Какой звук в словах ударный. Гласные. гласный звук состоит только из голоса

>>Русский язык: Ударение. Ударные и безударные гласные звуки

Ударение. Ударные и безударные гласные звуки.

Ударение

Начало урока

48. Расскажите, кто изображен на рисунках.

Произнесите первое слово, назовите все гласные звуки. Послушайте, с одинаковой ли силой они произносятся. Какой гласный звук нужно произнести с большей силой, чтобы слово звучало правильно?

Такую же работу проделайте со словами - названиями других птиц, изображённых на рисунках .

В каждом слове один гласный звук произносится сильнее других. Это ударный гласный звук.
Остальные гласные звуки в слове безударные.

49. Рассмотрите рисунки.


Назовите сначала все изображённые фрукты, потом овощи. В каждом слове-названии выделяйте голосом ударный гласный звук.

Запишите сначала слова - названия фруктов, потом овощей. Поставьте знак ударения.

Горох, лимоны, огурцы, абрикосы, редис, яблоки

50. Запишите названия дней недели по порядку. Поставьте знак ударения.

Понедельник, ... .

Среда, суббота, четверг, воскресенье, пятница, вторник

51. Назовите изображённые предметы.

Выделите все звуки в этих словах.

Одинаковые ли они? Назовите ударный гласный звук в каждом произнесённом слове. От чего зависит смысл этих слов?

60. Прочитайте стихотворение.


Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать.
(А. Барто)

В каких словах не поставлен знак ударения? Почему?
Спишите ту часть стихотворения, в которой говорится мишку и слона.

В односложных словах знак ударения не ставится.

61*. Составьте предложения из данных слов.

в, сестрёнку, брат, школу, ведёт
Лёша, оленёнку, молока, маленькому, дал
вечером, сараю, к, опять, пришёл, ёжик
сами, класс, всегда, мы, наш, убираем

Запишите предложения.

Объясните, над какими словами не надо ставить знак ударения.

Начало урока

62. Прочитайте предложения так, чтобы получился рассказ.

Хозяин передал его в зоопарк.
Ночью он просыпался и поднимал весёлую возню.
Он принёс лисёнка домой.
К осени лисёнок стал большим.
Это был шустрый и беспокойный зверёк.
Охотник нашёл в лесу маленького лисёнка.
Как можно озаглавить получившийся рассказ?
Запишите заглавие.
Письменно ответьте на вопросы:
Кого нашёл охотник в лесу? Куда он принёс лисёнка?
Какой это был зверёк? Как он вёл себя ночью?

При записи ответов поставьте, где надо, знак ударения.

63. Выпишите сначала односложные, потом двусложные, а затем трёхсложные слова. Где надо, поставьте знак ударения.

страна заводы мост ёлочка рыбаки
брат лужайка Катя журавли труба

Объясните, когда не нужно ставить знак ударения.

мебель дежурные ребята ребёнок
ученик школьник классы карандаши
воробей ворона медведь заяц

Выпишите слова в таком порядке: с ударным гласным звуком в первом слоге, во втором, в третьем, в четвёртом . Назовите невыписанные слова.

Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е., Русский язык, 2 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов

Школьная программа онлайн, скачать материалы по русскому языку за 2 класс , конспект по русскому языку , учебники и книги бесплатно

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку,

Образование гласных звуков, их отличие от согласных, слабая и сильная позиции гласных звуков, ударные и безударные гласные звуки и их обозначание буквами, слогообразование, орфограммы-гласные.

В русском языке 10 гласных букв 10: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е и всего
6 гласных звуков : [А], [О], [У], [Ы], [ Э], [И ] .

При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит через гортань и ротовую полость между голосовыми связками и не встречает преград. Гласные звуки состоят из голоса при полном отсутствии шума.

Согласные звуки отличаются от гласных тем, что при образовании согласных воздух встречает в полости рта преграду, создавая шум. Согласные состоят из голоса и шума (звонкие) или только из шума (глухие).

Если слово состоит из нескольких слогов, от один из них звучит с большей силой, более четко, чем остальные. Такой называется ударным, а произнесение слога с большей силой и длительностью — ударением .
Гласный звук ударного слога — ударный звук , гласные безударных слогов — безударные гласные.

