Наставления отца чичикова в поэме. Наставления отца чичикова. Об отношениях с людьми

В начале своего жизненного пути Павлуша Чичиков вместе с полтиной меди получил от отца в «наследство» совет, «умное наставление»: «учись... и не повесничай», «угождай учителям и начальникам», «водись с теми, кото-рые побогаче», «не угощай... никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали», «а больше всего береги и копи ко-пейку: эта вещь надежнее всего на свете... Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Отец ничего не сказал Павлуше про честность, гуманность, милосердие, доброту, чувство чести и собственного достоинства, а мальчик сам не спросил, но понял вскоре, что отцовскому завету не нужны никакие дополнения, которые только мешают в жизни, бу-доража совесть.

Способностей к наукам у Павлуши не оказалось, но он отличался «прилежанием и опрятностью». Угождая учи-телю даже по мелочам, угадывая его желания, Чичиков быстро сделался любимцем, заслужил похвалу и «при вы-пуске получил полное удостоение во всех науках, аттестат и книгу с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадежное поведение». Учиться и угождать начальни-кам стало первостепенным делом для Чичикова на пути к главной, самой заветной его цели — накоплению богат-ства, поэтому он всегда был на хорошем счету у началь-ства. Ловкость, смекалка, изощренное приспособленчество, умение пользоваться достоинствами и недостатками лю-дей в своих целях, лесть пригодились Чичикову не только в училище, но и когда он служил в казенной палате, на таможне, в звании поверенного. Рано научившись лицеме-рить, угадывая желания и склонности начальства, герой поэмы легко делал карьеру.

Для того чтобы скопить капитал и вести жизнь «во всех довольствах, со всякими достатками», Чичиков «не повесничал» даже в ранней молодости: «еще ребенком, он умел уже отказать себе во всем». Он никогда не был мо-том, напротив, зачастую отказывал себе в отдыхе, развлече-ниях, хорошей еде, маленьких, но приятных радостях — и все для того, чтобы получить повышение по службе, понра-виться начальству, которое он сам потом безжалостно об-манывал.

Друзей у Чичикова никогда не было, да он в них и не нуждался. Никогда и никого он без корыстной надобнос-ти не угощал, а, напротив, старался устроиться так, чтобы «его угощали». И после окончания училища, исполняя дол-жностные обязанности, Чичиков без зазрения совести брал взятки и подношения.

Совет беречь и копить копейку Чичиков взял за основное правило своей жизни. Даже будучи маленьким мальчиком, он «из данной отцом полтины не издержал ни копейки, напротив, в тот же год уже сделал к ней приращение, показав оборотистость почти необыкновен-ную». Не довольствуясь одними лишь безобидными спо-собами накопления денег (продал дрессированную мышку, слепленного из воска снегиря), Чичиков шел на подлости, мошенничество, совершал недостойные поступки: мог в училище продать ребятам их же угощение, до времени припрятанное; присвоил деньги, отпущенные на построй-ку казенного дома; работая на таможне, связался с кон-трабандистами и получил за помощь им большую сум-му. Чичиков был уверен в своей правоте: «Кто же зевает на должности? — все приобретают». И эта неутолимая жажда приобретения вела его по чужим головам, серд-цам, душам. Чичиков часто оглядывался назад, на про-шлый опыт, но не затем, чтобы посмотреть, не обидел ли он кого, не сделал ли больно, а чтобы удостовериться: он не упустил ничего важного на пути достижения своих корыстных целей. Материал с сайта

Лучше всего внутренний мир дельца-приобретателя Чичикова раскрылся во время выполнения плана заду-манной им великой аферы: при покупке «мертвых душ», а после — их продажи как живых. На этом деле Чичиков рассчитывал собрать достаточный капитал, чтобы нако-нец-то зажить в свое удовольствие. И здесь ему пригодил-ся опыт всей предшествующей жизни и заветы отца. Во всем своем безобразии раскрылись перед нами приспособ-ленчество, хитрость, лицемерие, подхалимаж, подлость глав-ного героя. «Кто же он? стало быть, подлец?» — спраши-вает у себя Гоголь и тут же отвечает: «Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение — вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет дает на-звание не очень чистых».

