Стилет имеет следующее действие. Стилет — колющее холодное оружие. Стилет как таковой был рожден …артиллеристами

  • Стиле́т (итал. stiletto от лат. stilus - «палочка для письма», «острый стержень») - колющее холодное оружие, кинжал итальянского происхождения с прямой крестовиной и тонким и узким клинком, в классическом варианте не имеющим режущей кромки (лезвия). Сечение клинка может быть круглым, овальным, трёх- (чаще всего) или четырёхгранным с долами и ребрами жесткости или плоскими гранями, лезвия обычно отсутствуют. Нашёл распространение с начала XVI века, во времена Ренессанса, однако был известен и ранее. Небольшой размер стилета позволял скрытно носить его под одеждой или маскировать в различных предметах, из-за чего тот был популярен у наёмных убийц и заговорщиков, а также у женщин. В военном деле стилет использовался в качестве дополнительного оружия или оружия самозащиты против врага, облачённого в доспехи.

    Предшественником стилета является так называемый «кинжал милосердия», или мизерикорд (фр. miséricorde), использовавшийся для добивания противника и в случае борьбы в доспехах. Малые размеры, удобная форма и отменная острота позволяли ему наиболее легко проникать сквозь сочленения рыцарских доспехов, между чешуйками панциря или кольцами кольчуги, тем самым прекращая мучения раненого умирающего воина. Он появился в Европе в XII веке и представлял собою кинжал длиной 20-40 см, имеющий 3-4-гранный клинок. Такое же оружие имелось и в Японии, там оно появилось также к XII в. и имело название ёрои доси («протыкатель доспехов»).

    Позднее, в начале XVI века, в итальянских городах возникло такое оружие как стилет. Считается, что причиной его появления явились дуэльные схватки, где кинжал с узким клинком использовался в качестве оружия левой руки. Им отражали атаки рапиры и шпаги. В этом качестве распространение получил узкий кинжал под наименованием «дага» с крестовидной гардой с зацепами, в которые ловился клинок шпаги или рапиры. Размеры даг варьировались в зависимости от изготовителей. Испанский кинжал XVII века имел общую длину 270 мм, клинка - 180 мм, толщину 5 мм. Немецкий стилет XVII века достигал длины 390 мм, длина и толщина клинка - соответственно 260 и 10 мм. Общая длина французского стилета того же времени 475 мм, клинка - 350 мм при толщине 5 мм. После исчезновения рыцарских доспехов и тяжёлых шпаг вес и длина клинка несколько сократились, дага потеряла гарду и превратилась в известный нам стилет с тонким клинком и прямой крестовиной.

    Стилет также применялся артиллеристами, которые прокалывали тонким и длинным клинком картуз с порохом через затравочное отверстие пушки, после чего затравочный порох легче мог поджечь заряд.

В классическом варианте не имеющим режущей кромки (лезвия). Сечение клинка может быть круглым, овальным, трёх- (чаще всего) или четырёхгранным с долами и ребрами жесткости или плоскими гранями, лезвия обычно отсутствуют. Нашёл распространение с начала XVI века , во времена Ренессанса , однако был известен и ранее. Небольшой размер стилета позволял скрытно носить его под одеждой или маскировать в различных предметах, из-за чего тот был популярен у наёмных убийц и заговорщиков, а также у женщин. В военном деле стилет использовался в качестве дополнительного оружия или оружия самозащиты против врага, облачённого в доспехи .

Предшественником стилета является так называемый «кинжал милосердия», или мизерикорд (фр. miséricorde ), использовавшийся для добивания противника и в случае борьбы в доспехах . Малые размеры, удобная форма и отменная острота позволяли ему наиболее легко проникать сквозь сочленения рыцарских доспехов, между чешуйками панциря или кольцами кольчуги, тем самым прекращая мучения раненого умирающего воина. Он появился в Европе в XII веке и представлял собою кинжал длиной 20-40 см, имеющий 3-4-гранный клинок. Такое же оружие имелось и в Японии , там оно появилось также к XII в. и имело название ёрои доси («протыкатель доспехов»).

Известные случаи применения стилета

См. также

Напишите отзыв о статье "Стилет"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Стилет

– Кто такой? – спрашивали с подъезда.
– Графские наряженные, по лошадям вижу, – отвечали голоса.

