Природные зоны северной америки. Шпаргалка: Природные зоны Северной Америки « Узнай по описанию природную зону »

Конспект «Северная Америка. Природные зоны. Население». – третий по величине материк, площадь которого составляет 20,36 млн км2 – полностью расположен в Северном полушарии.

Природные зоны.

Зона арктических пустынь занимает большую часть Гренландии и острова Канадского Арктического архипелага. Долгая полярная зима, температура ниже –40 °С, сильные ветры делают условия жизни суровыми. Здесь развито современное оледенение – это почти безжизненная территория. На выступах коренных горных пород можно наблюдать скудную растительность – мхи, накипные лишайники. Среди животных распространены белые медведи, волки, лисицы, мускусные овцебыки.

Зона тундры и лесотундры занимает южные части островов и север материка, включая половину острова Лабрадор. Тундра значительно переувлажнена. На болотных и тундрово-глеевых почвах произрастают осоки, камнеломки, одуванчики, полярные маки. Видовой состав животного мира небогат – песцы, лемминги, северные олени. Лесотундра протянулась от полуострова Лабрадор до гор Маккензи. Здесь появляется древесная растительность – черная и белая ели, бальзамическая пихта, береза, осина. Животный мир представлен бурыми медведями, песцами, рыжими лисицами, также есть ондатры, куницы, норки, бобры.

Зона тайги расположена на севере умеренного климатического пояса. Американская тайга имеет сходство с Евразийской, но богаче видовым составом. К вышеперечисленным тундровым видам присоединяются лиственницы, сосны. Так называемая тихоокеанская тайга входит в приокеанские хвойные леса. Здесь преобладает хемлок, туя, могучая ситхинская ель. Из животных здесь встречается медведь гризли, ситхинский олень, скунс, тихоокеанский енот.

Зона смешанных лесов в районе Великих озер представлена липами, дубами, вязами, многочисленными видами кленов, ясенями, туями.

Широколиственный лес в районе Аппалачей произрастает на бурых лесных почвах. Растительный состав включает бук, платан, каштан, липу. Среди животных встречаются виргинский опоссум, дикобраз, бизоны.

На западе широколиственные леса граничат с высокотравными степями , или прериями , на черноземовидных почвах. В настоящее время они распаханы.

В субтропическом поясе смена природных зон происходит с востока на запад, их формирование связано с различиями в увлажнении. На востоке произрастают влажные вечнозеленые смешанные леса , западнее находятся прерии, во внутренних районах Кордильер – зона полупустынь и пустынь .

В пределах тропического и субэкваториального поясов формируются саванны на высоких плато Центральной Америки, а на побережье Мексиканского заливавлажные тропические леса .

Население

Основную часть населения Северной Америки составляют выходцы из разных стран Европы, главным образом из Великобритании. Это американцы США и англо-канадцы , они говорят на английском языке. Потомки переселившихся в Канаду французов говорят на французском языке.

Коренное население материка - индейцы и эскимосы . Эти народы принадлежат к американской ветви монголоидной расы. Ученые установили, что индейцы и эскимосы - выходцы из Евразии. Более многочисленны индейцы (примерно 15 млн). Основная часть племен была сосредоточена в Южной Мексике (ацтеки, майя ), где образовала собственные государства, выделявшиеся сравнительно развитым хозяйством и культурой. С приходом колонизаторов судьба индейцев сложилась трагически: их истребляли, сгоняли с плодородных земель, они умирали от занесенных европейцами болезней.

В XVII-XVIII вв. для работы на плантациях в Северную Америку завезли из Африки негров . Их продавали в рабство плантаторам.

Численность населения Северной Америки около 480 млн человек . Наиболее заселена южная половина материка. Высока плотность населения в восточной части. В этой части Северной Америки расположены наиболее крупные города: Нью-Йорк, Бостон, Филадельфия, Монреаль и др.

В Северной Америке расположена самая развитая в мире страна - Соединенные Штаты Америки . К северу от основной территории США расположена другая крупная страна - Канада, а к югу - Мексика. В Центральной Америке и на островах Карибского моря - несколько небольших государств: Гватемала, Никарагуа, Коста-Рика, Панама, Ямайка и др. На острове Куба и прилегающих к нему мелких островах расположена Республика Куба.

Конспект урока «Северная Америка. Природные зоны. Население».

