Высотная поясность презентация европейской страны по плану. Презентация на тему евразия. Природно-ресурсный потенциал ландшафтов

Проявляющаяся наиболее ярко в горах.

Причиной ее является уменьшение теплового баланса и соответственно температуры с высотой.

Высотная поясность проявляется в спектре высотных поясов (зон) от подножия к вершинам. Чем выше географическая широта местности (таежная, тундровая зоны), тем спектр высотных поясов короче (два-три высотных пояса); к экватору (зоны субтропических лесов, саванн, экваториальных лесов) спектр высотных поясов значительно шире (шесть-восемь).

Проявление широтной зональности горных ландшафтов через спектры их высотных поясов

а - в горах таежной зоны, б - в горах сухих субтропиков

Гляциально-нивальная Горная тундра Горные луга

Горные хвойные леса (тайга)

Горные хвойно-широколиственные леса Горные широколиственные леса Горная лесостепь Горная степь Горная полупустыня

Секторность

Это изменение степени континентальности климата от океанических побережий вглубь материков, связанное с интенсивностью адвекции воздушных масс с океанов на материки и соответственно степенью увлажненности секторов, расположенных на разном расстоянии от побережий и на разных побережьях.

Первопричина этого явления - дифференциация земной поверхности на материки и океаны, которые обладают разной отражательной способностью и теплоемкостью, что приводит к формированию над ними воздушных масс с разными свойствами (по температуре, давлению, влагосодержанию). В результате между ними возникают градиенты давления, а, следовательно, и континентально-океанический перенос воздушных масс, накладывающийся на общезональную циркуляцию атмосферы. В результате происходят долготные или другие изменения ландшафтов от побережий вглубь материков. Наиболее ярко это проявляется в изменении спектра природных зон и подзон в каждом из секторов.

Изменение спектра широтных природных зон и подзон в разных физико-географических спектрах континентальности

Зоны: 1-тайги, 2-широколиственных лесов, 3-лесостепи, 4-степи, 5- полупустыни, 6-пустыни.

Секторы: I-приокеанические, II-слабо и умеренно континентальные,

III-континентальные

Высотно-генетическая ярусность ландшафтов

Ярусность равнинных и горных ландшафтов связана с возрастом, этапами развития, генезисом разных гипсометрических уровней (ступеней или поверхностей выравнивания) рельефа. Выделение этих уровней обусловлено неравномерностью тектонических движений.

Ландшафтная ярусность - это выделение в ландшафтной структуре регионов высотно-генетических ступеней, зафиксированных в основных геоморфологических уровнях развития рельефа. При этом плакоры рассматриваются как реликты древних денудационных поверхностей или аккумулятивных равнин, а более низкие уровни равнин связываются с последующими этапами выравнивания рельефа.

На равнинах выделяются ярусы: возвышенные; низменные; низинные.

В горах выделяются ландшафтные ярусы: предгорий, низкогорий, среднегорий, высокогорий, межгорных котловин.

Каждый высотный ярус включает обычно одну-три высотно- пояснях зоны с фрагментами переходных зон, где в зависимости от экспозиции и крутизны склонов могут чередоваться природные комплексы смежных поясов.

Эффект барьерности в дифференциации ландшафтов

Важным следствием ярусного строения ландшафтной оболочки является возникновение эффекта барьерности, выраженного через характерные спектры предгорных и склоновых ландшафтов.

Факторы, непосредственно определяющие выделение барьерных ландшафтов, это изменения атмосферной циркуляции и степени увлажнения наветренных и подветренных территорий перед горами и возвышенностями, а также склонов разной экспозиции. С наветренной стороны перед горами и возвышенностями воздух постепенно поднимается, обтекая барьер, и формирует пояс повышенного по сравнению с широтно-зональной нормой выпадения осадков. С подветренной стороны поднятий, наоборот, господствуют нисходящие токи воздуха уже пониженной влажности, что приводит к формированию более сухих ландшафтов «барьерной тени».

