Презентация на тему воздушная одежда земли. Воздушная одежда земли. Наш воздушный большой океан

Отгадайте загадку.

Есть ли такое одеяло,

Чтоб всю Землю укрывало?

Чтоб его на всех хватило?

Да при том не видно было?

Ни сложить, ни развернуть,

Ни пощупать, ни взглянуть?

Пропускало б дождь и свет?

Есть, а вроде бы и нет?!

Воздушная одежда Земли

Сегодня на уроке нам нужно ответить на вопросы:

1. Что такое атмосфера?

2. Какой состав и какое значение имеет атмосфера?

3. Что называется ветром и почему он дует?

4. Как образуются облака и какие они бывают?

5. Когда происходит гроза?

6. Что называют погодой и климатом?

Воздух окружает нас со всех сторон, он всюду.

Воздушная оболочка Земли называется атмосфера.

Кислород необходим живым организмам для дыхания.

Озоновый слой защищает нас от вредных ультрафиолетовых лучей Солнца.

Движение воздуха вдоль поверхности Земли называют ветром.

С высотой температура воздуха понижается на 6°С на каждый километр.

Пар с поверхности Земли поднимается, охлаждается и превращается в мельчайшие капельки воды или кристаллики льда. Так образуются облака.

Гроза происходит, когда между дождевыми облаками возникают электрические разряды-молнии.

Электрические искры пробивают воздух, мгновенно разогревают его, он резко расширяется и гремит гром.

Люди с давних пор ведут наблюдения за состоянием атмосферы, чтобы предсказывать погоду, необходимую людям разных профессий и нам.

Физкультминутка

Прогноз погоды: Температура воздуха комфортная для отдыха, на улице солнечно, небольшая облачность, ветер умеренный.

Состояние природы: солнышко появилось на небе (глаза зажмуриваем и открываем) пробуждение деревьев после зимы (руки вверх, потянулись за солнышком).

Весенний ветерок покачивает верхушки берёзок (наклоны вправо, влево).

Тучка набежала, закрыла солнышко (обнимаем себя руками).

Собирается гроза – убежим от неё.

Наберём в грудь побольше воздуха и прогоним тучку.

Глубоко вдыхаем весенний воздух, напоенный прелой листвой и выдыхаем.

Погода – это состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте и в данный момент.

Элементы погоды : температура, влажность, облачность, осадки, направление и скорость ветра.

Многолетний режим погоды, характерный для данной местности называется климатом

На климат влияет рельеф, близость океана, высота места над уровнем моря.

На земле есть районы с холодным, умеренным и жарким климатом Климат влияет на жизнь растений и животных, здоровье людей. Знания о климате важны при строительстве зданий, дорог, плотин. Особенно важны эти знания для сельского хозяйства. В атмосфере часто возникают грозные явления природы – ураганы и смерчи.

Движение воздуха вдоль поверхности Земли?

/ветер /

Мельчайшие капельки воды или кристаллики льда на значительной высоте в атмосфере?

Воздушная оболочка Земли?

/атмосфера/

Электрические разряды-молнии, возникающие между дождевыми облаками?

Электрические искры, пробивающие воздух, мгновенно разогревающие его и производящие сильный шум?

Состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте и в данный момент?

Грозные явления природы часто возникающие в атмосфере?

/ураган, смерч/

Многолетний режим погоды характерный для каждой местности?

Спасибо за работу!

На этом уроке мы узнаем, что такое атмосфера, познакомимся с ее свойствами и характеристиками. А также узнаем, как она взаимодействует с другими частями планеты.

Тема: Земля

Урок: Воздушный океан Земли

Атмосфера — газовая оболочка небесного тела, удерживаемая около него гравитацией. Атмосфера определяет погоду на поверхности Земли, изучением погоды занимается метеорология, а длительными вариациями климата — климатология. Атмосфера Земли возникла в результате выделения газов при вулканических извержениях. С появлением океанов и биосферы она формировалась и за счёт газообмена с водой, растениями, животными и продуктами их разложения в почвах и болотах.

Воздух — естественная смесь газов, образующая земную атмосферу. Воздух необходим для нормального существования подавляющего числа наземных живых организмов.

В настоящее время атмосфера Земли состоит, в основном, из газов и различных примесей (пыль, капли воды, кристаллы льда, морские соли, продукты горения).

Концентрация газов, составляющих атмосферу, практически постоянна, за исключением воды и углекислого газа.

Рис. 1. Состав атмосферы Земли ()

Воздушным океаном атмосферу можно назвать из-за огромных размеров, циркуляции и схожих с гидросферой процессов.

Загрязнение воздуха является изменчивым процессом; множество различных загрязнителей участвует в этом. После выброса загрязняющих веществ в воздух они взаимодействуют друг с другом и окружающей средой, вступая в сложные реакции в зависимости от температуры, влажности и прочих условий внешней среды. Загрязняющие вещества можно разбить на две группы:

Первичные загрязняющие вещества - вещества, образующиеся в ходе деятельности человека;

Вторичные загрязняющие вещества - вещества, образующиеся в результате взаимодействия первичных загрязняющих веществ с атмосферой. Воздух загрязняют машины, заводы.