Пелагея Даниловна Мелюкова, широкая, энергическая женщина, в очках и распашном капоте, сидела в гостиной, окруженная дочерьми, которым она старалась не дать скучать. Они тихо лили воск и смотрели на тени выходивших фигур, когда зашумели в передней шаги и голоса приезжих.
Гусары, барыни, ведьмы, паясы, медведи, прокашливаясь и обтирая заиндевевшие от мороза лица в передней, вошли в залу, где поспешно зажигали свечи. Паяц – Диммлер с барыней – Николаем открыли пляску. Окруженные кричавшими детьми, ряженые, закрывая лица и меняя голоса, раскланивались перед хозяйкой и расстанавливались по комнате.
– Ах, узнать нельзя! А Наташа то! Посмотрите, на кого она похожа! Право, напоминает кого то. Эдуард то Карлыч как хорош! Я не узнала. Да как танцует! Ах, батюшки, и черкес какой то; право, как идет Сонюшке. Это еще кто? Ну, утешили! Столы то примите, Никита, Ваня. А мы так тихо сидели!
– Ха ха ха!… Гусар то, гусар то! Точно мальчик, и ноги!… Я видеть не могу… – слышались голоса.
Наташа, любимица молодых Мелюковых, с ними вместе исчезла в задние комнаты, куда была потребована пробка и разные халаты и мужские платья, которые в растворенную дверь принимали от лакея оголенные девичьи руки. Через десять минут вся молодежь семейства Мелюковых присоединилась к ряженым.
Пелагея Даниловна, распорядившись очисткой места для гостей и угощениями для господ и дворовых, не снимая очков, с сдерживаемой улыбкой, ходила между ряжеными, близко глядя им в лица и никого не узнавая. Она не узнавала не только Ростовых и Диммлера, но и никак не могла узнать ни своих дочерей, ни тех мужниных халатов и мундиров, которые были на них.
– А это чья такая? – говорила она, обращаясь к своей гувернантке и глядя в лицо своей дочери, представлявшей казанского татарина. – Кажется, из Ростовых кто то. Ну и вы, господин гусар, в каком полку служите? – спрашивала она Наташу. – Турке то, турке пастилы подай, – говорила она обносившему буфетчику: – это их законом не запрещено.
Иногда, глядя на странные, но смешные па, которые выделывали танцующие, решившие раз навсегда, что они наряженные, что никто их не узнает и потому не конфузившиеся, – Пелагея Даниловна закрывалась платком, и всё тучное тело ее тряслось от неудержимого доброго, старушечьего смеха. – Сашинет то моя, Сашинет то! – говорила она.
После русских плясок и хороводов Пелагея Даниловна соединила всех дворовых и господ вместе, в один большой круг; принесли кольцо, веревочку и рублик, и устроились общие игры.
Через час все костюмы измялись и расстроились. Пробочные усы и брови размазались по вспотевшим, разгоревшимся и веселым лицам. Пелагея Даниловна стала узнавать ряженых, восхищалась тем, как хорошо были сделаны костюмы, как шли они особенно к барышням, и благодарила всех за то, что так повеселили ее. Гостей позвали ужинать в гостиную, а в зале распорядились угощением дворовых.
– Нет, в бане гадать, вот это страшно! – говорила за ужином старая девушка, жившая у Мелюковых.
– Отчего же? – спросила старшая дочь Мелюковых.
– Да не пойдете, тут надо храбрость…
– Я пойду, – сказала Соня.
– Расскажите, как это было с барышней? – сказала вторая Мелюкова.
– Да вот так то, пошла одна барышня, – сказала старая девушка, – взяла петуха, два прибора – как следует, села. Посидела, только слышит, вдруг едет… с колокольцами, с бубенцами подъехали сани; слышит, идет. Входит совсем в образе человеческом, как есть офицер, пришел и сел с ней за прибор.
– А! А!… – закричала Наташа, с ужасом выкатывая глаза.
– Да как же, он так и говорит?
– Да, как человек, всё как должно быть, и стал, и стал уговаривать, а ей бы надо занять его разговором до петухов; а она заробела; – только заробела и закрылась руками. Он ее и подхватил. Хорошо, что тут девушки прибежали…
– Ну, что пугать их! – сказала Пелагея Даниловна.
– Мамаша, ведь вы сами гадали… – сказала дочь.

