Притчи Иисуса Христа для детей: Две лепты бедной вдовы. Толкование Евангелия на каждый день года.14 февраля

Почему вдова и почему именно две лепты? Почему не одну или не три?

"Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, [Иисус] сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое. [Мк.12:42-44]

Это истинный христианин. Она положила, отдала ближним всё, чем питается. А в чем состоит питание христианина? Это два Завета есть пища христианина, которые есть одно единое (один кодрант) учение Господне.

И ещё штрих. У Луки написано, что дары приносили в сокровищницу: "Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты ". (Гл.21:1,2) Что такое сокровищница? Вряд ли для церкви Христовой это кружка для денежек.
Конечно речь не о деньгах. Стал бы Христос наблюдать за тем, сколько денег приносят люди на текущие надобности храма? Безусловно нет и не это Его интересует.
Речь о пропитании духовном и это её пропитание больше всего, что могли принести все богатые богатствами мирскими. Богатые приносили избыток от их жизни, т.е. для них вера это нечто избыточное. Основное же жизнь это плотская, а вера просто некий довесок. Вот довесок этот они и приносили в храм.
Оглянемся на себя. Не так ли и мы? Семья, работа, дети, успех и процветание среди себе подобных, повседневная суета, на церковь, на учение Христово, на молитву даже не остается и немного времени. Урывками уделяем себя изучению учения и жизни в церкви.

Она же христианин истинный. Она положила, отдала ближним всё, чем питается. Два Завета есть пища христианина, которые есть единое учение Господне.
Вдовица ведь живет этими своими двумя лептами полной жизнью. Это у неё не довесок, а вообще вся её жизнь, вся её еда духовная «всё пропитание свое». Это весь смысл её жизни, вся её жизнь в одном Божием учении-«кодранте», состоящем из двух лепт-заветов.
Вдова отдает свои сокровища на алтарь церкви, но кто она? Почему вдовица, а не девица незамужняя например? Если вдова, значит ранее была замужем и сейчас её муж для неё умер. Кто был этот муж? Возможно это ветхая церковь – смоковница, которая составляла её судьбу, а возможно вообще язычество или фараон.
Мы не знаем за кем была замужем вдовица, с кем-то она составляла семью но Христу это уже совсем неважно. Важно то, что именно сейчас она живет Его учением о спасении, Его кодрантом из двух заветов. Сегодня она христианка, потому, что полностью, а не частично всю свою жизнь приносит в сокровищницу духовную. "В сокровищницах премудрости - притчи разума ". [Сир.1:25]
На алтарь Богу и людям, которые в церкви Христовой, чтоб люди могли пользоваться этим её огромным достоянием.
Этим она и выделяется из остальных всех нас, на это и обращает наше внимание Христос особо.

Как смерть может быть благом для возрождения, так и вдовство для спасения.
Ветхий Завет это не закон наказания, он весь только пророчество о Христе. Как апостол говорит – путеводитель ко Евангелию.
Два Завета это два пророка, две маслины, две лепты вдовицы. Они не противоречат друг другу но только дополняют.
Учение Ветхого Завета и заповеди Христа друг другу не противоречат ибо они одно учение Христа, один кодрант.
Который Альфа и Омега, который Слово, что вначале было и который у Бога был, и который Бог.

Говорят Иуда носил ящик с деньгами, деньги которые люди давали Христу для общего пропитания. Это сокровищница христианская. И надо сказать, что деньги эти не взял он, но пошел и продал Христа за 30 сребреников. Зачем это было ему нужно? Ведь у него целый ящик с деньгами был. Наверно там было немало денег, однако их не взял, ничего нигде не говорится, что взял их. Почему не взял?

Конечно не деньги Иуду интересовали, ему было важно обесчестить Христа, унизить Его, разрушить Его учение.

А вот если бы он взял из сокровищницы Христовой, то скорее всего и не предал бы душу свою, ведь там были и те самые две лепты, которые внесла вдова - два Завета Господних.

Давно хотел написать одно очень занимательное экзегетическое наблюдение. Навел меня на него мой хороший друг — Андрей Шитов, за что ему отдельное спасибо. Касается это наблюдение события, записанного в 12 главе евангелия Марка, а также это его осветил Лука в 21 ой главе. Речь идет о бедной вдове, положившей в сокровищницу «все свое пропитание».

Иллюстрация из «Детской Библии» знакомая нам с детства.