Рис. 2. Загрязнение воздуха ()

Толщина атмосферы — примерно 120 км от поверхности Земли.

Атмосфера имеет следующее строение:

Рис. 3. Строение атмосферы ()

Чем выше от поверхности Земли, тем ниже становится температура.

Облака - скопления взвешенных в атмосфере водяных капель и ледяных кристаллов. Облака образуются главным образом в тропосфере.

Облака бывают трех типов:

Рис. 4. Перистые облака ()

Рис. 5. Кучевые облака ()

Рис. 6. Слоистые облака ()

Кучевые и слоистые облака участвуют в выпадении осадков.

К характеристикам атмосферы относятся: температура, давление, скорость ветра.

Погода - это состояние нижнего слоя атмосферы, в определенном месте и в определенное время.

Климат - многолетний режим погоды. На формирование климата оказывают влияние ряд причин, которые называются климатообразующими факторами: количество солнечной энергии, рельеф, Мировой океан, географическое положение, морские течения.

Основной характеристикой погоды является температура воздуха.

В атмосфере происходит постоянная циркуляция воздуха: холодный опускается вниз, а горячий поднимается вверх. Таким образом, происходит вертикальное перемещение воздуха.

Ветер - это горизонтальный поток воздуха. Основными его характеристиками являются скорость и направление.

Молния — гигантский электрический искровой разряд в атмосфере, обычно может происходить во время грозы, проявляющийся яркой вспышкой света и сопровождающим её громом. Молнии также были зафиксированы на Венере, Юпитере, Сатурне и Уране и др. Ток в разряде молнии достигает 10—100 тысяч ампер, напряжение — миллионов вольт (иногда достигает 50 млн. вольт), тем не менее, погибает после удара молнией лишь 47,3 % людей.

Гроза — атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, сопровождаемые громом. Как правило, гроза образуется в мощных кучево-дождевых облаках и связана с ливневым дождём, градом и шквальным усилением ветром.

1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н. Природоведение: учеб. для 3,5 кл. сред. шк. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 1992. - 240 с.: ил.

2. Бахчиева О.А., Ключникова Н.М., Пятунина С.К. и др. Природоведение 5. - М.: Учебная литература.

3. Еськов К.Ю. и др. Природоведение 5 / Под ред. Вахрушева А.А. - М.: Баласс.

1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н. Природоведение: учеб. для 3,5 кл. сред. шк. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 1992. - с. 173, задания и вопрос. 1, 2, 5.

2. Какие бывают облака?

3. Что такое погода и климат?

4. * Подготовьте небольшое сообщение о крупной грозе. Какой ущерб она нанесла?

Овсянкина Елена Борисовна, «Атмосфера – воздушная одежда Земли»

Пояснительная записка к уроку.

«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг» К.Д.Ушинский

В условиях введения ФГОС необходимы коренные изменения в методике проведения современного урока. Деятельность учителя в уроке - это в проектировании учебной деятельности, организации учебной деятельности, управлении учебной деятельностью учащихся .

Большую роль в жизни современных школьников играют новые информационные технологии. Их эффективность бесспорна, так как они позволяют:

    расширить информационное пространство;

    увеличить скорость поиска информации;

    интенсивность обработки полученных знаний.

Это приводит к экономии времени, продуктивности, более высокому качеству обучения. Информационная база становится при этом подлинно развивающей. Поэтому задача учителя не столько дать знания, сколько помочь учащимся сформировать в себе способности, которые позволят им в дальнейшем овладеть набором способов деятельности; создать условия для формирования умений переноса информации из одних знаковых систем в другие; создать условия для развития умения структурировать информацию, содействовать развитию умения конструктивно общаться.

На данном уроке использовалась интерактивная доска Panaboard , учебник А.А.Плешакова и Н.И.Сонина «Природоведение. 5 класс», видеофрагмент с канала Бибигон в Интернет-ресурсах http://www.youtube.com/watch?v=k1gPish0sEI , фотографии и картинки с Итернет-портала Google :

http://www.google.ru/search?hl=ru&newwindow=1&site=imghp&tbm=isch&source=hp&biw=1600&bih=755&q=строение+атмосферы+земли , http://gymn25-chemistry.narod.ru/Zagadki/Index_3.html

С учетом требований к современному уроку были определены задачи данного урока:

Образовательные : сформировать у учащихся представления о составе и строении атмосферы, основных атмосферных явлениях: образовании облаков, ветра, грозы

Развивающие : развивать умения работать в группе с учебником, дополнительными источниками информации. Способствовать развитию памяти, логики и интеллекта. На примере значения атмосферы в жизни планеты и человека учить учащихся проводить классификацию и устанавливать соответствие, формировать умение устанавливать причинно-следственные связи и объяснять основные атмосферные явления в природе

Воспитательные : осознание себя как части целостности природы, воспитание чувства прекрасного.

Планируемые результаты (ученики получат возможность):

Личностные : осознание ценностей знаний о Земле, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные : умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные : понимание уникальности планеты Земля, значения атмосферы для планеты и для человека.

