьи дом и шесть принадлежавших де Бацам ферм перешли в руки алчных кредиторов. К счастью, дети к тому времени были уже пристроены благодаря влиятельной родне. Дочерей, несмотря на малолетство, загодя обручили с местными дворянами. Старший брат Поль первым вступил в ряды мушкетеров, но вскоре сменил почетную службу при короле на армейскую должность. Добыв на полях сражений славу и деньги, он выкупил родовое поместье и приумножил его площадь за счет соседних земель. Этот крепкий хозяйственник прожил почти сто лет и скончался с титулом маркиза де Кастельмор. Жан, тоже служивший в гвардии, рано исчез из анналов истории, вероятно, погиб в бою или на дуэли. Брат Арно избрал духовную карьеру и много лет был аббатом.

…От ощущения, что Дюма вывел троих братьев в образах Портоса, Атоса и Арамиса, отделаться трудно. Но писатель ничего о них не знал, да и сам Шарль Д"Артаньян (будем все же называть его так) виделся с ними куда реже, чем со своими придуманными друзьями.

Почему «придуманными», если они существовали реально? Дело в том, что вся славная четверка могла общаться лишь несколько кратких месяцев 1643 года. В декабре этого года в одной из бесчисленных стычек был смертельно ранен Арман де Силлег, известный также как сеньор де Атос. Той же осенью в мушкетеры поступил Исаак де Порто - дворянин из Ланна, которого Дюма ради рифмы переименовал в Портоса. Через несколько лет он вышел в отставку и вернулся домой, канув там в безвестности. Третий мушкетер, Анри Д"Арамиц, действительно был близким другом Д"Артаньяна и в 1655 году удалился в родной Беарн, где стал аббатом. Все трое были родственниками капитана мушкетеров де Тревиля - тоже потомка купца, присвоившего дворянский титул. Этот храбрый офицер пользовался полным доверием короля и активно продвигал своих земляков-гасконцев. На это рассчитывал и Д"Артаньян, когда отправился в Париж с рекомендательным письмом к Тревилю в кармане. Это было до 1633 года, когда он упоминается среди участников смотра мушкетеров. В то время ему было лет 18, как и пишет Дюма. Однако Ла-Рошель уже была взята, история с подвесками (если она и была) благополучно разрешилась, а герцог Бекингем, с которым гасконец якобы встречался, погиб от кинжала убийцы. К разочарованию поклонников, все эти приключения бравого мушкетера выдуманы. Но в его жизни хватало и настоящих, и он предвкушал их, спеша в Париж на воспетой писателем пегой лошаденке.

По следам мушкетера
Исторических мест, связанных с именем знаменитого мушкетера, сохранилось сегодня не так много. Главное из них, конечно же, французский замок Кастельмор, но он находится в частном владении и посетителей в него не пускают. Зато в соседнем городке Люпиак в честь Д"Артаньяна названа гостиница, а в гасконской столице Ош ему в 1931 году воздвигли памятник. Неподалеку расположена деревушка Артаньян, где сто лет назад граф Робер де Монтескью создал музей, посвященный его предку. После смерти графа коллекция погибла в огне пожара, а замок много лет простоял в руинах. Сегодня он восстановлен, но от прежнего здания остались только стены. Дом Д"Артаньяна в Париже на углу улицы Бак и набережной Сены был снесен в середине XIX века. Конечно, сохранились Лувр, Пале-Рояль, сад Тюильри и другие места, упомянутые в романе Дюма. Стоит до сих пор и угрюмая крепость Пиньероль в Провансе, где мушкетеру пришлось быть тюремщиком министра Фуке. А в голландском Маастрихте можно отыскать место за городской стеной, где отважного генерала сразила пуля. В общем, сохранилось не так уж много, поэтому постановщики фильмов о Д"Артаньяне обходятся без исторического антуража. Например, знаменитая советская картина 1978 года снималась в Крыму и отчасти в Прибалтике, что совершенно не помешало ее успеху.

Путь к славе

Мушкетеров в армиях того времени было немало, так назывались все солдаты, вооруженные мушкетами. Этот громоздкий предшественник винтовки приводился в действие кремневым замком или, как пушка, зажженным фитилем. В обоих случаях стрельба была делом сложным: дуло мушкета требовалось устанавливать на специальную подставку, что позволяло хоть как-то прицелиться. Каждого мушкетера сопровождал слуга, который носил подставку, запас пороха и всевозможные приспособления для чистки капризного оружия. В ближнем бою мушкет был бесполезен, и его владелец пользовался шпагой. Рота мушкетеров была создана для охраны короля в 1600 году, правда, до 1622 года ее бойцы назывались карабинерами. В роту входило чуть больше сотни человек, половина из которых с легкой руки де Тревиля оказалась гасконцами. В их ряды вписался и Д"Артаньян, снявший квартиру на улице Вьё-Коломбье - Старой Голубятни. Если верить Куртилю, он очень скоро закрутил роман с женой хозяина, превратившейся под пером Дюма в очаровательную госпожу Бонасье.