Была сделана на основе гравюры Гюстава Доре

Как правило, читая данное повествование, мы обращаем внимание на добродетель вдовы, мы хвалим ее за жертвенность, ставим ее в пример, подразумевая, что это было также главной задачей евангелистов и Христа — дать пример жертвенности и показать относительную ценность пожертвований. Однако, очень часто упускаем контекст. Марк пишет, что Христос целенаправленно сел у сокровищницы. Он хотел нечто показать ученикам, дать какой-то урок.

Христос высоко оценил ее поступок, но о вдове ли вообще идет речь в этих двух отрывках?

Что говорят мудрые мужи? Баркли считает, что задачей Христа было преподать три урока:


  • Подлинное даяние должно быть доброжелательным, жертвенным;

  • В подлинном даянии есть нечто безрассудное;

  • Иисус может даже с нашим малым сделать великое;


Мэтью Генри говорит, что эта история записана дважды с той целью, чтобы преподать нам некоторые уроки, а именно:


  • Что милосердие к бедным составляет главную сущность благочестия;

  • Иисус Христос наблюдает за нами: как мы даем бедным, как жертвуем на дела благочестия и милосердия;

  • Особенно Христос замечает благотворительность бедных, она особенно угодна Ему;

  • Мы должны относиться с уважением ко всему, что можно назвать даром Богу, и жертвовать щедро, по силам и сверх сил;


Даже Мак Артур пишет, что «Вдова подала хороший пример истинного пожертвования» .

На мой взгляд, абсолютно очевидно, что это событие связано с предыдущим разговором, ведь даже локация повествования не меняется, это те же события, разговор продолжается. Вообще с чем не могу согласиться, так это с тем, что вдова — хорошие пример. Не могу согласиться, что Бог ценит высоко, когда мы жертвуем свое пропитание и в подлинном даянии есть нечто безрассудное. Ведь очевидно, что если мы будем поступать также, то это по меньшей мере безрассудно, а в какой-то мере такая жертвенность может быть просто искушением Бога. Поймите правильно, я хочу жить под водительством Божьим и я знаю, что иногда то, к чему призывает Бог, к чем побуждает Дух Святой, действительно в какой-то мере безрассудно. Я знаю немало примеров подлинной жертвенности — благо в моей церкви, среди моих друзей, так много примеров настоящей истинно-христианской жертвенности, которая меня порой ошеломляет. Много примеров аномальной доброты, которой нет объяснения кроме как Бог живущий в них. Но эта жертвенность всегда проистекает от нужды! А в жертве же вдовы не было никакой сверх потребности. Ее монета ушла в сокровищницу на содержание священства и прочих. Мэтью Генри несколько раз в своих выводах ссылается на дела благочестия, говорит о жертве «бедным». Но такая ли была жертва бедной вдовы?

Сокровищницами Храма распоряжались его служители, книжники и фарисеи. Они явно не относились к категории бедных. Более того, Христос неоднократно упрекал их за сребролюбие. Вспомним также об очень хорошем бизнесе, который наладили служители храма сдавая священные квадратные метры прихрамовой территории в аренду (наверняка по баснословным ценам, ведь это было самое проходное место с целевой аудиторией). Да что уж говорить, буквально выше по тексту у Христа происходит разговор с учениками, в котором он дает такую знатокам Закона того времени: «поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся» (Мк 12:40)

Христос противопоставлял учение фарисеев здравому пониманию истины. Можно вспомнить как осудил Христос Корван, как спорил с фарисеями по поводу того, можно ли в субботу делать добро и так далее. Мы видим, что для Бога есть нечто более важное, чем даже исполнение Закона. Это человечность, способность люедй понимать сердце Божье. Вот еще один пример: почему Моисей заповедовал разводиться, почему Бог позволил записать эту заповедь (а это именно предписывающая заповедь) в Законе? Христос отвечал: по жестокосердию вашему. Представьте себе, в то время муж возненавидел жену, а развестись нельзя. Что было бы? Всех кого не спрашивал, отвечают: «убил бы» или сделал жизнь невыносимой. Для Бога ценна жизнь человека, поэтому, Он допустил заповедь о разводе в Законе. Так вот, в данном случае, в свете этих рассуждений, не совсем понятно как относиться нам к двум лептам вдовы.


Бронзовая мит, также известная как лепта,

введенная в оборот иудейским царем Александром Яннаем, 103-76 год до н.э.