Природные зоны Северной Америки вытянуть вдоль меридианов, потому на каждом участке материка имеет возможность развиваться определенная отрасль. Чем глубже природная зона находится, тем более она вытянута вдоль меридиана. Дело в том, что особенности рельефа приводят к изменениям соотношения тепла и влаги не только с севера на юг, но и с запада на восток.

Природные зоны Северной Америки, расположенные в районе Гренландии и Канадского архипелага, называются Поскольку климатические условия здесь очень суровые, это способствовало очень скудной представленности растительного и животного мира. На тех участках, которые не заняты льдом, можно заметить только мхи и лишайники. Практически весь животный мир обитает в океане.

На крайнем севере материка располагается зона тундры. Поскольку здесь всегда повышенная влажность, территория стала заболоченной. Практически вся территория покрыта мхами и лишайниками. Что касается деревьев, то и ольха не достигают в высоту более 5 см.

Чем дальше к югу, тем природные зоны Северной Америки больше становятся похожи на лесотундру. Она считается переходным этапом и характеризуется чередованием участков леса и тундры. Также она характеризуется наличием зарослей ольхи и ивы. Только в районе рек начинают появляться ели и лиственницы.

В Кордильерах особенно ярко представлена высотная поясность.

Тема урока: Природные зоны Северной Америки

Цели и задачи урока : Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний о природе Северной Америки; познакомить с типичными чертами природных зон материка, с распространёнными здесь растениями и животными; продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами природы на примере природных зон.

Учебно-наглядный комплекс: набор картинок с видами животных и растений Северной Америки, физическая карта, карта природных зон Северной Америки, атласы для 7 класса , учебные принадлежности.

Тип урока : урок изучение нового материала

Ход урока.

1. Организация класса.

2. Вводная часть . Подготовка к основному этапу урока.

Вступительное слово учителя. Каждый урок изучения нового материала эта очередная ступенька вашей лестницы познания. Это очередной шаг восхождения к вершине знаний. И чем больше таких шагов вы совершите за свою жизнь, тем выше ваш интеллектуальный уровень. Хотелось бы, чтобы эти шаги на пути познания были твердыми и уверенными. И вели вас только вперёд, преодолевая любые трудности и преграды.

Поэтому начать урок я хочу с легенды о вожде одного из индийских племён, который посылал юношей на вершину Аконкагуа, самую высокую точку Южной Америки .

« Идите, пока хватит сил. Кто устанет, пускай вернётся домой, но пусть каждый принесёт мне ветку с того места, где он свернул с дороги », - говорил вождь . Вскоре первый вернулся с дороги и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: « Ты не пересек пустыню. Ты не был даже у подножия горы». Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: « Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение ». Третий с веткой тополя, даже заслужил похвалу: « Ты добрался до родника ». Подобное поощрение и четвёртому, с веткой крушины. Пятому, принёсшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: « Ты был на полпути к вершине». Последний юноша пришёл с пустыми руками, но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: « Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоём голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всём её величие».


Ребята, почему вождь решил, что юноша дошёл до вершины? (Обсуждение вопроса)

Каждый из вас может сегодня уйти с урока с такими же сияющими глазами. С чувством победы познания нового. Но для этой победы нужно ваше внимание и кропотливая работа.

География как вы уже знаете удивительная наука. Почти каждый урок познания нового начинается с карты. И сегодня мы тоже неоднократно обратимся к ней. Но карта которая будет сопровождать нас по теме урока не физическая, а карта природных зон. Поэтому я, думаю, вы уже догадались какая тема урока сегодня.

Откройте тетради и запишите тему урока: «ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ»

Прежде чем приступить к работе, мне хотелось, чтобы вы вспомнили определение – природная зона

Учащиеся: дают определение понятию природная зона –широкие полосы однородной природы земли, обусловленные климатическими условиями и равнинным рельефом на суше.

Природные зоны - территории простирающиеся в широтном направлении со сходными природными условиями (климат, почвы, растительность, животные)

Вертикальная поясность- постепенная смена в горных районах климатов, почв, растений, животных в зависимости от высоты.

Объяснение нового материала:

Вследствие большой протяженности материка с севера на юг его органический мир чрезвычайно богат всевозможными видами растений и животных. Это белый медведь, житель арктических пустынь и бизоны наиболее характерное животное североамериканских прерий.