Жизнь мушкетеров была нелегка. Получали они немного, к тому же гвардейский этикет предписывал транжирить жалованье в кабаках. Денег у короля вечно не хватало, и его охранники на свои деньги покупали обмундирование, включая знаменитые плащи и шляпы с перьями. Требовалось одеваться как можно моднее, чтобы не отстать от ненавистных соперников - гвардейцев кардинала. Стычки с ними происходили чуть не каждую неделю и уносили немало жизней. Даже во время войны, когда устав запрещал дуэли под страхом смерти, противники находили возможность помахать шпагами. Мы ничего не знаем о дуэльных, как и о военных подвигах Д"Артаньяна в те ранние годы. Сохранилась лишь легенда о его участии в осаде Арраса весной 1640 года. Молодой мушкетер проявил не только храбрость, но и остроумие. Осажденные испанцы написали на воротах: «Когда Аррас будет французским, мыши съедят кошек». Гасконец под огнем подобрался поближе и вписал перед словом «будет» короткое «не».

В конце 1642 года умер всесильный Ришелье, ненадолго пережил его и король Людовик XIII. Власть оказалась в руках регентши Анны Австрийской и ее фаворита кардинала Мазарини. Этот скупердяй решил распустить мушкетеров, и Д"Артаньян оказался не у дел. Только в 1646 году он и его друг-гасконец Франсуа де Бемо добились аудиенции у кардинала и получили должности его личных курьеров. Несколько лет бывший мушкетер в жару и холод мчался по дорогам Франции, выполняя поручения своего господина. Его звездный час наступил в августе 1648 года, в грозные дни Фронды, когда парижане восстали против ненавистной власти Мазарини. Д"Артаньян в карете сумел где бранью, где уговорами проложить дорогу через ряды восставших и вывезти из Лувра кардинала и юного короля с матерью. Мазарини вскоре покинул страну и обосновался в городке Брюль близ Кёльна. Гасконец продолжал служить ему, навещая сторонников кардинала по всей Европе. Наконец в 1653 году достигший совершеннолетия Людовик XIV вновь привел итальянца к власти, и вместе с ним в Париж с триумфом вернулся Д"Артаньян.

Вскоре он оказался под стенами осажденного Бордо - последнего оплота Фронды. Переодевшись нищим, он сумел проникнуть в город и уговорить его защитников сдаться. Повоевав еще и с испанцами, он вернулся в Париж, где король в 1657 году восстановил роту мушкетеров. Тогда же у них появилась единая форма: красные камзолы и голубые плащи с белой перевязью. А лошади у защитников короля были серыми, поэтому их называли ротой Серых мушкетеров (позже была создана еще одна рота - Черных мушкетеров). Однако жалованье им Мазарини не прибавил. Поэтому одни тянули деньги у богатых любовниц, другие искали выход в женитьбе. По этому пути пошел и Д"Артаньян, женившийся в 1659 году на богатой наследнице Шарлотте де Шанлеси. На свадьбе присутствовали сам кардинал и многие придворные, вино лилось рекой. В приданое мушкетер получил сто тысяч ливров годового дохода и двухэтажный особняк на углу улицы Бак и набережной Сены.

С промежутком в год у супругов родились сыновья Луи и Луи-Шарль. Однако идиллии не вышло. Новобрачной было уже за тридцать, она успела побывать замужем и не отличалась ни красотой, ни кротким нравом. А Д"Артаньян с его психологией старого холостяка быстро устал от непривычной семейной жизни. Через год он уехал на войну и с тех пор побывал дома только дважды. В редких письмах он оправдывался: «Моя возлюбленная супруга, долг для меня превыше всего». Шарлотта кусала губы, представляя, как ее благоверный развлекается с другими девицами. Она прекрасно знала, что мушкетер в молодости был отчаянным ловеласом, да и теперь далеко не стар для амурных подвигов. В 1665 году она решилась на крайнюю меру: взяла детей и уехала в деревню, навсегда оставив мужа. Оба сына гасконца стали офицерами и дожили до преклонных лет, но род продолжил только младший, потомки которого дожили до XIX века.