Для того, чтобы дать правильную оценку этому событию нужно обратиться к контексту. Что у Марка, что у Луки события изложены одинаково. Этот день был днем вопросов (Матфей также описывает этот день в 22 главе) — первосвященники и книжники, фарисеи и саддукеи объединились в своей ненависти ко Христу. К Нему подсылали разных негодных людей с провокационными вопросами, на которые Христос мудро отвечал. «Позволительно ли давать подать Кесарю? Женщина была женой у семерых братьев, чьей будет она женой по воскресении? Какая наибольшая заповедь?» Каждый из этих вопросов — как заминированное поле. Но после каждого вопроса следовал безапелляционный ответ Мессии. После этого Иисус предупреждает учеников: «остерегайтесь книжников». В этом предостережении сходятся все синоптические евангелия (Мф 23, Мк 12, Лк 20). После чего Христос иллюстрирует лицемерие и порочность книжников и первосвященников. Случай с вдовой — это продолжение разговора, и задача Христа была показать порочность сложившейся системы. И Он показал!

Этой историей Он как бы сказал ученикам: «Смотрите, смотрите до чего довели людей эти священнослужители! Она последнее кладет, ей есть нечего больше». Пример бедной вдовы, которую убедили, что надо класть в сокровищницу больше, все что имеешь, — это пример гнилости сложившейся религиозной системы. Вместо того, чтобы оказать помощь вдове, ее дом поедался теми, кто был призываем служить.

Крейг Киннер отмечает, что законоучители наживались на бедняках, устанавливая непомерные сборы. Поэтому пример двух лепт бедной вдовы — пример неправильно устроенной системы сбора пожертвований, пример неразумной жертвы. Да, жертва была принята Богом и высоко оценена, потому что нет вины вдовы в этой ситуации. Однако, те, кто так ее научил, получат сполна... «они примут большее осуждение» (Лк 20:47).

Интересно также, что на это не обращает внимание ни один из авторов комментариев, которыми я обычно пользуюсь. Ни Баркли, ни Макдональд, ни Мак Артур, ни Мэтью Генри. Долго время я даже сомневался, стоит ли писать об этом. Однако, изучая контекст отрывка все больше убеждался в верности данной мысли.

Интересно также, что мы настолько свыклись с положительностью данного примера, что в некоторых церквах, даже ящики для сбора пожертвований называют «церковной сокровищницей» не понимая негативную коннотацию данного словосочетания.

Практическое же применение данной истины вижу в следующем: конечно нам нужно жить водительством Божьим, однако, Писание подмечает, что ревность должна быть по рассуждению (Рим 10:2), а служение должно быть разумным (Рим 12:1). Поэтому, если вас кто-то будет убеждать пожертвовать все свое пропитание, спросите у Христа, действительно ли Ему это нужно. И все же... сколько бы мы не зарабатывали, мы всегда можем класть «от скудости», только бы действительно Богу.

Священник Иоанн Павлов

65. Две лепты вдовицы

Однажды Христос наблюдал в Иерусалимском храме, как верующие кладут деньги в церковную копилку. Это происходило за несколько дней до Пасхи, и в Иерусалим тогда по обычаю съехалось огромное количество паломников. Среди них было немало богатых людей, которые важно подходили и щедро жертвовали на храм большие суммы. Но, конечно, еще больше там было людей бедных, которые тоже жертвовали, что могли, на храм. И вот одна совсем бедная вдова подошла и опустила в кружку две лепты. Лептой называлась мелкая монета, две лепты в пересчете на современные деньги - это около десяти рублей, приблизительно столько, сколько стоит батон хлеба. Конечно, по сравнению с пожертвованиями богачей две лепты были по человеческому рассуждению очень малой суммой. Но, как известно, один суд человеческий, и совсем другой суд Божий. Вот и в этом случае он оказался другим: жертва бедной вдовы, ее две лепты, была признана Христом большей, чем все крупные жертвы богатых людей. «Истинно говорю вам, - сказал Христос, - что эта бедная вдова больше всех положила…»

Почему же так судил Господь? Чтобы это понять, постараемся глубже вдуматься в немногие и сдержанные строки Евангелия. И прежде всего вспомним, что вдова, то есть одинокая женщина, была в те давние времена существом самым бедным и убогим. Часто вдовы не имели никакого имущества, никаких средств к существованию и жили подаянием. И вот такая убогая вдова положила на украшение храма к празднику все свои наличные деньги - две лепты, на которые обычно она покупала хлебную лепешку для дневного пропитания. Себе же на этот самый великий праздник она не оставила ничего.