Положение под ударением — сильная позиция для гласных. Здесь гласные произносятся отчётливо. Различают 6 основных гласных звуков, которые выделяются под ударением: [А], [О], [У], [Ы], [Э], [И] .

Ударные гласные звуки и буквы, которыми они обозначаются.
Звук Буквы Пример
[а] а азарт[азарт]
я мял [м’ал]
[о] о нос [нос]
ё нёс [н’ос]
[у] у тур [тур]
ю тюк [т’ук],
парашют [парашут]
[и] и тип [т’ип]
[ы] ы мыло [мыло]
и после ж, ш, ц жила [жыла]
шило [шыло]
цирк [цырк]
[э] э мэр [мэр]
е лес [л’эс]

Позиция гласных в безударном положении — слабая позиция .
В безударных слогах гласные произносятся иначе, чем ударные, ослабленно, более кратко. Звук видоизменяется и может не соответствовать букве, которая используется при написании слова, поэтому безударные гласные — это .
Без ударения различают меньше гласных звуков, чем под ударением – всего 4 гласных безударных звука: [А], [У], [Ы], [И] .

Качество безударного гласного зависит от твёрдости или мягкости предшествующего согласного звука. Один и тот же безударный гласный звук может обозначаться разными буквами на письме.

В безударном положении не могут произносится звуки [о], [э] и обозначаемый буквой я звук [а] после мягких согласных. Буква о обозначает в безударном слоге звук [а], буквы е, э и я — в безударных слогах звук между [и] и [э].

Безударные гласные звуки [а], [у]. [и], [ы] и буквы, которыми они обозначаются
звук буквы Условие Пример
[а] а в начале фонетического слова,
после твердых согл.
артист[арт’ист];
корова [карОва];
шокирован [шак’ираван]
я после парных мягких,
после [й’]
азарт[азарт]
о после твердых,
в начале фонетического слова
тома [тама];
шокирован [шак’ираван];
окно [акно]
[у] у в начале слова,
после твердых и мягких ([ч’], [щ’])
урок [урок];
дуга [дуга];
шуметь [шум’эт’];
чудеса[ч’уд’эса]
ю после парных мягких,
непарных твердых,
после [й’]
любит [л’уб’ит],
жюри [жур’и] ([ж’ур’и]),
ютиться [й’ут’ица]
[ы] ы после твердых согл. (кроме ж,ш), после ц вымыть [вымыт’],
цыган [цыган]
е после твердых согл. те стировать [ты ст’ирават’],
же лтеть [жы лт’эт’],
шестой [шыстой’]
а после твердых шипящих и ц лоша дей [лашы д’эй’]
и жи вот [жы вот],
шишка [шышка],
циркач [цыркач’]
о после твердых шипящих и ц шоколад[шыкалат],
Цокотуха[цыкатуха]
[и] и в начале фон.слова,
после мягких согласных
игра [игра],
пирог[п’ирОк]
э в начале фон.слова этаж [иташ]
а после мягких согласных часы [ч’исы]
е лежать [л’ижат’]
я ряды [р’иды]
  • А, О, У, Ы, Э — буквы, которые обозначают один звук; согласные перед этими буквами (кроме всегда мягких [ч’], [щ’]) читаются твердо: лама [лама], кора [кара], бутон [б утон], быт [быт]; но, [ч’ ащ’ а], часы [ч’и с ы].
  • Я, Ё, Ю, И, Е — буквы, которые обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме всегда твердых [ж], [ш], [ц]): миля [м’ил’а ], тёрн [т’орн ], любя [луб‘а ], ленив [лэнэиф]; НО, шишка [шышка], жёлтый [жолтыйэ], цирк[ц ырк].
  • Буквы Я, Ё, Ю, Е — йотированные. Могут обозначать один или два звука:
    • Если эти буквы стоят после согласных, то они обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме [ж], [ш], [ц]) и дают один гласный звук: м яч[м‘а ч], тёрн [т‘о рн], тюль [т‘у л’], пена [пэ на].
    • Эти буквы согласный звук [й’] и соответствующий гласный звук (я — [й’а], ё — [й’о], ю — [й’у], е — [й’э] ), если они стоят
      • в начале слова: яд [й’ат ], ёж [й’о ш], юнга [й’унг], егерь [йэ ‘гер’];
      • после гласных: боевик [бай’эв’ик], паяц [пай’ац];
      • после разделительных Ъ и Ь знаков: объем [абй’ом ], обезьяна [аб’из’й’ана], съезд [сй’э ст].
    • [й’] — согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук.
    • В транскрипции (в обозначении звуков) буквы Я, Ё, Ю, Е не используются. Звуков [е], [ё], [ю], [я] не существует.
  • Буква И после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и ], лисьи [лис’й’и ]

