Синагога парк победы. Мемориальная синагога на поклонной горе

Мемориальная синагога на Поклонной горе - мемориал «Храм Памяти евреев - жертв Холокоста » на Поклонной горе в Москве . Является частью историко-архитектурного комплекса, посвящённого Победе в Великой Отечественной войне . Синагога сооружена в память о более чем 6 000 000 евреев, уничтоженных во время Второй мировой войны.

История

Строительство Мемориальной синагоги финансировал Российский еврейский конгресс . Её открытие состоялось в сентябре 1998 года . В проектировании синагоги принимали участие архитекторы М. Зархи и В. Будаев, в оформлении внутреннего убранства - израильский скульптор Ф. Майслер . В строительстве синагоги принимал участие ОАО «Трансинжстрой» (рук. Ю. П. Рахманинов) . Интерьеры мемориала выдержаны в строгих, торжественных тонах.

Мемориальная синагога на Поклонной горе явилась первым в современной России музеем еврейской истории. Его экспозиция включает в себя материалы по истории евреев со времён их расселения в России. Она отражает вклад евреев в культуру России, их участие в экономическом развитии страны, в её защите во время службы в царской армии. Нашли место в экспозиции и трагические страницы истории российских евреев, их жизнь в черте оседлости , погромы и преследования (в дореволюционной России действовало более 400 законов, положений, правил, ограничивающих права евреев, их труд, расселение, культуру, образование, соблюдение религиозных традиций). Значительная часть экспозиции посвящена истории Холокоста - Катастрофы европейского еврейства в годы войны. Представлены материалы о нацистской политике окончательного решения еврейского вопроса, трагической судьбе узников гетто и лагерей смерти . Рассказывается также об участии евреев в движении Сопротивления - партизанских отрядах , о героизме воинов-евреев на фронтах Великой отечественной войны (более 150 из них получили звание Героя Советского Союза).

Особый раздел экспозиции посвящён подвигу русских, украинцев, белорусов, спасавших своих соседей-евреев на оккупированных территориях (удостоенных за это впоследствии звания Праведников мира). Некоторые из них спасали десятки и сотни людей, другие помогли сохранить жизнь одного еврейского ребёнка. На представленной в экспозиции медали Праведника написано: «Кто спас одного человека, тот спас весь мир».

Синагога предоставляет возможность организации молитвы евреям ортодоксальной ашкеназской общины, евреям горской общины, а также реформистской общины.

В музее Мемориальной синагоги проводятся экскурсии, лекции, демонстрируются фильмы об истории евреев в России, о трагических событиях Холокоста. Деятельность музея направлена на формирование толерантности в обществе, формирование чувства уважения к евреям России, их трагическому и героическому прошлому, их вкладу в российскую культуру, науку, экономику, государственность.

Скандал

В январе 2014 года в прессе появилась информация о том, что помещение синагоги используется для проведения различных корпоративных мероприятий и в неё не допускают религиозных евреев для молитвы. Владелец здания - Российский еврейский конгресс - заявил, что регулярно проводит не только религиозные, но и светские, учебные, праздничные и благотворительные мероприятия, направленные как на евреев, так и не евреев. .

См. также

Напишите отзыв о статье "Мемориальная синагога на Поклонной горе"

