Философия инь ян. Инь и ян в китайской культуре: А. Маслов. Инь и ян: хаос и порядок

Пожалуй, каждый из нас не раз видел незамысловатую картинку, на которой изображен круг, разделенный волнистой линией на две части – черную и белую. При этом каждая из них имеет внутри себя точку контрастного цвета – белую на черном фоне и черную на белом. Как известно она представляет собой известный китайский символ под названием Инь-Янь.

Значение символа Инь-Янь и история его появления

Никто точно не называет дату его появления, однако историкам наверняка известно, что примерно в 7 веке до н.э. о нем упоминали древнекитайские философы и последователи даосизма. Как тогда, так и сегодня он символизирует собой единение двух противоположных начал, взаимодополняющих друг друга (как дня не бывает без ночи, так ).

Основное значение символа Инь-Янь не изменилось с годами, однако в разные исторические периоды отождествлялось с самыми различными стихиями, материями и веществами. Так, согласно одной легенде, изначально черно-белый круг был нарисован по примеру горного склона, который днем освещается солнцем с одной стороны, а вечером – с другой и, соответственно, постоянно видоизменяет свой внешний вид.

В эпоху Чжоу ярким воплощением Ян стали называть небо, тогда как олицетворением Инь восточные мудрецы стали считать землю. Помимо этого считается, что Ян символизирует собой:

  • светлое, высокое и сухое (как например, горы и небеса),
  • активное,
  • мужское начало,
  • Солнце,
  • тело,
  • положительное,
  • твердое и непроницаемое,
  • свет и тепло,
  • нечетные цифры,
  • рациональный рассудок мужчины.

Инь же символизирует абсолютно иные понятия:

  • воды,
  • пассивное,
  • женское начало,
  • Луна,
  • душа,
  • отрицательное,
  • мягкое и уступчивое,
  • север,
  • тьма,
  • смерть,
  • четные числа,
  • интуитивный женский разум.

Продолжать данный список можно до бесконечности, однако смысл, наверное, уже понятен. Несмотря на столь радикальные противоположности последователи многих восточных учений, включая тот же фен-шуй, настоятельно не рекомендуют противопоставлять друг другу Инь и Янь, а воспринимать их как единое целое, неразделимую структуру, без которой наш мир и существование потеряют смысл.

Практическое применение символа Инь-Янь

Фен-шуй, как наука, стремится к тому, чтобы сбалансировать все потоки энергии, усилив положительные и ослабив негативные течения. Это напрямик касается нашей жизни, обустройства жилья, здоровья и взаимоотношений друг с другом. Из-за чего многие мастера фен-шуй предлагают использовать для устранения негатива специальные символы и знаки. Одним из таковых является Инь-Янь, который может продаваться в виде нательных украшений (как правило, кулонов) либо быть представленным в качестве картин, узоров на статуэтках и тому подобного.

Согласно фен-шуй, обладая подобным талисманом человек способен гармонизировать свою жизнь и добиться успеха во многих делах, однако для этого необходимо верить в его силу и приложить все усилия для того, чтобы организовать пространство вокруг себя должны образом. В первую очередь это касается дома.

Так, чтобы сбалансировать в собственном доме потоки пассивной и активной энергии важно помнить о том, что гостиная, кухня и рабочий кабинет – это те места, где должна преобладать энергия Янь. Для этого их необходимо окрашивать в яркие оттенки, разбавлять интерьер книгами, семейными фото и прочими талисманами фен-шуй, символизирующими собой активное начало, а также почаще включать в них живую музыку. Впрочем, для баланса дизайн указанных помещений стоит разбавлять элементами Инь – мягкими креслами, парочкой картин и декоративными предметами мягких глубоких оттенков.

Что же касается спальни (а также ванны), то здесь, безусловно, должна преобладать пассивная энергия Инь. Желая обеспечить ей плавное и беспрепятственное течение, отсюда необходимо убрать все яркие и откровенно агрессивные (в прямом и переносном смысле слова) предметы. В их число входят офисные принадлежности, телевизор, музыкальный центр, спортивные тренажеры и прочее. Вместо них, опять-таки для достижения гармонии в спальне разрешается использовать и прочие яркие мелочи.

Кроме того, не запрещается оформлять свой интерьер с помощью самого знака Инь-Янь. Он может быть частью эзотерических предметов, либо быть непосредственно нанесенным на стены, мебель и прочие окружающие предметы. Вот как это может выглядеть:

Конечно, вышеприведенные советы лишь отчасти отображают основные принципы гармонизации окружающего пространства. Ведь для достижения полного баланса помимо этого нужно следить за своим здоровьем и внутренним душевным состоянием, не бросаться из крайности в крайности и размеренный образ жизни, где присутствуют, как активные, так и пассивные периоды деятельности.

Нужно сразу оговориться, что искомый древнекитайский символ имеет лишь два действительно верных транскрибированных названия – «Инь-Ян» (с традиционного китайского) и «Ин-Ё» (с пиньинь). Фактически название «Инь-Янь» является некорректным, тем не менее, ввиду того, что формулировка «знак Инь-Янь» является общераспространенной в бытовой и разговорной практике, в данной статье мы будем использовать ее наряду с правильным вариантом.

Итак, каково значение знака Инь-Янь и как он вообще появился? В разрезе данного вопроса необходимо понимать, что объективно мы не знаем, откуда возник знак Инь-Янь (фото символа представлено ниже). Исторически китайский знак Инь-Янь был заимствован даосскими натурфилософами от буддистов предположительно в I-III веках нашей эры. Данная концепция выдвигается рядом современных исследователей, в частности – отечественным востоковедом А.А. Масловым.

Тем не менее, как выглядит знак Инь-Янь мы узнаем из легендарной «Книги Перемен» (там же он впервые упоминается), которая по легенде была создана буддийским монахом Ицзином и позже адаптирована древнекитайскими мистиками под собственное традиционное мировоззрение. Во II веке до нашей эры «Книга Перемен» (более точное название – «Канон Перемен») была воспринята конфуцианской традицией и знак Инь-Янь стал чуть ли не философско-эзотерическим базисом учения Конфуция. Позже, когда даосизм оформился в устоявшуюся философскую систему, символ Инь-Ян стал одним из ключевых элементов в понимании принципов Дао.