Стилет – узкий с гранёным клинком нож, распространённый в Европе XV-XVIII веков. Специфическая разновидность кинжала, отличающаяся наличием прямой крестовины и очень длинного и тонкого клинка, впервые появилась в Италии и Испании, в эпоху Ренессанса. Возможно, является дальнейшей эволюцией мизерикордии (специального рыцарского кинжала, используемого для добивания раненых солдат). Стилет предназначался для одного внезапного удара, часто ломался в ране, что увеличивало вероятность смерти.

Холодное оружие стилет и его описание

Стилет предназначен для нанесения колющих ударов. В отличие от обычного обоюдоострого кинжала, которым эффективно резать. Тонкое гранёное лезвие стилета годится исключительно для уколов. У этого холодного оружия, любимого воинами эпохи Возрождения, клинок может быть различной формы:

  • Трёхгранной;
  • Овальной;
  • Круглой;
  • Четырёх или шестигранной.

Некоторые модели снабжены долами или рёбрами жёсткости. Итальянский и испанский вариант кинжала-стилета XVII века имел трёхгранный клинок. Рукоять стилета часто делали железной, но большой популярностью также пользовались различные материалы, вроде дерева, кости или рога. Длина классической версии лезвия испанского стилета составляет около 23-25 см, но в некоторых странах встречались образцы с клинком до 50 см.

Восточные варианты европейских стилетов

На Востоке существовали свои варианты стилетов. В первом тысячелетии до н.э. в Древнем Китае были специальные шилообразные ножи, предназначенные для пробивания доспехов . В зависимости от величины клинка (у воинов стилеты были длиннее), это холодное оружие имелось в арсенале профессиональных убийц и военных. Так как узкое гранёное лезвие было способно разорвать одним ударом кольчугу, стилеты часто прятали и применяли внезапно, когда противник этого не ожидал.

  • Танто – нож для добивания, по форме напоминающий катану. Иногда гарда этого ножа снабжалась заостренными выступами, особенно преуспели в изготовлении таких моделей легендарные ниндзя;
  • Йорой-доши – нож с половинной гардой;
  • Айку-чи – нож без гарды.

Хотя внешне эти модели не напоминают классические итальянские стилеты, использовались они для тех же целей. Боевое применение японского стилета было возможно из-за наличия наконечника особой формы, позволяющей пробивать доспехи, не ломая лезвия.

Большинство вышеперечисленных японских ножей-стилетов являлись обязательным дополнением к самурайским мечам. Простые солдаты-асигару, ниндзя и торговцы не имели самурайских ножей. Они применяли несколько типов вспомогательных клинков, которые более похожи на классические стилеты Европы времён Ренессанса:

  • Когай – стержень особой формы, часто использовался как секретное оружие. Им же в случае необходимости добивали раненых. Больше всего похож на вертел или стержень с двумя гранями. Иногда встречались модели с четырёхгранным лезвием, наносившим страшные раны;
  • Козука – хозяйственный нож, его можно было метать;
  • Шакен – длинный гвоздь, метался и находил применение в быту;
  • Кансаси – длинные 20-сантиметровые стилеты в форме спиц для волос, любимое гейшами и женщинами-ниндзя оружие для убийства самураев .

Существовали и другие версии восточных стилетов, но это были авторские модели, изготовленные в единичных экземплярах.

Особенности применения стилетов

Стилет в эпоху Ренессанса прославился как излюбленное оружие убийц. Длина испанского классического стилета была достаточной, чтобы заколоть противника в сердце, а небольшой вес оружия позволял надёжно спрятать его в рукаве. В варианте для убийц стилет часто не имел защитной гарды, а тонкое лезвие чернилось, что делало его незаметным ночью и в сумерках. Убийца наносил обычный удар кулаком, становившийся смертельным из-за зажатого между пальцами лезвия.

Часто лезвие смазывалось ядом, и жертве могло хватить и одного незначительного укола для смерти. В любом случае раны, нанесённые гранёным стилетом, были незаметны, так как давали минимум крови. При извлечении оружия из раны, она закрывалась, а жертва умирала от внутреннего кровотечения. Зловещий клинок заслужил славу оружия наёмных убийц, ведь для его использования нужно было знать особые точки на теле человека и иметь хорошо поставленный удар.