Универсальные учебные действия:

Личностные: необходимость изучения окружающего мира, осознание целостности мира и себя как неотъемлемой части планеты Земля

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям атмосфера, воздух, облака, ветер; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из различных источников, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

На уроке применялись элементы технологии творческого развития (А.Рахимова), которые заставляют учащихся задумываться над смыслом изучаемого содержания, осваивать новый опыт. В данном случае создаются условия для формирования умений анализировать и выделять главное, определять общее и особенное, выявлять причины и следствия. Учащиеся формулируют собственную позицию по обсуждаемому вопросу и используют события, происходящие вокруг них для ее аргументации. А так же способствуют развитию творчества не только в пределах изучаемого предмета, но и во всех образовательных областях.

Учебная игра, как еще одна технология личностно-ориентированного обучения, полностью отвечает задачам формирования информационно-коммуникативной компетенции благодаря следующему:

    в ходе игры учащиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который они получали бы в действительности;

    учебная игра позволяет решать трудные проблемы, а не только быть наблюдателем;

    игры создают более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную;

    учебные игры обеспечивают среду, требующую от учащихся незамедлительного реагирования.

Учебная игра позволяет не только повысить интерес учащихся к изучаемым темам, но и отработать навыки поведения, диктуемые определенной ситуацией.

Итоги урока: учащиеся на уроке были активны, рассуждали и анализировали имеющуюся информацию, ошибались, но были толерантны друг к другу, с желанием выполняли все задания и требования учителя. За урок поставлено 5 оценок «отлично» и 3 оценки «хорошо», еще 5 учеников получили жетоны за активную работу на уроке и смогут присоединить их на других уроках при ответах или активной работе на уроке. Считаю, что цель урока достигнута.

Когда мы читаем об освоении человеком Луны и планет, мы часто сталкиваемся с вопросами, ка­сающимися атмосферы. Есть ли атмосфера и на других планетах?
Насколько известно ученым, ни одна планета или звезда не имеет атмосферы, похожей на на­шу.
На уроках природоведения мы узнали о химическом составе, физических свойствах, о явлениях, происходящих в атмосфере Земли.
А вот некоторые интересные факты об атмосфере, которые удивят не только детей, но и наших родителей.

  • Атмосфера земного шара весит 5 300 000 000 000 000 тонн. Если бы, например, потребовалось перевезти груз, равный весу земной атмосферы, из Москвы в Ленинград и если бы каждый поезд имел 100 вагонов и проходил весь путь за 10 часов, то надо затратить на перевозку этого груза почти 4 млрд. лет
  • Воздух давит на нас со всех сторон. Давление воздуха на наш организм составляет 1 тонну. Мы не ощущаем этого давления, потому что наш ор­ганизм привык к нему.
  • Земля и воздух неотделимы. Если бы земная атмосфера не перемещалась вместе с Землей, то многие путешествия было бы весьма просто совершить. Достаточно было бы подняться над земной поверхностью на воздушном шаре и опуститься тогда, когда нужный участок Земли будет под воздушным шаром.
  • На Северном полюсе теплее, чем на Южном. Северный полюс находится на уровне моря, Южный - на высоте свыше 3 километров от уровня моря. Северный полюс окружен со всех сторон материками, которые летом дают немало тепла; к Северному полюсу подходит ветвь теплого течения Гольфстрим; Северный полюс освещается солнцем почти на наделю дольше, чем Южный.
  • В пустыне Атакама на Тихоокеанском побережье Америки ежегодно выпадает не более 8 миллиметров осадков; из-за сухости трупы павших животных там высыхают и лет по тридцать не сгнивают.
  • Преодолевая силу тяжести, мощная тепловая "машина", приводимая в движение энергией Солнца, ежегодно поднимает с поверхности всего земного шара в атмосферу 511 тысяч кубических километров воды. 411 тысяч кубических километров поднимается с одной только поверхности океана.
  • Гроза в Египте бывает всего один раз в 200 лет.
  • Молнии приносят пользу. В своем "молниеносном" полете они успевают выхватить из воздуха миллионы тонн азота, "связать" его и направить в землю. Это бесплатное удобрение обогащает почву, на которой растут злаки.
  • Флюгер, как предполагают, - один из наиболее древних метеорологических приборов. Еще около двух тысяч лет назад идея устройства "ветроуказателя" была занесена с Востока в Европу, В древней Японии и Китае флюгер имел, вид дракона. В средневековых европейских Городах стало обычаем украшать шпили высоких зданий флюгером, изображающим петуха. Приборы эти получили название "петухов погоды", так как за переменой ветра часто следовала перемена погоды.
  • Старинной кладки колодец, "предсказывающий" погоду, имеется на плато Устюрт, в Казахстане. Перед дождем, туманом или снегопадом он втягивает в себя воздух, а в погожий, сухой солнечный день, наоборот, выталкивает его наружу. Если в этот момент кинуть в колодец шапку, она, не достигнув воды, вылетит обратно. Колодец-феномен, выложенный долбленными известковыми плитами, служит гурьевским чабанам природным барометром. Он исправно оповещает их о приближающемся ненастье.