Именно поэтому сегодня, когда мы задаем вопрос, что обозначает знак Инь-Янь, на ум приходят исключительно даосские концепции. Это тоже справедливо, хотя не стоит забывать, что истоки знака – в буддизме. С другой стороны, даосизм и конфуцианство во многих эстетических и философских аспектах крайне близки традиционному китайскому буддизму и в большинстве случаев значение знака Инь-Янь (картинки символа представлены ниже) идентично трактуется в рамках различных мировоззренческих систем.

Что значит знак Инь-Янь: символизм и философская семантика

Чтобы понять, что означает символ Инь-Янь, нет необходимости глубоко погружаться в концептуальные основы даосизма. Ведь базис этой системы достаточно прост, и в этом – его ключевая особенность. Итак, символ Инь-Ян представляет собой модель мироздания, которая воплощает в себе сущность всех процессов, происходящих вокруг человека и внутри него. Это диалектический принцип единства и борьбы противоположностей, извечное противостояние светлого и темного начал, которые существуют лишь взаимно и гибнут в отсутствие одного из элементов.


Черно белый знак Инь-Янь олицетворяет принцип постоянных перемен, но это не хаотичность, а последовательная смена состояний – синусоида, где за периодом спада всегда следует период «взлета». Это постоянный переход от статичного принципа к динамичному и обратно. Значение знака Инь-Янь традиционно обозначает союз двух начал, двух принципов – мужского (Ян) и женского (Инь). Ян – это огонь, действие, развитие, апофеоз светлого, творческого начала. Инь – это вода, потенциал, состояние покоя (иногда – застой), темная (условно негативная), холодная ипостась чего-либо.

Китайский знак Инь-Янь в разрезе даосской традиции учит тому, что прогресс достижим лишь при равноценном союзе двух противоборствующих начал. Цель существования – абсолютное равенство всех векторов, гармония с собой и окружающим миром. И в такой борьбе (будь то нравственная борьба внутри человека или военный конфликт двух государств) не может быть победителя, если в итоге силы не уравниваются. Фактически знак Инь-Ян говорит о том, что никакой борьбы нет вовсе, все происходящее – естественный и независимый процесс, потому что любая система стремится к балансу. Пустота всегда чем-то заполняется, а там, где пустоты нет, нет и необходимости в воспроизводстве чего-либо, это приводит к деградации системы.

Грубому не хватает мягкости, я утонченному – жесткости в принятии решений. Воин должен быть еще и мудрым стратегом, а философ должен уметь постоять за себя и за то, что ему дорого. Символ Инь-Ян указывает на необходимость восполнения недостатков личности посредством устранения «пробелов» в аспекте навыков, духовного, физического и эмоционального развития. Это касается как самого человека, так и любого другого объекта во Вселенной.

Что значит знак Инь-Янь: практические аспекты

Китайская система У-син, которая лежит в основе большинства восточных гадательных систем и боевых искусств, а также является концептуальным базисом для всем известной системы Фэн-шуй, основана на символизме Инь-Ян. Все первостихии (вода, огонь, дерево, металл и земля) воплощают в себе двойственную структуру Инь-Ян. Вода тушит огонь, металл разрушает дерево и так далее. В тоже время черно белый знак Инь-Янь и его принцип имеют здесь созидательный аспект: вода дает жизнь дереву, дерево дает пищу огню и далее по аналогии.

Также, отвечая на вопрос, что значит символ Инь-Янь, стоит обратить внимание на то, что концептуальный дуализм лежит в основе традиционной китайской медицины. В первую очередь, это принципы ограничений и допущений. В качестве наглядного примера можно привести Цзоюцзы, это концепция действий, предписанных только что родившей женщине. Это запрет выходить из дома, находиться на сквозняке, заниматься шитьем. Нужно принимать пищу согласно четко проработанной диете, не говорить определенных слов, не выполнять целый ряд предписанных обычаем действий. То есть, как мы видим, в основе данной ритуальной системы – философия черно белого знака Инь-Янь, двойственный аспект «возможности-ограничения», который определяет гармоничное (в данном случае – здоровое) состояние.

Значение символа Инь-Янь находит аналогичное отражение во многих других культурах и концепциях. Это Иахин и Воаз, а также Ор и Кли в каббале. Это Эрос и Танатос в древнегреческой концепции мироустройства. Это Анима и Анимус в философской системе К. Юнга. Это Явь и Навь в ведической традиции древних славян. Иными словами, концепция Инь-Ян универсальна для многих (если не для всех) религиозно-этических традиций. При этом знак Инь-Янь имеет и сугубо специфические черты, о которых подробно (и довольно просто) говорится в трактате Ней-цзин.

P.S. Тату Инь-Янь достаточно популярно в современном обществе. Однако нужно понимать, что нет никаких данных о том, что в древнекитайской традиции тату Инь-Янь могло быть нормой. Более того, во всех религиозно-этических традициях мира нанесение татуировок на тело без веской (действительно значимой!) причины считается нецелесообразным и даже опасным для человека. Именно поэтому тату Инь-Янь делается лишь на свой страх и риск, у данного действия нет и не может быть исторической, культурной или религиозной подоплеки

Символ Инь Янь пришел к нам из древней китайской философии. Он означает единство противоположностей, темного и светлого, мужского и женского начал. Толкования и даже название этого знака менялись на протяжении столетий, в разных философских школах ему приписывали новые способности.

Как выглядит символ

Схема символа простая. Главным элементом является круг. Это знак бесконечности или вечного существования нашего мира. Посредине круга идет волнистая линия, которая разделяет его на 2 симметричные и равные половины. Цвета у них контрастные: черный и белый. Именно они символизируют 2 противоположности, которые взаимодействуют между собой, создавая единое целое.

Непосредственно знаки Инь и Ян напоминают двух рыбок. С одного конца они заужены, а с другого расширены. На расширенной части есть «глаз» противоположенного цвета. Согласно одной трактовке, это означает, что Инь видит мир глазами Янь и наоборот. По другим объяснениям, в каждом знаке есть зародыш противоположенного. Символы влияют друг на друга.