Разве уже один этот штрих не говорит о многом? Кто из нас был бы способен отдать все деньги накануне Пасхи, не оставив себе ни копейки, даже для праздничного стола? Остаться на Пасху голодным? Вероятно, весьма немногие были бы на это способны. Поступать так - есть признак высокой души. Это означает, что человек доверяет Богу и полностью предает себя в Его волю. В житии московского старца, святого Алексия Мечева, рассказывается похожий случай, как он однажды, буквально накануне Рождества Христова, отдал нуждающейся женщине все свои наличные деньги, на которые собирался купить еду для семейного праздничного стола. И вот отец Алексий вернулся домой, не зная, как они будут встречать Рождество и что он скажет супруге и детям. Святой Алексий поступил так потому, что он имел полное доверие Богу, имел твердую надежду, что Господь его не оставит. И Господь действительно не посрамил его веры, послав неожиданно для всех средства для праздника.

Вот и Евангельская вдовица - она также имела надежду на Бога и верила, что Господь ее не оставит. Она отдала себя полностью на волю Божию, все упование свое возложила на Бога. Вот почему в очах Божиих две лепты оказались несравненно дороже, чем, может быть, два миллиона, пожертвованных каким-нибудь богачом.

Итак, вера, доверие Богу, жизнь по вере, предание себя на волю Божию - вот что делает человека угодным Богу, вот чего Господь ждет от нас. Живем ли мы по вере - этот вопрос мы всегда должны себе задавать. Доверяем ли мы Богу, на Него ли мы уповаем и надеемся, или больше мы надеемся на самих себя, на друзей, на деньги, на связи и тому подобное? И если мы добросовестно попытаемся в этом разобраться, то увидим, что далеко нам до жизни по вере, до полного доверия Богу. «Не заботьтесь о завтрашнем дне», - говорит Господь в Евангелии. Кто из нас соблюдает эту заповедь? Практически никто. «Будьте, как дети», - еще одна данная нам заповедь. Что значит - быть, как дети? Не следует питать иллюзий: дети - совсем не ангелы, все мы знаем, что они подчас бывают и вредными, и капризными, и упрямыми, и жестокими. Однако в одном дети являются для нас безусловным примером: они полностью доверяют своим родителям. Вот, например, папа собирается везти маленького сына на дачу. Ведь не будет же сын запасаться продуктами, консервами или думать о том, как они доедут, где взять дрова, чтобы протопиться, и тому подобное. Сын полностью доверяет отцу и знает, что тот непременно все устроит и обо всем позаботится.

Вот и мы должны подражать детям - доверять, подобно им, Небесному Отцу и жить по вере. Но этому нужно учиться, так просто и само собой это не получится. Живая вера и доверие Богу, как и любая христианская добродетель, есть дар Божий, и он дается тем, кто старается и прилагает усилия, чтобы так жить, дается по мере духовного роста христианина. И чем больше человек учится этому, чем больше предает себя на волю Божию, тем больше приближается к нему всемогущий Божий Промысл, оберегающий, заботящийся и хранящий его на всех путях и во всех обстоятельствах.

Так жить учат нас святые, которые сами полностью предавали себя на волю Божию. И не только во времена благополучия, но и в скорбях, и в напастях. Блаженная Матрона говорила приходящим к ней людям, чтобы в испытаниях, даже и тяжких, они не унывали, но совершенно предавались бы на волю Божию, подобно младенцу, которого мать везет куда-нибудь на саночках, а он совершенно не заботится о том, куда и зачем его везут, потому что полностью доверяет матери.

Вот так и каждого из нас Господь, наш Небесный Отец, ведет в этой жизни путями Своего Промысла, ведет, куда и как Он Сам хочет. А мы, подобно малому ребенку, должны доверять Ему. Ибо, если, по слову преподобного Силуана Афонского, Господь нас создал, если Он страдал за нас на Кресте, если любит нас больше, чем мы сами можем себя любить, - то о чем нам беспокоиться?

Апостол Павел говорит: «Испытывайте себя, в вере ли вы». Всем нам нужно, братия и сестры, учиться этой Евангельской жизни по вере, учиться доверять Богу и предавать себя в Его волю, благую и совершенную, чтобы по праву нам именоваться и быть детьми Божиими - ведь дети всегда и во всем доверяют своим родителям. Аминь.