Тюремщик поневоле

Не слишком жалея о потере супруги, Д"Артаньян отправился навстречу новым приключениям. Еще в 1661 году он вместе с королем посетил роскошный замок Во - резиденцию сюринтенданта финансов Николя Фуке. Этот ловкач часто путал государственную казну со своей, и его дворец намного превосходил пышностью Лувр. Людовик начал хмуриться еще у ворот, на которых красовался герб министра: белка с латинским девизом «Влезу куда угодно». Когда же он увидел мраморные гроты, дивный парк с фонтанами, столовую, где столы передвигал невидимый механизм, участь наглого царедворца была решена. Д"Артаньяну было приказано арестовать министра и отвезти его в неприступный замок Пиньероль в Провансе. В Нанте Фуке, почуяв неладное, попытался бежать, но мушкетер нагнал его в городской толчее и пересадил в другую карету с решетками на окнах. В той же карете министр был доставлен в Пиньероль, и король предложил гасконцу должность ее коменданта. Его ответ вошел в историю: «Предпочитаю быть последним солдатом Франции, чем ее первым тюремщиком». И все же Д"Артаньяну пришлось не один год провести в крепости. Узник не доставлял ему никаких забот: сломленный своим падением, Фуке стал весьма набожным и если чем и досаждал мушкетеру, то религиозными поучениями.

Отвергнув должность тюремщика, Д"Артаньян охотно принял звание смотрителя королевского птичника, благо, никто не требовал от него лично убирать клетки пернатых. К тому же придворная синекура приносила неплохой доход. Он даже начал называть себя графом, а весной 1667 года его назначили капитаном мушкетеров. Эта должность соответствовала генеральской. Сбылась мечта юноши, который когда-то приехал из Оша в Париж на пегой кляче. Но вскоре боевая труба опять позвала неугомонного гасконца в поход. Во время новой войны с испанцами он отличился при взятии Лилля и был назначен его губернатором. По свидетельствам современников, правил он справедливо, запрещая своим солдатам притеснять население. Правда, летом 1671-го он жестоко подавил восстание крестьян в области Виварэ. Что ж, он оставался сыном своего века, в конце концов, восставшие были врагами короля, к которому он испытывал не только верноподданнические, но и в какой-то степени отцовские чувства…

Летом 1673 года Д"Артаньян со своими мушкетерами отправился во Фландрию, где армия маршала Тюренна осаждала Маастрихт. Не раз французы прорывались к стенам города, но испанцы все время отбрасывали их. Вечером 24 июня после мощной артподготовки обе роты мушкетеров бросились в атаку и заняли один из фортов противника. Утром испанцы вынудили их отступать под ураганным огнем. Мало кто из французов добрался до своих позиций. Не было и Д"Артаньяна, на поиски которого отправились несколько добровольцев. Его тело нашли только к вечеру: горло командира было пробито пулей. Вопреки Дюма он не успел стать маршалом Франции. Это звание вскоре получил его двоюродный брат Пьер де Монтескью, кстати, ничем особенным не отличившийся.

Александра Дюма не раз упрекали в невнимании к исторической правде. Однако его герой благодаря случаю или художественному чутью оказался гораздо ближе к подлинному Д"Артаньяну, чем беспринципный кондотьер Куртиля. Впрочем, в объединенном персонаже «Трех мушкетеров» сосуществуют все три Д"Артаньяна, и каждый читатель может выбрать героя по себе. Одним окажется ближе отчаянный романтик, подозрительно похожий на Михаила Боярского. Другим - хитрец и острослов, выходящий невредимым из любых переделок. А третьим - честный служака, сделавший законом жизни девиз дворянина: «Шпага - королю, честь - никому!»

Сомнительный дворянин, курьер, подрабатывающий птичником, тюремщик - вряд ли в этом реально жившем человеке можно узнать персонажа знаменитой книги

В храброго гасконца до сих пор влюбляются девочки, а мальчишки мечтают о его приключениях и такой же славе. Д’Артаньян и сейчас волнует сердца читателей, поражает зрителей в кино и заставляет историков изучать жизнь настоящего гасконского дворянина, служившего при французском дворе.

сайт выяснил что общего имеют и чем отличаются реальный и литературный д’Артаньяны.

Ищите женщину

Все поклонники романов Александра Дюма знают, что у его д’Артаньяна был реальный прототип. Он действительно родился в Гаскони примерно в 1613 году (даты варьируются от 1613 до 1624 года).

Своей родословной мальчик гордиться не мог: его прадед Арно Бац был простым торговцем. Скорее всего, он продавал вино, и весьма успешно, поскольку сумел купить каменный дом с двумя башенками у разорившегося дворянского семейства. Этот дом местные называли Кастельморский замок.

Торговец, раз уж он стал владельцем замка, набрался наглости, сунул горсть ливров королевскому чиновнику, и тот записал его в дворяне. Так Арно Бац стал именоваться Арно де Бац Кастельмор .