Фигуры не статичные, они постоянно двигаются по кругу. Сначала белое поле находится на пике, а черное отступает, затем чёрное возносится, а белое опускается. Изначально это изображение показывало гору, один склон которой освещен солнцем, а другой находится в тени. Небесное светило движется, и свет перемещается с одной стороны холма на другую.

Встречаются и более древние рисунки этого знака. Они состоят из нескольких кругов, наполовину черных, наполовину белых. Центральный круг абсолютно белый. Также встречаются изображения, где «глаза» двух противоположенных стихий соприкасаются в центральной части.

Известный всем нам символ появился в эпоху Чжоу Дуньи, когда в моду начало входить неоконфуцианство. Иногда на амулетах пишут иероглифы, обозначающие «Инь» и «Янь»

Философское значение символа

Знак Инь Янь - это целая философия, которая в Китае определят мировоззрение местных жителей. На ней основана власть, взаимоотношения в обществе и семье, религия. Система насчитывает уже несколько тысячелетий. Согласно легенде, она вечна.

Немного истории

Первые упоминания о загадочном знаке находят в трактате «Книга перемен» или «И-цзин», который был написан в VII веке до н. э. Некоторые исследователи возводят его корни к индуизму и буддизму, откуда китайцы взяли идею 3 мандал. Согласно древним учениям, Инь и Янь символизируют мироздание, космос и главный закон единства противоположностей. Они взаимодействуют между собой, порождая могущественную энергию Ци.

Китайцы представляли, что до сотворения мира вокруг был Хаос, наполненный энергией Ци. Затем Земля и Небо были разделены. Этот момент и запечатлен на двухцветной эмблеме. Но в сущности она является трехчленной, ведь между Землей и Небом стоит человек, который является центром мироздания и соединяет в себе две противоположенные сущности. От взаимодействия 3 сил: Земли, Неба и человека - возник весь окружающий мир.

Символ отразился и в 2 основных китайских философско-религиозных системах. Конфуцианство ассоциируется с мужским началом Янь. Это рациональная система, которая стремится улучшить мир через знания, традицию, твердые убеждения. Даосизм - мистическая религия, основанная на интуиции и чувствах. Она является воплощением женского начала.

Философские системы

Первоначально символ был тесно связан с физическим миром, в японском учении до сих пор остается такая концепция. Затем китайская философия пошла по пути метафизического понимания единства противоположностей.

Тесно связаны с физическим миром 5 традиционных стихий:

  • Огонь;
  • Дерево;
  • Земля;
  • Металл;
  • Вода.

Первые две считаются стихиями Янь. Огонь располагается в центре белой части круга, дерево - в хвосте Янь. Металл расположен в хвосте Инь, а Вода - на вершине черной половины круга. Центральная разделяющая линия имеет обозначение Земли, объединяющей все стихии в единое целое. Иногда 5 стихий размещают на вершинах пентаграммы.

С метафизической точки зрения 2 символа означают противоположенные стихии и понятия. Чаще всего слышно, что Янь - это мужское начало, а Инь - женское. Но понятия эти более глубокие. Янь означает:

  • свет, Солнце, тепло, юг;
  • гору, Небеса, высоту;
  • активное мужское начало;
  • твердость, камень, непроницаемость, силу;
  • рациональное мышление;
  • нечетные, положительные числа;
  • животное Дракон.

Символ Инь имеет другие, противоположенные значения:

  • темнота, Луна, холод;
  • долина, вода, Земля;
  • пассивное женское начало;
  • мягкость, уступчивость, слабость и покорность;
  • интуиция, душа, мистика;
  • четные, отрицательные числа;
  • животное Тигр.

Иногда этим двум началам приписывают моральные категории: добро и зло, честь и подлость. Но такой расшифровки следует остерегаться. В Китае и Японии Инь и Янь - это не положительные и отрицательные качества человека или общества. Всем нам нужны свет и тьма, холод и тепло, интуитивное и рациональное мышление. Эти явления дополняют друг друга и создают гармонию в мире, потому моральных оценок им не дают.

Символы в фэн-шуй

Знак Инь Янь имеет значение и в фэн-шуй, ведь это старинная система обустройства пространства дома, которая родилась в Китае. Основная цель использования символа - достичь гармонии в жилище, обеспечить всем обитателем идеальный баланс между покоем и активностью, отдыхом и работой, построить хорошие отношения друг с другом.

Обе энергии во всех помещениях дома должны быть сбалансированными. Плохо, если одна из них сильно подавляет другую. Но некоторый перевес в определенных зонах стоит обеспечить. Энергия Янь наполняет места, где люди работают, общаются. Ее сила важна для рабочего кабинета, гостиной, кухни. Акцент на этом начале делают в офисах, на производстве. Инь присутствует в зонах отдыха: спальне, ванной. Женское начало усиливают в таких общественных местах, как гостиницы, курортные отели, сауны, спа-салоны.

Как активизировать 2 энергии в доме? Мужское активное начало обозначает:

  • Светлая отделка стен, мебели, кроме чистого белого цвета.
  • Яркие картины в теплых тонах (красные, желтые, салатовые).
  • Активная вода: журчащие фонтаны, аквариумы, изображение водопада.
  • Часы, музыкальные центры.
  • Фото близких, занимающихся спортом и другими активными вещами.

В зоне отдыха должна преобладать энергия Инь. Вот ее символы:

  • Отделка в мягких холодных тонах: синем, голубом, сером.
  • Картины, изображающие горы, долины, пустыню, спокойное озеро, ночной пейзаж.
  • Мягкая мебель с плавными линиями, без острых углов.
  • Приглушенный свет.

При выборе места для строительства дома также учитывают взаимодействие 2 энергий. Инь преобладает возле леса, спокойного озера или пруда, кладбища, больницы. Янь - на открытом пространстве, рядом с горами, возвышенностями, офисными и торговыми центрами, заводами, фабриками, горными реками.