Орфограммы — гласные:

  • безударные гласные в корне:
    • проверяемые ударением;
    • чередующиеся;
    • непроверяемые (словарные);
    • гласные и и ы в начале корня после на согласные.
  • Гласные в приставках:
    • в приставках пре — и при — ;
    • в остальных приставках.
  • Гласные (не после шипящих) в суффиксах разных частей речи:
    • существительных;
    • прилагательных;
    • спрягаемых форм глагола;
    • причастий.
  • Гласные в окончаниях слов:
    • в существительных и числительных;
    • в прилагательных, числительных и причастиях;
    • в глаголах.
    • в корнях;
    • в суффиксах и окончаниях:
      • под ударением;
      • без ударения.
  • Гласные после шипящих, ы и и после ц в разных частях слова:
    • в корнях;
    • в суффиксах и окончаниях:
      • под ударением;
      • без ударения.

Использованная литература:

  1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5 — 9 класс: учебник для углубл. изуч. рус.яз. / В.В. Бабайцева. — 6-е изд., перераб. — М. Дрофа, 2008
  2. Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы / М.М. Казбек-Казиева. – 4 изд. – М.Ж Айрис-пресс, 2010
  3. Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. — МГУ, Москва, 2000, ISBN 5-211-05119-x
  4. Светлышева В.Н. Справочник для старшеклассников и поступающих в в вузы/ В.Н.Светлышева. — М.: АСТ -ПРЕСС ШКОЛА, 2011

Всего шесть - это «а», «о», «у», «и», «э», «ы». Они произносятся только при участии голоса, без участия шума. Могут образовывать слоги. Бывают ударными и безударными. Гласные звуки - ударные и безударные - имеют свои особенности и определенные роли в речевом процессе. Кроме того, от наличия или отсутствия ударения зависят многие нормы обозначения гласных на письме буквами.

Гласные буквы «е», «ю», «я», «ё» не являются отдельными звуками. Они представляют собой обозначение двух звуков. Например: я - йа, ю - йу и т. п. Также они наделены дополнительными функциями - обозначают мягкость в письме.

Ударные гласные звуки

Ударным называется выделяемый при произношении голосом. То есть тот, на который падает ударение. Такой звук всегда произносится более отчетливо. По сравнению с безударным он находится в более сильной позиции и играет смыслоразличительную роль. Как правило, написание букв, передающих ударные гласные, не вызывает трудностей.

Например, в словах маленький (ударение на первый слог), мирный (ударение на первый слог), далекий (ударение на второй слог) правописание ударных слогов ни у кого не вызовет сомнений. Здесь действует принцип «как слышится, так и пишется», а слышатся звуки отчетливо.

Ударные гласные звуки призваны выполнять функцию смыслоразличения. Для сравнения: мол, мал, мыл, мул - слова, которые мы различаем на слух благодаря тому, что в них пишутся разные гласные буквы.

Безударные гласные звуки - что это?

Безударными называются гласные, не выделяемые голосом. Они произносятся с гораздо меньшей силой и далеко не так энергично, как ударные. Находятся в слабой позиции, и написание передающих их букв зачастую вызывает трудности. Принцип «как слышим, так и пишем» в данном случае не подойдет, поскольку слышаться может совсем не то, что есть на самом деле.

Безударный гласный звукчастонаходится в измененном состоянии (состоянии редукции). И степень трансформации может зависеть от удаленности ударного гласного. Чем дальше - тем сильнее редукция. Например, в слове "колобок" ударным является последний звук «о» - в третьем слоге. Ближайший к нему «о» (во втором слоге) слышится еще более-менее отчетливо, а отдаленный (из первого слога) практически теряется при произношении. Его длительность в данном случае минимальна.