Внук торговца Бертран закрепил дворянское звание своей семьи, женившись на девушке из старинного и знатного рода Франсуазе де Монтескью д’Артаньян . В качестве приданного Бертран получил долги и разорившееся поместье. Но ему было важнее стать членом уважаемого графского рода де Монтескью.

Молодое семейство поселилось в доме, который купил еще дед-торговец. У них родилось четверо мальчиков и три девочки. Самый младший из сыновей – Шарль де Бац Кастельмор , – собравшись в 18 лет покорить Париж взял фамилию матери д’Артаньян.


Бравый гасконец

В 1600 году Генрих IV создал роту мушкетеров, насчитывающую около сотни бойцов. По этикету они должны были одеваться по последней моде, но поскольку жалование их было небольшое, то обмундирование приходилось покупать самим, в том числе и красные мундиры, знаменитые ярко-голубые плащи и шляпы с перьями.

В 1625 году в роту пришел, а в скором времени и возглавил ее, капитан-лейтенант Жан-Арман дю Пейре де Тревиль , гасконец по происхождению. Поэтому половину роты мушкетеров составляли его земляки. Неудивительно, что юный Шарль д’Артаньян обратился с просьбой принять его на службу именно к нему. Существует доказательство, что в 1633 году д’Артаньян был в Париже и уже числился в мушкетерах. Его имя есть в списках мушкетеров - участников военного смотра. На тот момент гасконцу было около 18-20 лет, как и в романе Дюма.

Поддельные мемуары

В начале 40-х годов XIX века Александр Дюма нашел в королевской библиотеке Кельна, в которую отправился искать материал для следующего романа, старинную книгу. Название было длинное и замысловатое: «Воспоминания г-на д"Артаньяна, капитан-лейтенанта первой роты королевских мушкетеров».

Интересно, что мемуары были изданы не в Париже, а в Амстердаме. Это говорило о том, что книга содержала критику и скандальные подробности из жизни королевского семейства и была во Франции запрещена. Но Дюма больше заинтересовал герой этих мемуаров, тем более он слышал когда-то о военном, служившем при Людовиках XIII и XIV .

На самом деле мемуары были художественным вымыслом, так как написаны не самим д’Артаньяном, а бедным дворянином Гасьеном де Куртиль де Сандра . При этом автор написал эти воспоминания через 30 лет после гибели мушкетера.

Книгу издали в 1700-м, и де Куртиля тут же начали обвинять во вранье. Писатель утверждал, что сочинение его основано на записках д’Артаньяна, оставшихся после его смерти. Но исследователи мало верят в это оправдание, так как мушкетера больше волновали дуэли, война и женщины, а не писанина. К тому же он был малограмотен.

Но все эти обстоятельства не волновали Дюма. Он нашел своего героя. Тем более мемуары на самом деле пересказывали подвиги и приключения разных людей той эпохи. В 1844 году в свет вышел роман «Три мушкетера» Александра Дюма, в котором д’Артаньян предстал не обычным воякой, готовым служить любому, кто больше заплатит, а романтичным героем со своими идеалами и убеждениями.

Подвиг для романа

Реальный д’Артаньян, в отличие от литературного, служил кардиналу Ришелье . А после его смерти в 1642-м и кончины через несколько месяцев Людовика XIII, мушкетер остался не удел. Пришедший к власти кардинал Мазарини , чтобы не разбазаривать деньги, королевскую роту распустил. Только три года спустя д’Артаньян добился аудиенции у кардинала и попросил работу. В результате он стал личным курьером Мазарини, неделями и месяцами пропадая на дорогах не только Франции, но и всей Европы. Его должность можно было бы назвать фельдъегерским почтальоном.

В августе 1648 года в Париже вспыхнуло восстание. Народ требовал изгнать Мазарини, требовал лучшей жизни от регентши Анны Австрийской и ее 10-летнего сына, будущего «короля-солнца» Людовика XIV. И реальный д’Артаньян сумел прорваться через толпу во дворец и вывез из Парижа кардинала, Анну Австрийскую и Людовика. Подвиг, достойный романа Дюма.


Охранник птиц и министров

В отличие от литературного, настоящий мушкетер был женат. Примерно так же, как и Портос в книге, он обвенчался с богатой вдовой, которой было уже за тридцать, по тем временам, можно сказать, старухой, некрасивой и со скверным характером.

У супругов родились двое сыновей, которых они назвали в честь короля, – Людовиками. Д’Артаньяна месяцами не было дома, при этом жена постоянно слышала о его любовницах. В какой-то момент она решилась разорвать отношения и уехала от мужа с детьми в деревню.