Ссылки

Примечания

Отрывок, характеризующий Мемориальная синагога на Поклонной горе

– Я ходила в Венецию, ваше святейшество, чтобы проститься... – так же спокойно ответила я.
– И это доставило вам удовольствие?
– Нет, ваше святейшество. Она уже не такая, какой была... какую я помню.
– Вот видите, Изидора, даже города меняются за такое короткое время, не только люди... Да и государства, наверное, если присмотреться. А разве же могу не меняться я?..
Он был в очень странном, не присущем ему настроении, поэтому я старалась отвечать очень осторожно, чтобы случайно не задеть какой-нибудь «колючий» угол и не попасть под грозу его святейшего гнева, который мог уничтожить и более сильного человека, чем была в то время я.
– Не вы ли, помниться, говорили, святейшество, что теперь вы будете жить очень долго? Изменилось ли что-либо с тех пор?.. – тихо спросила я.
– О, это была всего лишь надежда, дорогая моя Изидора!.. Глупая, пустая надежда, которая развеялась так же легко, как дым...
Я терпеливо ждала, что он продолжит, но Караффа молчал, снова погрузившись в какие-то свом невесёлые думы.
– Простите, Ваше святейшество, знаете ли вы, что стало с Анной? Почему она покинула монастырь? – почти не надеясь на ответ, всё же спросила я.
Караффа кивнул.
– Она идёт сюда.
– Но почему?!. – моя душа застыла, чувствуя нехорошее.
– Она идёт, чтобы спасти вас, – спокойно произнёс Караффа.
– ?!!..
– Она нужна мне здесь, Изидора. Но для того, чтобы её отпустили из Мэтэоры, нужно было её желание. Вот я и помог ей «решить».
– Зачем Анна понадобилась вам, ваше святейшество?! Вы ведь хотели, чтобы она училась там, не так ли? Зачем же было тогда вообще увозить её в Мэтэору?..
– Жизнь уходит, мадонна... Ничто не стоит на месте. Особенно Жизнь... Анна не поможет мне в том, в чём я так сильно нуждаюсь... даже если она проучится там сотню лет. Мне нужны вы, мадонна. Именно ваша помощь... И я знаю, что мне не удастся вас просто так уговорить.
Вот оно и пришло... Самое страшное. Мне не хватило времени, чтобы убить Караффу!.. И следующей в его страшном «списке» стала моя бедная дочь... Моя смелая, милая Анна... Всего на коротенькое мгновение мне вдруг приоткрылась наша страдальческая судьба... и она казалась ужасной...

Посидев молча ещё какое-то время в «моих» покоях, Караффа поднялся, и, уже собравшись уходить, совершенно спокойно произнёс:
– Я сообщу Вам, когда Ваша дочь появится здесь, мадонна. Думаю, это будет очень скоро. – И светски поклонившись, удалился.
А я, из последних сил стараясь не поддаваться нахлынувшей безысходности, дрожащей рукой скинула шаль и опустилась на ближайший диван. Что же оставалось мне – измученной и одинокой?.. Каким таким чудом я могла уберечь свою храбрую девочку, не побоявшуюся войны с Караффой?.. Что за ложь они сказали ей, чтобы заставить покинуть Мэтэору и вернуться в это проклятое Богом и людьми земное Пекло?..
Я не в силах была даже подумать, что приготовил для Анны Караффа... Она являлась его последней надеждой, последним оружием, которое – я знала – он постарается использовать как можно успешнее, чтобы заставить меня сдаться. Что означало – Анне придётся жестоко страдать.
Не в силах более оставаться в одиночестве со своей бедой, я попыталась вызвать отца. Он появился тут же, будто только и ждал, что я его позову.
– Отец, мне так страшно!.. Он забирает Анну! И я не знаю, смогу ли её уберечь... Помоги мне, отец! Помоги хотя бы советом...
Не было на свете ничего, что я бы не согласилась отдать Караффе за Анну. Я была согласна на всё... кроме лишь одного – подарить ему бессмертие. А это, к сожалению, было именно то единственное, чего святейший Папа желал.
– Я так боюсь за неё, отец!.. Я видела здесь девочку – она умирала. Я помогла ей уйти... Неужели подобное испытание достанется и Анне?! Неужели у нас не хватит сил, чтобы её спасти?..
– Не допускай страх в своё сердце, доченька, как бы тебе не было больно. Разве ты не помнишь, чему учил свою дочь Джироламо?.. Страх создаёт возможность воплощения в реальность того, чего ты боишься. Он открывает двери. Не позволяй страху ослабить тебя ещё до того, как начнёшь бороться, родная. Не позволяй Караффе выиграть, даже не начав сопротивляться.
– Что же мне делать, отец? Я не нашла его слабость. Не нашла, чего он боится... И у меня уже не осталось времени. Что же мне делать, скажи?..
Я понимала, что наши с Анной короткие жизни приближались к своему печальному завершению... А Караффа всё так же жил, и я всё так же не знала, с чего начать, чтобы его уничтожить...
– Пойди в Мэтэору, доченька. Только они могут помочь тебе. Пойди туда, сердце моё.
Голос отца звучал очень печально, видимо так же, как и я, он не верил, что Мэтэора поможет нам.
– Но они отказали мне, отец, ты ведь знаешь. Они слишком сильно верят в свою старую «правду», которую сами себе когда-то внушили. Они не помогут нам.
– Слушай меня, доченька... Вернись туда. Знаю, ты не веришь... Но они – единственные, кто ещё может помочь тебе. Больше тебе не к кому обратиться. Сейчас я должен уйти... Прости, родная. Но я очень скоро вернусь к тебе. Я не оставлю тебя, Изидора.

Является частью историко-архитектурного комплекса, посвящённого победе в Великой Отечественной войне.