Относительно стойкими в этом отношении являются безударные гласные звуки «и», «ы», «у». На степень их трансформации удаленность от ударного почти не влияет (мумие, Буратино, мировая). Исключение может составлять только «и» в начале слова после твердого согласного, на который оканчивается предыдущее слово фразы. В таких случаях «и» превращается в «ы». Данная ситуация хорошо просматривается, например, в словосочетании «дым над избой».

Безударные гласные звуки в корнях. Правописание

Как уже отмечалось выше, передача на письме безударных гласных звуков нередко вызывает сложности. Особенно проблематично бывает понять, какой буквой следует обозначить безударный гласный звук в корне того или иного слова.

Правописание таких корней выделяется в особый раздел грамматики и детально изучается в филологии. Выбор верной буквы зависит от разных факторов: особенностей соседства с другими буквами, наличия или отсутствия рядом ударного слога, их происхождения и т. д.

Непроверяемые гласные в корнях

Самый сложный с точки зрения правописания случай - это безударные гласные звукив непроверяемых словах. Когда невозможно подобрать вариант с ударным корнем.

Правильные варианты в таких ситуациях остается только запомнить или всегда носить с собой словарь, в котором можно посмотреть правописание.

К словам, подпадающим под этот раздел, относятся, например: меридиан, винегрет, бетон, корвалол, ватрушка и другие. Многие из них имеют иностранное происхождение.

Проверяемые гласные в корнях слов

Буквы, обозначающие безударные гласные звуки в корнях, в большинстве случаев можно определить, подобрав где на корень падает ударение.

Например, изменив слово «трава» на «травушка», легко понять, какую букву следует писать в безударном корне. Еще варианты: гора - горный, вода - водный, дожди - дождь и так далее и тому подобное. Примеров в русском языке - великое множество.

Правописание корней в словах разного происхождения

Безударные гласные звуки в главных морфемах слов могут иметь разное буквенное выражение в зависимости от того, какое происхождение имеет данное конкретное слово.

Так, например, исконно русские слова часто отличаются полногласным написанием сочетаний -оро-, -оло-: молодой, огородить, оболочка. А их старославянские варианты имеют сокращенный вариант буквосочетания и трансформацию «о» в «а»: младенец, ограда, облако.

Чередование безударных «а» и «о» в корнях

Буквы, обозначающие безударные гласные звуки, могут чередоваться в корнях Один из вариантов чередования - «а» и «о». Разные корни имеют свои правила написания:

  • Например, независимо от того, какая буква будет писаться под ударением, в безударной позиции почти всегда имеем корни «гор», «клон», «твор», «зар» и «плав»: загорелся, поклониться, сотворить, озаренный, сплавлять. Но есть исключения: выгарки, пригарки, утварь, зоревать, пловчиха, пловец, плывун и т. д.
  • От согласного, замыкающего корень, зависят морфемы «раст», «ращ» и «рос». Буква «а» предшествует «ст» или «щ», тогда как перед «с» обычно бывает «о». Не вписываются в это правило: Ростислав, Ростов, ростовщик, росток, выросток и варианты, производные от них (ростовский, ростовщичество и т. д.), а также слово отрасль.
  • В морфемах «скоч» и «скак» перед буквой «ч» обычно бывает «о», а перед «к» - «а». Например: скакун, скакалка, выскочка, вскочить. Исключения составляют лишь слова вскачь, скачу, скачи и скачок.
  • Безударные гласные звуки в словах с корнями «лаг» и «лож» передаются на письме буквами, согласно следующему правилу: перед «г» употребляется «а», а перед «ж» - «о». Например: слагать, полагать, разлагается, сложение, положение, отложить. Исключение - полог.
  • На наличие или отсутствие суффикса «а» «ориентируются» такие корни, как «кас» и «кос». Если суффикс присутствует сразу за корнем, то будет «кас», а если нет, то получится «кос». Например: касается, касательно, коснулся, прикосновение.
  • Правописание корней с безударными гласными иногда зависит от их значения. Так, в случае с «мок» («моч») и «мак» первый вариант «работает», если речь идет о пропитывании жидкостью (промокашка, намочить), а второй - в случае, когда имеется в виду погружение в жидкость (макать, обмакивать).
  • Морфемы «равн» и «ровн» тоже «равняются» на значение слова. Если имеется в виду одинаковость, то пишется «а» (равный, уравнение), а если прямота и гладкость, то «о» (подровнять, выровнять). Исключения: ровесник, равнина, уровень, поровну.