Экспозиционные гидротермические различия склоновых ландшафтов

Ориентация склонов относительно сторон горизонта и направлений преобладающих ветров также является важным фактором дифференциации ландшафтов, но уже на мелкорегиональном и локальном уровнях организации геосистем. В результате взаимодействия геоморфологического (азонального) и климатического факторов склоновые ландшафты разных экспозиций по- разному отклоняются от типично зональных ландшафтов плакоров.

Экспозиционная ландшафтная асимметрия склонов бывает двух типов:

Инсоляционная асимметрия связана с неодинаковым поступлением солнечной радиации на склоны разной экспозиции. Наиболее ярко инсоляционная асимметрия склонов проявляется в ландшафтах переходных зон.

Ветровая, или циркуляционная, асимметрия склоновых ландшафтов, прежде всего, связана с разным поступлением влаги на наветренные склоны гор и возвышенностей.

Вещественный (литологический) состав

На локальном и мелких региональных уровнях организации природной среды важными факторами дифференциации ландшафтных комплексов могут быть вещественный (литологический) состав и структура поверхностных отложений.

3.8. Природно-ресурсный потенциал ландшафтов

Природно-ресурсный потенциал

запас ресурсов, который используется без разрушения структуры ландшафта.

Изъятие из геосистемы вещества и энергии возможно столько, сколько не приведет к нарушению способности саморегулирования и самовосстановления.

1 слайд

2 слайд

3 слайд

На островах Арктики и вдоль побережья Сев. Ледовитого ок. простираются арктические пустыни и тундры, обрамленные с юга узкой полосой лесотундры Южнее - тайга (преимущественно темнохвойная на западе и светлохвойная на востоке), сменяющаяся к югу смешанными и широколиственными лесами, лесостепями и степями Полупустыни и пустыни особенно хорошо выражены на, во внутренних районах Иранского нагорья (Деште-Лут, Деште-Кевир и др.), в Ср. и Центр. Азия (Каракумы, Кызылкум, Гоби, Такла-Макан), в Юж. Азии (Тар). Полупустыни и пустыни особенно хорошо выражены на Аравийском п-ове (Нефуд, Руб-эль-Хали). В субтропиках Зап. Азии - средиземноморская растительность в Вост. Азии - муссонные смешанные и широколиственные леса. В тропических широтах Вост. и Юж. Азии - муссонные листопадные леса и саванны, на наветренных склонах гор - вечнозеленые леса. В экваториальных широтах (главным образом в Индонезии) многоярусные заболоченные леса - гилеи. Почему в Евразии выражены все природные зоны мира? Так как, Евразия самый большой материк. Так как, в Евразии разнообразные климатические условия. Так как, Евразию омывают все 4 океана Земли.

4 слайд

Особенности распространения природных зон в Евразии: Евразия расположена во всех климатических поясах северного полушария. В Евразии есть все типы природных зон Земли Как правило, зоны вытянуты с запада на восток Но сложное строение поверхности материка и циркуляция атмосферы Неравномерное увлажнение разных частей материка Сложная зональная структура – природные зоны не имеют сплошного распространения или отклоняются от субширотного распространения Большой процент высотной поясности.

5 слайд

Кроме разреженной мохово-лишайниковой растительности, в тундре широко распространены многолетние холодостойкие травы (осока, пушица, дриада, лютики, одуванчики, маки и др.). Вид цветущей по весне тундры производит неизгладимое впечатление по разнообразию красок и оттенков, ласкающих глаз до самого горизонта. Тундры и лесотундры Типы тундр кустарниковую тундру, мохово-лишайниковую тундру