Если дом стоит на территории с пассивной энергетикой, его обитателей ждут неудачи, печаль, депрессия. При слишком активных воздействиях трудно будет найти покой. Между членами семьи часто возникают ссоры, непонимание, потому советуют выбирать место, где присутствуют обе энергии в равном количестве.

Талисманы Инь Янь

Амулет с изображением Инь и Янь помогает найти гармонию в жизни. Он уравновешивает обе энергии и сущности. В каждом человеке есть и мужские, и женские черты, которые символизирует талисман. Они выражены по-разному, независимо от пола. Если носить украшение с изображением китайского символа, оно будет усиливать слабые и подавлять слишком сильные черты характера.

Талисман делают своими руками, покупают или получают в подарок. Путь получения не имеет значения. Перед тем как надевать, его настраивают на владельца. Амулет кладут в чистую родниковую воду или соль, держат там на протяжении суток. Только после этого он становится настоящим оберегом для своего хозяина.

Также рекомендуют свои способы активации для каждого знака Зодиака. Представителям стихи огня (Овен, Лев, Стрелец) необходимо семь раз пронести талисман над пламенем свечи. Для земных знаков (Телец, Дева, Козерог) подойдет земля: амулет опускают в цветочный горшок или прикапывают в саду на 7 часов. Воздушным знакам (Близнецы, Весы, Водолей) рекомендуют 7 раз обкурить украшение благовониями. Водным (Рак, Скорпион, Рыбы) - 7 раз опустить в сосуд с водой.

Большой силой обладает кулончик, медальон или подвеска, которая располагается ближе к сердцу и энергетическому центру тела. Она оказывает мощное влияние на физическое и духовное состояние человека. Женщинам подходят серьги, а мужчинам - запонки. Кольцо или перстень - не самый удачный вариант. Такое украшение носят на пальце одной руки, что создает дисбаланс. Браслет действует похоже, но можно надеть их 2: на левую руку и правую ногу или на обе руки.

Специалисты по фэн-шуй советуют поставить фигурку, монету или брелок с изображением Инь Янь в центр квартиры, чтобы сбалансировать энергетику дома. Она защитит всех обитателей от крайностей в поступках, излишней активности и праздной неги. Отношения в семье наладятся, появится возможность решить сложные вопросы.

Рекомендуют одевать кулон из золота с символом Инь Ян новорожденному ребенку и его матери на шею. Тогда связь между ними усилится, а малыш вырастет спокойным и самодостаточным. Влюбленные тоже часто носят похожее украшение, разламывая его на 2 половинки. Это неудачное решение: знак не стоит разделять. Если паре так нравится, мужчине лучше носить женский символ, а женщине - мужской. Так у двоих половинок одного целого улучшится взаимопонимание.

Инь Янь и наша жизнь

В нашей жизни одни события сменяют другие, мы движемся от рождения к смерти, через целую серию преображений. Чтобы достичь гармонии в отношениях с другими людьми и самим собой, надо принимать как должное все, что с случается, стараться впускать к себе разносторонние вещи и знания. Например, мы не можем обойтись в своем рационе без холодной и горячей пищи, растительных и животных продуктов, потому монодиеты нарушают внутренний баланс и вредят здоровью.

Для достижения благополучия нужно много работать и быть активным. Но постоянная спешка, стремление к успеху истощает силы. действительно удачливые люди умеют правильно распределить свое время, уделять минуты для отдыха. Чем больше мы работаем, тем больше времени следует оставлять для себя, семьи, общения с природой и высшими силами. Стремиться советуют к простой гармоничной жизни, а не к излишествам.

Если жить по принципу Инь и Янь, всегда носить с собой амулет, легко сделать свою жизнь счастливой. Нельзя слишком сильно увлекаться даже хорошими вещами. Запрещено допускать в свое сердце гнев и злость. Советуют находить компромисс в любой ситуации и смотреть на проблемы глазами оппонента. Мужчине и женщине нельзя забывать, что в них есть оба начала, а значит, взаимопонимания достичь не так уж и трудно.

Скрытый смысл инь и ян

Что означает знак инь янь

Легенда о Инь Янь

Заключение

Людям западной культуры не всегда легко понять и принять китайскую философию. Для многих восточная символика выглядит, как экзотическая сказка. Но в последние десятилетия на Западе начали увлекаться этой древней философской и религиозной системой. В ней находят сотни способов для духовного роста и саморазвития, улучшения качества жизни. Чтобы постичь весь смысл и тонкости Востока, его изучению посвящают не один год.

Эта статья - о взаимодействии крайних противоположностей. О группе см. Инь-Ян; о пьесе см. Инь и Ян. У этого термина существуют и другие значения, см. Инь. У этого термина существуют и другие значения, см. Ян.

Инь и ян yīn yáng ; яп. 陰陽 In yō, ин-ё ) - этап исходного космогенеза в представлении китайской философии, приобретение наибольшим разделением двух противоположных свойств. Графически обозначется появлением у двух противоположностей двух разных цветов - светлого и тёмного.

Происхождение

По словам известного российского востоковеда, доктора исторических наук Алексея Маслова символизм инь-ян возможно был заимствован даосами от буддистов в I-III вв.: «их привлекала буддийская рисованная символика - и в даосизме появилась своя „мандала“: знаменитые черно-белые „рыбки“ инь и ян».

Философская концепция

Исторический обзор

В «Книге перемен» («И цзин») ян и инь служили для выражения светлого и тёмного, твёрдого и мягкого. В процессе развития китайской философии ян и инь инь-ян инь-ян инь-ян

ё ) и Мидзу (вода, ин ).

ян и инь инь ян

Смысл концепции

Являясь основной (фундаментальной) моделью всего сущего, концепция инь-ян раскрывает два положения, объясняющих природу Дао. Во-первых, всё постоянно меняется. И, во-вторых, противоположности взаимодополняют друг друга (не может быть чёрного без белого, и наоборот). Целью человеческого существования, таким образом, является баланс и гармония противоположностей. Не может быть никакой «окончательной победы», ибо нет ничего окончательного, нет конца как такового.