Как чередуются «и» и «е»

Буквы безударных гласных звуков «и» и «е» тоже могут чередоваться в корнях слов.

Морфемы «бир» и «бер», «жиг» и «жег», «стил» и «стел», «блист» и «блест», «мир» и «мер», «тир» и «тер», «дир» и «дер», «пир» и «пер», «чит» и «чет» находятся в прямой зависимости от наличия суффикса «а». Если он есть по соседству с корнем, пишется «и», а если отсутствует - «е». Примеры: побираться - заберет; прижигание - выжегшая; расстилается - стелить; блистательная - блестящий; замирать - замереть; оттирать - оттереть; отдирать - отдерет; отпирать - отпереть; почитать - вычет. Исключения: чета, сочетание, сочетать.

Примечание:

  • Корни «мир» и «мер» могут чередоваться, только если означают процесс умирания. Если речь идет о мире (антониме войны), то в корне всегда будет «и» (мировая, помириться). А если морфема означает меру, то всегда пишется «е» (отмерять, мерило).
  • Корни «пир» и «пер» чередуются, только если означают процессы открывания, закрывания и выпирания (запереть, отпереть, выпереться). А если речь идет о слове «пир», обозначающем «праздник живота», то в корне всегда будет «и» (пировать).

Чередование буквы "а" ("я") с буквосочетанием "им" ("ин") в корнях

Буква "а" ("я") чередуется в корнях с буквосочетанием "им" ("ин") в корнях слов по такому правилу: если за корнем есть суффикс «а», то употребляется «им» или «ин». А если таковой отсутствует, то пишется «а» или «я». Например: принимать - принято, начинать - начато.

Гласные звуки - ударные и безударные - есть в каждом языке мира. И если с ударными, как правило, проблем не возникает, то безударные создают массу трудностей. С ними связано обычно огромное количество орфограмм. И правописание корней - только малая часть большого айсберга.

В русском языке 6 основных гласных звуков :
A О Э У Ы И

Они обозначаются на письме 10 буквами:
A Я О Ё Е Э У Ю Ы И

Употребление гласных в составе слова имеет в русском языке некоторые особенности:
Гласный [ы] в начале слов, как правило, не выступает; начальный [ы] возможен в редких заимствованных собственных существительных.
Звук [ы] употребляется только после твёрдых согласных.
Звук [и] употребляется только после мягких согласных.

Написание буквы и после ж, ш, ц (эти звуки всегда твёрдые) не определяется произношением: буквенные сочетания жи, ши, ци произносятся как [жы], [шы], [цы].

Гласный [ы] произносится на месте буквы и также в начале слова после предлога на твёрдый согласный (предлог при этом не имеет своего ударения и примыкает к последующему слову).

Гласный [э] употребляется в большинстве случаев после мягких согласных.

Но здесь есть отступления. Звук [э] сочетается с твёрдыми согласными:
после [ж], [ш], [ц];
в некоторых иноязычных словах;
в некоторых сложносокращённых словах.

Характерная особенность русского произношения – разное звучание гласных под ударением и без ударения.

Гласный в ударном положении находится в сильной позиции, то есть произносится наиболее отчётливо и с наибольшей силой. Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и менее отчётливо.

В безударном положении (в слабой позиции) все гласные звуки произносятся с меньшей силой, но одни из них сохраняют свои качественные характеристики, а другие – нет:

Не изменяют качества звучания в безударном положении гласные звуки [и], [ы], [у] (буквы и, ы, у, ю);

Исключение составляет звук [и]: в начале слова, если в потоке речи слово сливается с предшествующим словом, оканчивающимся на твёрдый согласный, на месте и звучит [ы];

Классификация гласных звуков

Гласные – тоновые звуки. При их образовании участвует музыкальный тоновый голос. Шум не учитывается. Различие гласных определяется разным укладом органов речи.

В СРЯ 6 гласных [а] [о] [э] [у] [ы] [и].