В отличие от уже известных нам южных материков в Северной Америке смена природных зон особым образом. В северной части материка природные зоны сменяют друг друга с севера на юг. Это происходит вследствие изменения количества солнечного тепла.

Сопоставьте карты « Климатические пояса и области», « Климатическую карту Северной Америки» и карту «Природные зоны» стр. 35 атласа. Какой вывод напрашивается?

ВЫВОД: Природная зона арктических пустынь расположилась в арктическом климатическом поясе . Даже летом почти на всей территории сохраняются отрицательные температуры или температуры близкие к нулю. В течение всего года преобладает облачность, туманы, снежные бури. Зимняя полярная ночь продолжается до пяти месяцев. В пределах этого пояса находятся центры современного покровного оледенения. Почвы практически отсутствуют. Растительный мир представлен мхами и лишайниками. Животный мир немногим разнообразнее, но его питание неразрывно связано с водным пространством (моржи, тюлени, белые медведи).

Южнее полярного круга становиться чуть теплее, здесь располагается природная зона тундры и лесотундры, которая занимает районы субарктического климатического пояса. Для него характерна суровая зима (работа с климатической картой), прохладное лето с пасмурной дождливой погодой. Вся территория тундры находиться в зоне многолетней мерзлоты. Поэтому здесь много поверхностных болот. Почвы тундровые – болотные. Растительность представлена низкорослыми травами (голубика, ежевика, морошка) и карликовыми деревьями (карликовая береза, ива, сосна). Животный мир более разнообразен, чем в арктических пустынях (Приложение 1.)

При движении на юг количество солнечного тепла возрастает. Это приводит к смене тундры зоной хвойных лесовтайга. На подзолистых почвах, напоминающих цвет золы, растутхвойные леса представленные сосной, пихтой, елями, лиственницей. На западе благодаря теплому течению и западным ветрам, несущим влагу на материк, хвойные леса протянулись намного южнее вдоль Тихого океана. Здесь встречается гигантские хвойные деревья – секвойя. Секвойя гигантская - самое высокое и большое дерево в мире - секвойя « Генерал Шерман » растет в Калифорнии. Высота её 84 м, диаметр ствола 35 м, толщина ветвей более 3 м, возраст около 2500 лет, вес 2500 т.


В центральной части востока С. Америки проходит теплое течение Гольфстрим. Оно способствует образованию дождевых облаков. И количество осадков увеличивается на востоке материка. Здесь на серых лесных почвах расположилась зона смешанных и широколиственных лесов , а чуть южнее переменно-влажные леса. Здесь ощущается господство умеренного пояса. Холодная и снежная зима, теплое лето с туманами на прибрежной части Атлантического океана. Растительный и животный мир более разнообразен.

При приближение на запад в глубь материка количество осадков убывает, и поэтому леса сменяются лесостепями и степями, которые вытянулись в меридиональном направлении. В С. Америке степи чаще всего называют прериями, которые различают на сухие (на каштановых почвах) и влажные на чернозёмах. Животный мир этой безлесной зоны не менее разнообразен лесной.

Вдоль центральной части западного побережья материка проходит холодное Калифорнийское течение, поэтому количество осадков убывает. Холодное течение и горный рельеф материка формирует здесь зону пустынь и полупустынь . Безлесная зона со скудной растительностью и животным миром

По ходу объяснения нового материала учащиеся работают с контурной картой. (Подписывают название природных зон, почв и ярких представителей растительного и животного мира.)

Игра на закрепление нового материала

« Узнай по описанию природную зону »

1. Перед глазами встают громадные пространства с высокой травянистой растительностью с преобладанием ковыля, матлика, пырея. По ним бродят стада степных бизонов, резво бегают вилорогие антилопы. Кайоты, рыжая лисица, барсук, хорёк, белохвостый заяц – всю эту живность можно встретить на голубых просторах зоны. Грызунов же здесь не счесть. Пожалуй, именно суслики вместе с их ближайшими родственниками – луговыми собачками являются истинными властителями этой природной зоны. (степь – прерии)

2. Всюду видны летающие поморники, и горе зазевавшемуся или выбежавшему на снег леммингу. Летом яркие ковры полярных маков, куропаточной травы, лютиков. А сколько ягод - морошка, голубика, ежевика. Удивительное зрелище красок. (тундра)

Изменение природных зон в результате хозяйственной деятельности человека

Анализ комплексной карты стр.37 атлас.