В образе Чичикова Гоголь изобразил новый тип чело-века, дельца, предпринимателя, зародившийся в России, ког-да старинные патриархальные устои начали разрушатся. Этот человек явился предвестником нового класса — бур-жуазии и новой угрозы для косного самодержавного мира — угрозы бессовестного хищничества, бескомпромисс-ного и беспринципного приобретательства.

Чичиков задержался в мире, ему комфортно и сегодня, ведь всегда есть люди, которых легко обдурить и облапо-шить. Надевая различные маски, то улыбаясь, то угрожая, чичиковы добиваются своих целей, и в этом им, безуслов-но, помогает «умное наставление», полученное в детстве от отца главного героя поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Вступая в самостоятельную жизнь, Павел Иванович Чичиков, тогда еще мальчишка, получил от отца «умное наставление»:

Учиться, а не повесничать;

Больше всего угождать начальникам;

Водиться с товарищами, которые побогаче;

Не угощать никого, а вести себя так, чтобы тебя угощали;

А главное - беречь и копить копейку: «Все сделаешь и все

Прошибешь на свете копейкой».

Отец Чичикова не очень, вероятно, следовал этим принципам, а потому оставил после себя в наследство сыну ветхий домишко, старые личные вещи да одну семью крепостных. Сын же его Павлуша помнил слова отца всегда, следовал его советам и, как ни трудно это ему давалось, преуспел в жизни. Как же Чичиков исполнял заветы отца?

Учился Павлуша с большим старанием. Но так как способностями к наукам не обладал, то больше добивался успеха тем, что угождал учителю. Не столько из уважения, сколько из желания отличиться, обратить на себя внимание, заслужить похвалу. И добился своего: был на отличном счету у администрации училища. Умение угождать начальству, угадывать желание начальника, льстить, быть нужным человеком пригодилось Чичикову, когда он служил и в казенной палате, и на таможне, и в звании поверенного. Но с детства он не был искренним. Все его поведение можно назвать притворством, лицемерием. Особенно это проявилось в истории с повытчиком, в доверие к которому вошел Чичиков и даже якобы собирался жениться на его дочери.

Чичиков и в юные годы, и позже «не повесничал», а много и настойчиво работал. Отказывал себе в отдыхе, в хорошей еде, в развлечениях. И все ради карьеры, ради того, чтобы в будущем вести жизнь «во всех довольствах, со всякими достатками». Он ревностно служил на любом поприще, входил в доверие к начальству и другим чиновникам и тем самым заслуживал повышение в должности. А затем путем мошенничества, обмана умножал свое незначительное сначала состояние.

Товарищей у него не было. Он не только не угощал однокашников в училище, но даже, «припрятав полученное угощение, потом продавал им же». Или же дразнил пряником или булкой проголодавшегося товарища побогаче и потом «брал деньги, соображаясь с аппетитом». Во взрослой жизни у него тоже не было друзей. Был один, которого Чичиков привлек для исполнения рискованного дела с контрабандистами. Но кончилось все ссорой и доносом. Но более всего Чичиков следовал совету беречь копейку. И не только берег, но и приумножал. И в этом проявил оборотистость почти необыкновенную. В училище продавал булочки товарищам, соразмеряя цену со степенью голода; сделал из воска снегиря и продал его очень выгодно. Столь же выгодно продал выдрессированную им мышь. Это были детские способы. На службе же Чичиков проявлял чудеса изобретательности, прикрытые внешней обходительностью и видимостью благородства, для получения взяток.