По месту образования

Учитывается различие между гласными, которые вызывают движение языка в горизонтальном направлении:

Гласные переднего ряда – при артикуляции язык сильно продвинут вперёд [и] [э]

Гласные среднего ряда – язык немного отодвинут назад [ы] [а]

Гласные заднего ряда [у] [о]

По степени подъема языка по вертикали по отношению к небу

Гласные верхнего подъема [и] [ы] [y]

Гласные среднего подъёма [э] [о]

Гласные нижнего подъёма [а]

Гласные верхнего подъёма по сравнению со средними будут закрытыми, или узкими, нижними – открытыми или широкими. Средние гласные по сравнению с нижними – закрытые, по сравнению с верхними открытые.

По участию или неучастию губ

Наличие или отсутствие лавиализации – вытягивание или округление губ.
лавиализованные [y] [o]
нелавиализованные (все остальные)

Деление на 3 ряда и подъем не отражает всего богатства СРЯ. В безударных слогах гл. произносятся с разной степенью редукции – изменение, сокращение гласных звуков в безударном положении. Безударные гласные произносятся менее явственно. Некоторые гласные не различаются.

Особенностью фонетической (звуковой) системы русского языка является неоднородное произношение ударных и безударных гласных. Они различаются по длительности: ударные гласные почти всегда длительнее безударных. Гласные в безударном положении подвергаются количественной редукции (т. е. произносятся короче). Различаются гласные также по «качеству», по характеру звучания: ударные гласные произносятся ясно, отчетливо; в безударном же положении некоторые гласные подвергаются качественной редукции, звучат менее полно и ясно. Качественная редукция безударных гласных зависит от места, которое.безударный гласный занимает в слове по отношению к ударному слогу, (ближе или дальше).

Так же к вашему вниманию упражнения

В русском языке гласных букв - 10, гласных звуков - 6. Гласные буквы: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я. Гласные звуки: [а] , [о] , [у] , [э] , [и] , [ы] . В школьной программе гласные звуки обозначаются на схемах красным цветом. В начальных классах объясняют: гласные буквы называются так, потому что они «голосят», произносятся «голосисто», согласные же буквы получили такое название, потому что они «согласуются» с гласными.

Схема 1. Гласные буквы и гласные звуки русского языка.

Ударные и безударные гласные звуки

Гласные звуки бывают:

  • ударными: сок [о] - лёд [’о], лес [’э] - мэр [э], бур [у] - люк [’у],
  • безударными: во да́ [а], су да́к [у], ле со́к [и].

Примечание. Правильно говорить «ударный слог» и «безударный слог». Вместо «ударение падает на гласную» говорить «ударение падает на слог с гласной». Однако в литературе встречаются формулировки «ударная гласная» и «безударная гласная».

Ударные гласные находятся в сильной позиции, они произносятся с большей силой и интонацией. Безударные гласные находятся в слабой позиции, они произносятся с меньшей силой и могут подвергаться изменению.

Примечание. Обозначение буквы е в слабой позиции отличается в различных школьных программах. Выше мы показали звук [и], в других школьных программах встречается обозначение [э], в институтской программе - [э и ] (э с призвуком и).

Схема 2. Деление гласных на ударные и безударные.

В русском языке есть сложносоставные слова с основным и второстепенным ударением. В них сильной интонацией мы выделяем основное ударение, слабой интонацией - второстепенное. Например, в слове пе́нобло́ки основное ударение падает на слог с буквой о, второстепенное - на слог с буквой е. При фонетическом разборе гласная с основным ударением является ударной, гласная с второстепенным ударением является безударной. Например: трёхство́рчатый, трёхле́тний.

Йотированные гласные звуки

Буквы я, ю, е, ё носят название йотированных и означают два звука в следующих позициях слова:

  1. в начале слова: ёлка [й"олка], Яна [й"ана], енот [й"инот];
  2. после гласного: заяц [зай"иц], баян [бай"ан];
  3. после ь или ъ: ручьи [руч"й"и], подъём [падй"ом].

Для ё и ударных гласных я, ю, е делается замена: я → [й’а], ю → [й’у], е → [й’э], ё → [й’о]. Для безударных гласных используется замена: я → [й"и], е → [й"и]. В некоторых школьных программах при составлении транскрипции слова и при фонетическом разборе вместо й пишут латинскую j.