См. также: Космогенез в китайской философии

Основная статья: У-син

у-син вань у

Инь и ян в традиционной китайской медицине

Учение об инь и ян инь и ян источник не указан 1641 день ]

Одним из примеров применения концепции инь-ян в китайской медицине является система ограничений, накладываемых на недавно родившую женщину.

  • Анима и анимус - термины, введённые в психологию Юнгом. Женское и мужское начала.
  • Альгиз и Ир (сын Актора) - в Младшем Футарке руны, символизирующие защиту и смерть, мужское и женское, верхние и нижние миры.

Инь и ян это:

Инь и ян Эта статья - о взаимодействии крайних противоположностей. О группе см. Инь-Ян; о пьесе см. Инь и Ян. У этого термина существуют и другие значения, см. Инь. У этого термина существуют и другие значения, см. Ян. Даосская монада, изображающая концепцию Инь-ян

Инь и ян (кит. трад. 陰陽, упр. 阴阳, пиньинь: yīn yáng ; яп. ин-ё ) - одна из основных концепций древнекитайской натурфилософии.

Учение об инь и ян составляет одну из теоретических основ традиционной китайской медицины. Все явления окружающего мира, включая человека и природу, интерпретируются китайской медициной как взаимодействие между двумя началами инь и ян , представляющими собой различные аспекты единой действительности.[неавторитетный источник? 549 дней ]

Философская концепция

В «Книге перемен» («И цзин») ян и инь служили для выражения светлого и тёмного, твёрдого и мягкого, мужского и женского начал в природе. В процессе развития китайской философии ян и инь все более символизировали взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного, четного и нечетного и т. д. Исключительно абстрактное значение инь-ян получили в спекулятивных схемах неоконфуцианства, особенно в учении о «ли» (кит. 禮) - абсолютном законе. Концепция о взаимодействии полярных сил инь-ян , которые рассматриваются как основные космические силы движения, как первопричины постоянной изменчивости в природе, составляет главное содержание большинства диалектических схем китайских философов. Учение о дуализме сил инь-ян - непременный элемент диалектических построений в китайской философии. В V-III вв. до н. э. в древнем Китае существовала философская школа инь ян цзя. Представления об инь-ян нашли также разнообразное применение в разработке теоретических основ китайской медицины, химии, музыки и т. д.

Открытый в Китае несколько тысячелетий назад, этот принцип первоначально базировался на физическом мышлении. Однако по мере развития он стал более метафизическим понятием. В японской же философии сохранился физический подход, поэтому деление объектов по инь и ян свойствам у китайцев и японцев различаются. В новояпонской религии оомото-кё это понятия божественных Идзу (огонь, ё ) и Мидзу (вода, ин ).

Единая изначальная материя тайцзи порождает две противоположные субстанции - ян и инь , которые едины и неделимы. Первоначально «инь» означало «северный, теневой», а «ян» - «южный, солнечный склон горы». Позднее инь воспринималось как негативное, холодное, темное и женское, а ян - как позитивное, светлое, теплое и мужское начало.

В трактате «Ней-цзин» по этому поводу говорится:

Чистая субстанция ян претворяется в небе; мутная субстанция инь претворяется в земле… Небо - это субстанция ян, а земля - это субстанция инь. Солнце - это субстанция ян, а Луна - это субстанция инь… Субстанция инь - это покой, а субстанция ян - это подвижность. Субстанция ян рождает, а субстанция инь взращивает. Субстанция ян трансформирует дыхание-ци, а субстанция инь формирует телесную форму.

Пять стихий как порождение Инь и Ян

Основная статья: У-син Пять стихий и три круга: зелеными стрелками обозначен круг порождения, красными - круг преодоления, синими - круг контроля (погашения)

Взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий (первоэлементов) - у-син : воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира - «десять тысяч вещей» - вань у , включая человека. Пять стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении (вода порождает дерево, дерево - огонь, огонь - землю, земля - металл, а металл - воду) и взаимном преодолении (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево - землю, а земля засыпает воду).

Аналогичные понятия в других учениях

  • Пуруша и Пракрити - фундаментальные понятия индуизма. Мужское и женское начала.
  • Анима и анимус - термины, введённый в психологию Юнгом. Мужское и женское начала.
  • Ор и кли (свет и сосуд) в каббале - две стороны одного действия, корень которого - взаимодействие Творца и творения.

См. также

  • Китайский гороскоп

Примечания

  1. К.Шнорренбергер Учебник китайской медицины для западных врачей - М: «Balbe», 2003.
  2. Сиро Мацуоки Начало Инь и Ян//Прикладная макробиотика.

Литература

  • Мартыненко Н. П. Предпосылки возникновения концепции «инь-ян» в китайской культуре //Arbor mundi. Мировое дерево. Международный журнал по теории и истории мировой культуры. М., 2006. Вып. 12. С.46-69.
  • Марков Л. Система дуальных противоположностей Инь - Ян в сравнительном освещении.// Восток. М., 2003. № 5. С. 17-31.
  • Дёмин Р. Н. Школа инь ян // Культуры в диалоге. Вып. 1. - Екатеринбург, 1992. С. 209-221.ISBN 5-7525-0162-8
  • Зинин С. А. Пять элементов и концепция инь ян // Количественные методы в изучении истории стран Востока. М., 1986. С.12-17.
Категории:
  • Философия Китая
  • Символы
  • Ицзин
  • Понятия даосизма
  • Аналитическая психология
  • Китайская мифология
  • Философия даосизма
  • Дуализм

Символ Инь и Янь – реальная помощь человеку.

Понятия Инь-Янь пришли к нам из Китая – то есть, с Востока. Ведь и западная, и восточная цивилизации испокон века соприкасались, дополняя друга. Но, к сожалению, не все понимают, что означает китайский символ Инь-Янь. И, тем более, многие не знают, как можно использовать учение о символе в своей жизни.

Энергия «ци» и определяющие параметры её развития

Чтобы понять, что может значить знак инь янь, следует обратиться к знаменитой «Книге перемен» - древнекитайскому трактату «И-цзин». Космогонический смысл, то есть, относящийся к мирозданию, лежит в основе знаков Инь и Янь. Понимание значения этого древнего символа – это понимание главного закона единства и борьбы противоположных начал.