6 слайд

Леса, образованные деревьями с мелкими листьями – осиной, берёзой, серой ольхой. Леса умеренного пояса. Тайга Светлохвойная тайга Темнохвойная тайга Древесные породы могут образовывать чистые (еловые, лиственничные) и смешанные (елово-пихтовые) древостои. Тайге свойственно отсутствие или слабое развитие подлеска (так как в лесу мало света), а также однообразие травяно-кустарникового яруса и мохового покрова Деревья с крупными широколиственными листьями и твёрдой древесиной – дуб, липа, клён, ясень, бук. Господствуют в южной части лесной зоны. Животные леса

7 слайд

Субтропики Средиземноморья. СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ, природная страна, включающая острова и полуострова Средиземного м. и прилегающие к нему территории Евразии и Сев. Африки. Особый климат: Теплая дождливая зима, Жаркое сухое лето,

Презентация урока географии "Высотная поясность" 8 класс.

Цели: сформировать представление о закономерностях смены природных условий и ПТК в горах.

  1. Образовательные:

Организовать деятельность учащихся по изучению высотной поясности;

Создать условия для знакомства учащихся с ПТК альпийских и субальпийских лугов, формирования образа гор;

Планируется, что к окончанию урока, учащиеся смогут строить спектрограммы высотных поясов и определять по ним географическое положение и название гор.

  1. Развивающие:

Способствовать развитию интереса к изучаемому материалу, памяти, мышления, познавательной активности;

Обеспечить условия для совершенствования умения работать с картой, применения полученных знаний на практике.

  1. Воспитательные:

Способствовать воспитанию любови и бережного отношения к окружающему миру.

Просмотр содержимого документа
«презентация "Высотная поясность"»

Высотная поясность

География. 8 класс.

ФГКОУ СОШ № 162

Учитель Зражва В.И.


Повторение пройденного материала

Растительное сообщество с преобладанием хвойных деревьев

Тайга

Растительное сообщество, состоящее из разнотравья, формируется на черноземах при недостаточном увлажнении

Степь

Наука, изучающая ПТК

Ландшафтоведение

Солонцы

Засоленные почвы, в которых легкорастворимые соли в больших количествах содержащиеся в почве, находятся на глубине 20-50 см.


Типы почв, в которых соли в большом количестве находятся в поверхностном слое

Сероземы

Ровное глинистое место, лишенное растительности в сухое время, разбито трещинами на многоугольники

Такыры

Песчаная акация, растет на песках, может пускать из корней ветки, а из ветвей придаточные корни, и расти наоборот

Джузгун

Растения с коротким сроком вегетации

Эфемеры

Дрофа

Самая большая нелетающая птица степей


Фронтальный опрос

  • Где расположена зона степей?

(на юге Восточно-Европейской равнины, на юге Урала и на юге Сибири)

  • Почему в степи не растут деревья?

(недостаточное увлажнение)

  • Почему почвы степей обладают высоким плодородием?

(в них остается значительное количество растительных остатков из образуется гумус)

  • Где в степи можно увидеть деревья?

(в долинах рек)

  • Какие почвы в полупустыне?

(бурые)

  • Почему невозможно определить возраст саксаула по кольцам?

(у саксаула в течении года образуется несколько колец – от 7 до 18, по числу выпадавших осадков)

(засухи, суховеи, пыльные бури)

  • Почему тайга меняется на смешенные и широколиственные леса?

(повышается температура воздуха, снижается увлажнение )





Цели урока

1. Образовательные:

  • организовать деятельность учащихся по изучению закономерностей смены природных зон в горах;
  • создать условия для знакомство учащихся с ПТК альпийских и субальпийских лугов;
  • предполагается, что по окончании урока учащиеся смогут читать спектрограммы высотных поясов.
  • Развивающие:
  • способствовать развитию интереса к изучаемому материалу, памяти,

мышления, познавательной активности;

  • обеспечить условия для совершенствования умения работы с картой, применения полученных знаний на практике;
  • Воспитательные:

- способствовать воспитанию любви и бережного отношения к природе.