Синагога сооружена в память о более чем 6 млн. евреев, уничтоженных во время Второй мировой войны.

История

Строительство Мемориальной синагоги финансировал Российский еврейский конгресс. Её открытие состоялось в сентябре 1998 года. В проектировании синагоги принимали участие архитекторы М. Зархи и В. Будаев, в оформлении внутреннего убранства - израильский скульптор Ф. Майслер. В строительстве синагоги принимал участие ОАО «Трансинжстрой» (рук. Ю. П. Рахманинов). Интерьеры мемориала выдержаны в строгих, торжественных тонах.

eugeny1988 , CC BY-SA 3.0

Мемориальная синагога на Поклонной горе явилась первым в современной России музеем еврейской истории. Его экспозиция включает в себя материалы по истории евреев со времён их расселения в России. Она отражает вклад евреев в культуру России, их участие в экономическом развитии страны, в её защите во время службы в царской армии.

Нашли место в экспозиции и трагические страницы истории российских евреев, их жизнь в черте оседлости, погромы и преследования (в дореволюционной России действовало более 400 законов, положений, правил, ограничивающих права евреев, их труд, расселение, культуру, образование, соблюдение религиозных традиций).

Значительная часть экспозиции посвящена истории Холокоста - Катастрофы европейского еврейства в годы войны. Представлены материалы о нацистской политике окончательного решения еврейского вопроса, трагической судьбе узников гетто и лагерей смерти.

Рассказывается также об участии евреев в движении Сопротивления - партизанских отрядах, о героизме воинов-евреев на фронтах Великой отечественной войны (более 150 из них получили звание Героя Советского Союза).


Kazimierz222 , Public Domain

Особый раздел экспозиции посвящён подвигу русских, украинцев, белорусов, спасавших своих соседей-евреев на оккупированных территориях (удостоенных за это впоследствии звания Праведников мира). Некоторые из них спасали десятки и сотни людей, другие помогли сохранить жизнь одного еврейского ребёнка. На представленной в экспозиции медали Праведника написано: «Кто спас одного человека, тот спас весь мир».

Синагога предоставляет возможность организации молитвы евреям ортодоксальной ашкеназской общины, евреям горской общины, а также реформистской общины.

В музее Мемориальной синагоги проводятся экскурсии, лекции, демонстрируются фильмы об истории евреев в России, о трагических событиях Холокоста. Деятельность музея направлена на формирование толерантности в обществе, формирование чувства уважения к евреям России, их трагическому и героическому прошлому, их вкладу в российскую культуру, науку, экономику, государственность.

Синагога на Поклонной горе

Потребность создания всенародного памятника в честь победы в Великой Отечественной войне осмысливалась в послевоенные годы. Прошло 50 лет, и в катаклизмах, произошедших со страной в конце столетия, многие события стали восприниматься по-иному. Победа над фашизмом была одержана советским народом, но в жестоких боях предсмертные слова воины говорили на родном языке, и близкие им люди читали поминальные молитвы в разных храмах. Как писал в 1941 г. Константин Симонов: «…прадеды молятся за / в Бога не верящих внуков своих».

Внуки и правнуки погибших в годы войны ощутили потребность молиться на родном языке. Рядом с обелиском в честь Победы стоит православная церковь Святого Георгия, в южной стороне парка возвышается мемориальная мечеть. В 1996 г. Российский еврейский конгресс начал строительство мемориальной синагоги, и его руководство привлекло архитекторов и художников для воплощения основной идеи - увековечения памяти о евреях - героях и участниках Великой Отечественной войны и жертвах Холокоста. Мемориальная синагога находится в глубине парка. Здание возводили по проекту главного архитектора комплекса «Поклонная гора» В. Будаева и архитектора М. Зархи; израильский скульптор Франк Мейслер привез из Иерусалима камень для оформления южной стены молитвенного зала; он же автор семисвечника у входа. На освящении синагоги 2 сентября 1998 г. присутствовали первый президент России Борис Ельцин и президент США Билл Клинтон.

Синагога на Поклонной горе - единственная мемориальная синагога в России; она же стала первым музеем, отражающим историю и культуру евреев Восточной Европы. В цокольной части здания находится «Музей Холокоста», в экспозиции которого представлены документы Третьего рейха о решении «еврейского вопроса», имена, личные вещи, фотографии погибших; история еврейского сопротивления и партизанской войны в Литве и Белоруссии воссоздает подлинные события национальной трагедии и героизма. Сильное впечатление производит экспозиция «Праведники народов мира»; такое имя присваивает специальная комиссия Кнессета (парламента) Израиля людям разных национальностей, которые, рискуя жизнью, спасали евреев на оккупированной нацистами территории.