Именно этот закон был ключевым в основе диалектического материализма, который изучали советские студенты не так давно! Значит, открыт он был вовсе не в наше время, а много раньше – где-то в 7 веке до нашей эры китайскими философами.

Древнекитайские мудрецы трактовали Инь-Янь как символ единства целого, как противоположные части его, взаимодействующие между собой, взаимопереходящие друг в друга, составляющие вместе общую, сильнейшую энергию «ци». Эта неразрывная связь частей определяет развитие энергии «ци».

Как выглядит знаменитый китайский символ

Что же, всё-таки, означает знак Инь-Янь? Каждый, рассматривая этот символ, выделяет его основные черты характерные черты:

  1. Компоненты символа, Инь и Янь, заключены в замкнутый круг, что означает бесконечность всего сущего на Земле.
  2. Равное разделение круга на две половинки, окрашенные в противоположные цвета (белый и чёрный) подчёркивают равнозначность Инь и Янь, их противоположность.
  3. Разделение круга не прямой линией, а волнистой, создаёт как бы проникновение одной противоположности в другую, их взаимное влияние одного знака на другой. Ведь увеличь один знак – другой без сомнения будет уменьшен.
  4. Влияние одного знака на другой подчёркивается также симметричным расположением точек – «глаз» - противоположного цвета, то есть, цвета «противника». Это означает, что знак Инь «глядит на мир глазами» знака Янь, а знак Янь воспринимает жизнь «глазами» знака Инь.

То есть, мир создан из противоположностей, которые в сочетании могут составлять единое целое. В единстве ли, дружбе и согласии, находятся эти начала, в борьбе ли они находят консенсус – только неразрывное взаимодействие их несёт развитие.

История символа

Предполагается, что первоначальное значение символа с изображением Янь и Инь восходит к имитации горы: одна сторона освещена, а друга затенена. Но так не может продолжаться вечно: через какой-то период стороны поменяются освещённостью.

Например, существуют такие «расшифровки»:

  • земля – небо,
  • верх – низ,
  • тёплое – холодное,
  • мужское – женское,
  • доброе – злое,
  • хорошее – плохое,
  • вредное - полезное,
  • светлое - темное,
  • активное - пассивное

Кое-что в этих трактовках имеет определённый смысл. Но вот придавать символу этическое значение большинство учёных не рекомендует. Ведь символ имеет в виду космогонические природные противоположности, но никак не нравственные. Поэтому не стоит говорить о борьбе и единстве хорошего, доброго и полезного с одной стороны и плохого, злого и вредного – с другой.

Оберег с китайским символом Инь-Янь

Обереги и амулеты помогают людям, энергетически подпитывая их, защищая от всего злого. Одним из сильнейших амулетов считается тот, в котором присутствует символ Инь-Янь. Но важным условием помощи любого оберега является такой факт: хранитель (в данном случае амулет, талисман или оберег) должен быть «настроен» на того, кто им пользуется. В противном случае такой оберег может представлять угрозу, равноценную силе ожидаемой помощи.

Знак китайского символа Инь-Янь несёт в себе вселенские, непрерывно и вечно переходящие друг в друга силы. Он также значит активные начала, у которых знаку Янь соответствуют дерево и огонь, а знаку Инь – металл и вода. Земля является в этом учении нейтральной.

Кроме того следует учитывать, что знак Янь несёт значение светлого, активного, мужского, доминирующего. А знак Инь заключает в себе значение тёмного, тайного, женского, спокойного. Однако, помня о единстве противоположностей, даже одного, конкретно взятого, человека нельзя причислять к той или иной категории. В каждом из нас присутствует как сила Инь, так и силы Янь. И чем в большем равновесии находятся эти силы, тем успешнее личность.

Именно оберег с символом Инь-Янь помогает уравновешивать две противоположные энергии, подавляя доминирующую и усиливая слабую.

Амулет дарит носителю энергетическое равновесие, помогает найти вторую половинку, достичь успеха и гармонии. Ведь символ Инь-Янь несёт значение не только борьбы и единства, непрекращающегося движения и активной энергии, но и гармонии, красоты.

Силы Инь и Янь в обычной жизни

По большому счёту, повсюду присутствует борьба и единство Инь и Янь. Кому не ясно, что означает данное утверждения, следует вдуматься. Вот наше питание. Оно состоит из тёплой пищи и холодной, сладкой и горькой, белковой и растительной. И любые диеты, ограничивающие человека, например, только сырыми продуктами или только вегетарианскими блюдами, нарушают баланс, закрывают путь развития энергии «Ци».

Говоря о Инь и Янь, отмечают, что значение символа в плавном переходе одного знака в другой. Поэтому и в жилище человека оба направления должны плавно переходить один в другой. Иначе душевное состояние индивидуума подвергается сильному напряжению, что вовсе не способствует ни достижению своих целей и успеха в жизни, ни улучшению его здоровья. Исключение составляют учреждения – там доминирует начало Инь либо Янь в чистом виде. В жилище же, которое должно помогать набираться энергии, отдыхать, получать удовольствие и наслаждаться гармонией, необходимо присутствие обоих начал.

Что означает символ «Инь-Ян»?

С одной стороны, древнекитайскому символу «Инь-Ян» повезло гораздо больше, чем свастике. В его графическом выражении уже был заложен определенный смысл. Сами понятия «Инь» и «Ян» с момента своего возникновения тотчас попали в руки китайских философов, поэтому их значение не столько принципиально менялось с течением времени, сколько расширялось и углублялось.

Однако на Западе изящество и экзотическое очарование этого кружка, разделенного волнообразной линией на черно-белые стороны (с вкраплением на каждой стороне маленьких точек противоположного цвета) приобрело такую популярность, что символ был растиражирован не хуже, чем знаменитая улыбка Моны Лизы. «Инь-Ян» лепят на майки, его можно заметить среди обильной бижутерии чернокожих рэпперов, без него не обходится практически ни одна книга о восточных единоборствах. В результате смысл знака упрощается, искажается, а чаще всего – полностью нивелируется.