Сщмч. Григорий (Лебедев)

Ст. 41-44 И сел Иисус против сокровищницы (храма) и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое

Образ бедной вдовы, опустившей в кружку две лепты и похваляемой Христом больше всех других жертвователей, - опять классический образ. Он прост и ясен. В нем похваляется качество дела веры и любви сравнительно с количеством, т.е. с наружным выражением этого дела. Но дело вдовы значительнее, чем оно обычно представляется, и слова Христа глубже только похваления качества доброго дела. Вдова была бедной, и она положила в сокровищницу ничтожную сумму. Однако Господь выделяет вдову из всех жертвователей. Выделяя вдову, Господь обозначает великость ее дара не тем, что она дала один кодрант из двух, скажем к примеру, которые она имела, т.е. не тем, что она отдала Богу половину того, что имела, и не тем обозначается великость дара вдовы, что она положила две лепты от всего сердца, а похваляется вдова и ее дар за то, что она «положила все, что имела, все пропитание свое» . Пойми это: «Положила всё, что имела, всё пропитание свое» . Вот какой дар похваляется! Вот каково должно быть качество дара! Вот каково должно быть участие сердца! Похваляется такая обращенность к Богу, такая вера в Господа и такой дар веры, при которых человек совсем о себе забывает. Пошел к Богу и все Ему понес, а о себе даже не знает, что он сегодня есть будет, да и будет ли, потому что ничего нет у человека! Пошел человек к Богу, и ничего для него уже не существует, себя самого не существует. Вот евангельский пример безраздельной отдачи себя Богу, когда между душою и Богом нет даже тени земли. Вот пример веры и любви до самоотвержения, самозабвения. Понятно, что при такой обращенности и при такой вере и любви всякий дар человеческой души, как бы он ни был ничтожен внешним исчислением, перевесит все другие, потому что тут в жертву веры и любви принесена вся человеческая жизнь. Вот о какой вере, любви и даре идет речь в рассказе о двух лептах вдовицы! И ты, если захочешь измерять малость или великость своих даров Богу и ради Бога, измеряй их степенью отдачи себя Богу по вере и любви к Нему и степенью отказа от себя, степенью самозабвения в служении Богу. Вот почему в другой раз Господь и заповедует принесшему дар к алтарю и вспомнившему, что его брат имеет что-либо против него, оставить дар у алтаря и прежде пойти и примириться с братом, а потом уж принести Господу свой дар. Заповедуется так потому, чтобы освободить принесшего дар от всякой тяготы земли, от всяких его «долгов» на земле, связывающих его с землею, чтобы, таким образом, ему свободнее было оторваться со своим даром от земли и даже от себя самого. Сила дара - в оторванности души от земли и в устремленности ко Христу, когда она не только дар, а себя самое готова каждый миг отдать Христу. Вот как понимай рассказ о вдовице.

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.

Прп. Максим Исповедник

Кто такая вдова и две ее лепты? Возможно, под ней понимается душа, лишенная порочности, потерявшая, словно мужа, ветхий закон, но еще не достойная высшего соединения с Богом Словом, впрочем, приносящая Ему в качестве залога, как две лепты, прежние правые рассуждения и жизнь, или веру и благую совесть, или расположение к добру и осуществление его, или надлежащие для этого созерцание и делание, или соответствующие [им] ведение и добродетель, или нечто превышающее их - я подразумеваю логосы, содержащиеся в естественном и писанном законах. Обретя их, душа [в восторге] исступает и освобождается от этого, равно как и от всей жизни и всего житейского, желая соединиться с единственным Богом Словом, и предпочитает лишиться, словно мужей, жестоких образов действий, нравов и обычаев, соответствующих природе и закону. Но, возможно, рассказ [о вдове] посредством исторического своего повествования намекает на нечто еще более духовное, доступное умозрению только чистых. Ибо все, что считается у людей великим по добродетели, оказывается малым, если сравнить его с тайным смыслом созерцательного богословия. Кроме того, хотя [лепты] малы и сделаны из недорогого и не очень ценного материала, но и на них есть царское изображение, как на золотых монетах, которые приносятся богатыми людьми. Они имеют даже большее - [отпечаток] чистосердечного душевного предрасположения той, которая приносит их.