Интересно, что реальный мушкетер подрабатывал птичником при королевском дворе. Он, конечно, не чистил клетки, а был смотрителем. Заведующему исправно и неплохо платили, что было подмогой вечно пропадающему в кабаках (это требовал мушкетерский этикет) или на войне служаке.

Однако от теплой должности пришлось отказаться на четыре года. В 1661 году по приказу Людовика XIV д’Артаньяну было нужно арестовать министра финансов Николя Фуке . Существуют документы, в которых говорится, что преданный и исполняющий любое пожелание по мановению пальца мушкетер потребовал на этот раз письменного указания. Может быть, он сомневался в необходимости ареста, а может быть, таким образом подстраховывался.

При этом схватить Фуке нужно было в городе Нанте, крупнейшем в Бретани, где у министра было много сторонников, прочные связи и фактически своя армия. Когда д’Артаньян прибыл в город, Фуке почувствовал приближающийся конец и бежал. Мушкетер сумел вычислить его в толпе горожан и незаметно запихнуть в карету с решетками на окнах.

Гасконец доставил опального финансиста в крепость Пиньероль, где король держал своих самых жестоких врагов и где в последствии будет влачить свое существование «человек в железной маске». Вместо награды мушкетер получил должность коменданта крепости и стал тюремщиком Фуке. Говорят, что именно тогда родилась легендарная фраза, которую сказал гасконец в ответ на назначение: «Лучше быть последним солдатом Франции, чем ее первым тюремщиком».