На галерее молитвенного зала расположена экспозиция музея «Еврейское наследие», созданная на основе фондов государственных музеев - Исторического и Истории религии, частных коллекций и архивов; в ней представлены фрагменты переписки Ивана III с крымскими евреями, законодательные акты, определявшие жизнь еврейской общины в дореволюционные годы. Авторы экспозиции воссоздали исчезнувший навсегда быт еврейских местечек черты оседлости, где вплоть до середины XX в. сохранялись устои национальной и религиозной жизни. Посетители музея видят традиционный еврейский дом с посудой, украшенной фантастическими узорами, сосудами для благовоний, семи-свечниками, праздничными, расшитыми серебряными нитями салфетками и скатертями, книгами; мелодия «еврейской улицы» звучит в зале.

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

2.2.7. Жертвоприношение Фрикса на горе и казнь Христа на горе Голгофе. Смоковница и крест Жертвоприношение Фрикса происходит НА ГОРЕ. Казнь Христа также происходит на горе Голгофе. В мифе сказано, что рядом с жертвенником находилась смоковница. То есть - дерево. Вероятно,

Из книги «Еврейское засилье» – вымысел или реальность? Самая запретная тема! автора Буровский Андрей Михайлович

Реформатская синагога В Германии произошло другое и тоже очень важное явление: часть религиозных вождей иудаизма начала его реформировать. Появились своего рода протестанты иудаизма.Судите сами: протестанты отрицали церковную иерархию, опыт полутора тысячелетий

Из книги Апостольское христианство (1–100 г. по Р.Х.) автора Шафф Филип

§ 51. Синагога Campeg. Vitringa (ум. в 1722 в г. Франекер): De Synagoga Vetere libri tr?s. Franeker, 1696, в 2–х т. (также Weissenf els, 1726). Образцовый труд, результат прекрасного знания Библии и учения раввинов. Сокращенный перевод Дж. Л. Бернарда: The Synagogue and the Church. London, 1842.C. Bornitius: De Synagogis veterum Hebr?orum. Vitemb., 1650. Также

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора

Большая хоральная синагога Терракотово-красный цвет и мавританский стиль этого здания невольно напоминают о песках пустынь, пальмах и испепеляющем солнце.Большая хоральная синагога – центр духовной жизни евреев Санкт-Петербурга, – самая большая в России и вторая по

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Мемориал Победы на Поклонной горе Память о Великой Отечественной войне священна. Этот неоспоримый факт особенно остро ощущается на мемориале, открытом на Поклонной горе.Поклонная гора – это пологий холм на западе Москвы, между реками Сетунь и Филька.Когда-то Поклонная

Из книги 1941. Разгром Западного фронта автора Егоров Дмитрий

Глава 11 Катастрофа «Vae victis, vae victoris» (Горе побежденным, горе

Из книги Сталин и разведка автора Дамаскин Игорь Анатольевич

Горе - оно горе для всех Итак, 22 июня 1941года… Началась Великая Отечественная война, принесшая неисчислимые бедствия советскому народу и продемонстрировавшая его героизм, единство и беспримерное терпение.Попробуем еще раз попытаться ответить на вопрос, кто же виноват в

автора Телушкин Джозеф

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

Из книги Петербургская Коломна автора Зуев Георгий Иванович

автора Розенберг Александр Н.

Из книги Прага: короли, алхимики, привидения и… пиво! автора Розенберг Александр Н.

Из книги Прага: короли, алхимики, привидения и… пиво! автора Розенберг Александр Н.

Из книги Страна Биробиджан автора Бренер Иосиф Семенович

Биробиджанская синагога Над дверьми старой Биробиджанской синагоги была вырезана по дереву надпись: «ОТКРОЙТЕ ПРЕДО МНОЮ ВРАТА ПРАВЕДНОСТИ, И Я ВОЙДУ В НИХ, ВОЗНОСЯ БЛАГОДАРНОСТЬ БОГУ. ЭТО - ВРАТА ГОСПОДА, ПРАВЕДНИКИ ВОЙДУТ В НИХ». (Книга Тегелим, гл.118, п.19) История

Из книги Сердце на палитре - Художник Зураб Церетели автора Колодный Лев Ефимович

"ТРАГЕДИЯ НАРОДОВ". ГЛАВА ДЕСЯТАЯ, также краткая, о трудной судьбе монумента, который профессиональная критика назвала самым лучшим произведением из всех, что создал Церетели на Поклонной горе Спустя два года после 50-летия Победы на Поклонной горе снова состоялся