Мистагогия.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 41-44 И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое

У иудеев сохранялся особенный обычай, тот, что имеющие и желающие делали вклады в церковную сокровищницу, которая называлась «газофилакион», из которой получали содержание священники, бедные и вдовицы. Между тем как многие делали это, подошла и вдовица и показала свое усердие лучше богатых. Слава Тебе, Христе, что Ты и малое приемлешь лучше великого! О, если бы и моя душа соделалась вдовицей, отвергшись сатаны, с которым сочеталась неподобными делами, и решилась бы повергнуть в церковную сокровищницу «две лепты », - плоть и ум, утончив их плоть воздержанием, а ум смирением, дабы и я услышал, что всю жизнь мою посвятил Богу, не имея в себе нисколько ни помыслов мирских, ни побуждений плотских!

Лопухин А.П.

Ст. 41-44 И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое

У евангелиста Матфея нет рассказа о бедной вдове, положившей в сокровищницу храма две лепты (этот рассказ есть у Луки – Лк. 21:1–4). Христос сидел «против сокровищницы» , т. е., вероятно, на дворе женщин, у церковной кружки (вопрос о том, что такое сокровищница, γαζοφυλάκιον2), еще не решен окончательно исследователями Священного Писания). По обычаю, проходившие около кружки клали в нее пожертвования на нужды храма, причем богатые клали крупные деньги. Но вот подошла бедная вдова, которая положила «две лепты» , т. е. две самые мелкие медные монеты, которые составляли один «кодрант» (λεπτόν – греческая монета, κοδράντης – римская quadrans; стоимость кодранта – 1/2 копейки; по-еврейски «лепта» называлась «пpyтa»). Господь, имея в виду мнимое благочестие книжников – людей зажиточных, – о котором Он только что говорил, не преминул указать Своим ученикам на пример вдовы, которая отдала все, что имела, и которая поэтому своим пожертвованием возвысилась над богатыми, клавшими много больше, но все же жертвовавшими только самую малую часть своего достояния.

Сказал Господь Своим ученикам: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях, сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах, - сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение. И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое.

Множество народа слушает Господа в храме. Чуть поодаль под красивыми колоннадами в игре света и тени проступают торжественные силуэты хозяев этой роскоши, первосвященников, старцев, книжников, исполненных сознанием своей значимости и своего достоинства. Их отношение к происходящему особенно отвратительно в этом месте, где каждый должен умалиться, чтобы воздать должное величию Божию. Господь обличает их и предостерегает всех от такой гордыни. Учителя, подобные этим, не могут помочь людям обрести подлинную веру. Лицемерие - норма их жизни, и следует остерегаться этого извращения. Слово Господа по отношению к книжникам предельно сурово. И в нем - полезное напоминание христианам: ни одна община верующих не застрахована от того, чтобы произвести сословие именитых, которые служат не Богу, а себе во имя Бога. Мы должны быть постоянно на страже, чтобы не превратить святейшую веру в карикатурную религию.

Книжники изображают из себя каких-то великих. Они ходят в длинных развевающихся одеждах, как князья, как судьи. Ходить в таких одеждах не грех, но любовь к хождению в таких одеждах обнаруживает их гордость. В то время как те, кто служит Богу, должны иметь препоясанные чресла. Книжники изображают себя очень благочестивыми. Они подолгу молятся. И заботятся о том, чтобы все знали, что они молятся. Они делают это напоказ, чтобы все видели, как они любят молиться.

На самом деле они любят «приветствия в народных собраниях, сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах». Что значит, при их полной внутренней пустоте, это уважение к ним со стороны тех, кто не знает, что они собой представляют? Они любят обогащаться. И поедают домы вдов. Но чтобы оградиться от подозрений в бесчестности, они надевают на себя личину благочестия. Чтобы никому в голову не пришло, что они хуже всех, они стараются выставить себя лучше всех. Пусть не скажет никто из нас, что молитвы и, тем более, долгие молитвы - это плохо, когда они приносятся искренне и в смирении. Но нечестие, имеющее вид благочестия, - двойное нечестие. И участь его вдвойне ужасна. «Сии примут тягчайшее осуждение».

«И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу». Это жертва на храм и на дела милосердия. И в Церкви Христовой с самого начала, как читаем мы в книге Деяний, молитва и милостыня были неотделимы друг от друга. Хорошо, говорит апостол, каждому отлагать у себя и сберегать, сколько позволит ему состояние, чтобы при необходимости быть готовым принести жертву благотворительности (1 Кор. 16, 2).