Достойная смерть

Как известно, фигура дерзкого и смелого мушкетера Д’Артаньяна вполне достоверна. И этот персонаж не является плодом фантазии господина Дюма Старшего. Однако в своем рассказе о подвигах отважного гасконца автор все-таки допустил некоторую вольность, поместив реального Д’Артаньяна в иную историческую среду.
Д"Артаньянов в истории Франции было много. Что-то около 12 человек. А потому сказать, какого именно из них имел в виду Дюма, выписывая образ неугомонного гасконца, не так уж и просто. Происходит это потому, что писатель, как всегда достаточно вольно обошелся с историей и поместил действительный прообраз в совершенно другую историческую среду. Таким образом, Шарль де Бац Кастельмор Д"Артаньян, а именно он все-таки, по всеобщему признанию, и является прототипом вымышленного героя, в романе "Три мушкетера" жил и действовал при дворе Людовика XIII и кардинала Ришелье. Чего в действительности быть не могло, потому что реальный Д"Артаньян служил кардиналу Мазарини и Людовику XIV. Дюма просто поместил нужного героя в наиболее удобное ему время - расцвета мушкетерской вольницы и конца религиозных войн.
Сами понимаете, реальный Д"Артаньян никак не мог принимать участие, скажем, в осаде Ла-Рошели. Зато он участвовал в совершено иных не менее интересных государственных делах и интригах, нежели история с подвесками и герцогом Бекингемом, которая не имела под собой никакой реальной подоплеки. Впрочем, все это никак не могло повлиять на детство и юность героя, которые практически полностью соответствовали портрету, созданному Дюма.
Бертран де Бац - отец будущего мушкетера, хотя и был дворянином, но богатством, на самом деле, никогда не отличался. Дом его никогда не был обителью роскоши и мало похож на те грандиозные замки долины Луары, через которые нам пришлось проехать в поисках дворянского гнезда Д"Артаньяна. Гасконь после Французской революции перестала обозначаться на картах как самостоятельная область. Тем не менее до города Ош съемочная группа программы "Вокруг света" добралась без особого труда. Трудности начались позже, когда мы двинулись дальше, на поиски микроскопического городка Лупияк, который, собственно, и был конечной целью нашего маршрута. Город этот настолько мал, что найти его даже по карте было нелегко. Д"Артаньян и вправду был родом из самой что ни на есть глубокой провинции, которую только возможно найти во Франции.
Самое интересное, что в Лупияке находится только музей Д"Артаньяна, а сам замок Кастельмор находится даже не в этой деревеньке, а под ней, в паре километров. То есть глуше уже просто не бывает. Дюма ничуть не покривил душой, утверждая, что гасконец был самым настоящим провинциалом. И даже отцовская фамилия де Бац Кастельмор была сознательно им заменена на материнскую. Поскольку имя его матери Франсуазы де Монтескье Д"Артаньян было известно в столице гораздо лучше, поскольку корни его восходили к древнему роду Арманьяка.
Замком этот дом можно назвать с большой натяжкой - обычный сельский особняк. Он не один раз перестраивался, но в целом сохраняет тот облик, какой и был во времена рождения нашего героя. При входе даже красуется памятная доска в его честь. Тем не менее попасть внутрь мы не смогли, потому что теперь, как и 400 лет назад, это частная собственность. Седовласая хозяйка, напоминающая добродушную ведьму, даже спустила невзначай на нас свою меланхоличную собаку. Съемочной группе программы "Вокруг света" не осталось ничего другого, как поспешно ретироваться.
Надо сказать, что гасконцы очень гордятся своим знаменитым на весь мир земляком. А потому ему даже был установлен величественный памятник в центре Оша на помпезной лестнице, выходящей на набережную. Когда-то весь мемориальный комплекс выглядел весьма впечатляюще. Но сегодня, увы, на творении благодарных потомков отчетливо проступают следы разрушения. Время не щадит не только людей, но даже и памятники, установленные в их честь.
Чем же заслужил гасконец такую любовь у себя на родине? Конечно, главным образом это заслуга Дюма, прославившего мушкетера, но и жизнь прототипа также была полна очень интересных событий. В полном соответствии с романом Шарль де Бац Кастельмор Д"Артаньян при помощи господина де Труавиля попадает в полк мушкетеров. Практически вся жизнь Д"Артаньяна с 1730 по 1746 г. протекала в королевской гвардии, безусловно, в галантных похождениях, а также на полях сражений. В это время Франция вела множество военных кампаний. В Германии, в Лотарингии, в Пикардии. В 1746 г. Д"Артаньян встретился с Кардиналом Мазарини. Очень быстро гасконец стал человеком, которого использовали для самых секретных и деликатных поручений. Например, в 1751 г. Мазарини столкнулся в Германии с жесткой оппозицией знатных сеньоров и их вассалов - фронды. Он послал своего неутомимого эмиссара, чтобы заручиться поддержкой своих немногочисленных сторонников.
В это же время Шевалье Д"Артаньян, которому было приблизительно 40 лет, женился на баронессе Аншарлотт де Сен Люси де Сен Круа, вдове капитана, убитого при осаде Арраса. Дама была весьма состоятельна, что сильно улучшило дела нашего гасконца. Брачное соглашение было подписано в качестве свидетеля кардиналом Мазарини.
Между тем Д"Артаньян становится доверенным лицом Людовика XIV. Например, когда в 1760 г. королевский кортеж после свадьбы монарха возвращается из путешествия по провинции, именно Д"Артаньян скачет впереди кортежа. В это время жизнь гасконца в основном разворачивается в Версале. Заслуживший абс""олютное доверие короля Д"Артаньян становится исполнителем особо важных и опасных поручений. Именно на него был возложен арест герцога Фуке, могущественного министра финансов, который был слишком богат и даже богаче короля, чем вызвал зависть последнего, а также могущественных противников - министров Кольбера и Ле Тенье. Фуке был арестован Д"Артаньяном и препровожден в Бастилию и крепость Финероль.
В 1767 г. Шарль де Бац наконец-то официально стал графом Д"Артаньяном. Шестью годами спустя он участвует в кампании во Фландрии, которая в результате стала для него роковой. 10 июля 1773 г. началась осада Маастрихта. Пытаясь занять главную высоту и выбить оттуда голландцев, Д"Артаньян шел во главе войска и одержал победу. Однако когда все закончилось, выясняется, что 80 мушкетеров и их отважный капитан мертвы. Король оплакивал своего верного слугу, отдавшего ему более 40 лет, и приказал отслужить панихиду в своей личной капелле. Шарь де Бац умер, а Д"Артаньян вошел в легенду.