В какой природной зоне материка находится наибольшее количество национальных памятников и заповедников?

Как вы думаете, почем именно эти природные зоны являются наиболее ранимые.

Первичный контроль знаний нового материала

Тест на установление соответствия (Приложение 2)

Подведение итогов урока.

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Какая часть урока вам особенно понравилась и почему?

Природные зоны Северной Америки.

Цели: - называть и показывать реки и озера, границы природных зон и представителей растительного и животного мира каждой из зон;

Определять ГП крупных рек, озер, природных зон;

Описывать природные компоненты;

Рассмотреть особенности природных зон Северной Америки;

Отработать умение учащихся характеризовать природные зоны

Объяснять особенности питания и режима рек, растительного покрова природных зон.

Оборудование: физическая карта Северной Америки И-7кл-1, карта природных зон, 1101060

Ход урока

I . Организационный момент.

II . Проверка домашнего задания. 1. Устный опрос по вопросам:

1) Назовите причины, влияющие на формирование климата Северной Америки.

2) Какие ветры господствуют в Северной Америке и почему?

3) Почему арктический воздух проникает до Мексиканского залива?

4) Почему количество осадков с запада на восток (по параллели 40°с. ш.) увеличивается?

5) Почему в юго-западной части Северной Америки выпадает мало осадков?

6) Почему в некоторых климатических поясах выделяют климатические области?

2. Тестовая работа.

1. В течение всего года господствуют арктические ВМ. Средняя температура июля 0 +8°С, средняя температура января около -28°С. Годовое количество осадков мм. Такой климат формируется в устье реки:

а) Макензи; в) Колумбия;

б) Юкон; г) Святого Лаврентия.

2. Несмотря на возможность землетрясений, не реке Колумбия построено несколько ГЭС. Почему?

А) В речной воде содержится много частиц горных пород.

В) Река обладает большими запасами дешевой электроэнергии.

Г) Необходимо мр«отвратить возможность наводнений.

3. Река Юкон почти полгода покрыта льдом, т. к. она

а) протекает высоко в горах;

б) впадает в Северный Ледовитый океан;

в) течет с востока на запад;

г) протекает по территории с субарктическим климатом.

4. Реки, впадающие в Северный Ледовитый океан, полноводны и летом, т. к. они получают воду: а) от озер и болот;

б) от обычных муссонных дождей;

в) от таяния ледников в горах.

5. Через реку... вода из Великих Североамериканских озер попадает в... океан.

6. Река Ниагара, соединяющая озера Эри и.., знаменита своими …

I П. Изучение нового материала.

Учащиеся в классе заполняют таблицу с использованием текста учебника.

Температура

Год. кол-во осадков, мм

Высота солнца

Растительность

Животный

Полярная ночь

Многолетняя мерзлота, каменистые, болотные

Кое-где мхи и лишаники

Полярная ночь

Торфяно-болотные, многолетняя мерзлота

Мхи, лишайники, болотные травы, багульник, голубика, черника, карликовая береза, ива, ольха.

Песец, полярный волк, олень, карибу, белая куропатка.

Подзолистые

Медведь, волк, рысь, лисица, олень, лось, лось, соболь, бобр, ондатра.

Бурые, желтоземы, красноземы

Желтая береза, сахарный клен, бук, липа, белая и красная сосна, дуб, каштан, тюльпанное дерево.

Лисица, бобр, ондатра, койот.

Каштановые, черноземы

Злаковые травы, редко деревья.

Бизон, койот.

Сероземы, засоленные

Колючие кустарники, кактусы, полынь, солянки.

Ящерицы, койот, грызуны.

Беседа по вопросам:

1) Назовите особенность распределения ПЗ Северной Америки (на севере они подчинены закону зональности, то есть тянутся с запада на восток, а в центральной и южной частях - расположены в меридиональном направлении).

2) Что повлияло на такое расположение природных зон (рельеф и господствующие ветры)?

3) Какие части материка богаты водами? Почему?

IV . Закрепление урока. Игра «Кто такой? Что такое?»

Колорадо

Иеллоустон

Большой Каньон

V . Домашнее задание: § 54, 55; в контурной карте подпишите названия Великих североамериканских озер, рек, водопадов , стрелками покажите передвижение воды в этой огромной водной системе.