Взор Христов обращен на нас, когда мы подходим к церковной кружке. Господь замечает, как мы жертвуем на Церковь и на нужды бедных. Даем ли мы щедро или скупо, приносим мы это Господу или для того, чтобы нас похвалили другие?

«Многие богатые клали много». Приятно видеть богатых людей, исполненных щедрости. Хорошо, когда много таких людей, и когда они кладут много. Кто богат, тот должен давать богато. Если Бог дает нам с избытком, Он ждет, что и мы будем давать с избытком. Хотя не всякое богатое приношение, согласно церковным канонам, может быть принято. Святитель Серапион, знаменитый проповедник XIII века, так говорил с сильными мира сего: «Вы - зверье ненасытное - пожираете вдов и сирот с тем, чтобы вам жить в вашей сытости звериной». Или как свидетельствует «Измарагд», рукопись XV века, об одном проповеднике: «он не щадит богачей, зажигающих на всех светильниках храма свечи, и думающих, что Господь призрит на их богатое приношение. Разве вы не слышите, - говорит он, - воздыхания вдов и сирот, всех угнетенных и униженных вами людей, из-за вас проливающих слезы? Их слезы потушат все свечи, которые ставите вы, и ваше стояние в храме будет в суд вам и в осуждение». Святитель Ефрем, епископ Новгородский, издает указ, чтобы священники не принимали в дар храму пожертвований от тех, кто угнетает бедных, кто морит других голодом и томит наготою.

Там, в Иерусалимском храме, была одна бедная вдова, которая, придя, положила две лепты - самые мелкие монеты. И Господь наш приносит ей высокую похвалу. «Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех». Господь оценивает это дороже, чем то, что все, вместе взятые, положили, чем то, что положили богатые, ибо они «все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое». Многие, наверное, готовы остановить эту бедную вдову - зачем она отдает последнее другим, когда у самой ничего нет? Поистине, немного найдется таких, кто поймет ее, и, тем более, кто пожелает последовать ее примеру.

Богатые, пришедшие в храм, клали огромные суммы, но их дар был маленьким, осторожным. Они не рисковали ничем. Тем более, своей жизнью! Опуская золотые монеты в сокровищницу, они не забывали заботливо подсчитать, сколько им остается на жизнь, на хорошую жизнь. Но Господь говорит: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8, 35).

Не такой ли была другая бедная вдова - из Сарепты Сидонской, которая сказала: «Есть у меня горсть муки и немного масла в кувшине. Пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем». А потом принесла все, что у нее было, в дар пророку. Это дар, ведущий к смерти, дар всего, что есть, дар самого себя. Вот о чем идет речь. Две вдовы, рискуя своей жизнью, дерзнули всецело довериться Богу. Первая была чудесно вознаграждена. Мука в кадке у нее не истощалась, и масло в кувшине не убывало. Вторая также была вознаграждена не менее чудесно: она заслужила похвалу Самого Христа. Когда мы видим этих двух женщин, как не задуматься нам о том, что совершает Господь? Он тоже вольно отдает все, что есть у Него, всю Свою жизнь. «Никто не отнимает у Меня жизнь, Я Сам отдаю ее», - говорит Он (Ин. 10, 18). В Евангелии от Марка эта встреча с бедной вдовой у сокровищницы - последнее событие в храме перед Крестными Страданиями Господа. Дар двух бедных вдов возвещает о даре Сына Божия.

Где наш излишек? Где необходимое нам для жизни? Таков вопрос сегодняшнего Евангелия - ибо перед лицом Божиим качество нашей жизни измеряется качеством наших даров. Дать лишнее - может быть, не дать ничего. Такой дар не производит впечатления на Бога. Но самый скромный дар становится значительным, когда мы отдаем необходимое для нас, то, без чего, может быть, мы не сможем выжить, когда мы отдаем часть себя и всего себя. За Божественной литургией мы слышим, как Христос говорит: «Сие есть Тело Мое». Господь отдает Себя нам, предает Свою жизнь за нас. Мы причащаемся Тела и Крови Христовых - высшего дара на земле. Но готовы ли мы отдать свою жизнь Ему? Готовы ли мы отдать не излишек нашей жизни, но саму нашу жизнь?

Когда выходил Иисус из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне. И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей: скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда все сие должно совершиться? Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят. Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, - но это еще не конец. Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это - начало болезней.