Поэтому нам придется вернуться к исходной точке – в Древний Китай времен создания знаменитого трактата «И-цзин» («Книга Перемен»). Именно в этом «пособии по гаданию» понятиям «Инь» и «Ян» был впервые придан серьезный космогонический смысл, как двум противоположным началам мироздания. Те, кто еще получал советское образование, наверное помнят один из трех основных законов диалектического материализма – закон единства и борьбы противоположностей. Интуиция китайских мудрецов, по сути, открыла этот закон еще в XII веке до н.э.

Считается, что сперва слова «Инь» и «Ян» означали просто «теневой» и «освещенный» склоны горы. Если это так, то трансформация этих понятий была весьма логична – ведь по-разному освещенная гора не перестает быть единой цельной горой, к тому же освещение – процесс не статичный и способен к изменению. Китайские философы фактически с самого начала дали понять, что все противоположности не только части единого целого, не только части взаимосвязанные, но и части взаимодействующие, взаимопереходящие. Чаще всего их трактовали как разные проявления сути мира – энергии «ци», по сути, и определяющие его развитие.

Подтверждений этому вокруг было предостаточно: зима сменялась летом, семена возвращались в почву, племена и государства распадались и собирались. В «И-цзин» и была сделана попытка установить причины и ход этого мирового циклического движения. Для этого «Ян» обозначали сплошной, «Инь» – прерывистой линией. Затем они собирались во всевозможные тройные сочетания – триграммы.

Первые восемь триграмм открыл легендарный император Фу-си (правил 2852-2737 гг. до н.э.). Считается, что на эту мысль его натолкнули трещины на панцире черепахи. За каждой из триграмм было закреплено определенное значение.

Сын Фу-си – Цзи-Чану, пытаясь охватить все разнообразие мирового процесса, сдвоил триграммы отца. В результате получилось 64 гексаграммы, гадая на которых, старались определить тенденции «нынешнего момента» и действовать исходя из этого знания.

Постепенно значения двух противоположностей расширялись и вскоре охватили почти все основополагающие понятия. На схеме приведены некоторые из них.

Несмотря на то, что оба противоположных начала практически изначально мыслились как равные, китайские школы нередко отдавали предпочтение одному из них в ущерб другому. Так, конфуцианцы, помешанные на иерархии всего сущего, особо привечали «Ян», считая светлое небесное активное начало «благородным», на которое стоит равняться (в отличие от презренного «Инь», хотя… куда уж без него?).

Даосы, как бы в пику нелюбимым ими конфуцианцам, напротив, более привечали стихию «Инь» – пассивную, пустую, мягкую, водную.

Лао-цзы «Дао дэ цзин», гл. 76, 78:

«Человек при своем рождении нежен и слаб, а при наступлении смерти тверд и крепок. Все существа и растения при рождении нежные и слабые, а при гибели сухие и гнилые. Твердое и крепкое – это то, что погибает, а нежное и слабое – это то, что начинает жить. Поэтому могущественное войско не побеждает и крепкое дерево гибнет. Сильное и могущественное не имеют того преимущества, какое имеют нежное и слабое.

…Вода – это самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного.

Слабые побеждают сильных, мягкое преодолевает твердое. Это знают все, но люди не могут это осуществлять».

Основанные дзэн-буддистами (оригинальное сочетание буддизма и даосизма) боевые искусства были самым ярким подтверждением того, как можно грамотно и гармонично использовать стихию «Инь». Вспомним хотя бы айкидо, принцип которого – «Победа над агрессором – дело рук… самого агрессора».

Основатель даосизма Лао-цзы считал, что гармония между первоначалами не постоянна, равновесие периодически нарушается и восстанавливается. А философ Ван Чун считал, что именно во время нарушения гармонии «Инь-Ян» в природе появляются всяческие противоестественные создания – призраки, драконы, ядовитые растения и животные.

«Чжуан-цзы», гл. 11:

«Когда силы Инь и Ян не находятся в равновесии, нарушается круговращение времен, холод и тепло пребывают в разладе, и здоровье человека терпит ущерб. Тогда люди перестают к месту радоваться и к месту печалиться, лишаются постоянства в жизни, много умствуют, но не могут достичь удовлетворения и бросают дела на полпути».

Более-менее стройную философскую концепцию символ «Инь-Ян» получил у Чжоу Дуньи (1017-1073). Философ попытался синтезировать все многообразие китайских мировоззрений: конфуцианство, даосизм и дзэн-буддизм.

В первую очередь он связал «Инь-Ян» с пятью первоэлементами. По его космогонической схеме сперва был Великий Предел – источник всего-всего-всего (изображался в виде пустого круга), затем Предел начинал двигаться, являя собой стихию «Ян», а, истощаясь, переходил в «Инь», которая, накапливаясь, порождала «Ян» и т.д. Даосы поясняли этот принцип примерами: мол, вода (Инь), сжимаясь, становится твердой (Ян), а твердое при чрезмерном напряжении ломается (вновь Инь).

Взаимодействие же «Инь-Ян» порождает пять элементов: воду и металл (Инь), огонь и дерево (Ян) и промежуточный элемент – землю. А уж «Инь-Ян» вместе с элементами порождает остальную «тьму вещей».

Мудрому человеку, чтобы пребывать в гармонии с миром, требуется лишь разумно и вовремя использовать особенности каждого из первоначал.

«Чжуан-цзы», гл. 15:

«Посему говорится: «В жизни мудрец идет вместе с Небом, в смерти он превращается вместе с вещами, в покое он причастен к силе Инь, в деянии причастен к силе Ян».

Как человек западной цивилизации, я не могу претендовать на доскональное понимание восточной мудрости. «Восток – дело тонкое» и западному человеку трудно оценить всю гениальность хайку (трехстишия) Басе о прыгнувшей в пруд лягушке или в полной мере осознать, как может существовать религия без Бога (даосизм и буддизм).

Однако в отношении к концепции «Инь-Ян» хотелось бы предостеречь от одной пагубной тенденции, особенно часто проявляющейся в художественной псевдоглубокомысленной беллетристике. Если бы речь шла о простой глупости, возможно, это бы и не стоило внимания, но дело в том, что символика «Инь-Ян» нередко приобретает крайне неприятные черты.