Не погнушался возможностью обобрать государственную казну во время работы в комиссии по строительству казенного дома. Сумел тайно связаться с контрабандистами и получить «на этом деле четыреста тысяч капиталу». Оправдывал он себя словами: «Кто же зевает на должности? - все приобретают». Но верхом его находчивости, смекалки и ума была идея с покупкой мертвых душ, с тем чтобы заложить их в опекунский совет как живых и на разнице в цене составить новый капитал тысяч этак в двести, как просчитал наперед Чичиков.

Не один раз обстоятельства отбрасывали Чичикова назад, опять в грязь и нищету. Но Павел Иванович, умудрявшийся припрятать часть денег, находил в себе силы подняться и предпринять новые шаги для продвижения вверх. И в этом он проявлял незавидное упорство, настойчивость и изобретательность. «Кто же он? стало быть, подлец?» - задает вопрос Гоголь. И сам же отвечает: «Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение - вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых».

Читаешь «Мертвые души» и диву даешься, насколько верно Н. В. Гоголь отразил нравы дельца-предпринимателя. Гоголь увидел их еще в зародыше в середине XIX века. В XX веке они укоренились. И сейчас, в годы расцвета «дикого капитализма» в нашей стране, дают достойные плоды. Наставления отца юному Чичикову становятся «кодексом чести» современного предпринимателя.

Отец привёз Павлушу в город к своей дальней родственнице, где мальчику суждено было обучаться в городском училище. Последний разговор перед отъездом – это наставление отца Чичикова сыну о том, как нужно вести себя, как строить свои отношения с окружающими, что ценить, а чего избегать. Судьба распорядилась так, что это был последний разговор Павлуши с родителем, больше они не виделись, а через несколько лет отец умер.

Родительский завет

Отец Павлуши наказывал сыну “не повесничать”, не баловаться, а заниматься только учёбой, что говорит о том, насколько далёк взрослый родитель от мира детства. В своей строгости и постоянном недовольстве ребёнком, он позабыл о том, что игры, забавы и баловство – неотъемлемая часть жизни детей. Именно таким и стал маленький Чичиков – “степенным”, “взрослым” ребёнком. Его мысли были заняты тем, как заработать копейку, он не водился со сверстниками, не знал искренней дружбы. Глубоко в душу мальчика запали слова отца о том, что товарищи могут предать в трудный момент, а выручат только деньги: “Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был”.

Жизнь сложилась именно так, как завещал отец: лучшим другом Павла Ивановича стали деньги.

Об отношениях с людьми

“Больше всего угождай учителям и начальникам” – таким был завет отца. Бесспорно, это не самое лучший наказ для начала жизни, но в этот Чичиков-старший видел путь к достижению успеха и признания. Он не верил в ум и талант собственного ребёнка, хотя в школе Павлуша оказался вполне успешным, пусть и не самым лучшим учеником. У него была склонность к арифметике, и в будущем Чичиков оказался умельцем просчитать и вычислить все необходимые действия.

Советы отца Павлуша воспринял буквально, поэтому со времён училища научился водиться с теми, “кто побогаче, чтобы при случае могли быть … полезными”. Родитель советует Павлуше никого не угощать, не тратить деньги на товарищей, а вести себя так, чтобы другие угощали его. Эту науку мальчик постиг быстро, и умудрялся продавать угощения своим же одноклассникам прямо на занятиях.

Отцовские слова о деньгах

Но самым главным наставление родителя в поэме стала его философия в отношении денег:”больше всего береги копейку…всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой”. Будущее показало, что этот путь самый правильный в том обществе, в котором предстояло жить Чичикову, только наличие денег успокаивало его, капитал и его приумножение – вот что стало смыслом жизни Павла Ивановича. Возможно, отец главного героя пришёл к такому выводу из-за того, что сам остался к старости без средств, озлобленный и не способный что-то изменить в жизни. Именно это обстоятельство помешало ему сказать сыну на прощание о своих отцовских чувствах, о вере в него…