Евангелие от Марка близится к завершению. Господь выходит из храма в последний раз. Он больше не войдет в него. Отвечая на замечание одного из учеников, Господь ясно возвещает, что здание, из которого Он вышел, обречено на разрушение. Однако оно продолжает строиться и поражать великолепием.

Иудеи могли по справедливости гордиться Иерусалимским храмом. Он дышит историей. Построенный на возвышении, он как бы парит между небом и землей, он - одна из драгоценностей античной архитектуры. Тот храм, который застал Христа, был третий по счету. Первый был построен при Соломоне около 970 года до Рождества Христова и разрушен в 587 году до Р.Х. во время взятия Иерусалима вавилонянами. Строительство второго, более скромного, было предпринято по возвращении из плена в 520 году до Рождества Христова. За 20 лет до Рождества Христова Ирод Великий начал строить третий Храм (по-прежнему называемый «вторым»), намного более роскошный, чем все прежние. Он будет закончен к 64 году нашей эры, приблизительно через тридцать лет после Распятия Христа, и разрушен через шесть лет в 70 году. И сегодня можно видеть остатки его камней, возвышающихся над долиной Кедрон и старым Иерусалимом.

В очах Господа пышность здания и красота богослужений не могли компенсировать грех тех, кто находился здесь. Храм представлял собой пустой гигантский ларец драгоценностей. Хуже того, он был местом, где в полном свете обнаруживалась неверность религиозных вождей Израиля. Он не заслуживал того, чтобы быть. Кажется, его стены уже разваливаются на глазах, и скоро вместе со стенами большее, чем просто здание, будет разрушено. Не останется камня на камне - прежде всего, в духовном смысле. Когда остается часть, может быть надежда на восстановление целого, но какая может быть надежда, когда не остается камня на камне!

Господь глядит с состраданием на разрушение драгоценных душ и плачет над ними, ибо в них Он положил все Свое сокровище. Но мы нигде не найдем, чтобы Он сожалел о разрушении великолепных домов, из которых Он изгнан грехом. Разрушение храма, сердца религиозной жизни Святого Града, было для иудеев катастрофой, не сравнимой ни с чем. И, естественно, рождало у них множество самых жгучих вопросов.

«И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей». Происходящее исполнено высокого значения. Господь «восседает». И мы должны обратить внимание - где. На горе Елеонской, на месте, откуда открывается лучший вид на храм и на весь город. Вспоминается пророк Иезекииль, который видит, во времена изгнания, славу Божию, исходящую из храма. Она останавливается на горе, к востоку от града, и потом соединяется с народом Божиим в Вавилоне (Иез. 10, 18-22; 11, 22-23). Присутствие Божие уходит из храма. Четверо первых призванных Господом учеников вопрошают Его. Их вопросы касаются прежде всего времени: «Когда это будет?» И затем уточняются другими: «Какой признак, когда это все должно совершиться?» Они ищут знамений, а всеохватывающие слова «все должно совершиться» явно идут дальше разрушения храма. Разрушение храма для всех его современников было знамением конца мира и ужасом вселенской катастрофы. В самом деле, разве конец храма не конец мира?

Господь укрепляет веру Своих учеников. То, что Он говорит, созвучно пророчеству Даниила в Ветхом Завете и Апокалипсису апостола Иоанна Богослова - в Новом. Его предупреждение касается всех периодов раскрытия зла в человечестве - будь то разрушение Иерусалимского храма, будь то гонения на Церковь во времена Римской империи или большевистской России, - всех критических эпох истории мира.

«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, - говорит Господь, - ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят». После того, как иудеи отвергли истинного Христа, они были обмануты многими лжехристианами. Эти лжехристы прельстили многих, и ныне прельщают. И ныне иудеи продолжают ждать своего лжемессию. Потому берегитесь, - говорит Христос. Когда многие обмануты, мы должны бодрствовать, чтобы не поддаться общему обману.

«Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть» - вследствие отступления человечества от Бога. «Но это еще не конец. Это - начало болезней». Господь возвещает о грозных событиях, уготовляющих последний кризис: землетрясения, глады и смятения. Все определяют эти два завета Господня: «Берегитесь» и «не ужасайтесь». Ученик Христов должен трезвиться и исполняться доверия Богу. Несомненно, храм будет разрушен, и равновесие мира хрупко. Рост нового происходит всегда через умирание старого. Но жизнь, которую никакие катастрофы не могут отнять, - крепче храма и самого мира.