Классические и метательные стилеты

Метательные стилеты чаще всего имеют треугольную форму клинка, в рукояти обычно делается отверстие для шнура или верёвки, что обеспечивает возврат оружия после неудачного броска. Из шнура плетётся простая петля, которая часто надевается на запястье, предотвращая выскальзывание стилета из руки.

Классические варианты оружия подобного типа имеют удобную рукоять, упираемую в ладонь при ударе. Хотя эпоха таких стилетов была закончена в XVII веке, артиллеристы XVIII-XIX веков носили похожие на них кинжалы с линейкой на клинке, служащие для измерения количества пороха при заряжании орудий.

Не все знают, но русский винтовочный штык является осовремененным вариантом стилета. От таких тонких и невзрачных клинков погибло в своё время в несколько раз больше солдат, чем от широких европейских штык-ножей. Во время Первой мировой войны (1914-1918) в армии Соединённых Штатов Америки на вооружении появился свой вариант стилета – нож-кастет М1918. Клинок этого холодного оружия имел толщину около 5 мм, а кастетная рукоять служила для нанесения ударов кулаком. Наличие режущей кромки с двух сторон лезвия, как правило, являлось обязательным элементом ножей М1918.

Стилет (от итал. stiletto или от лат. stilus — `палочка для письма`, `острый стержень`) — разновидность кинжала с тонким узким клинком и прямой крестовиной.
Появился стилет в XV веке в Италии и распространился по всей Европе с начала XVI века, в эпоху Ренессанса. Предполагается, что он ведет свое происхождение от кинжалов `под левую руку` или, возможно, его предком является `кинжал милосердия` (мизерикордия) — узкое граненое оружие, предназначенное для нанесения колющих ударов.


В отличие от обоюдоострого кинжала, стилет имеет очень узкое, граненое лезвие, способное разорвать кольчугу, проникнуть в сочленения лат и т.д. В классическом варианте стилет не имеет режущей кромки. Как правило, он имеет трехгранный клинок. Но, кроме этого, сечение может быть также овальным, круглым, двух-, четырех- и даже шестигранным, с ребрами жесткости и долами. Рукоять обычно металлическая (может еще изготовляться из рога, кости и дерева), имеет короткую крестовидную гарду. В среднем его длина составляет 20-25 см, но может варьироваться в зависимости от страны изготовления и века, например, общая длина испанского стилета XVII века — 27 см, немецкого — 39 см, а длина французского того же века достигала 47,5 см.






На Востоке аналогом стилетов можно считать японские боевые кинжалы `йорой-доши` с особо прочным колющим острием, предназначенным для пробивания доспехов. В зависимости от величины гарды они делились на 3 категории: `танто` (полная гарда), `хамидаши` (половинная гарда) и `айку-чи` (вообще без гарды). Каждый из этих кинжалов мог быть использован как орудие сопровождения к короткому или длинному (`вакидаши` и `катана`) самурайским мечам, без одного из которых самурай никогда не покидал дома. Заслугой японцев является изобретение широкого набора коротких клинков с вариативной формой лезвия для различных целей (в том числе и для метания), которые часто использовались в дополнение к основному кинжалу, всегда носимому с собой. К числу вспомогательных ножей относятся:

— `когай` — вертел, стержень, хозяйственный инструмент, использовался для добивания раненых солдат;
— `козука` — боевой , использовавшийся для метания и хозяйственных работ;
— `шакен` — шип, гвоздь, использовался для метания и ловушек;
— `кансаси` — стилеты длиной 20 см, оформленные в виде заколок для волос и используемые женщинами в качестве тайного оружия.


Вообще тема небоевого применения стилетов заслуживает отдельного внимания. Он тонкий и узкий, его легко спрятать, но использование требует знания и твердой руки для удара в уязвимое место человека. Это и обеспечило ему мрачную славу «Оружия профессиональных убийц». Раны, нанесённые стилетом, особенно трёхгранным, дают очень мало крови. Это тоже работает на имидж оружия для необратимого разрешения дворцовых интриг и наследственных споров. Стилетом нельзя вульгарно зарезать — можно только изящно заколоть. Для пущего эффекта убийцы часто покрывали лезвие стилета различными ядами: мышьяком, сильной консистенцией белладонны, цикуты или вытяжкой из бледной поганки. Известны факты покрытия клинка оружия толченым стеклом. Это увеличивало возможность летального исхода, ведь теперь не нужно было тратить время на несколько уколов — могло хватить и одного удара отравленным лезвием, если жертва и не умирала на месте, яд довершал дело.