Одно из самых популярных литературных произведений в России (а возможно, и в мире) - это "Три мушкетёра" Александра Дюма. Бесспорно, вещь культовая и во всех отношениях интересная. Давайте попробуем немного поговорить о неизвестных широкой публике аспектах данного произведения, и прежде всего поговорим о его героях.
1) д"Артаньян.
Мало кто знает, что д"Артаньян, чья фамилия стала в России нарицательной (взять хотя бы выражение "все кругом п#$%^расы, я один - д"Артаньян" - это отнюдь не выдуманный персонаж. Шарль Ожье де Бац де Кастельмор, граф д’Артаньян родился в 1611 году в замке Кастельмор возле Лупияка в Гаскони. Это действительно величайший человек, сделавший просто умопомрачительную карьеру при дворе Людовика XIV (действие непосредственно "Трёх мушкетёров" разворачивается во время правления его отца, Людовика XIII, а вот "Двадцать лет спустя" и "Десять лет спустя" - как раз и описывают ту самую карьеру). В возрасте 21 год юный д"Артаньян, как и сказано в романе, поступил на службу короля в роту королевских мушкетёров, благодаря протекции де Тревиля (Жан-Арман дю Пейре, граф Труавиль являлся не менее исторической личностью, нежели сам д"Артаньян). В 1672 году, спустя 40 лет преданной службы, Шарль д"Артаньян получил звание Полевого маршала (что примерно соответствует чину генерал-майора). И ещё спустя один год, наш главный герой погиб в бою при осаде Маастрихта от пули, попавшей в голову. В книге д"Артаньян погибает гораздо более трагично - сжимая в руке только что полученный им маршальский жезл, и чего уж мелочиться, пуля для романа - это не то, в голову ему попадает целое пушечное ядро.
Нужно отметить, что тот самый маршальский жезл, описанный в книге, действительно побывал в руках д"Артаньяна. Правда, не Шарля д"Артаньяна. Через 37 лет после гибели Шарля, жезл маршала получил его двоюродный брат Пьер де Монтескью д’Артаньян. Кстати, он являлся попечителем внуков своего знаменитого кузена. И конечно, нельзя не упомянуть, что ровно как и Шарль, Пьер д’Артаньян прошёл свой путь до маршала, начав карьеру простым мушкетёром. Так что всё-таки, не зря фамилия д’Артаньян является в России синонимом доблести и благородства.
2) Кардинал Ришелье
Его Высокопреосвященство кардинал Арма́н Жан дю Плесси́, герцог де Ришельё. Один из наиболее влиятельных и знаменитых политических деятелей Франции за всю её историю (причём, знаменитый отнюдь не из-за упоминания его в книге). В книге Ришелье представлен мерзким интриганом, страшным человеком, который делает всё во вред государству, и спит и видит "убить всех человеков". Ладно, хоть Дюма не стал утверждать, что Ришелье пьёт по пятницам кровь христианских младенцев. В отличие от главного героя, д"Артаньяна, Александр Дюма, в погоне за красивым словом, описывая Ришелье, полностью очернил человека, сделавшего для Франции гораздо больше, чем все д"Артаньяны вместе взятые. Ох,не зря отец д"Артаньяна, отправляя сына в город, наставлял его слушаться во всём этого мудрейшего человека! Карьера Ришелье в качестве государственного деятеля началась задолго до того, как д"Артаньян начал ходить под стол пешком. В честности, можно отметить, что в 1607 году он уже получил учёную степень доктора философии по богословию и был посвящён в сан епископа, а в 1624 году стал главой правительства Франции, и управлял государством уже до самой старости. Король Людовик XIII вообще упоминается в истории исключительно как король времён правления Ришелье.
В общем, давайте посмотрим, чем Ришелье фактически остался в истории.
- Все историки сходятся в том, что итогом деятельности Ришелье стало укрепление французского государства, его централизация, обеспечение главенства светской власти над церковью (что заслуживает особенного уважения, учитывая, что Ришелье имел высочайший духовный сан, и выше его был только Папа Римский) и главенства центра над провинциями, ликвидация аристократической оппозиции, противодействие испано-австрийской гегемонии в Европе.
- Главный итог государственной деятельности Ришельё состоит в утверждении абсолютизма во Франции. То есть, Ришелье укрепил власть французского короля настолько, насколько только было возможно. И только благодаря его упорной работе, сын Людовика XIII смог произнести: "Государство - это я".
- Кардинал своей жалованной грамотой от 29 января 1635 года основал знаменитую Французскую Академию. Как указывалось в грамоте, Академия создана, «чтобы сделать французский язык не только элегантным, но и способным трактовать все искусства и науки». Кстати, в этом Академия весьма преуспела - к тому моменту, когда Пушкин стал писать свои бессмертные стихи, вся российская знать изъяснялась исключительно по-французски, и русского языка не знала совершенно.
- Французский город Ришельё был, собственно, назван в честь своего основателя
- Кардинал проявил себя как грамотный военачальник. В частности, осада Ла-Рошели, так красочно описанная в романе, была выиграна исключительно благодаря действиям кардинала, а не потому что четыре друга-мушкетёра пили в одной из башен крепости бургундское вино