Понятие высотной поясности

  • Высотная поясность - закономерная смена почв, растительного и животного мира с понятием в горы

Смена компонентов природы с поднятием в горы

Изменение высоты

Изменение климата

Изменение почв, растительного и животного мира

























Группа 1. Практическая работа

  • Используя контурную карту и шаблоны разместите спектры высотной поясности в соответствии с горными системами.


Закономерности расположения природных зон в горах

Запишите их в тетрадь.

  • 1. Чем выше горы, тем больше набор природных зон (многоэтажность).
  • 2. Чем ближе к экватору, тем разнообразнее природные комплексы в горах.
  • 3. Смена природных зон в горах схожа со сменой природных зон на равнине, с юга на север.
  • 4. Смена природных зон на северных и южных склонах отличаются. Снега на северных склонах начинаются на меньшей высоте.
  • 5. Первая природная зона у подножья та, в которой находятся горы.

Cлайд 1

Cлайд 2

Проверка домашнего задания I. Поставить в соответствующих колонках + 1. Дефицит влаги (менее 150 мм/г) 2.Преобладает полынно-злаковая растительность. 3. Соотношение тепла и влаги близко к оптимальному. 4.Коэффициент увлажнения в зоне изменяется от 0,6 – 0,8 у северной границе до 0,3 на юге. 5. Зона занимает юг Европейской части и Западной Сибири. 6. Скудная растительность чутко реагирует на близость грунтовых вод. 7. Некоторые животные летом впадают в спячку. 8.Одна из форм нарушения экологического равновесия - перевыпас скота. 9. Современный облик – сельскохозяйственный ландшафт с искусственными лесопосадками. Природная зона Номер вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Лесостепи Степи Полупустыни Пустыни

Cлайд 3

II. Найди соответствие (Запись сделай в тетради) Почвы Природная зона Проблемы Чернозем Лесостепи Дефицит влаги (250 мм/г) Серозем Пустыни Водная и ветровая эрозия Каштановые Полупустыни Засухи, суховеи, пыльные бури Серые Степи Засоление

Cлайд 4

III. Выполни проверку первого задания 1. Дефицит влаги (менее 150 мм/г) 2.Преобладает полынно-злаковая растительность. 3. Соотношение тепла и влаги близко к оптимальному. 4.Коэффициент увлажнения в зоне изменяется от 0,6 – 0,8 у северной границе до 0,3 на юге. 5. Зона занимает юг Европейской части и Западной Сибири. 6. Скудная растительность чутко реагирует на близость грунтовых вод. 7. Некоторые животные летом впадают в спячку. 8.Одна из форм нарушения экологического равновесия - перевыпас скота. 9. Современный облик – с/х ландшафт с искусственными лесопосадками. Природная зона Номер вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Лесостепи + + Степи + + + Полупустыни + + Пустыни + +

Cлайд 5

Номер вопроса 1 Выполни проверку второго задания Найди соответствие (Запись в тетради) Почвы Природная зона Проблемы Серые Лесостепи Водная и ветровая эрозия Чернозем Степи Засухи, суховеи, пыльные бури Каштановые Полупустыни Дефицит влаги (250 мм/г) Серозем Пустыни Засоление

Cлайд 6

Цель: Углубить знания о высотной поясности – основной закономерности изменения природных условий в горах; Задачи: Сформировать представление о высотной поясности в горах России; Выявить причинно-следственные связи в высотной поясности. Познакомиться с проявлением высотной поясности в различных горах; Рассмотреть влияние гор на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность человека.

Cлайд 7

Cлайд 8

Cлайд 9

Высотная поясность – это закономерная смена природных условий, природных зон, ландшафтов в горах Высотная поясность Кавказа Высотная поясность Урала

Cлайд 10

Сравните Юго-восточную и Северо- западную части северного склона Кавказа. Зарисуй схемы в тетрадь

Cлайд 11

Практическая работа: Сравните и объясните различия высотных поясов двух частей Урала. I вариант «Полярный и Северный Урал» II вариант «Приполярный и Южный Урал»