Классическим стилетом принято считать итальянский и испанский вариант кинжала 17 века, имевший сильно вытянутое, без режущих острых краев трехгранное или четырехгранное лезвие. И хотя век стилета был относительно недолог, на его основе периодически появлялись осовремененные версии. Так, артиллеристы-офицеры XVIII-XIX веков носили кинжал с линейкой на клинке, который служил для измерения количества пороха и прочистки затравочного отверстия в пушке.


Вариант стилета ХIХ века — шилообразный — тоже предназначался для нанесения колющих ран. Тонкое лезвие легко прокалывало одежду и кожаную амуницию, но его гарда снабжалась заостренными выступами, так что рукоятка превращалась в кастет и удар кулаком становится смертельно опасным. Кроме того, гарда на рукояти ножа предохраняла от случайного выпадения из руки. Длина лезвий — около 23 см, форма — треугольная.



Во время Первой Мировой войны (1914-1918 года) среди солдат по обе стороны окопов большой популярностью пользовались различные стилеты для ближнего боя в траншеях. Стилеты были как фабричного производства, так и самодельные, очень часто рукоятка таких стилетов была выполнена в виде кастета или с широкой стальной дугой для защиты кисти и ударов. Самодельные стилеты делались из любого подручного материала: начиная от штыка или сломанной сабли, заканчивая арматурой или инженерными гвоздями-опорами для колючей проволоки. Общее их название — окопный (более редкие синонимы — инерционный нож, тайный нож, почечный нож). Исключительное распространение получили стилетообразные кинжалы: колюще-рубящие — восьмигранные и колюще-режущие — четырёхгранные. Ближайшим родственником первой версии является кортик (хотя кортики, сами по себе, бывают и трёх-, и четырёхгранные), а во второй версии — метательные кинжалы. Англичане, большие приверженцы традиций, до 1945 года держали на вооружении спецподразделений армии и флота Её Величества стилетообразный кинжал фирмы `Фейрбейрн и Сайкс`. Кинжал этот был стилетом по форме и простым боевым обоюдоострым ножом по содержанию. Он, как никакой другой, соединял в себе нож, возможности оружия колющего, рубящего, режущего и метательного. Это была последняя модификация аналогичных ножей, стоявших на вооружении британской армии почти двести лет. В 1945 году появилось много универсальных ножей, но это уже были именно ножи, не имеющие ничего общего со стилетами…


В 50-х годах XX века в США были распространены складные стилеты итальянского производства. Они стали настолько частыми предметами в криминальной среде, что в настоящее время запрещены в большинстве штатов Америки…


Стилет (от итал. stiletto или от лат. stilus - `палочка для письма`, `острый стержень`) - разновидность кинжала с тонким узким клинком и прямой крестовиной.
Появился стилет в XV веке в Италии и распространился по всей Европе с начала XVI века, в эпоху Ренессанса. Предполагается, что он ведет свое происхождение от кинжалов `под левую руку` или, возможно, его предком является `кинжал милосердия` (мизерикордия) - узкое граненое оружие, предназначенное для нанесения колющих ударов.

В отличие от обоюдоострого кинжала, стилет имеет очень узкое, граненое лезвие, способное разорвать кольчугу, проникнуть в сочленения лат и т.д. В классическом варианте стилет не имеет режущей кромки. Как правило, он имеет трехгранный клинок. Но, кроме этого, сечение может быть также овальным, круглым, двух-, четырех- и даже шестигранным, с ребрами жесткости и долами. Рукоять обычно металлическая (может еще изготовляться из рога, кости и дерева), имеет короткую крестовидную гарду. В среднем его длина составляет 20-25 см, но может варьироваться в зависимости от страны изготовления и века, например, общая длина испанского стилета XVII века - 27 см, немецкого - 39 см, а длина французского того же века достигала 47,5 см.