В московском Парке Победы на Поклонной горе расположен мемориальный комплекс, который увековечивает память миллионов людей, погибших в годы Второй мировой войны. Комплекс включает в себя в том числе синагогу и музей памяти евреев – жертв Холокоста. В этом музее хранятся документы и реликвии, свидетельствующие об ужасающем геноциде еврейского народа. Это первый в России музей еврейской истории, он был открыт в 1998 году. Мемориальная синагога с музеем являются частью своеобразного религиозного комплекса Поклонной горы: здесь также есть мусульманская мечеть и православная часовня, посвященные погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Совершенство зодчества

Само здание является примером современной архитектуры синагог. Его авторы – архитекторы Моше Зархи и Владимир Будаев. У входа в синагогу установлена каменная менора (подсвечник на семь свечей), которая наряду со звездой Давида является одним из распространенных символов евреев. На стенах синагоги – еще один, трагически знаменитый символ: желтая звезда Давида с надписью «Jude». Такими звездами нацисты помечали одежду евреев в знак того, что с этим человеком можно безнаказанно сделать все, что угодно…

Экспозиция музея условно делится на две части. В верхнем зале вы узнаете историю еврейского народа. Здесь покажут священный свиток Торы и расскажут, как он перематывается и почему его чтение не прерывается ни на один день. Вы увидите ритуальные подсвечники, указки, бсамим – сосуды для благовоний. Здесь же хранятся колокольчики и короны, которыми украшают свиток Торы. По представленной карте можно будет проследить, как представители еврейского народа появились и мигрировали в России, и что такое «черта оседлости». Вы узнаете о роли еврейского народа в социалистической революции 1917 года и других значимых событиях истории России. Музей рассчитан на экскурсионное сопровождение, и обо всех подробностях вам с готовностью расскажет сотрудник музея.

Находясь на территории комплекса, есть возможность посетить настоящий молельный зал. Над его декором трудился известный израильский скульптор Фрэнк Мейслер. Это помещение считается одним из лучших молитвенных залов синагог в мире.

Отдельная часть экспозиции синагоги посвящена самоотверженности людей самых разных наций Советского Союза, которые рисковали своей жизнью, спасая на захваченных гитлеровцами землях своих соседей-евреев. Позже этим бесстрашным людям было присвоено звание Праведников мира. Кому-то из них удалось сберечь от расправы одного еврейского ребенка, а другие выручили множество жертв геноцида. В экспозиции можно увидеть медаль Праведника с надписью: «Кто спас одного человека, тот спас весь мир».

В мемориальной синагоге и по сей день молятся за тех, чья жизнь оборвалась в те черные дни. Разворачивается Тора, которой почти 150 лет, и собравшиеся слушатели внимают ее священному тексту. Сегодня, в мирной жизни, нельзя забывать об огромной жертве еврейского народа, обо всех, кто погиб в огне Холокоста. Именно этому страшному событию посвящен музей в нижнем зале.

На все времена

В создании экспозиции зала жертв Холокоста участвовали многие архивы страны, Государственный музей истории религии, Государственный исторический музей. Здесь собраны документы, фотографии, личные вещи, письма и другие предметы времен Великой Отечественной войны, имеющие отношение к судьбе еврейского народа.

Со стен зала на посетителя смотрят изможденные лица. Здесь – леденящая кровь история жесточайшего геноцида, в результате которого погибло около шести миллионов евреев. На стенах – элементы колючей проволоки. В витринах – подлинные документы и фотографии того времени. И нет сил оторвать взгляд от свидетельств масштабного преступления. Эти фотографии, на которых изображены жертвы Холокоста – напоминание об огромной жертве одного народа и вечный укор сторонникам геноцида любых меньшинств, живущим во все времена. Некоторые посетители говорят о том, что музей произвел гнетущее впечатление. Но, наверное, и не могут быть другими эмоции после просмотра карты, на которой приведены данные о количестве погибших в каждом гитлеровском концлагере.

Один из самых ярких экспонатов – надгробный камень из числа тех, какими мостили улицы Бреста в знак презрения к еврейскому народу. В экспозиции представлены также подлинные письма из гетто и личные вещи жертв нацизма. Здесь же можно узнать о подвигах евреев, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны. В музее регулярно проводятся экскурсии и лекции, демонстрируются фильмы об истории еврейского народа. Его просветительская работа направлена на формирование толерантности в обществе.

2016-2019 moscovery.com