Каждый, знакомый с литературой «фэнтези», наверное частенько наталкивался на следующие «мудрые» выводы (якобы подкрепляемые авторитетом древнекитайского символа): «Без добра нет зла», «Нет ни зла, ни добра», «Добро и зло – одно и тоже», «Зло – есть добро, добро – есть зло», в общем, как сказал герой В. Пелевина – «Сила ночи, сила дня – одинакова... фигня».

При этом как-то забывается, что идея «Инь-Янского» равновесия не имеет никакого отношения к человеческой этике. Если вы заметили, на протяжении всей статьи касательно «Инь-Ян» я ни разу не упоминал этические категории «хорошо-плохо», «полезно-вредно»… Потому что понятия «Инь-Ян» – космогонические природные противоположности, не имеющие отношения к нравственности. Скинув человека со скалы, мы совершаем зло, а сбросив груз с падающего воздушного шара – добро. Но разве сам закон всемирного тяготения становится от этого нравственным или безнравственным?

Недаром на Востоке так распространено представление о Срединном Пути. Настоящий мудрец невозмутим и не стоит на стороне какой-либо природной силы. Он сам отвечает за гармонию «Инь» и «Ян» в своем сердце. Зло и добро – это неправильный выбор, диссонанс, нарушение гармонии, несоответствие поступков (глупо плавать на суше и бегать по воде).

И если какому-нибудь безумцу, решившему, что, мол, и хирурги, и наемные убийцы равно полезны и необходимы, вдруг взбредет в голову прицепить к этому мировоззрению «Инь-Ян», то этот символ вполне может разделить печальную судьбу свастики.

«Чжуан-цзы», гл. 23:

«Нет разбойников более опасных, чем силы Инь и Ян, – от них никуда не скроешься в целом мире. Но Инь и Ян не сами лишают нас дарованного нам – наше сердце побуждает их к этому».

«Чжуан-цзы», гл. 11:

«Умей быть господином Неба и Земли. Умей вместить в себя и силу Инь, и силу Ян».

– китайская, японская, тибетская, и др., – основанная, помимо прочего, на философии баланса Инь и Ян, помогает восстановить в организме гармонию, созданную природой. Когда гармония между Инь и Ян нарушается, состояние баланса может быть восстановлено с помощью медитации, акупунктуры, корректирующей диеты, цигун, тайцзи, шиацу или различными сочетаниями этих методов. Восточные врачи стремятся лечить не внешние симптомы болезней, а их первопричины , заключающиеся в нарушении внутреннего баланса, демонстрируя при этом такое "ясновидение ", которое человеку с западным менталитетом может показаться волшебством.

Пример "чуда" Проработав много лет в Азии и накопивши за это время разные недуги, я пошел в Индии к доктору Долкар , известной в российском Посольстве как "тибетка". Доктор Долкар родилась на Тибете и лечит, используя древние принципы тибетской медицины, которая сродни китайской. Послушав мой пульс тремя пальцами (на Востоке пульс щупают тремя пальцами, а не двумя, слушая внутренние процессы организма), доктор Долкар всего за десять секунд определила все мои недуги – как действительные, так и мнимые, – да еще и то, что я храплю. В течение нескольких недель с помощью гомеопатических таблеток, которые мне прописала доктор Долкар, все недуги были устранены за счет восстановления внутреннего баланса в тех местах, где он нарушился.

Некоторых моих знакомых, которых западные врачи уже приговорили, доктор Долкар буквально спасла. Оказалось, что западные врачи неправильно диагностировали болезнь, посчитав ее неизлечимой. На самом деле, причины болезни находились гораздо глубже и заключались в нарушении внутреннего баланса, который доктор Долкар диагностировала и помогла пациентам восстановить и, таким образом, полностью излечиться. Западные врачи посчитали это выздоровление чудом.

Здоровая и сбалансированная восточная пища

Почему китайцы и японцы так долго живут?

Одна из причин – здоровая пища, в которой сбалансированы Инь и Ян.

Впрочем, наши картошка (Инь) с мясом (Ян) и водка (Ян) с огурцом (Инь) – тоже очень здоровая сбалансированная пища. ... >>>

Символ Дао

Инь и Ян являются символами Дао . Они представляют собой видоизменяющиеся силы Дао, находящиеся в постоянном взаимодействии.

Естественное движение духовного, мужского Ян направлено вверх, к небесам, а материального, женского Инь – вниз, к земле.

Инь и Ян творчества

Любая творческая деятельность состоит из озарения (Инь) и работы (Ян). Если Инь и Ян великолепно сбалансированы , получаются великие произведения.

В творчестве Инь первична, ибо является озарениемсвыше. Его невозможно передать во всей полноте, поэтому в " Дао де цзин " говорится "Кто знает, тот не говорит. Кто говорит, не знает." Ту же мысль выразил и Тютчев, говоря "Мысль изреченная есть ложь".

И здесь в творчестве в дело вступает Ян. С помощью слов, образов, музыки творец стремится передать открывшуюся ему истину. Да, эти адаптированные к обычному людскому восприятию произведения далеко не полностью передают то, что открылось творцу, но они создают ступеньку, помогающую людям приблизиться к Вечности и открыть ее самим.

Почему все великие композиторы и философы – мужчины ?

Ян, заключающий в себе мужское активное начало, отличается также такими качествами как ... >>>

Дао успеха в жизни и бизнесе

Инь и Ян – символы Дао, его две взаимодействующие силы, стремящиеся к динамичному равновесию.

Дао может наделить и тебя, и твой бизнес неограниченными потенциалом и возможностями. Многие руководители фирм, как на Востоке, так и на Западе перестраивают свой бизнес в соответствии с Дао и добиваются выдающихся результатов... >>>

Пять базовых элементов

Возникая из взаимодействия Инь и Ян, Пять базовых элементов – пять основных видов энергии – являются основой мироздания. Для создания гармонии как в теле, так и в бизнесе, и в организации, и во всем, что тебя окружает, необходимо поддерживать динамичный баланса между пятью первоэлементами... >>>