На Востоке аналогом стилетов можно считать японские боевые кинжалы `йорой-доши` с особо прочным колющим острием, предназначенным для пробивания доспехов. В зависимости от величины гарды они делились на 3 категории: `танто` (полная гарда), `хамидаши` (половинная гарда) и `айку-чи` (вообще без гарды). Каждый из этих кинжалов мог быть использован как орудие сопровождения к короткому или длинному (`вакидаши` и `катана`) самурайским мечам, без одного из которых самурай никогда не покидал дома. Заслугой японцев является изобретение широкого набора коротких клинков с вариативной формой лезвия для различных целей (в том числе и для метания), которые часто использовались в дополнение к основному кинжалу, всегда носимому с собой. К числу вспомогательных ножей относятся:

- `когай` - вертел, стержень, хозяйственный инструмент, использовался для добивания раненых солдат;
- `козука` - боевой нож, использовавшийся для метания и хозяйственных работ;
- `шакен` - шип, гвоздь, использовался для метания и ловушек;
- `кансаси` - стилеты длиной 20 см, оформленные в виде заколок для волос и используемые женщинами в качестве тайного оружия.

Вообще тема небоевого применения стилетов заслуживает отдельного внимания. Он тонкий и узкий, его легко спрятать, но использование требует знания и твердой руки для удара в уязвимое место человека. Это и обеспечило ему мрачную славу "Оружия профессиональных убийц". Раны, нанесённые стилетом, особенно трёхгранным, дают очень мало крови. Это тоже работает на имидж оружия для необратимого разрешения дворцовых интриг и наследственных споров. Стилетом нельзя вульгарно зарезать - можно только изящно заколоть. Для пущего эффекта убийцы часто покрывали лезвие стилета различными ядами: мышьяком, сильной консистенцией белладонны, цикуты или вытяжкой из бледной поганки. Известны факты покрытия клинка оружия толченым стеклом. Это увеличивало возможность летального исхода, ведь теперь не нужно было тратить время на несколько уколов - могло хватить и одного удара отравленным лезвием, если жертва и не умирала на месте, яд довершал дело.

Классическим стилетом принято считать итальянский и испанский вариант кинжала 17 века, имевший сильно вытянутое, без режущих острых краев трехгранное или четырехгранное лезвие. И хотя век стилета был относительно недолог, на его основе периодически появлялись осовремененные версии. Так, артиллеристы-офицеры XVIII-XIX веков носили кинжал с линейкой на клинке, который служил для измерения количества пороха и прочистки затравочного отверстия в пушке.

Вариант стилета ХIХ века - шилообразный нож - тоже предназначался для нанесения колющих ран. Тонкое лезвие легко прокалывало одежду и кожаную амуницию, но его гарда снабжалась заостренными выступами, так что рукоятка превращалась в кастет и удар кулаком становится смертельно опасным. Кроме того, гарда на рукояти ножа предохраняла от случайного выпадения из руки. Длина лезвий - около 23 см, форма - треугольная.


Во время Первой Мировой войны (1914-1918 года) среди солдат по обе стороны окопов большой популярностью пользовались различные стилеты для ближнего боя в траншеях. Стилеты были как фабричного производства, так и самодельные, очень часто рукоятка таких стилетов была выполнена в виде кастета или с широкой стальной дугой для защиты кисти и ударов. Самодельные стилеты делались из любого подручного материала: начиная от штыка или сломанной сабли, заканчивая арматурой или инженерными гвоздями-опорами для колючей проволоки. Общее их название - окопный нож (более редкие синонимы - инерционный нож, тайный нож, почечный нож). Исключительное распространение получили стилетообразные кинжалы: колюще-рубящие - восьмигранные и колюще-режущие - четырёхгранные. Ближайшим родственником первой версии является кортик (хотя кортики, сами по себе, бывают и трёх-, и четырёхгранные), а во второй версии - метательные кинжалы. Англичане, большие приверженцы традиций, до 1945 года держали на вооружении спецподразделений армии и флота Её Величества стилетообразный кинжал фирмы `Фейрбейрн и Сайкс`. Кинжал этот был стилетом по форме и простым боевым обоюдоострым ножом по содержанию. Он, как никакой другой, соединял в себе нож, возможности оружия колющего, рубящего, режущего и метательного. Это была последняя модификация аналогичных ножей, стоявших на вооружении британской армии почти двести лет. В 1945 году появилось много универсальных ножей, но это уже были именно ножи, не имеющие ничего общего со стилетами...