- В конце-концов, Ришелье - гениальный изобретатель. Именно он приказал закруглить все лезвия у ножей, использовавшихся за столом при поедании пищи, создав тем самым классический столовый нож. По одной из версий, страшный интриган сделал это, чтобы его не зарезали недоброжелатели, собравшиеся за столом, хотя более правдоподобным выглядит утверждение, что сделано это ради того, чтобы гости не ковыряли ножами в зубах.
3) Миледи
Анна де Бейль, она же Миледи де Винтер, она же леди Кларик, Шарлотта Баксон, баронесса Шеффилд, графиня де Ла Фер. В отличие от предыдущих персонажей, является совершенно вымышленной героиней, хотя нужно отметить, что она тоже имеет прототип. Люси Хей, брошенная любовница герцога Бэкингема, тоже в своё время являлась агентом кардинада Ришелье. Но так как речь идёт об изначально вымышленном персонаже, то хочется обратить внимание читателя на целый ряд моментов романа, анализируя которые, Миледи предстаёт перед нами в совершенно ином свете.
Первое - юная преступница.
Нам известно, что на плече у Миледи выжжено клеймо в виде геральдической лилии, которым обычно клеймят страшных преступников. В то же время, к моменту свадьбы Миледи и Атоса, ей было всего лишь 16 лет. Откуда же клеймо? А выясняется, что клеймо было поставлено без суда, и в появлении клейма на её плече виноват один-единственный эпизодический персонаж романа - лилльский палач. Тот самый палач, который её в конце-концов и убил. Также без суда и следствия. Что описано в романе: В возрасте пятнадцати лет девушка, подстриженная в монахини, влюбляется в молодого священника. Они решают вместе убежать, но священник перед побегом крадёт церковные сосуды, на чём и попадается. Священника судят и клеймят. Так вот, пикантность истории заключается в том, что клеймо на плечо священнику ставит непосредственно сам лилльский палач. И (о жестокая судьба) священник является при этом родным братом палача! Миледи же не клеймят. По словам самого палача, это из-за того, что она сбежала из тюрьмы. Однако, палач весьма быстро находит девушку, из-за которой, по его мнению, ему пришлось заклеймить родного брата, и собственноручно ставит ей на плечо ту самую злосчастную лилию. Конечно, в книге утверждается, что это - высшая справедливость. Однако, тот факт, что после клеймения палач не доставил девушку в тюрьму для отбывания наказания, а скрылся, говорит о том, что никакого наказания не было, и в отношении девушки никаких обвинений никем кроме самого палача не выдвигалось. Когда отважные мушкетёры ловят женщину, они казнят её руками того же палача, который из мести полностью исковеркал её судьбу. Казнь Миледи была фактически судом Линча. Женщина была лишена права на какую-либо защиту, и фактически это было обыкновенным убийством.
Второе - смерть графини де Ла Фер.
Шестнадцатилетняя девушка, на плече которой красуется столь несправедливо поставленная лилия, выходит замуж за красавца-графа. И внезапно, во время охоты муж видит её обезображенное плечо. Что же делает любимый муж, увидевший клеймо непонятного происхождения на коже своей юной, и якобы любимой жены? Он не слушает её, он не спрашивает её. Он вообще не пытается хоть как-то разобраться в ситуации. Он её вешает на ближайшем дереве. На первом попавшемся куске верёвки. Любимый муж. Ну вот кто он после этого? И стоит ли удивляться, что девушка, никому за всю жизнь не сделавшая плохого, будучи сперва силой заклеймённой за преступление, которого она не совершала, а потом без слов повешенная на ближайшем дереве своим новоиспечённым мужем, ожесточится на весь этот мир?
Кстати, в отличие от показушной казни, устроенной мушкетёрами на берегу озера, казнь графа де Ла Фер была более законной - он, как феодал, действительно имел право вешать преступников на своей территории.
Третье - любовница д"Артаньяна.
Вообще, по книге, Миледи весьма хорошо относилась к д" д"Артаньяну. Почему же д"Артаньян ополчился на неё? А к нему подошла служанка Миледи, Кэт. И она, милое создание, сказал, что влюблена в д"Артаньяна без памяти, а потому откроет ему страшную тайну - на самом деле прекрасная баронесса Шеффилд его, д’Артаньяна, ненавидит за то, что он не убил лорда Винтера (Миледи его единственная наследница), за то, что он помешал делу с подвесками, да ещё и ранил графа де Варда. Ах, какой конфуз. И д"Артаньян, выслушав откровения ревнивой служанки, решается на совершенно глупую месть. Он проникает к ней ночью под видом графа де Варду, и трахает её. А когда на следующий день Миледи соглашается на секс с самим д"Артаньяном, тот ржёт как конь и орёт, что он её вчера ночью тоже трахал, а она и не заметила. Это вообще как, для 17-го века нормально?
Спустя какое-то время Миледи убивают.
Я жду, что кто-нибудь, обладающий достаточным литературным талантом, когда-нибудь сядет и напишет истинную историю Анны, де Бэйль. В которой изложит все те же события с другой точки зрения - с точки зрения невинной 15-летней девушки, вся вина которой заключалась в том, что она влюбилась не в того, из-за чего жизнь её превратилась в сплошные страдания, унижения, боль и предательства.
Кстати, сам лилльский палач за свои преступления был впоследствии убит сыном леди Винтер. К сожалению, смерть его была не столь мучительной, как он того заслуживал.